240 (2727)
	11  октября 1947 г. суббота, №
	КРАСНЫЙ ФЛОТ

ipa

TOs BL
		. `Сергей Миронович Кироз, чья жизнь! Неотрывна от истории Ленин-
града, прекрасно сказал на ХУЦ с’езде Всесоюзной Коммунистической
‹ партии (болышевиков):, «‚.В.Ленинграде-сстались старыми только, слав-
ные революционные традиции петербургских рабочих, все остальное
‚ стало. новым», 0 : : г а
`` Изумительна биография, этого великого‘ города, где ‘все дышит моло-
‘достью, чудесной новью, богатырекой силой. 1 a
„Величеетвенна революционная история ‘Ленинграда. Многие улицы
и площади этого города были свидетелями страстных многотысячных
митингов и демонстраций, бесчисленных стачек и забастовок, кровопро-
‚ литных баррикадных боев, В этом городё жили и работали великие вожди
социалистической революции В.И. Ленин и И. В. Сталин. Здесь было
‹ поднято победонссное знамя Октябрьского вооруженного восстания, здесь
создавались первые документы первого в мире Советского социалистиче-
ского. государства.   р з ;
* Завоевания старшего поколения революционеров легли крепчайшим
фундаментом коммунистического общества, непосредственными   строите-
	лями которого выпало ечаетье быть нам.
	Это хорошая история! И новое поколение
	выборжщев, Потомки революционеров с
«Лесснера», «Айваза», потомки красногвау-
дейцев не забыли, никогда не предадут 3a-
бвению эту славную историю, драгоценное
боевое наследие отцов и старших братьев,
остались верными их. традициям.

Живы замечательные ‘традиции Выборг-
ской стороны! Они проявляются нынче в
новом могучем под’еме активности, рабочих,
инженеров, служащих, ‘в новых. нроизвод-

ственных зостижениях, рекордах, которых  ‘
	добиваются выборжцы во’ славу. любимой
(гаизны. Уже в послелние дни сентября
	Отчизны. Уже в последние дни сентября
более пятисот рабочих бывшего «Лесснера»,
& ныне завода имени Карла Маркса; выпол-
нили тодовую и несколько годовых норм,
Шлифовальщик Нечаев закончил программу
38 месяцев, коммунист” токарь Эрлихман
завершил норму за 36 месяцев, полиров-
щик, Савенков — за 35 месяцев, коммунист
слесарь Шостко—за 34 месяца... Завод
гордится своим революционным прошлым,
своими ветеранами, завод гордится и своими
сегодняшними успехами и заслутами, ны-
нешним поколением рабочих, инженеров,
техников.

Вотда началась война, полторы ТЫСЯЧИ
питомцев завода имени Карла Маркса ушло
в ряды Армии и Флота, в ополчение заши-
шать советскую Родину, Был среди них и.
	начальник технологического бюро’ завода
т. Данциг. Он’ получил хорошее ‘воспитание
на заводах Ленинграда: работал токарем на
«Большевике», монтировал артиллерию на
боевых кораблях Военно-Морского Флота,
был конструктором на ряде заводов ив 1936
году пришел на завод им. В. Маркса, где вы-
	poc XO начальника технологического бюро.
	В 1942 году он стал офицером Военно-
Морского Флота. Моряк инженер вое-
вал на Балтике и на Амуре против немец-
	ких фашистов, и японских империалистов.
	Он награждён орденом, тремя медалями, по-
	четной грамотой от командования.
	В прошлом году т. Данциг демхобилизовал-
ся и вернулся на родной завод. Сейчас быв-
ший морской офицер на ответственном по-
сту: он заместитель главного технолога за-
вода. Он принес с собой на завод отличную
военную закалку, привычку к организован-
ности, точности, волевую собранноеть —
черты, типичные для советских воинов.
 -B дни предоктябрьского соревнования
технологи завола имени №. Маркса добились
замечательных успехов: совместно с кон-
структорами они сумели сэкономить свыше
200-тонн металла на все выпущенные ма-
шины и сберечь более 200 часов квалифи-
цированного труда на каждую машину, из-
готовляёмую заводом.
	“lum ‘бессмертны!
	прием слушателей в Университет литерату-
ры и искусства. В программу университета
включены следующие разделы: русская
классическая и советская литература,
классики западно-европейской литературы,
введение в эстетику, русекая классическая
и советская-музыка, великие композиторы
Запада, история русского ‘театра, история
кино, изобразительное искусство.
	Лекции читают крупнейшие специалисты
в области литературы и искусства, Занятия
по вторникам с 8 часов вечера. Лекции ‘с0-
провождаются выставками литературы, му-
зыкальными иллюстрациями, художествен-
ным чтением в исполнении артистов ‘акаде-
мических театров и мастеров искусства, экс-
курсиями в музеи».

Чисто, Красиво, светло на советской Вы-
боргекой еторонеё. Здесь все стало новых,
Сохранились лишь славные боевые револю-
На традации старшего поколения pa-

OUNX;
	Нарвская застава
	С ответным еловом выступила студентка
филологического: факультета Ленинградского
университета, воспитанница Кировского рай-
кома комсомола Левшенкова. С волнением
товорила она с трибуны огромного зала:

—Мы помним и знаем, что на нашу долю

выпала честь отстоять завоеванное отцами.
И мы никому не отдадим завоеванное. Ведь
если бы не произошла Октябрьская социз-
дистическая революция в нашей стране,
кем бы мы тогда были?’ Были бы
мы бесправными бзтраками, и на 9эт70м
кончилась бы наша жизнь,
- К. счастью, ‘наша жизнь сложилась совсем
иначе. Мы привыкли шагать хозяевами по
нашей земле, привыкли трудиться с наслаж-
дением, ибо труд для нас необходим, он
нужен, как воздух, как хлеб. Мы имеем
право на образование, право на труд и 0т-
дых. Мы имеем свою, советскую Родину. Все
это дала нам родная советская власть, ко-
торая была установлена в октябре 1917 го-
да, все это дала нам великая партия
Ленина — Сталина, Будем же ценить, това-
рищи, все это, будем высоко нести знамя
нашей Родины!

Зал бурно аплодировал этой вдохновен»
ной речи. комеомолки. Вслед за. ней вы-
ступал стахановец Кировского завода Анто-
ненко. Он говорил о том, что социалиетиче-
ское соревнование охватило всех. рабочих,
инженеров. и служащих Нарвской заставы,
Нарвевая застава гордится такими именами
рабочих, как тт. Портянкин, Кузьмин, Секи-
ра, Петров, Федоров, Иванов, Павлов, вы-
полнивших 5 годовых. норм.

...Здесь, за Нарвской заставой, сейчас каж-
дый ‘етремитея © честью выполнить ‘0бяза-
тельства, взятые в обращении ко всей слра-
не; В прокатном цехе. одного из заводов ва-
щазновалась падина нагревательной ‘печи,
Это грозило срывом суточной. программы. Не
допустить этого нельзя. Й коммунисты цеха
во главе со своим. партийным организатором
т. Ватуриным направляют все евои усилия,
чтобы отремонтировать печь, , оевободить
падину от шлака. Произвести такой ремонт,
когда печь в горячем состоянии, трудно,
Но коммунисты преодолели все преграды. И
ремонт был произведен. Смена выполнила
свою суточную программу. На заводе имени
®данова ‘широко применяются методы но-
ваторов производства старшего мастера за-
вода «Калибр» Российского и старшего ма
стера ‘ первого ‘участка турбинного цеха
Анатолия Баровикова. Применение этих ме-
тодов позволяет лучше организовать про-
цесе производства, а значит, и быстрее вы-
полнить взятые обязательства: латодаря
внедрению методов Российского и Баровико-
ва слесарный участок, этого завода увеличил
выпуск продукции. Если фаньше участок
давал 400 комплектов арматуры, то сейчас
он дает 1200 комплектов. На Резвоостров“
ской ткацкой фабрике есть участок масте-
ра Жаркова: Когда ленинградекие‘трудящие:
ся обсуждали обращение ко всем рабочиу,
инженерам, техникам, мастерам и служащих
	‚промьпиленности Советского Союза 0 до-
	срочном выполнении плана: второго rola
новой сталинской пятилетки, Жарков сказал
своим товарищам, что нало придумать такое,
что помогло бы сразу увеличить выпуск
продукции: В“конце концов было решено,
что каждый  ткач перейдет работать
на’ 10 станков: Решено => сделано.
Ткачи этого участка уже давно выполнили
годовую программу ‘и сейчас дают продук
цию сверх плана. +

Так живет и трудится сегодня Нарвская
застава, так живет и трудитея сегодня Bu-
боргекая сторона, так живет и трулитея се
TOAHA Bech город Ленина, город, где нод ру-
ковохетвом В. И. Ленина и И. В. Сталина
наш народ в октябре 1917 тода одержал
воемирно-историческую победу и заложил
фундамент нового, социалистического 0б-
щества. ^ 1

Великие традиции города Ленина бессмерт-
	НЫ!

А. ПОНЕВЕЖСКИЙ.
В. КНЯЗЕВ.
		Фото Г. Чертова (ТАСС.
	ИНОЙ ВЕЛИКОГО ОКТЯБРЯ
	ла совершенно новой, ничем не напоминаю-
щей прежнюю, дореволюционную. Огром-
ные каменные дома со всеми удобствами для
рабочих, всюду асфальт, масса школ, библи-
отек, театры, клубы, высшие учебные заве-
дения, лечебные учреждения.

Старики помнят: в Ломанском переулке
был когда-то вечно шумный забубенный
трактир, откуда доносились заунывные пес-
ни, ругань, пьяные крики, 7 ноября 1927
года, в день 10-й годовщины Великой Ок-
тябрьской социалистической революции, со-
стоялось торжественное открытие Выборг-
ского дома культуры, построенного на ме-
сте трактира. За 20 лет Дом культуры 0б-
служил 36 миллионов человек! 0.его разно-
образной, огромной политической и культур-
ной деятельноети красноречиво говорит хо-
	.ТЯ бы это об’явление, которое мы прочли
	на-днях в’ газете завода имени Варла Марк-
са «Трибуна»:
«Выборгекий дом культуры производит
	Нарвская застава! До революции Нарв-
скую заставу называли захолустьем, «худ-
шим» кварталом е немощеными грязными
улицами, со. стоячими лужами, распростра-
нявшими зловоние. Сюда на заработки к Пу-
тилову, Тентелеву, Тильману, Ушакову из
окрестных деревень стекалея рабочий люд
и попадал в ярмо самой жестокой капита-
листической  экеплоатации.  Невыносимы
были условия труда рабочих. «Правда» в
1912 году писала о рабочем  хими-
ческого завода: «Носмотрите на нашего ра-
бочего, перед вами живые мощи. 910
не живой человек рабочий, живой мертвец».
Так было в то далекое время, о котором мо-
лодое поколение Нарвской заставы, знает
лишь по книгам да по рассказам старших
товарищей.

Теперь это Кировский район — один
из передовых районов города Ленина. Здесь
все новое, созданное золотыми руками со-
ветских людей. Вот широкий проспект Ста-
чек, по обеим сторонам его высятся новые,
благоустроенные дома рабочих. В районе
15 средних и неполных школ, а до револю-
ции было всего две начальных и одна цер-
ковно-приходская школа. Сейчас за Нарв-
ской заставой функционирует 50 библиотек.
А раныне здесь было всего-навсего две биб-
лиотеки.

Изменился и индустриальный облик за-
CTaBH.

Гордостью района является трижды орде-

ноносный Кировский завод. Это завод — но-
sated героических революционных тради-
ций, он овеян бессмертной славой боевых
подвигов и великих революционных дел.
Очень хороню о нем сказал Сергей Мироно-
вич Киров: «В вамые тяжелые, самые мрач-
ные времена’ царской Росвий в стенах
«Ераеного’ путиловца» ни разу’ не потухало
революционное пламя и’ первые‘ призывные
революционные. песни шли ‘из этих истори-
ческих стен».

Кировцы — это передовой отряд рабочих
Нарвской заставы. В. годы Великой Ore-
чественной войны кировцы показали’ образ-
цы героизма, мужества, непоколебимой стой-
кости. В’первый же день войны’ рабочие
Кировского завода приняли ^ клятвенную
резолюцию. В ней говорилось: «В’ ответ на
гнусную провокацию немецких фалпистов
мы, рабочие, служащие и инженерно-техни-
ческие работники Кировского завода, заяв-
ляем, что своим честным стахановским
трудом обеспечим нашу доблестную Красную
Армию первоклассной техникой вооруже-
НИЯ», :

И сотни бригад кировцев стали на
боевую вахту. Было трудно. Наступила го-
лодная блокадная зима 1941-42 г. Фа-
пгиетские изверги каждый день обстрелива-
ли Кировский завод. Но кировцы не бросали
своей взхты. В грехоте рвавлтихея ‘снарядов,
под свист бомб работали люди. Один
старый токарь сказал тогда: ” «MBI
спали с лица, недосыпаем, недоедаем, но что
значит, когда металлическая стружка ме-
няется в цвете? Это значит, что металл
	накален. Так п наши ‘серяца. ‘Они нака-“
	лены!».

„Велик накал сердец советских людей.“ И
сейчас, в дни подготовки к 30-летию Ок-
тябрьекой социалистической революции, ра-
бочие Нарвской заставы идут в первых ря-
дах борцов за досрочное выполнение плана
второго Года сталинской пятилетки.

Недавно мы были свидетелями волную-
щей встречи старых большевиков © моло-
дежью Нарвской заставы. Огромный зал До-
ма культуры был заполнен молодыми стаха-
новцами. Здесь были юноши и девушки, вы-
полнившие свои годовые, двухгодовые и да-
же пятигодовые нормы: С огромным вни-
манием они слушали выступления участ-
HUKOB Октябрьского вооруженного восета-
ния—— старых большевиков тт. Лемешева, Ми-
хайлова и других. Представители старого
поколения призывали молодежь множить
традиции Нарвекой заставы, быть первыми
во всем, с честью’ носить славное имя
кировЦа:
		AEHWVAHEPAD MEPED 30-1
	шего сталевара Ленинграда Алексея Макси-
мовича Пуганова, прославленного’ мастера
скоростных плавок, восцитанника завода
«Большевик»,

Работнице ‘прядильно-ткацкой фабрики
«Рабочий» Антонине Георгиевне Никифо-
ровой присвоено почетное звание лучшей
ткачихи Ленинграда.

- Слегарв-инструментальщик ° Александр
Николаевич Платонов одним из первых в
Ленинграде 12 марта закончил  годо-
вую норму. 25: августа он уже завершил
четвертую годовую норму и вот- уже больше
месяца сдает изделия в счет пятой годовой
нормы.

Ленинграл славит имена своих передовых
	людей не за олно лишь профессиональное
	мастерство. Б их производственных успе-
хах, в их рекордах проявляются глубокий
патриотизм советских людей, их высокая
честь граждан единственного в мире социа-
листического государства, их страстное же-
лание досрочно выполнить задания сталин-
ского пятилетнего плана.

Кто подписал, ставшее нынче уже ието-
рическим, обращение коллективов ленин-
градеких предприятий ко всем рабочим, ин-
женерам, техникам, мастерам и служащим.
промышленности Советского Союза? 0Обра-
щение это было принято на собраниях ра-
бочих, инженеров. техников, мастеров и
служащих таких преднриятий, как ордена
Ленина, ордена Красного Знамени: и ордена
Трудового ‹ Красного Знамени Кировского
завода; ордена Менина металличеекого 3a-
вода имени Сталина; ордена Ленина и орде-
на Красного Знамени завода «Большевик»;
ордена - Ленина‘ Балтийского завода им.
Орджоникидзе; ордена Ленина и ‘ордена Тру-
дового Красного Знамени завода им. Карла
Маркса и многих других. me

- Старые названия этих заводов-—Путилов-

ский, Обуховский, «Лесснер»—упоминают-
ся в ‘произведениях В. И. Ленина, И. В.
(Сталина, ‘во «Кратком курсе истории
BRI(6)» как ‘имена наиболее револю-
ционных . предприятий: России. Путиловцы,
обуховцы, лесснеровцы в октябре 1917 го-
да под руководством большевиков игтурмо-
вали Зимний дворец, брали приступом теле-
граф, вокзалы, мосты, составляли боевое
ядро отрядов Красной Гвардии. Отеюда, ©
Нарвской заставы, с Выборгской стороны,
с Невской заставы, шагали голодные, разле-
тые, но сильные пролетарским духом, вер-
ные, нестибаемые защиткики Красного Пет-
рограда’ в: 1919 году..,

Высокие правительетвенные награды, ко-
торых удостоены эти заводы, убедительно
и красноречиво свидетельствуют об их роли
в довоенных сталинских пятилетках. Люди
Кировского завода, «Большевика», завода
имени Карла Маркса находились в передо-
вых рядах защитников Ленинграда в годы
Отечественной войны. И сегодня они снова—
среди. инициаторов. соревнования, среди .за-
стрельщиков патриотического движения со-
ветских людей. ;

Так не прерывается живая нить благо-
родных революционных, большевистских
традиций, на которых воспитывается все
самое лучшее, передовое, чем так богат и
славен наш великий советский народ.
	разметчик Павел Дмитриевич Ивин, участ:
	-НикК’ 102-лневной забастовки...
	Павлу Дмитриевичу 66 лет. На заводе
он с 1912 года,— отдано труду только в
этих. корпусах тридцать пять лет! Многое
видели глаза старого лесенеровца, больше-
вика, многое сделано его натруженными ру-
	  ками для родной страны, многих великолеп-
	ных мастеров выучил и воспитал он за со-
ветское тридцатилетие завода. Он хорошо
помнит первые годы после Октября, когда
завод выпускал примусы. Но уже в 1924
году Павел Дмитриевич Ивин`размечал де-
тали первых советских текстильных машин,
	С какой гордостью ездил он монтировать
	машины, изготовленные: его родным. заводом
имени Карла Маркса, на новые комбинаты
в Тбилиси, Ярославль, Серпухов, Ленинакан,
Ереван; Иваново; Ташкент) Сталинабад,
Чимкент, ‘Омск...

Михаил Иванович Калинин, работавший
до революции на нескольких заводах в Пе-
тербурге, в том числе и на Выборгской сто-
роне;, токарем-лекальщиком в инетрумен-
тальной мастерской завода «Айваз» (ныне
имени Ф. Энгельса), выступая на собрании
избирателей Выборгской стороны, говорил:

«Рабочий старого Выборгского района, —
если чуть-чуть обратиться к. истории, —это
рабочий того района. где в самые тяжелые
времена реакции Петербургский комитет
партии большевиков и Центральный коми-
	тет нашеи нартии всегда находили сильную
	опору. Это хорошая история! Я бы очень хо-
тел, чтобы рабочие Выборгского и Kpacno-
гвардейского районов, которы» прежде на-
ходились в одном райене, сохранилиэти бле-
стящие традиции революционного пролета-
риата».
	.Тород-новатор
	Трудящиеся города, где’ впервые
-Взвилось о ‘победоносно знамя  Вели-
кой Октябрьской социалистической pe-
_ волюции, города, носящего › светлое
имя Ленина, на всех этапах социалистиче-
ского строительства шли в головной колонне
‘борцов за. процветание и счастье советской
„Родины. В суровые годы @течественной
войны, город-труженик стал и городом-вои-
. HOM, стяжав себе доблестную славу города-
героя.

Веему миру известно, какой тяжелый
урон. потерпел ‹ от немецких. варваров этот
славный советский город, являющийся гор-
AQCTbIO. BCeTO нашего народа, как жестоко
нострадала ленинградская промышленность
в годы вражеской блокады. Но ленинтрадцы
нашли силы. возможности и резервы, чтобы
йыстро. двинуть вперед восстановление сво-
их заволов; электростанций, жилых домов,

„дворцов. о вультуры, школ. Ленинград-
“Mb досрочно выполнили план 1946
rola; OH сумели в основном вос-
становить энергетическую базу своей
промышленности, пустить в ход все нред-
приятия, работавшие до войны,
	‚В феврале этого года многие коллективы
енинерАДСких предприятий обратились ко
всем рабочим, инженерам, техникам, масте-
рам и служащим промышленности Советеко-
го Союза в предложением: в ознаменование
тридцатилетия Великой Октябрьской социз-
листической революции выполнить план
второго ‘года послевоенной пятилетки до-
срочно, к 7 ноября 1947 года.
	Трудящиеся Ленинграда взяли на себя в
этом обращении обязательство не только
выполнить годовой план к 7 ноября 1947
года. Визрождая свой горол как центр самой
передовой; технически высоко организо-
занной и мощной машиностроительной про-
мышленности, ленинградцы дали. слово
товарищу. Сталину освоить производетво и
выпустить в 1947 тоду новые типы тур-
бин,  турбогенераторов: гидрогенераторов,
электроматин разных мощностей, новые
типы судов, воздуходувки, коксо-экегаусте-
Ты, льняные ватера сухого прядения, баби-
но-прядильные хашины, прядильные маши-
ны для суконной пряжи и другие текстиль-
ные машины, новые виды кабельной про-
 дукции, новейшие типы электровакуумных
приборов, новые’ радиолампы, новые виды
изделий широкого потребления... Денин=
градцы взялись быстрее восстанавливать и
‘строить жилые дома для рабочих, инжене-
ов и служащих.

`Т октября промышленноеть пятнадца-
ти районов Ленинграда завершила выполне-
ние одиннадцатимесячной программы.

Необычайный под’ем царит в эти дни в
канун великого праздника в Ленинграде, на
его славных заводах и фабриках. Прекрас-
-ными подарками Родине встречают ленин-
градцы тридцатилетие Великого Октября.
Во все Концы страны мчат поезла продук-
цию ленинградской промышленности.

Rore славит в эти дни Ленинград? Чьи
имена звучат нынче, как’ имена героев,
победителей; достойных ‘ представителей
своего цеха, завода, района, веего города?
- С уважением произносят здесь имя луч-
	здесь были Ленин ци Сталин
	Ha Выборгской стороне издавна было со-
средоточено много крупных металлообраба-
тывающих предприятий. Это был один из
самых передовых, революционных райбнов
города. Владимир Ильич Ленин говорил, что
пролетариат ‘Питера равняаея по Выборг-
ской стороне.

Не случайно поэтому здесь, в этом ста-
рейшем и славнейшем пролетарском, рево-
люционном районе, так много мест, связан-
ных в жизнью и деятельностью В. И.
Левина, И, В. Сталина, В. М, Молотова,
М. И. Калинина. Эти места свято оберегают-
ся и сохраняются ленинградцами, их оемат-
ривают тысячи и тысячи людей, проживаю-
щих не только в Ленинграде. Сюда приез-
жают москвичи, украинцы, уральцы, бело-
	DYCCHI, грузины, латыши — всем советским
	людям хочется увидеть исторические пло-
щади, улицы, дома.

Вот он, Финляндский вокзал; площадь,
черные, тускло поблескивающие плиты бро-
невика, Владимир’ Ильич с порывието под-
нятой рукой и огненные слова, брошенные
вождем революции 3(16) апреля 1917 года
в многотысячную толпу, запечатленные на
постаменте памятника: <...Й да: здравствует
социалистическая революция!..».

Памятник этот был сооружен по реше-
нию Ленсовета двадцать лет назад -— к
10-й годовщине Великой  Оклябрьекой
социалистической революции. В ‘тяжелые
годы ‚блокады ‘ленинградцы сумели сбе-
речь и сохранить этот дорогой  па-
MATHHK, хотя он’ находится в’ рай-
оне, который особенно” подвергался 9же-
сточенной бомбардировке и артиллерийским.
обстрелам немецких варваров.

Вот исторический дом на проспекте Карла
Маркса, который раньше называлея Самп-
сониевским проспектом, Здесь открылся. ше-
стой с’езд большевистской партии, который
в целях конспирации перенее в дальнейшем
свою работу за Нарвскую заставу на Ново-
сивковскую улицу и к Нарвеким воротам.

Вот проспект Энгельса (бывшее Выборг-
ское шоссе). Тут, в доме № 14, тридцать
лет назад, 8(21) октября’ 1917 года, в
квартире рабочего завода «Айваз» (ныне за-
вод имени Энгельса) т. Кокко, произошло
свидание В. И. Ленина с И. В. Сталиным
дая предварительного обсуждения вопроса
	о вооруженном ‘восстании. Вот Болотная,
	Д. № 13/17, где 16 октября 1917 г. проиехо-
дило историческое заседание ‘Центрального
Комитета большевистской партии. Вот дом
№ 33 по проспекту К. Маркса (5. Сампео-
	ниевский). здесь в одном из помещений!
находился штаб Красной Гвардии Выборг-
	ского района.
	жавшая Фофановой. Владимир Ильич прожил
здесь с 7 по 24 октября 1917 года.
Тут он написал: «Письмо к товарищам»,
«Письмо в членам ЦК РСДРП», «Советы по-
	спороннего» —— Алассическое произведение,
	в котором изложен гениальный план воору-
женного восстания, Отеюда, с этой послед-
	Ильич вечером 24 октября отправился §
Смольный, откуда вместе с И, В: Сталиным
руководил вооруженным восстанием.

В благоговейном молчании стоят. сегодня
советские люди на этих площадях, в этих
комнатах, внимательно всматриваютея В
	комнатах, внимательно вематриваютея В
каждую деталь, стремясь унести в своих
	сердцах и сохранить в памяти все увиден-
нов, услышанное и прочувствованное.

До неузнаваемости изменилось лицо Ленин-
града. Старые рабочие Выборгской сторо-
ны вспоминают: «Мы жили, точно в другом
городе. Перейдешь Литейный моет, и сразу
3а ним все иное — и дома, и люди, п даже
воздух».

Ничто. не напоминало на дореволюцион-
ной Выборгской стороне о центральных ули-
нах аристократического Санкт-Петербурга.
Это была типичная дореволюционная рабочая
	окраина—трушоба с заводами и фабриками,
	с жалким, убогим жильем, с грязными мо-
CTOBLIMH, со зловонными пустырями и по-
мойками. На Выборгской стороне прожива-
ло много. рабочего народа, население этого
района достигало 100 ‘тысяч человек. Од-
НАко «отцы города» почти не заботились о
каком-либо благоустройстве района.

В финансовом отчете 0.-Петербургского
ropogcnoro общественного управления за

1912 тод приведены суммы расходов на
«благоустройство» Выборгской стороны. За
целый год на ремонт, замощение и содержа-
ние булыжных мостовых. было ‘истрачено
483 р. 07 копеек, на устройство`и ремонт
тротуаров израсходовано 258 р. 42 копейки.
Ни одного гроша не было асенгновано на
колодцы, водопровод, канализацию, на 1-
монт и содержание набережных,

Рабочие называли уличные фонари «вол-
чБими глазами». Кероеиновые лампы, ветав-
ленные в фонари, н впрямь напоминали
волчьи глаза: они не освещали, а светились
в кромешной тьме чуть заметными точками.
Ва всем районе была одна библиотека, она
помещалась в полутемном, тесном помеще-
нии ‘и имела ничтожное количество книг.
Зато на любой улице «красовались» вы-
вески трактиров, пивных, кабаков, «монопо-
лек». На 100-тысячное население район имел
всего три приемных пёкоя, один родильный
дом на 30 коек, одни ясли на 25 детей.

0 сегодняшней, советской Выборгской
стороне мало сказать, что она. изменилась,
	„Выборалская сторона.
	` На ажурной металлической вывеске ‘за-
вода имени Варла Маркса мы видим изобра-
жения двух высоких советских наград —
ордена Ленина и ордена Трудового. Красного
Знамени. Это — доблестное Сетодня завода,
‘тордоеть его настоящего. А совсем близко —
`на заводском фасаде — прикреплена мра-
морная доска с налниеью:
	_«С 6 мая по 15 августа 1913 года
102 дня
под руководством большевиков
-.„-Проходила героическая забастовка.
новолесснеровцев,
‚вызвавшая новую мощную волну
„революционного движения по всей
стране против самодержавия и ка-
питала...»
	Это — героическое революционное про-
	Шлое завода, славная страница’ его боевой“
	потории. И так чудесно гармонирует эта
почетная запись с почетными орденами ста-
рого питерского завода, на котором за по-
‘сдедние тридцать лет. обновилоеь всё, а 60-
хранились лишь его’ бессмертные ‘большее
виетекие традиции.

Мы находим здесь и оживых ‘носителей
этих традиций-—рабочих-лесснеровцев, ста-
рых революционеров, которые . встречали
Владимира Ильича у Финляндского вокза-
ла, ельшпали его голос, сражались под нёно-
средетвенным боевым руководством Ленина
и Сталина, обороняли советский Петроград
от банд Юденича, восстанавливали ставший
своим завод... Это участник штурма Зимнего
дворца, член большевистской партии с июня
1917 года Карп Михайлович Махонько, это,
предселатель первого завкома завода «Но-
вый Десснер» Иван Власович`Ханкевич. это
	Й вот последняя нелегальная квартира   выросла, украсилаесь: Вее эти слова вовер-
	Владимира
	льича Ленина: Сердобольская   шенно не дадут представления об этом рай-
	улица, д. № 1/92, квартира 20, принадле-   оне Торода’ Ленина. Выбортекая сторона ‘ста-
		Ленинград. Кировский район. Площадь и улица Стачек.