7 сентября 1947 г., воскресенье, No 211 (2698) `
	московских заводов и фабрик, десятки ты-
сяч рабочих, инженеров, техников и слу-
жащих за успениное выполнение задании
Государственного Комитета Обороны на-
граждены орденами Copercnore Союза,
Около полутора  миллиюшов трудящихся
столицы и Московской ‘области удостены
медали «За доблестный труд в Великой
Отечественной войне 1941—1945 тг,».

Нам хочется 06069. отметить герояческий
труд московских женотин и молодежи в дни
Великой Отечественной войны. Очи ваме-
Haan на производстве мужей, отпов. и
братьев, ушедших на фронт. Их руками
создавались боеприпасы, воздвигалиеь 060-
ронительные сооружения, & в Ди острой
нехватки топлива затготовлялись миллионы
кубометров дров. .

Сердечной заботой и вниманием москви-
чи окружали раненых воинов и семьи
фронтовиков. Одним из ярких проявлений
патриотизуа москвичей былю пирокое дви-
жение доноров. Около’ полумиллиона литров
своей крови отдали они для спасения раше-
ных солдат и офиперов Советской Армии.

Немецкие вахватчеки нанесли огромный
урон. хозяйству Московской области. Общая
сумма ушерба, причиненного ими, состав-
ляет около 30 миллиардов рублей. После
изгнания оккупантов из пределов Mocros-
ской области трудящиеся столицы оказали
помощь в’ восстановлении разрушенных
заводов, шахт, сельского хозяйства, жилищ
и очагов культуры. Рабочие столицы и г-
рюдов Московской области в порядке шеф-
ской помощи построили тысячи домюв для
колхозников. Еще ло окончания войны в0с-
становление сожженных и разрушенных
немцами сел области в основном было за-
кончено.

Мы, москвичи, можем с гордостью ска-
зать, что в общем всенаролном деле завое-
вания победы над врагом есть и наш вклад,
есть доля и нашего труда, наших усилий.
С первого часа войны до той онаменатель-
ной минуты, когда Герой Советекого (003%
москвич Самеонюв, во главе своего подраз-
деления, волрузил советекое внамя над вда-
нием германекого рейхстага в Берлине, и
10 Toro момента.   когда капитулировала
	империалиетическая  Япония, —— мы жили
‘одним’ ‘чувством’ и одной волей: все для
	фронта, все для разгрома ненависть ум

врага! -
 Доротой товарищ `бталан!

* (Сейчас. когда советокий народ вернулся
	& мирному еозидательному труду, програм-
	мой нашей жизни и борьбы стала Баша
неторическая речь перед своими избирате-
лями — трулящимиея Сталинского избира-
тельного округа г. Можквы 9 февраля
1946 года.

Ярчайшим  свилетельством решимости
советских людей быстрее залечить раны,
нанесенные войной, явилось всенародное
социалистическое соревнование ва дороч-
ное выполнение плана новой сталинской
пятилетки. .. ~
	Тысячи новых стахановцев, воваторов
	выросли в% московских

- 3aB0-
	дах и фабриках. Hac не удовлетворяют
средние цифры, средние показатели. Опи-
раязь на достижения, передовиков; мы ста-
вим своей целью добиваться неуклонного
общего под’ема. Патриотическое начинанию
московского рабочем Василия Матросова,
который предложил ‘и осуществил 0бщс-
цеховой план распространения стаханов-
ских методов труда, инипиатива MOCKOB-
ского мастера Николая Российского, сде-
лавшею весь свой участок  стаханов-
ским, — наныи широкое ‘распроетраление
по всей стране. Они ярко характеризуют
выросшую социалистическую  сознатель-
ность наших рабочих и инженерно-техни-
ческой интеллигенции, их заботу об интере-
сах народа, 0б интересах пашего родного со-
ветского. государетва.
	В результате самоотверженного труда
рабочих, работниц, инженеров, техников и
служащих, московская промышленность
выполнила план первого года. новой пяти-
летки досрочно — к 20 декабря 1946 го-
ma.
	a.
- ХХ Сессия Московского Городского Сове-
	этеких   та депутатов трудящихся приняла пятилет-
ноября   ний план восстановления и развития т9101=
	ний план восстановления и развития город-
ского хозяйства Москвы. В его основу поло-
жено дальнейшее осуществление генераль-
ного плана реконструкции столицы;
Сотни тысяч работников городского хозяй-
ства при помощи веего паселения Москвы
активно борются за быстрейшее выполне-
ние этой грандиозной программы, За пять
лет в Москве предстоит построить сотни но-
вых домов, развернуть строительство пер
вых восьми многоэтажных зданий, расши-
рить сеть водопровода, увеличить количе-
ство школ, кино, театров и других культур
но-просветительных учреждений. a

Даже в самый. тяжелый период войны,
благодаря Вашему постоянному вниманию,
благодаря помощи правительства, не пре-
кращалоеь строительство ‘московского мет
рополитена. Были проложены новые пути,
Построены семь станций мётро. Отдаленные
промышленные районы — Сталинский и
Пролетарский —— соединены с центром го-
рода. Осенью 1943 года по Вашему пред-
ложению началось строительство четвертой
очереди метрополитена — Большого кольца.
Работы здесь идут полным ходом, и в 1950
	‘тоду значительная часть их будет закон-
	чена: я ,

Bee москвичи знают, что по Вашей же
инициативе еще в дни войны началось со-
оружение газопровода Саратов-—Москва.
Завершение этой стройки явилось больших
вкладом в дело улучшения быта трудящих-
ся столицы и развития новой отрасли хо-
веткой промышленности — газовой инду-
стрии. Пуск газопровода позволил уже в
прошлом году газифицировать 16 тысяч
квартио. В нынешнем году газифицируется
еще 50 тысяч квартир, а всего в течение
пяти лет будет газифицировано 200 тысяч
квартир. В 1950 тоду семьдесят процентов
населения Москвы будет пользоваться га-
зом для своих бытовых нужд.
	(Окончание на 3-й стр.).
		КРАСН

bl A
	Письмо OT. TPYAAMIAXCA ГОРОДА

Мы помним тяжелый 1924 гол, когда со-.
	ветский народ нотерял. своего великого
учителя и вождя — Владимира Ильича
Ленина. :

Знамя Ленина, знамя большевистской
партии высоко подняли и понесли дальше
Вы, товарищ Сталин, — верный соратник
Braanwapa Ильича, достойный преемник и
великий, продолжатель ‘его бессмертного
дела.

С любовью и гордостью вспоминают тру-
хящиеся Москвы запись, которую Вы сде-
лали в 1924 году в Красной Ениге москов-
ского завода «Динамо»;

«Аела рабочим завода «Динамо», каки
рабочим всей России, чтобы промышаен-
ность пошла в гору, чтобы чиело пролетари-
ов в Роесии поднялось в ближайший период
до 20—30. млн.; чтобы кодлективное хо-
зяйетво в деревне расцвело и подчинило
своему влиянию’ частное хозяйство’ чтобы
высокая индустрия и коллективное хозяй-
ство в деревне сплотили окончательно про-
летариев фабрик и тружеников земли в одну
социалистическую армию...»,

Ваши  пророческие сюва, товарищ
Сталин, сбылись. Неузнаваемо поменилась
Советская страна.

‚ Свергнув власть капиталистов и номе-
щиков, наш народ разбил цепи экономиче-
кой и духовной зависимости от капита-
листических стран Залада — цепи, кото-
рыми правящие классы царской России
пытались ваковать наш славный ©воболо-
любивый народ. Под мудрым руководством
большевистской партии в короткие сроки
‘было покончено © вековой отсталостью
России.

Могучей пнлустриально-колховной  дер-
жавой стала наша Родина. Ликвидированы
экоплозтаторсвие классы, построено сопиа-
листическое общество, совершена’ куль-
турная революция, прочно вошла в жизнь
И быт <оветокого народа самая демократи-
ческая в миро — Сталинская Кюнститу-
ЦИЯ,
  На основе социализма широко разверну-
лись производительные силы народов СССР.
Миллионы ‘простых людей — рабочих,
крестьян и интеллигенции стали подлич-
ными героями и творцами новой жизни.
И каждый советский человек, на каком бы
участке он ни трудился, какую бы окром-
ную, на первый _ взгляд незаметную работу
НИ выполнял, Полной трудью ощущает ра-
дость и счастье свободного труда и TROD-
чества, понимает, как глубоко Вы были
правы, дорогой. учитель, сказав, что «по-
следний ‘советский тражданин, свободный OT
	цепей капитала. ‘стоит головой выше лю-
	Goro зарубежного  высокопоставленного
	В Москве жили творил великий Пушкин-—
солнце русской поэзии. Немало пламенных
вдохновенных строк посвятил oH Hamel
древней столите:
	Вак часто в горесткой разлуке,
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе!
Москва... как много в этом звуке
Лля сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!
	В москве училея, жил, слагал свои чу-
десные, звучные стихи Лермонтов. Здесь
творили Грибоедов и Белинский, Толстой. и
Островский, Чехов и Горький. На старых
Воробьевых горах Герцен и Огарев дали
священную клятву посвятить жизнь Роди-
не, борьбе с цареким самовластием. Здесь, в
Москве, были созданы лучшие полотна Ро-
пина и Сурикова, выдающиеся производе-
ния гения русской музыки Чайковекого,
Прославленные русские зодчие Баженов и
Казаков украшали город зданиями, которые
по праву считаются шедеврами мировей ар-
хитектуры, ох

Выдающееся место занимает Москва в
русеком революционном движении. Еще
семьдесят лег назал из ‘стен царекого суда
на всю Россию прозвучали вещие слова мо-
евовского ткача Петра Алексеева: «Поды-
мется мускулистая рука миллионов рабочего
люда, п ярмо деспогизма, огражденное сол-
датокими штыками, разлетитея в прах!»
	Крупнейшую роль в истории русской ре-
	волюции сыграло московское вооруженное
восстание в декабре 1905 года. «В царской
монархии,-— писал В.И. Ленин о декабрьском
восстании московеких рабочих, —была про-
	бита первая брешь, которая медленно, но.
	неуклонно расширялась и ослабляла старый,
	средневековый порядок». С’ гордостью вепо-.
	минаем мы ту высокую оценку, которую
Вы, товариш Сталин, дали революционной
	стойкости’ й

сознательности MOCKOBCKOPO +
	пролетариата, роли московской партийной
организации. В период подготовки У с’езда
партии Вы писали: «Устами Петербурга: и
Москвы говорит весь сознательный проле-
тариат. Москва и Петербург ведут за ‘собой
остальные города», р.

Московские большевики, готовя массы к
решающим боям против вамодержавия и бур-
жуазно-помещичьего строя, неуклонно шли
по пути, указанному Владимиром Ильичем
Лениным й Вами, товарящ Сталин; «Mo-
сква бастуст. Ла здравствует Москва!» —
писали Вы о борьбе московского пролетариа-
та против-Временного правительства бур-
жуаззии и помещиков. В октябре 1917 года
московекие ‘рабочие показали пример орга-
низованности, героизма и революционной
стойкости, разгромив силы контрреволюции
и утвердив в нашей’ древней столице на-
родную советскую власть.

Великая ‘Октябрьская Социалистическая
революция, победив в Петрограде и М-
скве, триумфальным маршем прошла по
всей стране, открыв новую эру в история
человечества —= эру социализма.

хх а т
	Дорогой товарищ Сталин!

Тридцать ‘лет ‘социалистического строи-
тельства ‘воставляют самую героическую,
самую замечательную эпоху в жизни на-
шей страны и ее столицы — Москвы.

Много славных ип знаменательных собы-
тий произошло 3a это  тридцатилетие,
равное по значению векам. И каждое из
этих событий неразрывно связано с Вашим
именем. наш великий и любимый вождь!

Знаменательной вехой для нас, москви-
чей и всего народа, является 11. марта
	1918 года. когда в Москву переехало Co-
	ветское правительство и наш древний город
стал столицей первого в мире сопиалисти-
ческого государства.

Первый мандат депутата м Co-
вета трудящиеся столицы вручили великому
Ленину — создателю нашего советекого го-
сударства. Этот мандат мы храним, как свя-
щенную реликвию, и навечно ечитаем
Ваздимира. Ильича своим депутатом.

В суровые годы борьбы молодой совет-
CROH республики за свою независимость и
свободу, за само свое существование тру-
дящиеся Москвы не шадили сил и жизни для
защиты великих завоеваний Октября, для
укрепления своей родной советской вла-
сти. С глубокой признательностью вепоми-
нают москвичи, как в те дни Вы, товарищ
Сталин, возгаавили оборону столицы, как
из своего штаба в Серпухове Вы организова-
ли разгром Деникина на дальних подступах
х Москве.
	Тысячи москвичей. с оружием в руках
защищали советскую власть. Осьмушкой
	хлеба питались. испытывали голод и холод
	москвичи, Но не пали они духом, не опу-
стили голэву, не потеряли веры в наше. ве-
	ликое нароллое тело! В те суровые. готы.
	московекие ‘рабочие вышли на первые  ком-
мунистические субботники, которые Влади-
мир Нльич назвал «великим почином»,
имеющим‘ большое историческое значение в
социалистическом строительстве. На. весь
мир прозвучали тогда из Москвы  елова
Ильича о том. что капитализм может быть
	И будет окончательно побежлен тем, что. ©9-
	циализм создаст новую, гораздо более высо-
кую произволительноесть туда.
	Огромную работу ° провели московская
партийная организация и’ под ее руковол-
ством все трудящиеся столицы по. првотоле-
нию хозяйственной разрухи. В 1921 году
московская промышленность давала лишь
одну шестую часть той продукции, которую
она производила в 1913 году; Многие заво-
ды и фабрики стояли, Нехватало топлива,
сырья, электроэнергии. Но твердо и уверен-
но ‘вела партия большевиков нашгу страну
по пута преодэления трудностей, по пути
строительства социализма: «Из России нэ-
повской будет Россия социалистическая». —
сказал Влалимир Ильич на заседании Mo-
сковского Совета в 1922 году — в послед-
нем своем выступлении перед трудящимися
столицы.
	мер: вое. стране, BbINOTHHB Malbec
план в два © половиной года.

В: ногу © количественным ростом москов-
ской промышленности шел ее качественный
роет: пафос строительства дополнялея иа-
фосом освоения новой техники, непрестанно
повышалея ‘технический уровень MOCKOB-
скл заводов и фабрик. р

Выполняя волю партии, московская про-
уышленность оказывала помощь новым
индустриальным районам страны — кадра-
мн, техникой, передовым опытом.

Победа социализма в нащей стране при-
вела к небывалому распвету науЁи, техни-.
ки, культуры. Еели раньше, до революции,
знания и кУЛЬТУра были для трудящихся
книгой За семью печатями, то сейчас опи
стали достоянием самых широких народных
масс.

В московских. школах обучается в насто-
ящее время свыше шестисот тысяч детей.
Только за годы ипредвоенных  пятилеток
выстроено около. 400. больших школьных
зданий. - С

Москва — город высших учебных заве-
дений. Количество студентов по сравнению
© лореволюционным временем  утроилась.
За голы советской власти в етолице ‹9-
зданы сотни  научно-иселедовательских
институтов, лабораторий, конструкторских
бюро. Здесь работает штаб совелекой нау-
ки — Академия наук СССР с ее многочис-
ленными институтами. Создан ряд отраеле-
вых академий, об’единяющих ученых в
енениалиетов различных областей знаний.
Тысячи работников научных учреждений
столицы плодотворно трудятся над реше-
нием задачи, поставленной Вами перед <-
ветокими учеными: в ближайшее время
догнать п превзойти достижения науки за
рубежами нашей страны.

Широкая <еть библиотек © книжным
фондом 64 миллиона томов; музеи, в кото-
рых собраны величайшие сокровища куль-
туры; театры, составляющие гордость со-
ветского искусства; многочисленные клубы,
дома КУЛЬТУры, великолепные стадионы,
парки — таковы’ культурные ценности ©0-
циалистической Москвы. °

С глубоким удовлетворением трудящиеся
столицы подводят первые итоги. осушеет-
вления генерального. плана реконструкции
Москвы, который” вошел в историю пох иуе-
нем Стадинского плана и стал боевой про-
граммой действий для московекой партий-
ной организации и Московского Совета.
	Дореволюнионная Москва строилась сти-
	‘хийно. беспланово. хаотически. В. Москоз-
	ской. городской думе засбдали 65 капитали-
ста, 32 купца-оптовика, 24 домовладельца.
0 чем могли думать такие отцы города»?
		о народа

ft
		чую признательность Вам — вдохновителю
‘и организатору нашей беспримерной победы,
спасителю нашем дорогого Отечества.

Ваша историческая фечь  3 июля
1941 года была для нас в годы войны про-
‘гразмой всенародной борьбы 34 чеель,
‘свободу и независимость Родины. Вдохнов-
ленная Вашими указаниями, московская
партийная организация подняла всех тру-
хящихея столицы на. защиту нашего вели-
	Koro правого дела.
	Сотни тысяч москвичей ушли в ряды
Советской Армии в первые же дни войны.
Свыше ста двадцати тыеяч трудящихся
столицы. добровольно вступили в дивизии
народного ополчения ив истребительные
батальоны. в партизанские отряды, Как и
всегда, впереди шли коммунисты — сыны
и дочери нашей славной партии Ленина—
Сталина. Только за первые пять месяцев
войны на фронт ушло более 100 тысяч
московских коммунистов и 260 тыеяч. ком-
	сомольцев. Сотни тысяч трудящихся стали
бойцами местной противовоздуленой оборо-
ны, охранявшими родной город от воздуш-
ных разбойников. Это они, простые люди,
	граждане столицы — рабочие, работницы,
	служащие, учащиеся. интеллитенция ——
днем и ночью стояли га крышах, тушили
зажигательные бомбы. оказывали первую
ПОМОЩЬ пострадавпиим. спасали от пожа-
ров общественное добро.

По Вашему, товарищ Сталин, зову. ПЯТЬ-
сот. тысяч женщин, юношей м девушек —
жителей Москвы -—— строили оборонитель-
ные рубежи на дальних и ближних под-
ступах. к столице. Родина никогда не за-
будет самоотверженного труда патриотов,
превративших нашу родную Москву в гроз-
ную и неприступную крепость!

В цехах московских предприятий кипел
напряженный труд для фронта, для побе-
ды. Под руководством московской нартий-
	ной организации промвипленность. столицы
‘быстро перестроилась на военный лад. На-
	чиная от заводов-гигантов и кончая He-
большими мастерскими, — веду ковали
московокие рабочие оружие для наших
доблестных воинов. Сутками не уходили лю-
ди из цехов; неё ведали устали, забывали об
отдыхе, Даже в. часы воздушных тревог, ра-
	‘ботая во время воздушных налетов врага,
	не покидали они своих постов — строили
и ремонтировали боевые машины, обтачи-
вали снаряды, собирали автоматы и мино-
меты, делали, гранаты, шили одежду и
обувь ‚лая защитников Родины. Каждый
рабочий, каждая работница знали: фронт
проходит злось, в цеху, У станка; чем
больше сегодня сделано дая Opoura — Tew
ближе победа!

Самоотверженная помощь’ тыла умножА-
ла силы и стойкость, бойцов. Велика Рос-
сия, 8 отступать некуда: позади Москва!
Так говорили защитники столицы и стоя-
ли. как стальная ‘стена, стояли насмерть!
	Немецкие фашиеты рассчитывали `мол-
ниеносным захватом Москвы окончить вой-
ну. Они бросили на Москву самые отбор-
ные свои войска, Bo втором эшелоне не-
мепкой армии были уже наготове эеэсов;
екие чаети и всякие «зондер-команды» для
расправы е населением столицы. Но Москва
опрокинула злодейские расчеты врага. Она
выстояла и победила! На подетупах к сто-
лице нашли себе могилу 300 тысяч гит-
леровцев. В подмосковных снегах был рас-
топтан и развеян миф о «непобедимости»
германской армии!

В дни грозной опасности, нависшей над
столицей, Москва чувствовала поддержкх
	и любовь всей страны. Ва полях Подм-
	сковья плечом к плечу © сынами Москвы
сражались украинцы, белорусы, казахи,
грузины +—<ыны всех народов великого
Советского ‘Сотоза;

Бойцов и офицеров Советокой Армии,
население Москвы вдохновляло сознание,
что Вы, товарищ Сталин, лично руководи-
те битвой за ‘нашу славную столицу. На-
веки останутся в памяти народа подписан-
ное Вами постановление Государственного
Комитета Обороны о защите Москвы, Ваш
доклад 6 ноября 1941 тода на торжествен-
ном заседании Московского. Совета, Ваша
речь на историческом параде советских
войск. нз ‚Красной. площади. 7 ноября
1941 года.

— Сталин с нами! А где Сталин — там
победа! — говорили москвичи, говорили
все советские люди. Это чувство владело
их сознанием, вселяло мужество и волю к
победе. .

Когда немецкле палачи спросили у
юной героини, у нашей доблестной моск-
вички — партизанки Зои‘ Космодемьян-
ской—где Сталин — она с гордостью сказа-
18 То, что ‘знали и чуветвовали весе совет-
ские люди: .

— Сталин — на посту!

Примите же нашу тлубокую благодаю-
	ность за спасение советского государства,
	за спасение нашей столицы! :
За активное участие в защите лан
	медалью «da оборону Москвы» было на-
	Ераивдено свыше миллиона человек. Мы
горды тем, что первая медаль была вруче-
на Вам, вдохновителю и организатору исто-
рической победы под Москвой,

В ходе войны закалялась, крепла, совер-
шенствоваль CBee воинское искусство
героическая Советокая Армия. В её рядах
мужественно сражались сыны и дочери
Москвы. Пятьсот москвичей удостоены вы-
соком звания Героя `Советокого Союза.
десятки тысяч — награждены боевыми
орденами.

`Москва была одним из важнейших, непо-
средственно примыкавших к фронту, мощь
ных арсеналов Советокой Армии. На мо-
сковских заводах зародилась и нашла wr-
	‘рокое применение переловая организация
	производства — поточный метод. В резуль-
тате этого в несколько раз возросла произ-
водительность трула, увеличился выпуск
вооружения, боеприпасов и снаряжения
для Фронта. Московские рабочие и работ-
ницы ЯВИЛИСЬ Инициаторами создания
фронтовых бригад, совмещения профессий,
многостаночного  оболуживаюия. Десятки
	Дорогой Иосиф Виссарионович!
	Ъ Вам, великому вождю комууниетиче-
ской партии и советского народа, обращаем
мы, трудящивея Москвы, свое первое слово
‚ в знаменательный день 800-летия славной
столипы Союза Советских Социалистиче-
ских Республик.

800-летие Москвы — это праздник вее-
то советекого народа. Для русских и укра-
инцев, белоруссов и грузин, азербайджан-
цев и армян, казахов и узбеков, латышей и
эстонцев, туркменов и таджиков, литовпев
и карелов, молдаван и киргизов — для всех
народов, населяющих нашу великую Роди-
ну и об’единившихся в единую, дружную
семью, Москва — родная и близкая, как
любимая мать.
	Москва — это центр всей политической,
	общественной и культурной жизни нашей
	страны, центр самых передовых идей —
великих идей Ленина— Сталина. Здесь со-
средоточены все нити политического и TO-
сударетвенного руководства. Отеюда Цент-
ральный Комитет Всесоюеной Коммунисти-
ческой партии и Советское правительство
направляют в единой пели — к победе
коммунизма — волю, энергию и усилия
всех советских людей.

Вечным сном покоится у седых кремлев-
ских стен наш дорогой Ильич. Но бессмерт-
но его всепобеждающее дело! Это дело про-
должаете Вы, наш мудрый вождь, наш
любимый учитель и родной отец. Уверенно
и твердо ведете Вы советский народ по пу-
ти, начертанному и завещанному Лениным.

Далеко от Москвы до Тихого океана и
берегов Дуная, до предгорий Памира и
вечных снегов Заполярья, до Кавказских
рершин и Балтики. Но со всех концов со-
ветской земли. видны сияющие звезды
Кремля — символ могущества и славы на-
шей социалистической Родины, символ един-
ства и дружбы ее народов.
	Москва!.. Тобой развеяна незнаний мгла!
Москва!.. Ты зори разума зажгла!
Велв ты была обителью вергда
Мужей искусств, науки. и труда.
Ты — пентр,
Е тде рос и креп

из рода в род

Великий русский богатырь-народ.
	за восемь тысяч километров от Москвы,
в далекой Якутии сложило эти строки на-
родное творчество. Слава Москве, любимо-
му городу советских людей, столице нашей
великой сопиалистической державы, звучит
Ha языках всех народов СССР.
	Но не только советским людям дорога
Москва = она дорога всему передовому и
прогрессивному человечеству. № ней обра-
щены взоры трудящихся всех страи, видя-
щих в Советском Союзе спасителя мировой
цивилизации. Подобно тому, как маяк раз-
гоняет своими лучами ночной мрак, — из
нашей славной столицы идут воодушевля-
ющие. человечество идеи мира и демокра-
тии, пазтоняющие темные тучи реакции.
	Дорогой товарищ Сталин!

В день 800-летия Москвы в нашей па-
мяти встают исторические события, состав-
ляющие национальную гордость советского
парода.

Основанная з 1147 тоду бах Долго-
руким; Москва стала великой собиратель-
ницей русских земель. На протяжении ве-
ков нё раз. возглавляла она борьбу pyc-
ского народа против иноземных захватчи-
ков.

От стен древнего Кремля уходили на Ку-
пиков поле дружины Дмитрия Донского,
разбившие на берегах Непрядвы полчинта
кана Мамая. Московский князь Иван Ш,
утустя 100 лет, завершил славную кули-
ховскую победу, окончательно освободив
эусскую землю от татаро-монгольского ига
1 создав независимое и могущественное
›усское централизованное государство.

В тяжелые годы польеко-шведекой интер-
зенции, на рубеже ХУГ и ХУП веков; Москва
зновь явилась центром национально-0сво-
эдительной борьбы русского народа. Здесь,
за улицах Москвы, скрестили свои мечи с
лноземными захватчиками доблестные опол-
тенцы Козьмы Минина и Дмитрия Пожар-
‘кого’ = двух великих русских патриотов,
 вященные имена которых, Kak образно
 казал Белинский, никогда не исчезнут в
‚зеане вечности.

В 1812 голу Москве было суждено сы-
трать историческую роль в спасении России
г всей Европы от владычества Наполеона.

Ч сентября 1812 года грянула историче-
кая Боролинекая битва под Москвой.
		...Не даром помнит вся Россия
Про день Бородина!
	Этот день был днем неувяхаемой славы.
усского оружия и началом конца наполео-
_ овеких армий, дотоле считавитихея «вело-
_ ВДиыми».

Силы Наполеона сломились о стены Moc-
‘вы. Москвичи предпочли сжечь свой горох,
м подчиниться иноземному  завоевателю.
есть о пожаре Москвы, подобно набатному
олоколу, прозвучала по всей стране, Здесь,
Москве, «дубина народной войны» нанес-
ja наполеоновоким армиям первый сокрущн-
‘1ельный удар, оказавшийся для ичтервен-
‚ ов смертельным.

‹ Неоценимо велики заслуги Москвы не
` элько в развитии русской государственно-
‚ги, в 60р56е с иноземными захватенками,
“JHB развитии русской национальной
‚‘ультуры.

1 Здесь, русский первопечатник Иван Фезо-
в издал первую русскую книту. Здесь та-
‘унтливые зодчие из народа создавали ве-
‚ нкие произведения национальной архитек-

‘тры. Здесь жили и творили выдающиеся

Исатели, поэты, ученые, художники. Отсю-
ны 3 Москвы, свет культуры раенростра-

ялея по всей необ’ятной нашей стране,

‚  В Москве учился и оеновал первый B
‚ ресии университет корифей руссксй и мп-
	 )вой науки Михайло Васильевич Ломоно-.
	И: славные традиции которого © достойно
  эодолжали выдающиеся московские ученые

pueHOR, Столетов, Тимирязев, „Куковекий,
‹  ‘ирогов и многие другие.
	чинуи, влачащего на плечах ярмо Кани-  Зено, что ке о благоустройстве столицы,

талистическотго рабства».
	не 05 улучшении условий жизни трудя-
щихся. Вак бы потуже набить свой карман,
как бы побольше нажиться на народной
	HYG, — вот и все заботы «отцов города»
	из Московевой думы!

Сразу же после Октябрьской революции
городское хозяйство было поставлено на
службу трудящихся. Свыше’ полумиллиона
рабочих было переселено из подвалов и ла-
чуг в благоустроенные квартиры, в дома и
особняки буржуазии.

‚ Созданный по Вашему предложению и пох
Вашим руководством генеральный план ре-
конструкции Москвы явился воплощением
заботы партии и правительства, Вашей,
товарищ Сталин, неустанной заботы о блате
трудящихся. Это для нас 06060 дорого и цен-
но, потому что Вы, Иосиф Виссарионович,
являетесь бессменным депутатом - нашего
Московского Совета’
	Старая Москва страдала от недостатка
воды. По Вашему указанию был построен
канал, соединяющий мелководную Москву-
реку с великой русской рекой Волгой. Так
была решена проблема снабжения города
водой, был создан: водный путь, ‘соединяю-
щий столицу © тремя морями,

Старая Москва была’ городом отсталого
транспорта. По Вашему. указанию были с0-
зданы новые виды городского транспорта —
автобусы и троллейбусы, крупнейшие так-
сомоторные парки, электрифицирована боль-
шая часть пригородных железных дорог. Но
самым замечательным сооружением, равного
	которому нет-ни. в. одном городе мирахяв-
	ляется созданный по Вашей инициативе
московский метрополитен.
	Метро строила вся Москва. И этот самоот-
верженный труд москвичей, удостоенный,
по Вашему предложению, благодарности
советского правительства, полностью оправ-
дал себя. За годы своего существования
московский метрополитен‘ перевез более
4 миллиардов пассажиров; а во время войны
служил также надежным убежищем для
сотен тысяч женщин, стариков и детей,

Осуществление Сталинского плана рекон-

струкции Москвы изменило лицо столицы,
весь ее облик. oy
	Не узнать теперь старого Охотного. ряда,
Тверской, Мещанской, Калужской и многих
других московских улиц. Они застооены
красивыми, многоэтажными домами. На
месте пустырей и заброшенных окраин Си-
моновки, Дорогомилова, Хамовников выросли
благоустроенные поселки. На 6 миллионов
квадратных метров ‘увеличилея за годы
предвоенных пятилеток жилой фояд столи-
пы — такого размаха жилищного зтроитель-
ства‘для трудящихся не знали и не зяают
ни одна страна, ни один город в мире! Вели-
колепные мосты украшают город. На протя-
жении более чем пятидесяти километров
берега Москвы-реки и Яузы одеты в гранит
и бетон.

Во всем этом видим мы, москвичи, Вашу
теплую, отечёскую ‘заботу о нашей жизни
и быте. Только нашей Родине под силу
осуществлять такой грандиозный план, Bo
всех преобразованиях города сказываются
огромные преимущества советского строя,
мошь нашего планового хозяйства. великая
	творческая сила свободного социалистиче-
ского труда.
	Дорогой товарищ Сталин!
	Вспоминая сегодня суровые тоды Великой
очественной войны, мы выражаем ropes:
	Трудящиеся столицы внесли серьезный
	вклад в осуществление Вашей мудрой и
дальновилной программы индустриализа-
ции страны. Московокая партийная opra-
низация в 600508 за победу генеральной
линии партии, за построение сопизлизиа в
нашей стране была вернейшей опорой
ленинско-сталинского Центрального  коми-
тета коммунистической партии.
	До Октябрьской революции в московской
	промышленности преобладающее место ва-
	нимали текстильные предприятия. Теперь
Москва стала крупнейшим индустриаль-
ным центром, центром советокго маптино-
строения. Выросли новые ‘ первоклассные
заводы-—такие, как электрозавол им. Куй-
бышева, полшипниковые заводы, станко-
строительный завод. им. Орджоникилзе,
«Валибр», “Фрезер» и многие другие. Что
касается реконструированных предприятий,
То там от старого осталиеь только револю-
пионные традиции московоких рабочих —
все остальное стало новым!
	Вот, например. бывший sano, «AMO».
	Сейчас это крупнейшее в мире автомобиль-
	ное предприятие, Оно с честью носит Ваше
славное имя. За годы предвоенных пяти-
леток erg производственная мощность вы-
росла в 77 раз. В последний предвоенный
Тод’ один только ‘этот завод выпуетил
столько продукции, сколько в 1913 году
выпускала BO московокая промышлен-
ность. Сеголня завод имени Сталина пройз-
волиг первоклассные легковые машины
«3ИС-110», мошные грузовые автомобили,
комфортабельные автобусы. Его коллектив
славится на ‘весь Союз своим новаторством,
высокой технической культурой.
	-Отоль же неузнаваемо изменились за годы
советской власти заводы «Серп и молот»,
имени Владимира Ильича, «Красный проле-
тарий» и многие другие.
	Вместе с тяжелой индустрией росла и
развивалась в’ Москве легкая промышлен-
ность. Втрое, по сравнению с 1913 годом,
возросла продукция Московской текотиль-
ной. промышленности.

В. прелвоенном, 1940 году впуск иро-
дукции  мобковокой. промылиленноети уве-
личилея по сравнению ¢ 1913 годом в
21 pas, a металлообрабатывающих заводов-—
B 96 раз. Накануне войны Москва выра-
батывала: проиышленной продувции в1вое
больше, чем вся промышленность царской
Росоииов 1913. голу! Московская промыш-
ленность получила прочную энергетическую
базу. 00’единенные в систему «Мосэнерго»
новые и реконотруировауные элеклриче-
ские станции занимают по своей мощноети
отно из первых мест в мире.

Но ‘не только первоклаюсные предприя-
тия выросли в Москве ‘ва годы советской
власти. Выросли люди — рабочие, инзже-
неры, техники, конструкторы, командиры
производства. А люди, ‘Kak Вы сказали,
есть самый ценный и самый решающий
капитал из. всех капиталов, имеющихся
в мире.

Московские рабочие шли и. идут в пер-
вых рядах героического рабочего класса
нашей страны, Великий почин участников
первых субботников был искрой, разгорев-
шейся залем в могучее пламя всенародного
социалистического соревнования. В незабы-
ваемую пору первой сталинской пятилетки
коллективы передовых предприятий Mo-
сквы — злектрозавола им. Куйбышева,
	«Мосэлектрика», «Каучука» показали при- От