14 августа 1947 г., четверг, № 150. (2677)
		Северный флот. Участник освобождения ГПёченги’ Герой Советского Союза
капитан-лейтенант Б. Павлов часто рассказывает молодым матросам о славных
боевых делах североморцев во время Великой Отечественной войны. На снимке:
Герой Советского Союза капитан-лейтенант Б. Павлов’с молодыми матросами
	у трофейной пушки,
	пополните ньняя
чысяча миль -
	Ham корабль не так давно считалоя На
флоте самым неокономичным. Это мнение
имело под собой почву, так как личный
состав долгое время не укладывался в уста-
новленные нормы расхода горючего и сма-
заочных. масел. ^
	Зимою этого да командир корабля по-
ставил перед нами задачу — снизить рас-
ход топлива, После этого мною и етарши-
нами групп была разработана целая систе-
Ma мероприятий, которую мы сразу Be
стали осуществлять,
	Во время зимнего ремонта тлавный упор
был сделан на устранение течи и парения
в магистралях, пропусков в арматуре, &
также на снижение расхода пара вепомо-
тательными механизмами путем доведения
зазоров до норм. Экономичность работы
вспомогательных механизмов обеспечива-
лась сменой поршневых колец, не ожидая их
предельного износа. Мы тщательно следили
ва состоянием арматуры. своевременно ме-
няли клапаны, тнезда. Все необходимые за-
пасные части изготовляли в своей кора-
бельной мастерокой. Большую помощь в этом
деле личному составу оказали матросы —
токарь Виссарионов и кузнец Набиев.

С наступлением лета корабль вышел в
море. Здесь борьба за экономию топлива
стала вестись следующим образом: на дли-
тельных режимах весь отработанный пар. от
вепомогалельных механизмов пропускался
в турбины низкого давления через байпас-
ные клапаны, а натрузочные клапаны. на
тлавные конденсаторы закрывались. На-
сколько было важно это мероприятие, видно
из того, что при полностью закрытых ма-
невровых клапанах наши турбины, дейст-
вуя только на одном отработанном паре от
вспомотательных механизмов, обеспечивали
кораблю ход около 5 узлов.
	Противодавление в магистрали’ отрабо-
танного пара сейчас держится в пределах
1,0—1.2 кгюм”. Раньше в главных кон-
денсаторах поддерживался вакуум 720 —
130 мм ртутного столба, но это окае
залось невыгодным. Поэтому мы его снизи-
ли до 680—690 мм. При этом давление
свежего пара на пароструйные эжекторы
было снижено в два раза, число двойных
ходов мМокровоздушных насосов уменьшено
также в два раза, а число оборотов главных
циркуляционных насосов — в три раза.

Разность температур пиркулянионной во-
ды при входе и выходе из главных конден-
саторов сейчае поддерживается на 10—
12°. Добавочные сопла на турбинах вы-
	 сокого давления обычно закрыты. Cymect-
	вовавшая ранее таблица зависимости давле-
ния воздуха, создаваемого котельными вен-
тиляторами, от числа работающих фореу-
нок нами пересмотрена, и давление воздуха
снижено. Так, например. при 10 работаю-
щих форсунках давление воздуха равно 3 мм
водяного столба. а не 6 мм. как прежде.
	Аод котельното вентилятора регулирует-
	ся 00 цвету отходящих 8B AMOX
газов. Температура пологрева мазута повы-
шена < 95°Ц до 110°Ц.
	Вю всех этих меронриятяях деятельное
	сунки с диаметром отверстий только в 2,2
му. Сейчас мы их меняем в зависимости от
нагрузки котла с таким расчетом, чтобы
всегда работали все три топки котла. Для
этого ставим форсунки с меныними диамет-
рами выхолных отверстий. Повышение тем-
пературы пологрева мазута м применение
форсунок различного диаметра улучилило
раелыление топлива, позволило убавить ход
котельного вентилятора до самого малого
и снизить давление воздуха.

в
	Пюодробню расемотрев  эвоплоатационные
нужды корабля, мы составили растисание
работы вопомогательных механизмов таким
образом, чтобы одновременно их действова-
то как можно меньше. Многое здесь зависит
отумелого обслуживания машинистами водо-
подогревателя. СОтарптие матросы Topmeaos,
Андреев и матрос Карталиев пологревают пи-
тательную воду до‘ 115-—120`Щ. Раньше
	это им не ‘удавалось, таъ Kam из теплых.
ящиков шло сильное нарение в машинное
отделение (в теплые ящики отводится кон-
  денсат от волоподогревателя) и питательные
насосы брали воду у запасных еиетерн, ми
нуя теплые ящики. Мы усовернтенствоваяи.
	вею эту систему, добились того, что теп-
лые ящики всетла содержатея полными.
Парение в них было ликвидировано.
	Если прежде давление в котле на CTOAE-
ке поддерживалось равным 10 кт/ем”, то.
тенерь мы снизили его днем до 7 кг/см *, а
ночью до 8 кг/ем °. Это уменьшиялю потери
на излишнее сжатие свежего пара и по-
тери в окружающую среду. С целью умень-
шения напрузки на пародинамо Ha корабле
было составлено расписание освещения и
работы вентиляции. Днем освещение в по-
мешениях, имеющих иллюминаторы, вы-
ключается, а вентиляторы работают пооче-
релно. В результате нагрузка на пато-

динамо была снижена на 25 процентов.
	На нашем корабле сеичас ме
масляный сепаратор. В походе он работает
все время, а на стоянке — периодически,
Поэтому турбинное масло у нас содержится
чистым, без воды и грязи. Мы отказались
от консервации шеек полшинников пилинд-
ровым маслом. Используя опыт пвардейско-
го крейсера Н., мы производим проворачи-
вание турбин и прокатюу подитимников тур-
бинным маслом 4 раза в сутки. Отработан-
ное машинное масло от вспомотательных
механизмов (пародинамо, котельные венти-
ляторы и др.) собирается в специальном от-.
стойнике, предложенном старигиной 1 статья
Беловым. Здесь оно очищается от воды m
грязи и снова илет на смазку тихохелных
	‘механизмов (балаетный. осмикитетьный. п0-
	жарный и другие насосы).
	Наш опыт борьбы за экономию топлива

«тепличных» условиях
	К, чему ведет упрощенчество
	На корабле сыграли ‘учебную боевую
тревогу, и личный состав, согласно распи-
санию, быстро занял свои посты. Векоре в
тлавный командный пункт начали посту-
пать доклады о тотовности. Не прошао и
нескольких минут, как вахтенный офицер
доложил командиру о том, что корабль
готов к «бою».

Так началось общекорабельное Учение,
которое должно было на деле проверить,
насколько слаженно и Умею действует.
экипаж в сложных условиях решения за-
дачи. \

Во все боевые части хтали поступать
вводные посредников. Выполняя их, ар-
тиллериоты отражали атаки «торпедных
катеров», зенитчики вели огонь по само-
летам «противника», аварийные группы и
личный хостав пятой боевой части 60р0-
лись с возникавшими на корабле «ножа-
рами» от попадания снарядов и звиабомб
и ликвилировали «пробоины» в корпусе.
Посредники последовательно «выводили из
строя» отдельных командиров боевых по-
стов. некоторые приборы и ‘механизмы. Ча,
место «убитых» п «раненых» становились
другие матросы и старшины. Непеправная:
материальная часть заменялась новой.

Личный состав в основном лействовал
слаженно, быстро. Многие матросы и стар-
шины показали XOpoMTyI практическую
натренированность, умение эксплоатиро-
заль механизмы в сложных условиях, чет-
ко лействовать на своих остах. Можно
упомянуть © старшине 1 статьи Де-
мине, старшине 2 статьи Оветлове, мололом
матросе Зеленове и многих других, которые
продемонстрировали на учениях воинское
умение и боевое ‘мастерство. Можно приве-
сти еще немало. примеров положительного
решения ‘частной залачи тем или иным мат-
росом, стартииной. и

Однако в данном случае речь идет об от-
работке всех, самых мельчайших, деталей
боевой ортанизации корабля в целом, © вза-
имолействии боевых постов и командных
пунктов. К сожалению, в этом отношении
учение оставляло желать много лучшето.

Уместно отметить, что эту задачу эки-
паж славал ‘неоднократно. Вначале она не
была принята как еше недостаточно отра-
ботанная, Save ее опять едавали после
прибытия нового командира, и снова кораб-
лю ее не засчитали. Поэтому юледовало
ожилатв от офлцеров на учении большей
требовательности к себе и к подчиненным.
Но, к сожалению, этого не было. В ряде
случаев действия старитини матросов 9т-
лячалиеь робостью, нерешительностью. И
если в основном большинство вводных pe-
шалось своевременно, то были случаи, ког-
Да отдельные матросы не укладывались B
положенное время. Во время учений дале-
50 не всегда усложнялаеь обстановка, а
HEOH раз она даже облегчалаеь и упроша-
тась. Была. например, подана вводная:
«Пожар в тайоне катера». Едва только
олин из матросов успел выпустить из
тланга струю волы, как «пожар», по за-
каючению посредника, оказалея ликвиди-
розанным. Точно так же упрошевно реша-
	лись многие лругие вводные, Чтобы выпол-.
	нить их, не требовалось 56000г0 напряже-
ния сил, инициаливы, изобретательности.

Все повреждение связи на учениях вы-
ззллось в TOM, что была «порвана» ан-
	тенна, «испортилась» лампа в приемнике.
	Очень просто вёлась б6р5ба за живучесть
корабля. В представлении многих матросов,
особенно молодых, это оказалось крайне
летким делом: стоит только заделать не-
большую «пробоину», чтобы опасность за-
топления была устранена. или направить
на очаг отня струю из шланга, чтобы лик-
вилировать «ножар».

Корабельный устав е исчерпывающей
	полнотой определяет цели и задачи обще-.
	кораоельного боевого учения. В частности,
он Указывает, что учение должно проверить
боевую организацию боевых частей, их не-
разрывное взаимодействие во время боя.
Прячем такое взаимодействие непременно
толжно быть максимально приближено к
реальной боевой обстановке. Однако во вре-
	мя учения каждая часть леиствовала само-.
	стоятельно и He участвовата в обзданни

общего тактичеекого фона. ;
Не достигнуто было выполнение и дру:

того‘ уставного требования — проверять во
	время учения натренированноеть офицеров
	и их навыки в командовании своими 90е-
	на общекорабельных учениях
	выми ча\тями. Артиллерист корабля лейте-
	нант Горфейчую в течение всего учения
нахолилея да мостике. Трудно было дота-
	татьея. что’ это офицер, в руках которото.
	сосредоточен вся огневая мощь корабля.
Вто’ функции” свелноь ва ‘учениях ® тому,
что он повтомял приказы командира 9т-
коыть или прекратить огонь. В. пределах
	тосягаемости корабельной артиллерии чаето
	появлялиеь тормедные катера «противни-
ха». Конечно, батарее, заметившей mx,
нужно было немедленно открывать огонь.
Олнако Горлейчу& ограничивалея лишь
репетованием приказания командира и
не прибавлял от вебя, какой именно бата-
рее вести стрельйу, как разделять отонь
о целям.

Лейтенант Тордейчтк — молодой офицер.
О только начинает службу. Поэтому пря-
	мой долг команщира корабля состоял в том,
тобы еще до учения мобитьея OT него зна-
	чительно большей валренированности в
действиях, а во время. учения дать ему
больше инициативы и самостоятельности.
Этого здесь не было. Допускалась и другая
ошибка. Известно, что управление в бою
кораблем находится во власти командира.
тнако находивиийся на мостике командир
подразделения фактически свел роль коман-
лира корабля на-нет, Он сам отдавал при-
казы, получал донесения и целые сутки
Ber «sory.
	Кота учение вакончилось, состоялея
	разбор. Однако ответа на то, почему лич-
ный состав действовал в ушщжиненной `9б-
становке и почему не было достигнуто нуж-
	ного взаимодействия боевых частей, этот
разбор не дал. Его проводил командир под-
пззлеления  капитон-лейтенант  Иохвид.
	разделения  капитен-леитевант  иоАБад.
Участники учения, ‘особенно офицеры ко-
	рабля. рагочитывали, что посредники пол-
	ностью осветят положительные и отрица-
тельные ‹тороны в действиях отдельных
боевых постов. укажут на пути уетране-
	ния недостатков. На деле этого не оыло.
	Руководители учений не видели ничего
плохого в том, что экипаж решал вадачу в
«тепличной» обстановке, даленой от той, ка-
кая бывает во время боя.

Посредняками были опециазхисты подраз-
деления. Им. командир подразделения п9-
очерелно предоставлял слово.  Выступления
большинства были образцом нетребователь-
ности. Вот что сказал штурман лейтенант
Трубачания:
	-— Отиечаю чт первая боевая ‘часть
	‚полголовилаеь и вела учение! образцово,
	 Прокладка велаюъ. (Как?!) На ©толе лежали
зарты; налюминаторы были задраены (7).
Руководитель разбора спросил:
— Какие вы обнаружили недочеты, на
910 следует обратить внимание?
Трубачанин ответил: :
— Недостатков нет, инструкции личный
состав вымолняет хорошо.
Слово получил связист лейтенант Реми-

зов; Он сказал:
— Вахта правилась и документация ве-
	лась правильно. Доклалы пыли четкие, гра-   пройти цикл
	мотные. Исправление «поврежденной» ан-
тенны произведено раньше. положенното
	— Эта немецкая пушка’ била прямой наводкой по нашим‘ катерам, — говорит
Б. Павлов. — Наши пулеметчики н артиллеристы подавили ее своим метким огнем,
и я на своем катере привез сюда пушку, как трофей, добытый в бою.
		Из писем в редакцию
	Ногда будут переоборудованы барокамеры?

3a годы войны авиационная техника
птатнула, далеко внеред. Значительно увели-
читась высота полетов, на самолетах по-
явились новые кислородные установки, 1о-
выенлись и требования к физической подго-
	товке и’ тренировке летного состава. Геперь
	кажлый летчик. штурман и стрелок-радиет.
	црежде чем подняться в воздух, должен:
	ити цикл тренировок в барокамерах. Эти
	установки нозволяют не только создать для
	‚ СЪ нам приходят молодые летчики, Они
хорошо изучили теоретическую часть вы-
COTHOTO полета и кислородную аппаратуру,
‘но практического опыта полетов на высоте
и использования кислородных приборов не
имеют. Практика для таких летчиков край-
  не необходима. Но когда они начинают про-
хохить У нас тренировку в барокамерах, то
нужной для себя аппаратуры не находят,
следовательно, не могут по-настоящему
проверять евою готовность к высотным по-
eran.
Не пора пи соответотвующим органам
тыха обратить на, этот нетостаток, серьезное
внимание. Встати сказать. так обетойт ле-

Все перечисленные мероприятия тали
	возможность личному составу пятой боевой
	засли нашего корабля сэкономить в первоу
полугодии 1947 тола 419.9 тонны мазута
	и 3.405,6 . килограмма турбинного масла.
	ODO позволило ‘увеличить район плавания
корабля на одну тысячу миль.
	Таков результат, проделанной надги рабо-
ты по установлению и удержанию наиболее
	‘экономичных режимов работы глазной тур:
	биннюй установки, главных котлов, вепомо-
тгательных механизмов. систем п. устройств.
Но это только начало, Борьба за дальней-
шее снижение расхода топлива продол-
жается.
	Личный состав электромеханической 609-
вой части нашего корабля сейчас борется
ва, то, чтобы к 30-й годовщине Великой On-
тябрьекой социалистической революции
сэкономить еще 300 тонн мазута и 2.000
килограммов турбинного масла.
	Инженер-капитан  3 ранга Е. ЕЗИОР.
	тенны произведено раньше положенното   летчика условия, сходные © полетом Ha
срока. Хороню шли донесения 0 «BOs TTHI-   больших высотах, но проконтролировать. его.
ном противнике». (А между тем в этой 00е-   физическое состояние в. разреженной воз-
	дупеной среде, научить летчика празиль-
но эксплоатировать новую кислородную ад-
паратуру.

Е сожалению, у нас с барокамерами да-
леко не все благополучно. Установки, ко-
нечно, имеются, и они оснащены кислород-
ной аппаратурой. Но беда в том, что апна-
ратура устарела и не дает возможности тре-
нировать, учить и контролировать работу
летчика в разреженной атмосфере.
	Совместная игра ле
	В нашей авизчаети недавно проводилась
военная игра летчиков © учаотием  офице-
ров-зенитчиков. С содержательным докладом
выступил гвардии майор Тенлинекий.
Он рассказал 06 организации и зада-
чах ПВО, системе оповещения и патру-
лирования истребителей. В своем вы-
ступлении офицер Теплинский привел ряд
поучительных примеров из опыта Отечест-
венной войны.
	Затем участники приступили ® игре.
	  Офяпер бмвотовекий доложил обстановку,
	& гварлии камитан Блоха таюсказал,, как

вой части во время учений было большие
всего условностей и упрощенчества в дей-
етвиях личного состава!).

В таком же тоне прозвучали почти все
выступления посредников, за исключением
командира БЧ-У ниженер-капитан-лейте-
нанта Балло и командира подразделения
капитан-лейтенанта Иохвида, которые дали
болев или менее критическую оценку уче-
НИЯ.

Общекорабельное учение на этом кораб-
ле очень поучительно. Оно показывает, к
чему ведет упрошенчество, стремление ра-
ди «высокой оценки» снизить требова-
тельность, облегчить отработку задач. Во-
мандир корабля капитан-лейтенант Куче-
ренко — заслуженный офицер, участник
Отечественной войны. Олнако он мало вно-
сит в боевую подготовку того, что добыто
им з боях на море. Некоитичеекий noo
	посрелников к анализу учений может
	только усложнить, а не облегчить даль-
нейпую борьбу экипажа за высокую dee-
вУю тотовность корабля.
		Капитан Е. НАМЕНЕЦКИ

Тихоокеанский флот.
(От спец, корр. «Красного Флота»).
		ло, повидимому, не только в нашей части.   УЧаотие принимали котельные  малтини-
Больших расхолов. на наш вэглях, для пе-   (Ты-—старшина 2 статьи Растокин, crap-
	шие матросы Сень и зубков,. матрое Анань-
ев, а также маплиниеты — старшина 1 ота-
тьи чВуравель, старитие матросы Горелов,
Андреев, матрос Гуменюк. Их инициатива,
четкость и аккурамность в несении вахты
позволили нам достигнуть большой эконо-
мии топлива на ходу корабля.
	Серьезных результатов экипаж корабля
добился также в экономии горючего и сма-
зочных масел во время якорной стоянки.
	реоборулования камер ‘не. потребуется.
Летчики ждут, когда барокамеры будут
переоборудованы и оснащены современной
зипаратурой.
Капитан В. ДЕРБЕНЕВ.
	тчиков и зенитчиков
	  нужно ставить боевую задачу перед авиа-  Не так давно у нас на корабле были фот-
	ционной эскадрильей. Бсе вводные 0со-
провождалиеь натлядным показом. 3Ba-
благовременно подготовленные схемы и
чертежи, отображающие отдельные эпи-
зоды и моменты боя, способствовали луч-
шему усвоению темы.

Четкие и правильные ответы давали лет-
чики-пвардейцы  Животовекий, Вочертин,
Блоха, Антонов, зенитчижи офицеры Куш-
Ковой, Хаврель и Поздняков.

Старший лейтенант И. СМИРНОВ,
	Тихоокеанский флот.
			тельные прокладки на все топливные маги
страли и принял ряд других мер для cbe
режения топлива, стал еще более тшатель

но наблюдать за экоплоатацией материаль
ной части.
	Блатодаря заботе старшины —Улало
	сэкономить за короткий срок полторы тон
НЫ ТОПлЛИвВА,.
	` Бывало п так, что некоторые руковоли
тели практики, вместо того чтобы при пр
ведении занятий пользоваться материально
частью, учить людей непосредетвенно у ору
Дия, торпедного аппарата, предпочитал
заниматься гдечнибудь «в тени», в кубрлк
или под тентом. Один такой преподавател
«изучат» © курсантами устройство артилле
рийского погреба... на верхней палубе, Вы
не пришло в голову привести молодых моря
ков к об’екту своего рассказа, показат
погреб во всех деталях.
	Ъ очастью, таких «лекторов» среди руко
водителей практики становится ‘все меньше
На каждый подобный случай подмены жи
вого практического обучения  лекцие
старшие руковолители практики, & TARR
командиры кораблей и их помощники 06я
ваны немедленно реатировать, устранят
оприбки. Обязательно нато следить за мето
дикой обучения курсантов.
	Нв всегда ещо умеют и руковолител
практики и офицеры учебных корабле
прививать молодым морякам навыки поз
дения в море. Еще не изжиты случаи нар
шений курсантами корабельного распорядк
Ответетвенность ва эти проступки возл
гается, естественно, не только на камих
нозников, но и на их воспитателей.

В заключение хочется сказать, что п
давляющее большинетво молодых моряхо
сумело ю первых же дней пребывания
практике сочетать ‘успехи’ в учебной подг
товке с примемной подтянуостью и отга
зованностью. Такие курсанты, как ото
ский, Репин, Гернет, Изарпин, Вергуна
такие слутатели, как лейтенант Ковален
и старший лейтенант Крылов, © полны
правом носят звание отличников учебы.
кораблях плавает немало и других курса
тов, которые уже сейчас своим поведения
и жажлой знаний вселяют уверевность
том, что они станут настоящими боевыз
офицерами Советского  Военно-Морско
Флота. Помогать пм в oro. vant, oy

ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ, 13 августа. (По
телеграфу от корр. «Красного Флота»). На
Н-ском корабле в походе выбило прокладку
соединительното клапана топливной маги-
етрали. Старшина отделения  мотористов
старшина второй статьи Черняков, своевре-
менно обнаружив неисправность, поставил
	вой техникой. на учениях и стретльбах, учат
их тому, что требуетея на, войне.

Стремясь к полной реализации программ,
руководители не цепляются за, «букву» пла-
HOB, & умеют живо реагировать на требова-
‚ния корабельной действительности. В этой

овязи вепоминаетея такой случай.
	Прелетояли учения по отражению атаки
торпедных катеров. В плане практических
занятий курсантов эта тема, не значилась,
но мы сочли необходимым привлечь их к
участию в отработке этого важного раздела
боевой подготовки. Руководители практики
немедленно, пони ‘нам навотречу, и мы бы-
стро договорились. Курсантам рассказали о
методике использования торпедных катеров
B бою, ознакомили © тактическим фоном
учения, залем подробно раз’яснили правиль-
ный порящок, действий и ошибки атакующей
и обороняющейся сторон.
	В методике опытных руководителей прак-
тики — преподавателей, которые, находясь
в стенах ‘училища, не забывают о нераз-
рывном единотве теории < практикой, —
чувствуется умение использовать в учебе
живой флотекий материат, обнозлять сведе-
ния, переданные слушателям, чермать фак-
ты из практики сегодняшней учебы кораб-
лей. Но бывают случаи, когда отдельные
руководители относятся ю своим прямым
обязанностям ны совсем добросовестно.
	Предотавьте себе знойный летний день
этого года. На учебном корабле, где старты
помотщниикюм командира служит офицер
Окрипниченко, преполаватель метеорологии
анализирует погоду. Какой же сезон разби-
рает OH CO овоими юными юлушателями?
Июль или июнь текущего года? Ничего по-
добного, Вместо того чтобы дать курсантам
понятие 0 погоде на театре в период их
пребывания на, флоте, этот преподаватель
тщательно проанализировал © ними потоду
3a... 26 октября прошло года! Он иепользо-
вал готовые разработки, сделанные задолго
на берегу, но пожелав потрудаться над све-

делу морских знаний. Таким образом, кур-
‚санты успевали позабыть даже основные
положения Правил к тому времени, когда
надо было ими руководетвоваться. На прак-
тик же воре, при сулествующей загрузке
курсантов для изучения Правил н8 оста-
валось свободных учебных часов.

Нужно ли говорить, что такая постанов-
ка дела оптибочна. Чам кажется, что в те-
чение года следует несколько раз проверить
курсантов, как они знают Правила, доби-
ваться TOTO, чтобы молодые моряки
привыкали к бдительности, осмотрительно -
сти, приобретали нужный тлазомер и не
откладывали на будущее воспитание в себе
столь ценных качеств.

Оставляет желать лучшего п знание кур-
сантами тех кораблей, на которых они со-
вершенетвуючея. Опециального времени на
изучение корабля не отводится, и знако-
миться © ним бутущий офицер, может тоть-
ко в свободные от занятий часы. В сожале-
нию, не каждый юноша проявляет доста.
точно настойчивости, чтобы выкроить
из своего скромного бюджета времени
час—другой для детального систематическо-
го ознакомления с кораблями. Мы были сви-
детелями такого факта: курсант, живущий
на корабле уже немало дней, понятия ва
имел о том, сколько здесь имеется ‘турбин,
котлов и даже... прожекторов.
	Подобные пробелы, включая и такой, кд.
нетвердое знание Корабельного устава, при-
ходитея восполнять непосредетвенно на; ко-
раблях путем приведения программ в
наиболее полное соответствие © требова-
ниями корабельной службы. При этом oco-
бенно важно доститнуть. тесного контакла, в
работе между офицерами кораблей и руко-
волителями практики.

Флатманские спедиалиеты учебных кора-
лей приложили мемало усилий. отобн
	 рактика будущих
		_ Шетние месяны — напряженная тора, для
курознтов и слушателей военно-морских
учебных завелений. Завершив цикл занятий
в стенах училищ, елав экзамены тю теор»
тическим курсам, будущие офицеры идут
на флоты. В море во время стоянок и похо-
10 они анакомятся со всеми деталями ко-
рабельной организации, © механизмами,
приборами, оружием, учалея владеть ими в
пределах, указанных  прогоаммален,
	Немало курантов принмо ныне и Ha
учебные корабли Черноморекого флота. Вме-
	сте с личным составом кораблей участвуя
	в плавании, очи одновременно проходят
программу практики. Проведенные ими ар-
тиллерийокие и торпедные стрельбы, штур-
манекая и морекая практлка, ознакомление
с вахтенной и дежурной службами позволя-
ют сделать некоторые выводы о хоме прак-
ТИКИ.

`Прежде всего нужно сказать, что по срав-
нению © прошлым в этом голу удалось ло-
стячь большей организованности. Руково-
дители практики, пришединие на корабли ©
тгоуплами корезнтов. отнеслись к своим ебя-
	занностям с должной ответственностью. Они
	Не пытались обучение курсантов возложить
целиком на плечи корабельного состава, как
это нередко случалось раньше. С пругой
стороны, и офицеры кораблей но оставались
в стороне от практической подтотовки моло-
ых моряков, а, насборот, искренне стара:
лись слетать все возможное для улучшения
вачества практики.

`Вак мавестно, подготовка курсантов в
хлассах, аудиториях и лабораториях по мно-
TUM лисциплинам отличается 060б0й тша-
	тельностью и шзволлет мододьгм морякам
беотро включиться в напряженный ритм
	летней ‘рактики на кораблах. Офицеры
	кораблей стмотити, например, что ‘по артит-
аа 36 areroagn pam rfenmnn QITOITH. ST LT
	молодые моряки извлекли максимальную
пользу из пребывания в море. Помимо кон-
троля за подготовкой материально-техни-
‚ческих юредолв эти офицеры лично руко-
водили не только планированием, но и про-
ведением ряда стрельб, штурманокой прак-
тикой, помогали руководителям в организа-
ции учебы. ‘
Жомандиры учебных кораблей также 0с0-
‘анали свою ответотвеннюють за создание ус-
ловий, необходимых для уопененого обуче-
ния курсантов. и стуателей, за, воинокое
воспитание их, как этого требует Ворабель-
ный услав. Большую работу проделали
старший помонтних команиифа, одного из ко-
раблей капитан 3 ранга Хулга, командиры
боевых частей тт. Козлов, Макаров, Чепик,
командиры попразделений Макухин, Евоиг-
неев и другие.
Офицеры не опраничизатись только обес-
 печением стрельб и «общими указаниями».
Они повседневно лолилиеь © курсантами
опытом в использовании оружия, обучали
их правилам и законам морской служ-
бы. Вообще весь личный состав кораблей,
особенно старшины и старослужащие матро-
сы, во многом помог и помогает будущим
офицерам непосредственно на боевых по-
стах. В успехах курсантов на стрельбах
есть и заслуга командиров артиллерийских
расчетов — старшин Вирны и Щербины,
тоернедистов Синицына и Epwamuna,
	Активное участие офицеров и стариин
  кораблей в обучении и воспитании куреан-
‹ ТОВ отнюдь не онижает роли руководителей

практики. Такие’ руковотители практики,
как офицеры Никонов, Вавилов, Пирожков,
являются подлинеьыии наставниками буду-
щих офицеров, умеющими прививать им
уважение и’ любовь к фаотской службе, ко-
раблю, вверенному оружию. Отличительной
чертой таких руковолителей являются по-
стоянная проверка действий курсантов, жи-
вое, повседневное руководелво ими. Tr. ‘Ba-
вилов, Пирожков, * показывают  куреан-
	Гл зат оплаАЗАЬ РАЗА дол < ЯША
	Контр-адмирал
М. МОСКАЛЕНКО
o
	стям курсанты обладают должными энания-
ми. Это обстоятельство немедленно сказалось
на результатах стрельб.
	Многие куреанты неплохо справихжиеь со
свойуий обязанностями управляющих огнем
по морским и воздушным пелям; младите-
куреники показали, что они хорошо знают
материальную часть. Все торпедные
стрельбы, проведенные курсантами, выпол-
нялись успешно. Характерно, что молодые
моряки не утопили ни одной тормедь, а
ведь и У более опытных товарищей иногда
бывают случаи потери торпед.
	Основы штурманокого дела, изученные
курсантами в стенах училищ, дали им воз-
можность в южатые. сроки получить необхо-
димые навыки в проработке мариирутов по-
хода в море, в освоении района плавания и
производотве наблюдений на, переходе.

Однако не по всем дисциплинам подготов-
ка будущих офицеров может, на наш взгляд,
считаться ‘волне ‘удовлетворительной. В
частности, многие курсанты имели весьма
приблизительное предотавление о «Прави-
лах прехупрежления столжюновений судов в
море». Отдельные практикаяты не зная
названий отней, которые несет корабль на
ходу. р

Причину этого пробела, в образовании
булущих офицеров нетрудно найти. Кур-
сантам. преподносили «Правила преду-
преждения столкновений судов в море» в
самом начале их учебы, а затем к ним
не возвращались. Перед плазанием ники
TH TMOMEAMAT RATER 1 ОТОМ РАЗУМУ ТВ