Пролетарии всех стран, соединяйтесь?
		№ 11 (297)

Орган Всесоюзного комитета по лелам искусств при Совнаркоме Союза ССР
			Статья «Правды», посвященные во-
проеам искусства — музыке, архитек-
Type, кино, живописи. театру, —
воколыхнули весь Фронт’ советского
искусства. Композиторы, архитекторы,
киноработниии со всем темиераментом,
пущим ‘советевим художникам, 06-
чхиют эти, имеющие ‘программное
значение статьи, делая из них важ-
вые творческие выволы.

Партия большевиков веегла уделя-
21 ромное оиимание искусству, Py-
коволимая Дениным и Оталяным,
па взращивала и взращивает социа-
лиСиЧеское о искусство, заботясь о
HON, помогая ему, направляя ero. Pa-
боты всех без исключения искусств
оажны понять. что речь идет о с0з-
дании, большого социалистического ие-
куства, отражающего героическую
эпоху строительства човомо бесклас-
‘(ового общества, Речь идет о разви-
ия и росте действительно нового
искусства. доступного, понятном. лю-
бихото о многомиллионным — советским  .
народам. Речь идет о цеобходимости
решительной борьбы со всем тем, что
мешает развитию” такого искусства,
Зормозит его движение знеред,

Статьи «Правды» с большой силой
п остротой поставили важнейнтие про-
блоум искусства; социалистический  .
реализм, художественная правда, со-
циалистичесная народность. Fro onpe-
деляет требование идейного содержания
искусства. Это определяет борьбу про-
тив формалистического  штукарства,
плоского натурализма, эклектизма 8B
искусстие, Отеюда идут требования
высокого мастерства.

Необходимо подчеркнуть co всей pe-
TNTCILHOCTHIO, TTO далеко не все ра-
ботиики искусств поняли вею ‘важ-
ность поставленных «Правлой» в0про-
сов. Очень, очень медленно раекачи-
ваютея, например, художнини и скуль-
пторы, Иные склоны считать, что
статьи «Правды» касаются «соседне-
го участка». Глубокое заблуждение!
Fmt статыт касаются ВСЕГО фронта
искусств, они определяют творческую

mn, общеирную программу действия
ля вого советекого искусства в. це-
nV, я кажлого художиика в ог
ato ec iit.

Близится ХХ толовиина Октября,
М обязаны создать произведения, ко-
торые. понесут в трядущие века образ
вашей эпохи, образы ее великих вож-
дей тениальных вождей  человечест-
за, образ революционного советекого
налоха; Таких произведений у нас еще
очень и очень мало. Мы должны мак-
симально использовать ту атмосферу
взимания и дружбы, которой вас ок-
ружила партия и страна, чтобы все
(206 творчество, весь талант и DeBO-
люционный темперамент отдать на со-
здание аа произведений
эпохи.

Кино — самое массовое и важное
из нокуеств. Много ли помогалот ра-
ботняки смежных‘ искуств кинемато-
трафии? Очень мало. А работникам
кино придетея напречь все силы,
чтобы выполнить огроиную производ-
ственную программу, Надо добиться
NTO, stots такие фильмы, как «Ча-
паев, злта», чаще
eae bs экране. А театр? Разве
2 тода, прошедшие со дня конкурса на
чую пьесу, ote товорят © некото-
tom «затишьи»? Разве не ‘ясно, что
нужно решительно перестроить работу
1 театров и драматургов?

Близится ‹’езл архитекторов. Уна
№ ли сделано для изучения накопив-
епея опыта советской архитектуры?
Все ли осмыслили великие историчес-
кие решения лартии © социалистичес-
Кой реконструкция горолов?

(татьи «Правды» требуют от работ-
ников искусств постоянной  творчес-
кой самокритики. конкретной  борь-
бы за новые больллие произведения ис-
кусства, за глубокую, органическую
связь © народным творчеством, за но-
вый потем и таецвет советекого ис-

м Бен

А

wt gd ll
	Цена номера 20 коп. *

Четверг, 5 марта 1936 г.

Сегодня открывается
Центральный детский театр
	(Беседа с директором и художественным руководителем ЦДТ засл. арт. Наталией Сац).
	и не прятать голову под крыло, ко-
гда приходится говорить со сцены
о любом из сложных вопросов, о юно-
пгеской любви например. Только
театр, просто, ясно и правдиво отве-
	чающий на все эти вопросы, станет
	близким и дорогим своему зрителю.

В репертуар ИДТ мы предполагаем
включить все вины детского зрели-
ща, включая эстрадный спектакль,
симфонические и камерные концер-
ты. танцевальный спектакль.

Сегодня мы открываем Централь-
ный детский театр. На первых, но-
рах мы будем показывать спектакли
нашего старого репертуара. Одновре-
менно будем привлекать драматургов.
(и неё только «детских», но и драма-
тургов, которые до сих‘ пор не пи-
сали для детей) для создания репер-
туара нового:

Мы примем ряд мер для того, что-
бы придать в течение лета нашему
театру праздничный; привлекатель-
ный для детокого зрителя вид. Нуж-
но, чтобы фойе и лестницы были 03е-
ленены, украшены ‚цветами, нужно
устроить ряд новых фойе и специ-
альных. комнат для детских игр, пля-
сок, чтения, разучизания песен,

Для предварительной  консульта-
THH по вопросам архитектурной  ре-
конструкции и оформления. нашего
театра нами приглашен ряд крупней-
ших архитекторов и художников.

Работы по феконструкции нангего
театрального помещения будут, закон-
чены летом.

Играть мы будем каждый день; с
осени увеличиваем труппу и состав
оркестра.
		Имя Самуила Абрамовича Самосу-
да неразрывно овязано с Левинград-
ским малым академическим оперным
театром, гастроли которого с огром-
ным успехом пропгли недавно в Мо-
скве: За последние годы этот театр
лал не только несколько значитель-
ных и нитересных оперных спектах-
лей, постановок классических и ‘с0-
зетских опер, но привлек к работе,
воспитал ряд молодых советских
композиторов, окезав им. огромвую
трорческую помощ ее

Главным идейным вдохновителем и
руководителем этой работы является
С. А. Самосуд, прекрасный дирижер,
чуткий педагог и замечательный му-
зыкант, За эту работу, — «за выда-
ющиеся заслути в деле создания 0-
ветского оперного искусства и BOC-
питания молодых советских компози-
торов»— правительстве наградило Сз-
мосуда орденом «Знак Почета». На-
траждение это — свилетельство ог
ромното внимания партии и прави-
тельства делу советской оперы, or-
ромной заботы о людях нашего ис-
кусства. Вместе с тем, это награжде-
ние — свидетельство и подтвержде-
ние того, что путь, выбранный теат-
ром и ето музыкальным руководите-
лем, — правильный путь. ‘Это путь
экопериментальных поисков и работы
над созданием советского оперного
спектакля, путь воспитання молодых
композиторских кздров — творцов
	жать товорить Из-за оглушительно: о
смеха всего зрительного зала. Но са-
мое главное, что после спектакля, без
всякого постороннего воздействия по-
дагога, ребята взволнованно обсуж-
дают, как улучшить их соботвенную
работу в поле. Что привело к та-
кому результату? Прежде всего эмо-
циональная насыщенность спектак-
ля, знание его авторами: реального
быта и круга чувств, настроений, мы-
слей нашего школьника, Отсюла и
основное требование, которое мы: бу-
дем прел’являть к своей работе, —
требование реализма, борьба со вся-
кого рода «сюсюканием» и схематив-
мом, Реализм в искусстве отнюдь не
является враждебным детокой фан-
тастике, детскому воображению.
Сказка, фантастический; приключен-
ческий спектакль будут занимать в
нашеи репертуаре, наряду с прочи-
ми видами детского speammma, свое
законное место:

Особенно трудно создавать пьесы
для малышей, Но это не значит, чго
можно отказаться от разрешения
этой задачи. Глубоко неправы те
театры юното зрителя, которые этим
уже давным давно перестали заци-
маться. Совершенно недопустимо, ко-
гда в Москве, тде работает несколько
театров для детей, — семи- девяти-
летние дети не получают ничего, кро-
	ме явно халтурных так называемых
	«‹детеких утренников».

Что нужно для того, чтобы юные
зрители любили свой театр? Для
этого прежде веего театр должен от-
кликаться на вопросы, которые вол-
нуют ребят среднего и старшего во3-
	раста. Не забегать далеко вперед, но
	РИ
		— Мы сейчас готовимся к откры-
Tuo Центрального детского театра,
То огромное внимание, с’ которым
партия, правительство и лично то-
варищ Сталин относятся к культур-
ному обслуживанию советских детей,
к организации их отдыха и развле-
чения, ко многому обязывает нас, ра-
ботников Детского театра.

Основная трудность, которую дол-
жен › разрешить ЦДТ, — создание
репертуара, отвечающего требованиям
коммунистического воспитания и вме-
сте с тем ренертуара высокохудоже-
ственного. ~

Специфика в театре для детей, ко-
нечно, есть. Если бы ее не было,
театры для детей были бы попросту
не нужны. Учет возрастных особен-
ностей ребенка; умение создавать
произведения искусства в точный
адрес младших, средних или стар-
ших ребят, требуют больших знаний,
творческих способностей, большой
любви к советским ребятам. Но это
совсем не значит, что к произведе-
нию искусства, созданному для pe-
‘бенка, можно пред’являть менее вы-
‘сокиёе художественные требования,
чем те, которые справедливо прел’.
являются & искусству для взрослых,
  Мы начинаем свой сезон в новом
помещении (бывшее помещение
МХАТ. И) (  спектаклем «Сережа
Стрельцов». Одна из причин успеха
этого спектакля заключается в том,
что все происхолящее на сцене пе-
реживается также и детской ауди-
торией. Во время некоторых сцен
спектажля ребята усиленно стараются
скрыть слезы, в других артисты по
нескольку минут не могут продол-
	И. П. Павлов
и творчество
актера
	Весной 1934 г., в недрах ВТО во03*
		дело изучения процесса творчества
актера на подлинно научные основа-
ния, С этой целью ВТО привлекло к
работе целый ряд представителей раз-
личных научных дисциплин — физи-
ологии, психологии, . театроведения.
	ЗТО комаидировало в Ленинград в
Физиологический институт Академии
наук. своего представителя. И. НП. П&-
влов выразил желание лично видеть
представителя ВТО и говорить с ним.
	Результатом беседы И. П, Павлова
с представителем ВТО было то, что
знаменитый ученый не только пред-
положенную ВТО работу одобрил, но
и указал на двух своих ближайших
сотрудников (проф. Н. А. Подкопа-
ева и В. И. Павлова), к которым ре-
комендовал обратиться с просьбой
принять участие в работе BTO. -

Одобрение И. П. Павлова побуди-
ло В организовать специальную
научно-исследовательскую  лаборато-
pan.

И. П. Павлов интересовалея tem,
как идет работа ее сотрудников и не
один раз говорил работавшему в ней
проф. Н. А. Подкопаеву: «Ну что
же, будем работать и над этим, это
очень, очень интересно, атим нужно
заняться».

В сентябре 1935 г. И. П. Павлова
можно было застать за чтением кни-
ти К, С. Станиславского «Моя жизнь
в искусстве». И. П. Павлов заинтере-
совался “ работой актера потому, что
из предетавителей всех  существую-
щих профессий только один актер
пользуется в своем творчестве как
спедством и материалом самим со-
бой, т, е. евоей человеческой приоо-
Rot,

Покойный сын И. Н. Павлова Вее-
волод Иванович передавал автору этих
строк, что однажды’ Иван’ Петрович,
с веселой улыбкой, сказал: <Я начал
изучение высшей нервной деятельно-
сти у собак, перешел к обезъянам, по-
TOM к пеихически больным; теперь,
чтобы перейти к так называемому
здоровому человеку, надо сначала за-
няться актером». /

Из этих слов И. П, Павлова можно
сделать заключение, что он смотрел
на изучение актера, как на одно из
	Операторы
	из Кронштадта». Режиссер Е. Дзиган.
	Беседа комиссара с матросами. Кадр из фильма «Мы из Кроншт:
Наумов-Страж и Берлинер
		„Мы из Кронштадта“
	В ближайшие дни она широком экране поязится Но»
вый фильм режиссера В. Дзигана «Мы из Нронштад-
таз. В прекрасных, влохновенных образах снова пред-
станут перед страной тероические эпизоды гражданской
войны, эинаоды жестоких боев и разгрома Юденича
на подступах к революционному Terporpaay. Сценарий
Фильма пазроботан писателем Во’ Вишневеким. пои:
	неешим B кинодраматуртию не только мастерство пит
сателя, но и суровую простоту и взволнованность бой-
ца-революционера и пламенную любовь к своим ста-
рым боевым. товарищам ~—- тероям фильма,

С болыним волнением смотрится фильм. Он полон
стромной впечатляющей силы. ‘подлинно  героиче-
	длинно  героиче-
величественен Он
	отромной впечатляющей силы, т
ского пафоса, Он предельно прост и
	ченного боями, полутолодного, плохо вооруженного Gtr
ряда героев. противник бросает всю мощь своей тех»
ники, артиллерию. танки. И в момент, когда стихают
победные звуки «Интернационала», когда тотов дрогнуть
н отступить матросский отряд, когда одолела минут-
ная. слабость и страх перед надвигающимся железным
чудовищем-танком, в этот момент разлается призыв
комиссяра Мартынова к коммунистам. И бегущие люди
останавливаются. Страх исчезает. Воля к победе выра-
стает в сокрушительную силу. `Вражеский танк выве-
‘ден из строя связкой смело брошенных гранат.
Враг отступает. Победа близка!

Шестнадцать лет прошло с тех пор, как: соверша-
лись’ события, показанные в фильме Вишневского и
Дэигана. И вот мастерством этих хуложников создана
прекрасная героическая поэма величественный тимя
	о тероях первых
	ческая поэма величественный тими
революционных боев, о славных мат“
	росах Балтийского флота. которые «вновь нашли себя.
	лучшие

традиции русского
	революционного флота» (Сталин), Великую торлость 3a
нашу страну, за ее победы, за еб ‘людей, кровью своей
завоевавогих право на новую радостную жиань, Be-
ликую любовь к своей ролине рождает и воспиты-
вает в зрителе эта кинопоэма. ,

— А ну, кто еще хочет в Петроград? — товорит В
фильме Артем Балашов. — Пусть попробует! — отве-
тим ему мы, граждане Советской земли, сыны евоей
	родины. тотовые
	в любую минуту вместе с могучей
	нашей Красной армией, вместе с краснознаменным на-
шим морским флотом разгромить любого врата, кото-
рый попытается посягнуть на напгу землю, на нашу
свободу. на нашу жизнь.

Фильм Дзитана и Вишневского — большая победа
советското киноискусства. Он прозвучит как мощный
призыв к ясности, простоте и глубокой художествен-
ной правде в искусстве. Вместе с лучшими его образа-
ми, вместе с вдохновенным «Чапаевым» OH служит
великому делу обороны нашей страны, воспитывает но-
Рое поколение бойцов армии социализма; ярко и образ.
но передает им боевые традиции большевизма.
	 Сейчас перед нами стоит важней»
шая задача развития хоровой куль“
туры и ансамблей народных инстру*
ментов, Украина создала такие заме-
чательные хоровые капеллы, как
«Думка» и «Евоканс», такие ансамбли
народных инструментов. как капелла
бандуристов. Опыт Украивы здесь
очень важно нам использовать:

‚  Ленинеко-сталинокая национальная
политика обеспечивает и стимулирует
огромнейнтий рост и расцвет культур
народов. нашего Союза — культур на-
циональных по форме, социалисти-
ческих по содержанию. Национально
фазличны, неповторимо своеобразны
формы и язык искусства Украины и
„Узбекистана, Казахстана и Грузин,
но едины те чувства и мысли, те
иден, которые составляют содержание
и смысл бурно растущего социалистн.
ческого искусства народов нантего
Союза. Украннская музыкальная де“
када, организуемая в Москве. долж.
на стать праздником единотва наших
национальных культур, праздником
	зовет зрителя к такой же беззаветности и мужеству,
с каким выполняют свой революционный долг кронш-
тадтские ‘моряки и краснотвардейцы красного Петро-
града. Герой фильма —-` не один человек. На’ нацтих
	глазах становятся тероями десятки
и краснотвардейцев. смело идущих
		A Ving Males OMUBHB в Своих
в бой- против 30   певолюпнонного
	много раз сильнеаиего врага. В фильме действуют не
только моряки. «Мы из Кронштадта» — это фильм,
в котором показана вся наша Красная армия, ее крас-
ногвардейские рабочие полки. ее командиры и комис-
сары. Матрос Балашов и красногварлеец Бурмистров
	врага, в дни кро
	вместе идут в атаку, и перед лицом
	вавых

боев, в прах рассыпается личная вражда, Bos-
	Артемом и пехо-
	виАтаАЯ Когла-10 между моряком
	тинцем Василием. Защита социализма. об’единила всех
пролетариев, преданных делу рабочего класса,

В суровых боях. создавалась и укреплялась наша не-
победимая Рабоче-Крестьянокая Красная армия. В су-
ровых боях воспитывались и. закалялись ее коман-
диры. Вот перед нами командир Петроградского красно-
твардейского полка Ян Драудин. Каким спокойствием,
бесстранием и верой в себя, в правоту своего дела
дыштит этот мужественный и‘ яркий образ! Беестрашно
ведет в бой кронштадтоких матросов старый больше-
вик, рабочий Мартынов. Партия послала его на один из
самых ответственных участков фронта. Против изму-
	10°марта в’ Москве ‘начинается му-
зыкальная декала, посвященная укра-
инскому музыкальному творчеству и
исполнительству, Для участия в де-
каде приезжает Кневский государст-
венный оперный театр, который даст
фяд спектаклей в Большом театре.
Будут показаны «Запорожец say
наем», «Наталка-Полтавка» и «Снегу-
рочка».
	Специальные концерты в Колонном
зале, в Большом зале Консерватории,
в рабочих клубах будут посвящены
творчеству украинских композиторов
	и выступлениям лучших украинских
	музыкантов. Организация украинской
декады, которая по своему содержа-
нию обещает быть весьма интерес-
HOH, представляет большое политиче-
ское и художественное значение.
	Организация декады — это прежде
всего Проявление дружбы, это важ-
нейшее  начинание в деле культурно-
то сближения братских народов на-
quero Союза. Цветущая  социалисти-
	ДЕКАЛДА УКРАИНСКОЙ МУЗЫКИ
	богатейшим изумительным народным
музымагьным ирнуосстелмы eanuwD uy,
	музыкальным искусством, своими му-!
зыкальными исполнителями, неодно-
кратно занимавшими первые места на
наших конкурсах, на фестивалях, на
конкурсах международных, Украина
— страна музыки. ботатая песнями и
плясками, страна замечательных му-
аыкальных талантов. Это советокая
Украина дала нам Ойстраха, взявше-
го призы и на нашем П всесоюзном
конкурсе исполнителей, и на между-
народном конкурсе скрипачей в Вар-
шаве; Эмиля Гиллельса; взявшето.
первую премню на 1 всесоюзном кон-
курсе исполнителей; целую плеяду
молодых дарований, певцов и певиц,
пианистов, скрипачей и т. д. Украи-
на выдвинула за годы революции рял
крупных советских композиторов. Ес-
ли с исполнительским мастерством
украинских музыкантов мы сравни-
тельно хорошо знакомы, то украин-
ское музыкальное творчество извест-
но у нас мало, И чрезвычайно важно,
чтобы во время декады творчество
украписких композиторов было пред-
	О награждении
народного артиста
республики
Самосуда С. А. орденом
«Знак почета» _
	ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ЦЕНТРАЛЬНОГО
ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА

СОЮЗА ССР
	Центральный Исполнительный №0-
	митет Союза ССР постановляет:
За вылающиеся заслуги в деле с03-
	тания советекого олервото искусства И.
	воспитания мололых COBETCRHX ROMNO-
зиторов — наградить ^ музыкального
руководителя и главного ‘дирижера
Ленинградского Академического Мало-
Го оперного театра, народного артиста
Республики Самосуда Самуила Абра-
мовича орленом «Знан Почета».
	Председатель Центрального
Исполнительного уе Союза ССР
М. КАЛИНИН.
	И. в. Секретаря Центрального
Исполнительного Комитета. Союза С
	композиторских кадров — творцов   ческая Уукранна по праву тордитея  украинских композиторов было пред-  братокой солидарности наших наро-

советской фперы. своей музыкальной культурой, своим   оставлено достаточно широко. дов.
. sossneseesee
f .
= т   wre и = f ~ rere wr
Jff & ZL So 1 Bl - ff ff 2

решения Совнаркома и Ш

атр никогда не возвышался нах уров-   НЫМИ «меценатами». Ныне antepay   x0 время «назвать имена», Надо ска-
ВРП гол МХТИ arse

Hew пллпетотрринпоти нар М Ла пра   2a7k База за озона Соле ahe

4/ ВАШ) по поводу МХТ П ска-

зано, что театр этот не имеет
никаких оснований назыбаться. худо-
жественным и что сохранение его в
Москве не вызывается никакой необ-
ходимостью. Это постановление нап-
равлено против зазнайства и высоко-
	  ‘мМерного «жречества» некоторых дея-
	телей искусств, возомнивших себя
представителями слазных традиций
русского театра, 3 на самом деле яв-
ляющихея всего только заурядными
ремесленниками сиены,
	Решение Совнаркома COCP a IK
BPHIT(S) обязывает нас к неустанному
	повышению театральной культуры. Е
	совернтенетвованию сценического мМа-
стерства. Когда искусство становится
посрехетвенным, оно перестает быть
искусством. Оно не может воодуше-
влять, волновать, трогать, Борьба с
посрелетвенностью означает борьбу с
безыдейностью. безликостью, с бес-
форменностью. с равнением на некую
«среднюю» арифиетическую величи-
ну. Не так давно некоторые наши ди-
ректора театров утверждали, TO
нужно установить право на «ередний»,
«прохохной» спектакль, т. е.. по CY-
ществу. на плохой спектакль, —
мол, на олних талантах не прожи-
вешь, нужны. и  посредственности.
Нет ничего более вредного, чем эта
теория, нивелирующая все театры
пот единый «коршевский» образец.
	Б строительстве нашей театраль- Г
	ной культуры, в нашем  созихатель-
ном творческом труде нужна вели-
кая большевистская илейность, рево-
люционный размах, пытливость. го-
рячая любовь к своему ‘делу. Именно
эти качеетва и опрелеляют наш
театр и его деятелей, Как раз этого
не было в деятельности МХТ П.

В многолетней «истории» МХТ П
были и неплохие спектакли («По-
топ», «Лвеналиатая иэчь». «Испан-
ский священник»). б ли и безуслов-
ные провалы («Светите} звезды», «Зем-
14 и небо», «Свидание» и’ до.) Но те-
	так называемого МАТ Н предоставлена
широкая возможность действительно
творческой работой служить идеалам
социалистического искусства.

С олобрением ветретили работники
искусств решение о МХТ Ц. Они зна-
ют, что партия и советская власть
проявляют огромную заботу о нашем
искусстве, о людях нашего искусства.
Без веакого бахвальства можно ска-
	зать. что нигле в мире деятели теат-  НИ
	ра не окружены таким вниманием, как
в нашей стране. Но кому многое дано,
в того многое и спросится.
	озднее других творческих 01-
танизаций на статьи «Прав-
‚ ды», посвященные борьбе с.
формализмом и натурализмом. откли-
кнулея союз советских  хуложников.
Откликнулея поздно и неудачно.
- Вместо того, чтобы устроить широ-
кое собрание художников — живопис-

‘цев, графиков, скульпторов, . лекора-
торов и оформителей — и вести обсу-

р

жление важнейших вопросов совет-
ского искуеетва, поднятых «Праздой»,
в массовой аудитории (как это имело
место, например, в союзе архитекто-
ров) было’ устроено полузакрытое за=
седание правления МОССХ ‚с неболь-,
WAM специально подобранных «акти-.
вом». Художники; не отнесенные кан-
целярией М№00СХ. к «активу», даже.
не знали о собрании.

Председатель MOCCX тов. А. ‚ Воль-
тер в своем вступительном слове крат-
ко изложил содержание статей «Прав-
лы» и признал правильными все 0б-
винения, выдвигаемые против руковод-
ства союза;

(ююз не вел последовательной и
принципиальной борьбы‘ с’ формализ-
MOM BH натурализлом в живописи и гра-
фике, В оценках работ именитых ху-
ложников руховолетво союза проявляло
робость и нерепительность. Cows не
вел борьбы. за вчелрение советской
тематики в творчество ряда крупней-
их мастеров;

Тов. Вольтер считает. что наста-
	зать, какие же художники ничего 00-
щего не имеют с социалистическим ре-
ализмом. Надо смело указать тех ма-
crepes, по которым нужно равняться,
и тем расчистить путь в правиль-
ному пониманию  социалиетического
реализма.

Необходимо, однако, подчеркнуть,
что вступительное слово тов. Вольтера
было лишено этих конкретных указа-
ний. Вели не считать свылки на Кон-
чаловского, во речи тов. Вольтера не
было названо ни одного имени, не
была указана ни одна картина. «Ро-
бость и нерешительность» руководства
MOCCX, о которых говорил тов. Воль-
		Характер вступительного елова ‘опре.
делил и характер дальнейшего обсуж-
дения. Откровенного разговора. к Ко-
торому призывал тов. Вольтер. не
	  произошло. Большинство «активистов»
	уБлонилось от выстунлений: одни —
без об`яснения мотивов. другие — по-
TOMY, что они, «не подготовлены», не
могут «так скоропалительно (7!) вы-
ступать». боятся «как бы не получи-
лось еще большего сумбура» и т. д.
Выходит так: статьи «Правлы»
воколыхнули всю художественную
общественность страны, о них говорят
на любом собрании работников —ис-
кусств, к ним выявили свое отноше-
		Только художники не могут сказать по
этому повоху ‘ни’ полелова.

‚ Никто. не дал отпор художнику Ро-
ДиоНсву; когда он заявил, что «етатьи
«Правлы» написаны по конкретному
поволу. не имеющему отношения к изо-
	искусству». никто не. возразил хулож-
	вику Маркину, когла тот. выхвинул
«тезис», что после статьи Челяпова в
«Известиях» нато считат: «кампанию,
И «Правлой»,  `закончен-
HOA» ($1).

Нало думать, что опубликованная в
«Правде» 1 марта статья о «Хуло-
жниках-пачкунзх» убедит, наконец,
последних Маловеров из союза ху103-
НИКОВ, 970 указания «Правт“ отн
CHTCZ BK RES
	BOM посредственности. :

Руководители МХТ ИП при случае
охотно ссылались на имена Стани-
славского и Вахтангова. Но что оста-
лось от хороших. традиций. в таком,
например, спектакле, как «Унижен-
ные и оскорбленные», гле в интере-
сах внешней выразительности ‘и  д6-
шевой мелодраматичноети была нару-
шена психологическая о целостность
образов. Что осталось от вахтангов-
ской тватральности, от острой  иро-
ний «Турандот» в таком налурали-
стически-тягучем и исторически не-
верном спектакле. как «Комик ХУП
столетия» ? ;

студийного своего периода
театр унаследовал склонность к ги-
перболическому и тротескному,  00-
язнь о реалистически правдивого,
стремление в исторической мистифи-
кации.

От этого наследия театр освобож-
waned крайне мелленно. нерешитель-
но. Ошибки прошлого. сказывались
во веем цикле исторических пьес.
	Спектакли эти воссозлавали исто-
	рическую эпоху только как повод
для Того, чтобы решать «вечные те-
мы» смерти или власти. В «Митьки-
ном царстве» совершенно  искажа-
лась и фальсифидировалаеь история
Смутного времени, Неулачен и анти
историчен был и спектакль «Петр №,
Также искажала историческую‘ прав-
ду и постановка  «Омерть . Иданиа
Грозного». осуществленная в духе
буржуазной, историографии. ` Характер
же таких спектаклей, как «Блоха»,
определяли лубочный орнамент, кусто-
ъ‘диевокие узорьь сусально-приторная
сказочность. Здесь и речи ‘не могло
быть 0й истинно национальной фор-
ме, о подлинно народных элементах
зрелящности. Примитив и упрощен-
чество —— вот что характеризовало мно-.
гие «исторические» и советокие
спектакли МХТ. П. И тах жил этот
театр. взявший эт МХАТ только ero
название. за счет либерализма нашей
	критики. поддерживаемый благодуш-
	Bhi TOT CM A Patiper CUBC DOREY ELT   i ee) ee ln
ъев работы в области науки © И. УНШЛИХТ.

кусства. за создание монументальных   звенье!
троизвелений. достойных великого на-   поведении человека. Москва, Кремль. —
рода CCCP, С. ДУРЫЛИН 28 февраля 1936 г.
		Фсто А. А. ГРИНБЕРГ
	м : : %:
Выстевка картин Сергея Гераснмоев в Музее изобразительных мскусста