3 сентября 1947 г;, среда, № 207 (2694)
	КРАСНЫЙ ФЛОТ
	’Коммунисты передового
тралыцика
	_В этой же листовке указывалось, что
	большую помощь командиру корабля т. №у-
	кову оказывают партийная и комсомольская
организации, ?

И вот теперь, после выполнения первой
половины годовой, задачи, когда за кормой
корабля остались пройденными с тралом 0о-
лее четырех тысяч миль, на обратном пути
в базу состоялось очередное партийное со-
	‘брание. Оно: было; как и ряд предшествую-
	ших, открытым.
	завершив первый этан траления, траль-
щики возвращались в базу. В их чиеле на-
‘ходился тральщик старшего лейтенанта
Жукова, Этот корабль славится слаженно-
стью действий личного состава, заботливым
отношением старшин и офицеров к воспи-
танию матросов. Надежными и верными по-
	  мощниками командира корабля являются
	воммуниеты и ROMCOMODIBI-

`В дни, когда экипаж готовился к первому
выходу. в. море, состоялось собрание партий-
ного ‘актива соединения. На нем обсужда-
лось историческое постановление февраль-
ского Пленума ЦЕ ВКП(б) о развитии сель-
ского хозяйетва в ноелевоенный период.
	Партийная организация призвала тогда
	экипаж образцово выполнить задания
командования и этим достойно ответить на
решения февральского Пленума ЦК ВЮИб).:

море опытные командиры-коммунисты
тт. Ауков, Яровой, Назаров приучали стар
шин и матросов правильно пользоваться
вверенной им техникой, тралить © га-
рантией — чисто и надежно. Штурман-ком-
мунист тов. Якимов строго еледил за соблю-
дением галсов, тщательной установкой вех
и нанесением на карты протраленных по-
я0с.

В связи с уходом ряда сларшин и мат-
росов в долгосрочный отпуск нё боевых по-
стах нехватало людей. По инициативе
рядовых коммунистов на одном. из пар-
тийных собраний. был поднят вопрос
06 овладении второй специальностью,
dRHBO откликнулись ‹ На ЭТО. комсомольцы.
Акустик Морошкин научился нести сиг-
нальную вахту, стал: помогать итурману на
мостике. Комсомолец штурманский  элек-
трик Сидоренко овладел специальностью ру-
левого. Овладели второй специальностью и
другие моряки тральщика. Так с помощью
партийной организации был ‘решен очень
важный для корабля вопрос.
	На корабле был случай, когда во время
траления прогорел коллектор выхлопной
трубы. Газы устремились в машинное от-
деление. Силами экипажа требовалось сроч-
но произвести ремонт. Работа эта была сде-
лана в четыре раза быстрее, чем предпола-
талось по плану. Руководил ремонтом капи-
тан-лейтенант Назаров. Большую роль здесь
сыграли коммунисты и комсомольцы, по-
казавшие  образпы выполнения своего
долга.

Коммунисты и комеомольцы явились за-
стрельщиками борьбы за экономию топлива.
Раныше из отстойников топливо выбрасы-
валось за борт, а теперь, по инициативе
комсомольца т. Верещагина, оно фильт-
руетея и идет на промывку деталей.
	О делах экипажа этого передового кораб-
хя рассказывала листовка; изданная полит-
отделом соединения, Она ‘призывала: «Мо:
ряки тральщиков! Равняйтесь по экипажу
корабля офицера Жукова! . Боритесь, за от-
личное выполнение плана траления теку-
щего года, за высокую организованность
и дисциплину!» .
	eee ee ere’ .  мин; Теперь в двух звездочках, нариеован+

теперь, по инициативе >
лы   ных на боевой рубке, сверкают цифры, озна-
Верещагина оно фильт-   НЫХ На боевой рубке, сверкают цифры, озна:
	ных на боевой рубке, сверкают цифры, озна-
чающие. что тральщик уничтожил 43 мины.
Хороший итог! И в его достижении немалая
заслуга принадлежит коммунистам кораб-
ля—вожакам экипажа передового тральщи-
ка.
Майор В. АНАНЪИН.
Майор И. СТРИЖАЧЕННО.
Черноморский флот. (Корр. «Красного
Флота»). }
		HA TERI ДП
	р т Этот рапорт и записка дали в03-

можность старшему помощнику co-

ставить полную картину состояния

моря; положения дел на рейде, а также на

самом  ‘Корабле и сделать командиру корабли

до под’ема флага подробный доклад 060 всем,
что случилось за истекшую ночь,
	Трудно переоценить значение утрениего
рапорта вахтенного офицера. Он дает воз-
можноеть командиру корабля и его помощ-
нику всегда иметь точное представление о
ходе корабельной жизни за период ночной
вахты и позволяет своевременно принимать
все необходимые меры по обеспечению жи-
вучесли и боевой готовности корабля.

Наряду © этим составление утреннего 04»
порта. приучает молодых офицеров к наблю-
дательности и четкости в Фиксировании
всех событий, происходящих перед их гла-
зами, приучает кратко и точно излагать
свои мысли и выводы и умело пользовать-
ся письменной формой донесений, что, как
подчеркивает Корабельный устав, имеет
очень важное значение B боевой обета-
новке. °

ЕК сожалению, не на всех еще кораблях
это хоропю понималют. На Краснознаменной
Каспийской флотилии в подразделений кд-
теров’ больших охотников утренние palop-
ты вахтенными офицерами часто составля-
ются небрежно, не по форме, сдаются
командованию несвоевременно. А команди-
ры кораблей и их аюмощники не ириучаки
вахтенных офицеров, как надо правильно
записывать происходящие на море и кораб-
лях события в. вахтенный журнал и в ут:
	резни фалорг, Te контролируют ведевие _
	этих важнейших корабельных документов,
	Пора командиру этого подразделения, как
и командирам некоторых кораблей, обратить
серьезное внимание на Утренние рапорты
вахтенных офицеров и добиться того, чтобы
они составлялись своевременно, содержали
все необхолимые сведения м оформлялись в
полном соответствии с требованиями  Вюра-
бельного  уетава.
	там Тионовичем Сталиным. Вадпись
под барельефом любимого вождя

гласит: «Здесь был 22 июля 1933
тода основатель Северного флота Великий
Сталин». _

‚Как только стайвает снег, сюда устремая-
ются моряки, идут в одиночку и группами:
Устраиваются и экскурсии. В чиеле других
экскурсиями руководят мичман Воробьев и
тлавный старшина Шишкин, служившие на
Севере еще в дни приезда товарища Сталина.

Нет сомнения, что организация экскурсий
по историческим местам имеет большое вос»
питательное значение. Задача политотделов,
партийных и комсомольских организаций —
устраивать их систематически, а Ее от слу
чая к случаю. Важным моментом является
и подготовка экскурсоводов. Это ие должны
быть люди, только поверхностно знакомые
с тем или иным событием, о котором им
предстоит рассказать. Экскурсоволами ©ле-
дует выделять хорошо полтотовленных офи-
церов, старитин, обладающих. необходимым
кругозором. Не лишним будет и квалифицг-
рованный инструктаж,

Значительную роль в оргавизации эк
курсий по историческим местам могут i
должны сыграть библиотеки частей. Hx
обязанноеть—систематизировать литерату-
ру, а также вырезки из газет и журналов,
которые могут быть большим  подопорьсм
для экокурсоволов.
	Офицер Ванин —— участник 60в nol
Одессой и на Кавказе — рассказал о муже-
стве и отваге моряков-черноморцев, помо-
гавших Советской Армии громить гитлероз-
ских захватчиков. Главный старигина’ Бла-
годатекий и старшина 1 статьи Чернухин
поделилиеь своими впечатлениями 0 теплых
ветречах, оказанных советским воинам в
странах народной демократии; Ha ярких
примерах показали повоетлневное проявление
советского патриотизма в делах советеких
	людей.
Г. ПАВЛОВ.
	Краснознаменная Дунайская флотилия.
	кальной импровизации я слышал пойзыв-
	ные возгласы: «Голько вперед!» Сквозь
штормовые напевы ветра, не умолкая, не
затихая ни на секунду, гудели моторы са
молетов и танков, клокотали винты кораб-
лей, несущих десантные отряды к соленых
озерам Тамани, к рыжим скалам «Огненной
земли» -— Эльтигена, к плавням Дуная, к
гранитным берегам Печенги, х песчаных
косам Пиллау, к латекому острову Bops-
	хольму, освобожденному советскими BONS.
	Нами из-под пятилетнего фашистского ИГах
прорывалиеь из гула, плыли над ним, п0г+
лощая всё, победные слова:
„..Мы армию нашу растили в сраженьях
Захватчиков поллых ¢ дороги сметем!
Мы в битвах решаем судьбу поколений.
	На звуковом фоне несмолкаемой мелолия
голоса. смертельной сечи перемежались ¢
голосами труда. Вначале то был лихорадоч»
но-торопливый перестук топоров, преры“
ваемый свистом бомб и веплесками взвих-
ренной взрывами. воды: саперы под Gov
бежкой наводили мосты, по которым (9-
ветская Армия наступала от Красной nao
щади в Москве к черному сердцу фашист
ского Берлина. Затем: к песне труда в борь-
бе и раскатам артиллерийских. салютов прие
соединился и накрепко вплелея в ‘нее’ хор
свистков паровозов и заводских гудков на
восстанавливаемых железнодорожных маги-
стралях,, ‘металлургических о комбинатах и
угольных шахтах: вешающая о вечной
жизни, о неиссякаемой созидательной eure
творческого труда, возглавляемого партией
большевиков, о бессмертии нашего на
рода симфония Победы и‘ Возрождения,
которые шатали. по военным дорогам плечо
& плечу с двумя испытанными! боевыми т0-
варищами советских людей — Cnoxolict
вием и Уверенностью.

И опять сквозь гул победы и возрождее
ния, в ослепительных вспышках электриче“
ских разрядов. за» окном, в непроницаемой
‚мгле военной ночи возникла чарующая ме
лодия” кремлевских курантов. Она прозву“
чала заключительными аккордами музы

went ere &) В,
	кальной импровизации, пазвапие которой
принт само собой:
	Московская симфония.
	Утренний рапорт
	Через” полчаса после’ побудки вахтенный
офицер старший лейтенант Козлов зашел в
проклалочную и достал чистый лиет бума-
	ГИ. Быстро разграфив его, он надписая
сверху:
«Утренний рапорт
(По состоянию к 7.00 час.)
	12 августа 1947 r.». %-

Далее. в левом углу; ‘вахтенный офицер
написал место стоянки, а в правом-—класе
и название корабля. После этого он присту-
пил к составлению первого -раздела—«С06-
тояние ногоды». . .

Вахта Козлову выдалаеь нелегкая. Вею
ночь на рёйде штормило, к утру. волнение
моря не стихло. Взяв‘ анемометр, Козлов
еще раз проверил силу‘ ветра‘и уточнил его’
направление. тю комнаеу; После этото в пер-
вой графе появилась зались: «Ветер ОХ№0—
6 баллов». +

Заем путем такой.‘ же’ обстоятельной
проверки вахтенный офицер установил и за-
писал, что волнение на море силою в’5 бал-
лов, облачность =— енлюшная. температура
наружного воздуха --14°С ва воды --16°С.

Во втором разделе рапорта Козлов указал,
что за время вахты © моря прибыли четы-
ре тральщика Н-ского подразделения, а так-
же эскадренный миноносец Н., который воз-
вратилея © ночных. торпедных стрельб,
TO же’ время ушли с рейла в! порт два бук-
сирз и нефтеналивная баржа.

В заключение, указав; что нетчиков. и
опоздавших на корабле‘ нет и новых ситна-
лов с флатманекото ‘корабля не поступало,
вахтенный офицероскренил рапорт своей
подписью.

Вызвав командира вахтенного поста на
юте. Козлов приказал отнести утренний pa-
порт стариему помошнику командира ко-
рабля; причем одновременно натисал ему
записку, в которой ‘указал, что, по его на-
блюдениям, корабль дрейфует на \/З\\, и
просил доложить командиру, что он растю-
рялилея дополнительно отдать левый. якорь,
	По историческим местам
	В Севастополе; Одессе, Ленинграде, во
многих других городах на самых видных
местах установлены памятники в честь на-
тих побед, в честь героев, отдавших свою
жизнь за благо народа. Сюда, в этим местам,
часто приходят рабочие, служащие, солдаты,
матросы, офицеры. Участники победоносных
боев рассказывают 0 прошедших  то-
дах войны, о тероях борьбы за’ ев0бо-
Ху и независимость Родины. Молодые воины,
слушая эти рассказы, учатся на славных
традициях, стремятся быть достойными сво-
их отцов и братьев.

Вот монументальный обелиск, посвящен:
ный героям-морякам Тихоокеанского флота,
павтьям вгбоях с японскими империалистами
в 1945 ‘году. Возглавляемые, офицерами,
пришли сюда матросы. Внимательны и серь-
езны ‘их лица. Бойцы вепоминают  павиих
товарищей, до конца выполнивших свой долг
перед Родиной.

Помимо памятников войны, немало есть
других исторических мест, предетавтятощих
большой интерес;

Каждый, кто ‘попадает в главную базу
Северного флота; с волнением обращает свой
взор на’ расположенную высоко’ на’ горе гра:
нитную’ доску Эта доска установлена в
честь посещения Заполярья Иосифом Висса-
	В подразделении, где секретарем‘ партий-
ной организации стариеий лейтенант Подзе,
недавно проведен вечер на тему о советском
патриотизме.

Молодые моряки’ © ‘интересом слушали
выступление офицера Базика, который про:
шел на войне боевой путь от ‘командира
бронекатера ло флагманского артиллериста
соединения. Он напомнил собравшимся о
боевых подвигах моряков Дунайской флот
тилии, ‘которыми командовали политрук
Хмельницкий и мичман Образков. Он расска-
зал и о других патриотах, отдавших свою
жизнь за нашу Советскую Родину.

Вечер молодых патриотов
	От крестьян и крестьянок, колхозников и колхозниц,
	работников МТС, совхозов, специалистов сельского
	‚хозяйства

ВОЛЫНСКОЙ области Украинской ССР
	еликому вождю народов
	(Окончание. Начало на 1-й стр.).
	в Любомльском. районе, Любы Демчук и
Домны Рубин, бригада Василия Сазчука из
артели им. Хрущева Маневичекого района
и много других.

Мы понимаем, что это толыко первые
роетки, что эта инициатива передовиков
завтра, будет достоянием сотен колхозников,
звеньев, бригад и колхозов. Мы ваверяем
Bac, Иосиф Виссарионович, — будут и на
Волыни мастера высоких урожаев, Герои
Социалистического Труда, будет и Волынь
областью высоких урожаев зерновых и тех-
нических культур, областью высокого раю-
цвета сельского хозяйства.

Родной наш Иосиф Виссарионович, MBI
хорошо знаем цену хлеба. Хлеб— это богат-
ство и сила Советского государства. это не-
оценимый вклад во всенародное дело вы-
‘полнения послевоенной сталинской пятилет-
	ки. Вот почему наши колхозы досрочно, еще
	5. ‚августа, выполнили государственный
‘план хлебозатотовок на 105 процентов. На
``25 августа более. 150 сел области тоже вы.
полиили план. сдачи хлеба государству.
Передовые районы — Устилугский, Мане-
вичекий, Киверцовскай, Цуманекий, Шац-
	_ кий. Вовельский, оаболотьевекий, Старо-
	` зижевекий на 25 августа выполнили пюл-
	ностью план хлебюсдачи госуларетву. В це-
	лом область выполнила государотвенный
план хлебосдачи на 84,5 процента. Опыт
передовиков показывает, что мы имеем все
возможности значительно сократить сроки
хлебосдачи,

Хорошо обдумав эти возможности и
	‘осознав свой высокий долг переп советским
	Отечеством, мы решили полностью вы-
полнить план  хлебозаготовок 10°’ сен-
тября и заготовки других сельскохозяй-
ственных продуктов. н _30 и 1947
‚ гора, _

__ заверяем Вас, дорогой Иосиф
Виссарионович, что мы приложим все
силы, чт0бы в честью’ выполнить
данное Вам слово. Мы хорошо to-
нимавм что победа сама не  при-
	Обсуждено и принято на
	ходит; что ее, как’ Вы училе, нужно: завое-
вывать. Вот почему мы сегодня, собирая
такой богатый урожай, думаем 0б` урожае
следующего года. Мы уже готовимся к севу
озимых культур и наметили посеять 03и-
мых на 17,1 тые. гектаров больше против
прошлого года и поднять зяблевой венашки
под посев яровых 1948 года — 280 тыс.
гектаров.

Мы создали в каждом селе земельные
общества. Они помогают трудящимея кре-
стьянам обрабатывать землю, вести хозяй-
ство, применять агрономичеекую науку.
Это дало возможность тыкячам крестьян
освободиться OT кулацкого гнета, стать
независимыми хозяевами своей земли. Но
мы хорошо понимаем, что по-настоящему
повысится уровень сельского хозяйства
Только в колхозах, только там раз и навсе-
гла трудящийся крестьянин  покончит с
нуждой и выйдет на ‘путь’ счастливой и
зажиточной жизни. Вот почему во многих
волынеких селах созданы и создаются ини-
циативные группы по организации колхо-
зов;
Дорогой Иосиф Виссарионович!

Для нас, волынских ‹ хлеборобов, нет
ничего дороже советекой власти, нет ничего
выше’ звания советского гражданина.

Заверяем ‘> Вае, дорогой Иосий
	Виссарионович. ‘Что мы не. пожалеем своих
	сил ипод Вашим мудрым руководством едела-
ем нашу социалистическую Родину еще
более могущественной, & р ЖИЗНЬ еще
счастливее.

Да здравствует наше социалистическое
Отечество!

Пусть живет и нЕ друлба народов
Советского’ Союза!“

- Да здравствует Всесоюзная‘ Коммунисти-
ческая Партия (большевиков) — вдохнови-
тель ‘и организатор наших побед!

Да. здраветвует. многие годы Ha блато
и славу нашей великой социалистической
Родины великий наш вождь и учитель,
отец и друг товарищ Сталин! ^
	собраниях колхозников, колхозниц,
	С докладом о том, вак экипаж традьщи-
ка борется за выполнение боевого задания,
	выступил на собрании старший леитенант
	Жуков. Он привел много примеров хорошей
	работы личного ‘состава корабля, сосредото-
чив внимание коммуниетов: на имевшихея
промахах, на том, что еще нужно сделать
для успеха.

— Вот мы говорим об экономии топли-
ра.-—заметил т. Жуков.—А разве все сде-
	лано для этого? Еели тральный расчет, на-
пример,-—а там большинство коммунисты и
	комсомольцы,—добъется сокращения срока
постановки трала, количество сэкономленного
топлива возрастет.

Особенно большое внимание уделил коман-
дир дисциплине, порядку и организованно-
сти на корабле. В этой области, подчерк-
нул докладчик, еще немало недостатков,
хотя количество взысканий по сравнению
с прошлым годом резко сократилось. Пар-
тийная организация корабля еще слабо. про-
пагандирует воинские уставы.

В прениях коммунист т. Забабурин pac-
скавал о том, как в целях экономии топли-
ва он предложил и получил разрешение ин-
женер-механика заменить фибровые про-
кладки свинцовыми. Это устранило‘ подтеки.

Высказались также секретарь партийной
организации т. Яровой (это он в пятой бое-
вой части развернул борьбу за сокращение
работы вспомогательных механизмов во вре-
мя стоянки), комсомолец т. Райков, беспар-
тийный боцман. Шпиталев и‘многие другие.

Много ценных предложений внесли здесь
коммунисты, комсомольцы и беспартийные.

Это собрание, проведенное на. переходе в
базу, значительно помогло. улучшить. вс
подготовительную ‘работу перед новым по-
ходом в море. Дни стоянки в базе не были
днями отдыха. На корабле шел планово-
предупредительный осмотр  . механизмов,
приводилось в‘ порядок тральное вооружё-
ние, красились шлюпки и т. л.

Скоро ‘корабль офицера Жукова снова
отошел от стенки.

...Увеличивается количество пройденных
© Тралом миль, количество  подееченных
	работников МТС, совхозов, специалистов сельского хозяйства
	и крестьян-единоличников Волынской области.
	т Успехи стахановцев военно-морских предприятий
	“ЛЕНИНГРАД, 2 сентября. (По телефону

от корр. «Нрасного Флота»). Состоялось
	‚совещание стахановцев предприятий Боен-
но-Мореких Сил. С докладом о ходе выпол-
нения социалистических обязательств, взя-
тых к 30-й толовщине Октября, выступил
	председатель областного комитета профоою-
	ва т. Сабылин, Он рассказал о’ том отром-
НОМ трудовом под’еме, которым охвачены
	коллективы предприятий.
	которые дают 60 тые. руб. годовой эконо-
мии. На заводе штурманеких приборов pea-
лизованные” за первое полугодие рациона-
лизаторские предложения экономят 95оло
 100 тыс. рублей.

После доклада состоялись выступления
стахановцев. Рабочий завода штурманеких
приборов т..Иванов` рассказал O° TOM, как он
добился в нынешнем голу выполнения трех
	  толовых норм. Механический: цех, в’ кото-
	ром он работает, предполагает закончить го-
довую программу к 15 сентября: ^

Мастер одного из заводов т. Семенов рас-
сказал, что кузнечный цех получил боль-
mow заказ. Шрюизводственная мощность
цеха не обеспечивала его выполнения в за-
данный срок. Тов. Семенов изменил техно-
логический процесс, изготовил ряд приено-
соблений. Благодаря этому производитель-
ность труда повысилась почти в три раза,
и пех успешно выполнил задание.
	На совещании выступили также предее-
датель заводского комитета судоремонтных
мастерских т. Ефимов, инженер т. Вондра-
тьев и другие. Они расеказали 0 том, как
коллективы предприятий Военно-Мореких
Сил борются за достойную встречу 30-й го-
довщины Великой Октябрьской социалисти-
ческой революции.

ЛЕНЦИИ 0 25-ЛЕТИИ ШЕФСТВА КОМСОМОЛА КАД ФЛОТОМ
	Вомсомольская организация Н-екой части
активно готовится к знаменательной дате—
двадцатипятилетию ‘принятия  комбомолом
шефства над Военно-Морским Флотом.

Старпьины 2 статьи Бережков, Рихтер и
Ванченко оборудовали витрину для комнаты
кульгироеветработы. Фотографии и текето-
вой материал витрины рассказывают о вы-
соком патриотическом подвиге комсомола,
ставшего на боевую`вахту по восстановле-
	флота.
	В подразделениях проводитея пякл лек-
ций,  0б’единенных темой  «Ленинско-
сталинский комсомол — шеф’ флота». Пер-
вую лекцию из этого цикла — 05 участии
	комсомола в восстановлении флота-—прочи-
тал старший лейтенант: Кудряшов.

Недавно комсомольцы части послали
письмо своим шефам — молодежи одного из
белорусских заводов—е приглашением сов-
местно провести праздник. Отличники боевой
	и политической подготовки стараний матрос
Жалтанин и старшина 1 статьи Юровский
	готовятся к поездке к шефам. Они расска-
Жут им о том, как комсомольцы-моряки бди-
тельно несут вахту на балтийских морских
рубежах.
	Капитан С. ШУБИН.
Балтийский флот, у
	Наиболее высоких показателей добилась
Н-ская судоремонтная мастерская. Махстер-
ская ежемесячно  перевыполняет планы,
производительноеть труда возросла на
23,7 проц. Около 40 стахановцев уже вы-
полнили годовые нормы, а токарь Кононов
и формовшик Богданов выполнили по две
годовые нормы.

Успешно ‘выполняет свои обязательства
‘коллектив завода штурманеких приборов.
Три годовые. нормы выполнил здесь. токать
механического цеха тов. Иванов. Тт. Подо-
бедов и Рейман выполнили по две годовые
нормы, тт. Лотатов,/ Чернов, Шагин и дру-
тие — по полфоры тодовые нормы.

Инженеры, техники и рабочие стремятея
рационализирювать технологический  пфро-
несе. Так, например, в Н-еких судоетрои-
тельных мастерских за полгода реализовано
более 30 рационализатореких предложений,

МОСКОВСКИЕ АРТИСТЫ У ЧЕРНОМОРЦЕВ
СЕВАСТОПОЛЬ, 2 сентября. (По теле-] вала на кораблях и в частях главной базы.
	графу), Ha Черноморский флот прибыла
группа актеров московского театра имени
Вахтангова. Бригада дала ‘ряд спектаклей
для личного состава Одесекой базы, побы-
	они Ч Из дневника
	лей выделилось в хоре сирен, раздражая
своим непрошенным проникновением в па-
мять, еще хранящую все, что было пережи-
то в Москве осенью 1941 года. Захлесты-
вающее разум и подчиняющее волю неукро-
тимое` чувство кипящими волнами поднима-
лось к сердцу. Сжимались кулаки. Глаза
разгорались, отыскивая в кромешной тьме
воздушного врага, сверлящею моторами
московское небо!..

Человек за роялем не видел впечатления,
производимого на меня музыкальной им-
провизацией. Она раскрывала тайники па-
мяти. Из-под спуда времени воплывали зву-
ковые и зрительные образы первого тода
войны: когда колонны фашистских танков
похползали к Москве от Малоярославца и
Можайска, от Волоколамска и Ленинград-
ского 10ссе; когда московское небо свер-
кало не праздничной иллюминацией ракет
и радостными вспышками победных салю-
тов, а грозовыми зарницами залпов проти-
вотанковых батарей на дальних подступах
к столице, сполохами сотен прожекторных
лучей, отыскивавших кравшегося в беззве-
здной выси врага, разноцветными трассами
очередей зенитных установок, спаситель-
ным поясом окружавших фронтовую Мо-
скву... Под аккомпанемент рояля слух рож-
дал галлюцинацию неповторимого бытия
осажденной столицы... Чередующиеся сте-
нания сирен тревоги и отбоя... Неутомимый
дятловый перестук скорострельных автома-
тических пушек... Ненавистное спотыкаю-
щееся жужжание моторов немецких пики-
ровщиков... Подобные раскатам землетрясе-
ния тромовые удары. тяжелых зенитных
орудий... Щемящий свист б0мб, грохот
разрушения, жалобный звон рассыпающе-
гося стекла... Й сызнова — томительный
	вопль сирен, неумолимо приближающееся
	рычание вражеских танковых армад, бара-
банная дробь фашистских маршей... Они
проникали в мозг, в’едались в сознание, на-
висали ‘над жизнью неотвратимым фбедст-
вием, будто кошмарный сон. котла чело-
	После окончания гастролей в Севасто-
поле вахтанговцы выступят со спектаклями
и в других базах флота.

Лейтенант В. ИНГЕРОВ.
	век кричит и не слышит собственного го-
лоса, хочет рвануться и не может даже по-
шевелить пальцем, но мгновенно приходит
в себя, едва его окликает тот, кто бодрет-
Byer...

В мрачных фрагментах экепромта, твори-
мого композитором, сквозь несмолкаемый
звуковой ха06 полонивший эфир и достит-
ший предела в отвратительном визге и за-
вываниях гитлеровских ‘фадиоглупителей,
раздираемому ими слуху как бы почуди-
лись едва различимые ноты призыва Е
бодрости. В следующее мгновение они 3a-
звучали яветвеннее, внятнее, четче, ‘убеж-
дая меня, что я He ослышалея. Призыв
врепчал и разрасталея. Величественная ме-
лодия вклинилаеь в какофонию, бушую-
щую над миром, заглушила ликующие кри-
ки врагов, заполнила все уверенностью и
спокойствием:

...Над нами также солнце станет
Сиять огнем своих лучей...

Смысл этой музыкальной паузы полно-
стью раскрылся для меня, как только звуки
рояля воспроизвели шум оваций, а в00б-
ражение дорисовало то, о ‘Чем хотел. ска-
зать композитор: сверкающий блеском све-
та плафонов и люстр, отраженного в зер-
вально-полированных колоннах, дворец
метрополитена,  превращенный вечером
6 ноября 1941 года в зал торжественного
заседания Московского Совета; ряды дену-
татов и гостей с фронта, аллодирующих
идущему к трибуне вождю; знакомый 05-
лик Сталина, в котором попрежнему было
	‘сконцентрировано все; что © времен Смоль-
	вого определяло поступь нашей страны в
истории, — спокойствие ‘и уверенность,
Вместе с его размеренным, как ход времени,
голосом спокойствие и уверенность взхыз
мались из’ недр чудесного дворца под пло-
щадью Маяковского на. беспредельную вы-
соту над затемненным войной миром, сог-
ревая сердца миллионов людей лучами
надежды и веры... А где-то глубоко внизу,
вокруг неприступного подножья нашей жи-
зни, кликушечьи бесновались фашистские
ралиоглушители, слепо метались рои фа-

шистских самолетов, рыскали волчьи стаи
фашистских танков.
	Не было пути им к Москве!

Навстречу вражьим армадам, наперерез
разруацению и смерти, уже шагали слокой-
ствие и уверенность. Их мотивы плыли в
медленном торжественном ритме моторов с0-
ветских танков, шедших в снежное утро
ноябрьского пафада мимо Сталина через
Красную площадь на подмерзшие поля Мо-
CKOBCKOTO фронта — к Волоколамску и Вля-
ну, к Звениюроду и Рузе. Теми движения
танков вее нарастал, пока не ‘достиг грозной
скорости металлического вихря. Струны
рояля стонали от напряжения, пытаясь
передать в своих звуках сокрушительный
разбег танковых лав, скрежет и лязг кри-
тических схваток на подступах к столице,
артиллерийскую дуэль, чьи раскаты, ещо
неуловимо для слуха, сливались с эхом
победных салютов, с TYIOM неслыханной
битвы у Сталинграда, с простыми напевами,
рожденными среди народа о русской реке
Волге... Сквовь, грохот- -пальбы , журчали
звонкие струи седого Днепра, освобожден-
HOTO от захватчиков’ на всем протяжении
от древних. стен вековечного форпоста рус-
свой земли — Смоленска до широкого пони-
зовья у Каховки. Образы далекого прошло-
го колыхались перед глазами под речита-
тив песни, созданной поэтом, но вошедшей
в народный 9106 нашей эпохи”.

...Иркутек и Варшава, Орел и Каховка —

Этапы большого пути!..

Вторично приднепровское местечко стало
историческим свидетелем героики советских
людей. И вот гулко застучала морская зыбь,
послышался шум винтов кораблей, иду-
щих на штурм Новороссийска, к руинам
древней крепости Еникале, в гавани Никола-
ева, ‘Мариуполя, ®  обомшелым валунам
островов финских шхер... Ровный шум вин-
	тов напоминал уверенную ‚поступь тан-
KOBHIX колонн в селоеё woannanne = wrno
	WhDA RUUD Бы 9606 морозное утро
ноябрьского парада 1941 года на Крас-
ной  площадиу.., ‘Поевист = боры. начале
	которой всегдз подобно грому обвала в. гор-
ной тишине, пюкрыл рокотанье винтов,
Бора — ураганный ветер, страшный, - kar
гнев народа, вставиего на защиту себя, —
дула все неистовее, выметая чужезомцев
прочь с нашей земли... В звуках музы-
	Московская симс
	ночь в день. Искры ракет фантастически
пестрыми узорами вились на дорожках
лучей. Спустя миг мелоличное вызванива-
ние курантов и мерный бой часов были
поглощены раекатистым грохотом перво-
го залпа. Дрогнули оконные стекла, и
снова полыхнула гигантская зарница по-
роховой вепышки двухсот двадцати четы-
рех ‘орудий, снова с треском рассыпались
в небе тысячи ракет. В их ‘искрящемся
сверкании то поднимались, то опускались
перед взором неровные линии ‘ городских
кварталов, словно вся Москва ритмично
покачивалась на световых волнах под монт-
ный рокот прибоя орудийных залпов.
Наконец все погасло.
	Композитор впотьмах прошел в глубь
комнаты и, выключив репродуктор, чуть
коснулея клавишей невидимого рояля.
Тихо отозвались толоса струн; повторяя
мелодичный перезвон курантов на Спасской
балине. Переливчатый звон курантов. сме-
нилея гулким ударом колокола кремлев-
ских часов, вещающего о вечном движении
времени, и громовым аккордом, подобным
далекому эхо залпа артиллерийского салю-
та, отгремевшего минутой раныпе. Это’ было
так изумительно точно, что казалось не иг-
рой мастера, пальцы которого обладали’ вол-
шебной силой облекать, жизненной правдиво-
стью гаммы звуков, но самой настоящей
пействительноетью.
	Внезапно оборвав аккорд, композитор с
чрезмерным нажимом провел по клавишам.

Тоскливо протяжный, модулирующий на
разных тонах, заунывный звук, похожий
на оплакивающий вопль, наполнил темную
комнату. Легко было узнать в нем воздуш-
ную тревогу. Сирены выли на все голоса,
терзая слух резким фальнетом, оглушая ба
совыми выкликами и трубными вехлипа-
ми, с каждым мгновением вееляя в сердце
ощущение тревоги, возвращая слушателя
В состояние всепоглощающей напряженно:
сти. Назойливо-прерывистое гуление шме-
	Еаений ЮНГА:

‚.Завидуя бессмертной нашей
‘ славе,

Потомки вспомнят грозные дела,

Стараясь как-нибудь себе пред-
: ставить,

Какой же в эти дни Москва была.
	Ст. Щипачев.
	Вечером, непроницаемым, как вее вече-
ра в Москве военного времени, возвратясь
из поездки на фронт, я зашел в гости к
знакомому композитору, в которым видел-
ся в последний раз на переднем крае у
Новороссийска. Только что диктор закончил
‘чтение приказа Верховного Главнокоманду-.
ющего об очередной крупной победе нашихо
РОЙСк и об’явил о предстоящем `артиллерий-
ском салюте. Ожидая начала салюта, мы
стояли возле окна, обращенного к площади,
за которой смутно проступали из мглы баш-
ни и стены Кремля. Свет в комнате был вы-
ключен, маскировочная штора поднята до-
	отказа. Церед глазами тянулиеь далеко вни-
	оу, отевечивая на блестящем мокром ас-
	фальте и теряясь в ночной бесконечности,
	блики фонарей, горящих в четверть нака-
ла, Мелькали, пересекая площадь,: желтые
и зеленые зрачки фар, а позади нае, в глу-
бине темной комнаты, репродуктор неумолч-
но воспроизволил звуки движения и улич-
ной жизни: автомобильные гудки, протяж-
ный скрип тормозов, нестройный говор тол-
	TIM, HeCMOTPA Ha непогоду и поздний час
	заполнявшей Красную площадь и тротуа-
	ры прилегающих к ней улиц.
	_ — Десять, —почему-то шопотом произ-
HEC композитор, едва из репродуктора поли-
лась в темноту звенящая, как серебряный
дождь, мелодия курантов на Спасской бали-
He. За окном полыхнул багровый отевет
пламени по всему горизонту и, освещен-
	ные вепышкой салюта, возникли контуры
	зданий кремлевекого ансамбля. [Голубые лу-
“чи прожекторов встали над ним среди кас-
‘кадов,. траекторий и гирлянд разноцветных
оРНай. тоеобразявиих московское Heto.
	Праздничная иллюминация превратила