14 августа 1947 г., четверг, № 190 (2677)
			Большевистская забота   Copok net   о ПОРТ
	заводе
	МОРЯКОВ
	воспитании
	ные пособия готовились также к ванятиям,
посвященным пятилетнему плану.

За несколько дней перед каждым заня-
THEM вывелтиваютея списки рекомендуемой
литературы, об’являются основные вопро-
сы по теме, В каюте политико-просветитель-
ной работы веегда можно найти необходи-
мый пропагандистекий материал и художе-
ственную литературу. 8

бое внимание заместитель командира
обращает на подготовку руководителей.
Он подробно беседует с ними по содержанию
темы, просматривает конспекты, советует,
как лучше излагать материал, какие воп-
	Большую воспитательную работу < мат-
росами и старшинами ведут помощники ру-
ководителей политических занятий. Они про-
водят занятия с теми, кто стоял на вахте
и в наряде, оказывают индивидуальную по-
мощь слушателям в самостоятельной подго-
товке, контролируют посещаемость.
		об идейном
	На итоговой беседе по теме «Великая
победа Советекого Союза над фапгиетской
Терманией» комсомолец матрос Алибаев по-
лучил двойку.

Он и раньше отставал от товарищей, ему
труднее, чем другим, давалась учеба, но
двойка в журнале этой группы появалась
впервые. Случай с т. Алибаевым взволно-
валелушателей группы и больше всего—ру-
	ководителя политических занятий лейте-
	нанта, Романова.

Пс окончании занятия он решил сразу же
зайти к заместителю командира по полит-
части и доложить о случившемся.

— Давайте обсудим, почему это произо-
110,-—предложил Романову ваместитель
командира. — Вот секретарь _ комсомоль-
ского бюро корабля т. Потемкин говорит, что
Алибаев ленится, недобросовестно отноеит-
ся к учебе, д я © этим ие согласен. Алиба-
ев — старательный матрос. Его беда, в том,
что он недостаточно хорошо владеет русским
языком, и здесь, пожалуй, налней^ влны
больше, чем ем. В вашей группе много
хоропю подготовленных товарищей. Пору-
чите кому-нибудь из них позаниматься ©
Атибаевым по этой теме дополеитетьно,

— Я сам возьмусь за это,-—сказал ©е-
кретарь комсомольской организации.

— Добро...

В этот же вечер старитина, 2 статьи По-
темкин и матрос Алибаев сидели в каюте
политико-проеветительной работы. Пере
ними на столе лежали географическая карта
и несколько газетных вырезок. Весь вечер
они провели за беседой. — Потемкин
расоказал Алибаеву о великих битвах од
Москвой, Сталинградом, на Орловско-Курс-
кой дуге, о десяти сокрупительных ударах,
которые нанесла Советская Армия по немеп-
ко-фашистским полчищам. Отаршина и мат-
рос вместе разобрали по, карте направления
этих ударов, Потемкин подробно раз’яеснил
матросу, какую роль сыграли в Великой
Отечественной войне героические тружени-
ви советского тыла. В заключение старшина
дал Алибаеву брошюру и посоветовал ему
прочесть ее.

Через несколько дней Алибаев обратилея
к руководителю политических занятий и по-
просил, чтобы тот вторично спросил его по
теме. Лейтенант Романов пригласил матро-
са К 06бе в каюту. На все вопросы Алибаев
ответил правильно и обстоятельно. Теперь
в журнале учета успеваемости против его
фамилии вместо двойки появилась четверка.

После этого памятного случая комеомо-
леп-казах Алибаев больше не имел плохих
оценок. Ему, так же Kak и слабо успева-
ющему матросу Вачурину, отличники уче-
бы стали оказывать постоянную помощь и
беседами, и подбором литературы, и пока-
30M TOTO, как правильно вести записи
и пользоваться ими:

* * & $. Г у
	Политические занятия постоянно. нахо-
дятся в пентре внимания. партийной п ком-
сомольской организаций, заместителя коман-
дира по политической части этого корабля.
Руководителями матросских и ‘старшинских
трупп здесь являются хорошо подготовлен-
ные офицеры. Одной из групи поллтзанятий
0 старшинами руководит заместитель ко-
мандира по политчасти т. Тенигин, с матро-
сами занимаются старшие лейтенанты Слу-
хай, Кущенко и хругие офицеры, имеющие
В этой области больной практический опыт.

Не было случая, чтобы в какой-либо из
груип политзанятие былю сорвано или про-
шло на, низком илейном уровне. Каждому
очередному политзанятию на корабле пред-
шествует тщательная подготовка: подби-
раетея основная и дополнительная литера-
тура, готовятся необходимые наглядные по-
собия — карты, схемы, диаграммы. Когда,
например, изучалась тема «Изгнание не-
мелких войск из пределов налтей Родины»,
т. Тенигин с помощью корабельных худож-
НИКОВ Подготовил для всех групп специаль-
ные карты, на которых ‘обозначались ‘на-
правление ословных уларов Советекой Аф-
мии, количество ‘H состав  налних
сил. и сил противника. Это помогло слутта-
телям более глубоко уевоить тему. Нагляд-
	Летняя спартакиада амурцев
	нанта Полосухина. На этой же листанции в
заплыве стилем браюс победителем вышла
команда майора, Бахтиатова.
	Отометровку вольным стилем среди офи-
перов быстрее других проплыл старший
лейтенант Красносельский, Лучшее время
на эту же дистанцию в плавании брассем
было у т. Лебедева. Среди матросов” ва
1 мин, 14,8 сек: проплыл 100 метров кро-
лем старший матрос Савенков. В-заплыве
стилем брак на эту же дистанцию ‘победие
телем вышел старшина 1 статьи Далматов:
	В эти же дни на стадионах и спортивных
плошадках разыгрывается командное и
личное первенство ‘флотилии по легкой
атлетике.
	BPACHOSHAMEHHAA АМУРСКАЯ ФЛО-
ТИЛИЯ, 13 августа, (По телеграфу от корр.
	‚«Прасного Флота»). Открылась традицион-
	ная летняя спартакиала. кораблей и частей
Краснознаменной Амурской флотилии. Спар-
такиада началась массовыми шлюпочными
соревнованиями, в программе которых —
гребные гонки птестивесельных и четырех-
весельных ялов на 10 кабельтовых < пере-
садкой рулевых, на 30 кабельтовых без
рулей, крейсерекие и комплексные зоревно-
	На водной станции состоялись заттывы,
в которых учаютвовало около двухсот мат-
р0е0в, старшин и офицеров. В вапвлыве на
	CTO метров вольным стилем первое место
	присуждено катерникам  капитан-леийте-
	МАЛЕНЬКИЙ ФЕЛЬЕТОН
	(Особый интерес
	Ато. сказал, что Марков мало- интере-
суется и даже совеем не интересуется под-
собным хозяйством? Неправда это. Не та-
кой оны человек.

Bot, к примеру, ое хозяйство
лётной части, где служит Жарков. Славит-
ся оно обилием молочных продуктов, 060=
бенно молока.

Значит, забота © нем проявляется
исключительная, интерес к нему 00обый.

Й, конечно, приятно Жаркову созна-
вать, что дела в этом хозяйстве идут как
по маслу. ты

Ведь только за один месяц авиационных
подразделениям выдано по пять литров м9-
лока. А некоторым подразделениям по -де-
‘сять и даже по семнадцать литров. Е

Правда, находятся такие, которыё гово-
	>— Маловато...

Ну, чем богаты, тем и рады!

Но вот в один из теплых, как парвое
молоко, черноморских дней Жарков, охва-
ченный любовью к подсобному хозяйству,
даже сложил про него такие строки:

‚Не ферма, & филиал Главмолока.
Над ней плывут молочные облака...

Большего, к ето огорчению, он ничего
придумать не мог. а у

Й на миг посетивиая его поэтическая
муза уступила место прозе.

«Моя часть, — © гордостью размыи-
лял он, — военнослужащие части — MOT
подчиненные. А чье же в таком случае
подсобное хозяйство?— подумал Жарков. —
Нало полагать, тоже мое?».

Так он твердо и рептил, сотласивитиев ©
этим.

Все остальное пришло само собой. Вер-
ее, но совсем пришло; потому что надо бы-
л0 самому брать. 1

Вот он и взял. Взяя чолько для себя вее-
то-навеего 102 литра молока. Ни больше,
ни меньше.

Иные завистники, может, скажут:

— Многовато.,. Живет себе да молочко
попивает.

Им-то невдомек. Что же остается делать
Жаркову, если его жажда одолевает? И дни
стоят, как на грех, знойные, лётгые... А
что он, Жарков, — самолет, что ли? Не Ges
зином же ему заправляться?!

Но и не в этом суть. Ведь мало взять
столько молока. Надо ето еше и выпить.
Шутка ли сказать: вливать в себя три с
лишним литра в один лень!

Это тоже понимать надо. & тому же Жал-
ков сам себе навязая принудительный
ассортимент. Помимо молока он взял для
	себя за этот же месяц 18 литров оливок
	qa 12 килограммов творогу.

И, конечно, не легко ему приходится,
И никто ему не посочувствует.

Вот мы и решили порадеть, — пусть все
знают, как ему трудно.

А если кто заикнетея, что Жарков не
интересуется подсобным хозяйством, — не
верьте! _

Очень даже интересуется...

. А ЗАГОРЯНСНИЙ.
		Спектакль художественной
самолеятельности-
	БАЛТИЙСКИЙ ФЛОТ, 13 августа. (По те:
лаграшу от корр. «Красного Флота»). Вол-
	лектив хуожественной самодеятельности.
	П-ской базы . поставило пьесу лауреата
Сталинской премии Б. Лавренева «Эа тех,
	кто в море! ». Руководители постановкой арти-.
сеты тт. Герехоз и Корчан. Главные роли в.
	пъесе исполняют стариий лейтенант Ско-
сырекий, старшины 2 статьи Фомин и Ржев-
ский, матросы Мельник и Фролов, старпитна
1 статьи Садовников и другие.

Спектакль уже несколько раз шел в ча-
стях и клубах Балтийского флота. Зрители
тепло встречают ‹ постановку  КОЛЛеЕтива
художественной самодеятельности,
	Корабль-клуб
	БРОНШТАЛТ, 13 августа; (По телегра-
фУ). Сорок лет назад, в августе 1907 гола,
молодой петербургский рабочий Александр
Губанов приехал на остров Котдин и 1-
ступил слесарем-инструментальщиком Ha
Кронштадтский судоремонтный завод.

В 1910 году завод получил компрессор,
который был собран и установлен руками
Губанова. С тех пор в течение триднати
семи лет без перерыва Александр Анаре-
евич Губанов является машинистом уста-
HOBICHHOTO им компрессора. Благодаря
	НУ РюРОДЕНУ АУ ам AVR POU Ge eee AR   BOHMA,
тщательному уходу и своевре

дупредительному ремонту. компрессор  ра-
ботает без аварий и поломок.
	Когда во время Великой Отечественной.
	воины враг подошел вплотную к Вронтитад-
ту и стал систематически обетреливать 38-
вод, Губанов остался у станка. Первый вра-
жеский снаряд, выпущенный по заводу,
разорвалея вблизи рабочего места Губанова
и осколками повредил компрессор. Дни’ и
ночи, невзирая на опасность, Губанов не
выходил из цеха, пока. не ‚отремонтировал
машину,

В первые месяцы ‘bots, 2. Губанов
вступил в ряды большевистской палугии.

За сорок лет старый рабочий вырастил
много десятков квалифицированных маши-
нистов-компрессорщиков, которые. работа-
	ют на различных предприятиях Ооветского
	Союза,
Вместе ©: Александром нон He
	Кронштадтском ордена Денина ‘судоремонт-
ном заводе работают три его лочери и еын.

В связи с сорокалетием работы на заводе
т. Губанов занесен на Доску. почета.

Лейтенант А. ОСИПОВ.
	Флотская агитбригада.
в колхозах Нрыма
ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ. 13 августа. (По
	телеграфу эт корр. «Красного Флота»), Агит-
бригада,  ортанизованная  Политуправле-
нием Черноморского флота для обслуживания
колхозников, побывала во мнотих колхозах,
совхозах и машинно-тражторных станциях
Джанкойского, Красногвардейского и других
районов Крымекой области. Члены бригады
прочитали в колхозах шестнадцать докладов
о Военно-Мореком Флоте, дали большюе ко-
личество концертов и киносеанеов, подари-
	ли колхозникам книги и брошюры о боевых
делах советекото флота.
	Труженики полей тепло встречали моря-
	ков, дали положительные отзывы 0 работе
бригады. Начальник Политуправления фло-
та об’явил благодарность капитан-лейтенал-
ту Лаврикову, мичману Кузнецову, главному
старитине Ткачуку и другим участникам
атиторигалы.
	Ло страницам
Флотских зазет о

* Группа старшин 1 статьи и главных
старшин после продолжительной учебы сда-
	ла экзамены на аттестат спепиалиота-под-
волника первого класса. Экзамены показали
	высокий уровень теоретических знаний и
	практических навыков всех  вурвантов.
Больших успехов в Учебе добился главный
старшина Толетов — бывалый моряк, Ha-
гражденный орденох. Красного Знамени, ор-
деном Отечественной войны второй степени,
двумя орденами Красной Звезды и медалью
«За отвагу». Толстову вручен атфестат спе-
циалиста первого класса с отличием. Атте-
статы первого разряда получили главный
старшина, Комаров и старшина 1 статьи Ду-
бровский. («Красный балтиец»), -
	2 Отличный минер моряв А. Блохин был
направлен командованием для уничтожения
мины, выброшенной волнами на берег. Когда
Блохин прибыл на, место, мины не оказалось.
Накатом волны: ве сняло © камней, и она за-
тонула в прибрежной полосе. Векоре Блохин
обнаружилмину: она лежала. на, глубине но-
	лутора-—лвух метров. Блохин быетро’ сма-
	стерил шест с перекладиной, ‘подвязал.к
нему два подрывных патрона. Шестом Бло-
хин подвел патроны под мину и зажег шнур.
Через короткое время мина была взорвана.
	Флагманожий специалист дал отличную
	оценку действиям минера и выразил ему
благодарность. («В бой за Родину»).

и почему это произо-  росы ставить на обсуждение.
Романову  ваместитель По papa curt,
	Шлюпочные соревнования Осоавиахимовцев.
	В Дель Военно-Морского Флота; осоавиа-
	химовиы провели первые внутриклубные
	отборочные соревнования, в которых ‘уча-
	ствовало 10 шлюпок. В результате были
отобраны две команды, которым предетояло
разыграть между coo право участвовать
во Всесоюзных ваучных состязаниях. Они
состоялись в районе Химкинского речного
порта. Дистанция — 10 кабельтовых.

Победительницей оказалась  шлюпка
т. Воробьева, показавшая время 11 мин.
14 сек. Шлюока т, Мельникова финипгиро-
вала на 13 сек. позже-

Команда, вавоевавшая право участвовать
во Всесоюзных заочных гребных соетяза-
ниях, состоит из значкиетов «Моряк», про-
	шедитих курсе обучения в. Московском воен-
	но-морском клубе Осоавиахима производет-
венников столичных предприятий.

17 августа на Химкинеком волохранили-
ще булет проведена зачетная гонка команды
Московского военно-морского клуба на Вее-
спюзных -ваочных шаюпочных соревнова-
ниях.
	Борой этан соревнований — переправа
вплавь на суда, стоящие на якоре, —являл-
ся одним из решающих. Не обошлось и здесь
без происпествий. Некоторые из членов
команя задержали не только с’емку судов с
якоря, но и начало движения пох’ паруса-
ми (по условиям, шверботы могли двинуть-
CH только тогда, когда весь экипаж будет
на борту), Это и решило исход соревнова-
НИЙ. .

Поражение моряков в паруеных гонках
	еще раз говорит 0 плохо организованной
	тренировке п водным видам спорта офице-
ров’ органов управления ВМС. Имеющаяся
спортивная база используется недостаточно,
гребные и парусные суда простаивают.
Офицерскому клубу Военно-Морских Сил
‘следует, наконец, пересмотреть свое отноше-
	ние к водному и особенно‘ к, парусному спот-
	ту. В заключение хотелосв бы указать на
необхолимостк офиперскому составу время
		бощим мороким вопросам, полученным ее
`В стенах училищ. .
Напитан-лейтенант Ч. ГОРШКОВ.
	лесское, заболотское, Максатинское, Бино-
граловокое,
	Многие коллевливы охотников органов
Управления ВМС в прошлые сезоны доби-
лись неплохих успехов. Примером могут
служить охотничьи коллективы, руковохи-
мые офицерами Даниэлем, Гаенко, Лосевым.
Они систематически выезжали на отстрел
JEU KH ловлю рыбы.
	(Слабее была поставлена работа в коллек-
	тивах охотников, которыми руководят офи-
	Центральный Совет Осоавиахима СССР
проводит < 25 июля по 25 августа Веесоюз-
ные ваочные шлюпочные соревнования
	военно-морских клубов Осозвиахима. Цель.
	соревновании — пропаганда. ‘BOCHHO-MODCKO-
го спорта среди молодежи, выявление луч-
шего клуба, готовящего вначкистов «Мо-
як».

К участию в заочных плюпочных сорев-
нованиях допускаютея. команды, укомилек-
	товачные гребцами-осоавиахимовцами, по-
	фазавиеими лучиее время Ha ых
внутриклубных гонках.

Московский ° военно-морокой клуб 069-
‘авиахима, которым ружоводит. демобилизо-
ванный моряк т. Денисов, одним из первых
включился в подготовку к Всесоюзным ¢o-
	  ревнованиям. На, берегу Аимкинекого в0л0-
	хранилища, где размешен летний лагерь
	  клуба. оборудована водная станция, при-
	обретены шестивесельные ялы, катера.
Здесь ежедневно значкисты «Моряк» mpo-
водят тренировки, изучают шлюпку, ее во-
оружение, отрабатывают технику гребли.
	Недавно на Химкиноком водохранилище
была проведена парусная комплекеная гон-
ка шверботов класса «М».

Вместе с командами добровольных свор-
тивных обществ столицы в соревнованиях
участвовали суда «Штиль» и «Бриз», уком-
плектованные военными моряками. Воман-
ды обоих шверботов заняли тюследние ме-
ста. Каковы же причины. приведние к
столь плачевному результату?

Прежде всего. следует указать на отсут-
ствие какой-либо. организащионной работы ©
участниками. в результате чего они вышли
-на соревнования неподтотовленными.

Однако дело‘не только в организацион-
ных неполадках. По условиям соревнова-
ний каждый член экипажа судна должен
‘уметь передавать и принимать по семафо-
ру. Оказалось, что не все члены’ команх
знают семафор м не умеют укладываться в
	‘нормативы. Незнание условных знажов, пу-
таница привели к тому. что тевот полно-
	стью не был принят. Например, экинаж
одною из шверботов из 30 слов, которые
были ланыг тля передачи, принял всего 19.
	Наступила долгожданная пора для охот-
ников. 10 августа во всех хозяйствах Вее-
армейского военного охотничьего общества
началась летне-осенняя охота на водопла-
вающую й болотную дичь, Задолго до рае-
света обицеры-охотники поодиночке и кол-
	Ha корабле работает кружок по изуче-
нию истории ВКП(б), в котором занимаются
15 молодых коммунистов. Некоторые канди-
даты в члены ВКИ(б) и комсомольские акти-
висты весной закончили изучение программы
в политшколе. Комсомольская и несоюзная
молодежь учитея в кружке по изучению
Устава ВЛЕСМ. Секретарь партийной opra-
низации гвардии главный старшина Хох-
лов, члены партийного бюро и многие пар-
тийные и комсомольские активисты само-
стоятельно изучают «Краткий куре ието-
рии ВКП(б)» и произведения классиков
марксизма-ленинизма,

В помощь ванимающимся политическим
самообразованием Hg корабле регулярно
устраиваются лекции, проводятся доклады,
организуются консультации, товарищеские
собеседования. Для изучающих «Краткий
Куре истории ВКП(б)» капитан-лейтенант
Тенигин прочел лекции: «Большевики и
меньшевики в период отолыпинокой реак-
ции», о работе В. И. Ленина «Материализм
и эмпириокритицизм», о диалектическом ма-
териализме, 06 основных чеугах маркеист-
кото философского материализма. По этим
же темам был проведен ряд групповых и
индивидуальных консультаций и в заключе-
ние — товариптеское собеседование.

Партийное бюро корабля заслуштивает до-
клады отдельных коммуниетов 06 их идей-
но-политическом росте..

Большое значение в воспитании воинов
	здесь имеет изучение биографий В. И.
Ленина и И. В. Сталина. Личный состав
проявляет огромный интересе к жизни и ре-  .
	волюционной деятельности основоположни=
Ков и вождей большевистской партии и 60-
ветекого государства. Идя навстречу этим
запросам экипажа, командир и его замести-
тель организовали на корабле цикл лекций
и докладов, посвященных биографиям В. И;
Ленина, и И, В. Оталина. Командир корабля
прочел содержательную лекцию 9 жизни и
революционной деятельности В. И. Ленина,
	Тов. Тенигин выступил с докладами о Ленине
	й Оталине как создателях большевист-
ской партии, о революционной деятельно-
сти товарища Сталина в юношеские годы,
о великом содружестве В. И. Ленина и И. В:
Сталина. Личный. состав корабля просмох-
рел кинофильмы: «Ленин в Октябре», «Чело-
век © ружьем», «Влятва» и «Великое ва-
рево».

Широко пракликуются на корабле и та-
кие формы политического и культурного
просвещения, как литературные вечера,
Читательские ‘конференции, коллективные
посещения театров, музеев.

В своей работе по воспитанию личного ©0-
става командир. корабля и его ваместитель
по.политичеекой части опираются на, офи-
церский состав и широкий партийный ак-
тив. Умелое сочетание форм и методов боль-
шевистской пропаганды изагитации, настой-
чивая борьба за их высокое идейное‘ содер-
жание обеспечивают успех воинского и
политического воспитания личного состава
корабля.

(^^.  Майор В; МАКСЮК:
	Причины одного поражения
	В охотничьих хозяйствах
	цером `Нефедовым.  30 моряков направились   церы Жебров, и. Вазанин и Ложнн-
в охотничьи хозяйства Переяславль-За-! ков. .

Г Первенство СССР по футболу \
	Вчера в Ленинтраде на стадионе «Дина-
М0» в матче на первенство страны по фут-
болу хозяева поля ветретилиеь CO своими

минскими одноклубниками. Игра проходила
при преимущеетве ленленградцев и закончи-
тась со счетом 3:1 в их пользу.

3:Т в пользу ленинградского «Динамо»

разряда получили главный GBOla UME PDI-UAUL RIN HYVUAMOU ERY в вн
а 4 amamiy Wy.   J@RTHBaMH направились. В хозяйства, чтобы.
	К 800-летию МОСКВЫ
	6 зарей начать отетрел дичи.

Первыми открыли сезон на Рыбинском
водохранилище моряки-охотники, возглав-
ляемые офицером Донским. В Лотоптинекое
`тозяйство выехал коллектив во главе © офи-
	 ВРАСНОЗНАМЕННАЯ ДНЕНРОВОВАЯ
ФЛОТИЛИЯ, 13 автуста. {Па телеграфу).
Один ‘из кораблей Краснознаменной Дне-
провской флотилии оборудован под клуб.
На ‚корабле имеются киноустановки, удоб-
ный зрительный вал, радиоузел, каюта по-
литико-просветятельной работы. Ночти
каждый вечер здесь демонстрируются кино-
картины, читаютея лекции, проводятся“ 66
сеты.
	на родину только осенью. С 1712 года м-
сковские навигаторы перестали ездить К
иноземпам: в России уже были свои кораб-
ли. После практического плавания начина-
лись экзамены в Сухаревой бане. Экзами-
натором бывал сам Петр. Xopomo сведущих
в морских науках производил он в поручики
или подпоручики, других назначал пкиие-
рами, боцманматами и подпигурмалналии.

Тем временем в устье Невы возник город:
Быетро рос Балтийский флот. Пришло вре-
мя, котла русских моряков можно было обу-
чаль близ мореких берегов. В 1715 году
Навигащкая токола, переехала, в Петербург п
стала называться Морской академией, &
впоследетвии — Морским кадетским корпу-
сом.

В (Сухаревой башне учеба, однако,
продолжалась. Теперь в ней быти низшие
математическая и географическая школы,
Леонтий Магницкий попрежнему обучал
здесь арифметике и геометрии.

Спустя шестнадцать лет после переезда
Навигацкой школы к старому математику
пришел паренек в тулупе и сапогах. То
был Михайло Ломоносов. Приехав в Москву
мороэным январоким днем 1731 года, он
некоторое время жил в Сухаревой башне,
где еще не так давно учились руюские мо-
DARE,

nk *
	Дальнейшая история самой башни мало
	любопьина. В ней потом быти устроены ре-
зервуары, снабжавиейе волою часть города.
	‘уже в наити дни, согласно плану рекон-
	отрукции Москвы, Сухарева башня была
снесена, и на ее месте образовалась обтир-
ная залитая ровным асфальтом Колхозная
площадь.
	Только старые литографии и гравюрьг с0=
	1 хранили облик старинного московского зла-.
	ния, которое было котда-то колыбелью оте-
чезтвенного военно-морского образования,
	Ю. ДАВЫДОВ. _
	семинары секретарей комсомольских организаций
	БРАСНОЗНАМЕННАЯ АМУРОКАЯ $ФЛО-
ТИДИЯ, 13 августа. (По телеграфу от Kopp.
«Красного Флота»). В главной базе „прове-
тен однодневный семинар секретарей ком-
сомольеких организаций частей и подраз-
делений. Политработник т. Маркин прочел
На семинаре доклад о работе комеомольских
ортанизапий с несоюзной молодежью и о
приеме в члены ВАКСМ. После этого ©0-
отоялось инстоуктивное занятие по вопро-
	сам ведения комсомольского хозяйства и по-
рядка оформления дел вступающих в. ряды
комеомола.
	В ваключение участники семинара про-
слушали лекцию майора Скворцова 9 демо-
кратических преобразованиях в странах
Юго-Запатной Евтюпы.
	Такие me семинары прошли и в ряде
тругих соелинений,
	в июле 1702 года число учеников возросло
до двухсот. Метру доносили, что некоторые
из них успешно овладели аряфметикой и го-
товы «совершенно в теометряю».

В школе подыматись с рассветом. По ка-
менным лестницам и переходам брели за-
спанные, нечесаные ученики. В рапирном
зале они изучали фехтование. Потом они
тли в классы и усаживались на длинных
дубовых скамьях. После уроков здоровен-
ный солдат наказывал «предерзостных» ле-
нивцев.

Учеба будущим навигалорам даватась
нелегко. И не только потому, что мореход-
308 дело было сложным, но и оттого, что
некоторые преподаватели почти не владе-
ли русских языком, В Навитацкой школе
учили британцы: Генри Фарварсон, Стефен
Твин, «Рыцарь Грыз» — Ричард Грейс,

Все они нещадно коверкали русскую речь
и приходили в бешенство, когда ученяки их
не разумели. Англичане ругали Московию
й москвитов, но аккуратно забирали moto-
женное им Петром большое жалованье. Ве-
черами они отправлялись в кабажи.

А ученяки, собравшись в каком-нибудь
сумрачном покое и поглядывая из окон на
огни Москвы, хором пели: oo

Разум весь собрал и чин ке
Природный русский, з не немчин:.;

Но был В школе ий свой, не чужеземный
учитель -—— Леонтий. Филиппович Матнип-
кий, автор знаменитого учебника арифмети-
ки, Мапницкий преподавал отлично. Англи-
чане частенько перепивалиеь так, что He
могли вообще ворочать языком, Тотда Маг-
ницкий один заменял их всех.
	Петр ‘не рав наведывалея в Навитажкую
	Навигацкая школа
	Юнотна, стоял на верхнем ярусе коло-
	кольни Мвана Великом. Внизу лежала Мо-
	сква. Далеко-далеко на горизонте виднелся
Петровский замок и чернела, Марьина роща.
В другой стороне ветават силуэт Алексеев-
	ского монастыря, и тень от Воробьевых гор
	лежала на тихой Москве-реке. А ближе-к
центру, ближе к Времлю, волновались в тор-
говых рядах людокие толпы, катились по
улицам карефы, у Москворецкого моста, раз-
гружалиеь плоекодонные суда.

Взволнованный красотой древней столи-
пы, юнона написал нотом прозаический от-
рывок и назвал, его «Панорама Москвы».
Внизу он поставил подпись: юнкер лейб-
гварлин гусарского полка Лермонтов. =

«Москва,-— писал Лермонтов, — не  без-
молвная громада камней холощных, состав-
ленных в симметрическом тюрядке... нет! у
Hee есть своя душа, своя жизнь»,

Озирая Москву, великий поэт долго раз-
глядывал Сухареву башню. Башня походила
на старинный адмиральский корабль, кото-
рый словно плыл среди архипелага приземи-
стых домов, по извилистой путанице улиц.

`0 Сухаревой башне Лермонтов писал:
«Она горло взирает на окрестности, будто
знают, что имя Петра начертано на ее мии-
стом челе! Ее мрачная физиономия, ео ги-
TaHTORHS размеры, ее решительные формы,
все хранит отпечаток другого века, отиетой
Грозной‘ влаюти,   которой ничто He могло
противиться».

За полтора столетия до’ того, как . Tepwon-
тов любовался тородом © высоты коло-
KOIBHH, Ha месте  Сухаревой башни
стояли невзрачные  Сретенские ворота.
Подле них размещались стрелецкая кала-
	ульня, с ’езжая изба —— канцелярия в0е60-
ды, мытная изба, где обирали попилину, да
‘старенькая часовенка. в.

Нетороптиво тянулось время, Сменялись
стрельны-караульщики, скрипели у Сретен-
©вих ворот мужицюне телеги, кричали по
утрам петухи,

В 1692 году стародавний покой нарушили
стук молотков и голоса каменщиков. Три го-
да шла здесь работа. Деревянные ворота
были заменены воротами кирпичными, и
над ними раскинулся каменный шатер с ча-
сами. Шатер венчала восьмигранная башня
со шпилем. Ее, словно часовые, окружали
четыре другие базиенки.
	В Москве говорили, что тридцатисалаюн-
	ную баню пюстроили по чертежам сазого
Цетра Алокоеевича. Оттого, верно, и похо-
дила она на большой корабль, на один из
тех, что хавно уже представлялся вдохно-
венному взору Петра.

Неподалеку! от нозого каменного строения
жили стрельцы полковника Лаврентия Су-
харева. Полк его в дни стрелецких мятежей
неизменно оставался верен Петру. Баненю
на Сретенке назвали Сухаревой.

В ев светлых покоях разместилась вскоре
первая в России Навитацкая пекота. Откфы-
лась она в 1701 году и лолжна быта дать
будущему русскому Флоту людей, «искус-
ных в кораблестроений: и мореходстве». °
” Петр’ поднисал Ука8’ о! наборе в школу,
	В комнате политико-просветительной работы
	БАЛТИЙСКИЙ ФЛОТ, 13 звгуста, (По
телеграфу). В подразделении, где секрета-
рем парторганизации лейтенант Комышев,
умело организована деятельность комнаты
Политико-просветительной работы. Светлое,
Уютное помещение красиво оформлено пла-
катами, украшено портретами руководите-
лей партии и правительства. На столах в
услутам матросов, старшин и офицеров —
свежие газеты. журналы. брошюры.
	Новый Фепертуар для
	Политическое управление: Военно-Мор-
ских Сил разослало на флоты и флотилии
новый репертуарный материал для коллек-
тивов флотской самодеятельности. В числе
материалов—сборник «Песни Военно-Мор-
ского Флота», куда включены лучшие 10
песен, созданные во время Отечественной
войны и в послевоенный период: «Заветный
камень» Мокроусова, «Реченька» Слонова,
«Ходили мы походами»» Листова, «Тихоня-
океан» Новикова и другие; сборник песен
Мокроусова. «Родимая земля» (7 советеких
лирических песен на тексты Алымова, Иса-
KOBCKOTO H Apyrux поэтов). Среди песен для
хора — песня Новикова «У Кремлевской
стены», Туликова «Золотые рукп» и дру-
гие, для сольного исполнения — «Морская
царевна» и «Песня темного леса» Бородина,
произведения Глинки, Рахманинова, Тане-
cpa, Даргомыжекого, сборники — «12 в0-
кальных пьес» Матвеева, «Шесть русских
	Удобства и уютная обстановка комнаты
привлекают еюда большое число военных
моряков. Тут можно почитать книгу, по-
слушать хорошую леклию, получить кон-
	сультапию. Недавно здесь были проведены
	доклалы о боевой истории части, о между-
народном положении.

Комната политико-просветительной рабо-
ты стала подлинным центром идейно-ноли-
тического и вутЬтурного. воспитания моря-
KOR.
	концертных прарамм.
	налюдных песен» в обработке Прицкера,
«Пять романсов» Желобинского на стихи
А. Фета и «Чешские и словацкие народные
песни» под редакцией Шнеерсона. В edop-
нике «Чешские и словацкие песни» 20 на-
родных чешеоких и словашких песен — луч-
шие из числа записанных в Чехословакия
произведений песенного ‘народного творче-
ства. й
	Кроме того, Всесоюзным домом народного
творчества, имени Н. В. Крупской специаль-
но для баянистов подготовлен, издан и pac-
ссылается сборник, куда включены русские
народные песни, строевые марши, произве-
дения композиторов-классиков.
	“Разоесланный на флоты и флотилии репер-
туарный материал прелназначен для кон-
	пертных программ к 30-й годовщине Вели-
	кой Октябрьской ОНА револю-
ПИИ.
	каз грозил суровым наказанием но
д: а лан РА НЫ JIKOTY. Сутулясь, обходил он палаты Оуха-
	лумал уклониться от обучения или спастись
	OT математичаеких и навигапионных ayn
	В духовной славяно-греко-латинсвой ава-
демии.

В первый год в стенах школы пребывало
вето лишь четверо учеников Ho уже
	ревой башни, внимательно приглядываясь
к тем, кого ждала флотская служба.
Ежегодно в феврале учениюи ‘повидаяти
Москву. На английских и голландеких ко-
раблях ходили они в море и возвращалиеь