14 сентября 1947 г., воскресенье, Ne 217 (2704)
	Танковые войска Советс

Сеголня все народы нашей neo’ sind
граны празднуют День танкистов. В самом
акте установления этого праздника выра“
она высокая оценка выдающихся заслуг
зитих бронетанковых и механизированных
ойск, забота советского правительства,
одьшевистекой партии, всего. советского.
арода о дальнейшем. увреплении оборон-
ой мощи нашей любимой Родины.

Нашим танкам меньше тридцати лет. Wx
е было в царской армии. Экономическая
сталость дореволюционной России, не
роизводившей даже автомашин, косность

равящей клики не позволили осуществить

редложения по созданию этого боевого ору-
‘ия. А такие предложения поступали, Пер-
ые в мире проекты гусеничных брониро-
анных машин русского инженера Менде-

вева (1911 год) и мастера Пороховщикова.

1914 год) были похоронены в канцеляри-
х царских департаментов. Опытный обра-
оц танка Пороховшикова был забражован
олько потому, что на испытании с машины
валилась гуееница. Не был принят и ко-
есный танк, сделанный в 1915 году ру-
ами инженера Н. Н. Лебеденко и ныне
кадемика А. А. Микулина.

Нреклонение царских чиновников перед’

сем затраничным привело к тому, что при-
ритет (первенство) в создании бронирован-
ой машины, 0 праву принадлежащий Рое-
ии, присвоила себе Антлия. В августе 1916
ода на западном фронте появились первые
3 танков. Через год антличане сосредото-
или под Камбрэ 382 машины на’ участке
ронта длиною в 15 километров. Тогда был
оститнут некоторый тактический успех но-
ого оружия. Однако отеутетвие тесного
заимодействия танков с артиллерией и пе-
отой ‘лишило возможности. англичан вы-
грать сражение. Немцы скоро оправились
т потрясения, вызванного появлением мас-
ы бронированных малеин, подтянули свою
ртиллерию и организовали отпор. Англи-
ане потеряли до 15 процентов танков и

are neve wer ama Tet

‚ немецкие

>

Герой Советского Союза
гвардии генерал-лейтенант
танковых войск

А; ПАНФИЛОВ
> !

ронительных сражениях изматывали врата,
уничтожали его технику и живую силу. На
всех фронтах советские танкисты находи-
лись в гуще сражелий. Они бок о Gon. ¢
бойцами других родов войск боролись за
каждую пядь советской земли.

Вскрывая причины неудач нашей армии
на первом этапе войны, товарищ Оталин
указал на недостаточное количество тан-
ков. «Наши танки по качеству превосходят
_ танки, — товорил . товаруяц
Сталин, — а наши славные танкисты и ар-
тиллериеты не раз обращали в бегетво хва-
лёные немецкие войска с их многочислен-
ными танками. Но танков У нас веё же в
несколько раз меньше, чем ‘у немцев. В
этом секрет временных успехов немецкой ар-
мии». Иосиф Виссарионович поставил пе-
ред советеким народом и армией задачу:
в кратчайший срок свести к нулю числен-
ное превосходство врага в танках.

Выполняя эту задачу, советский народ
направил все усилия на обеспечение армии
достаточным количеством танков. Советские
воины в бвою очередь усилили удары по
фашистским войскам, по немецким танко-
вым колоннам. В битве под Москвой Совет-
ская Армия разгромила танковые соедине-
ния Гудериана; отбросила их на запад,
Честь и славу мужественных защитников
столицы по праву разделили и наши тан-
кисты. Именно в эти дни родилась танко-,
вая гвардия. Лишь одна 4-я танковая брига-
да генерала Ватукова, преобразованная в
1-ю гвардейскую танковую бригаду, унич-
тожила 133 вражеских танка, 49 орудий,

ge

cee tte

кой державы:

ский грунт размок, танкам приходилось итти
по непролазной грязи. Нарушен был подвоз

‚ торючего и боеприпасов. И все же танкисты

е честью выполнили все возложенные пу

них задачи.
Невозможно перечислить все операции, в

‚ которых. советекие“«танииетьь, сражаясь 34:

любимую Родину, вместе с друтими родами
войск успешно били врага. Что ми фропт —
то яркие, знаменательные победы; каждая
часть — это десятки беззаветных героев,
(Особенно богат событиями 1944 год — год
десяти сталинских ударов по войскам. про-
тивника, приведших к изгнанию немедко-
фашистских захватчиков е нашей родной
земли.

Немцылв тот период пыталиеь удержать
ся на выгодных рубежах, заранее приспосо-
бив их к долговременной обороне; Однако
Советская Армия не давала им отсиживать-
ся в траншеях, за рвами и проволокой,
ЗВзламывая ‘глубоко эшелонированиую 09-
рону немцев, наши войска стремительно
развивали наступление. Танковые создине-
ния, взаимодействуя с пехотой при проры-
вах, затем езмостоятельно, под прикрытием
авиации, шли по нескольким паправлениям
и соединялиеь в глубоком тылу врага. Имен-
но так бронетанковые и механизированные
войска; например, преследовали на раестоя-
нии до 500 км остатки центральной: груп
пы немецких войск и овладели Минском;
Танкиеты. перерезали весе пути отхода 30
окруженным дивизиям, обрекая их на унич»
тожение или на плен.

В августе 1944 года на левом фланге co-
ветско-германекого фронта танковые ‘и ме- _
ханизированные соединения явились глав-
ным средством окружения 22 немецеих и
нескольких румынских дивизий в районе
Кишинев— Яссы. &

В начале 1945 года советские войска по*
дошли к Берлину. Путь: от Вислы до Одера
был пройден за 15—17 дней. И в этот раз
подвижные группы войск емело вводились
	прекратили атаБУ.
После первой мировой войны многие во-
	енные спепизалисты за рубежом сделали не-
	правильный вывод 0 том, что танки явля-
ются лишь средством поддержки пехоты при
	прорыве позиционных линий о обороны.
ЗВелелетвие этого не придавалось 0с0бого
	значения развитию танковых войск. И не
случайно, что к началу второй мировой в0й-
ны ни Франиия. ня Англия, ни Америка не
	имели бронетанковых соединений, которые‘
	удовлетворяли бы требованиям современной
войны.

Немцы, наоборот, переоценили значение
танковых войск. Гитлеровцы фаеематриваля
танки как главную ударную силу своих ар-
мий, как основное средетво ведения «мол-
лиеноеной» войны. Война на Западе — в
	Польше, Бельгии, Франции —- как будто:
подтверждала правильность такой доктри-
	ны. Но, как только бронированные армий
	немцев двинулись на Восток, авантюризм 1
	их стратегии стал очевиден. . р

Только в налшей стране: были правильно’
определены роть’и значение танков, их ме-
сто в Вооруженных. Силах страны. Реаль-
	‚Но оценизая эту роль, правительство? й
	большевистская партия -с первых ‘me - ACT
существования советской влаети уделяли
‘больное внимание. созданию отечественных
танков. Этим делом занимались лично
В. И. Ленин, И. В. Сталин, С. М. Киров.
° История массового советекого танжострое-
ния началась с выпуска танков «МО-1»
(1927. г.). Тогда же развернулась и opra-
низация танковых частей, Военные спе-
пиалисты занялись вопросами использова:
ния нх, военно-учебные заведения и спе-
циальные курсы. стали готовить для них
кадры. Цо инициативе товарища Сталина в
‚1930 г. была создана Академия бронетан-
Ковых и механизированных войск, призван-
ная готовить высококвалифицированные.
командные и инженерные. кадры. Академии
было присвоено имя творца советеких тан-
KOBEX сил великого Сталина.

‚За годы сталинских пятилетов были с03-
даны важные для. обороны страны отраели
промышленности: автомобильная, трактор-
ная, машиностроительная, химическая, ме-
таллургическая н пр. Мощная индустриаль-
ная база обеспечила дальнейшее развитие
бронетанковой техники. © 1930 п 1939
год количество танков увеличилось в 43 ра-
за. ни

Организованные по указанию товарища
Сталина специзаьные конструкторские: бю-
ро сыграли важную роль в. создании новых
боевых машин. Мудрому полководцу ‹при-
надлежит не только илея организации. Он
лично осматривал образцы танков, присут-
ствовал на испытаниях, направлял творче-
скую мысль. конструкторов, чутко приелу-
щивалея. к их предложениям. Ни одна де-.
таль не ускользала от внимания Иосифа.
Виссарионовича, веегда проявлявшего ог-.
ромную осведомленность во всём. что ка-
салось проходимости. огня, скороети и бро-.
незащиты танков. Товарищ Сталин забо-
тилея также и 0б удобстве танковых эки-.
пажей — вентиляции, запасах питьевой во-
ды и_т. д. Благодаря заботе товарища
Сталина советским инженерам удалось соз-
дать совершенные боевые ‘машины, избе-
жать ошибок иностранных конструкторов,
которые в свое время ориентировалиеь на
производство танков многобашенных, с тон-
кой броней, малокалиберным вооружением,
танков-самолетов и т. д.

Еще в 1923 году в-статье «К вопросу о
стратегии и тактике коммунистов» товарищ
Сталин писал: «Задача военного искусства
состоит в том, чтобы обеспечить за собой

все роды войск, довести. их до совёфшенет-
	га и умело сочетать их действия». Это ука-
зание. легло в основу использования танков.
Визненность его подтвердили события на
Хасане, Халхин-Голе, война с белофиниа-
ми, Блестяще завершенная операция по ок-
руженито и разгрому главных сил 6-й япон-.

кой армии в 1939 году. подтвердила пра-
	АТФ

BHIBHOCTE наших оперативно-тактических
	взглядов на; бронетанковые войска.
Таким ‘образом, к началу Bere. Oreue:
	man. ..-
	своем составе первоклассные, лучшие в ми-
ре танки, была вооружена самой передо-
вой теорией использования бронетанковых
Войск в современных сражениях. Советекие
танкисты ответили героическими: подвигами
на неустанную заботу советского прави-
тельства, большевистской партии ‘и любимо-
то вождя товарища Сталина о бронетанко-
вых войсках, :
Гитлеровская  Германия, вероломно напаз
на СССР,:-в начале войны располагала вре-
менными преимуществами. Тогда Советской
ии пришлось, ведя активную оборону,
отходить в глубь страны. Наши части в 060.
	 9 самолетов, 15. тягачей и прицепов с бое-
	припасами, до полка пехоты, 6 минометов и
иного других ередетв вооружения. В битве
под Москвой со всей наглядностью прояви-
	лись высокие тавтико-технические данные
	отечественных танков, воинское мастерство
Их экипажей и старших начальников.
Самоотверженные усилия рабочих, инже-
неров и техников танкостроительной про-
мышленности и всех тружеников советско-
го тыла не замедлили сказаться.. Пюличеет-
	во танков, отправляемых на фронт, все вре-.
	мя возрастало. Товарищи Сталин и Моло-
тов лично направляли. работу каждого заво-
да, производившего танковую технику.

По инициативе коммунистов Свердлов-
ской, Молотовской и Челябинской областей в
течение трех недель был создан добровольче-
ский танковый корпус. Все необходимое—
танки, снаряжение, боепринасы-—было при-
обретено. на личные сбережения трудящихся
Урала и производилось заводами и фабрика-
ми сверх. плана. Этот корнуе впоследствии.
совершил. на фронте немало героических дел.
‚Непрерывное количественное увеличение”
	бронетанковых войск -— ‘одна сторона их
	развития. Другая заключалась в совершен-
ствовании воинского умения ‘танкистов.
Товарищ Сталин еще в начале 1942 тода
поставил перед всеми воинами задачу: изу-
чить боевую технику и оружие, стать ма-
стерами своего дела. Генералы, офицеры,
солдаты танковых частей” глубоко овладе-
вали вверенной им техникой. Воюя, они в
то же время учились. В тылу устраивались
занятия, на картах проигрывалиеь пред:
стоящие: бои, изучался опыт только что. от-
гремевиьих сражений, все ценное ‘из этого
опыта практически применялось в последу:
ющих боях.

_Животворный патриотизм советских лю-
дей, воплощенный в производительный труд
и военное мастерство, а также организаци-
онные мероприятия, проведенные в броне-
танковых войсках, позволили нревратить их
в мощное средство наступательных опера-
Пий. В исторической битве под. Сталингра-
дом паши танки наряду е другими ролами
войск активно участвовали в окружении и
ликвидации 330-тысячной немецкой ap-
мии. Именно в этот период было положено
начало знаменитым танковым рейдам в ты-
лы противника, действиям танков на опе-
ративных просторах.

В дальнейшем ни одна крупная наступа-
тельная операщия Советской Армии не об-
ходилась без участия танковых соедине-
НИЙ.

‚ Еели в Сталинградской битве соединения
советских танков принимали боевое кре-
щение, то в битве под Курском они сдавали
экзамен на аттестат : врелости. Значение
этой битвы с предельной четкостью chopuy-
	лировал товарищ Сталин: «С чисто военной
	точки зрения поражение немецких войск на
нашем фронте к исходу этого года было
предрешено двумя важнейшими событиями:
битвой под Сталинградом и битвой пол
Курском... Шели битва под Сталинградом
предвещала закат немецко-фашистской ap-
мии, то битва под Курском поставила её пе-
ред катастрофой».

Под Курском произошло танковое epa-
жение, равного которому не знает военная
история. С обеих сторон Участвовало по
5000 танков. Немцы наетупали силами 17
танковых, 3 моторизованных и 18 пехот-
ных дивизий. Расечитывая на эффект вне-
запности применения новых образцов _бое-
вой техники, гитлеровцы бросили в атаки
«Тигры» и «Фердинандых. Советские. тан-
ки, тесно взаимодействуя с артиллерией и
пехотой, помогали парализовать удары
немцев, наносили мощные контрудары. Вы-
	сгро разгалав уязвимые места новых вра-:

В ВТ С, када
	веских тяжелых танков и самоходных
орудий, наши танкисты научились ‘бить их
без промаха. — ee, 2

` Когда гитлеровские войска были измота-
ны, Советская Армия сама перешла в стре-
мительное наступление. Танковые: соедине-
Пия активно содействовали другим фодам
nolice в разгроме вражеских труппировок, в
а
	а OE EA NG BD

‘освобождении городов, в организации неот-
ступного преследования противника, кото-
	ров завертилось: захватом плапдармов. на
западном берегу Днепра, *

В этому времени указание товарища
Сталина ликвидировать численное превос-

А, on...
	хХодетво немцев в танках было выполнено.
и
	тивные маневры в’ больших масштабах, со-
вершать рейды в глубокие тылы врага. Воз-

Mantes ды wT!

vi0 ДЗдо возможность производить опера-
	яв, И ще ыы
росприй опыт танкистов от генерала ло мё-
	с т VEDA совершать марщ-
броски даже в условиях паопетиттт Tar
	О PACHY THM. Tar,
например, во время жа 10 немеп-

Tawar we. t
	Oe Ot

ких дивизий в районе Корсунь-Шевченков-
	в прорыв. Используя уже накопленный
опыт войны, они выходили на вражеские.
коммуникации, зажимали в стальные кло-
щи раечленяемые войска гитлеровцев.

. Безусловно, огромную. роль в уснешных
‚боевых действиях танкистов сыграла пар
тийно-политическая работа © личным с9-
ставом.` Зачастую танкисты вырывалисв
далеко вперед. Связь с общевойсковыми 60%-
выми порядками нарушалаеь. Неоднократ+
но нависала угроза самим попасть в окру“
жение. Но наши доблестные танкисты, в06-
питанные ‘в духе’ беззаветной преданности
	  любимой Родине, вооруженные передовой те-
 ‘орией маркеизма-ленинизма,- не терялись; не
	падали духом. Воммунисты были тем костя-
ком, вокруг которого сплачивались все бой.
цы, и. и

Политическая работа на фронте была цеч
леустремленной и отличалась. богатством
форм и содержания. Например, в одном тан-,
KOBON корпусе. перёд серьезной операцией
политаппарат проделал следующее. В, этому,
	‚времени прибыла материальная часть, при- ..-

обретенная для корпуса узбекским народом.
	На личные сбережения. Тачки были вруче- _
	ны экипажам в торжественной обсталовкех _
всюду прошли митинги на тему о неруши-^-
мой дружбе советского народа, ‘об единстве:
фронта и тыла. По инициативе коммуни-
сетов в частях были проведены конференции
10 использованию опыта эксплоатации ма-
териальной части и транспорта. Собиралиеы
кавалеры орденов «Славы» и бывалые воиз
ны. Оня передавали свой опыт молодым:
Для офицерского _ состава была прочитана
лекция, в которой подчеркивалось, что осно
Ba действий танкиетов-—емелый и дерзкий
маневр для обхода противника, атаки HK
его фланги и с тыла. Партийные организа“
ции разобрали заявления о приеме в пар«
тию и удовлетворили просьбу передовых
	воинов.
	Вручение Москве ордена Ленина. На снимке; Председатель И1резидиума верховного ‘ховета ЗАДА
вручает орден председателю Исполкома Московского: городского Совета депутатов трудящихся тов.

е ODACHG
	Фото М. Калашниковой,

Вчера в Большом Кремлевском дворце ©0-
етоялось торжественное вручение ордена
Ленина столице нашей Родины — Москве.

Многочисленные предприятия столицы,
государственные и общественные организз-
ции, ‘ученые и ‘учебные ‘учреждения по-
слали на торжество великого и любимого
города своих лучших представителей. Свы-
ше двух тысяч москвичей, представляющих
рабочих, служащих, интеллигенцию, всех
трудящихся столицы и войск Московского
гарнизона, заполнили Георгиевский зал.

Ровно в 2 часа лня Председатель Прези-
диума Верховного Совета СССР тов. Н. М;
Шверлик и Секретарь Президиума Верхов-
ного. Совета СССР тов. А. Ф. Горкин под-
нимаются на трибуну; В наступившей тиши-
не тов. Горкин оглалает Указ Президиума
Верховного Совета СССР о награждении го-
рода -Москвы — столицы Союза Советских
Социалистических Республик за выдающие-
ея заслуги трудящихея Москвы перед Роди-
ной, за мужество и героизм, проявленные в
борьба с немецкими захватчиками, за успе-
хи, достигнутые в развитии промьниленно-
сти, культуры и в осуществлении генераль=
ного плана’ реконструкции города, всвязи
с 800-летнем торода Москвы, — орденом
Ленина. .

Присутствующие встречают оглашение
этого исторического акта горячими аплодис-
ментами.

По приглашению тов. Шверника лица,
	выделенные для принятия ордена, Под
нимаются-на трибуну.
Тов. Н.М. Шверник вручает орлен
	Ленина. председателю Исполнительного ко-
митета Московекого горолекого Совета депу-
татов трудящихся тов. Г. М. Попову. Зна-
меноспы наклоняют знамя Московского Co-
вета, и тов. Попов приврепляет к нему знак
высокой награды. Знамя с прикрепленным
& нему орденом Ленина подымается, разда-
ются торжественные звуки Государственно-
го гимна СССР.

Тов. Швернив предоставляет слово тов,
Попову.

— Сегодня, — говорит тов. Попов, —
знаменательный и радостный день для тру-
дящихся Москвы, для всего советского на-
рода. Москве — столице Союза Советских
Социалистических Республик вручается
орден Ленина.

Значение Москвы в исторических судьбах
нашей Родины, в. жизни советского народа
и воего прогреесивного человечества е пора-
зительной яркостью и глубиной раскрыл в
своем приветствии Москве наш великий и
мудрый вождь товариш Сталин. Ясные про-
никновенные слова товарища Сталина о за-
слутах Москвы перед Родиной’ запечатле-
лись в сердца` каждого советского человека.

Указ Президиума Верховного Совета
Сотоза Советских Социалистических Респуб-
лик о награждении Москвы орденом Денина
трудящиеся столицы встретили © огромной
‘радоетью и глубоким удовлетворением. На-
граждение Москвы является в то же время
признанием заслуг москвичей в героической
защите нашей Родины в годы Великой 0те-
чественной войны, в создании мощной пе-
редовой социалистической индустрии, в раз-
витии науки и культуры, в осуществлении
гигантских работ по реконструкции города.

Принимая орден Ленина, которым н1-
граждена наша, славная столица, трудящиеся
Москвы клянутся отдать все свои силы для
зальнейшего ее процветания, для нового 33-
мечательного — под’ема. промьииленности,
культуры ‘исторолекого хозяйства Москвы.
Они клянутся не пожалеть труда для того,
чтобы плаи великих созидательных. работ
послевоенной  Сталинской пятилетки был
выполнен и иеревыполнен. Они ‘клянутся и
зпредь быть передовым отрядом советского
Зарода, идущим под руководством великой
Зольшевистской партии, под тениальным
зодительством Сталина в полной’ победе
5оммунизма. в нашей стране.

Да здравствует наша орденоносная сто-
ta!

Да здравствует наша могучая» А
мая Родина!

Да здравствует наш великий BOTS, учи.
ель и друг товарищ Сталин!

Великому Сталину «ура»!

Возглах - «ypa» подхватывается всем ва-
10M.

Речь тов. Попова неоднократно преры-
ETCH дружными аплодисментами присут-
ан .

От работников московекой промьилен-
сти выступает тов. В. И. Матросов. №-
эковекая промышленность, говорит он, весе-

а шиза в авангарде борьбы за осущест-
  зтелие сталинских пятилеток. В Великой
	кими Лениным и Сталиным, Советекая
Москва, олнцетроряющая дружбу и разно-
правие народов СССР, стала еще роднее и
ближе нам всем. -

В результате осуществления ичдустриа-
лизации нашей страны изменилея облик.
Москвы. Она стала крупнейшим индустри-
альным центром советского ‚малиностроо-
ния.

Изменилиеь и люди в Nocnze. Искаючи-
тельная трудовая доблесть, мужество, 6e3-
заветная прелалиность делу партии Левина——.
Сталина являются характерной  особен-
ностью рабочих, интеллитенции, трудящих-
ся Москвы. Это высокое сознание москви-
чей но являетоя случайностью. Москва
всегда была городом передовых идей, а лю-
ди, живущие в ней, передовыми людьми. 38
что бы ни взялись москвичи — все они де-
лают быстро и хорошо, показывая своим
трудом пример всем советеким труженикам..
Социалистическая - Москва воспитывала
трудящихея в духе советского патриотизма.
Ленин и Сталин растили кадры московевих.
рабочих и интеллитенции. Мобквачи учи-.
тись жить и работать у Ленина, у Сталина.

В годы тяжелых испытаний, выпавших.
на долю нашей Родины, котла вероломно.
напавиший враг терзал Hall народ, Haury
землю, рабочие, служащие и интеллигенция
Москвы оставили передовую колонну ве-
ликой оборены Советокого Союза. Сотни
тысяч москвичей ушли в героическую (0
ветекую ‘Армию, вступили в народное опол-
чение; заполнили фяды истребительных я.
рабочих батальонов для защиты свободы,
чести и независимости Советского социали-
стического государства. Отетайвая мифолю-.
бивую политику ОССРои мир во Been wipe,

трудящиеся столицы gamed Porm внесли
	большой вклад в дело победы СОСР над фа-
пистекой Германией и империалиотической
Японией.

В послевоенный период москвичи, на
щадя своих’ еил, работают нал досрочным
осуществлением сталинской пятилетки.
Многое в этом. отношении уже сделано. Но
впереди большая работа, которую’ нужно.
проделать в короткие сроки. Рабочие и ра-
ботницы, ученые, инженеры, ‘трудящиеся
Москвы должны еще активнее“ взятьея за
более быстрое осуществление плана разви-,
тия городского хозяйства, чтобы сделать
столицу нашей Родины ‹амым красивым,
цветущим, благоустроенным городом, с9-
здающим все ‘условия и удобства для все-
стороннего развития общественной, произ-
водственной и культурной жизни человека.

Правительство и партия поставили ‘перед.
столицей огромные задачи. Достаточно хд-
тя бы указать на некоторые из них, Жак,
например, на строительство многоэтажных
домов, закладка которых уже осуществлена
в годовщину 800-летия Москвы, сооруже-
ние ГУ очереди метро, стрейтельетво новых
газовых сетей, озеленение и благоустрой-
ство столицы, чтобы представить вею ги-
гантекую работу по реконструкции Москвы,
которую необходимо проделать рабочим, ра-
ботницам,  интеллитенции и всем трудя-
щимея столицы.

Я не сомневаюсь, что. трудящиеся сто-
липы под руководством московской органи-.
	зации бельшевиков —— передового. отряда
	великой партии Ленина—Сталина и виредь
будут бороться за выполнение ‘и перевы-
полнение сталинского. пятилетнего плана
развития народного хозяйства, за постепея-
ный переход в нашей стране от социализма
		отечественной воине промышленность
Москвы была могучим арсеналом боевой
техники, и в юслевоенный период ее pa-
ботникн стоят в первых рядах борцов 3a
досрочное выполнение нового Сталинского
	пятилетнего плана:
На трибуне писатель Т. М. Леонов.
	— На долю моих земляков-москвичей, —
товорит тов. Леонов, -—— выпало небывалое
‘счастье приветствовать родную столицу в
день ©е нынешней заслуженной славы.
800 лет нашей Москве, эта дата звучит
почтенно даже на языке истории, которая
столетиями мерит возраст городов. Это стаж
	героини, труженицы, воительницы И зачи-
Нательницы русского тосударства.
	Писатель товорит о том славном пути;
	Который прошла Москва 40, co тенерешнего
мощного под’ема.

От лица интеллигенции Москвы тов.
Леонов заверяет правительство, что #
впредь весь свой опыт и знания, разум и
мастерство. московокая интеллигенция пре-
доставит великому зодчему нового мира
товарищу Сталину и народу, из 3 HEAD ROTO-
рого она Вышла.

Выступая от молодежи столицы, тов.
Т. В. Рожкова говорит о горячей любви
мололежи к славной советокюй столице,
	0 том влохновенном тоуде, который вложен
	молодежью Москвы в ее сооружения, из-
менившие лицо города, в частности, — в ее
замечательный метрополитен, Мод птумные
	аплодисменты присутствующих тов. Рож-
кова дает обещание: вместе со всеми тру-
дящимися Москвы мы сделаем все, чтобы
	HAI любимый горол был еще красивее. ве-
	личественнее, чтобы он всегда с доетоин-
овом восил свое имя— великая Сталин-
	ская отлена Ленина Москва!
	От строителей и архитекторов Москвы
	выступил тов. Д. Н. Чечулин. Остановив-
шись ча уже проделанной огромной’ рабо-
те по реконструкции столицы, тов. Чечу-
лин затем говорит 9 ближайших перспек-
	тивах переустройства Москвы и взаверше-
	ния генералыното сталинекото плана ре-
конструкции великого города. Заключи-
тельные слова ето выступления: «Да
здравствует великий зодчий нового мира,
величайший гражданин и преобравователь
Москвы Иосиф Внебарионович Оталин!»
вызывают в зале бурную, продолжитель-
ную овацию в честь товарища Сталина.

Терой Советекого Союза капитан К. Я.
Самеонов, выступивший от имени войск
Московокого гарнивона, говорит о той вы-
дхающейся роли, которую Москва сыграла
В обороне. Родины во время Великой Оте-
чественной войны, о величайшем значении
столицы как кузницы командных кадров
для Советской Армии,

С речью выступает Председатель Прези-
диума Верховного Совета СССР тов. Н. М.
Шзерник. Речь тов. Шверника неоднократ-
HO прерывается бу`фными аплодисментами.

— Награждение Москвы — столицы
Союза Советеких Социалистических Pec-
публик орденом Ленина — говорит тов.
Шверник,— является выдающимея 0бще-
ственно-потитическим событием, выражаю-
щим всенародное признание ва ’ Москвой
роли организатора и  вдохновителя строи-
тельства социализма в нашей стране. В 0е-
	 зультате пободлы сопиализма в ССОСОР. М -
	CKBA стала «анаменем борьбы всех трудо-
вых людей в мире, всех угнетенных рас
и наций за их освобождение от господства
плутократии и империализма».

Тов. Шверник, торячю поздравил пред-
ставителей славной столицы с BHICOROL
правительственной наградой.
`` — Велики заслуги Москвы, аа

Шверник, —-на протяжении истории
Ты налией Родины она всегда 0б’еди-
няла народ для борьбы против иноземных
захватчиков и боролась за совдинение фаз-
розненной Руси в единое централизованное
государство. Возвышаясь сама, Motes
укреплята могущество. нашей. страны, . Онё
выдвигала передовых. людей — патриотов
Родины, беззаветно любящих свой народ.п
глубоко ‘нензвидящих феодально-крепостни-
ческие и капиталистические порядки:

В Москве жил и работал Владимир Иль-
ич Ленин. Под-его влиянием в Москве, воз-
Никли первые. маркеиетекие организации,
	выросшие. в большевистекую партию ле]
Нинско-сталинского типа, которая привела
	рабочий класс России к победоносной Ок-
тябрьской социалистической революции.
По воле. Ленина в феврале 1918- года
Москва вновь стала столицей налней Роди-
ны, сердцем и мозгом социалистической ре-
волюции, направляющим тероический со-
ветекий народ по пути, указанному вели-
	‚Все эти политические мероприятия поло-^-
жительным образом сказались на ходе опеч
рации, на поведении. танкистов до и во вре-
мя ожесточенных боев.

Замечательно проявили себя танкисты и.
в сражении за Берлин, Немцы сопротив-
лялись очень ожесточенно. Каждый дом
представлял с0б0ю опорный пункт врага;
на’ подступах к городу оказались мощные
‘сплошные укрепленные районы. Танковые
соединения. дважды Героев Советекого С-
юза генералов Богданова и Катукова в с0-
ставе войск 1-го Белорусского фронта и со
единения дважды Героев Советском Corsa
маршала танковых войск Рыбалко и гене- .
рала Лелюшенко в составе 1-го Украии-
ского фронта в течение нескольких дней
совместно с другими фодами войск «про
грызали» оборону немцев, а затем ворва-
`дись и в самый город. т

осле капитуляции гарнизона фашист“
ской столицы еще продолжалиеь бои в Ue-
хословакии. Там немцы еше оказывали
серьезное сопротивление. Танковым соеди“
нениям тт. Рыбалко и Лелюшенко была по-
ставлена ответственная задача: ликвидиро?
вать эту последнюю крупную группу не
мецко-фалтистеких войск. Совершив невиз
данный по стремительности марш в труд»
нейших условиях через Рудные горы, соз
ветские танки ветупили в Прагу, разтро-
мили немцев в Чехословакии, завершив тех
замым войну в Европе.

Прошло немного времени, и наши танки-
сты показали свое мастеретво и силу могуз
чей отечественной техники на полях Мань
чжурии. Танковые соединения Забайкаль+
ского фронта, идя по бездорожью, преодоле-
вая монгольские безводные степи, на тре
TH сутки марша вышли через горы Боль
  шого Хингана в тыл японским войскам. Bre-

запное появление огромной массы танков
сыграло большую роль в разгроме Квантун-
ской армии. - Е
Кончились горячие. дни сражений в ле
сах, горах, болотах, в зимнюю стужу ив
знойные дни, Советское. правительство вы*
с0ко оценило вклад танкистов во всенарод
ное дело разгрома врагов социалистического
государства и’ всего прогрессивного челове=
чества. Более 250 тысяч танкистов паз
траждено орденами и боевыми ‘медалями,
1120 танкистов ухдостовны звапия Героя
Советского Сотоза, 18  человек, стали дваж-
ды, Героями Советского. (‘о1оза. В ознамено
зание заслуг танкистов в Великой Отечест-
венной войне установлен ежегодный празд+
tak. И сегодня танкисты рапортуют о том,
что они вместе со всеми Вооруженными Сл-
‚Лами будут и впредь надежно охранять мир-
ный созидалельный труд советского наро
да, будут незыблемо стоять на страже госу+

а За

дарственн ТА,
eRe ee BETEDECOR нашей любимой Ро
	Я уверен, что мирный труд, творчество,
научная мысль, свойственные москвичам,
© еще большей силой будут направлены На
осуществление Сталинского генерального
плана реконструкции Москвы. so

Да здравствуют рабочие, ивтедлитенция
и во. трудящиеся Москвы! _

Да здравствует товарищ Cram — ваш
ВОЖДЬ-и Учитель!

Присутствующие отвечают. на эти слова
бурными, долго. не eMOISaI0NEME аплодис-
ментами.

Торжественное вручение ордена’ Ленина
городу Москве заканчивается. Делегация
	трудящихся Москвы под звуки марша поки-
	дает Теоргиевский зал.

„На площади перед Ролыйни Кремлевеним
дворцом делегация выстраивается в колонну
и через Спасские ворота и Красную пло-
щадь направляется к зданию Моссовета.
Впереди колонны возвышается знамя Мос-
ковекого Совета с прикренленным к ему
орденом Ленина.