Пролетарии всех стран, сбоелйняйтесь\
	COR
	О НЫ

Среда, 29 января 1936 г.
тб ————-
	Вместе с общим культурным ростом
в нашей стране выросла и потреб-
ность в хорошей музыке. Никогда и
нигде композиторы не имели перед
собой такой бпагодарной аудитории.
Народныв массы ждут хороших пе-
сен, но также и хороших инструмен-
тальных произведений, хороших опер,
	Некоторые театры как новинку, как
достижение преподносят новой, вы-
росшей культурно советской публике
оперу Шостаковича «Леди Макбет
Мценского уезда», Успужливая музы-
кальная критика превозносит ‘до’ нё-
бес оперу, создает ей громкую славу.
Молодой композитор вместо деловой
и серьезной нритики, которая могла
бы помочь ему в дальнейшей работе,
выслушивает. только восторженные
комплименты,
	Слушателя с первой же минуты
ошарашивает в опере нарочито не-
стройный, сумбурный поток звуков,
Обрывки мелодии, зачатки музыкаль-
ной фразы тонут, вырываются, снова
исчезают в грохоте, скрежете и визге.
Следить за этой «музыкой» трудно,
запомнить ее невозможно.

Так в течение почти всей оперы,
На сцене пение заменено криком.
Если композитору спучается попасть
на дорожку простой и понятной ме-
подии, то он немедйенно, словно ис-
пугавшись такой беды, бросается в
дебри музыкального сумбура, местами
превращающегося в какафонию. Вы-
разительность, которой требует слу-
шатель, заменена бешеным ритмом.
	ЖЮРИ ВЫСТАВКИ
«ИНДУСТРИЯ СОЦИАЛИЗМА»
	Приказом по Народному комиссари-
ту тяжелой промышленности утвер-
Иден состав жюри выставки” «Инду-
стрия социализма». Председателем
жори назначен Д, А, Петровский, за-
Уестителями председателя — Я,  И;
Боярский, Г. 0, Васильковский,
И, И. Бродский и К. Ф, Юон, от-
зетственным секретарем — И. П.
Абрамский. so
	ANBOINCHAR комиссия состоит из
заенов хюри: И; Грабаря (председа-
тель пкомисени), Ф. Богородского,
Л Вильямса, А; Вогътера, Г. Гва-
хария Cunpextova Макеевского матал.
	лургического завода), А; Герасимова,
С, Герасимова, А. Дейнека, Н. Дени-
совсного, С. Динамова, Б. Иогансона,
	Е. Кацмана, С, Кругликова (HET),
П, Кузнецова, М.  Купреянова,
, Крыпова, Н. Соколова, Е. Лан-
сре, В. Перельмана, К. Петрова:
Ведкина Н. Радлова, Г. Ряжеко-
	Го, М. Сарьяна, (ЗСФСОР), Ю. Славин-
	ского, Степанова (директора завода
«Серп и молот»); Г. Шегаля, Д. Ште-
ренберга, A. Хвыля, ‚ Петрицкого
(УССР). .

В  комисеню по скульнтуре вошли:
М. Манизер, (председатель комиссии).
Д. Аркин, В. Веснин, А. Замошкин,
Б, Королев, Р. Кривицкий, А, Мат-
Been, С, Меркуров, Г. Мотовилов,
В. Мухина, Сабсай, (ЗСФСР), А.
Серебровский (Главзолото), С. Тава-
cues, И. Шадр, А. Щусев, И. Чай-
HOB. И
	В комиссию по графике — О. Бес-
кин (председатель комносии), Л. Гу-
диашвили (ЗСФСР), Касьян (УССР),
А, Кравченко, В. Лебедев, А, Литвак,
д. Моор, И. Павлов, А. Самохвалов,
И. Сокопов, П, Староносов, В. Фа-
ворский, П. Фрейберг.

Тарифно-оценочная комиссия ут-
верждена в составе: Ф. Амстислав-
ский (председатель комиссии), М. Ро-
дионов, А. Гольдман, Ф, Лехт. Кроме
того, в комиесию входят председате-
ли комиссий по живописи, скульп-
туре и графике,

Предсвдателю комитета выставки
т. Б. Таль поручено совместно с
т. Петровским утвердить состав ко-
миссий жюри. по^Ленинграду, Украи-
	не, сакавказью, Белоруссии и Сред-
		No &
5 (291
		Цера 20 коп.
			Сумбур вместо музыки
	_Об опере «Леди Макбет Мценского уезда»
	Музыкальный шум должен
	страсть,
Это все не от бездарности компози-
	тора, не от его неумёния в музыке
	выразить простые и сильные чувдства.
Это музыка, умышленно сделанная
«игиворот навыворот», — так, чтобы
ничего не напоминало классическую
оперную музыку, ничего не было об-
щего с симфоническими ззучаниями,
с простой, общедоступной музыкаль-
ной речью. Это музыка, которая по-
	строена по тому же принципу отри-
	цания оперы, по какому певацкое
иснусство вообще отрицает в театре
простоту, реализм, понятность обра-
	за, естественное звучание споза. Эт0—
	перенесение в оперу, в музыку наи-
бопее отрицательных черт «мейер-
хольдовщины» (в умноженном’ виде.
Это левацкий сумбур вместо естест-
	венной, человеческой музыки. Способ-
	ность хорошей музыки захватывать
массы приносится в жертву мелко-
буржуазным формапистическим поту-
гам, претензиям создать оригиналь-
ность приемами дешевого оригиналь-
ничанья. Это игра в заумные вещи,
которая может кончиться очень пло-
хо.

_ Опасность такого направления в
	уродство в опере растет из того же
	источника, что и левацкое уродство
в живописи, в поэзии, в педагогике,
	в науке. Мелкобуржуазное «новатор-
	ство» ведет к отрыву от подлинного
искусства, от’подлинной науки, ‘от
подлинной литературы,
	выразить   Автору «Леди Макбет Мценского
	уезда» пришлось заимствовать у Дджа-
за его нервозную, судорожную,’ при-
падочную ‚ музыку, чтобы придать
«страсть» своим героям,
	В то время как наша критика —
в том числ® и музыкальная — кля-
нется именем социапистического рез-
пизма, сцена преподносит нам в тЕо-
рении Шостаковича грубейший нату=
рапизм, Однотонно, в зверином обли-
чии представпены всё — и купцы и
народ. Хищница-купчиха, дорвавшая-
ся путем убийств к богатству и вла-
сти, представлена в виде какой-то
«жертвы» буржуазного общества. Бы-
товой повести Леснова  навязан
смысл, какого в ней нет.
	И все’ это грубо, примитивно, вуль-
гарно. Музыка крякает, ухает, пых-
тит, задыхается, чтобы как можно
натуральнее изобразить любовные
сцены. И «пюбовь» размазана во
всей опере в самой вулбгарной фор-
ме. Купеческая двуспальная кровать
занимает центральное место в офор-
млении. На ней. разрешаются’ все
«проблемы». В таком же’ грубо-нату-
ралистическом стиле Показана смерть
от отравления, сечение ‘почти на са-
мой сцене,
	Композитор, видимо, не поставил
перед собой задачи прислушаться к
тому, чего ждет, чего ищет в музыке
советская аудитория. Он словно на-
рочно зашифровал свою музыку, пе-
репутап все звучания а ней так,
	чтобы дошла его музыка только до
потерявших. здоровый енус эстетов-
формаластов. Он. прошел ‘мимо тре-
бований советской культуры. изгнать
грубость и диность из. всех углов
советского быта, Это воспевание ку-
печеской похотливости некоторые кри-
тики ‘называют сатирой, Ни о ‘накой
сатире здесь и речи ве может быть.
Всеми средствами и музыкальной и
‘драматической выразительности ав-
тор` старается привлечь симпатии
публики к грубым и  вульгарным
стремлениям и поступкам купчихи
Катерины Измайло2ей

«Леди Макбет» имеет успеху бур-
жуазной публики за границей. - Не
потому пи похваливает ее буржуаз-
ная публика, что опера эта сумбур-
на и абсолютно апопитична? Не по-
тому пи,’ что она ‘щекочет извращен-
ные вкусы буржуазной, аудитории
свай дергающейся, крикливой, нб-
врастеничесной музыкай?

Наши театры приложили ‘немало
труда, чтобы тщательно поставить
оперу Шостаковича. Актеры обнару-
жили значительный талант в пре-
одолении шума, крика и скрежета
оркестра. Драматчческой игрой они
старались возместить  мелодийное
убожество оперы, К сожалению, ‚от
этого еще ярче выступили ве грубо-
натуралистические черты. Талантли-
вай игра заспуживает признатально-
сти, затраченные усилия -= сожале-
НИЯ.
	Ж
	(«Правда», № 27).
		па смотре колхозной художественной самодеятельности Подольского района
	Олимпиада в Подольске
	Программа показа колхозной  хулдо-
жественной самодеятельности состоя-
ла из двух обширных отделений
Здесь было ‘представлено много кол:
хозов района.

И самым замечательным, пожалуй.
явилось то, что среди участвующих
было немало стариков. Седые брига-
диры полей, инспектора урожайно-
сти, старые колхозницы, впервые за
свою многолетнюю трудовую жизнь
выступали с песнями и Иляскамн пе-
ред многолюдной аудиторией. Oun
впервые показывали свое творчество
профессионалам-мастерам искусства.

Колхозная олимпиада доказала, что
хоровая песня, пляска, музыка. стихи
завоевали прочное место в колхоз-
ном быту. Подольскне колхбзные
избы-читальни в зимние. вечера н®
стоят теперь запертыми на ключ.
Веселая колхозная песня каждый ве-
чер привлекает сюда не только кол
хозную. молодежь, но и стариков,

Среди колхозников и колхозной
детворы Нодольского района есть не-
мало способных, творчески оларен-
ных людей. Недаром на смотре хуло-
жественной самодеятельности Москов-
ской области, устроенном МК ВКП(б),
колхозы этого района были предетав-
лены большой группой участников.

При всем том нужно отметить мно-
го недостатков в работе самодеятель-
ных кружков Подольского района.
Важнейшей задачей является сейчас
повышение художественного качества
массовой колхозной ° самодеятельно-
сти, воспитанив вкуса и художествен-
ной культуры ее участников.

Жюри олимпиады (проф. Г. Ней-
гауз, проф. Жайнин, арт. ГАБТ С: Я.
Лемешев, засл. арт. И. П: Яунзем,
зам. директора Филармонии Раш-
ковская, представитель Подольского
горкома ВКП(б) Скорняков) больное
внимание уделило просмотру, обсуж-
дению и критической оценке выступ-
лений самодеятельных исполнителей.

Нужно отметить, что показ не был
достаточно хорошо подготовлен. Про-
	грамма не продумана, репертуар
случаен. Ученик колхозной. школы
Чистяков. обладающий неплохими
	спеническими способностями, высту-
пает, например, со старыми фельдфе-
бельскими анекдотами, а  малодой
колхозник Копейкин из’ колхоза им.
Хрущева поет разухабистую, - анти-
художественную песню «Не гулял с
кистенем» и т, д.

Песен, показывающих новую 00-
циалистическую деревню,  исполня-
лось очень мало.

Для показа самодеятельности не
был использован тот огромный за-
пасе замечательных народных пе-
		Обычная тишина отдыхающего По-
дольска в этот .выходной день была
с утра нарушена. Из колхозных де-
ревень к клубу им, Лепсе под’ез-
жают одна ‘за другой подводы с тан-
цорамн, музыкантами, певцами. Из
клубных зал доноситея бойкий ча-
стушечный припев, гармонь, лихая.
чечотка.
	Длинной вереницей растянулась.
	вехавигая в город автоколонна, рас-
цвеченная боевыми радостными ло-
зунгами о веселой замечательной
Живи.
‚ На смотр колхозной художествен-
ной самодеятельности Нодольского
района, организованного по иниция-
тиве парторганизации Гоефилармо-
нии, приехал весь ансамбль москов-
ской Государственной филармонии и
трупиа артистов Большого театра.

90 была’ деловая встреча масте-
ров искусств с молодой колхозной
художественной самодеятельностью. С
огромным вниманием следят сидящие
в первых рядах зрительного зала мо-,
сковские гости за выступлениями
колхозников, На сцене показ. детской
самодеятельности Выронаевской кол-
хозной школы, Пляска, декламация,
физкультурные номера. Ребят. сме-
няег хор колхоза Ознобиитино, > уп-
равляемый старой колхозницей Ру-
мянцевой. За ним тармониет -Брян-
цев. из колхоза Северово, чечоточник
Ясенев;, декламаторша  Кочерыгина
из колхоза Камкино-Киселиха.

Баянист колхоза Захарьино т. Ma-
каров исполняет на баяне вещи
Крейслера, Рахманинова. Затем вы-
ступают тармониеты, певцы; плясу-
ны колхозов Долматово, Лемешево,
Сальниково, Кутузово, им. Хрущева
и ряд других.

Склонилась над листом бумаги
И, П. Яунзем. Она подробно запи-
сывает свои замечания, делает‘ ка-
кие-то пометки, дает оценку каждо-
му концертному номеру.

Солист Большого театра с. я.. Ле-
мешев поминутно уходит за кулисы,
беседует там с колхозниками, участ-
	виками олимпиады, = HACTPYATHpP Ves
певцов. Артисты симфонического ор-
кестра знагомят колхозников ce
	сложными оркестровыми инструмен-
TAMIL -

Директор Государственной конеер-
ваторни профессор Г.. Нейгауз › дает
пояснения колхозникам, тесно стру-
дившимся в фойе у выставки,  по-
священнуй комповиторам Бетховену
и Чайковскому. Сцена ярко. освеще-
на юпитерами. Оператор. Союзкино-
хроники В. Соловьев снимает’ ‚оче-
редной сюжет для звукового кино-
			сен н частушек, какие хранит в с6-
бе колхозпая деревня.

Особенное внимание жюри обрати*
ло на костюмы. Отдельные участни-
ки в погоне за эффектом  наряди-
лись в старинные купеческие «KH
летки, огромные сапогн «со сборами»,
нелепые картузы набекрень. Многих
трудов стоило Ирме Яунзем угово-
рить девушек снять нелепые одея-
ния и сфотографироваться в своих
обычных праздничных платьях,

Колхозная художественная  олим:
пиада закончилась концертом’ уст-
роенным ситами Государственной
филармонии. Колхозники с огромным
вниманием слушали музыку Ф; Ли-
ста, Глазунова, Римского-Кореакова,
Берлиоза ‘в исполнении симфониче-
ского оркестра. Тепло встретила ауди-
тория исполнение второто форте-
пианного концерта Ф. Листа профес-
сором Г. Нейгаузом. С большим успе-
хом выступали артисты Катульская,
Лемешев, Ирма Яунзем, концертмей-
стер ГАБТ Стучевский.

Поздно ночью ‘расстались моеков-
ские гости со своими новыми пололь-
	CREME AP) dba MH,
Р. ЗВЕРИНА
	Гастроли Максаковой
	в Польше
_ Польский официоз «Газета Поль-
скз» в следующих восторженных вы-
раженийх описывает выступление а5-
	в Варшавекой
	тистки Максановой
опере.
			ПРИВЕТСТВИЯ РОМЭН РОЛЛАНУ
	eB, Bo, Швейцария

Вилла Ольга, Вилл
Дорогой друг Роллан!
	70 лет прожито вами и полсотни из них в прекрасном труде, значе:
ние которого не может вполне оценить наша бурная эпоха“ классовых
боев, эпоха предсмертных судорог старого мира, эпоха героической
работы строительства мира социалистического. .

Оценят ваш ‘исторический труд в. те дни, когда освобожденное че-
ловечество ‚, оглянется на действительность, в которой мы живем, и
поймет ее изумительный, трагический эпос. В картине этого эпоса мо-
	«Кан
	гучей и яркой фигурой встанет человек, написавший эпопею
	Кристоф» и создатель многих произведений высокого искусства. Но
уже и сейчас вы — человек, любимый всеми честными людьми нашей
земли, любимый не только в Европе, но’и в Индии, в Марокко, в Аме-
	рике, ‘любимый, как поэт, как учитель, как пример мужества и непо-
		орденоносцы-
олезнодорожники
y ‘драматург 0B.
	Уувцочоносцы железнодорожното
транспорта притилн 26 января в го
CTH к писателам-драматургам. На-
чальник политотдела Ртищевского
района, Рязаню-Уральской #ж. д. тов.
Куль, начальник  отроптельства на
Забайкальско- Уссурийской ж. д. тов.
Пашковский, проф. Образцов, маши-
нист  Моаковоко-Казанокой дороги
тов. Бепяев, парторг тов; Матусевич
рассказали о ‘реконструкции нашего
железнодорожного трапспофта, рмфо-
водимото Л; М, Кагановичем. Особен
не взволновела драматургов речь ор:
деноносца тов. Пашковското. раоска-
завшего о строительстве Забайкаль-
‘ско- Уссурийской дороги, -
	Л. М. Каганович в свое ‘время по-
ставил перед советскими Хуложни-
	ками  ачу — создать полноценные
ПЬег!, + ФИЛЬМЫ 0 железнодорожни-
Кау, © “ee «Чапаева железнодорож-
HOIG “ie mopTas.
	Нрееслатель ЦЕ ©00за ж.-д. тов,
Воронаев заявил; что почетнейлее за-
датие JAA драматурга — создание
пьесы 9 железном наркоме Л. М. Ка-
гановиче — руководителе. железнодо-
рожного транспорта.
	— В плане работ драматургов К 20-
летию Октября, — заявил в заклю-
чительном слове тов. В. Киршон, —
у нас нет пьес о транспорте. Мы пе-
ресмотрим свои творческие планы ©
	тем, чтобы и такие пьесы заняли по
	четное место в темах  праматургов
великой годовшине,
		EO
		Я горжусь тем, что. в моей стране вас любят особенно горячо. Креп-
	М. ГОРЬКИЙ
	ко жму вашу руку.
Будьте здоровы, Ромэн Роллан!
	Работники Московского Художест-  . Дорогой мэтр и: товарищ!
	венного академического театра Союза
ССР им. Горького горячо поздравляют
Ромэн Роллана с’ ‘сёемидесятилетием
эго замечательной жизни;

Основа творческого метода Художе-
ственного театра — стремление к сце-
нической правде; создание на сцене
живых людей во всей их сложности;
поэтому нас так восхищают и так нам
близки гениапьная гпубина вашего
творчества, психологическая правда
ваших образов, поэтическая ясность
вашего языка, Художественный театр
пюбит и чтит вас не только как‘вели-
копепного мастера слова, но и как
истинного друга Советской страны,
страстного защитника грядущего но-
вого строя во всем мире.

В.- НЕМИРОВИЧ- 1  ДАНЧЕНКО
		К. СТАНИСЛАВСКИЙ
	’ Всеволод Мейерхольд и государст-
венный театр его имени приветствуют
в вашем лице величайшего современ-
ного писателя Франции и подпинно
интернационального худажника, в
произведениях которого звучат луч-
шие традиции великой французской
питературы.

Мы приветствуем смелого борца за
освобождение и братство народов. Мы
счастливы, что вы, неутомимый за-
щитник гуманистических идей, уви-
дели воплощение подлинного гума-
низма в стране Советов, ноторая под
знаменем Ленина и Сталина строит
новую культуру, культуру коммуни-
стическую, сипа которой: в том, что в
ней бережно собраны лучшие дости-
жения человечества.

ВС. МЕЙЕРХОЛЬД.
	«Гонкая артистка. блестящая певи-
	ца, настоящий человек театра! Образ, ©.
	созданный  Максаковой, поражает
своей выразительностью. Она в 00-
вершенстве владеет партией как о
музыкальной, так и с артистической
стороны. Темперамент артистки целн-
ком совпадает с ролью, фигурой, дви-
жениями, мимикой и музыкой, Эта
Кармен неё «элегантна», как это бы-
ло в исполнении Беллинчиони или
‘Арнольдсон. В то же время нет и пе-
региба в сторону излишнего реализ-
ма.

Московская артистка дает образ,
‚полный живости и очарования, образ
выразительный и непринужденно
свободный, без нервной рисовки и
уклона в демонический «вамп». Ар-
тистическая = индивилуальность и
владение о техникой сцены резко
отличают итру Максаковой от внеш-
ней рутины выступавшего с ней ок-
ружения».
	‚Рихард Штраус
переезжает в Вену
	Французские газеты сообщают, что
в последнее время имели место мно-
гочисленные Конфликты между зна-
менитым немецким композитором
Рихардом Штраусом и фашистскими
властями. a

Чтобы освободиться от ставшей для
него Совершенно невыносимой атмо-
сферы фашистской Германии, Ри-
хард Штраус окончательно решил
уехать из Германни и поселиться в
Вене,

Умер Валье Инклан

` Умер друг Советского, союза знаме-
нитый испанский пасатель Рамон де
Валье Иннлан.

Валье Инклан — автор многих ро-
мачов, драматических произведений,
стихов, в которых он призывал на
борьбу с диктатурой Примо де Ри-
вера. Сидел за это в тюрьме, После
	падения монархии Альфонса ХШ
продолжал борьбу с буржуазно-по-
‘мещичьей республикой Ляруса-Хиль
Роблеса. Инклан открыто, выражал
свои симпатии нашей страна, в 0с0-
бенности восхищаясь достижениями
советского. театра.

В июле. 1935 года он участвовал в
организационном комитете по созы-
‘ву конгресса Защиты культуры в_Па-
‘риже. .. а .
` Кандидатура Инклана вылвигалась
‘на нобелевскую ‘премию  впротиво-
вес” кандилату реакции  Мигелю дё-
`Унамуно. Валье Инклан умер на 66
тоду в полной бедности в Сант: Ято.
Опасаясь демонстраций, связанных
с похоронами, ‘провинциальные  вла-
сти потребовали немедленного погре-
	‘бения. Однако ‘на похороны coépa-
	лись ‘громадные   толпы ‘нарола. 3&
	‚тробом. писателя пити представители
‘всех революционных организаций г9-.
		«Ревизор»
в Карельском” театре
	‚ В карельском государственном Ha-
циональном драматическом театре
прошел «Ревизор» Гоголя. Это — пер-
вая пьеса русского классического ре-
пертуара, которую поставил театр за
четыре года своей сценической рабо-
TE.
	” ‘Областной партийный актив, при-
	сутствовавшии на премьере, отметил
художественную зрелость театра и
прекрасную работу ето’ главного pe
жиссера Рагнора Нюстрема, исполняв-
шего в пьесе роль гофодничего.
	БАЛЕТ „РО
	CS _
	«Советском искусстве»
	25 января в редакции «Советекого
искусства» состоялось  прослушание
в авторском исполнении музыки ба-
пета С, ’С. Прокофьева «Ромео №
Джульетта». Либретто нового балета.
состоящего из четырех актов, написа-
но С. 9; Радлповым и А. Пиотровским.

На протяжении первых трех дей
ствий либреттисты добросовестно и
тозно следуют за шекспировской тра-
гедией, ‚допуская отступления в еди-
ничных случаях” и то лишь в целях
упрощения ‘сценической’ трактовки
балетя. Изменению подверглась, на-
пример, знаменитая. сцена в саду:
она присоединена ко второй картине
первого! акта и развертывается в тус-
кло освещенном зале. дома Канудетти,
опустевшего после раз’езда гостей,

Четвертый же акт в балете пред-
ставляет нечто новое по сравнению с’
шекспировским текстом. Исходя из
положения, что «балет`не терпит тра-
гического конца», С. 9. Радлов, &
	вслед. за ним и С. С. Прокофьев да-
	руют жизнь и Джульетте и’ Ромео.
Достигается это тем, что № балете мо-
нах Лоренцо приходит к Джулветте
на несколько секунд раньше, чем это
ему полагается по Шекспиру, и тем
	самым получает возможность подме-
	нить AN, который хочет выпить
	Джульетта, снотворным напитком.
	С. С. Прокофьев. прекрасно испол:
нил на рояле значительные отрывки
из балета. После этого состоялось 05-
суждение, в котором приняли участие
	композиторы, музыковеды и врити-
	КИ. .
Клавир всегда беднее партитуры.
Особенно это надо сказать о парти-
	турах Прокофьева, всегда сложных и
	глубоко насыщенных. Но даже й в та.
ком «усеченном» исполнении балет
произвел большое впечатление Ha
зулнторию. t

В оценке музыкальной стороны ба-
лета среди присутствующих не было
разногласия. Несомненно это — инте:
реснейшее  ‘проиаведение большого ма-
стера, уже вписавшето яркую страни-
	‘пу в историю не только русской, но
	и мировой музыки. Хотя балет и на-
	писан в сравнительно короткий срок
(выступивший на собрании директор
Вольного театра В. И, Мутных 0000-
щил, что композитор проработал над
ним всего олно лето), его музыка —
вполне отстоявшаяся музыка и, что
	сравнительно редко случается в бале-
	те, -. настоящее ‚ произведение музы
А:
	па совещании в
	роя. шекспировской драмы у Прокофь-
ева умирать не должны.

Д. О Заславский тоже согласен, что
балет должен закончиться «благопо-
лучно», но он исходит из несколько
иных соображений. При том «драма-
тургически облегченном» варианте
трагедии Шекспира, какой мы видим
в либретто балета, действительно
«счастливый конец» «Ромео и Джуль-
етты» возможен. §
	Д. 0. Заславокий считает, что при
наличии превосходной музыки Po-
мео и Джульетта все же вытлядят в
новом балете иначе, чем у Шекспира.

За радостный конец балета выска-
зывается и О С Литовский.
	  Другие столь же резко, высказались
33 сохранение шекспировского конца.
— He будет ничего страшного, —
говорит А. Острецов, — если. балет
кончится смертью. Мрачный в дра-
матургическом смысле конец в бале-
те необязательно влечет за собой пес-
симистический характер балета в це-
лом. Жизнерадостный тон всей про-
 кофьевской вещи; ярко выктупающий
‘в кульминационных точках балета,
не будет ослаблен оттого, что. Про-
кофьев ив развязке балета пойдет по
стопам Шекопира. :
_ Одиноко прозвучало на совещания
выступление композитора Норчмаре-
	ва, который отказался отнести новое
произведение С. С Прокофьева Е
	произведение С. С. Прокофьева к
произвелениям советской музыки на
	TOM ОсНЮванНии, : что   оно: написано  .
	на... классическую тему. `

Вечер закончился выступлением
директора Большого. театра B, . i.
Мутных, который благодарил «Совет-
ское искусство» и собравшихся в зя-
ле представителей художественной
общественности за ту’ поддержку, ко-
торую они оказывают Большому те-
атру.в его стремлении создать новый
‘репертуар.

А. КУТ,
	Конечно, ньл. Вульгаризатор тот, кто
пред’явил бы к балетному либретто
и к балетной музыке такие требова-
ния. Зато можно сделать содержани-
ем балета отдельные мысли шекепи-
OBCKHX драм, В либретто  Радлова и
нотровского ведущая тема — шек-
спировевая борьба двух миров:
феолялизма и буржуазного гуманиз-
ма. И кспировский дух. схвачен
здесь в той степени, в какой это воз-
можно’ для балета. Новизна, бале-
та в.том, что его авторы в старый
слишком. спокойный и бесстрастный
	Композитор С. С. Прокофьев и режиссер C, 9, Радлов
	балет вводят. страсть. и мысль. 9то
ставит большие, трудности перед ба-
летмейстером, но это должно доста-
вить огромную творческую’ радость
для тех, кто будет танцевать новый
балет.

К недостаткам балета участники об-
суждения отнесли «суховатость му-
зыки, ве рационалистичность» (0. С;
Литовский), и «некоторую схемати-
зацию в трактовке образов» (А. Остре-
цов). Эта схематизация. по мнению
	Вак выразился музыковед проф.
К. Кузнецов, — это’ «хорошо всем ивз-
вестный Прокофьев, только ставший
серьезнее, давший в своей новой ве-
щи моменты более углубленной лири-
ки и более сосредоточенного ‘мышае-
ния». Музыковед А. Острецов приз-
‘нал, что музыка Прокофьева «вполне
ya влетворяет и одному из важней-

требований балетной MYSBIRH:
ona танцевальна».

Все. сошлись ‹на том, что музыка
Прокофьева хороша не только сама
по себе, Она хороша в применении
к шекспировскому
сюжету. Как вы-

азнлея тот же

узнецов, «музы-
ка Прокофьева не
дистармонирует с
тениальным  текс-
том, положенным
в основу балета».

С большим удо-
влетворением ау-
дитория встретила
такие номера, как
большой aay
которым
Прокофьев харак-
теризует - б езд
тостей в доме Ка-
пулетти (вторая
картина первого
акта),  тавот при
раз’езде гостей (он,
взят композитором
из‹ его «Класеиче-.
ской симфонии»),
характерные тан-
цы на’ городском
празднестве  (вто-
рой акт), танец
Джульетты перед
принятием яда (в
третьем акте), и,
наконец, танцы лю{ Компози`
дей, приходящих
с дарами дая невесты Париса (танец.
девушек © Антильских островов и
танцы мавров).

В отличие- от старых «классичес-
ких балетов» в балете Прокофьева
есть мысль.

— Можно ли 5 помощью движения
ног и рук, — спраптивает ЕТ
ий на обсуждении балета С, С. Ди-
намов,—передать всю полноту ‘шек-
спировских драм? Можно ли в бале-
те дать Шекспира во весь его рост?

Острецова, не позволила’ Прокофьеву
полностью передать в своей музыке
ту жизнерадостность и то полнокров-
ное ощущение жизни, какие заложе-
ны в шекспировских характеристи-
ках Ромео и Джульетты. Тов. Оетре-
цов товорил также и 0 «некотором
ритмическом однообразии музыки ба-
лета», хотя и допускал. что при ис-
полнении балета в целом отрывки,
построенные на ойном ритме, будут
сочетаться с многообразным музы-
кальным материалом.

С. С. Прокофьев не играл в ре-
дакции «Советского
искусства» послед-
него, = четвертото
действия балета,
уже успевшето сво-
ей концовкой вы-
звать большие спо-

в художест-
	венных кругах, а
отчасти и в печа-
ти. Отголоски этих
споров о финале,
конечно, не могли
не сказаться и
при ‹ обсуждении
балета в целом.
Вопрос шел.о том,
КАК КОНЧАТЬ ‘балет:
’ «за здравие» или
«38 упокой» Джу-
льетты и Ромео?

С; 9.‘ Радлов’ на
‘этот раз не отетя-
ивал своей ROH
OBEY, считая
‚вмолне” правиль-
ным, что «умирать
за то, чтобы» Ро-
мео и Джульетта
в. балете met —
не стоит». Мнёния
    `` же участников 06:
Радпов / суждения о’ чатвер-

TOM действии’ бале:
та резко раскололись.

— Тот, кто противится изменению
финала, — говорит С. С. Динамов, —
тот не знает, что «Ромео в Джульет
та» является творчеством по, крайней
мере восьми авторов; Это — ‘коллек-
тивная работа. Лично я за то, чтобы
изменить финал. Балет есть балет;
Надо, чтобы люди уходили после. ба-
лета с радостью. Балетный жанр та-
ков, что балет лолжен кончаться. хо-
рошю. Отсюда вывод; два главных ге-

‚ По каждому из` разделов выставки
{живопись, скульптура, трафика) ус-
тановлены три премии за лучшие
художественные: ‘произведения, —
размером в 30, 20 и 10 тысяч руб:
лей каждая,
	СОВЕТСКИЕ
КОМПОЗИТОРЫ
К ХХ ГОДОВЩИНЕ

°’  (КТЯБРЯ
	К 20-летию Великой пролетарской
Теволюции Государственное музы-
хальное излательство и Союз совет-
ских композиторов  тотовят юбилей-
ный оборник «Советекие композиторы
за 20 лет». В сборнике будут помеще-
ны высказывания 60 крупных компо-
виторов Советского союза, в том. чи-
сле ‘русских композиторов Д, Шоста-
ковича, Д. Кабалевского, Л. Книп-
пера, С. Прокофьева, Л. Половинки-
wa, P. Глиэра, К. Корчмарева, Н. Мяс-
козского, В. Желобинского, И, Дзер-
жинсного, Б. Асафьева, М. Штейнбер-
га, М, Гнесина, А. Гедике, С. Васи-
пенко, Б, Шехтера, украинских ком-
позиторов Козицкого, Ляпошинского,
Ревуцкого, Бартоборяна, грузилских—
Туския, Мачабели, Мчеладзе, белорус-
ских — Золотарева, Ападоёа, чуваш-
ского композитора Максимова и мно-
гих других,
	В сборнике будут также напечатаны
статьи «О путях музыжального твор-
чества в СОСР за 20 лет», «0 творче-.
ской работе Союза, советских компози-
торов», статья о творчестве умерших
совебких композиторов: М. Ипполито-
ва-Иванова, Спендиарова, Давиденно,
Коляда, Полиашвили и др. Сборник
BiAneT nor редакцией председателя

034 ° советских композиторов.

И. Челяпова,