COBE TCKOE искусство
	Проблемы советского театра.
				Н&-лнях в союзе советских компо-
зиторов состоялось заселание музыко-
ведческой секции, посвященное пла
ну работ на 1936 год. %

На совещании была дана резкая
критика музыковедческих работ, пе-
чатающихся в журнале «Советская
музыка» и издаваемых Музыкальным
издательством.

Руководитель секции И. Я. Рыж-
кин, отметил, что за последние два
года советские музыковеды серьезно
занялись советской тематикой. За
1935 год написан целый рял прекрас-
ных работ (Шавердяна, Пекелиса,
Фермана, Цуккермана и др.). во даже
эти лучшие музыковелческие работы
не лишены акалемизма перенесенно-
го в советскую музыкальную изуку
из дореволюционного прошлого, Тогла
был широко распространен тип-музы-
кального критика, который старался
избегать политически  заостренных
оценок и свое «уважение» к музы-
кальному творчеству проявлял лишь
в том, что приравнивал живых ком-
позиторов к мертвым.

У советских музыковедов гаметно
равнодушие к актуальным вопросам,
волнующим музыкальную обществен-
ность. Значительное большинство
критиков лишь «созерцают» работу
композиторов. но ею не’ руководят и
ее не направгяют,

Перед музыковедами огромная за-
дача: преодолеть это «бесстраестие».
принять активное участие в обсужде-
нии новых музыкальных произведе-
ний, повести борьбу за метод социа-
листического реализма в советском
музыкальном творчестве Кадры co-
ветских музыковедов уже сегодня
могут справиться с этими задачами.
	— Наши композиторы, — мворит
	т. Челяпов. — в значительной своей
части перестроились и перестали
быть кабинетными  сидельцами. Они
ездят в национальные республики,
сейчас они отправляются в колхозы.
Композиторы, об’единяемые 069-
ронной группой союза, активно ‘уча-
ствуют в жизни Красной армии, з8-
нимаются музыкальной самодеятель-
ностью. Рруппа детской музыки’ хо-
рошо связалась © жизнью школ и
пионерскими отрядами. Группа теа-
кино-музыки сумела втянуть в сов-
местную работу в композиторами теа-
трахьных режиссеров и художествен-
ных руководителей кино. Драматиче-
ские театры и киноорганизации нз-
стойчиво зовут композиторов к уча-
стию в их работах. На недавнем со-
вещании в Главном управлении 5и-
нематографии к №лосу композиторов
внимательно прислушивались, что и
отметил в заключительном слове на-
чальник ГУКФ тов. Б. Шумяцкий,

Другое дело — музыковелы. Если
товорят 06 «отставании» композито-
ров, то совершенно правильно сказал
на олном из недазних совещаний в
союзе тов. В. Белый, что музыковелы
оторваны от жини еще более, чем
композиторы. Действительно, в обла-
сти критики композиторские выска-
зывания бывают более действенны и
лают более живой материал, чем
статьи музыковедов. Отдельные вы-
сказывания Д. Шостаковича, В. Бе-
лого и других композиторов. гораздо
ценнее, чем целые статьи иных кри-
тиков, которые полчас пишут так.
что их просто не поймешь.

Акалемизм и бесстрастие; свойет-
венные многим музыкальным крити-
кам, совершенно лишают всякого об.
щественного значения их статьи.
Критики не понимают той гигантской
ответственности, какая на них сей-
‘чае возложена. Критики боятся ска-
зать отдельным Композиторам, ‘что
они пишут плохо, ‘что. создавая, на-
пример. музыку на ‘пушкинские тек-
CTH, снижают, обелняют Пушкина.
Иногла критики боятся даже похва-
лить композиторов.
	А между тем музыковедческая сек-
	ция должна быть мозгом союза. Му-
зыковеды, а не композиторы дояжны
заниматься анализом творческого ро-
ста советских музыкантов, давать
прогнозы, ставить задачи. черпая их
не из книг, & из самой жизни.

Тов. Чедяпов уверен, что предстоя-
щая работа в колхозах положит на-
чало перелому в нашей музыковедче-
ской ‘работе.

Продолжение прений по доклалам
перенесено на следующее заселание
	CCBDHE.
A, KYT.

В Союзе советских композиторов

организована колхозная группа В с0-

став ее вошли композиторы Белый,
	Коваль, Черемухин,  Кабалевский,
Фере, Новиков, Шехтер, `Васильев-
	Буглай и лр.
	TEPA

образные исторические характеристи*
ки и источники. Работая над Рази-
ным, я перечитывал легенды. о Стень-
ке, исторические исследования, ро-
ман Чапыгина, Работая над образом
Свенгали, я ходил к доктору пте-
реву наблюлать сеансы гипноза.
	Граница драматизации оперной ро-
ли, разумеется, существует. Правиль-
но и во-время определить эту грани-
пу артисту поможет только чувство
художественной правды, чувство ху-
дожественной меры,
	Тов. Горолинский очень много го-
ворил о палении бель-канто в нашем
оперном театре. Но он ня слова че
сказал 0 невнятной ДИКНИИ ¥
значительного числа наших оперных
актеров. в чем повинны главным 06-
разом дирижеры. Они нередко ве
толька не воспитывают в актере хо-
ротую ликцию. но и губят ее. Злесь я
всегла с благоларностью вспоминаю
покойного В И. Сука который яв-
aan собою образец того, как дирижер
может жить вместе и неразлельно ©
актером-певцом, щаля и жалея его,
воепитывая его.
	Мне кажется, что то. что делают
оперные театры им. Станиславского
и Немировича-Данченко. полезно и
необхолимо. Вель речь илет не только
о том. лолжев ли оперный яктер
«только петь» или «петь и играть» В
узком смысле этом слова. Имеется
в виду вся трактовка спектакля в це-
лом — звучание зктерского ансамбля,
правильное взаимоотношение межлу
оформлением хуложника и общим
замыслом постановшика спектакля и
лаже замыслами отлельных актеров.
выполняющих главные роли. Й ту®
отмахнутьея несколькими  неголую-
щими сентенциями 6 том, 910 в
упалке вокальной культуры повинен
лраматический реализм, абсолютно
невозможно.
	В Большом театре, гле вокальное
мастерство безусловно стоит на N-
разло более высокой ступени, чем в
наших экспериментальных оперных
театрах, к сожалению, очень. неблаго-
получно в емыоле   этого. ансамблевого
звучания спектакля... Хуложники На-
столько  увлекаютса эффектностью
оформления спектакля, что зачастую
прячут актера аа бутафорией, Во вре-
мя обсужлений планов первых. поста-
новок у нас в театре приглашаются
решительно все «углы многоугольни-
Ка», но никогла не приглаптается ак-
тер. которому прелстоит исполнить
ответственную роль в. спектакле, Слу-
чайно ‘ли такое пренебрежение к ах-
теру? Я думаю, что нет и ITO ETO
	есть в какой-то мере результат имен
		‚ Кивописцы новой Гурции

Ибрагим Чаплы.
	Младшее поколение художников
Турции, вылвинувшее целую плеяду
талантливых мастеров и завершив-
шее овое художественное образование
в мастерских Парижа, всецело отда-
ется новейшим живописным искани-
ям.

В этой хруппе наиболее одаренны-
ми мастерами нам кажутся Рахми
Бедри, Шефик Бурсалы, Эдиб, Наджи
Эпиф, Хикмет, Нурулпах Джемаль
Берк и в 006бенности единственная
женщина -—. участница выставки —
Асаф Жале, к сожалению. представ-
ленная только одним портретом.

Вся гамма художественных течений
современного  запалного искусства
отражена в работах мололых хулож-
ников этого круга. Их работы блешут
яркими красками, они значительно
более интимны, чем полотна мастеров
старшего поколения. — это в боль-
шинстве случаев небольшие по paa-
меру пейзажи, натюрморты и декора-
тавные композиции. ’Космополитизм
этих мололых живописцев Турция,
культурно и живописно очень при-
влекательных. в сожалению, их уво-
	дипломатического корпуса,  ответст-
венные работники НКИД и ВОКС,
советские художники, искусствовелы,
находящиеся в Москве турецкие ян-
женеры и планеристы. а также прел-
ставители советской ‘и иностранной
печати.

Выставку открыл исполняющий
обязанности председателя ВОКС тов.
Л. Н. Чернявский.

— Советские туложники и вся
культурная ‘общественность нашей
страны, — сказал т. Чернявский, —
с естественным интересом ожидали
этой встречи в произведениями сво-
их турецких коллег. Эта выставка
является ярким свилетельством сози-
дательной культурной работы, вото-
рую новая Турпия осуществляет ©
такой энергией и © таким успехом и
за которой в постоянным вниманием
	ЦО МАТЕРИАЛАМ «СОВЕТСКОГО ИСКУССТВА».
	СОДРУЖЕСТВО

НАУКИ И
	Пьеса М. Левидова
в Театре сатиры
	ювыми фирмами. Они принуждены
пользоваться материалами, утвердив»
пгимися в художественном обиходе
благоларя тралиции, удобной лля фа-
брикантов, но не всегда гарантирую-
щей качество.

Мастера живописи ставят перел
©0бой новые живописные залачи, 8
разрешают их на основе одних и тех
же материалов. Отвечают ли совре-
менные материалы для живописи
требованиям современного  искусст-
ва? Гарантирует ли, например, наи-
более распространенный в настоящее
время материал — масло — сохран:
ность произведений искусства при
любой живописной технике? На эти
вопросы хуложник чаще всего не мо-
жет ответить.

С друмй стороны, химики и инже-
неры, изтотовляющие материалы,
естественно. мало знакомы с техни-
кой живописи и в большинстве слу-
чаев совершенно не анают, как поль-
зуютсоя художники выработанной ими
пролукцией и какие требования они
прел’являют к ней.

Так лело обстоит за границей, так
же, в сожалению, пока и у нас.

Если на Запале такой разрыв меж-
ду научно-исследовательской. произ-
водственной и творческой работой со-
храняется в интересах конкурирую-
щих фирм, то перед нами открыва-
ются перспективы лружного в плодо-
творного сотрудничества,
	Поэтому-то в «Азорских островах»
самой одинокой и беспомощной ока-
зывается не Ирина Тургаева, а Да-
видсон. Поэтому-то в «Азорских остро-
вах» самой бестолковой и никчемной
оказывается не Клава, а Давилсов.
самым дальновидным и умственно
зрелым оказывается не опытный со-
зерпатель жизни Давидсон, а аЕтив-
ный ее участник Пташкив.
	Внешняя форма пьесы, ее бытовая
оболочка, срела, в Которой живут ее
герои. ее водевильно-гротесковое на:
чало — BC это давно знакомо Театру
сатиры (постановщик спектакля
В. Топорков). Но своеобразие пъесы
Левилова в том, что за внешним
конфликтом, за бытовым происше-
ствием он показывает  трагикоми:
ческую фигуру своего героя. В театре
тяжесть этой задачи целиком возла-
гается на Канцеля, играющего Да-
видсона. Все же остальные, за исклю-
чением Пугачевой ава) и Хололо-
ра (Пташкин) нашедигих правильный
		бытовой комедии. Автор новеллы «Jie
ди и шпион» Дряхин (Василенко) да,
же говорит на том 0с0бом за<корузлом
языке мещанской окраины. который
явно напоминает времена «Мандата»,
Ответственный работник с периферии
Рыльский (Беляев) н6ёсуразно боль-
той человек. левятипуловый еласто-
	лыси

HOW W TOH-
	сущимися, руками — тоже персонаж
лавно прошелших времен. Примерно
из галлереи «Растратчиков».

Давидеов оворит Пташкину, что
всю свою жизнь он посвятил ‹изуче-
	Широкое обсуждение по  почину
газеты «Советское искусство» вопросов
снабжения художников доброкачест-
венными материалами своевременно
и правильно обратило внимание на
необходимость пересмотра тех взаимо-
отношений, которые существуют меж-
ду промышленными ортанизациями,
производящими материалы для жи-
вописи, и художниками-потребите-
лями,

Никто в настоящее время не будет
оспаривать истины, что качество про-
изведений живописи зависит и OT
качества материалов и от качества их
применения. :

Ни олно совешание, посвященное
вопросам, связанным с качеством ма-
териалов для живописи, не обходится
без соылок на сохранность произве-
дений старых мастеров эпохи Воз-
рождения. Эти произведения пережи-
ли века. Они были выполнены мз-
стерами, применившими новые для
своего времени ‘материалы и’ овла-
левшими новой техникой самой жи-
вописи, Не случайно ролоначальни-
ком новой техники масляной живо-
писи считается великий Ян Вая-Эйк,
являвшийся не только живописцем,
но и незаурядным для своей эпохи
ученым-алхимиком.

Что же мы вилим в настоящее вре-
ия? Даже лучшие знатоки материа-
лов из хуложников воспитаны ва го-
товой продукции. предлагаемой тор-
	лась бы конструкция пьесы. Быть
может Левидоеу следовало только яс-
нее определить свое отношение к
Давидеону в заключительной части
где все кончается всеобщим  прими-
рением и благополучием.
	Мы так и не узнаем, поехал ли Да-
BHACOH на Азорские острова. В поис-
ках своей мечты он собирался в кру-
госветное путепествие. И вдруг кз-
кой-то негодяй обвинил его соседку,
милую, беспомощную девушку, в во-
ровстве и проституции Давидсон
боится. что без него она не сумеет
доказать свою невиновность. И тогда
Давидсон решает для спасения де-
вушки пожертвовать своей мечтой.

Эта трагическая жертвенность за-
кончилась конфузом. Спасать девуш-
ку оказалось совсем ненужно, ла и
помощь ’Давилсона внесла лишь
много ‘неловкостей и неудобств. Но
душевное потрясение нашего repos
было так велико, YN OH по-
чувствовал себя гордым рыцарем ту-
манности, который нашел уже свою
«чату Грааля».  Иоскусственноеть
столь оптимистического завершения
пьесы кажется совершенно очевидной.
	Давидсону надо было бы пройти
тораздо более сложный путь испыта-
ний, чтобы отказаться от своих
«Азорских островов». Левидов при-
водит его к новому миру через мо-
ральную илею, Но такого рода «обра-
щения» понятны в среде радикаль-
ной интеллитенции Запада. но Не в
нашей стране гле жизнеутверждаю-
щая сила социализма давно‘ вдохно-
вила все лучшие творческие элемен:
ты старой гуманистической интегли-
	Впервые на выставке современной
турецкой живописи мы имеем воз-
	можность ознакомиться © искусством
народа в тяжелых и упорных боях
	против ампериализма, отстоявшето
свою независимость. Драматическим
эпизодам этой борьбы  посвяшены
центральные полотна на выставке,
исполненные старейшими мастерами
новой Турций — люльми того TOKO.
	ления

Которое Н
	несло всю тяжесть национально-00-
вободительных войн. `

В этой группе старших мастеров
прежде всего запоминаются три име
ни: Ибрагим Чаплы, Сами и Исмаип
Намык,

Ибрагим Чаллы мастер уверенной
реалистической кисти, Он наиболее
декоративен в своем большом полот.
не «Национальные партизанские. от.
ряды» В «Греческах пленниках» ху:
дожник . избирает менее эффектный
мотив, почти жанровою преломления
эпохи и изображает его с остротой в
наблюдательностью очевидна и ake
тивного участника исторических 0+
бытий Наконец, в больпюм по е
Кемаля Ататюрка Ибрагим ATH
предстает перед вами Wpemme Bte-
го как колорист. В этом портрете его
палитра просветляется и получает
полное звучание.

Теми же чертами отмечено творче-
ство ‘Сами, Из его -работ упомянем
«Гранатчиков», «Пушки» я ‹Анкару».
В первой картине Сами кажетея еще
несколько сухим по живописной
трактовке батального мотива, вторая
‘изображает булничную сцену воен-
ной жизни и, наконец, в «Анкаре»
‘Сами живопиено перелает- сутолоку
старого базара и закатные лучи солн-
‚ца на оснеженных куполах мечетей.
  Нэдавно скончавшийся Исмаил На-
мык в своей картине «Последний сна-
ряд» выступает как мастер, прекрас-
HO владеющий средствами драматиче-
ского истолкования батальной темы,
Два друтих его полотна «Ангорская
‘ крепость» й «Крестьяне» свилетель-
`ствуют о серьезном усвоении уроков
импрессионизма

Для всей группы старших масте-
ров Турции в целом (к ней примы:
кают также художники Шевкет, Фей-
хаман и Зия Назми) характерно
стремление к реализму и отчасти кв
эффектам  декоративно-импрессиони“
стического пясьма_
	Выставочный зал Веекохуложника
разукрашен турецкими националь-
ными флагами,

На открытие выставки произведе-
ний турецких художников, организо-
ванной Всесоюзным обществом куль-
турной связи с заграницей и Всеко-
художником, прибыли многочислен-
ные гости, в том числе народный
комиссар по иностранным делам тов.
М. М. Литвинов, наролный комиссар
по просвещению тов. А, С. «Бубнов,
маршал Советского союза тов, С. М.
Буденный, зам.  наркомвнешторга
тов. Ш. 3. Эпиава, зав. первым во-
сточным отделом НКИД тов. В. М.
Цункерман, начальник отдела внеш-
них сношений  Наркомата- обороны
комкор тов. А. И. Геннер, турецкое
посольство во главе с поверенным в
делах г-ном Нуреддин Пынар, члены
		«Национальные партизанские с

TPAR RS
	дит от задачи изображения природы
и людей родной страны. Только в де-
коративных панно Тургута и Хами-
та и в романтаческих композициях
талантливо Апи Авни напиональ-.:
ная тема, национальный колорит по-
лучают яркое выражение,

В этих ‘работах молодое поколе-
ние живописцев Турции как бы пе“
рекликается с ее старшими мастера-
ми.

Первые являются певцами новой
модернизированной Турции, уверен-
во шагающей по пути культуры, вто-
рые — суровыми и правдивыми еви-
детелями тез боез, в которых эта
Турция выковывалась.

Станковая живопись в Турции по-
чти не имеет истории. Первые рабо-
ты с натуры турецкие художники
пишут только в начале нынешнего
века Таким образом на выставке мы
познакомились е пионерами живопис-
ной культуры новой Турции. Тем
значительнее нам кажутся те успехи,
которых они добились.
			«Нельзя в досталочной степени 00-, лу и где тут понимание того, что
пить публике, сколько усилий и  не мокроступы и не форма носа (эти
рытой работы заключается в Ис-  уже не реалистические, в натурали-
стве актера, с виду столь доступ-  стически цирковые атрибуты) явля-

АЕ rt tee a.
		ются определяющими качество
полнения оперного актера!
	Поэтому мне кажутся сильно пре:
увеличенными всякие жалобы на
мнимое засилие драматическом pea-
лизма в нашем оперном театре. Это
есть просто попытка 6 негоднымя
средствами — вайти ближайшего ви-
новника 88 то падение оперно-во-
кальной культуры, которое мы на-
блюдаем в настоящее время и-в RO
	тором повинны, очевилно. очень мно-
	гие, HO только не оперный реализм
	Откуда набираются кадры оперных
актеров? До революции” неплохой
вокальной школой для некоторой
части будущих артистов оперы были
церковные хоры. Хоровая культура
У нас низко пала не только в опер-
ном театре. Нам нужно начать борь-
бу за возрождение бель-канто прежле
всего именно в наших массовых хо.
ровых кружках. Учить нужно там не
только пению. песен, но и ‘исполне-
нию самых сложных сольных и хо-
ровых партитур.
	Правы те, кто указывает, что дра-
матическая культура оперного актёра
чрезвычайно, низка. Занятия голосом
поглощают у него все время. А меж-
ду тем он все же не певеп концегт-
ной эстралы, а актер. Актерская рит-
мика, пластика, умение вести себя
на сцене, олним словом, умение «иг-
рать» лолжны си у оперного актера
быть те же, что и у мхатовцев, акте-
ров театра Вахтангова, Малого и дру-
гих. Ё
	Я целиком согласен © тезисом
В. С. Голованова, утвержлающего, что
в первую очерель оперный актер лол-
жев хорошо петь. Я лично в трактов-
ке образа всегла иду от текста к му-
зыке. Слово лает музыке тему, и му-
зыка должна выразить в звуках суть
словесного образа, Если она его не
выражает, значит она по меньшей
мере не годится, хотя бы сама по се-
бе и была очень хорошей. Может
быть мое убежление очень суб’ектив-
но, но я уверен, что стержня роли
не схватишь, пока не запоешь пол»
вым голосом. Полный, безупречно
звучащий голос наведет на правиль-
ный путь решения сценического 0б-
раза.
	И обвершенной чепухой кажутся
мне всякие противопоставления пар“
титуры и либретто, обвинения на-
ших экспериментальных оперных те-
атров в том, что они слишком много
внимания улеляют драматическому
тексту. либретто’ за счет музыкальной
партитуры. К ‘чему ‘это противопо»
ставление? Оно способно только дез-
ориентировать оперного актера. Я в
своей практике тоже прибегаю в уг-
лубленному изучению литературных
источников оперното либретто. 06-
раз, в особенности исторический, я
стараюсь изучить, если можно так
выразиться, локументально. Готовя
Бориса или Грозногоу (в «Пековитян-
ке»). я перечитываю не только Пуш-
кина и Мея, но и часто самые разно-
	яснять публике, околько усилий {и
скрытой работы заключается во йс-
русотве актера, о виду столь доступ-
ном и легком». В этих словах Аль-
фояса Додэ заключена большая прав-
д. Этой недооцевкой трудности ак-
терсвой работы. а тем паче работы
оперного актера страдает не только
«публика», но и тот квалифицирован*
зый зритель, который всегла берет
слово по вопросам оперном искусет-
4 в качестве театрального крятика.
	Статья 0 проблеме оперного акте-
р». напечатанные в «Советском ис
русстве», имеют двоякий смысл. Они
сигнализируют 06 известном крити-
ческом состоянии вашем оперного
SCRYCCTRA и огромном внимании .06-
щественности BK вему; но, © другой
стороны, они — симптом того, на-
схольБо мало знают природу оперы
и оперного актера лаже те, кто пи-
wet о ней. Вот известный дирижер
Георг Себастьян говорит о том, что
яменйо дирижеру должны быть при-
своены функции режиссера-постанов-
щика в оперном спектакле. При этом
ол ссылается на примеры Тосканини,
Клемперера и лр. Это звучит очень
странно. Конечно, Тосканини очень
крупный, вдумчивый и гибкий дири-
5ер, но ов отнюдь не режиссер в на-
шем углубленном. синтетическом по-
Нимании этом слова. О том, что со-
б5ю предотавляет режиссерская си-
crewa Клемперера, мы имели воа-
можность судить во время его посе-
щения Москвы лет 8—9 назал. Диря-
хнруя в Вольшом театре оперой
«Кармен», он пробовал осуществлять
х вон режиссерекие «илен» Это бы-
И силен», типичные лля «режиссера
разволящег»: актеры были так рас-
ставлены на сцене, чтобы они не
пслопяли. балетных солистов. Вот и
806. :

Тов, Городинский написал в общем
верную и справедливую статью о дра-
иатической опецифике оперном акте-
ра. Но ею пример со смертью Андрея
в «Мазепе» неубелителен, В прироле
RURTOTO театральном жанра, кажло»
№ ханра в искусстве вообще, имеет-
ся своя условность. Например, в «Цу-
games Новикова-Прибоя один pane-
лый офицер еще целый час после
смертельном ранения отдает приказы
1 распоряжения. И это ни в ком не
вызывает смеха. Все дело в том. как
1зобразить на сцене, какими орел-
ствами ‚передать этот монолог или
зоню умирающею Андрея.
	_ Сам т. Городинский, который скор-
(ито пренебрежении к бель-кавто и
® инимом засилии драматического
мализма над вокалом в советской
olepe, когла берет в руки перо теат-
льною критика, лумает и действу-
и по-иному. В своей обширной ре-
wind о «Севильеком цирюльнике»
зБольшюм театре он с большим вни:
Ney oH даже похвалой отметил
У кполнителя партии дон-Базилио
уыдазительный нос. голову клином и
фрезычайно эффектные мокроступы,
м юторых выливается лождевая во-
ia Но при этом он ни слова не-ска-
мл ‹ качестве вокального исполне-
Hid. ARTOPOM роли. дон-Базилио.
Те и т на леле внимание к вока-
				и симпатией следит обществевность
Советского союза.

В, заключение тов. Чернявский об»
ратилея 60 словами особой призна-
тельности к комиссару выстявьм г-ну
Джимлжоз и художнику проф. Ибра-
гим Чаллы.

В ответ на это выступлевие комис“
	cap турецкой выставки г-н Салех
Джимджоз в профессор  СОтамбуль-
ской акалемийи изящных искусств
	г-н Ибрагим Чаплы выразили opi:
знательность ВОКС и всей советской
хулежественной общественности 38
помощь в“леле организация выставки
и за внимание. проявленное в моло-
дому турецкому искусству.

Выставку приветствовал также
предселатель Всекохуложника Ю. М.
Спавинский и засл. деятель искусств
И. Э. Грабарь.
		Я поэтому всячески готов привет“
ствовать почив т. Горолинекого, по-
отавиршею со всей остротой весь
комплеке вопросов, связанных © ра-
ботой оперного актера, Но я против
крена в олну сторону. Обсуждать, так
лазайте обсужлать решительно все
нелостатки для того, чтобы спор при
нес в результате конкретную и ре-
альную пользу советскому оперному
театру и советскому оперному акте-
	РУ.

АЛЕКСАНДР ПИРОГОВ
	повышения культурного, художест-
венного и политического уровня ее
участников. Возможности развития
своето мастерства у капеллы сейчас
чрезвычайно велики.

Достижения капеллы и сейчас не-
малы. Во-первых. достигнута замеча-
тельная стройность ансамбля. Отлич:
ные голоса многих участников (Ме-
	наяйлор Пономаренко, Медведев) o6-
	работаны. Они прошли вокальную
школу. Нужно, чтобы всё кобзари
равнялись по этим лучшим испол-
нителям капеллы. Песни поются вы-
разительно. фразировка` ясна и от-
четлива, ликция просто хороша (а
это так релко бывает в хоровых
ансамблях). Артикуляция некоторых
солистов — образцова. Исполнение
песен капеллой стоит на высоком
художественном уровне. И потому ее
выступления. проходят в Москве ©
таким большим успехом,
	Можно поздравить советскую Укра-
ину, воспитавитую такие. первоклах-
	  ные ансамбли, как капелла бандури-
	стов, как «Евоканс», «Думка». Толь-
ко в стране, гле много героев, тру-
довые полвиги которых вдохновляют
перпов HA созлаяие замечательных
		ных Талантов, возможно появление

чудесное развитие коллективов, по:

добных Государственной капелле бяан-
п

дуристов ‘ ЧП,
	..МКРАИНСКАЯ_ КАПЕЛЛА КОБЗАРЕЙ _.
	———-
	Borburof силой  облалает - песня, !
	бая народная. песня, и, особенно,
украинская. Гневом и тяжкой нена-
зистью к проклятой доле прошлого
цолны, старинные думы,

Надо уметь вскрыть. смысл пео-
ни, нало уметь донести ло слушате-
ля всю красоту, всю свежесть, всю
прелесть народного творчества. Не-
многие умеют это делать так ярко,
так впечатляюще, как украинские
бандуристы, гостящие уже с месяц
з Москве, Капелла бандуристов орга-
	„ОРФЕИ*‹
	низовалась в 191$ г. в Киеве, с 1929г.
существовала вторая капелла в Пол-
	таве. Участники обоих ансамолей —   участников.
	рабочие железнодорожники. печатни-
ки. Об’единила их — живая, горячая
любовь к народной песне. Музыкаль-
ный руководитель капеллы — выда-
ющийся хоровой лирижер и крепкий
ортанизатор композитор Михайлов,
лиректор капеллы т. Аранский с эн-
тузиазмом продвигают в массы труля-
щихся наролную украинскую песню.
Перед капеллой сейчас стоит залача
		Давно назрел вопрос об организа
ции общества. которое дало бы BOs.
можность близко в совместной рабо-
то столкнуться и хуложникам и ис-
следователям. Попычку организовать
такое общество несколько лет назад
слелал МОССХ. so ofa не увенчалась
успехом Необходимо вновь попы“
таться об’елинить всех  заинтересо-
вамных лиц, Сейчас специалисты-
произволственники у нас насчитыва-
ются елининами и разбросаны в раз-
ных  веломственных  ортанизапиях.
Веобхолима также излание печатного
органа или бюллетеня при уже име
ющихся. ‘рле вопросы техники живо-
писи, технологии производства и ка-
чества материалов нашли бы свое от-
	е.
—_— _ В, ГУСЕВ
		значительные номера оперы. Испол-
нялись увертюра, 5 арий Орфея. (в
том числе изумительные «жалобы»
Орфея «Потерял я Эврилику»), не-
сколько речитативов с хором. много-
численные хоры — пастухов и па-
стушек, подземных духов, заключи-
тельный гимн любви и балетная му-
зыка к. опере,

Оркестр под управлением А В, Де-
ментьева, вокальный ансамбль Обл-
ралиокомитета под ‘дир. С, Попова и
артистка Л. Цирульникова прекрасно
справились с ‘трудной задачей.

Два исполнения «Орфея» прошла ©
громадным успехом.
	этических проблем. Беспомощная Orv
идеалистическая мысль спешит «вло-
гонку жизни». Он смешной моралист,
чудак, интеллитентский петрушка,
симпатичный фантадер. Он порицает
так называемый разумный эгоизм;
	так называемый разумный 999%:
живет в атмосфере «чистой идеи», чи-
тяя «Успех» Фейхтвайнгера. чувст-
	Воронежский симфонический о©р-
кестр Облрадиокомитета, состоящий
из 75 артистов, отпраздновал вес-
ной десятилетие своего существова-
ния и открыл сезон 1985—1986 т. в
октябре, За это время он дал свыше
10 концертов. Наряду с постоянным
руковолителем оркестра А. В. Де-
ментьезым оркестром лирижировали;
8, Ферреро, А; В. Гаук, Лео Гинзбург.
	Подлинным музыкальным праздни-
ком для Воронежа явилось концерт-
ное исполнение фратментов из оперы
Глюка «Орфей».
	‚Че имея возможности поставить
«Орфея» полностью, оркестр проделал
большую работу и отобрал наиболее

MS

Se

Mx ЛЕВИДОВ в одной своей
старой статье о Луилжи Пиран-
mito писал, что у Шоу просто
умные пьесы, а у Пиранделло глупо-
ватые, но чрезвычайно умно сделам-
ные пьесы. И происходит это в силу
то, что Шоу мыслитель, а Пиран-
делло профессионал-писатель. Леви-
дов призывал драматургов стать вы-
ше своей профессии и, не считаясь о
законами театра, писать «просто ум-
Hie» пьесы, Но что такое «просто
Умная» пьеса? Очевидно это’ пьеса
Умозрительная, с предвзятой абсотрак-
тной идеей, гле мысль поставлена нал
действительностью. В своем творче-
cine Левидов следовал именно этим
требованиям,
Так созлавались  пьесы-дискутан-
ты, пьесы-спорщики, в которых умно
рассказывалось о том, например, как
зоникают империалистические вой-
НЫ, но в которых было мало›того. что
те называл «чувственной фантази-
ей, Но теперь, когла Мих. Левидов
написал пьесу не «просто умную»,
& воолушевленную искренним чув“
ством и силой мысли. вероятно. ему
CQMOMY покажется наряазчивым й
	‹ Щербным сочиненный им поэтиче-
	ОТ РЕДАКЦИИ: Заведующий пабо-
раторией завода «Красный художник»
тов. Гусев в своей заметке затронул
вопрос о создании постоянно действу-
ющего органа, об’единяющего научно-
исспедовательсную работу в обпасти
произведства художественных мате-
риалов. Редакция надеется, что
МОССХ, Гпаворгхимпром, Всесоюзное
об’единение «Лакокраска» и другие
заинтересованные организации пред-
примут практические шаги для с0-
здания такого центра научно-исследо-
вательской ‘работы по краскам,
	> >

хотёл играть Канцель. Талантливый
актер прекрасно понял. что Давил-
сон He заслуживает ‹возвеличения,
что аа внешним его благообразием
скрывается не мало старых грешков,
что чудачества и идейное скоморо-
шество. Давидсона достойны разве
осмеяния. Но путь к его осмеянию
лежит не во внешней характерности,
не в гриме и не в истерических
всхлипываниях. Нам кажется ве-
верным внешний облик Давилеона —
Канцеля: чулак, поминутно проти-
рающий пенснэ и как бы олержимый
нервным принлясыванием. Интелли-
гентские хлюпики, о которых писал.
Ленин, Bosce не были такими не-
взрачными в своем внешнем облике.
У них были холеные бородки, они
были олеты в строгие ‘сюртуки и ша-
тали величественно и ‚сосрелоточенно
важне. Уже в первом акте в истери-
ческих воплях актера «Азорские
острова! чувствуешь, что Давидеов
весь выполз наружу; нелоумеваенть
только, как мог Маяковский хорошо
относиться в этакому развинченному
суб’екту. Роль Давилсона требует
большего юмора, Тут нужны равно и
торечь и страсть. но не сухово-ко-
былинские, как думает Канцель, 8
марк-твэновские. Все же актерский
темперамент Канцеля прорывается
сквозь маску внешней характерности,
ий в некоторых эпизодах он создает
тот гротескный образ пережившего
себя интеллигента, каким и является
на самом леле ДЦавилеон.
	Этот последний Дон-Кихот, не до-
плывший до Азорских островов, при-
зывает всю силу своей логики, для
того, чтобы убелиться в ложности фе-
тишей буржуазной морали. Но ему
это также трудно сделать, как на-
стоящему Ден-Кихоту (считавшему
коня существеннейшей принадлежно-
	стью сотранствующего рыцарства} поз-
волить Санчо-Нансо следовать за ним
верхом на осле.
		ЗОРСНИЕ ОСТРО

«Азорские острова»
Канцель — Дазидсон
	отношение автора к своему герою.
С одной стороны, он не жалеет для
его образа мрачных красок. Тут и
терзания гамлетианства и инфантиль-
ность великовозрастного простачка, и
чванливое ячество, и умиление собот-
венным благородством. Но зато, с дру-
гой стороны, сколько привлекатель-
ных черт в его характере: возвышен-
ность чувств. и детская ясность ду-
пги, бескорыстность, готовность к са-
мопожертвованию. ненависть ко все-
	Бёспомошная ето   точками всегда кривая. Об этой ло-
	пике оппортунизма писал еще Гейне,
рассказывая о Ффилософах, которые
правой рукой чешут левое ухо.

Естественно. что Давидеон склонея
	эгоизм,   к игре метафизическими понятиями
	и лаже к известной мистификации.
	тая «Успех» Фейхтвайнгера.  чУВСТ-
вует себя вполне Жаком Тюверленом
и даже пишет сам себе письма.
Классово настороженный зритель
не почувствует в нем врага. А самый
блатодушный ‘зритель не будет пи-
тать к нему никаких друтих чувств
кроме жалости

Новенькое охотничье ружье, виоящее
в его комнате и вызывающее недо-
уменные вопросы его соседей, слу:
жит, так сказать, целям «морального
эксперимента».

И точно так же как мнимый охот:
ник Давилеон обманывает своих сосе-
дей по квартире вилимостью ружья,

oe > 3. УИ а rhs
	Ценность Талантливой
	пьесы Ле-  моральный конфликт «Азорских OCT
‚в том, что   ровов» вводит в заблуждение наших
	вилова заключается именно в том, 17° ровов» ВОДО? В ом ace on
в ней показана почти физическая не-! критиков, видящих смысл пьесы в
гепость, вопиющая бессмысленность   TOM, что лысый. сорокалетний Давил-
существования этой булто бы уже   сон открывает мир новой гуманности
п аянаритиоетя ‘есамовито-  и мечты. Через пять лет после Ромэн
	Левиловский  Давилсон считает
	себя носителем гуманистической идеи.
	Роллана! Это запоздалое признание
мало кого могло бы взволновать, и
если бы оно составляло содержание
пъесы, то зритель, повилавший на
своем веку каявшихся интеллигентов,
не встретил бы пьесу таким шумным
одобрением.

Давидсон, который в силу своей
	время это и C1 cT- AAG AVM, A ee
время это и не старый тип бездей .
нок созерцателя и кабинетного личной одаренности мог бы‘ сталь
ees о  1ТолЛАНЬТААРТЬ  JeRRTORCKON © только
	скептика. Пассивность JeBRAOBCAUIN
интеллигента чаюто нарушается вопы-
шками неврастенической  энергии. Но
эта судогожная деятельность не лает

фе ре А ЕР ИИ
	Никакого Прод и
В образе Давидсона писатель BOTAC
тил самые характерные черты MET
ления буржуазного интеллигента: ег
склонность К формальной логике
его приверженность к «обходлному пу
OC fa
	Е ИТ ВЕНЫ К

ти». Поведение Давилоона, если бы
можно было его изобразить графиче-
ски, предётало бы перед нами B виде
сплетающихся линий, Для Давидсона
кратчайшее расстояние между двумя
	вопы-  Трагикомический персонаж, потому что
	бесконечно далеки от жизни ето гума-
вистические идейки, покоящиеся и
вечных критериях «добра» и «зла»,
потому что смехотворна его фигура,
и это чувствует ame менее всех
	о  склонная к юмору Ирина Туртгаева,
	котарая изображает Давидеона в виде
антелочка с крылышками, нытающе-
тося слвинуть с места скалу жалкими
	У кодекс, Ни Но ео грозные обличения звучат
рой пьзсы ЛевиловА” иринаяяе-   ‘только рито ически. в них нет дейст-
а строителя социали-

аи зы * ВЫ ЗОБ

венного па

211 kK tomy поколению литератогов-

‚Меллигентов, которое успело глот-
Нуть воздух «Дня» и «Биржевки»,
испытать тлетворное влияние дека-
Дететра, соблазны ницшеанетва, ко-
т0р0е прошло путь долтих идейных
питаний, Внутренний мир такого ин-
телитента может быть исследован ©
‘итизностью клинициста, как это
‘ал в своей замечательной книге
‚ Лежнев, Но здесь возможна и из-
Втная типизация приемами хуложе-
‘тинною обобщения. Именно этот
ty naGpan Jleanaos, Bro repott #eé
	„УПжуазная рептилия и не проле-
маки литератор, Полобно своим
ОИ, «мятущимся интеллитентам»,
98 запутался в сотканнойо им же

` паутине метафизических и.
	стической культуры. Однако в то же
	тенции. Моральная илея Давидоона   нию людей»
еще не наполнилась живым содержа-  ‘Такого именно Давидсона, много

нием нашей борьбы, революционных   повидавшего, во многом  сомневав-
дел, строительной практики, _[ егося, во многом раскаявшегося, и
	своими рученками. му показному, фальшивому, внеш»
Но не только моральный конфликт нему,

пъесы. ввел в заблуждение критиков. Если бы в Давидооне не боролись

Этому способствовало и двойственное   эти противоречивые начала, распа-