Пролетарии всех стран; соединяйтесь?
		Фото-М. ЯРМУШ в А. САПОЖНИЯОВА
	Ч

Цена номера 29 коп;
‚ЗВ Ави   Зоя ЕВ ЗУВОНИВ
	валь танца поспать профессионалов,
исполняющих народные танцы, то
таковых не оказалось ‘и пришлось
брать их из среды самодеятельности.
	Профессионалы же  специализирова-
пись на различных чечетнках, «босто-
нах», изошренной акробатике.
	Обильны фальшь и приспособпенче-
ство в разгоссоных жанрах эстрады,
	Статьи «Презды» сигнализируют о
серьезных болезнах искусства. Трех-
дневное обсуждение статей «Празды»
на собрании композиторов в Москве
и Ленинграде показывают, что в. сре-
де самих музыкантов подавляющее
большинство успешно борется со вся-
чесними эстетскими извращениями,
со. всяческим приспособленчеством.
Мы не ‘сомневаемся, что именно та-
ново настроение и среди подавляю-
щего бопьшинства всех работников
искусств, Необходимо, чтобы статьн
«Правды» были обсуждены и худож-
никами, и киноработниками, и дра-
матургами. Пока что об этом ничего
не спышща.
	Перед искусством Советской стра-
ны стоят ответственней( ие задачи’ и
прежде всого задача создать такие
произведения искусства, нотарые при
всей их спожности, при всем их ма-
стерстве, филигранности отделки,
идейной глубине были бы доступны
и понятны миллионам. Художники
Советской страны должны понять,
что требуемые от них простота, ре-
апизм, доступность — это не сниже-
ние, не вульгаризация, а результат
высочайшего мастерства. Самые луч-
шие произведения искусства, остав-
шиеся в веках, доступны самым ши-
роким массам, И, наоборот, кажу-
щаяся ‘сложность очень `` часто
представляет собой’ примитиз, рас-
считанный на первобытное восприя-
тие. Совершенно правильно указание
«Правды» по поводу статьи, напеча-
танной в прошлом номере «Советско-
го искусства»—«Против фальши и
примитива», что речь идет нео борь-
бе на два фронта—против формали-
стской  успожненности и примити-
визма, а за ясное, простое, совершен“
Hoe по’ мастерству искусство. Фор-
мулировка «Советского искусства» р
борьбе на два фронта в этом смысле
ошибочна.

Художники Советской страны не-
зависимо от своей специальности
должны сделать для себя’ все выво-
ды из статей «Правды», Они должны
пересмотреть свой творческий багаж,
должны критически отнестись к сво-
ему творческому пути, дпя того, что-
бы, раз навсегда освободившись от
формапистских болезней. теснее гом-
кнуться вокруг ‘генеральной линии
нашего искусства — социалистиче-
ского реализма. ; :
		Орган Всесоюзного комитета по лелам искусств при Совнаркоме Союза ССР
	Год издания седьмой
	Статьи. «Правды» — «Сумбур в
музыке» и «Балетная фальшь» —
всколыхнули всю нашу художествен-
ную общественность, В этом нет ни-
чего удивительного, Значение этих
статей далеко выходит за пределы
оценок «Леди Макбет» и «Светлого
ручья», Формализм, певацкие извра-
щения, грубый натурализм и спаща-
вый примитив свойственны не толь-
ко данным произведениям, ‘и не
только музыке, В разной мере, но
указания и оценки «Правды» oTHO-
сятся ко всему фронту искусства.

В театре формализм находит свое
выражение в последние, годы npe-
имущественно в трактовке классиче-
сних произведений. Здесь трюкаче-’
ство и беспринципное новаторетво
проникают иногда и в такив` театры,
которые всегда славились свомми ре-
апистическими традициями. Разве. не
худшим видом формализма является
постановка в прошлом году Малого
тватра «Волков и овец», действие ко-
торых по произволу режиссера Хох»-
лова было перенесено в монастырь?
Разве. не образцом наиболев «изы-
сканного» формализма явилась поста-
нозка «Гампета» в театре Вахтанго-
ea? Что уже говорить о мейерхоль-
довских эпигонах, которые берут мз
творческих накоплений замечательно-
го мастера давно уже. им самим от-
брошенные приемы и методы! На пе-
риферии до сих пор нередки спен-
TOKNH, где режиссерские «вольности»
лено извращают смысл произведения.
В Свердповске, напримар, в этом се-
зоне режиссер Треппев поставил
«Коварство и любовь». Для придания
Фердинанду революционного облика
	Вопро
	пеобхолимые выволы
	рить о фальши. оперных и балетных
либретто, то «Светлый ручей», увы,
не одинок. При отлично запоминаю-
Щейся музыке Гпиера, насквозь су-
сально и фальшиво либретто «Крас-
ного мака».

Очень плохое знание советской дей-
отвительности способствует. появпе-
нию изрядного количества фальшис
вых пьес, преимущественно. из кол-
хозной жизни. В этих пьесах колхоз-
ники предстают перед ‘нами в виде
оперных пейзан, ничего не имеющих
общего с действительностью. Не избе-
жап фальши в своей колхозной пьесе
«После бала» даже и такой талант-
ливый драматург, как Погодин.

Дапено еще не изжит формализм в
кино, «Прометей» Кавалеридзе пред-
ставляет собой яркий пример того,
как самодовлеющая погоня за формой
извращает конкретное историческое
содержание. В изо формализм. наибо-
лее прочно укоренился в оформлении
книг, Пример сумбурных иллюстра-
ций к «Коньку-Горбуниу» Кид. «Ака-
демии»), указанный «Комсомольской
правдой», не единственный.
	Непочатый угол всяческой пошля-
тины и фальши в области так назы-
ваемых легких и малых жанров.
Здесь увлечение западничеством по-
истине носит характер стихийного
бедствия. Бесконечное количество
джазов, наполняющих своим визгом
фойе жинотеатров и ресторанов, де-
сятки. дансингов, где в MOHOTONHOM
ритме фокстротируют уныпые пары,
— все это дань, «изощронному» Запа-
ду. Увлечение такого рода жанрами
было настолько велико, что. когда
понадобилось на Лондонский фести-
	секции ОСП. состоявшемся в Минске,
присутствовали драматурги, режиссе-
ры, актеры и ряд крупнейших пред-
ставителей белорусбкой общественно-
сти, во главе с председателем Сов-
наркома Белоруссии тов. Голодедом.
Целью совещания было обсуждение
вопроса о полготовке драматургов и
театров к 20-летию Октября.

В скором времени, сообщил на этом
совещании тов. Киршон, предполага-
ется созыв всесоюзном ‘совещания
драматур@в, режиссеров и актеров,
На этом совещании будут обсуждать-
ся путн создания подлинно народно-
массового искусства“ театра, в том по-
тимании, какое получила эта пробле-
ма в ряле редакционных статей «Нра-
	я, 3.
	постановщик «пришил» к шиллеров-
ской трагедии пролог, составленный
из различных кусков произведений
Шилпера: «Вильгельм Тель», «Раз-
бойники» и т. д. Пропог этот есте-
ственно повис в воздухе, Подобного
рода «монтажи» из кпассических
произведений имеют место и в Mo-
скве, Даже такой крупный режис-
сер, как Таиров, соблазнипся в «Еги-
петских ночах» HA совершенно неор-
ганическое соединение трех различ-
ных авторов: Шоу, Пушкина и Шек-
спира. .
	А ‘разве отдельные работы одарен.
	RE EEE EE ТРЕ

ного  Охлопкова не отмечены печатью
	формапизма? Он ощущается, напри-
мер, на его постановке «Аристокра-
тов», осуществленной в крайне ус-
повной манере со всеми давно забы-
тыми аксессуарами условного теат-
ра, вплоть до использования масок
«Цани». ‘

Законная борьба за законченные
художественные формы спектакля
нередко подменяется нарочитым фор-
мотворчеством, ‘не, имеющим: никако-
го отношения к пьесе м часто изара-
щающим ое смысп и звучание.
	Имеются в нашем театре и драма-
тургии сусальность и фальшь, о но-
торых справедливо говорит статья
«Правды». Здесь первенство безуслов-
но принадлежит оперному и балет-
ному театру. Чтобы не ходить далеко
за примерами, достаточно назвать
последнюю постановку «Садко», где
счаровательная сказка-лэгенда Рим-
ского-Корсакова была безнадежно за-
давлена сусальной краснвостью до-
рогостоящего оформления. Есйи гово-
	сы драме
  НА ПЛЕНУМЕ СОЮЗА
ПИСАТЕЛЕЙ
	Своеобразным путем развивается и
башкирская . лраматургия. Датой ee
	рождения является Октябрьская ре-
	волюция. В 1919 г. появились первые
‘башкирские пьесы  Бурангупова и
Юлтыя. В последующие годы ряды
бишкирских лраматургов пополнились
такими писателями, как Тагиров, Ид-
рис, Камал, Файзи и др. Кроме того
‘появились на башкироком языке
«Рельсы гудят» и «Хлеб» Киршона,
«Етор Булычев» Горького, «Диктату-
ра» Микитенко, из классических пьес
— «Отелло», «Овечий источник», «Ре-
визор?, «Коварство (и любовь», -&До-,
хохное место», «Разбойники» и др.

— В настоящее время башкирская
драматургия и по тематическому ох-
вату, и по идейной глубине, и по
своему техническому уровню может
состязаться с драматургией крупией-
ших наших республик. Развилея и
окреп башкирский государственный
академический театр; выросли, та-
лантливые актерские кадры, 6©03-
дается театр’ музыкальной драмы
лля которого уже пишется музыка к
	пьесам Тагирова, Мифтахова, Буран-
	гулова и Юлтыя.
Ha васеяании секретариата mpaw-
	Когда мы говорим о простоте в ис-
кусстве, мы имеем в виду самое ве-
личавое, самое волнующее и самое
универсальное из проявлений эсте-
тической деятельности человека. Но
есть простота и «простота». Иная про-
‘стота бывает не только хуже воров-
‘ства, — она вообще находится вне
области художественного, вне обла-
сти. подлинного искусства. Такая
‘«простота» нё оботалцает потребителя
искусства — слушателя, читателя,
зрителя, а обкрадывает его, отравля-
ет ero сознание. Простота в искус-
стве — явление дналектическое, и она
появляетея только как конечный ре-
зультат огромных творческих усилий
художника и ето предшественников.
К простоте каждый художник идет
сложными и трудными путямн. Про-
стота — не результат импровизации
или счастливого вдохновения. И во
всяком случае простота — не крат-
чайшая прямая ‘от художественного
замысла к его осуществлению. Нао-
борот, для художника обрести про-
	стоту — значит пройти длительную
	стадию преодолений творческих про-
тиворечий, сплавки многих своих
разноречивых и протнворечивых при-
емов и навыков, мыслей, илей. Но,
преодолев всю эту внутреннюю «хао-
тическую», порою стихийную, разно-
толосицу и придав ей строгую и не-
пререкаемую форму выражения, про-
извеление подлинного художника 0б-
ретает наивысшую содержательность
и выразительность. Простота в дан-
ном случае — синоним ясности. Для
выражения наиболее сложных чело-
веческих илей и мыелей необходима
максимальная лаконичность и про-
стота. Когда эта лаконичность и про-
стота есть, — тогда лля зрителя, слу-
шателя, читателя путь от замысле
хуложника к его реализации лежит
по’ действительно  наикратчайшей
прямой. ‘Чем больше «творческих
мук» затрачивает художник при ра’
боте над своим ‘произведением, тем
меньше усилий требуется потом для
восприятия произвеления искусства
н тем более обогащается зритель,
слушатель, читатель этого произведе-

ния.

Простота ни в какой мере не по-
хожа на упрощенчество. Последнее
есть не мышление художественными
образами, а выдумывание различных
схем, лишенных идеи, мысли, TYB-
ства; это вообще отсутствие всякого
творческого процесса.

Бетховен, Моцарт, Чайковский бы-
ли и остаются «простыми» и ACHEI-
ми, но в то же время и тлубокими,
величавыми в отромнейшем большин-
стве своих произведений для своих
	драматургии
	Украинский государственный драматический театр им. Шевченко регулярно выезжает
в колхозы. В начале февраля для Ахтырского районного слета колхозников-стахановцев
‘театр дал спектакль «Платон Кречет», в котором участвовали засл. арт. А. Бучма, артисты
Чистякова, Антонович, Милютенко, Макаренко, Петрова и др. После спектакля состоялась
встреча‘ артистического коллектива с колхозниками, которые преподнесли театру каравай
с медом. На  снимке: пятисотница Х. И. Буряк преподносит подарок засл. артисту респуб-
		лики А, М. Бучма
	ПЕСИИ И ПЛЯСКИ КАБАРДИМО-БАЛКАРИИ
	„Летом 1933 г.в Нальчике прохо-
AHA с’езд ударников колхозных по-
лей орденоносной Кабарлино- ака
рии.

В перерывах кодхозники, участии-
ки с’езда, вместе © и
области, вееело плясали кафу. 06
щее мнение было таково, что лучше
всех танцовал” кафу делегат с‘езла,
секретарь парткома’ одного из лалеких
селений АЕ. Ра-
хаев.

После с’езда колхозников заседало
бюро областного комитета партии. На
заседании бюро выступил Бетал Кал-
MEIKOR.
	-— Хорошо, что мы тотовили пар-
	тийных работников, учителей, фельд-
шериц; — сказал он, — но разве ‘нам
не нужны танцоры и артисты?
Бюро единогласно решило органи-
зовать в Нальчике первую националь-
ную художественную студию. Руко-
водить студией поручили лучшему
танцору Кабардино-Балкарии Якубу
Магомеловичу Рахаеву.
	Так, в 1933 г. возникла в Нальчике
	первая национальная художествен-
ная студия, балетное отделение кото-
рой выросло сейчас в профессиональ-
ный «Кабардино-балкарский концерт-
но-эстрадный ансамбль националь-
ных таннев и песен». у
	Взвивается занавес, и шелест пол.
	нимающенся кверху материи слива-
ется с первыми звуками оркестра.
	Начинается концерт  Кабардино-
балкарского ансамбля. Стройным -по-
лукругом стоят затянутые в черкески
актеры, яркими пятнами выделяются
белые и нветные национальные ко-
стюмы балерин. Играет оркеетр —
чумбури (кабардинская балалайка),
зурна, гармония и бубен. И не до-
жидаясь еще конца музыкального но-
мера, зал бешено аплодирует и тре-
бует повторения. И когда вновь за-
молкает оркестр, из зала снова не-
сутся возгласы.

— Сыграйте еще раз песню о Бе-
тале.

Песня о Калмыкове, одна из лю-
бимейших, народных песен Кабарды,
— красочный, навсегда запоминаю-
щийся рассказ о Бетале, о его борь-
бе с царизмом, о его легендарных
партизанских подвигах. Заканчивает-
ся песня словами о том. что сейчас
в. Кабарлино-Балкарни «и стар и
млал» полны творческого энтузиазма.
	А на быстроколесных арбах!.
Помощники мчатся твои,

И спову их каждый рад.
Кабарду ведешь ты, Беётал...
Серебролунны твои города,
Орден Ленина дан тебе,

Два крыла твое имя взовьют,
Заветам Ленина вёрен ты.
	Но вот кончается многократно по-
вторенная песнь о Бетале, и в кругу
уже пламенно, бурно пляшут братья
Аталиковы, воздушна, легка поступь
в танце чуть-чуть касающейся пола
Ифраимовой. Парный танец сменяет
пантомима, затем кумыкская пляска,
лезгинская, чеченская,  кабардин-
ская... :

Эстрадный ансамбль стремится ов-
ладеть культурой балета, мостроить
реалистический сюжетный танец. За-

мечательны хореографические этюды
ансамбля «Ревность», «Голлу». —
свадебный танец, танец  абреков,
«Уть» -- один из стариннейших ка»
барлинских танцев.

Танцы ансамбля носят преимуще-
ственно этнографический характер, но
все они освобождены от тех наслое-
ний, которые создавались‘ под BAHA-
нием феолальных традиций. про!»
лого. :

Ансамбль не только танцует, но и
поет. В ето репертуаре есть замеча-
тельная кантата о герое гражданской
войны, славном партизане Мусукае-
ве, песни о Баксане, о колхозном
строительстве, старинные народные и
пастушеские песни.
‚ Концерты ансамбля знакомы не
только колхозам Кабарды и `Балка-
рии. Ансамбль с успехом выступал
во всех городах края, в Ростове, Ле-
нинграле, Киеве. Пляски и песни ан-
самбля были отмечены  «Правдой»
после его выступления в Москве на
сцене ГАБТ в дни УП. всесоюзного
с’езда советов.

Успехи эти дались ансамблю ве.
	легко. С утра ло вечера в коллекти».
	ве ведутся серьезные занятня nO
	танцу. Помимо того участники ан»
самбля получают обшее образование;
	Одновременно с балетным” отделе-
нием при студии было органнеовано
и лраматическое. Студийцы этого
класса в’ качестве своей зачетной ра-
боты показали пъесу «Коригот», пер-
вую пьесу, написанную на кабарлин-
ском языке национальными писате-
лями Шекихачевым и Налоевым. Сю-
жет пьесы был заимствован автором
из прошлого Кабарды.
	Стулия поставила также чеховские
водевили и несколько отрывков из
пьес советских авторов, перевелен-
ных на кабарлинский и балкарский
языки. Для получения законченного
театрального образования студяйны
направлены в Высший инстатут те-
атрального искусства в Москву. здесь
в стенах института готовятся две
труппы актеров — кабарлинскяя и
	балкарская.
СЕРГЕЙ ГЛАГОЛЬ
			Выставка Театра
юного зрителя
	К Х сезлу ВЛЕСМ Центральный
дом художественного воспитания де“
тей открывает выставку театров юно-
г зрителя. На выставке будут пока-
заны макеты, эскизы, фото, эфинев,
& также материал, отражающий рабо-
ту актива юных зрителей, — их стен-
тазеты, зарисовки спектаклей и т. д.

На выставке будут представлены
все советские театры юного зрителя,
	в том числе белорусский (в макетах о
	хул. Распопова), украннский (худож:
ники Ривкин, Коваленко, Кривоше-
ин), трузиНского (художники Оцхе-
пи, Ахвлециани и Варсаладзе), элиха-
бадского (художники Фролов, Кацен-
ко) и др.

Выставка откроется в помещении
		0 репертуаре театров
В ВЫХОДНЫЕ
и ПОД ВЫХОДНЫЕ ДНИ
	ПОСТАНОВЛЕНИЕ _
ВСЕСОЮЗНОГО КОМИТЕТА FIO
ДЕЛАМ HCKYCCTB ПРИ CHK
	В связи с тем, что многие театры
не уделяют достаточного внимания
репертуару в общие выходные дни,
а танже накануне выходных дней,
Всесоюзный Комитет по’ депам  ис-
кусств при СНК СССР постановляёт:

4. Накануне выходных дней и в
общие выходные дни всё театры как
союзного, так и республиканского
и местного значения обязаны ставить
самые значительные пьесы, пользую»
щиеся наибольшим успехом и при-
влокающие особое: внимание пубпики,
обеспечивая эти спектакли первым
составом исполнителей,

2. Предложить Главному управле
нию театрами утвердить для каждого
театра союзного значения  списом
пьес, включаемых в репертуар теат-
ра в выходные дни. В театрах рес-
публиканского и местного значения
утверждение репертуара для выход-
ных дней производится начальника-
ми управлений по делам искусств
при совнаркомах союзных и  азто-
	номных республик, краевых и обла-
	стных исполкомах.
	°Ш пленум правления. ССП, соб-
	равигийся в Миноке, превратился в
зеликоленную манифестацию единот-
зи дружбы писателей всех народов
Советского союза. Замечательно так:
же, что представители одинх нацно-
нальностей выступали с докладами 0
 антературе других национальностей,
обнаруживая при этом серьезное зна-
ие культуры братских республик,
	Тах, писатели В. Лидин и В. Бах-
метьев дали характеристику творче-
ства белорусских писзтелей; оо про-
уЗводениях башкирских поэтов и
драматургов говорили В. Инбер м
А, Глебов; оценку ряда крупнейших
лятературных явлений Узбекистана
дал В. Гусев; поэт-орленоносец Наи-
pH Sagem посвятил свое выстуцле:
ние творчеству Янки Купала, Якуба
Коласа и А. Александровича и т. д.
На пленуме был затронут вопрос

© соотоянки драматургия в тех рес-
публиках — Белоруссии и Виикирии,
— литература которых явилась цев-
тром внимания пленума. Олнако нуж+
HO оказать, что драматургия не заня-
7% пока того моста на пленуме, на
какое она вправе была претенловать.
Казалось бы, опыт текущего сезона,
давшего театру несколько стихотвор-
ных пьее — «Умку» Сельвинского,
«Глубокую провинцию» Светлова,
«Схаву» В. Гусева, не мог не быть
учен при постановке вопросов поэ-
SHH. :
Значительные успехи лостигнуты
36 только русской советской драма-
тумней, но и драматургией ‘других
народов Союза, в частности белорус-
ской и башкирской. Об этом свиде-
тельствуют данные, приведенные в
доклалах предевлателя правления
ССП Белоруссии тов. Климновича и
председателя правления ССП Башки-
рии тов. Тагирова на пленуме, а так-
же в локлале белорусского критика
тов. Моделя на специальном заседа-
BRE, состоявшемся в Минске 102
предселательством тов. Ниршона.
‚ В течение одного только 1935 т. на
белорусской сцене появилось 10 но-
вых пьес: «Сержант Дроб» Самуй-
пенко, «На вуцале» Чарота, «Сим-
фония гнева» Шашепевича, «Велнко-
дупгие» Гоповчинера, «Бойтра» Куль-
бака, «Оваты» Гурского, «Человек ре-
ет» Курдина и др. Писатели заня-
ты сейчас работой над нъесами к 20-
летню Октября. При этом, по словам
тов. Климковича, намечается большое
расширение ^ тематнки белорусской
драматургии.

Важное место занимают в белорус-
ской драматургии ‘проблемы обороны,
влассовой бдительности, героическо“’
№ отражения эпохи гражланской вой-
ны, разоблачения  националистских
пережитков и т. д. Большое внимание
уделяют праматурги Белоруссия в по-
следнее время всесторонему исполь-
зованию фольклора. В этом отноше-
нии интересен опыт М. Чарота, пере-
работавнего известную бытовую му-
зыкальную драму «На купале», опыт,
который, по общему мнению, явится
эначителыной вехой на путях 0с80®-
ния народного творчества, р

Центральный дом
художественной
самодеятельности
	По иницизилве Московского коми:
гета ВКПКб). создан Центральный дом
художественной самодеятельности мо-
сноэских профсоюзов. Задача Дома —
Организация единого  метоличеюкого
руководства художественной самоле-
ятельностью в области театра, му-
SHR, танца, изобразительных ис-
ay Core и эстрално-циркового искус-

Ва,

В плане работы Дома — создание
опытно-показателыных коллективов—
хора, инструментальных и вокальных
ансамблей, оркестров, оперных. хо-
реографических и эстрадно-цирковых
воллективов,

К участню в работе Дома пратла-
шены нор. арт. К. Станиславский,
С. Немирович-Данченко, В. Мейер-
юольд, В. Качалов, А, Таиров, С. Ми-
Коле и ду.
	ТЕАТР НАРОЛНОГО ТВОРЧЕСТВА
	В театре народного творчества будут выступать пуч-
шие самодеятельн ые коллективы Москвы:

Для работы с коллективами — подготовки и оформ-
пения программ — театр призлекает видных мастеров
	цены.
	Театр народного творчества отнроется в. здании. Мю-
SHH-xohna в марте сего года. Художественным руково-
дителем театра приглашен `Н. П. Охлопков,  Ближай-
щие программы тватра — концерт самодеятельных ан-
самблей и солистов московских предприятий и, проф-
союзоа: спектакль рабочего театра клуба ‘завода: «Кау-
чук» («Укрощение строптивой»); вече» оперных отрыв-
		Летом 1936 г. здание театра будет реконструировано:
значительно расширяется сцена, эрительный зап будет
расположен амфитеатром.
		рого он живет и для которого он
творит, для того чтобы уловить не от-
дельные интонацин, не отдельные
«мотивы», & то общее, стихийное, ра-
зумное, что питает его идеи, чув-
ства, мысли и настроения и что ле
жит в основе всякого его художест-
венного и социального творчьствя.
Близость к народу всегда шире и
илодотворнее для художника, чем
простое собирание народных песен
и «введение» в композинию какого-
то количества народных плясок или
танцев. Композитор обязан чувстно-
вать и знать все конкретные нроявле-
ния музыкального, песенного и пля-
сового народного творчества, не для
того чтобы жить за их счет, а для
того чтобы обогащать ими основные
идеи и замыслы своего творчества.
	Тов. Шостакович — однч из та-
лантливейших, . жизнерадостнейтих
композиторов не только СССР, но
и всей современной. Европы. Во це-
лом ряде его произведений — в пер-
вой симфонии, во второй части вно-
лончельной сонаты -—- есть наряду с
большой простотой и. ясностью ` так-
же и большая философская
	мысль, интерпретированная средетва-
	ми очень ясиыми и жизнеутвержда-
OWHM EH.
	Но Шостакович очень умело вла-
деет также палитрой музыкального
гротеска. Отцом ‘этого направления,
подлинным изобретателем в этой об-
ласти является Иторь Стравинский.
До него не было в музыке столь силь-
ного выражения стихии иронии (ес-
ли и не очень злой, то во всяком
случае и ие доброй). Это направле-
ние; к сожаленню, слишком сильно
	повлияло на Шостаковича и многих
наших мололых композиторов. Шо-
	напгих молодых композиторов. н®-
стаковича это очень часто увлекало
в сторону от его основных компози-
торских идей к разного рода нату-
ралистнческим и экспрессионистсвим
излишествам. В первоначальный пе-
риод его творчества это могло счи-
таться просзительным ‘проявлением
	юноптеского задора. Ho некоторые
	«критикн», слишком падкие на все
«остренькое» и любящие по каждому
поводу впадать в неоправданные. сло-
вословия, не только во-время не
предостерегли Шостаковича от ‘этих
опасных и врелных увлечений, но,
наоборот, старались доказать и ему
и советскому слушателю, что это-то
и есть самое ценное в его творче-
стве. Какую медвежью услугу оказа-
ли эти «ценители» талантливейше-
му — целиком советскому — компо+
зитору и мастеру!
Это и привело к тому, что в двух
	свенх крупных’ произведениях (ча-
	стично в «Леди Макбет Мценского
уезда? и целиком в балете «Светлый
ручей») комнозитор потерпел твор-
ческое поражение. Но никто из кри-
тиков н музыковелов сразу этого во
всеусльцпание не сказал. Наоборот,
критики затянули хором очередную
песню словословий и преувеличен-
ных похвал. Они лгали себе и дру-
гим и писали хвалебные рецензии.
Они обманывали себя и будто бы лю-
бимого ими композитора и возводили
его’ пороки в ранг бесспорных твор-
ческих достижений. Теперь для всех
ясно, что этим людям недостаточно
дорога судьба советского композитора
Шостаковича, так же как и судьбы
соБетской музыки в целом.
		современников, так MC RAR и для
наших слушателей. Но разве ‘кто-ни-
будь может товорить ‘о’ бедности со-
держания великих творений этих
мастеров! Но разве и Бетховен и Мо-
царт не переживали мучительнейший
творческий процесс во время работы
нал кажлым своим произведением!

И, наоборот, такие типичные пред-
ставители «усложненности» в музы-
ке (мастера, у которых преобладает.
деталь над целым), как Ретер или
Рихард Штрауе, дают всегда произ-
ведения, в которых частные мотивы
заслоняют основную мысль бочине-
НИЯ.

Гениальное всегда просто и всегда
понятно. Пушкин равно доходчив и
ло рафинированнейшего нотребителя
искусства и до нетронутого - эстети-
ческими соблазнами чукчи, на язык
которого Пушкин только недавно
стал. переводиться. Гений любит в
жизни все живое; все подлинное, лля
него нет в реальной действительно-
сти «негодного» материала. Иоэтому
между крупнейшими произведениями
искусства‘ — музыкального в первую
очередь — и творчеством народным
существует всегда неразрывная орга-
ническая связь. Влияние народного
мелоса на творчество всех крупней-
ших композиторов мира неоспоримо
и значительно. Но здесь необходимо
остерегаться всякого сюсюкающего
упрощенчества. Прислушаться к. на-
ролному мелосу это отиюдь ие зна-
чит только «собрать» какое-то. коли-
чество народных песен или обрабо-
тать некоторое количество народных
мотивов. Дело отнюдь не в этом. Ком-
позитор должен приложиться ухом в
самому «сердцу народа», среди кото-
	«Правда» в своих статьях, глубоко

всколыхнувших всю музыкальную и
вообще творческую общественность
налей страны, указала: ‹А ведь ко-
роль-то гол!з». Восторгаться композн-
торскими вывертами в «Леди Мак-
бет» и приспособленческими пейза-
нистыми «нумерами» в «Светлом
ручье» не к чему.
_ Но жестоко ошибаются и те, кто
думает, что эти статьи в «Правде»
призывают к тому, чтобы обросить
Шостаковича вообще «с корабля на-
тей современности». Нет, они зна-
менуют только начало борьбы для
ПТостаковича за то подлинное и на-
стоящее, что есть в нем, а не за то
второстепенное и наносное, что в
нем усиленно культивировали «торе-
друзья» и «горе-критики» и от чего
он должен и для своей пользы и лля
пользы всей советской музыки по-
скорее отрешиться.

Эти трехи нарочитой усложненно-
сти свойственны многим нашим ком-
позиторам. Они привели к отрыву от
живой жизни, от ясных и глубоких
чувств и мыслей нашей современно-
сти не одного только талантливейше-
го мастера Шостаковича; они. засо-
рили трюкачеством и вывертами со-
чинения HE только его одного. Но
что-то. не видно, чтобы изити крити-
ки извлекли необхолимую пользу из
жестокого урока, преподанного им
«Правлой», и стали бы со всей не-
обходимой достоверностью изучать и

оценивать все творчество советских
композиторов!,

Сравнительно недавно’ стала офор:
мляться в нашем музыкальном мире
некая неписанная теория, по которой
музыкальные сочинения делятся на
проиаведения «для массового» и ‹ин-
теялигентного потребителя». Какая
лживая и вредная теория! В произ-
ведениях всех без исключения вели-
ких композиторов — от Баха до Му-
сортского и Чайковского включитель-
но — наряду с выражением глубо-
чайших мыслей и чувств, какая безл-
на здоровото веселья и юмора! Ho
остроумничанья, злоботвующей иро-
нии в них нет и быть не может.

Мне кажется, что каждый творче-
ский работник советского музыкаль-
Horo фронта должен из статей, опуб-
ликованных в «Правле», сделать для
себя простой вывод: поближе к на-
pony, среди которого творишь и для
которого творишь! ПНоболыше твор-
ческой ответственности в кажлой на-
птей работе, в каждом нашем въыютуп-
лении, в каждой мысли, в каждом
слове, произнесенном и написанном.

Г. НЕЙГАУЗ
				Председатель Всесоюзного коми»
тета по делам искусств при
СНК СССР П. КЕРЖЕНЦЕВ
	В Хабаровске на берегу Awypa возле age Красной. армии выстроен новый театр ОНДВА
„На фото =. фасад нового театра д, г