2 сентября 1947 г. вторник, № 206 (2693)
И

о mene
	Корабль, где командиром БЧ-П капитан-
лейтенант Леонов, вышел в море для выпол-
нения практической стрельбы. На горизонте
показалея щит. Прозвучал сигнал учебной
боевой тревоги. Поеледовали доклады с бое-
вых постов о готовности к стрельбе, затем
все положенные команды управляющего ог-
нем и, наконец, — зали.
	Bee на мостике ждали падения первых
снарядов. Вот они упали. Однако щит ока-
зался между всилесками. Второй и третий
залы также оказались неудачными. Вве-
денные поправки для следующей группы
залпов ничем но изменили. Следовало ожи-
дать, что стрельба, прекратится и можно бу-
дет выяснить, в чем дело. Но управляющий
огнем перешел на поражение.
	Через некоторое время стрельба все же
прекратилась. Оказывается, корабль начал
отворачивать с ‘курса, чтобы не’ сесть HA
мель. Командир корабля просчитался в BHI-
боре ура и неправильно занял огневую
позицию. Вследствие. этого. прилилось ‘BO
время стрельбы несколько раз отворачивать.

да корабль ложилея на нужный Rype,
‹трельба возобновлялась.
	Прозвучал последний. выстрел... На.ко-
	Рабле. стало. тихо... Веем было яено, что
стреляли неулачно.
	Причина. неудовлетворительной стрельбы
выяенилаеь позже. Оказывается, что. неза-
долго до этого корабль выполнял подготови-
льную задачу и рассеивание снарядов
было такое же.. Тогда было запиеано: «Про-
верить и. согласовать орудия © ‘наводкой»,
Однако -залиеь чак и осталась нереализо-
ванной, орудия согласованы не были.
	КРАСНЫЙ ФЛОТ
	Снаряды упали _ Испытание в море. _
с р а С С е И В а H и е М : Капитан-лейтенант  Позняв — принял! шинами слелил. за почете пела
	цапитан-лейтенант  Нозняв принял
командование кораблем. в

Как обычно бывает в таких случаях,
личный состав и в первую очередь офи-
церы ‘ожидали выхода в море. Там можно
	увидеть нового командира в деле, оценить
его волевые и морские качества. С немень-
шим нетернением ожидал выхода и коман-
дир. В походе он мог лучше веего проверить
выучку экипажа, сработанность подразде-
	лений, организацию елужбы.
	распорядка дня.

своей деятельности командир поётоян-
но опиралея на партийную и комсомоль-
скую организации. Коммунисты и комео-
мольцы, выслушав на собрании его доклад
0 задачах боевой подготовки на летний пе-
риод, активно включились в дело и стали
его подлинными боевыми помощниками. Вее
средства и формы партийно-политической
работы были использованы командиром для
поднятия боевого духа, повышения дисцин-
лины и организованности.
		стрельбы была избрана такая, что‘ дально-
меры работали на самом нижнем пределе.
Пе этой причине ни дальномерщики, ни
личный состав центрального поста не могли
получить достаточной практики. Вследствие
перерывов в стрельбе и лишних поворотов
скорострельность снизилась.
	Короче говоря, боезапас был израсходо-
ван без пользы для учебы личного состава
корабля. т

Что же нужно было сделать, чтобы до-
стигнуть хороших результатов?

Прежде всего артиллерийские начальни-
ки всех степеней должны были бы поинте-
ресоваться состоянием оружия на корабле.
Они обязаны были проверить, как согласо-
ваны орудия © наводкой, каково их техни-
чеекое состояние, приняты ли профилакти-
ческие меры на случай выхода из <троя
TOTO или иного механизма. Следовало тща-
‘тельно проверить и -HOLPOTOBEY, Личного cO-
CTaBa, прежде всего управляющего огнем.

Руководитель стрельбы ‘или ‘флагман-
ский ‘артиллерист ‘должен быт заблаговре-
менно узнать, как командир корабля наме-
рен маневрировать. `Перёд стрельбой
полезно было провести дальномерное учение,
ВЫЯСНИТЬ „степень. - подготовки группы
управления и затем. сделать окончательный
ВЫВОД: ГОТОВ или не готов корабль к стрель-
бе. Ничего этого. сделано не было.

‚..Флагманские. артиллеристы; ‘придя ‘на
корабль, . ознакомилиеь ©. его состоянием
формально, поверхностно ‚осмотрели орудия
на некоторых боевых ностах и даже не
приняли ‘во внимание доклад командира

-П о том, что орудия не согласованы.

Сказалось неправильное, хотя все еше
	Причины неудовлетворительной стрельбы
	а №; 2-1 ар, Е

= Я -й + о НЯ * зи
Флагманские артиллерийские офицеры   сытующее, мнение некоторых начальников:
	—”. АВВ У С ак
тт. Федюшко и. Клименко, присутетвовавивие
при подготовке. корабля. к. стрельбе и. ‘на
‹амом учении, не ‘обратили’ внимания на
доклад командира БЧ-И о том, что ‘орудия
не согласованы. Не была подготовлена в
	«зачем проверять боевые средства и лич-
ный состав корабля Teper стрельбой, если
они должны всегда быть готовы: к Heil? >,
То, что ‘боевые средства Been должны
быть готовы к применению; а личный co-
	стрельбе и материальная ‘часть. (В начале   <Тав. — в их обслуживанию, — это пра-
	зачетной стрельбы в центральном посту вы-
шел ‘из строя один из важных механизмов.
	BHAbHO. Но не надо забывать, что людей
надо приучить к этому, особенно молодых
	Бороче говоря, и для экипажа и для
командира приближалась серьезная  про-
	верка.
Вапитан-лейтенант Позняк видел, что
	люди рвутся в море, и в то же время не мог
	не заметить неуверенности отдельных офице-
	ров и старшин. Он ознакомился с корабель-
ной документацией, побеседовал е ЛИЧНЫМ
составом. Стала более понятной обстановка
на корабле. Выяснилось, что многие специ-
алисты — молодые моряки, еще не бывав-
шие в суровых походах, что некоторые
матросы, занимавише на протяжении года
старшинские должности, все еще не были
	повышены В звании.
	Тов. Позняк. побеседовал ¢ молодыми
старшинами отделений, проверил их 3Ha-
ния, осведомился о нуждах и трудностях,
дал советы и указания. Матросам, занимав-
шим должности стариин и успешно справ-
лявшиуся © ними, он присвоил звание
«старший матрос». Это полбодрило молодых
	уверенность в
	старшин отделений, дало им
своих силах.
	Ворабль вышел в море. Командир насы-
щал каждый день, каждый час боевой уче-
бой, учил офицеров править вахту, управ-
лять маневрами корабля.

В походе офицеры впервые услышали
такие вьодные задачи, которые приближа-
ли их действия к условиям войны: управ-
ление кораблем одними машинами или с за-
пасных постов, использование оружия в
ночное время, в условиях плохой видимости
и т. До

Командир корабля вместе со штурманом
Баевым занимался тактической навигаци-
ей, изучал театр и дислокацию береговой
обороны и частей, с которыми придетея
взаимодействовать на учениях, решал зада-
чи по штурманской подготовке. Эти заня-
тия принесли и командиру и штурману
большую пользу. На иненекторской провер-
ке т. Баев показал хорошую специальную и
оперативно-тактическую подготовку.
	Обучая офицеров, т. Позняк. проявлял.
большой такт и выдержку. Он терпеливо

об’яенял одно и то же по нескольку раз,
всячески стараясь дать понять подчинен-
ному, что он, командир, верит в его спо-
собности, но в то же время хочет, чтобы
они быстрее и полнее развивались. Целесо-
разность такого метода учебы подтвер-
здалась, жизнью.

Учения в море как бы раскрыли глаза
личному составу, заставили по-иному по-
смотреть на свою работу, Молодые моряки
увидели, что они могут неплохо работать и
оправдывать доверие командира. Только в

музеи исто]
Здесь собра
TOR — дот
фий, Maret
историю до]
ской Москву:
большая в ‹

-рой Москве

дожника А.
Экепозиц!
основателя
начертанны:
вом к Свят
на Москов».
Вуоото д
	‚Московский ордена’ Ленина государственный универкитет имени М. В. Ломоносова. .
	Фото С. Иванова-Аллилуева (ТАСС).
+ _. .

Ъ. юбилейным дням в небольшом старин-
ном особняке на Новой площади. откроется
Музей истории м реконетрукции Москвы.
Здесь собрано свыше 40 These экопона-
тов — документов, литографий, фотогра-
фий, макетов и картин, отображающих
историю дореволюционной и социалиетиче-
ской Москвы. В числе экспонатов — ‹амая
большая в стране ‘коллекция картин 9 <ла-
рой Москве работы известного русекого ху-
дожника А. Васнецова.

Экспозиция музея начинается портретом
основателя Москвы Юрия Долгорукого и
начертанным славянской вязью его призы-
вом к Святославу: «Приди ‘ко мне, брате.
	Накануне `$00-летия Москвы
	Музей истории столины
	сьвы, составленного по указанию товарища
Сталина. Посетитель как бы нерелистывает
чудесную книгу — строятельство москов-
ского метрополитена, канала Москва-—Вол-
га, газопровода Саратов-—Москва, новых
зданий, мостов, реконструкция: улиц, .пло-
щадей, техническое оснащение: городекого
хозяйства столицы. Мы видим, как но-ука-
занию товарища Сталина менялся облик
Москвы. а
Много’ экспонатов в отделе «Москва
индустриальная». Они напоминают © ‘том,
что бывшая «ситцевая» Москва. стала. цен-
	  Тром социалистической индустрии: в-1940
Году заводы и фабрики столицы лаз про-
дДукции вдвое больше, нежели вся промынг-
ленность царской России в 1913 году.

Мы видим Москву в годы Великой -0те-
чественной войны, в годы послевоенной
сталинекой пятилетки. Музей раскрывает
чудесную перепективу недалекого.: будуще-
го столицы. На картах и проектах — но-
вые линии метро, новые магистрали.и пло-
щади, неповторимые по своей архитектуре
ансамбли зданий, многоэтажные. гитантье н%
Ленинеких горах, на Смоленской-площади,
на Ленинградеком пюссе. Мы узнаем, что
уже к концу нынешней пятилетки Москва
получит три миллиона квалратных метров
	вые линии метро, новые магиетрали.и. пло-
щадн, неновторимые по своей -архитектуре
ансамбли зданий, многоэтажные. гигантье На
получит три миллиона квадратных метров
жилой площади. Если эту площадь разме-
стить в огромных семиэтажных домах, то
таких зданий потребовалось бы ‘не’ менее
WECTHCOT, rrr thor

Врасноречивые цифры говорят.об-огром-
ных капиталовложениях в реконструкцию
Москвы. Из 8,9 миллиарда рублей бюджет-

Е се С Сы

тилетке на развитие городского хозяй-
ства, на улучшение бытовых условий тру-
дящихея будет израсходовано около трех
четвертей этих средств — 6,6 миллиарда

рублей.

Экспонаты музея—наглядная иллюстра-
ция того, как претворяется в жизнь тени-
альный сталинский замысел реконструкции

Москвы. Е
Я. волков —
		. Яичный. соетав- тщательно тотовился К
походу. Каждый день можно было видеть
на боевых постах капитан-лейтенанта Поз-
няка. Вникая во все детали, он проверял,
как старшины и матросы знают боевую
технику и оружие. Вскоре командир убе-
дился, что некоторые слабо знают устройство
и работу новой, сложной аппаратуры, не
умеют правильно использовать боевые сред-
ства’ в различной обстановке.
	Недостатков на корабле оказалось нема-
ло. Не все механизмы имели описания. Не
было и тактического формуляра корабля,
Все это тормозило учебу, затрудняло освое-
ние боевых средств и техники корабля.
Тов. Позняк лично ‘взялся за составление
	овес со BOY помондира. 191559 В
MOpe OHH почувствовали подлинное напря   ст
зение своих сил, обрели вкус к напряжен-

Вместе © летопиецем, чьи запиеи иллю-
рируют каждое значительное событие в

жизни Москры- умы проотажирарм =  pacn
	EEE IEEE IDL EC DASA EA Sl Ball

Командир труппы управления лейтенант
Морозов целиком возложил проверку готов-
ноети приборов на артиллерийских электри-
КОВ 4 сам этим телам та опала Пен

ne

артиллеристов, не имеющих достаточного
опыта.

Флагманские

Opry

НР тол

артиллеристы обязаны

МОТ У: tprarvnararncacr « «ttn ce

тактического

Ккументацию.

формуляра. Это требоцало
большой затраты сил и времени. Припьлось
изучить дополнительную литературу и до-

систематизизлоратг.

Волей

ри 99свои учеое.
Капитан-лейтенант Нозняк поднимал дух

людей правильной и последовательной ор-

ганизацией учебы. Каждый поход, каждое

ее истории при Димитрии Донском,
Иване Грозном, Петре Г. Доблеетным pye-
CKUM воинам, разгромившим в 1812 тоду

полчиша Напотеона_

пограптаин  понтдазт

Чественной войны, в голы послевоенной
	вументацию,
материал.
	вов, & сам этим делом не зачялея. Никаких
мер не было принято, чтобы предупредить
возможные неисправности.

Командир корабля также плохо подгото-
BACH к стрельбе. Он не продумал. как еле-
	были. не только вскрыть недостатки в нод-
готовке к стрельбе, но и помочь командиру
БЧ-П устранить их.

Если бы все это было сделано, стрельба
прошла бы успанно. Не пришлось бы за-
	Шефы в гостях у моряков
	-зенооциси узочы, Цалддый Нодод, каждое
упражнение или учение он неизменно за-
вршал подробным разбором. Он указывал
нь ошибки, делал анализ, выводы. Раньше
токие разборы проводилиеь редко и поэто-
мт на корабле не представляли важности
этого завершающего элемента боевой учебы.
Р\збор — это зеркало учения. Здесь каж-
днй видит себя, свои промахи, свое место в
общей системе взаимодействия подраздёле-
nit. Личный состав корабля заметно пре-
офазилея.

Важно отметить и то, что пыл и энер-
тя, с которыми начал свою деятельность
нФый командир корабля, He только’ не

OTH со временем, а, наоборот, стали. нро-

ямяться еше ярче. Выяснилось, что ка-
штан-дейтенант Позняк обладает устойчи-
BEM характером и твердой волей, что. он
узеет обучать и воспитывать людей, нод-
нихать их боевой дух.

Когда раздается сигнал «Команде отды-
ха», т. Позняк, веселый и бодрый, запро-
ср приходит в матросам, ведет с ними 3а-
дупевные беседы, соревнуется на спорт-

реа Е

полчища Налюлеона, посвящен централь-
ный стенд первого раздела музея.
Фотографии, документы, нелегальные
бронпоры и листовки, макеты полнольных
типографий показывают рост революцион-
ного движения в Москве. Большое место
уделено революционным боям на Пресне в
1905 году. Карта-плакат знакомит с пре-
бываниеи Владимира Ильича Ленина в
Москве.
В музее отображен приезд И. В. Сталина
в Москву в 1912 году. Рядом с фотографией
товарища Сталина-—текст прокламации «Да
здраветвует Первое мая!», написанной им в
Москве в начале апреля 1912 года.
‘Экспонаты рассказывают об Октябрьском
вооруженном восстании в Москве, 6 взятип
Красной гвардией Кремля в ноябре 1917 то-
да, о том, как менялся облик. города, став-
шего в 1918 году столицей Советской рес-
публики. Уже к середине 1918 тода около
пятисот тысяч рабочих было переселено в
дома, где раньше жила буржуазия. Народ
стал полноправным хозяином города.
Несколько залов посвящено осуществле-
	пощадке в ловкости, силе и выносливости,   нию › тенерального плана ‚ реконструкции ] Мо-
хоит на шлюпке. Это еше больше авы

г’ с подчиненными, повышает авторитет,
вопитывает у’ матросов любовь к своему
когандиру.
	Одновременно командир корабля выяс-
HHI, что некоторые старшины знают уст-
ройство лишь тех механизмов, которыми
непосредственно управляют, но не думают
о глубоком изучении другой техники ко-
рабля. Однажды командир епросил старши-
ну минеров, как устроена одна из деталей
глубинной бомбы. Вышел конфуз: старши-
на отвечал сбивчиво, путалея и, наконец,
признался, что этой детали он не знает, но
зато умеет практически сю пользоваться.
вапитан-лейтенант промолвил:
	— Этого недостаточно. Вы нев“ можете
обучать подчиненных устройству матери-
альной части, если сами ве не знаете. Даю
вам три дня, изучите деталь. Затем сдадите
мне экзамен.

Подобные беседы т. Позняк проводил не

только CO старшинами, но и с командирами
боевых частей. Он стремился заставить
	офицеров более критически относиться в
	своим знаниям, работать с большим напря-
жением сил. ‘А как надо работать, т. Позняк
показывал личным примером. Поеле корот-
кого ночного сна, освежившись под .холод-
ным душем, он, бодрый и подтянутый, по-
являлся во всех уголках корабля, проводил
	тренировки, занятия с офицерами и стар-
		куст маневрировать, не проверил подготовку  030 ТОТОВиТЬСЯ к ней и устранять те не-
ЛИЧНОГО состава второй Groen поалоь т! достатки которые слеловато  хотранилме
		AVE GERM,  воторые
значительно раньше.
	Папитан 3 ранга ЛД. СОЛОВЬЕВ
	  молодежи об эксплоатации механизмов пя-
	той боевой части.

Стремясь встретить 30-ю тодовщину Be-
ликой Октябрьской социалистической рево-
люции успехами в боевой и политической
подготовке, личный состав корабля заметно
повысил свою боевую выучку. 05 этом го-
ворят результаты стрельб. Стрельбы по мор-
свим и воздушным целям полволная лодка
сдала с хорошими оценками. Командиры
орудий тт. Филиниов и Семенов показали
умение самостоятельно управлять артилле-
рийским огнем. ‘

Высокую оценку получили торпедные
стрельбы. Они показали, что торпедиеты
умеют хорошо’ готовить материальную часть
торпеды к действию, слаженно и четко ра-
ботают у торпедных аппаратов.

Экипаж потводной лодки ‘успешно сдал
ряд задач по.борьбе за живучесть и непо-
топляемость корабля.
	работу занесены в..Анигу ‘почета завода.
Среди них — токари А. Макаров, В. Уль-
шин, слесаря  . Изотов, И. Навлов, судо-
сборщики В. Артюхов, М. Байков и друпие.
	Все они регулярно вырабатывают в смену
По. и нормы.
`Н. МАЙОРОВ.
	ичного состава второй боевой части и
управляющего огнем к сдаче зачетной за-
1ачи. По вине командира корабля дистанция
	’ БАЛТИЙСКИЙ ФЛОТ, 1 сентября. (По
Yenehouy or Kopp. «Красного Флота»). В
Н-ской базе подведены итоги боевой подго-
TOBRE за последние месяцы. На одном из
первых мест по сдаче учебных задач идет
Подводная лодка Н. В кампанию нынешнего
Тода экипаж этого корабдя вступил, имея в
своем составе большое число молодых матро-
<0в. С первых же походов в море офицеры
Коваленко и Царев сумели хороше органи-
зовать учебу молодых подводников. Путем
систематических учений. на боевых постах
они добились того, что молодые специалисты
за короткий срок подготовились к самостоя-
телыному несению ходовой вахты. Большое
внимание офицеры уделяли изучению е мо-
лодыми матросами боевого опыта Великой

течественной войны. Коммуниет тов. Роди-
онов передавал молодым матросам опыт ие-
пользования торнедного оружия и ухода за
ним. Воммуниет тов. Крупин расеказнвал
	Лучшие стахановны Крбнтитадтекого орде:
на Ленина. юрского завода, виетематически
перевыполняющие нюрмы-в течение шеети
месяцев и занимающие первые места ‘на
Доске почета, заносятся: в: заводскую‘ Внигу
почета и натраждаются почетными грамо-
_ давно 34 стахановца за отличную
	Передовой корабль
		Интересный вечер
	Москве, сделанный старшиной Бородиным,

Матрос Фрегер, работавший ранее на Мо-
сковском  шариконолигинниковом заводе
им. Кагановича, свое выступление. посвятил
теме «Москва индустриальная». Он рас-
сказал © заводе, гле работал до прихода на
флот. Не

«Метро — гордость Москвы» — так на-
зывалась тема выступления матроса Шер-
бакова, в течение двух лет работавшего на
строительстве метрополитена.

0 театрах, клубах, библиотеках, етадио-
нах, парках, музеях и памятниках Москвы
рассказал старитина 1 статьи Мусин.

В антравле матроевг осмотрели выставз
ку о Москве. Влубный радиоузел трансли-
ровал музыкальные произведения советских
композиторов, посвященные столице.

Художественная часть вечера проила Tak-
me с большим успехом. Матрос Детинекий:
прочитал несколько стихотворений Лебе-
дева-Кумача и Сергея Васильева о столице,
жена офипера Парпина исполнила пеени 9
Москве. Литературно-музыкальным монта+
жем ‘и кинофильмом «Разгром немцев нод
Москвой» вакончилея этот интересный ве-
	чер. :
Капитан С. ШУБИН, .)

ав: ФЕЯ
	Балтийский флот.
	Капитан А. БЕХ.

=——

AX y моряков

во главе с художественным руководителем
П.Ф. Кольшовым. Тепло встретили моряки
вытупление ансамбля песни и пляски, воз-
глаляемото В. А. Петровеким. Коллектив
Арантельского государственного драмати-
чевото театра показал на корабле пьесу

Ь этому вечеру готовилиев задолго ло его
начала. Шри активном `‘учаетии офицеров
Коврипина, Калашникова, секретаря комео-
мольекой организации части старшины Bo-
родина был выработан подробный план про-
ведения вечера. В‘библиотеке Н-ской ‘части
появилиеь рекюменлательный еписок лите-
ратуры о Москве, журналы, книги, брошю-
ры, посвященные столице. Матросы-моек-
вичи Цегин и Зиновьев послали в Москву
своим друзьям письма с просьбой помочь в
оформлении выставки. Вскоре из Москвы
лета затаоптая fhamemin р ranmed Kum
	эму. ANGE нокаове TO AYO Ноу
«Губокие корни».

_Ю. ЛИСИЦЫН,

Сверный флот,

корсть и направление” ветра и пр.). Связи
эти часто очевидные сами по себе, для то-
0 тобы быть практически использован-
чым, должны получить количественное вы-
ажние. Поэтому’ задачей иселедователя-
онозиста являетея составление Tak Ha-
ывемых «прогностических уравнений»,
Юзвляющих производить о количественный
cur Ha будущее: предстоящих ‘ледовых

припела заказная бандероль, в которой было
полтора десятка отличных фотоснимков
столицы и несколько новых брошюр о Мо-
скве. Из полученного материала хуложник
офицер Мелентьев оборудовал красочную
витрину-выставки «Москве — 800 лет».
Агитаторы проводили в подразделениях бе-
седы и читки.

Наконец наступил долгожданный вечер.
Зал клуба был переполнен. Над сценой на-
чертаны известные слова ПШушюина:

«Москва! Как много в этом звуке

Для серхца русекого слилось!»

Офицер Коврипин, открывший вечер, рас-
сказал матросам об огромной роли Москвы
в истории нашего государства.

С интересом слушали матросьг ловлал о’
	 скорсть и направление’ ветра и пр-). Связи
то тобы быть практически использован-
ным, должны получить количественное вы-
ражние. Поэтому’ задачей иселедователя-
прокозиста является составление так на-
зывемых «прогностических уравнений»,
позвляющих производить количественный
расчт на будущее предстоящих ‘ледовых
уелвий в отдельных районах моря.

Ндо отметить, что такого рода уравнения
TOU лишь в определенных пределах и
инога могут привеети в и BBIBO-
дам;

Каечной целью методики долгосрочных
прогозов являются полное познание меха-
низм ледовых процеесов в морях и окез-
нах и выражение закономерностей, ими
упраляющих, в виде строгих математиче-
екихрормул.

Й\ этом направлении советские ученые
плутз авангарде мировой науки. Исследо-
вани: академика В. В. Шулейкина и его
послеователей в области теплового баланса
морей Советского Союза позволяют сейчас
совергенно по-новому решать проблему дол-
госроного летхового прогноза. Эти работы
показли, что только на основе полного уче-
Та всх процессов теплообмена между окез-
ном гатмосферой, между сушей и океаном
можн строить научно обоснованные методы
долгорочных ледовых морских прогнозов.

Проблема. взаимодействия между океаном
й атусферой исключительно сложна и 0б-
щирн, Решение этой проблемы не придет
само обей, его нужно добиться. Поэтому ряд
научых институтов Советского Союза (Го-
судартвенный океанографический инсти-
тут, ‚орская гидрофизическая лаборатория
Акадиии наук, СССР, Арктический научно-
исслеовательский институт) ведет плано-
	мерше успепные теоретические исследова-   телефону от корр. «Нрасного Флота»). В.ча-
ния тэкспериментальные работы по отдель-   сетях флота широко развернулась подготовка
	Москвы. Jag
	НЫ азлелам большой и сложной проблемы   к празднованию 800-летия
	взаимдействия между океаном и атмосфо-   личного состава частей и кораблей читают-
	рои. .
Кандидат географических наук
	И. БЕНАШВИЛИ.
	ся лекций 900 истории возникновения и раз-
	  вития Москвы. Интересную лекцию на эту
	тему Шрючитал для матросов, старшин и
	Долголетней дружбой связан экипаж кд-
	раоля Н. ©0 своими шефами=—труляшиугиея
	города Архангельска. Почти каждый выход-
ной день на корабль приезжают концертные
бригады Архангельского драматического
театра, коллективы художественной caMo-
	деятельности предприятий .
	Разнообразной была программа концерта,
данного на корабле труппой артистов
Архазнельской государственной филармонии
	довая обстаповка п основные элементы ио-
годы. Следя ото дня ко дню за изменением
ледового состояния и зная особенности фи-
зико-географических - условий“. отдельных
	районов моря; представляется возможным,
	используя в известной степени: и прогноз
погоды, составить себе представление о блл-
жайших изменениях ледовой обстановки.
Основным недостатком всех этих способов
лелового прогнозирования является их зна-
	чительная суб’ективность. №0 и по сей день
они не потеряли своего значения, так как
	при хорошо налаженной информационной
службе нередко являются единственным
еп0собом быстрого и оперативного обелужи-
вания морского флота.
нашей стране с ее исключительной
протяженности «ледовым поясом» на морях
Советской Арктики теоретические и практи-
ческие рабогы в области морских ледовых
прогнозов получили особенно большое раз-
витие. Можно уверенно заявить, что совет-
ские исследования в этой области стоят на
значительно более высоком уровне, чем з4-
рубежные. Работы советских ученых В. №.
Визе и Н. Н. Зубова положили начало созда-
нию научно обоснованной методики прогно-
зов элементов ледового режима моря. Уже
в 1930 г. удалось приступить к выпуску
регулярных долгосрочных ледовых прогно-
зов для морей советского сектора Арктики.
Постепенно совершенствуясь, эти прогнозы
в настоящее время . приносят неоценимую
пользу при планировании навигации по Ce-
верному Морскому пути:

Разработка методики долгосрочных лело-
вых прогнозов развивается по. несколько
другому пути, нежели методы краткосроч-
ных прогнозов.

Работы В. Ю. Визе и его школы создали
определенное направление исследований в
этой области. Сущность их заключаетея в
установлении на основании материалов мна-
голетних наблюдений закономерно выражен-
ных зависимостей между отдельными эле-
ментами ледового режима моря (сроки `появ-
ления льда, общая ледовитость, густота и.
толщина ит. п.) и гидрометеорологическими
факторгми (температура воды и. возлуха.

Морские ледовые прогнозы
		Вее моря Советекого Союза ежегодно в.
большей пли меньшей степени покрываются
ледяным покровом. Одни замерзают почти
полностью, другие —— частично. Так, на-
пример, Белое, Балтийское,  Беринтово,
`Охотское и- моря Советской Арктики каж-.
AE TO] покрываются енлошным ледяным
покровом. На Черном, Каспийском и Япон-
ком морях льды образуются лишь в неко-
торых, в основном в северных, ‘частях,
Здесь ледяной покров держится в продол-
жение только 3—4 зимних месяцев. В арк-
тических же морях летний период харакге-
ризуетея лишь некоторым отступлением к
северу кромки льдов, появляется больше
пловучих льдов и уменьигается мощность ле-
дяных массивов.

8 других морях (например, Белом) ле-
дяной покров, хотя и охватывает зи-
МОЙ. почти всю акваторию моря, в летний
период полностью исчезает.

Ледовые условия на морях меняются от
тода к году. Бывают годы исключительно
тяжелые в ледовом отношении, и, наобо-
рот, наступают периоды, когда ледяной
покров не достигает даже своего нормаль-
ного развития. Поэтому никакие средние,
так называемые «климатологические нор-
мы» сроков появления льда, его мавсималь-
ного распространения и мощности не мо-
Гут считаться достаточными для характе-
ристики ледовых ‘условий предстоящего
зимнего периода. .

Судоводителю необходимо знать не толь-
Ro общий характер ледовой обстановки по
Всей трассе следования корабля, но и кон-
кретные данные о пределах распростране-
ния пловучего и неподвижного ледяного по-
врова, его толщине, о распределении льдов
В различных районах, возможных перемеше-
	ниях ледяной кромки, степени проходимости.
	ТЬдов судами п т. д. Бее эти данные долж-
НЫ составлять содержание ледового прогно-
За, который в зависимости ат обетоятельств
	Может быть кралкосрочным или долгосроч-
	ным. Только вооруженный надежным ледо-
вым прогнозом судоводитель может спокой-
HO вести. свой корабль.   ке

Научные исследования в области океано-
логий и морской метеорологии, Ероведенные
воветекими. учеными за последние 10—15
лет, позволяют считать, что проблемы мор-
ского ледового прогноза в. первом приближе-
нии сейчас решены.

Еще. в начале нашего столетия полярные
исследователи обнаружили зависимость ле-
дового состояния от активности теплых те-
чений за предшествующий период. Эти на-
блюдения позволили советским учёным —
В. Ю. Визе, Н. Н. Зубову и В. В. Шулей-
кину-—приступить к разработке научно
обоснованной методики морских ледовых
прогнозов. . .

Эта методика благодаря трудам коллек-
тива ученых Государственного океаногра-
фического института, Арктичеекого инети-
тута и лрутих достигла такой степени раз-
вития, что позволяет с достаточной точно-
стью составлять краткосрочные и долго-
врочные прогнозы ледового режима морей
Советекого Союза.

В период героической обороны Ленингра-
да Служба ледовых прогнозов сыграла зна-
чительную роль в обеспечении операций
Балтийского флота. ‘

На Белом, Баренцовом, Охотском и дру-
гих морях советские моряки-прогнозисты
успешно выполняли свои обязанности по
оперативному обелуживанию Военно-Мор-
ского Флота.

Современные приемы и методы прогнози-
рования изменений ледового режима морей
и океанов можно разделить на следующие.
основные виды:

1) Использование прогноза погоды,‘ то-
есть составление ледового прогноза на ‘0ено-
ваний ожилаемых изменений температуры
воздуха, скорости и направления ветра.

2) Анализ гидросиноптических карт, на
которых ежедневно отмечаются текущая ле-
	Черноморцы готовятся к празднику. _.
ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ, 1 сентября. (По   столица нашего Отечества», «Москва ин-

а и < та ааа ст Пе В 2 ба: х
	ASCTPHA AHS A» .

В одной из частей флота устроена фото-
выставка, отображающая развитие промышт-
ленности и культуры Москвы. -Матроев и
старшины прослушали беседы о `Москвев
период: Отечественной войны 1812: тола“и
B Великую Отечественную войну. УчастниЕ
обороны Москвы старшина Лесько рассказал
	«Москва —   о разгроме немпев пот Моеквой.
	главной базе

борьбе трудящихся Москвы против царизма
и буржуазии. Широко показана Москва как
столипа СОСР, ее фоль в расцвете. нашего
социалистического государства. На выстаз-
ке имеются специальная литература, фото-
альбомы. и вырезки журнальных и тазет-
ных . статей, посвященные _800=летило
Москвы. Здесь проводятся консультации
для агитаторов и пропагандистов кораблей
и частей флота. ЕЕ
	кораблях а
офицеров Н-ской части лектор т. Флетчер.

Атитаторы и беселчики прослушали’ лёк-
цию. профессора Мавродина, посвященйую
800-летию Москвы. Силами научных ра
ботников и, лекторов Ленинграда-для моря-
ков будут прочитаны лекции на темы:
«Москва в годы Великой Отечественной
	воины», «Москва в 1950 тоду».
	телеграфу от норр. «Нрасного Флота»). Го-
товясь к 800-летию столицы нашей Роди-
ны, агитаторы гвардейского крейсера «Крас-
ный Кавказ» активизировали свою работу.
Регулярно проводятся беседы, громкие чит-
ки газетных и журнальных статей, посвя-
щенных славному юбилею.

Недавно состоялись беседы на темы:
«Москва социалистическая», «Москва —
	Выставка в

ВЛАДИВОСТОК, 1 сентября. (По телефо-
ну). В главной базе Тихоокеанского флота
открыта выставка, посвященная восьмисот-
летию. Москвы. „Выставка состоит ‘из трех
разделов — «Москва  дореволюционная»,
«Москва социалистическая», — «Хроника
важнейших московских событий».

На выставке собраны материалы 0 рево-
люЦионном движении московекого пролета-
риата, © роли большевистской партии в
	Лекции. на
БАЛТИЙСКИЙ ФЛОТ. 1 сентября. (По!