Дон в пути советской оперы
		оригинальную мысль, новую трактов»
ку темы, глубокое истолкование про
изведения. Этого чет и ве может
быть. И все говорят — как, хорошо
лирижер икс делает 4-ю симфонию
Чайковского, — но не гамечают того,
что вот уже 20 лет он делает 8
OZHHAROBO хорошо, что ничего не из-
менилось в этой копии ©. копии, что
из царства творческого искусства он
лавно угодил, в царство стереотип-
ной обыденщины. Вот то, чело совер-
шенно чужл художник Самосуд, Его
толкование может быть ‘спорным, но
это всегда толкование, всегда твор-
чество. Разве 9т0 не самое главное,
8 самое важное?
	Сейчас много говорят о роли Само-
суда как воспитателя и учителя мо-
лолых композиторов, музыкантов ин-
струменталистов и певцов. Однако,

‚  заслуга Самосуда была бы очень не-
велика, если. бы он учил молодежь
давно известным, тысячекратно ис-

‚  пытанвым. и проверенным зековым

опытом приемам. Вот вам пример.
Москвичам очень понравилея моло-
дой певец Пичугии, исполнитель пар-
тии Гримрия в «“Гихом Доне» и Гер-
мана в «Пиковой даме», Я знаю, это-
то певца еще по консерватории и по-
тому могу судить о его росте более
или менее полно. Еще несколько лет
назад Пичугину до Германа было
так же далеко, как до звезд небес-
ных. Не к стыду, но к чести этого
молодого артиста то, что он сумея
усвоить уроки Самосула. Только Ca-
мосуд суфел в этом еще вчера не
отесанком парне раскрыть подлин-
ное музыкально-драматическое даро-
вание, и Пичугин создал прекрасный
истинно романтический образ Гер-
мана и, главное, спел Германа и спел
превосходно. Почему это произошло
и смог бы Пичугия петь Германа
в обыкновенном «академическом»
спектакле? Ни в коем случае. Может
быть ‘потому Пичугия поет Германа
в Малом оперном театре, что там
ему прел’являются пониженные тре-
бования? Нет. Пичугин потому м0
жет петь Германа, что Самосуд пред’
являет ему другие требования, кото»
рые. может статься, не смог бы вы-
полнить певец с большим сцениче-
ским опытом. но и с укоренившимися,
уже вокальными и актерскими навы-
ками. Ответ на вопрос о методе Сз-
мосула может быть найлен гораздо
легче в его работе нал «Пиковой да-
мой», нежели в работе нал «Тихим
Доном» или «Комаринским мужи-
ком». Но не потому, что постановка
«Тихого Дона» явление менее значи“
тельное (для истории советской опе-
ры «Тихий Дон» значит весьма мно-
ro), & потому что в «Пиковой даме»
  можно установить отношение Самосу-
ла к тралиции, сложившейся в тече»
ние полустолетия и превралившей-
ся в священный канон.,

Можно сколько угодно спорить 0
правильности или неправильности
трактовки «Пиковой ламы» в ленин-
гралоком Малом оперном театре. Од*
но остается несомненным, что в этом
спектакле едва ли не впервые в исто-
рии оперного ‘Искусства замечалель-
ный режиссер Мейерхольд нашел
своего партнера в дирижере. Знаме-
нитая отныне сцена в спальне графи-
ви должна войти в историю Kak
факт полного и всестороннего слия-
вия сценического и музыкального
действия. И если разгадку тениаль-
Horo проникновения Мейерхольла на-
ло искать в партитуре Чайковского,
те разгадку музыкального толкова-
ния Самосуда надо искать также и В
режиссерской партитуре Менерхоль-
ла. Однако для меня, музыканта, еще
более смелой кажется самая трак-
товка музыкального материала опе-
ры. Не знаю, симфонист Самосуд или
не симфонист, но симфонические
достоинства «Пиковой дамы» он pa-
- скрыл так, как не удавалось еще ни-
кому. По крайней мере на моей па-
мяти. Уже первые такты интролук*
ции заставили музыкантов насторо-
житься. Получился речитатив дере-
вянных. как будто спрашивающих ©
чем-то мучительно тяжелом, на что
так и не будет отвзта. Здесь порази-
тельно уменье воплотить В звуках
тлубокое разлумье, как бы подготов-
ляющее страшную тему фатума
й смерти, как-никак ведущую и
для «Пиковой дамы», и для ше-
стой симфонии Чайковского. Ры-
дающая мелодия темы Германа, ког-
да она появляется у скрипок, напол-
нена  торючими слезами невыно-
симого страдания, и врял ли кто мо-
жет оставаться. безразличным в эти
мгновенья. Новторяю, «Пиковая да-
ма» — снектакль спорный и, Ha-
пример, первый акт, на мой вагляж
стралает крупнейшими и непрости-
тельными недостатками, но тем не
менее «Пиковая дама» Мейерхольда,
может быть, самый замечатель-
ный музыкальный спектакль 38
последнюю четверть века. Как это ни
странно, прослушав «Пиковую даму»
в исполнении Самосула, невельно
думаешь: как интересно было бы
‘прослущать в его нополнении олну
из опер Моцарта и именно «Дон
Жуан», Самосул, повидимому, созна-
телезо «моцартизирует» Чайковско-
го; “В отдельных местах партитура
Чайковского звучит совершенно по-
‘мопартовски прозрачно. Что ж, быть
может межлу «Пиковой дамой» и
«Дон Жуаном» Моцарта сходства го-
раздо больше, чем можно было бы
думать; Но это уже в стороне от На-
шей темы.

С.  A. Самосул — наш  настоя-
щий ‘мастер-хуложник, глубокомыс-
ленный в своей простоте, обаятель-
ный артист, неутомимый труженик
и непримиримый боец. Таким имен-
но и должен быть советский музы*
	K2HT.

В. ГОРОДИНСКИЙ
	Арона Капланд
	Весной этого тола в СССР приез.
жает один из крупнейших американ:
ских композиторов Арон Капланд.
	‚В своем письме Союзу’ советских
композиторов Капланд пишет о же
лании лнчно познакомиться с совет-
скими композиторами и палалить
связь между Jlaroit американских
композиторов и советскими музыкан-
TAM.
	Арон Капланл продлирижирует у нас
несколькими концертами из своих
произведений и произведений амери-
каноких композиторов, Кроме этого,
Капланд прочтет ряд лекций об аме-
риканской музыке.
	Должно быть Н. А, Римский-Кор-
саков был не совсем неправ, утверж-
дая, что дирижерство дело «темное».
Это верно, по крайней мере потому,
что нет музыкальной специальности
более индивидуальной по своему ма-
стерству, нежели профессия капель-
мейстера,
	Можно детально изучить технику
дирижирования, натренировать слух
и руку до полного «спортивного» со-
вершенства и тем не менее оставать-
ся заурядным ремесленником; можно
добиться, чтобы оркестр сытрал все
ноты, записанные в сложнейшей пар-
титуре, и не воспроизвести никакой
музыки. Техническое, мастерство еще
не есть культура, а искусство дири-
жера меныше всего может быть све-
дено к немногим (или хотя бы и мно-
тим) техническим приемам и навы-
кам. Прошло сравнительно немного
времени с тех пор как дирижер ос-
вободилоя от клавесина и скрипки
и тяжелый Так${оск, жезл старин-
ных капельмейстеров, превратился в
беззвучную, легкую палочку, елва за-
метную в руках артиста. За это время
дирижерекое искусство поднялось до
Артура Нникиша и претерпело ряд
жестоких кризисов, вызвав к жизни
своего антагониста—ансамбль без ди-
рижера. Сменяя один другого, за ди-
рижерским пультом появлялись ар-
тисты, меньше похожие друг на дру
та, чем лето на зиму. Величествен-
‘ные итальянские маэстро, едва удо-
стаивающие публику небрежным кив-
ком, холерические немецкие доктора,
подергивающиеся всем телом, как
в пляске св. Витта, веселые фран-
цузские мастера, ° грациозно  пома-
хнвающие палочкой, неимоверные
вентерцы, завивающиеся в штопор. н%
тлазах у публики и столь темпера-
ментно ведущие апдап\е, что кажет-
ея нензбежным катастрофический ре-
зультат финального рез, ибо по
всем признакам от пылкого артиста
останутся лишь обгорелые фаллы
фрака. Мы все это вилели не раз и не
два и столько же раз вздыхали за-
вистливо — а у нас этого. нет. И мо-
жет быть в первый раз завистливые
москвичи   горделиво приосанились,
сказав себе — и у нас тоже есть.

Это произотло на первом же га-
строльном представлении «Тихото До-
на», где впервые за лирижерским
пультом мы увидели С. А. Самосуда.

С. А. Самосул — художник, заме-
чательный во многих отношениях
прежле всего потому, ITO of adco-
IDTHO самостоятелен и в нем даже
самый придирчивый тлаз не может
отыскать и тени подражательности
или внешней рисовки. Несомненно,
	что многие москвичи, наслышанные
	про Самосуда, а может быть и 0бма-
нутые столь грозной фамилией, ожи-
дали увидеть что-то вроде дирижи-
	рующего Зевса со сверкающими гла-
	зами, мощной дланью и сыплющими-
ся из рукавов молниями. Кое-кто,
конечно, был даже разочарован, уви-
дев вместо всех ‘этих страстей парти-
кулярного музыканта, полнимающего-
ся HS оркестровой преисподней на
капельмейстерское возвьянение. Не
вот любопытный факт: несколько
влумчивых московских товарищей
немузыкантов, товорили мне, что,
только проследив внимательно работу
Самосуда 80 время спектакля, они
уразумели, в чем заключается роль
дирижера. Дирижирование Самосуда
не темное, а совершенно ясное дело.
Искусственная внешняя. аффектация
не скрывает ортанизующей и напра-
вляющей леятельности этого дириже-
ра. Самосул не повелитель музыкан-
тов, а умный руководитель. Дело не
только в мудрой простоте и екупости
жеста, не только в умении вести з&
собой сложный и пестрый оперный
коллектив. Это умеют многие хоро-
шне дирижеры. Главной и самой
важной особенностью Самосула явля-
ется умение так подтотовяять спек-
такль, что великие его трудности
становятея незаметными для слуша-
теля и зрителя. Блестящий режиссер-
педатог сказывается в мастерстве это-
то дирижера. Конечно, правильно, что
Самосуд неотделим от своего теат-
ра. Но когда некоторые скептики го-
ворят: «Здесь-то он хорош, & BOT
пустька он продирижирует в дру-
том театре © 4—5 репетиций, гля-
дишь, ничего и не выйдет», — то
это, можно сказать, капитальная глу-
TOCTH.

С недавних пор у наб считается
превеликой доблестью «оторвать»
симфонию или оперу с двух рене-
тиций. К нам часто наезжает из-
вестный иностранный дирижер с
тромким именем, умулряюнтийся ут-
ром в мень концерта прорепетировать
один раз и вечером играть. Нельзя
сказать, чтобы оркестр под его уп-
павлением играл плохо, Вовсе нет.
Играют вполне порядочно, но зато и’
вполне ремесленно, обыкновенно. Не
	  пытайтесь в таком исполнении искать
	‚ Беседа товарищей Сталина и Молотова
	с авторами оперного спектакля „Тихий Дон“
	М. А. Терешковичем. Во время беседы тт. Ста-
лин и Молотов дали. положительную оценку
работы театра в области ‘создания советской
оперы, отметили значительную идейно-поли-
тическую ценность постановки оперы «TH-
хий Дон».

В заключение беседы тт. Сталин и Молотов
высказали ряд замечаний о необходимости
устранить отдельные недочеты в оформлении
спектакля и выразили всему творческому кол-
	лективу пожелание дальнейших успехов в ра-
боте над советской оперой, (ТАСС).
	17 января в Москве состоялся последний га-
строльный спектакль ленинградского Госу-
дарственного академического Малого оперно-
го театра. В этот день шла опера И. Дзер-
жинского «Тихий Дон». На спектакле присут-
ствовали товарищи Сталин и Молотов, а так-
же секретарь ЦИК СССР т, Акулов и нарком
по просвещению т. Бубнов. После третьего
акта тт. Сталин и Молотов беседовали с ав-
торами спектакля — композитором И. Дзер-
	жинским, музыкальным руководителем теат-
ра дирижером С. А. Самосуд и режиссером
		PEAT
		Секрет успеха
	Всякий, кому дорого дело coper-
ском оперного искусства, © глубо-
кии волнением прочел сообщение
ТАСС о беседе тт, Сталина и Моло-
това © авторами оперного спектакля
Тихий Дон», О величайшем внима-
зи К советской опере, замечатель-
yo заботе о любимом массами искус-
e786 говорит эта бесела, Одобрение,
которое получил спектакль «Тихий
Дон», будет иметь исключительное
ваняние на развитие нашего оперного
театра.

Дело илет не только об одном «Ти-
хом Доне». «Тихий Дон» — это про-
траммный спектакль для МАЛЕГОТ,
yiot Tetoro этапа его работы, если
уголно — Творческое «кредо» этого
театра. Для создания спектакля «Ти-
хнй Дон» нужно было привлечь моло-
дого композитора, смело взявшегося
38 труднейзную задачу оперной тран-
окрипции шолоховекого романа, надо
было помочь ему в его работе, ре-
шиться поставить на сцене это про-
узведение молодого автора. Надо бы:
ю декларировать борьбу за ‹озла-
ние советского оперного спектакля
п упорно вести эту борьбу много лет
подряд. Надо знать, с какими труд-
ностями и препятствиями быль свя-
зана эта работа, для того, чтобы оце-
нить все огромнейшее значение спек-
такля 17 января для дальнейших
судеб оперного дела в пналией orpa-
He

Ни один вид искусства, кажется,
не подвергался у нас такой хуле, та-
ким измывательствам всяких торе-те-
оретиков, как опера. Что до того, что
оиера у нас является одним из паи-
болев популярных и любимых зрелищ
для миллионов людей, а оперные те-
атры нашей страны всегда переполне-
зы новым мабсовым зрителем и слу-
шалелем, — опере, несмотря на’ все.

0, в нашей стране пророчили
смерть как порождению чуть ли
хе феодальной эпохи. Формалисты
левацкого толка категорически отри-
цали всякую возможность вообще су-.
ществовайия советской оперы, И му-
зыкальным театрам, по их мнению,
наллежало целиком ориентироваться
G4 современную западную  продук-
цию. Формалисты правого латеря со-
ветокому оперному театру отводили
тольво роль «охранительную»; они
утзерждали, что он должен совой ре-
пертуар ограничить лишь классиче-
«ини наследием. Каких трудов стои-.
10 в этих условиях поднять знамя
борьбы за советский оперный oner-
авль! И неудивительно, что когда в
воще 1981 гола руководители
МАЛЕГОТ приезжали в Москву и
рассказали о своих планах привле-
чения советских композиторов и пи-
телей для создания ряда новых
оперных произведений, — эти пла-
GH были приняты весьма холодно и
с(елически., В реализацию их мало
ко зерил. Но МАЛЕГОТ не емути-
#0 910 обстоятельство. Упорно и ме-
толилески, несмотря на все препят-
тия, сомнения ‘и опасности, он
пролил свою творческую линию.
Сейче он пожинает плоды этой ра-:
гы, Сейчас ом может торлиться тем,
ч10 путь, им избранный, привел ето
г победе, ; so?
Успех МАЛЕГОТ — это успех всех
1х оперных и музыкальных COBET-
«инх театров, которые все эти годы
не сидели сложа руки; & активно
бились, экспериментировали, искали,
творили  советокий оперный  спек-
таль, Мы товорим о таких театрах,
хак Музыкальный тезтр им. Немиро-
зича-Данченко и др. :

Успех МАЛЕГОТ — это улар по
ретрогралам и скептикам, по форма-
листам всевозможных мастей. по «ох-
ранителям», предпочитавиим ждать
появления полноценных оперных про-.
нзвелений, а пока занимавшимся «пе-.
рестановками» (в 1001-й раз) всякого.
рода «Дубровских»,

Veneer МАЛЕГОТ — ато тепех пе-
	Успех МАЛЕГОТ — это успех це-
Лоо художественно направления.
Его путь — единственно возможный
	путь для советского оперного тезтра.
В этом все дело, Не может суще-
ствовать советский оперный театр, не
ставящий советских пьес, не интере-
сующийеся новым творчеством, не по-
	музыка К ленинским дням
	К лениноким дням Музгиз выпу-
скает ряд произведений советских
композиторов. ‚посвященных памяти
В, И. Ленина. :

Выпущена из печати: симфони-
ческая поэма «Ленин» В. Шебалина,
«Пень о Ленине» 3. Левиной (слова
Спендиаровой), Песня ‘написана в
двух вариантах: для голоюа и для хо-
ра с оркестром. Вышли также из пе-
чати симфония Набалевского «Реквтн
ем» и сборник, посвященный’ рево-
Mitre 1905 rons, в который вошли
произведения А. Давиденко, Б. Шех-
тера, С. Бугоспавского и лр. и обра-

революционных подпольных
песен, слелалатые В. Белым.
	Вечер колхозной самодеятельности
8 Мюзик-холле открыл зав. культ.
просветотделом МК ВКП(б) тов. Фу-
рер, Юн говорил о замечательном
Фасцвете социалистической культуры,
искуюства, народного творчества в
зашей стране. Он гово 0б участ-
никах олиминадь, мосвятивигих сегод-
нямний вечер боевому руководите-
Лю московаких большевиков Тов.
Хрущеву. Он благодарил мастеров ис-
Кусства, помогающих молодым акте-
Там, музыкантам, плясунам овладе-
вать мастерством.
		cme Рождению этого  творче-
ва.

Значение «Тихого Дона» в том, что
он написан на актуальную политиче-
скую тему, на тему, близкую нам и
по времени, и по своему идейному
содержанию. Сколько было сломано
копий, пролито чернил в дискуссиях
0б оперной тематике! До сих пор ведь
распространено мнение, что опера
может трактовать тему, отстоящую от
современности не менее, чем на три-
четыре столетия, Пафос исторической
дистанции должен быть соблюден в
опере — таково суждение мнящих
себя «специалистами по оперным де-
лам». Как выводить на оперную сце-
ну человека освременности, как изоб-
разить его в опере разговаривающим,
скажем:.. по телефону, едущим ва &в-
томобиле и т, д.? Эти вопросы серь-
езнейшим образом обсуждались, при
чем ответы на них всегда были’ от-
рицательны: писать .письмо“в опере
считалось возможным, & разговари-
вать по телефону — абсолютно недо-
пустнмо, скакать нА лошади paa-
решалось, ехать в поезде — загре-
щалось блюстителями оперных поряд*
‚ков. Но художественная практика, по-
казала, что подойти к современности
в опере вполне возможно, что нащ
зритель с огромнымВниманием и ив-
тересом следит’ за судьбами героев
близкой нам по времени эпохи. Впол-
не возможно современнюсть показать
на оперных подмостках — все дело
при этом только в том, как показать,
какие художественные принципы, ка-
кие выразительные приемы и сред-
ства используют для этого компози’
тор и тёатр. «Гихий Дон» открывает
дорогу на оперную сцену тероям со-
временности — после Григория Меле-
хова, Аксиньи и других никого уже
не будут шокировать на оперной сце-
не люди нашей` эпохи.

«Тихий Дон» ‘написан по роману
советского писателя. Чрезвычайно
важно это содружество в опере со-
ветекой литературы и музыки. Давно
пора на оперной сцене популяризо-
вать лучигие советские литературные
произведения. Дружба с литературой.
окажет огромное плодотворное влия-
ние на развитие нашего музыкально-
то искусства — 06 этом мы говорили
уже неоднократно. .

Новая тематика требует’ вовых
средств и методов евоето художест-
венного воплощения, Советский опер-
ный композитор должен быть нова-
тором в самом лучшем и подлинном
смысле этого слова. Это значит, что
новое мастерство советского оперного
композитора должно одинаково из-.
бегать эпитонского подражания ста-
рой опере, и «современнических» тен-
денций модернистского западного ис-
кусства. Творческий метод советского
композитера чужд формалистским
изыскам и мертвым штампам прошло-
го.

В лучших еценах «Тихого Дона»
мы видим, как мололой композитор
сумел найти верный, правильный ме-
тод изображения революционном дви-
жения в массовых. эпизодах, Иван
Дзержинский выступает здесь вовсе
не как «Иван, не помнящий родства».
Недаром советская музыка боролась
столько лет за массовую песню, не-
даром в новой подлинно массовой пе-
сенности и мелолике мы ищем реали-.
стического, наиболее верного и ярко-
го отражения эмоций, чувств и мыс-
лей современного советского челове-
ка. В геволюционных своих сценах
Дзержинский использует то, что было
завоевано за все эти годы передовой
советской композиторской мыслью,

В дальнейшем Дзержинский дол-
жен продолжать именно эту линию
своего творчества. Молодому компози-
тору нужно много и упорно работать
над собой, над расширением и углу-
блением своего мастерства, своей тех-
ники, общей и музыкальной куль-
туры.

Ценность работы МАЛЕГОТ в том,
что она обобщает целый период. ста-
новления советского оперного театра.
В борьбе за новую, актуальную, ©0-
временную советскую. тему, за подлин-
ное новаторство творческих методов
советского художника, в борьбе про-
тив рутины, против старото оперного
традиционализма выковываются <90-
держание и форма советской оперы.
Здесь лежит путь советского оперного
театра. Таков и был путь М TOT.
Ero леятедльность получила сейчас
	одобрение товарищей Сталина и Мо-
	лотова. Величайшее значение для все-
то оперного фронта будет иметь это
одобрение. Оно вольет новую кровь,
новые силы, новую жизнь в совет-
ское оперное дело. Оно возбудит твор-
ческую эпергию ныпих композиторов,
писателей, режиссеров, актероз н& CO-
здание новых. произведений, новых
	советских оперных спектаклей. А это
	значит, что делу нашего оперного Ht-
кусства обеспечена победа,
	„ М. ГРИНЬЕРТ.
	ИЗМ И ВЕЧНО“ ОПЕРНОЕ
	ищет и находит сочетание сценичес-
кого реализма с «вечно» оперным.
Это особенно ошущается в «Тихом
Доне». В этом заслуга и Самосуда,
который является, . по существу, и
дирижером и музыкальным режиссе-
ром спектакля, в этом заслуга и Те-
решковича, котерый сумел перепла-
вить накопленное им в драматическом
театре мастерство и приемы в новое
оперное . качество. Реализм работы
Терешковича никогда не мешает
«оперности» в хорошем смысле этого
слова.
	Ведущаяся сейчас дискусеня 006
оперном актере находит ряд замеча-
тельных иллюстраций в отдельных
исполнениях «Тихого Дона». В ca-
MOM деле, кто же такие Вельтер,
Орлов, Журавленко — «ноющие, ак-
теры» или «играющие певцы»? Доста-
точно видеть их и слушать, чтобы
убедиться, что они и то и. другое.
Сила исполнения этих трех поистине
замечательных актеров заключается в
том, что они не жертвуют сценичес-
ким образом ради вокала, но, очень
бережно относясь к вокалу, ставят
ето на службу сценическому образу.
И Орлов, и Вельтер, и Журавленко,
в особенности Вельтер, не только хо-
	рошо играют состояния, но и <по-
WT> HX. .

Несколько лет тому назад сама
идея возможности создания  совет-
	ской оперы казалась рутинерам не-
умеренно левой и несвоевременной.
Им казалась кощунственной и не-
естественной сама мысль о возмож-
ности петь о гражданской войне, а
тем более о современности. Наиболь-
шее количество своих героев старое
помещичье-феодальное общество, арн-
стократический век оставили в Ole-
ре. Они стали настолько привычными
для оперных подмостков, что когла
‘рутинеры с большой неохотой, но
пропускали на оперные сцены сов»
ременных героев, — они все-таки за-
ставляли последних петь по образ-
цу и подобию старых оперных гернцо-
тов, королей и принцесс, а потом
торжествовали: = вот видите, не
выиило! Над советской оперой cra-
вился ‘крест и в энный плюс первый
раз возобновлялась старая опера.
	Только рутиной, парствовавшей до
сих пор и, к сожалению, еще пар-
ствующей на оперной сцене, можно
об’яснить, что и «Леди Макбет» и
«Тихий Дон» не появились раньше.

И мы рады «Тихому Дону» не
только потому. ‘что это талантливая
опера и хороший спектакль, но и
потому, что и «Леди Макбет» и <«Ти-
	хий Дон» — это старт дальнейшего
победного бега советской оперы.

УРИЗЛЬ.
	понятной, В «Тихом Доне» заложена
огромная эмоциональность, он мело-
дичен. Построенная на обитирном ис-
пользовании песенного материала’ и
самих принцинов массовой ‘песни,
опера тлубоко проникает в. сознание,
в душу слушателей. Вместе с тем,
Дзегжинский не отказывается от
приемов старой оперы, не отказыва-
ется от арий, дуэтов, но он умеет при
этом избежать банальности, Его му-
зыка. великолепно иллюстрирует не
только слова, как это часто бывает в
операх, но и состояния, Дзержинский
умеет заставить звучать самую му-
зыку так, что \переживания стано-
вятся понятными‘и без слов. В этом
смысле необычайно ярко с вокаль-
ной стороны сделана сцена Аксиньн
у колыбели. Прекрасные ‘массовые
песни, старые казачьи и новобытные
революционные имеют все основания
прочно войти в наи хоровой репер-
туар и быт.

Творческий путь Дзержинского не
единственный путь создания совет-
ской оперы, но’ композитор  несом-
ненно овладел правильной оперной
идеей. Он пытается, и это очень час-
то ему великолепно удается,  соче-
тать сложность музыкального содер-
жания с простотой его выражения и
усиленно ищет единства между обра-
зом музыкальным и образом драма-
тическим. В этом секрет заслуженно-
ного успеха «Тихого Дона», — усне-
ха, который заставляет нас ждать
	от Дзержинского настоящих больших
	произведении музыкального театра.
Уже. неоднократно отмечались сме-

HOCTh и принципиальность : ленин-

градского Малого оперного театра,
	который неустанно борется ва ©озда-
	ние советской оперы. Именно это
упорство, именно эта принципиаль-
ность Малого оперного театра выва-
ла его на тот правильный путь но
созданию советской оперы, который
получил такую высокую оценку Ha-
ших вождей  — товарищей Сталина
и Молотова. Успех «Леди Макбет» и
теперь «Тихого Дона» был подготов-
лен всей предыдущей работой Мало-
то оперного театра, внутри самого те-
атра, Вот блестящий пример работы
театра, в данном случае с компози-
тором, работы, которой, к сожалению,
	не энают наши драматические теат-
	ры..

В самом спектакле не все равно-
ценно. Несомненно неудачно оформ-
ление, не все актеры на одинаковой
высоте вокального мастерства. Но эти
недостатки искупаются тем важным
принципиальным завоеваниём, кото-
рое наметилось уже и в прежних
работах Малого оперного театра. Оно
— это завоевание — заключается в
том, что Малый оперный театр сила-
ми. всего своего коллектива упорно
	и. И. Дзержинский
	`Носледний спектакль ленинградцев
«Тихий Дон», который был дан 17
января, превратился в подлинный
праздник советского оперного театра.
За 18 лет мы были! свидетелями мно-
точисленных попыток. создання ©0-
ветской оперы. Эти попытки боль-
шей частью кончались неудачей.
Происходило это потому, что старая
оперная форма сковывала новое со-
держание, новую тематику, превра-
щая слектакль в крайне условное и
фальшивое зрелище. Вместо крити-
ческого освоения оперного наследия
процветало некритическое: эпигонство,
приспособление старых оперных
трафаретов к новым словам и си-
туациям, С другой стороны, ноныт-
ки модернизировать оперную форму
новыми гармониями, новыми звуко-
выми красками нередко приводили к
забвению вокала и эмоциональнос-
ти музыки, к пренебрежению ee
доступностью для зрителя. Наряду
с «Прорывом» и «Черным яром», —
операми, которые олицетворяли тен-
денции рутинные и консервативные,
— существовали и оперы типа «Лед
и сталь», бесопорные образцы вуль-
гарной модернизации.

Первой подлинной советской опе-
рой была опера Шостаковича «Леди
Макбет Мценского уезда». В ней
великолепно сочетались реализм му-
зыкального языка © реализмом с0-
держания. Опера Шостаковича —
опера советского композитора, но
она написана на. очень отдаленный
по времени от нас сюжет,

Усиленная работа плеяды молодых
ленинггадских композиторов, проте-
кавшая под руководством и при ак-
тизной помощи Малото оперного теат-
ра во главе с Самосудом, привела к
созданию новых советских опер, Из
них «Гихий Дон» являетея несомнен-
но советской оперой и по ©воему ео-
дерканию и по авторству.
	Нельзя. недооценивать огромного
влияния, которое оказывает на твор-
чество этих молодых композиторов
музыка Шостаковича. Это влияние
Шостаковича весьма отчетливо ска-
зывается и на «Тихом Доне», Дра-
матизм и четкость музыкальной
фразировки, предельный реализм
музыкального письма — это те каче-
ства, которые нашли наиболее хуло-
жественное и полноценное воплоще-
ние `в «Мели Макбет» Шостаковича,
	В опере Дзержинского еще очень
много несовершенного, ей еще часто
нехватает высокого большого мастер-
ства, мы OH сказали музыкальной
эрудиции, которыми так насыщены
страницы партитуры Шостаковича,
но несомненно в «Тихом Доне» есть
одна выдающаяся черта, делающая
эту оперу необычайно доходчивой и
	М. А. Терешкович
	Ч
		бодрым и зесельым видом художест
венной самодеятельности. И когда в
финале в пляс пустились буквально
старики и дети, котла в ярких плать-
ях и ‹арафанах закружился вихрь
плясунов, громом раскатились апло-
дисменты в зрительном зале и фото-
трафы повернули об’ективы в сторо-
ну зрителей, на лицах которых, как
в зеркале, отражалась буйная радость
участников пляски,

№
	Десятки и сотни замечательных та-
ланмтов открываются каждый день в
колхозах нашей страны. Огромная си-
ла творчества заставляет кузнеца Пе-
трова по вечерам разучивать Чайков-
ского, колхозницу Кугучину плясать,
Зотову играть на сцене.

Вот они, эти новоявленные талан-
ты, открывитие в себе новое чувство
освобожденного человека, чувство
творчества — поют, играют, пляшут
на сцене, Это — таланты. А в зале
сидят их поклонники. Крупнейшие
мастера нашего искусства, люди нау-
ки, писатели, = рабочие-стахановцы
московских заводов, — все это по-
клонники, заполнившие сегодня зал
Мюзик-холла, И оттого так фадостно
и нА сцене и в зале, и участникам-
талажтам и понлонникам-зрителям,
что сегодняшний вечер—один из ра-
достнейтпих, олин из самых ярких ве-
черов, какие возможиы только в на-
	шей стране.

БОР. КОВАЛЬ
	торую холодность, бесстрастность про-
фессионального штампа.

Об’единенный. колхозный хор Ско-
пинского, Кораблинского, Виногрелов-
окого и друтих районов © большим
задором и темпераментом исполийл
‘две народные песни в обработке: За-
харора. Из солистов следует отметить
Соколову, очень скромно и ритмично
исполнившую «Страдание», а также
Бабенову. При небольших вокальных
данных она очень хоропю исполнила
две русские народные песни. Кузнец
МТС Веневского района Петров теп-
ло исполнил песню Триодина «Ах
ты, степь ивирокая», .

Физкультурная труппа при всей
сфорности постановки этом померя
выступала безукоризненно чисто, с
болышой мягкостью и пластичностью
закончив выступление эффектной пи:
рамидой.

Оригинальным номером нужно при-
внать выступление Фадеева, очень
скусно подражавшето свисту певчих.
птиц и исполнившего под акомпане-
мент рояла алябьевокото «Соловья» и
«Неатолитанскую песенку» Чайков-
<кото.

Но, пожалуй, самым ярким па ве-
чере были выступления  плясунов.
Русская пляска об’единенных коллек-
тивов всех районов области, замеча-
тельные выступления солистов Утен-
козой, Кугучиной, Романова, Михай-
линых показали, что пляска являет-
ся, пожалуй, самым любимым, самым.
	рисует путь крестьянокой женщины
на разных этапах истории — при
крепостничестве, B дореволюционной
	России. в_ дни ф`феволющии, в эпоху
	социализма, При всех своих положи-
тельных качествах монтаж несет на
себе следы некототой спешки ‘и 2ю0-
вторения в разных частях одной И
	той же темы (сватовство}, при полном.
	забвении важнейших сторон жизни
подневольной крестьянки, Естествен-
но, казалось бы, увидеть «Три тяж-
киё лоли», которыми в пролоте на-
чкнается монтаж. Вот почему, быть
мозкет, эпизод прихода Кирьяка (Ч2-
хов) был бы показательнее, чем сце-
на с озогниками, а «Арина, мать сол-
датская» —. выразительнее «Солдат-
ского артикула». Но при всей овоей
разнохарактерности-—это неизменный
недостаток почти жаждого монтажа—
первое отделение интересно уже тем,
что дает возможность участникам
лрамкружков показать свои силы,
Здесь несомненно есть способные ис-
полнители. Отметим Казанцева, от-
лично читавшего стихи, Боровикову,
с мягким лигизмом  изобразившую
пушкинскую Татьяну в сцене © ня.
ней, Зотову, вдумчиво, с большим н8-
строением, читавитую He Некрасова,
Мничина м Михеева — в сцене ©
	ЛЛЮХИАНЯ. КМ: и
солдатоким  артикулом; Маркина,
игравитая Виринею, обнаружила бес-

ae wwe
	спорное дарование, волевое и темпе
раментное дарование; неплохо спра-
вились 0 своими ролями Перова и
Беликова в отрывке из «После бала».
	ВТОРАЯ ОБЛАСТНАЯ ОЛИМПИАДА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ
	монист Кринов и дети — Ваня и Се-
режа Воеводкины. Следует отметить
отличное исполнение коллективом
«Полютшко» Нниппера, а также вир-
туозную технику Крикова. Что же ка-
сается Вани и Сегежи Воеводкиных,
детей безусловно музыкально-одарен-
ных, совместная игра на одной тар-
монии —- явление больше трюково-
TO порядка, чем художественного, и
вряд ли должно быть предметом ши-
рокого полражания.
	Отличный хор Веневското района,
нэвестный нам по предыдущим вы-
ступленням, на этот раз звучал не-
сколько глухо, быть может в силу
зкустических ‘нелостатков  Мюзик-
холла. При всем этом Веневокий хор
под управлением Семенова становит»
ся большим и серьезным вокальным
ансамблем. Единственная черточка в
его выступлениях, которая заставляет
слушателя насторожиться, — это He-
котогая опасность преждеввеменного
академизма и сухости, снижающих
темпераментность исполнения. Явле-
ние это свойственно в какой-то мере
не только Веневскому хору, но. и дру-
тим ансамблям, Мастерство постанов-
щика вместе с достоинетвами профес-
спонального иснолнения привносит
иногла в творчестве дтмодеятельных
музыкантов, певцов, 7анцоров неко-
		i
	Г
Апофеоз монтажа сделан с большим
художественным мастерством, прекра-
юно оформлен, звучит в бодром: пре-
‘дельно-мажорном тоне.
	Две плясуньи Утенкова и Ерохина
выступали в «новом качестве» как
ораторы; < трибуны донеслись в зал
знакомые слова знатных женщин кол-
хозных полей Марии Демченко и Па-
ши Антелиной. Отрывки из их’ ре-
чей переполнены тордостью за жизнь
колхозницы, за юное поколение на-
шей страны. И когда подымается
кгасный бархат, приоткрывая пор-
трет Сталина, и звучат с трибуны
сталинские слова «жить стало луч-
Me, жить стало веселей», весь зал
встает, взволнованно аплодируя 3a-
мечательным словам вождя и живо-
му воплощению его забот — люлям
цветутцего колхозного строя, познав-
шим великую радость творчества,
	- Bo sropom отделении об’единенный
струвный оркестр под туководством
Тэш исполнил две народных песни
и экосез Шуберта, обнаружив хоро-
шую сытранность и чистоту иснолне-
ния, хотя сытранные вещи нельзя от-
нести к разряду трудных.

Музыка была представлена также
коллективом тармонистов нескольких
районов и солистами. Выступали гар-
	° Программа ‘итогового вечера второй
олимпналы построена несколько He-
обычно. Художественная подготовлен-
ность одиночек и трупп по области
настолько пролвинулась вперед, что
появилась, возможность о при самой
небольшой  затрате времени © 1о-
мощью квалифицированных мастеров
создать об’единенные хоры, вркестры,
фиэкультурно-танцевальные группы.
	Нервое отделение отдано’ литератур-
Ко-художественному монтажу, CO-
стазленному Владимиром Яхонтовым
Ma тему о пути крестьянской женщи-
ны” Построенный Wa литературных
материалах (Некрасов, Пушкия, Мая-
ковокий, Чехов, Сейфуллина, Пого-
дин, речи колхозниц), монтаж охваты-
вает события от крепостных времен
до наших лней,
	Монтаж в хронологическом порядке