oe LOM

Oratpa B «Правде» о «Леди. Мак-
бет» сигнализирует о серьезном _нез
благополучии на музыкальном фрон-
те. Это относится и к Союзу еовет-
ских композиторов, как к творческо-
му центру. 31 января ‘на многолюд-
ном собрании московских композито-
ров была подвергнута критике работа
творческой Комиссии Союза компози-
торов. Заседание это подтвердило на-
личие ряда серъезных недостатков
и болезней в работе Союза компози-
торов в целом. Председатель комис-
син т. Кабалевский признал, что
творческая комиссия мало’ занима-
лась обсуждением творческих вопро-
сов, Из пяти заселаний комиссии за
последние полгола только олно -было
посвящено обсуждению творчества
композиторов. Работа в молодежью
была развернута очень плохо.
Тт. Отолевец, Рыжкин, Кочетов, . Бе-
лый признали, что союз не налиел’ ор-
тенизационных форм, которые обеспе-
чили бы работу o молодежью. Надо
сказать, что самокритика, однако, на
этом заседанни не была развернута
в полной и должной мере. То же
нало отметить и по поводу письма
группы композиторов, ‘которое мы
ниже публикуем. «Союз` композито-
	ров находится на ответственном эта-.
	пе своего существования, — пишут

композиторы, — закончен ортаниза-
ционный период». Не слишком ли
много времени, товарищи, - боль-
ше 3-х лет! — вам понадобилось.

чтобы закончить организационный
период? «В основном (2?!) изжита
трупповщина... однако, СОК еще
He стал той творческой организацией,
которой он должен был бы быть, по
смыслу постановления ЦК ВКП(б) от
23 апреля 1932 тола». «Творческая
дискуссия фактически не разверну-
73 ›.. Не мало сделано ССК для ком-
поэнторокой молодежи по линии кон-
трактажии... Это пишется тогда, когла
3а строчку выше сообщается, «что си-
стема контрактации в союзе в какой:
	ae ill у
ным в его отатье, мы должны одна-
ко, подчеркнуть, что основные прин-
ципиальные положения автора о не-
достаточном внимании к живому че-
ловеку, об ‘отсутствии творческой ат-
мосферы в союзе получили. подтвер-
ждение и в ряле высказываний на
собрании композиторов и в публику-
емом нами письме.

Напрасно всю вину ‘композиторы
хотат свалить при этом Ha музы-
кальную критику. р

критикой действительно у нас
обстоит неблагополучно. Что касзет-
ся музыкальной критики в «Совет-
ском искусстве», то она отражает
болезни музыкальной критики в006-
ще. Однако, огульное обвинение му-
зыкальных статей «Советского из-
кусства» в «академизме» и ч«заумни-
чаньи» не имеет решительно ника-
ких оснований.

В недостатках работы союза. по-
ВИННЫ не только ‚ музыкальные
критики. В них повенна в одинако-
вой мере и вся композиторская обще-
ственность, Совершенно справедливо
пишут авторы письма, что «Правда»
учит нас, как надо по-настоящему
ставить творческие вопросы, что
эта статья и высказывания
тт. Сталина и Молотова в беселе по
поводу «Тихого Дона» дают нам чет-
кую ориентировку как для творче-
ства, так и для критнки». И залача,
стоящая сейчас и перед руководст-
вом союза и перед композиторской
общественностью и перед музыкаль-
ной критикой и прессой, — мобили-
зовать все силы, чтобы раввернуть
обсуждение серъезный и тлубокий
обмен мнениями по творческим и ор-
танизационным вопросам советской
музыки. Мы приветствуем письмо
композиторов как начало такого рода
обсуждения. К участию в обсуж-
дении на страницах нашей  га-
зеты всех кардинальных проблем со-
ретского музыкальното искусства мы
призываем наптих критиков, музыко-
ведов и композиторов.
	С

Da
		художникев-коммунистов
	На недавнее закончившейся В
Москве творческой конференции «0
проблеме советском портрета», вы+
лившейся в обсуждение  злободнев-
ных вопросов жизни союза художни-
ков, отмечалась слабая активность
партийной группы МОССХ (Москов-
ского областного союза советских ху-
дожников). Об этом говорили éec-
партийные художники, это было при-
знано и коммунистами, чяенами парт-
группы.

70 художников-коммунистов  раз-
бросаны по`самым различным орга-
низациям Москвы. Наиболее много-
численными являются парткомы Все-
кохудожника и Центрального бюро
выставок и сформлений при МОССХ.
Маленькими группами ‘и одиночками
прикреплены коммунисты и к другим
ортазизациям.

В союзе художников имеется пар-
тийная труппа, об’единяющая 12
коммунистов — членов правления. Но
правами низовой партийной органя-
зации партгруппа MOCCX ue ‘обла-
Дает. Коммунисты, члены правления,
находятся на учете в других партор-
танизациях. Ни партгруппа МОССХ,
ни другие парторганизацни хуложни-
ков до сих пор не возглавили идейно-
воспитательной работы среди худож-
ников. °

Слабость массово-политической ра-
боты среди самих коммунистов-ху-
ложников делала парторганизацию
мало боеспособной, мало авторитет-
ной. И не случайно в выводах по
проверке партдокументов это указано
почти всем парторганизациям xy-
дожников. г

Партком центрального бюро выста-
вок и оформлений при МОССХ на-
считывает 28 коммунистов. Это в
большинстве своем живописцы, окон-
чившие советскую художественную
пвколу, в прошлом рабочие. По пар-
тийному стажу это немолодые  ком-
мунисты. Большинство в партии с
1918, 1920, 1925 гг. Среди них крас-
ные партизаны, люди, имеющие за-
слуги перед революцией. И однако
фрунзенский райком партии, где эта
организация проходила проверку
партдокументов, дал ей в своих вы-
водах далеко не блестящую оценку.
Указано на слабость ‘массово-полити-
ческой работы, на недостаточную по-
литическую грамотность коммунистов,
ва отсутствие работы среди беспар-
тийных художников, на слабость са-
мокритики. Векрыты случаи потери
большевистской бдительности.

Партортанизация ‘производственных
мастерских ЦБ выставок и оформле:
ний при МОСОХ мало интересовалась
производственно-творческой работой.
Основная причина здесь в том, что
коммунисты производственно не бы-
ли связаны со своей организацией.
Почти никто из них не работал для
мастерской.

— Непринципиальная груплювая
борьба, митинювщина отняли у нас
много дорогого, ценного времени. Ис-
торическое решение партии о пере-
стройке художественных организаций
положило предел нантим заблуждени-
ям, — товорит художник-коммуниет
т. Северденко. Мы сейчас сделали
крен в сторону производственной‘ ра-
боты. Наверстываем упущенное, Зато
эначительно ‹ ослабела общественная
работа. Среди наших коммунистов
	нет товарищеском общения. Нт у
	нас обединяющего начала. Парторга-
	низация в нашу. производственную   М
	ахизнь не вмепивается.
Коммунист этой же ортанизажни т.
рассказывает о том, что парт:
организация не заботится о повытие-
нии ‘творческой квалификации KOM-
мунистов.
	В клубе завода «Научук» откры-
лась выставка художников-графи-
	ков, организованная Горкомом
художников. На фото: илпюстра-
ция Д. Шмаринова к «Престу-
плению и наказанию» . Достоевского.

Весной 1935 г, — говорит т. Коз-
лов, — было проведено очень инте-.
ресное мероприятие, — выставка ра-
бот молодых  художтиков-коммуни-
стов. Мои работы были оценены по-
ложительно, и жюри постановило пре-
доставить мне творческую команди-
ровку. Скоро неполнится годовщина
этого решения, а я в командировке
еще ‘ие был. Не лучше обошлись ие
теми товарищами, которым все-таки
поехать ‘удалось. До сих пор никто
не проверил их работы.

Многие способные молодые худож-
ники поставлены в’ условия, затруд-
няющие их творческий рост, и инкто
этим вопросом не занимается. Только
трое коммунистов из парторганиза-
ции ЦБ учатся в институте по повы-
шению квалификации. Некоторые са-
мостоятельно систематически работа-
ют над собой. Но есть такие товари-
щи (Ерушев, Старков), которые не
работают над поднятием своего куль-
турного уровня и повышением  ква-
лификации. Парторганизация. не уде-
ляет внимания этому серБезному воп*
росу. Плохо работают партийные mo-
литкружки. Некоторые коммуннсты
(Краюхин, Подрезов, Каныгин)  с0-
вершенно не учатся. Слаба партий-
ная дисциплина. Были случаи склоч-
ных, бестринцииных выступлений от-
дельных коммунистов. _

Секретарь парторганизации ЦБ т.
Мещеряков сам признавался в том,
что коммунисты «механически закре-
плены за организацией».

Художники, состояние в парторга-
низации кооператива Всекохудожник,
Баходятся в значительно лучших ус-
ловиях. Они законтрактеваны, затру-
жены заказами и материально обес-
печены, Однако Всекохудожник, ор-
занизация, призванная сбывать про-
дукщию художников и обеспечивать
их материалами для работы, не мо-
жет претендовать на идейно-творчес-
кое руководство живописцами и
скультторами.

Это накладывает свой отпечаток и
на характер партийной работы. Co
стороны Всекохудожника были по-
пытки поставить отдельные творчес-
кие вопросы, — заявляет. секретарь
парткома т. Катаева, — но У не
была систематическая идейно-творче-
ская ‘работа.

‚ Таким образом получается разрыв
между производственно-творческой и
партийной работой. До сих пор еще
в среде художников распространена
теория O том, что общественно-пар-
‘тийная и производственная работа
несовместимы. Эта теория отразилась
‘на работе МОССХ и партийной труп-
пы правления. Что же делала пар-
тийная группа МОССХ? Ведь на ней
в первую очередь лежала задача ру-
ководетва творческой жизнью’ ком-
мунистов-хуложников. Она бездейст-
вовала. Номинально на коммунистов
	былю возложено руководство различ-
	ными секторами. Имеются даже гран-
диозные планы работы этих секто-
ров, но все это на бумате и в жизнь
не претворяется. МОССХ работает без
лана, кампашейски, от случая к
случаю. За ошибки  руководетва
МОССХ целиком ответственна и парт-
труппа, руководимая т. `Вольтером,
являющимся одновременно и предее-
дателем союза. :

— Партгруюпа правления МОСОХ
не занимается творческими вопроса
ми, — говорит член правления
МОССХ тов. Малаев. Отдельные ком-
мунисты, члены правления МОССХ
(Богородский, Ряжский, Клуцис) ог-
раничиваются только посещением соб-
раний, Оистематической me партий-
ной работы они в МОССХ me ведут.

Tlaprrpymua MOCX ne выдвигала
	больших прин цитиальных творческих.
	вопросов. А ведь только это. могло
способствовать поднятию авторитета,
союза художников. Ничего не сделано
	  нарттрушюй МОССХ ‹для привлече-
	ния к работе. широкого актива ма-
стеров живописи и скульптуры. За
все время существования МОССХ ни
разу не было еоавано собрание ком-
мунистов-художников.

— Беда наша в том, что, нахо-
	  дяеь в парттруппе МОССХ, мы одно-
	временно COCTOHM на партийном уче-
те в друтих ортанизациях и обяза-
ны вести и там партийную работу, —
говорит член правления, руководитель
сектора прафикм тов. ‚ Ф. Фрей-
берг. Работа в МОССХ поэтому мно-
тим художникам кажется, второсте-
пениой нагрузкой.
	До. сих пор работа секторов МОССХ
не была увязана с работой МОССХ в
делом. Составлялиеь планы, а пре-
зидиум и аппарат М X ломали
их, систематически подменяли кам-
панейкиной, Даже сейчас, после
проведения конференции о портрете,
руководство МОССХ не выработало
практических предложений, не сфор-
гупировало новых ‘принципиальных
творческих установок, не приступило
к перестройке работы. ь

За дальнейшую работу. МОССХ ае-
сут ответственность прежде ‘всего. ком.
мунисты. Они должны 0б этом  по-
думать. Целесообразно также создать
единую партийную организацию xy-
дожников при МООСХ. Это повысит
отвественность каждого коммуниста
	за идейно-творческую работу с0ю3&,
		съ в систему матернальной помощи
композиторам, утеряв свое  идейно-
воспитательное ‘значение ит. д. и
т. д. Казалось бы побле подобных
признаний должен был следо-
вать ряд конкретных = предло-
жений по перестройке всей работы
союза ни по основным творческим
проблемам. Однако, ничего полобно-
TO мы не нахолим в письме компози-
торов. Оно занято пренмущественно.
полемикой с т. Шебалиным по поволу
его статьи, помещенной в прошлом
номере ‚ «Советского искусства». Ота-
тья эта заняла больное место и в об-
сужденни 31 января. Мы должны
Сказать, что вовсе не собираемся за-
щищать и подлерживать все, что на-
писано Шебалиным в этой статье.
	Мы считаем, что в своей статье
Пебалин слиликом много говорит о
самом себе. Очень важно ‘сбобще-
ние т. Оголевца, сделанное на
собранни, о том, что материальное
положение Шебалина таково, что ни-
как не может быть причиной того,
что Шебалин до сих пор не закончил
своей поэмы «Ленин». Мы вовсе не
думаем также поддерживать абсолют-
но неверный тезис Шебалина, расце-
нивающего ‘работу советского компо-
зитора в кино и театре как ‹поденщи-
ну», Если композитор расценивает эту
работу как чподенщину», это 3Ha-
чит, что он не только не’ пони-
мает всей важности для советских
композиторов работы в кино и теат-
ре, работы, открывающей их дорогу
к подлинно массовому миллионному
зрителю и слушателю, но не пони-
мает и не осознает важнейших твор-
ческих проблем, которые стоят перед
самим Шебалиным — и в первую го-
лову проблемы преодоления форма-
листических навыков и влияний и
создания яркой доступной реалисти-
ческой музыки, — чему ках раз спо-
собствует работа в кино и театре.

Но, отметая ряд неверных ‘фактов
		Первый день работы жюри выставии «Индустрия социапизма».
	Лудокник и
	Странягое дело — контрактации мы,
	художники, всеми силами добиваем-
	ся, 063. нее не мыслим дальнейшей
работы, а, добньшись включения в
чнслю законтрактованных,  охаизаем
ве везде и повсюду. Повинны в этом
и Вбекохудожник и сами MOCKOB-
ские художники.
Всекохудожник затруднял возмож-
ность нормальной работы, выплачи-
вая следуемые художнику суммы ча-
сто с запозданием на 3—4 месяца и
чрезмерно перегружая его побочными
мало интересными заданиями,
“Всекохудожлик опирается на узкий
круг художников, не пытаясь на вы-
ставках. просмотрах, высмотреть и
выдвинуть новые силы. Так, ‘вне по-
ля зрения Всекохудожоника (в еще
большей мере это относитея к
MOCCX) оставалась значительная
часть московских художников, кото-
рая могла бы быть привлечена к ра-
боте отнюдь не в филантропическом
	порядке, Можно назвать Художников
	разных возрастов и направлений, и.
	так сказать, ‹амплуа» — от Антропо-
	ва‚ Козицына, Дмитрия Лебедева,
	Чекмазова, Рудакова и до М. Соколо-
ва. Федорченко, Перуцкого, А. Коз-
лова, Ивановского, ` многих, многих
других, которые могли бы взять на
	себя целый ряд заданий, ныне пору-
	чаемых Всекохудожником мастерам
«твердого контрактационного списка»,
без ‘того перегруженным заказами.
«Не только свету, что в окне» — 0б
этом свидетельствует, последняя вы-
ставка горкома (во Всекохудожнике)
и изучение материалов об’ездов мо-
лодых художников, проводимых по
	лодых художников, пров»
поручению ПК комсомола.
	И   ом

и В ЖИЗНЬ
работает без
случая к

руководетва!

нна и парт-
Вольтером,

з и прелоеео-

Ню, оценивая практику контракта-
ции, необходимо алресовать ряд об-
винений и самим художникам. Давно
вывелись волосатые суб’екты в бар-
хатной куртке с пышным бантом, в
которых всякий узнавал «художника»;
сейчас этот персонаж может воскрес-
	ВПЕЧАТЛЕН
		виле. Олнако. мы еше не освоболи-
	ЯнюБ от той ‘мелкотравчатой амаярхич-
ности и гпимназическото представле-
	ния о «ПОЛНОЙ свободе», которые жи-
	ти когла-то под бархатными куртка-
ми. Хуложник, полписывая договор
на контрактацию, почему-то варанее
считает, что тем самым «CBATAH CBO-
бода» его творчества будет нарушена.
Но этот же художник не считает для
себя зазорным браться за разные по-
бочные работы и заказы. Он не на-
	столько творчески дисциплинирован,
	& зачастую и принципиален, чтобы
‘сконцентрировать все внимание Ha
основном своем замысле.
Всекохудожник не претендует, да
и не может претендовать на роль
«няньки» художников. Даже творчес-
кий союз МООСХ в этом омысле не
является прямым учителем художни-
ка. Отромной всеоб’‘емлющей школой
для художника является напта по-
бедная социалистическая  действи-
тельность.
_ Создав себе чпутало» из контрак-
Тации, наш художник свои наиболее
ответственные вещи почему-то счита-
	ет зазорным представлять на художе-.
	ственный совет контрактации. Он
обычно пытается найти побочное ру-
сло для продвижения их в жизнь.

Контрактация введена для того
чтобы помочь художнику  соалать
большие художественные произведе-
ния. А между тем законтрактованные
представляют Веекохудомнику. неред-
ко наспех налтисанные «повторения»,
этюды и отрабатывают сумму кон-
трактационного аванеа, : исполняя ‚3&-
казы нреходящего значения, Только
мы сами, художники, можем высоко
поднять авторитет контрактации, OT-
вазавиись от случайной работы и
проявив больше принципиальности.

Некоторые берут под сомнение са:
мую необходимость  контрактации,
увазывая на большую загрузку ху-
дежников. заказали» для юбилейных
Рыставок 1937—1938 года, они гово-
рят, что контрактация уже отжила
свое.
	итальянский музыкальный фильм о
жизни композитора‘ Беллини, Нроме
геликолешного исполнения актеров
этот фильм замечателен тем, что он
состоит из огромных отрывков про-
изведений Беллини, Россини и Пага-
нини, чрезвычайно умело вкомпано-
ванных в сюжет,
	Итальлиская современная архитек-
тура производит— в особениости на
фоне великолепных классических 0б-
разцов — таков же убогое впечатле-
ние, как и Театр; строительная техни»
ка в Италии стоит на‘ достаточно
большой высоте, и в этой области мы
могли многому у них научиться, Го-
сподетвующим является в’ Италии
стиль так называемой «фашистской
	национальнюй афхитектуры», Это или
	перетевы конструктивизма, или эк-
лектизм в Чисто немецком вкусе, Ре-
презентативный «форум Муссолини»
интересен в решении функцниональ-
ного плана, Но поражает противоре-
чивость его художественно и 006-
разного выражения. Отромного маю-
штаба скульптуры (сами по себе вы-
полнены неплохо) абсолютно ие вя-
жутся © небольшото размера трибу-
нами этого стадиона, отдельные сек-
тора которо имеют не больше семи
	рядов

в глубину.

К. АЛАБЯН
	контрактация
	Но юбилейные выставки организу-
ются He кажлый тол, контрактация
как форма взаимоотношения худож-
ника и общественного заказчика мо-
жет пригодилься в дальнейшем, —
и Тлавное, не надо расоматриваль ин-
тересы художников только с точки
зрения «верхней» группы в 100—150
человек, работающей для юбилейных
выставок.

Лично я контрактации обязан очень
многим. До 1930 г. я занимался жи-
РоПИиСЬЮ ОТ случая к случаю, главным
образом во время поездок, купленных
ценой жесточайшей экономии,

Первая контрактация, введенная
издательством АХРР (1930 г.), помог-
ла. мне стать живописцем-профессио-
налом, для которого живопись явля-
ется основным источником дохода.
На контрактации я тогда получал
только 200 рублей (графика давала
тораздо больше);— но это была пла»
та за живопись, — первая плата, я
ношел на все жертвы и был безмер-
но счастлив. р

Позже переданная Изогйзу ахров-
ская контрактация прищяла анекдо-
тические формы. Мелочная опека «ре>
 дактурыз», которая, пыталась + домыс-
лить всё и за художника и,за зрите-
`ля (последний представлялея нела-
леким человеком, мотущим разобрать-
ся в картине разве только по рас-
ставленным на ней стрелкам и «ука-
зующим, перстам») дезориентирова-
ла художников. Некоторые из них,
подчинившиеь такой опеке, отстра-
нили от себя всякую политическую и
художественную ответственность и
привыкли К «кормежке манной ка-
шей с ложечки». Нели к тому же
вспомнить, что законтрактованный
обязан был в год написать четыре
картины, что над эскизами изошряли
свою изобретательность многодумные
редакторы, то «атавистический» страх
перед контрактацией и в ee новой
оздоровленной форме получает, если
не оправдание, то об’яснение,

В годы искривления контрактаци-
OHHOH практики я никогда ие прёед-
ставлял эскизов и показывал сове-
ту только законченные вещи, не про-
являя никакой уступчивости релак»
туре в тех случаях, когда ее-требо-
рРатия мне казались неверными,

В Изотизе беда была‘еще и в том,
что порою средствами живописи пы-
тались решать темы, которые требо-
вали материала совсем’ друтой спе-
цифики. Это приводило к тому, что
художник создавал вещи-однодневки,
не вылерживающие испытания вре-
менем и не отвечавигие требованиям
своего непосредственного. применения.

Теперь, котла все эти «детские ’ б0-
лезни» контрактации почти изжиты,
когда контрактация уже не рассмал-
ривается лишь как логовор на право
гепродукции и обусловливает право.
собственности на картину, остается
еще один вопрос, — вопрос оплаты.

Поскольку я могу сулить по опыту
последнего гола моей работы, Beero-
хуложник в свой системе оплаты не
стимулирует длительной работы над
картиной. А между тем, для тою
чтобы созлать подлинно хуложествен-
ное произведение, нужно проделатв“
большую подсобную этюлную работу.
Такая самостоятельно He реализуе-
мая работа не стимулировалась оп--
латой. Многие художники. поэтому; ›
избегая творческого и материального
риска, предпочитали писать этюды в
том или друтом «благословенном» ме-
сте нашего Союза, на той или иной
зовостройке. Так как такие этюды
имеют самовтоятельное, а не подсоб-
ное значение, они легко находят поз
требителя: Куда как легко таким об-
разом без творческих срывов, без
сомнений, не вынаитивая длительно
темы, откликаться на жизнь.

Окончив картину, художник, если
он вкладывает в нее все, что он мо-
жет дать как мастер ‘и как личность,
не в состоянии тут же перевести
стрелку ин умчаться по рельсам новой
темы. Новая тема — это новый инку-
бациовный период внутреннего пере-
ключения, ` внутреннего ‘’ созревания
образа, его обрастания плотью. Й для
этого периода, для того, чтобы новая
картиня создавалась органично, —
оплата предыдущей должна быть та-
кой, чтобы она обеспечивала возмож-
НОСТЬ «своболного лыхания», избав-
ляла от необходимости тут же начать
«зарабатывать». Писатели в этом семыз
сле поставлены в неизмеримо лучшие
условия, чем художники.
< Следует еще упомянуть о весьма
существенных деталях обслуживания
художника, Всекохуложник давно
взял на себя обязательство ортанизо“.
вать бюро натуры, костюмерную и
т; д. Мне кажется, что бюро натуры
должно быть ортанизовано так же,
как фототеки кинофабрив. При вели-
чии такой фототеки и адресов легко.
и быстро можно будет выбирать нуж-
ный типаж, Ведь часто на оргатиза-
ционную сторону работы над. карти-
ной у художника уходит больше врея
мени, чем на творческую,

Нужно, чтобы художник не думал
0б организационной стороне дела, не
думал даже о контрактации в целом
И 050бодно отдавался своей творчес-
кой работе, ни на минуту не забывая
своей ответственности перед людьми
нашей замечательной страны. Мне
вспоминается разговор с олним ху-
DORMAROM гол назал. котла я бых
		то своей части (в какой?) преврати- ]и положений. выставленных Шебали.
	О СОЮЗЕ КОМПОЗИТОРОВ
	Труднее понять, ночему Шебалин
квалифицирует работу в театре и ки-
Но, как «поденщина». И совсем уже
непонятным является заявление Ше-
балина о невозможности работать над
большими творческими задачами из-
за отсутствия якобы материальной
поддержки. Обеспечивая композитору
	Союз советских композиторов нахо-
дится на ответственном этапе своего
существования, ’З4кончен  организа-
ционный период, в значительной сте-
пени уничтожена общественная зам-
кнутость, характерная для всего ССК
и композиторов, в частности, Оборон-
ная, детская, теа-кино и ‘в последнее
время колхозная группа союза нема-
ло сделала для связи композиторов
с рабочими, красноармейщами, колхов-
никами, детьми; ССК в целом зна-
чительно укрепило свои обществен-
ные связи, усилил пропаганду совет-
ской музыки в СОСР и ва границей,
создал правовую основу и значитель-
ную материальную базу для членов
союза. В основном. изжита группов-
щина; в работе ССК активно участ-
вует большое количество композито-
POR различных творческих направ
wernt, :

За последние несколько лет создан
целый ряд значительных произведе-
ний, свидетельствующих © Творче-
ском росте советских композиторов,
‘однако ССК еще не стал той твор-
ческой ортанизацией, которой он дол-
жен быть по смыслу постановления
HE BEI): ot 23 anpena 1932-7

Крайне неблатополучно oGcront B
союзе с вопросами критики; творче-
ская дискуссия фактически не раз
звернута. Правда, ССК в 1935 г, про-
вел две больших дискуссии (о совет-
ской опере и о советском симфонизме)
и немало творческих совещаний, где
исполнялось и обсуждалось значи:
тельное количество произведений, но,

строго говоря, дальше постановки OC-

новных проблем дело не пошло. Для

Деятельности наших критиков харак-^

терна подмена острой, подлинно боль-
шевистской критики писанием длин-
ных «академических» статей, лишен-
ных оценки разбираемых произведе-
ний, КритикуЯ музыку с аботрактно-
музыкальных познций, наши крити-
ки совершенно не учитывают куль-
турно-общественную роль музыки, ее
социальную функцию. Все эти черты
свойственны и журналу союза «Co-
ветская. музыка». Боязнь настоящей
критики, преклонение перед имена-
ми, лакировка и замазывание‘ дейст-
вительного положения вещей приво-
дят к появлению таких Статей, как
статья М. Друскина (№ 5, 1935 г.)
или В. Фермана об опере. Гедике
«У перевоза». На сборник, посвящен-
ный памяти С, М. Кирова, составлен-

как нало
творческие вопросы, с в
рием надо подходить к
чества. Эта статья и‘ в
тт. Сталина и Молотова
четкую ориентировку ка
чества, так и для крити:

по-настоящи

Союз должен стать по;

ческой организацией, Вс
и все силы должны бы

ны на творческие BOD

‚должен воспитать в ‚кб:

критиках чувство полно!
ности за каждую написа

-за каждое произведение.

Работа ССК может 1

высокий идейный уровен

условии активного участ
сы композиторов в п
ССК. Внимание и любо!
пользуется искусство у
нацтей великой страны,
лить у композиторов чу
ципиальности и ответе’
свою творческую  деяте.
свое общественное повед

С этой точки зрения
осуждение в среде сов

лозиторов. вызвала стат!

лина в «Совотеком вску
тде автор статьи «кр
тельности СОК, развивае
способных лишь  дезо
общественное мнение.
статья Шебалина отлич
об’яснимым извращение
часто и просто измыш
вых. Так например, Ше
«Вся сложная и влободн
матика советской опер!
секцией никогда не став
ду тем, в 1935 г. ССК, п]
сию о советской опер
13 вечеров (см. отчеты
‚ музыка» и газете
ство»). Далее: «Плохо, н
обстоит дело с контракт
зиторской  молодежи». ‹
нию Шебалина, caterers
ции молодежной секции
ше уже было указано,
ния мололежной секции
3& собой уменьшения ко.
ажтуемых молодых 1
акже не соответствуют
ности указания т. Шеб;
сутствие материальной
его со стороны ССК, 3
существования СОК т.
количеству заключенны:

eam ow we heen   UR ATEN
	вый почти сплошь из песен невысо-
ко художественного уровня, «Со-
ветская музыка» отозвалась лишь
хвалебной рецензией А, Острецова
(№ 1, 1935 г). В№П за 1935г.
помещен ряд статей ленинградских
критиков, в которых напыщенность и
заумность языка лишь скрывают
полное ‘отсутствие критической мыс-
ли. Подобные примеры не единичны.
Все эти черты’ присущи не только
«Советской музыке», они характерны
вообще для всей нашей музыкалдь-
ной критики, для музыкальных OT-
делов нашей прессы, в частности,
для «Советского искусства».

Большие недостатки имеются в

в системе контрактации. Эта
система, призванная стимулировать
и направлять творчество, на практи-
ке в какой-то своей части преврати-
лась в систему матерйальной помо-
щи композитору, утеряв свое идейно-
воспитательное значение,

Немало сделал ССК для’. компози-
торской молодежи. В 1935 г. было
законтрактовано 54 молодых компо-
зитора (в 1934 т.—30), большая часть
которых является еще студентами
Консерватории. Это значительно по-
Могло им в их творческой работе.
Однако после ликвидации ‘молодеж-
вой секции, вызванной оторванностью
молодежи от всей жизии союза, зам-
кнутостью ее, появлением вредного
представления 0 «молодежной музы-
ке», требований 0с0б0й «скидки на
молодость» и т. п. союз, еще недо-
статочно сделал для вовлечения мо-
лодежи в свою жизнь и для развер-
тывания воспитательной работы с
молодежью. Ликвидация молодежной
секции не ослабила материальной
поддержки молодых комповиторов и
продвижения их творчества ‘на кон-
пертную эстраду.

Высказывания тт. Сталина и Мо-
лотова 0 «Тихом Доне» Дзержинского’
и статья в «Правде» о «Леди Мак-
бет» Шостаковича свидетельствуют о
громадном, внимании руководителей
нашей партии и пвавительства К
музыке, показывают небывалый куль-
турный под’ем в нашей стране и
Фост требований, пред’являемых K
искусству. Надо прямо сказать, что.
наша критика проглядела этот. рост,
не сумела подняться на уровень этих
зпебований. Статья в «Правде» учит,
		ERA, DOG SHAMUMHE   оначительную материальную помощь
и все силы должны быть направле-  в виде контрактации, СОК, конечно,
ны на творческие вопросы. Союз] не в силах и не вправе взять на се-
	бя удовлетворение всех его потреб-
ностей, Особенно’ это относится к
комнозитору, и без ‘чтото по своему
материальному положению находя-
щемуся на уровне, далеко превыша-
ющем уровень наиболее высокоопла-
чиваемых инженерно-технических и
других квалифицированных работни-
ков нашей страны.
	Приезжающие в СССР иностранные
музыканты с удивлением и востор-
том отзываются о системе материаль.
ной помощи советским комнозиторам,
немыслимой в капиталистических уС-
ловиях. И критика системы контрак-
тацин должна итти в первую очередь
по линии усиления ответственности
законтрактованных композиторов в
смысле высокого идейно-художествен-
ного уровня выполняемых произве-
дений, соответствия их уровню--тре-
бований, пред’являемых к музыкаль-
ному искусству всей страной. И ни-
какими разговорами о «модных зан-
росах текущего дня» не заслонить
того факта, что немногие пока еще
произведения советских композиторов
отвечают этим требованиям и что
большие и обязывающие по темати-
ке заголовки многих сочинений на-
XOAATCA B волиющем противоречии к
содержанию музыки в них. В чает-
ности, неудача Шебалина ‘в работе
над симфонией «Ленин», на наш
вагляд, об’ясняется именно этой при-
чиной. И, если бы Шебалин полошел
проницательнее к вопросам своего
творчества, он понял бы, почему
«холодно» отнеслась музыкальная об-
щественность к этому произведению.
	Только неизжитыми еще настрое-
ниями групповщины можно’ ‘об’ яс-
нить тот факт, что. В. Шебалин, бу-
дучи членом правления, президиума
и творческой комиссии ССК; не толь-
ко ни разу не ставил внутри союза
вопросов, выдвигаемых HM в статье,
	HO делал все, чтобы затруднить  рабо-
	ту CCK, прибегая, по его собствен-
ному выражению, к методу ccosHa-
тельного саботажа».
	Партия ставит перед советскими
художниками задачи исторического
значения, и подняться к подлинно-
му пониманию их содержания  дол-
жен каждый из нас. Это возможно
лишь при воспитании в^себе глубо-
кой принципиальности и чувства
большевистской `самокритики,

А. ХАЧАТУРЯН, В. НЕЧАЕВ,
А. ВЕПРИК, В. БЕЛЫЙ, Н.
ИВАНОВ-РАДКЕВИЧ, Д. КАБА-
ЛЕВСКИЙ, М. СТАРОКАДОМ-
СКИЙ, Л. ШВАРЦ, В. ШЕХТЕР,
В. ФЕРЕ, Ф. САБО, Н, ЧЕМ-
	БЕРДЖИ, М. РАУХВЕРГЕР
	ви м

той в необходимом лля всей поста-
ковки количестве. Освещая нужную
декорацию и моментально убирая
другую, уже «отработанную», режис-
‘сура добивается изумительной быст-
роты в смене картин. Нашей театраль-
ной светорехнике здесь тоже есть че-
му научиться. Если при этом учесть,
что такими обширными архитектур-
но оформленными сценичёокими пло-
щадками, как в наших новых теат-
ралыных зданиях, опромное большин-
ство французских ин итальянских те-
атров не располагает, — станет яс-
ным и другое. На Западе режиссура и
технические работники сцены. целесо-
образно используют буквально каж-
дый кзалратный сантиметр  сценут.
На очень ограниченной площадке,
лишелной карманов», благодаря этой
совершенной работе  оветотехников,
французским режиссерам удается
разместить все необходимые по ходу
‚действия установки н свободно стро-
ить мизанецены.

Но репертуар паонижских театров
(мне пришлось побывать далеко че
во всех театрах), рассчитанный. глав-
ным образом на среднего и массового
потребителя, исключительно пошли
лишен какой бы то ни было ценно-
		ров и по размеру контрактационны®
сумм занимал одно из первых мест.
В частности, им был заключен дото-
вор и на продолжение симфонии
«Ленин». Однако эта вабста не была
Шебалиным написана, очевидно, пс
причиням творческого порядка,
Подлобными «странностями» напол-
	нена вся статья Шебалина, но не это,
	тлавное в ней. Можно было бы даже
пройти ‘мимо не очень скромных жа-
лоб Шебалина в роде того, что: «На-
шим симфоническим ансамблям, в
силу инерции, конечно, легче и более
удобно исполнять старые, заученные
произведения Бетховена, Чайковско-
го и др. Таким образом, все мои ста-
рые симфонические работы почти
совсем. не’ исполняются». ©
		Во время своей поездки за грани-
цу я посетил целый ряд западноев-
ропейских стран исключительно с
целью изучения классических памят-
ников архитектуры и современной
архитектурной и строительной прак-
тики Запада. Но одновременно я не
мог не делать кое-каких наблюдений
и в других областях искусства, с ко-
торыми я, конечно, анакомился не
как специалист, & как рядовой’ по-
требитель. .

Первое ‘место по значительности
впечатлений и общих выводов зани-
мают в моих наблюдениях театры и
кино. Надо прямо сказать, что ив
Италии и в Париже каждого свежего
наблюдателя поражает отромное не-
ссответствие между техническим со-
вершенством театра и его внутренним
‘идейным оскудением, В `Парвже сце-
ническая техника, даже в. театрах
второразрядных, таких, Kak Фоли-
Берже; сделала огромные успехи за
последние годы. В быстроте , смены
декораций, которая достигается, меж-
ду прочим, простейшими приемами,
театр достит изумительных резуль-
татов. Основную роль здесь играет
система комбинированного освещения
ппожеюторами и рефлекторами. Сами
декорации *написаны на очень про-
зрачном материале и навешаны одна
над другой или одна рядом с дру-
	меров, но отнюдь не целостный спек-
такль в нашем понимании этого сло-
ва,
	Театр римекой Королевской оперы
доступен только зажиточной и ари-
стократической части населения.
Средний билет в нем стоит 10—12
рублей золотом (при этом нужно
помнить, что бумажная лира в до-
статочшюй степени обесоценена  сей-
час). Посетитель оперы должен кро-
ме билета еще ‘обладать абсолютно
приличным вечерним костюмом, ина-
че ему капельдинмер любезно заявнт,
что он «He B форме», и к своему. ме-
сту он допущен не будет. Поэтому у
театрального подала всевда собира-
ются значительные толпы людей
среднего и малого достатка, которые
наклажюдаются друтим: своеобразным
зрелищем — театральным с’ездом и
раз’езлюм. Ибо зрелище внутри те-
атра для них абоолютно недоступно.
	To Me совершенство техники, кото-
poe mena поразило во французском
театре, характерно и для много.
больюшинотва кинопостановок. И элесь
сохранено волиющее несоответствие
уежду высоким техническим уровнем
и убогим содержанием. `Ив всех ви+
ленных мною фильмов ›наибольшее
впечатление проиавели‘”на меня аме-
рикенсокаая картина «Ареставт» и
	оперу. тде стушал драматическото те-
нора Джилли. В настоящее время этот.
оперный театр уже целиком сравнял-
ся по своей международной славе и
значению своих постановок со знаме-
нитой миланской «Ля Скаля». Нуж-
но сказать, что ничего похожего по
мастеротву вокального исполнения,
по слаженности и высокой музыкаль-
ной гармонии хоров и по блестящей
интерпретации оркестра я нигде не
слышал, да и представить себе не
мог. Но чисто , драматическое содер-
жание спектакля (столь блестяще му-
зыкально оформленного) наредкость
уборое. Я слышал оперу «Ирис»,
пользующуюся большим успехом во
всох оперных театрах Италии. Сюжет
ее — пошлая любовная интрига, ук-
рашенная экзотическим флером (дей-
ствие происходит в Японии). Либрет-
то оперы ни в какое сравнение не
может WITH даже с таким олибретто,
как «Мадам Бэтэрфлей» и т, п. О ка-
кой-нибуль режиссерской трактовке
спектакля не приходится н говорить,
она отсутствует, ‹ претендующее ина
импиресесиюн истическую утонченность
сформление жалко ‘и лишено какой
бы то ни бымю закончениой мысли и
художественной цельности, По су-
шеству” перед нами был блестящий
конинерт великолепных = сольных

(Джилят), хоровых и оркестровых но-
	Он: Вот вы теперь законтрактоватью
	как думаете работать?
	м: Не думать о контрактапии х
		работать, как чорт,