октября 1947 г., Суббота, № 240 (2727)
			иОрый СЕЗОН В0: ФЛОТСКИХ ТЕАТРАХ
	Балтийского
	(Беседы с художественными руководителями театров
и Черноморского флотов)
	Лучшие постановки—к 30-летию Октября
	Первая постановка, которую мы цока-
зали нашим зрителям в новом %езоне, была
«Молодая гвардия». Участники спектакля
вложили много труда и творческого горе-
ил, добиваясь того, чтобы. в сценических
образах показать величие духа советских
людей, героизм и мужество краснодонцев.

Тезтр тщательно готовился к этой поста-
новке. Первые пробные спектакли «Молодой
гвардии» театр показал еще в конце про-
шлого сезона. Тогда же мы попросили на-
ших зрителей — офицеров, старшин и мл-
тросов-—помочь театру в дальнейщей работе
над постановкой. Их советы и пожелания
оказали нам немалую пользу. Спектакль
«Молодая гвардия», которым мы открыли
нынешний сезон, тепло встречен зрителями.

Вместе со всем советским народом кол-
лектив театра Балтийского. флота готовится
хостойно отметить в этом году тридцатилет-
ний юбилей советской власти, а. в феврале
будущего года——тридцатилетие Вооруженных
(ил страны Советов. /

Сейчас мы приступили к. работе над
пьесой Г, Березко «Командарм». Этот спек-
такль приурочивается к тридцатой годов-
щине Октября. Пьеса «Командарм» — пер-
вое драматическое произведение Г, Березко.
Ре основная тема — могучий, животворный
советский патриотизм, Автор умело очерчи-
	вает характеры советеких = воинов.
«Командарм» — волнующий рассказ 06
одной боевой операции местного. значе-
	ния, направленной к общей цели — побе-
{а над цемецко-фашистскими захватчиками.

Отавят пьесу заслуженный — артист
РОФСР А. Пергамент и режиссер А. Рыжов.
	Готовясь к новому сезону, мы стреми-
лись показать силами сценического искус-
ства величие нашей страны и ее людей
как носителей новых - социалистических
идеалов. .

Премьерой нового сезона был спектакль
«Губернатор провинции» братьев Тур и
Шейнина. Эта пьеса волнует и актеров и
зрителей своей эмоциональной возвышен-
ностью, актуальностью темы. Она ярко. пе-
редает моральный облик советского челове-
ка, ео`роль в утверждении м де-
мократии на Западе.

Надо отметить. что в этом сезоне кол-
лектив театра пополнилея новыми людьми.
Наряду с актерами; ‘работающими у нас
уже давно, участвуют‘и: вновь приглашен-
ные исполнители’ — Немиров, Карликов-
‹кий, Ильичева, Скобелева и_ другие. He
легко было, конечно, спаять в одно целое,
подчинить единому режиссерекому замыеху
актеров различных ‘тватральных школ’ и
сценических стилей. Но эти трудности. уда-
л0ев  преодолеть, ›и:.в: премьере новогоосезо-
на коллектив театра показал себя как eait-
ный, спаянный ансамбль.

(Сейчае мы поставили лирическую коме-
дию Арбузова, повествующую о новой мора-
ли советских людей, и работаем над пье-
ой драматургов Штайна и Кузнецова «Иду-
щие впереди».
	В дни празднования 30-летия Октяйрь-
ской социалистической” революции театр
покажет морякам‘ «Молодую гвардию» по
роману А. Фадеева. Над этой постановкой
	Оформляет спектакль ленинградский ху-
ложник М. Григорьев. Музыку пишет ком-
позитор Краснов. Роль командарма Рябини-
на поручена недавно вступившему в трун-
пу театра артисту Б. Ильясову, ранее рабо-
	`авшему в театре Северного флота.
	Б дальнейшем мы поставим пьесу Штайна
и Кузнецова «Идущие впереди» — 0 высо-
ких моральных „качествах офицеров Совет-
ских Вооруженных Сил. В плане работы
стоят пьесы лауреата Сталинской премни
эстонского драматурга Якобсона «Жизнь в
цитадели» и «Балтийцы» А. Штейна.
Пьеса «Балтийпы» написана специально
лля нашего театра. В ней рассказывается
0 первых годах восстановления и развития
Балтийского флота. Поставлена она будет
к тридцатой годовщине Советской ‘Армии.
	`Мы стремимся еще больше укрепить. свой
связи со зрителями — матросами, старши-
нами, офицерами флота. В летние месяцы
две группы артистов выезжали для обелу-
живания , отдаленных гарнизонов. Для по-
мощи коллективам матросской художествен-
ной самодеятельности при театре открывает-
	ся семинар чтецов. Мы берем также шефство.
	вед отдельными драматическими самодея-
тельными коллективами.
	Актеры театра продолжают. работу . над
повышением своего идейного уровня и рас-
ширением знаний по специальности. Успеш-
HO работает кружок по изучению истории
	  большевистской партии. Так. же, каки в
	прошлом ‹езоне, в театре сейчас ортани-
зуются лекции и беседы по’ вопросам ис-
кусства и литературы. ^
	наш коллектив работает с огромным пол”-
емом. Ведущие роли в спектакле будут ис-
поднять молодые актеры Ильичева, Скобе-
лева, Светлов, Оглобин, Ткачук, Смехов.

В репертуар нового сезона включены Tak-
же некоторые постановки, шедшие в про-
шлом сезоне: «Русский ‘вопрос», «Под
каштанами Праги», «За тех, кто в море!».
Советская тематика заняла ведущее место в
репертуаре: нашего театра.

Флотекие зрители не’ раз ‘справедливо
указывали нам на то, что в театре мало
спектаклей на морские темы. Чтобы вос-
полнить этот пробел, мы усилили евязь е
Ддраматургами, работающими над пьесами 0
	советском ‘флоте. По нашему предложению.
	капитан 2 ‘ранга Баранов `шииет  сейчае
пьесу о героической’ борьбе вознных ‘моря-
ков против ‘немецких оккупантов в Крыму.
	Творческий успех коллектива театра и
	отдельных его исполнителей немыслим 063
	серьезной учебы. ( этой целью мы прове-
дем в ближайлтее время для актеров теоре-
тические конференции. по вопрэсам. исгус-
ства и творческие вечера-отчеты ‘ведущих
актеров-—Чукаева, Иртеньевой, Красильни-
кова, Намечен цикл докладов; лекций то
истории театра? актерскому мастерству, а
также постановка в учебных целях малень-
	ких трагедий Пушкина и олноастных пьес.
	Чехова. Все это будет способствовать по-
вышению идейно-художественного” уровня
коллектива и поможет сделать нати театр
цостойным своих зрителей — славных мо-
ряков Черноморского флота.
	’ @ССР на. страже
суверенитета народов
	Дальнейшее разоблачение грубых американских маневров
в политическом. комитете Генеральной Ассамблеи
	хотели ды Соединенные Штаты, и отмечает,
что США «оказали нажим на Генеральную
Ассамолею с тем. чтобы она вынесла ре-
шение о виновности Югославии, Албании
и Болгарии в агрессии». Газета подчерки=
вает, что большое число членов Политиче=
ского комитета выражало нежелание под-
держать это обвинение.

Сегодняшнее заседание Политического
комитета, на котором предполагалось утвер-
дить состав особой комиссии и  прогелоео-
вать вступительную часть’ американской
резолюции, содержащую обвинение 10 al~
ресу северных соседей Греции, приняло не-
ожиданный. для американекой делегации
оборот. Оно принесло ей новое. моральное
политическое поражение, показав еще ‘раз,
что в отношениях между равноправными,
суверенными державами методы одноеторон-
них решений и диктата обречены на неиз-
бежный провал. Советская делегация. стояз
	Щая на страже принципов международного.
	- ПрУдНИЧеСТВа, Не ПОЗВОТИТа ИСПОлЬВОВАТЬ
марку организации 0б’единенных наций
для прикрытня политических спекуляций.
	Чит принципам организации 06 единенных
наций. Советская делегация не может  Co-
гласиться с учреждением такой комиссии;
Поэтому она, от. имени советского прави-
тельства, заявляет, что не примет участия
В этой комиссии, не примет: участия и_в
выборах комиссии. Советская - делегация
заявляет о своем резко. отрицательном
отношении как к самой комиссии, таки. в
процедуре ее формирования.
	Выступивший далее югославский делез
гат. Беблер поблатодарил советскую  леле“
гацию за отказ от сотрудничества в созда-
нии балканской комиссии, задачи кото“
рой, определенные на вчерашнём засела“
нии, носят враждебный Югославии харак-
тер. Беблер подчеркнул, что в принятом
вчера решении даже не упомянуты держа-
вы, виновные в подлинном вмешательстве
в греческие дела. Он указал, что комиссии
предполагается предоставить право pac-
следования на югославской территории,
«Моя страна суверенна, — сказал Bed-
лер, — щ мы знаем, как надо соблюдать
международные обязательства, без  чьей-
либо указки. Мы хотели бы, чтобы и дру-
гие соблюдали эти обязательства так же,
как соблтолаем их мы»,
	Отметив, что дружеский шаг СССР,
отказывающегося Участвовать в балкан-
ской комиссии, продиктован духом великой
COBCTCROH демократии, уважающей  суве-
ренность народов,. Беблер призвал всех
членов Комитета последовать примеру co-
вотекой делегации.

Польский делегат Ланге, от имени своого
правительства, заявил, что Польша также
не может согласиться ‘на участие в балкан-
ской комиссии (кантидатура. Полыни в 69=
став этой комиссии была предложена вче-
ра американской делегацией). Он указал,
что вчерашние решения были приняты Ko-
митетом под грубым нажимом американской
делегации, которая не пожелала искать ка-
кого-либо Компромисоного решения. Поль-
ский делегат напомнил, что компромиссное
Предложение колумбийской делегации
	осталось незамеченным, что предложение
	египетской делегации 9 создании подкоми-
тета ‘для ‘выработки согласованного реше-
ния даже не голосовалось, что предетави-
тель Швеции был вынужден снять. свой
проект ‘резолюция. Поскольку Комитету
навязали американские предложения,
«не был искренней попытки достигнуть
согласия, — сказал польский делегат, —
была попытка использовать 00Н в пелях,
противоречалцих задачам ортанизации».
	(Окончание на 4-Й стр.).
	НЫЙ —— протокольный и как имитационный
фильм. Однако сейчас нужны новые прин-
цпипы кинопелагогики. Rago незаменимо
	  тем, что позволяет «анатомировать» прел-
	меты, находящиеся не только в.п0кое, но
и в движении, демонстрировать различные
процессы роста, кристаллизации или, наобо-
рот; распада, расшепления. Кино позволяет
наглядно показать вущноеть синхронности
и рятмичноети, изобразить явления волно-
вые, процессы преломления, отражений,
для об’яснения которых тратятся - многие
страницы <у500 текста, перегруженного
разно понимаемыми аналогиями. Фильмы в
	огромной степени ‘облегчат преподавание
	оптики, радиотехники, металлографии, пи-
лотажа, морской практики, экоплоатащии
любых машин и приборов.

Академическая ценность фильма ‹ станет
полной, когда кино возьмется за подчерки-
вание опиибок. упущений, недосмотров He
только в экеплоатации, но даже и в кон-
струкдии — в расчетах. Благодаря зре-
лишноети м незабываемости фильм спосд-
	бен запечатлевать в уме учащегося картину.
	расплаты за ошибки.

Огромное’ значение будут иметь имита-
ционные фильмы при изучении электро- и
радиотехники, эксплоатации реактивных
двигателей, высокооборотных турбин, авиа-
моторов. Обучаемые ‘смогут понять, что
творится в генераторах и в передачах при
разных еопротивлениях, при изменении ма-
тердиалов.. «мазок. Наглядность подобных
	показов. избавит преподавателя от необходи _
	мости произносить множество слов. Очевид-
ность и недвуемыеленность кинопоказа по-
зволят свести словесный комментарий до
самого малого 0б ема.

Мировая война 1939—1945 Ire доказал
ла необходимость систематического изуче-
ния разного рода фактов, когда техника
отказывала в работе. Боевой’ оным! ‘подтвер-
дил значение скоростного ремонта техники
подручными средствами.

По-настоящему ценить и беречь боевую
технику способен лишь тот, кто познал эту
технику до конца; экеплоатировал ев в са-
мых Фазличных условиях. В мирное время
все офицеры, старшины, матросы, овладе-
вая той или’ иной. техникой, должны означ
KOMATHCA: ¢ ней всесторонне; возможно пол-
ней. Вот почему так важна наглядность
	обучения.
Ве. СНОПИН.
	НЬЮ-ИОРК, 9 октября. (Спец. корр.
ТАСС). Как сообщалось, на вчерашнем за-
седании Политического комитета Генераль-
ной Ассамблеи американской делегации
удалось при помощи трубого нарушения
принцилюв и правил процедуры ООН про-
тащить ряд пунктов угодного им решения
по. греческому вопросу. В частности, боль-
шинством: голосов, несмотря на возражения
делегации СССР и ряда других делегадтий,
было постановлено создать! 020бую комис-
сию для наблюдения за выполнением ре-
шения Генеральной Ассамблеи Югославией,
Болгарией, Албанией и Грецией. Американ-
ским экспансиониетским кругам такая ко-
миссия нужна как прикрытие для усиления
вмешательства в балканские дела.

Нажим, произведенный америванпами
на остальные делегации при принятии этого
решения, вызвал столь явное недовольетво
и возмущение у ряда делегаций, что сего-
дня даже американская печать вынуждена
была сказать 00 этом. Так, газета «Нью-
Йорк уорлд телеграмм» указывает, что побе-
да не была столь решительной, как этого
	я отсева основ яч sas ey . seo A ween e RO MW HE OP Oe BR! eee Be RR eS опасна
ЗЫ СЕ НЕВЕ ЕЕ АЯ В о A И НН Тс ЕН СЫ ОВО ВИ ИОРАН Е ЕВА ЧЕ ВИВАТ о ола
	Северный ‚флот. Грулпа ‘водолазов готовит младшего водолаза старшего матроса
	во, на переднем плане: старший
водолазной станции старшина
‚ Фото лейтенанта Н, Веринчуха.
	Евдокимова к осмотру винтов корабля.
матрос Н. Ершов, . М. Евдокимов. и
2 статьи А. Чижов.
	у винтов корабля. Слева направо, на переднем
М. Евдокимов и. старшина водолазной ста
	К 25-летию ШЕФСТВА КОМСОМОЛА НАД ФЛОТОМ
	Встреча представителей
Овух’ поколений
	— Мне посчастливилось понаств.“ на
флот только в 1929 году, — продолжал
т. Терешин.— Вместе со мной ушел новочер-
касский рзбочий Николай Рябченко =— ны-
не капитан 3 ранга.

Хорошо знал я и другого воспитанника
ленинско-сталинского комсомола капитана
3 ранга Алексанлра Гурьева. Военный лоп-
	ман Гурьев прошел. тысячи миль но Черному
	морто, доставляя снаряжение и боезапас
осажденному Севастополю, и в числе нослех-
	них покинул город-герой. .Фн и сейчае про-
	должает честно служить флоту и Родине.
Преподаватель учебного отряда Чефномор-
ского флота. инженер-майор. Эшитейн, быв-
ший кавалерист, в` 192.2 тоду направленный
комсомолом на флот, рассказал молодежи о
всенародном под’еме, которым ознаменова-
	  лось решение о шефетве: нал флотом.
	— цервый корабль, на котором мне до-
велось служить, — сказал т. Эшитейн, —
был линейный корабль «Севастополь». Он
стоял потумертвый, машины и механизмы
бездействовали. Упорным трудом комеомоль-
цы помогли возродить босвой корабль. Сей-
час перед нами стоят задача — крепить
мощь флота Советекой державы. Как и чет-
верть века назад, комсомол — верный по-
мощник партии — будет в первых рядах
в этой благородной борьбе.

` Матрос Акаев. пришедлтий на флот в те-
кущем году, от имени молодых моряков дал
	торжественную Елятву — во всем елеловать
	примеру отцов и старших братьев, не жа-
	леть сил для осроения. опыта войны,
	Секретарь городского комитета комсомола
т. Беляков вручал черноморнам — отлични-
кам боевой и политической подготовки H MO-
NOIMIM стахановцам прелириятай почетные
	грамоты Арымекого обкома комсомола, Гра-
	меты получили: гвардии матрос Криворучко,
статтие матросы Юрьев’и Глушенко, ерей-
тор Бондаренко, ‘электросварщена Mapua
вахарова и другие.

С большим воотушевлением собравциеся
	СЕВАСТОПОЛЬ, 10-октября. ` (По ‘телёгра-
фу от корр. «Красного Флота»). В Доме офи-
цера состоялась встреча молодых моряков
главной базы и молодежи Оевастополя’с офи-
церами, пришедшими на: флот по комеомоль-
скому набору. Зрительный зал заполнили
сотни матроеов, старшин, сержантов ‘коз
раблей и частей, молодых рабочих. и pabor-
нин городских предприятий.

С докладом о 25-летии шефства комсо-
мола над флотом выступил полковник Ба-
лев, пришедигий на флот в 1922 году по пу-
тевке комсомола. Докладчик рассказал о том
энтузиазме, с которым встретили. коме
мельцы решение У Всероссайского- с’езда
РЕСМ о шефстве комсомола над: флотом. Co
всех концов страны поступали тысячи заяв-
лений с просьбой о зачислении в ряды в:
та. : ’

_ Тов. Bases папомнид собравиииея имена
героев Великой Отечественной войны, в06-
питанников комсомола Петра Стибнева, Из-
раиля Фисановича, комсомольцев Ивана Т0-
лубща,. Михаила Корницкого; Нины бнило-
вой и предложил почтить их память Bera-
ванием.

Слова попросил капитан 2 ранга Терешин.

— В 1920 году в нашем тихом Новочерз
кабске, — сказал он‚— появился военный
моряк Пантюхов, Он организовал на станций
Новочеркасск первую ячейку Коммуниетиче-
ского союза молодежи. Его волнующие 1ас-
сказы о флоте, о героизме русских: моряков
зажгли в’ нас. мечту‘ о морской слудбе. №г-
да через два Тода встал вопрос о посылке
комсомольцев ‘на флот, мы © радостью от-
кликнулиеь на прязыв партии и комсомола.
Не только молодые, но и старые рабочие го-
рячо обсуждали кандидатуры, етремясь по-
слать на корабли самых достойных,

Помню, когда комсомолец Цветков
прощался со своим цехом, старый токарь де-
по, бывший матрос броненосца «Три’святи-
теля» Юрченко сказал ему: «Не посрами
славы русского флота, °служи Родине так,
	„. Заявление советской делегации
	В начале заседания. глава советекой де-
легации А. Я. Вышинский огласил заявле-
ние © позиции. делегации СОСР-в вопросе
9 создании предложенной: американцами 10-
миссии.

— Советская`делегация ‘вчера возражала
против учреждения “той комиссии, состав
которой сегодня‘ должен быть обсужден, —
сказал Вышинекий.— В предыдущих своих
выетуплениях советская ‘делегация ‘ доста-
точно отчетливо ‘обрисовала’ свое отношение
К этому предложению и мотивы, которыми
она руководетвовалась. Но для того, чтобы
здесь не было никакой неясности, я должен
К сказанному добавить следующее. Комис-
CHA, как это было установлено вчера, полу-
чает функции и полномочия, несовместимые
с суверенным равенством, установленным
Уставом организации 0б’единенных. наций,
и вследствие этого противоречит принци-
пам, лежащим в основе нашей организации,
Она противоречит тем самым и. принципу
государственного ‹уверенитета Югославии.
Болгарии и Албания. В силу этих глубоко
принципиальных соображений советская
делегация не может положительно отнестись
к. учреждению такой комиссии, а, следова-
тельно, и к участию в формировании такой
комиссии.

Вчера. советская. делегация ‘указывала,
что сам порядок принятия решения о ‹о-
здании этой комиесни, предложенный аме-
риканекой делегацией; носит характер .со-
вершенно беспрецедентного торта, сделки.
Конечно, советская делегация знает, что на
международных конференциях возможны и
необходимы соглашения, на нельзя смеши-
вать соглашение. со ‚сделкой, с торгом, тем
более, = с0 «делкой, торгом, осуществлен-
ными под нажимом, под угрозой. Между
тем, принятие американского предложения
было проведено именно такими’ методами.

Советская делегация считает, что при-
нятое вчера решение выгораживает  дей-
отвительных виновников создавшегося в
Греции положения, а также того ‘положе-
ния, которое создалось в’ отношениях ме-
Жду. Грецией, с одной стороны, и Югосла-
вией, Болгарией. и’ Албанией: =— c: другой:

Советекая делегация считает далее, что
поправка, которая была предложена фран-
цузской делегацией, не представляет ника-
кого улучшения ‘американекого предложе-
ния. Французекая поправка, по существу,
повторяет в завуалированном виде амери-
канскую резолюцию.

Таким образом, создание комиссии, ко-
торая располагала бы теми функциями,
какие вчера были ей предоставлены, ‘и ко-
торая решала бы те задачи, какие вчера
были лля нее намечены, резко противоре-
	учебных конструкций, в миллион. раз за-
медляющих ход процесса, в сотни тысячи
раз увеличивающих размеры молекулярных
частиц.   “
Целесообразность перестройки работы
лабораторий тем очевиднее, чем стремитель-
нее-рост новейшей военной и промышленной
полуавтоматики и автоматики, изучение
‘которых требует особых педагогических
приемов. Пока поихика учащегося не будет
досталочно закалена; чтобы выдержать ана-
лиз целостных сверхбыстрых процессов,
пока его знания станут не элементарными,
Halo прибегать к упрощенным демонстра-
циям, замедленности их темпа и т. и.
Подумаем о том, как сделать наглядным
преподавание математики, геометрии, три-
тонометрии, аналитики и ‘внешней балли-
стики. Внедрение стереосконического и 060-
бенно  мультипликационного метода кино-
	00`‘ченония обещает много ‘нового в деле
	преподавания этих и полобных им дисцич-
	лин. Лаборатории способны по-новому +09`-
	яенить Такие трудные вопроеы; как непрю-
рывноеть функциональной зависимости, за-
кономерности кривизны. законы обтекаему-
ти и зазихрений. Новая лаборатория  по-
средством киноэкрана или даже преекци-
онного фонаря сумеет неторопливо и под-
черкнуто, при помощи движущихся точек
й отрезков. линий, представлять любое мз-
тематическое действие-в его механическом
выражении, регистрировать: ошибки в ве-
	щественнюм выражении ид.
	Сами собой напрашиваются. новые ‘сред
ства   стерооскопии. мультипликациониой
графики (рычажной, магнитной, оптикопро-
екциенной). как: средства” лучшего усвос-
	ния механики, сопротивления материалов,
	химии, кораблестроения, баллистики. Муль-
типлякационный фильм окажется’ проетей-
шим методом > ‘зрелищного:, решения многих
теорем; и трудвейнгих уравнений. Математи-
ка сможет усваиваться” глухими не хужю,
чем. слушателями лучших профессоров.
Отпадает. нужда в пеоднократной переписке
формул, в повторном ‹вычерчивании фигур
й кривых, поскольку. все это. будет пред-
ставлено в’.виде люторопливого. пептрерыв-
ного движения материальной точки, в виде
	наложения фигуры на фигуру: ” С
	° .Военно-педагогическое значение кино,
несмотря из его несомненные успехи, все
же некоторыми понимается слишком при-
митивно. Фильм важен и как локументаль-
	Советская тематика занимает
ведущее место’
	как служили ей потемкмнцы и луелезняков,   послали приветствие лучшему другу моло-
	вот тебе наш наказ»,
	хежи великому Сталину.
	Подготовка к инспекторской проверке политзанятий
	ской Германии», «Основные источники силы
Советского государства».

Активно участвуют в подготовке комму-
ниеты и комсомольцы. Коммунисты Павлов
и Алексеев изготовили наглядные пособия
по пройденным на ‘политзанятиях темам.
	И. СВИСТУНОВ
	СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ, 10. октября. (По: теле-
графу). Цеятельно готовятся к инспектор-
ской проверке политических занятий в
Н-ской части. Матросы, а старшины © инте-
ресом’ прослушали доклады, прочитанные
офицерами Сологор и Романюк, на темы:
«Огалин — наша победа», «Почему победил
Советский Союз в войне против тгитлеров-
	ВЫСТАВКИ «КОМСОМОЛ И ФЛОТ»
ТАЛЛИН, 10 октября: (По телеграфу от! боевые дела комеомольцев-моряков В Ве-
козр. «Красного Флота»); В центре Тал-   ливой. Отечественной войне, послевоенную
лина готовится большая выставка‘ «Вом-  учебу, жизнь и быт балтийцев.
	сомол и Военно-Морекой Флот».
	Такие же выставки будут установлены
	Многочисленные фотоснимки расскажут   в фойе концертного зала городского теат-
трудящимея города о строительстве совет-   ра «Эстония», в Доме офицера и в матрос-
	В св0е. время ленинградокий. Завод
«Большевик» емонтировал несколько экзем-
	пляров учебных разрезных машин марки
	«Б-4», которые были встречены исключи-
тельным ‘одобрением, Баждая такая учеб
ная малина (сястема) позноляла ускорять
и упрощать освоение продукции завода,
избавляться от массы неполадок и аварий.
Без преувеличения можно сказать, что по-
следние в девяти случаях из десяти проие-
‘ходят. из-за непонимания  малиины, ее
устройства, от незнания того, что делаетея
внутри механизма. Именно 0б этом говори-
ли инженеры и техники, получивитие учеб-
ную систему «Б-4». Но, в сожалению. опыт
завода «Большевик» не распространился на
другие предприятия. :

Вряд ли будет преувеличенным и нате.
мнение о том, что применение учебных
разрезных авиамоторов и автомоторов, дизе-
лей и других двигателей поможет снизить
расхол зайчаетей, сократить число аварий
на земле, на воде, под водой и в воздухе.
Число учебных часов по соответствующим.
предметам в училищах также можно будет
сократить при наличии хороню и правильно
оборудованных лабораторий. °
	На заводах брак, конечно, будет не по
всем номенклатурам, для монтажа учебных
систем не будет хватать комплекта деталей.
Недостающее недорого и нетрудно изгото-
‘вить из любого некондиционного металла.
Tak или иначе выброс в шихту бракован-
ных деталей язляется безусловной растра-
„той материалов, тогда. ках они могут послу-
RET Ba благо обучению кадров:

“Нельзя обойти молчанием и ‘вопрос 06.
изготовлении учебных, опять-таки раз’ем-
ных-и разборных моделей, согласованных ©”
чертежами двух видов: аксонометрического,
т0-есть: облегченного‘ ‘усвоения; и обыкно-
венного чертежа; Конечно, чертежи в.косо-:
угольных проекциях стоят дороже простых,
но. ведь усидия: и время. учацьилоя Е:
ненно> ‚дороже!

ана градиотехника, внутрен-
няя баллистика, торпедное дело, радиолокая
ции прочие.-много-. и’ мелколетальные
энергетичеоние ° ‘процессы с<пепременаю . 10+
требуют лвух принципов лабораторного по-
каза. Работу ‘токов, газов, бесцветную <0-
противляющуюся : среду. и другие невиди-
мые на глаз. элементы и явления придётся
показывать, применяя Материальные заме-
нители их. Нужна будет и демонстрация
	1 ского’ Военно-Морского Флота; `отобразят   ском клубе главной базы.
	бучения —

тому, чтобы быть неплохим штурманом..
Планетарпями невозможно оборудовать все:
училища и школы. Этого и не надо. Доста-
точно внедрить в учебу. лишь некоторые
элементы планетария: . двоякий. показ
истинного и вилимого движения” светил
ит. п. Это, несомненно, будет способство-:
вать глубокому усвоению небосвода и сно-
собов ориентировки в море.

Даже такие. трудные вонросы, Бак, на-
пример, дистанционная стрельба, ухваива-
лись бы легче и скорее при номощи эалин-
соидов. (прозрачных. или «скелетных»),
расположенных на масштабной мачте, по-
`ворачиваемых в зависимости от заданных
углов падения. Раздельный . молелирован-
пый показ принципов зенитного огня ока-
зал бы учащимся еще большую услугу.
Особенно важно здесь наглядно показать
типичные промахи артиллеристов, как ро-
жлаются ошибки их в определении дально-
сти, высоты и скорости цели, влияющих на
‘расчеты прицела, трубки и упреждения..

Учебная лаборатория по механике пред-
	ставляетея. ‘нам отнюдь не как свлал ма
шинных моделей. В: ней нужно иметь хотя’
	бы элементы: мазнин,. н0. 3819 элементы вы-
резные и разрезные, с обнаженной кинема-
	тикой. © открытыми сопряжениями подвиж-
	ных ‘деталей. Такие пособия позволят уча“

шемуся . тренироваться в  изибнен .ИЗ-
мерении нагрузок на отдельные ‘детали ма-
шия. в. решений” самых разнообразных
	О наглядности о
	Для достижения успехов в подготовке
кадров важную роль играет наглядность
обучения. Суть наглядности состоит He
	только в том. что в аудиториях находится.
	Nore пособий. Даже огромное количество
приборов, диаграмм, моделей, инструментой
и витрин само по cede не может гарантиро-
вать глубокого усвоения преподаваемых
дисциплин. Нужно еще уметь правильне
пользоваться наглядными нособиями. .

Лаборатории должны показывать и CO-
стояние вещей и процессы, в которых они
участауют, что до сих нор, к сожалению.
в0 Многих военных учебных заведениях
еще не является правилом. При изучения,
скажем. конструкций турбин, котлов, дви-
гателей внутреннего сгорания, вопемога-
пльных механизмов курсантам (ученикам)
чаще всего лищь. демонстрируются чертежи.
‘тические модели и макеты. В результате
обучаемые пе получают полного предетав-
ления о работе этой техники.

Нам кажется, что сейчас можно и нужно
смолес разрешать вопросы, связанные с из-
тотовлением и ‘использованием наглядных
пособий, шире применят лабораторные ме-
тоды показа, усовершенствовав эти методы.
Они явятся солидным дополнением 5 обыч-
ному изучению законов, аксиом, теорем,

До сих пор многие считают ‘лаборатории
ообходимыми ‘лишь при изучении химии.
физики, прожекторного дела, торпедного ору-
дия ит, п., такие же аудитории, как клас-
сы по общей тактике, лоции, механике,
стрелковому делу, превращают в полумузеи
пли снабжают кочующими из одного, поме-
щения в другое, рулонами карт, комплекта-
хп трафаретных плакатов. Что же касается
преподавания Теомётрии, тригонометрии,
аналитики, сопротивления материалов, аст-
рономии; стратегии и т. п., То зачастую и
воре никому не приходит в голову obecite-
чивать эти уроки материально. В этих слу-
чаях обыкновенная классная доска —— един-
ственное «наглядное» пособие.

То. что нужна коренная перестройка. в
тношении _ использования лаборатории В
	Шире применять лабораторные методы показа.
	учебном процессе, становится очевидным на   тель плапетар
	примере преподавания черчения. Об’емные
молели кораблей. танков, самолетов, при-
меняемые ныне вместо силуэтов. позволя-
ют изучать предмет во всех. ракурсах. Но
	это лишь часть того, что необходимо для’
	улучшения метолики преподавания. Инжо-
неров и офицеров, умеющих по-настоящему
грамотно и бегло читать чертеж. меньшо.
	eee

чем принято считать. Вина не этих людеи,
	д методов их. обучения.   :
Нужны чертежные лабораторий © моде-
	лями. в натуре подтверждающими иллю-
	т

страции учебников и атласов. Нужны моле-
ли. разнимающиеся. разборные и не г
одном, а в трех сечениях предмета; модели
не только одноцветные и массивные, во и
прозрачные. Созсоцая предмет в: различных
	видах, учащиеся будут искать оОТвететвие
межлу ну и ero изображением, то-есть
р” =
	АК ин.

вникать в самый смысл чертежной  изобра-
зительноети, о.
	Ges а wees area РАЗ.

Необходимо иметь в лаборатории матери-
алы. позволяющие вылепить или собрать
по чертежу ту или иную вещь. Несомнен-
но. что человек, который по чертежу ©08-.
Se eee ia prTenuT. M3 TIBHE wae co-
	берет из деревянных стандартных элемен-

ан 7 РР Зое
	ума Га рии

тов заланную ему деталь, во-первых, будет
	работать. © ИВТ , ©
ми, ощулью. чувством ва
жизнь принципы черчения.

Чертежные лабораторий
	с интересом, ‘a BO-BTOPEIX, Глаза:
[bl0, wWYBCTBOM запомнит на’ всю
	нейременно дол-
	о Е Аа

жны быть снабжены еще комплектами ма-
сек чвлов й агребалов (для старших
	лас я’

групп учальихся) _ И. подвижных элементов

‚о Е nawatiouinh
	РЕ ая

НИ. действующих нарочито замелленно:

И 2 2-й аб ЗА
	PATE LAE LE бе:

Onn необходимы для тренировки в Чтенич
паитруднейших   сборочных чертежей, `л0-

$. аа лох т ба
	ИМ ОПЫТНЫЯ
Пелагогиче-
	ступных сейчас лить немног
технологам и коиструкторам.
	PUALTEM UE

ское значение применения разборно-про-

но а болен
	ых © чертежами моле-
rot птактикой <овре-
	ии пелйком относится
номии и павигациг..
„ поитлеженый посети-
	зрачных, согласованно >.
лей подтверждается всей п
менного производства,
Сказанное о черчении це:
и к изучению астрономии
Можно утверждать, что при
	ИЯ имеет много. данных oh
	шия, в. решений” самых Тазнообразных   венного чертежа. вонечно, чертежи в.коСо-.
практических задач Где найти, откуда взять   угольных проекциях стоят дороже простых,
без особых затрат оборудование“ ля ‘Нолоб-! но. ведь усилия-и время. учапьихся. несразв-.
	‘без особых затрат оборудовани ДЛЯ
WEIX лабораторий? :

Учебные рапрезные механизмы
	`слелать из бракованных предметов. Во всех
отраслях промышленности имеется достй-
точное количество деталей, бракуомых или:
	па <борке или в послёлней стадии холодной
обработки. Такие детали большей частью
идут ‘обратно в шихту, в мартены; в пере-
плав. Не пелесообразно ли BNCCTO выброса
в шихту часть этих деталей использовать
для монтажа учебных мании?