47 г, вторник, № 236 (2725)
	Экономия ТОПЛИВа
и масел
	Экинаж канонерской лодки «Врасный
Азербайджан» добился ‘ряда успехов в борь-
бе за экономию горюче-смазочных материа-
лов. За первое полугодие этого года моряки
канонерской лодки сэкономили много тонн
горючего и в несколько раз сократили рас-
ход масел. Этих успехов они добились бла.
тодаря правильной  экоплоатации боевой
техники, На корабле ввели в практику эко-
номический режим работы установок,
серьезно занялись содержанием топливных
систви. уделяют” большое внимание рацио-
нальной смазке механизмов.

Опыт. личйого состава . канонерской
лодки «Краеный Азербайджан» - находит
применение и на других кораблях. Так,
на канонерской лодке капитана 3 ранга Со-
колова сэкеномлены десятки тонн горючего.
Котельные машинисты добились такого ре-
жима работы котлов, при котором топливо
сгорает наиболее полно.

Были случаи, когда отдельные специали-
сты;у^ пытаясь   добиться  «бездымного
горения», увеличивали обороты турбовенти-
лятора. При этом они забывали о TOM, TM
излишняя подача воздуха охлаждает топку,
понижает коэфициент” полезного действия
котла, а повышенные обороты турбовенти-
лятора ведут к лишнему. расходу пара.

Экономия горючего и емазочных материя
лов —— задача не только пятой боевой части,
но.и всего экипажа. Известно, например, что
чем чище подводная часть корпуса, тем боль-
шую скорость ‘может’ развить корабль
при ‹ том же расходе топлива. А в
очистке корпуса учаетвует весь  лич-
ный состав. Количество пройденных миль
зависит но от TOTO, насколько точно
рулевые держат курс. Следовательно, при
одном и том же расходе топлива может быть
	пройдено миль гораздо болыне, если точно.
	вести корабль.

Есть еще корабли, на которых допускают-
ся пережог топлива и перерасход масла. На
портовом буксире Б-72 пережгли 10 тони го:
	рючего. На корабле Н. офицера Седова
вследствие плохого ‘технического соето-
яния топливной и масляной  систерн
	был случай, когда масло и соляр смешались.
На том же корабле из-за плохого состояния
масляного холодильника большое количество
масла утекло за борт. Значительные потери
горюче-смазочных материалов происходят
при приемке вследствие плохо соединенных
шлангов и других причин,
	При получении топлива “и маела со скла-
дов или барж не следует перепоручать при-
емку неопытным людям. Это должен делать
инженер-механик или старшина грушты. Co-
ответствующая марка, отсутствие в топливе
воды и посторонних примесей, нормальная
кислотность-—вот основные условия, пред”-
являемые любому топливу или маслу,

Отличное знание механизмов, их экономи-
ческих режимов — задача кажлого специа-
листа и в первую очередь специалистов
БЧ-У. Для этого нужно определить расход
топлива на вех возможных режимах paso-
ты механизмов. № сожалению, это правило
У нас не везде соблюдается. Зачастую pe-
монтирующий завод, возвращая корабль, не
указывает наиболее выгодных режимов экс-
плоатации техники. А вопросы определения
расхода топлиза в зависимости от мощности
механизмов не ставятся вовее.^
	Инструкция и правила по экоплоатации
материальной части требуют поддержания
механизмов в отличном техническом состоя-
нии и боевой готовности. Это — залог и га-
рантия экономии горючего и масла.
	Инженер-капитан 3 ранга
А. МОЛКАНОВ.
	ГОТОВИМСЯ H ОСЕННЕЙ
ЗАЧЕТНОЙ СЕССИИ
	Четный состав нашей части усиленно то
товится к осенней зачетной сессии. Коман-
дование. учло опыт весенних зачетов, кото
рые прошли успешно и помогли. значитель-
но расширить знания летчиков. Однако тог-
да были и недостатки: некоторые важные
материалы изучались ‘поверхностно, неполно,
зачет по одному предмету совпадал с заче+
том по другому.

Чтобы эти недостатки не повторились,
командование авизчасти созвало; специаль-
ное собрание офицерского состава, на кото-
ром были обсуждены вопросы подготовки к
осенним зачетам. Предложения, внесенные
на собрании, помогли наметить мероприя-
тия, исключающие повторение прошлых
оптибок.

Партийные организации подразтелений
	активно помогают команлирам в подготовке .
	к осенней сессии. Они’ широко развернули
агитационно-маесовую работу, используя
для этой цели собрания, беседы и местную
печать.

Все офицеры уже изучили положение 9
сессии. Организована консультация, к п99-
ведению которой привлечены опытные офи
церы. Ежедневно проходит самоподготозка.
Разработан темник литературы, в библяоте-
ке каждый занимающийся может получить
необхолимые пособия.

7 октября ly
	КРАСНЫЙ ФЛОРЕ
	И he

—— ПЕРЕДОВИКИ. —
БОЕВОЙ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
	В аварийно-спасательных отрядах
	x
По сигналу
с моря
	Третьи сутки бушует Ваепий. Глубокая
ночь. Радио приносит тревожную весть: Ja-
леко в море терпит бедствие судно. Оно село
на подводные камни.

Пи на минуту не ослабевает жестокий
норд-остовый ветер. Волны заливают палу-
бу. Но команцир аварийно-снасательного
судна «Шлем» капитан 3 ранга Гнедин ре-
тПительно переводит рукоятку машинного
телеграфа. «Малый вперел!.. Срелний!.,
Полный!»
	Сознание, что там, в море, ждут помощи
	советские люди, ведет моряков вперед. Ма-
тросы, старшины и офицеры «Шлема» жи-
вут в эти часы одной мыслью — скорее
найти потерпевшее аварию судно и оказать
ему помощь. Машинисты, руководимые пн-
женер-майором Красновым, обеспечивают
кораблю предельный ход. Боцманекая коман-
Да старшины 1 статьи Павленко готова к
действию.

«Шлем» приходит в, месту бедствия. Ава-
рийно-спасательная группа работает с по-
мощью всего экипажа. Несколько суток, на-
уряженного труда, и судно отбуксировано
в ближайшую гавань.

Так было десятки раз. Многие суда, тер-
певшие в море аварию, обязаны своим спа-
сением экипажу «Шлема».

Особенно напряженно пришлось порабо-
тать морякам аварийно-спасалельного судна
в годы Великой Отечественной войны. В
1942 году немецкая авиация, пытаясь на-
рушить наши коммуникации, подвергла ин-
тенсивным бомбежкам скопление нефтена-
ливных судов и барж на Астраханском рей-
це. Затонувшие баржи затромождали фарва-
теры, залерживая суда с нефтью. Надо бы-
010 быстро очистить путь для прохода еулов.

Моряки «Шлема» в эти напряженные дни
выполняли трудные епасательные работы,
часто подвергаясь опасности. Опытные водо-
лазы — младший лейтенант Клименко,
главный старшина Пархоменко, старптина
1 статьи Наерутдинов и другие по пвадцать
часов в сутки не снимали скафандров. Они
много слелали для того, чтобы нефть бес-
пер?бойно шла © рейха на Волгу.

Кончилась война. Многие из матросов и
старшин «Шлема» демобилизовалиеь, на их
место пришли молотые моряки. Боевые тра-
дипии. корабля приумножаются.

30-летие Великого Октября моряки. епа-
сательного судна встречают большими ус-
	пехами; Только за последнее время «Шлем»
	участвовал в спасении и снятии с мели не-
скольких судов. Экипаж «Шлема» помог
аварийно-спавательным группам вернуть в
строй рят судов и спасти от гибели многие
тысячи ценных грузов,
	Капитан А. МАКОВСКИЙ.
	Вода пароход.
в беде...
	Ветер свежел. № вечеру  разразилея
шторм. Его могучие удары ощущалиеь да-
же в гавани. Злесь стоял с неработающими
машинами пароход «Кронштадт», Torso
что принявиитй груз. № настунлению. темно-
ты у «Ёронштадта» лопнул швартов. Про-
_мокиие до костей матросы завели дополни-
тельный. Так повторялось несколько раз.

В капитану парохода прибежал матрос и
доложил:

— Вода быстро затапливает машинное,
отделение,

Отдан праказ: «Команде назверх!..». 8а-
работали вое вотоотливные средства. Но
это-—полумеры. Надо обнаружить, в каком
месте течь, заделать отверстяе. Bes воло-
лазов не обойтись.

Аварийно-спасательный отряд, где на-
чальником офицер Алексеев, снарядил сиз-
сательное: судно.. Старший лейтенант №орз-
таев, которому поручили возглавить спасз-
тельные работы, не допускал ни минуты
промедления. Сразу. же, как телько был
дан ход, начали надевать скафандр на во-
долаза старшину 2 статьи Книгина. Через
несколько минут после отдачи швартовых
на борт «Кронштадта» Ёнигин уже был
под водой; .

В пяти метрах от чоса «Аронштадта»
поднималея на волнах форштевень сосед-
него парохода. В опасной обстановке—меж-
ду двумя судами-—Анигин работал два с по-
ловиной часа, пока не поступил локлад из
машинного отделения: «Доступ воды пре-
кратился», _

Такие случаи в практике аварийнэ-спа-
сательного отряда — не релкость. Веем па-
мятна работа по спасению парохода, «Урал».
Тогда действовать приходилось ночью. Ha-
бравшаяся через пробоины вода сильно
накренила пароход на ‘левый борт. Топки
были залиты, котлы выведены. из строя.
	  Спустившийся под воду водолаз старина!
	2 статьи Зиновий Петров ‘по приказу руко-
водившего фаботами инженер-лейтенанта
Орлова заделал“ пробоины, применив: подвод-
	ную электросварьу.
Майор А. ПЕТРОВ.
	Добрая слава

Около 120 лет назад, в 1829 году, рус-
ский бриг «Меркурий» под командованием
капитан-лейтенанта Казарекого одержал бле-
‹тящую победу в неравном бою с вратом.
  Ныне название «Меркурий» ноеит морской
спасательный буксир Черноморского флота.

В тяжелые дни обороны Севастополя
«Мерку рий» стоял в Южной бухте в поето-
янной тотовноети‘ оказать помощь, обесие-
чить вход и выход большим кораблям.

Однажды в пути потерпел аварию’ транс-
порт «Курск», направлявшийся с поподне-
нием для защитников города. На помощь
был вызван букоир «Меркурий». Когда он
подошел к «Куреку», над морем пролетел
немецкий разведчик. Надо было спешить
оказать помощь,‘ а работа была сложная.
Много сил и старания приложили моряки
буксира, чтобы спасти транспорт. Ответет-
венное задание! было выполнено образцово.

И сейчае, в мирное время, «Меркурийл
по праву считается одним из лучших спа-
сательных судов. Он пришел много тыеяч
миль (и большинетво из них — с буксиром),
неоднократно оказывал помощь кораблям,
потерпевшим аварию.

При ветрече в море танкер «Передовик»
приветствует «Меркурия» тремя гудками,
а не одним, как обычно, и экипаж танкера
выстраивается на палубе. Такой почет ока-
зываетея потому, что «Меркурий» спас тан-
кер от гибели, когда тот наскочил на под-
водное препятствие и, получив’ пробоины,
начал погружаться. Свосвременно 1030-
	спевшие моруки спасательного буксира уда-
лили сжатым воздухом воду из трюмов тан-
кера, заделали пробоины и О а
ero B Gasy. -

«Мерчурием» командует опытный моряк
старший лейтенант Вудимов.
	_- Майор
		(От корреспондентов «Красного Флота»)
	ee EE ~:

Днем и ночью, в любую погоду
выходят в море корабли аварий-
но-спасательных стрядов флотов
и флотилий. Военные моряки уча-
ствуют в спасеним и под’еме су-
дов, выполняют слюжные подвод-
но-технические работы, 30-летие
Великого Октября личный ссетав
отрядов встречает новыми уепе-
хами в своем тяжелом и благо-
родном труде, проявляет новые
образцы отваги и мастерства.
	Годовое задание
выполнено
	Аварийно-спасательный отряд под коман-
цованием  капитан-лейтенанта  Тангали-
чева выполнил программу подводно-техни-
ческих работ нынешнего года. Отряд под-
нял несколько затонувших судов, уепешио
справился с прокладкой подводного кабеля.

Два года назад на одном из фарватеров
затонуло рыболовецкое судно. С течением
	времени его завесло грунтом, фарватер ока-
	зался закрытым для больших  кораблеи.
Нынешним летом отряд приступил к под’-
ему судна. Работа была поручена группе
водолазов ‘под, командованием капитан-лей-
тенанта Калина. Дело оказалось нелегким.
Под’ем совпал © периодом сильных ветров:
Выдержка: и мастерство помогли ‘водолазам
выполнить ‘вадачу раньше намеченного
срока, :

Не менее трудоемкая работа выпала. в
нынешнем. году на долю водолазов под коман-
дованием  капитан-лейтенанта Сафонова.
Им припглось снимать © камней десантную
баржу. Была проведена серьезная ‹ подгото-
вительная работа. Баржа имела солидную
пробоину в донной части, заделаль‘ее ‘на
месте не представлялось возможным. Тогда,
сделав верхнюю палубу  водонепроницае-
мой, во внутренние помещения судна ввели
шланг, © помощью которого стали нагне-
тать воздух. Поддерживая определенное дав-
ление воздуха, баржу сняли с камней и бла-
гополучно доставили в порт.‘ °

Недавно, когда капитан-лейтенант Федо-
тов со своей группой водолазов работал на
одном из 9б’ектов, был получен сигнал
бедствия: далеко в море пароход; гружен-
ный‘ продовольствием для ‘зимовщиков, на-
скочил на банку.

Вололазы тотчас же вышли в море и
вскоре прибыли на’ место происптествия.
‘Экипаж пострадавшего судна выбивалея из
сил в борьбе е водой. Парохот получил
большую пробоину в районе первого п вто-
рого трюмов. Водолазы — мичман Пуетош-
ный и ‘старшие ‘ матросы Дахов и Захаров
быстро осмотрели корпус и наложили на
пробоину жесткий пластырь. Воду из трю-
мов откачали, пароход сняли с банки. ^
	Капитан Н. ОГНЕВ.
		Командир БЧ-Ш эскадренного миноносца Н. старший лейтенант
Василий Александрович РОСТОРГУЕВ.

Тов. Росторгуев славится на корабле и соединении как отличный
минер. Эта добрая слава добыта упорным трудом по изучению и освое-
нию опыта Великой Отечественной войны, умелым воспитанием и обуче-
	нием подчиненных;
	Боевая часть эскадренного миноносца, руководимая т. Росторгуевым,
сдала курсовые торпедные стрельбы нынешнего года с оценками «отлич-
но» И «хорошо» и вышла на корабле в число передовых по боевой и
	голитической попготовке.
	Подчиненные старшего лейтенанта Росторгуева ставятся в пример
всему экипажу корабля. У матросов БЧ-ПТ учатея тому; ‘как надо знать
и любить боевую твхнику, у старшин этой боевой части — как нужно
обучать и воспитывать подчиненных. В этом заслуга командира боевой
части, авторитетного офицера, требовательного и заботливого началь-
ника. Тов. Росторгуев неустанно работает над повышением своих поли-
тических и военно-морских знаний, и это помогает ему успешно руко-
	Фото И. Гузь.
	водить своим подразделением,
	Тренировки офицеров-подводников
	`В хорошо оборудованном, оснащенном со-
временной техникой кабинете торпедных
стрельб собрались офицеры-нодводники —
участники Великой Отечественной войны
капитан-лейтенанты Чуприков, Применко И
другие. Тема сегодняшних занятий — тре-
нировки в атаках целей, идущих. перемен-
ных курсом. 5

Первым в боевую рубку входит капитан-
лейтенант Чуприков. Он закрывается в ней
й ждет указаний руководителя. Занятиями
сегодня руководит опытный подводник офи-
цер Сидоренко. Он; знает, что капитан-лей-
тенант в годы войны плавал на северомор-
ском театре, участвовал во многих боевых
походах. Поэтому руководитель занятий
ставит перед. ним.одну из самых сложных
задач. На панораме моря устанавливается
корзбль-цель.

Макет-цель начинает двигаться, и тотчас
же слынтитея команда: «Атака!».
	Manet yoke прошел-значительную часть
пути. Медлить нельзя, ‘каждая сокун-
да промедления может сорвать решение за-
дачт. Вдруг’ «противник» неожиданно из-
менит курс, и тогда наемарку пойдут все
предварительные . расчеты. Офицер опреде-
ляет данные для атаки. Он должен сделать
расчеты быстрее, чем «противник» ляжет
на новый курс:

Перискон поднят снова. Наступают ре-
шающие минуты поединка. Макет-цель п
подводная лолка сближаются. Офинер Чу-

приков производит „ расчеты  торпедной
стрельбы и подает нужные команды.

Атака закончена. Вапитан-лейтенант Чу-
приков выходит из рубки и подает записи
расчетов руководителю занятий. Перед офи-
цером Сидоренко уже лежат. расчеты, при-
готовленные лаборантом. Тов. Сидоренко
делает. обстоятельный разбор торпедной
атаки, указывает на допущенные ошибки,
вскрывает их причины:

—- На дистанции Н., — говорит он, обра-
шаясь к т. Чуприкову, — вам следовало
дать больший ход своему кораблю, и тогда
вы точнее вышли бы на позицию стрельбы.
В общем задачу`решили хорошо.

Занятия продолжаются. В рубке капи-
тан-лейтенант Применко.

Капитан-лейтенанты Чуприков и При-
менко пользуются у офицеров заслуженным
авторитетом. Они постоянно совершенствуют
свою боевую выучку. Кабинет торпедных
стрельб используется ‘ими не ‘только для
личной учебы, Здесь’ они систематически
проводят занятия с вахтенными офицера-
ми, от подготовки которых во многом зави-
вит успех боевых учений.
	‹ Следует. отметить, -что.в Н-ском. соедине-
нии ‘тренировкам в кабинете торпедных
стрельб уделяется самое серьезное внима-
ние. Офицерская учеба хорошо спланирова-
на, ведется по специально разработанной
программе, ^ СЕ 7 аи!
	роги. Целые звенья и бригады начинают
работать. такими же темпами, как и передо-
вики социалистического. соревнования.

Армия строителей идет внеред, шаг за ша-
TOM покоряя. нуетыню..

— Далеко ли до Ургенча?

— Пока далеко, а скоро будет близко,
очень близко, — говорит пожилой бригадир
Мавлян-ата. И от одной этой мысли рас-
правляются складки на его загорелом лбу,
глаза блеетят, на щеках играет молодой ру-
мянец. Ему ли, местному старожилу, pac-
сказывать, какие блага принееет будущая
дорога!

Длинный и трудный путь, который ка-
	  раваны веролюдов проходили за 15 дней.
	станет для людей сказочно коротким:  ноезд
покроет его за 14—15 часов.

На участке Чарджоу-— Ургенч только для
насыпи полотна предстоит поднять миллио-
ны кубометров земли. Многие тысячи кубо-
метров бетона будут уложены при сооруже-
нии мостов.

В пустыне есть свои дополнительные
‘трудности: часто свирепствуют уратанные
‘ветры, в воздух поднимаются массы песка
и уносятся за десятки километров. Поэто-
му защита полотна потребует дополнитель-
ных сооружений. В будущем по обе сторо-
ны дороги протянется стена зеленых насаж-
дений, а пока в районе строительства от-
крывается несколько необычное производ-
ство щитов из камыша для защиты полот-
на от песчаных заносов. .

При всей сложности работ. и здесь взя-
ты самые жесткие сроки. К 7 ноября на
трассе первой очереди протяжением 400 ки-
лометров должны быть закончены все тру-
доемкие работы. Близится время, когда мно-
гие из сегодняшних кетменщиков станут
‚дежурными по станции, дорожными маете-
  рами, стрелочниками, машинистами, про-
 водниками. Через пустыню Кара-Кум пой-

дут поезда.
Н. МИХАЙЛОВСКИЙ.
Узбекская СЕР. =
	На речном ‘дне
	На ряде строек новой сталинской  пяти- поступать в специально отведенное для нее
	место на правом берегу Москва-реки. Моря-
кам поручено уложить подводную часть
золопровода под рекой. Водолазы уже за-
канчивают” рытье траншей под водой. Дру-
гая группа. моряков сваривает и монтирует
трубы. Четыре линии этих труб в бли-
жайшее. время. будут. уложены на дно реки.
& 30-й тодовщине Великого Октября pa-
боты по установке золопровода будут за-
вершены.

Этот же отряд принимает участие в рас-
ширении сети московского водопровода,
проводящемея по пятилетнему плану. Ho-
вая линия этого водопровода, идушая от
Рублевекой станции, пересекает Москва-
реку. Военные моряки устанавливают под-
водную часть водопровода. Уже закончена
сварка труб, идет их изоляция и подготов-
ка к соку в траншеи, на дно реки.
	Военные моряки участвуют Также в
	строительстве нефтепровода  Туймаза—
Уфа, в установке под водой высоковольтных
электрокабелей и кабелей связи. Самоот-
верженным трудом они вносят свою лепту
в великую стройку новой сталинской пяти-
летки.
	летки можно встретить людей в военно-мор-

ской форме — водолазов, мотористов, спе-

циалистов по подводной резке и сварке ме-
_ талла. :

Группа моряков-во главе с инженер-капи-
таном Куренщиковым, завоевавлтая добрую
славу на восстановлении разрушенной гит-
леровцами Лнепровекой  гидроэлектростан-
ции, продолжает работу на Днепрогэсе. Во-
долазьг производят сейчас конопатку мощ-
ных металлических щитов (шандор), кото-
рые перекрывают воду, идущую со сторо-
ны нижнего бъефа к ремонтируемым турби-
нам станции. Работа производится на
глубине пятнадцати метров. Главный стар-
шина Дворцов, старший сержант Вольнов,
старшие матросы Писаренко и Ничепорчук,
несмотря на тяжелые условия работы, ус-
пенно справляются с заданиями.

Отряд. возглавляемый старшим  лейте-
нантом Межневым, осуществляет  строи-
тельство золопровода для теплоэлектростан-
ции Московского автомобильного” завода
имени Сталина. Назначение золопровода—
тидравличееким путем отводить Из в03-
духа отходы от сгорания топлива. Зола, ко-
торая’ засоряет воздух, будет п трубам

половиной раза поднимется урожай хлопка,
сбор люцерны возрастет в три-четыре ра-
за. На Аму-Дарье начнется строительство
мощной гидроэлектростанции.

Чтобы скорее протянулись к пустыне
стальные ленты рельсов, десятки тысяч кол-
хозников вышли на стройку магистрали,

Шо дорогам Хорезма днем и ночью на
грузовиках и верблюдах, в арбах, верхом на
лошадях или тысячные толпы народа с
красными знаменами, лозунгами, плаката-
ми. Люди шли во весоружии — со своими
кетменями, лопатами, тачками, с постелями,
посудой, продуктами питания и даже топ-
лИВОМ.

Это было грандиозное, воистину празд-
пцчное шествие, продолжавшееся много
дней. Иным участникам стройки принлось
проехать и пройти 200—300 километров,
прежде чем они достигли. траесы первой
очереди, обозначенной кольшками и стол-
бами на протяжении 400 с лишним кило-
метров. .

Колхозников встречали начальники уча-
стков, прорабы, инженеры, все было. под-
готовлено к их приходу: хлебопекарни, жи-
лища, чайханы, медицинские пункты, Спе-
циальные дороги и тропы прокладывались
от трассы через барханы к реке Аму-
Дарье, чтобы бесперебойно доставлять воду.

И в первых числах сентября на всей

трассе начались работы. Развернулось со-
циалистическое соревнование.” стали изв6-
	стны имена переловиков труда. Это была
	звеньевая ‘Беки‘ Курумбаева. Она  вы-
полнила две нормы, отсыпала 7 кубометров
земли за смену. В ближайшие же дни пока-
затели Беки Курумбаевой перекрыли ее со-
седи. Колхозники Матсон Сакизов и Джумат
Рузметов ‘дали выработку 12—13 кубомет-
ров. Но и этот рекорд удержался всего один
день. Звеньевой  Саламат Хабулаев дал
15 кубометров, а колхозник Юлдаш Рахма-
нов — 18 кубометров.

Самое замечательное, что не рекорты
	тот может оценить значение железной доро-
ги, которую в эти дни начали строить кол-
хозники Узбекистана,  Кара-Валпакской
АССР и Туркмении,

Эта дорога протянется на 627 километ-
ров и соединит основную Среднеазиатекую
железнодорожную магистраль с отдаленны-
ми районами Хорезмекой области; Rapa-
Калпакии и Ташаузекой области Туркмен-
ской CCP.

Хорезм дает 10 процентов всего хлопчат-
ника Узбекистана. Это — главный район
дюцернового семеноводства. Имеются тут и
хлопкоочистительные, и маслобойные, и, де-
ревообделочные заводы. А какие здесь за-
пасы полезных ископаемых! Нефть и уголь,
цветные и редкие металлы, фосфориты!

Развитие богатого края задерживалось
Из-за отсутствия хорошо налаженных регу-
лярных средств сообщения. В 1892 году в
Вара-Кумах. производились первые изыска-
ния, и затем парекие чиновники вели дол-
гие дебаты о постройке. дороги. Дело, одна-
Ку, кончилось тем, что была открыта кара-
ванная дорога УраАльек-—Кунград, да и она
просуществовала всего несколько. лет:
слишком издалека приходилось доставлять
фураж.

После Октябрьской революции транепор-
тировку грузов удалось наладить mo Amy-
Дарье и Аральскому морю. Но осенью’ и зи-
мой навигация на несколько месяцев пре-
кращается.

В Хорезмекой области и Кара-Калнакии
скопились огромные запасы хлопка-волокна
и тысячи тонн хлопковых семян. Й вместе
с тем сюда трудно завезти достаточное ко-
личество ‘минеральных удобрений, лесо-
строительных материалов и всего, что не-
обходимо для развития и процветания края.

Железная дорога — ключ ‘к развитию
экономики и культуры этого края.

Экономисты с карандашом в руках под-
считали, что даст этот край ботатейцуитх
возможностей при регулярной доставке сю-
ла минеральных удобрений, горючего, об-
	Народные стройки
	Узбекистан -—— родина народных строек. !и только в этом, залог нашеи дружбы со
	всеми братскими народами Советекой етра-
ны».

..Юще в 1939 году в долине реки Зерав-
шан началось строительство громадного во-
дохранилища. Оно не зря получило название
«Узбекское море». Это и впрямь целое мо-
ре, точно в сказке появившееся на сухом,
ровном месте. «Узбекское море» будет круп-
нейшим в Европе искусственным водохрани-
ищем.

Земляная плотина уже поглотила мнорие
сотни тысяч кубометров грунта и еще’ боль-
ше земли поглотит в ближайшие месяцы.
День OTO дня нарастают темпы земляных
работ, В. июне и июле на постройке плотины
ежедневно укладывалось 5 тысяч кубомет-
ров’ земли. В августе и сентябре уклады-
валось 12—12,5 тысячи кубометров,

Пять е половиной миллионов кубомет-
pOB—Takos об’ем земляных работ на строи-
тельстве Калта-Курганского водэхранили-
ша. И львиную’ долю ` работы. надо закон-
чить к 30-летию советской власти.

Одновременно с’ выемкой земли монти-
руются металлоконетрукции, собираются
водорегулирующие щиты и фермы пере-
КИдНоГо МОСТА.

К весне будущего года 500: миллионов
кубометров воды соберется в «Узбекском
море», и в летние засушливые дни она
пойдет на полив 250 тысяч гектаров хлоп-
ROBBIX плантаций Самаркандской и Бухар-
ской областей..

Многотысячная армия строителей ведет
сегодня развернутое наступление. и в север-
ных, и в южных районах республики, и в
далекой пустыне Кара-Кум:

Кому довелось совершать на верблюдах
двухнедельные переходы. чёрез Кара-Кум-
скую пустыню, кого томила жажда и не раз
застигал в пути буйный песчаный ураган,
	Делом рук узбекского народа было создание
Фольшого  Ферганского канала имени
Сталина. Длина ‹канала—300  километ-
pos. Так. началось использование бур-
ных вод Сыр-Дарьи для орошения плодород=
ных земель «жемчужины Узбекистана» —
Ферганской долины.

А в ближайшие недели будет пущена
Фархадекая  гидроэлектростанция — третья
по мощности в С0СР/—и Сыр-Дарья не
только оросит Голодную степь, но и даст
свет кишлакам, пошлет энергию для про-
мышленности. ‘

Строительство Большого Фергансвого ка-
нала явилось началом всенародного похода
за развитие производительных сил респуб-
лики, в котором ныне участвуют огромные
массы колхозников и рабочих, ученых и ин-
женеров, теологов и агрономов, врачей и
учителей.

160 тысяч человек вышли в эти обен-
ние дни в доевним фархадоким стенам, что-
бы завершить строительство канала и
станции, на строительство Катта-Курган-
ского водохранилища, на сооружение ка-
менной плотины Каесан-Сайского водохра-
нилиша и, наконец, на прокладку новой же-
пезнодорожной магистрали Кунград—Чард-
оу.

Повсюду шумят экскаваторы, под’емные
краны, десятки тысяч кетменей вгрызают-
ся в землю. Простыми, ясными словами
товорят строители о целях этого похода:

«Наш святой долг— быстрыми темпами
двигать ‘вперед дело индустриализации,
электрификации, оеваивать новые земли,
ликвидировать отставание в развитии на-
родного хозяйства и культуры отдаленных
областей, поднимать богатетва, таящиеся в
полрах земли. В этом, и только в этом, под-
	EE и

“чтное счастье узбекского народа. Б этом,
	Майор Н. МАЛАХОВСКИЙ.
	ШТОРМОВОЙ ПОХОД
		БАЛТИИСВИЙ ФЛОТ; 6 октября. (По те-
пеграфу)- ‘Группа — катеров” ° выполняя
	очередную задачу по боевой подготовке, по-.
	пала в семибалльный шторм. Обстановка со-
здалась сложная.
	‚‚ Особенно тяжело пришлось мотористам: 01
работы двигателей зависело успешное завер-
шение похода. За время многочасового
перехода в пиюрмовых условиях ни один ме-
ханизм не ские. Двигатели, отремонтирован
НЫе в свое время самими катерниками, ра=
ботали безупречно.

Коммунист старшина 1 статьи Морнев
простоял на вахте в моторном отсеке более
двух смен. Но и после вахты ему не приш-
лось отдыхать. В носовой части палубы вол
ной сорвало крышку входного люка, и вода
начала заливать жилое помещение. Тов. Мор
нев и матрос Шаркин кинулись к люку. Бо-
рясь с волнами, они закрепили крышку
пустили в ход водоотливные средства-,

Хорошая подготовка личного состава
обеспечила успешное проведение похода. В8
катера блатополучно вернулись в базу,
	рудования и машин. Не меньше чем в два с   одиночек двигают внеред строительство до-