Пора расцвета
	галов, Пейзажные и жанровые полом
на художницы Е, Ахвледиани от
	чены еще некоторым паметом эк
прессионизма, по’ они’ овидетельсь
вуют. о большой колористической ода,
ренности и комиозиционном ео.
	разни художенива.

Творчество Ладо Гудиашвили 0
мечело влиянием старой трузнчо-яер-
сидской миниатюры. ITO особен
сказывается на его „весьма интерес,
ных трафических работах, в час,
ности на серии его. иллюстраций в
юбилейному изданию «Человека, но.
сящего барсову шкуру» Шота Руси,
вели. Но это влияние стариной ин.
ниатюры” не дает нам права пм.
рить о какой-то внешней подраж,
тельностн художника, Наоборот, en
восприятие современной — действи.
тельности чрезвычайно остро и ео
образно.

Молодой график Григолия получи
за свои очень интересные «эксли
рис» премию на международном т,
фическом конкурсе в США. Жи»,
писец .А: Кутателадае — мастер и,
торического жанра — представаяа
романтическую школу, трузинокй
живописи. Значительный Иер
представляют также монументальны
работы скульптора Топуридае ил
атральные постановки и Кижи
иллюстрации ЧПеварналазе. !

Молодое поколение грузинских 1.
дожников —— это мастера, спалиль
едиными  социально-историческими 1
творческими задачами, Тоторые нц
об’еднняют в мощную фалангу. Ян
могу злесь заняться поимевным ра»
бором творческого пути каждою и
этих художников в отдельности, 9
— задача самостоятельная. Но
работы ‘дают нам право определ
уже несколько характерных чи
трузинской живописи, Эти черты —
порывистость, стремление к рома
тичности, к пафосу, Определяющия
здесь являются творческая Magen,
Гудиашвили, умершего в самом назь
ле эпохи советнизация Грузия, Парн
сманишвили — этото основоположни.
ка нового национального грузинскою
искусства, и, может быть, также т
некоторое влияние мирискусника (д
дейкина, оставившего после себя з
Тифлисе довольно интерееную сте»
пись.

_ Грузинские художники все ¢ bom
шей и большей пристальностью, OW
никновенностью всматриваются ту
изучают новое = социалистически
строительство, Больше то — м
граждане своей страны они сами я
ляются непосредственными участи
хами этого гранднозного экономич
ского и культурного преобразований
	их страны.
` Академин Е, ЛАНСЕРЕ
	Грузинская музыка
	В 1935 году, как мы уже oTMe>
чали на страницах «Советского ис-
кусства», была слелана целая серия
залисей грузинского» народного твор-
чества. Эта работа дает известное
представление о своеобразии и вы-
дающихся красотах песни и музыки
	изролов Грузни. И по репертуару, и
	позкачеству исполнения, и По 4910?
сти записи выпущенные в 1935 году
грузинские пластинкн достаточно х>-
роши. К сожалению, как мы увидим
ниже, странная и необ’яснимая ти-
ражная политнка Граммпласттреста
значительно тормозит проникновение
трузинской ‘музыки в широкие массы
слушателей Советского союза.
Прежде всего нужно отметить удач-
ный подбор’ репертуара. Он очевь
разнообразен. Срели записей 1935 г.
мы встречаем песни аджаристанские,
мингрельские, кахетинские, гурий-
ские, абхазские, сванские и др. На-
ряду со старинными народными пес-
нями, насыщенными образами седой
истории, ‘древних народно-эпических
сказаний и легенд, мы встретим алесь
и проиэведения современного совет-
ского фольклора. Серия включает и
героические, и хороводные, и свадеб-
ные, и застольные песни. Наконец,
в грузинской серии записей 1935 г.
мы найдем не только подлинные на»
родные песни, но и обработки совет-
	ских композиторов.
	родные песни, записанные на “‘пла-
стинки, служат ценным вкладом в
музыкальную сокровищницу народов
СОСР.и ‘должны ‘изучаться ‘и широ-
ко пропагандироваться.

Особо надо остановиться ‘на двух
запиванных на пластинки иёснях гру-
эннских композиторов: «Арагва» му-
зыка Наргаретели и «Лазлэ» музыка
Поцхаерашвили. В обеих песпях чув-
ствуется сильное европейское влия-
ние, сказавшееся и на характере ме-
лодии, и на обработке фортепианного
сопровождения. Ho pce же народная
музыка несомненно наложила чрез-
вычайно яркий отпечаток на эти пес-
ви, особенно «Лаалэ», которую мож-
но считать вольной обработкой на-
родней песни, и отсюла их огромная
свежесть и обаятельность, делающие
эти произведения одними из намбо-
лее ценных образцов всего многосо>
тенного репертуара граммзаписи,  с0-
зланного в последние голы.

Наконец несколько слов о качестве.
исполнения грузинской серии. Грамм-
пласттрест не может похвастать боль-
шнм  разнообразнем исполнителей,
Все нааванные хоровые произведения
записаны в исполнении  Госудаф-
ственного этнографического хора ССР
Грузии под управлением И. Пачно-
рия, а произведения Поцхверашвили
я Каргаретели в исполнении ‚артиста
Д. Г. Бадридзе. (в настоящее время
— артист Овердловской оперы),

Но и эти немногочисленные испол-
нительские силы, особенно ансамбль
Пазкория, достаточно убедительно
показывают, насколько высоко стоит
музыкально-исполнительская культу-
ра в советской Грузии. Ансамбль Пач-
кория на относительно примитивном
музыкальном материале создает тА-
кие шедевры хорового исполнения,
которым. могут мюзавидовать многие
лучшие музыкальные организации
Советского союза. Полобного вдумчи-
вого художественного мастеретва пока
удалось достигнуть очень. немногим
единичным ансамблям, к которым мы
можем отнести линь такие, напри-
мер, как украинская «Думка» или
еврейский « канс».

Очень высоко мы расцениваем и
исполнение артиста Бадридэе, пока-
завитего превосходные вокальные дан-
ные, тонкое художественное чутье
‘и болышое культурное мастерство.
  К сожалению, Граммпласттрест, за-
‚писав серию произведений грузинской
музыки, не довел это дело до конца,
Средний тираж грузинской пластин-
ки, записанной и выпущенной в
1935 году, не превышает 2000, & не-
которые, даже лучшие записи выпу-
щены тиражом менее 500. При этом
увеличение и уменьшение тиража
той пли иной пластинки пе может
	быть мотивировано никакими сообра-
	жевриями художественно-политическо-
	о порядкз. Почему, например, песни
возчика в старой, окверной записи
	выпускаются тиражом вые 8000, &
	«Несня о Ленине» — тиражом около
3000. абхазская плясовая и «Гулие-
са»\ — менее 500. Чем вызвана по-
	добная, с позволения сказать, тираж-   ›
	ная «политика» — непонятно, =.
К 15люеть советокой Грузии

Гоаммпласттрест тажим образом ок&-
зывается в долту перед. трузанеким
	искусством. Этот долт надо компен-
	сировать в 193

6 голу

как

производ  . `
	ством новых затисеи музыки наро-
		ском уже записанной серии,
С НУЛАГИН
	ча пластинке
	Я- прожил в ТИФЛИСЕ, -
Закавказской советской Фед
песколько лет. Как профессор
	ls aN HCKOIL Академии художеств. я близ-

аа ый
	ко познакомийея не только © мас*
рами грузинами, но и армянами,
русскими и т. д, Фреди этих худож
ников есть очень врупные мастера,
как, например, недавно скончавщий-
ся тонкий пейзажист и большой поэт
в живописи -Э. М. Татевосьян и выне
	злравствующие Е. И, Габиашвили,
В А Фогель, народный художник
	Е a 0 Г.
скульптор Николадэе (теперь ирофес-
сор нашей ленинградской Всесоюзной
академии художеств). Эти художники
прошли в свое время академический
курс в высших художественных шко-
лах Москвы, Петербурга, Парижа, од-
нако, они не представляли собой ка-
кото-нибудь определенного тверческо-
го направления, В Тифлисе до рево-
люции существовали две школы жи-
вописи —- одна «Общества любителей
искусств» и друтая — частная, Нака-
nyHe Октябрьской революции Не
сколько молодых художников уехало
за транину—в Мюнхен, Париж и
друтие города. Они вернулись в Гру-
зию в 1921 году. Эта группа выдели-
ла из своей среды впоследствии наи-
более ярких и талантливых пред-
ставителей современной трузинской
живописи.

Основаниая в 1922 голу Академия
художеств Грузии, руководимая про-
фессором истории. искусств Г. И. Гу-
биашвили, стала средоточием моло-
дых художественных кадров Грузии,
которые теперь рядом с. названной
мною. группой образуют основной ак-
тив художников, скульпторов, гра-
фиков советской Грузии. Вокруг
Академии сплотилея ряд профессо-
ров и художников-мастеров старше-
то поколения. Наряду o Губнашвили,
Татевосьяном и Ннколадае здесь бы-
ли ленинградский профессор Шарле-
мань. пишущий эти строки, Гринев-
ский, Северов и др. Совместно с мо-
лодыми  художниками-живописцами
Губиашвили, Какабадзе, скульптором
Канделаки и художником Шеварнад-
36 они отдали себя целиком делу
возрождения изобразительного искус-
ства советской Грузии,
	Истекшие 15 лет выдвинули ряд
имен -грузинских художников, Ko-
торые должны стать известны самым
пгироким кругам людей, интересую-
зцихся искусством в нашей стране.
Это Бажбеук Меликов, пейзажи и
портреты которого представляют
большой интерес. Благодаря глубоко-
му пониманию живописи Меликов
оказал большое влияние на молодые
кадры художников. Несколько в сто-
	роне стоит отличный портретист Max
	«Гупико сняла чадру»
	Из записанных произведений необ-
ходимо отметить «Песнь о Ленине» и
«Песнь коллектива». Обе песни пред-
ставляют собой чрезвычайно интерес-
вое явление советского музыкального
творчества. В этих песнях — бога-
тая, развитая мелодия, развернутая
своеобразная полифония, значитель-
ные по содержанию тексты. «Правда,
ты умер, преждевременно закрыл
тлаза, но твоими делами радуется все
будущее», товорится в «Песне о
Ленине». «Да здравствует красное
знамя, вышитое ленинизмом!», — так
заканчивается песня. Пафосом сво-
бодного коллективного труда лынит
«Песня коллектива».

Из произвелений исторического ха-
Тактера 060бо надо выделить заме-
чалелыную абхзэскую песню «Гулис-
са>, Музыка этой песни на первый
вагляд может показаться несколько
примитивной, она построена ‹ всего
лешь на 3—4 нотах. Но в пределах
этого крайнего лаконизма, как тек-
стовото, так й музыкального, дости-
гается такое многообразие оттенков,
что песня делается понятной и край-
не выразительной. Эта же особен-
вость музыки — малый диапазон, ог-
Таниченный для каждого произведе-
ния пределами кварты или квинты,
и огромное разнообразие вариаций и
исполнительских оттенков, — харак-
терна для всей серии записей.

Таковы и бытовые песни народов
Грузии: хороводные, свадебные, за-
стольные, колыбельные. Отмечаем как
наиболее интересные: ованскую песнь
«Лиле», прославляющую солнце, ли-
рнческую кахетинскую песнь хЗам-
тари» («Как из глаз красивой жен-
щины падают слезы, так зимой под
застывнтим небом листья палают с
деревьев»), «Вахтангури» — песню,
уеполненную ‘хором. почти без. слов.
В этой пеоне очень интересная игра
полголосков. Затем отметим мингрель-
скую «Колыбельную» и «Плясовую»,
любовную песню «Маха», арбная
(песня водителя арбы) песня «Чела»,
рачивская «Заетольная песня», аджа-
ристанская «Свадебная». мингрель-
ская плясовая «Войса». Но и. другие,
He названные нами гоузинские на-
	Лраматургия советской Грузии
		№ моменту установления в Грузии
советокой власти грузинская драма-
тургия переживала острый  кризис.

Эпоха господства  меньшевизма
привела драматургию, кйк и всю гру-
зинскую литературу, состоянию
полного упалка и творческого застоя
Драматургия была проникнута узким
национализмом и романтикой фео-
дального прошлого.

Носле побелы  рабочето класса в
Грузин драматургия долго еще нахо-
дилась под сильным влиянием чуж-
дых, главным образом националисти-
ческих тенденций.

Обостренная классовая а no-
вышенная активность классовых
врагов и их агентуры в искусстве
долгое время тормозили развитие
трузинской , драматической литера-
туры.

Но гигантский рост социалистиче-
ского строительства, разгром класел-
вых врагов, блестящие успехи в обла-
сти, хозяйственного и культурного
развития, ‘достигнутые советской
Грузией. на основе осуществления
национальной политики Ленина —
Сталина, послужили крепкой основой
лля перехола грузинской драматургии
на новые пути.
	С 1955—26 гола грузинекие драма-
	турги начинают работать нал мате-
риалом советской действительности и
пытаются пересмотреть свое отноше:
ние к историческому прошлому.
Большую роль в этом отношении сы-
грала русская советская лраматургия:
произвеления которой к этому време-
ни были осуществлены на сцене гру-
зинского. театра и ` приобрели широ-
кую популярность в массах.

Борьба за овлаление новыми тема-
ми. за перестройку своего мировоззр?з-
ния и пересмотр творческих пози-
ций оказалась трудной и противоре-
	чивой. но она привела грузинскую
драматургию к бесспорной победе.
ознаменованной рялом крупных
	подлинно советских произведений.

Наиболее излюбленной темой гру-
зинских драматургов явилаеь COMMA:
листическая перестройка деревни. И
это вполне естественно. Те колоссаль-
ные изменения. которые происхолили
в обнишалой грузинской деревне.
острые ситуации и конфликты, воз-
никавшие в результате ломки патри-
архальных устоев грузинской. лереБ-
ни. особенно в наиболее отсталых. И
глухих районах. гле ло установления
советской влясти в неприкосновенно-
сти сохранялся натуральный уклал
хозяйства.  предетавляли весьма бля-
толарный материах лля писателя.

Наша праматургия, только -посте-
пенно. с большим трудом овлалевала
искусством ‘изображения HOBOTO Ye-
ховека. Яркость и жизненность людей
прошлого в первых ироизвелениях
грузинской лраматургии. резко кон-
трастировали © блелностью и эокиз-
ностью люлей новой эпохи

Грузинским драматуртам пришлось
немало поработать над созданием
образов ^ новых людей. воспитанных
пролетарской революцией.  люлей
сталинской закалкл, И ие случайно,
что. к 15-й головшине советской Гру-
SHH почти все драматурги реботают
над этой темой. темой вового герря.

Эта тема является центральной лля
олното из крупнейших ин старейших
праматуотов Грузви — Шалва Да-
диани. Его послелние произвеления
явивитиеся своеобразным монтажем
произвелений грузинских классиков
(И. Чавчавалае и Е. Ниношвили).
были не только ерелством освоения и
широкой популяризации лучших 06-
разцов грузинской классической ли-
тературы не и свилетельством TOTO.
что Ш, Далиани опрелеленно и креп-
ко стал ва позиции рабочего класса.

В настоящее время драматурт р9-
ботает нал лвумя пъесами: олна из
них «Бооцеуля» — пьеса © переков-
хе люлей в исправительно-труловом
лагере Наркомвнулела: другая «Олка-
оба» рассказывает о прошлом Алжа-
ристана, ‘о борьбе белняцких Mace
против своих поработителей помеши-
ков-беков.

К плеяде старейших лраматургов
относится и Сандро Шаншиашвили,
которому также пришлось пройти
сложный и противоречивый путь от
	„Бахтриони“
	Фифлисская г№<опера подготовила
к юбилейным лням советской Грузия
новую оперу Гр. Киладзе (музыка)
ий П. Какабадзе (либретто) «Бахтрио-
HED.

Спектакль развертывается на фоне
большого наролного ‘праздника, в ко-
тором участвуют ‘представители всех
уголков Грузин. В опере широко ис-
пользуются наролные маски «Бери-
коба», «Кееноба». «Мушантоба» и
другие элементы наролных игр.

Постановщик Д. Апексидзе, лири-
жер Е. Микеладзе, художник С. «Вир-
саладзе, балетмейстер Д. Джавриш-
вили. .

В главных партнях заняты: Кумсиа-
швили (Косаткуила). Циргиладзе {На-
	паркекия). Кварелашвили (Мусусэ-
ла). Гастенина (Гулкана) Хомашу-
ридзе (Ростов Брязени), Кавсадзе
	(Свимон-хан), Степанян (Пати) я др.
	тивигинся в передового. знатного че-
ловека нашей страны.

Творчество Герцелая Баазова до сих
пор было посвящено жизни и быту
грузинского еврейства, но по своему
идейному содержанию его пьесы ни-
когда не замыжались в рамки этно-
графии и пытались ответить на са-
мые актуальные вопросы современ-
HOCTH.

В своеобразных колоритных o6pa-
зах грузинских эвреев Баазов рисует
процесс формирования нового созна-
	ния в людях, которые в течение Be-
	ков были порабощены. религиозным
фанатизмом и силой «денежного меш-
ка». Если в первой своей пьесе «Не-
мые заговорили» драматург показал
только первый этап этого процесса—
медленное, мучительное  освобожле-
ние человека от груза пропьлых тра-
диций, то в дальнейшем эта тема рас-
ширяется, и в, пьесе «Хагай» уже по-
ставлена проблема столкновения двух
культур — социалистической и ка-
питалистической, в пъесе «Не взи-
рая на лица», премированной на все-
грузинском конкурсе, автор сделал
попытку изобразить положительного
тероя, а в послелнем произведении
«На развалинах Ахасаоли», мы ви-
дим. как на месте прежнего гетто
строится новая жизнь, растут и вы-
двигаются новые люли. творящие эту
ЖИЗНЬ.

В настоящее время Баазов пишет
две пьесы: одна из них посвящена
революционеру Ицка Рижинаптвили,
убитому царскими палачами.

Вторая пьеса — 0 новых Людях,
создающих цитрусовые культуры в
Алжаристане.

На ту же тему о’советском Алжи-
ристане, об энтузиазме стахановцев
цитрусовых плантаций пишет пъесу
драматург И. Вакели — автор пре-
мированной на всегрузинском  KOH-
	курсе пьесы «Шамиль».
	увлечения экзотикой прошлого и Нна-
ционалистическими тенденциями, до
пьес о братстве народов Закавказья.
Ему же принадлежит удачная пере-
делка «Бронепоезда» Вс. Иванова
(«Анзор»). Последняя пъеса С. Шав-
шиашвили-—монументальное  произ-
ведение «Арсен», рисующее на фоне
широкого крестьянского движения
жизнь любимого грузинского нарол-
ного героя Арсена, с именем которого
связан наиболее волнующий эпизод
борьбы крестьянства против помещи-
ков и царских сатрапов.

Теперь Сандро Шаншиаливили ра-
ботает над новой героической темой
из истории гражданской войны на
Северном Кавказе.

Чрезвычайно интересную тему -раз-
рабатывает А. Машашвили, автор
первой колхозной пьесы «Тревога».
Ел новая пьеса «Пароль 49», посвя-
щенная вопросам обороны социали-
стического отечества, — показывает
жизнь грузинских частей нашей
славной Красной армии, являющейся
крепким оплотом пролетарской стра-
ны, образцом социалистической дис-
пиплины и высокой сознательности.
	Особое место в грузинской драма-
тургии занимает П. Какабадзе, Кака-
бадае налтисал всего три пьесы. Ею
комедия «Кваркваре Тутабери» счи-
тается ‘одной из лучших советеких
комелий и. несмотря на то. что эта
пьеса имеет более чем десятилетний
стаж, она до сих пор не сходит со
сцены. грузинских театров.

Вторая пьёса «Бахтриони» в остро
комелийной форме высмеивает быт и
люлей феодальной Грузии. Эта пьеса
позволяет говорить об основных тен-
денциях творчества Какабалзе. Ero
интересуют люли переломных исто-
рических энох, стоящие в стороне от
борьбы основных социальных сил,
но стремящиеся сохранить свое фи-
зическое существование.

Но Какабалае не - ограничивается
этой темой. Он стремится ответить и
на современные проблемы, волную-
щие сейчас всею Страну советов. Па-
раллельно с исторической темой о
Шамиле Какабадзе работает теперь
нал пьесой о новых людях советского
Дагестана.

О стахановцах нефтяных промыс-
лов Грузии пишет свою новую пьэ-
су П. Самсонидзе, автор пьесы «Сал-
Тэ». в которой впервые был показан
	0браз деревенского комсомольца.
«Салтэ» была первым вполне удав-
MAMCA драматургическим опытом
	пролетарского поэта П. Самсониляе,
сумевшего дать жизненные образы
современных людей и его пьеса о
стахановцах обещает стать ярким и
значительным произведением.

К числу писателей, которые с03-
дали первые советские пьесы, от-
носится К. Каладзе. В настоящее
время Калалзе пишет пьесу о но-
вой технической — интеллигенции,
воспитанной Великой Октябрьской
революцией. Герой его пьесы — м0-
голой пнеграмотный  горец, превра-
	Историческое решение ЦК ВКП(б)
Грузин 0 тениальном поэте Грузии
ПТота Руставели, передача бывитего
дома заключения — Метехского зам-
ка — под музей лпореволюционного
искусства, решения ЦК КП(б) Гру-
зии по кинопромышленности, по
театрам, перелача работникам. ис-
кусств Грузии одного из лучших до-
мов в Тифлисе под Клуб мастеров
искусств, организация Дворца ap-
мянской культуры. чуткое и береж:
ное отношение к работникам искус-
ства — все это свидетельствует об
исключительном внимании руководя-
щих партийных и советских органи-
заций Грузии к вопросам культуры
и искусства.

За 15 лет существования советской
Грузии грузинская театральная куль-
тура достигла небывалого расцвета.
Театры Грузин заслуженно стали в
рялы лучших театров Советского со-
юза.

За эти голы созданы такие блестя-
щие спектакли, как «Анзор» и «Ин-
тиранос» (театр им. Руставели), «Ури-
эль Акоста» и «Гоп-ля, мы живем» в
театре им. Марлжанишвили (поста-
новка Н. Марджанишвили), «Сурам-
ская крепость» и «Арсен Мараблэ-
ли» (ГрузТЮЗ — постановка Такай-
швили) и ряд других,

Широко развернули свою работу и
театры национальных  меньигинств.
Наряду с армянским, тюркским и рус-
ским театрами в Грузии впервые ор-
танизованы абхазский,  юго-осетин-
ский, греческий и др. театры.

Выросла сеть периферийных теат-
ров, 25 стационарных театров рабо-
тают сейчас на периферии. Колхозы
И с0вхозы отдаленных районов си-
стематически ‘обслуживаются  пере-
движными театрами.

Грузинский театр ворпитал пре-
красных мастеров сцены. Наряду со
	Прошлое Алжаристана привлекло
внимание и молодого драматурга
С. Мтварадзе, который, начав лите-
ратурную работу в театре юного зри-
		ряду драматургов Грузии. Нараллель-
но Мтварадзе пишет пьесу о жизни
колхозной Кахетии.

Крупным пробелом в нашей дра-
матургии является отсутствие пъее п
тражданской войне в Грузии и 06
установлении диктатуры рабочего
класса. Этот пробел заполняется ра-
ботой драматурга Г. Бухникашвили,
пьесы которого пользуются широкой
популярностью и неизменно входят
в репертуар районных и самолеятель-
ных театров. Бухникашвили пишет
драматургаческую хронику 06 уста-
новлении в Грузии советской власти,

В обстановке большого творческого
	напряжения работают грузинские
праматурги. Этот под’е№ . обусловлен
транлиозными — победами рабочего
	класса, тщательной заботой и внима-
нием, которым окружает партия пи.
сателей и драматургов, яркой и ра-
достной жизнью, которая озаряет ве-
ликую Страну советов.

В. БОКУЧАВА
	В ТИФЛИССКОЙИ КИНОСТУДИИ
	Грузинская кинематография, рабо-
тающая на крепкой Технической ба-
зе (фабрика Госкинпрома Грузин),
за последние годы значительно выро-
сла. В области кино работают вид-
ные работники советского искусства
Грузии, известные далеко за преде-
лами республики. Режиссер-ордено-
носец Мих. Чиаурели (автор художе-
ственного звукового фильма «Послед-
ний маскарад») работает нал ‘филь-
mom «Арсен». Pemuceep Никопай
Шенгелая, создавший известные ки-
нокартины «Элисо» H «28 комисса-
ров», работает над фильмом «Золотая
долина». Над новыми фильмами так-
же ‘работает режиссер Рондели, ко-
торый ставит фильм «Осенние дво-
pave» по сценарию Мдивани. Режис-
сер Лео Эсакия ставит фильм «Кры-
латый маляр» (из жизни летчиков).
Режиссер Г. Макаров готовит фильм
«Аб0» {из жизни большевистского
подполья в эпоху реакции). Закан-
	чивает с’емки нового’ фильма <«Код-
	жеты» режиссер Микоберидзе. Сце-
	нарий фильма сделан по поэме Ру-
ставели.

Мною написано два сценария «Ска-
ла Аршаула» и «За рекой». Режиссер
Перестиани будет ставить фильм по
моему сценарию под условным назва-
нием «Алаш». Тема фильма — борь-
ба подрастающего ‘поколения з& з8-
щиту социалистической  соботвен-
ности, Режиссер М. Калатозишвили
закончил фильм «15 победных лет»
(ко дню празднования советизации
Грузии). ^

Конечно, в работе грузинекой ки-
нематографии есть еще ряд недостат-
ков. Повышение идейно-худо: -
ного качества грузинской кинематог-
рафии является нашей важнейшей
задачей. При активном участии на-
	ших нисателей и режиссеров эта за-
	дача должна быть рентена.
ИЛО МОСАШВИЛИ
	Иплюстрация худ. Зичи к поэме Руставели «Витязь в тигровой шку*
ре», выпускаемой издательством «Асафет!а» под редакцией А, С, Cer
нидзе
		TROPUECT
	BO ВЕЛИКОГО  ПАРОЛА
	классу проф. Шульгиной), Харадзе,
Гамрекели, Торошелидзе, Кипиани
(по классу проф. Вронского) — уже
зарекомендовали себя на нашей
эстраде. и

С каждым дом растет число раз-
личных музыкальных ансамблей и
коллективов. Отметим акалемический
хор под упр. нар. арт. К. Поцхвера-
швили, Гос. этнографический хор под
упр. К. Пачкория, Абхазский этно-.
графический хор, Озуртетский, Зутг-
дидекий, Аджаристанский хор под
управлением замечательного хормей-
стера М. Кухианидзе, ансамбль чон-
гури, Гос. восточный ансамбль, ан
самбль грузинских народных инстру-.
ментов, вокальный и инструменталь-
ный квартет и ряд других.

Грузинская хореография бесспорно
находится сейчас в полосе под’ема.
Всеобщее признание завоевали такие
артисты ‚балета. как Гварамадзе Ли-
пи, Войнова, Назинец, Бауэр, Гор-
ский, Димитриев н др. В Тифлисе
сделали первые шаги артисты ле-
нинтрадското ГОТОБ Вахтанг Чабу-
киани и балерина Л, Чикваидзе.
	Грузинская кинопромышленность
одержала крупные творческие ‘побе-
ды, создав такие фильмы, ‘как «По-
следний маскарад» (реж Чиаурели),
«Элнсо» (Шенгелая), «Послелние
крестоносцы» (Допидзв), «До скоро-
го свилания» (Макаров) и ap. “
	Грузинская кинематография воспи-
тала кадры талантливых кинорежне-
серов: М, Чиаурели, Н, Шенгелая; С.
Долидзе, Л. Эсания, Рондели, Гого-
бернидэе, Микаборидзе, артистов: Ната
Вачнадзе, М. Геловани, Ц, Цуцунава
и др. ° .

Кинематография советской Грузи
‚имеет мощную ‘ технико-пронэводст-.
венную базу и превосходную звуко-
вую аппаратуру. Широко развернута
	сеть кинотеатров и передвижек, чи-
сло которых достигает 480, В ряде
‚районов построены звуковые кино-
театры. ;

Союз. советских художников Гру-

зии об’единяет 230 художников. В
Академии художеств и в техникуме
обучается 265 человек. Но дело не
‘только в количественном росте. Ху-
`дожники советской Грузии успешно
‘овладевают новой тематикой и вме-
‘сте с тем совершенствуют свое мас-
терство.
’ Лучшгие старые мастера живописи
М. Тоидзе, Д. Какабадзе, Габашвили,
Сидамон‹Эристов и др. также рабо.
тают теперь над современными те-
мами.

Выдающийся скульптор, ученик
Родэна, профессор Николадзе, нелав-
но вспоминая свое дореволюционное
прошлое, заявил: «О каком творча-
отве могла быть речь, когла душила
тяжелая нужда, Как проявление 067-
бой милости был расценен факт пре:
доставления мне заводчиком Сарад-
жевым маленького сарая». Это было
в прошлом. Советекая Грузия с nep-
вых же дней оценила Николалае,
‘создав ему все условия для плоло-
творной творческой работы. Для него
выстроена специальная мастерская,
Правительство наградило ето звани.
ем народного скульптора, И старый
мастер создал ряд новых вначитель-
ных произведений, созлал скульптур-
ные портреты Ленипа и Сталина.
	Один из крупных мастеров живо-
писи — Moca Тоидэе, ученик Репи:
на, в период меньшевиама в Грузии
написал картину «Революция», приз-
нанную меньшевистскими чиновника.
ми большевистской. Ее запретили
вывешивать. Картину пришлось при.
прятать на чердак. «Советская власть
окрыхила меня, дала широкие \803-
	старыми мастерами — нар, арт. Н.: дения, как опера Ниладзе «Бахтри-
	они», симфония засл. деятеля ис-
кусств И. Туския «26 комиссаров»,
симфония Д. Аракишвили, пьеса для
квартета и симфония «1905 год»
Ш, Тактакишеили, произведения
Мшвелидзе и Мегвинетухуцеси. Все
они свидетельствуют об огромном ро-
сте нашей музыкальной культуры.
	Созданы калры талантливых ис
полнителей. Назовем главного дири-
жера Тифлисского оперного театра
Микаладэе, организатова и руководи-
теля Гос симфонического оркестра,
скрипачей Шиукашвили, В, Нейман,
юных виолончелистов Джиджавадзе
и Барнабишвили и op.
	В Тифлисской государственной
консерватории имеются превосходные
вокалисты. К их числу принадле-
mar: засл. арт. С, Инашвили, Андгу-
падзе, 0. Нинуа, Н. Кумсиашвили,
Д. Бадридзе, Л. Исецкий, а также
талантливые артисты оперы: Е. Со-
хадзе, Цомая, Бутхузи, Кварапашви-
пи, Санадзе, Гипьберт, Сергеева и
др.”Многие из этих исполнителей, не-
смотря на свою молодость, извеетны
не только в Грузии, но и в других
советских республиках.
	Тифлноская государственная кон-
серваторня готовит ве только испоял-
нителей, но и музыкантов-теорети-
ков: Чигогидзе, Донадзе, Чвичиа,
Чхиквадзе. В выпускных классах
консерватории учатся молодые та-
лантливые пианисты: Эфтишвили (по
классу проф. Айсберга), Шамирана-
швили (по классу проф. Вирселадзе),
Малхасян (по классу проф. Трусков-
ского).

Вольшую работу проводит опернзя
студия под руководством нар. арт.
А, Цуцунава. Здесь также есть свои
таланты, Вокалисты Накашидзе, Нур-
циди, Лапиашвяли, ЖХачикян (по
	Гоциридзе, Н. Чхеидзе, Е. Черкези-
швипи, засл. арт. Т. Абашидзе и Н.
Джавахишвили и др., сцену грузин-
ского тезтра украшают художники,
вырощенные советской властью. как
нар. арт. Акакий Васадзе, Ушанги
Чхеидзе, Акакий Хорава, Георгий Да-
виташвили, засл. артисты:  Верико
Анджапаридзе, Тамара  Цулукидзе,
Тамара Чавчавадзе, В. Абашидзе, Ш.
Гамбашидзе и ряд других.
	История грузинского советского те-
атра тесно связана с именем нар.
арт. К. Марджанишвили, Сейчас rpy-
зинская сцена имеет талантливых
режиесеров — засл. арт. Д. Антадзе,
А. Такайшвили, Алексидзе, Ш, Асхо-
бадзе, К. Патаридзе и В. Абашид-
зе.

Sa последние годы особенно замет-
но выросла грузинская драматургия.
Тематика грузинской драматургия
широка и разнообразна.

К современной советской. тематике
обратились старейшие писатели-дра-
матурги Грузии — Ш. Дадиани и С.
Шаншиашвили, .

“Музыкальное наследие доревогю-
ционной Грузии содержит такие дей-
отвительно замечательные произведе-
ния, как «Абесалом и Этари» 3. Па-
пиашвили и «Шота Руставели» Д.
Аракишвили, За 15 лет существова-
ния советской Грузни ее музыкаль-
ная культура стала яркой и еще бо-
лее многообразной. Появились новые
оперы: «Даиси», «Латавра» 3. Пали-
ашвили, «Жизнь—ралость» Аракиш-
вилн, «Амирани» К. Мегвинетухуце-
си. Группа молодых композиторов—
Туския, Киладзе, Тактакишвили, Ба-
панчивадзе, Мшвелидзе, Гокиели, Ко-
келадзе, Азмейпарашвили — созла-
ла ряд новых опер и симфоний, по-
священных современным и историче.
ским темам. Отметим такие произве-
	можности настоящем, большом тво“
чества», — говорит М. Тоидазе, Ca com
дал за эти годы превосходные 1
лотна и сейчас работает над картяяз*
ми, посвященными деятельности 10%
Сталина в Грузии.

Расцвет социалистическом искус»
ства немыслим без участия широких
масс, И, действительно, › наряду ©
профессиональным искусством растет
и ширится художественная самоде
ятельность масс. Тысячи  самодея
тельных художественных кружков
работают на предприятиях, в колхо
зах и совхозах, вовлекая широки
массы в строительство социалистиче
ского искусства, Первая’ закавкав
ская олимийала искусств явилась 1
монстрацией прекраснейших 06088
цов народного творчества, вылвитул
ряд талантливых музыкантов, Тани»
ров, певцов.

Грандиоэны лостижения советской
Грузии ва фронте искусства 88  b
лет, Изо дня в день растут кулыу
ра и искусство советской Грузии, 1
куфство, национальное по форме 1
социалистическое по содержанию,

Культурное строительство в Гру’
зни знает ие только побелы, но и Ae
	которые срывы. Однако неуклониа
борьба ва осуществлепие  леннисяо-
сталинской национальной политики
борьба; которой непосредственно ру’
ководит рулевой закавказоких боль
шевистских организаций тов, Л. 5
рия, — обеспечила бурный рост Be
	кусства советской Грузии. Грузинские
художники должны занять одно из
первых мест среди лучших OTPAAO!
культурного фронта нашей страны,
под руковолством великого Сталина
завершающей строительство бесклаее
сового социалистического общества,
	ГР. ШАВГУЛИДЗЕ