в. Париже
	дения такого рода там не практику-
ren,

Балетные педагоги. `В Париже, дат.
ющие частные уроки, — преимущест-
венно русские эмитранты. Конечно,
не в их силах и возможностях ‘©03-
давать художественные кадры. Их пе-
даготическая практика чужла всякой
системы, преподают так, как пренпо-
давали в старой балетной школе лет
30—40 назад.

Я вилела несколько балетных по-
©становок: «Дафние и Хлоя», «Салял»,
«Икар». Первый балет — старая по-
становка Фокина. Это  «еостаривший-
бя» ‘спектакль, лишенный живой ху-
дожественной идеи. Два раза я смот-
peta балет ‘«Саляд», и для меня. все
же остался неясным его сюжет, хотя
он и рассказывается «хором», распо-
ложенным по бокам сцены.

Лишенный идеи, ‘цельности, а, пол-
Час и смысла, балет на парижекой
‘сцене, не имеет самодовлеющего зна-
‘чения; он даже не имеет права на
самостоятельные спектакли. Балет ‘в
«Гранд-Опера» является придатком к
опере, дополняет оперный спектакль
одним или двумя актами. Между тем
У нас балет, только территориаотьню
об’единенный с оперой в одном зда-
нии. является равноправным видом
искусства, у которого с каждым, днем
растут перопективы коллективного
творчества в соответствии с коллек-
`тивным творчеством всей наитей стра-
	НЫ,

МАРИНА СЕМЕНОВА
	мои гастрол
	Иркем, оказацный мне в. Париже.
оказывает, насколько во ‘Франции
интересуются хореографией.

Весмотря на нападки белогвардей-
ской печатн и холодное отношение ко
мне празых французских тавет (в
первое время моего пребывания в Па-
рялое), вое же сразу почувотвовалея
еще до выступления моего ‘острый
интерес к советскому балетному ис-
хусотву. Этот интерес рос от опектах»
дя к опектакаю, ; :

Как\ отнесся к моим, выступлениям
театр «Гранд-Опера» ?

Мне был оказан ‘исключительно ра-
душный прием, для‘ меня были даже
нарушены некоторые традиции: да-
вали оркестровые репетиции, OOH.
вые у нас„ но не принятые у пих для

уже игранных на этой сцене,
	Бозобновили для Меня балет «Яуи-
ель», который не ставился уже we-
сколько лет, Французские  бэлетмей-
стеры и артисты балета были хо мне
очень иредупреднтельны. Бюссе, ди»
тижировавший «Жизель»; вел оркестр
соответственно с моими замыслами, а
Рульман провел «Лебединое озеро» в
стяле моего исполнения,
	Директор «Гранд-Опера» Руше пфо-
являл исключительное внимапие к
монм выступлениям, ’ присутотвовал
ла всех репетициях.

Отношение к моим зыступлёниям
роех работников театра, начиная от
адиннистрации и кончая рабочими
сцены, показывает. повторяю, на-
сколько, глубок иаторео к советской
‘хореографии.

зо
	Это мне особенно приятно отметить
потому, что танцевальное ‘нокубство
«Грапд-Опера» давно уже застыло в
традиционных формах. Классический
танец здесь давно уже остановился
‚В своем развитии.
	Мои выступления характеризовали
пути развития советокого балета, пу-
тн, по которым это искусство может
продвигаться вперед и тде успехов
можню доститнуть, только У:
во отказавшись от рутины,
	Запад не имеет, предотавлейия 0.
машем коллективном творчестве; об’-
единенного ансамбля на сцене нет —
имеются отдельные фигуры  кордеба-
лета, играющие в толпе, и солисты,
утра которых мало овязана-с игрой
остальных артиютов.  Творческого py-
ховодства нет. Отсюда элемент слу-
чайности в трактовке музыки, прене-
брежение мыслью композитора в тан-
це, дивертисментный характер спек-
такля, в котором сольные номера
«вВыпЯчиваются», не будучи органиче-
	ски связанными с произведением
делом. и
	Исполнение танцовщицы во 60вре-
монном западном балете не является
ве соботвенным творчеством и прояв-
лонием 0 инициативы. Актриса сле-
по следует в спектакле указаниям ба-
летмейстера, никакого «учаютия в. вол-
лектизном обсуждений плана пост8-
вовки она не прянзмает. Да-к обсуж-
			ДЕКЖКАДА.
СОВЕТСКОИ
УЗЫКИ.
	13  февраля в клуб6 им. Профинтер-
на’ Московского. мясокомбината начи-
нается докада” показа советского му-
зыкального Творчества и советского
иеполнительском мастерства,

Концерты “будут проводиться в клу-
бах и непосредственно в цехах круп-
нейнгих ‘московских заводов и пред-
приятий, Несколько концертов для
научных работников, ИТРовцев и ста-
хановцев будет‘оргазизовано в залах
Консерватории, Дома ученых и Дома
союзов, Всего за декаду будет дано
около 40 концертов, в которых булут
исполнены произведения сорока co-
ветских композиторов; Концерты по-
сетит не менее 100 тысяч слушате-
qett. a one

В декаде примут участие лучшие
исполнители ГАБТ, Консерватории,
ВРК и исполнительской секции Сою-
за. композиторов. В концертах высту-
пят профессора МГК Нейгауз, Игум-
нов, Фейнберг, Гольденвейзер, Цыга-
нов, Сибор, солисты ГАБТ. Златого-
рова, Держинская, Обухова, Давыдо-
ва, Козловский,  Батурин, Лемешев,
Acad и Супамифь Мессерер, лауреаты
конкурсов и другие исполнители, Кро-
ме этого. выступят, самодеятельные
коллективы больших ваводеких прел-
приятий и клубов, которые исполнят
произведения советских композиторов.

Всего будет дано 13 программ,
охватывающих симфоническую, опер-
ную и хоровую музыку, музыкальное
творчество ‘наролов СССР, музыку
для камерных ансамблей и вокальное,
творчество советских‘ композиторов.

Для посетителей декады организу-
ется большая передвижная выставка.
	ФИЛЬМЫ К ХУ
ГОДОВЩИНЕ
РККА
	- К ХУШ годовщине Красной ар-
мии готовится выпуск двух фильмов
о красной коннице. Одна из них «Кра-
сная конница» ставится режиссером
Боголеювым при консультации по-
мощника = инспектора кавалерии
РККА комбрига Верховского. С’емки
этого фильма ‘производились на Се-
верном Кавказе. В с’емках участвовал
кавалерийский полк в полном соста-
ве. По ходу действия в фильме по-
казана. массовая переправа через
Дон, подл’ем по крутому откосу, мас-
свое спешивание и посадка Ha pa-
лопе, совместная атака конницы, авн-
ации и танков. С’емки производились
оператором Павловым. -

Озвучание фильма проходит с уча-
стием композитора Книппера, давие-
го три новых песни — походную, хо-
роводную и лирическую. Песни ис-
полняет краснознаменный ансамбль
красноармейской песни.  Сольную
партию исполняет артист’ Бурлак.
Текст песен написан поэтами Голод-
ным, Сурковым и Островым.

Второй фильм о коннице снимает-
ся режиссером Сутеевым при кон-
сультации помощника инспектора ка
валерни РККА комбрига Микупина.
Тема фильма — работа кавалерийско-
го раз’езда в тылу.у противника.
	ВЫСТАВКИ _
В КЛУБАХ
	В ближайшие. дни Всекохудожник
открывает в рабочих клубах ряд ху-
пдожественных выставок. }

В клубе им. АвиахимаА  (Левин-
градское шоссе) 13 февраля откроет-
ся выставка художника К. К. Зефи-
рова, на которой будет. показано око-
10 40 живописных полотен.

Выставка художника Б. Е. Влади-
мирского откроется 14 февраля в
клубе им. Микояна (при заводе
«Красный пролетарий»). Будет вы-
ставлено 50 новых живойиеных ра-
бот хуложника.

Выставка «Москва в живописи и
графике» открывается 15 февраля в
Центральном клубе финансовых ра-
ботников. На выставке будут пока-
заны работы художников: Куприна,
Кончаловского, Кравченко, Лентуло-
ва, Павлова, Рыбченкова, Исорчева и
др.. всего около 70 произведений.
	ДВА СПЕКТАКЛЯ
	всеми своими движениями и мими*
кой. Жест — мелок, нервен и сует
лив, он позти непроиаволен. Улыбка
болезненна, в глазах робость и страх.
Федор Хмелева, несомненно, одно из
самых замечательных и глубоких 003-
даний этого талантливого артиста.

На «фоне» такою Федора, естест-
венно, еще более выигрывает. уверен-
ное спокойствие и государственность
Бориса, Борис занимает в спектакле
подобающее ему прогрессивное ме:
сто. Борие — сильная тосударствен-
ная фигура с зорким взглядом и боль-
щим кругозором. Новый Борис —
Бопдуман — создает ощущение твер-
дости ‘и спокойствия отнюдь He
резонерскими средствами, за счет
темперамента. Наюборот, он ‘внутрен
не страстен, его темперамент бурлит
и он бурво прорывается в сцене о
Ириной. Борис Болдумана не декла-
мируег и не резонирует, он животи-
сен и театрален в хорошем смысле
слова. Он убедителен и силен в каж-
дом своем жесте, в каждом своем
движении. в каждой своей паузе. В
минус аклеру нужно поставить то,
что он, законно желая избежать деч
кламащионности, временами слишком
«прозами», перестает говорить стиха-
ми. Впрочем, в известной мере этот
недостаток овойственен’ большинству,
актеров МХАТ.

В соответотвии с новой трактовкой
Федора и Бориса по новому тракто-
вана и Ирина. Тихомирова сумела с
большой теплотой и проникновенно-
стью, нисколько не поютупаясь мяг-
кой лиричностью‘ образа, дать все
же вместо васнецовской Аленушки
Ирину Годунову. В ней что-то есть
от государственного ума ее брата, и
	‘когда Борис в ‘заключительной кар-
	тине говорит Ирине; «Пути сошлися
наши», то в это веришь больше, не-
жели в каком-либо другом спектакле.

Совершенно замечательную фигу-
ру создал. молодой эктер Блинников
в роли Луп-Клешнина. Сочный, яр-
	кий, живописный, словно выхвачен-
	ный из тьмы времен, этот Луп-Блеш-
нин в наибольшей  отепеви соответ-
ствует образу «русском мошенника»,
который представлялся самому
А. Толстому. 1

Таковы новые исполнители Фелора.
Своей трактовкой заглавных ролей
они добились большей четкости в
расстановке социальных акцентов, не.
выходя за пределы телстовской тра-
тедии.  «Историко-бытовая линия»
оботатилась социальным смыслом,

Этим новым отношением к истории
на сцене, казалось бы, должен был
быть еще в большей степени отмечен
последний исторический спектакль
МХАТ — «Мольер» Булгакова. Одна-
ко самый материал пьесы настолько
нелостоверен, что все усилия мха-
товцев создать спектакль социалыно-
страстный не могли увенчаться успе-
хом. В основу пьесы Бултажова поло-
жено драматическое столкновение
Мольера с тайным обществом «Свя-
тых даров» (по пьесе «Кабала») по
поводу «Тартюфа». Из-за доноса ак-
тера труппы Мольера Муарона о том,
что Мольер будто бы женат на с0б-
ственной дочери, «Кабала» получает
в свои руки сильнейшее орулие для
борьбы с ‘ненавистным писателем.
Мольер лишается милости короля и
трагически гибнет. ` я

Драматург ‚имеет полное право на
творческую фантазию. Он может, ис-
ходя из проверенных исторических
фактов, созлавать различные драма-
тические положения. Но все же из
проверенных. Весь же узел в пьесе
Бултакова завязан вокруг женитьбы
Мольера, якобы, на собетвенной доче-
ри Арманде, Но это досужая версия,
никем абсолютно не доказанная и оп-
ровергаемая даже буржуазными исто-
риотрафами (см. например, книгу
Манциуса о Мольере)! Арманда в
действительности была сестрой пер-
вой жены Мольера Мадлен Бежар.
«Кровосмесительная» версия, никем Б
пьесе не опровергаемая, придает ей
‘сугубо мещанский характер.

В пьесе почти вовсе отсутствует
Мольер — великий писатель, круп-
ный реформатор театра, омелый про-
тестант и обличитель нравов, но зато
обильно и весыма сентиментально по-
казан Мольер, страдающий и ревну-
ющий муж и любовник, В свете по-
добной трактовки снижены другие
исторические фигуры. Например, ле-
тописен театга Мольера, «регистр»

Итак, снова «Парь Федор Hoanno-
вич». На сцене МХАТ один из нам-
более блестящих образцов ‹историко-
бытовой линии театра», как ее назы-
вал К. С. Станиславокий: Тридцать
семь лет назад спектакль «Федор»
открыл новую страницу в истории
русского театра. В знаменательный
вечер 12 октября 1398 г. вое на clle-
не выглядело необычно: и натураль-
ная простота актерского исполнения,
и сугубая историческая достоверность
декораций, костюмов и прочих аксес-
суаров, и мизансцены, и темнота в
саду у Шуйского, и массовые народ-
ные сцены. Теперь многое обветшало.
Потускнели декорации, жалкой тряп-
кой висит арочный лес в валу у
Шуйского, морщинят и пестрят ивва-
MH задники, нет той организованно-
CTH и живости в массовых сценах.
`Иные массовые сцены, когда-то соз-
дававшие успех спектакля (например,
сцена на’Лузе), выкинуты вовсе. И
все-таки возобновленный «Царь  Фе-
дор» 1935 т. является  знаменатель-
‘ным этатом в жизни Художествен-
ного театра. Нас. не поражает уже
‘То, что так сильно воздействовало на
зрителя первых представлений, ибо
МХАТ более не одинок в своих ре-
жиссерских и актерских приемах, во
всей своей творческой методологии.
МХАТовекий психологический  ‘pea-
лизм имеет последователей и верных
учеников в большинстве наших Tea-
тров. Искусство ансамбля, историко-
бытовое правдоподобие стали обяза-
тельными при любой постановке.
МХАТ теперь уже не только театр,
но и школа и олно из ведущих на-
правлений нашего театрального ис-
кусства:

Значительность нынешнего  спек-
такля в другом. В нем появилаеь от-
четливая идея, которая раныше Gec-
‘следно тонула и растворялаесь в до-
‘кументализме постановки. И это бы-
ла бела не только «Царя Федора», но
и лрутих исторических постановок
МХАТ. Вышивка на тоге Цезаря от-
тесняла на задний план и мысль
шекспировской трагедии. ’Издыхаю-
Mad на переднем плане лошадь В
битве под Севском заслоняла идею
пушкинского Бориса. — Историко-бы-
товое правдоподобие становилось са-
моцелью, распространяяеь не только,
на оформление и бутафорию, но.и на
действующих лиц. Свежесть, которой
повеяло от возобновлениого «Фелора>,
внесена в спектакль новым составом.
исполнителей главных ролей. Это не
просто дублеры. Это новые исполни-
тели в полном смысле этого слова,
несущие за собой соверлненно иную,
новую. трактовку своих образов, а
вместе с ними и всей трагедии в це-
лом.

Наибольший интерес представляет
собою Н. П. ЖХмелев в роли царя Фе-
дора. Дарование Хмелева лишено той
мяпкой певучести и лиричности, ко-
торые мы обыкновенно привыкли ви-
деть в образе Федора. Сценический
образ Хмелева скорее графика, чем
акварель. Рисунок роли у Хмелева
почти всегда характерен и резов по
своим контурам. В образе Федора эти
качества Хмелева дали наиболее бле-
стящие результаты. Он ‘больше He
икона и не «лик» — хмелевский Фе-
дор, а живой, страдающий и больной
человек. Беспредельная доброта и
слабохарактерность Федора приобре-
ли резкую, неврастеническую ‘окрас-
ку. Неврастеничность. исполнения. в0-
видимому, приближает  хмелевский
образ Федора, судя по’ свидетельству
современников, к орленевскому. Но
Это только одна, хотя и немаловаж-
ная трамь замечательно сделанной ро-
ли. Глубина и значительность образа
созданного Хмелевым, заключается
прежде всего в том, что он ни на ол-
ну минуту не забывает, что Федор
при всей его мягкости все же сын
Иоямнта Грозного. Ярость и тнев  Фе-
дора (например в сценах с Луп-Клент-
ниным и у Архантельского собора),
потрясавигие зрителей своей неожи-
данностью в прежних ‘исполнениях,
в нынешнем спектакле закономерно
вырастают из ‘всего образа Хмелева-
Фелора. Он, в сущности, в течение
всего спектакля находится в несколь-
ко исступленном состоянии. Его до-
брота и бесхарактерность столь же
болезненны. как и его приступы’ гне-

ва. Федор, — блаженный. но они
  сын Грозного. Эту идею Федора Хме-
лев воплошает всем своим обликом,
	«Царь Федор» ‘и «Мольер»
		СССР им. Еорького
		Арт. Яншин в роли Бутона («Мольер»)
	«Латранж, один из активнейпгих дея-
телей и артистов мольеровской труп-
пы, предстал перед нами в виде ме-
лодраматического злодея, в виде бес-
страстной «судьбы». Повторяем, мы
мирились бы со всякой творческой
«вольностью», если бы от нее выигал
и вырос ‘образ самото Мольера. Этого
не случилось. Мольер полностью
остаетея в круту семейных отнотие-
ний, и его робкий бунт во второй по-
ловине пьесы выглядит странным и
неубедительным.

Булгакову нельзя отказать в дра-
MATYPTHYCCKOM таланте и сценической
опытности. Эта опытность не спасает
автора от примитива, который особен-
но чувствуется в социально значи-
тельных сценах пьесы (например, за-
селание «Кабалы»).

В пьесе есть ряд хоропю сделанных
образов. например короля, Бутона,
ряд выигрышных и эффектных сце-
нических положений. Литературён и
местами остроумен текст, но это не
может спасти пьесу. Она представляет
собой типическую ‹мещанскую мело-
драму, в которой Мольер, в конце кон-
цов, играет вполне’ второстепенную
роль. И если спектакль будет иметь.
успех, то только благодаря отромной
‘работе театра: Эта работа тем более
‚достойна уважения, ‘что перед теалт-
`ром стояла задача если не в фактах,
`то’ хотя бы в обстановке, костюмах, во
‘всем стиле спектакля сохранить исто-
рико-бытовое правдоподобие. Это те-
атру удалось в полной мере, но зато
почти не оказалось в пьесе материала
ANA социально-психологических глу-
боких трактовок. С  булгаковским
Мольером в конце концов «Кабале»
незачем так упорно бороться и моби-
лизовать столько сил. Он нисколько
не опасен, Таким образом для режис-
copa исчезает основной стимул, кото-
рый мог бы придать спектаклю пол-
линную страсть борьбы.

В пределах возможного театр сле-
пал все, чтобы поглубже осмыслить
поверхностно написанную семейную
мелодраму о Мольере.

Здесь прежде всего хочетея отме-
тить великолепную ‘работу художника
Вильямса. С ‘поразительным вкусом
и тонкостью в манере очень яркой
  театральности и вместе с тем совер-
шенно реалистичной он воссоздал ат-
‘мосферу эпохи. Несколько лисгармо-
нируют с легкостью и удивительной.

красочностью оформления Вильямса
слишком вещественные. натуралисти-
чески «плотные» костюмы Ульянова.
Актерекое исполнение в общем на
большой высоте, ‚ но OHO неровно,
и это прежде всего относитея K HC-
полнителю центральной роли Молье-
ра — Станицыну. Он играет очень
хорошо, моментами трогательно, но
талантливому актеру в гораздо боль-
шей степени свойственен комический
темперамент, нежели трагический.
Этого комического темперамента в
бултаковском Мольере проявлять вег-
де. Поэтому фигура получается. недо-
статочно насыщенная, недостаточно
импонирующая, образ суховат. Впро-
чем, тут виноват не тблько актер, но
и автор, который, в сущноети гово-
ря, не дал своему Мольеру никакого
материала для лепки глубокого и
большюто образа. Превосходно .игра-
ет Маллену Бежар Коренева. Это под-
линная французская актриса большю-
го трагического темперамента, глубо-
ко женственная и умная. Великоле-
пен и Бутон — Яншин. Это, пожа-
луй олна из наиболее мольеровских
фигур в спектакле. Яншин ведет роль
Бутона со свойственным ему серьез-
ным и мягким юмором, Вместе с тем
он в разговоре с Мольером находит и
лирические ноты. Романтичен и обая-
телен Муарон в исполнении Ливано-
ва, но ему гораздо лучше удаются
сцены любовные. нежели последияя
сцена раскаяния, Это и неудивитель-
но. так как самое раскаяние Муарона
в пьесе выглядит очень натянутым. В
сущности, Муарон — актерокое отре-
бъе, беспринцииный ловелас и донос-
чик, мало способный на глубокие чув-
ства и переживания. С. тонкой ирони-
ей, с несколько флегматичным холюд-
ком играет небольшую роль Людови-
ка — Бопдуман,
_ С правильным мелолраматическим
‘нажимом и аффектацщией играет Сос-
‘нин архиепископа — главного «зло-
дея» пьесы. Несомненно, отлично бу
`дет играть Арманлу Степанова. Мы
‘товорим будет, потому что сейчас еще.
` Степанова не нашла «равнодействую-
щей» между обаянием и внутренней
пустотой и мерзостью Афманлы. В
первом акте Арманда слишком серь-
езна и еще не дает поводов думать 0
том, какой она будет в последующих
актах. Как говорится, не найдена еще
«сквозная линия». Без достаточного
мушкетерского «блеска» ‘играет. Под-
горный Л’Орсиньи. Он недостаточно
эффектея и малополвижен. Изо всех
	  сил старается хорошо играть атраж-
	жа Герасимов. Но из ничего ничего
не сделаешь. Лагранжу по пьесе ни-
чего, кроме «роковых» слов, которые
можно не столько говорить, сколько
«ПООизНоСиТЬ», не отпущено.

Работа режиссера Н. М. Горчакова
культурна и влумчива. В ней есть. и
остроумные  режалзосерокие находки
(например сцена между Д’Орсиньи и
архиепископом ‘в покоях. короля), но
общий   режиссерский стиль спек-
такля все же мало соответствует
жанру булгаковской пьесы. Театр «на-
валил» на «Мольера» слийнком боль-
шую илейно-пенхолотическую ‘нагруз-
ку. Вму захотелось играть глубокую
драму ‚там, тде всего-навеето неглу-
бокая историческая мелодрама. И раз
она поставлена, то уже и надлежало
бы придать пьесе мелодраматический
ритм и тональность. Впрочем; может
быть это придет со временем. А пока
что спектакль перетянут и перетяже-
лен переживаниями и паузами.

общем получился пафадный и
культурный спектакль, но; к сожале-
нию, на весьма’ слабом материале. 0
том, ‘что Художественный театр Я
своими «стариками», своими. срельи*
ками и молодежью может даль исго-
рический опектакль большюй соцталь-
но-психолюгической HACh eH OCTH,
видно по «.Вратам», видно и по «Ца-
рю Федору», тде материал не только
не вступает в противоречие с больши-
ми тлубокими замыслами театра, но
всячески помогает их выявлению.

Невольно напрашивается вопрос,
стоило ли мобилизовать всю  огром-
ную махину Художественного театра,
	весь замечательный его коллектив для
	того. чтобы после многих лет работы
(хотя бы с перерывами) «родить»
	т о И
Три поездки
	Украинский драматический теат
им. Шевченко на-днях выезжал В.
полном составе в село Тростянен
Театр показал колхозникам «Платона
Кречета» с ‘участием А. Бучма,
И. Марьяненко и др.

На следующий после спектакля
день в Тростянце состоялась встреча
работников театра с лучшими стаха-
новцами-колхозниками.

Из Тростянца бригада актеров теат-
ра во тлаве с режиссером Веселовым
и арт. А. Бучмой выезжала в г. Ах-
тырку, где также был провелен спек=
такль и встреча со стахановцами,
		БИРОБИДЖАН
В ЖИВОПИСИ И ГРАФИКЕ.
	Новые города, вырастающие в сте-
пк я тайге, новые люди еврейских
районов в Крыму и Автономной eB-
рейской области ва Дальнем Booto-
ке в Биробиджане, вот чему посвя*
щена выставка, открытая в клубе
Наркомфина. На выставке предетав-
	лено около ста пятидесяти работ,
‘принадлежащих тривалщати хулож-
		гнозный карнавал в степи», Аква-
рельные портреты Аксельрола по
выразительности могут быть ипостав-
лены в ряд © лучитими образцами
этого жанра в советской станковой
графике. \

Следует также выделить две: рабо-
ты Гершаника» особенно очень TOH-
‘кую по цвету картину «Переселен-
  Wh, . . .
  B целом выставка посвящена. нуж-
HoH теме, и ‘все же она не вполне
удовлетворяет! зрителя: слишком  по-
верхностно показана на ней жизнь и
борьба еврейских колхозов. Нобела
колхозного строя, торжество сталин-
ской национальной политики не OTO-
бражены на выставке. Создается вие-
чатление, что художники искали в ев-
рейских районах прежде всего живо-
	пионую приролу, интересный типаж,.
я толко A слеповрало чтобы эта
	и только. А следовало, чтобы эта
выставка прозвучала как страстный
и неопровержимый агитационный до-
кумент, огромной силы воздействия.
Очевидно, к этой‘ теме художникам
еще придется вернуться.

Е КРОНМАН
	Какой это. теплый, хороший, вол»
нующий и увлекательный опектакль—
спектакль о `летях старой гимназии,
захваченных благодетельным вихрем
революции и вступающих на первых
робких шагах своей. жизни в борь-
	. a
  бу за новый мир, мир новых отно-
	шений, -—— спектакль о становлении
советской школы. киа .

В пьесе — исторня одной гимназии
и внутренняя борьба учеников с ста-
рым казарменным режимом, с хазен»
‚яыми учителями, страшными инсиек-
‘горами’ и’ преследованием «инорол-
цев», борьба и в своей собственной
среде’ © враждебными YepHogoTeHHo-
кулацкими настроениями некоторых
детей и их отцов. В захваченном пъе»
сой уголке домашней жизни мелко“
буржуазной интеллитенции с ее 00+
язнью невзгод, жилищных уплотне-
	ний и прочих «неудобств» революции,
	—. во всем этом (пусть неполно, эс>
киано, эпизодично) находит свое чвы-
ражение классовая борьба, идущая
там, ва етенами тимназии и дома. Все
это запечатлевает неповторимый ис-
торический ‘момент первых дней рево-
люции. ‘ 7

В пьесе, которую написали‘ талант-
ливые писатели С, Ауспендер и Кас-
Cub На материале известных книг
Кассиля («Швамбрания» и «Кон-
дуит»); подкупает правдивость слож-
ных отношений, завязывающихся
межлу Ястьми’ школы и теми собы-
тиями и людьми, которые за стена-
ми ее. Правдивость в изображении
такольных буянов, маленьких «дика-
рей» и их борьбы ¢ учителями и
всей системой старой тимназии —
без обычной сусальности и ‹сюсюка-
	ния», — н этого первого расхождений

ОА фа me YT EE _
	внутри семей детей со своими роди-
телями; и этой искренней порывието-
сти детей во взаимных отношениях и
жажды борьбы за новое, борьбы, в
которую так легко и просто ушел

3% _ < oO!
	Crena T Tappa. «А он вернется назад $»
	-- спрашивает у брата милый Ma-
ленький наивный Ося, и сердце) у.
	зрителя невольно сжимается, потому

А А р ЧА
	перёд детьми стоит уже. во. всей сво-

ль ааа
	ей жестокой правде сама жизнь —
серьезная. и геронческая ‹ страница
	Для солнечных сухих крымских
степей и для буйно, плодородия
Биробиджана художник М, Горшман
	наацел особые краски, передающие
	характер природы, присущен вальто-
му из районов. В живых зарисовках,
окрашенных подчас теплым юмором.
художник показал сценки колхозного
быта и типы переседенцев,

Е. Львов дал несколько. ны
пейзажных этюдов маслом. сожа-
лению, художник, в противополож-
мость Горзиману, не’ налиел ‘того. `й0-
кального колорита, который отличал
бы ето Биробиджан от любой части
средней России. м

Л. Зевин дал серию лаконичных и
выразительных карандашных портре-
тов. В этюдах маслом его привлекают
ецены ‘труда. Он стремится заюелить
природу люльми. перелать. бодрый
	ритм“ трудовой страды. Привлокватель“.
	зы емо пейзажи, скромные, искрен-
ние, очень серьезно проработанные;
По-новому прозвучали на. выотазв-
хе работы В. Перельмана. Художник,
видимо, пытался облегчить цвет сво-
их картин, И с этой целью решился
поучиться у импресононистов. Пока
этот опыт не вполне удачен, так Kak
при почти пуантеллистической мане-
ре’ наложения краски BCT B его кар-
тинах все еще вял и. ненасыщен., Но,
этот недостаток искупается  значи-
тельностью избранных художником
еюжетов. Почти все участники вы-
ставкй ограничились зарисовкой пей-
защей и случайвых жанровых. сц
нок, Перельман основное внимание
уделил росту культуры советского
форпоста на Дальнем токе! — «Яс-
ли в  к0лх04е»,  «Фельдшерокий
пункт» и т. д. .
Наиболее ocrphe, . skcupeccHEAHe
рисунки принадлежат Н, Аксельроду.
Аксельрол всегда обобщает и умело
подчеркивает выюазительные штрихи
молёти, отбрасывает ненужное. Be-
бельем и болростью заражают такие
его работы, жак «Начальник политот-
дела срели доярок» или «Антирели-
	овердловекого
TRAN °°...

15 февраля Свердловский театр раз
бочей мололежи имени «Комсомоль-
ской правды». отмечает свой“ десяти-
летний юбилей. В: этог день театр
покажет свою новую постановку —
«Грозу» Островского. т

Свердловский облисполком, учиты-
Ban большое хуложественное н поли-
Тическое аначение Театра рабочей мо-
лодежи, постановил создать оргкоми-
тт по проведению ‘десятилетнего
юбилея театра.

С 15 февраля об эвлета юбилейная
декада ТРАМ.

На юбилейные торжества овердлов»
кого ТРАМ предполагается выезд в’
Свердловск предотавителей ЦК ком-
ооола, = теолрюв, ’ «Комсомольской
ТрРаолы», .
	ужо юшоая
	свмой истории...

O60 Boom этом
товорит трогатель-
ный и яркий ‘спек-
такль Московского
театра юного зри-
теля, — сиектакль

не только для де-

тей, вю  и дя
взрослых.

Нужно ли, Бак
думают некоторые
педагоги, ревизией
старых, давно; из-
житых доктрин ря-
дить в мишуру 30-
лотото обмана эти
кусочки  правди-
вой жизни? Нуж-
но ли скрывать от
наших ребят He-
кий героический
ореол, который в
пьесе невольно по-
лучают все шало-
сти Икольников
над ненавистными
им учителями, все
нарушения . AHC-
циплины? Но ведь
это вовсе не, одно
буйное озорство, в
этих  непосредст-
венных движениях
детских душ  на-
ходила свой есте-
ственный выход
их тята к правде,

Артистка Невс

их ненависть к бессмыеленному ре-
жиму школы, который на всю жизнь
у варослых людей — мы знаем это —
оставался кошмарным сеном, который
снится в тяжелые ночи, — сон ©
тимназических голах учения.
	Все это озорство будет воспринято
нашими детьми только по отношению
к «чужой» старой тиколе; в «своей»
никто не подумает этого сделать, если
он свою’ уважает. и юбит.
	Учителя старой гимназии иоданы
режиссером в сатирическом разрезе—
в некотором расхождении с методом
подачи остальных действующих ли,
— в плане гротескового шаржа (ое0-
бенно резко сделана фитура надзира-
теля «Нап-цараи»). Здесь вина отча-
сти и исполнителей, которым надо-
	Артистка Невская в роли Лёли и артистка Бурцева в роли Оси
	подавать свой образы Marve, Ges тезт-
рального «наитрьюша», без нажима,
& ближе к внутреннему содержанию
образов, к их психологической прав-
де. Это будет убедитёльнее. Но в стз-
рой школе, особенно на глухих
окраннах — ‘действительно, попада-
лись «монстры», с другой етороны, в
пьесе дан я образ хорошего педаго-
ra...
Поставлен спектакль талантливым
режнссером А. Лобановым ярко и ув-
лекательно. Подкумает общий метод
внутреннего разрешеняя сценических
залач в плане психолотичеоком, пере-
живаний, игра в «образе», — отсюда
интимность спектакля, сего правди-
воСТь, 00 доходчивость до зрителя.
Превосхолна внутренняя динамика
спектакля, которая. при отсутствии
		“CRBOGHOTO дейст-
вия» (пьеса состоит
из отдельных эпи-
		нако, в напряже-
нии внимание зри-
теля. Очень остро-
умен ряд  мизан-
сцен: например,
игра девочек и
мальчиков в кру-
жок на партах, иг-
ра в ладоши ко-
миссара © детьми
и доктором; кон-
цовка спектакля:
дети, выглядываю-
щие в окна велед
уходящим на
фронт отрядам
ит, д. Хоропю по-
ставлен на ма-
пенькой спене тим-
назический бал.
Просто, удобно и
очень ‘Типично
оформление CHEK:
такля художника
Р. Распопова,
	Но в6сь  сиек-
такль движется
прежде всего жи-
BOW силой актер-
ского исполнения.
При яркости раз-
работки каждого
образа в отдельно-
	ро1ио, на редкость правдиво, просто
и мягко играет Деревицкий своего
Чубарькова. Впечатление такое, что
здесь совсем нет ‹игры», «театра», —
	так это все естественно, натурально.
Вот таков был в лействительности
	этот первый комиссар тлухой уезд-
ной гимназии, на цыпочках своих тя-
желых солдатских сапог входящий в
класс, такой трогательный, со. своим
‘мягким простым юмором, < лукав-
ством, со своей внутренней серье®-
ностью, мягкий скромный человек, не-
ожиданно умеющий вопылить, когда
он. чувствует сопротивление «револю-
ционному порядку», и крепко припе-
чатывающий свое «ша и точка».

Образ Биндюка, кулацкого сына, в
ярком. социальном плане; но и с не-
которой резкостью передает Стручко-
ва. Дублирующая ей Фунсина делает
это менее остро, как будто бледнее,
HO в этом еще неотделанном рисун-
ке роли есть и своя хорошая черта—
убедительной сдержанности и мягко-
сти, которыв утверждают правдивость
образа. .
‹Приятны Невская — Леля, Черны-
шева (Лобанла) и Мазинг (францу-
женка), в меру пользующаяся прие-
мом гротеска.

И наконец Бурцева — подлинное
очарование. спектакля. Вот это’ чудес:
ный образ, Оси, маленького бутува,
«пыжика», очевидно, баловня семьи,
холеного ребенка, выросшего в теп-
лом уходе, в своей «детской». Наив-
ный и прямодушный образ — уди-
вительно мягкий и трогательный, с
	вительно мягкий и трогательный, с   «Мольера»?
большой инепосредственностью ( чув-
	ства, внутренней наполненностью, ©
настоящим артистическом мастерет-
вом. Замечательна сцена разтовора
Оси ®.братом в постели, приход Оси
в школу и последняя сена, когла
бутуз провожает в окне ‘уходящего,
товарища и пальчиком все вертит пе-
ред носом. Здесь больше чем хоромее
исполнение роли, которое мы отме-
тили у лругих актеров спектакля:
	здесь НАЛИИО Несомненная яркая ap
	тистическая индивидуальность,  Сла-
городвая MATROCTD сценических
срелетв, тонкая артистичноеть и то
чаруютщее обаяние, которое ‘в конеч-
ном счете решает все дело актера. на
	Д. ТАЛЬНИКОВ
	сти, здесь налицо
подлинный ансамбль. Персонажи
пьесы -— все эти тимназисты и
девочки — вместе ес общей жизнью
	спектакля живут и своей жизнью ка»
ждый по-своему. Очень хорошо, . что
все «травести», — а их много в этом
спектакле, ибо все роли гимназистов
исполняются артистками, — прини-
маются зрителем, как мальчики, и
каждый в своем своеобразии, в своей
личной интонации — и движений, и
грима, и костюма. Хуже оботовт ¢
образами «взрослых»,

Ив отдельных ‘исполнителей надо
выделить Наварскую, очень просто,
правлизо и выразительно создающую
	яаруттенно убедительный образ Оте-
	пы, —— будущего героя гражданской
войны. Эта роль «положительного»
	персонажа пьесы очень трудная, 20-