aS
	ПРЕМ
		О присуждении Сталинских премий
	за выдающиеся‘ работы в области
литературы и искусства 3a 1948 год
	ОКОНЧАНИЕ. НАЧАЛО СМ. НА 1 СТР.
	3. Оперного искусства
	И. Балетного искусства
	К. Живописи
	Л. Скульптуры
	9. За спектакль «Препость на Волге»
в Куйбышевском Государственном драмати-
ческом тезтре имени М. Горького: Гершту
Мееру Абрамовичу, заслуженному артисту
РСФСР, постановщику; Бабичеву Юрию
Николаевичу, художнику; Кузнецову Вик-
тору Ивановичу, артисту; Шебуеву Георгию
Александровичу, заслуженному артисту
РОФСР.

6. Муратову Степану Михайловичу, на-
ролному артисту РОФСР — за исполнение
	Премию ПЕРВОЙ степени
	oa спектакль «Борис Годунов» B Locy-
дарственном Академическом Большом теат-
ре СССР: . Голованову Николаю Семеновичу,
народному артисту СССР, дирижеру; Бара-
тову Леониду Васильевичу, заслуженному
деятелю искусств РСФСР, режиссеру; Федо-
ровсному Федору  Федоровичу, народному
хуложнику РОФСР; Шорину Михаилу Геор-
	Премии ВТОРОЙ степени
	1. За спектакль «Иван Сусанин» в Ra-
евском Государственном Академическом
театре оперы и балета имени Т. Шевченко:
Стефановичу Михаилу Павловичу, народно-
му артисту Украинской ССР, постановщи-
ку; Тольбе Вениамину Савельевичу, заслу-
женному артисту Украинской ССР, дири-
жеру; Хвостову-Хвостенно Александру Ве-
ниаминовичу, народному художнику Укра-
инской ССР; Роменскому Михаилу Де-
мьяновичу, народному артисту Украинской
ССР; Шолиной Галине Семеновне, артистке;
Томм Элеоноре Николаевне, артистке; Ки-
поренко-Даманскому Юрию Степановичу,
народному артисту Украинской ССР.

2. 3% спектакль «Проданная невеста»
в филиале Государственного Академическо-
то Большого театра СССР: Покровскому Бо-
рису Александровичу, заслуженному арти-
сту Белорусской ССР, постановшику; Дми-
триеву Владимиру Владимировичу, заслу-
‘женному деятелю искусств РОФСР, худож-
нику; Нондрашину Кириллу Петровичу,
дирижеру; Вайнонену Василию Ивановичу,
заслуженному артисту РСФСР: Масленни-
	Премию ПЕРВОЙ степени
	бухчшвили Илье Ильичу, народному
артисту Грузинской ССР, и Рамишвили
Нине Шалвовне, заслуженной  артистке
Грузинской ССР, — ва постановку новой
	_ Премии ВТОРОЙ степени
	1. За спектакль «Раймонда» в Ленин-
традском Академическом театре оперы и
балета имени С. М. Кирова: Сергееву Кон-
стантину Михайловичу, заслуженному ар-
тисту РСФСР; Дудинской Наталье Михай-
ловне, заслуженной артистке РСФСР; Ани-
симовой Нине Александровне, заслуженной
	_ артистке РОФСбРунаплану Свысну Шлемо-
	вичу, заслуженному артисту РСФСР; Вир-
саладзе Симону Батратовичу, заслуженно-
му деятелю искусств Грузинской ССР,
хуложнику-.

2. За спектакль «Лейли и Меджнун» в
Талжикском театре оперы и балета: Бала-
	Премию ПЕРВОЙ степеии
	Пуврыниксам (Куприянову Михаилу  Ба-
сильевичу, заслуженному деятелю ие-
кусств РОФСР; Крылову Норфирию Ники-
THUY, заслуженному деятелю  искусетв
	Премии ВТОРОЙ степени
	1. Герасимову Александру Махайловичу,
народному художнику ССОР—за& картину
«И. В. Сталин У гроба А. А, Жданова» и
портрет В. М. Молотова.

2. Шурпину Федору Саввичу—за кар-
тину «Утро нашей Родины».

3. Решетнинову Федору Павловичу—3а
картины «Генералиселмуе Coperororo Co-
юза И. В. Сталин» и «Прибыл на канику-
лы». :

4. Финогенову Константину  Иванови-
чу — за серию рисунков <«Й. В. Сталин в
годы Великой Отечественной войны».

5. Нривеногову. Петру Александровичу—
ва картину «Победа».

6. Тоидзе Ираклию Монееевичу за ил-
люстрации в книге «Антология грузин-
CROW ПОЭЗИИ».
	Премии ТРЕТЬЕЙ степени
	1. Сбонолову-Скала Павлу Петровичум—
за картину «Краенодонцы»,
2. Иванову Виктору Семеновичу, Норец-
	Поемии ВТОРОЙ степени
	1. Вучетичу Евгению  Викторовичу—за
вкульнтурные портреты дважды Героя Сэ-
ветского Союза Т. Т. Хрюкина и Героя Co-
пиалистического Труда’ Назарали Ниязова.

2. Томсиому Николаю Васильевичу, 3а-
служенному деятелю искусств РСФСР —
	ролей: Тетерева («Мещане»), Сатина («На
дне»), Чугая («Хождение по мукам») и
Гринева («Московский характер») в Capa-
товеком Государственном драматическом те-
атре имени К. Маркса.

7. Скоробогатову Константину Василье-
вичу; народному артисту РОФСР—за ис-
полнение роли Суворова в спектакле «Пол-
ководец Суворов» в Ленинградском Акаде-
мическом театре Драмы имени А. С. Пуш-
КИНА.
	в размере 100.000 рублей
	тиевичу, хормейстеру; Пирогову Александ-
ру Степановичу, народному артисту СССР;
Рейзену Марку Осиповичу, народному а-
тисту СССР; Маисаковой Марии Петровне,
заслуженной артистке РСФСР; Козловсному
Ивану < Семеновичу, народному артисту
CCCP; Xanaesy Никанлру Сертеевичу, на-
родному артисту РОФСР.
	в размере 50.000 рублей
	ковой Леокадии Игнатьевне, артистке; Шу-
миловой Елене Иванювне, артистке; Нэлеп-
пу Георгию Михайловичу, народному арти-
сту РСФСР; Щегольнову Николаю Федоро-
вичу, заслуженному артисту РСФСР; Орфе-
нову Анатолию Ивановичу, заслуженному
артисту РСФСР.

3. 8a слектакль «Биржан и Сара» в
Казахском Академическом театре оперы и
балета имени Абая: Тулебаеву Мукану, за-
служенному деятелю искусств Вазахской
ССР, композитору; Джандарбекову Курман-
беку, народному артисту Казахской ССР,
постановщику;  Умбетбаеву Анварбеку,
народному артисту Казахской ССР; Байсеи-
товой Куляш, народной артистке CCCP;
Бейсековой Шабал, заслуженной артистке
Казахской ССР; Досымжанову Байгали, 38-
служенному артисту Казахской ССР; Не-
нашеву Анатолию Ивановичу, заслуженно-
му артисту Казахской ССР, художнику.
	4. Цыдыннапову Гомбожапу, народному
артисту СССР — за заслуги в развитии
Бурят-Монтольского театра.
	в размере 100.000 рублей
	программы в Государственном Ансамбле
ase Грузии и высокое мастеретво ис-
` полнения сольных партий.
	в размере 50.000 рублей
	саняну Сергею Артемьевичу, заслуженному
деятелю искусств Таджикской ССР, компо-
зитору; Валамат-Заде Гафуру, народному
артисту Таджикской ССР, балетмейстеру;
Чемодурову Евгению Тригорьевичу, заслу-
женному деятелю искусств Таджикской
ССР, художнику; Захидовой Лутфи, заелу-
женной` артистке  Таджикской `ССРу` Каби-
nosy Maxwaiy; заслуженному артисту Тад-
жикской ССР.

3. Устиновой Татьяне Алексеевне, ба-
летмейстеру — за постановку народных
плясок в Государственном Русском Народ-
ном хоре имени Пятницкого.
	в размере 100.000 рублей
	РСФСР; Соколову Николаю Александрови-
чу, заслуженному деятелю искусств
РСФСР) — за картину «Ronen»,
	в размере 50.000. рублей
	7. Сорокину Ивану Семеновичу—за кар-
muy «A. ©. Шопов демонстрирует адмира-
лу Макарову первую в мире радиостан-
ЦИЮ».

8. Горпенно — Анатолию Андреевичу,
Стаднику Александру Михайловичу, Жиги-
монту Петру Ивановичу-—за диораму «Фор-
сирование Днепра войсками Советской Ap-
мии».

9. Корецвому Петру  Селиверетовичу,
Евстигнееву Ивану Васильевичу—за дио-
раму «Бой на: Одерском плапдарме».

10. Яновлеву Василию Николаевичу, на-
родному художнику РСФСР — за карти-
ну «Волхозное стадо».

11. Чуйкову Семену  Афанасьевичу,
народному художнику Виргизекой ССР —
за серию картин о колхозах Киргизии
	в размере 25.000 рублей
	кому Виктору Борисовичу,  Кокорекину
Алексею Алексеевичу — за серию полити-
ческих плакатов.
	в размере 50.0009 рублей
	з& скульптурные портреты трижды Героя
Советского Союза И, Н. Кожедуба и дваж-
ды Героев Советского Союза П. А. Покры-
шева и А. С. Смирнова.

3. Кибальникову Александру Павлови-2
чу—за скульптуру «Н. Г. Чернышевский». ‹

JAYPEAT BI

М. О. АУЭЗОВ
		Присуждение Сталинских премий по
художественной литературе за 1948 од—
большое и радостное событие в духовной
жизни ‘нашей Родины. Самое количество
премий, обилие новых, молодых пиватель-
ских имен, свидетельствующее и о росте
нашей литературы, и 06 общем бурном
под’еме культуры в стране, многонацио-

нальный состав лауреатов, — все это
делает особенно радостным наш празд-
ник — праздник социалистической куль-
туры.

Прекрасна жизнь нашей великой Роди-
ны! — вот о чем говорит нам наша’ ли-
тература. При всем разнообразий идейно-
	художественных особенностей  произведе-
ний, удостоенных Сталинской премии,
есть главное. что 0б’единяет° их: 370
	углубленное, обогащенное чувство. совет-
ского патриотизма, тема беззаветной любви
	советских людей к Родине, к партии
Ленина—-Сталина. ;
Романы, удостоенные Сталинской пре-
	мии первой степени, разрабатывают важ-
нейшие темы наней жизни: «Далеко от
Москвы» В. Ажаева — производственный
труд советского рабочего класса и техни-
ческой интеллигенции; «Кавалер Золотой
«Звезды» (С. Бабаевского— жизнь поелево-
енной колхозной деревни; «Первые радо-
сти» и «Необыкновенное лем» №. Федина
a «Абай» М. Ауэзова-— исторические судь-
бы народов нашей Родины. Эти романы,
представляющие coe наиболее яркие 9б-
разцы прозы лауреатов 1948 года. как бы
дают тон названным нами трем тематиче-
ским циклам современной советекой хуло-
жественной прозы. Вместе с тем, наша ли-
тература продолжает и развивает все глуб-
же и многостороннее тему великой Отече-
ственной войны.
	Необыкновенно широкий, многокрасоя-
	сы лежат в основе конфликта романа. В
споре со своим мужем Родионом  Груня
борется за интересы всего колхоза, против
эгоистического тщеславия и индивидуа-
лизма. Весь роман окрашен мыслью © том,
что отношение к труду определяет собой
всю жизнь человека, все, даже, казалось
бы, частные, личные отношения.

Гордые, красивые, жизнерадостные лю-
ди изображены в романе Е. Мальцева.
Автор показывает, ‘как в советское время
наступил конец прежней замкнутости и
ограниченности. Он раскрывает новые чер-
ты колхозного труда, его связь с наукой,
с передовой агробиологией.

Десять лет тому назад товарищ И. В.
Сталин сказал: «Мы хотим сделать всех
	  рабочих и всех крестьян КУЛЬТУрными
	образованными, и мы ©делаем это ©о вре-
менем».

Советекие писатели в 1948 pory oto-
бенню ясно показали, как воплощаются в
жизнь эти мудрые сталинокие слова. С. Ба-
баевский, Е. Мальцев нарисовали нову
колхозную интеллигенцию, сложившуюся
3& ды советокой власти. Наука заняла
почетное место в жизши крестьянина.

Поэтому такое серьезное значение
имеет талантливая книга В. Сафонова
«Земля в цвету». Писатель в небольших
очерках излагает историю сельскоховяй-
ственной науки, разоблачает лжеученых
морганиетов-менделистов, в доступной фор-
ме знакомит читателя © трудами Дарвина,
Тимирязева, Докучаева, Вильямса, Мичу-
рина, Лысенко.

Значительная часть книги В. Сафонова
посвящена достижениям передовых кол-
	хозников — Героев Социалистического
Труда, которые свою работу на полях не-
разрывно связали © мичуринской наукой.
Особенно ценно т, что автор сумел \под-
	черкнуть массовый. характер новаторетва в.
	нашеи стране. Рекорды лучших колхозни-
ков — это не чудо, нелостунное проето-
му смертному; каждый колхозник, обзаи-
вая передовую науку, может добиться тех
же славных успехов, которыми знамениты
герои «Земли в цвету».
Большая заслуга 0. Лаптева, автора
повести «Заря», заключена в TOM, FTW
ему удалось правдиво, с настоящей ху-
дожественной  убедительностью раскрыть
ведущую роль партийного руководства. в
деревне. Писатель нарисовал © подлинной
жизненной ° конкретностью и убедитель-
ностью великое умение нашей партия .вос-
питывать людей, любовно и терпеливо вы-
	ращивать новые кадры, направлять пх
работу, помогая каждому человеку

раскрыть все то лучшее, на что он епо-
собен.
	Вакой бы, самый отдаленный уголок
нашей необ`ятной Родины ни представал
перед нами в произведениях наших’ пиеа-
телей, — повсюду мы видим горячее
кипение жизни, творчества, и везле совет-
ские люди вдохновлены чувством необы-
чайной широты нашей жизни. Ma-
ленькое абхазское селеньице Сакён («Вес-
на в Сакене» Г. Гулиа) orpesano со веех
сторон OT мира  грозными перевалами,
бурными реками, крутыми отрогами Rap-
казекого хребта. Трудно добраться сюда!
В этом маленьком Сакене. лепящемея, как
орлиное гнездо, высоко-высоко в’ горах,
люди живут своеобразной, особенной
и вместе с тем единой советской жизнью,
их волнуют те же вопросы. что и всех
советских людей, Трул здесь так же
вдохновлен любовью к великой Редине, по-
материтоки заботящейся о Сакене, сумев-
шей из сакенцев, когда-то полудиких,
всеми забытых п заброшенных, восиитать
строителей коммунизма, жадно внитываю-
щих знания, культуру, “© каждым днем
поднимающихея на все более высокие сту-
пени духовного роста. В крошечной ча-
стичке, в этом «особенном п отдельном»
(поистине, как будто совершенно «особен-
ном» и совершению «отдельном», ни на
что другое не похожем!) проявляется ве-
линое общее, законы нашей жизни, ее
пафос, ee стремительное движение вперед,
R коммунизму. Так повесть о маленьком
далеком Сакене становится повестью o
нашем великом Советском Союзе, о зако-
нах дружбы и братства всех COBETCRAX
народов.

Wa разных языках иногонапиональной
Родины расоказывают писатели о людях
наших дней, об их славных, героических
буднях. «Люли наших дней» — так и
назвал свой роман киргизский писатель
Тугельбай Сылыкбеков. :

Ep роман — эт широкая эпическая
картина жизни рюдвоге народа. В убеди-
тельных реалиетичебких образах запечат-
nen Т. Сылыкбеков трудовые подвиги кир-
ГЗЕКИХ   колхозников! рабсказал о ныбык-
вовеннюу раснвёте воёх Духовных eng eRo-
	его народа в стране” Советов, Роман “page.
	наетоя вестью © войне, кегирая застает ге-
роев, ‚рядовых. киргизеких колхозников. В
разгаре их мирно созидательнуга труда.
Теперь. когла пачалась Великая (течест-
венная война, «кажтый должен стать бо-
гатырем». И, показывая славные подвиги
		своих героев, подлинных богатырей труда,
Т. Сыдыкбеков ведет читателя на кол.
хозное поле, расканувшееся до самого го-
ризонта, в колхозную кузницу, где до-
поздна‘ трудятся неутомимые люди, по-
хожие - на. «всемогущих волшебников».
	«Путеводным маяком мне в моей работе.
	в области романа и драмы послужила
русская проза, коей я обязан всем в моем
творчестве», — говорит Т. Сыдыкбеков.

Борьбе за покорение природы по-
святил свою книгу «Золототысячник» мо-
лодой украинский прозаик И, Рябокляч.
Герой повести, старый колхозник Максим
Золототысячник, неё хочет мираться с
тем, что за ‘его колхозом установилась ре-
путация неурожайного. Неугомонный, 0ес-
покойный старик ополчается против раз-
нодушных руководителей колхоза, которые
оправдывают = собственную безрукость
ссылками на то, что земля нехороша.

` Советскому человеку чужды  «предель-
ческие» представления: он знает, чт
творческие возможности народа, руково-
‘димого большевиками, — беспредельны,

Золототысячник хочет поднять колхоз-
виков на завоевание урожая. Он решает
создать звено высокого урожая,  приме-
нить передовую агротехнику. Равнодуш-
ные люди, привыкшие жить по-старинке,
встречают его предложение в штыки, но
на помощь  новатору приходит партия,
Секретарь райкома Петров не только по-
могает Золототысячнику. но и сколачивает
в колхозе кренкую партийную организа.
цию, которая возглавляет борьбу колхоз-
ных новаторов.

Повесть И, Рябокляча ярко запечатлела
тот широкий, полноводный поток парод-
`ной` инициативы, который рожден великлм
ыы чувством советских IW-
де
_ 1948 год был переломным голом я ж-
нй крестьянбтва Советской  Прибалтики
`Освнью 1947 года возник первый эстон-
ский Колхоз, & к началу восеннего сева
республика уже насчитывала их несколь-
ко десятков; векоре количество колхозов
уже исчислялось не десятками, а сотнями,
Путь эстонских крестьян облегчается б9-
гатым, многолетним опытом русских, ук
	раинских, белорусских колхозов. Переход
от старом, собетвенническом мира к 1о-
вым разумным формам коллективном х0-
зяйства лежит в основе повести Г. Лебе-
рехта «Свет в Коорди».
‚ То. о чем пе смел мечтать крестьян“
одиночка, оказывается осуществимым при
колхозном стр. Селение Коорли раеполо-
жено рядом ‹ю Змеиным болотом, в тряси-
нах котором похорюнепа не одна ‘Челове-
ческая. жизнь. В прмплом- люди не pag
пытались осущить ем, но их поотогали
неудачи. Теперь против болота выступают
не жалкие одиночки, а оргапизованный
итрял людей, кмрые переходят в настоя-
щее наступление.

Этой же теме переделки стярой деревни
посвяшен роман латытаской treater
	А. Сакее «В гору», правдиво онсующий
трудный путь латышекого крестьянетва
в гору, к вершинам социализма.
Кулацкие бандиты пытаются провока-
Пионвыми слухами. выстрелами из-за УР
	ла, санугяжем запугать строителей повий
жизни. Но как ни яростно сопротивление
врагов — это ярость ий беегилие обречен:
ных, Изображая трулиую, но вобедонос-
‘ную борьбу новом сю старым, A. Carre
оказала красоту и силу людей новом» ип-
ра, которых нельзя ни остановить, пи 33-
НУгАтЬ.

Й когда соедается первый колхоз, кре
стьяне вдиполунно решлют назвать ем
«В гору», — они знают, что перед ниуи
	лежит  вдинственно верный, славный
путь, который ведет’ пвх впереди выше!
eh
wz
	Немало значительных произведений an
нувшег года посвящено протлому name
Родины. Мышление большими историте-
скими масштабами, сульбы целых паролов,
как тема повествования, =— это весе более
становитея отличительной чертой anne
национальной совемкой литературы.

Великую роль переловой культуры рус-
CROM народа попимали лучшие прелетя-
вители наролов, живших на территория
парокой Porerm, Русский народ. во главе
с партией Ленина—Сталина, сплотил в
одну семью все братекие совезские на
ды, высоко подпял культуру рапее 9т-
сталых парюдов. привёл их к раецвету, —
й вот мы получаем  плолы, в том числе
В виде таких чулесных произвелений. гак
	превосходный роман М, Ауэзова «Абай». 1
Роман представляет собою больпюс хуложе-
	CTROH HOS событие В нашей советской лите-
patype, On посвящен клаесику казахской
литературы Абаю Купанваеву. По это пе
только › втохповенный‘ рассказ © замеча-
тельном художнике; это и. повествованяе о
целом ‘пароле. о его’ исторической” сульбе,
М. Ауэзон рисует  патрпархальло- ротовой
быт; каЗЯУекого ‚ RADON, Wynonna   me.
пзвол.. ‚ баев, убийства, жестокости,
цнойное  насплае над казазским народам
© стороны «своих» угнетлтелей п парско-
	ОКОНЧАНИЕ СМ, НА 4 СТР.
	ского завода перед войной и в период
войны, когда завод эвакуируется на Урал,
& на старом месте, во временно оккупиро-
ванном Донбассе, оставшиеся рабочие и
инженеры: организуют подпольную группу,
ведущую борьбу с фашистами. Автор сумел
передать поэзию заводского труда, гор-
дость советского рабочего своей великой
ролью в стране социализма.

Вее детали производственного процесса,
вопросы организации труда, различные
технические проекты и деловые совеша-
ния— все это, как и в романе В. Ажаева,
глубоко заинтересовывает читателя, ибо
необычайно расширилось в нашей жизни и
в литературе понятие прекрасного, уве-
личилея круг тем, которые должны стать

прехметом художественного изображения.

7 *
*

К какой бы области нашей жизни ни
обратился передовой советский писатель,
какой бы темы ни коснулся он в своем
произведении, — радостное отущение р0-
ста патриотического сознания народа, рас-
`цвета всенародной трудовой инициативы
освещает страницы его книг.

0 колхозной деревне в наши послевоен-
ные дни, © ее новом культурно-хозяйст-
венном под’еме, о том духе творчества и
новаторства, который увлекает все более
широкие слои колхозников, 06 облике
новых передовых людей колхозной дерев-
ни, о большевиках, ведущих за coboro,
воспитывающих новый актив, поднимаю-
щих людей к творчеству и созиданию,
рассказывают многие книги минувшего
года, удостоенные Слалинской премии.

Лучшие книги прошлого года, поевя-
щенные колхозной деревне, знаменуют
новый этап в художественном изображении
жизни нашего советского крестьянства.
Литература наших ‘дней, отражая ‘реальные

ный, светлый, взволнованный мир откры-   Жизненные процессы в стране, показывает,
	взется нам в романах и повестях, огмечен-
	ных Сталинской премией, —мир всенарод-
ного действия, созидания,  неустанного
творчества новых, все более прекрасных
форм жизни, мир борьбы, непрерывного
роста и духовного обогащения людей, —
мир нашей повседневной жизна, © ее
трудностями, преодолением пренятетвий, с
ее героикой и высоким, захватывающим
счастьем свободного, творческого труда во
имя Родины. Произведения минувшего
года, отмеченные высокой наградой, го-
ворят о движении нашей страны к комму-
низму, запечатлевают весомые, зримые
черты коммунизма в нашей современности.

Можно сказать, что никогда еще лите-
ратура не раскрывала нам с такой глуби-
HOH силу, красоту, поэзию соцналистиче-
скоге труда, никогда еще так глубоко’. не
показывала неразрывную связь советского
патриотизма © расцветом всенародной но-
ваторской инипиативы во всех областях
нашего строительства. В этом -— одна из
	характерных черт нашей сеголняшней
советекой литературы.
Далеко от Москвы. в дальневосточ-
	Ной тайге осенью и зимой 1941’ года
советские люди прокладывают новатореки-
ми, скоростными методами нефтепровод,
необходимый для победы над врагом
(роман «Далеко от Москвы» В. Ажаева).

Эю роман об; умном, хороню организо-
ванном, едином, вдохновленном любовью’ к
Родине, саветеком коллективе, совершат-
щем трудовой подвиг; о большевиках, вы-
ковывающих коллектив, © большевистских
методах руководетва идейным, творческим,
производственным, духовным ростом лю-
дей, — 006 060б0й большевистской науке
любовного выращивания людей, об умений
поставить каждого человека именно наз TO
место, где он способен развернуть все свои
индивидуальные способности и силы Ba
пользу народу; о материнеки-нежной и
материиски-суровой, требовательной любви
нашей Родины, нашей партии в советским
людям, к каждому ‘советскому человеку.
Автор «Далеко от Москвы» художественно
исследует стиль и формы советского про-
изводетвенного, политического руковолетва,
	`  сложность и богатство той культуры но-
	вых человеческих отношений, новых
	‘Чувств, комрые сложилиеь-у нае в. про-
	Цесв социалистическом труда. В BN
новаторокое значение. романа молодого
писателя. Ему удалось уваекательно рас-
сказать о ходе строительства, рассказать
так, ч\% читателю становятея ясными и
близкими все’ технические ° подробности,
	вов споры на производственных  совешща-
ниях, судьба каждого” производетвенного
«0б’екта», — в» воем. этом мы BIRIAM
	людей, их жизни, их рост, их любовь к
Родине. Вее то, ч№ MO эотетеким хзако-
нам» являетея «прозаичееским», окрашено
в романе Ажаева подлинной поэзией, по-
тому что любой технический вопро у нае
является вопросом о людях. об их счастье.

06 этом говорит ий. другой роман,
посвященный Теме произволетвенного тру-
да, жизни завода, .— «Crab в; шлак»
В. Понова. Авт» книги. енакийевский ин-
женер-металлург, выступил в минувтем
MAY CO CBORM Пары прзизпелением,
сразу же привлекиим внимание народа.
В. Попов риеует жизнь большого донбахс-

как вое больше и больше уничтожается
противоположность между городом и де-
ревней, между уметвенным и физическим
трудом.

Исключительно богато и многообразно
раскрывается тема колхозной жизни в
книгах, удостоенных Сталинской премии.
Сколько различных еторон действительно-
CTH, сколько прекрасных, . неповторимых
характеров советских людей показывают
нам писатели-лауреаты 1948 года!

Приволье кубанских просторных степей,
ласковая красота станиц образуют живо-
пиеный колорит романа С. Бабаевского
«Кавалер Золотой Звезды» — этой ‘под-
линно народной книги,

В романе рассказывается о том, как
пробуждаются яркая талантливость, CaMo-
бытность, все лучшие качества «обычных
людей», научившихея мыелить и действо-
вать  по-государетвенному, рачительных
хозяев, организаторов, деятелей, умеющих
мечтать о будущем и строить ем, —
людей, перед которыми партия большневи-
Ков открывает новые и новые беспредель-
ные перспективы созидания. Учаютие всей
станипы в составлении пятилетнего плана
и в его осуществлении, народная стройка
районной гидростанции, рост новых кад-
ров, новых ‘профессий в деревне, свиде-
тельствующий © процессе постепенного
стирания граней между селом и городом,
борьба нового ©0 старым, победа нового —
Таково захватывающее, увлекательное со
держание романа. В таких чудесных спе-
нах, как обсуждение пятилетнего плана,
мы видим нашу советсвую демонратию в
действии. Рядовые советские люди актив-
но, практически решают большие государ
ственные вопросы, проходят школу. госу-
дарственной деятельности, государственно-
го мышления, репгают свою судьбу, учатся
управлять ею под руководством партии
большевиков.

Главный герой романа, Сергей Тутари-
нов, из рядового колхозника ставший го-
сударетвенным деятелем, председателем
райисполкома, вожаком новаторских дви-
жений, кровно связанным со всей жизнью
народа, — новый Tan  государетвенного
работника, воспитанный партией. С. Ба-
баевокий хорошо показывает, что каждый
этап духовном роста напгих людей, их
успехов в труде связан © углублением
чувства советского патриотизма: патрио-
тическая и трудовая сознательность, ак-
тивность растут вместе, нераздельно друг
от друга.

Это ярко сказалось и в романе Е. Маль-
цева «От. всего сердца». Действительно,
от. всего сердца, с покоряющеёй — вскрен-
ностью рассказал молодой писатель 0 лю-
дях современной колхозной деревни. ©
новых героях, хозяевах земли, у которых
упорство труженика сочетается со’ сме-
лостью ^ мысли‘ ученого-новатора. Ралюстью
колхозного труда овеян образ Груни Ва-
сильной. В этой. простой. ‘чуть. застен-
чивой. обаятельной русской женщияе та-
ATCA огромные творческие силы. Совет-
ская ЖИЗНЬ —. Школа, ROM AOMOA Кол ХЗ
воспитали в ней любовь в сизидательному
Труду, твердую увереннееть в осуществи-
мости самых смелых замыслов ий дерза-
ний.

Не узко личные, ограниченные интере-
	М. Архитектуры.
Премии ПЕРВОЙ степени в размере 100.000 рублей
	1. 38 создание проекта 26-этажного зда-
ния Московекого государственного универ-
ситета на Ленинских горах: Рудневу Льву
Владимировичу, архитектуру, руководителю
авторской групны; Чернышеву Сергею Его-
ровичу, ASpocumery Павлу Васильевичу,
Хрякову Александру Федоровичу, архитек-
торам.

2. За создание проекта 32-этажного ад-
министративного здания в Москве, в pafio-
не Зарадьля-—Чечулину Дмнтрию Николае-
	Премии ВТОРОЙ степени
	«

1. Ва создание проекта’ 17-этажного зла-
ния гостиницы в Москве, на Каланчевекой
улице: Полянову Леониду Михайловичу,
Борецкому Александру Борисовичу, Яруп-
текторам, авторам. проекта. °

2. За создание совместно с архитекто-
ром Чечулиным Д. Н. проекта 17-этажного
жилого дома в Москве, на Котельнической
набережной, Роестковскому Андрею Констан-
тиновичу, архитектору, соавтору проекта.
	вичу, архитектору, автору проекта.

М Ана ое
	3. За созлание преекта 26-этажного зда-.
ния гостиницы в Москве, на Дорогомилов-
ской набережной — Мордвинову Аркадию
Григорьевичу, архитектору, автору про-
екта.

4..За создание. проекта 20-этажного ад-
министративного здания в: Моекве, на Смо-
ленской площади» Гельфиейху Владимару
Георгиевичу. Минкусу _ Михаилу ^ Алоль-
фозвичу, архитекторам, авторам проекта.
	в размере 50.000 рублей
	9; ва создание проекта 16-этажного жи-
лого здания в Москве, на площади Восета-
ния: ‹ Посохину. Михаилу Васильевичу,
Мндоянцу Amory Ашотовичу, архитекто-
рам, авторам проекта. .

-4. За создание проекта 16б-этажного ад-
министративного и жилого здания B Mo-
expe, у Арасных ворот: Душкину Алексею
Николаевичу, Мезенцеву Борису Сергеевя-
чу, архитекторам, авторам проекта,