COMBE MCKBE 22 CKYCT TRE
	раматиюги и ХА голосаииио а

боту и выдвинул предложение о 603-
дании второй пьесы о Москве 1936—
37тода. Ве; Иванов соглобился напи-
сать такую пъесу и уже воключил: до-
торор с МХТ. ИП. Третью альссу тевтр
закооал лекинтрадокому  драматургу
т. Розану на тему. о «Викжепе».

Центральный театр Красной* армии
„тотовит девять льес советских. драма-
тургов: А. Толстого (© Котовском),
Б. Ромашова  (о. Пархоменко), П, Пав-
пенко (© Дальнем Востоке), В, Гу-
сева (0 совремеьной Красной армии),
две пьесы Прута, Фр. Вольфа, М, Те-
велёва (о пограничниках), пьесу о
нашей авиации и три классические
постановки: ИШ6кспира, Гоголя и
Пушкина.

Малый театр покажет пьесу В, Гу-
сева. Кроме того театр  нпоста-
вит новую пьесу К. Тренева‘о сегмд-
няпиних людях советской деревни,
‘пьесу о Фурманове и даст специаль-
ную программу, составленную из луч-
ших ‚произведений соретской поэзии,
прозы и драматургии. Для Малого те-
атра напишет ньесу А. Афиногенов.

Украинский драматурт Л, _Перво-
майский пишет для театра MOGIIC
историческую пьесу «Перекоп». Одно-
	временно театр в юбилейные дни во-
	зобновляет спектакля «Чапаев» 8
					советских драматургов уже
приступули к работе над пьесами к
20-летию Великой пролетарской ре-
волюции. Подавляющее большинетво
будущих юбилейных пьес посвяще-.
но историческим темам. Современная
тематика, сегодняшний день нашей
страны в поступивших уже от драма-
тургов злявках отражен далеко не
достаточно.

Для обсужления путей‘ произволет-
венно планирования юбилейного,
репертуара театров 15 января в союзе
писателей состоялось совещание ру-
ководителей московских театров и
драматургов. № сожалению, только
птесть московских театров—-МХТ П,
Малый театр, театр им, МОСПС, Те-
атр революции, Центральный театр
Красной армии, Камерный театр, (из
48!?) — сделали сообщения о своих
репертуарных планах. Между тем из-
BECTHO, что ряд московских театров
(Театр. сатиры, ТРАМ, Реалистиче-
ский, Оперетты и др.) еще даже не
приступил к подготовке юбилейных
спектаклей.

Наиболее реальными оказались ила-
ны МХТ П и ЦТКА,

Как мы уже сообщали, т, Афиноге-
нов работает для МХТ И над пьесой
о Москве 1918 года. Кабинет драма-
турга при театре уже начал свою ра-
		Angvamann
				ПО ВЫСТАВКАМ
	Игорь Грабарь
	1  Доотаточно сравнить Ранние «По,

трет отца художника» (1895) и «По,
трет проф. В. 9, Грабаря» (1901) в
такими импрессионистическими по
третами, как «Ноелеобеденный ча
(1904), «Под березами» (1904), «За св.
] моваром» (1905), чтобы убедиться в
том, что импрессионистическая мате,

а письма снижала пенхологическую

ыразительность последних, Это ха.
рактеризует скорей” художника, Fey
стиль (вспомним © замечательных
портретах француаских импрессиони,
тов), по остастся тем не менее фак,
лом, © которым И. Грабарь вынуждех
был считаться, —

Портрет © 1924 г. занимает mp
облалающее место в творчестве ту.
дожника. И; Грабарь продолжает pa.
ботать и в области пейзажа в в 4.
ласти натюрморта, Он создает ряд вы.
сококачественных работ в этих ma;
рах, но основной интерео его напр»
лен прежде всего к портрету, Перв
ero работы носят в известной
опытный характер. Художник т.
митоя к психологической выразитель
ности, попутно разрешая и ряд жи.
волисно-фактурных проблем, В эму
отношении характерен «Портрет у»
тери» (1924) и значительно боль

+

поздняя работа , «Светлана» (1933),

серовато-серебряной тамме, трактова,
ны с большой теплотой и неносредь
ственностью, 4

Оценивая портреты И. Грабаря, та
до решить вопрос, в какой мере on
портреты типические, в какой меж
‘HO портретам художника можно буде
судить о людях нашей эпохи, 96 п
работе и мыслях, 0б их страстях к
характерах,

Не все портреты И, Грабаря от
чают этим требованиям, Когда ту.
дожник изображает хорошо  звако.
мых ему людей — ученых, писателей,
художников, -— он очень наблюдаете
ден, В’этих портретах художник поль
‘мечает типическое и характерное, В
‘ряде других портретов, например, з
портретах М. Водопьянова и А, Лк
‘пидевокого; он кажется излишие re
лодным.
  Oren редко И. Грабарь ставил пе
‘ред собой сюжетные задания, «Леня
у прямого провода» (1933 т, — wy
ge Ленина) — значительнейшее
‘Этой группе’ произведений И. Грабу
pH, по достоинству оцененное очел
высоко нашей общественностью,

Выставка ставит перед вниматель
ным зрителем ряд вопросов, связан
ных и с историей русского и © разви
тием советского искусства. Она non
зывает большой и сложный путь ху
дожника, место котором в дореволю-
ционном и советском искусстве дости

i.

‘

Оба эти портрета, выдержанные в.
		точно значительно.
г Г. БАНДАЛИН
	Tleppag Kap ия
мечена 1889 Г., последняя 1935.
этот более. чем сорокапятилетний п
Вод, художник показывает свой р!
боты на  порсональной выставке!
И. Грабарь прошел сложный › путь
живописных исканий от первых “WM:
прессионистических опытов к внеш.
нему освоению приемов постимпрес“
сионизма и, наконец, к реалистиче-
ской манере ето последних картии.

Импрессионизмом И. Грабарь начи-
нает“ увлекаться, „примерно, в 1901--
1903 тг. посхе возвращения из-за гра^
ницы, где он училоя в мюнхенской
школе Ашбо. `В последующие › годы
художник создает произведения, 88*
нявшие прочное место В истории рус-
ского искусства. Это «Луч солнца»
(1901) «Утолок усадьбы» (1901),

(1901), «Узолов ТОВАРЫ (Oe
«Сентябрьский снег» (1903); «Фев-
ральская лазурь» (1904), «Мартовский
	снег» (1904), «Цветы и Фрукты на
рояли» (1905). Эти картины — луч”
шее, что создано художником, Они
чрезвычайно характерны для всето
развития русового импрессионизма.
Однако уже в 1904 г. художник
создает картину, открывающую новый
этап его творческого развития. Это
небольшой холст «Банка с вареньем
и яблоки», Здесь не свет, а цвет ин-
тересует художника, не игра, солнеч-
ных рефлексов, & предмет сам по се
бе, его плотность, его материальность,
В 1907 г. появляется. серия натюр”
мортов, в которых особенно ясно вы:
ражено это новое устремление худож:
	ника к реализму, Натюрморты эти
	„можно разделить на две ясно выра*
о женные групы, В первой еще со-
храняется связь © ранними импрес-
сионистическими опытами художни-
ка. Таков его «Непрябранный стол»,
очень выразительная, но по существу
эвлектическая картина, таковы его
«Яблоки» (1905) и целый ряд. других
работ. Во второй группе произведе-
ний И, Грабарь ставит перед собой
казалось бы. только об’емно-цветовые
задачи («Груши на синей скатерти»,
«На синей скатерти», «Красные яблоз
ки на синей скатерти»). Но по суще-
ству и в той и в другой группе про-
изведений И, Грабарь преследует за*
дачи чисто декоративного характера,
В самом деле, ни. в одном из налюр-
мортов. И. Грабаря изображаемые им
предметы не являются самостоятель-
ными, они не живут своей. жизнью,
они теснейшим образом связаны с
тем фоном, на котором помещает их
художник, .

Нам представляется, что импресси-
онистические картины И. Грабаря 6o-
лез высоки по мастерству, чем рабо-
TH «натюрмортного» периода: Однако
именно работа над натюрмортами поз-
волила И. Грабарю перейти к портре-
там, которые издавна его привлекали.
		Первые итог

ПО ПОВОДУ. ГАСТРОЛЕЙ МАЛЕГОТ.
	Нынешний оперный сезоя у вас: нию; например, 6 Россини, и т. д.
проходит весьма бурно и интенсив-  Опера у нас переживает сейчас пе-
	риоя тлубочайшей ломки и рекон-
	струкции. Она меняет не только
свою тематику, свое содержание, но
н свою. форму. В этом. процессе фор-
мирования Wonero содержания He
	только в опере, во и вообще в CO-
ветской музыке -— образное, яркое,
емкое литературное слово, концен-
трирующее в себе новую тему, играет
счень ‘большую роль, В. опере оз-,
мый метод литературного изложения,
форма либретто оказывают влияние
на стиль, характер и содержание
музыкального оформлелня. Пример
с «Тихим Доном», когла старая фор-
ма либретто толкала композитора по
пути старых обветшалых музыкаль-
ных канонов, весьма характерен,
Опера,. как синтетический вид ис-
кусства, — в особенности сейчас, в
момент своей реконструкции — тре-
бует самого тесного  водружества:
взаимной помощи искусства слова,
музыки, театра и т. д. И именно ли-
тературный текст, литературная те-
ма могут явиться важнейшим твор-
ческим стимулом для музыканта —
недаром, например, у нас даже в 0б-
ласти симфонического творчества Та-
кое развитие получила программная
музыка. oo
	А с либретто в новых операх МА-
ЛЕГОТ дело обстоит далеко небла*
тополучно. Театр относится недоста-
точно критически к той продукции,
которую ему представляют привле-
каемые им к работе е композиТора-
ми литераторы. Либретто всех пока-
занных новых опер страдают при-
митивизмом старой оперы, сделаны
они по старым оперным трафаретам
и образнам (несколько лучше либ-
ретто «Комаринского мужика», во и
GHO схематично и статично).
	Это следует 0с0бо0о отметить, так
хак некая оперность в старом смыс-
ле этого слова свойственна не толь-
ко либретто, но и самим сиектаклям
МАЛЕГОТ. «Чистая» оперность, о ко-
торой мы писали по поводу «Тихого
Дона», наблюдаетси ив «Комарин-
ском мужикё» и в «Именинах». Ее
можно найти еще в режиссерских экс-
позициях спектаклей, в работе режис-
сера с актерами. Получается любопыт-
нейшее парадоксальное противоре-
чие: в то время Kak классическая
«Пиковая дама» в МАЛЕГОТ в по-
становке Мейерхольда лишена ка-
ких-либо элементов этой старой
оперности и вся проникнута огром-
ной ненавистью к малейшим про-
явлениям оперной вампуки и штам-
па, — в новых советских вещах ре-
жиссура и театр чрезвычайно при-
мирительно относятся к проявлениям
этого же оперного традиционализма,
Значение «Пиковой дамы» Мейер-
хольда, помимо всего прочего, в том,
что она еще раз демонстрирует, как
можно и должно бороться с мертвой
оперной догмой, какое огромное бла-
мтворное влияние может оказать
культура передового советского дра-
матического театра на театр опер-
ный, какие новые замечательные,
выразительные средства приобретает
тогда оперный спектакль, как по-
новому расцветает талант оперного
актера, Разве не является мейер-
хольдовская «Никовая дама» — при
всей спорности ее основной идейной
концепции — в какой-то мере также
ответом на ту дискуссию, которая
идет на страницах нашей газеты по
поволу оперного актера? Исполнение
Пичугиным роли Германа, Вельтер
роли графини в этом смысле говорят
больше, чем многие теоретические
высказывания и рассуждения.
	МАЛЕГОТ в своих спектаклях по-
кавал ряд превосхолных исполните-
лей-актеров. Кроме Пичугина, Вель-
тер нало отметить  прекраснейшего
актера Орлова. Нужно, однако, еде-
лать одно общее замечание, что во-
кальная культура в МАЛЕГОТ, как
в подавляющем большинстве наших
оперных театров, стоит не на долж-
ной высоте, И на это следует обра-
тить самое сугубое внимание.

О роли Самосуда, как замечатель-
ного руководителя и дирижера МА-
ЛЕГОТ, писалось очень много. По-
вторяться мы ‘не булем. ‚ Заметим
только, что без стоящего во главе
большого, творчески-активного, сме-
лого и культурного музыканта не мо-
жет по-настоящему работать ни один
советский музыкальный театр,
	Таковы те несколько замечаний,
которые нужно сделать в связи и
по поводу гастролей МАЛЕГОТ. Не-
сомненно, что эти тастроли будут
плодотворны и для деятельности
МАЛЕГОТ и для работы всех наших
оперных театров. Подобные творче-
ские встречи, обмен опытом нам со-
вершенно необходимы, и они несом-
ненно должны войти в нашу посто-
	явную практику.

М. ГРИНБЕРГ
	Алексей Дикий
	но, Постановка в филиале ГАБТ «Ле-
ди Макбет» Шостаковича, означаю-
щая поворот крупнейшего нашего
оперного театра к современному 50-
ветскому творчеству, гастроли МА-
ЛЕГОТ, предетоящий приезд киев-
	ской оперы, юбилей - музыкального.
	теалра им. Немировича-Данченко —
все это важные, интересные события
сезона, характеризующие все расту-
щий интерес у пас к оперному делу.
Опера все больше становится люби-
мейшим и подлинно массовым видом
искусства. Реплика товарища Стали-
на во время речи армянского писа-
теля Зорьяна на приеме делегации
трудящихея ССР Армении в Крем»
ле, относительно ‘оперного театра, В
наиболее яркой и образной ферме
товорит об этом и выражает то ог-
ромное внимание, которое уделяет
сейчас партия и правительство это-
му виду искусства в нашей стране,

В свете всего вышесказанного га-
строли МАЛЕГОТ приобретают 060-
бенно важное значение, Сейчас, по-
внакомившись CO всеми основными
постановками театра — пять пока-
занных в Москве спектаклей обни*
мают собой все важнейшие работы
MAJIETOT, — мы со всей определен-
ностью и решительностью можем ут-
верждать. что путь. избранный МА-
ЛЕГОТ, вполне оправдал себя. Боль-
ше того. Совершенно неоспоримо,
что в основных чертах это вообще
единственный путь советского опер-
ного театра. ритическое освоение
классики и борьба за советское твор-
чество — без этого не может жить
сейчас ни один советский музыкаль-
ный театр.
	Из советских опер наибольший
успех во время гастролей выпал на
	долю «Тихого Дона». Этот успех с0-
	ветской оперы чрезвычайно показа-
телен и поучителен. Наш зритель
эчень любнт старое оперное насле-
дне. Он 101-й раз готов с радостью
слушать «Кармен» или «Риголетто».
Но он истосковался по новому твор-
честву, по новой, близкой нам совет-
ской тематике. Советский зритель,
художественные интересы и запросы
которого необычайно выросли, Ha
«Тихом Доне» проголосовал за совет-
скую пьесу — вот ‘один из важней-
ших. итогов гастролей МАЛЕГОТ.

На советской пьесе будет расти и
кристаллизоваться стиль советского
оперного театра. Но ни в коем слу
чае вопрос о советской опере нель-
зя. однако, сводить просто к совет-
ской актуальной тематике, Огромное
значение сейчас приобретает пробле-
ма полноценной художественной пе-
редачи этой тематики. И здесь нужно
прямо H решительно заявить —~ HA-
каких скилок на актуальность тема-
тики, никакого снижения качества
‚ мастерства за счет советского рево-
люцнонного сюжета! Нам нужно пол-
ноценное мастерство — от вомпози-
торов в первую голову, Чем ярче.
актуальнее. значительнее и ответст-
веннее выбранная композитором те-
ма. тем лучше, ярче и полноценнее
должно быть мастерство ее перёдачи
и воплощения. И потому вопрос 0б
сучебе лля композиторов, работающих
с МАЛЕГОТ, вырастает в важней-
тую`  художественно-политическую
проблему. Для молодых авторов
Желобинского и Дзержинского во-
прое об овладении мастерством —
это вопрос их будущего как комно-
зиторов. ,
	Работа МАЛЕГОТ в области совет-
ской оперы имеет отнюдь не местное,
ленинградское значение. Это. дея-
чтельность всесоюзного масштаба, и в
этом отношении МАЛЕГОТ должен
быть обеспечен всяческой, и мораль-
Ной, и материальной, и организаци-
онной помощью. Эксперимент МА-
ЛЕТОГ несомненно — этому уже
пришло время — будет расширен за
ечет привлечения композиторов не-
ленингралцев: в частности. большое
значение ‘приобретает проблема с03-
лания национальной оперы.
	У нас склонны недооценивать зна-
чения либретто советской оперы. При
этом ссылаются обычно на историче-
ские прецеденты на то, мол, что в
моцартовском «Дон-Жуане» либретто
очень скверное, а опера гениальная,
что вообще важна в опере музыка,
& нё либретто. Доказывать, что му-
гыка в опере является фактором ре-
шающим, значит попросту ломиться
в открытую дверь. Ho если `подхо-
лить действительно к вопросу исто-
рически. нужно все же заметить, что
значение либретто, значение литера-
турного слова в опере, в разные вре-
мена было разным: для Мусоргеко-
го, скажем, слово, текст имели го-
разло большее ‘значение, чем для
Чайковского кли Глинки, у Верди
(как это ни звучит. паралоксально)
слово приобретает зачастую очень
большой весе и значение по еравие-
			Камерный театр» к 20-летию Oxta-
Opa подтотовит 4 новых пьесы:
Рё. Вишньвского, В. Луговского “(о
паутизанеком движении п’ Сибири),
Ю. -Яновекого (гражданская война ид
Украине), С. Мстиславсного (Октябрь
1917 вода). *
` Театр революции “подготовит новую
пьесу, над жоторой-будут совместно
работать А, ‚Файно и. В. Шкварнин,
пьесу Арбузова о. комсомодьцах и
Ржешезского- «Москва», .

В. Билль-Белоцерковский будет пи-
сать пьесу. об октябрьском перевороте
в Москве.

—_, В течение 1986—1987 года, — 10+
ворит Вс. Вишневский, -— ябуду ра-
ботать над двумя пьесами — о нацио-
нальной тордости и лучших свойствах
русского народа и о беославном крахе
русской контрреволюции.
	Б. Ромашов пишет ‘пьесу о Оталин-
	траде, К, Тренев сообщил, что поми-
мо пьесы о людях колхоза (для Ма-
лого театра), он, по заданию МХАТ,
перерабатывает свою пьесу «Пугачев-
щина». :

А. Файко работает над’ пьесой со-
‚вместно со Шкварниным,

Драматург Герцель Баазов расска-
зал о полготовке грузинских драматур-
гов к ХХ тодовщине.
			Творчество ‘молодых
	Та же неравноценяость рисунка 1
	масла отличает работы Бочкова,

Bot:
	ков непохож ни на Лаптева, ни тех
более на Суханова, В пейзаже он 01-
дает предпочтение не широким Pat
плывчатым просторам  деревенсхах
	‘торизонтов, а резким изломам. город-
ских улиц, стиопутых ребристьмто
тромадами домов. Лучшие ето город.
	ские пейзажи выполнены  тувшьо
Их отличают энергичные мазки 1
повышенная экспрессня («Горбатый
мост», «Солнечный день» и др),
	Последний из участников выстам \
ки -— Бойм испытует свои силы 1!
самых разнообразных областях..

Он дает портреты, пейзажи, вар
совки колхозных работ, иллюстрация
к  «Келезному потоку», акволель
	масло, литотрафии. В серии его конь
	свих акварелен очень живо переда
Колхозный труд и быт, В зарисовка
животных (доение коров, ковка 20
Manet) Бойм проявил себя наблюды
тельным рисовальщиком. Хоро
ще пионеров и колхозников, В
них Бойм, вилимо, остро схвати
сходетво. Литографии Бойма, посвя:
щенные Москве (пл. Свердлова, Биб-
лнотека Ленина), сухи м чересчур
академичны. Портреты маслом слабы,
лучшие пейзалои,
	Общая. для всех художников (в те
намного меньшей степени это отно“
сится к Суханову) ‚ слабость. рабо
маслом — показательна; Это плачев-
ный ‚результат. былой вхутенновекой
учебы и недостаточно интенсивной ра»
боты художников над техникой мн
ляной живописи,

Выставка в целом свидетельствует
© высокой культуре рисунков и одио*
временно подчеркивает необходимость
для них дальнейнтей упорной и уг
лубленной фработы над овладениех
живописным мастерством;
		‚В клубе завода «Каучук» недавно
открылась небольшая выставка работ
	четьгрех молодых художников:
А. Лаптева, С. Бойма, Ф. Бочкова и
Б. Суханова,
	На выставке экопонированы рн-
	сунки карандантюм, углем, литогра-
	(PHU, акварели, тгузлуь и картины мася
лом.

То общее, что связывает работы,
представленные на выставке, — это
присущий им характер наблюдатель-
ных зарисовок, всегда живописно вы-
разительных и острых, Все участники
‚выставки передают наблюдаемые
‘предметы и явления в их целостности,
неё увлекаясь мелочным перечислени-
ем натуралистических подробностей.
Но выставку все же нельзя рассмат-
ривать как отчет бригады, работаю-
щей по единому плану над одина-
ковым материалом. Наиболее мягкий
и лиричный из участников выставки
Суханов. Его акварельные пейзажи,
особенно. серия, посвященная Уссу-
рийскому краю, тонко нюансированы,
насыщены воздухом и наиболее близ-
ки к манере Н. Купреянова. Пейзажи
маслом повторяют мотивы акваре-
лей, они, однако, значительно слабее.

В отличие от Суханова Лаптев под-
черкивает телестность, — об’емность
предметов, немнотими титрихами мо-
делирует об’емную форму. Лаптев
любит животных. Его зарисовки уг
лем зверей в Зоопарке очень пла-
стичны,

Художник дал также несколько
	портретов. `Но за исключением ‘порт*.
	рета спящей девочки, они не отно-
сятся к числу его лучших работ. В
картинах маслом (пейзажи и жанро-
вые сценки в пейзаже) также чувст-
вуется движение, но написаны они
чересчур тяжело, краски жухлы, 0с-
вещение невыразительно и за немно-
гими исключениями («День отдыха»,
«На даче», «Демонстрация») общий
их колорит вял,
	шиетета и уважения к Мейерхольду,
которого у меня, смею в этом уве-
рить, не меньше, чем у моих опио-
HENTOR.
	Сравнительно молодой театр имени
Вахтангова, который должен был бы
быть театром исканий новых  теат-
ральных приемов и форм на основе
своего великбдепного мхатовского на-
следства (через революционный метод
Вахтангова), Застыл и уже давно не
двигается дальше вперед, Метод Вах-
тангова получил всеобщее признание
н никакого дальнейшего  фазвития.
Коллектив его учеников, таящий в се.
бе громадные возможности развития
вахтанговокого наследия, фактически
` пребывает в стадии инертности, Кста-
ти, участие этого театра в нашей те-
‘атральной дискуссии выразилось так»
же многозначительным молчанием, За-
тем это великолепное полемическое
молчание было неловко нарушено тов,
Горюновым («Искусство — это труд»
в «Литературной газете»), Эта ста-
ТЬЯ Нич?го, кроме недоумения, выз-
вать не могла. На очередь поставле-
ны вопросы о. новых путях и новой ме-
тодологии советского театра, а т, Го-
рюнов не нащел ничего более полез-
ного, как предложить нашему театру
из педагогических соображений метод
испанских королей, воспитызавигих
своих драматургов голодом, У Чехова
где-то сказано, что если зайца долго
бить по голове палкой, он может cna
ки зажитать. Может быть, рецепт
т, Горюнова мог бы себя оправдать,
Но разве все многообразие средетв те-
атрального искусства исчерпывается
одной драматургией? Если бы даже
«толедающие» по рецепту испанца Го-
рюнова советские драматурги стали
поставлять в нужном количестве на-
стоящие драматургические ценности,
то разве это одно мотло бы обота-
тить советский театр? Чем отличал-.
ся бы тогда наш театр от театра за-
падносвропейского, в котором бывают.

UL NG Pepe а
\- whine ВОНБАСС
AHONPOKOMEHHAT ManceBnn

MUHKOB PADOTANMGHA 8
QAMHOR? PAMON®E
	MAPLEPYTE! СПЕЦИАЛЬНОЕ
ЭАСКУРСМЯ оРГЯНЗОвлИ.
намх длт ячаожыьмков
	chin

Bee эти мастера закрепили за собой самые разнооб-
разные темы, Основной принции — вакрепление за ху-
дожником такой темы, для выполнения которой ему
не приходится отрываться от постоянного места жи-
тельства. Однако многие. московские мастера избрали
	темы, связанные с выездами. в Донбасс, У рало-Кузбасс,
Заполярье, Сталинград, колхозы и совхозы РОФСР и др.
Индустрию Москвы и Московокой области отображают
‚15 художников, в том числе и мастера национальных
республик, которые, впрочем, в основном, как, напри-
мер, в Закавказье (42 чел,), ‘используют местную тема-
	Специально на транспорте пока работают шесть ху-
дожников. 0с0бое ‘место на ‘выставка будет отведено
роли ‘социалистической индустрии в строительстве и ук-
реплении мощи нашей Красной армии.

Наша карта дает примерное представление о ныне:
ней дисколации художественных сил, занятых подго-
товкой к выставке, об об ектах нашей промышленности,
сельского хозяйства, транспорта, которые получат ото-
бражение на выетавке,
	нитель одну и ту ж» уже более чет-
верти века,

lam советский театр — театр Не-
мировича-Данченко, Отаниславского и
театр Мейерхольда, и ‘даже другие,
менее значительные, тезтры  нахо-
дятся на необычайно высоком уровне,
если их сравнить с «театром актера»
на Западе (о котором, очевидно, и
мечтает после воэвращения © римско-
о конгресса, т. Амаглобели), 0 Hate
беспокойство вызвано именно тем, что
груз наслоивигихся и насланвающих-
ся традиций мешает нашему театру
мобилизовать целиком все свои твор-
ческие силы.

Я в ©воей предыдущей статье тово-
рил 0 «тенеральной линии истофичес-
кого развития» русского театра, ли-
ний его исторической преемственно-
сти и`уклонении от этой линии. Про-
фессиональные полемисты хотели и
Здесь что-то вапутать, мол, Дикий,
неверно распределил исторические ат-
‘тестации. Не в этом дело, Аттестации,
конечно, дело спорное, и о них всегда
можно договориться. Но те, которые
хотят опровергнуть мое положение о
том, что мхатовский  психологичес-
вий. натурализм (это крупнейшее яв-
ление в истории мирового театра) не
осуществил все творческие возможно-
сти своего. метода в процессе непре-
рывного становл»ния социалистичес-
вого театра, — те должны попытать-
ся onponepriyts это фактами, & HE
словами, Те, которые хотят опровер-
гнуть мое положение о том, что. ге-
ниальнейший мастер нашего театра
Мейерхольд, который тем выгодно от-
личается от всей остальной армни на-
ших театральных деятелей, что он ни-
когда не успокаивается и всегда, ищет
новое, ITO ON «непрерывно экспери-
ментируя», не всегда возглавляет те-
атральное движение, — те, которые.
хотят и это опровергнуть, должны
также оперировать фактами, Факта-
MH, & He упрекамя в отсутствий.
	На Кольском полуострове, ‘в кара-кумских песках, В
Батуме и далеком Заполярье работают советские ху-
дожники; участники будущей всесоюзной художествен-
ной. выставки’. «Индустрия: социализма».
	ознакомленияз ху.
	Работа началась с ортанизованного
	дожников с гигантами нашеи индустрии, с лучшими
людьми нашей промышленности. Первый маритрут, на-
несенный на картужирной стрелой. лежал через Харь’
ков — Днепрокомбинат — Вапорожье в Донбасс и Ma-
риуполь. Во время второй поездки по Волге художни-
ки посетили Рыбинск. Горький (автозавод им, Молотова,
‘Сормовский завод). Казань, Сталинград.

К 1 января комитет привлек около 500 художников.
Одна Москва! Халл, 200 живописцев, болёе 40 графиков,
40 скульшторов (после составления карты дополнитель-
но привлечен целый ряд художников).

Значительны: цифры и ‘но Ленинграду: здесь. к вы-
ставке готовятся‘ 78 живописцев, 17 графиков и 35
скульпторов. Включились в работу также художники
Украины, Белоруссии, Закавказья, Абхазии, Крыма и
40 мастеров села Палех, н
	Боюсь, что недалеко то время, ко-
гда под прикрытием всякого рода раз-
товоров об единстве метода и пр. на-
ступит стадия абсолютной нивелиров-
ки всех этих трех тезтров, анаменую-
щих собой крупнейшие исторические
этапы развития нашей театральной
культуры. В этом, и именно в этом,
основной смысл и основная опасность
нашем театрального сегодня. 0б этом
надо говорить и надо спорить и вадб
думать о методе предотвращения это-
го начавшегося уже процесса творче-
ской обезлички. _ +

Некоторые товарищи, для которых
полемическое усердие важнее смысла
спора, могут снова бросить мне обви-
нение в том, что я недооцениваю зна.
чение советского тёатра, не знаю его,
замалчиваю его ит, д. ит, п, Этим
уважаемым товарищам мле придется
напомнить, что об’ективное значение
и творческий. уровень советского те»
атра мне так же ясны и очевидны,
как и им, тем более, что я имел воз-
можность в течение нескольких лет
паблюдать западноевроцейский театр
в целом’ ряде стран. Но я не считаю
возможным для себя успокоиться на
том очевилном положении, что «нАШ
театр — лучший в мире», Для меня
этого совершенно недостаточно,
обязан Kak практический работник
советского театра думать и о ето Gy-
дущем и заботиться о том, чтобы он
непрерывно совершенствовался и дви-
тался вперед. К тому же я не обладаю
таким счастливым характером, как не»
которые мои собратья по профессии
(например, И. Судаков), которые, не
видя или не желая замечать опаено-
стей нивелировки, пребывают в. уве-
ренности, что их-то работа и явля-
ется подлинной «музыкой  настоя-
щего». У них, обманутых  мечтою,
очевидно, несколько притупился слух,
и они не понимают, что их музыка
уже давно вообще не музыка, & про-
сто волынка, которая волынит «ка-
	и хорошие пьесы, и талантливые вк
теры и режиссеры?

Я ставлю вопрос иначе, Вся ната
действительность преобразилась ва
последние годы настолько, что наш
советокий человек стад не тем, м
был даже 5—6 лет назад. Выдержал
ан эти темпы качественного методоло*
гического преобразования и coBeT
ский театр? Можьт ли он в том ви’
де, в каком он существует теперь,
вступить в наше социалистическое
будущее и будет ли такой театр 0*
циалистическим по своему существу?

Люди спокойные п благонамерен-
‘ные отводят вообще всякие вопросы
© творческом методе окриком, что эте
рассуждение о форме, а последнее,
как известно, суть. формализм; Они
начинают бить в литавры по поводу
того, что мы приобщаем нашего мас»
сового зрителя к «лучшему достоянию
культурного наследства» ит. д. ит. 1

‚ озковтнрательство, Критическое
освоение культурного наследства He
означает демонстрирования = перед
свежим неискушенным = зритель
ным залом методов и приемов давно
изживигих себя эпох. Необходимо это
прошлое интерпретировать наиболев
современными средствами выражения,
не пугаясь новизны и экоперимен»
тов.

A ornomych в величайшим и #0:
креннейшим уважением к научной
методология в театре, и именно от
нее я жду всяческого оплодотворения
методов искусства, Но я не могу стать
в положение ученого профессора, дик»
тующег рецепты я етроящего всячес-
кие конструктивные комбинации. П0-
этому в моей «положительной пре
трамме» напрасно будут искать какит»
TO непререкаемых догматических ука“
заний о том, «как жить», «какими
средствами действовать» и «как до

ться лучших результатов».

могу только изложить несколько
основных, по до конца продуманных
	пеобхедимые раз‘яснения
		Проблемы советского
театра
	За время, прошедшее после опуб-
ликования моей статьи в «Советском
искусстве», наши театральные деяте-
ли высказались, видимо, со всех воз-
можных точек зрения по затронутым
в статье вопросам. Мне лично за это
время удалось осуществить две но-
вые постановки, в которых я пытал-
ся практически воплотить сформули-
рованные мною теоретические поло-
жения.

В этой статье я хочу, не вдаваясь
в излишний полемический задор в
пределах существа вопроса,  отве-
тить на об’ективные возражения мо
их оппонентов и изложить нечто вро-
де «положительной программы».

Театральная дискуссия, впервые
собственно развернувшаяся — столь
оживленно за ряд последних лет, к
сожаленню, в самом начале осложни-
лась двумя обстоятельствами. Тов.
Амаглобели выступил © чрезвычайно
подробно аргументированной, но весь-
ма схоластической декларацией о
«возрождении театра актера».
противопоставление «тезтра ажтера»,
«театру режиссёра» нелепо © пози-
ции элементарной логики. Одно время
театральная дискуссия приняла по-
этому даже несколько однобокий ха-
рактер: все выступавшие как в печа-
ти, так и на диспутах, считали своей
священной обязанностью начинать И
кончать своя высказывания со елов о
том. что «Амаглобели, ‘конечно, не-
прав». У арабов во время народных
празднеств, если двое вдруг начнут
драку и, забыв все, вцепятся друт в
друта, то толпа, масса начинает их
приводить в чувство тем, что изби-
	на некоторых основных положениях
нашей дискуссии,
	В выступлениях отдельных товари-
щей давались совершенно празиль-
ные оценки некоторым историческим
фактам и явлениям советского театра.
Но нужных выводов из этих оценок
сделано не было; Тов. Новицкий в
своей статье! «Настоящий режиссер»
занялся ретроспективной оценкой ис-
торической роли Вахтангова. Это, ко-
нечно, важно, но театр им. Вахтанго-
ва, ближайший, так сказать, <физи-
ческий наследник» покойного масте-
ра, факт не только исторического про-
шлого, не и нашего. настоящего. А о
настоящем этого театра ни Новицкий,
ни прочие участники дискуссии не
сказали ни полслова. Но факт остает-
ся фактом, что театр им. Вахтангова
после тринадцати’ лет опытов ‘и спо-
койной производственной жизни неза-
метно стал скатываться к позициям
МХАТ Г.В то же время старый
МХАТ, застывший на кикой-то непод-
вижной точке еще задолго  до того,
как он исчерпал’ все заложенные в
нем самом творческие возможности,
перестал двигать советский театр впе-
ред. Незаметно для себя МХАТ при-
шел в последнее время к тем пози-
циям, от которых он оттолкнулея В
наиболее славный революционный пе-
риод своего существования, т, ‘в. к
позициям Малого театра, а Малый те-
атр. — тщетно и бессильно рвется впе-
ред к МХАТ, не будучи, однако, в со-
стоянии догнать этот, даже остано-
вивигийся на месте, величайший те-
атр не только нашего времени и не
только нашей страны.
	вает обонх, не разбираясь, кто прав,
кто виноват. В нашем случае тёват-
ральная масса набросилась на одного
Амаглобели, Видимо, он был в ее гла-
зах - вдвойне неправ. Режиссер —
сколь бы гениален он ни был — мо-
жет существовать в театре только в ка-
честве помощника актера, которому он
помогает, поскольку он им руководит,
В течение последних десятилетий
только один режиссер Гордон Ирэг
прокламировал театр без актеров, «те-
атр марионеток». И, очевидно, поэто-
му этот режиссер никогда своего те-
этра не имел, и я не знаю будет ли
он его когда-либо иметь. Однако тов.
Амаглобели, очевидно. для вящшего
утверждения своего тезиса о возрож-
дении «театра актера», пригласил в
руководимый им Малый театр в ка-
честве режиссера и... Гордона Крага:
Второе (хотя и первое по времени)
обстоятельство, осложнившее ход дис-
куосин, — это выступление т. Виш-
невского. Какое счастливое амплуа у
человека! Ничего не предлагая, с тру-
дом разбираясь в существе постав-
ленных вопросов, он уже бежит впе-
рели всех и кричит свое «ура»!
Теперь по’существу. Я не’ могу 06+
танавливаться ‘на детальном разборе
всех возражений и упреков, бросавз
пихся по моему адресу многочислен:
ными участниками дискуссии. Это я
сделаю на предстоящем совещании” в
редакции  «Советского’ искусства».
Здесь я хотел бы остановиться только