COB ETCKOE г: CKYTO TES

a

MO BAD Miya CTA Me
	ерйканского газетного обебине
‹ г-ном Рой Говардом 1-го мар!
	ским эмигрантам. Совершенно очевидно,
что когда Литвинов подписывал это
письмо, он исходил из того, что содер-
жащиеся в нем обязательства имеют
обоюдный характер. Считаете ли Вы,
мистер Говард, противоречащим согла-
	шению Рузвельт-——Литвинов, если на тер-
	ритории США находятся русские бело-
	гвардейские эмигранты, ведущие пропа-
ганду против Советов и в пользу капи-
	тализма, пользующиеся материальной
поддержкой американских граждан и
иногда представляющие собой группы
террористов? Очевидно, эти эмигранты
пользуются имеющимся и в США пра-
вом убежища. Что касается нас, то мы
никогда не потерпели бы на своей тер-
ритории ни одного террориста, против
кого бы он ни замышлял свои преступ-
ления. Повидимому, в США право убе-
	жища толкуется более расширительно,
	чем в нашей стране. Что же, мы не в пре-
тензии. .

Вы мне, быть может, возразите, что
мы сочувствуем этим политическим эми-
грантам, прибывающим на нашу терри-
торию. Но разве нет американских граж-
дан, сочувствующих ’ белогвардейским
эмигрантам, которые ведут пропаганду
за капитализм и против Советов? Стало
быть о чем же речь? Речь идет о том,
	чтобы не помогать этим лицам, не фи-
	нансировать их деятельность. Речь идет
о том, чтобы должностные лица обеих
стран не вмешивались ‘во внутреннюю
жизнь другой страны. Наши должност-
ные лица честно выполняют это обяза-
тельство;: Если кто-нибудь из них про-
винился, пусть нам скажут.

Если зайти слишком далеко и потре-
бовать` Высылки` всех. белогвардейских
эмигрантов из США, то это было бы
посягательством на право убежища, про-
возглашенное и в США и в СССР. Тут
надо признать известный разумный пре-
дел для требований и контр-требований.
Литвинов подписал свое письмо. прези-
денту Рузвельту не в качестве частного
лица, а в качестве представителя госу-
дарства, точно так же, как это слелал и
президент Рузвельт“ Их соглашение яв-
ляется соглашением между двумя госу-
	дарствами,. Подписывая это соглашение,
	и Литвинов и президент Рузвельт, как
представители двух государств, имели в
виду деятельность агентов своего госу-
дарства, которые не должны и не будут
вмешиваться во внутренние дела другой
стороны. Провозглашенное в обеих
странах право убежища не могло быть
затронуто этим соглашением. В’ этих
рамках надо толковать соглашение Руз-
вельт—Литвинов, как соглашение пред-
	ставителей двух. государств.
	строено. Построен государственный с0-
циализм. Фашизм в Италии и национал-
социализм в Германии утверждают, что
ими достигнуты сходные результаты. Не
является ли общей чертой для всех наз-
ванных государств нарушение свободы
личности и другие лишения в интересах
государства?   :
	Сталин: Выражение «государственный
	социализм» неточное. Под этим терми-
	ном многие понимают такой порядок,
при котором известная часть богатств,
иногда довольно значительная, перехо-
дит в руки государства или под его кон-
троль, между тем, как в огромном боль-
шинстве случаев: собственность на заво-
ды, фабрики, землю остается в руках
частных лиц. Так многие понимают «гГо-
сударственный социализм». Иногда за
этим термином скрывается порядок, при
котором капиталистическое государство,
в интересах подготовки или ведения вой-
ны, берет на свое содержание некоторое
количество частных предприятий. Обще-
ство, которое мыбдпостроили, никак не
может быть названо «государственным
социализмом». Наше советское общество
является социалистическим, потому что
частная собственность на фабрики, заво-
ды, землю, банки, транспортные средства
у нас отменена и заменена собственно:
стью общественной. Та общественная ор-
ганизация, которую мы создали, может
быть названа организацией советской,
социалистической, еще не вполне достро-
енной, но в корне своем социалистиче-
ской организацией общества. Основой
этого общества является общественная
собственность: государственная, т. е. все»
народная, а также кооперативно-колхоз-
ная собственность. Ни итальянский фа-
шизм, ни германский национал-«социа-
лизм» ничего общего с таким обществом
не имеют. Прежде всего, потому, что
частная собственность на фабрики и  за*
воды, на землю, банки, транспорт и Т,.Д,
осталась там нетронутой и поэтому ка-
питализм остается в Германии и Италии
во всей силе.
	Да, Вы правы, мы еще не построили
	коммунистического общества. Построить
такое общество не так-то легко. Разви-
ца между обществом социалистическим
и коммунистическим Вам наверное из-
вестна. В социалистическом обществе
	elie имеется некоторое имущественное.
	неравенство. Но в социалистическом 06-
ществе уже нет безработицы, уже нет
эксплоатации, уже нет угнетения нацио-
нальностей. В социалистическом обще-
стве каждый обязан трудиться. хотя и
получает за свой труд еще не сообразно
	своим потребностям, а сообразно коли-.
	честву и качеству вложенного труда. По-
этому еще существует заработная плата,
притом. неравная, дифференцированная.
Только тогда, когда удастся создать та-
кой порядок, при котором люди полу-
чают от общества за свой труд не по ко-
личеству и качеству труда, а сообразно
их потребностям, можно будет сказать,
что мы построили коммунистическое. об-
	щество.
			20) 0}
		с председателем американ
“Cxpunnet osapo florocnetinepc* 2-Hom
	Говард: Каковы будут, по Вашему, по-
следствия недавних. событий в Японии
для. положения на Дальнем Востоке? -
	Сталин: Пока трудно сказать. Для это*
го имеется слишком мало материалов.
Картина недостаточно ясна.

`Говард: Какова будет позиция Созет-
ского`Союза_в случае, если Япония ре-
	‘нтится. на серьезное нападение NpOTHs
	Монгольской Народной. Республикие
‚ Сталин: В. случае, если Япония решит“.
са напасть на‘ Монгольскую Народную
	‘Республику, покушаясь на ее независи-
	опасности переместится в Европу. Об
этом говорит хотя бы недавнее интервью
г. Гитлера, данное им одной француз-
ской газете. В этом интервью Гитлер как
будто  пытается говорить миролюбивые
вещи, но’это свое «миролюбие» он так
густо пересыиает угрозами по отноше:
нию к Франции и Советскому Союзу, что
от «миролюбия» ничего не остается, Как
видите, даже тогда, когда г. Гитлер хочет
говорить о мире, он не может обойтись
без угроз. Это симптом.

Говард: В чем, по Вашему, заключает-
	мость, нам придется номочь о го   ся основная причина современной воен-
ской  Народной Республике. Заместитель  : ной опасности?
	ной опасности?
‘Сталин: В капитализме.
Говард: В каких именно. проявлениях
	капитализма?
	`\ Сталин: В его империалистических за-
	хватнических проявлениях.
	Литвинова Стомоняков уже заявил не-
давно об этом японскому послу в Моск-
ве, указав-на неизменно. дружественные ,
отношения, которые СССР)поддержива-
етс МНР с 1921 года. Мы поможем МНР
так же, как мы помогли ей в. 1921 году,

Говард: Приведет ли, таким образом,
японская попытка.захватить Улан-Батор
к позитивной акции СССР?

Сталин: Да, приведет.
Говард: Развили ли японцы за послед-
	ние несколько дней какую-либо такую.
активность в районе границы МНР, ко-
	торая (активность) была бы сочтена в
	СССР, как агрессивная?

Сталин: Японцы, кажется, продолжают
накапливать войска у границ МНР, но
каких-либо новых попыток к погранич-
ным столкновениям пока не замечается.

Говарл: Советский Союз опасается,
	что Германия и Нольша имеют направ-
	ленные против него агрессивные намерс-
ния и подготавливают военное сотруд-
ничество, которое должно помочь реа-
лизовать эти намерения. Между тем
Польша заявляет о своем нежелании раз-
решить любым иностранным войскам ис-
пользовать ее территорию, как базу для
	операций против третьего государства.
	Как в СССР представляют себе нападе-
ние со стороны Германии? С каких пПо-
зиций, в каком направлении могут дейст-
вовать германские войска?
	Сталин: История говорит, что когда
	’ какое-либо государство хочет воевать с
	iw
	другим государством, даже не соседним,
то оно начинает искать границы, через
которые оно могло! ‘бы ‘добраться ‚до
границ государства, на’которое оно хо-
чет напасть. Обычно агребсивное госу-
	 дарство находит такие границы. Оно их
	находит либо при помощи силы, как это
имело место в 1914 г., когда Германия
вторглась в Бельгию, чтобы ударить по
Франции, либо оно берет такую грани-
цу «в кредит>, как это слелала Германия
в отношении Латвии, скажем, в 1918 го-
ду, пытаясь через, нее прорваться к Ле-
нинграду. Я не знаю, какие именно гра-
ницы может приспособить для. своих.
целей Германия, но думаю, что охотни-
KH дать ей границу «в кредит» могут
		Говарл: Во всем мире говорят о вой-
	we Если действительно война неизбеж-
	на, то когда, мистер Сталин, она, по Ва-
шему, разразится?

Сталин: Это невозможно прелсказать.
Война может вспыхнуть неожиданно.
Ныне войны не об’являются.. .Они..про-
	сто начинаются. Но с другой стороны я
‚ считаю, что позиции друзей мира. ук-
репляются. Доузья мира могут работать
	открыто, они опираются на мощь обще-°.
ственного мнения. ‘в их распоряжении
	- такие инструменты, как например, Лига
	наций. В этом плюс для друзей мира. Их
сила в том, что их деятельность противо
войны опирается на волю широких на-
родных масс. Во всем мире нет народа,
который хотел бы войны. Что касается
врагов мира, то очи вынуждены рабо-
тать тайно, В этом минус врагов мира.
Впрочем, не исключено, что именно в си-
лу этого они могут решиться на военную
авантюру, как на акт отчаяния.

Одним из новейших успехов дела дру:
зей мира является ратификация франко-
советского пакта о взаимной помощи
французской палатой ‹ депутатов. Этот
пакт является известной преградой для
врагов мира.

Говард: Если вспыхнет война, то в ка-
кой части света она может разразиться `
раньше? Гле грозовые тучи войны боль-
ше всего сгустились — Ha Bocroxe или
на Западе? 7

Сталин: Имеются, по-моему, два очага
военной опасности. Первый очаг нахо-
дится на Дальнем Востоке, в зоне Япо-
нии. Я имею в виду неоднократные заяв-
ления японских военных с угрозами по
алресу других государств. Второй очаг
находится в зоне Германии. Трудно ска-
зать, какой очаг является наиболее угро-
жающим, но оба они существуют и дей-
ствуют. По сравнению с этими двумя ос-
новными ‘очагами военной опасности
итало-абиссинская война является эпизо-
дом. Пока наибольшую активность про-
являет дальневосточный очаг ^опасно-
сти. Возможно, однако, что центр этой
	j-zo mapma 1936 2000
	Говард: Считаете ли Вы совместимых
параллельное развитие американской де.
мократии и советской системы?

Сталин: Американская демократия y
советская система могут мирно сосущест,
вовать и соревноваться. Но одна нё ис.
жет развиться в другую. Советская си,
стема не перерастет в американскую де.
мократию и наоборот. Мы можем миро
сосуществовать, если не будем при,
раться друг к другу по всяким мелоча,

Говард: В СССР разрабатывается но.
вая . конституция, предусматривающая
новую избирательную систему. В какой
мере эта новая система может изменить
положение в СССР; поскольку на выбе
рах по прежнему будет выступать толь
ко одна партия?

Сталин: Мы примем нашу новую ко
ституцию должно, быть в конце этого г:
да. Комиссия по выработке конституция
работает и должна будет скоро свою ра.
боту закончить. Как уже было об’явле,
но, по новой конституции выборы буду
всеобщими, равными, прямыми и тайны.
ми. Вас смущает, что на этих выборах
будет выступать только одна партия,
Вы не видите, какая может быть в этих
условиях избирательная борьба. Оч
видно, избирательные списки на выбо.
рах будет выставлять не только комуу.
нистическая партия, но и всевозможные
общественные беспартийные офганиза
ции. А таких у нас сотни. У нас нет про:
тивопоставляющих себя друг другу пар.
тий, точно так же! как у нас нет противо,
стоящих друг’ другу класса капитали
стов и класса эксплоатируемых капита

a

~
	листами рабочих. Наше общество сост:
ит исключительно из свободных тру
жеников города и деревни — рабочих,
крестьян, интеллигенции. Каждая из этих
	Прослоек может иметь свои   CIC Hab
‚ ные интересы и отражать их через име.
	ющиеся многочисленные ‹ общественные
организации. Но коль скоро нет клас
	‘сов, коль скоро грани между классами
	стираются, коль скоро остается лишь
HeKOTOpAA, ‚но не коренная разница меж
ду различными прослойками социали.
стического общества, не может быть пи»
тательной почвы для создания борю:
щихся между собой партий. Где нет не.
скольких классов, не может быть не
скольких партий, ибо. паргия есть част.
класса,

При национал-«социализме» также 0:
ществует только одна партия. Но из этой
фашистской однопартийной системы ни.
	чего не выйдет, Дело в том, что в Герм
	нии. остался капитализм, остались кл
сы, классовая борьба, которая все рав
прорвется наружу, в том числе и в 0%
ласти борьбы партий, представляющие
противоположные классы, так же, ка
прорвалась, скажем, в Испании, В Им:
лии также существует только одна —
фашистская — партия, но по тем же пра.
чинам и там из этого ничего не выйдет,

Почему. наши выборы будут всеобщи-
ми? Потому, что все граждане, за иск.
лючением лишенных избирательных прав
по суду, будут иметь право избирать н
быть избранными.

Почему наши выборы будут равными?
Потому, что ни различие. в имуществен:
ном отношении (еще частично существу:
ющее), ни расовая и национальная при.
надлежность не будут давать’ никаких
привилегий ‘или ущерба. Женщины 6y-
дут пользоваться активным и пассивным
избирательным правом на равных пра
вах с мужчинами. Наши выборы буду!
подлинно равными.

Почему тайные? А потому, что мы XO
тим дать советским людям полную 680:
боду голосовать за тех, кого они хотят
избрать, кому они доверяют обеспечение
	своих интересов.
	‚Вы помните, как возникла первая ми-
	ровая война. Она возникла из-за жела-
	ния переделить мир. Сейчас та же подо-
плека. Имеются капиталистические госу-
дарства, которые считают себя обделен-
ными при предыдущем переделе сфер
влияния, территорий, источников сырья,
рынков и т. д, и которые хотели бы сно-
ва переделить их в свою пользу. Капи-
тализм в его империалистической фазе—
такая система, которая считает войну за-
конным методом разрешения междуна-
родных“противоречий, методом ` закон-
ным если не юридически, то по’ сущест-
‘ву.

Говард: Не считаете ли Вы, что и в
капиталистических странах может суще-
ствовать обоснованное опасение, как бы
Советский Союз не решил силой навя-
зать свои политические теории другим
народам?

Сталин: Для подобных опасений нет
никаких оснований. Если Вы думаете,
что советские люди хотят сами, да еще
силой, изменить лицо окружающих госу-
дарств, то Вы жестоко заблуждаетесь.
Советские люди, конечно, хотят, чтобы
лицо окружающих государств `измени-
лось, но это дело самих окружающих го-
сударств. Я не вижу, какую опасность мо-
	гут. видеть в идеях советских людей ок-
	ружающие государства, если эти госу-
дарства лействительно крепко сидят в
		Говард: Означает ли это Ваше заяв-
	ление, что Советский Союз в какой-либо
	мере оставил свои планы и намерения
произвести мировую революцию?
	Сталин: Таких планов и намерений у
нас никогда не было.

_ Говард: Мне кажется, мистер Сталин,
что во всем мире в: течение долгого вре-
мени создавалось иное впечатление,

Сталин: Это является плодом недора-
зумения.

Говард: Трагическим недоразумением?

Сталин: Нет, комическим. Или, пожа-
луй, траги-комическим.

Видите ли, мы, марксисты, считаем, что
революция произойдет и в других стра-
нах. Но произойдет она только тогда,
когда это найдут возможным или нуж-
ным революционеры этих стран. Экспорт
революции — это чепуха. Каждая стра-
на, если она этого захочет, сама произ-
ведет свою революцию, а ежели не за-
хочет, то революции не будет. Вот, на-
пример, нашта страна захотела произве-
сти революцию и произвела ее, и теперь
мы строим новое бесклассовое общество.
Но. утверждать, будто мы хотим произ-
вести революцию в других странах, вме-
шиваясь в их жизнь, это значит говорить
то, чего нет и чего мы никогда не про-
поведывали.

Говард: В момент установления дипло-
матических ‘отношений между СССР и
США президент Рузвельт и г-н Литвинов
обменялись тождественными нотами по
вопросу о пропаганде. В п. 4-ом письма
г. Литвинова президенту Рузвельту гово-
рилось, что советское правительство обя-
зуется «не допускать образования или
	пребывания на своей территории каких-
либо организаций или групп и прини-.
	мать на своей территории  предупреди-
тельные меры против деятельности ка-
ких-либо организаций или ‘групп или
представителей, или должностных лиц
каких-либо организаций или групп в от-
	„ношении Соединенных Штатов в целом,
	или какой-либо их части, их территории
или владений, имеющих целью сверже-
ние или подготовку свержения или из-
менение силой политического или соци-
ального строя». Я. прошу Вас, мистер
Сталин, об’яснить мне, почему г-н Литви-
нов подписал это письмо, если выполне.
ние обязательств по этому пункту несов-
	- местимо с желаниями Советского Союза
	или вне его власти?
Сталин: Выполнение обязательств по
пункту, который Вы процитировали, —
	в нашей ‘власти, мы эти обязательства
	выполняли и будем выполнять.

По нашей конституции политические
эмигранты имеют право проживать на
нашей территории. Мы им предоставля:-
ем. право убежища точно так же, как и
США дают право убежища политиче-
	Говард: Но разве американские деле-
гаты Броудер и’ Дарси не призывали на
УП Конгрессе Коммунистического Wa-
тернационала, состоявшемся в проилом
году в Москве, к насильственному ни-
спровержению И прави-
тельства? 4.

Сталин: Пиза, что не помню ре-
	_ чей тг. Броудера и Дарси, не помню да-
	же о чем они говорили. Возможно, что
они говорили что нибудь в.этом роде,
Но не советские люди создавали  амери-
канскую коммунистическую партию. Она
создана американцами. Она существует в
США легально, она выставляет своих
кандидатов на выборах, включая и пре-
зидентские. Если ‘тт. Броудер и Дарси
выступили однажды в Москве с речью, то
у себя домав США они выступали с по-
добными и даже наверняка более penin-
тельными речами сотни раз. Ведь амери-
канские коммунисты имеют возможность
свободно проповедывать свои идеи. Со-
вершенно неправильно было бы считать
советское правительство ответственным
за деятельность американских коммуни-
стов.

Говард: Да, но на этот раз речь идет
о деятельности американских коммуни-
стов, имевшей место на советской тер-
	ритории, в нарушение п. 4 соглашения
Рузвельт—Литвинов,
	Сталин: Что представляет собой дея-
тельность коммунистической партии, в
чем она может проявляться? Деятель-
НОСТЬ эта заключается обычно в органи-
зации рабочих масс, в организации ми-
тингов, демонстраций, забастовок ит. д.
	Совершенно понятно, что всего этого
	американские коммунисты ‘не могут
проделать на советской территории, У
нас в СССР нет американских рабочих.

Говарл: Могу ли я понять Ваше заяв-
ление так, что может быть найдено такое
истолкование взаимных обязательств,
при котором добрые отношения между
нашими странами были бы ограждены и
продолжены?

Сталин: Да, безусловно.

Говард: Вы признаете, что коммуни-
стическое общество в СССР еще не по-
		Вы говорите о том, что для того, что-
бы построить наше социалистическое
общество, мы пожертвовали личной сво-
бодой и терпели лишения. В Вашем во-
‘просе сквозит мысль, что социалистиче-
ское общество отрицает личную свобо-
ду. Это неверно. Конечно, для того, что-
бы построить что-нибудь новое, прихо-
дится нагонять экономию, накапливать
средства, сокращать временно свои по-
требности, занимать у других. Если хо-
чешь построить новый дом, то копишь
деньги, временно урезываешь свои. по-
требности, иначе дома можешь и не по-
строить. Это подавно справедливо, ког-
	_да речь. идет ‘о том, чтобы построить це-
	лое новое человеческое общество. При-
ходилось временно урезывать некоторые
потребности, накапливать соответствую-
щие средства, напрягать силы. Мы так
именно и поступили и построили социа-
листическое общество.
	Но это общество мы построили не для
ущемления личной свободы, а для того,
чтобы человеческая личность чувствова-
ла себя действительно свободной. Мы
построили его ради действительной лич-
ной свободы, свободы без кавычек. Мне
трудно представить себе, какая может
быть «личная свобода» у безработного,
который ходит голодным и не находит
применения своего труда. Настоящая
свобода имеется только там, где уничто-
жена эксплоатация, где нет угнетения
одних. людей Хругими, где нет безрабо-
тицы и нищенства, где человек не дро-
жит за то, что завтра может потерять
работу, жилище, хлеб. Только в таком
обществе возможна настоящая, а не бу-
мажная, личная и всякая другая свобода,
	„Почему прямые? Потому, что непо-
средственные выборы на местах во всё
представительные учреждения, вплоть до
верховных органов, лучше обеспечивают
интересы трудящихся нашей необ’ятной
страны,

Вам кажется, что не будет избиратель
ной борьбы. Но она будет, и я предеи-
жу весьма оживленную ‘избирательную
борьбу. У нас не мало учреждений, ко-
торые работают плохо.. Бывает, что тот
или иной местный орган власти не уме
ет удовлетворить те или иные из много
сторонних и все возрастающих потреб
ностей трудящихся города и’ деревни,
Построил ли ты или не построил хоро-
шую школу? Улучшил ли ты жилищные
условия? Не бюрократ ли ты? Помог ли
ты сделать наш труд более эффектив:
ным, нашу жизнь более культурной? Т2-
ковы будут критерии, с которыми милли*
оны избирателей будут подходить к Каи*
дидатам, ‘отбрасывая негодных, вычер“
кивая их из списков,“выдвигая лучших
и выставляя их кандидатуры. Да, избие
рательная борьба будет оживленной, она
будет протекать вокруг’ множества ост
рейших. вопросов, — главным образом
вопросов практических, имеющих перво-
степенное значение для народа. Наша #0*
вая избирательная система подтянет всё
учреждения и организации, заставит их
улучшить свою работу. Всеобщие, рав
ные, прямые и тайные выборы в СССР
будут хлыстом в руках населения против
плохо работающих органов власти, На*
ша новая советская конституция будет,
по моему, самой демократической кой’
ституцией из всех существующих в мире,
			В