А. МАКАРОВ.

Поззия, вдохновленная коммунизмом
	поэмы «Весна в «Победе» Н. Грибачева,
«Новое русло» белорусского поэта А, Ry-
лепюва и «Рабочий день» М. Луконина.

Поэмы °Н. Грибачева и’ А. Кулешова
близки друг другу не только тем, что по-
священы послевоенной колхозной деревне,
но также тем, что их центральные ;е-
рой — сельские коммунисты.

Николай Грибачев, в поэме «Колхоз
«Большевик» порадовавший читателя яр-
KEM живописанием людей и быта ‘дерев-
HH, B HOBOM своем произведении © такой
же яркостью, но`е еше большей глубиной
изображает новые‘ характеры передовых
людей вела. Илейная сущность поэмы
«Весна в «Победе» в том, что в ней рас-
Брыто самое движение советской деревни
к коммунизму, показано, на какие верши-
ны морального величия поднимает кресть-
янина Колхозный строй жизни. сознатель-
ное участие в труде на благо Родины. В
центре поэмы образ парторга — организа-
тора и воспитателя масс. Биография парт-
орга Зернова — это героическая  биогра-
фия человека, преданного идеям  комму-
низма, упорно и настойчиво на протяже-
нии многих лет гранившего

: сознание людей,

чтоб засверкало, как алмаз,
величьем сталинских идей.
И этот труд — сложнее всех,
бессонный цех..

‘горячий цех!
	Будучи прикованным смертельной 09-
лезнью к постели, Зернов до последнего
дня остается бессменным мастером горяче-
го цеха, душой колхоза, бойцом за буду-
щее. Этому человеку, для которого ето
труд был главным смыслом жизни, нзи-
большее страдание причиняет мысль 0
невозможности итти в общем строю к н0-
вым победам. Трагическая тем» разрешена
поэтом с большой силой, и центральчый
образ человека, который был «пламенем
на сварке дней», предстает перед нами во
всем обаянии его беспокойной души.

Мужественная, энергичная поступь гри-
бачевскомю стиха, его пламенеющие
краски — весь арсенал средств  поэтиче-
ского выражения удивительно  соответ-
ствует драматическому сюжету поэмы.

Прославлению коммунистов — людей
особого склада — посвящена и поэма
„Аркадия Кулешова «Новое русло».

Коммунист — он покоя

не ищет нигде, ‘

Он в кипении боя,

в борьбе и труде.
И ведет его цель,
Что сияет вдали, —`
Коммунистами станут
Вее люли земли...
	Поэт рисует новые взаимоотношения ме-
HAY людьми, определяющиеся их. комму-
нистическим мировоззрением. Светлый мир
патриотического труда, мир, в котором
нет места зависти и эгоизму, мир идейно-
го и морального единства советских лю-
дей предстает mepen   нами в поэме А. Ву-
лешова.

Написанная от первого лица (от лица
студента-практиканта), эта чулесная п0э-
ма пронизана мягким и светлым лиризмом,
вся она как бы светится изнутри. В ee
прозрачный и певучий стих, идущий от
классической традиции русской и белорус»
ской поэзии, естественно и необходимо
вхолят ритмы и образы народной поэзии.

По сравнению © легким, плавным куле-
пювеким стихом; стих поэмы Михаила Лу-
копина «Рабочий день» возможно пока-
жетея тяжелым,  Уусложненным.  Охнако
эта усложнепность вызвана вовсе’ не фор-
малистичеекими вывертами, а искренними
попытками найти «етиль, отвечающий те-
Me», как говорил Некрасов, стиль, KHTO-
рый помог бы раскрыть тему индустриаль-
вого труда. Молодой поэт М. Луконин, из-
вестный читателю ранее только  сборни-
ком стихов. посвятил свою поэму творче-
`скому труду нашего рабочего класса,
вступил на путь почти не иеслелованный.
Поэзия индустриального труда, занимаю-
щего неизмеримое по значению место в
‘нашей жизни, еше недостаточно освоена
советекими поэтами. М. Луконину ухалось
‘создать значительное по своей идее и ху-
  дожественному выражению произведение,
полное самобытных поэтических образов.
`Геров поэмы — рабочие Сталинградокаго
тракторного завола — люди разных поко-
лений, показаны поэтом в их патриотиче-
ском труде.

же
	о жизни которой‹он узнает, тайно слушая
радиопередачи.

Поэт сумел показать. что ведущей си-
лой освободительного движения в Западной
Белируссни были коммунисты:

Сегодня жертвы — завтра судьи,
От них не знают CHa ваны.
	Чуветвом советской национальной  гор-
дости дышат строфы, рисующие освобож-
дение западных областей от гнета  поль-
ских колонизаторов войсками Советской
Армпи, которые

Идут не с тем, чтоб в рабство ‘взять!
Идут стремительней потока,

Идут народу ‘счастье. дать... т
..За правду в бой, и в бой за брата!
	Достоинством новых — стихотворений
Н. Тихонова является то, что в них тра-
диционная дружба русского и грузинского
народов показана в ее конкретном прояв-
лении, в делах сегодняшней Грузии.
	„. Дружбой сталинской народов
Здесь равнина засверкала,
Ночь истории пробили

Эти люди и’ огни.

К мастерам пришли грузинским
Мастера высот Урала,

Те, Что знали дни Тагила

И челябинские дни.
	Чувство дружбы советских народов —
неиссякаемый источник вдохновения. Сила
и страстность ‘тихоновских стихов вызваны
непосредственно этим великим чувством.
	Ke ж%
Е?
	Духом боевой большевистской  партий-
ности и пламенного патриотизма отмечены
лучшие поэтические произведения минув-
шего года, ныне удостоенные высокого об-
щенарюдного признания — Сталинских
премий.

Советские люди уже давно признали за
удивительным талантом Михаила Исаков-
ского право. на поэтическое выражение
сознания народа, его сокровенных. чувств,
Словно ласкающим живительням 36 cheroy
	MARUI EE OR LO DT DIM светом
весеннего солнца, пронизаны ео стихи
глубокой,  всеподчиняющей любовю к
	простым советским людям, к великой  со-
циалистической. Родине.

“Немало я дум передумал

С друзьями в далеком краю.

И не было большего долга,

Чем выполнить волю твою...

Желанья свои и надежды

Связал я навеки с тобой —

С твоею суровой и ясной,   /

С твоею завидной ‘судьбой, ^ (
	— Пишет поэт в стихотворении «Детят
перелетные птицы», с огромной силой вы-
ражая самые святые чувства советского че-
ловека в гармонических, полных невыра-
зимой прелести стихах. у .
Лирика М. Исаковского — патриотиче-

ская по содержанию и ‘классичевкая по
яспости и доходчивости формы — являет-
ся большим завоеванием советской  куль-
туры, большим вкладом в мировую поэ-
зию. Песни М. Исаковского поютея во
всех концах мира. Недавно украинский
поэт А. Малышко написал стихи 0 том,
как в далекой Оклахоме негры пели песню
М. Исаковского, и закончил стихотворение
знаменательными словами:

Выходила на берег Катюша

За Великий Тихий океан,
	Это не просто яркий художественный
0браз, это — истина: в дни великих боев
за человечество наши бойцы  пронесли
песни Исаковского по освобожденным стра-
нам Европы, и эти песни осуществленной
мечты покоряли сердца простых людей ми-
ра силой своей большевистекой^ правды.

Глубокий смысл заключается в том, что
именно поэзия Михаила Исаковского, та-
кая русская, всеми своими корнями свя-
занная с родной смоленской стороной, вы-
ражающая чувства и помыслы советских
тюдей, именно эта поэзия оказалась наи-
более близкой и понятной всем трудящим-
ся людям мира.

Завидная простота и ясность выражения
отличают творчество Степана Шипачева.
Сила его таланта в той краткости, почти
афористичности, с какою поэт умеет по-
казать характер советского человека, на-
	шего современника. В стихотворении, за-
канчивающем книгу его избранных ети-
хов, С. Щипачев говорит о том, что он
верит только в Такую поэзию, в такие
строки, «...0ез которых сегодня людям
жить нельзя».

Этим патриотическим стремлением  по-
ставить свой талант на службу народу
отмечено все творчество С. Щипачева.
Основной круг тем его лирических сти-
хов — любовь человека и его труд. Тема
любви занимает, пожалуй, самое большое
место в мировой поэзии. Но каждое время
рентало ее по-своему, и ценность дюбов-
ной лирики ©. ипачева именно в том,
‘чм он подошел к решению этой тёмы ‚с
высоты морального превосходства  совет-
ского человека над человеком буржуазно-
го, собетвеннического общества,
	Мы строим коммунизм. Чтб в мире
краше, х
Чем этот труд! Где доблести
предел?
Предела нет, А кто сказал, что наша
Любовь должна быть мельче наших
дел?

Новаторекую тему нашей литературы—
тему труда — С. Шипачев еделал достоя-
нием короткого лирического стихотворения.
Жизнь дана человеку для труда и твор-
чества, — утверждает поэт.

Итог патриотического творчества С. Щи-
пачева, подведенный в книге «Стихотворе-
ния», свидетельствует © TOM, что в его
лице советская литература имеет поэта
оригинального художественного дарования,
владеющего тайной писать так, чтоб сло-
вам было тесно, мыслям — просторно.

Николай Тихонов выступил в 1948 го-
ДУ с циклом стихов «Грузинекая весна»,

Певозможно себе представить русекую
поэзию без кавказской темы. «Как елад-
кую. песню отчизны моей, люблю я Кав-
каз», — писал Лермонтов. Й когда чи-
таешь стиха Н. Тихонова, целый мир род-
ных и знакомых с дететва образов как бы
обступает тебя. Снова дымитея легкой
тенью облаков .Гуд-гора.  иветет внизу
Койшаурская долина и всгает Hal мень-
wow братией гор ледяноплечий Казбек.
Могучая красота вечных хребтов воспри-
нимается поэтом, как красота, достойная
_ великих дел советеких людей. Мелькнув-
шая на дороге фигура пастуха в потем-
невшей шинели, окутанного мгновенной
снежной дымкой с горы. закономерни вы-
зывает чулесный. полный глубокого емыс-
ла поэтический образ:

Вудто сам Казбек безбрежный
Обнялся с бойцом простым,
Обнялся с приветом нежсым
Снежный маршал высоты.
	м. В ИСАКОВСКИИ
		Патриотическая
Ораматуршя —

Герои пьес А. Софронова, А. Сурова,
А. Корнейчука все поступки евои измеря-
ют самой главной мерой, существующей.
в жизни народа — мерой партийной. И
потому так резка и остра критика и само-
критика в этих пьесах. Павел Кругляк,
Андрей Кондратьев, Алексей Потапов —
неплохие люди, но они успокойлиеь на
сегодняшних успехах, не смотрят в буду-
шее. Рубцов и Сибиряков, Дубрава и Гри-
нева пред’являют им суровый счет. счет
людей, подчинивших все дела и ДУМЫ
свои главному — созиданию коммунизма.
И зритель знает, что дальнейшая судьба
Кругляка, Кондратьева и Потапова зависит
от того, как сумеют принять они этот счет
и какими делами заплатят по нему.

С огромным вниманием и любовью сле-
дят советские люди за ростом и процвета-
нием стран народной демократии.

Пьеса Николая Вирты «Заговор обречен-
ных» ярко, полно и смело показывает один
из первых и самых трудных шагов в жизни
молодой народной демократии — ликвида-
цию антидемократического, антинародного
заговора. Драматург рисует простых людей
одной страны, которые хотят сами ‘распо-
ряжаться своей судьбой, хотят сохранить
величайшее из своих лостояний — нацио-
нальную независимость и завоевать свобо-
ду, — не бумажную свободу буржуазных
«лемократий», а подлинную евободу. ево-
боду, при которой земли и фабрики, воды
и недра будут принадлежать народу

В черном заговере против демократия
соединяются партии националистов и ка-
толиков, действующие по указке т
ского  колонизалора Мак-Хилла.
	Показывая бессилие и ничтожность вра-
гов мира и демократии, изображая их зве-
раный страх перед неодолимым ходом ие-
тории, Николай Вирта  противопоставляет
им светлые, мужественные и смелые фигу-
ры коммунистов — руководителей народа.
Образ заместителя премьер-министра Ганны
Лихта. при всей индивидуальной конкрет-
ности собирателен. Он воплощает лучшие
черты вождей коммунистических партий,
закаленных годами подполья, борьбы е
немцами, трудными днями создания моло-
дых народных  демократий. В день победы
нал реакцией, когда уже яено, что никто
й ничто не помешает народу определить
на выборах свою судьбу, Воста Варра
спрашивает у Ганны Лихта: «Это что ж—
коммунизм, ‘что ли, товарищ Лихта?» И
она отвечает: «Нет, Воста, это еще не ком-
мунизм. Но вее дороги ведут к нему и
только к нему. Как маяк в ночи, Советский
Союз указывает нам путь к счастью, идеа-
лы Ченина и Сталина - освемают этот
путь. Й пусть, друзья мой, господетвую-
щие классы содрогаются перед коммунисти-
ческой революцией...»
	Среди пьес, отмеченных Сталинской
премией, — три исторические драмы Санд;
ре Шаншиашвили. В драме «Герой Крца-
ниси» показаны самоотверженная борьба
грузинского народа и его исконная, зака-
ленная веками, дружба с великим русеким
народом. Драма  «Имеретинские ночи»
изображает восстание имеретиниев против
турок. Народный герой Грузии Арсен изоб-
ражен в героической драме того же назва-
ния. Здесь с больной полнотой показана
главная сила воестаная — народ Грузии.
Большое место занимают в ней образы
руеского солдата. перемедшего на сторону
вобставших, и офипера-хекабриста.

Народы  Советекого Союза, строящие
коммунизм, гордятся своими елавными яа-
циональными традициями, хранят и лелеют
воспоминания $ евоем геройческом про-
	шШаюм. е особенным волнением и трепетом
	воспевают наролно-освободительное движе-
ние и нерушимую связь © великим русским
народом. Поэтому Tak ралуют народные
драмы вылающегося грузинского поэта и
драматурга Сандра Шантиатвили.
Душный и страшный мир пресловутой
американской «демократии» предстает пе-
pea зрителем в пьесе В. Любимовой «Сне-
жок». В этом мире возможна беспощадная
травля школьника-негра только потому,
что дочка миллионера не захотела ¢ ним
вместе учиться. В. Любимова показывает
нашим детям лино представителей империа-
лиетического лагеря поджигателей войны,
беспощадно разоблачает их звериную, ан-
тячеловечеекую сущность. И пужно видеть,
как принимают юные зрители эту пьесу.
Пьееа усиливает в них высокое чувство
патриотизма, чуветво гордости за свое оте-
чество, Tae в нерушимой дружбе растет
молодое поколение всех напиональноетей.
...Й вновь прочитала страна, и вновь про-
читали наши друзья и натий враги во всем
мире о премиях по литературе. Друзья
прочитали © ралостью и гордостью за мо-
гучий расивет самого передового, camaro
илейного. самого значительного в мире ис-
кусства. Со злобой я страхом прочитали
08 этом враги. Их страху суждено все ра-
ети и расти. а злоба их бессильна. Ибо вее
дороги велут к коммунизму, и будущее
принадлежит нашему патриотическому ис-
RYCCTBY — искусству коммунистическому.
		С мрхостью за CBee советокое  искус-
ство, с любовью и радостью раскрывают
миллионы советских людей газеты, в ко-
торых сообщается о присуждении Сталин-
ских премий за лучшие литературные про-
изведения. И © удовлетворением находят
они в числе новых лауреатов. имена люби-
мых драматургов, названия пьес, получив-
ших народное признание.
	«Московский характер» Анатолия Co-
	‚за правду в бой, и в бой за брата!  фронова, «Заговор обреченных» («В одной
т ИО mn Beaukof Orevecrsen-   стране») Николая Вирты, «Зеленая улица»
	стране») Николая Вирты, «Зеленая улица»
Анатолия Сурова, «Макар Лубрава» Алек-
сандра Корнейчука — во всех этих раз-
ных произведениях есть одна общая черта,
которая роднит их и сближает. В чем же
эта общность, ‘что самое главное в этих
пьесах, что выделило их. из других хоро-
ших произведений, созданных в минув-
шем голу для- театра?
	Когда читаешь и смотришь эти пьесы,
явственно чувствуешь: это произведения,
написанные °в преддверии коммунизма.
< Вее дороги ведут к коммунизму. и путь
по этой дороге указывает народам мира
Советский Союз. Как же трудна и как
благородна задача драматурга, который хо-
чет показать во всей глубине и величии
характер советского человека!

«Московский характер» Анатолия Со-
фронова. «< — Московекий характер? Твер-
	дый характер. Дал елово—держи! Веего себя
	отдай Родине. Думы свои, дела, сердце,
жизнь свою! Все», — говорит один из ге-
роев пьесы. Его мысль подхватывает и
развивает секретарь райкома партии Поло-
зова: «Правильно! Но боюсь, что если ус-
лышат тебя уральцы, украянцы, белорус-
сы, кубанцы, обидятся они. Разве у них
не такой характер, у всего советского на-
рода? ...Значит, московский характер —
это русский характер, большевистский ха-
рактер...» :

Драгоценные черты ‘этого характера
раскрыты в самом главном — в действии,
в творческом созидательном труде, направ-
ленном на благо Родины. Большевистекий
характер советского человека проявляется
H B TOM, © каким упорством отстаивает
старый мастер текстильного комбината
Федор Гринев свое изобретение, потому что
понимает его большое народнохозяйствен-
ное значение, и в том, как решительно
идет на резкое столкновение с мужем Гри-
нева, неумолимо критикующная _Потапова,
отетавшего от жизни и  потому` серьезно
олибавшегося, и в том, с каким достоин-
ством и честью выполняет свой полг го-
сударственного деятеля молодая ткачиха—
депутат Верховного Совета Кружкова.

Герой пьесы Анатолия Сурова «Зеленая
улица» — молодой машинист Алексей Си-
биряков, по несгибаемому упорству, пря-
моте, по партийному пониманию своего
долга —= родной брат героям А. Софронова.
	«ВБее дороги ведут. к коммунизму — это
известно, — говорит он. — Да не все до-
роги прямые. Трудностям в 0б’езд — доро-
га, конечно, спокойнее, да Только не по
нашему характеру. Время уступать никому
нельзя. Вам, может быть, тула не к епеху,
4 У меня свой график есть. Я сам. маши:
нист депо, Сибиряков. в коммунизм  при-
быть желаю собственной персоной. Й в
нем пожить еще хочу».

Й драматург с больной убелительностью
показывает, что означает этот график дви-
жения к коммунизму. Алексей думает не
о личном успехе, не о своем рекорде. Он
хочет, чтобы, применив @го метод, дорога,
выполняющая план по нормам сегодняш-
ним, выполнила его по нормам будущем.

Но коммунизм в пьесе не только в бу-
дущем. Он уже присутствует в десятках
больших и малых дел. С восторгом говорит
академик Рубцов о машиниете Сибирякове:
«Так стираютея грани между трудом рабо-
чего и трудом инженера. Это уже комму-
низм!» И это не только сказано, а прежде
всего показано в пьесе, гдв Bee B Алек-
сев — широта его взгляда. большая тех-
ническая культура в сочетании с огром-
ным практическим опытом — полтвержда-
ет слова Рубцова.

Вее помыслы героя пьесы А. Корнейчу-
Ra — старого шахтера Макара Дубравы
отданы великой мечте — мечте о комму-
низме. Дубрава твердо знает, что и ему
	суждено собственными глазами увидеть
коммунистическое завтра.
Вперел, в булущее стремится Макар
	Дубрава. и этим неудержимым порывом
определяется вея его деятельность. — Bos-
pact Дубравы позволяет ему выйти на пен-
сию, Но разве может он доживать на покое
свой век. когда родная шахта находится в
прорыве?” Дубрава принимает. активное
участие в борьбе за выполнение плана,
	лобивается внедрения в производетво BOBa-
тореких методов организации труда.

По своей воле переходят с хорошей max-
ты на шахту отстающую молодые  терой
пьесы — рабочие Гаврила Братченко п
Трофим Голуб. Им, людям коммуниетиче-
ского склада. нелостаточно того. чтобы
только их шахта шла впереди Им нужно.
чтобы все шахты работали по-настоящему.
			HOH войны, блокированный. врагом. Денин-
град‘ предстают перед нами в поэме азер-
байлжанекого поэта Мамеда Рагима «Над
Ленинградом». Это поэма о дружбе двух
летчиков — Гусейна и Алексея. С тою же
чистотой чувства братской: дружбы, с ка-
кой певец Ленинграда Н. Тихонов воепел
природу и людей Грузии, азербайджанец
М. Рагим воспевает северную природу, сз-
моотверженных защитников города-героя и
его несгибаемых людей.

Суровые реалистические картины  оса-
яжденного Ленинграда в поэме могут сопер-
ничать с лучшими описаниями города-ге
роя в русской поэзии. Свежо и красочно
передает поэт все оттенки- бескорыстной
братской дружбы, выковывающейся в боях.

Любовью к русскому народу, искренней
и щедрой, наделил свою замечательную
поэму поэт. «Над Ленинградом» — боль-
пе и радостное событие sce совет-
ской литературы, неустанно обогащающей
п развивающей великую тему братства со-
ветских народов.

Учась у русской литературы «ее прав-
дивости. прекрасной», поэт избежал под-
ражательности: особый национальный ко-
лорит выражения чувств, самобытная образ-
ность языка ошущаются и в переводе.

ha
	Каждый год приносит читателю новые
победы в области художественного перево-
да. Величайшие произведения мировой по-
эзии становятся благодаря работе поэтов
достоянием широких кругов советских чи-
тателей. В минувшем году один из лучших
наших поэтов С. Маршак закончил пере-
вод сонетов Вильяма Шекспира. Сонеты
гениального драматурга до сих пор почти
не были известны широкому читателю.
В течение многих лет С. Маршак работал
над их переводами, и огромный труд ны-
не завершен. В полном соответствии с
классической традицией русского перево-
да, утвержденной Пушкиным, Лермонто-
вым, Жуковским, традицией, учившей пе-
редавать не детали, а дух и смысл под-
линника, С. Маршак создал произведения,
которые являются достойным вкладом в
золотой фонд русской поэзии.

я
	В минувшем году советская поэзия, чер-
пая материал для вдохновения в фактах
нашей советекой действительности, в герои-
\ческом труде советского народа, уверенно
пла по пути овладения методом воциали-
Гетического реализма, развивая и совер-
шенствуя умение раскрывать жизнь в ее
развитии, умение в сегодняшнем дне уви-
деть роетки завтрашнего дня.

Она создала ряд живых, реалистических
образов простых советеких людей, показав
их творческий труд на благо Родины, пра-
вливо изобразив богатый внутренний мир
этих людей — борцов,. новаторов.

Ведущая. вдохновляющая роль партии
отражена во многих произведениях, и 05-
разы коммунистов — передовой силы на-
„него общества — заняли в эпических
‘npon зведениях, пожалуй, впервые, доетой-
нов место.

Советекие поэты решительно взялись
за разработку новых, еще не освоенных
тем и одержали значительные победы как
в производственной теме, так и в теме
борьбы за мир, за светлое будущее чело-
вечеетва_

Наряду е идейным обогащением и с
расиирением тематики непрестанно идет
роет ий совершенствование мастеретва.. В
	противоположноеть буржуазному искусетву,
лошедшему до крайнего распала формы,
наши поэты владеют богатетвом  разнооб-
разных форм и с каждым годом повышают
Культуру стиха, очишаясь от влияний
формализма и эстететва. Здоровые тради-
ции русской поэзии охазывают благотвор-
ное влияние на творчество писателей брат.
ских республик, обогатая их поэтическую
культуру, помогая овладеть средствами
реалистического изображения новой жизни.

Проникнутая чуветвом пламенного 60-
ветекого патриотизма, духом  сопиалисти-
ческого гуманизма, наша поэзия стремит-
ся воспитать и утвердить в советеком че-
ловеке советскую национальную гордоеть,
любовь К Родине, дружбу между народа-
ми,. любовь к труду и непримиримую не-
нависть к капиталистическому миру. к
буржуазным пережиткам в сознании лю-
дей. Утверждая наше прекрасное сегодня,
советская поэзия неустанно зовет вперед.
	В 1948 году в нашей поэзии значитель-
ное место заняла тема борьбы двух миров..
	RT

Советские поэты повели решительную
атаку против поджигателей новой войны,
за мир, за демократию, за дружбу между
народами. Замечательных побед добились
русский поэт Константин Симонов`и Ук-
раинский поэт Микола Бажал. ;

Kiuara стихов. Константина Симонова
«Друзья и враги» — радостное явле-
ние поэтического года’’ Поистине, «эта
книжка небольшая томов премногих тяже-
лей». Никто у нас со времен Маяковекого
не раскрывал с таким поэтическим темпе-
раментом, с такой поэтической смелостью
тему борьбы двух сил — наступающей
силы коммунизма и демократии против
злобной темной силы капитализма.
	Kanara №. Симонова, повествующая о за-
рубежных впечатлениях поэта, о ветречен-
ных им друзьях и врагах Советекой стра-
ны, наполнена самыми разнообразными
чувствами — от лирической нежности и
сердечности до пламенного гнева и бичую-
щего сарказма. Она пронизана единым
ощущением воли всего прогрессивного ла-
геря к борьбе за мир, з& будущее.
	Стихотворение «Митинг в Канаде» поэ-
тически точно раскрывает подлинное соот-
ношение противоборствующих сил.
	Я вышел на трибуну, в зал,
`Мне зал напоминал войну,
А тишина — ту тишину,
Что обрывает первый залп,
Мы были предупреждены.

О том, что первых три ряда
Нас освистать пришли сюда
В знак об’явленья нам войны.
..Шагнув, я начинаю речь,
Ее начало, как прыжок

В атаку, чтоб уже не лечь:
	— Россия, Сталин, Сталинград!
Три первые ряда молчат.
Но где-то сзади легкий щум,
Й, прежде чем пришло на ум,
Через молчащие ряды
Вдруг, как обвал, как вал воды,
Как слвинувшаяся гора,
Навстречу рушится: «Ура!»
Но я конца не рассказал,
А он простой: теперь, когда
Войной грозят нам, иногда
Я вспоминаю этот зал, .
Зал!

А не первых три ряда.
	“(Co erpactnok убежденностью в том, что
коммунизм ‘— это единственный правиль-
	ный путь для человечества, что никакие
вилы не способны задержать наступление
коммунистической эры в истории, — 6
этой убежденностью написана каждая
	«Английекие впечатления» Миколы ba-
жана — это политически острые и мет-
цие зарисовки картин послевоенной Анг-
лии, сделанные пером большого мастера
поэзии. Поэт рисует тяжелую жизнь Про-
стых трудовых людей Англии. безрадост-
ную судьбу ее защитников — солдат, но-
чующих под лондонскими мостами; с0з-
даст сатирические портреты «государет-
венных мужей» — оголтелых поджигате-
лей войны; разоблачает продажность пра-
вяших кругов, пресмыкающихея перед
капиталиетической Америкой. Растут
силы сопротивления, кажется, что сама
английская почва колеблется под ногами
прелателей своей страны.
	( чисто украинским народным юмором.
высмеивает М. Бажан тшетность попыток.
буржуазных политиканов остановить дви-
	жение истопий
	Не крутятся назал истории колеса,
Хоть лезь под них, не крутятся
назад!
	‚ Сознание своей ответственности 3%
судьбы всего человечества составляет не-
от’емлемую черту патриотического  созна-
ния всех советских людей. Политическая
лирика в наше время призвана отразить
именно эту сторону нового сознания. В
книгах К. Симонова и М. Бажана полити-
ческая лирика нашла блестящее илейное
и художественное воплощение.
	Несомненны крупные успехи в области
пирической поэзии в 1948 году, но не
менее. вели не более. знаменательны успе-
	поеле-
	XH Поэзии эпической.
емам сегодняшнего дня, темам
	Великому историческому событию —
воссоединению белорусского народа в
едином советском государстве — посвя-
mena большая поэма народного эта
Белоруссии Якуба Коласа «Хата рыбака».

Глубокое знание народной жизни,
горячая любовь к родному народу. пламен-
ная ненавиеть к его угнетателям — все
это делает «Хату рыбака» произведением
большого художественного, историко-позна-
вательного и политического значения. В
образе Данилы Смыка, жителя Западной
Benopycenn, Я. Колае правдиво показы-
вает, как постепенно зрело политическое
сознание бездомного батрака.  Пробужле-
‘нием веры в себя и свое будущее Данила.
как и вся деревенская беднота, обязан го-
	военной сталинской пятилетки посвящены   лосу Москвы, великой стране социализма, } к осуществлению идеалов коммунизма.

GTA J

YPEAT BI