2 сентября 1947 г., вторник, № 206 (2693)

самодержавия и парализовать неустоичи-
зость буржуазии. Пролетариат должен co-
	’вершить социалистический переворот, при-
	соединяя к себе массу полупролетарских
	‘элементов населения, чтобы сломить силои
сопротивление буржуазии и парализовать
неустойчивость крестьянства и мелкой
буржуазии» (Ленин, Соч., том 9, стр. 81).
	В этой теории не было еще прямого вы-
вода о возможности победы социализма в од-
ной, отдельно взятой стране, но она еодер-
жала в себе ‘все основные элементы, чтобы
‘сделать такой вывод. И он был сделан Лени-
ным десять лет спустя (в 1915 тоду).
	В своем гениальном произведении «Две
тактики бсоциал-демократии в демократиче-
ской революции»  Ленин разгромил такти-
чебкую линию меньшевиков, всоружил пар-
тию и рабочий Класс болышевиетским пла-
ном победы бурлхуазно-демократической pe-
волюции, дал ясную перспективу ее перера-
стания в революцию социалистическую.
заложил основы той революционной такти-
ки ‚большевистской партии, при помощи
которой рабочий классе нашей страны в
1917 году одержал победу над caMonepRaBH-
ем и капитализмом. -
	*
	_ К советско-болгарским
экономическим. отношениям
	Стороны договорились 0 номенклатуре 1
голичествах товаров для взаимных поста-
	‘  вок в 1947 и 1948 годах.
	“ В результате. переговоров, Lye
ших в дружественняй атмосфере, 23 авгу-
ста’ с. т. было подписано’ Соглашение между
Правительством. СССР. и Правительством
Народной Республики Болгарии о поставке
Болгарии в кредит промышленного оборудо-
вания. р

По этому Соглашению Советский Союз
поставит Болгарии оборудование для вавода
минеральных удобрений, для электростан-
ции и установки по полукоксованию угля.
Советский Союз окажет Болгарии техниче-
скую помощь в° связи 60 строительством
этих предприятий. 3

Кроме того, некоторое время тому назад
было подписано Соглашение о товарообороте
п’ ллатежах между СССР и Болгарией;
	НОСНАЯ ТАКТИКА БОЛЬ

того издания Сочинений В. И. Ленина с- _,‚.
держит произведения, написанные во вто- К выходу 5 свег.

Вышедший в свет девятый том четвер — : ; ®
рой половине (июль-—ноябрь) 1905 года:

В этих произведениях отображаются вели- ‘ ’ . Сочинени
кие. исторические события первой русской, ТУ
революции в реряод ее под’ема. Разверну- Е J
шесся летом крестьянское движение, неудер- *. +) : =

ЕН роет стачечного. движения  ра-  ванные. и пиопиптинитюзанный

ое  ТОЧЬ ЧНОГО. Движения  ра-  ванный и. пиоциплинированный класс

Вылившегося в октябре во всерос-   современного общества. Он имеет свою,
сийскую_ политическую стачку, свидетель- ‚независимую от буратазии, политически
ствовали о: нарастании сил революции. От   партию.

а   luesapeen,enazo быть, паеет все в
Nur. aaanawerd fitr А А АЕ можности сталь гевемоном революции. Ho

AG сталь тововоном роыыюции, ES
‘Утобы превратить. эти возможности в дей-

а  о ее В Вы

рый обеспечил бы пролётариату само-
стоятельную линйю в революции и отёрыл  !
	ENE LOLA INE RAE AIT AN AM у ЗУ. 0 ЧЕ

шировий простор для революционной ини-
циативы демократических сил страны, в0з-
главтавшихоя пролетариатом. Таким итажном
вооружил партию большевиков Владимир
Ильич Шенин.

Блестящие образцы разрешения  такти-
ческих вопросов феволюции были даны
Лениным еще в произведениях начала
1905 года, поледиих в восьмой том его
Сочинений. В них он впервые выдвинул
основной стратегический лозунг револю-
ционно-лемократической диктатуры  про-
летариата и крестьянства, развивал важ-
нейшие тактические идеи большевизма:

© руководящей роли пролетариата в бУр- .

жуавно-демократической революции, 0
вооруженном восстании, об участии еоциал-
Демократии во временном революционном
правительстве, о перерастании буржуазно-
демократической революции в революцию
социалистическую. ‘Эти ленинские идеи
налили . затем общепартийное признание в
‘решениях Ш с’езда PCIPH, состоявшегося

el er ТРЕ ae о Ре

‘ствительность, учил Ленин, необходимо вы-
щолнить два условия: нужно, во-первых,
завоевать на свою сторону крестьянство п
‘установить с ним тесный <0ю3; нужно, BU-
‘вторых, изолировать контрреволюционную,
‘по своей сущности, либеральную  буржуа-
зию, стремящуюся стать руководителем ре-
волюции. Эти два Условия тесно связаны
между собой: пролетариат перестают быть
руководителем, если у него нет руководи-
мого, крестьянства — союзника,  располо-
женного к тому, чтобы принять его рукво-
водство. Пролетариат не ‘сможет также
быть гегемоном революции, если эту роль
возьмет на себя либеральная буржуазия.

Учение Ленина, о тегемонии пролетариа-
та в буржуазно-демократической револю-
ции было новым словом в теории маркеиз-
ма, ‚подлинно творческим применением его в
НОВОЙ исторической обстановке, «До сих пор
дело сводилось к тому, что в буржуазных
революциях, например, на Западе, руководя-
Wak роль оставалась за буржуазией, про-
летариат волей-неволей играл роль ее по-
	„весной 1905 года. Известно, что меньше-
вики. отказавшись от учаютия в работах
с езта, сформулировали на созванной ими
в Женеве фонференции свои тактические
„ВЗГЛЯДЫ,

Революция до корней’ обнажила все
привщипиальные расхождения между
ботыцезиками и меньшевиками по вопро-
сам тактики. Резолюции с’езда и конферен-
ции показали всю глубину этих расхожде-
ний, сделали совершенно очевидным, что
внутри” рабочего движения борются две
тактики: *Развернутую критику  мень-
 евислокой о тахтики, систематическое
тзложение и обоснование  большевиет-
ского тактического плана Ленин дал
в. своей. знаменитой книге «Две такти-
ки. сопиал-демократии в демократической
революции». Этим произведением  откры-
вается ‘девятый том Сочинений В.
Ленина. ^- .
и a” О = * * т .

->. Центральной идеей книги Ленина «Две
тактики. социал-демокралии в дДемократи-
ческой революции» является идея об истори-
ческой миссии пролетариата как организа-
тора.и..руководителя, как вождя буржуаз-
но-лемократической революции в России.

Непримиримые разногласия между боль-
шевикали и меньшевиками по вопросу 9
Толи’ пролетариата в развернувшейся ‘ре-
волюцин обнажились уже в связи с опре-
делением общего характера первой pyc-
ской ‘революции. Общественное разви-
тие России повелительно требовало’ свер-
жения царизма, полной ликвидации $е9-
хально-креностняческих отношений. Но
уничтожая основы крепостничесвой
экоплоатации, революция еще не ставилу
своёй непосредственной целью зиквидащию
ваноз  капиталистнческой о экоплоататии.
Этим определялся буржуазный, по своему
общественно-экономическому содержанию,
характер ревоаюции. Из этого бесспорного
положения менышевики делали, - однако, в

РА ON EEE DES EIEN IE Ee Eee Oe eee

собника, а крестьянотво составляло резерв
буржуазии, Маркоисть: считали такую ‚ком-
бинацию более’ или менее неивбежной...
Теперь, в новой исторической обстановке,
делю поворачивалось по установке Ленина
таким образом, что пролетариат становился
руководящей силой буржуазной революции,
буржуазия оттиралась от руководства рево-
люцией, & крестьянство превращалось в
резерв пролетариата» (История ВВИ(б).
Краткий куре, стр. 66—67).

Лепинокое учение о гегемонии пролета-
риата, ‘которое последовательно и настойчи-
BO защищал ‘и развивал ‘товари Сталин,
вооружило партию большевиков победонос-
ной тактикой, полностью оправдавшей себя
в ходе революционной борьбы с паризмол и
буржуазией и позже, в ходе социалистиче-
ского преобразования Советской страны. Ра-
бочий классе остается наиболее. передовой,
организованной, дисцпиилинированной ча-
стью нашего общества и в обстановке поде-
дившего социализма, в условиях морально-
политического единства советского народа.
Он зажигает своим энтузиазмом, преданно-
стью делу социализма широчайшие массы
советокого крестьянства и интеллигенции,
Вместе с ними, в первых рядах борется on
за построение коммунистического общества

‚в нашей стране.

Примечательной особенностью современ-
ной Европы является тот факт, что в ряде
ее стран поставлен в порядок дня вопрое о
социалиеме. Труляшиеея этих стран. все 60-
лее убеждаются на собственном политиче-
ском опыте, что. коренной выход из после-
военных трудностей следует искать на пу-
TAX еоциалистических преобразований. И
успехи тажих преобразований будут в ре-
шающей мере зависеть от того, насколько
пролетариат, европейских стран, показав-

ший себя наиболее энергичным и последова-

тельным борцом за демократизацию Европы
й ликвидацию остатков фашизма, сумеет
сплотить вокруг себя трудовой народ, до-
казать ему, что он ровно заинтересован в
	корне неправильный вывод 0. Том, что   движении к социализму.
буреуазня — главное действующее лицо. 3 eas
	нризванной надолго  утвер-
дить ее, буржуазии, экономическое и по-
литическое господство. Меньлевики ума-
ляли значение для пролетариата буржуаз-
ной революции, принижали роль пролетари-
ата в ней, пытались отстранить его от ак-
тивной руководящей чеятельности.

Только полное нежелание и неумение
меньшевиков творчески применить  марк-
сизм для анализа  социально-политической
обстановки Россин, говорил Фенин, при-
водит 1X в формальным. аналогиям. меж-
ду русской буржуазной революцией и бур-
жуазными революциями, имевшимн место
на Западе в ХУШ и ХМ веках. Девин по-
казал, что революция 1905 года, овтавае
ясь буржуазной по евоей. социааьно-эконо-
мической сущности, является в то же вре-
мя демократической по своим движущим
оильх. Революция не верхущечная, а #3-
родная, она привела в движение весь рабо-
чий 61266 и все крестьянство. Они высту-
пают в ней самостоятельно CO своими
клабсовьюми экономическими п  подитиче-
скими требованиями. Пролетариат ве мог и
He должен поэтому  отстранятья от
активного участия в этой революции, пол-
ная побета ‘которой яваялась зажнейшей
предпосылкой для победоносного движения
пролетариата к своей, социалистической
цели. :

«.буржуазная революция, — писал
Тенин,—в высшей степени выгодна про-
пзтавиату. Буржуазная фозолюция  безус-
лзено необходима в интересах протетална-
ка. Чем полнее и решительнев, чем лосле-
довательнее булет буржуазная революция,
тем обеспеченнее будет борьба  пролета-
ризта с буржуазией ва социализм... в из-
вестном смысле буржуазная революция бо-
лее выгодна пролетариату, чем буржуа-
зни» (Ленин, Соч., том 9, стр. 34).

революции;

Политическая обстановка в Росони, до
последней степени напряженная, привела к
необходимости вооруженного восстания. В
ленинских статьях, опубликованных в га-
зете «Вперед», а затем и в специальной фе-
золюции Ш с’езда партии. выдвигается ‘ло-
зунг--немедленно организоваться и воору-
житься для восстания. Принципиальное
значение такой постановки вопроса под-
черкнул в книге В. И. Ленин. «Нризнано
и заявлено во зоеустышание, что об-
щедемократическое революционное лвиже-
ние уже привело к. необходимости  воору-
женното восстания. Организация пролета
риата для восстания поставлена на очередь
дня, как одна из существенных, главных и
необходимых задач партии. Поручено. при-
‘нять самые энергичные меры для вооруже-
ния пролетариата и обеспечения возмежно-
сти непосредотвенного руководства вобста-
нием» (Ленин, Соч., том 9, етр. 55).

Меньшевики не решались открыто  вы-
ступаль против вооруженной борьбы проче-
тариата, не решались отклонить. вопрое 0
восстании. Признавая неизбежность столк-
новения масс © самодержавием, они ограни-
чивалиеь фарисейским славословием о воо-
ружении народа». «жгучей потребностью
самовооружения», «жгучей ‘потребностью
напасть на самодержавие». Меньшевиви
снижали, таким образод, адтивность наро-
да, пытались отвлечь масоы OT органива-
Ционню-техничесжой подтоловки вооружен-
вой борьбы.

Не помогать массам подготовиться к вос-
станию-—значит предавать их в самую кри-
тическую минуту революция, писал
Ленин. Революция может быть успешной
только в результате побелоносного вобру-
женного восстания. И святой долг револю-
ционных социал-демократов-— всесторонне (и
политически ‚и организационно-технически)
	`` Мо успех революции, ее исход, глубина
вепреобразований, раз’яснял Денин, нахо-
дятея в прямой связи с ролью, которую
сыграет в`ней пролетариат. Отграничится
пролетариат навязываемой ему меньшеви-
ками ролью пособника буржуазии: ее ре-
зерва, и революция закончится политиче-
сви’ беселавных итогом — карикатурой ва
конституцию, сделкой либеральной  бур-
жуазни с царизмом. Займет пролетариат
роль руководителя, вождя, гегемона, на во-
торую его ориентируют большевики, и ре-
волюция приведет к свержению царизма и
установлению демократической республики,
Так ставился вотрос.

Второй. ибход революции, по Левину, яв-
дялея наиболее вероятным, Русекий проле-
тариат может сыграть руководящую роль в
обиДемократическом революционном дви-
жении. Может потому, что он по положенит
своему вдинолвенный последовательно-рево-
люционный, самый передовой, организо-

подготовить пролетариат в этому,
Защищая и развивая эти ленинские
взгляды, товарищ Сталин в статье «Воору-
женное восстание и наша тактика»-указы-
вал: «Мы не только должны вооружить на-
рой «жгучей потребностью самовооруже-
ния», как советует нам новая! «Искра», но
и должны «принять самые энергичные ме-
ры к вооружению пролетариата» на деле,
как обязал нас“ третий cea, партии»
(Сталин, С02., том 1, стр. 134). Всестороние
рабатывая вопрос о практических меро-
приятиях, необходимых дая подготовки
восстания, товарищ Оталин выразил yBé-
ренность в торжестве ленииских взтлядов
в рядах партии. .
Тактические решения третьего  с’езда
партии, защите которых была посвящена
книга Ленина «Две тактики  социал-демо-

кратии в ломократической революцин», на-

мечали лозунги, которые могли бы подвести
массы к восстанию, могли бы развязать их
революционную инициативу, об’единить,

К выходу в свет. 9 тома четвертого ‘издания
` Сочинений В. И. Ленина
	x

организовать, вселить веру в: победу и вме-
сте с тем дезорганизовать аппафалт царокой
власти. Такими лозунгами были: массовые
политичеекие стачки, осуществление фево-
люционным путем восьмизасового рабочего
дня, немедленное проведение всех демокра-
тических преобразований в деревне вплоть
до конфискации помещичьих земель в поль-
зу крестьян, вооружение рабочих. Практика
революционной борьбы масс, осуществляв-
ших эти лозунги, породила революционные
стачечные комитеты рабочих и резолюнион-
ные крестьянские комитеты. бни развились
затем в Советы — ооганы восстания и за-
чатки новой революционной народной вла-
сти, Советы, роливикиеся в огне революция
1905 года, явились прообразом Советокой
власти, установленной в нашей стране в
Октябре 1917 года. с

Обращаясь ваоследствии к итогам  пер-
вой русской революции, Ленин раз’яснил ее
диалектические особенности. Он подчерки-
вал, что ее основное своеобразие заключает-
ся именно в том, что эта, революция, будучи
буржуаано-хемокралической тю своему обще-
ственно-экономическому содержанию, «бы-
ла вместе с тем и пролетарской, не только в
TOM смысле, что пролетариат был руково-
дящей силой, авангардом движения, наи в
том смыюде, что специфически пролетарокое
средство борьбы, именно стачка, представ-
ляло главное средство раскачивания масс нц
наиболее характерное явление в волнообраз-
ном  Ннарастании  рошающих событий»
(Ленин, (0ч., том ХЫ, сто. 345).
		Советекий Союз будет поставлять Бола-
рии нефтепродукты, металлы, сырьё для
текстильной промышленности, бумагу, цел-
люлозу, различные машины и други
товары. *

Болгария в свою очередь будет постав-
лять Советскому Союзу табак, Продукцию
своей  горно-рудной промышленности и
сельскохозяйственные продукты.

Подписанные Соглашения — послужат
дальнейшему развитию советско-болгареких
экономических отношений, что отвечает
интересам обеих стран.
	Накануне нового учебного года
в школах партийного актива
	нятий, что. подтверждается и результатами
экзаменов. Оценки «отлично» и «хорошо»
составляют 89 процентов: всех подуЧенных
опенок.:
	№ сожалению, Tak руководят школами
партийного актива не все политотделы св-
единений. Имеются Такие политотделы, ко-
торые интересуются только организацион-
‘ной стороной. дела‘ и совершенно’ не sabo-
тятея о. повышении. идейвого. уровня эаня-
тий. Именно этим и об’ясняется, что в 60-
единении, где ‘начальником школы партах-
тива капитан: 3 ‘ранга’ Шурин, 3a весь Fos
в`политотделе ‘не обсудили ни одной подго-
товленной лекции. Работали бесконтрольно
и часто менялись преподаватели в школе,
где начальником капитан Шурубура. В ре-
зультате лекции в этой пгколе нередко про-
водились на низком идейном уровне, кон-
сультащий для слушателей почти не был,
поеещало школу линь около полови-
ны слушателей. Не случайно поэтому
многие из них показали на выпускных эк-
заменах неудовлетворительные знания. А в
школе. Н-ского соединения в результате от-
сутетвия контроля со стороны политотдела
преподаватель т. Мельчаков читал иногда
лекции по истории ВАШКб) вообще без пред-
варительной подготовки, по старому кон-
CHOKTY.
	Не везде еще изжита осужденная прак-
тика невмешательства партийных организа-
ций в дело ‘политического’ самообразования
коммуниетов. Некоторые руководители пар-
тийных организаций и отдельные’ политра-
ботники ошибочно считают, что если ком-
Мунист занимается в школе партийного 4k-
тива, то контроль за его работой должна
осуществлять только школа. Так, замести-
тель командира по политической части
т. Гундарев совершенно не интересовался
учебой партийного актива. Он даже не знал,
	о из коммунистов занимается B WO. .
	Отсутствие контроля ‘за учебой привело к
тому, что большинство слушателей из это-
го’ подразделения было отчислено из! шко-
лы за неуспеваемость и плохое посещение
занятий, № сожалению, подобные примеры
не являются единичныйеи.

Одним из серьезных недостатков в работе
школ партийного актива в этом тоду язля-
лась слабая организация самостоятельной
работы слушателей, недостаточный контроль
со стороны политработников и партийных
ортапризащий.

Не всегда политорганы правильно подхо-

дили к комплектованию школ. В ряде мест
школы комплектовались без учета общеоб-
разовательного уровня будущих слушате-
лей и их подготовки. В результате в школе
партийном aRTMBa, Nye начальником
т, Жила, в первые же три месяца отсеялось
12 человек. Нодобные факты имелись ив
некоторых друтих соединениях. Эти оттибки
не должны повторяться при коогилехтова-
HEA IGKQE нового набора.
_, Школы партийного. актива явились удач-
ной и полностью оправдавшей себя’ @0р-
мой идейно-политической подготовки пар-
тийного и Комсомольского актива.

‚В целях улучшения их деятельчости в
новом. учебном. году нузжню устрахить имев-
шиеея недостатки, политорганам и партий-
ным организациям систематически работать
с преподавательским составом и оказызать
помощь слушателям, в самостоятельной под-
	Подполковник А. КУЗНЕЦОВ.
	В повышении  идейно-теоретического
уровня кадров- партийного -и_комеомольско-
то актива флота значительную: роль играют
созданные при. политотделах соединений
школы партийного актива, В них обучают-
ся большинство. секретарей партийных и
комсомольских организаций и многие зк-
ТИВИСТЫ. =: =. :

Опыт работы школ в этом году и итоги
экзаменов говорят 0 TOM, что-они. в. обнов-
ном успешно еправилиеь со. своими. задача-
	‘ми. Так. на Черноморском флоте 76  процен-
	тов из числа окончивших школы получили
отличные и хорошие ‘оценки, на Тихоокеан:т
ском флоте — 80’ процентов. Е

_ В ходе учебы. и особенно -поеле-оконча-
ния школ партийного актива. значительное.
количество слушателей выдвинулось ид’
более ответственную партийную и. комсо-
мольскую работу. „Например, .в. Н-ском .co-
единении. 10 человек, избраны секретарями
парторганизаций, (17. человек — секрета-
рями комсомольских. организаций, 7. чело-
век назначены: руководителями политзаня-
тий; Как правило;“эти товарищи хорошо
справляются со своими обязанностями.

Школы партийного актива расширили
теоретический кругозор молодых фуководи-
телей партийных и комсомольских органи-
заций, обогатили их опытом партийно-поли-
тической работы, привили им навыки и
Вкус & самостоятельному изучению марк-
сиетско-ленинской теории.

Важно отметить, что хороших результа
тов добились там, где политотделы соедине-
ний и особенно их начальники повседнев-
но руководили школами партийного актива
и уделяли главное внимание идейно-теоре-
тическому уровню занятий. Именно поэто-
му школы, где начальниками майор Поте-
хип, капитан Вапустин, капитан Шкура-
товский, катитан ’Уфимцев, являются
лучшими. В частности, в одной из`них (на-
чальник т. Потехин) с первых же дней уче-
бы политотдел закрепил по каждому пред-
мету постоянных преподавателей, а из со-
става наиболее опытных и подготовленных
политработников выделил старших прело-
давателей. В»задату последних входили 9р-
ганизащия обсуждения очередных лекций и
планов класено-групповых занятий, а также
осуществление контроля Ba ходом веего
учебного процесса. При этом следует ука-
зать, что’ старшим преподавателем по кур-
су «Партийное строительетве и партийно-
политическая работа в Вооруженных Си-
лах Союза ССР» был начальник политотде-
ла, & по курсу «География СССР и зару-
бежных стран». — его заместитель. Полит-
отдел регулярно проводил обсуждение лек-
ций,‘ методические совещания преподава-
тельского состава. По каждой теме занятий
	преподаватели советовались с начальняком
	шьолы и совместно с ним sapanee TOTOBHAN
наглядные пособия.
	- B ato > икоае’ ‘систематически про
ведилиеь индивидуальные и” грушювые
консультащии, ‘читались лекции по’ произ-
ведениям В. И: Ленина и И; В. Сталина,
важнейшим: решениям большевистской пар-
тии If советского правительства. В течение
года-былб’ прочитано 27 таких лекций.
Большинетво преподавателей ‘школы
Часто встречалось. со слушателями BO вне-
учебное время и руководило нх самостоя-
тельной работой.
	Все это обеспечило организованность. п
	высокий идейно-теоретический уровень за-
	Рорьба В. И. Ленина за партию — яр-
кий образен единства теоретической ип
‘практической. деятельности Произведения
девятого тома Сочинений отображают борь-
бу Ленина за реализацию больнювистежого
тактического плана в первой русской pe-
волюции.

Ряд статей этого’ тома — «Отношение
социал-демократия к крестьянскому лвкже-
нию», «Социализм и крестьянство», «Мелко-
буржуазный и пролетарский воциализм»—
посвящен обоснованию и раз’яонению боль-
шевистокой стратегической линии на пере-
растание буржуааной революции в социали-
стическую. .,
	Последовательно осуществляя линию
больлевистакой партии на изоляцию либе-
ральной буржуазии, Ленин разоблачает. ге
мнимую  революционность, вскрывает ее
антинародную сущность, клеймит ее фари-
сейское краснобайство. «Пролетариат борет-
ся, буржуазия крадется к власти», «Игра
в парламентаризм», «Чего хотят и чего б0-
ятся наши либеральные буржуа? », «Буржу-
азия сытая и буржуазия алчущая» — вот
статьи, посвященные этому вопросу. Заго-
ловки их свидетельствуют о силе беспощад-
ных ударов, наносимых Лениных либера-
лам. Он писал, что либерадыная буржуазия
«боится революционного народа и идет к
нему не как представительница его инте-
ресов, не как новый пламенный боевой то-
варищ, & как торгали, маклер, бегающий от
одной воюющей стороны к друтой» (Ленин,
Соч., том 9, стр. 153).
	Ботда царизм, напуганный под’емом рево-
люционного движения, собиралея созвать
Улыгинекую думу, либеральная буржуа-
	зия приветствовала этот шаг, ибо она была
	заинтересована в том, чтобы власть пере-
шла к ней «мирно». Она хотела придушить
революцию, не дать ей дорасти до всенарод-
ного восстания. Два, тактических плана е0-
циал-демократии, две тактики, определив-
шиеся в ходе борьбы, — революционная и
оппортуниотическая,  большевистская и
меньшевистская— сказались со всей последо-
вательностью в отношении к Булыгинской
думе. Большевики, придерживаясь тактики
активного бойкота, противоноставляли уча-
стию в предстоящей избирательной кампа-
нии лозунг вооруженного восстания. Мень-
шевики давали согласие на учаетве в BB-
бирательной кампании и работе будущей
государственной думы. «В. хвосте у монар-
хической буржуазии или во главе револю-
ционного пролетариата и крестьянства? »—
так озаглавил Ленин свою статью, векры-
вавигую сущность разногласий в РОДЕЦ по
отнопению к Булыгинской думе.
	Ленинский лозунг активного бойкота
Булькинской ‘думы в обстановее  под’ема
революции полностью оправдал ‘себя. Он

отвовал нарастанию революционной

волны. Другой ленинекий лозунг— © мас-
совой политической стачке, как сфелотве,
подводящем ‘нарох к вооруженному восста-
нию,— проявил всю свою мобилизующую ви-
лу. Пролетарокое движение осенью 1905 та-
ла приняло в. России невиданные размеры
и разрослозь в октябре во всероссийскую
политическую забастовку, охватившую по-
чти всю страну. Ряд ленинских произ-
ведений посвлщен этому выдающемуся со-
бытию в революционной борьбе российского
пролетариата — «Политическая стачка и
уличная борьба в.Москве», «Уроки москов-
ских, событий», «Всероссийская политиче-
ская стачка» и «Первая победа револю-
ЦИИ». р

’ Октябрьская” политическая “забастовка
смела Булыгинскую думу и вынудила ‘napa
выступить с мавифестом” 17 октября. В co-
здавшемея кризисном положении царизм,
маневрируя, намеревался” выитрать время.
Он шел на уступки революция, чтобы на-
нести ей удар, «Самодержавие уме нев
сонлах‘ открыто выступить ‘против револю-
ции, — писал Ленин.—— Революция еще не
в силах нанести решительного удара врагу»
(Ленин, Соч., том 9, стр. 363). Великое ис-
торическое значение стачки, этого гигант
ского. вихря солидарного пролетарского на-
тиска, состояло в том, что она приближала
впдотную вооруженное воестание, «заставив
врага заметатьея в предемертном ужасе»
(Там же, стр. 363).

_ Девятый ‘том Сочинений Ленина завер-
щается статьей «Между двух битв», наши
санной Лениным в Женеве накануне воз-
вращения в Россию из; эмиграции. Подводя
итоги всероссийской политической стачки,

енин выражал твердую уверенность в. си-
тах революционного народа; Страна пережи-
вает маленький порерыв между двух битв,
отмечал он. Война’ развязана, война кипит.
Предстоят ‘новые схватки с ‘царизмом, «и
посмотрим, осилят ли полицейские черные
сотни всю новую; вею молодую, вею свобод-
ную Россию!» (Там же, стр, 433).
	о р

Произведения певятого тома вошли в тео-
	Dn ee сокровищницу большевизма.
ни вооружают обобщенным опытом. первой

С т д

Русской ‘революции, этой «генеральной ре-
	Нетицни», 0ез которой Великая Октябрьфкая
социалистическая революция была бы невоз-
	В.
	Победа вооруженного восстания, указы
вал Лени, ‘должна привести к замене цар-
ского правительства временные революци-
онным правительством. В чем же ето исто-
рическов назначение? «По своему ‘проиехо-
ждению и, основному характеру, — раз’яе-
HAI Фенин, — это правительство лолжно
быть органом налюдного восетания. По свое-
му формальному назначению, оно должно
быть орудием созыва всенародного ‘учреди-
тельного собрания. № содержанию ето дея-
тельности, оно холжно осуществить прог-
рамму-минимум  пролетарекой демократии,
Kak елинственно сюзобную обеспечить WH-
	тересы восставшего против самодержавия
	народа» (ленин, Соч., том 9, стр. 13).

Закрепить революционные завоевания
народа, использовать их для коренного из-
менения общественно-полятического устрой-
ства страны на демократических началах-—
в этом видел Ленин задачу временного ревд-
люционното правительства. Он подчеркивал
	TARRL, что после перзой победы революци-
онных сил над контрреволюцией последняя
		ную, еще более ожесточенную борьбу. И за-
	дача временного революционного правитель-
ства, стоящего на страже интересов народа,
быть бдительным к проискам контрреволю-
ЦИИ.
	Опираясь на известное положение Марк-
са 0 том, что всякое временное государствен-
ное устройство после революции требует
энергичной диктатуры, Ленин пришел к
выводу, что репительная победа народа над
царизмом не может быть ничем иным, как
революциенно-демократической диктатурой
пролетариата и крестьянства, а временное
революционное правительство должно быть
органом этой диктатуры. Отсюда вытекал
тот вывод, что, при известных благоприят-
	  ВЫХ условиях, участие социал-леможратуи
	BO временном революционном правительстве
Не только Возможно, но и необходимо. Дав-
	В   ление революционных Mace Ha такое прави-
	тельсотво снизу и провеление социал-демю-
кратической политики изнутри этого пра-
вительства послужат гарантией ‘успеха
революции.
	Ченин вскрыл всю несостоятельность мень-
шевистских утверждений 0 недопустимо-
сти участия социал-демократии во временном
революционном правительстве. Он доказал,
что меньшевики догматически толкуют мар-
ксизи, не умеют правильно применить его
к анатизу современностя. Защищая взпляхы
Ленина на временное революционное прави-
тельство и разоблачая меньшевиков, кото-
рые ссылались на решение Амстердамекого
	конгресса Ш Интернационала, осудившее
	вхождение социалиста Мильерана в буржу-
азное правительство Франции, ‘товарищ
Сталин писал: «Что касается Амотердам-
ского конгресса, то он имел в виту постоян=
ное правительство Франции, ‚а не временное
революционние правительство. Нравитель-
ство Франции является реакционно-консер-
вативным, оно отстаивает старое и борется
против нового, — понятно, что в него и не
войдет подлинный социал-демократ, между
тех временное, правительство является
револющионно-прогрессивным, оно боретея
против старого, прокладывает путь новому,
оно служит интересам ревхтюции, — понят-
но, что подлинный социал-демократ войдет
в него м примет активное участие в увен-
чании дела револющии» (Сталин, 00ч. лом 1,

стр. 143). Участие социал-демократов в Ta-
KOM правительстве будет двигать револю-
цию вперед, стало быть, облегчит пролета-
риату его дальнейшую борьбу за социализм.
	Эта позиция Ленина и Сталина — превос-
ходный пример творческого применения диа-
лектического материализма к политической
борьбе рабочего клаюса.

x * хх
	В.И. Ченин, разрабатывая плав победы
буржуазно-демократической революции, п0=
казал нераврывность борьбы пролетариата
за демократию и социализи. Он вооружил
партию новой установкой в вопросе о соот-
ношении между буржуазной и сопиалиети-
ческой революциями — теорией  перераста-
ния буржуазно-демократической революции
в революцию сопяалистическую.

Завершив победу над царизмом, указы-
вал Ленин, партия пролетариата должна
принять в66 меры к тому, чтобы эта рево-
люпия стала перерастать в социалистиче-
скую. Между этими этапами нет китайской
етены.
	«Пролетариат, -— учил Денин, —— должен
	провести до ненца демократический перево-   социал
рот, присоединяя н себе массу крестьян-   можна:
ства, чтобы раздавить силой сопротивление 1
	Организовать отлых матросов
	Еще в. начале. лета корабли Н-ского co-
единения вышли на открытый рейд, где днем
и -HOULIO идет напряженная ° Учеба.
	Экипажи настойчиво совершенствуют воин-
	ское мастерство. Но и в этих условиях бы-
зают часы, свободные от походов и учений.
Естественно желание ‘матросов, старшин;
офицеров, чтобы заслуженный ими отдых
был хорошо`и культурно’ организован. lau
‘требуется для этого совсем немного: евое-
временная доставка газет и кинофильмов,
иногда организация концертов. До сих. пор,
однако, свежие газеты на кораблях — co-
бытие, хотя между базой и` местом якорной
етоянки регулярно курсируют катера. 3a
все лето на рейд была послана одна‘ кон-
цертная бригада. Ча’ корабле. где замести
	tio cHipanuyam
	телем команиару офицер Гвоздиков, в тече-.
ние всего лета нзисправны киноаппаратура
и радиоустановка. Большинетво музыкаль-
чых инструментов в непригодном еостоянии.
У отдела слабжения есть своя ремонтная ма-
стерская, во там установлены такие сроки
ремонта, что ‘представители! кораблей выну-
ждены отказываться от ее услуг.

Вот’ почему: скучно на рейде в вечерние
часы. В этом повинны товарищи Шуляк и
Савенков — политработники, отвечающие
34 организацию культурного ‘досуга экнпа-
Bel кораблей; решающих важные задачи
боевой подготовки... .
	Напитан Н. ТРЕФИЛОВ.
Младший лейтенант А. КРЫСОВ.
	Prlomcnux rasem
	* В тоды Великой Отечественной войны
неразрывными узами скрепили боевую
дружбу североморские летчики и Rate pun
ки. Эта замечательная дружба не ослабла и
сейчас. Недавно летчики пригласили к, себе
группу катерников дая ознакомления © тем,
как они живут и учатся в условиях мирно-
то времени. Тепло встреченные катерники
осмотрели учебные классы, мастерские, жи-
лые помещения, клуб, стадион. Летчики
рассказали гостям 0 том, как, они совершен-
ствуют cBoe боевое мастерство. В ближай-
шие дни летчики решили побывать У катер-
ников, чтобы ознакомиться © их жизнью п
учебой. («На страже Заполярья»).

* Опытный — минер старший матрос
Пшенов—активный рапионализатор, непре-
рывно ищущий новые пути для совершен-
ствования тральных работ. Недавно он сде-
пал ценное - предложение, Использование
	91919 предложения дает возможность men:
хранить тральные части от заедания, уско-}
ряет постановку. и выборку трала. Исныта-
ния дали хорошие результаты. Теперь 1m0-
бретение т. Henna получило распростра-
ноние во всем ‘подразделении, («Боевой
курс»). о
Успешно проходит сдача норм на зна
yor ГТО в подразделениях ‘военно-воздуи-
ных сил Балтийского флота, Многие yma
полностью. сдали мормы комплекса ГТО, в
TON числе более 200 человек сдали нармы
на значок, ГТО. второй ступени, В’ их числе
старший. лейтенапт Павлов, лейтенанты
Волков, Шелгунов, Самодин, сержант Най-
кин и другие. Они являются всестороние
развитыми юпортеменами, умеющима Ip?
красно плавать, бегать, прыгать, преодоле-
вать естественные препятствия. («Ha
	  вахта»).