COBETCKOE HCKYCC TRO

NPEMBEPA-B ТЕАТРАХ ДЛЯ ДЕТЕИ ©  Qey
Андерсен ты

ского) раз

в детском театре  =

двух десят

«Сережа Стрельцов» в Московском театре для детей.
Ещенко — Сережа, Соповьева— Таня.
	Беседа со зрителем
	«СЕРЕЖА СТРЕЛЬЦОВ» В МОСКОВСКОМ ТЕАТР РЕ
ДЛЯ ДЕТЕЙ
	Вопрос: По-вашему эта постановка
	удачна?
	Вопрос: В Московском театре для
детей режиссерами Натапией Сац x
	В. Поропевым поставлена beta
В. Любимовой «Сережа Стрельцов».
Видели ли вы эту постановку?

Ответ: Да. И надо признаться, что
не сожалею об этом... Бывает Tak.
Вы решили пойти в театр. Вы при-
ходите тула всегда немного взволно-
ванным. Волнение это понятно. Мы
еще несем на себе пласты старого.
Всего тото ненужного, далекого для
нашего времени, прилиичивого, резко
инднвилуалистического, FIO Nala. Ham
дореволюционная эпоха. Тяжесть эту
нередко каждый из нас ощущает. Мы
смотрим на сцену, как в зеркало, уз-
навая в действующих лицах себя в
прошлом, настоящем и в будущем
и ухолим из театра после хорошей,
настоящей пьесы всегда более радост-
ными, успокоенными, чистыми и MO-
лодыми...

Вопрос: Повидимюму, вы не поняли
меня, я спрашиваю вас о «Сереже
Стрельцове», а не о ваших пережи-
заниях, связанных © тем, что ходите
	°вы в театр или нет?
	«СКАЗКИ АНДЕРСЕНА» В ГОСЦЕНТЮЗЕ И
«МАТРОС И ШКОЛЯР; В МТЮЗ.
	В. Смирновой) в Госцентюзе. Поста-
новщик В, С. Канцель правильно
увидел в фантастике образов Андер-
сеня поэтическое иноесказание о жиз-
	ни вполне реальной страны Дании.
	Драматургическая ^`  инеценировка
	В. Смирновой более раздроблена и
	`фрагментарна, чем инсценировка
	с. Серпинского. Но в обеих инсце-
нировках налицо внимательное и 0е-
режное отношение. к чудесному aH
дерсеновскому тексту и приятное от-
сутетвие вульгарных И
ных отбебятин,

Раздробленность и равен
инеценировки В. Смирновой лишает
спектакль Госцентюза того единства,
которое есть’в спектакле МТЮЗ, к
режиссура бессильна в этом HOMO.
Если в спектакле МТЮЗ отдельные
сказки связавы действенно, TO
здесь только дидактически, резонер-
ски. Это позволяет отдельно оцени-
вать все три сказки, показанные В
спектакле. Больше всего удалась те-
атру, конечно, «Принцесса и свино-
пас». Слабее всего «Профессор и ero
тень». В первой сказке есть чисго
андерсеновская фантастика и поэзия,
во второй режиссер слишком далеко
‚пошел в стремлении реалистически
‘толковать Андерсена, и Эта поэтич-
ность была похоронена под слишком
очевидной и навазчивой сатирико-
дидактической установкой. Преиму-
щество режиссерской работы В. С.
Канцеля перед работой П. В. Цетие-
ровича в том, что он показал не про-
сто сказочника Андерсена, & именно
датского сказочника Андерсена, но,
	как мы видим, это преимущество яв-
ляется палкой о двух концах и В
«Профессере и ‘ето тени» за датеким
сатириком Андерсеном совсем  поте-
рялея Андерсен — сказочник и поэт.
	В целом режиссерская работа В. С.
Канцеля свидетельствует 0 серьезно-
сти и свежести замысла и о большой
чисто постановочной культуре.
	Сильная сторона спектакля — пре-
красная подлинно  андерсеновская
музыка композитора Ковнера. Уже в
антрактах дети пели отдельные’ пе-
сенки Из спектакля. Особенно хороша
песенка Оле-Лук-Ой. Эапоминаются
чудесные вальсы из «Принцессы и
свинопаса» и «Профессора и его те-
НИ».

Интересна работа, кажется, впервые
выступающего на театре художаика
А. Тилингатера.  Ему удалось дать
убедительное и тонкое соединение
реальной и сказочной Дании. Следо-
вало бы только придумать что-ни-
буль новое взамен феерических ске-
тевых эффектов, слишком напомина-
ющих «Синюю птицу».

К сожалению, актерское исполнение
далеко не на высоте режиссерского за-
мысла. Почти все исполнители слиш-
ком буквально поняли «резлистич-
ность» плана режиссерской трактовки
спектакля. Отсюла — ляжеловесность,
сатирическая прямолинейность, отсут-
ствие грациозной, сказочной иронии.
Особенно это заметно у исполните-
лей таких больших и выигрышных
ролей, как принц (А. Панов), тень
(А. Незнамов), король (В. Рудин),
Оле-Лук-Ой (Эльманович). Исключе-
ннем является исполнение связующей
роли Гиальмара артисткой В. Спе-
рантовой. В ее исполнении есть Ta
	Андерсен за последнее время. стал
одним из популярных драматических
авторов советской ‘сцены. ’Удачная
ралиоинеценировка ‹ сказок о Андерее-
на «Театром маленького школьника»,
«Сказки. Андерсена» в Госцентюзе,
«Матрос и школяр» в МТЮЗ и, нако-
Hen, пьеса Е. ТИварца по мотивам ска-
зок Андерсена, осуществляемая в Ле-
нинграде Н. Акимовым, — ‚это. еще
далеко не все попытки передать на
языке’ театра поэтичные и увлека-
тельные произведения Андерсена.
Остается только пожалеть, что все эти
попытки ограничиваются детскими
театрами.  Неправильно считать AU-
дербена только автором для юноше-
ства. Не надо отнимать Андерсена у
детей, но хотелось бы когда-нибудь
увидеть инсценировку сказок Андер-
сена на сцене театра, не стесненного
в выборе изобразительных средств
всяческими фогатками «педагогично-
сти», к тому же частенько понимае-
‚мой в нантих детских театрах весьма
ограниченно и односторонне.
	Успех спектакля «Матрос и шко-
ляр» 8 МТЮЗ (инсценировка С. Сер-
пинского) у взрослой публики свиде-
тельствует о том, что художественное
значение Анлерсена пгире тех педаго-
тических границ ‹0т пятой до вось-
мой труппы», которая обозначена на
билете. В то же время театр не из-
менил своей обычной детской аудито-
рни, которая также тепло и горячо
приняла мтюзовский спектакль.
	Этим успехом МТЮЗ обязан та-
лантливому актерскому исполнению,
прекрасной — эмоционально-содержа-
тельной, романтической и фантасти-
ческой музыне А. Гопубенцева, но в
первую очередь режиссерской изобре-
тательности постановщика спектакля
-П. В. Цетнеровича. Все роли инсцени-
ровки П. В. Цетиерович отдал жен-
ской половине труппы. Все, даже
мужские, роли в спектакле исполня-
ют актрисы. Этот неожиданный и,
казалось бы, спорный и опасный
прием целиком себя оправдал, булу-
чи примененным на данном лрама-
 тургическом материале. Уже со вто-
рого эпизода зритель перестает ду-
мать о том, что мужские роли ис-
полняются женщинами, но на про-
должении всего спектакля у него 06-
тается ощущение неуловимой иро-
ничности и условной, чисто сказочной
«двухплановости» персонажей. Пере-
дав все мужские роли женщинам,
П. Цетнерович остроумно решил про-
блему игры актером так называемого
«своего отношения» к образу. Все ак-
‘теры играют соверитенно всерьез, ‹от
себя», и эта ироническая лвухплано-
вость создается совершенно непро-
 извольно от поставленных перед со-
бою актером залач талантливым
трюком (если цазывать это трюком)
с распределением   ролей.
	В этой работе, как и в своих про-
шлых постановках, П. В. Цетнерович
прололжает разрабатывать вслед за
Мейерхольдом проблему сценической
площалки, не ограниченной рамой
‘портала. По овоей режиссерской куль-
туре‘ спектакль стоит на высоком
уровне: выразительные ‘мизанецены,
острые и сложные сочетания ритмов,
стилевое единство актерской игры,
музыки и оформления. Можно = yn-
рекнуть цветовое фешение оформле-
ния (художник Распопов) в некото-
рой приторности: неприятно чрезмер-
ное преоблалание желтых тонов, HO
это, пожалуй, единственное, что мо-
жет показаться досадным в спектак-
ле.
	ОЛПНИКОВОЙ
	Гравюры Столиниковой привлекают
	я техническим совершенством, Ху.
дожница неустанно’ работала над
асширением * технических, возмож.
остей травюры, экспериментировала,
варьировала рецепты составов, Она
вводила в офорт меццо-тинто. — чер.
ную манеру, столь излюбленную анг.
	личанами и почти COBCeM исчезнув,
		шую в наши дни, она доститала ис.
ключительного богатства июансов све»
‘та в «Автогенной сварке» (мецио.
тинто, печатанное со стекла). На
бархатистых листах, выпущенных из
её станка, элегантные сухие лини
перемежаются с сочной глубиной чер.
ных тонов. Но для’ Столиниковой 5
офорте. привлекательна ие живопис.
ная прозрачная легкость, почти вет.
да связанная в нашем представле.
нин.с этой техникой. Глядя на в
работу, скорее вспоминаешь героче.
скив архитектурные композиции [1,
ранези, Офорт, в силу особенности
своей техники, не массовый - вц
творчества, но работы Столиниковму
перешагнули за, пределы  камерною
искусства. .

Смерть Антонины  Столпиниковой
лишила советское искусство куль

турного и талантливого художника,
Е. КРОНМАН
	Новые постановки
в театре
им. Мейерхольда
	В. овязи © выяснившейся 1е00х0+
димостью серьезных переделок пьесы
М. Мстиславокого «Удел сильных»,
работа над этой постановкой в теат.
ре им. Мейерхольда временно при’
останавливается.

Ближайшей премьерой будет пока»
зан «Клоп» В. Маяковского в новой
режиссерской редакции. Совершенно
будет переделана вторая «утопиче-
ская» часть спектакля, из которой,
по словам Мейерхольла, будут совер
шенно удалены прежде наличество
вавшие «элементы декадентской абот-
ракции». К работе ‘мадо переделкой
привлечены ближайшие творческие
друзья и сотрудники Маяковского.

Следующей премьерой явится «bo
рие Годунов» А. Пушкина, спектакль
над замыслом которого Ве. Metep
хольд работает уже более десяти лет,
В ближайшее время работа над спек.
таклем из подготовительной сталях
перейдет в стадию -репетиционную,
Музыку к спектаклю, вероятно, 0.
детхписать композитор С. Пронофьев,
В ноябре «Ворис Годунов будет уже
тотов к черновым тенеральным ре
петициям.

Кроме этого, режиссер В. Люце т
художник Лейстиков вместе со шко-
лой театра булут работать над одной
из пьесе Лопе де-Вега,

Велущаяся уже около тола работа
молодого релуиссера А. Бендерского
над пьесой Лермонтова «Два брата» в
ближайшие дни перейдет в стадию
планировки.

‚ Для театра пишутся пьесы Б. Кор»
ниловым, 0, ЗЫ и Л. Сейфуплие
ной, которые намечаются к поста.
новке к 20-й годовщинё Октября,
	БАНК и, АОИ
В ВЕ
	С отромным успехом пропыти 18
строльные выступления артистов 6%
лета ГАБТ Л. Банк и М. Габович
в Литве, Литовская печать полна в
сторженных откликов © мастерети
советских танцовщиков. Газета «Эхо
(12 января) пишет: «Больнюй дель
в тосударственном театре. Театр пе
реполнен изысканной публимой, В
ложе — президент республики; 1з*
лицо почти весь дипломатический
корнус и члены правительства.

Уже в первом акте спектакля («Jie
бединое озеро») гости доказывают, ч19
балетное представление — это 18
простой дивертисмент, а пьеса с 00
держанием».
	«К моменту выхода Л. Банк—Олет*
ты внимание зрителя’ достигло пГе
дела. Врял ли кто-либо так усвоил
технику танца Гельцер, как Банк. НЕ
одного измельченного движения, в69
законченно, отлелано, как только мо-
mer быть в Болынцом академическом
театре. ,

В третьем акте («Лебединое озеро»)
Табович показал себя, как танцовщие
«мирового масштаба», Жете; туры, пя
руэты, перекилные—все это замеча“
тельно и не поддается никакому опия
санию. Носле вариации третьего акт8
в театре на несколько минут бы
буря».

«Летувос Жиннос» (14 января) —
пишет: «Состоявшийся. вчера в го
театре концерт подтвердил хуложе-
‘ственное лагование этих представи“
‚телей московского балета и_локазал,
что балетное искусство в прелетав-
ляемой ими стране стоит на большой
высота». ;

Газета «Ритас» (11 ллваря) заяв“
ляет: «В основе исполнения совет“
ских артистов — сценическая яркость
и осмысленноств, Мололые предста“
вители московского балета в этой об:
ласти без сомнения многого доститли»,

18 января Л. Банк и М. Габович
выехали в Ригу, & оттуда 21 января
в Эстонию.

Оборты Антонины. Ст
	ки, автогенщики, чернорабочие вы-

ступают на ее гравюрах, Kak. MOHY-

ментальные фигуры {«Мостовщики»,

«Асфальтщики», «Строительство - 1e-
qf

oy
	ха»).
Не меньшее место 3 `офортах Столп-
никовой =“ занимает архитектурный
	пейзаж. Сложный ритм  нагромо”-
денных обломков и стремительность
наступающих бойцов в гравюре «Бар-
рикала на Пресне» ‚ об’единены В

целостную уравновешенную комнози-
	‘цию. В гравюре «Двор первой типо?
	я рай. 54

графии» (соединение меццо-тиито ©
экватинтой) удачно уравновешены
цавящая громада стен и разворочен-
prt муравейник ‚ людей, Архитекту-
pa у Столпниковой сурова и вели-
ава.
	Наиболее монументален  «Архи-
	сектурный мотив» — небольшая гра-
ак называемой

зюра, выполненная вт
черной манере, изображающая глу-

р на.
	км “
бокую сволчатую арку. Те же 0сс-
бенности: четкое членение Mace 4H
алена. KaAUrvn?. R несколько
	уверенность контур сво пе,
меньшей. степени, характерны и ‘для
рисунков (сюита акварельных пей-
зажей «Симеиз», 1930). Рисунки
Столиниковой ‘декоративны и выка-
зывают большое родство с рисунка-
ми Нивинского. :
	Ня стенах небольшой — комнаты
(студия офортистов им. И. Нивин-
ского) разместилоеь художественное
наследство ‘Антонины Столпниковой.
Количественно оно невелико. Около
двух десятков гравюр, столько же ак-
варелей, несколько рисунков.

Отолпникова — энтузиаст офорта.
Эта техника, излюбленная великим
Рембрандтом, Гойя, Пиранези, в по-
следнее ‘время MOUTH исчезает. Ху-
дожник, работающий в ‚офорте, дол-
жен. владеть высокой культурой ре-
  месленных, технологических навыков;
в офорте поправки невозможны: Ма-
стер должен быть’ тверду” уверен в
себе и решителен. Этими качествами.
обладала Столиникова. Офорты ее
четки. закончены и выразительны.

Любимая ее тема — мотивы! город-.
ского труда. В «Забивке свай» (1928),
«Постройке мавзолея» (1924 г.), «Под-
носчиках кирпича» (1928) и других
работах она передаег романтику на-
пряженного труда. Отолиникова —
ученица Нивинского, однако она ско-
ро освободилась от влияния учителя
и в отличие от него придает своим
композициям устойчивость и струк-
турную логичность. Ее интересует
выразительность рабочего движения.
Рабочие  мостовшики, асфальтщи-
		134 КОНЦЕРТА В КОЛХОЗАХ
	Завтра в Москву приезжают в9-
кальные ансамбли воронежского и са-
ратовского радиокомитетов. Оба эти
хора заняли первые места на KOH-
курсе, об’явленном Всесоюзным ра-
диокомитетом на лучшее музыкаль-
вю-художественное обслуживание
колхозов.

Не прекращая своей обычной рабо-
ты. на радио, воропежский хор под
управлением С. В. Попова в течение
пяти мезящев посетил 12 районов об-
ласти и дал 45 концертов — в кол-
хозных станах, тракторных отрядах,
колхозных и совхозных клубах. В ре-
пертуаре’ хора’ — произведения Mo-
царта, Шуберта, Чайковского  Рахма-
	нинова. Шопена, Римского-Ворсакова,
	Мусоргского, из советеких компознто-
	В связи с ортанизанией выставки
«Индустрия социализма» коллектив
рабочих, инженерно-технических ра-
ботников и служащих Бороцгилово-
градского паровозостроительното за-
вола им. Октябрьской революции 06б-
ратился е открытым письмом ко всем
художникам Украины.

В письме, опубликованном в мното-
тиражной газете завода, рабочий кол-
лектив пинюет*
	<..,., Нет и не было более волную-
	щих и вдохновенных тем, чем темы
героической борьбы, побед рабочего
	ров — Василенко, Коваль, Шюстако-
вич, Давиденко, ‚ Шехтер, Книппер,
Воронежские композиторы {Г. Смета-
нин, К. Массалитинов и др.) написа-
ли для ноезлюи хора несколько но-
вых колхозных песен.
	Саратовский хоровой коллектив
под управлением 0. Г. Андреевой за
три месяца сделал 89 выездных кон-
цертов и обслужил 30 тысяч колхоз-
ников. В его гепертуаре — русские
народные песни.
	25 января оба хора выступают п®-
ред Веесоюзной ралиоаулиторией. В
тот же день состоится их выступле-
ние в Радиотеатре. 27 и 28 января хо-
ры выступают в московских рабочих
клубах.
	класса в строительстве социализма,
Социалистический Донбасс, гиганты-
заводы, шахты выросшие. вопей пар-
тни, волей партийных и непартийных
большевиков, ждут своего отображе-
ния в ваших полотнах».

Комитет выставки  прийлекает к
	участию в выставке около 60 худож-
	ников Украины, в томемисле проф.
Нричевского, Седляра, Касаяна, Па-
далка, Илью Шульга, Ив. Шульга,
Пустовита, Петрицкого, Черкасского,
Дерегуса, Светличного, Мучника, а
также скульпторов Бульдина, Рижба,
		ИНЛУСТРИЯ СОЦИАЛИЗМА
	Ответ: Достоинства всякото театра
заключаются не только в высокой
культуре актеров и режиссера, кото-
	рую театр показывает. в том или ином
	спектакле. Важен и выбор театром
пьесы. Детская литература сейчас
поднимается на выситую ступень сво-
ето развития. Об этом свидетельствует
	не только то внимание, которым она
	окружена, но и те настоящие, BbICO-
	кого качества книги, которые уже чи-
	тают наши дети. Книги эти разреша-
ют интересные сложные вопросы, они
помогают детям в их жизни, отража-
ют многообразные богатства советской
	действительности. Б детских театрах
bec O тех, кто подходит к. порогу
	взрослой жизни, о школьниках стар»
шего возраста мало. Почти нет. И
поэтому надо приветствовать поста-
новку Театром для детей «Сережи
Стрельцова». Автор пьесы, видимо,
тщательно изучал школьный мате-
риал. Но’ пьеса не лишена недостат-
	ков. От молодого талантливого автора
молуно- потребовать и большей драма-
	тургической глубины задуманных 0б-
	разов — Сережи Стрельцова и тех,
кто является его друзьями и врагами.
	Но все же школьники в пьесе не по-
	лучились ходульными схемами, они
не покрыты лаковой эмалью. В пос:
	леднем акте пьесы Сережу Стрельцо-
ва в больнине навешают товарилци,
	Они приносят ему подарки. Каждый
талцит все. чем он может вызазить
	Тацит BCC, чем ба мост Bhipdel ls
теплоту своих чувств к товарищу. Они
	притаскивают в больницу, пряча от
поктора. собачонку, ужа, Вручают Се-
	доктора, собачонку, ужа, вручают те:
реже цветы, пирожки, воздушный
шар и, наконец, каждый из них при-
носит тазету, где. отражена жизнь
	носит газету, где отражена AWHeHD
Союза, неразрывной нитью связанного
	с людьми, ждлущими помощи на льди>
не. В этой последней сцене ярко чув-
ствуешь не только нежность товари-
щеской любви и He только одно
«школьническое веселье», но и силу
и крепость здорового сознания на-
ших маленьких граждан!.. ~

Не дожидаясь вашего последнего
вопроса, можно ‘добавить, что’ поста-
новщики, немало поработавигие нал
пьесой, сумели правильно расставить
в ней «знаки препинания». Актеры
товорят искренним и доходящим до
эрителя голосом. С режиссерской сто-
роны надо считать 060обо удачно раз-
решенными сцену школьного урока и
сцену в больнице. Но сцена, ко-
гла учительница Наталия Петровна,

Ответ: Нет, все понятно. ‘Именно о
воспитательном значении  театраль-
ных постановок и идет речь. И к Те-
зтру для детей мы подходим с 06060
строгими требованиями. И говорим не
только о качестве постановки, но и
о качестве пьесы, о необходимости ее,
Воспитательная роль пьес в данном
театре 06060 ответственна и высока.
Театр Налалии Сац — это театр. для
детей, а не для взрослых. И эта ньеса
«Сережа Стрельцов» написана и по-
ставлена для, тех людей, кто уже
не лети, но’и не взрослые еще. Для
старшеклассников. И «Сережа Стрель-
ЦО»...

Вопрос: Кто такой «Сережа Стрель-
пов?

Ответ: На этот вопрос отвечают все
те, для кого эта пьеса написана, кто
ее смотрит... Пьеса заставляет вас
задуматься и ‘еще раз. вниматель-
нее и теплее взглянуть на ва-
шего соседа по школьной парте. Она
заставляет вас спуститься < учитель-
	_©кой кафедры и пойти на квартиру
	вашего ученика. Она напоминает вам
о том, чо у вас есть сын, которому
уже шестнадцать лет, она знакомит
вас с товарищами вашето сына... Ха-
рактер Сережи Стрельцова случаен и
не типичен для юношества наших
дней, эпохи рождения молодых героев
революции, побеждающих Арктику,
стратосферу, наукой и трулом высо-
кс полымающих знамя своей родины.
В пьесе выведен юноша, живущий в
им самим созданном романтическом
мирке. «Непонятый» и «одинокий», 6
болезненно развитым  самолюбием,
оторвавшийся от коллектива, он меч-
тает совершить героический полвиг.
Над ним довлеют ложно воспринятые
им жизненные обстоятельства его се-
мьи. Он увлекается лермонтовеким
«Мцыри». Подвиг в понимании Сере-
жи — это полвиг одиночки. Сам того
не желая, слепо руководимый внут-
ренними ложными переживаниями,
Сережа скатывается в среду воров и
хулиганов. Но его встряхивает не
только перенесенная тяжелая болезнь
— попытка уйти совсем от жизни.
Пример настоящего героизма челюс-
кинцев — героев нашего времени,
тлубокая, внимательная любовь кол-
лектива, чуткое отношение со сторо-
ны товарищей по парте и преполава-
телей помогают Сереже переломить
свою психику. Он возвращается в кол-
лектнв. глубоко поняв, что вне кол-
	лектива нет правлы, что настоящая.
	жизнь—это значит жить и работать
не для себя, что налии будни насы-
щены героикой, простой, искренней и
неподдельной! И мы видим свежее,
чистое лицо Сережи и верим в его
будущее. Мы ушли из театра, спокой-
ные за его судьбу...
	МАЯКОВСКИЙ В МУЗЫКЕ
	Первым композитором, взявшим
для своей работы текст Маяковского,
был С. Ряузов, написавший в 1922 г.
оперу-буфф «0 том, как кума толко-
вала о Врантеле без всякого Ума».
	На текст стихотворения «Возьмем
винтовки новые» в разное время на-
писали музыку композиторы В, Бе-
лый, М. Раухвергер, В; Власов,
	Композиторы Ряузов, Нац и Чорч-
Mapes написали также музыку KR edie
вому маршу» для декламации в ©0-
провожлении ударных и духовых ин-
струментов. «Марш обороны» (луэт
для тенора и баса) написал Старока-
домский, «Песня хетчиков» написана
Белым, Покойным Давиденно была
слелана песня «Гляли, товарищ, в
оба», для голоса © фортепиано.

Из лирики Маяковского композито-
ры использовали следующие произве-
дения: на тёкст из поэмы «Люблю»
(«Флоты и те стекаются к тавани»)
композитором Черемухиным написан
лирический романе, Ковалем  ©де-
лана для эстрады песня-сценка для
сольното исполнения «Хулиган».
В. Оранский для баса с фортепиано
написал «A вы могли бы?» и песню
«Военно-морская любовь».  Лириче:
скую песню «Люблю» по одноименно-
му стихотворению Маяковского нани-
сал Книппер, :

Пъесы Маяковского, шедитие в теат-
ре Мейерхольла, были оформлены му-
зыкой Шостаковича («Клоп») и Ше-
балина («Баня»). :
	Уполн. Главайта Б-17014

ИТР)
	2э января
		Релакция газеты «Советское искусство» устраивает прослушание балета
	  Музыка 0. С. Прокофьева, либретто
ИГРАЕТ
	С.Э. Радлова м А. И. Пиотровекого.
АВТОР.
	«РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА»
	Проелушание состоитея в конференц-зале Жургазоб‘елинения, 1-й Само-
‘ный пер., 17, или Сздовая-Каретная, 3-й Дом советов, во дворе.
Вход по пригласительным билетам.
	Начало 3 $ часов вечера.
		% Центральный дом художествен-! К 27 февраля в театре им. МОСПС
ного воспитания детей РСФСР им.   премьера пьесы Данизля «Хлопчик»
	Бубнова передал Музею Ленина. коп-
лекцию детских рисунков, посвящен-
ных В. И. Ленину. Среди них целая
серия PHCYHKOB посвящена смерти
	в постановке С. Марголина и М. Ми-
наева, ”

te 19 февраля в театре им. Вах-
тангова состоится премьера пьесы
А. Крона «Трус» в постановке В, Ну-
зы и К. Миронова.

%* B тватре-студии им. Ермоловой
28 янраря премьера пъесы Вернейля
и Ж. Барр  «Мое преступление» («Это
	я убила»). Поетановщик Терешкович,
	хуложник Сокопов,

‘se Театр п/р Симонова выезжает
сетолия на тастроли в Ленинтрал: в
ленинградских домах культуры театр
даст 27 спектаклей,

*ж Ближайшей новой постановкой
Первого рабочего театра пойдет пъеса

иногенова «Далекое». Ставит спек-
тякль режиссерская бригала в соста-
ве Жепябужского, Решимова, Вино-
градова. я

%*%& Московский театр для детей 29
января показывает чеховский вечер
(«ЗлоумИитленники», «Хамелеон».
	  «Маска» ит л. Постановитики Рапо-
	порт и Орочко.

%* 19 января в московском Доме
ученых впервые после долгого пере-
гыва выступил в открытом концерте
Игорь Ильинский. Концерт этот —
первый из цикла вечеров художест-
венного слова, организуемого секто-
ром литлрамвещания ВРК, О творче-
стве Ильинского в начале вечера рас-
сказал  аулитогии . Дома ученых
Н. Д. Волков. Артист исполнял’ на
вечере «Ночь пепед судом» Чехова,
рассказ Карла Ипановича из «Дет-
ства и отпочества» Толетого, стихи
Маршака «Рассеянный» и «Старосвет-
ские помептики» Готоля и лр. пГоиз-
ведения. Выступление Ильинского
было тепло встречено аудиторией,
	узнав, что Сережу может спасти лишь    Из   исполнителей заслуживают
переливание крови, предлагает свою   быть 060бо отмеченными Стручкова
	Из ‘ исполнителей заслуживают
быть 06060 отмеченными Стручкова
(король) и Бурцева (кавалер). Обе
актрисы виртуозно справляются ©
труднейшей задачей исполнения этих
сложных самнх по себе, да еще к то-
му же «мужских» ролей. Стручковаи
Бурцева ведут свои роли с очарова-
тельной наивной серъезностью. Ис-
полнение Бурцевой более остро ‘и
четко, чем игра Стручковой, но у по-
следней больше тонкости и актерско-
го вкуса. ^

В: другом плане, но, пожалуй, не
	менее интересно ‘разрешен спектакль
«Сказок Андерсена» (инсценировка
	переливание крови, предлагает свою
кровь, — зазвучала бы сильнее, если
бы она была больше смягчена актер-
ской игрой и если бы в этой сце-
не режиссеры не приподняли бы
излишне пафосно образ Наталии
Петровны. Мы видим результаты
большюй, влумчивой работы над ро-
лью — в этом нас убедили актеры
Ещенко, Лекина, Терьяни, Несоныч и
Сыренская. Образы, созданные ими,
живут на сцене Московского театра
для детей, давшего нужный и инте-
ресный спектакль.
			лебкость, грация, детекость и ибэ-  Владимира Ильича, ‘Акварель Игоря

нязм, 6e3 которых нельзя играть   Чижика, 10 лет, «Паророа, который
сказки. Слелует выделить также   Везет Ленина», Вовы Попандопуло,
	В. Румянцеву, в чьем исполнении
маленькая роль фрейлины в сказке
«Принцесса и свинопас» становится
настоящим андерсеновским образом,
поэтичным, легким и ироничным.
	Отличные, талантливые,  остроум-
ные и свежие спектакли, заставляю-
щие с еще большим нетерпением меч-
тать о большой H серьезной. работе
нал Андрсеном в советском театре.

9 лет, «Площадь перед Домом сою-
80в в 1924 Г.», лве акварели Миши
Гребенкова. (ныне учащегося в ленин-
тралской Академии хуложеств) —
«Ленин в тюрьме» и «Ленин в Фин-
лянлии», «Ленин среди детей» и
«Приезд Ленина, из-за границы»
т, A
` \ Оперный театр им. «Станислав-
сного в конце марта покажет свою
новую постановку — оперу Доницет-
{tus  ‹Дон-Наскуале»; постановщик
К. С. Станиславский, режиссеры
Г. Кристи и КЮ. Лоран, хуложник
Н. Ярошевская, дирижер М, Жуков.

19 января в театре состоялось про-
слушание оперы А. Александрова
«Сорок первый» (либретто Б. Гусмана
по олноименному рассказу ‚В. Лав-
penesa).

tw B 6numatiime дни в клубе Авиа-
хима Воекохуложник открывает вы-
ставку «Новая Москва в живописи».
На выставке будет показано свыше
60 габот_ московских мастеров: Куп-
	су Никулина от многочисленных   рина, Крымова, Лентулова, Марки-
исевлоисторических пьес, размножив-  на Антонова, Лебедева-Шуйского
игихея на театре, Это пьеса. отражаю-   и AD.
	п Полу, быт и людей тогдашнего
ремени. В этом ее основная познава-
ельная ценность.   и

Театр МОСС ‘смог` передать основ-
ые линии пьесы. Здесь заслуга .ре-
‹иссера (К. Давидовского), художни-
а (Н. Пруссакова) и талантливого
оллектива актеров. Мы знаем актера
анина по ряду ролей в пьесах со-
етекого гепертуара. Он всегла умно,
лубоко и просто показывал советеко-
о человека. Но и в этой пьесе, пьесе
‚ старом мире, он нашел краски ли-
‚ические и чувства взволнованные,
TOG передать правду забитого чело-
ека, взбунтовавщегося против мира
HABHEIX. .

Ванин не похож на старых траги-
‘ов, бивших себя в труль и патети-
ески произносивших филипиики про-
ив несправедливости. Ванин споко-
1H, ровен, чуть-чуть холоден: Но в
тих приемах ош подлинно трагичен
сцена в тюрьме), он лиричен (в сце-
тах с Сашей), он беспощален и су-
юв (сцены е Иртеньевым и Стояно-
вы»). Носле роли Шибунина Ванин
выходит в первые ряды актеров со-
ветского театра.

‹ Из остальных исполнителей необхо-
тимо отметить актера Пясецкого (ка-
титан ШЩегловскый). Это умный актер,
играющий ярко и полнокровно. [Щет-
ловокий — вне схемы. Поэтому так
сильно. ненавидит его зритель. Пясец-
кий итрает правдиво. Он запоми-
нается.

Назовем еще ряд актеров — Стоя-
нов (Бепьский), Лукич  (Ильенков),
Старосельский / (Плотников), Быков
(Тодзи) — все они помотли сдела’
спектакль ярк?м и убедительным.

к С. РОЗЕНТАЛЬ

ЗК ГОСЕТ начал подготовительные.
работы по постановке пьесы Бабеля.
«Закат»; роли Менделя и Бепи Кри-
ка играют С. Михоэлс и В. Зускин.

Писатель И. М. Добрушин готовит
NAA TeaTpa переработку старинной
оперетты Гольдфадена «Суламифь».

\ 7 февраля балетная труппа Му-
зыкального театра им. Немировича-
Данченко покажет премьеру своей
новой постановки «Треуголка», му-
зыка С. Василенко, по мотивам ле-
Фалья. Постановка Н. Хопфина н
Б. Мордвинова. хуложник П. Виль-
яме, дирижер Гр. Столяров.

25 января в помещении филиаля
МХТ Союза ССР им, Горького со-
стоится 200-е прелставление балета
«Соперницы». Юбиляпами спектакля
являются артисты Голубин, Гупин
и Тольский.

\ В Центральном nome хуложест»
венного воспитания летей РСФСР им.
Бубнова открывается выставка «Ху-
дожнини детского. театра за 15 пет»,
38. летских театров уже прислали
свои работы, Получены макеты ху-
ложников Шифрина, Либера, Баера,
Григорьева, Пахина и ло.

% Во второй половине февраля
Театр сатиры покажет свою новую
постановку «Иван Васильевич»
М. Булгакова. Постановщик Н. Гор-
чанов, оежиссег И. Зенин. хуложник
К. Елисеев, композитор Я. Черняв-
ский, Параллельно театр тотовит ко-
мелию Мельеря «Г-н ле-Пурсонъяк» и
обозрение Я. Рудина и А. Бухова;

\ 7 февраля студия п/р Дикого
показывает пъесу Остговското «Бел-
ность не. попок». Постановщики То-
nopxos и Овчинникова, хуложник
Меншутин. Премьера состоится в по-
мещеняи Театра революции,

Дело рядового Шибунина
	  ТЕАТР ИМ. МОСПС
	толетовеюих персонажах, они идут по
неверному пути, Пьеса, напечатанная
в журнале, и пьеса, поставленная в
тёатре; непохожи друг  на лруга. И
зритель от нас вправе требовать не
рассуждений «по поводу», а оценка
виденного им. спектакля.
	Пьеса Никулина, поставленная в те-
атре: МОСИС, — пьеса неё о Толетом, а
о гнусном российском либерализме,
об ужасах царской казармы, где глох-
нул ‘человек, где замирало’ горячее
сердце, где господствовал зык, рев и
	«Дело рядового Шибунина»
Ванин — Шибунин
	«кулак зубодробительный, кулак-ску-
ловорот».
	На фоне этом дикого деспотизма
офицерства и «подленького либеора-
	чизма», прикрывающего этот крова-
вый деспотизм, во весь рост встает
фитура рядового Шибунина,

Не все персонажи даны одинаково
четко и ярко. Но из-за прекрасно вы-
писанных и показанных ярких фигур
Шибунина, колоритных _ Арбатова,
тульского помещика, прокурора Ста-
росельского, Цегловского автору мож-
	Мрачные своды комнаты военного.
	суда, Эта комната случайная, может
быть в обычное время здесь устраи-
вались военные балы. И «рыпарски»
настроенное офицерство целовалю руч-
ки У дам после бурного вальса. Это
зал офицерского собрания.

Здесь происходит величайптая не-
справедливость. Судят рядового Ши-
бунина, солдата, нанесшего, «оскорб-
ление действием» своему начальнику.
капитану Шегловскому. Молодой. сол-.
дат, самоучка-живописец, талант из
народа, под влиянием краснобайских
речей бездельников от либерализма
хочет «почитать свободу». Однако в
старой солдатской казарме Шибунин
постепенно убеждается в том, что пе-
ред ним только два выхода: или пре-
вратиться в автоматический придаток
к винтовке, или ценой своей жизни
протестовать, биться за право чело-
веческой личности. Протест этот нам-
вен, это бунт одиночки, бунт, неоп-
равданный и ненужный. Но довелен-
ный до отчаяния солдат не рассуж-
дает. Он не знает другого выхода, Не
забудем. что действие пьесы Никули-
на происходят в 1862—1866 гг., вогда
только STO «распалась, ‘таскачалася
цепь великая» — крепостное ‘право.
Рядовой Шибунин бунтует на заре
российского промышленного кавита-
лизма, бунтует в одиночку, как сле-
пой.

И из 910№ «бунта» возникает —
«дело ряловою Шибунина». Дело
обыкновенного солдата, не стерпевше-
го мук старой казармы, царской служ:
бы, душной солдатчины, вытравляв-
шей всякую мысль и подобие чело-
веческих взаимоотношений.

Шибунин виновен, ибо он «пос-
мел», встал против мира капитанов
Щегловских, против мира помещиков
и царя. :

У нае немного пьес, где так хорото
и культурно передавался бы аромат
эпохи. Верхущка тогдашнего «общест:
ва» (60-х тодов) отражена верно и ко-
лоритно.

Котда критики из «Вечерней Моск-
вы» пытаются искать корни пьесы в
	но простить эскизность остальных
персонажей, {

Росеия 60-х годов, Pocons кнута и
бёзмолрия встает перед зрителем та-
кая, как она была. Это чувство эпохи
—0основное, что резко отделяет. пье-

Ответственный релактор О. ЛИТОВСКИ
		Журнально - газетное  об’единение
	Адрес’ редакции: Москва, Садово-Каретная, Божедомский пер., %
	3-Й Дом Советов (во дворе на
		Телефоны Д 1-99-65 и Д1-99-66.
	право) или 1-й Самотечный пер. д, 17
		НОВАЯ ИНСЦЕНИРОВКА С, Н. ДУРЫЛИНА В 5 д. (10 карт. при 6 де:
	корац.). Глав, ролей

x — §
					ЧИТАИТЕ 11
	oe ВЕНЫ Е 99

В НОМЕРЕ: *
	‚’странвый капитал в митае
Polen Роллан, — Габен ааа кра
		ЭН холлан — «Застольная беседа с Бетховеном»,
Черные районы Англии. Стахановец в Уэльсе.

Преступность в ОША и в Европе,
Подвесные мосты в Сан-Франциско.
		номера — (5 коп.
		 КУРГАЗОБЕЛИНЕНИЕ,
	— статья И Шемякина.
	Требуйте в киосках Союзпечати.
	типография газеты «За индустрия зацию». Москва, Цветной бульвар. 30.