тинон ЧИКОВАНИ_ НЕСНЯ - ПРУЖЬБЫ
	Вовый цикл стихов Н. Тихонова «Гру-
зинская весна» — выдающееся явление
советской. поэзии, `В нем русский поот <
вдохновением и любовью воспел Грузию
послевоенной сталинской пятилетки, нари-
совал. яркие реалистические картины › ге-
роического труда грузинского: народа.

Тема Грузии с давних. пор вошла в но-
эзию Н; Тихонова. Еще в 1935. году: он
создал стихи © живописной. и плодородной
Кахетии, о трудах и ‚обычаях кахетиниев.
	IEEE SE ES

В цикле стихов «Грузинокая весна» og?
	раскрывает новый период в жизни Гру-
sna. Bea книга посвящена созидательному
труду грузинского народа после войны,

Тихонов прекрасно знает нашу респуб-
лику. В продолжение 20 лет он исходил
Грузию вдоль и поперек;  собетвенными
глазами видел он, как грузинский народ
при поддержке великого русского народа
и братских народов всего Советского Сюю-
за строит” новую социалистическую жизнь.
Не зрителем, не туристом прошел по
Грузии `Н. Тихотов, а. непосредотвен=
ным участником созидания, каждое новое
явление в жизни республики становилось
предметом его. поэтического вдохновения,

После Отечественной войны поэт енова
приезжает в Советскую Грузию. Он 0бо-
тащается новыми впечатлениями, которые
легли в основу его цикла «Грузинская
весна». Будучи в Грузии, он читал нам
тогда еще не опубликованное стихотворе-
ние «Када». Это — воспоминание о б06-
вых днях Ленинграда: В стихотворении
хорошо передана горячая любовь веего со-
ветского народа к героичеокому городу, В.
те дни, находясь в блокированном Ленин-
граде, поэт получил 9т грузинской жен-
щины подарок — печенье — каду. Эта
простая .када становится для поэта сим-
волом любви и сердечноети советского. че-
ловека. Шоэт уверен, — ничто не может
нарушить великую дружбу советских на-
родов, мя =

Стихотворение «Када» — как бы воту-
пление. к тем темам, которые находят свое.
раскрытие. в цикле «Грузинокая весна».
В этих стихах внимание поэта  сосредо-.
TOTEM) на послевоенной действительности
республики, и понятно поэтому, что в пер-
вую очередь он останавливается на строи-
тельстве гиганта Советской Грузии —-
Руставского металлургического’ завода. Co-
зерпая Рустави, поэт говорит, чо «при
рожденьи великана мы присутствуем сей-
Час...», ОН Видит, что «дружбой сталинской
народов здесь равнина засверкала», ибо
на строительстве завода вместе с грузи-
нами работают ° мастера, прибывише с
Урала, Челябинока и Донбасса. Эта кар-
тина рождает «Песню © дружбе», В сти-
хотворении поэт описывает, как защи-
Щал уралец подступы к Кавказским го-
рам от фашистов, как он полюбил своего
соратника—бойца-тбилисца, как этот ура-
леп в настоящее время работает техником
в Рустави, _. ,

Другие советские люди с такой же био-
трафией ‘заверитили строительство  гидро-
электрической станции Храми, располо-
женной среди живописных гор.

С большем. поэтическим ‘чувством. напи-
сано стихотворекче «На Храмгосе» —
дио’ из’ лучших произведений цикла. Се-
дой инженер, строитель Храмгоса; видит
то близкое будущее, когда: coe oy

-- Золотые. кони. тока.
`Полетят. по. проводам \

И от их огнистой гривы

` Станет людям веселей,
‘Глаз блеснут их переливы
Среди улиц и полей.
	И в Тбилиси я с отвеса
Вижу с Цалкинских высот
Золотых коней Храмгэса `
В синих улицах полет,
	Несколько стихотворений посвящена
столице Советской Грузии — Тбилиеи. В
них воспевается не’ старый экзотический
Тбилиси, а новый социалистической го-
por. Поэт хорошю показывает, что с Тби-
IHCH не может сравнятьея. ни один из го-
родов. Востока — ни Багдад, ни Тегеран,
	Н. Тихонов. «Грузинская весна», «Огонек»
№№ 11, 45, 46, 51 за 1948 г. и №1 за 1049г.
На-днях эти стихи выходят отдельной книгой
в издательстве «Советский пяеатель».
	ибо в советском городе — «городе Сталин-
ского века»—-жизнь бьет ‘ключом, a Bar-
дад прозябает под гнетом; Тегеран «живет
как вы в дурмане йод надзором чужаков».

Одно из стихотворений Н. Тяхонова по-
священо Месхетии. Этот чудесный край,
богатый и плодородный, ‘несколько раз.
подвергался тубительным нашествиям ту-
рок, которые беспощадно; © „варвареким
остервенением уничтожали население, вы-
корчевывали сады и виноградники, раз-
рушали архитектурные памятники. В 01-
ном из районов Месхетии находится’ Ac-
MHAASCKOG ущелье, где знаменитый полко-
водец, ` грузинский царь Ираклий И в
1770 году нанес жестокое поражение ту-
рецкой армии, Вид этою знаменитого
ущелья рождает стихотворение «Сны Ас-
пиндзы», где историческое воспоминание
органически связано с нашей современ-
ностью. Лишь при советской. власти нача-
‘Лось возрождение этом района и всей Mec-
‘хетии. Появились новые сады, и‘ вино-
градники, выкорчеванные турками, бы-
ли вновь возвращены ‚краю. ‘Советекого
поэта радует возрождение Аспиндзы; он
воспевает творческий труд советских лю-
дей этого края... Обновилась и расцвела“
	‘юветокая Месхетия, пограничная же < ней
Турция стала ареной разгула алчных аме-
риканских империалистов, и поэтому‘ сек-
ретарь райкома, герой стихотворения,
	„.помнит: за рекою
опять лежит: граница.
И дышит по ущелью
Такой тревожный ветер,

Как в смотровые щели
Пред боем на рассвете.
	Цикл «Грузинская. весна» естественно
завершает стихотворение, посвященное
домику в Гори, rae родился великий
Сталин. В этом стихотворении выражена
безграничная любовь советских людей к
	своему вождю. Отоя у порога домика, поэт!
	думает

Как будто здесь сердце вверяешь `
Рукам дорогим и родным,
Себя да конца ‚проверяешь

>. Пред. домиком этим простым.
	По кругу дорог быстротечных
Вернувшись на этот порог, —
Услышишь, как плещется вечность,

‘Kak звездное море у ног.
	«Грузинская. весна» — подлинный ГИМН
творческому труду советских людей.
	Герои стихов Н, Тихонова — секретарь
райкома, сборщица чая; рабочие цитрусо-
вых плантаций, инженеры, строители, па-
стухи. . НЙ

Прошлой осенью я был свидетелем, как
Н. Тихонов читал свои стихи агрономам,
инженерам, и я веегда замечал, что згро-
ном с восторгом принимал стихотворение
© сборщице  чая; и ‚слушатели © восхище-
‘нием отмечали умение поэта передать. по-
эзию труда советских людей в, ярких, .све-
жих и точных образах. п

Н. Тихонов — человек неиссякаемой
энергии, он альпиниет, фольклорист, пре-
красный, рассказчик, хоропю. чувствующий
прелесть образной налодной речи,  чело-
век, любящий и понимающий природу.

В ввоей книге, ‘в стихотворениях «Раду-
ra 8 Carypamo», «Ha rope Зелазени». «Аб-
	хавокий` пейзаж» и других ‘он нарисовал
	замечательные лирические пейзажи.
	достными, сверкающими красками ` пере-
дана здесь ‘красота грандиозной  природн
	Грузии, ‘Эти. стихи како бы создают общую
	раму для тех’ больших поэтических кар-
тин, которые Н.-Тихонов рисует в своей
«Грузинской весне».

Гениальные поэты великого русского
народа — Пушкин, Лермонтов, [pndo-
едов в своих замечательных стихах вос-
пели природу Грузии. Грузия, ee жизнь,
ee природа издавна вошли в русскую поэ-
зию, как родная, близкая дли нее тема.
«Грузинская весна» Н. Тихонова, утвер-
ждая всем своим содержанием приндипы
социалистичеекого реализма, является про-
должением лучших традиций классической
русской поэзии.

„Новый цикл стихов Н. Тихонова — га-
дует тем, что в нем каждая строка проник-
ve высоким чувством советского `патрио-
тизма. Книга эть — прекрасный гимн ста-
линекой дружбе народов нашей страны.
		ЯНСКАЯ
			Крылатые блатыри“
	ЖДЕНИЯ Н.В. ГОГОЛЯ
	Это было в 1943 году далеко на Севе-
pe, за Полярным ругом, на аэродроме,
расположенном среди скалистых сопок, по-
крытых яркокрасными высокими. цветами
Иван-Чая и карликовой стелющейся  берез-
Бой. Детчик-истребитель Герой Советского
Союза Виктор Крупский сидел на траве
У крыла. своего ‘самомета, тотовый к Goe-
вому вылету по первому сирбналу. В’ те
памятные дни войны немецкая авиация
беспрерывными: бомбежками и  палетами
безуспешно стремилась вывести из строя
Кировскую железную дорогу. Звено’ Вив-
тора. Крунского ^ прославилось на’ Карель-
ском фронте тем, что’ оно: умело’ веляколен-
	но’ перехватывать и сбивать вражеские
самолеты, не допуская их до Кировской
магистрали.
	Вогда я подошла к Врупекому, он отло-
жит. в сторону книгу. Это был потрепан-
ный и зачитанный номер толетого ленин-
градекого журнала. у

С увлечением рассказывал Крупский 0
‘славных делах своих боевых друзей лет:
HHKOB-KOMCOMONBILEB.-

—— Когда-нибудь обо всем этом будут
написаны книги, — сказал он,—а вот это,—
и, взяв в руки журнал, Крупский протя-
нул его мне, — это наша история, рожде-
ние русской авиации. — П. немного помол-
	чав, продолжал: — Аороню бы узнать,
дожил ли кто-нибудь из них до наших
дней. :

С тех пор прошло несколько лет. И вот
сейчае вышел в свет роман Виссариона
Саянова «Небо и земля». Первую часть
этой книги тогда, в 1943 году, вниматель-
но читали Виктор Крупский и его друзья
в далеком Заполярье; жадно интеретясь
историей отечественной авиации: славны-
ми продолжалулями и творцами кот,рой
были они сами. . -
	Герои книги Саянова =— первые pyc-
	  ские авиаторы. ` Труден и терниет был
	путь этих людеи в царской России, среди
чиновников, He дороживших ‘славой и
‘честью своей отчизны. В. баянов расска-
зывает историю знаменитого русекого лет-
чика, мастера высшего пилотажа Нестеро-
ва, первым в мире проделавшего мертвую
петлю, открывшего новую страницу в авл-
ации, ‘В Главном штабе Нестерова ne ли-
били, «В одиночестве закалялея характер
великого летчика. Царское правительство
губило много гениальных изобретений. и
порой Нестерова пугало, что ему суждено
увеличить и 0ез того длинный список рус-
ских неудачников». р

0 мертвой петле писал выдающийся рус-
ский ученый профессор Жуковекий еще за
два десятилетия хо опытов Нестеоова. И
	Зоетави. ретротрады, не верили в эти олы-
TH. 2

«В. “окрикам реакционных pycernx Rpy-
гов вскоре присоединились голоса из-за
границы. - Французские конструкторы и.
немецкие теоретики авиации высказывали.
свое неверие в успех Нестерова, отрица-
ли его опыты, указывали, что авиацин. не
пойдет по избранному руеским смельчакох
пути. .

Все честные русские люди почуветво-
вали в торопливом. осуждении нестеров-
ской мертвой петли иностранными авиаци-
онными деятелями. какой-то подвох. Оче-
видно, за границей готовились присвоить
открытие русского гения».

Так было со многими талантливыми
пионерами русокой авиации. Покончил ‘са-
моубийством один из героев романа В. Сая-
нова. изобретатель ‘Сергей Победоносцев. За
несколько дней до смерти, уже отчаявиияй-=
ся и потерявший всякую належду на при-
знание; он говорил своему брату Глебу:

«— А ведь почему против моего изобре-
тения так настроены хозяева? Да потому
только, что невыгодно им пускать в хот
русское изобретение. Завод нат наполови-
ну принадлежит иностранцам, ‘и они
боятея каждого новшества, грозящего кон-
куренпией.

... Месяца два назад представитель фир-
мы предлагал мне поехать в: Берлин и там
заключить договор. Но я ему сказал, что.
множить число русских изобретений,
присвоенных иностранцами, не собираюсь».

8. Саянов. «Небо и земля», изд-во «Молодая
гвардия», 1948, 552 стр.
	AGIOMCESE - раболепие перед Запалом
искусственно задерживало, тормозило раз-
витие русской авиации. Но, несмотря на
все -` рогатки, замечательные. русские
летчики умножали славу своей Родины,
устанавливали приоритет в высшем пцло-
таже, первыми. создали, мощный самолет
«Илья Муромец»; по образцу которого вы-
пускалн” затем машины многие иностран-
ные фирмы. -
	С неослабевающим ‘интересом следит
читатель зао судьбой героев. романа’ —=
Глеба Победоносцева, Быкова, Тентеннико-
ва. Их’ судьбы тесно’ связаны е историей
родного варода. Дыхание жизни проходит
‘Через всю `` книгу, через личные судьбы
	героев, их любовь, разлуки, ветречи. Рё:
	шающее“ влияние на ‘Всю. Жизнь трех
	друзей оказала дружба зе больпевиком=-
	подпольщиком Николаем Григорьевым. Как-
то в тяжелые минуты, раздумывая о пред-
стоящих  Зисныганиях ‘в борьбе & чиновной
бюрократией ^ царизма, Быков’ спросил у
Григорьева: ^ «— Значит, не мечтать ни`о
чем? Не верить в завтрашний ‘день’ рус-
ской авиации?

— Bepars, обязательно верить, —
убежденно ответил Николай. — Но ни на
иинтту нельзя забывать, что расцвет
авиации в Россий начнется только после
грядущей революции».

Bes зкизнь героев. романа, © борьбой,
радостями и горестями, изображена авто-
ром живо и увлекательно.
	В годы гражданской войны Победонос-
цев, Быков, Тентенников: были одними из
первых. летчиков м советской
страны. 6
  «Mr -——- люди того поколения, 0 кото-
ром через триста лет будут товорить с
завистью, — думал Глеб, — ведь мы бы-
ли чуть ли не повивальными бабками но-
вой техники...»

С тех пор как прошли по грозовым
военным лорогам терби Саянова, минуло
более триднати лет.
	«У нас не было авиационной промыш-
ленности, У нас она есть теперь», —
говорил товарищ Сталин. И эти слова
нашли  блистательное подтверждение в
годы Великой Отечественной войны, когда
слава о героизме и мастерстве советских
летчиков облетела весь мир, когда впрах
была разбита хваленая` глтлеровская авиз-
ция. Исполнилось желание лейтенанта
Виктора Врунского, и его друзей. Четвер-
тая и последняя часть книги В. Саяно-
	ва — «Онова в пути» написана уже 0.
наших днях, о совсем недавнем прошлом,
	96 Отечественной войне, о том; как вместе
со своими учениками, пилотами Уленко-
вым, Лариковым, сыном Быкова-—Иваном
и многими, многими другими, дрались 32
	советскую. Родину ветераны. русской авиа-.
	ции Рыков и Тентенников.

В романе В. Саянова ярко показано ко-
ренное различие между тяжкой юностью
Победоносцева,. Быкова и светлой юностью
наших молодых советских летчиков, 0 ко-
лорых заботится и которых пестует вся
	‘страна. Й если Победоносцев и Тентенни-
	БОВ ИЗ-за экономической отсталости пар-
свой России совершали свои героические
подвити на «летающих гробах» иностран-
ого происхождения — на  «Датамах»,
«Фарманах», «Ньюпорах», то молодое
крылатое поколение сталинских соколов,
0 которых пишет. В. Саянов, оснашено са-
мой. передовой в мире, первоклассной тех-
никой — самолетами нашей. отечеетвенной
советской конструкции. В этом еще раз
	эовотовуА вковотрувции, о 97Р0М Cie Pas
сказывается великолепная сила. сопиали-
	стического строя, тот огромный. путь, ко-
торый прошла наша Родина за годы cra-
линеких Пятилеток.
	Есть в романе и недостатки. Ряд сцен
	написан как бы скороговоркой, сухим,
подчас протокольным языком. Образы’ мо-
лодых пилотов Уленкова и Ивана Быкова
раскрыты ‘менее художественно убедитель-
но, чем образы их: старших товарищей.

Но в целом плодотворный итог много-
летней писательской работы В. Саянова,
роман «Небо’ и земля», — ‘эта свовобраз-
ная история трех поколений русских: лет-
Чиков, — ‘ценный вклад в советскую ли-
тературу. .

Виргизовая проза” мелода. ей насчиты-.
вается немногим более двалцатио лет, а
роман и вовсе является для киргизской
литературы новым жанром. Одним из за-
чинателей этого жанра пб праву можно
считать Тутельбая `Сыдыкбековае

Под благотворным влиянием русской
прозы возникла у писателя мысль © ©08-
дании большого реалистичеекого  полот-
На — эпического произведения, посвящен:
ного трудовой. жизни родном нарюла.

В романе «Люди наших дней» Сыдык-
беков широко и зорко увидел новую жизнь
киргизекого народа, новые качества этой
жизни. Писатель сумел показать поэзию
колхозного труда, огромный рост социаля-

‚  СТИЧесвого сознания Ерестьянових Wace

Киргизии, силу и сплоченность колхозного

коллектива, подлинную братскую дружбу

советских народов,

В начале романа описывается день, коГ-
да колхозники выходят на строительство
электростанции; здесь и Колхозный вожак

Шамбет, и его друг Сергей — сын русско-

го кузнеца Димитрия, много лет назад. пе-
реселившегося сюда из Сибири, Тут и
худощавый Чафгын, и старый мырап Ак-
ман — бригадир поливов, «знающий язык
воды, ее привычки и капризы». Здесь
и подруги-комсомолки: дочь Димитрия Ма-
руся — Макиш, как зовут ‘ее колхозники,
красавица Зарыл, скромная,  молчаливая
Батиш, веселая, спорая и на работу, и на
строе словечко Акия. Все они увлечены
работой, им уже чудятся яркие электриче-
ские огни, которые скоро озарят колхоз.

‚ Но то был воскресный лень 22 июня
1941 года. Н вот мчитея к работающим
верховой с тревожной вестью: - «Война!»
Тут же у канала председатель колхоза
коммунист Шаумбет говорит на митинге:

«Великая партия Фенина-—Сталина в
мирные дни призывала нае в труду.
Мы — советские люди — дружно от-
кликались на этот зов... Великая партия
зовет> Нас теперь на защиту Родины и
свободы, завет на боевые подвиги.-Й снова
мы откликнемся на призыв партии!».

_ Многие джигиты колхозного  кыштажа
ушли на фронт, те, кто остались в колхозе,
© удвеенным рвением взялись за работу:

«Люди наших дней — советские лю-
ди, — говорит автор, — He Jaa того
годами добивались счастья, чтобы враг
разбил э10 хчастье.. Народы необ’ятной
страны ветали под знамена чести: Сталь
в руках у них крепче, чем у врага. Му-
жество их неиссякаемю. За спиной у них
миллионы рук день и ночь куют оружие
победы».

Тутельбай Сыдыкбеков показывает, как
	BO время. войны в труде растут люди; как
	зреют их духовные силы,

Читатель ‚с Понимает патриотическое:
стремление - Чаргына Ronyposa быть на
	фронте и от всей души сочувствует Чаргы-’
	ну, когда он, узнав, что его нет в описках
мобилизованных, говорит; «Я приехал ео
своими товаришами -— ¢  Шамбетом. с
	He Трус, чтобы оставаться в юрте, когла
другие пошли на войну». Но мы скор
увидим: Чаргыя поймет, ‘что труд — это
тоже фронт,

Через некоторое время Чаргына вызвал
для беседы секретарь райкома. Аскар.
«Время сейчас такое, — говорит Аскар,—
что наши люди должны быть крепкими на
важдом деле. Нало расти». Вогла Чаргын
распрощался с секретарем райкома и вы-
шел на улицу, у него было такое ощу-
щение, будто он повзрослел.

Чаргына выбирают председателем кол-
	Х03& вместо ушедшего в армию Шамбета..
	  Никогда еше Чаргын не брал на себя такой
большой ответственноети. «Остаться на
‘всю  щизнь «худощавым Чаргыном»,
«длинноногим Чаке» — это не хитро, А
вот оправдать название «наш  предсела-
тель», как теперь зовут меня. колхозники,
гораздо труднее, — так ` размышляет
Чаргын. — Й все-таки этого надо ло-
биться. В войну люди делают невозмож-
ное; Сделаю a al».

Множество забот легло на плечи пред-
седателя, но он успевал повеюду. Торопил,
напоминал, требовал, проверял. Й многого
	Тугельбай Сыдыкбеков. «Люди наших дней».
Роман. «Советский писатель». 1948, 360 стр.

достиг. «А вель у меня ° Что-то начинает
получаться...—говорит он о себР.—Пшени-
па и масло отправлены. Кони, во главе ¢
Тентеккером, сданы... А сколько матери
‘HAPUTOBRAR рукавип, сволрко теплых. ве-
щей пожертвовали! Зарыл даже золотые
серьги сдала, 06 этом во всем районе
знают и уже начинают позражать. приме-
‘ру. Если бы 060 всем этом услыхал Шам-
бет, он, пожалуй, сказал бы: «Молодчина,
Чаргын! Ты не плохо продолжаешь м
дело!»

Честный, неуклюжий холостяк Чаргыи,
© котором досужие силетницы говорили,
что он произошел от «ветви дракона», &
девушка, на которой он женится, обречена
на смерть, — Чаргын нашел и свое лич-
ное счастье. Молчаливая Батиш поняла
его прекрасную душу и полюбила его.

е об одном Чаргыне — о многих кол
хозных людях, о силе коллектива рассказ
зывает нам Сыдыкйеков. Каждый. из ге-
роев романа совершает трудовые подвиги.
Старый мырап Акман берет на себя новую
дополнительную обязанность — выхажи-
вать коней для фронта; счетоводом стано-
вится Батии и даже юная шалунья Гуль-
нар, которая совсем еше недавно жила
ребяческаями мечтами, становится “‘табель-
щицей в колхозе. Девочка днем училась,
вечерами подсчитывала трудодни колхоз-
НИКОВ.

Как бы от лица всех колхозников от:
читывается Акия перел  приехавшими в
родной колхоз фронтовиками.

«Смотри, ` Сергей, на ota pyres! Чем
только не делали они; Чего. не испытали!
И землю копали, и камни выворачивали...
Все, что полагалось делать сильным лжи-
гитам, — все’ прошло чёрез наши руки.

— Я не для похвальбы показываю свой
руки, — праюлжала Акия:.. — Нет, не
хвалимея мы! Просто хотим ‘овазать:
«Перелай свонм ‘товарищам, пусть не Secs
покоятся. Все мы сделаем, всего у нас
хватит, Пусть’ на своей - RYDE испытает
Гитлер, с кем имеет лело..

Сылыкбеков © любовью и быт
родно№ кыштака, природу республики,
показывает лучшие черты дорлональнию
характера виргизов.

Нало сказать; что литературная редак-
пия романа (редактор В. Горбунов) береж-
Но сохранила в русском переводе напио»
нальный колорит произведения: Книгу
вводит нас в чувства и быт киргизов, не
«улучшая» и тем самым не снижая
правды пронзвеления. woe .

Весь роман освещен чудесным светом
оталинской  пружбы. советских наролов.
Еще. в детстве. не’ раз встречалоя   Сылыкбе-”
ков с сибиряком- -Ппереселенйем:” кузнепом
«длинноборолым Метреем» (Димитрием).
Димитрий прожал. в колхозе ‘больше. чем
сам автор книги; - Кузнеп. новатор киргиза.
ского сельского. хозяйства, пустившяй. В
обиход кыштака незнакомые здесь селъ-
скохозяйственные культуры. для писате-
ля — живая страница истории родного
края. Дочь Димитрия Маруся также из-
давна знакома романисту.

Сама жизнь подсказала арТору’ образ:
кузнепа Дихитрия. сама жизнь полготовн--
ла в романе ветречу киргизов с украинкой
Любой.

_Яюба пешком ушла от немцев. В пути.
У нее родился ребенок. Командир орудия:
киргиз Васеин Джайнаков спас молодую:
женщину. и отправил ее вместе. с млален-.
цем в родной кышитаЕ к своей матери Ka
ны.

Здесь Тюба Находит верных npysel, ре
принимают, как родную, — не может быть-
среди советеких люлей, какой бы нацио-
нальности они ви были, чужих aye
другу.

Незабываема сцена, aorta. Колховники
нарёкают побратимами маленького“ ‘укра-
ИНЦа и маленького виргиза — сына Шам-
бета, «Сын Шамбеть Дженышбек й сын
Любы, Микола-Аскер, пусть растут в
‘счастье и мире... — товорит старая кол-
хозница Вамка. — Пусть они будут. колы
бельными братьями под и нашей боль-.
пой страны».

..Историю Любы мы услышали во
время совместной поезлки © автором REET
по киргизсвим  селениям в 1943. rosy.
Во время вечернего отдыха у костра Сы-
	  дыкбеков записал рассказ молодой эвакуп-
	‘рованной украинки, ставший. Втор.
героини романа. _

Позади остались годы войны, Нани
герои ветретались — и те, кто сражался
© врагом, и те, кто неустанно трудился
д0м&. Встретились возмужавшие, многое
повидавшие, многому научивигиеся, . чтобы
й новой силой и энергией прололжать с9-
зидательный труд. Люди большой и свет-
20й судьбы, они видят в этом Трузо
счастье, — te

Роман кончается тем, что ROTXKOGHAEN,
выштака снова выходят на строительство.
электростанции, _ :

«Шамйет спрыгнул на mio канала,
размахнулея кетменрм. . Силен его улар,
глубоко входит кетмень, отваливает THe:
желые глыбы земли,

— Поторапаивайтесь, родные, потараи-,
ливайтесь! — громко кричит могучий
Джигит, — В зиме в Ramany доме должен
загоретьея` чузесный огонь!..   Г

—= Horopansuvabrecs, родные, ‘поторап-
ливайтесь! »
	_`.В СОЮЗЕ СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ СССР
	Вечер, посвященный творчеству
Н. В. Гоголя
	Вся советская страна. отмечает 140 лет.со
дня рождения Николая Васильевича Гоголя,

В Центральном доме’ литераторов ‚вчера
соегоялея ‘вечер московских писателей, *
С докладом о творчестве Н. В; Гоголя вы:
ступил.Н. Степанов. ^^‘   и

В художественной части вечера артистами
московских театров были “исполнены сцены
из. спектаклей «Ревизор», «Мертвые ‚души»,
«Женитьба», отрывки. из. прозаических про»
изведений Н. В. Гоголя, арии из.. опер-
«Майская ночь», «Ночь перед рождеством»,
«Сорочинская ярмарка». В концерте приняли
участие народный артист СССР А. Грибов, °
народные, артисты РСФСР. О. ‚ Абдулов.
В. Бендина, заслуженные артисты. РСФСР.
В. Белокуров, И. Залесский, Ч. Свободин и
другие.
	 ИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
№27 ар 3
	Ниневии нива нони нии линии ринев и вионавинонних

SS EAM велвыих русских о и про’

ам ных чм OTIC русский писат

“eo Uormnnatm anwner a1?
	¢
Н. СТЕПАНОВ
		К 140-ЛЕТИЮ СО ЛНЯ РО
	Этот мир возвышенных. чувств, мир
истинного патриотизма Гоголь противопо-
ставил миру современной ему николаев-
ской России, ее крепостническим устоям,
ве пошлости и безнраветвенноети. В «Мир-
городе» и «Арабесках» раскрылись с боль-
	жит. Николаю Васильевичу Гоголю.
Его имя юбычно произносится велед за
	именем Пушкина не только потому, что он
	выл ем младшим современником, но и по-
тому, что ‘он продолжил и развил начатую
Пушкиным реалистическую линию русской
	лит ратуры.,

Уже появление «Beepoa Ha хуторе близ
Диканьки», этой  неувядаемой,  люби-
MOH нааним  юношеством книги, ‹ евиле-
	тольетвовало O TOM, что в литературу в-
	щел писатель оригинальытый, самобытный,
проникновенно чувствующий ‘все благоуха-.
	ние поэзии жизни родпого народа. По мере
развития своего таланта Гоголь стаповит-
Ca «поэтом жизни действительной», “Kak
называл его В. Г. Белинский, достигая все
большей глубины в раскрытии душевного
богатства народа, все большей верности в
изображении. современной. ему жизни Рос-
сии.

Пламенная : любовь к ролной земле со
всей силой ‘сказалась В его геровческом
эпосе; повествующём о борьбе народа 33
свою национальную независимость, —«Та-
раке Бульбе». Вдохновенно и ярко Гоголь
пюказал богатырскую силу народа, ем мо-
гучее патриотическое чувство, готовность
пожертвовать жизнь за, родину, высокое
понимание товарищества. .

«Отец любит свое дитя, мать любит’ свое
дитя, дитя любит отца и мать, — говорит
Тараю Вульба,—Но ovo ne ло, братцы, лю-
бит и зверь cane дитя! Но породниться
родством по душе, а не по крови, может
один только’ человек. Бывали и в других
землях товарищи, но таких, как в русской
земле; ‘на’было’ таких товарищей... ner,
братцы, так любить, как может любить
русская душа, любить не то, чтобы умом
или чем другим, а всем, чем дал бог, что
ни ость в тебе —а!..» сказал Тарас и
махнул рукой, и-потряс селею головой, и
усом моргнул, и сказал: «Нет, так любить
Никто не может!»
			CJib-HaTDHOT
	ной жадности, тупости, наглости, отвра-
тительного тунеядетва, 3a этим страшным
миром помещичьей России Гоголь ощущал
скованную; ‘но живую душу страны — ee
великий народ.

Именно это и наполнилю его поэму тем
патриотическим пафосом, который так яв-
ственно сказалея в. лирических отетупле-
ниях, там, где писатель говорит © Родине.

Первую часть своей поэмы Гоголь за-
кончил ‚бессмертным образом иль
несущейся. вперед тройки:

«Чудным” звоном “заливаеея колоколь-
чик; гремит и’станевится ветром ‚разорван-
ный в куски воздух; летит’ мимо все, что
ни есть на земле, и косясь посторанива-
ются и дают ей дорогу другие народы И
государства».
	«одесь ли, в тебе ли не родиться бес-
	предельной. Мысли, Kora TH вама без кон-
ma? Здесь ли не быть богатырю, Korda
есть место, где развернуться и пройтись
ему?» — восклицал писатель, obpamance
5 родной ‘стране. .

Гоголь не видел. путей для, преодоления
социальных противоречий. On. me понял и
в ужасе отвернулся от революционного
протеста Белинского,  выражавшегм на-
строения пробуждавшизея крестьянских
масс. Он испугалея ‘тех выводов; которые
делали. йз ето произведений‘ передовые лю-
ди страны. Писатель мучительно пыталея
искать выхода на’ путях морального улуч-
шения человека. Но’ни гуминиая жалость
в забитым белнякам—Башмачкиным, ня
горький, но бессильный протест Попри-
щина не могли противостоять миру пре-
успевающих  Вовалевых и’ Собакевичей.
ВБесплодность поисков только способетво-
вала APIBCTRPHA BIW слраданиям писателя,
	YHOPHO’ # последовательно ‘разруиала ero
	душу. В «Выбранных. местах из  пе-
реписки с друзьями» Гоголь ‚ изменил
TOMY направлению, которому он ло этого
служил своими произведениями. И Белин-
ский, так высоко  ценивший творчество
Гоголя, в своем гневном письме к нему
со всей страстью благородного негодования
разоблачил мракобесие этой реакционной
книги, свидетельствующей о падении та-
ланта писателя, всю пагубность его про-
поведи ‘примирения с, николаевской дейет-
вительностью, Гоголь был искренне по-
Трясен этим суровым осуждением,

Последующие поколения, следуя за Бе-
линеким, отбпосили, как жалкие и нело-
стойные великого. писателя, поучения Го-
голя последних лет, по высоко‘ подняли,
как знамя боевого искусства, его истин-
но. художественные произвеления’ и` содер-
жащиеся в них демократические идеи, —
‘те илеи. которые, по ‘словам Ленина, ле-
лали Белинского и Гоголя писателями
«дорогими... всякому порядочному челове-
ку на Руси»... .

Произведения великого реалиста оказали
огромную помощь представителям pepoato-
ционной демократии — Белинскому, Чер-
нышевскому, Добролюбову — в их борьбе
‚за искоренение социального зла, за осво-
бождение народа от власти «мертвых душ»
тогдашней России, Велико -было. влияние
этих произведений: и на все дальнейшее
развитие ‚нашей художественной литерату-
ры, на творчество ее корифеев-——Тургенева,
Островского, Некрабова, .Салтыкова-Шед-
рина.

Творчество Гоголя =— глубоко самобыт-
ное, ` национальное, раскрывающее яркую
талантливость русского народа. Хуложест-
венная сила его’ замечательных произвеле-
ний, их страстный пафос’ пламенной люб-
ви к Релине, гордости за свой. наро и.
непримиримой ненавиети к ero yrueTaTe-
лям слелали по праву имя великого рус-
ского писателя-патриота одним из самых
любимых имен у нашем мпегонациональ
ного советского читателя.
	%

Комедия: вооружила против писателя pe-
	шой силой сатирические, обличительные   акпионные верхи тогдашней Росеий. и on
	стороны гоголевокого таланта..

_ Великий“ `Пушкия был первым, вто 1по-
чувствовал и оценил всю силу сокруши-
тельного гоголевеком: ‘смеха. Он стал‘ дру-
гом и еоветником мололого писателя и за-
ботливо поллержал его на пути критиче-
свого освещения действительности, давше-
го направление всей ‘последующей русской
литературе; -целью которой была борьба с
самолержавно-врепостническиим строем.
«Самые светлые минуты моей жизни, —
писал вцоеледетвий Гоголь, — были мину-
ты, в которые: я тверил. Когда я` творил,
я видел перед собою только Пушкина...
мне дорого было его вечное и непрелюжное
слово. Ничего не предпринимал, ничего не
писал Я без его совета. Все, что веть у ме-
	  ня хорошего, всем этим я обязан ему. И
	теперешний. труд мой есть его создание. Он
взял с меня клятву, чтобы я писал, и ни
строчка не писалась без того, чи он не
‘являлся в то время очам моим».

Пушкин вдохновил Гоголя na создание
самых великих era произведений — «Pe-
визора» и «Мертвых душ».

В своей гениальной вомедии «Ревизор»
Гоголь, по его словам, «решилея собрать в
одну кучу все, дурное в России», «все нес-
праведлиности, какие делаются в тех местах
и в тех случаях, гле больше’ всего требует-
ся от человека справедливости, п за одним
разом поемеяться нах всем». Разящияй смех
Гомодя обличал ‘страптый `` и: мертвенный
		  вынужден был уехать за границу. Но и 38
границей писатель живет только интере-
сами родины, думами © своем народе. Там
OH сбздает знаменитую эпопею — поэму
‘«Мертвые души». с
Белинский писал о «Мертвых душах»,
что это «творение число. русекое, напио-
нальное, выхваченное из тайника народной.
Жизни, столько же истинное, сколько и
патриотическое, ‘беспощадно сдергивающее’
‘покров © деймтвительности ‘и дышащее
‘страстною.., кровною любовию к плодовито-
му зерну русской жизни; творение необ’ят-
но-художественное по’ концентии: и выюл-
нению, по характерах действующих лиц и
подробности русского быта, — и в 10 же
врёмя глубокое по мысли, социальное, 0б-
щественное и историческое...»
В этой книге Гоголь выступил суровым.
и непримиримым судьей крепостнического
хтроя. «Мертвые души» — ato хозяева
тогдалтнего государства, стралнные orcyT-
ствием в них всего человеческого, жеем-
кие и нелостойные имени человека вла-
дельцы миллибвов крепостных крестьян.
г Силз и меткость гневных ударов Гого-
ля определялись. сваой его любви к Ро-
дине, верой в великое будущее её народа.
Писатель вилел не только «мертвые лу-
ши» николаевекой монархии, всех’ этих
(юбакевичей, Маниловых, Ноздревых,
Плюшииных, имена воторых давно стали
в русской литературе. символом чувищ-