15 поября 1947 ry суббота, № 269 (2756)
	Севастополь
в эти дни
	СЕВАСТОПОЛЬ, 14 ноября. (По телеграбу
от корр. «Красного Флота»). Незабываеми
впечатление оставляет город русской морской
славы — Севастополь в дни подготовки у

ыборам. Восстановленные здания уран,
отея предвыборными лозунгами и плакат
ми. На предприятиях царит трудовой пох ен,

По вечерам улицы города, усыпанные
опавшей листвой акации, заполняются груп.
nama избирателей, направляющихея jy
предвыборные собрания. И первое имя, к.
	  Topoe Hashipalot севастопольцы, — это вов
	бесконечно Дорогое — имя Hocugy
Виссарионовича Сталина? Имя Сталина ках
первого Кандидата в Крымский областной
Совет депутатов трудящихся назвал на пез
выборном собрании коллектива Морского за.
вода Авдей Васильевич Гаджи.

Собрание, единодушно приняло решение
выдвинуть первым кандидатом в депутати
Крымского областного Совета депутатов тру.
дящихея Иосифа Висеарионовича Сталина п
просить его баллотироваться по Северному
избирательному округу № 61.

Имя Сталина первым было названо Tanxe
на предвыборных собраниях Центрального,
Ленинского, Корабельного, Стрелецкого и
других избирательных округов города-героя,
Севастопольцы выдвинули также в рых.
ский областной Совет кандидатуры верных
соратников великого Сталина — товарищей
Молотова, Жданова, Ворошилова, Бултанина,
Кагановича, Берия.

Трудящиеся” города вновь продемонетут.
ровали свою безграничную любовь и предан:
ность большевистской партии м советскому
правительству:

Кандидатами в депутаты Крымского обла
стного Совета выдвинуты также мно
товарищи, своим трудом помогающие воз
рождению родного города, воспитанию новых
калров строителей социализма.

Пантелеймон Андреевич Гиренко — одян
из лучших стахановцев «Севастопольстрол»,
Коллектив школы фабрично-заводекого бу
чения № 10 ‘«Севастопольстроя» наметил
его кандидатуру в областной Совет по (луе-
лецкому избирательному округу.

Кандидатура талантливого инженера-тех-
нолога начальника химического цеха элект
ростанции коммунистки Елизаветы Алекс.
евны Гришиной выдвинута’ избирателями
ГРЭС № 1 по Корабельному избирательному
		Верный сын
Родины
	КРАСНОЗНАМЕННАЯ АМУРСВАЯ 10-
ТИЛИЯ, 14 ноября. (По телеграфу от корр,
«Красного Флота»). На кораблях и в частях
Амурской флотилии с большим под’емом про
ходят предвыборные собрания, посвященные
выдвижению кандидатов в депутаты,
	Вогда матросы, старшины и офицеры
гвардейского монитора Н. собрались в
предвыборное собрание, чтобы наметить
своего кандидата в депутаты Хабаровского
краевого’ Совета, слово взял. ветеран кораб-
ля секретарь партийной организации гвар*
дии мичман Крылов. Он сказал:
	`— Нам нужно послать в краевой (0-
вет достойного представителя, который bn
честно и самоотверженно служил интере
сам Родины. Предлагаю выдвинуть от лит:
ного состава налего корабля кандидатом в
депутаты Хабаровского краевого Совета де:
путатов трудящихся контр-адмирала Неова
Васильевича Антонова. Под его командова
нием в памятные августовские дни 194
года корабли амурцев вместе с войсками
Советской Армии беспощадно громил
японских самураев. Родина высоко отмети
ла боевые заслуги контр-алмирала Антон
ва, присвоив ему звание” Тероя Советского
Союза. .

Кандидатуру Неона Васильевича Антон
ва елинодушно поддержали на предвый-
ных собраниях моряки многих кораблей &
частей флотилии, судостроители Хабаров-
ского завода им. Кирова, коллективы. судо-
ремонтных мастерских главной базы,
	Советский Союз рос и укреплялся в борь
ба против  националистической скверны.
Партия Ленина — Сталина разоблачила 1
обеспечила разгром великодержавных ‘1108
нистов и местных буржуазных националис“
тов, равно как и национал-уклонистов в pi
дах самой большевистской партии.

артия воспитывала трудящихся в дух
интернационализма и дружбы между наро
дами, решительно пресекала малейшие 1
пытки 60 стороны враждебных элементов
возрождать среди советских людей былую
национальную рознь и отчужденность. 1
эта многолетняя о работа большевистской
партии дала свои благотворные результаты:

Великая Отечественная война был
грозным испытанием для социалистяче“
ского государства. Это испытание было вы*
держано с честью. Победоноесное  заверше-
ние войны еше ярче показало окрешпую
мощь и прогрессивную силу Советского го-
сударства. Как указывает товарищ, Сталин,
советский тосударственный строй оказался
	эоразцом многонационального государства,
	такой системой государственной организа-
	Цин, где национальный вопрос и проблема
сотрудничества наций разрешены лучше,
чем в любом другом многонациональнох
государстве.

послевоенный период дружба народов
Советского Союза продолжает крепнуть п
развиваться. Новая сталинская пятилетка,
предусматривающая, как ‘и предыдущие
пятилетки, удовлетворение общих интере-
сов всех трудящихея страны ий националь-
ных интересов советских народов, стала
родным, жизненным делом тружеников
всех союзных республик. На Украине и в
рузии, в Киргизии и Армении, в Эстонии
и Молдавии — всюду советские люди горят
желанием выполнить ‘и перевыполнить
пятилетний план, всемерно ускорить темпы
нантего развития.

Народы Советского Союза знают, что BCE
их успехи неразрывно связаны с советских
строем, с героической деятельностью боль
шевистекой ‘партии, с ‘ленинско-сталинской
национальной политикой. H ona все боль
ше проникаются доверием и любовью к
родной Советекой власти, к великой боль-
шевиетской партии, к своему вождю, другу
и учителю товарищу Сталину. В мудрой
политике и руководстве партии Ленина—
Сталина народы СССР видят верный залог
новых побед на пути к КОММУНИЗМУ,
		КРАСНЫЙ ФЛОТ
			представителей трудящихся
Tarn AYWRUETS rAan_ Москвы
	 ’Предвыборное совещание
	Предвыборное совещание. представителей трудящихся:
	Молотовского избирательного округа гор. Москвы
	Представители трудящихся Молотовского избирательного округа единодушно
решили поддержать выдвижение кандидатом в депутаты Московского областного
Совета депутатов трудящихся
	Вячеслава Михайловича Молотова
	довоенную выработку, как справляют ново-
селье миллионы колхозников в новых домах.

Мне очень радостно  иазвать имя
Вячеслава Михайловича Молотова, выдви-
таемого кандидатом в депутаты Московско-
го областного Совета. Вячеслав Михайлович
является нашим избранником в Верховный
Совет СОСР и Верховный Совет РСФСР.
Тов. Молотов находится на очень ответ-
ственном, очень трудном посту. Я думаю,
каждый из нас, самых рядовых людей в стра-
не, прекрасно понимает и видит, как настой-
чиво, неутомимо, твердо и умело борется
Вячеслав Михайлович за дело мира, за инте-
ресы трудящихся, против поджигателей вой-
ны. От чистого сердца мы приносим ‘нашу
глубокую благодарность тов. Молотову за его
работу. (Бурные аплодисменты. Возгласы:
«Верному сыну советского народа товарищу
Молотову ура!», «Да здравствует боевой
руководитель советской внешней политики
Вячеслав Михайлович Молотов!»).

— Товарищи! Я уверена, что, выдвигая
от имени коллектива фабрики имени Кла-
ры Цеткин товарища Молотова кандидатом
в депутаты, выражаю мысли. и чувства
всех здесь присутствующих. (Продолжи-
тельные аплодисменты). Будем просить
Вячеслава Михайловича Молотова дать свое
согласие баллотироваться по нашему Мо-
лотовскому избирательному округу. (Вос-
торженная овация. Все встают. Раздаются
возгласы: «Да здравствует боевой соратник
товарища Сталина — товарищ Молотов!»,
«Великому Сталину — слава!»).
	С прониюновенной речью выступил ста-
рый педагог М. И. Жуков.
	— Счастье и слава советского народа
связаны с именем родного Сталина, с име-
нем руководимой им коммунистической пар-
тии большевиков, с именем его соратни-
ков, — говорит он, — Миллионы трудя-
щихся во всем мире произносят имя с9-
ратника великого Сталина — товарища
Молотова с глубоким уважением и любовью.
	От имени работников народного 0бразо-
вания я поддерживаю предложение 9 вы-
движении В. М. Молотова, кандидатом в де-
‘путаты Московского областного Совета. по
Молотовскому избирательному округу!

Зал отвечает на эти слова восторженной
овацией.

— Вячеслав® Михайлович Молотов, —
заявляет генерал-майор В. Г. Дьяконов,
	Предвыборные ` совешания в Киеве

стью единодушно выдвинул кандидатом
в депутаты областного Совета депутатов
трудящихся человека, с жизнью и деятель-
ностью которого связаны борьба и победы
нашей Родины, связано светлое будущее
наших детей и внуков. Этим человеком
является великий Сталин! (Бурные аплодис-
менты).

Вот почему е таким единодушием выдви-
1ают трудящиеся нашего скруга кандидату-
ру товарища Сталина в депутаты областного
Совета. Я призываю вас поддержать канди-
латуру товарища Сталина.

Вандидатуру товариша Сталина 10рячо
поддержали профессор Педагогического ин-
ститута имени Горького Г. С. Костюк, пред-
ставитель восьми тысяч о комсомольцев
Сталинского района гор. Киева — секретарь
райкома ЛЕСМУ Д. Г. Авксентьев. и др.

Окружное совещание единозушно приняло
решение — поддержать выдвижение канди-
хатом в депутаты Киевского областного
Совета депутатов трудящихся Иосифа
Виссарионовича Сталина.
	Воллективы фабрики имени Клары Цет-
кин, заводов «Манометр» и электромедицин-
ской аппаратуры, Министерства угольной
промышленности западных районов на сво-
их предвыборных собраниях единодушно, с
большим под’емом выдвинули кандидатом в
депутаты Московского областного Совета де-
путатов трудящихся Вячеслава Михайловича
Молотова. 1.200 представителей трудящих-
ся Молотовекого избирательного округа с0-
брались во Дворце культуры Метрюстроя на
предвыборное совещание, чтобы договорить-
ся о кандидате в депутаты.

Уже не раз в этом зале произносилось
имя ближайшего соратника великого
Сталина, боевого руководителя советской
внешней политнки тов. Молотова: он изби-
рался от трудящихся Молотовекого избира-
тельного округа в Верховные Сиветы СССР
и РСФСР. И кажлый раз избиратели отме-
чали торжественный день выдвижения кан-
дидата новыми трудовыми успехами. Так и
сейчас. № этому дню десятки’ предприятий
выполнили годовую программу. В ближай-
шие дни завершает план 1947 года вся про-
мышленность Молотовского района.

„Окружное предвыборное совещание с
большим воодушевлением избирает в почет-
ный президиум Политбюро ЦЕ BRII(6) во
главе с товарищем И. В. Сталиным.

Слово предоставляетея одной из старей-
ших работниц фабрики имени Клары Цет-
кин В. Я. Яковлевой. В этом же зале онз
первой назвала в качестве кандидата имя
тов. Молотова. Теперь она говорит: Е

— Рабочие и работницы, инженеры,
техники и служащие нашей фабрики оказа-
ли мне большюе доверие. Мне поручили пе-
редать окружному предвыборному совеща-
нию единодушное решение нашего собрания
© выдвижении кандидатом в депутаты Mo-
сковского областного Совета депутатов тру-
лящихея ближайшего соратника великого
Сталина -—— Вячеслава Михайловича
а (Продолжительные  аплодисмен-
Thi),

— Всего два года с небольшим, — про-
лолжает тов. Яковлева, — как закончилась
война, принесшая нам много испытаний.
Казалось, что многие ‘годы потребуются; что-
бы залечить раны, нанесенные нашему х9-
зяйству. гитлеровцами. Но у нас © вами,
товарищи, наша родная советекая власть, и
мы видели, как.отин за другим из пепла под-
нималиеь заволы, как шахты лают ев0ю
	RHEB, 14 ноября. (ТАСС). В центре
столицы Советской Украины расположен
Сталинский избирательный округ по выбо-
рам в Киевский областной Совет депутатов
трудящихся. На территории округа находят-
ся крупнейшие предприятия города: «Ленин-
ская кузница», орденоносный завод «Транс-
сигнал», старейнгий в стране университет
имени Т. Г. Шевченко и много других.
учебных заведений и учреждений.

Совещание открыл стахановец завода
«Ленинская кузнина» Н. В.  Шинкарчук.
Под бурные, долго. не смолкающие аплодис-
менты собравигихся почетным председателем
совещания избирается великий Сталин.
Несколько минут длится  восторженная
овапия, все встают. Раздаютея возгласы:
«Да здравствует товарищ Сталин!», «Вели-
кому вождю народов товарищу. Сталину —
слава! ».

Слово: предоставляется. инженеру . завода
«Ленинская кузница» И. М. Иващенко.

— Дорогие товарищи! — говорит он. —
Коллектив нашего завода с огромной радо-

професеор Артиллерийской академии имени
Дзержинского, — является крупнейшим

ученым нашей страны. Его работы в обла-

сти развития международных отношений,
теории государства нового типа, коллекти-
визации сельского хозяйства являются
ценным вкладом в нашу науку. С большим
удовлетворением встретил советский народ
решение об избрании В. М. Молотова почет-
ным членом Академии наук СССР. Выдви-
гая кандидатуру тов. Молотова, мы зваем,
что посылаем в Московский областной Co-
вет лучшего из лучших сынов нашей Роди-
ны, одного из организаторов и руководите-
лей нашей партии и Советского государст
ва, неутомимого и пламенного борца за де-
ло мира.

Бурными аплодисментами и здравицей
в честь товарища Молотова отвечают уча-
стники совешания на эти слова.

На окружном предвыборном совещании
выступили также старейший кадровый ра-
бочий, начальник цеха № 5 завода «Мано-
метр» И. В. Дуранцев, молодой етахановец
завода электромедицинской — аппаратуры
А. СД. Волков, секретарь  Молотов-
ского райкома ВЛЕСМ В. А. Перепечаев и
секретарь Молотовекого райкома ВЕП(б)
М. Ф. Лукьянова. В своих речах они также
горячо поддержали предложение 0 выдви-
жении кандидатуры тов. Молотова.

По предложению инженера завода «Ма-
нометр» Л. М. Попова участники окружно-
го предвыборного совещания единогласно
приняли постановление, в котором, поддер-
живая единодушное решение коллективов
предприятий и учреждений Молотовского
избирательного округа о выдвижении кан-
пе тов. Молотова, просят товарища

. М. Молотова дать свое согласие баллоти-
мы в депутаты Московского областно-
го Совета депутатов трудящихся по Моло-
товскому избирательному округу гор. Mo-
СКВЫ.

—  we лье

kt -) be Fe oS

Восторженной овацией было встречено!

предложение послать приветствие товарищу
И. В. Сталину.

Участники совещания обратились также  .

с приветствием к своему кандидату
товарищу В. М. Молотову.

` Окружное предвыборное совещание. при-
няло обращение ко всем избирателям окру-
га и избрало доверенных лиц для агитани-

онной работы на избирательных участках.
		Велозаводского избирательного округа гор. Мосн
поддержало выдвижение кандидатом в депутаты
Московского областного Совета
	Георгия Михайловича Попова
	Во Дворце культуры Московского авто-
завода имени Сталина вчера - состоялось
окружное предвыборное: совещание предста-
вителей трудящихся Велозаводского избира-
тельного округа г. Москвы, посвященное
сыборам в Московский областной Совет де-
путатов трудящихся.

На совещании выступил главный инже-
нер автозавода имени Сталина лауреат
Сталинской премии тов. Демьянюк. Он 600б-
шил, ‘что коллектив дважды орденоносного
автомобильного завода имени Сталина на
своем предвыборном собрании единодушно
выдвинул кандидатом в депутаты Москов-
ского областного Совета секретаря ЦЕ, МЕ
и МГК ВКП(б) и председателя Московекого
Совета Георгия Михайловича Попова.

— Каждому из нас, — говорит тов.
Демьянюк, — хорошо известна жизнь и
деятельность Г. М. Попова, неутомимого
‘организатора и руководителя московских
большевиков, видного партийного и государ.
ственного деятеля  ленинско-сталинекого
типа.

На трибуну один за другим: поднимаются
представители промышленных предприятий,
	расположенных в округе, — TT. Калмыков,
Веденеева, Сергеев. Поддерживая предложе-
ние автозаводцев, . они; с большой теплотой
говорят о тов. Попове, о больших работах,
выполненных под его руководством по
благоустройству столицы «и В частности
Пролетарского ‘района. ,

` Выступившие от коммуниетической орга-
низации района т. Левыкин и от комсомоль-
ской организации т. Степанов призвали
избирателей района поддержать предложение
автозаводцев о. выдвижении кандидатом. В
депутаты Московского областного Совета
Г. М. Попова.

Окружное совещание единодушно поста-
новило поддержать предложение‘ коллектива
автозавода имени Сталина выдвинуть
кандидатом в депутаты Московекого ‚ббласт-
ного Совета Г. М. Попова.

Совешание избрало доверенных лип и
приняло обращение ко всем избирателям
Велозаводекого избирательного округа.

С огромным под’емом принято приветствие
великому вождю советского народа товарищу
И. В. Сталину.
	В Ленинграде и Ленинградской области
	ЛЕНИНГРАД, 14 ноября. (ТАСС). эдесь
начались окружные предвыборные совеща-
НИЯ.

Огромный зал клуба Балтийского завода
заполнили текстильщики, кожевники, трам-
вайщики, кабельщики, работники научно-
исследовательских институтов. Окружное
предвыборное совещание представителей
73-го избирательного округа открыл на-
чальник конструкторского бюро лауреат
Сталинской премми Гасанов. На трибуну
полнимаетея инженер Харитонов.

— Многочисленный коллектив ¢y10-
строителей-балтийцев, — говорит он, —
поручил мне просить вас подлержать кал-
дидатуру лучшей электросварщицы нашего
цеха Зинзиды Степановны Бодуновой —
дочери потомственного судостроителя наше-
	го завода, воспитанницы комсомола. В су-

ровые дни блокалы тов. Бодунова припла
в наш цех, чтобы заменить на труловом
посту погибшего отца, Как в годы Великой
Отечественной войны, так и теперь, в годы
мирного строительства, она самоотвержен-
но трулится на блато Родины, совмещая
стахановокий труд < учебой в вечернем
техникуме.

Совещание единодушно постановило под-
держать канлидатуру 3. С. Бодуновой в де-
путаты областного Совета.

, : ** * &

Окружные предвыборные совещания CO-
стояливь также во многих районах Ленин-
града, городах и селах Ленинградекой об-
ласти. .
	„Личный состав крейсера П. единодушно выдвинул
кандидатами в депутаты Крымского областного Совета
	Иосифа Виссарионовича Сталина,
и Филиппа Сергеевича Октябрьского.
	дов, организатора побед Советского  госу-
дарства Иосифа Виссарионовича Сталина.

Затем выступил старший лейтенант Грос-
берг. Поддерживая кандидатуру товарища
Сталина, он предлагает также выдвинуть
кандидатом ‹ в.! областной Совет верного
соратника великого Сталина — Вячеслава
Михайловича Молотова.

— Вячеслав Михайлович Молотов, —
сказал тов. Гроеберг, — является выдаю-
щимся дипломатом, государственным деяте-
лем ленинеко-сталинского типа. Он на
международной арене ведет борьбу за
бессмертные идеи нашей Родины, за устано-
вление мира во веем мирё.

Офицер Петров предложил выдвинуть
в состав областного Совета адмирала
Филиппа Сергеевича Октябрьского. Он
рассказал о жизненном пути адмирала,
начавшего службу на флоте матросом.

На собрании выступили также главный
старшина Саунькин, старшина 1 статьи
Поспешиль и другие.

Участники собрания с огромным под’емом
постановили выдвинуть Иосифа Висеарио-
новича Сталина, Вячеслава Михайловича
Молотова, Филиппа Сергеевича Октябрь-
ского кандидатами в депутаты областного
Совета _`
	увенчалась созданием в 1924. году Союза
Советских Социалистических Республик.
Решающую роль в строительстве Советеко-
го Союза сыграл великий русский. народ.
На опыте РСФСР прошли первую основа-
тельную проверку Советская Федерация и
советская автономия, которые и были по-
ложены. в основу Государственного усгрой-
ства СССР. г

Созданный Лениным и Сталиным, пар-
тией большевиков’ Советский Союз превра-
тилея в великое и несокрушимое многона-
циональное государство, прочности которо:
го может позавидовать любое многонацио-
нальное государство. в любой части света.

Ленинско-сталинокая национальная по-
литика привела к могучему под’ему как
всей нзшей страны в целом, так, и каждой
из ве национальных республик и областей
в отдельности. Ликвидирована экономиче-
ская и культурная отеталость народов,
унаследованная от старого строя. Своими
успехами во всех областях. общественной,
хозяйственной и государетвенной жизни
советские народы нагзялно показали, что
освобожденные от оков социального и на-
ционального гнета ‘трудящиеся способны
создать великие материальные и духовные
ценности. Советская власть и большевист-
ская партия впервые в истории обеспечили
гармоничное сочетание общих и националь-
ных интересов всех трудящихся СССР и на
этой основе — расцвет патриотизма и
дружбы народов.

Исторические ‘успехи Советского Союза
в разрешении национального вопроса об’яс-
няютея социалистической природой нашего
государства. Советский, социалистический
строй, уничтоживший эксплоатацию и
эксплоататоров, обеспечивший свободу и
равноправие всем народам, ‘превративший
в незыблемый закон соблюдение интересов
каждой нации, сумел сплотить народы на-
шей страны в единую, нерасторжимую
семью. На основе победы социализма и B
результате огромной воспитательной рабо-
ты, проведенной большевистской партией,
расцвела великая дружба советских наро-
дов, превратившаяся в могучую движущую
силу развития нашего общества. На этой
основе вырос и расцвел животворный со-
ветский патриотизм трудящихся веех на-
циональностей СССР. Самый факт ‘победы
социализма» в нашей стране есть результат
творческой деятельности миллионов совет-
ских патриотов всех национальностей.
	ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ, 14 ноября. (По
телеграфу от корр. «Красного Флота»). С
большим под’емом прошло на крейсере Н.

‘предвыборное собрание, посвященное выдви-

жению кандидатов в областной Совет депу-

‘татов трудящихся. Собрание открыл коман-

дир корабля.

Первым выступил старший  инженер-
лейтенант Михеев.

— Вся героическая история борьбы и
побед советекого народа, — сказал он, —

‘неразрывно связана с именем величайшего

государетвенного деятеля, ученого и полко-
водна Иосифа Виссарионовича Сталина.
Уверен, что выражу надежды и чаяния всех
моряков крейсера, если назову нашим пер-
вым кандидатом в областной Совет того, кто
безгранично ‘дорог каждому советекому че-
ловеку, кто отечески заботится о нашем

.] флоте, — Иосифа Виссарионовича Сталина.

Бурной овацией встречают моряки это
предложение. Гремят возгласы: «Да здрав-
ствует великий вождь и учитель товарищ
Сталин!»,  «Родному Сталину — слава!».

На трибуне — старшина 2 статьи Ма-

монов. Он горячо, от всего сердца поддер-

живает предложение выдвинуть кандидатом
в депутаты областного’ Совета вождя наро-
	нового типа, где народы впервые в истории
0б’единялись как равные с равными.
Создавая национальную  государствен-
ность народов, Ленин и Сталин добивались
прежде всего, чтобы Советская власть ста-
‘ла родной и близкой каждому народу.
	С большим под’емом совещание: приняло
приветствие великому вождю народов
товарищу И. В. Сталину.

Совещание избрало 8 доверенных лиц и
приняло обращение к избирателям Сталин-
ского округа гор. Виева.
					Предвыборные совещания также состоя-
лись и в других избирательных округах
столицы Украины.
	Предвыборное совещание округа имени
9 января единодушно поддержало кандида-
туру в депутаты областного Совета В. М.
Молотова, Пушкинского избирательного ок-
руга — кандидатуру Л. М. Кагановича, 3а-
зодекого избирательного округа — кандида-
гуру Н. С. Хрущева, Железнодорожного
избирательного округа — кандидатуру
работника депо имени Андреева Героя Co-
циалистического Труда С. И. Голубицкого,
Васильковского избирательного округа —
кандидатуру мастера фабрики имени Карла
Маркса Н. А. Веременко. °
		_ Триумф ленинско-сталинской
национальной политики —
		Тридцать лет назад, 15 (2) ноября 1917
года, была провозглашена «Декларация прав
народов России», ознаменовавшая собой
новый период в развитии народов нашей
страны и всего мира. Декларация эта была
разработана товарищем Сталиным. Она при-
надлежит к числу важнейших документов
Великой Октябрьской социалистической ре-
волюции. В ней нашли выражение основные
начала ленинско-сталинекой национальной
политики Советской власти и большевиет-
ской партии.
	Декларация является одним из итогов
многолетней борьбы большевиков против
всех форм классового и национального угне-
тения. Вместе с тем она указывала‘ направ-
ление дальнейшей борьбы за окончательное
разрешение национального вопроса в’ нашей
стране. Особое значение «Декларация прав
народов России» имела и имеет теперь для
угнетенных народов всего мира. Она откоы-
ла. перед ними реальную перспективу
освобождения от империалиетического гнета,
указала путь этого освобождения. окрылила
надеждой на успех национально-освободи-
тельного лвижения.
	«Декларация прав народов России» —
это декларация победившей пролетарской
революции, которая открыла в развитии
наролов нашей страны период равноправия и
дружбы, которая создала основу для
строительства нового, социалистического
многонационального государства. «Деклара-
пия прав народов России» решительно про-
возгласила конец национального ‘гнета и
кснец политики вражды и ненависти ‘между
народами. политики натравливачия народов
друг на друга. Этой позорной политике
натравливания, которую проводили экс-
плоататоры, Декларация ппотивопоставила
сплочение народов вединую братскую семью.
При этом была подчеркнута мысль, что
грядущее единство народов может сложиться
только в результате свободы и равноправит
наций, на основе добровольного об’единения
народов и взаимного доверия их друг Е
другу. «Только в результате такого доверия
‘может сложиться честный и прочный союз
народов Роесии,— говорится в Декларации.
	народов. Советская власть нанесла удар и но! Будучи Наркомом по делам национальностей,
	этой политике колонизаторов, показав на де-
ле, что разделение народов на полноценные
и неполноценные есть злонамеренная такти-
ка империалистов, рассчитанная на создание
вражды и розни между народами, на ослаб-
ление их сил в межнациовальной борьбе и
столюновениях, на удушение народов. В
первые же дни своего существования Со-
ветекая власть позаботилась о том, чтобы
обеспечить равные права и свободы для ва-
циональных меньшинств и этнографических
групп. В этом также проявились глубоко
народный характер советекого строя, его
подлинная демократичность, его превосход-
ство над буржуаэным строем, угнетающим
малые народы, доводящим их до деградации
и вымирания.

Принципы и основные начала советской
национальной политики, изложенные в
«Декларации прав народов России», полу-
чили развитие в ряде других документов и
декретов Советской власти — в «Деклара-
		народа», в Конституции РСФСР 1918 года,
в статьях, выступлениях и документах,
разработанных Лениным и Сталиным и под
их руководством, в частности в докумен-
тах, оформивших возникновение CCCP; в
первой союзной Конституции (1924
года), а затем в великой Сталинской Кон-
ституции,

По каким основным линиям шло разви-
тие советской национальной политики?

Прежде всего, по линии законодатель-
ного закрепления и обеспечения на деле
свободы и равноправия народов.

Советская национальная политика раз-
вивалась, далее, в направлении выработки
форм государственного устройства народов
в системе единого многонационального го-
сударства, отвечающих как интересам всех
трудящихся страны, так и националь-
ным интересам каждого народа в отдельно-
сти. Ленин и Сталин разработали вопрос e
советской федерации как форме государ-
ственного устройства народов нашей страны:
И © советской автономии как форме связи
окраин с центром. При этом речь шла о
создании многонационального государства
	товариш Сталин требовал, чтобы советские
органы на окраинах, а также органы пар-
тии составлялись по возможности из мест-
ных людей, знающих быт, нравы, обычаи,
Язык местного населения, чтобы местные
трудовые массы втягивались во все облаети
управления страной. Массы должны повее-
дневно видеть и чувствовать на своем жиз-
ненном опыте, указывал товарищ Сталин,
что «...Советская власть и ее органы есть
дело их собетвенных усилий, олицетворение
их чаяний. Только таким путем можно
установить нерушимую духовную связь
между массами и властью, только таким
путем можно еделать Советскую власть по-
нятной и близкой для трудящихся Mace
в (И. В. Сталин, Соч., том 4, erp.
> Устройство выеших ‘органов  государ-
ственной власти и государственного управ-
ления Советской республики также исхо-
хило из необходимости и возможности удо-
влетворения национальных интересов на-
родов; В первом же составе Совета народ-
ных комиссаров был учрежден специальный
наркомат по делам национальностей—Нар-
комнац, во главе которого бесеменно нахо-
дился товарищ Сталин, лучший знаток на-
ционального вопроса и непререкаемый ав-
торитет в этой области.

Важнейшее направление в развитии на-
циональной политики Советской власти и
большевистской партии — ликвидация по-
следствий колонизаторской политики цар-
екого самодержавия, уничтожение хозяй-
‘ственной и культурной отсталости нацио-
нальных окраин, пол’ем материальных и
духовных сил народов. Партия не только
теоретически разработала эту жизненно
важную для народов проблему, указав пути
и средства их экономического и культур-
ного под’ема, но и обеспечила своим мудрым
руководством практическое решение этой
Исторической задачи.

uo жж *

Ленин и Сталин руководили борьбой

большевистекой партии и трудящихся на-
	шей страны з& создание мнотонациональ-.
	ного Советского государства. Эта борьба
	К 30-летию «Декларации прав
народов России»
oS
	Только в результате такого союза могут
быть спаяны рабочие и крестьяне народов
Роесии в одну революдионную вилу, споеоб-
ную устоять против всяких покушений со
етороны империалистеко-аннексионистекой
буржуазии». ‚

Декларация изложила основные начала
советской национальной политики:
	«Т) Равенство и’ суверенность народов
России.

2) Право народов России на свободное
самзопределение вплоть до отделения и 06-
разования самостоятельного государства.

3) Отмена всех и всяких национальных
и национально-религиозных привилегий и
ограничений.

4) Свободное развитие национальных
меньшинств и этнографических групп, на-
селяющих территорию России».

В этих предельно кратких формулиров-
ках были выражены огромные исторические
завоевания народов нашей страны, достиг-
нутые в результате свержения господства
эксплоататоров и установления диктатуры
пролетариата. Во всех буржуазных много-
национальных государствах и в прошлом и
сейчас существуют угнетение и’ неравно-
правие народов, их суверенитет’ растоптан
империалиетами. Октябрьская революция
нанесла жестокий удар этой волчьей поли-
тике колонизаторов. Нафоды нашей страны
впервые в истории сбросили иго националь-
ного гнета и поднялись до положения -наро-
дов, действительно свободных и действи-
тельно равноправных. Все буржуазные импе-
рии создавались насилием, железом и. кровью.
Советское государство строилось на основе
полнейшей добровольности, как братская
федерация свободных народов, за каждым
из которых сохранялось права самоопрете-
ления вплоть до отделения и образования
езмостоятельного государства.

Во всех буржуазных государетвах питро-
KO распространены расовая дискэиминация