\ 14 ноября 1947 r., пятница, № 268 (2755)
	КРАСНЫИ ФЛОТ

Выступление А. А. Громыко

‚в политическом комитете п ‘ноября 1947 года.
‘по вопросу о ‘фашистском режиме Франко

но и примут надлежащие меры, которые по-
могли бы ему освободиться от и
ярма.
	Учитывая. это, советская делегация, как
большинство других делегаций на преды-
дущей сессии Генеральной Ассамблеи, под-
держала эту резолюцию. Я далее укажу на
то; как выполняется, эта резолюция Гене-
ральной Ассамблеей, хотя для вае это не
является секретом, и какие. выводы напра-
шиваются из создавшегося в настоящее вре-
мя положения. Пока же я считаю необходи-
мым отметить, что, весь ход обсуждения ис-
панского вопроса как в Совете безопасности.
	так и на Генеральной Ассамблее свидетель-
	ствует о том, что вопрос о режиме Франко
и отношении к этому режиму со стороны на-
шей организации является показателем то-
го, что народы 0б’единенных наций реши-
тельно осуждают этот режим как наследие
стран оси.
	Существующий в Испании режим являет-
ся именно наследием гитлеровской Герма-
нии и фашистской Италии, при помощи ко-
торых испанская военная’ клика. удушила
республику и захватила власть в евои ру-
ки. Все мы помним самоотверженную борь-
бу испанского народа против вооруженного
до зубов врага в лице мятежных генералов
и стоявших за их спиной иностранных ин-
	тервентов. Уже тогха было ясно, что борьба  .
	в Испании не есть изолированное явление,
изолированный эпизод и ‘что ее значение
может быть понято только в свете штироких
агрессивных планов фашистских государств;
направленных на завоевание мирового гос-
подетва, на порабошение других стран и

народов, на удушение их демократических
свобод.
	‚‘боветекий Союз, советское правительство
сделали все возможное. для.того, чтобы ука-
зать на опасность той политики попусти-
тельства фашистским агрессорам, которая
проводилась тогда правительствами некото-
рых западно-европейских государств в свя-
зн с событиями: в Испании. Это относится
прежде всего. к политике тогдашних прави-
тельств Франции и Великобритании, кото-
рые, прикрываясь заявлениями о невмеша-
	тельстве во внутренние дела Испании, дали
	возможность франкистской клике и ее ино-
	странным хозяевам залить кровью  испан-
скую землю и удушить Испанскую феепуб-
	ЛИКУ.
	горсткой храбрых солдат интернациональ-
ной бригады, также ценят свободу и неза-
висимость своего народа, как и 8—9 лет
тому назад, когда они показывали пример
самоотверженности в борьбе за Испанскую.
республику. Но было бы непроетительным.
для нашей организации бездействовать, по-
	`лагаясь лишь на внутренние силы испан>
	ского народа. Мы должны оказать ему поз
мощь для того, чтобы ускорить создание
Непании. свободной и демократической и
позволить испанскому народу занять по-
стоянное место среди других миролюбивых
стран и народов.
	Генеральная Ассамблея не может не.
учитывать того очевидного факта, что су-
ществование фашистского режима в. Испа-
нии вызывает серьезные осложнения в Me-
ждународных отношениях. Все мы знаем,
что в 1946 году была закрыта франко-
испанская граница, которая так и остает-.
ся закрытой по сей день. Правительство:
Франции стало на этот путь, повидимому,
имея серьезные основания для таких. дей-
ствий. Сам по себе факт закрытия грани-.
цы между двумя государствами  заслужи-.
вает серьезного внимания, и мы не можем
	‘сбрасывать этого со счета при раессмотре-
	нии испанекого вопроса в Генеральной
	Ассамблее.
	Выступление А; Я. Вышинского.

на банкете «Ассоциации. заграничной: прессы» _
‘в Нью-Йорке. _ к
	НЬЮ-ИОРЬ, 12 ноября. (ТАСС); Вчера
«Ассоциация заграничной прессы» в связи
е 30-летней годовщиной своего существо-
вания устроила в Нью-Йорке большой бан-
кет. В качестве почетных гостей на банке-
те присутствовали: глава советской делега-
ции на сессии Генеральной‘ Ассамблеи за-
меститель министр» иностранных . дел
CCCP. A. Я. Вышинекий, представитель
американской делегации Остин, китай-
ской — Веллингтон Ку, французской —
Пароди, делегат Англии Шоукросс и другие
	‚ Господин председатель, я хочу начать с
того, чтобы поблагодарить Вас и Ассоциацию
заграничной прессы за приглашение, кото-
рое я получил, и просить принять мой позд-
равления с 30-летием Асебциации, пожелать
ей энергии и мужества в борьбе за мир на
блато всех миролюбивых народов.
	Господа, организация 06’единенных на-
ций действительно переживает. трудные
дни. Представитель Китая Веллингтон Ку
говорил здесь об этом. Я не предполагал
говорить 0б этом. Но, поскольку Веллингтон
Ry затронул этот вопрос, я тоже не MOry He
сказать по этому поводу несколько слов.
Г-н Ку говорил о двух концепциях. Одна из
НИХх-—9то концепция тех, кто-де стоворчив
и готов. сотрудничать. Друтая — это кон-
цепция тех, кто не стоворчив и не хочет
сотрудничать, кто стремится, как сказал.
Ку, к беспорядку и хаосу. Таковы эти две
концепции в ‘изложении Ву. Слушая Ву, я
вспомнил о книге Даллеса, статью в амери-
канском журнале «Война, мир и перемены»,
в которой говорится о нациях-героях и на-
циях-злодеях. Ку захотел повторить это. Но
концепция Ку неправильна. Он путает, что
есть’ порядок и что есть беспорядок. Но об
этом я постараюсь сказать еще дальше.
Сейчас я хочу сказать несколько слов по
поводу вопроса,  предетавляющего 0с0бо
важное значение, связанного к тому же
с работой Ассамблеи. Я хочу сказать 0
пропаганде и полжигателях новой войны. ;
	Не не изгладились, да и не изгладятея
	из нашей памяти в течение многих лет
	ужасы только что нережитой войны, когда
все спушенные с цепи злые духи человека-
истребления в. течение нескольких лет справ-
ляли свой кровавый шабаш, нагромождая
горы человеческих трупов, ‘превращая в
пепел и прах тысячи городов, уничтожая
в течение минут и часов то; что’ годами
тяжелого труда простые люди созидали в
поте лица своего. Это жестокое река мы
Bee ПОМНИМ.
	Мы не забыли и не забудем, как нашу
землю топтали тевтонские варвары, гитле-
ровские орды, как гибли многие‘ сотни
тысяч советских людей не только в беях,
но и под ударами немецких палачей, как
мучили и истязали наших сыновей и доче-
рей, наших отцов и ‘Матерей, ‘братьев и
сестер немецкие оккупанты, как они гнали
на номецкую каторгу сотни тысяч совет-
свих граждан. Мы не забыли и не забудем
тысячи наших сожженных и разрушенных
	голов и десятки тысяч деревень. Мы, е0-
	ветские люди, много страдали в этой войне,
и мы будем веегда помнить эту тяжелую
безумную войну.
	Советский Союз, несмотря на эти потери
п невыразимые страдания, устоял против
врага и не только устоял, но и нашел в
вебе достаточно сил, чтобы разгромить врага
и изгнать его из свойх пределов:
	Но советский народ не хочет повторе-
ния 1941 года; Он не хочет повторения
того, что происходило на его территории в
течение нескольких лет в результате ве-
роломного нападения на СССР гитлеров-
ской Германии. Он не хочет и не допустит
возникновения новой войны. Здесь говори-
ли о двух концепциях. Я также скажу о
двух концепциях, определяющих два на-
правления в международных отношениях,
во внешней политике разных стран.
	В 1939 году, определяя внешнюю поли-
тику Советского Союза,  генералиссимус
Сталин сказал: «Мы стбим за мир и укре-
пление деловых связей со всеми странами,
стоим и будем стоять на этой позиции,
поскольку эти страны будут держаться
таких же отношений с Советским Союзом,
Поскольку они не попытаются нарушить
интересы наией страны». 7
	_ Три года тому назад, в 1944 году, в день
21-й годовщины основания советского. го-
сударотва, генералиесимус Сталин указал,
что «выиграть войну ©. Германией «значит
осуществить великое историческое. . дело.
Но выиграть войну еще не. значит обеспе-
чить народам прочный мир и. надежную
безопасность в будущем. Задача состоит
Не только в TOM, чтобы выиграть войну,
	НО И в 10м. чтобы сделать невозможным.
	возникновение новой агрессии и новой
войны, если не навсегда, то, по крайней
мере, в течение длительного периода вре-
мени». :
	В беседе со Стассеном в 1947 году
генбралиссимуе Сталин раз’яснил, что
СОСР и США могут сотрудничать друг ©
другом. Если, сказал генералиссимус, будет
желание сотрудничать, то сотрудничество
возможно при ‘разных экономических си-
стемах. ;
	Бы видите, господа, что программа ©9-
ветской внешней политики — программа
политики мира. Она, кроме того, отличает-
ся устойчивостью и постоянством,  провик-
нута духом сотрудничества и миролюбия
по отношению к миролюбивым странам,
тотовым, в свою очередь. к сотрудничеству.

Чт0 противостоит этой программе? Mo-
жет быть, это — так называемый gan
Маршалла? Или так называемая доктрина
Трумэна? В этой связи уместно ‘напомнить
0 выступлении сенатора Брукса из штата
Иллинойе в сенале СПА в марте 1947 года.
	Выступая по поводу ассигнования 400
миллионов доллароз для Турции и Греции,
Бруке сказал: «Еели бы республиканцы
настояли тогда на своем и позволили бы
немцам уничтожить Россию. то мы не на-
ходились бы в таком затруднении. в каком
умы теперь нахолимея». Если послушать
тавих господ, как Брукс, то выходит, что
	предетавители 05’единенных наций: На
приеме были представлены все делегации
на сессии Генеральной Ассамблеи, а также
представители мировой печати и местной
общественности.  ` cee ST

По просьбе организаторов банкета

. Я. Вышинский, а также представители
других великих держав и председатель Ге-
неральной Ассамблеи Аранья выступили с
краткими речами. . (Теког. выступления
А. Я. Вышинского приводитея ниже).

Другие ‘ораторы посвятили свои выетун-
	ления, главным образом, оправданию англо-  НЬЮ-ЙОРК, 12° ноября. — (Опец.
американской внешней политики, причем   Корр. ТАСС): Вопрос о режиме Франко не
некоторые из них пытались сделать это при   Ходит с повестки дня ООН. Впервые, как
помощи ‘трубых, враждебных Советскому ый он возник на конференции в Сан-
Союзу выналов ‘Особенно отличились в  ОРАНЦИеко, на которой было положено на-

Ton п 9 > Зы ела
	РА Е, ОРАЛ ЧАРА ЗАРЕ. ОЗЕРЕ о   Yano нашей” организации Уже тогда 00’-
; . Веллинг-
этом выступавшие до Вышинского Вел единенные нации осудили франкистский

TOH Ry и Шоукросс. Вышинский нод апло- режим принар eFaAnwRoTannvnmVNM Nnarzamme
	ты му & aa es EEN ee a ee режим, приняв соответствующую. резолю-
дисменты присутствовавших Ha банкете цию. Это ‘решение Об’единенных наций ©
	метко и остроумно высмеял демагогические режиме Франко имеет‘ тлубокий смыел. Оно

потуги китайского и английского делега-   свидетельствует о том, что государства, ос-

тов.   новавшие организацию, еще в период ев со-

oO :   здания заклеймили франкистекий режим в

ео о `  Испании; навязанный испанскому народу

С к О 1 О Е : в результате интервенции гитлеровекой Гер-
wo у мании и бапшиетекой Италии.
	Потедамекая конференция глав. прави-
	тельств трех союзных держав — Ооединен-
ных Штатов, Великобритании и Советского
	9юза —— также занималась этим вопросом,
	%

He является ли эта статья. симотомом
смятения и заменательства в рядах: под-
жигателей войны и призывом. оказать 1р0-
тиводействие проведению в. жизнь. 9т0го
постановления? На такие симптомы печать
должна лать ответ. в частности -америка-
		Речь А. Я. Вышин
	затруднения для США возникают йз того,
	YN _ гитлеровцы не смогли уничтожить
СССР. Если бы они уничтожили: СССР. то
все было бы, по мнению. Бруксов, в поряд-
ке. Иначе говоря, не было бы необхолимо-
сти.в программе Трумона. Яснее не ска-
WELT.

Это pactymrenne, как две капли воды,
похоже на заявление одного из виднейних
еятелей США, опубликованное в «Нью-
орк таймс» 24 ‘июня 1941 года, т. е,
через ‘два дня после вероломного нападения
Гитлера на Советский (003, заявление. ©
котором напомнил 6 ‘ноября 6. г. министр
иностранных. дел В. М: Молотов. Этот дея-
тель, по сообщению — «Нью-Йорк. таймс»,
предложил, чтобы США помогали той
стране. которая будет нроигрывать в войне.
«Если ‘мы увидим, что. выигрывает Герма-
ния, нам следует помочь России, & если
выигрывать: будет Россия, то. нам. следует
помочь Термании и, таким образом, дать
им убить как можно. больше. Yeon!
	Так этот виднейший американский дея-
тель’ реагировал. на вероломное нападение
гитлеровской Германии на Советекий Союз,
социалистическое государство  трудящих-
ca : me
	`Но американцы, придерживавишиеся по-
добного мнения и высказывавшие такие
дикие пожелания, не’ одиноки, Известно,
что такие же пожелания высказывались в’
то время и в Англии. Г-н Шоукросе мог
бы назвать имя английского министра,
который говорил в`том же духе. Его’ имени
я. тоже не буду называть здесь. Я говорю
все это для того, чтобы вы знали, что го-
ворят и думают некоторые англо- американ-
ские деятели, какова их программа, какой
политики они хотят держаться в междуна-
родных делах. Этой своего рода программе
тоже нельзя, повидимому, отказать в
устойчивости ‘и постоянстве, но только в
обратном направлении, а именно, в на-
правлении ненависти и звериной злобы к
Coperckony `боюзу.`

Известны. сумасбролные планы о
и гитлеровцев — уничтожить Россию, как
говорил Гитлер, чтобы она никогда He
мотла подняться. Теперь их повторяльни-
ки и полражатели, разные маниаки, траз-
мированные военным психозом, из. кожи
лезут вон, чтобы не, отстать. от Гитлера, и
в этом. Они пропагандируют Te же
сумаебродные` идеи, вынашивают Te же
сумасбродные планы; на которых так. осно-
вательно споткнулся Гитлер. Этим диким
	планам и ‘безумном брёлу поджигателей
	войны Советский Союз противопоставляет
борьбу против пропаганды войны, борьбу
за ны длительный, демократический
мир.

Советская” делегация ‘на ‘Второй сессии
Генеральной Ассамблеи, выражая стремле-
ния советского народа, внесла предложение
осудить пропаганду новой’ войны В любой
форме, осудить поджигателей НОВОЙ ВОЙНЫ.
После длительной борьбы 00Н единодушно
приняла резолюцию с осуждением пропа-
ганды войны и поджигателей войны, хотя
сделала это в робкой, нерешительной, поло-
винчатой форме, Тем не менее единодуш-
‚ное принятие резолюции е осуждением
пропагандьг новой войны, ‘ю чему’ стреми-
лась и чего добивалась советская делега-
ция, ‘означает, что в организации 06’еди-
	ненных наций на данном этапе борьбы за
	мир верх взяли более благоразумные люди,
& не потерявшие голову авантюристы,
раздувающие пожар новой войны. это ‘озна-
чает несомненный успех. в борьбе за мир,
который стараются сорвать поджигатели
войны и их’ покровители, творящие волю
реакционных и агрессивных кругов, не
считающихся с интересами своего. народа,
готовых принести эти интересы в жертву
неутолимой жажды прибыли и наживы от
новой войны. Этим решением ООН, несом-
ненно, сделала шаг, усиливающий- ее авто-
ритет и морально-политический вес в меж-
дународных отношениях, чего’ не могут не
приветствовать все друзья‘ мира. Ее
	В прошлом году в вопросе о мире был
сделан. важный шаг принятием ‘решения
0 всеобщем сокращении: вооружений, вклю-
чая запрещение атомной бомбы. Этот. таг,
К сожалению, до сих пор не дал положи-
тельных результатов вследствие сопротив-
‘ления со стороны руководителей внешней
политики США, считающих себя, ‘к тому
же. мовополистами атомной бомбы. Так и
сейчас ООН делает важный шаг в защиту
мира осуждением пронаганды новой войны.
Но будет ли этот шаг иметь лучшие pe-
зультаты, чем это случилось в решением
о всеобщем сокращении вооружений? Мо-
ложит ли это осуждение пропаганды новой
войны конец такому преступному занятию,
как разжигание новой войны? Сыграет ли
печать таких стран, как США, ‚Великобри-
тании, Франции и ряда других стран Аме-
рики и Западной Европы, положительную
роль в этом деле; как это. должна бы еде-
‘дать печать демократических. стран, если
она действительно намерена служить делу
мира, прогрессу и демократии?

Надо сказать, что имеются зловещие
признаки прямо противоположных тенден-
ций. Я имею в виду, например, выступле-
ния некоторых газет, вроде «Нью-Йорк
тайме»; которая уже через несколько дней
после лого, как Генеральная ` Ассамблея
приняла, решение, осуждающее пропаганду
новой войны, заявляет в передовой статье,
что такое решение. является нарушением
Устава. могущим скорее способствовать
	рооникновению конфликта, чем предотвра-
		о Г таре И ВН

постановления? На такие симптомы печать Правительства этих государств, приняв на
должна дать ответ, в частности американ- Потедамекой. конференции ряд исторической
ская печать, и ‘не. только она, HO и вся ВАжности решений по послевоенному урегу-
мировая пресса. ‘Они, эти поджигатели ЛИрованию и. особенно по’вопросу о буду-
обттт. не ‘озеитати такого тата eo prono~  ем Германии, определили. свое. отношение:
	войны, не ожидали такого ‘удара. со ‘сторо-
ны организации 0б’единенных наций, ко-
	торая не. мотла, : разумеетея, He Уучееьг
	стремления народных масс разных стран &
миру. Она не могла He учесть того факта,
	и к правительетву Франко. Потедамекая
конференция решила, что правительства
трех держав не поддержат заявление о прие-
ме -в 90Н: франкистской Испании, `являв-

I

RR

что все миролюбивые налохы OTRIBEBYAUCh шеися сотозником стран оси в период войны:
	Ha предложения. CCCP  единодушным
одобрением, и не могла, естественно, риеко-
вать своим авторитетом, ‘отказываясь при-
HATH, ‚предложение. 06 осуждении пропагав-
ды войны. —

Такие выступления. явяяЮтСя, вместе с
тем, показателем того, что не Yaruuaneret
поджигатели войны. . .

` Такая пропаганда, 1130 JHA B день: по:
чивающая веру в мир ‘и добрососелекие: от
ношения народов, нанобит нелонравимый
ущерб пдее сотрудничества, подрывает
основные устои организации 0б’единенных
наций, ведет Be на
нению наций.

Я уже говорил вначале, “ara OOH nepe-
живает трудные дни. Я хотел бы иллю-
стрировать это примерами. Трудности Bod-
никают, Потому, › ЧТо некоторые ‘делегации
проявляют полное’. пренебрежение ‘(презре-
ние) к Уставу и принцииам ООН. Ё числу
таких делегаций относятся, в’ первую 0ч6-
редь, американекая, английская, франпуз-
ская и китайская; т. е. делегации четырех
великих держав, которые обнаруживают Bee
большее презрение к принципам ООН, хотя
именно они должны были бы служить при-
мером уважения принцинов Устава:

Организацию (б’единенных наций за-
ставляют заниматься. вопросами, которые
вовсе не относятся к_ее компетенции и не
	‘предусмотрены Уставом. Механической cH:
‘ой сколоченного в порядке хулуарной
‘липломатии больпетнства учреждают новые
	органы, не предусмотренные 5 отавом, с функ-
циями, в некоторых отношениях более от=
ветственными, чем функции, . например, Go-
вета безопасности. Таково решение 06 y4-
	реждении так называемого - межеессионнегох
	комитета или малой ассамблеи,. ‘Которая
предназначена для того, чтобы. подменить
Совет безопасности, ‘несущий Ha себе глав-
ную ответственность, за поддержание. мира
и безопасности -нафодов. Силой этого же
	‘большинетва несправедливо и тоже с пря-
	мым нарушением Устава учреждают комие-
сию по налзору за тремя суверенными госу-
дарствами, из-которых. одно является чле-
ном организации 0б’единенных наций: Та-
ков финал расемотрения так называемого
греческото вопроса. ..-
	`Распоясываются ‘до того, что’ открыто
призывают Ассамблею принять решение о
приеме в ООН, как это предложила Аттен-
тина, а вместе © ней и «большинство»
первого комитета во главе с США, Порту-
талии — этого’ «аНег 620» франкистокой
Испании. И в то же время это же большин-
етво упорно отказывается принять в 00Н
тероическую Албанию, которая боролась
против итальянских ий терманеких фашист-
ских полчищ © первого дня войны.

Говорят, Что делегации меньшинства
не проявляют духа сотрудеичества.. Но
прежде чем учить нае сотрудничеству, те
кто уговаривает нас, должны были бы на-
	учиться уважать Устав и принцины ООН,  .
	ибо только на основе такого уважения
возможно подлинное сотрудничество. Те,
кто повинен в этом ‘неуважении, знают,
9т0 я имею в виду именно их. Пусть они.
благодарят бога за то, что из-за недостат-
ка отведенного. мне. времени я не называю
здесь всех многочисленных фактов, под-
тверждающих именно их нежелание <отруд-
ничать.
	Г-н Шоувроес заявил, что нельзя. допу-
стить укрепления и развития государствен-
ного коммунизма и, как он выразился,
«необузданного» капитализма, Но я дол-
жен сказать, что He от заключений
г-на Шоукроеса зависит развитие комму-
‘низма. Были попытки остановить движение
солнца, когда Инсуе Навин воззвал: «Солн-
пе, остановиеь», но солнце продолжало й
продолжает восходить на востоке и захо-
дить на западе, совершая свой путь в неиз-
менном соответетвии © законами своего дви-
жения. Изменить законы общественного
развития, как и законы природы, бесси-
лен даже Дженерал Атторней- (генеральный
прокурор. — Ред:) Соединенного  Королев-

Кахова же задача печати при современ-
ных международных отношениях? Задача
печати — я товорю о. демократической, пе-
редовой печати — огромна. Призвание этой
печати — указывать: путь к миру и сотруд-
ничеетву, освещая этот путь неутасимым
светом истины, беспощадно разоблачая все
и всяческие происки врагов демократии и
	Это — великая задача. Печать должна
выполнить ее с честью. Нужно, чтобы пе-
реловой отряд деятелей печати повел за со-
бой всю печать, всех тех, кто хочет и спо:
собен `служить- благу миролюбивых народов.
Нужно сомкнуть ряды бойцов печати ©
многомиллионными народными массами всех
стран, проклинающими войну, жажлущими
и требующими настоящего демократическо-
го прочного мира.
	910. решение. подобно решению конферен
	ции в Сан-Франциско,  свилетельетвует 0
	проявлении союзными державами заботы 0
судьбе нашей организации, в рядах кото-.
	рой могут. находитьея только миролюбивые
	государства, снособные совместно. с други-
ми странами и народами работать над до-
стижением поставленных организацией: це-
лей. но укреплению „межлунаролного мира:
		и безонаеноести.

at
	Известно также, что вот уже на протя-.

жении почти 8 лет наряду с правитель-

ством Франко существует испанское рес-_
публиканское правительство в эмиграции. `

Простой факт существования двух прави-
тельств для одной и той же страны также
заслуживает самого серьезного внимания,
Для веякого ясно, что такое положение не

межет продолжаться бесконечно, ибо оно.

является совершенно ненормальным в’ ме=
ждународных отношениях. Возникает ‘во

прос — на чьей стороне должна быть 001?
На стороне ли фашистского правительства.

Франко или Ha стороне .испанекого народа‘

й испанских демократов, борющихся против
режима Франко и пытающихся ‘убедить
правительства государств, представленных

в организации, предпринять практические

шаги, направленные против франкиетской
КЛИБВИ.
	Добавьте к этому тот факт, что, в то
время как некоторые государства -—— члены.
‘организации признают правительство.
Фпанко, другие признают испанское. рес-
публиканское правительство в эмиграции;
и для вас станет еще яснее, что самый
факт существования франкистеквого режима
уже вызвал осложнения в международных.
отношениях,
	Я указал на основные факты, характе-
ризующие существующий в Испании -ре-
жим как фашистский, на поведение фран-
кистской Испании в годы войны, оказы-
вавшей активную помошь странам оси, и
на те осложнения в международных отно-
шениях, которые вызываются самым фак-
том существования этого режима, пред-
ставляющего, несомненно, угрозу для между*
народного мира и безопасности. Не карти-
на была бы неполной, если бы советская
делегация не обратила внимание полити-.
ческого комитета также и на тот факт, что
франкистекая Испания стала после. разгро=
Ма гитлеровской Германии и фашистской
Италии гнездом, в котором нашли укрытие
многие сотни германских военных  пре-
ступников, а также военных ‘преступников
из других стран. На этот факт обращал
внимание, в частности, упомянутый мно.
выше комитет Совета  безопаености, изу-
чивший многочисленные факты и материл-
лы, предоставленные в его распоряжение _
правительствами некоторых государств, а
также испанским республиканским прави-
тельством. Сотни этих военных преступяи-
ков, конечно, не просто отдыхают в Испа-
нии и слушают испанские серенады, но,.
как известно, развивают активную фашист-
скую. деятельность, так сказать, в’ порядке
нередачи опыта германского фашизма его.
испанскому наследнику.
	Попытки, предпринятые некоторыми гс-
сударствами, получить укрывающихея. в
Испании военных преступников, как изве-
стно, не дали никаких положительных
результатов. Не выдан, например, военный
преступник, Дегрель, е требованием о выда-
че которого обращалось правительства
Бельгии, о чем бельгийская делегация за-
явила на Генеральной Ассамблее в 1946
году. Игнорировалось также требование и
	правительетв Великобритании и Соединен»
ных Штатов, направленное к Франко.
	Я обращаю внимание делегаций Соеди-
ненных Штатов и Великобритании на с00б-
щение, опубликованное английским атент-
ством Рейтер. Согласно этому сообщению,
	посланному из Мадрида 31 октября, авг-
лийский и американский поверенные в-де-
лах представили ноты своих. прави-
тельств министерству иностранных - ACA
Испании, в которых они требуют ренатриа-
ции в Германию 104 бывших германскях
дипломатов и других немцев, проживающих.
в Испании и разыскиваемых союзниками.
Как я уже указал, Франко игнорировал
это требование и. И ее
ского правительств. {
	Мы не можем проявлять равнодушия И

к этому факту. Задачей ООН является ис-
коренение фашизма и фашистских идеоло-
гий во всех формах. Между тем пока еще
не принято каких-либо мер в отношении
франкистской Испании, которая стала
центром укрытия многочисленных ‘фашиет-
ских военных преступников и атентов, не-
сомненно ожидающих того дня, когда они
вновь смогут поднять голову и свободно
бегать. с зажженными факелами по Европе,
Опасность того, что фашистская Испания
превратилась в гнездо, где находят приют
многие военные преступники, становится
еще более очевидной в свете положения,
создавшегося в западных зонах Германии,
где многие тысячи фашистской“ агентуры
вновь подняли головы и начинают действо-
вать все более открыто и развязно. Фаши-
отская агентура, находящаяся в Испании,
устанавливает связи и контакт с многочис-
ленными фашистскими атентами в Терма-
нии. Наличие такого контакта было -веврыг-
то, в частности, во время Нюрнбергского
процесса. mae :
	(Окончание следует).
	Вопросом‘ о фашистском. режиме Франко
занималась и первая сессия ` Генеральной
	Аесамблеи, состоявшаяся в Лондоне в на-
	чале 1946 года, на которой было принято
резнение о. том. чтобы государства — члены
	организаций в. своих ‘отношениях ©` фран-
	кистекой Испанией действовали бы в духе
решения конференции в Сан-Франциско и
Потедамекой конференции. Испанеким во-
нросом занимался на Иротяжении значи-
тельного периола времени и Совет безопас-
ности в 1946 году. Вее мы знаем, что в
результате обсуждения этого вопроса в Co-
вете безопасности возникли. серъезные раз-
	ногласия по’ поводу -того; какие необходимо
	предпринять меры против режима Франко:
	‚Некоторые представленные в Совете. 0е30-
пасноети государства при обсуждении в (0-
вете этого вопроса требовали принятия дей-
ственных мер, например: разрыва диплома-
тических отношений, а не просто принятия
декларативных резолюций, мало к чему обя-
зывающих. На этом настаивал и представи-
тель Совётекого Союза в Совете безопасно-
сти. Однако, как всем нам известно, ‘пред-
ставители некоторых других государетв. и
прежде всего Соединенных Штатов Америки
и Великобритании возражали против при-
нятия таких мер, пытаясь выхолостить по-
литическое значение вопроса 0 режиме
Франко и свести дело к принятию именно
резолюции-декларации, содержащей лишь
	моральное осуждение этого режима, к чему
	дело в конце концов и свелось.
	Принятая в. свое. время Советом. резолю-
ция гласит: «Принимая’ во ‘внимание, что
Совет безопасности 29 апреля 1946. года
назначил подкомитет для расследования си-
туации. в Иснании, и. принимая во внима-
ние, что произведенные. подкомитетом рае-
	следования полностью подтвердили ‚факты,
которые привели к. осуждению режима
	которые привели hw осуждению режима
Франко конференциями в. бан-Франциско и
	‘в Берлине (Потедаме), Генеральной Ассам-
	блеей во время первой части первой сессии
	и Советом безопасности в ето резолюции от
	вышеупомянутого числа, Совет безопас-
ности. о постановляет: держать  ситу-
ацию в Испании пол постоянным
наблюдением и оставить этот вотюс в епи-
ске дел, находящихся на его рассмотрении,
с тем, чтобы в любое время быть готовым
предпринять такие меры, какие окажутся
необходимыми для’ поддержания. междуна-
родного мира и безопасности. Любой член
Совета-. безопасности может в любое’ время
поставить этот вопрос “Ha рассмотрение Co-
вета»,
	_ Эта резолюция Совета безопасности яв-
лявтся, конечно, недостаточной и слабой, на
что в свое время указывал представитель
СССР в Совете. Тем не менее, принятие и
этой резолюции представляло некоторый
шаг вперед, так как в ней прямо указы-
вается, что созданный Советом безопасности
подкомитет подтвердил факты, которые по-
служили основанием для осуждения режима
Франко конференциями в Сан-Франциско и
	  в Потедаме. —
		Всем должно быть теперь известно, что
победа фашизма в Испании еще более ок-
рылила надеждами фаттистские государства
в их агрессивных планах. Они стали дей-
ствовать все более нагло и открыто, ввиду
политики фактического поощрения их дей-
ствий со стороны прежде всего. упомянутых
мною западно-европейских держав. Все мы
знаем, что за событиями в Испании после-
довал Мюнхен, а затем открытая агрессия
	титлеровской Германии и фашистской Ита-
	лий против. ряда европейских государств,
превратившаяея в одну из наиболее разру-
пигтельных войн, которую когда-либо. пере-
живало человечество. В этой войне фран-
кистская Испания оставалась верным со-
юзником гитлеровской Германии. и фашист-
ской Италии, оказывая им не только эконо-
мпческую помощь путем поставок важного
стратегического сырья, но и: военную по-
мошь,
	Делегация СССР уже указывала при o6-
суждении вонроса о режиме Франко, что на
Восточном фронте в борьбе против совет-
ских армий принимали участие в общей
сложности 47 тысяч испанских солдат и
офицеров, сражаясь рука об руку © гер-
манскими фашистскими войсками. Таким
образом, франкистекая Испания принимала
Участие в вооруженной борьбе. против со-
юзников. Мы этого не можем“и не имеем
права забывать. Я обращаю на это внима-
ние, особенно представителя Перу, который
называл поведение Испании в годы войны
просто «сомнительным». Подобные фаль-
шивые ‘утверждения, конечно, ‘не имеют
ничего общего с действительностью; Мы не
должны забывать того факта, что фаптист-
ский режим Франко в годы войны тесно
связал свою судьбу с судьбой стран оеи,
что- было. оформлено не только на практи-
ке, но и в соответствующих документах.
	на. которые. представители Советского Go-
03а обращали в свое время внимание. Сове-
	7a безопасности и Тенеральной Ассайблеи.
	В частности, я имею в виду секретный
протокол, который был подписан между
	Терманией и Испанией о совместных дей-
ствиях против союзников в период войны.
Этот секретный протокол находится как
в. распоряжении советских властей — соот-
ветствующие документы были . захвачены
советскими войсками при оккупации Берли-
на, так и в распоряжении. правительства
Соединенных Штатов, делетация . которого
	могла бы при желании продемонстрировать
эти документы здесь, на Генеральной
	эти довументы
Ассамблее,
	Наконец, испанским вопросом занималась
также предыдущая сессия Генеральной: Ас-
самблеи, состоявшаяся в Нью-Йорке в 1946
тоду. В резолюции, принятой 12 декабря
1946 года, 0б’единенные нации вновь осу-
дили политически и морально фашистский
режим Франко, приняв решение рекомендо-
вать всем государствам, поддерживающим
дипломатические отношения © франкиет-
ской Испанией, отозвать из Мадрида своих
аккредитованных представителей, а Совету
безопасности была дана рекомендация pac-
смотреть в ближайшем будущем вопрос о
режиме Франко.

Резолюция Ассамблеи . предусматривала
также лишение ‘правительства Франко пра-
ва принимать участие в. международных
учреждениях, созданных или поставленных
в связь с ООН, и лишение ‘его права участия
в любой деятельности, которая может про-
водиться 00 или этими учреждениями.
	Делегация СССР указывала в свое время,
что принятая на предыдущей сессий резо-
люция является также слабой, она поддер-
живала предложение о полном разрыве ди-
пломатических отношений с франкистской
Испанией. Тем не менее даже принятие ре-
золюции, предусматривающей отозвание из
Мадрида аккредитованных представителей,
явилось птагом вперед по сравнению с пре-
дыдущими решениями, так как оно наноси-
ло новый удар по фашистской клике Фран-
ко и тем самым укрепляло надежду испан-
ского народа и испанских демократических
сил на то, что Об’единенные нации не’ про-
сто проявят сочувствие к народу Испании,
	Не только внешняя политика франкиет-
ской клики, но и внутренний порядок,
установленный в Испании после удушения
Испанской республики. свидетельствуют
	испанской республики, свидетельствуют
0 TOM, что мы имеем дело с фатиестевим
	режимом со всеми его атрибутами. В рас-
поряжении Генеральной Ассамблеи и Сове-
та безопасности имеются многочисленные
данные, представленные .как испаневим
эмигрантеким правительством, так и пред-
ставителями разных государств -—— членов
	OOH, подтвержхающие,. что. режим Франко
	в Испании держится только благодаря тер-
реру и насилиям точно так же, как в свое
время держался фашистский режим В ГИТ-
леровекой Германии.
	Вот уже на протяжении © лет испанский
народ стонет под фашистским игом. Однако
я мог бы привести многочисленные факты,
сообщения о которых были. опубликованы
в изобилии в мировой, в том числе и в аме-
риканской, печати, свидетельствующие о
том, что народ Испании не потерял веры
в свое освобождение. Естественно, что’ его
взоры прежде всего устремляются в ООН,
от которой он ждет помощи и поддержки.
Нашим долгом является прислушаться к
голосу этого народа и протянуть ему руку
помощи,
	Мы не можем сомневаться в том, что
горняки Астурии, несшие ‘в свое время
знамя борьбы против фашизма в первых
рядах республиканских бойцов вместе с