3 сентября 1947 г., среда, № 207 ¢
	КРАСНЫЙ ФЛОТ
		вторая годовилина разгроме.
империслистической я

суда Тихоокеанского флота. Как и во время
наступательных действий Забайкальского
фронта, в действиях 1-го и 2-го Дальневос-
точных фронтов активнейшее участие при-
нимали воветекие Военно-Воздушные Силы.
Благодаря хорошо снланированным и четко
слаженным действиям наземных войск,
военно-морского и возлушного ‘флотов, бла-
годаря высокому моральному духу. наших
воинов, их мастерству и военному искус-
ству оборона японской армии рухнула в
столь короткий срок.

Так, в исключительно маневренных и не-
продолжительных сражениях,  развернув-
Еихея на огромном Дэльневосточном театре
войны, Советская Армия и Флот нанесли
MNOHCKOMY агрессору ренающее поражение.
	Потеряв более 80 тысяч солдат и офицеров.
	только убитыми, все вооружение и техни-
Ry, войска Ивантунской армии вскоре стали
складывать оружие и массами сдаваться в
плен. За короткий срок были пленены 594
тысячи японских солдат и офицеров и 148
генералов. Не выдержав наступления Совет-
ской Армии, империалистическая Япония
безоговорочно капитулировала. С агрессией
на Дальнем Востоке было покончено.

В обращении к советскому народу 2 сеч-
тября 1945 гола товарищ Сталин сказал:
«Отныне мы можем считать нашу отчизну
избавленной от угрозы немецкого нашествия
на западе и японского нашествия на восто-
ке. Наступил. лолгожданный мир AJA Habe
	дов Всего мира»,
	Веем известна историческая заслуга (0-
ветского Союза в ликвидации военного 0ча-
га на Востоке. Однако за рубежом находятся
люди, которые пытаются умалить роль (о-
ветского Союза в разгроме империалиетиче-
ской Японии. Они утвержхают, что ве участь
	была заранее предрешена. Но как бы ни
	усердетвовали эти верные оруженосцы \9-
нополистического капитала, факты убели-
тельно говорят сами за себя. Если бы Совет-
ский Союз не нанес решающего удара по
японской армии, не сокрушил ее военную
мощь, то война на Дальнем Востоке затя-
нулаеь бы на долгое время и стоила бы 9-
юзникам многих жертв. Советский (0103 с
честью выполнил свою историческую мис-
сию. Его побела над’ империалистической
Японией явилась неоценимым вкладом в
дело лостижения мир» во всем мире, Этой
	  побехой наши Вооруженные Силы обеепе-
	чили также безопасность дальневосточных
гранид Советской страны. Исконные pyc-
ские земли — Южный Сахалин и Куриль-
ские острова возвращены нашей Родине,
Над ними гордо реет флаг страны социализ-
ма.

На этих землях, как и во всей стране,
идет мирная, созидательная работа. Возрож-
даются промышленные предприятия, разру-
шенные япониами, создаются новые, раз-
вивается сельское хозяйство. Исследуются
и ставятся на службу социалистической 0т-
чизне природные ‘богатства Южного Саха-
Inna и Курильских островов. Творческий
	труд советских людей охраняют Советская
Армия и Военно-Морской Флот, зорко стоя-
щие на страже наших дальневосточных грд-
НИИ.
	Советское правительство последователь-
но и принципиально борется 6a мир Ha
Дальнем Востоке» Оно пунктуально выпол-
няет все обязательства, возлатаемые на
него договорами и соглалиениями,

Совершенно иначе ведут. себя на Паль-
нем Востоке Соединенные Штаты Америки.
Нарушая Потедамекую декларацию, США
не проводят решительных мер по военному,
экономическому и политическому разору-
жению японского империализма. США под-
держивают. ‘и: развивают гражданскую вой-
ну в Китае, содержат там значительное ко-
личествьо своих войск, в то время Kak ‹0-
ветское правительство давно уже вывело
	свои войска с территории Китая. Цоощряе-
	мые американскими реакциюонерами, снов%
подымают голову японские империалисты.
Военная администрация США в Яонин
всячески подавляет демократические си-
лы янонекого народа.

Тверлая и принципиальная мирная 1по-
литика нашей страны на Дальнем Востоке
вызывает чувство глубокой симпатии н
благодарности широких вародных Mace #0
всем мире.

* ’ Полковник И. КОРОТКОВ.

Тысяча девятьсот сорок пятый год вой-
дет в историю как год завершения великих
битв и блестящих побед евободолюбивых на-
родов над гитлеровской Германией и имие-
риалистической Японией. Он стал годом, в
котором еще выше поднялась мировая слава
Советского Союза и его Вооруженных Сил,
сыгравших решающую роль в ликвидации
очагов агрессии не только на Западе, но и
на Востоке.

Ценою огромных жертв, величайшего на-
пряжения сил советского народа и его армии
была остановлена, а затем вдребезги раз-
бита гитлеровская Германия. Решительное
вуетательство Советского Союза в ход вой-
ны против японского империализма значи-
тельно ускорило ее победное завершение. Не
атомная бэмба, а Советская Армия и Флот,
руководимые величайшим полководцем Гене-
ралиссимусом Советского Союза И, В.
(Сталиным, форсировали разгром агрессора
на Дальнем Востоке.

Народы нашей страны имеют особенно
большие основания гордиться победой над
иупериалистической Японией. Более четы-
рех десятилетий японские империалисты уг-
рожали нашей Родине. В феврале 1904 года,
вероломно напав на крепость Порт-Артур,
они начали войну против России. Воспользо-
рартиеь слабостью — палекого гамоз
	вавшись сладостью  царекого = само-
державия, = гнилостью — помещичье-кре-
постнического строя  [Росеии, = бездар-
	ностью ее военных руководителей, японлы
нанесли тогда большой урон ‘России. Они
захватили Южный Сахалин и закрыли для
нашей страны выходы в океан на востоке.
Не уловлетворивитиеь этим, японские импе-
рналисты стали строить более широкие пла-
ны отторжения Дальнего Востока и Сибири.
Эти планы японцы, как известно, намере-
вались осуществить в 1918—1922 гг., но
потерпели полную неудачу. Войска молодой
Советской республики дали им тогда жеето-
кий отпор.

Японские империалиеты, однако, не’ из-
влекли должных уроков. Они делали и в
последующем неоднократные попытка прег-
творить в жизнь свой захватнические пла-
ны. Так, японская военщина в 1929`г, по-
пыталась, правда, чужими руками, исполь-
зовать в своих ингересах так’ называемый
конфликт на ВВД. В 1938 и 1939 гг. она
решила осуществить свои агрессивные на-
мерения собственными силами, предприняв
наступление в районе озера Хасан и река
Халхин-Гол. Но и эти попытки потерпели
позорный крах. Тем не менее японские им-
периалиеты продолжали настойчиво гото-
виться к захватничеекой войне, провоци-
ровали пограничные инциденты, держали
против Советекого Союза постоянно отуоби-
лизованную армию.

Во второй мировой войне Япония явилась
главной союзницей фашистской Германии.
Янонские империалисты оказывали гитле-
ровцам помощь в борьбе против. Советского
(Союза, копили силы и выжилали удобный
момент, ‘чтобы нанести нам удар в спину.
Развязав войну против США и Англии,
японские агрессоры не только-не ослабляли
силы ‘на’ Лальнем Востоке, но, чаоборот,
пролоджали их увеличивать. Они мечтали
	. осуществить пресловутый план Танака, в
	соответствии с которым имелось в виду от-
торгнуть У Советского Союза ero земли
вплоть до Уральского хребта. Не случайно
Япония ло самого последнего момента дер-
жала на Дальнем Востоке свою` Ввантун-
скую армию численностью свыше миллиона
человек. В ее состав входили 31 пехотная
дивизия, 8 смешанных бригад, одна танковая
бригада и две воздунтные армии.

Успехи советских войск в борьбе с гит-
леровской Германией хогя и заставили Япо-
нию отказаться от прямых военных дей-
ствий против нас, все же ‘сосредоточением
крупных сил-своих войск на советских гра-
ницах империалистическая Япония оказы-
вала фактяческую помощь Германии. Япо-
ния вынуждала советское правительство
держать на Дальнем Востоке значительные
силы, тем самым лишая их возможности
участвовать в борьбе против. Германии. С
другой стороны, контролируя морские под-
ступы в советским дальневосточным портам,
японцы лишали Советский (003 связи с с9-
юзниками. Известно, что именно в‘ разгар
наиболее ожесточенных боев с гитлеровскими
полчищами участились всякого рода кон-
	Фликты на наших дальневосточных грани-
цах. Эти конфликты провоцировалиеь япон-
цами.

После разгрома гитлеровской. Германия п
ве безоговорочной капитуляции, империали-
стическая Япония была все еще сильна и
являлась основным препятствием на пути
к установлению мира, которого жаждало. че-
ловечество. Хотя США и Англия нанесли
Японии ущерб, но не лишили ее возможно-
сти вести войну и всячески ее затягивать,
угрожая миру новыми бедствиями и. неиечи-
слимыми жертвами. Вся обетановка требо-
вала немедленной ликвилации этого очага
войны. на Востоке.

Советский Союз. верный своему союзни-
ческому долгу, стремяеь скорее. погасить
пламя войны, избавить человечество от
лишних жертв и страдавий, ечел необходи-
мым выступить против Японии. Этого. на-
стойчиво требовали также интересы _без-
опасности нашей Родины на востоке. Импе-
риналистической Японии был нанесен. могу-
чий удар, который ускорил ее военное ‘по-
ражение и тем самым окончание войны Ha
востоке.

Утром 9 августа 1945 года советские
войска, корабли и чаети Тихоокеанекого
Флота начали боевые действия против япон-
ских войск па Дальнем Востоке. Разгром
Бвантунской армии был осуществлен в ряде
весьма решительных операций, предприня-
тых одновременно в трех направлениях по
плану, разработанному Верховным Воман-
дованием Советской Армии.

С территории Монголия Bo взаимодей-
ствии с армией Монгольской Народной Рес-
публики наносили удар войска Забайкаль-
екого фронта. Из района Хабаровска в юж-
вом ‘направлении наступал 1-й Дальнавос-
точный фронт. Из Приморья в западном нз-
правлений стал развивать наступление 2-й
	Дальневосточный фронт. В. тесном контакте
		действовали части и. корабли Тихоокезя-
ского флота. Общее руководство операциями
	советских. войск осуществлял Маршал Со-
ветского Союза Василевекий. Наступатель-
ные действия’ наших войск проходили в
весьма сложных условиях местности и про-
рыва заблаговременно созданных мощных
оборонательных укреплений противника.
Войска Забайкальского фронта во. взап-
модействии с армией Монгольской Народной
Республики в первый же день прорвали 0обо-
ронительные укрепления японцев и стреми-
тельно двинулись в глубь Маньчжурии. Они
наносили улары в юго-восточном и востот-
ном направлениях. В короткий срок был
форсирован  горный хребет Большой Хинган,
преодолены безводные степи Монголии и
сломлено сопротивление противника в райо-
не городов Чанчунь, Мукден, Цицикар, №5э-
хэ. Дайрен и Порт-Артур. Города эти были
быстро заняты войсками Советекой Армии.
	Освобожденное от ига японских захватчиков,
китайское население с восторгом и благо-
дарностью встречало победителей. Мотоме-
ханизированные соединения Забайкальского
фронта за время наступления продвинулись
вперел на 950 километров.
	В результате наступательных операций
	Забайкальского фронта, ваносившего глав-
	ный удар, японские войска были парализо-
ваны и лишены возможности предпринять
контрнаступление.

В таких же темпах вели наступление
армии 1-го и 2-го Дальневосточных фрон-
тов. Их действия отличались птирокам раз-
махом и свойственной Советской Армии ре-
шательностью.

Войска 1-го Дальневосточного фронта
форсировали реку Уссури, являющуюся
крупнейшей водной преградой; и в короткий
срок’° прорвали долговременную оборону
японцев. Развивая наступление, войска
фронта преодолели труднодоступную мест-
ность горной тайги и сломили сопротивле-
ние противника. Японские военные руково-
дители впоследствии сознавались, что они не
ожидали маневра советских войек через
тайгу. :

Войска 2-го Дальневосточного фронта в
тесном взаимодействий с боевыми судами
флота в столь же короткий срок очистили от
японцев Южный Сахалин, Курильские ост-
рова и рад портов Кореи. В занятии важ-
нейших портов и городов Северной Вореи
крупнейшую роль сыграли части и боевые
	Накануне ФОЙ-летия
	Moexest
	На амурском мониторе
	Так осваивается опыт войны
	артиллерией огневую точку «противника».
Расстояние до цели было порядочное. При-
стрелку поручили башне Еремина. Навёдя
орудие по вспышкам, старшина приказал
открыть огонь. Прозвучал выстрел. Наблю-
	давшие с мостика офицеры увидели, Rak
	взлетел вверх огненный фейерверк и на ме-
сле зажженного костра осталась глубокая
воронка. Другим башням не довелось стре-
лять 10 этой цели. пруилплоеь посылать
	шлюпку © матросами для того, чтобы раз-
	жечь новый костеу.
	С такой же точностью расчет Еремина
поражает и морские цели. Во время стрель-
	бы корабля на ходу по щиту орудие Ереми-
на лобилось с первых же выстрелов прямых
	попаданий в полотнише и основание цели.
После того, как корабль отстрелял, щит уже
		На страницах журнала боевой подготовки
монитора Н. аккуратно выписаны  за-
дачи, которые предстоит сдать за период
летней кампании. Все эти записи заключе-
ны в небольшие квадраты, в каждом из ко-
торых — ‘наименование задачи и срок, к
которому он» должна быть выполнена.
Большинство квадратов уже затушевано
красным и синим карандашом. Эта незна-
чительная на первый взгляд деталь говорит
© многом. Она раскрывает уровень боевой
выучки экипажа, показывает, какой высоты
достигло воинское мастерство офицеров,
«таршин и матросов. Красный цвет озна-
чает, что учебная задача сдана © отличной
оценкой, синий — © хорошей.

Весной монитор задержался в доке
на ремонте и начал навигацию © некото-
рым запозданием. Однако его экипаж не
только сумел в сжатые сроки. наверстать
упущенное, но и вышел ко Дню Военно-
Морского Флота на первое место в соедине-
НИИ.

В достигнутых успехах немалая заслуга
‘принадлежит партийной организаций. Ком-
мунисты корабля-——передовики боевой и по-
литической учебы, Члены партии —
‘офицеры и старшины — смело идут
по пути воваторства, активно прозодят в
жизнь наиболее эффективные приемы и ме-
тоды воинского обучения личного состава.

Еще в начале нынешнего года артилле-
рист корабля старший лейтенант \уравлев
‘сумел перестроить методику подготовки
‘орудийных расчетов и максимально при-
‘близить все тренировки и занятия к’ уело-
виям боевой обстановки. Благодаря этому
была вскоре достигнута такая боевая орга-
	низация, которая позволила ©сразу же при--
	ступить к выполнению О ое И
калибровых. стрельб.

По его инициативе обучение наводчиков
на приборе Крылова было значительно ви-
доизменено. Старший лейтенант Журавлев
сконструировал специальный щит, дающий
‘возможность проводить занятия одновремен-
но со всеми первыми и вторыми наводчика-
ми корабля.

Немало ценных предложений, ©10соб-
ствующих повышению качества учебы, вне-
ели и другие коммунисты — главный стар-
шина сверхерочник Коровин, старшины Пи-
рожков, Еремин. Они изготовили силуэты
всех классов речных кораблей, макеты раз-
личных береговых целей, сделали приепю-
собление, дающее возможность совершен-
‘ствоваться в наводке орудий по движущим -
ся целям в тумане и в темноте. .

Башня старптины 2 статьи члена ВКП(б)
	Еремина заслуженно считается лучшей на
	корабле. Он первым. применил у себя . ком-
плексные занятия и ‘тренировки орудийного
расчета, вместе с командой подачи и поста-
ми центральной наводки. Чтобы максималь-
HO приблизить учебу к условиям фактиче-
ской стрельбы, старшина Еремин ввел сле-
дующий ©1060: по команде из централь-
ного. поста орудие наводилось на цель, из
погреба подавалея учебный боезапас, на
етанке производилось фактическое заряжа-
ние, и по ревуну следовал условный вы-
стрел. Таким образом, от внимательного гла-
	за старшины не ускользала ни одна даже
	малейшая неточность в действиях кого-либо
из комеров расчета. , (
Начав отработку боевого поста в простых
условиях, Еремин постепенно усложнял 0б-
становку на учениях. Он тренировал расчет
при свежей погоде © выключенным освеще-
нием, заставлял бойцов длительное время
работать в противогазах, воспитывал у них
нужную сноровку, Точный глазомер и вы-
носливость. Поэтому не случайно его под-
чиненные научились в любых условиях по-
ражать цель с первых же залов, .
Высокий классе огневого мастерства про-
демонстрировали артиллеристы Еремина на
одной из ‘проходивших недавно ночных
стрельб. кораблю предетояло подавить своей
	В Политехническом
музее
	В Москве, недалего от плошади Дзержин=
ского, находится Государственный Политех-
нический музей СОСР. Созданный в 1872
году по инициативе Общества любителей
встествознания, антропологии и этнографии,
музей достиг настоящего расцвета лишь в
советское время. Сейчас здесь 80 демон-
страционных залов, огромная. библиотека,
лаборатории, научные кабинеты, лекцион-
ные аудитории. Посетители музея знакомят-
ся ‹ новейшими достижениями отечествен-
ной науки и техники, слушают лекции
крупнейших ученых страны. Бюджет музея
с 40 тысяч рублей в 1913 году увеличился
до 3 миллионов рублей в 1941 году. Свыше
миллиона человек в год посещает Политех-
нический музей. Решением правительства
музей сейчас передан Всесоюзному обществу
по распространению политических и науч-
ных знаний.

К 800-летию Москвы в Политехническом
музее оборудуется новая экспозиция, отобра-
жающая развитие различных отраслей тех-
ники и городского. хозяйства столицы.

Отлел топливной промышленности в
своих экепонатах показывает историю енаб-
жения Москвы газом. Посетители узнают 9
том, что в одном только 1950 roxy Москва
получит столько газа, сколько она получи-
ла з& все 80 лет развития газового хозяй-
ства столицы. Специальный стенд посвящен
новостройке нашего времени — газопроволу
Саратов-—Москва. В отделе энергетики эк-
спонируется электросвеча русского изобре-
тателя Яблочкова. Такими свечами осве-
щались некоторые улицы Москвы в далеком
прошлом. Мощная электролампа кремлев-
ских звезд в 5 тысяч ватт говорит © боль-
шом пути, пройденном отечественной элек-
тропромышаленностью. Рядом ¢ моделью
конки — модель комфортабельного поезда
московекого метрополитена. Диаграммы и
схемы показывают небывалый рост потреб-
ления электроэнергии Москвой, рост общей
энерговооруженности столицы. а

Модели новых троллейбусов, автобусов,
‘мотоциклов и автомобилей, выпуКаемых
московскими заводами; посетители УВИДЯТ в
отделе автомобильной промышленности.
Альбомы. фотографии, макеты рассказывают
историю крупнейшего автомобильного  ги-
ганта страны — завода имени Сталина.

Заводу «Серп и молот» посвящены эк-
спонаты отдела металлургии. Продукцию
заводов «Красный богатырь», «Каучук»,
‚шинного демонстрирует отдел химии. В
радиотехнической аудитории находится под-
линная действующая  ралиотелеграфная
‘етанция. построенная в Москве по заданию

В. И. Денина. Рям © нею — новейшая
	радиовещательная аппаратура, изготовляс-
мая в Москве.

Отлел пищевой промышленности расска-
зывает о мясокомбинате имени Микояна, 0
реконструированных молочных комбинатах,
хлебозаводах и других предприятиях. обелу-
живающих население столицы, Новаторам
произволетва, лучшим стахановцам“ комби-
ната «Трехгорная мануфактура» посвящены
стенды отдела текстильной промышленно-
сти.

Готовясь к юбилею Москвы, музей про-
водит экскурсии на тему «Старая и новая
техника Москвы». В лекционных залах. му-
зея читается цикл лекций, посвященных
	столице, =
Я. ВОЛНОВ.
	Два эшелона угля-

_`в подарок столице
СТАЛИНОГОРСК, 2 сентября. . (ТАСС).
Сотни тонн угля сверх плана выдали-на-го-
рав августе шахтеры комбината «Москво-
уголь». Сегодня горняки ‘отправили в М -
CRBY свой шахтерский подарок в честь 800-
	летия столицы — два эшелона угля.
	радиопередачи
	ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ, 2 сентября. (Пз
телеграфу). Вместе со ‘всей страной черно-
морские летчики. готовятся отметить юби-
лей столицы нашей Родины.

-С большим интересом слушали рядовые
и сержанты Н-ской части доклад секре-
таря комсомольской организации младттего
сержанта» Маркова «Москва лореволюцион-
	ная и Москва социалистическая». B mpyrom
	подразделении младиий сержент Аавоопетн
выступил ‹ докладом на тему «Восъымисот-
летие Москвы».

Через гарнизонный радиоузел началась
передача серии статей о Москве. Органи-
SVIOTCH лве специальные радиюпередачи,
	в которых выступят учаюлники 006в ва
Москву.
	Агитрейс по Волге
	Пароход, «Маяковский» совершает по Вол-
ге агитрейе, посвященный 800-летию` Мо-
	сквы. На борту парохода находятся писа-
тель Лев Касеиль, поэт Александр Жаров и
композитор В. Лиетов.
	- На литератуоно-музыкальных вечерах в
городах Поволжья участники агитрейса pace
			сказывают трудящимся о советской столице,
о сталинском плане реконструкции. Москвы.
Лев Касевль и А. Жаров выступают также
с чтением своих новых произведений о. Мо-
	окве, о воинах армии и флота нашей стра».
		В основу воинекого воспитания комендо-
	ров на мониторе положен опыт Великой
	Отечественной войны, творческий подход к
изучению и анализу операций наших KO-
	раблей во время 00ев © немецко-фашиетски-
	ми захватчиками и японскими агрессорами.
На корабле ишут и находят новые пути
	для лостижения успеха. Например, раньше
	считали невозможным создание в вовоторыл
отеках реального затопления или пожара
	во время аварийных учений. Аварийные за-
О:
	ряде других отсеков обычно вынолнялись
условно. В них условно затапливалиеь по-
	мещения и условно заделывались пробоины.
Но вот старшины 2. статьи коммунисты До-
	лотов и Царев нашли приемы, позволившие
отказаться от’ этих условностей. Они изго-
товили макеты — железные ящики © раз-
личного pola пробоинами, выбитыми 3a-
клепками, разонтедшимися швами и. други-
	ми вилами повреждении.
	Теперь такие макеты широко использу-
ются на каждом учении. Их устанавливают
в труднодоступных местах и заполняют
водой. Чтобы не ‘допустить фактического
затопления отсека, матросам приходится
быстро и добротно ‘залелывать пробоину, из
которой под давлением поступает вода, ко-
нопатить разошедшиеся швы, ставить новые
заклепки. В результате на корабле резко
повысилось качество боевой выучки лично-
го: состава по борьбе за живучесть и боль-
шинство моряков добилось перевыполнения
	установленных нормативов.
В нюле экипаж елавал одну из комплекс-
	ных аварийных задач, Векоре проверяющий
	офицер залпел в отделение главных дизелей.
Он дал несколько вволных задач и, наблю-
дая з& спокойными, уверенными действия-
ми матросов, спросил у старшины 1 статьи
Дергунова:

— А за какой срок ваши подчиненные
могут пустить дизели в темноте?

Старшина назвал время...

— Вот как?’ — удивилея принимающий
задачу. — Жалко, что это нельзя прове-
рить сейчас.
	_ — Почему ‹ нельзя, можно, — отве-
лил Дергунов. — Разрешите запустить
велепую?
	— запускайте, посмотрим;

Офлцер вынул секундомер.

Старшина приказал мотористам заклеить
очки у противогазов темной бумагой и на-
деть их. Затем матросов отвели в сторону
и дали вводную задачу, Действуя наощупь,
старшие матросы Асылханов и Брехунпов
быстро произвели нужные включения. Ди-
зели заработали.

— Молодцы! Вот это выучка! - — сказал
офицер. . .

_ Вют © таком высоком уровне. воинского
мастерства офицеров, старшин п матросов
и рассказывают затушеванные красным ип
синим каранлапюм небольшие квадраты в
журнале учета боевой подготовки монитора.
	Майор В. МАКСЮК.
Краснознаменная Амурская флотилия,
(От корр. «Красного Флота»).
	“Беседы с знаменательной дате
ТИХООКЕАНСКИЙ ФЛОТ, ‚2 сентября.   проводят беседы © матросами и старшинамя
	0б этой знаменательной дате.

Храня славные, боевые традиции, экипаж
корабля, настойчиво совершенствует боевую
подготоввх.
	‘на горе Перепелиной, на русском кладби-
	ще, на веех исторических местах,
	x“ * ©

До сих пор в Порт-Артур поетупает мно-
го писем участников обороны крепости. Их,
как правило, читают матросам, они публи-
куются в газете «Порт-артурец». Молодых
моряков подробно знакомят с героическим
прошлым, © боевыми делами их предшест-
венников. Когда в Порт-Артур прибыл мо-
лодой матрос Леонтьев, его провели по всем
памятным местам, & на службе очень часто
напоминали о героизме участников. обороны.

Вторую годовщину под’ема флага Теонть-
ев встретил в звании старшины второй
статьи, имея 24 благодарности. за отличное
несение службы.

Таких, как Леонтьев, немало в крепости.

Порт-Артур охраняют воины, закален-
ные в боях на многих фронтах: летчик Ге=
рой Советского Союза Ефремов, флотский
артиллерист — офицер Барбакадзе и мно-
гие другие, сражавииеея под Ленинградом,
на Карельском перешейке, на-Черном море,
в Заполярье. Ветераны войны принесли
еюла богатый боевой опыт и передают его
молодым бойцам,

(Советская военно-морская крепость Ha
Желтом море живет полнокровной, разнооб-
разной жизнью. На бастионах Порт-Артура
артиллеристы учатся меткой стрельбе, на
кораблях отрабатываются учебные задачи,
Газета «Порт-артурец» ежедневно публику-
ет сообщения и письма из многочисленных
районов Советского Союза, радио передает
вести о трудовых подвигах на заводах и
фабриках страны. В залах базового клуба и
Дома офицера. открыты выставки, посвя-
менные новой сталинской пятялетке и
800-летию Москвы, демонстрируются новые
кинофильмы, организуются вечера художест-
венной самодеятельности. В русской школе
обучаются дети советских офицеров. В теку-
щем году первые пятнадцать юношей и де-
вушек закончили десятилетку в Порт-Арту-
ре и получили аттестат зрелости.
°— Таков Порт-Артур сегодня.

Капитан. Е, КАМЕНЕЦКИЙ.

Порт-Артур. ,
	(flo ‘телеграфу от корр. «Нраснего Флота»).
орабль капитана Попова два года назад
участвовал в боевых действиях против
японских империалистов. Сейчас, перед
празлником Победы над Японией, агитаторы
	Армии с возвышающейся над ним скульпту-
рой солдата и матроеа, поднявших над го-
repo флаг советской Родины, чувствуешь
свое, родное и близкое сердцу.

: 2 ££ &

Автомашина сделала последнюю петлю
по горной дороге и остановилась на высоте
ста метров над уровнем моря.

Здесь — знаменитый Электрический
утес. а:
Мы взошли на площадку, где стояла ба-
тарея капитана Николая Жуковского. От-
сюда русские артиллеристы до последнего
вздоха били по японским кораблям, приб-
лижавшимея к бухте.

Гора Золотая, откуда открывается чу-
дееная панорама города и гаваней, памятна
и дорога каждому нашему человеку. На. ее
вершине в 1898 году впервые был поднят
флаг русского военного флота. А 25 августа
	1945 года на этом месте старший матрос Ни-
	колай Баранов, с эскадренного миноносца
«Войков». открыл сигнально-наблюдатель-
ную вахту. .

На форт № 1 мы попали вместе с груп-
пой молодых матросов. Экскурсовод расека-
зал им о том. что сюда, на правый фланг
Восточного фронта, во время августовских
боев 1904 года пришел с матросами коман-
дир крейсера «Забияка» капитан второго
ранга ‚Лебедев. Десятки ожесточенных атак
врага отразили матросы; почти, все они
вместе с командиром погибли, но не пропу-
стили японцев.

Людно было и на форту № 2. У малевь-
кого памятника, на бетонной глыбе, группа
офицеров слушала рассказ о боевой  дея-
тельности погибшего здесь славного рус-
ского генерала Кондратенко.

Большое Орлиное гнездо. Когда издали
смотришь на эту расположенную между
фортами 2 и 3 вершину, в памяти неволь-
но встают образы матросов «Ретвизана»,
смелых и сильных. людей, сумевших в
нужную минуту боя перетащить. на собст-
венных плечах корабельные пушки на кру-
чу, чтобы закрыть путь врагу.

Много экскурсантов: и Ha временных. ук-
реплениях № 3, на батареях № 5 и № 18,
	Ныне десятки амбулаторий, зубоврачеб-
ных кабинетов, акушерских пунктов, боль-
ниц обслуживают китайское население.

При японцах были закрыты для китайцев
двери ‘театров, кино, клубов, библиотек,
	Теперь и городекой театр, и клубы, и ки-
	но — все поставлено на службу народу.
Недавно, в клубе Общества китайско-со-
веткой дружбы нашим военным морякам
была показана пьеса «Девушка с седыми
волосами» в исполнении местных  арти-
сетов. ав базовом клубе состоялея концерт
	китайской художественной самодеятельно-’
	сти. матросы и старшины _ восторженно
принимали певцов, музыкантов, танпоров,
искусных фокусников.

Два года, прошедшие со дня освобожде-
ния Ввантунского полуострова от японцев,
принесли немало перемен. Создано времен-
ное управление из представителей демокра-
	тических организаций, издаются на род-
ном языке книги, газеты.

Народ, которому вернули свободу, на-
училея разбираться во многих вещах. Он
	знает теперь, кто его истинный освободи-
тель и друг и кто душитель его свободы,
подстрекатель кровопролитной резни. На
праздничной демонстрации мы видели раз-
личные плакаты. На одном из них был
изображен. китайский реакционер, толкаю-
щий народ в бушующее пламя войны. 3a
спиной реакционера стоит американский
капиталист в мешком долларов...

..До поздней ночи 22 августа веселилея
Порт-Артур, город у Желтого моря. Празд-
нование дня освобождения: Ввантунского
полуострова от японских империалистов
совпало с двухлетием под’ема советского
военно-морского флага над героической
крепостью, когда наши. вооруженные силы
восстановили. справедливость, вероломно
попранную японцами сорок. лет назал.
	Брепостные укрепления, форты; бастио-
ны Порт-Артура были ‘воздвигнуты = рус-
скими. зюльми. В самом о облике города,
особенно в его новой части, где находятся
прекрасный базовый. клуб, Дом офицера, чу-
десный парк, величественный Лом Советской
	Порт-Артур сеодня
	У Гензана самолет резко набирает высо-
ту. Вурс — на запал, к Дальнему. Под на-
ми буро-зеленые сопки и возделанные поля
Квантунского полуострова, извилистые бе-
рега Корейского залива, множество  остро-
вов и джонок. Все чередуется, меняется ©
быстротой кинокадров, пока на горизонте
не возникают характерные очертания ме-
ста, знакомого по фотографиям и paccka-
зам... Порт-Артур.

Самолет идет на посадку.

s &* *
	Завтра — праздник. Мы увидели приго-,
товления к нему с первой минуты пребыва-
ния в здешних меетах. Везде развевались
национальные флаги, на фасадах домов бы-
ли вывешаны портреты Сталина, Сун Ят-
сена и Мао Цзе-дуна, увитые цветами. Пе-
стрые бумажные фонарики, плакаты © при-
вететвиями Советекой Армии, гирлянды из
цветов украшали почти каждую Фанзу ки-
тайской деревни, через которую мы  про-
вхали с аэродрома в Порт-Артур.

Местное население готовилось к встрече
второй головщины со дня освобождения Co-
ветской Армией Квантунского полуострова
от японских империалистов.

„Утро праздничного дня в Порт-Артуре
началось песнями и музыкой. Со всех кон-
цов в центр старого города, на Гимназиче-
скую плошадь, стекались. демонстранты,
мужчины и женшины с детьми или колон-
нами, одетые в лучшие наряды. В демонст-
рации участвовали ‘рабочие, интеллигенты,
крестьяне, купцы» гимназисты, чиновники,
люди разных сословий и различного поло-
жения. Все они бесли на своих. знаменах
слова горячего привета Советской Армии и
Военно-Морскому Флоту, избавившим их от
самурайского гнета. 1

На плакатах были слова, призывающие
	положить конец гражданской войне в Ви-
тае и добиться единства народа на демокра-
тической основе, протестующие против по-
мощи китайским реакционерам, зовущие не-
устанно, трудиться над восстановлением ра-
зоренной и опустошенной японцами страны:
	Приятно и радостно было видеть ликова-
ние освобожленного народа, сознавать, что
	это освобождение принесли сюда советские
	люди, воины наших доблестных Бооружен-
ных Сил.

Когда на трибуне выступали с речами
мэр Порт-Артура, представители крестьян-
ского союза. женской лиги, демократическо-
	го союза молодежи и профеоюзов, то первое
слово каждого из выступавших было обра-
щено в Советскому Союзу, к Сталину. Ора-
	торы © волнением рассказывали 0 тех изме-
нениях, которые произошли в жизни Кван-
тунского полуострова за последние два года,
вспоминали кошмарное прошлое, сравнива-
ли, славили сегодняшний день.

В течение сорока лет японского” гнета
дети подавляющего большинства, китайнев
не знали, что такое школа, Грамотных в де-
ревнях почти не было, а в городах их нас-
читывалиеь единицы.

Сейчас в Порт-Артуре введено  обяза-
тельное бесплатное начальное обучение. В
городе открыто несколько десятков средних
и начальных школ, гимназия. Сотни юно-
шей и девушек учатся в высших учебных
заведениях, созданных На. полуострове за
два года. Организовано много кружков по
ликвидации неграмотности, открыты  ве-
черние школы для взрослых.

Трагической была в прошлом судьба ки-
тайпа, когда он заболевал. Ему негде было
лечиться. Вееми лечебными заведениями
мене японцы, и все больницы нпредназ-
начались только для японцев.
	По. телеграфу от специального корреспондента
«Красного Флота»
		Вечера, посвященные 500-летию Москвы,
уже провелены в Горьком, Казани, Улья-
	новске и Куйбышеве. Цароход «Малков-
ский» посетит также Саратов и СОталинграл,
	Повые памятники .-

На выставке, открывающейся в ближая-
	шие дни в Государственном музее... имени
	Пушкина, находятся проекты 12 памятни-
ков, которые, по решению правительства,
	должны быть сооружены в Москве. Будут
показаны модели памятников Кутузову,
Льву Толстому и Гоголю работы народного

художника СССР С. Меркурова, Юрию Дол- \
	горукому -—— работы С. Орлова, Горькому
(автор И. `Шадо), Маяковскому (автор
	И. Чайков), Чехову, Алексею Толетому (ав-.
		тор Г. Мотовилов), Чайковскому (автор
В. Мухина), Чкалову (автор И. Менделе-
вич). ербакову (автор М. Манизер), Пав-
пику Морозову (автор И. Рабинович)...