К новым творческим высотам!
			ваться. новых успехов, жить в вечном
стремлении вперед — таков девиз настоя»
ших советоких. людей, неутомимых в сво.
ей созидательной . работе.

«...Налша деревенская заповедь какая?
День — год кормит... В такую ли пору
силы копить? Ёло мечту имеет отдыхать
в трудную нашу весну, пусть еразу ска.
жет. Легкой жизни не будет! Не будет в
и когда колхозу миллионы вернем, А ви
хлеб, снедь всякую, жизнь в достатка
полном-—обещаю скоро, нынче обещаю!» —
говорит один из героев спектакля «00а.
а» — председатель колхоза Hoon fy.
мень.

Неотделима судьба Камня от сын
	родного ‘колхоза. Только в горячем повее.

дневном колхозном труде видит он смысл
своей жизни, и весь огонь своей души,
силу и опыт отдает любимому делу.

Повеетвуя о судьбе Никона Камня, Mo-
сковекий театр имени Моссовета (nocra-
новка В. Ванина) ярко показал на слене
руководящую роль партии в организация
послевоенного колхозного строительства,

Пламенное патриотическое — чувотв,
большевистекая партийность, полилическая
острота отличают все лучшие остановки
советекого театра. В, спектажае Москов
ского театра драмы «Закон чейи» эти Rae
чества сказались © особой ейлой. Самая
тема спектакля —= борьба се космополити-
змом, борьба вм приоритет великой ото.
честванной науки-— Не может оставить зр-
теля равнодушным наблюдателем происхо-
дящего. Но его горячая заинтересованность
рождается, главным образом, от страствой
публицистической направленности спек.
такля, его огромного впечатляющего воз-
действия. Волнующее единство сцены 69
‘зрительным залом, которое особенно ярко
проявляется в кульминационном  момен-
те — картине суда чести, говорит о
неразрывной общности идей, мыслей п
чувств советского народа.

Обращаясь в прошлое, советский театр
отражает те его черты, которые живут св.
TOTHA, близки и понятны нашему spa
телю, вдохновляют, воститывают вто.

Вот почему так тепло  привимается
спектакль Куйбышевского областного теат-
ра ‘имени Горького «Врепость на Волге»,
где в центре — образ верного ученика и
соратника великого Сталина, пламенног
трибуна и вдохновенно борца за комму
низм Сергея Мироновича Кирова. Арти
сту В. Вузнецову удалось передать тромад:
ное обаяние личности Кирова, его целе-
устремленность и железную волю органи-
затора масс,
  С одинаковым волнением следят совет
ские зрители за судьбой великого гумани-
ста народного поэта Алишера Навой, кот-
рому посвятил свой спектакль Узбекский
академический Театр драмы имени Хамза,
и за славными делами великого русскою
полководца Суворова, чей замечательный
образ воплотит на сцене Ленинградского
академического театра драмы ‘им, А. 0,
Пушкина артист В. Скороботатов.

п’ Правительетво высоко оценило маю
	  летние заслуги одного из етарейлгих EH Ta
	лантливейших мастеров театрального искус“
ства—артиста Саратовокого театра имени
Карла. Маркеа -— С. Муратова. Творческая
биография этого актера тесно связала в
лучшими произведениями русской класси-
ки, неотделима от становления, развития
и роста советокой драматурлии.

Новаторскими путями итут мастера ¢o-
ветского театра. И основа этого новатор-
слва не в формалистических трюках и ио-
шрениях, а в пристальном и любовном
изучении действительности, — внугреннег
мира советоких людей — строителей ком-
мунизма, их нравственных и интеллекту-
альных качеств. .

Радостно подводить итоги наших до-
стижений, еще раз убедиться в том, Kak
успешно развивалотся культура и искус-
ство народов великого Советского (0юза.
Но деятели советского искусства знают:
еще решены далеко не все задачи-—надо
итти вперед, завоевывать новые творческие
высоты!
	Каждый год в эти дни мы, работники
советского театра, вместе ‘со всем народом
отмечаем новые успехи нашего театраль-
ного искусства, его новые победы и до
стижения. 0 гордостью: говорим. мы 9 зна“
чительных работах своих товарищей —
представителей старшего поколения, 0
зрелости их таланта и высоком художест-
веннем. мастерстве; сердечно приветствуем
нашу замечательную молодежь, которая
уверенно выдвигается в первые ряды ©о-
ветеких актеров, ,

`Радостно сознавать; что советский театр

успешно отражает ту великую борьбу, ко-
торою живет наш народ, идет с ним в 0д-
HOM строю к чудесному  коммуниети-
цческому завтра. Советская пьеса, рас-
крывающая все многообразие кипучей,
боевой жизни советеких людей, передовые
новаторские ‘устремления героев наших
дней, определяет творческое. лицо ©0вре-
менното театра, является залогом его даль-
нейшего развития и расцвета.

Сталинские премии, присужденные за
лучигяе работы 1948 года в области теат-
	рально-драматического ‘искусства, нагляд-
	HO подтверждают это — пять спектаклей
из семи, удостоенных премий, посвящены
насущным проблемам современности; они
ярко показывают решительное настулле-
	ние нашего общества на все старое, от-
	живающее, утверждают коммунистические
черты советского характера.

Разные. стороны жизни затрагивают
спектакли «Московский характер», «Зеле-
ная улица», «Макар Дубрава», «Обида»,
«Закон чести», действуют в них люди 183-
ного оклада ума и характера, но герои эти
одинаково устремлены вперед, к величест-
венному и прекрасному будущему.

Сегодня идет борьба за выеокий урожай,
за хлеб, за уголь, за подлинно новаторские
методы в производстве, за новые нормы
пробега паровозов. И та огромная энергия,
© которой отстаивают народные интересы
машинист Алексей Сибиряков,  рабочий-
изобреталель Гринев, шахтер Макар Дуб-
рава, председатель колхоза Никон Камень,
та истинно-большевистская страстность и
принцитиальность, © которой защищает
интересы Родины. академик Верейский,
говорят © том, что каждый из этих. людей
чувствует себя хозяином своей страны, от-
вететвенным- за ее великую судьбу. Каж-
дый мз них творит, изобретает, ищет,
мечтает м верит в свою мечту, потому что
мечта эта воплощается в жизнь их патрио-
тическим творческим трудом.

Люди наших дней — жизнерадостные и
пелеустремленные москвичи, не жалея
	сил, работающие на благо своего натода,
	предстают перед нами в спектакле Госу-
		Axag. B,.TPEKOB = _
	С первого взгляда может показаться,
что книга Б. А. Рыбакова* посвящена спе-
циальному м довольно узкому вопросу. На
самом деле это не так. Автор ставил перед
60бой. большую,  ответетвенную и очень
важную цель. В предисловии к книге он
пишет; «Задачей предлагаемой работы’ яв-
цяется изучение важнейшей части того
	MA OTOR изучение. Ваюнеишеий Части “POD
хозяйственного ‘фундамента, на котором
_ строилась блестящая культура Виевской
	Руси, & впослелетвиий создавалось русское
	дациональноев государство...»
Не секрет, что 40 самого последнего
времени распространялись версии,  еви-
детельствующие о явной  недооценке. неко-
торыми историками высоты  культурь
. древней Pycu, a иногда даже просто <
	ения наней Родины. ‘
	улицы Дондона, что в Новгороде в Х[ веке
был уже водопровод, что кольчуга появи-
лась на Руси раньше, чем на Западе,
ит д. а

B. ALS ‘Рыбаков. своей работой. нанес
рещительный удар всем. теориям, ррини-
жавшим значение культуры Киевской
Руси.

Его книга построена на изучении ог-
ромного фактического материала. Им уч-
тены ‘раскопки’. около 20.000: курганов,
открыты новые способы распознавать про-
исхождение находимых при раскопках ве-
шей, использовано и точно истолковано ог-
  ромнов количество письменных ‘источния
ков. Автор знакомит нас © десятками руе-
ских ремесленных мастерских, со множе-
ством орудий производства ремесленников,
0 многими полуфабрикатами, ® разными
видами сырья, готовой продукции. В свете
работы Б. А; Рыбакова теории о преобла-
дании на Руси торговли и 0 ввозе всех
наиболее ценных вещей извне становятся
абсолютно несостоятельными.

Б. А. Рыбаков вам археолог. Он лично
произвел много раскопок. Вроме того, он
нопользовал археологические материалы
едва ли не всех музеев Союза. Но дело не
только в количестве положенных в основу

книги источников. Б. А. Рыбаков  разра-
ботал новый метод. определения синхрон-
ности (одновременности изготовления) Be-
‘щей. Его метод заключается в следующем:
он находил какой-нибудь дефект литейной
формы (малейшее дрожание резца, кото-
рым мастер резал ее); любой из’ян неиз-
бежно должен был отразиться на всех от-
ливах, вышедших из одной формы. Это-то
п служило Б. А. Рыбакову путеводной
нитью. Но сколько тут надо было положить
труда! Для изучения семилопаетных виеоч-
ных колец вятичекого типа, — пишет ав-
тор, — пришлось сделать для 483 экзем-
пляров 116.403 сопоставления.

А ведь дело одними височными кольца-
ми не ограничивалось. Таким путем было
исследовано отромное количество самых
разнообразных предметов. Мало того, Б. А.
Рыбаков определял, какие мастера и в ка-
ких городского типа пунктах делали эти
вещи. Он ‘устанавливал районы распро--
странения изделий отдельных мастеров:
на 15—20 километров расходились пред-
меты, изготовлявшиеся мелкими маслера-
	ми, Ha 200 километров — мастерамя
Брупными. .
На таких материалах Б. А. Рыбаков
	строит историю ремесел древней Руси. Он
захватывает и ‘более древние периоды —
до-русский и до-киевский-—для того, что-
бы показать эволюцию ремесла Ha терри-
тории нашей страны.

ЁВнига распадается на главы, названия
которых говорят сами з& себя: происхож-
дение русского ремесла (ПУ—УШ вв.),
деревенское ремесло Х[-—ХШ вв., nopoz-
ское. ремесло Х-=ХШ вв., сбыт продукции
в (-—ХШ вв., ремесленники [Х—Х Ш. вв.,.
влияние татарского нашествия на русское
ремесло ХШ в., деревенское ‘и вотчинное
ремесло Х--ХУ вв., городское ремесло,
городские ремесленники ХПШ-—ХУ вв., op-
	ганизация  городеких ремесленников в
XIV—-XV вв. Ри
В газетной статье нет возможности
	расемотреть каждую главу в отдельности.
Можно говорить только 06 общих выводах
	автора, имеющих для налей исторической
	науки огромное значение.

Работа Б. А. Рыбакова полностью. оп-
ровергает теорию готского происхождения
южно-русеких произведений искусства
[У—УШ вв.

Автор наносит удар норманнизму, дока-
зывая, что не норманны принесли на Русъ
свое искусство и ремесла, а, наоборот, раз-
витая русская культура, начиная c IX
века, привлекала норманнов (варягов) на
Русь.

Автор, показывая предшествующий Ви-
евскому период истории руеского ремесла,
тем самым дает об’яснение высоты куль-
туры Киевского периода. Он по-новому
ставит вопросе о происхождении на Руси
городов, «как новой социально-экономиче-
ской категории», и подчеркивает, что в
этом процессе «выделение ремесла... было
	`ешающим фактором превращения’ боль-
шого поселка в город» (стр. 97—98). Он
решительно. и. усцепгно борется © версиями
С. -М. Соловьева, явно недооценивавшего
эволюции русских городов, П. Н. Милю-
кова, утверждавшего, что русские города
создавались правительством для  собствен-
ных надобностей, и тех историков, которые
считали TOPOL He средоточием ремесла и
	внутренней торговли, а лишь администра-
тивным ‘и транзитно-торговым ‹ центром”
	(В. 0. Влючевекий, М. Н. Покровский и
другие).

Раскопки двадцати ‘русевих, городов
привели исбледоватёля к’ точному выводу:
«почти каждый городской дом являетея
жилищем (или одновременно и мастерской)
ремесленника» (стр. 205).
	Времени возникновения городов автор.
	точню не определяет, но Увазывает на
УШ и более ранние (для юга вашей стра-
ны) века (стр. 99). Он показывает высоту
культуры Вмевского нериода: «В технике
эмали, в золотой росписи по меди, в тех-
нике зерни и скани (в филитранных рабо-
тах) и в изготовлении тончайших литей-
ных форм русские мастер» опередили сво-
их западноевропейских собратьев» (стр.
522). :

Автор подчеркивает то пагубное значе-
ние, которое имело татарское нашествие
для русского хозяйства и культуры:
«Монгольские завоеватели  растолтали и
расхитили эту цветущую культуру в мо-
	Г мент ев наивысшего под’ема» (там же).
	Татары разрушили все главнейшие нентры
ремесла и культуры. ВБ. А. Рыбаков в
своей книге показывает, что русский народ
сумел ‹ преодолеть бедствие, принесенное
ему татарским наществием, и в ХУ веке
уже начал заметно наверстывать потерян-
ное. — Куликовская победа сделалась
возможной не только благодаря доблести
русского войска и талантам командиров,
но и вследствие больших успехов, достиг-
нутых русским народом в ремесленном
производетве.

Книга Б. А. Рыбакова совершает нз-
стоящий переворот в нашей историогра-
фии. После выхода в свет этой работы
уже совершенно невозможно повторять
старые заблуждения о завиоймости куль-
туры Киевской Руси от Запада или
Востока. Русская, очень высокая культу-
ра сложилась в. результате творческих уси-
лий самого русского народа,

Конечно, в таком ‘большом труде ееть
отдельные места, требующие дальнейшей
проверки, дальнейшего глубокого изучения,
асть и неизбежные во всякой науке гипо-
тезы. Но недостатки этой книги бледнеют
перед ее достоинетвами. Работа Б. А. Ры-
бакова, высоко опененная правительством
ий удостоенная Сталинской премии первой
степени, несомненно, должна сыграть и
	И. БЕРСЕНЕВ
Народный артист СОСР
>
	раклер-—оветокай  хараклер, бельшевиот-
	ский характер, раскрывается и. В их борь-
	бе за выполнение производетвенного плане»,
и в столкновении © Потаповым — уме-
лым, HO успокоившимся и зазнавшимоя
руководителем. Мы видим болыпую друж-
ную семью советских людей, где взаимная
требовательность друг к другу, подлинная
партийная принципиальноеть направляют
на верный путь заблуждающихея, VOMO-
тают им осознать и исправить CBOH
ошибки.
Постановщик А. Дикий совместно © за-
мечательным актерским коллективом ‹03-
дал светлый оптимистический спектакль,
	в котором ‘чуветвуется горячая любовь К
	нашим современнивам,

«Вее дороги ведут к коммунизму — это
известно. Да не все дороги прямые. Труд-
ностям в 00’езд дорога, конечно, епокой-
	Hee, да только не по нашему характеру? —-
	говорит машинист Алексей Сибиряков,
герой спектакля Московского Художеетвен-
ного театра «Зеленая улица», поставлен-
ного М. Кедоовым. Ме по характеру с0-
ветежото человека итти уже проторенными
дорожками, обходить препятствия ©торон-
	кой. Смело шагает он прямым путем BIIe-
	ред и, что: бы ни мешало ему, ни задер-
живало, — не отступит, не остановится.

Алексей Сибиряков — представитель
нового рабочего поколения, которое вы-
росло уже в годы советской власти, чело-
век новой формации. Его труд — яркий
пример ‘замечательном явления нашей
жизни-—<тирания граней между умствен-
ным и физическим трудом.

Работа над «Зеленой улицей» показала
замечательное мастерство великолепнотх
коллектива Художественного театра, его
близость к жизни, остроту восприятия
HOBOTO,

Советский зритель особенно  блатодарен
за те произведения искусства, где он уз-
нает себя, мир свойх мыслей и чувств.
	Спектакль Киевского театра им. И. Франко
	«Макар Дубрава» ‘потому так волнует и
увлекает, что в нем правдиво показано
стремление простых людей социалистиче-
ского Донбасса досрочно выполнить
послевоенную сталинскую = пятилетку.
Страстным желанием приблизить наступле-
ние полной побелы коммунизма живут ге-
	POH этого жизнерадостного спектакля, и В
их первых рядах идет старый потомствен-
	ный шахтер Макар’ Дубрава, образ которого
мастереки вылеплен замечательным укра-
инеким актером А. Бучмой.

Не успокаиваться на достигнутом, доби-
	Эт принижение и непонимание истории
русской культуры идет издалека. С легкой
 руки немецких ученых, приглашенных в
	только что открытую Петром Российскую
- академию наук, имела хождение версия,
„что до прихода варята- Рюрика Русь была
Дикой страной, что культуру на Руси из-
саждали варяги. Впоследствии С. М. Co-
ловьев уверял своих слушателей и чита-
телей, будто древнерусское общество нахо-
-JHAOCLh в «жилком» воетоянии, ‘что рус-
	севии народ в это время бродил по широ-
	ким пространетвам русской земли, и даже
в ХУП веке русские города ничем не от-
личались OT городов. времен княгини
Ольги. .
	Неудивительно, что мыели такого исто-
тика, как С. М. Соловьев. имели широкий
	отголосок. Так, Н. Аристов, написавший
’ в 60-х голах XIX pena книгу под затла-
вием «Промышленность древней Руси»,
буквально повторял основные положения
С. М. Соловьёва. Он, например, писал:
«@лнообразие (русской. — Б. Г.) природы;
общирность, пустота, суровые зимы... пло-
хие Дороти приучили русского человека к
стойкости и терпению, не возбуждая в нем
Новых потребностей. > ( Аристов, стр. 257).
«Русский народ, рассыпанный на громад-
ном пространстве, постоянно переходил с
места на место... Это. кочеванье... не могло
содействовать развитию — ремесленности»:
(Там же, стр. 244).

В. 0. Ключевский эти же. мотивы облев
в увлекательную литературную форму и тем
самым содействовал их популяризации. Он
признавал и «бродяжничеетво» русского на»
рода, и позднее появление. на Руси земледе-
лия в качестве основного занятия жителей.
По его утверждению, русские люди-в Х—
XII веках-занимались, главным образом,
охотой. -

Сильно мешало правильной оценке ис-
торли русской культуры старое ненаучное
представление © позднем появлении сла-
вян в Европе, куда они якобы пересели-
лись из Азии. Многие археологи  торопи-
лись об’явяять привозными все находимые
при раскопках орудия  производетва и
вещи. имеющие художественную пенность’
		ство только глиняных TOPWKOB,

— То, что при раскопках находились бусы
(янтарные, стеклянные, сердоликовые, ‹е-
ребряные), бронзовые браслеты, Гривны,
серьги, височные кольца, пряжки, застеж-
ки, булавки, железные ножи, топоры, ва-
конечники копий, мечи — стремились -00’-
яснить привозом извне. Однако советские
	археологи слелали многие интересные от-
	крытия и доказали, что, например, новго-
ролские улицы были вымощены деревом
в Х веке т. е. значительно раныше, чем
	*Б. А, Рыбаков. «Ремесло древней Руси».
Издательство Академии науЕ CCCP. 1948 т.
392 етр.
			сыграет большую положительную роль в   дарственного академического Малого театра
	исторической науке.
	«Московский характер». Московский ха-
	ЛАУРЕАТЫ ОТАЛИНСКИХ ПРЕМИЙ

Muxona БАЖАН
			А. ДИКИИ

зорко охраняются защитницей священных
рубежей отчизны, нашей великой армией.
Мастерски, с подлинным вдохновением
сделан режиссерами Р. Григорьевым. п
М. Фиделевой, оператором 0. Рейзман фильм
«На страже мира», рассказывающий о
победоносной армии советского народа, о
ее доблести и славё.
	Непревзойденное могущество Hamed
авиационной державы демонстрирует фильм
«День воздушного флота СССР», Режисее-
ры В. Бойков и Л. Кристи, операторы М.
Ошурков и В. Фроленко показали блестя-
щую технику советской авиации, людей,
создавших и освоивших ее,

Среди документальных фильмов 1948
года, удостоенных Сталинской премии, нз-
званы три картины, посвященные. жизни
стран народной демократии, — «Польша»
(режиссер J. Варламов, операторы В.
Микоша, А. Семин), «Новая Албания»
(режиссер И. Копалин, операторы Ю. Мон-
гловский, Р. Халушаков),  «Демократиче-
ская. Венгрия» (режиссер Л. Степанова,
операторы С. Семенов и Е. Ефимов).

Советский зритель глубоко признателея
звторам этих фильмов, сумевшим YMHO,
ярко и полно показать, как народы Подь-
ши, Венгрии и Албании боролись за свою
независимость, как одержали они победу,
	Олагодаря  братокой помощи советских
людей, и как строят они новую жизнь в
неразрывной дружбе со страной  своциа-
	и
‘tle
	Н. Охлопков с великолепным мастерством
показал богатый духовный мир своего
героя, до последней минуты выполняющего
свой долг перед партией. Обаятельный 0б-
раз старшины Степана Ивановича создал
артист В. Меркурьев.

Подвиги советоких солдат, массовый
героизм нашей армии показывает фильм
«Третий удар» по сценарию А. Первен-
цева =— художественно-локументальное ки-
ноповествование о побелоносном разгроме
немецких войск в 1944 году в Врыму.

Режиссер И. Савченко показал себя
подлинным мастером монументального, эпи-
ческого, исторического жанра, вдумчивым
художником-резлистом. В содружестве с
оператором М. Кирилловым ему удалось за-
печатлеть эпизоды войны в кадрах, образ-
ных и художественно выразительных.

В фильме «Третий удар» мне выпала
большая честь попытаться воплотить образ
нашего великого вождя товарища Сталина.
И я счастлив, если ‘в какой-то мере мне
улалось передать и донести до нашего на-
рода дорогие черты любимого полководца
и руководителя   большевистской партии
Иосифа Внесарионовича Сталина.

Высокой наградой: отмечена также работа
моих товарищей по’ фильму — артиста
В. Отаницына,  воплотивиево на экране
образ командующего фронтом Ф. И. Толбу-
хина, художников комбинированных с’емок
И. Никитченко и В. Никитченко, худож-
ника-гримера А. Анджана, мастерство KO-
торого помогло добитьея больного портрет-
ного сходства в образах‘ полководцев.

В огне и дыму Великой Отечественной
войны, на полях грозной и сокрушитель-
ной битвы отстаивали и отстояли советские
воины честь п независимость нашей Ро-
дины, Вровью, грудью своей. защищали
оня несметные богатства советской страны,
богатетва,. . созданные трудом велюкого
советского. народа. oe

Но’ есть еще люди; для. которых нет
священного слова’ Родина, ^оторым ‘чуждо
Чувство. нацаональной  горлости, ‘которые
‘утратили достоинетво советакого гражда-
кина. .

Прогив таких людей направлен Фильм
	«Суд чести».
	По сценарию драматурга А. Шиейна,   простого человека, неутомимого исследова-
обратившегося к острой и важной теме   теля, упорно и настойчиво ‘стремящегося
современности, режисер А. Роом, совмест- к достижению пели. С блестящим мастер-
	но. с оператором А. Гальцпериным, создал
правдивый патриотический фильм.

Слраетность пламенного большевика и
патриота академика Верейского, его стро-
гую принципиальность в борьбе, неприми-
римость к врагам великолепно передает
артист Борис Чирков. Н, Анненков, раскры-
вая силу заблуждений профессора Добро-
творекого, убедительно показывает, как
под воздействием партийно-советского кол-
лектива происходит перелом в его созна-
нии, и он полностью признает свою ви-
ну. Болыпую роль в перерождении Добро-
творского сыграла и его жена Татьяна
Александровна, чей привлекательный образ
создан артисткой 0. Жизневой. Умно и
тактично разоблачает своей игрой артист
Н. Свободин моральное ничтожество Ло-
сева.

Уходя с просмотра фильма «С чести»,
зрители уносят в памяти гневные слова
общественном обвинителя академика Ве-
рейского: «Кому хотели вы отдать совро-
вища науки нашей, ве благородные откры-
тия, ее прекрасные дерзания? Tem, кто
стремится ввергнуть человечество ‘в алское
цекло новой вбйны? Тем, кто размахивает
над земным шаром атомной Gon60f? Не
позволим! Во имя счастья человечества—
не позволим!»

Во имя счастья человечества отдал. свою
трудовую жизнь великий русский преоб-
разователь природы Иван Владимирович
Мичурин. Всю свою деятельность посвятил
он. борьбе с ложной и порочной буржуав-
ной теорией вейсманизма-морганизма, ‘борь-
бе_зз утверждение передовых материали-
стических идей. —

` Фильм, поставленный aBTOpOM сденария
режиссером A. Ловженко. совместно с
Ю.- Солнцевой, талантливо показывает
трудный и сложный путь замечательного
мыслителя, эвспериментатора: и труженика.

’Фильм «Мичурин» — ‘фильм о творче-
стве, о человеке; победившем природу и
поставивитем ее себе на служду. Артиет
	[. Белов воссоздал образ мужественного и
	ством передана в картине красота природы:
мягкие ‘и нежные краски  разлившейся
весенней реки, буйное цветение садов, пре-
есть пышного осеннего леса — все это
результат превосходной работы операторов
Л. Восматова н Ю. Куна.

Сделанный в приподнятой, поэтической
манере, фильм вызывает радостное, жизне-
утверждающее чуветво.

Этим же чувством проникнут фильм
«Далекая невеста», рассказывающий о
братстве советских народов, о товариществе
и дружбе, о любви и молодости Режиссер
Е. Иванов-Барков, оператоб А. ФВулин-
ский, актеры А. Карлиев и В. Нещиплен-
RO сумели показать цветущую, солнечную
Туркмению и ее замечательных людей,
	`С каждым годом растут успехи одного из
видов нашей кинопублицистики — доку-
ментального жанра советского кинонскус-
CTR. -
	Цоявление яркого, талантливого, глубо-
ко волнующего фильма о гениальном вожде
п мыслителе, создателе велилой партии
большевиков—Владимире Ильиче Ленине—
большой подарок советскому народу.

«Помните, любите, изучаме Ильича,
нашего учителя, нашего вождя», -— сказал
ближайший друг и еоратник Ленина, про-
должатель его дела’ товарищ Сталин. Фильм
«Владимир «Ильич Ленин», созданяый  ре-
жиссерами М. Роммом и. В. Реляевым, one-
раторами Г. Гибером, Е: Славинеким, А. Ле-
вицким, 9. Тиссэ, помогает, страница за
страницей, проследить историю неповтори-
мой жизни великого вождя, неразрывно
связанную с историей большевистской nap-
THE.   ры

Бесемертию великих ленинеках идей,
торжеству ‘ленинскоги дела посвящена за
влючительная часть фильма, К светлому
будущему человечества — к коммунизму
вцет молодость нового мира — палет, ова-
ренная светочем Ленина. гением Сталина.
	Славные завоевания страны‘ социализма
	советской кинематог!
	Двенадцать советских фильмов — шесть
художественных я шесть  довументаль-
ных —- удостоены Сталинских премий.

Произведения ‘эти созданы художниками
различных творческих индивидуальностей,
разнообразными художественными  сфед-
ствами, каждое из этих произвелений —
единственное и неповторимве, но’ их 9б’-
единяет самое высокое и святое чувство
советских людей—чувство советского пат-
ристизма, чувство горячей любви к Роди-
не, к нашей партии.

Когда думаешь © беспредельном героиз-
ме и стойкости юных молодотварлейцев, о
несгибаемой воле и упорстве летчика
Алексея Мересьева, о блестящей победе
наших воинов в Крымекой битве, a ma-
триотической чести и идейной чистоте
	академика БВерейского, о неутомимостя и
страстности великого русского ученого Ma-
чурина, всю жизнь посвятившего вдохно-
венному труду на благ человечества, на-
конец, о крепкой дружбе двух бойцов —
русского и туркмена —— перед’ тобой как
бы ветает величественный моральный 0б-
лик непобедимого советского народа, чьи
боевые подвиг. и славные трудовые дела
с каждым днем приближают нас. к комму-
	Огромной. победой вино является TO,
что: героическая история «Молодой. гвар-
дии», Запечатленная в замечательном. р0-
wane A. Фадеева: блестяще воплощена на
	экране: режиссером С. Герасимовым.
	Гимном во славу. советокой. молодежи: и
ничей Tayi. “BOCTLITTA BIIEn
	эту героическую. молодежь. звучит фильм
eMane7ag PRADINGD. поэтическая  erpact-
	ность и ‘вИечатляющая сил

а RKOTOPOD dao

включены прежде всего в его глубоком pea-
лизме, верности жизненной правде.

`Радостно отмечать, что образы юных ге-
‘роев Враснодона: так ярко и полно запе-
чатлены их ровесниками — молодыми
выпускниками ТИК — В. Ивановым
(Олег Кошевой), С.` Гурзо (Сергей Тюле-
ing), И. Макаровой (Люба Шевцова),
Н.Мордюковой (Уля Громова), Л. Шагало-
вой (Валя Борц). Запоминающийся образ
подлинного большевика и’ руководителя,
секретаря обкома партии Ирюценкю, создал
артист В. Хохряков. Стротостью и лако-
ничностью отличается талантливая работа
оператора В. Рапопорта. .

«Молодая гвардия» — пример того, как
помогает художнику и влохновляет его
подлинно принципиальная и. партийная
критика. Режиссер 0. ‘Герасимов й весь
творческий коллектив, уУчтя партийную
критику, исправили ошибки, допущенные
в первом варианте картины, и создали
прекрасный фильм о советских . людях,
одухотворенных идеями коммунизма.

Небывалое мужество, неукротимую энер-
гиюЮ и упоретво проявляет о Алексей Me-
ресьев — герой фильма < Повесть о на-
стоящем человеке», чтобы вновь вернуться.
в строй. и сражаться с ненавлетным вра-
ом. Тольво советокий человек мог пройти
столь трудный и мучительный путь к’ до-
стижению своей цели, ибо истоки Beene
бежлающей силы ет духа — в светлом п
радостном чувстве советского патриотизмл.

Творчество режнесера А: Croanepa, one-
ратюра М. Магидсона помогло артисту Пав-
лу. Кадочникову во. всей полноте раскрыть
пленительный облик советском человека,
для которого ‘нет никаких преград a

Лучшие фильмы 1948 года, удостоенные
	Оталинскях премий, свидетельствуют +
только 0 мастерстве наших режиссеров,
кинодраматургов, актеров, ‘операторов, и,
главным образом, о силе тех. больших и
значительных ‘идей, которые заложены В
каждом из этих произведений. Высокая
плейная направленность этих фильмов —
вот залог всех достигнутых и трядущих
побед нашей передовой ‘советской ‘клнема-
тографии,

‚ Пусть же растет и развивается наше
светлое, могучее народное искусство, слу-
жить которому большая честь и творче-
экая радость!
	  З6Мле. или в 00разе Алексея Mepecbena

NHTEPAT УРНА Я Г АЗЕТ А MET ВИДИМ молодого человека нашего Bpe-
			ЛИТЕРАТУ
	мени, то в комибсаре Боройьзве—ппедета-
вителе старшего поколения большевиков—