ЧЕ ЛАС Ф[Е ПГУ ССЯАГ О
			Выступление
тов. П. М. Керженцева
	3 марта закончилось трехдневное
сбеуждение статей «Правды» по во-
просам искусства в московском Доме
КИНО.

Ha заседании выступали киноре-
жиссеры: Дзига Вертов, Кулешов и
Савченко, кинооператор Нильсен, Вс,
Вишневский, тт. Н. Лебедев, Сокопов-.
ская, Усиевич и др.

В конце заседания выступил встре-
ченный аплодисментами  председа-
тель Всесоюзного комитета но делам
искусств при Совнаркоме СССР тов.
П. М. Керженцев. В своей большой
‘речи он подвел итоги дискуссии и
коснулся отдельных вопросов, свя-
занных со статьями «Правды».

— На дискуесии, — говорит тов.
Керженцев, — мы не услышали He-
‘прикрытой защиты формализма, на-
турализма и «левацких» загибов в
покусстве, да и было бы наивным
ожидать этого. Но отдельные зама-
скированные попытки защитить фор-
мализм все же имели место. ‘

Тов. Керженцев полробно касается
«левацких» загибов, которые органи-
чески чужды советскому искусству.
Он говорит о необходимости борьбы
с пережитками конструктивизма на
архитектурном фронте, с супрематист-
скими и экспрессионистскими Tey
денциями в живописи и т. д.

Тов. Керженцев подчеркивает. боль-
и1ое значение беседы товарищей Ста-
лина` и Молотова с авторами спектак-
ля «Тихий Дон». Эта беседа, как и
постановление о награждении С. А.
Самосуда свидетельствует о том, что
партия и правительство уделяют сей-
час огромнейшее внимание созданию
произведений искусства на советские
темы, ,

Тов. Керженцев считает, что на ди-
скуссии в Доме кино не были сдела-
ны все выводы из статей «Правды».
Дискуссия не была также увязана
с партийными решениями по вопросу
© преподавании истории. А между
тем целый ряд ошибок на фронте ис-
кусства связан с игнорированием
этих важнейптих указаний партии.
Кроме «Прометея» Кавалерилзе здесь
можно назвать неудачную постанов-
ку «Петра Г», в так называемом
МХАТ ИП, где театр смазал истори-
ческие заслуги Петра, или такую же
неудачную постановку «Мольера» в
филиале Художественного театра им.
Горького, где фигура гениального пи-
сателя восходящей буржуазии низве-
дена до уровня запутавшегося в лич-
ных делах актера и тде исторически
неверно возвеличен Людовик ХТУ.

Не получила достаточного освеще-
ния в дискуссии к тема о смыкании
‘работы художника с народным твор-
чест м. Тов. Керженцев уверен, что
эта тема встанет вп весь свой рост
‘в процессе подтотовки юбилея Пуш-
кина, творчество которого было орга-
нически связано с творчеством широ-
ких народных масс.

Говоря об отдельных задачах, сто-
ящих перед киноработниками, тов.
`Керженцев указывает на необходи-
мость переводя на язык кино тени-
альнейших произведений классиче-
ской литературы. К сожалению, в
этой области нет образцов, по кото-
рым можно было бы равняться. По-
казна экране. такой. вещи, как. «Же-
нитьба» Гоголя, определенно говорит
0б ухудшении режиссером авторско-
го замысла,

В заключение тов. Керженцев. при-
звал работников кино к разверты-
ванию самокритики и к укреплению
чувства ответственности за свою ра
бету. ; .

Из фильма «Мы из Кронштадта».
Арт. Зайчиков в роли комиссара
Мартынова
		51/160
	Всеволод Вишневский
	‚ 1919 год. Юденич наступает на
Петроград. В Кронштадте получено
письмо Ленина с призывом к оборо-
не, Комиссар Василий Мартынов ‚по
поручению ЦК партии большевиков
зозглавляет отряд моряков, высту-
пающих на фронт. Вместе с этим от-
рядом выступает против Юденича
потроградский революционный стрел-
ховый полк.

Моряк Артем Балашов встречается
6 пехотянцем Василием Бурмистро-
зым. Матрос Артем и пехотинец “Ва-
силий — старые враги. Однако,
стремительно развертывающнеся 60-
быткя мешают столкновению между.
ИМ,

Отряд моряков совместно с полком
петроградских рабочих развертывает
боевые операции в ораниенбаумском
направлении. В ожесточенных схват-
ках отряд гибнет. Незначительная
часть бойцов, в том числе комиссар
Мартынов и Балашов попадают в
плен к белым. Артем, несколько. иро-
нически относящийся к. «штатскому»
хомиссару, не видавшему настояще-
го моря, в дни боев. проникается
большой любовью и уважением. к
большевику  Мартынову.
	Белотвардейцы топят пленных
большевиков и их доблестномо  ко-
миссара, Спастись ‘удается одному
только Артему. С необычайным му-
жеством, преодолевая целый pax
препятствий, он пробивается . B
Кронштадт. Кроншталтцы, получив
подкрепление от питерских рабочих,
YOTOBAT красный десант, Отряд ‘Be-
дет Артем.

Петроградский рабочий полк стал
преградой на пути движения врага;
Красные части выдерживают ‚неод-
нократный натиск противника.  Сре-
ди бойцов и Василий Бурмистров.

Противник бросается в атаку. В
решающий момент боя революцион:
ный Балтийский флот высаживает
десант в тылу у врага. Белые раз-
громлены.
	Э. ШУБ.
	3 Mponwuunadma®
	Ефим Jsnran
	После боя происходит новая встре-
ча врагов — Артема Балашова и Ва-
	силия Бурмнстрова. Теперь им ни:
Verne He MeINSET crepry право auc.
	ме м. MRR’ 6 CSECTH личные сче-
ты. Но, оказывается, вражда исчезла,
Василий и Артем видят, что у них
одна цель и один общий враг, Един-
ство Краспой‘армии и Красного _фло-
	а нерушимо.
	„Трус“ в театре Вахтангова
		Каждая премьера ведущего театра
	сейчас, в дни глубокой самокрити
ческой проверки всего фронта ис-
кусства, означает серьезный экзамен
—на качество, на врелость, на миро-
воззрение. Театр им. Вахтангова не
больше других имеег основания оста-
ваться спокойным к этой проверке—
на его афишах былин и «Шляпа» и
«Человеческая комедия» и «Гамлет»,

Театр им. Вахтангова развивался до
сих пор односторонне, революционно-
патетическая тематика не давалась
театру. Уненики Вахтангова с oco
бенным усердием — и действительно
талантливо — полдерживают ин раз-
вивают комедийно-ироническую тра-
дицию театра, равнодушно относясь
к другим сторонам вахтантовокого
творческото наследия, будто «Прин-
цесса Турандот» — aro единствен-
ный и исчерпывающий завет их учи-
теля.

У Всех на памяти веселые и зре-
лищно-эффектные трюки «Гамлета»,
—HO ETO запомнил его. тратические
мотивы? :

Все. помнят Фильку-анархиста из
«Интервенции»—но кто помнит без-
ликих. и безымянных большевиков
этого спектакля, трагически  гибну-
щий подпольный ревком?

Поверхностный и легковесный ‹оп-
тимнам», одностороннее выпячивание
внешне комедийного, громоздкая на:
‘рядность, «засахаренная красочность»
‘сцены — все эте, к сожалению, по-
степенио связывается с понятием
	«вахтанговского театра».
	Работа ‘над «Грусом» Крона, пье-
сой, литературно весьма несовер-
шенной, изобилующей историческими
погреиностями и драматуртическими
небрежностями. дающей узкое и не-
убедительное освещение революцион-
ных ‚событий 1905 года, для сегод-
няшнего этапа развития этого теат-
ра особенно показательна.

Первые ‘два акта снектакля прохо-
дят вяло и бездейственно. Здесь нет
не только трагической, но и просто
драматической ситуации. Пьянствуют
офицеры, солдаты поют песни, некий
поручик Волотарев беспричинно пре.
следует образцового ефрейтора Семе-
няка. в котором он почему-то угады-
вает большевика. Рядовой Барыкин
возмущается медлительностью  пар-
тийной. оэтанизации. Пантомима в
конце акта изображает убийство 30-
лотарева рядовым Барыкиным, метя-
щим за избиение Семеняка. И толь-
ко в третьем акте, Ha протяжении
одной сцены возникает трагическая
ситуация, чтоб тут же «исчерпаться»
и исчезнуть. Семеняк, возмущенный
анархическим поступком Барыкина,
берет тем не менее это убийство на
себя — так вытолней для сохранения
подпольной организации, и Барыкин,
темпераментный «левак», оказывает“
ся псевдогероем. Из-за его необду-
манного поступка должен погибнуть
подлинный большевик Семеняк, за-
прещающий ему сознаться в убийст-
ве. Таков основной эпизод пьесы. Он
может взволновать и актера и зри-
теля —в нем есть трагическое нача-
10; Этот эпизод содержателен и илей-
но—злесь решается вопрос о тактике
большевизма, о связи индивидуаль-
ного героизма с партийной дисципли-
ной, причем подлинный большевик
Семеняк оказывается не только дис-
циплинированным подпольщиком, но
й беззаветным героем. =”

Pemuocypa поняла пьесу так: «В
пьесе А. Крона нас в первую оче-
редь заинтересовала ее основная про-
блема: тактика, поведение революци-
снера» (В. Куза и К. Миронов).

Но «Трус» — это еще и пьеса о
человеческих качествах большевика,
о его душевном облике, о благород-
стве его чувств. Этого режиссура не
заметила.

Вспомним решающее -место снектак-
ля—<цену в степи. Здесь происходит
об’яснение арестованного Семеняка ©
Барыкиным, конвоирующим Семеня-
ка на пути в тюрьму. Семеняк (0. Ф.
Глазунов) возмущен постунком Ba-
рыкина. Он смотрит на. него с нена-
вистью: «В аду новстречаемся — в
рожу плюну>»,—кричит он ему. Семе-
няк знает здесь лишь одно чувство—
он возмущен нарушением инструкции
комитета. А тде все другие ето чув:
ства революционера? Где страдание.
тде любовь к этому же самому Вась-
ке Барыкину, из-за которого он гиб-
нет? Насколько более прав был `Сво-
бодин в спектакле Нового театра, по-
казавший здесь не холодное презри-
тельное возмущение, а всю глубину
противоречивых и благородных
чувств Семеняка. И свободинский Се.
меняк не боится смерти, но на гла-
зах у него слезы от глубины пережи-
	ваний может быть от сострадания к]
	Базрыкину. Семеняк Глазунова бюро-
кратичен-—его рассудочную,  логиче-
скую критику поступка Барыкина
разделяешь, но в угрожающую ему
смерть не веришь и за судьбу его не
беспококиься. Он прав лотически, а
	Барыкин, валяющийся у ero нот,
вызывает сочувствие эмоционально,
Бесстрастность актера тубит эту
лучшую и единственную трагическую
ситуацию пьесы.

Вот другое место спектакля. Лю-
бимая женщина (а может быть, впро-
чем, и нелюбимая—снектакль и здесь
бесстрастен) бросает в лицо Василию
Барыкину: «Трус». И здесь пережи-
ваниям тероя ‘далеко до трагического
накала. Он не намерен об’яснять тра-
тизм своего положения этой револю-
ционерке (которой, кстати сказать,
если следоваль инструкции Семеняка,
он об’яснить все обязан-—иначе она
может выдать Барыкина и погубить
все дело),—сказав ей невразумитель-
но несколько туманных фраз, он ухо-
дит молодцеватой походкой.

Хладнокровие, бесстрастность,—вот
основной порок этого «опыта траге-
дии». Даже там. где Семеняк побеж-
дает—в финале, когда он спасает
от выстрела Ваську Барыкина и 6po-
сается во главе солдатской колонны
навстречу поезду, — даже там он ни:
чем не изменяет своему угрюмому,
безжизненному темпераменту. Основ-
ной трагический герой спектакля без-
надежно сух и бескровен. Есть ли
что-нибудь более враждебное духу
тратедии, чем бесстрастность?

Вахтантовцы научились = делать
спектакли нарядные, эффектные, ве-
селые, но спектакль трагических
страстей им сейчас далек.

Правла, сама пьеса за исключени-
ем основной своей ситуации дает 60-
лее чем ограниченный материал для
такого спектакля. Она загромождена
«орнаментом», Автор. пренебрег эле-
ментарным принципом драматургии
(особенно дающим себя знать в тра-
тедии)— связью побочных сюжетных
линий пьесы с основной, которую они
обязаны усиливать. Тема, намечен-
ная в истории Барыкина и Семеняка,
никак не развита в других сценах
пьесы. Офицеры, беспробудно пьянст-
вующие два акта, так напоминающие
персонажи «Веселых устриц» Авер-
ченко, которым  взбрела в голову
мысль сделаль из проститутки свет-
скую даму, — все это, конечно, орна-
мент, Автор не умеет связывать и

доводить до логического конца судь*
бы своих героев.

Если «опыт трагедии» оказался да»
леко недостаточно удачным’ для ав»
тора. то в еще меньшей степени удал»
ся он театру. Театр формально отнес-
ся к пьесе Крона, с одинаковым рав»
нодушием воспроизведя и сильные и
слабые ее моменты. Спектакль поды-
мает исключительно важный для т6»
атра Вахтангова вопрос о выдвижез
нии режиссуры. Режиссерство стано-
вится второй профессией всего вах-
танговского актерского коллектива—
адесь ставят спектакли и Захавз, и
Симонов, и Щукин. и Толчанов, и
Горюнов, и Раппопорт, и Козловский,
и Куза, и Миронов. Такое обилие ре-
жиссеров равноценно их отсутствию,
Постановочная беспомощность «Труса»
это с0 всей очевидностью обнаружи*
вает. То, что спектакль беден и мы*
слью и темпераментом, то, что’ акте-
ры в нем дидактичны и. сухи-— в
первую очередь говорит о слабости
режиссуры. Режиссура не разбудила
страсти в 0. Глазунове, . играющем
Семеняка, не оправдала сценическо*
то существования Татьяны, которую
играет Тумская (образ, задуманный
автором, повидимому, тоже во траги*
ческом плане, поскольку в спеклак»
ле Нового театра Татьяна кончала с?
моубийством). :

Лучшие ‚ актерские достижения
спектакля-——это, конечно, снова коме.
дийно - иронические персонажи —
штабс-калтитан Рыдун (засл. арт. ре»
спублики Захава) и денщик Роман-
чук (артист В. Г. Кольцов). Здесь
вахтантовцы оказались в своей при-
вычной стихии.

«Трус» получился типичным ‹про-
ходным». или, то4нее, посредетвен»
ным спектаклем этого театра. Посред.
ственный спектакль, если он стано-
вится заурялным явлением (а после
«Булычева» таков. в общем, ряд
спектаклей вахтанговцев), превратца-
ется в симптом упадка творческой
энергии театра. Распгирение творчес-
кого диапазона, работа над реперту*
аром, проблема режиссуры-—вот’ во
просы, которые резко встают перед
вахтантовским коллективом,

ЯК. ВАРШАВСКИЙ
	Арт. Захава в роли штабс-капитана Рыдуна
	В основу фильма «Мы из Крон-
штадта» положен один из эпизодов
гражданской войны в октябре 1919
года. В те дни 11 тысяч моряков Бал-
тийского флота выступили на по-
мощь рабочим революционного Пет-
рограда. Красцые отряды уничтожили
отборные офицерские части и разби-

ли на голову белый эстонский де-
Сант.
	В Фильме показаны эпизоды ре-
тающих боев красных частей за
	Петроград. Побтановщиками засняты
крупные воинские соединения, — ко-
	рабли, форты, сложные  батальные
сцены.

_— С’емочная группа, — заявил в
	беседе’ режисеер Ефим Гм, —
‚участвовала в учебных походах Бал-
‘тийского и Черноморского флота,
снимала морские маневры. Огромную
помощь! нам оказали Наркомат обо-
роны, командование Черноморского
флота в лице флагмана 2 ранга тов.
Кожанова и командование Балтий-
ского флота — в лице флагмана
3 ранга т. Галлера. Военным кон:
сультантом картины был командир
линкора «Парижская коммуна» тов.
Пуга. Первая экспелиция была про-
		Послесловие. автора
	Над ‘сценарием и фильмом я рабо-
тал почти три года. Контакт с режис-
сером был братский, творчество роди-
ло личную, большую дружбу. Это бы-
вает не часто. Это дорого.

Фильм — мой и Дзигана долг. Hac
воспитала Красная армия. Наша мо-
лодость и зрелость связаны с Крас-
ной армией. И мы теперь даем, сред-
ствами своего искусства, геронку и 0б-
лик этой армии. Так художник, созрев,
пишет портрет любимого отца.

Фильм воткрытую спорит по мно-
гих крупным вопросам советского
искусства. Фильм вновь ставит перл
всеми люльми проблемы трагедийнго
искусства. Вновь касаемся мы вопросов
сюжетики и отбрасываем обычные по-
нимания. Фильм всей- силой бьет
по стандартам, по узким «интриж-
ным»; \ «семейным» драмам в искусст-
ве. Мы за искусство новое, пирокое,
наролыое, героическое... Давление &та-
рых, чуждых канонов нужно преодо-
левать. Надо итти к поллинно новому.

Фильм берет ряд этических и воен-
ных проблем — они вплотную перед
нами,

Я рад той оценке, которую дает сей-
час общественность фильму. He те-
ряя ни дня, я велу уже новую работу
«Мы — русский народ».

‚ ВС ВИШНЕВСКИЙ
	ых
	Драматург
	ведена в Кронштадте осенью 1935 го-
ла. После павильонных с‘ ‘емок в Мо-
	скве семочная группа выехала на
Черное море и пробыла там 5 ме-
сяцев. На юге были засняты основ-
ные сцены фильма: бои, десант,
казнь моряков.
	В главных ролях в фильме енима-
лись: арт. В. Зайчиков (комиссар
Мартынов), арт. Бушуев (Артем Ба-
лашов), арт. Н. ` Ивакин (Василий
Бурмистров), 0. Жаков (командир
Ян Драудин), Р. Есипова (Екатерина
Тиман— жена командира), Н. Кирил-
лов (Валентин Беспрозванный), Э. Гун
(Антон Карабаш), Н. Соболевский
(белый офицер), Ф. Селезнев (солдат-
белогвардеец). . Постановка фильма
режиссера Ефима Дзигана. Автор
сценария—Вс. Вишневский. Главный
оператор Н. Наумов. Звукооператор
П, Павлов. Композитор Н. Крюков.
Художник В. Егоров.

Фильм «Мы из Кронштадта» сдан
кинофабрике Мосфильм. В середине
марта фильм выпускается на широ-
кий экран,

— 06069 я хочу подчеркнуть, —го-
ворит т. Дзиган, — работу нашей
с‘емочной группы с драматургом
Всеволодом Вишневским. Тов. Виш-
невский впервые выступает ках ав-

сценарист. У нас © ним уста-
новился крепкий творческий кон-
такт. Участие драматурга в работе
с’емочной труппы во многом помогло
успенаному завершению \ картины.

Тотчас же после выпуска фильма
«Мы из Кронштадта» режиссер Ed.
Дзиган начинает работу над оборон-
ным фильмом по сценарию Вс. Виш-
невского «Мы—русский народ» («Ра-
бочий полк»). Тема нового сценария
В. Вишневского — уральский поход
Блюхера в 1918 году. С’емки фильма
«Мы-—русский народ» будут прове-
дены на Урале, Волге и в Сибири.
Этот фильм посвящается 20-летию
Великой пролетарской революции.
	А. ПТУШКО

Засл. артист республики:
	Фильм «Мы из Кронштадта» пройз-
волит большое впечатление правдиво-
стью своих образов, сыгранноетью ан-
самбля, основных и второстепенных
персонажей. Злесь стирается трань
межлу ведущими героями и участни-
ками массовки. Фильм подлинно вод-
нует и захватывает настолько, что не-
которые батальные куски производят
впечатление документальных зас’емок.
Веришь, что все показанное в филь-
ме действительно происходит, а не ин-
сцпенировано.
	Несмотря на то, что несюжетные
фильмы лично мне чужды, это первый
фильм, который настолько сделан в
своем жанре мастерски, что прощаень
ему отсутствие сквозного действия.
этом фильме. как ни в одном, чув-
ствуется работа автора. Вишневский
радует простым и убедительным язы-
ком своего диалога. Кажется, что его
персонажи иначе говорить и не мог-
ЛИ.
	Из исполнителей 0собенно понра-
зилея актер Бушуев, игравший роль
‘матроса Артема Балашова. Фн дает
полный, законченный по художествен-
ной выразительности образ матроса,
который не надуманно, не искусствен-
#0, Ha наших глазах, из «альбатро-
са», скитальца морей,  полуанархи-
ста, вырастает в революционного б0й-
ца-коммуниста.
	Засл. артистка республик
	После «Чапаева» «Мы wa Roonm-  ` Появление фильма «Мы из Вронш-
	талта» — первое произведение нашей
кинематографии на тему 0 простом
и героическом. Казалось бы, незначи-
тельный случай из жизни двух про-
стых людей, моряка Балашова, и. рабо-
чего Василия Бурмистрова, развернут
в большую героическую эпопею.

В начале фильма Балашов и Бур-
иистров не успели поссориться. Их
вражда была заслонена грозными с9-
бытиями 1919 года. А’ впобледствий,
когда герои фильма снова встретились,
они поняли, что враждовать, собетвен-
но; не из-за чего.

Революционная героика в этом филь-
We дана в эпизодах, которые дышат
подлинным, простым и суровым пафо-
сом. Наш Красный флот и Красная
армия показаны в один из ответ
ственнейнтих исторических моментов—
в момент наступления Юденича на
революционный Петроград. Батальные

mtrace¢ а А ЗН В я anawanrnma

талта» я ощущаю как праздник. По-
сле «Чапаева» выше всего я расце-
ниваю этот фильм. Что меня в нем
бесконечно волнует — это величе-
ственная простота и правливость, тра-
ничащая с тем впечатлением, кото-
рое получаешь, когда ощущаешь в ру-

ках подлинный документ, относящийся
к тому или иному великому истори-
чеекому событию, документ, подлин-
ность которого несомненна.

В’ этом произведении особенно яр-
хо засверкало творчество Ве. Вишнев-
ского. Его творческое содружество с
режиссером Еф. Лэиганом — одно из
самых отрадных явлений в нашем ки-
но; указывающее, как ‘надо работать,
как надо сочетать творчество драматур-
га и режиссера.

° Большюй и почетный путь прошли
	пены — морекой Ooh и сражение DUHDUIVE Bm ионы вало мне
пот Орапиенбаумом —7 даны в филь-  Вишневский и Дзитган в создании этой
	ме с предельной четкостью. и вдохно-
венной эмоциональной силой, Эти кад-
ры картины не описательны и не эпи-
зодичны. В них авторы ‘обнаружили ве-
ликолепное знание’ материала, и’ эти
епены могли бы служить прекрасной
иллюстрацией при изучении тактики
прошедших боев. :

Хуложественные достоинства филь-
ма определились органической совме-
стной работой писателя и  режис-
сера. Драматургический. темперамент

Вишневского и уверенное владение
кинематографической техникой Е. Дзи
тана дали в итоге фильм, который
безусловно будет принят зрителем как
олно из значительнейших и мобилизу-
ющих произведений COMETCEONO BEHO-
искусства.

Какая радость, что именно celiac,
когда центральный орган нашей’ пар-
тия «Правда» вынужден был дать су-
ровую оценку сумбурных  формали-
стических произведений ряда масте-
ров’ нашего искусства, мы можем
противопоставить заумным трюкам и
формалистическим выкрутасам произ-
ведение, которое дышит подлинным. те-,

измом нашего прошлого. «Мы из

ренигталта» — подлинное свилетель-
ство жизненностн м роста   соцмати-
тического искусства.

‘университетского

замечательной картины со всем твор-
ческим коллективом, и их победа, —
это победы о. всего искусства нашей
страны. \
Фильм «Мы из Кронштадта» a
«считаю большим достижением совет-
кой кинематография. Это один из

лучших налиих оборонных фильмов.

ВДАВНО в ленинградском Ин-
ституте. искусствознания был
заслушан доклад сотрудника
театра т. Айова
(США) проф. А. Джилаета о теа-
тральной работе в американской выс-
шей школе. В Америке в. послевоен-
ные толы в стенах университетов
широко развернулась экоперимен-
тально-педагогическая работа в обла-
сти театра. Театральная. школа, гото-
вящая актеров, режиссеров, декорато-
ров и. других работников сцены в
Амернке, включена в сеть высшего
университетского образования. В уни-
верситете есть и свои театральные
студии; Театральный факультет аме-
днебторлтго хВиверситета. занимается
	ХУДОЖЕСТВЕННАЯ *!
СТУДИЯ а

В ХАРЬКОВСКОМ
УНИВЕРСИТЕТЕ !
	При Харьковском государственном
университете организована музыкаль-
но-художественная студия.в классами
сольного пения, рояля, духовых и
етрунно-смычковых инструментов,
балета, художественного чтения и
изо. В работе студии принимают уча-
стие лучшие художественно-педагоги-.
ческие силы Харькова,
	Баждый факультет университета
имеет свой хор, оркестр и HOnOTHE-
гелей-<олистов.
	В марте университетская. студия
устраивает фестиваль танца и худо-
зкественного чтения; в апреле — фе-
стиваль цовцов и инструменталистов.
	  Hee в ленинградоком Ин-
ституте. искусствознания был
заслушан доклад сотрудника
‘университетского тсатра т. Айова
(СПА) проф. А. Джиллета о теа-
шей зиколе. В Америке в. послевоен-
ные тоды в стенах ‘университетов
IEHPOKO тТазвернулась экоперимен-
Америке, включена в сеть высшего
верситете ‘есть и. свои театральные
студии; Театральный факультет амё-
рикауского университета занимается
не только педагогической деятельно-
етыю, но м ставит, спектакли, являю-
щиеся во многих американских горо-
дах единственным театральным зрё-
annem. 2
В этом — большое ‘своеобразие
имериканского университетского’ теат-
ра. Американские университеты, с Ca-
мого начала прочно. соединили тед-
рию театра с театральной практикой.
История театра оказалась таким обра-
зом соединенной с постановкой (си-
лами студентоп) пьесы того или ино-
го кляссика. Проф; А. Джиллет озн8-
комид Атлиторню © рядом интерес-
ных сниикой постановок универси-
тетского театра т, Айова. Пьесы ста-
ро-антлийского театра времен Шек-
спира ставились в университете под
руководством. специалистов-шекспи-
роведов, помогавших изучению ста-
ринной сцены, костюмов и актерской
игры шекспировского театра. Теория
и история декоративного искусства
также изучается параллельно с лабо-
раторной работой студенческих бри-
	‚ЦЕНТР МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
	В то время как у нас нет почти
ни одной области или республики,
которая не имела бы многовековой
песенной и хоровой культуры, у нас
ничтожно количество ‘ професеио-
нальных хоров, а национальные хо-
ровые ансамбли не используются для
пропатанды народного творчества.

06 усилении внимания к хоровой
культуре и тесной связи с самодея-
тельным ° музыкальным ‘движением
товорнло большинство выступавших,
Тов. Рашковская отметила, что в
Московской области должно быть
организовано около трех тысяч само-
деятельных хоров. Тов. Свешников
и Александров говорили о необходи-
мости создания всесоюзной хоровой
академии и хоровых капелл в наших
наиболее крупных областных цент.
рах.
	Директор Госфила ‘тов. Нупябио
рассказал о взаимоотношениях Фи-
лармонии с композиторами, о боль-
ем приближении произведений на-
ших мастеров к широчайшим Rpy-
там наших слушателей в городе и
на селе и о целесообразной органи-
зации и использовании наших испол-
нительских кадров. Советский компо-
зитор и советский исполнитель дол-
жны найти самый широкий доступ
на клубную площалку. Для пропа-
танды новых произведений советских
композиторов целесообразно устраи-.
вать периодически в течение года вы*
ставки музыкальных новинок и му-
зыкальные конференции.
	Тов. Максакова говорила © необ-
ходимости включения в план работ
Филармонии концертных циклов,
посвященных отдельным эпохам,
школам и мастерам,
	Проф. Гольденвейзер, дирижер Га-
Ук и другие говорили о низком ка-
честве наших музыкальных инстру*
ментов, главным образом духовых.

Заместитель председателя Комитета
по делам искусств тов. Боярский, ука-
зал также на необходимость обеспе-
чить нашего массового слушателя до-
брокачественной пояснитёльной ли-
тературой в виде концертных про-
грамм, либретто, кратких моногра-
фий о композиторах и т. д. Упорядо-
чено должно быть также дело орга-
низации фестивалей и олимпиад. В
этом году предполагается органиао-
вать всесоюзную хоровую олимпиаду
и олимпиаду народных певцов (ашу-
гов, былинников и т. д,). Музыкаль-
ные конкурсы не должы впредь но-
сить универсальный характер, а про-
водиться по отдельным специально-
стям и приурочиваться к определен-
ным историческим датам.

Тов. Керженцев, подводя ‘итог ши
роко развернувшимся прениям, ука-
зал две первоочередные задачи: пр№-
ближение наших мастеров-профессл»
онвлов к музыкальному, самебжА
тельному движению и широкое раач
вертывёние сети хоров.
	= марта на расширенном совеща-
нии в Комитете по делам искусств
обсуждался план работ Государствен-
ной филармонии. Были затронуты
важнейшие организационные, педаго-
тические и творческие вопросы #a-
шей музыкальной жизни.
	Тов. Керженцев в своем ветупи-
тельном слове охарактеризовал 0с-
новные задачи Филармонии. Tos:
Керженцев указал, что вскоре будет
расширена сеть ‘наших филармоний
прежде всего в крупных промышлен-
ных и национальных центрах, ‹
	Важнейшей задачей Филармонии
является организация хоровых ан-
	самблей и ансамблей национальных
	народных инетрументов. Советские
композиторы должны принять уча-
стие в создании литературы для
этих национальных ансамблей.
	_сиональных театров, которые поихо-
RAT на помощь нашей театральной сз-
_модеятельности. Но этого мало. Как
бы высоко мы ни расценивали выезд
крупного народного артиста в район
и его помощь местному кружку, все
же это капля в море. Помощь дол-
жна быть систематической;

Во всех наших педвузах имеются
театральные кружки, но они изоли-
рованы от общего педатогического
процесса, В итоге учитель, прибыв-
ший в область на школьную работу,
отказывается от какого-либо участия
в работе местного драматического
кружка, ибо он ме знает, как подой-
ти к этому трудному делу

А между тем, к нему, учителю, в
первую очередь обращается за  по-
мощью местный драмкружок Студен-
ты наших педвузов, обладающие вы-
сокой квалификацией ‘по общему
своему образованию, могли бы до-
полнительно получать необходимые
сведения по. «театральной грамоте».
Однако этого нет.

Несомненно также, что наши пока
еще немногочисленные театроведче-
ские. учреждения могли бы устраи-
вать семинары по драматургии, поль-
зуясь помощью квалифицированных
драматургов и режиссёров. Чрезвы-
_чайно важно далее, чтобы` и театры,
оказывающие помощь нашим само-.
деятельным кружкам, не ограничивя-
ли бы ее только вопросами техники
сцены и актерской игры, но и помо-
тали бы драматургической работе в
театральных кружках.

Таковы те соображения, которые в
первую очередь приходят при зна-
комстве с американским унивёрситет-
CRAM Тезтром, о котором рассказал
нам наш гость проф. А. Джиллет.

ий театр в Америке
	риканские университеты отходят В
своей театрально-педарогической  pa-
боте от такого рода взглядов. Осново-
положник всего движения универ-
ситетских театров, недавно умерший
проф. Д. П. Бэкер, утверждал, что
драматурга нужно систематически
обучать его искусству, знакомя ето 6
историческим опытом мировой. драма-
туртии и следя ва развитием его ра-
боты в университетских  драматур-
гических семинарах. Это положение
Бэкера усваивается и преподавателя-
ми друтих театральных дисциплин в
университетском американском теат-
ре. Профессор, преподающий, напри-
мер, театрально-декоративное искус-
ство, не пугается, когда в начале
учебного семестра к нему приходит
труппа студентов, совершенно He
умеющих рисовать. Не смущаясь их
неопытностью, профессор вовлекает
их (по особой системе педагога) 8
процесс изготовления эскизов к Oy-
душей постановке, а затем и в весь
процесс театральво-декоративного
оформления спектакля. В итоге к
концу года ученики приобретают оп-
ределенные навыки по декоративному
оформлению сцены, усваивают TOT
минимум театрально-декоративной
«грамотности», который достаточен
для того, чтобы (при наличии спо-
собностей) специализироваться в дан-
ной области.

Мы не можем судить о художест-
венном качестве работы универси-
тетских театров. Но наше внимание
привлекает инициатива и организа-
ция педагогической  боты в универ-
ситетских театрах же, 16 спек-
таклей за девять з@сяцев учебного
года — такого рола  продукция тре-
бует необычайной слаженности всего
аппарата университетского преподава-
	в en,
	ния, четкой работы всех многочислен-
ных лабораторий и мастерских.

Если принять во внимание, что теа-
трально-педогагическая работа ведет-
ся в каждом из 48 штатов, т. е. в 96
тосударственных ‚университетах Аме-
рики, то можно легко учесть размах
этой работы, благодаря которой’ из
американских университетов ежегод-
но выпускаются квалифицированные
работники театра, идущие затем He
только в профессиональный тедтр, но
тлавным образом в организации лю-
бительского театра, столь широко
я в послевоенные годы в

Недавно мы читали  постановле-
ние Ленинградского обкома партии,
предусматривающее развитие в одной
только Ленинградской области 2900
драматических кружков. Десятки ты-
сяч театральных кружков Советского.
союза нуждаются в. квалифицирован-
ных руководителях, Растущие куль-
турные запросы наших рабочих и
колхозных масс не могут уже удов-
летвориться случайной и средней
квалификацией кружковода. Tear-
ральной самодеятельности нужны
кружководы не только театрально
грамотные ‚но и имеющие общее уни-
верситетское, высшее образование,
Как и тде их подготовлять? Какие
курсы и какие педагогические методы
являются наиболее пригодными для
формирования обширных кадров ква-
лифицированных кружководов? Эти
вопросы необходимо ставить Ha об-
суждение теперь же. При этом, эна-
комство с опытом американского уни-
верситетского театра может оказаться
весьма полезным. /

Конечно, в отличие от американских
условий, мы обладаем обширной
$етью высококачественных профес-
	„Университетс
	тад, осуществляющих монтировку
университетских спектаклей. Маких
спектаклей ежетодно готовится не
менее восьми в каждом семестре.
Бригады, работавшие в одном спек-
такле над декорацией, в следующем
переходят к работе над oopenlennem
или же костюмом.
	Особенно интересно соединение
курса теории драмы с практикой Ha-
чинающего драматурга, осуществляе-
мое в университете, Для специально-
го семинара по’ драматургии из 250
студентов театрального факультета
отбирается 20—25. Начинающие дра-
матурги вначале переделывают He-
большую новеллу в одноактную пье-
су, или же какой-либо роман в трех-
актную. Здесь же в семинаре обсуж-
даются самостоятельные наброски бу-
дущих драм и дискутируются нани-
санные участниками семинара пье-
сы. При этом лучшие, наиболее удач-
ные лраматические произведения, ро-
дившиеся в процессе семинарской
работы, включаются в репертуар уни-
верситетского театра.
	Такого рода работа предполагает
отход от глубоко укоренившихея в
Западной Европе взглядов на харак-
тер художественной — деятельности.
Вторая международная конференция
революционных писателей (в Харь-
кове, 1930 т.), по вопросу о развитии
революционной литературы ‘во Фран-
ции отметила, что среди различных
причин, задерживающих рост рево-
люционной ‘литературы во Франции,
играли известную роль идеалистиче-
ские взгляды на литературу и ис-
кусство. «Литература представлялась
и продолжает представляться как
тайное и весьма сложное дело, до-
ступное только поовященным», Аме-