довых людей социапистического тру-
да. Система открытой продажи теат-
ральных билетов уже в первые же
пни показала, что некоторым театрам
	придетса перестроить свой репертуар,
	изяв спектакли, не удовлетворяющие
возросшие потребности массового зри-
тепя. Эти же задачи вырастают пе-
ред нашими драматургами, поэтами,
художниками, к произведениям кото-
рых новый потребитепь искусства
пред’являет сейчас требования ^ не
только актуальности и остроты темы,
но и высокого мастерства, совершен-
ства формы, глубины образа.

Стахановское движение — это пре-
жде всего высокая культура труда.
В этом смысле работа Стаханова, Бу-
сыгина и Нривоноса, работа многих
сотен стахановцев нашей страны мо-
жет и должна стать примером ANA
многих наших художественных кол-
пективов, все еще не умеющих пере-
строить свою работу по-новому, по-
высить производительность своего
труда, упучшить качество своей про-
дукции.
	В день ударника, когда стахановцы
показывают новые образцы овпаде-
ния техникой и культурой труда, ар-
мия работников искусств должна с
новой энергией и энтузиазмом при-
ступить к осуществлению новой твор-
ческой программы, должна напрячь
все свои, сипы и сллсобности, чтобы
создать произведения о славных де-
пах и знатных людях нашей вели-
кой родины. .
	7 февраля открывается И] пленум
ЦК союза работников искусств,

В повестке пленума следующие во-
просы: стахановское движение и за-
дачи работников искусств (докладчик
Я, Боярский, содоклады  месткомов
театра им. Вахтангова и ленинтрад-
ского ТЮЗ); отчет президиума о ра-
боте ЦК (Я. Боярский); состояние
циркового дела и профсоюзное обелу-
живание ‘работников цирка (доклад
Я; Ганецкого, содоклад Могилевекого);
социальное страхование и бюджет на
1936 г.; о ‘сборе членских взносов,

Пленум продлится 6 дней.
	„Подготовка. к выставке
«90 лет РККА»
	Комитет по организаций юбилейной
выставки «50 лет РККА» уже привлек
к работе’ многих хуложников Москвы
	`и Ленинграда: Согласно ‘логовору пер-
	выё эскизы художниками. должны
быть представлены к 1 мая с. г. т
Большой ‘интерес художники проя-
вляют к теме — маршалы Советского
союза. Заявки на эту тему поступи-
ли от шести мастеров. Поэтому коми-
тет выставки об’явил конкурс на
групповой портрет «Марталы Совет-
ского союза». Установлены 2 премии;
Комитет выставки утвердил поло-
жение о комитетах содействия. выс-
тавке в Ленинграде и Киеве. Коми-
тетам поручается популяризация идеи
выставки среди местных художников,
а также помощь художникам в раз-
работке тем, консультация, обесцече-
ние их реквизитом, натурой и т. д.
	Периферийные театры
~ _-B Moexse
	Ho примеру. прошлого, года, летом

1936 г. в Москве состоятся гастроли
периферяйных театров. Сейчас среди
театров ‘периферии проводится кон-
курс-соревнование. Право выступать
на столичной сцене будет предоста-
влено. лучшим театрам, В Москву
приедет: руеский оперный театр, рус-
ский Театро музыкальной комедии,
два. русских драматических театра и
один национальный театр (Казанский
академический  театр драмы). Гастро-
ли периферийных театров состоятся
‚в Центральном парке культуры и от-
лыха им. Горького с июня по сен-
тябрь 1936 года.
_ Кроме того, в течение лета в Мо-
скву приедет Украинский театр. име-
ни Заньковецкой. работающий сей-
час в Запорожье. Театр даст 20 опек-
таклей {с 10—30 июня) в здании те-
алра Ленсовета.

В Ленинтрале летом даст ряд гаст-
рольных спектаклей украинский те-
arp. им. ПТевченко, работающий в
Днепропетровске.

©.
	канты, но и многочисленные произ-
ведения немецкой классической му-
зыки, как-то: вещи Мейербера, Оф-.
фенбаха, Вейнбергера, Мендёльсона-
Baproapaa и др. Впрочем, произведе-
ния ендельсона-Бартольди пере
даются по немецкому радио, однако..
вместо имени композитора об’являет-
ся: «Музыка, обработанная Шульцем».
Еще тратичнее положение мното-
численных рядовых музыкантов, из-
тнанных из оркестров, устраненных
от.’ преподавательской деятельност
и п. Если крупные музыканты мо-
гух сразнительно легко ‘устроиться аа
пределами Германий, ‘то ‘весьма 3ia~
чизелвнойтармни ‘рядовых музыкану
тов трудно найхи какую-либо’ рабо
зу заключительным. аккордом, в эт0м
‘музыкальном ‘ погроме ‘явилось ‘опубт
ливованное. 31 карта 1935 торешение
«музыкальной” палаты» O TOM, FTO и
те немног\е неарийские музыканты,
которые еще’ ‘оставались членами па-
латы, подлежат исключению, причем
всем этим лицам были посланы из-
вещения, в которых указывалось, что
им запрещается заниматься работой
по специальности, Таким образом еще
около тысячи музыкантов и препода-
вателей музыки остались без дела.
В изобразительном искусстве’ нача-
ло «очищения от неарийоких элемен-
TOR? было положено фашизацией го-
сударственных и городских. картин-.
	УДАРНИКА
	ности никак не может быть призна-
но удовлетворительным. Недостаток
репертуара, отсутствие сколько-ни-
будь подготовленных ‘руководителей
мешает росту самодеятельной сцены.
Мы не можем удовлетворить массо-
вый- спрос на музыкальные инстру-
менты хорошего качества. Для само-
деятельных художников у нас нехва-
тает ‘красок, нет также инструкторов
и Учителей, могущих направить пер-
вые шаги талантпивых рабочих жи-
вописцев, графиков и скульпторов.
Прекрасные таланты появляются: сей-
час в рабочей и колхозной среде: Тя-
га к знанию, к культуре, к искусству
растет и ширится в массах с каждым
	  днем, с каждым часом. Организовать
	и направить это мощное движение
миллионов к культуре, бережно рас-
тить и воспитывать рабочих худож-
ников, музыкантов, актеров, всеми
средствами помогать росту самодея-
тельного искусства — такова задача
ВЦСПС, ЦК рабис, Наркомпроса, а
также зсей нашей художественной
промышленности, создающей матери-
ально-техническую базу художест-
венной самодеятельности, у

В день ударника наши театры и
музыкальные организации должны
еще раз’ со всей серьезностью поду-
мать о том, как в дальнейшем еще
больше приблизить свою работу к
массовому рабочему зрителю и спуша-
	‚телю, заявки бтахановуев на концер-
‘ты, спектакли и_ радиопередачи по-
	казывают, насколько широки и серь-
		Сегодня день ударника. Передовые
фрцы за высокую ‹ производитепь-
ность социалистического труда, ста-
хановцы шахт, заводов и фабрик,
ударники транспорта, промышленно-
сти и сельского. хозяйства практиче-
ски намечают программу дальнейшей
борьбы за выпопнение новых гранди-
озных задач, поставленных перед
всей нашей страной вождем народа
товарищем Сталиным в его истори-
ческой речи на первом всесоюзном со-
вещании стахановцев,
	Стахановское движение, широко
резвернувшееся сейчас на всех уча-
стках социалистического строительст-
ва, знаменует собою новый этап со-
цналистического соревнования и
ударничества. «Оно открывает нам
тот путь, на котором только и мож-
‘но добиться тех высших показателей
производительности труда, которые
необходимы для перехода от социа-
пизма к коммунизму и уничтожения
противоположности между трудом
умственным и трудом физическим»
(Стапин).
	Декабрьский пленум Центрального
комитета, ВКП(б) наметил широкую
‘ программу гигантского разворота ста-
хановского движения. На основе ре-
шений пленума. рабочие стахановцы
проводят сегодня стахановские  сме-
ны, сутки, патидневки и декады. За-
дача состоит в том, чтобы от сутон  и
пятидневок перейти к стахановскому
году, к стаханозским заводам, фабри-
кам и шахтам, изо дня в день даю-
		В ЦК Рабис попучено письмо
тов. А. Стаханова с просьбой помочь
ему в организации клубной работы
za шахте, на которой он работает.

Sry padory взял на себя Большой те-
arp Союза ССР, командирующий туда
з ближайшие дни ряд творческих ра-
ботников,
	_- Концерт
Ha шахте Иомино
	По приглашению А област
хой Филармонии в Донбасс приехала
#1 ряд концертов Ленинградская го-
суларственная академическая хоровая
хапелла,

Свой первый концерт капелла дала
га ролиие Стаханова, ‘шахте «Ирмино-
Центральная» (Калиевского района),
№: концерте присутствовали ордено-
ноцы — лучшие мастера утля ТЕ.
Алексей Стаханов, Дюканов, Петров,
Концедалов и другие. Горняки шахты
«Ирмино-Центральная» ° преподнесли
капелле почетную грамоту.
	Гастроли театров РОФСР
на украине —
	Летом 1936 г. на Украину выедут
ва гастроли крупнейшие московские
театры.

‚7 января Управление театрами Нал-
хомпроса Украины, совместно с
представителями областных УТЗИ и
директорами московских театров, об-
судило вопросы подтотовки этих га-
стролей.

[о притлалиению украинского пра-
зительства внервые в Киев выедет
МХАТ СССР им. Горького в полном
составе (основной театр и филиал).
МХАТ будет ежедневно давать одно-
временно два спектакля в вечер в по-
жощении киевского театра им. Франка
я Дома Красной армии. Мхатовцы. по-
хажут Киеву весь свой основной ре-
пертуар. .

Кроме того, в Киеве будет гастроли-
`ровать театр Бахтайтова и театр Мей-
ерхольда,

В течение летнего периода на УКк-
раину также выедут: Малый. театр
(Днепропетровск, Одесса), театр Мей-
ерхольда® (Харьков), театр им. Неми-
ровича-Данченко (Харьков, ® Днепро-
Петровск, Одесса), Московский Госет
(Диетропетровск, Донбасс, Одесса), те-
атр Ленсовета (Запорожье), ленин-
традокий театр п/р С. Радлова (Харь-
ков, Донбасс). Кроме того, намечена
поездка театра им. Станиславского в
„Донбасс и Харьков, Все эти гастроль-
ные спектакли состоятся ‘в течение
яюня—сентября 1936 года.

=
	Е
	щим образцы высокой производитель-
ности’ социалистического труда,
	Стахановцы — это пюди, овпадев-
шие техникой, использующие техни-
ку «до дна», Это передовые, наибо-
nee купьтурные, наиболее развитые
пюди рабочего класса. Втягивание
всей массы рабочих вл стахановское
движение невозможно @ $ борьбы за
повышение технического “и общенуль-
турного уровня рабочих масс. Стаха-
новское движение — путь к стира-
нию границ между физическим и ум-
ственным трудом, и основа этого дви-
жения — в коренном улучшении ма-
териально-бытового положения рабо-
чих, в зажиточной жизни, в обще-
культурном росте нашей страны.

Вот почему вопросы культурно-бы-
тового обслуживания рабочего класса
становятся сейчас в центр внимания
профессиональных союзов. Вот поче-
му в своем постановлении о дне удар-
ника ВЦСПС предложил профгрупп-
оргам «отчитаться перед рабочими в
том, что сделала профорганизация дпя
стахановцев, как заботится она об
удовлетворении ‘их культурно-быто-
вых нужд»,
	В процессе культурного роста тру-
дящихся нашей страны немалое ме-
сто занимает иснусство и в первую
очередь рабочая художественная са-
модеятельность. Культуре  стаханов-
ского’ труда‘ должен’ собтвётствовать
культурный стахановский отдых. А
между тем положение рабочей и KON-
	Вторая Московская областная опимпиада колхозной художественной
Герцова и Карманова из колхоза «Верный путь» Ленинского района
	«..Они вечером — артисты,
Днем — ударники полей...»
(Московская частушка).
	В клубе на Пушечной началась
	московская олимпиада колхозной Ca-
	модеятельности.
По сравнению е первым областным
смотром. провеленным два года Ha-
	зад, теперешняя олимпиада поража-
	ет огромным количеством своих уча-
стников. Предварительным отбором,
пролеланным на местах и в Москве,
для участия в областном смотре вы-
делено более тысячи колхозников и
колхознниц. \

Уже первые дни смотра, проводи-
мото под руководством зав. культ-
просветотделом МК ВКП(б) т. Фуре-
ром, вызвали большой энтузиазм в
зрительном зале.
	БВ смотре участвуют представители
всех возрастных трупп колхозного
населения — от зеленой молодежи
до убеленной сединами ‚старости. Не
успевают затихнуть аплодисменты,
	которыми смотровый зал наградил
	юных исполнителей русской пляски
тт. Камышеву и Меркулова (из кол-
хоза «Новая жизнь»), как новая бу-
ря  рукоплесканий приветствует
55-летнюю А. Г. Белякову (колхоз им.
Ворошилова, Реутовского района).
Селая колхозница отплясывает рус-
скую с такой живостью и легкостью,
	‘КАКОЙ МОГЛИ бы позавиловать мно:

—
	юные плясуньы. Быступивший затем
стариковский хоровой — коллектив
Егорьевского райена имеет все дан-
ные для того, чтобы по своей сла-
женности и бодрости музыкального
тона соревноваться с молодежными
ансамблями,

На олимпиаде бросается в глаза
ттирокий диапазон. вокально-музы-
кального репертуара, Его размах —
	Переход к новым формам продажи
билетов заставил театры искать ®0-
вые методы связи театров с массовым
зрителем. Пересматриваются методы
информации ‘и «рекламы», изучаются
способы привлечения в театр «неоТ-
танизованного зрителя», пересматри-
ваются спектакли старого репертуара
и. что’ самое главное, темпы выпуска
новых спектаклей.

На улицах Москвы наряду со свод-
ными афишами ЦТК появились в
изобилии различных красок, форматов
и видов «индивидуальные» афиши
отлельных театров. Здесь не только
публикации о ближайшей премьбре,
но’ и 060 всём рецертуаре сезона.

Новостью является введение (тлав-
ным образом в TeaTpax системы
УМЗП) так называемых «индивиду-
альных абонементов». Любой зритель
	может приобрести в тезтральной кас-
	се абонемент на любое количество
спектаклей об’явленного репертуара,
выбирая постановки по своему вку-
су и сам же намечая те дни, в ROTO-
рые он хотел бы посетить театр. 0
каждом своем посещении по абоне-
менту зритель должен предупредить
театр за два дня и может сделать
это по телефону. Такие абонементы,
уже введены Театром революции. Те-
атром сатиры, ГОСЕТ и некоторы-
ми другими. Опыт первой декады ян-
варя показал большой спрос на эти
абонементы, несмотря на то, что скид-
ка на них не уетановлена.
	Отдельные театры наладили связь
	с крупнейпгими московскиум ’ пред-
приятиями системой специальных
	«агентов по распространению биле-

от популярных революционных мело-
дий и бытующих в деревне старых
народных песен до оперы Серова
«Ротнеда», до «Колыбельной» Моцар-
та, до «Неаполитанской песни» из
балета Чайковского,

В трушювых плясках, естественно,
преобладают народные мотивы. На
протяжении двух вечеров русская.
плясовая исполнялась по меньшей
мере 10 раз, но это отнюдь не накла-
дываяо тени однообразия на програм-
му смотра. У каждого. из, исполните-
лей были свом, часто неожиданные,
но всегда остроумные и веселые ва-
риации. Много мора и живой изо-
бретательности сумели внести в фи-.
нал своих танцев молодые колхозни-
цы Лиза и Марина Широких (колхоз
им, Сталина Ефремовского района).
Но первое ‘место: в этом смысле по
праву принадлежит прекрасной паре
плясунов — конюху колхоза «Пере-
лом», Дубенского района т. Романо-
‘ву, недавно отпраздновавшему свое
50-летие, и председательнице Прохо-
ровского сельсовета т. Кугучиной
(ей 48 лет). В пляске молодой кол-
хозницы т. Коньковой (колхоз «Вие-
ред», Волоколамского района) —
больной темперамент и смелые дви-
жения.

Оркестры пока еще не заняли по-
добающего им места в программе
олимпиады, но все же должна быть
отмечена та большая находчивость в
выборе инструментов, какую проявил
шумовой оркестр Тарищевского кол-
хоза, Наро-Фоминского района.
	Перед смотровой комиссией уже
прошел целый ряд солистов. Силь-
ный и интересный голос у колхозной
невицы Александры Бабеновой (кол.
хоз «Верный нуть», Кунцевекого рай-
она). Исполненные ею русские песни
и вторичное. выступление с колхоз-
ными частушками явилось, пожалуй,
	самодеятельности. Иолхозницы,
исполняют танец «Светит месяц»
	самым интересным моментом первого
дня олимпиады,

Большая музыкальность у пожи-
лых колхозников Д. А. Скачкова и
Б. А. Цыганкова (колхоз «Призыв»
Волоколамского района), исполнив-
ших на рожках «В саду ягода ма-
Лина»,

Как всегда, с энтузиазмом аудито-
рия встречала виртуозов. Юный Ва-
ня Пёрекатов (Сараевский район) ис-
полнил русскую пляску на ходулях,
а сын волоколамокого колхозник&
И. Фадеев мастерски просвистал «Со-
ловья» Алябьева.

Вов это — положительные сторо:
ны колхозной самодеятельности. От
внимания просмотровой ‘ комиссии,
однако. не должны ускользнуть и ее
теневые стороны, выявившиеся н&
олимпиаде.

Перел жюри прошло 10 хоров. Or-
ромное большинство их — даже та-
кие слаженные, как Реутовский хор
п/ р. тов. Зубкова (в-нем 100 чело-
век) поют «по слуху». На протяже-
нии двух дней смотра только один
Хор копхоза им. Дмитрова, Озерского
‘района пел по нотам. .

У многих чтецов и певиц нет пра-
вильной постановки голоса. У, драм-
кружка Кибиревского колхоза (Пету-
шинского района), выступившего 6
отрывками из «Шестеро любимых»
Арбузова: многие фразы не долетали
даже ло первых рядов зала.

Перед творческой колхозной само-
деятельностью Московской области—
огромная задача, четко сформулиро-
ванная в выступлении т. Фурера:
«по-большевистски драться за овла-
‚дение высотами искусства>.

Смотр предполагается закончить
18$ января транлиозным вечером в
помещении Мюзик-холла.

Г А НУТ
	ВИЧ», «Враги», «Дни Турбиных» в
МХТ Т, на «Псковитянку», «Бориса
Годунова», «Евгения Онегина» и др.
в Большюм, что театры эти совер-
шенно отказались от использования
районных касс. Большой театр еще
имеет кассовые пункты ‘на четы-
рех крупнейших московских пред-
приятиях, а вот МХТ Ги вовсе ото-
рван’ от районного зрителя. Правда,
‘касса этого’ театра’ работает очень
интенсивно и в очереди за билетом
приходится стоять недолго, но и это,
вместе с временем. необходимым лля
поездки (после работы) из отдален-
‚ных файонов в центр торода, делает
слишком ‘сложной всякую попытку
приобрести билет в этот театр.
	Очень показателен тот репертуар в
московских театрах, который поль-
зуется наибольшим спросом сейчас,
‘когда система «принудительного ас-
сортимента» под видом всякого рода
целевых спектаклей коллективных
просмотров и т. д. уже отошла’ в
прошлое. Мы уже упомянули о He
которых наиболее «кассовых» спек-
таклях в обоих МХАТ и Малом. В
ГОСЕТ ‘наибольшим. спросом  поль-
зуется «Король Лир», в театре Вах-
тантова «Далекое» и «Аристократы».
в Театре сатиры «Азорские острова».
	соначительно оживляются  произ-

водственные темны почти всех мо-

сковских театров. Театры системы

УМЗП‘ выпустят не менее чётырех

новых постановок в год ( в прошлом

году эти театры выпускали в срел-

нем не больше двух спектаклей).
 Театры сейчас олновременно  рабо-

тают. пад несколькими (постановками.

Театр революции готозит сразу три
спектакля’ театр МОСИС — два. Ди-
рекции  театров разработали точный
трафик работы нал‘ постановками, и

УМЗН следит за точным  соблюде-
нием этого графика... УМЭП требует
от’ театров выполнения финансово-

‘производственного  илана Ha COBEP-
шенно’ новых основаниях. Выполне-
ние финансовых показателей долж-.
но’бытв доститнуто не путем эконо-
Mig Ha Tex или других отатьях бюд-
жета, & путем выполнения обяза-
тельного коэфициента посещаемости
‘спектаклей — от 75 до 95 проц. для
различных театров. Введена тверлая
норма толовых спектаклей для те-
‚атров: 348 для’ Театра’ революция,

38Г для Театра: сатиры; 560 для Те-
атра для летей и т д. Нормы эти
‘значительно выше пронтлогодних.
	°ЦТЬ, перестраивает свой, аппарат
значительно увеличивая количество
районных касс. ЦТК превращает все
‘кассы закрытого типа (на территории”
‘некоторых московских прелприятий)
‘в общелоступные. Бюро обелужива-
‘ния зрителя будет иметь уже в бли-
жайшем будущем ло одной-лве кас-
сы в каждом” московском районе. а
на особенно крупных предприятиях
ий особые кассовые пункты. Из тех
75 проц театральных билетов. кото-

рые должны продаваться через кас-
сы, немного меньше половины будет
продаваться через Центральную и
районные театральные кассы. Б бли-

жайшие дни предстоит заключение
«индивидуальных дотоворов» IITH в

отдельными Театрами Ha точный:
контингент этих билетов, „ Ц
	хозной художественной самодеятель-   езны художественные интересы пере-
	ДЕТСКИИ ФЕСШ
	В дни ‘фестиваля московские OIRO:
ники познакомились с лучшими. ма-
стерами театра, художниками, скульг-
торами, музыкантами.

6 января в Областном доме худо-
жественного воспитания детей пио-
неры Московской области (Орехово-
Зуева, Мытищ, Дмитрова, Бабанина
и Малаховското детгородка) встрети-
лись с народным артистом В. Э. Мей-
ерхольдом.
` Всеволоду Эмильевичу очень понВа-
вились выступления юных артистов,
особенно. «Танец на коньках», испол-
ненный Лидой Жреновой (Орехово-
Зуево). В беседе с пионерами В. 9.
Мейерхольд предостерег‘ их от копи-
рования взрослых артистов и подроб-
но расспрашивал детей о том, как они
живут, учатся, что читают, какие
пьесы им нравятся.

В ближайшем будущем з Област-
HOM доме состоится встреча народно-
ro артиста с участниками детских
самодеятельных кружков, с юными
авторами и`поэтами. Тема этой ветре-
чи — беседа о пьесе для юношества.

С пиояерами беседовали также засл.
арт. Н. Сац и засл. арт. Азарин.

Сотни школьников посетили в эти
‘дни мастерские художников, скульп-
‘торов, выставки картин, Третьяков-
‘скую галлерею.

’ Сокольнический дом хуложествен-
ного воспитания детей  ортанизовал
встречу с хуложником 6. Яковлевым.
В клуб, где была устроена’ выставка

картин учеников изостулий и круж-
ков, художник привез свои работы—
пейзажи, натюрморты, репродукции
картин. Б. Яковлев ознакомился © ра-
ботами, представленными на выстав-
ке, и согласился в дальнейшем помо-
тать. начинающим художникам. К
концу учебного года Сокольнический
дом художественного воспитания де-
	ВАЛЬ` ИСКУССТВ
	тей организует вторую выставку ра-
бот мололых художников.

Ученики изокружков этого района
посетили также мастерскую. скульп-
тора Мернурова, который рассказал
ребятам о способах обработки камня.
7 января воспитанники изошколы и
городской студии познакомились с
засл. деятелем искусств И. А. Маш-
ковым. Хуложник показал гостям не-
давно законченную картину — труп-
повой портрет семьи партизан, сде-
ланный na родине И, Машкова в
станице Михайловской, Сталинград-
ского края. :

Начинающие художники посетили
также юбилейню выставку засл. дея.
теля искусств И. Грабаря.

В лни фестиваля для отличников
учебы в Колонном залё был устроен
концерт кгасноармейской художест-
венной самолдятельности. С большим
уснехом BHICTYHAIN красноармейские
коллективы Московского тарнизона и
храсноэнаменный хоровой ансамбль
ЦДКА перед юной аудиторией.

Госцентюз показал московским
пекольникам свои лучшие спектакли:
«Вольные фламанлцы», «Сказки Ан-
дерсена», «Свои люди — сочтемся»
и др. Артисты, музыканты, режиоссе-
‚ры театра-юбиляра рассказали зри-
телям о том, как они работают над
спектаклем. .

В Москву на каникулы из Мала-
ховки приехала еврейская детская
колония. После посещения _ Госета,
9 января лети встретились с нар. арт.
С. М. Михоэлсом. Ребята. видевшие
‚«Короля Лира», задали много вопро-
‘сов исполнителю заглавной роли.
	— Дети — мои любимые взрите-
ли, — заявил в конце беседы С. М.
Михоэлс. — и потому с такой радо-
	стью я пришел сегодня для встречи
с колонией, историю которой я очень
XOPomo знаю.
			ЛЕТ. И. ЗРИТЕЛЬ
		тов». Эти агенты, учитывая спрос зри-
теля и 6то индивидуальные вкусы,
должны удовлетворить все заявки на
наиболее популярные спектакли. Те-
атр революции н& основе сигналов
этих агентов по распространению, так
Me KAR HW в результате работы теат-
ральной кассы, изменил свой старый
репертуар. Снято то; что является на-
именее ходовым, например, «Отваж-
ный трус». К пересмотру старого ре-
пертуара прибегли и другие театры.
Реалистический театр. снял с репер-
туара. «Не было ни гроша» и «С

семью» «Комик ХУП столетия» идет
	в МХТ П только в утренние спектак-
	ли. Театр МОСПС стал значительно
реже ставить «Жизнь зовет». Театр
им. Ермоловой снял «Альбину Ме-
гурскую», Театр Вахтангова снял
«Шляпу». Это только начало «пере-
труппировки» старого репертуара. в
которй театры, под давлением ERY-
сов массового зрителя, должны будут
проявлять все больше решимости.
	Правильно поступают театры, не
отраничиваяеь одной только афишной
рекламой. ГОСЕТ значительно ожи-
вляет вею систему ©воей. культмассо-
вой работы на предприятиях, в 060-
бенности в тех, тле имеется значи-
тельный континтент рабочих евреев.

Театр им. Вахтантова использует
радио для информации зрителей о
ближайших постановках театра.

Однако все еще: велика самоуспо-
коенность отдельных театров. Под
влиянием усцеха того или иного спек.
такля. некоторые театры думают, ‚что
‚зритель всегда сам придет к ним и
	заботиться о зрителе излишне, Так
	‚алминистрация МХТ И заявляет, что
ввиду огромного спроса Ha такие
спектакли. как «Мольба о жизни»,
«Испанский евященник», спроса, ко-
‘торый полностью удовлетворен быть
не может, она считает для себя не-
нужным изыскание новых форм ин-
формирования массового зрителя о
‘своем театре. Также и Малый театр,
у которого процент посещаемости
‘спектаклей в течение первой декады
января ие ниже 98 проц., тоже недо-
статочно заботится об улобствах. зри-
‘теля. Систему индивидуальных або-
 нементов администрация Малого те-
_атра считает ненужной,

Эта, самоуспокоенность несколько
‘отражается и на планировании. про-

изводства. ближайшего. будущего.
«Отолло», каки некоторые. другие
бпектакли. пользуются. огромным
	спросом как в. суточной кассе, так
и в кассе предварительной, ‘продажи
театра. Между тём главНые истолни-
тели второго состава «Отелло» (Ле-
‚иин: — Отелло и. Рыбников — Яю)
еще не’ приступили к’ репетицням:
‘задержка их вступления в спек-
‘такль может привести к переутомле-
нию исполнителей этих ролей в пер-
BOM составе. =

Отсутствие, всякой. работы о мас-
совом зрителе, в обенности о зри-
теле районном, живущем в отдале-
нии. от центра города, проявляют два
‘наших крупнейших театра — МХТ]
‘и Большой. трос на билеты в кас-
сах этих театров настолько велик,
в особенности на такче нопулярные
спектакли, как «Платон Кречет»,
«Воскресенье», «Царь Федор Иоанно-

&,

Совещание по театральной
самолеятельности профсоюзов
	В совещании примут участие луч-
шие руководители самодеятельных
театральных коллективов Москвы,
ЛенинграЯа, Горького, Иваново, Дне-
пропетровска, Донбасса, Харькова и
крупные деятели’ искусства. Дёлега-
там совещания будет показана пос-
ледняя новая работа ‘театра завода
«Каучук», над которым шефствует те-
атр им. Вахтангова, — пьеса Шекспи-
ра; «Укрощение строптивой» в поста-
новке режиссеров театра Вахтангова
тт. Кузы и Шихматова.

Совещание ио театральной самодея-
тельности профсоюзов продлится три
дня. м
			ВЦСПС созывает 15 января боль-
шое совещание по театральной само-
деятельности профсоюзов. В -тювестке
дня совещания: доклад П. Новицко-
го: «Советский театр и задачи тезт-
ральной самодеятельности», доклад
секции драматургов Союза советских
писателей о советской драматургии,
сообщение 0б опыте учебно-востита-
тельной работы театральных коллек-
тиков и о репертуарных планах теат-
ра завола «Каучук», Театра рабочей
молодежи ‚ электриков,. театральной
мастерской ленинградского Кировско-
го завода, рабочего театра Запорож-
стали, руководителя театрального кол-
ъ‘лектива завода «Компрессор» Н, Сен

СУДЬБА ХУДОЖНИКА
В ФАШИСТСКОЙ
” ГЕРМАНИИ
	pS

-
	[од знаком „желтого клейма“
	такие режиссеры. с мировым имене
как Эрих Поммер, Фритц Ланг, Джо
Май, Вильгельм Тилле и другие, а
такжб) кинокомпозиторы Фридрих
Голландер, Рихард Вернер, Гейман,
Миша Шлолянский и др.

Евреи были также изгнаны из ки-
нопроката. 17 октября 1935 т. кино:
палата предложила всем ®вреям, вла-
дельцам. кинотватров, продать свои
	предприятия не позднее 19 декабря
	1935 г. У лиц, не последовхвитих это-
му распоряжению, отбирается коннес:
сия, необходимая для каждого кино»
театра. Дирижер Бруно Вальтер ‘Onis
	  первым крупным музыкантом, кото:
	рого изгнало фангистское правитель-
ство. Велед за ним. оенрессиям” под-
верглись все ‘лучигие” музыканты
современной Германии. Среди. 66:
листов, которы больше: ue могут
выступать в Германии, назовем та+
кие имена: скрипачи ‹ Натан _Миль-
штейн, Иозеф, Сигетти, Яша Жейфац,
‚Иегуда. Менухим, Бронислав Губер-
ман, Миша Эльман, Фритц Kpelionep
виолончелисты Эммануил Феерман,
Пабло ‚Назальс, Рая _ Нарленцова,
Иозеф, Шустер; пианисты Артур
Шнабель, Владимир Горовиц, Ру-
деть Серкин, Моритц Розенталь,

вонид Крейцер; квартеты Буш,
Гуарнери. Клингер, НКолиш, Pose,
`Леннер, Аммар.

В опалу попали не только музы-
		как Макс Папленберг, Александр
Моисси, Эрнст Дейч, Фритц Кортнер,
Петер Лорре, Фритци Массари, Алек-
сандр Гранах, Эрвин Кальсер, Эпи-
забет Бергнер и многие другие.

15 октября 1935 г. было опублико-
вано постановление, воспрещающее
арийским артистам ‚Гейнцу Римону
и Эрвину Фаберу выступление на
сцене и работу в кино, так как оба
они женаты на ‘еврейках.

Правда, существует олна сцена В
Германии, на которой евреи играют,
даже только евреи и только для ев-
pees, Это театр, созданный ‚по cre:
цнальному разрешению властей, так’
называемым «Культурным союзом не-
мецких евреев». Театру этому запре-
шено помещать в печати какие-либо
об’явления и расклеивать афиши.
< «Культурный» союз хотел в октяб-
ре 1935 г. основать свое собственное
кинопроизводотво. Однако Геббельс.
‘зоспротизился начинанию, союза. Этот.
залрёт только дополняя общий зап-!
рет, опубликованный в 1933 г., по ко-
торому к прокату не допускается ни
один ьм. в котором бы снимались,
или с емкой которого бы’ рукбводи-
ли не-члены кинопалаты,‘а членами
этой национал-социалистической па-
латы мотут быть, разумеется, только
арийцы и люди политически вполне
блатоналежные.  ’ Помимо артистов

a ТУ Ц
	Teed CHR ОРТ лу
TOUS bt были прекратить работу и
	i
ных галлерей. Картины «еврейского
происхождения» свалены Фегодня в
подваяы, или же фитурируют на спе-
циально устраиваемых выставках
«большевистското искусства». у

Большие й маленькие о художест-
венные об’единения, участие в ко-
торых дает возможность  выстав-
ляться, подверглись фашизации уже
в первые месяцы после прихода Гит-
лера к власти. Уже 19 мая’ 1933 г.
тазеты сообщают © том, что «в этом
TOY (Ha выставках акалемии He бу:
дут участвовать ни один еврейский
художник, скульптор или график.
Вврей члены  «Сецессион» должны
были: покинуть 3TOT comer. не
” Соодатель ‘немецкого импрессио:-
низма Mane „Пиберман был вынуж-
лен сложить б себя звание президен-
т& ‘прусской акалемии искусств. Он
опубликовал по этому поводу зпеци-
альное письмо.

-Й из всех членов прусской akane:
мии только один чистокровный ари-
ец Оскар Нокошка выступил с. про-
тестом против ухода Либермана. Ко-
кошка находился в то время в. Па-
риже и предпочел в Германию не в03-
вращаться. В 1935 г. Либерман умер,
покинутый своими былыми ученика-
МИ.

Такова судьба художника В фа-
шистской Германии,
				Парижекое издательство  «Каре-
„Фур», прославившееся в свое время
изданием «Коричневой книти», вы-
пустило очередной сборник докумен-
105, посвященных терманскому ar
шизму. Этот сборник посвящен пре-
следованиям в Германии евреев и но-
сит название «Желтое клеймо». На
страницах этой книги мы находим
ряд сведений о положении в Герма-
нни театра, кино, музыки и живо-
писи.

Изгнание евреев из театра и из. ки-
но началось? казалось бы, с незиа-
чительного факта — закрытия част-
ных театральных агентур, Все рас-
„ределение артистических сил. было
сосредоточено в одном центральном
театральном атентстве, которое было
подвергнуто основательной  чиотке.
Это агентство требует от артистов и.
режиссеров представления доказа-
тельств их арийского происхождения,
причем увольнение лиц неарийского
происхождения из государственных
и городских театров подразумевается
само собой, так как артисты и режис-
ры этих театров подпадают под
общий закон ‘о чиновниках. ва

Уже в марте и апреле 1938 т. ев-
Тен, директора театров, должны были
покинуть свои места. Одним из_ пер-
вых должен был уйти Макс Рейн-
гардт, а за ним вынуждены были
покинуть Германию такие артисты,