TORETCKOE OCKYCCTROS
	=

OAAMHHO ор е- А
eM TATOPCTRO
	Зато когда Шостакович свернул ©
этого. пути на кривую дорожку “< фо-
не нтя о вотетствующего  форма-
	УЗ НО Я А BAPE
лидма и грубого натурализма», здесь

ne
	критика возопила хосанну», толкая
молодого композитора по наклонной
плобкости и играя, в сущности, про-
вокационную . роль. у

Bonpoq 0 музыкальной ИНЬ
встал сейчас ‘сугубо’ остро. ожет
быть, некоторых «критиков», COBCP-
шенно себя дискрелитировавших, сле-
довало бы вообще попросить прекра-
тель свою «критическую» ‘деятель-
ность,

Вряд ли их писания принесут ка-
кую-либо пользу. Критикам же без
кавычек следует подняться ва боль-
ую идейную высоту и по-настоя-
щему включиться в творческую прак-
тику советской музыки, учитывая
разнообразие ее. стилевых течений...

Проблема” советской классики в му-
зыкё — это проблема творческих дер-
заний, проблема отромных социаль»
вых тем, проблема большой коллек“
тивной и янливидуальной творческой
работы.

Было бы очень полезно провести
в Парке культуры опыт. музыкально-
то празднества по’ материалам, цели-
ком подготовленным советскими ком*
повиторами,

Пусть все значительные композито-
ры примут участие в этом деле и
созлалут радостное музыкальное дей-
ство, рассчитанное на большие мас-
Trash WH множество людей. Это было
бы подлинным единением советских
композиторов о народной музыкаль-
ной культурой нашей страны.

Ближайший расцвет советского му-
зыкального творчества очевиден. —
важно, чтобы музыкальные учоежде-
ния были тотовы к этому. Прежде
всего это OTHOCHTOA к союзу совет-
ских композиторов, который еще нло-
	хо руководит и часто плетется в хво-
		15 ЛЕТ МУЗЫКАЛЬНОГО TEATPA ИМ. НЕМИРОВИЧА-ДАНЧЕНКО

сто событий. Советская етрака стане
	вится мировым  музыбальным цен,
тром, это нужно учесть нашему му.
зыкальному издательству,  которов
представляет собой еще весьма «про
винциальное» учреждение — «бед.
ный! родственник Отиза»,
‚Почему-то за границей. могут иода.
вать полное собрание оперных парт.
тур Вагнера в улобном и дешевом
карманном, формате, & мы не може
организовать такое же издание опер
Глинки, Римекого-Корсакова, опер х
балетов Чайковского? Стылно сказать
— мы лишены, возможности изучать
партитуры Берлиоза, Малера, Стрь
винского, — этих партитур нет на
нашем нотном рынке. Вот уже ином
лет, как невозможно достать попудяр-
нейший квартет Грига, такие извест.
ные ‘романсы Чайковского, как, на.
пример, “He нивы желтые». Изданть
собрания инений Мусоргского дит,
ся десяток лет, и неизвестно, Kory
оно будет вакончено, и Т. д., ит. п,
Нашу ‹ музыкально-издательскую
практику и ее техническую базу нуж:
но перестраивать срочно. и решитеть.
но. Среди композиторов, нужно возбу.
дить дух глубокого товарищества, Нь
давно состоялась встреча московских
композиторов со школьниками, [осле
этой встречи труппа композитор
долто не расходилась, оживленно fie
седуя и непринужденно шутя, То.
чувствовалось настоящее теплое то
варищеетво, собравшихся, об’единило
большое общественное дело. Конечно,
было бы наивно думать, что уваже
ние советских композиторов друг т
	другу, без которого, не может быть
активной жизни В comse COBETCKAY
композиторов, может быть доститнут
по утовору, — оно обретется тольм
в процессе творческой работы Hamar
композиторов, в процессе подлинном
советского экспериментаторства,
	МАРИАН КОВАЛЬ
	торые должен пред’являть советский
зритель к оперному спектаклю, Рез-
лизм требует изображения на ецене
живых, простых, социально-типичных
характеров. Нельзя себе представлять,
что разрешение этой проблемы в03-
можно 063 долгой и упорной работы;
этого не доститнешь одной хорошо
сработанной ролью или двумя-тремя
месяцами габоты под руководством
Немировича - Данченко. Нет, это
ость  постененное усвоение основ
актерского мастерства, привыч-
ка к болыной и хорошей настоящей
простоте, умение владеть внутренним
	‚содержанием роли, раскрывать пол-
	ноценный социальный образ.

Мы готовы всячески спорить о тех
или иных сторонах спектакля. «Гра-
виата», но мы будем постоянно а8-
шищать замену ‘оперно-чувотвитель-
ной примадонны — несуществующей
куртизанки, блатородно умирающей
ст чахотки — простой женщиной C
ее живыми радостями, всепотлощаю-
щей любовьб и страданиями, Мы 0у-
лем зашищать замену красивого онер-
	ного тенора обаятельным; но этоиети-
	ческим ‘себялюбивым и нерешитель-
иным студентом-маркизом. Потому что
и тот и друтой данный нами на сце-
не образ рождается из разнообразия
музыки Верди, а не из привычного
штампованного о ней представления,
Мы считаем, что создание советского
оперного спектакля до тех пор будет
необеспечено, ‘пока для режиссера
цартитута не будет служить подтек-
стом произведения, а дирижер будет
отдален от понимания всего замысла
и каждого внутреннего куска спек-
такля. -

Те работы, которые вел Мувзыкаль-
ный театр под руководством . своего
основателя (в краткой статье невоз-
можно останавливаться на всех про-
блемах, в ними связанных), пресле-
довали основную цель — подготовить
сценический материал для воплоще-
ния большой советской темы. Мы
учились на комической опере прош-
‘лого, мы пытались преодолеть запад-
ную оперу современности; мы опира-
лись на большие классические фор-
мы, в кажлом из спектаклей пытаясь
понять и передать то близкое и. нуж-
ное современному зрителю, что за-
ключено в музыке-этого спектакля.

Все эти ватляды найдут примене-
ние в нашей ближайшей постановке
— опере Дзержинского «Тихий Дон».

ИП. МАРКОВ
	3 МИЛЛИОНА ЗРИТЕЛЕИ
	За пятнадцать лет Музыкальный
	театр им. Немировича-Данченко по-
ставил «Дочь Анго», «Периколуз,
«Лизистрату»», «Нарменсита и сол-
	дат». пушкинекий спектакль, «Джон:
	ни», «Северный ветер», «Сорочинскую
ярмарку», «Корневилльские колоко-
ла» «Катерину Измайлову», «Tpa-
виату» и др. Всего театр дал 2915
спектаклей. которые посетили свьине
трех миллионов зрителей.
	ЮБИЛЯРЫ ТЕАТРА
	Юбилярами Музыкального театра,
прослужившими в Нем полностью
пятнадцать лет, являются: дитектор
театра нар. арт. В. И. Немирович-
Данченко, засл. артисты H. Кемар-
ская и Н. Остроумова (Попозова),
артисты Е. Гундобина, С, Рудник,
Л. Белякова, И. Ягодкин, A. Xy-
дожников, М. Немирович, М. Сноб-
лов, Д. Камерницкий, Н. Пермяков,
Н. Казаков, Е. Коренев и П. Сара-
товский, зав, постановочной частью
С. Коноплев, зав.  костюмерной
частью М. Горюнов, старигий  кон-
цертмейстер Е. Скаткина и концерт-
мейстер С, Бульковштейн.
	ГАСТРОЛЬНЫЕ СПЕКТАКЛИ

Музыкальный театр гастролировал
в Ленинграде, Харькове,  Тифлисе,
Ростове, Горьком, Челябинске, Дие-
пропетровске, Севастополе, Сталино,
Одессе, Казани и др. городах СССР,
а также за границей — в Чехослова-
кии, Германии и США.
	1936 тод иля музыкального фронта
явился поистине счастливым годом.
Статьи «Правды», как сокрушитель-
ные снаряды, взорвали уже костенев-
пее болото формалнстской лжи, спе-
си и мелкобуржуазного приспособлен-
чества к мещанским вкусам, которое
по какому-то недоразумению. имено-
вало собя «передовым течением» B
советской музыке.
Острие этих статей сосредоточено
на музыке Шостаковича как на яв-
	‘лении самом характерном и ярком,
	Будет очень печально, если тов. Hlo-
стакович неверно поймет смысл этой
критики, не увидит за ее жестоко-
стью глубокого и искреннего участия
к его большому таланту. .

«Правда» верно подметила OCHOB-
ную белу творчества ПТостаковича —
«равнодупное откошение» к народ-
ной культуре, к идеям и эмоциям с0-
ветокой действительности. Призрач-
ный мираж «мировой славы» затмил
перед композитором’ истинное счастье
— найти любовь трудящихея Mace
Советското союза.

Нет ничего ужасного, в том, что’ Шо-
стакович отдает дань развлекатель-
ной музыке. Такая музыка ценна и
нужна. И если бы Шостакович зани-
мался этим во «вторую очередь», по-
сле серьезных и полноценных сочи-
нений, наполненных большими идея-
ми и эмоциями советской ‹ действи-
тельности, — тогда композитора мож-
нс было бы только приветствовать за
смелость и разносторонность ето твор-
ческой практики, .

Ho, к сожалению, несколько удач-
EBX «развлекательных» сочинений
были ширмой для прикрытия идей-
ной я эмоциональной опустошенно-
сти В «серьезных» сочинениях. Кри-
тика недостаточно оценила первую
симфонию Шостаковича, в которой он
нащупывал подлинный путь совет-
ского композитора.
	` > 5 БМ а А - а Ч
	кально петь, а в том, чтобы хорошая
игра и хорошее пение находились в
неразрывном единстве. Одно невоз-
можно без другого. Образ вытекает
из музыки. Опыт Музыкального те-
arpa асно показал, что хорошо про-
работанная внутренняя линия роли
не только не мешает, но, напротив,
помогает петь. Чем успешнее разви-
вается сценическое. маслерство акте-
ра; тем большего вокального мастер-
ства оно требует в оперном спектак-
ле. Это единство само собой прейпо-
лагает некоторую особую природу: иг-
ры в опере, отличную от чисто дра-
матической игры. Штамп драматиче-
ского театра в, опере становится He
	менее смешеон, чем привычные опер-
	ные штамны италъяиских теноров.
Внутренний ход развития образа в
опере пердполагает музыкальный под-
текст, который заключает в себе все
необходимые психологические ступе-
ни, иногда гораздо более быстрые и
категорические, чем в драме. Мне по-
рою кажется, что эмоциональное на-
пряжение актера в опере сильнее, чем
в лраме. Дело режиссера так суметь
«взрыхлить и распахать» актера, до-
Бести его ло такото внутреннего пол’-
ема, чтобы ему захотелось петь, чтобы
он не мог не петь.

В области актерской ‘игры в опере
мы стоим перед двумя опасностями.
‚ С одной стороны, традиции старой
оперы с ее обычными сценическими
навыками, с опытноетью старых ма-
стеров, которые на самом деле часто
культивируют о усовершенствованный
оперный штамп. Такие актеры. дер-
жатся на сцене очень уверенно, с вы-
работанной сценической привычкой;
они пользуются приемами, которые
им помотают подчеркнуто «бросать
звук» в зрительный зал. Они поль-
зуются жестом, удобной позой, опре-
деленным поворотом тела, для того,
чтобы, как им кажется, было удобнее
петь. Так создается на сцене оперная
игра. Олнако когла мы слушаем пе-
ние рабочих или колхозников, еще
не испорченных врелным влиянием
театра, — мы видим обыкновенных
живых люлей, остающихся во время
пения, такими же простыми, как про-
CTH они в своей жизни.

Вторая опасность — перенос лра-
матических штамлов в оперу. Тогла
актер, желающий играть; не считаясь
с партитурой и музыкальным рисун-
ком; подражает драматической игре
	Народный артист Республики В, И... Немирович-Данченко.
	Пятнадцать лет назад. Музыкаль-   аналогиями, то сцена и. оркестр стро-
	HICH даже по принципу контра-
пункта, где возможно тазличное соот-
ношение спеничееских и музыкаль-
ных элементов, обязательно, однако,
	шый театр им. В.  И.: Немировича-Дан-  ятся даже по
	ИЛРИ

синтетическото
	спектакля. С течением лет первона-.
	чальная формула «синтетического те-
	атра» стала наполняться живым с0-  06 единенное и оправданное идеиным
	циальным ‘содержанием, От чисто
эстетических поисков театр пришел к
глубокому социальному пониманию
искусства. Этот путь был полон боль-
их побед и серьезных неудач. Од-
нако во всех работах театра сохрани-
лась основная идёя, — идея музы-
хального театра. Название, которое
В. И. Немирович-Данченко выбрал.
не только формально, но и по сути
отвечает творческим принципам те
атра. Театр ожесточенно разрушал
сперные штампы. Но настоящую oc-
зову для созлання живых образов, он
вашел только в музыке, в ее содер-
жании, в жизни, ею воплощаемой.
Это положение ролилось не из узко
	теоретических предпосылок, оно опра-
	вдано. всей  горячен деятельностью
театра. Теория и практика шли в нем
рука об руку.   }
Сейчас, когда к проблеме оперного
театра привлечено напряженное вни-
мание общественности, опыт Музы-
кального театра лает нитересный и
большой материал для творческих
споров. Уже нельзя, думая, о созда-
нии советского оперного спектакля,
прохолить мимо художественных
улач и поражений Музыкального те-
атра Илея спектакля заключена В
	° музыке. Музыка пронизывает ©0000
	весь спектакль. начиная с актера и
кончая внешним оформлением. Она
воплощается на сцене, истолкованная
дирижером, режиссером, актерами и
закрепленная в новойу художествен»
вой форме. Речь, однако. идет освну-
треннем вскрытии музыки, а не 0
внешнем совпадении приемов и не о
сценическом «полражании» музыке.
Сцена воплощает содержание музыки,
а не передразнивает ее. Она вопло-
птает ее в новом художественном ка-
честве и в этом смысле получает са-
мостоятельное эстетическое значение.
Наивно и смешно наблюдать вненгнее
ритмическое совпадение и также 6ес-
плолно вскрывать на сцене не музы-
кальный смысл, я преследовать ариф-
метнческое соответствие такта и дви-
жения. . °

Если пользоваться музыкальными
	7 ФЕВРАЛЯ в помещении, Мало-
то театра открылся третий пле-
нум ЦК союза Рабис.
Деловая работа пленума началась
отчетным доклалом председателя: ©0-
юза тов. Я. И. Боярского.
В ежатой форме тов, Боярский рас-
	сказывает 0 всех сторонах жизни
союза. Ем речь насыщена богатым
цифровым материалом, позволяющим
судить и о сегодняшнем состоянии
ссюза ин о работе его руководящих
ортанизаций. Я. И. Боярский векры-
вает недостатки в работе союза и
формулирует их четко и полно.

Сейчас союз об’единяет 109560 че-
ловек. Несмотря на выделение работ-
ников кино в самостоятельный cows
и па освобождение Рабиса от огром-
ного количества предприятий, не ИМе-
ющих прямого отнотения к искус-
CTBY, союз за гол увеличил число CBO-
их членов на 6,2 проц. Это свидетель-
ствует о росте предприятий искусства
в стране. Однако союз еще не. охватил
полностью всех работников искусства.
В отлельных организациях в ‘©0038
состоят только 30,3 проп. (Свердлов-
ская организация), 82,2 проц. (Север-
ный край). 83,3 проц. (Челябинск) и
лаже 60 проп. (Талжикистан) работ-
HBEKOB UCKYCCTE.

После передачи профсоюзам соци-
ального страховання ЦЕ Рабне стал
распорядителем огромных денежных
средств. В 1935 т. союзом собрано
41600 тыс.руб. против 35427 ты6.
рублей в предыдущем голу. План в
целом выполнен на 124 проц.; олна-
ко. по отдельным организациям союза
имеется значительное неловыполнение
‚лана. Это покязывает, что у целого
ряда организаций нет еще пужного
звторитета, достаточной энергии и
умения бороться за получение   тех
средств, которые предоставлены союзу
законом, На 1! ноября хозяйственные
организации были должны союзу ог
ромную сумму — 8.030966 руб, ^

Вместе с этим заметно и неумение
освоить отпущенные союзу средства.
Союз много внимануя уделяет помо-
щи детям, но все же из сумм, отпу-
шенных на детские салы, по. союзу
израсхолован только 51 проц., срел-
ства на днэтическое питание израс-
ходованы только на 68 проц. Есть
организации (Северный Кавказ, Ар-
мения), которые не израсходовали из
этих фондов ни олной копейки. И то
обстоятельство, что ЦК Рабис не снял
ва это ни одного из председателей
профсоюзных организаций, локазыва-
ет, что и ЦК не проявил лостаточной
энергии в этом направлении.

Через санаторин и дома отдыха со-
юз пропустил ‘за год всего 6 619 чел.
(т. в. 7,8 проц. своих членов), — циф-
	смыслом музыки, Театр является не
простым механическим передатчиком
произведения а ето творческим
истолкователем,

Невозможно рекомендовать один и
тот же сценический ключ ‘к любому
музыкальному произведению. Истол-
кование музыки не может быть фор-
мальным. Оно должно исходить из
основной мысли произведения, а не
из формального соответствия отдель-
	„Индустрия социализма“
	ный деятель искусств И. Павлов —
рисунок к травюре Серго Орджоль
кидзе и серии «Новая Волга» и tHe
вый Донбасс», А, Кравченко —
«Азовсталь», А; Нюренберг — «Шах
теры Кузбасса», Коннов`— «Панора
ма  Сталиногорского химкомбинать»,
К. Banos — «ПИахтеры Донбасс»,
Решетников — «Ушаков нА льди!е }
челюскинцев».

Скульиторы ’Чайнов, Мотовилов,
Бабичев, Алешин, Ходатаев и рял
других ужеё сдали эскизы к сво
произведениям.

В ближайшие лни жюри приступит
к просмотру работ ленинтрадеких ху.
дожников,

На просмотр ленинтрадцами пред
ставлено свыше 300 эскизов, в 10
числе В. В. Лебедев — <Рабочив
спортсмены», А. М. Любимов — «Тов
Киров в Баку», А Н. Самохвалов —
«Ленинский комсомол», В. Н. Лишез
`— «Индустрия и оборона», Н, Я, Ко
чергин  — «Здесь. прошел Колчак»
Н. И. Дормидонтов — «Днепрострой»,
С А. Павлов — «Прокатный цех
«Красного твоздильшика», А. В, Уха.
‘нова — «Академик Павлов со свонуия
учениками».

Приступили к работам лля пре
стоящей выставки заслуженяый Tes
тель искусств И. И; Бродский (‹Мь
таллурги у товарища Сталина»), К. ®
Юон («На’ Авиазаволе»); чехословае
кий художник Э. Нейшуль (‹Эле
тросталь»). :

Начинают работать: заслуженный
деятель искусств Е. А. Кацман (‹Дь
настия Коробовых»), И. И. Машка
(«Смена на шахте»), И. 9Э. Грабарь
(«Московский автозавод»), П, 1,
Кончаловский («В аэропорту?), А. М,
Герасимов («Совет Наркомтяжлрома»,
‘групповой портрет).
			В комитете по организации всесо-  лараций, резолюций о TOTOBROCTH yua-

ee Tnateqwna
	юзной художественной выставки «Ин-
дустрия социализма» нас ознакомили
с рядом мероприятий, осуществляе-
мых комитетом.

Как известно, комитет выставки
«Индустрия социализма» развил ши-
рекую деятельность. Он привлек ху-
дожников, которые должны в своих
произведениях отразить величие по-
бел социалистической индустрии, Для
выставки «Индустрия социализма» ра-
ботают крупнейшие хуложники — 3a-
служенные деятели искусств и MO-
лодежь, работают живописцы, скульп-
торы. графики.

Письмо сталинградеких рабочих к
мастерам изобразительного искусства
вызвало больное ‘воолушевление в
рядах художников и способствовало
быстрому размещению! большинства
тем. выдвинутых комитетом.

15 января комитетом было заклю-
чено свыше 500 договоров.

Художники Украины = обещают
дать на выставку ряло крупных
работ: «Встреча правительства в Кие-
РЕ», «За 500 ‘тысяч кубометров бето-
на» (строительство Днепротэс), «ВБри-
тала Демченко на полях», «В цехах
Дзержинки», «Криворожекие рудни-
ки», «Стахановец Степаненко на шах-
те» и др.

В Закавказье комитетом заключе-
ны договоры <о всеми велущими ху-
ложниками Грузии, Абхазии и Алжа-
ристана, в том числе с тт, М, С. Сарь-
яном, Габашвили, Тоидзе, НКакабадзе,
	ЩШарлемань, Гудиашвили, Садамон-
Эристовым, скульптором  Никопадзе
и Др.
	В текущем месяце будут привлече-
ны к работе лучшие художники Азер-
бейлжана и Армении, а также ху-
дожники Харькова и Одессы.

“Художники поняли, что пора дек-
	ствовать в выставке прошла, Сейчас
в мастерских кипит работа, и мы ре-
вльно осязаем уже первые ее резуль-
таты.. Жюри комитета выставки «Ин:
дустрия социализма» = просмотрело
около 400 работ. Среди них — около
150 работ посвящены темам, выдвину-
тым художниками. Это свидетельст-
вует о повороте художников лицом
к индустрии социализма и о возрос-
шем интересе к темам индустрии, к
ве людям.
	Болышнинство художников оказалось
	чрезвычайно аккуратными в выпол-
	нений взятых на себя обязательств.
	Однако нашлись и такие, которые по-
дошли к предстоящей юбилейной вы-
ставке, как к очерелному незначи-
тельному заказу. С такими художни-
ками комитет расторгнет заключенные
договоры. -

В мае жюри покажут евои работы
закавказские художники, в июле —
хуложники Украины. .

В числе одавитих эскизы — заслу-
женный деятель искусств П. В. Куз-
нецов, работавитий на! Азовстали, ху-
дожник Ф. Богородский — ciilaxte-
ры и тражданская война», В, Бяпы-
ницкий-Бируля—«Нивастрой», Ф. Лехт
— «Алюминиевый комбинат в Запо-
роже», 6. Иогансон — «Стахановская
бригада», В, Перельман—«Полготов-
ка кадров», В, Крайнев — «Тулом-
ская электростанция», Е, Зернова —
«Пуск Магнитогорского блюминга»,
А. Лентупов — «Азовсталь», КН. Фи-
ногенов — «Сталин и члены Полит-
бюро на опытном поле НАТИ», А. Ло-
банов — «Комсомольцы Кузнецка»,
Н. Гпущенко — «Новый Донбасс»,
В. Прагер — «Нашли» (на материале
хеолото-развелочной экспедицин AA
Кавказе). Н. Крымов — «Московский

‚парк культуры и отдыха», заслужен-
	Меняется и содержание работы со-
юза. До сих пор союзу прихбдилось
выполнять функции созданной сейчас
организации, а это накладывало свой
	отпечаток на всю его работу: в его
	деятельности болышое место занима-
по разрешение хозяйственных вопро-
сов. Освободившись от этого, союз
сможет теперь больше уделять вни-
мания защите материально-бытовых
интересов своих членов, охране тру-
да, социальному страхованию, развер-
тыванию самокритики и т, д. и 6мо-
жет стать во главе движения за луч-
шую организацию труда.

— Статьи, помещенные в «Прав-
Her, — заявляет тов. Боярский, —
говорят, что дальше не может суще-
ствовать такого положения, котда кри-
ТРКИ Искусства или хвалят или пи-
шут кислосладкие рецензии. Кажло-
му явленцю искусства будет отныне
даваться настоящая общественная це-
на. Будет сказано; вот это хорошо
и на этото отличняка искусства надо
равняться, вот это плохо и нелопу-
стимо. Это будет сказано прямо, в
глаза, © названием имени и отче-
ства.
	юстакович нам известен как иск-
лючительно талантливый композитор,
и с этой точки зрения он должен быть
всячески оберегаем нами для того,
чтобы он создавал чудесные произве-
дения. Но огромную ошибку и пре-
ступление перед самим Шостаковичем
делали тотда, когда хвалили TO, что
хвалить ‘нельзя, и когла не указыва-
ли правильного пути, на который о
должен встать.

— Союз Рабис‚—ваканчивает свой
доклад тов. Боярский, — имеет пе-
ред собой определенную политическую
задачу. Он должен сказать партии и
	правительству, что весе члены союда
	06 единены единым пониманием ‹ по-
литики партии и празительства в об-
ласти искусства и горят желанием
ноднять искусство на высший ypo-
	BUNS,
	ных сценических кусков’ кускам. му-  И Пользуется готовымн еценическими

зыкальным. Тедтр должен критически   Штампами лля изображения  тнева,
освоить классическое наследство. очи-   Скорби, радости и слез. Он не заме-
	щая произвеления великих компози-
торов прошлого от всего наноеного
и ненужного, что привито в их еце-
кических исполнениях  мещанекими
вкусами. Мы знаем. каким густым
слоем штампов покрыто музыкальное
и сценическое истолкование не толь-
ко Верди, но и Римского-Корсакова,
Чайковского и Мусоргского, За этим
трудно преололимым наслелством ста-
рых музыкальных ‘сценических навы-
HOB ‘исчезает ‘ноллинное реалистиче-
ское и яркое- музыкальное ‘ солержа-
	ние произведений. Современный зри-
	тель имеет право ‘на классику в 22
первоначальной чистоте и глубине. На
классику, отражающую создавшую ee
эпоху, а не на традиционный набор
эффектных кусков  виртуозного  пе-
ния. Только. такое понимание  музы-
ки может освободить театр от роко-
Бой подчиненности либо сценическо-
му штампу, либо внешне понятому
ритму. :
Как бы мы, однако, высоко‘ ни оце-
нивали значение синтетического един-
ства отдельных элементов. спектакля,
режление советекой оперы не может
быть ло- конца разрешено без созла-
ния нового типа поющетго актера. Ос-
новное значение деятельности театра
и заключено в воспитании актера. ос-
Есбожденното от оперных штампов,
основывающето свою игру на музыке
й владеющего великолепной и закон-
ченной простотой. Противоположение
игры и пения в опере бессмысленно.
Дело не в том, что важно —- хорошо
правдиво итрать или’ xoponto MY3BI-
	ра явно. незначительная для такого.
<сюза, как Рабис. При утвержлении.
нового плана по социальному страхо-
ванию надо установить в этой обла-
сти новые повышенные нормативы,
соответствующие повышенной нервной
деятельности работников искусства.
Несмотря на т0, что от союза Ра-
one отошли 45 тыс. киноработников,
а процент профсоюзных отчислений.
снизился вдвое, союз собрал в 1935
году 3383 тыс. руб. против 1574 тыс.
руб. в 1930 г. Это косвенным образом.
свидетельетвует и @ росте фонда зар-
платы по предприятиям искусств. ©
Если взять Художественный теато
им. Горькото, то средняя , зарплата
агтистического персонала, составляв-
шая в 1931 г. 197 губ. в 1984 г. под-
нялась до 394 руб. а в 1935 т. —
уже ло 554 руб.; зарплата техниче-
ского персонала — 60 114 руб, в
1931 г. до 314 руб в. 1935 7. В теат-
рах УМЗП, тде, по выражению тов.
Воярского, в хозяйстве больше по-
рядка. но и заметно больше’ скупо-
сти, средняя зарилата артистического
персонала co 137 руб. поднялась 30
234. технического — со 114. до 210,
К сожалению, в области зарплаты

‚нет порядка и прежде всего нет еди-

ной системы зарплаты. Так называе:
мые тарифы ЦК Рабис, утвержденные
в 1931 г, не отвечают сегодняшней
лействительнойти ни по уровню уста-
новленных ‘там окладов. ни по само-

My своему строению. Тов. Боярёкий

заявляет, что дальнейшее, пролвижет
ние в области зарплаты булет вестись
В организованном и плановом поряд-
Fe.

ЦК Рабис за последние годы много
уделял внимания фаботникам эстра-
ды. ЦК считал, что все неразрешен-
ные вопросы в этой области мотут
быть разрешены не созданием госу-
дарственной прокатной конторы, а
настоящей государственной организа-
цией всего этого вида искусства, та-
кой организацией, которая заботилась
бы о кадрах, о повышении квалифи-
капии артистов, о произволетвенной
работе с ними, и т. д.

Мало внимания уделял ЦК Рабие
молодым, ’незарекоменловавитим еще
себя художникам. ^

азвернув отромную шефекую ра-
боту (в 1935 т. для Красной армия
прелоставлено 10 млн. зрелищных п0-
сещений), союз не уделял вниманйя
работё ‘с кружководами самодеятель-
ного искусства,

Вторую часть своего доклала тов.
Боярский косвящает проблемам, свя-
	чает, что эти приемы совсем не от-
вечают живому образу, не оправлы-
ваются музыкой, и хотя многие вос-
хищенные зрители готовы аплолиро-
вать этому «сценическому нажиму»,
все равно за такой итрой нет настоя-
его живого чувства. А между тем
современный советский спектакль,
какой бы темы он ни касался, бу-
дет ли это прошлое или настоящее,
будет ли оно воплощать оперу клас-
сика или современного композитора,
— не имеет права допускать на сцене
фальши Каким образом смогут акте-
ры оперной, сцены показать людей
гражданской войны, строителей со-
временного общества, если они не ов-
ладеют. настоящей и живой просто-
той. без которой. бессмысленно любое
сценическое мастерство.

Вот на воспитание такого. актера,
в исполнении которого лраматическая
и музыкальная линии были бы сли-
ты воедино, в котором не ощущалось
бы разрыва между вокалом и лвиже-
нием, о котором нельзя было бы то-
ворить, что лучше — играть или петь,
— HA воспитание такого актера и
было потрачено пятналцать лет дея-
тельности Музыкального театра,

На сцене Музыкального театра дол-
жны создаваться характеры и образы
а не просто перелаваться музыкаль-
вые партии или эффектные роли.
Поэтому-то Музыкальный театр и об-
рашает такое большое внимание на
работу $ актером, Он исходит при
этом из ‘своего понимания музыки и
в особенности из тех требований, ко-
		НА ПЛЕНУМЕ ЦН РАБИС
		занным CO стахановским движением,
Союз” наметил здесь два основных
	направления работы — прежде всего
обспуживание стахановцев пучшим
качеством искусства, и, во-вторых,
	борьбу за более высокую организацию
труда и производственных процессов
в предприятиях искусства.

Тов. Боярский приводит многочи-
сленные примеры, когда работники
искусства организовывали для стаха-
новцев целые фестивали с самой игн-
рокой и разнообразной программой,
делали выезды © концертами и спек-
таклями на предприятия, в шахты, на
транепорт, стимулируя этим произ-
водетвенный под’ем, толкая пепело-
виков промышлен-
ности на новые
ироизводственн ы е
достижения, вызы:
вая ответные обе:
щания «еще боль-
ше подкрутить гай
ку» (выражения
стахановна В. П

Боролько).
	авторами спектакля «Тихий Дон> и
последние релакционные статьи «Пра-
Bone по вопросам. музыки и балета
свидетельствуют. об огромном внима-
нии партии к вопросам искусства.
Они имеют огромное принципиальное
значение, ибо формулируют, те требо-
вания, какие  пред являются сейчас
к искусству вообще. Мы вступаем те-
перь в век здоровой повышенной эмо-
циональности, ‘когда высокое идейное
содержание искусства должно нахо-
дить ясные простые, прозрач-
	ные формы, доступные ‘миллионам.
	° Партия создала
Зсесоюзный коми:
ет. ло делам ис-
‹усств. Члены сою-
за Рабис должны
›адоваться,, ибо
зтарая мечта союза
› едином государ-
зтвенном  организ-
we,  руководящем
!скусством, реали-
уется сейчас пол-
остью. ‘
Создана  органи-
ация, на которую
озложено собира-
ие искусства в
‚диный иентр, ру-
ководетво ‘всем ле-
лом ‘искусства. в
нашей стране, со-
Зирание народного
творчества, о чем у
нас зачастую забы-
зают, и разверты-
вание искусства во
всем многообразии наших националь-
ных культур.

Вследствие того, что ло сих пор не
было такого государственного орга:
низма, имелись ограничения в разма-
хе работы: Москва не видела замеча-
тельных образцов. искусства; имею-
щихся в нашей стране, не видела да-
же украинского искусства, не говоря
уже об искусствах других националь-
ностей. Перед комитетом стоит иск-
лючительной важности задача — ча
всех языках нашего Союза, во всех
национальных формах создавать еди-
ное искусство социапистической  эпо-
хи, созлавать максимальные условия,
магоприятствующие развитию этого
искусства и обмену этим искусством
между национальностями, ^

Л. Леонтьев
	ция долалуна возтлавять едесь двимо-
ние за лучшую организацию подгото-
вительного процесса и за ликвидацию
консервативных методов ‘организаци-
‘онно-творческой работы, крепко засев-
ших в наших TeaTpax (рационализа-
ция репетиционной работы, правиль-
ное использование людей, творческая
подтотовка репетиции со стороны ре-
жнссеров и актеров-и т. л.). Пора по-
ставить вопросы; нужен ли такой
длительный застойный период в под-
тотовке спектаклей? Нужны ли такие
продолжительные репетиции, что ак-
тер получает оскомину * от работы
pampane, чем выступит перел spuTe-
лем
	Нар. арт. В. И. Началов и пом. директора ГАБТ Я. Л. Леонтьев
в президиуме пленума ЦК Рабис,
	Тов. Боярский говорит 06 отром-
ных перспективах, стоящих перед
работниками искусства. Мы вступаем
в полосу, которую можно назвать по-
лесой социалистического ренессанса
нскусств. Характеристика жизни,
данная тов. Сталиным, неминуемо
связана с явлениями искусства, кото-
poe не только украшает веселую и
радостную жизнь, но и дает огромный
материал, чтобы осознать эту радость
й это веселье, Недалеко ‘время, котда
в каждой колхозной избе будет ви-
сеть хорошая репродукция Джиокон-
ды, когда в каждом колхозном клубе
будут концерты квалифицированных
музыкантов и спектакли квалифицй-
рованных актеров.
	Беседа тт, ОталинаА и Молотова с
	‘опытах новой организации труда В
творческих цехах передовых театров,
В двухдиевных прениях по докла-
“ny Tos. Боярского, охвативших самые
разнообразные стороны” работы сою-
 заи давших отромный` материал, под
`тверждающий юоновные положення
докладчика, выступили тт. Мусин
{музтехникум московской `Коноервато-
гии), Строков (оперный театр в *
Горьком), васл. арт, Н. Петров (ХаГь
ковский театр ‘русской лрамы), Мор“
щихин (ленингралский Большой др“
‘матический театр), Ужвий (Харьков),
Е (Днепропетровск), Munn
(Киев), Курманов (Казахстан), Рун
(московская Консерватория), засл, ар
Слонов (Саратов), Фатилевич (дир
тор Ростовского театра молодежи),
Морданов (Киевский гос. театр); 3867.
деятель ‘искусств Брянцев (Леняи-
трал), засл, художник  Петрицкий
(Харьков), засл. арт. Султанов (Т8-
тарский т0оо. драм. театр), засл, aft
Печковский и мнотио лрутие.

Делегаты пленума елинодушно при
ветотвовали созлание Всесоюзного ko
митета по делам искусств.

— Работники ‘искусств, — Заявил
Н. В. Петров, — должны Мобялиао-
вать весь свой тромалный опыт, весь
свой накопленный творческий багах,
чтобы помочь комитету в 0 работе
и прилать делу искусства, употребляя
выражение тов. Молотова, вужный
государственный размах.

С большим Уловлетворением деле
таты встретили первое решение ко
MuTeTA — о постановке «Бронетоез
ла» Б Малом театре.

— Нало пожелать, — сказал тов
Морщихин, — чтобы комитет обратил
внимание не только на нелоделанные
театрами спектакли, но и па #610
деланные авторами пъесы, Комитет
должен повести работу и с авторамт,

Ton Жейфец (ленингралекая Кот
серватория) налеется, что комитет
внесет порялок в производствеяной
практике стулентов хуложественных
вувов и обеспечит вузы стабильны“
ми учебниками.

Гогячую речь’ о ‘детских театра
произносит ‘Засл. арт. А. А, Брянц®
Как старый работник  тюзовско®
Фронта он свидетельствует, что №
15 лет существования летских’ тв
ров ими в Наркомпросе` никотла ®

никто не руководил. Тов. Ррявиев

считает, что Комитет по делам ие
кусбтво должен взять на себя особую
заботу о детских театрах.

Поле краткого заключительном
слова тов Боярского пленум перешел

вечером 9 февраля к заслушанию вто

рого доклада «0 состоянии циркового
дела в стране» (Док. тов. Данимана #
содоклал т. Могилевского),

А. КУТ
	Как показатель
ный факт, тов. Бо
ярский сообщает
что неосвобожлен
ный председателт
торкома союза `Ра
бис в г. Сталин
тов. Поляков взял
на себя в порядке
шефства обязатель-
ство обучить музы:
ке семью стаханов
ца - орденоноеца,
Артюхова, тото’ са-
мого, который на
conemannn. стаха- Нар. арт, В. }
новцев. дал тов,

Орлжоникидзе обе-
щание «овладеть ягрой на рояле».

В целом ряде технических цехов
на предприятиях искусства проведе-
на настоящая  стахановская работа
(в мастерских Всекохудожника, на
фабрике экспортных игрушек и т. д.),
давшая значительное повышение про-
изводительности труда. Здесь союз
Рабис имеет своих стахановцев —
тт. Мамчинова и Сизова (в мрамор-
ной мастерской  Всекохудожника),
Новикова (в бронзовой мастерской)
и AD.

Иначе стоит вопросе о творческих
цехах, но и здесь есть все реальные
возможности для того, чтобы добить-
ся лучшей организаций труда в тон-
чайшей сфере художественно-творче-
ской работы, Профсоюзная организа-

\:

Содокладчиками тов. Я. И. Бояр-
ского на пленуме выступили прел-
ставители месткомов трех театров —
Московского театра им. Вахтангова
(тов, Горюнов), Ленингралского теат-
ра юных зрителей (тов. Зандберг) и
Центрального театра Красной армии
(тов. Пильдин). Представитёли мест-
комов рассказали © работах по
лучшему и более культурному обелу-
живанию зрителей и о первых (нало
сказать, очень и очень скромных)