Со знаменем Ленина победили мы ‘в боях за Октябрьскую революцию.
an ee rr ~
	Со знаменем Ленина’ добились мы:
С эпии же 2HaMeHeE NM NOheANU eA
	С этим же знаменем победим в
Да здравствует ленинизм!
		решающих ‘успехов. в борьбе за победу ¢
пролетарской революции во всем мире.

В течение трех лет (1919—1921)
нам в Центропечати удалось записать
пятнадцать речей Владимира Ильича
	На но граммофонную нластин-
RY.
	С самого начала  восстанбвления
нами единственной в России Апре-
лезской фабрики (под Москвой) Вла-
димир Ильич проявил очень большой
интерес к ее работе и всячески помо-
гал нам наладить это сложное, трул-
ное дело, прося немедленно его из-
	вестить, когла можно будет присту
	пить к записи речеи.
	социалистического строительства.
		И. СТАЛИН.
		РОБ 1

Год издания седьмой
	ОРГАН НАРКОМПРОСА РСФСР
	СО ЗНАМЕНЕМ ЛЕНИНА“
	ны непоколебимому единству, спло-
ченности нашей партии.
	«В жестоких боях выковала наша
партия единство и’ сплоченность сво-
их рядов. Единством и ‘сппоченно-
стью добились мы победы над -врагз-
ми рабочего класса, ь .

УХОДЯ ОТ НАС, ТОВАРИЩ ЛЕ-
НИН ЗАВЕЩАЛ НАМ’ ХРАНИТЬ
ЕДИНСТВО НАШЕЙ ` ПАРТИИ, КАК
ЗЕНИЦУ ОКА. КЛЯНЕМСЯ ТЕБЕ,
ТОВАРИЩ ЛЕНИН, ЧТО МЫ С ЧЕ»
СТЬЮ ВЫПОЛНИМ И ЭТУ ТВОЮ
ЗАПОВЕДЬ!» (Из речи тов. Сталина
на    всесоюзном с’ездё советов в
1924 г.). ;

Эта клятва выполнена. Под’ руко-
водством гениального Сталина наша
партия разгромила 5сех предателей
и врагов партии и рабочего ‘класса,
раздавила гнусную  троцкистско-зи-
новьевскую контрреволюционную сво-
		общества, за формирование нового
человека, ‹ Выполняя культурный
план Ленина, мы осваиваем культур-
ное наспедие прошлого и делаем его
достоянием широчайших масс тру-
дящихся. Нигде и никогда не поль-
	зовались такой любовью и популяр-
	ностью произведения классиков ми-
ровой литературы, драматургии, жино-
писи, как у нас. Миллионы людей
посещают ежедневно наши театры,
кино, музеи, картинные галлереи. В
миппионах экземпляров распростра-
няются по стране лучшие произведе-
ния пучших мировых и советских пи-
сателей.. Ни одна страна не живет
такой интенсивной культурной
жизнью, как наша социалистическая
родина. ‘
	хНа основе пенинского учения о
культурной революции мы создаем
новую социалистическую культуру,
ростки которой пробиваются всюду.
Эти ростки мы видим и в новой куль-
туре труда — в стахановском движе-
нии прежде всего, и в литературе, изв
искусстве, и в художественной само-
деятельности масс. Мы ‘видим эти
ростки новой социалистической куль-
туры каждый день и на каждом ша-
гу. Растет новый человек — самый
драгоценный капитап социалистиче-
ского общества, Жизнь стала изо-
бильная, веселая, радостная.
	Выполняя заветы Ленина, мы. соз-
дали счастливое отечество для тру-
дащихся, гранитную крепость пропе-
тарской революции, Мы обязаны
этими всемирно-историческими успе-
хами тому, что великий, гениальный
соратник Ленина’ товарищ Сталин
пронес незапятнанным. знамя пени-
низма сквозь все невэгоды и бури,
организуя партию и рабочий класс
на борьбу со всеми ва врагами. Тор-
жеством ленинских Ядей мы обяза-
	тельно в МАССОВОМ размере, втя-
нуть действительно большинство тру-
дящихся на арену такой работы, где
они могут проявить себя, развернуть
свои способности, обнаружить талан-
ты, которых в народе — непочатый
родник и которые капитализм мял,
давил, душил тысячами и миллиона-
ми» («Как организовать соревнова-
ние?»,. Ленин, т. ХХИ, стр. 158).

На наших глазах. из толщи народ-
ных масс родниксм бьют яркие даро-
вания и тапанты. Труд свободный.
творческий и радостный выдвинуп та-
лантливых забойщиков, талантливых
комбайнеров, трактористов, слесарей,
певцов, артистов, плясунов. Нет та-
кой отрасли промышленности, сель-
ского хозяйства, культуры и искус-
ства, где свободный народ, руководн-
мый великой партией Ленина ,—
Стапина, не’ перевыполнил бы во
много раз цифры и наметки ленин-
ского плана социалистического пере-
устройства нашей родины.

В три раза  перевыполнен план
ГОЭЛРО. Вместо 400 тысяч тракто-
ров, о которых мечтал Ленин, поля
Советского союза бороздят 350 -тысяч
советских машин. Полностью освое-
на крупная машинная индустрия,
Окончательно и бесповоротно победил
колхозный строй. Выполняя заветы
Ленина, наша партия, под руководст-
вом великого Сталина добилась того,
что СССР в ваповой продукции занял
первое место в Европе и второе в
мире. Всеми этими успехами и под-
готовлен могущественный культурно-
техничесний под’ем рабочего класба.
	Выпопняя ленинский культурный
план, мы стали страной самой пере-
довой, самой высокой, самой про-
грессивной культуры. Наука и искус-
ство соревнуются-в борьбе за созда-
ние бесклассового социалистического
	12 годовщину со дня смерти Лени-
на, величайшего вождя мирового про-
петариата, гения и организатора про-
летарсной революции, наша страна
отмечает в обстановке яркого и ра-
достного расцвета нашей жизни, окон-
чатепьной и бесповоротной победы со-
циелистическога общества. Клятва,
произнесенная над гробом Ленина 12
пет тому назад его лучшим сорат-
ником тов, Сталиным — хранить за-
веты Ленина, продолжать его дело, —
выполнена, Под руководством велико-
го Стапина, спедуя по пенинской
дороге, мы одерживаем один успех
за другим.
	«РОССИЯ НЭПОВСКАЯ СТАЛА
РОССИЕЙ — СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ!
Наша страна преобразовалась. В ос-
новном эта великая задача, постав-
пенная Лениным, нами осуществле-
на, Клятва, данная ушедшему Ле-
нину 11 лет тому назад товарищем
Сталиным, — выполнена». (В. Мопо-
тов, 1935 г. Доклад на УП с’езде со-
ветов).
	Нет ви одного участка социали-
стического строительства, гдё` рабочие,
колхозники нашей страны не одержа-
_ ли бы решающих побед. Поспедний

год был годом особенно больших
сдвигов в жизни нашей родины. Вдо-
хновленное пюбимым вождем масс,
железным руководителем нашей пар-
тни товарищем Сталиным, могучее
народное стахановское движение по-
мовому поставило вопросы социали-
стического труда.. Стахановокое дви-
жение — наиболее яркое выражение
великих идей Ленина о социаписти-
ческом соревновании.
	«Социапизм не только не угашает
соревнования, ‘а, ‘напротив, впервые
создает возможность применить его
действительно ШИРОКО, —действи-
	В. И, ЛЕНИН и И. В. СТАЛИН в Горнах в
		им речь продолжалась ровно три ми-
путы. г р

С большим интересом слушал: Вла-
димир Ильич первые изготовленные
пластинки и все справлялся, похож
ли его голос: «В первый раз слышу
свой, собственный голос», — говорил
OH.
	Голос Ильича в пластинке был дей-
ствительно очень похож, пластинка
сохраняла   все его оттенки, потому
что Владимир Ильич произносил pe-
чи с большим ‘пол’емом, отчеканивая
каждое слово.

Одна из первых речей Владимира
Ильича была посвящена памяти
Я. М. Свердлова. 2
	Затем были слеланы записи речей
Ленина: «Обращение к Красной ар-
мии», «О Третьем Коммунистическом
Интернационале», «О погромной тра-
вле евреев», «Что такое советская
власть», «Сообщение о переговорах
по ралио с венгерским вождем ком-
мунистов, бывшим военнонленным в
России т. Бела-Кун».,
	Особенно удачно была записана
речь Влалимира Ильича «О крестья-
нах-серелняках».

Две речи о продналоге Влалимир
Ильич приготовил еще ло паписания
	‘бротюры о пролналоге. Эти речи сра-
	зу же получили огромное распростра-
ноние. С изготовлением. пластинок
Владимир Ильич нас всячески торо-
пил: «Нужно во что бы то ни стало
скорее оповестить деревню».
	Спрос на наши пластинки pot ¢
каждым лнем. Из деревень и из Кра-
сной армии усиленно требовали речи
Ильича, — весть о них широко рае
пространилась среди крестьянства, и
специальные крестьянские  ходоки
пряезжали за ними; немедленно за-
волился в отделе граммофон, и речь
Ильича производила потрясающее
впечатление на крестьян. «Вот это
нам и нужно. У нас в деревне этим
речам верят болыне, чем. газете», —
обычно говорили нам крестьяне-хо-
доки,

’ Речи Владимира Ильнча расходи-
лнсь в десятках тысяч экземпляров,
	и мы не успевали BX изготовлять.
	Нам пришлось организовать при
Центропечати- ‹ специальный о отлел
«Советокой пластинки» и  впослелет-
вии открыть вторую граммофонную
фабрику.

На Х партс’езле Влалимир Ильич
подотиел ко мне и сказал, что нужно
записать течь «О новой экономиче-
	Фото А А. ГРИНБЕРГА
	ской политике». Кроме того он предл»
ложил через два дня сделать ему
специальный ^ доклад 06 аппарате
Центропечати и об отделе «Сове?ской
пластинки». На докладе Владимир
Ильич долго расспрашивал, главным
образом, о постановке: распростране-
ния газет н литературы в деревне. «У
 в3< самая мощная связь ‘с страной,
имейте в виду, что немелленно по-
сле принятия ВЦИК декрета о прол-
налоге‘ нам прилется через Центро-
печать бросить в деревню все, что мы
сумеем излать. Используйте все ва-
ma Губернские, уезлные и. главным
образом, волостные отделения, Hee
пользуйте все ваши агитпункты, же-
лезнолорожные киоски и тысячи поч»
тово-телеграфных отделений. О наших
новых решениях должны знать мил-
лионы, и масштаб работы нужное BO
много раз увеличить. Об’явите веем
вашим работникам, что мы возлагаем
на них ‘очень большую  ответетвен-
BOCTD?.

Немелленно после заселания ВЦИК,
‘на котором был принят декрет о
продналоге. Владимир Ильич меня
вызывал, и был намечен ряд тем для
новых записей. Влалимир Ильич
приготовил сразу пять речей: лве ре-
чи о пролналоге, о потребительской
„и промысловой кооперации. о вон-
песснях и развитии капитализма #
последнюю речь «О беспартийных».
Эта послелняя запись по техническим
соображениям была органазована В
самой - Центропечати.
	Приготовив все к записи, я заехал
за Ильнчем в Кремль.

В пути Владимир Ильич все время
шутил и говорил, 910 мы «своим Hap
коматом Центропечатн охватили пол-
Тверской». «В ваших руках все кни-
жное богатство страны и вся печать.
В Америке вы бы считались KAUR
вым и тазетным королем».
	Ильич подробно расспрашивал всех”
	наших сотрудников об условиях их
работы — снялся вместе с нами в ол-
ной группе и после записи обратился
к нам с небольшой речью, в которой
указал, насколько ответственна и
важна наша работа.
	Во время этой же записи Блалимир
Ильич набросал целый ряд тем в но-
вой экономической политике. ваме-
THA ряд товарищей, которые должны
были эти речи. произнести.

«Обязательно нужно записать все-

сийского  старосту», сказал нам
лалимир Ильич во время той же з3-
писи в 192 г. и тут же позвонил
М. И. Калинину, прося’ ето затото-
вить ряд речей специально для кре-
стьян. -

Влалимир Ильич усиленно пропа-
тандировал граммофонную — запись
penn своих ближайших соратников.

‘олько благодаря инициативе Ильн-
ча нам удалось записать около соро-
ка речей по важнейшим вопросам
партийной. и советской жизни. Эти
речи раздавались ва всех агитпунк-
тах, на крестьянских схолах, в\ клу-
бах, з Красной армии и имели очень
болышое значение в наше массовой
	агнтационной раооте.
_ ВБ. МАЛКИН
	Голос Ленина
на кинопленке
	. В 1930 г. звукооператоры Штро я
Тимарцев приступили в порядке’ ак-
сперимента к первым опытным рабо-
там по перезалиеи на кинопленку ре-
чей Ленина, записанных на граммо-
нную нластиику. Из всех фечей
енииа, записанных на граммофон-
ную пластинку; звукооператоры вы-
брали «Обращение к Красной армии»,
потому что оно, по их мнению, было
техничесыи наиболее удачно записа-
но’’на траммофенную пластинку.

В 1933 г. работа по перезатиси ле-
нинских речей был возобновлена.
Она проводилась в двух местах: в
кабинете граммзаписи в Москве и
na фабрике Межрабпомфильм. В ка-
бинете граммзаписи работой руково-
дил ‘инженер Шюр. На кинофабрике
Межрабпомфильм звукооператором
Штро вновь были проведены опыты
	перенесения (перезаписи) речи Лени-
	на с граммофонной пластинки H&
пленку. Для улучшения звука и
болышей четкости передачи были ис-
тользованых частотные фильтры, 1поз-
BOMBING восстановить . подлинное
звучание голоса Ленина, так как при
	‘записи, его речей на траммофонную
	итластинку голос искажалея в силу
елабой звукозапнсывающей техники
‘тех лет (1919—21 гт.). После несколь-
ких опытов. перезаписи была получе-
ва нужная четкость голоса.

Сейчас т. Штро с помощью самых
совершенйых аппаратов продолжает
перезапись Ha кинопленку име»
щихся ммофонных  пластныоа ®
беззми Лени 1
	`Монопитность, сппоченность нашей.
великой партии — залог наших гря-
дущих побед.

На сессии ЦИК СССР тт. Молотов
и Межлаук развернули перед стра-
ной ярчайшую картину наших до-
стижений и поистине грандиозный
план нашего дальнейшего строитель-
ства. Уверенными и твердыми шага-
ми идет наша страна к коммунизму.
	Выпестозанное Сталиным поколе-
	ние отважных борцов за коммунизм,
поколение рыцарей труда, сталинское
поколение пюдей, для которых труд
дело чести, дело славы, дело добле-
сти и геройства, — вооруженное
вепиким учением Ленина — Сталина
это поколение сумеет добиться еще
больших успехов, еще более’ радост-
ной жизни, еще большего расцвета и
мощного укрепления. нашей  роди-
ны — родины социализма,
	У`нас сразу же возник ведомствен-
ный, спор с Наркомпродом, считав-
ним, что граммофон должен служить
для товарообмена с деревней, & не
лля политической пропатанлы.
	Спор был решен в нанту пользу ис-
	ключительно благодаря вмешательст-
ву Владимира Ильича, который’ на-
стаивал, чтобы это‘дело было широко
поставлено.
	Владимир Ильич много нам‘ расска-
зывал 06’ использовании граммофона
во время. прелвыборной кампании В
Америке и о слышанных им в. Швей-
царии записях политических речей.
Владимир Ильич настаивал, чтобы
мы использовали опыт заграницы.

Первые записи речей самого Вла-
димира Ильича были произведены в
Кремле, в специально приспособлен-
ном помещении. Последняя запись.
в 1921 тоду, происходила в Центроие-
чати, на Тверской, 38.
	Сложность заключалась в том, что
кажлую ‘речь нужно было уложить
ровно в три минуты. Владимир Иль-
ич особенно волновался, когла на
предварительных черновых записях
ему не удавалось закончить речь B Ta-
кой короткий срок.
	— Мне не хочется, чтобы пропада-
ла хоть одна секунда, — говорил он
нашему снециалисту. — Вот вы уви-
дите, я в следующий раз специально
ПОДГОТОВЛюЮСЬ.
	И вскоре Владимир Ильич поразил
всех нас той исключительно тщатель-
ной и внимательной подготовкой к
записям, которую он проявил. Влали-
мир Ильич произвел точные подече-
ты, сколько он слов в среднем про-
	износит в минуту, добился нужной.
	постановки голоса и, являясь на всв
последующие залтиеи со специально
составленными речами, удовлетворяв-
шими всем техническим требованиям,
	очень радовался, когда произнесенная
	ТРИ КАРТИНЫ О ЛЕНИНЕ
	дится, Я вилел Ленина только один
раз и прекрасно запомнил его внеш-
вии обаик, Я обычно раньше рисую
Ленина на память, представляя его в
той или иной позе. Затем сверяю ри-
сунок © фотографией. Конечно, ху-
дожник обязан постоянно и всесто-
ронне изучаль облик Ленина. Я сей-
час в этих целях собираюсь вылепить
толову Ленина, что должно мне по-
мочь в моих живописных фаботах.

Еще в 1934 г. я начал работать над
большим полотном «Ленин на Трех-
торке». Эскиз этой картины висел
некоторое время в фойе клуба Трех-
горной мануфактуры, и участники
этого события в основном одобрили
мой эскиз. В этой работе-мне значи:
тельно помогли беседы с ними. Мно-
тих из них, кстати, я изображаю на
своем полотне.

Необычайно ценными являются
указания лиц, близко соприкасав-
шихся с Ильичем. И в этом емысле
огромную роль сыграли указания
Н. К. Крупской, когла я работал над
картиной «Выступление Ленина в ра-
бочем кружке»,

С темой «Ленин» я считаю себя как
художник ‘органически связанным.
Следующей работой я наметил «Пер-
вое. выступление Ленина в Москве
	(1894)».
A. MOPABOB
	‘Ленин только что вышел на трибу-
ну второго сезла рабочих и соллат-
$5и5 допутатов в Омольвом. Он ждет,
хогдУ затихнут аплодиементы, чтобы
начать свою историческую речь, Этот
момент я избрал темой своей картины
«Ленин на трибуне втором с’езда ра-
бочих и солдатских ‘депутатов в
Смольном»,

В дни перед октябрьским восста-
нием, как ‘рассказывала мне Належ-

. Ja Константиновна, Ильич был в хо-
рошем настроения, он казался каким-
то-внутренне просветленным. Когла он
вышел на трибуну, нужно думать, у
него было приветливое, хотя и серь-
езное выражение лица. \ Установить
это мне номог Джон Рид, который в
своей книжке «10 дней, которые по-
трясли мир» с большой точностью
описывает момент, изображенный на
моей картине, и даже различные
штрихи, характеризующие общую об-
становку. Так, например, Рид расска-
зывает, что курили почти все, вопре-
хи просьбе прекратить курение.

`Сейчае ‘обстановка исторического
зала изменена, но трибуну, на кото-
рой стоял Ленин, мне удалось зари-
совать © натуры три года назад, .

Для образа Ленина мне пришлось
пользоваться также «Ленинианой»
скульптора Андреева, рисунками
Альтмана н неизбежным фотоматери-
алом. Перело мною стояла’ залача, —
сохраняя ‘историческую верность, най-
ти также образ вождя мировой про-
летарской революции: Главная труд-
ность в моей работе заключалась в
переработке документального © Mate-
рнала. С чисто изобразительной сто-

„роны я должен был дать толове Ле-
нина такой поворот, которого я не
нашел ни на одной из фотографий“ и’
зарисовок. Маска, ‘снятая с лица Ле-
нина после его смерти, служила мне

` первоисточником.

Засп. деятель И К. (OOH
	Осенью 1919 г. в Москву из Ивано-
ва прибыла большая группа рабочих.
чтобы поговорить © правительством
© своих нуждах.

В голубом зале Дома союзов прон-
зошла встреча ивановских рабочих и
работниц с Владимиром Ильичем.

Изображая эту встречу, точнее, —
момент, когда Ленин только что во-
шел в зал, я ставил себе целью вы-
разить все личное обаяние вожля, ко-
торый призывал рабочих немедлен-
на отправиться на фронт против
интервентов. Основной психологиче-
ской залачей было также показать
отношение к вожлю масс, с жадно-
стью ловивших каждое его слово.

При создании произведения © Ле-
нине огромную роль играет изучение
исторического материала и художе-
ственное ero преломление. Отдельные
участники встречи ивановцев с В. И.
Лениным дали мне весьма ненные
указания. Не малую помощь оказали
мне и фото, относящиеся к тому вре-
мени. Просмотревши и изучивши их
отромное множество, я попытался
дат обобщенный образ Ильича, кото-
рого я вилел один раз посде его при-
езла в Ленинград.

‘Картина «Ленин на проводах ива-
новских текстильщиков на фронт»
находится в Центральном музее Ле-
нина. Нал этой темой я буду еще ра-
ботать и в ближайшее время присту-
паю к варнанту картины.
	Огромная, волнующая тема хуло-
жественного отображения Ленина из-
давна меня привлекает.

Установив для себя принцип, что
Ленина пассивным изображать нель-
зя, я выработал в себе и соответству-
ющее отношение к фотографим, ко-
торой все же при отрицательном от-
 ощенин & ней пользоваться прихо-
	РАДИО В ЛЕНИНСКИЕ ДНИ
	чатуров, Хпыновсная, Игумнов, Шац-
nec uy Ap.
» Cenrop UL dpudeia ana ack’ £6
больших передач. -

В передачн «Стихи и восноминания
о Ленине»-входят произведения Горь-
кого (из книги «Ленин»), Маяковско-
го — поэма «Ленин» и «Комсомоль-
ская», Вштуни «Голос вождя», вылер-
жки из книти Островского «Как зака-
	лялась сталь», Тихонова «Самми», Ав-
	дееннко — отрывки из романа «Судь-
ба», два стихотворения неизвестных
авторов «Мы братья» и «Листовка»,
стихи Пастернака, Богданова и др.

В передачу «Из революционного
прошлого» войдут произведения Ма-
яковского, Д. Бедного и др. Произве-
дения Горького, Безыменского, Мая-
ковского будут включены в большую
	специальную передачу о 9 января.
	Для передачи «1905 год» используют-
ся произведения Горького и Пастер-
HaHa,

Кроме этих передач пойдет пол-
ностью драма Первомайского «Вагра-
мова Ночь» в исполнении артистов
театра п/р, Завадекого,

В передачах принимают участие
артисты ВРК Кайранская; Киселев,
Большин, Штеншнейдер и лр. и ар-
тисты „Садовский, Гиацинтова, Морд-
винов, Вульф, Чернова, Донде, Вах-
теров и др, .
	Сегодня музыкальный и литератур-
вый секторы ВРК органнзуют ряд пе-
редач, посвященных помяти’ В, И, Ле-
нина и годовщине 9 января 1905 года.

В большой передаче «Песни, стихи
и воспоминания о Ленине» будут ис-
полнены произведения Мясновского,
Коваля, Шехтера, Черемухина, Сабо и
др. В музыкально-литературную пере-
дачу впервые включено новое произ-
ведение Белого‘ «Прощание»; В прог-
рамме передач о социалистическом
строительстве — произведения Benna
Рейниц, Корчмарева, Иппопитова-Ива-
нова, Хачатуряна и Бакалова,

В передаче «Ленин в творчестве на-
родов СССР» будут исполнены кал-
мыцкие, пюрские, кабардинские, гру-
зинокие. марийские и другие нацио-
нальные песни. 3

Музыкальное вещание закончится
передачей «Ижорской симфонии»
Щербачева. :

Будет также передаваться тон:
фильм «Октябрь в творчестве народов
СССР» ,— песни и ‘стихи о 1905 тоде,
куда войдут произведения Мясковсно-
го и Черемухина и монтаж Шехтера
и Давиденко «1905 год».

‘В музыжальных передачах примут
участие. симфонический оркестр БРК
п/р Гаук, квартет ВРК, капелла п/у
Свешникова, солисты — Дейнека, Ха-
	Выетупленце В, И, Ленина в Смольдом в шозбре 1917 года
	° Цовая, картнив художника К. Ф. Юона
‹  течтовльный музей В. И. Ленина