тября. 1941 Ги BTOPHHK, we ole (40d)
	Moro H. Baacura.
			КРАСНЫЙ ФЛОТ

Товарищ И. В. Сталин среди матросов; старшин и офицеров крейсера «Молотов».
	Выступление по радио председателя
	Исполкома Московского городского Совета
	депутатов трудящихся qT. М. ПОПОВА-
	` Дорогие товарищи москзичи!

От кмези Мосховекого тородокото Созве-
та лешутатов трудящихся и Московокого
Комитета Всесоюзной  кохмунистической
партии (большевиков) приветствую и
поздравляю таз в энаменательный день вее-
народного праздыика 800-летия нашей
славной столицы Москвы.

Этот день отмечают, как великий празд-
гк, не только в Москве, во и во вех ето-
лицах союзных республик, BO BOCK городах
и селах нашей необ’ятной страны.

В своем приветствии Москве наш вели-
кий вождь и учитель товарищ „Сталин ©
иоключательной яевостью определил оенюв-
ные заслуги Москвы перед Родиной.

Эти васлуги состоят HO только в том,
что Москва трижды освобождала нашу
страну от иноземното гнета, но и прежде
всего в том, что она явилась основой и
инициатором создания  централизованното
государства на Руси.

После того, как Москва по воле великого
Ленина была вновь об’явлена столицей на-
шего Отечества, она явилась глашатаем
освободительного движения трудового че-
ловечества от капиталистического рабства,
стала знаменем борьбы всех трудовых лю-
дей в мире, всех утнетонных рас и наций
за их освобождение от господства плуто-
кратии и империализма,

Москва является образцом для всех ето-
лиц мира в строительстве нового быта тру-
дящихея, свободного от нищеты н провяба-
ния миллионов неимущих и безработных.
Москва является глашатаем борьбы за
прочный мн и дружбу между народами
против поджигателей новой войны,

«Вот за какие  васлуги— говорит
товатиш Сталин,— празднует сегодня на-
ша Родина 800-летие Москвы < такой лю-
бовью и уважением к своей столице».

Юбилей Москвы ознаменован  ралоет-
ным, особенно для нас. москвичей, юобы-
тиюм. За вылающиеся заслуги трулящихея
столицы перед Ротиной: за мужество и ге-
PCHSM, проявленные в бсьбе с немецкими
	историческую побету над фашиютекой Гер-
манией и’ империалтистической Японией.
В начале войны, котла враг упрожал нашей
столице, товарищ Сталин возглавил 0б0-
pomy Москвы. Советские войска по сталин-
CKOMY стратегическому плану нанесли под
Москвой псрвое тягчайшее поражение инэ-
мепко-фатистсюим захватчикам.
послевоенный период товарищ Сталин
ведет советский народ по тути быстрейте-
то ‘восстановления и невиданкюто под’ема
народного хозяйства нашей страны, расцве-
та культуры и Науки. Трудящиеся Моек-
вЫ < огромным энтузиазмом вместе со всем
советским народом работают над въышолне-
нием плана новой, сталинекой пягялетки.
Награждение Москвы отленом ФДевина
	воодушевляет москвичей на новые тзуло-
	ВЫ@ ПОДВИГИ. :

Работники промышленных предприятий
Москвы, перевышюлнивиие к 7 сентября
план 9 мосяцев, должны работать © еще
большим напряжением для того, чтобы до-
срочно выполнить план 1947 года и всей
пятилетки, чтобы лать стране больше стан-
ков, автомобилей,  электрооборудевания,
подшицеиков, тканей, обуви и друтой про-
дуЕЦии.

Перед работниками городского хозяйства
Москвы стоит задача широко развернуть
жилищное строительетво, газификацию жи-
лых домов, блатоустройство города, город-
ской транспорт и другие отрасли обширного,
хозяйства нашей столицы.

Москвичи — работники науки должны
ответить на высокую натраду нашего мро-
да новыми замечательными открытиями 30
всех областях знания, работники иекус-
стваг-новыхги глубоко-идейныхи и высоко-
хутожественными произведениями.

Сплоченные вокруг большевистской пар-
тии, вокруг великого вождя товарища
Сталина трудящиеся Москвы отдалут все
свои силы во имя дальнейтето пролвета-
ния нашей орленоносной столиты, во имя
укрепления могущества и славы нашей ве-
ликой Родины.
	захватчиками, 82 успехи, доститнутые в
развитии промьтпленности, культуры п в
осуществлении тенералыното плана рекон-
струкции города, в связи е 800-летием Мо-
сква Указом Президиума Верховного Совета
Союза Советеких Социалистических. Респуб-
лик патраждена отленом Ленина.
	Трудящиеея столицы преисполнены чуз-
	ством горячей Флатодарности советекому
правительству, великому вождю. товарищу
Сталину за высокую награду, которой удо-
стоен наш родной город,

Это чувство, несомненно, равделяет весь
советокий народ, который любит свою сто-
лицу и гордится ею.

Своей славой, своим возвышением, cBo-
им процветанием социалистическая Москва
обязана великому вождю чародов товаришу
Сталину.

Это он вместе < Лениным в годы граж-
данской войны руководил из Москвы валщи-
той Советского государства от врагов рево-
лЮции, у

Под его гениальным руководетвом осуще-
ствлялаеь гигантская перестройка нашей
страны, превративитая ее в могучую инду-
стриально-колхозную державу, а Моск-
ву — в мощный оплот ее.
индустрнализаятии,

Товарищ Сталин явился инициатором и
вдохновителем создания генерального пла-
на реконструкдии Москвы. Развернувшиеся
работы по осуществлению этого плана вке-
оли такие коренные изменения во все от-
расли городекого хозяйства столицы и В
самый облик города, каких не знает исто-
рия строительства крупных городов мира.
По ининиативе товарища Сталина ВоЗДВИГА-
лись замечательные сооружения налией
эпохи: московокий метрополитен, канал
Москва — Волга, газопровод. Саратов —
Москва.

В годы Великой Отечественной войны
тениальный полководец товари Сталин ив
Москвы руководил борьбой советского наро-
да, ототоявиего свободу и независимость
	нашей Родины и одерхавшего всемирео-.
	МОСКВА ПРАЗДНУЕТ...
	Советская социелистнческая Москва. нро-
демонстрировала всему миру свою богатыр-
скую силу и геройскуто отвату в дни суро-

‚вых военных испытаний. Москва являет
собой пример  неустанного трудолюбия,
непрерывных творческих исканий. Москва
показывает, с каким блеском, как изобре-
тазельно, красиво; интересно она умеет
праздновать, веселиться, отдыхать. Ее
мнотовековый юбилей празлновался с таким
заражеющим юношеским пылом, что мар-
шины как-то сами собой исчезали с лиц.
Счастлив народ, одаренный такими
многогранными . талантами, народ, проела-
	BUBIUMHCH Ha BeCh свет своими ратными и
трудовыми подвигами, народ, у которого.
	‚трудовыми подвигами, народ, у которого
вачная ‘молодость, неубывающая эпергия,
негокрушимая мощь.

Очарование юношеской красоты пашей
древней столицы мы особенно почуветвова-
ди 7 сентября, когха Москва предетала на-
шим взорам в таком красочном, таком вос-
хитительном наряде, какой могли соткать
только истинно золотые руки советеких
людей. В ее праздничном убранстве нашло
свое воплощение  соединенное искусство
многих замечательнейших мастеров. Ху-
дожники, скульпторы, садовники, декора-
торы, электрики, пиротехники, маляры и
	множество других вдохновенных творпов.
	заслужили самые высокие и восторженные
похвалы, сердечную благодарность.
	Москва была пленительно хороша во все
часы этого бесконечного праздничного для.
И ранним утром, когда хвойные гирлянды
и букеты цветов, украсившие стены, окна,
улицы, еще только разлили в утреннем воз-
Ayxe запахи леса и сада. И раззолоченная
полуденным солнцем, уже пгумная, много-
людная, пляшущая и поющая, И в вечер-
нюЮю пору, когда тысячерукий волшебник-
живописец разрисовал темное. московекое
небо ярчайшими огненными красками, об-
вел стены и башни Кремля феерическими
электролиниями, разогнавнгими мрак, с0з-
давшими новый, сказочный, невиданный
еще облик города.
	Москва была прекрасна веюду, во всем
своем многообразии, во всем величин и про-
стоте. в грантиозном и в малом, в целом и
в деталях. Торжество, ликование, радость
ощущались не только на центральных ма-
гистралях и площадях, но и в районах за-
волов и фабрик, в районах, рожденных в
последние три десятилетия, там, где с 0со-
бенной силой сказывается превосходство
столицы социалистического государства нал
столицами капиталиетических стран. 06
этом превосходстве говорится в привететвин
И. В; Сталина Москве:
	«Одной из серьезнейших язв больших
столиц европейских, азиатских и американ-
ских стран являетея наличие трущоб, где
миллионы обнищавших трудящихся обрече-
ны на прозябание и медленную, мучитель-
	В день 800-летия славной стодипы пер-
вого в мире сопиалистического государ-
ства — Москвы трудящиеся = города-
тероя Севастополя и моряки Черноморского
флота шлют вам, москвичам, свой пламен-
ный привет.

С лмепем Москвы связаны величайшие
события в истории нашей Родины. Москва—
колыбель русского государства, сердце ве-
ликой социалистической державы. Здесь
вил великий основоположник советского
государства Владимир Ильич Ленин злесь
	‘ную смерть. Заслуга Москвы состоит в том,
что она полностью ликвидировала эти тру-
щобы и дала трудящимся возможность пе-
реселиться из подвалов и лачуг в квартиры
и дома буржуазии и в новые благоуетроен-
ные дома, построенные Советской вла-
стью».

Праздничное украшение Москвы радова-
‚10 взор не только своим великолепием, на-
рядностью. Талантливое, изобретательное
оформление столицы. так удивительно пол-
но выражало наши чувства — гордоеть,
достоинство, торжество. свободных людей,
твориов,. современников великого Сталина,
траждан Советского государства, умеющих
‘самоотверженно трудиться; добдестно защи-
щать свою любимую Родину и самозабвенно
отдаваться веселью ‘на своих замечатель-.
ных праздниках.

Все в этом назяде Москвы отражало
народные думы, планы, тероический труд,
заслуги и успехи, безбрежную любовь
и благодарность. трудящихея товарищу
Сталину. ‘

Со всех концов огромного города шли
москвичи и их гости Ha тлавные улицы
столицы, на Красную площадь, на набереж-
ные Москвы-реки. Каждому хотелось по-
дойти поближе к Кремлю, взглянуть -— кто
в первый, а кто. и 8 сотый, в тысячный
раз — на мавзолей ” Владимира Ильича
Ленина, притронуться к холодному мрамо-
ру п сказать что-нибудь душевное, благо-
дарное...

Отсюда, из центра, словно могучие пол-
новодные реки, растекались людские пото-
ки на юг и на север, на запад и на восток
Москвы. Поезда метрополитена, автобусы,
троллейбусы, вагоны трамвая мчали мо-
сквичей и гостей в парки, к стадионам, на
праздничные базары. На Красной Пресне, в
старейшем и славнейшем революционными
заслугами районе столицы, тысячи людей
восторгались гигантскими портретами
В. И. Ленина и И. В. Сталина, «вытканны-
ми» из тран различных оттенков,

800-летний юбилей столицы ие был
праздником одних лишь москвичей. Его от-
метил весь советский народ радостно, тор-
жественно, с чувством любви и уважения,
ввиду великих заслуг Москвы перед Роди-
ной. Посланцы всех братских советских
республик прибыли в столицу нА юби-
лей Москвы. Их яркие национальные
костюмы  вилетались в  многокрасочное
одеяние города. На многих языках народов
Советского Союза они поздравляли жителей
Москвы с юбилеем, ¢ почетной наградой
столицы — орденом Ленина, с историче-
ским приветствием товарища И. В. Сталина.

Москвичи вместе с гостями влюбленными
глазами осматривали свой древний город. В
такой день `мы замечаян многое, что каза-
лось уже примелькавшимея, привычным.
хорошо знакомым, С тордостью читали и
перечитывали надписи на стенах вестибто-
		Севастополь Москве
	‘чивет и творит великий Сталин — продол-
жатель дела Ленина, гениальный BORAL,
учитель и полководец. № Москве — столице
социалистического государства, к Кремлю
обращены наши взоры, мысли и чувства.
В суровые дни героической обороны Ce.
вастополя мы слышали голос Москвы, и это
BIOXHOBIGIO Нас на ПОДВИГИ во WMA Роди-
ны. Рубиновые звезды древнего Кремля
освещают нам путь к коммунизму,
Паходясь на стройках, У станков, б0-
роздя волны Черного. моря, мы повседневно
	лей метро: сооружено в дни’Великой Ore.
чественной войны. Останавливалиеь Bost
новых величественных зданий, построен:
ных в последние годы и месяцы. Задержки:
вались на уреконструированных площадях,
в разбитых недавно скверах. Во все эт
вложен наш’ труд, все это принадлежит
нам, единственным и законным хозяевам
всех сокровищ нашей чудесной Родины,
Мы глядели и не могли наглядеться и
много раз виденное. Как хороша, как изу-
мительна наша родная, советская. отдено-
	носная, милая. сердцу Москва!
	Болнующие чуветва испытывали москву»
чи, присутетвуя на закладке памятника
основателю Москвы Юрию Долгорукому.
Страницы старой и об’емистой истории ти-
хо прошелестели в те часы торжества 38
кладки.

И в Te Ko часы в восьми пунктах Моск-
вы состоялась торжественная закладка 01.
ного 32-этажуного, двух 26-отажных ‘а пяти
16-этажных зданий, которые будут ©00ъу-
жены по предложению товарища Сталина,
Ца Ленинеких горах, на, будущей магиетра-
ли столицы — Новом Арбате, но соседству
с Кремлем, на площати Воесстакия, на С2ио-
вой улице, па углу Каланчевекой и Домии-
ковской улиц, на Смоленской плоткади, на
Котельнической набережной поднимутся кра-
савщы-дома, подобно маякам. На их заклал-
ке были вписаны первые строки в свежую
страницу новой истории Москвы. Так в
день 800-летнего юбилея нашей столицы мы
не ‘только вспомнили ее далекое прошле»,
но и заглянули в реальное, Ganskoc eo 6+
ayuree. oo

На стадионе «Динамо» происходила де“
монотрация силы, лозкости, грации, выно-
ливости спортивной Москвы и ее достойных
соперников — гостей-сопортеменов. На пдо-
щадях столичные театры, хоры, оркестры,
ансамбли, танцовальные коллективы пок1-
зывали св00 искусство многолюдным ауди
ториям, ›

В Москве не было сольмого сентября
обычной вочерней и ночной темноты, Едва
лишь стало смеркаться, как зажглись мил
лионы электрических ламночек, Кремль,
многие здания и мосты засверкали пылаю-
щими нитями жемчуга и бисера, К 21.00
миллионные толпы как-то притихли в ожи“
дании юбилейного салюта, И вот ол грянул,
первый залп; И вавились вверх огненные
фонтаны, струи фейерзорка рассыпались \
обрушивалиеь звездным дождем. По всему
небу пронеслись ееребряно-голубые лучи
прожекторов, освещая поднятые ввысь порт-
реты Ленина и Сталина, алые вымпелы,
цифру «800». Осень отступила от Москвы-=
было тепло, как летом, Ночь отступила 07
Москвы — было светло, как, днем,

Орденоносная Москва праздновала свой
восьмивековой юбилей, свою социалистиче-
екую молодость.
		Торжественное заседание Академии наук СССР
	Вчера, 5 сентября, состоялось торжест-
ванное заседание Академии наук СССР, по-

зящевное 800-летию Москвы.

Заседание открыл вступительной речью
президент Академин каук СОСР академик
С. И, Вавилов, отметивиий огромную роль
Москвы в развитии нашей Родины,

— Москва, — сказал академик  Вави-
пов, —вВ ©вое время собрала воеднно рус-
скую землю, 0 слены Москвы тазбились
волны вражеских нашествий, в течение ве-
зов грознвших рсей Европе, — татаро-мон-
Голов, Карла ХИ, Наполеона и Гитлера.

- Ахадемик Вавилов говорит далее 9 зна-
цении Москвы в создании социалистаче-
кото государетва. С Москвой связаны ус-
пехи сталинских пятилеток, создание но-
РОЙ, ВЫсОкоразветой промышленности и
перздового сопиалистического. сельекото хо-
ЗЯЙСТВА.

Хаоактеризуя Москву. как срелоточие
русской культуры, президент напоминает,
пло ока. тала множество выдающихея пред-
	— Нозвольте мне от лица членов Aka-
демии наук и воех ее работников, — зая-
вил в заключение президент, — в дни
празднозания 800-летия Москвы выразить
уверенность, что задание товарища Сталина
наша Академия успептно выполнит!

Это заявление участники торжественно-
го заседания встретили дружными аплоди-
сментами.

Затем © докладом на тему «Роль Мо-
оквы в развитии науки п клаьтуты в на-
	‚шеи стране» выступил акалемик ВБ. Д. Ге
	Ков, сдвлавтии исторический 003ор возни:
кновения и фазвития культуры Москвы с
древнейших времен.

Член-корреспондент Академии Hays
СОСР профессор С. В. Бахрушин посвятил
свое выстунление теме «Москва как об’еди-
няющий центр русского народа».

С большим интересом участники засела-
LEA прослушали далее локлад профессора,
генерал-лейтенакта А. И. Готовцева 05 000-
роне Москвы в 1941 году.

АСС -
	вичами Буслаевым, Соловьевым, СОтолето-
вым, Алючерским, Лебедевым, Вернадским,
Северцовым и другими гордится наша Ро-
nana!

В первые же советекие тоды в Москве
выросли новые большие исследовательекие
пнетитуты — Цечтральный аэрогидродина-
‘мический (ЦАГИ), Всесоюзный электротех-
пичеекий, Химический инетитут имени
	Варпова и многие другие, сыгравшие боль-
	UY роль в развитии. советской техники и
промышленности. В 1934 тоду Академия
наук СССР была переводена из Ленинграда
в Москву. Это способотвовало ‘окончатель-
ному превращению Москвы в основной на-
Учный пентр страны.

Напомнив поставленную ‘товарищем
Сталиным перед советскими учеными за-
дачу — не только догнать, но и превзойти
в ближайшее ‘время достижения науки за
пределами нашей страны, академик Вави-
тов подчеркивает, что это относится преж-
де всего в ученым Москвы и; в особэнно-
	чувствуем руковолящую силу Москзы.
	И eg АСТ Я ГИР УЕ В

дорогие москвичи! Сегодня, в день 800-
тетия, мы, севастопольцы, желаем Вам
дальнейших успехов в Вашей плодотвор-
ной работе.

Мы шлем горячий привет партии боль-
шевиков, нашему вожлю и учителю, opra-
низатору исторических побед — великоху
Сталину.

Председатель Испоелиома
Севастопольского Гопсовета
В. И, ФИЛИППОВСНИЙ.
	ставителей по всем областям знания. Моск- сти, к Академии наук СОСР.