COME TCKOE WCKYCe Tire
	Дискуссия не окончена. Это только
начало глубокой творческой критики
и самовритики, которая должна, про-
водиться повседневно. 4

Ha open день после дискуссии,
в ЦД на открытии декады совет-
ской оборонной музыки демонотри-
ревалась УМ! симфония Л. Книппера,
посвященная Красной кавалерии,

В этом ироизведении тов. Книппер
налиел облегченный сй060б создания
нового симфонизма. Отсутствие пол-
длинного симфонического  тематизма
он прикрывает дешевымм театральны:
ми эффектами, отсутствне ‘идеи =
чисто внешним, не вытекающим ор-
	ганически

из музыкальной ткани AC-

пользованием песен; Собственный му-
	зыкальный темализм Вниппера, кото-
рый он пытается привлечь к сеимфэ-
нической ткани, поражает своей без-
жизненностью, чахлым остетстром и
безволнем. Он находится В волиющем
противоречни с теми народными \пес-
нями, которые использует Книппел.
	В результате — клочвоватое,. бес-
стильнюе и бесплодное .творчестьо.
Пестая симфония Кннипера — эг
	подлинный тупик для подобного «пч-
сенно-симфонического жанра» и, RG-
нечно. полная профанация «оборол-
ного» развания. Без большой фило-
ссфекой идеи, без доминирующей му
зыкалыьной воли композитора — но-
вого, советского онмфонизма быть не
может, Симфонизм — это самое слож-
ное, самое великое и самое сокро-
венное, что есть в музыкальном ию-
кусстве. И творец новой симфонаи
не может не быть музыкальным. фи-
лософом, не может нестоять на’ урон-
не передовых илей нашей социаля-
стической . эпохи, не может не слить
CEOD эмоцию с эмоциями,. идущими
из масс. И если у композитора нет
своего могучего музыкального языка,
срганически обусловленного жизнью,
— никакое заммствоваяие из нарол-
ного творчества не, поможет, Меха-
ницизм и фальшь прорвутся неиз-
бежно. Опыт симфоний Л. Книппе-
ра говорит об этом лучше ‚всего,

‚ Советские композиторы создали не-
мало новых массовых песен, живых
и разнообразных. Однако в массу эти
песни проникают с большим трудом.
	‚Несколько лет тому назад энтузиазм
	в деле пропаганды новых песен был
гораздо больший. Это относится и к
музыкальным учреждениям и к му-
зыкальной самодеятельности. На де-
монетрациях новые песни полотся ма-
ло, педружно и с плохим знанием
текста.

06 этом также следует подумать и
к первому мая провести большую ра-
Gory mo пропатанде новых песен в
маюсы. Наши демонстрации в му-
зыкальном их преломлении должны
принять характер грандиозного, яф-
чайттето концерта миллионов.

` МАРМАН КОВАЛЬ.
	Уроки дискуссии
			Привет старейшему деятелю советского искусства

народному артисту республики орденоносцу-
и И Немироричу. Паола

f В\ ходе трехдневной дискуюсии, ере-
‘ди московских композиторов четко
‘определилось крезкое творческое яд-
ро, воепринявнюе силу идей заклю-
ченных 8 статьях «Нравды». Эти ком-
позиторы понимают задачи, стоящие
перед советским музыкальным искус-
	  ствюм. Однако общий уровень лис-
	кусови не был на должнюй выооте:
Омелой самокритики было недоста-
точно, композиторы за редкими ис:
ключеннями ‘не вылеитали положи-
тельной программы творческой рабо-
ты, Выступления некоторых музыко-
ведов и критиков оставили жалкое
впечатление своей тусклостью и тра-
фаретностью. Было странно видеть
их в роли «воспитателей» советских
композиторов. Выступления компози-
торов были значительно живее и `со-
держательнее, чем выступления кри-
тики. Укретить авторитет музыкаль-
ной критики нам удастся только при
условии очищения ее рядов от слу-
чайных и дискрелитироваютих себя
людей, при условни общего повыие-
ния идейного уровня.
И композиторы должны нетреетан-
но совершенствовать свои знания,
должны заняться изучением со-
зинений Маркса, Энгельса, Ленина
н Сталина — это поможет им найти
должную перопективу и размах в
творчестве, философскую глубнну, ре-
волюционный оптимизм и подлинно
высокую — простоту музыкальных
средств; такое искусство победит и
вымученный формализм и дохлое
упрощенчество, Творчество народов
Р открывает перед нами огром-
ную музыкальную сокровищницу.
Овладение этим богатотвом даст не-
виданный взлет советекому  музы-
кальному творчеству. Однако нужно
помнить, что одно только использо-
вание народного. творчества — еще
не очень большая заслута, Важно ор-
таническое претворение его в своем
творчестве. в своем стиле.
искусоня выявила и разоблачила
странное упорство некоторых бывших
фральмовцев. ‘
Выступивший в прениях бывш. ру-
ховодитель РАПМ Л. Лебединекий
заявил, что <вое музыкальные крити-
ки — трупы». Л. Лебединский совер-
шенно отрицал успехи советской му-
зыки, призывал композиторов «начать
жнань затово» и отраничивал. разви-
тие советской музыки творческими
прунзцителен Давиденко.
неумная  ‹левая»  поматогия
	показал, что он неверно понял ста-
ThH ИА и значение решения
ЦК ВКП(б) от 23 впреля 1932 года.
Он до сих еще не усвоил, что по-
литика РА! вела музыкальную ор-
танизацию с большевистското цути
в пибелыьную тряоину пролеткультов-
жины, грутиювяцины и бескультурья.
	Народная артистка 0, Л. Книппер- Чехова, колхозница-актриса А. М. Макарова и засл. артист В. А. Орлов
направляются на. конференцию театральной. самодеятельности в Заоксном районе. Московской  обпасти.
	Apmerst МХАТ CCCP uu. Горького
	ственные Театралы. Организованный
еще под’ руководством художника
Поленова Драматический кружок су-
ществует до сих пор. Он вырос в
сплоченный и творчески спаянный
коллектив. Луша страховского. круж-
ка — руководитель его, колхозный
кузнец. Семенов. В репертуаре ‘круж-
ка: «Борис Годунов», «Проделки
Скапена». «Летающий’ доктор», «Ле-
карь поневоле» «Вынужденный
брак», «Вильгельм Телль» и др.
	Страховский кружок передовой в
районе. Плохо лиить, что районные
организации вместо помощи круж-
кам нередко тормозят/ их’ работу.
Так. например. заокский райлит на-
стаивает на переделке молъеровских
пьбс «на современный лад». Об этом
прискорбно рассказали конференции
Кружковцы. ,

*
	Артисты МХАТ показали свою. ра-
боту над Чеховым и Горьким. Нар,
арт. Книппер-Чехова и В. А. Орлов
исполнили отрывок из 2-го акта
спектакля «Вишневый сад».  «Чел-
каш» Горького исполнили арт. В, А.
Орлов и С. К. Блинников. В заклю-
чение 0. Л. Книппер-Чехова прочла
рассказ Чехова «Злой мальчик».
		3. ВОЙТИНСНАЯ
Р ЗВЕРИНА
	в оаокском районе
	Киндякова, - исполнявшего роль Хи-
рина.

—— Я следила за вами все время, —
сказала, она т. Киндякову— и виде-
ла, что ни одно мгновение вы не вы-
ходили из роли.

Народная артистка горячо и увле-
кательно говорит о взаимной творче-
ской помощи артистов  профеесио-
нального и самодеятельного театров.

— Мы делаем с вами одно дело,
каждый ‘на своей сцене. И в такой
же мере, как вам необходима наша
помощь, так и нам, профессиональ-
ным артистам, нужна ваша помощь
— вы заражаете нас  воодушевле-
нием, которого. иногда нехватает
профессиональному актеру.

Заслуженный артист В. А. Орлов
сделал подробный разбор показан»
ных отрывков и поделился своим
опытом работы над ролью.

Артисты МХАТ СОСР им. Горько-
то провели с кружковцами также
практическое занятие по ‘триму.
С. К. Блинников показал кружков-
цам, как, пользуясь примитивными
средствами грима, можно достичь
художественного эффекта.

ервая театральная конференция,
созванная ПДИСК в Заокском рай:
оне, значительна не только сцени-
ческими выступлениями кружков, но
и критикой с которой выступили
участники , самодеятельности. Очень
ярко выступление механика Заокской
МТС т, Сысоева, :

Сысоев дает обстоятельную крити.
ку работы лрамкружкови показан-
ных на конференции отрывков. Его
высказывания 06 игре кружковцев,
о репетиционной работе, о репертуа-
ре продуманы. метки и серьезны.
	— Статочное ли дело купцу Ахову
(«Не все коту масленица») в жаркий
летний день выходить на сцену B
валенках и в обычном своем костю-
ме, — говорит Сысоев. Ех поддер-
живает и Анисья Михайловна Мака-
рова. активно участвующая в обсуж-
дении.
< Колхозник Козлов из лучшего в
районе страховского драмкружка за-
являет, что работу над спектаклями
Мольера затрудняет отсутствие в рай-
оне материалов, характеризующих
мольеровскую эпоху.

На смотре’ театральных кружков
Заокскотго района первое место пс
праву занял страховский  драмкру-
жок, показавший отрывок из пьесы
Шиллера «Вильгельм Телль».

Страховские колхозники — потом-

№ радости нелией оказъьвается, что
У Фонвизина существует не одна и
не две, a целая труппа, работ, которая
в общем тарараме его фанфар бъла
сперва незаметной. Теперь она BH-
ходит па передний план. Ее рассмат-
риваешь © облегчением и даже неж-
ностью. Акварелей здесь немного.
Они, ‘в самом деле, лучшие, В них
художник ведет краску, а не краска
велет его. Он не дает экварели рас-
	‘илываться по листу, как обычно де-
	лает, чтобы сохранить легкость при-
косновения и глубину тона. Здесь не
она сама себя создает, & он ей хо-
зяин. Это «Портрет жены», «Жен-
шина Бальзака», два-три пейзажа,
две-три натурщицы, «Букет». Все же
главное — не тут. На выставке есть
серия каранлашных рисунков, кото-
рые говорят о новом Фонвизине.
Центр тяжести его искусства переме-
щается сюда. Я тотов отдать три
четверти его маскарадных акварелей
за эту небольшую сюиту рисунков с
натуры,

Они менее всего театральны, Мы
наконец-то видим, что Фонвизин не
комнатный затворник. Он знает при-
роду, любит природу, бережен к ее
живым обликам, внимателен к лю-
дям. Он водит карандашем с такой
тонкостью, точно накладывает на бу-
мату паутину, которая должна очер-
тить облики существ и предметов,

Это очень своеобразно и очень ap-
тистично,.Но я подозреваю, что Фон-
визин говорит здесь все еще не сво-
им голосом, во всяком случае не под-
ным голосом. Я как-то видел более
простые ем рисунки. Это были дети
черновых папок, листы штудийных
работ. Они свидетеЛЬствовали, что
Фонвизин Может говорить много 6бо-
лее громко, много более отчетливо и
много более мужественно. Он должен
ренкиться на это. В его руках боль-
шюе мастерство, Теперь вопрос лишь
в нем самом. Ему не к чему задержи-
ваться и вредно оглядываться, Havto
работать дальше. Надо, чтобы вы-
ставка стала для него не поводом
для юбилейного самоуспокоення, хо-
тя бы и после трудного пути, & на-
чалом новом и высшего этапа, Как
у многих других, как у большинства,
дело его будущего — в жизненной
васыщенности его. искусства. _

АБРАМ ЭФРОС
	Народную артистку Ольгу Jieonap-
довну Книппер-Чехову, приехавшую.
на кенференцию театральной само-
деятельности в Заокский район (Мо-
сковской области), пришла встретить
вместе с другими колхозными арти-
стами Анисья Михайловна Макарова.
Анисья Михайловна взяла Ольгу
Леонардовну под руку и повела в
клуб, тде им предотвяло выступить
на одной сцене.

75-летняя колхознина,с молодым
увлечением товорит o театре. Она
рассказывает народной артистке, как
работает в драмкружке, как гото-
Bata роль Савишны в пьесе «Шесте-
ро любимых»  (драмкружок колхоза
им. Кирова), как при многочисленных
своих ‘обязанностях урывает время
для работы над’ ролью, потому что
горячо любит театр. у

У колхозницы Макаровой большое
хозяйство: корова, овцы, свиньи,
куры, а сейчас Анисья Михайловна
занята сортировкой семян к весен:
нему севу. И все же она не пропус-
кает ни одной репетиции.

Сыновья © больигим сочувствием
относятся к ее увлечению театром и
особенно самый младший из них,
красноармеец Семен, тоже большой
любитель театра. Он пишет ей из
Красной армии:

«Ты скоро в театральном искусстве
обтонишь меня. Хотелось бы поз
смотреть, как ты играешь Савишну.
Уверен. что ты хорошо справишься
с ролью>. —

Анисья Михайловна действитель-
но превосходно провела роль Савиш-
ны -— несравненно лучше всех ос-
тальных исполнителей. /

Это сказали ей 0. Л, Книппер-Че-
хова и артисты Орлов и Блинников.
Но Анисья Михайловна была на-
столько огорчена неудачной игрой
партнеров, что. собственный успех ее
не радовал.

Такое же серьезное, любовное эт-
ношение к театру показал  друтой
примечательный исполнитель, 13-лет-
ний Егорушка Овчинников, играв-
ший сына Вильгельма Телля (поста-
новка страховокого кружка). Игра
Еторушки глубоко волнует зритель-
ный зал. Он играет, как и все 0с-
тальные исполнители, без суфлера и
знает наизусть всю пьесу. /

0. Л. Книппер-Чехова. дала очень
хорршую оценку работе кружков,
показавших «Вильгельма Телля» и
«Юбилей». Она особенно отметила
игру учителя Дмитровской школы

НАГРАЖДЕНИИ НАРОДНОГО АРТ ТА В. И, НЕРОВИЧА-
ДАНЧЕНКО ОРДЕНОМ ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ
		ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО
КОМИТЕТА СОЮЗА ССР
	Центральный Исполнительный Комитет Союза ССР постановляет:
В связи с исполнившимся пятнадцатилетнем театра имени. В. И, Немиро-
	вича-Данченко, наградить народного артиста В. И. Немировича-Данченко
	орденом Трудового Красного Знамени.
	Председатель Центрального Исполнительноге Комитета Союза ССР
		И. о. Секретаря Центрального Ис полнительного Момитета Союза ССР
		Москва, Кремль. 25 февраля 1936 г.
	_ Цветуший сад
	da годы революции изобразитель-
нов искусство советской Грузни про-
делало большой и сложный путь,
освобождаясь от различных влия-
ний и настойчиво борясь за нацио-
нальную форму самобымното, подлин-
но народного, социалистического но
содержанию искусства. ,
	Художественная жизнь Грузии на-
ходится сейчас в самом центре моло-
лого бурного жизненного потока,
	лревратившего задушенную царски-
	ми чиновниками страну -в цветущий,
обильный плодами, вад.
	/ Лаждая новая выставка  трузин-
` Око кокусства показывает нам Gos
” татетва виноградных, чайных, зерно-
вых ‘колхозов, чиатурекие рудники,
	строительство гидрестанций, показы-
вает образы новых людей Грузии,
грузинской женщины, отражает со-
бытия из истории революционной
борьбы. Тема не является дая тру-
зинских мастеров внешним литера-
турным сюжетом: она органически
слита с приемом, и этот прием не
	только разнообразен и индивидуа-
лен, но у преобладающего количе-
ства мастеров и реалистичен. Извест-
ный художник Гудиашвили с каж-
дым годом все более отдаляется от
стилизаторства, которое так долго
держало его в плену подражания
трузинской и персидской миниатюре
и грузинскому примитиву. Советская
тема, над которой сейчас работает
Тудиашвили, дала ему возможность
овладеть и новой техникой, сохранив
в полной мере блестящее мастерство
линии и остроту композиционных
решений; Его последняя работа —
Фрески во фруктовом магазине на ул.
Руставели — отмечена ритмом: лви-
жения фитур, жизнерадостным коло-
ритом и чувством пространства.
Яркое декоративное — дарование
Елены Ахвпедиани выросло и окре-
пло; в ее индустриальных пейзажах,
в еб зарисовках Батума и Тифлиса
чувствуется умение найти новые цве-
товые соотношения, дать красочный,
сочный пейзаж. В ee портретах и
групповых сценах много движения к
живненности. Художница Кетевана
Магапашвили за последние оды
исполнила ряд, серьезных реалисти-
ческих портретов, В ряды мастеров
вошли ‘и еовсем молодые кадры,
окончившие недавно  тифлисокую
Академию художеств. Среди них
вспоминаются преждо всего Санадзе
и Гзелишвили. Санадзе’ ищет свон
идеалы у художников Ренессанса.
	Он учится у них цвету и монумен-
тальности композиции: его колорит
блатороден, построение жанровых
сцен продумано, образы женщин
Аджаристана социальны. ‘Художни-
BY следует избавиться от некоторой
внешней красивости, которая еще
есть в его вещах, и более углублен-
но решать тему. Гзелишвили упорно
{ честно работает с натуры. В этю-
дах Колхидстроя видна настоящая
искренность и правдивость и живо-
писная мяткость. Крепко работают
старики — Тоидзё,  Мрезвлишвили,
Гиго Габашвили, Два последние
близки к передвижникам. Тоилзе бо-
лое ромаитичен: он любит пышные
жанровые композиции, многофигур-
ные сцены, в которых пПодчао чув-
ствуется налет своеобразного акаде-
мизма. ;

Грузинская графика с тонким кни-
жным искусством Каджояна, пласти-
чески ‘четкими рисунками Абакепия,
мастерскими рисунками Ахвледиани
я Гудиашвили, работами Нутателад-
18 и Габашвили, литографиями’ Ке-
шелавы, гравюрами Григоряна и др.,
трузинская скульптура BO главе с
Мастером портрета проф. Никопадзе
— 0бе эти темы требуют особого
рассмотрения,

Мы должны признать, что мы еще
Нодостаточно хорошо знаем и недо-
бтаточно серьезно ценим искусство
	наших братских республик, которое
растет с каждым днем вместе с со-
циалистическим строительством, ук-
репляя в своих исканиях традиции
народного искусства.
	Каждый год к открытию очередной
выставки спускается с тор художник-
колхозник Марадашвили и привозит
с собой много картин, написанных в
свободное от работы время. Картины
эти носят такие названия: «Все для
зеловека», «Новый быт в деревне»
‘или же (воспоминания старого) —
«Ростовщик». На фоне необычайного
пейзажа происходят занимательные
события. Гармония цвета,  живопис-
ность, яркая. выразительность . работ.
этого художника ролнит его © пре-
храснейлним мастером Грузии Пиро-
сом Манашазипи.
	15 лет тому назад на ‘Выставке
трузинского искусства участвовали
всего 12 художников, теперь cows
советеких художников Грузии насчи-
тывает более ‘150 активно работаю-
щих художников.
	Нельзя товорить 0 современной
грузинской живописи, не вспомнив
художника Димитрия Шиварднадзе,
сейчас директора Музея искусств, эн-
тузиазм, любовь и страстная предан-
ность которого делу собирания,
хранения и изучения произведений
грузинского искусства, безтраничны.
	Было бы очень полезно ортанизо-
вать в Москве выставку грузинского
искусства, чтобы по-настоящему изу:
чить ето замечательные произведе-
НИЯ.
	Впервые имя Фонвизина запомни-
лось в 1906 году по «Голубой рове»,
Оно запомнилось ненадолго. Он
участвовал в этой первой маниф®-
стации русских символистов живо-
писи рядом с Навлом ` Кузнецовым,
Сарьяном, Сапуновым, Крымовьм, Cy-
дейкиным. Все они заслонили ег. Он
был самым нетритязательным. О нем
думалось в последнюю очередь. Он
был неэффектен. Вся’ грултиа искала,
в ту пору дорогу в детской наивно-
сти художественных форм. Так пы-
тались они найти свежесть чувства
ни свежесть тлаза. Им хотелось быть
«францисканцами кисти» и говорить:
«мой брат, осел» и «моя сестра, TpaB-
ка». Это быле отповедью усталой’
утонченности «Мира искусства» и его.
ретроопективной подражательности.
Но нарочитость такого опрощенчества.
была явной, «Голубая роза» была мас-
каралом. Чувствовалось, что и Куз-
нецов, и Сарьян, и Сапунов, и Кры-
мов — варослые люди, играющие в
детей. Одни играли открыто и даже
вызывающе, как Сапунов и Судей-
кин; друтие под сурдинку и самовну-
шенно, как Крымов и в особенности
Кузнецов.

Фонвизин же был, действительно,

бячлив. Он был даже «блажным».

а полу-людях, полу-куклах его Kap-
тин лежала печать инфантильности.
Больше других он был «франциокан-
tom». сли он не вызывал птума ни
у приверженцев, ши у врагов, то по-
тому, что был тишайшим и’ сокром-
нейпиим; не на что быдло расходоваль-
ся ни восторгами, ни громами. В па-
MATH оставалось только одно: его.
прирожденная живописность.

Потом Фонвизин пропал. Ои пропа-
дал долго и упорно. Он мало кому
был нужен, и 0 нем. не вопомина-
ли. Его товарищи по «Голубой розе».
ушли за это время далеко. Они меня-
лись, искали, находили. Они рабо-
тали на виду. Они были уже на аван-
сцене. Сни сделались почетными
людьми музеев и выставок, Фонви-
вин же об’явился снова лишь в 20-х
годах. Но это не принесло изме-
пений. Правда, он Что-то делал и да-
же выставлялся. ‹ Однако он был
случаен и незначителен, Даже моя
профессиональная, клейкая память не
сохранила ни одного ето выступле-
ния. Я знаю. что ои был участником
	РЯСКИЙ КОЛХОЗНЫЙ ТЕАТР

театром десятидневными инструктив-
ными семинарами, на которых заня-
тия продолжаются ежедневно по 6—
8 часов. На педагогической работе в
семинарах заняты все актеры и ре-
жиссеры, незанятые в текущем спек-
такле. Такие семинары проведены
уже во всех 7 обслуживаемых теат-
ром районах. Тёатр практикует. так-
	ке ортанизацию” литературных ‘утрен:
	Ников-концертов, которые передают-
ся через районные радиботанции. В
ближайшем будущем театр предйо-
лагает организовать серию  бесед-
концертов в избах  колхозников-
стахановцев. Эти концерты также бу-
дут передаваться ‘по радио.

Не прекрашается также ‘учебная
работа внутри труппы театра. Каж-
дая новая постановка выпускается
обычно носле 70 репетиций. 20 марта
театр приедет в Москву, где начнет
работать над новой постановкой
«Свадьба Семукова». В pernepryape
театра сейчас есть 4 тотовых поста-
новки. Это дает возможность работать
над осуществлением‘ новых ‘спектак-
лей не меньше 2—2. месяцев. За
последние 5 месяцев. театр дал в рай-
онах 120 спектаклей.

На совещании было высказано
пожелание в ближайшее время соста-
вить из ‘литературных сотрудников
тазеты и критиков. специальную бри-
талу для помоши театру.

БЛОК-НОТ
	февраля редакцию «Советского
искусства» посетили руководители
Первого межрайонного колхозного
театра московской области, Художе-
ственный руководитель театра С. П.
Трусов сделал небольшое сообщение
о работе театра.
	Но решению МК ВКГб) в, сентя-
бре 1935 года был организован Меж-.
районный  колхозный тватр с основ-
Ной базой в тороде Ряжеке.  Сейчас
театр интенсивно обслуживает 7 рай-
нов, выступая в районных домах
социалистической культуры. Некото-
poe недоверие к театру местной об-
щественности в первые дни исчезло
после первых же спектаклей. В те-
чение десяти дней театр показал
13 спектаклей. :

Рабочее время каждого зктера
трутнты максимально  уплотнено.
Театр успешно помогает художе-
ственной самодеятельности в районах
и инотда одновременно обслуживает
две площалки (например, в октябрь-
ские дни). Как правило, театр прово-
дит в каждом районе от 15 до 25
дней, давая часто по два спектакля
в день. В Сараевском и Новодере-
венском районах театр обслужил
тридцать колхозов.

Театр ищет новых форм пемощи
‘колхозной самодеятельности. Тради-
пионные ‹Вечера-встречи» заменены
	НАРОДНЫИ
СКУЛЬПТОР
	Народный скульптор. Грузии проф.
‹ов Никопадзе по птаву считается
	  родоначальником современной гру-
	SHHCROK сокульптурьь

Николалзе долгое время учился у
Родена и жил у него в Мелоне. Kor-
да общество им. Барбэ д’Оревильи 28-
казало Ролену памятник Барба, Ро-
ден поручил эту работу Я. Николадае,
и даже во Франции немногие эналот,
кто является автором этого интерес-
ного памятника. Впервые парижская
пресса ‘отметила Я. Николадзе;, когда
была выставлена его «Саломея»,

В момент возвращения в Россию
мололого художника Грузия была в
в тлубоком трауре, вызванном гибе-
лью писалеля Ильи Чавчавадлве.
Скульптору был заказан - памятник
погибшему писателю. Этот памятник
является одной из лучших ранних ра-
бот Николалзе. ,

Велел за этим в творчестве Нико-
	лалзе наступил застой. Лишь после
	установления советской власти в Гру-
зни в творчестве Николадзе начинает-
ся полоса под’ема. В этот период был
соэдан бюст поэта Ажакия Церетели,

Кроме памятника Камо, Николадае
работает. в эти годы над памятником
величайниему грузинскому поэту Шо-
та Руставели.

В последние годы Николалзе рабо-
тает над созданием ряда. скульптур и
памятников, & также принимает ак-
тивное участие в реконструкции Тиф-
лиса. Ценнейтними работами  окуль-
птора являются его последние окуль-
птурные портреты тов. Сталина.
	Парк культуры и отдыха
им, С. Ордженикизе
в Тифлисе
	В Тифлисе до недавних лет HS
было парка культуры и отдыха.

Сейчас закончена первая очередь
строительства нового парка. Парке
строится на территории ‘двух садов:
сада бывш. Муштаида и бывш. клу*
ба трамвайщиков.

В парке выстроен летний кино-
театр, зимний театр, несколько от-.
крытых площадок, детская площад-о
ка, парашютная вышка, качели, ка-
русели, кольца, замечательные спор-
тивные  аттракнионы, специальная
асфальтовая. площадка для танцев,
веранда, библиотека-читальня и пр.
	В салу имеется эстрада и детская
железная дорога, доставляющая мно-
го радости и веселья тифлисской дет-
воре,

‚В недалеком будущем парк займет
площадь в’ 160 та. В. 1936 г. парк
получит (2 ‚миллиона рублей для
дальнейттего благоустройства.
	Оборудуется большая терраса на
берегу Куры. Принимая во внима-
ние ‘исключительно благоприятный
рельеф местности, предполагается
устройство американских тор. На
склоне горы будут построены фонта-
ны и водопады. Тут же будет по-
строен самый большой в Тифлисе pe-
	‘сторан. Берега Куры соединяются
	красивым мостом облегченной дере-
вянной конструкции.

Строится новый театр-павильон на
2 тысячи человек и ‚рельефная кар-
та Закавказья площадью до 200 кв.
метров. Существующая детская к, д,
удлиняется с выходом на берег Ку-
ры до нового моста Челюскинцев.
	КРИТИЧЕСКИЙ
	ИЗИНЕ

НЙ = 4 a
4 я я
O56 APTYPE _ФОНВ
{ . : a ?
визина запомни-  «Маковца», но я не могу назвать ни   вляется ему феерией. Это надо по-   он, с одной ‹
«Голубой pose>.  одной ето вещи, Фонвиеин был лишь   нимать буквально. Он ходит по миру,   обильный п

ненадолго. Он  именем в каталогах, В искусстве он   как по театру. Действительность раз-   натюрмортист,
первой манифо-   был. невесом. вертывается . балетом. Фонвизин ви-  изображения
	дит. в ней линть горение красок, та-
нец яркостей, празлничность явле-
	ний. По первоначалу это ‘пленителв-
но. Когда входишь в зал с фонви-
зинокими работами, охватывает ра-
дость. Это — романтика бодрости и
оптимизма. Фонвизин — один из са-
мых жизнерадостных художников.
К тому же он не выдумщик не-
существующих явлений. Он не фан-
таст, наподобие Гюстава Моро. В нем
это второстепенно. Он прибегает к
сочинительству лить тотда, котда, ему
доводится. делать книжные иллюстра-
ции, да и то он скорее Se eae
прямо реминисцировать ‚ Дела-
круз, Гиса. Настоящая ето ры иная.
Он романтизирует самую действителъ-
ность. Его романтика реалистична.
Он рисует то,. что видит. Однако то,
что он видит, фантастично. Поэтому
	однюй ето вещи, Фонвизин был лишь
именем в каталогах. В искусстве он
был. невесом.

Года зерыре назад Фонвизина
«прорвало», Он появился в новом
и зрелом виде.
Он как бы нашел
себя. Он стал мно-
го работать, . мно-

то выставляться,
много общать-
CH со зрителем.
	он, с одной стороны, — упорный и
обильный портретист, пейзажист,
натюрмортист, у него целые серии
изображения людей, вещей и при:
роды; & < другой — эти зерна жиз-
ни прорастают под его кисточкой ка-
кими-то  неестест
венными  сущест-
вами, какого-то вех
тного маскарада.
И тогда искусет-
во Фонвизина по-
вертывается своей
второй стороной.
Оно начинает раз-
дражать. н оттал-
кивать. Оно слиш-
ком прано, слиш-
ком ярко, слишком
красиво. Зритель
начинает думать,
что существует на-
казание, о котором
он не подозревал:
вечно сидетьзв ба-
лете и смотреть на
сцену. Желанное
кресло в партере
кажется  элехтри-
ческим стулом.
Торопишьея на
улицу. Ничто ‘не
становится ` столь
милым и важным
и глубоким, Kak
простая и живая
жизнь и передаю-

а yee ее простое,
А. Фонвизин ясное, сдержан-.
ное, неэффектни:
	чающее искусство. Хочется видеть
Фонвизина иным. Мы не отказыва-
емся от него, —как отказаться от
такого увлекательного и искреннего
хуложника. Но мы  принимаемся
искать на его выставке вещи прямо
противоположные тому, что манило
вначале. Мы ищем теперь самых
скромных, самых «зависимых ‘от
действительности», самых «подчиня-
ющихея» ей листов

Если такие есть, то есть и будущее
у Фонвизина; если таких не окажет-
ся, то и Фонвизин должен ‘будет не
сегодня-завтра сойти на-нет. Продол-
жать лальше так же и то же нельзя
и невыносимо; все сказано, все най-
дено; остается только самоэпигонот-
во — худший из концов!
	На выставке 15-ле-
тия советского ис-
кусства три щита
с его акварелями
и рисунками были
в, числе наиболее
заметных. Сейчас
он поднял боль-
myo личную вы-
ставку,  вместив-
шую едва  поло-
вину того, что хра-
Hat ero manga. On
переполнен сила-
ми, образами, кра-
сками. У него свое
лицо, свои MOTII-
вы и своя техни-
ха. Он стал на-
стоящим  явлени-
ем искусства, ка-
ким никогда не
был. Его знают те-
перь все, любят
многие и столь
же многие отвер-
тают. Такое отно-

«Вид Ленинграда

шение оправдано. То, что делает Фон-
визин, очень ярко, но и очень спор-
но. Фонвизин сугубо двойственен.
Одно в нем крепко радует, другое
столь же крепко отталкивает, Если
бы лело шло о ето мастерстве, об уме-
	нии выразить то, что ему хочется
	его единодушно носили бы на руках.
Это первоклассный мастер акварели.
Он выдержит самые большие сра-
внения. Но дело идет о сути того, что
он выражает с такой упоенностью и
блеском. Or «Голубой розы»  де-
вятьсот шестого гола он очень да-
лек, но он создает «Голубую ро-
зу» девятьсот тридцатых годов.
Фонвизин вырос из детскооти,
но. стал романтиком. Но его роман-
тизм специфичен, Жизнь ‘предота-