лексея Максимовича
		Н. Семашко
	Горький, которому с таким трудом
удалось добраться до науки, до куль-
туры, сохранил на всю свою жизнь
неиссякаемую жажду к знанию. Обыч-
ной темой ето’ разговоров в. первые
тоды после Великой Октябрьской рез
золюции былин’ искусство, культура.
7 Я ломаю eTO пламенные речи о
пользе науки и культуры на совеща-
нии у В. И. Леннна в 1921 г. когда
решено было создать знаменитую тог-
да ЦКУБУ (Центральную комнесию
по улучшению быта ученых). Горький
был инциатором этой идеи, Он был
первым председателем ЦКУБУ.

Мне вспоминается сейчас трагичес-
KH момент в жизни Алексея Макси-
мовйча: смерть его елийственного сы-
на. Мы сидели у Горького: я, т. Бу-
харин, т. Ногребинский (организатор
знаменитой Болшевокой колонии).
А. М. был очень подавлен, Разговор
не клеился. И только тогда, когда мы
заговорили 0 новейших. достижениях
науки, техники, искусства, А. М. ожи-
вился, вступил в беседу, глаза его за-
торелись, и он на это время забыл о
своем тяжелом горе.

Дом Горького был центром, где со:
бирались многочисленные работники
науки и искусства. Дом Горькото был
открыт для всех художников. Горь-
кий был внимателен к своим поесети-
телям. Его гостеприимством ко6-кто
даже злоупотреблял. Характерно в
этом отношении письмо, которое я по-
лучил от Алексея Максимовича из
Сорренто в 1928 г. по поводу 10-ле-
тия Наркомздрава:

«Я вообще всюду опаздываю —
обедать, спать, отвечать на пись-
ма, — и все это потому, что ат-
мосферические, социальные и, так
сказать, лично физиопогические
явления природы спагаются небла-
гоприятно для меня. Во-первых,
хорошая погода, и меня гоняют гу-
лять} во-вторых, приезжают сюда
и поют, а я должен слушать, и, в-
третьих, от всего этого у меня ка-
‚кая-то печенка болит, а из нея —
бессонница из  печенки-то...»
	Алексей Максимович любил разго-
варивать с рабочей аудиторией, в 060-
бенности с молодежью, об успехах со-
циалистической культуры. Своему
журналу «Наши достижения»  Горь-
кий придавал большое значение.

«Уважаемая вельможа!» (пишет

мне Горький в 1929 г, январь)
«почему вы не даете ничего «На-
шим достижениям?» Не похвально
это. Заставьте кого-нибудь напи-
сать о курортоведении, о детских
лечебницах, 06 охране детства и
материнства и о прочем, содеян-
ном вами и армией вашей. Зло-
деи вы все, говоря языком неж-
ным. Воскресает обыватель, отта-
ивает, анабиозное состояние его
превращается ‘в био-активное —
можно так сказать? — изо всех
щелай смотрит его черно-белая
морда и уже ухмыляется, и уже
надеется. А посему нужно как мо-
жно чаще, внушительней и понят-
ней говорить рабочему люду о том,
чего он уже добился, и как’ рев-
ностно, напряженно следует ему.
добиваться дальнейшего необходи-
мого. Получаю я журналы, газеты
и вижу: в них мало такого, что
было бы рабочей массе непосред-
ственно интересно, Молодые кри-
тики «выправляют линию» идео-
погии, грызут Друг другу уши, а
под носом у них молодые писате-
пи разводят обывательские «анти-
монии на бобах...»

Пожалуй, эти мысли Алексея Мак-
симовича, высказанные больше семи
лет тому назад, не потеряли свое
значения и теперь,
	Горький выступал
как мужественный,
непоколебимый ре-

волюнионер,
Горький — вели-
Ly чайший художник
слова, — истинный
продолжалель тра-
диций Пушкина, Гоголя и Толстого,
великих традиций русской классиче-
ской культуры. Он высится над все-
ми художниками современности как
титан революционной художественной

мысли,

Вот скитается и бродит бездомный
юноша, сын нищеты и лишений, cH.
трудового нарола, батрак и грузчик,
весовщик и маляр Максим Горький...
Он бродит по Руси и вспоследствии
напишет «По Руси». Он Живет с. людь-
ми «дна», © теми, которых капита-
лизм лишил света, хлеба, права на
существование, и он пишет «На дне»
и показывает, что в грязной и мерз-
кой ночлежке живут настоящие, ум-
вые и честные люди. И как мерзки
ий бесчестны те, кто затнал их сюда...

Он бродит по миру и впитывает в
сёбя лучшие идеи мира, ок поделуши-
вает затаенные мысли и Вздохи Ha-
рода, он подкрадывается ночью к спя-
щим и подслушивает их сны-мечты,
он широко открывает сердце и душ
свою и слушает сказки народа. И
on ‘tamer «Отаруху Изергиль». Он
ве илеализирует людей, но утвержда-
ет, что человек народа может и дол-
жен стать лучшая, не «нравственным
самоусовершенствованием», а борь-
бой, и он противопоставляет «Детей
солнца» —` «Мещанам». Он противо-
поставляет два мира и сталкивает их
лицом к лицу; кто кого? Так созла-
ются «Враги» — драма, утверждаю-
щая победу пролетариата.

‚ И. вот, перед народом, который дав-
но, еще на заря революции, полюбил
своего Максима, перед этим народом
все ярче вырисовывается бесконечно
дорогой и близкий облик его худож.
ника, который никогда нё выдаст, с
которым никогда не пропадешь. Горь-
кий становится подлинно
НАРОДНЫМ ПИСАТЕЛЕМ.

«Детство», «В людях», «Мои увт-.
верситеты», «По Руси», «Городок Оку-
ров» в десятки других произведений
показывают не только то, что Горь-
кий много вилел, мно чувствовал
и испытал, но что он^много понимал
и прелвидел. Огромна и необ’ятна гал-
лерея человеческих портретов, созлан-
ная Горьким, много нарисовал он пор-
третов пошляков, мещан, мерзавцев,
кровопийц-угнетателей, но всегда в
центре у него образ человека-бунтаря,
		ОМ. НЕСТЕРОВ”
	Встречи мои с Алексеем Максимо-
вичем происходили давным давно, в
молодые наши годы, на протяжении
весьма короткого времени. $, 4 лет,
едва ли больше,

В конце девяностых годов, в один
из своих обычных наездов из Киева
в Петербург, я зашел ва Сергиевскую,
к Николаю Александровичу Яро-
шенко. Тогда эти встречи с’ ним мне
были особенно любезны. Николай
Александрович, несмотря на фазницу
лет и многое другое, был для меня
одним из самых близких‘ и доротих
людей. Кристально честный (идеа-
лист чистой воды), он считался в те
времена — как бы «совестью» перед-
вижников., Разумом же их был
Крамской.

После расспросов © Киеве, о том,
что я сделал там... о том, о сем, Нико-
лай Александрович неожиданно спро-
сил меня, — читал ли я недавно вы»
шедшую книжку рассказов Максима
Горького? Имени этого я в Киеве не
слыхал, о чем чистосердечно и ©ка-
зал Николаю Александровичу. Он
стал меня корить, что я-де там, у
себя в Киеве, во Владимироком 060-
ре совсем закис, отстаю от жизни, не
знаю, что творится иа белом свете, и
пошел.. и пошел... Я, как мог, от-
бивался... в конце концов Н, А, взял
с0 стола неболышую книжку, передал
мне её с тем, чтобы. я непременно
тут же, в Питере, ее прочел. Простив-
шись поздно вечером, я увез «Мак-
сима Горького». к себе, в прокопчен-
ный сигарами «Гранд-Отель».

Разделся, лег, взял книжку, чтобы
просмотреть ее «на сон грядущий»
и.. зачитался до расвета...

На друюй день я летел, в любез-
ной мне теперь книжкой, на Сергиев-
скую. Николай Александрович встре-
тил меня: — ну что? — И полились
тут. взаимные восторги... каки-каких
похвал не было натоворено молодому
автору, сколько великих ‘надежд и
упований не возложено на него! Ах!
любили тогдашние идеалисты помеч-
тать, и мечты их нередко обывались.

Так состоялось мое первое знаком-
ство ‘с М, Горьким, вернее, с его. про-
изведениями. Они и сейчас кажутся
мне такими же свежими, реальными,
поэтическими, каким я воспринял их
тогда. Они жизненны —и в 210м их
сила.

А что было дальше, как и где мы
встречались с Алексеем Максимови»
чем—я не помню точно, и потому,
может быть, и не буду 0со0бР после-
довательным, Ветречались. мы B
			У читель
	Если Бто-нибудь собрал алкету}
феволюционных литераторов всего ул.
pa o TOM, Y Koro из писателей каз,
дый из них учился — будет nary
но много имен, Но неё найлется вт с
ното революционном писателя, вот
рый не назовет Максима Горьком,
	Я был почти ребенком, котда вер
вые услышал о Максиме Горы,
Это было! 8 Венгрии. Но! #8 толь з
Вентрии выеоко ценили Горьком, B
большом романе Мартина Андер
Нексе «Пелле-завоеватель», о которо ,
` хорошо отзывались Ленин и Ж
есть одно место, ‘где Нексе
о том, что рабочий Race Sanam
Европы может и должен очень узо
читься у своих русских товарищей,
оман был написан почти 30 лет т
зал. В прошлом гду.я mr Be
кое: откуда он это знал? Чита д
он уже топда Ленина, знал ти.
‘историю русского рабочего двяжениий

Нексе ‘ответил: «Ни to, wz my
тое. Идеи Ленина я узнал через п»
взведения Горького».
` Многие интеллигенты Запада толь
ко благоларя книтам Горьком nan
ли значение революции 19% м»
Творчество Горького имело огруулу
революционизирующее значение до
\после Оклября. Я rozopy x6 Tony
о политически сознательных ребут
И о лерой интеллитенции. Протон
дения Горького оказали влвянте »

Г же на ту интеллигенцию, коры
находилась во. враждебном нам лин
pe. Marcum Горький многим отуш
плаза на сущность классовой бр»
бы и указал мастерам культуры пуь
5 революционному освобождению у»
ловечества,

Недавно яочитал статью олною №»
вестного венгерского националить
ческого журналиста 0 рам Tope
ком, Ромэн Роллане и Анлро Дик
‘Этот журналист задает вопро ум
жем ли мы с полным правом ит
тать себя культурными людьми кя
мы находимся в лагере, вражлети
Горькому, Жилу и Родлану Меч
ли мы радоваться победе gammy,
если мы знаем, что эта победа иль
чает гибель искусства Горьком, Ру»
лана Жида? у
	Творчество Максима Горьвую влом
новляло всю мировую пролепикуо
литературу. Можно взять любо mr
изведение немецкой, чешехой, в
терской и лаже японской пролиа»
ской литературы, и мы ними м
ты Ниловны — героини ment
Горького «Мать». Чешский пом
Ольбрахт, например, в своем мил
*Анна-пролетарка» показывает (
вершенио другую эпоху, другую 0»
ну, другую. политическую оитуаць.
Ем теропня’ — молодая женщина, №
В е8 образе легко увидеть черты 1
ловны Горьком,

Или «Улица без солнца» Тохупи
та. Изображая забастовку японских ры
бочих, писатель ставит в центре дей
ствия ‘тоже’ женщину — японок

работницу, похожую на тербиню Горы
Бого, ее ученицу. Так живет в десям
ках и сотнях тысяч ‘героиня Горы»
го Ниловна,

Пролетарские писатели. учились }
Горького, и революционные работ
	ы всего мира учились у ето мрт
НИ. р
	Ha то, чтобы ряд новых технически
изобретений скорёй вошли в обнзи
социалистического народа,

‚ Горький, как никто, воспел енлу +
повеческого разума.
	В глаза излучали огромную чел
веческую . ралость, когда он в 104%
ледние дни своей жизни держа
руках листы осталинокой Конотиту»
ции. В простых, кратких и четих
словах этих сформулировано итог Be
личайшей борьбы за нотннно свобод.
ную жизнь, равенство, торжество Ww
ловеческого ‘разума: за соцналистиче
скую жизнь, труд; науку, RORYOCTH,
творчество. народов, Именно К этой
цели была направлена прекрасная
жизнь гениального художника,

Таких, как Горький, народы a
таочитывают единицами, & junit
история человечества — десятками,
Этот тип гениально художника“
циклопедиста, пролетарского револю“
ционера и социалистического гумал»
ста, глубоко народного и интернеци
онального человека, человека 0обой
жизненной энергии и воли, мужеотвь
и обаяния, человека, в полном сомы
сле слова олицетворяющем великий
социалистический народ. Ненссякае
мый талант его напоил ‘нашу земли
как мотучая река в буйное половоды,

натоенная сокауги хуложественис»
TO TeHUH, советекая вемля варастий
новые тысячи и сотни тысяч прекра’
сных ‚ людей, гордо и мужестве
смотрящих в булущее,

*

Когда умер Ленин, Topsnutt mi:
сал:

«Он был русский человек, который
долго жил вне Россия, внимательно
разглядывал свою страну, — Halal
она кажется крлеочнее‘ и ярче,
правильно оценил потенциальную
силу ве — исключительную талантай*
вость нарола:

— Владимир Ленин, большой, и
стоящий человек мира сего — умер.
Эта смерть больно ударила по сем
цам тех людей, кто знал его, очель
больно!

„Наследники разума и воли ею —=
живы. Живы и работают так успепио,
как никто, никогда, нигде в мире #®
работал»,

Эти слова относятся и к asTopy
приведенных простых и вамечатель
ных строк, к гениальному художня.
ку советского народа. Эти слова, 06
	ращенные к самому Алексею Макси
мовичу Горькому, — неувядаемый ве, _
	Нок На могиле человека, борца, худо
HERA. мыслитена.
	Проф. Н. Н. БУРДЕНКО
	ЭННИКЛОПЕЛИСТ
ОНИАЛИСТИЧЕСКОЙ ONO
	Я встречался © Алексеем Макенмо:
вичем много раз, — в различные пе-
	риоды’ ето ‘жизни, по самым разно-.
	образным поводам. Л лечил его са:
мого, его семью, его’ секретарей; Ни-
когда мое. посещение. Горького. не
ходилось без того, чтобы Алексей
Максимович неё переходил к беселам
на общие темы. Любимой темой этих
бесед была наука. .
Горький был. BenniafimuM ryMank-
стом современности. Но он ненавидел
всякое ° либерально-попустительское
	отвотнение к человеческим слабостям.
	и несовершенотвам, хотя, быть может,
анал, как никто, подлинную, скорб-
ную цену человеческим порокам, не-
счастьям. Ведь он ноднялся,- до, вер-
шин человеческой культуры, до не-
превзойденных высот творческого
мастерства. с .социального дна (не в
фигуральном, а в буквальном смысле
этого слова): Даже и. в периоды rHe-
ва, ненстовой ярости, глубоких пеи-
хтологических потрясений, ‘ сталкива-
ясь © наиболее‘ звериными. и: жесто-
кимн человеческими страстями, Горь-
кий не переставал верить в челоне-
ка. Его гнев, ярость, прёзрение пи:
тались неиссякаемой любовью к че-
лозечеству и человеку. ,
	Горький был врагом мещанства не
TUKbKO Kak художник. и публицист-.
®ибун, но’и по! самому своему, я. бы
<цазал, биологическому существу. Он
бловно был создан из того благород-
нейшего биологического материала,
который природа тратит очень ‘редко
и © необычайной  скупостью; Когда я
сейчас пробую восстановить в своей
памяти портрет Алексея Максимови-
ча, я прежде всего думаю © двух
чертах ег характера — необычайном
мужестве и  целеустремленности.
Горький. неё ‚боялся сомнений, ‘не 60-
ялся противоречий, он  не бежал тру»,
сливо от трагических и неразреши-
мых конфликтов. Он смотрел жизни
прямо в лицо, Его жизненную зада-
чу можно было бы сформулировать
так: разгалать тайны природы и сде»
хать жизнь человека вольной, сча-
стливой, прекрасной.
	Горький был энциклопедистом 60-
циалистической эпохи. Все знают. его
отромный труд по организации таких
изданий, как «История гражданской
войны», «История фабрик и заводов»,
«Всемирная история», как. серии. «Ви-
блиотека поэта», «История молодого
человека» и другие. Разве не удиви-
тельно, что инициатором и зктивней-
шим осуществителем этих замыслов
был ‘один человек — Горький.
	‚ Горький был патриархом руссков
литературы и не только ее COBETCRO-
№ периода. Один из наиболее чут-
ких и внимательных художников, OF
обладал изумительной способноетью
озтадывать. таланты. Общение © мо-
лодыми дарованиями, с начинающи-
ми писателями было одной из’ стра
стей Горького. До революции им был
«открыт» Леонид Андреев, он ввел
в литературу Скитальца, он поддер-
жал украинского писателя Коцюбин-
ского, он же ввел в «большую лите-.
ратуру» Маяковского. После револю-
ции он один из первых обратил свое
внимание на Михаиха Шолохова, ко-
торый является сейчас, ва мой
взтляд, наиболее радостной и много-
обещающей надеждой советской ли-
тературы.

Со мною Горький чаще всего гово-
рил о советской науке. Ок мечтал 9
науке. отличающейся и по методям
своим и по конкретным задачам от
	науки ‘капиталистичееких стран, Он
живо интересовалея биологическими
науками и тлавным образом, медици-
ной, Когда я © ним увиделся Е пос-
дедний раз в конце мая, буквально за
несколько дней до его болезни, он
20 мной заговорил о необходимости
создания ounreTisens oR ‚научной ме-
ДиЦиНы.

— Вам ‘надо’ построить ‘положи-
тельную философию медицинекой на-
уки, которой до сих пор еще, нет:
`Медицияа нё протяжении   тысячеле-
тий мыслит аналитически, эмпириче-
ски. Она ‘ищет! средств борьбы © от-
дельными недугами, но никогда #е
‘ставила ‘перед ‘собой задачи подстро-
ить биологическую. философию че-
ловека Медицина должна стать нау-
кой конструктивной и синтетической
в самом творческом сы этого сло-
BRA Уи

‚ Ортанизационтой › и» мётодологиче-
ской! базой для разрешения этой or-
ромной, задачи .мыслилея им ВИЭМ
(Всесоюзный институт эксперимен-
тальной медицины). Этим. об’ясвяет-
ся тот ‘огромный интерес, . который
Горький ‘проявил (к идее. создания
этом. института. Горький говорил ча-
CTO о медицине не только как о нау-
не; но и Rak 06: ‚ искусстве.

Врач должен уметь оздоровить боль“
кую, часто патологически  изуродован-
ную психологию пациента. В этом за-
гог успеха врача в борьбе с болезнью,
	‘которая должна уступить место здо-
	ревью, норме.
	Для меня, как врача, было тем 6о-
лее лестно выслушать этот пред-
смертный завет величайшего хулож-
ника мировой литературы, что я знал
0 ето трагических колебаниях межлу
верой в искусство и верой в науку.
Когда-то. он говорил устами одного
из своих героев, что искусство знает
0 Человеке больше, чем наука. В кон-
це своей жизни, мечтая. о необходи:
мости. построить биологическую фи-
лософию, он безраздельно признал
BCD важность положительной науки;
	Я спрашивал себя: было ли что-
нибудь элегическое в натуре“Горько-
г. Мог ли бы он написать такие
прекрасные, но насыщенные печалью
примиренности строки, как те, кото-
рыми начинается пушкинская эле.
rus? И отвечаю себе: «нет», в душе
Горького звучал культ жизни, еще
болеё мощный, чем солнечное жизне-
ощущение Пушкина.
	Горький был интереснейшим для
	нас, биологов, явлением природы. И
	если бы некий био-физик смог скон-
струировать такой аппарат-конденся-
тор энергии, который суммировал бы
творческую энергию ’ Горького, то
этст аппарат мог бы привести в дви-
жение неисчислимое количество дви-
гателей. Но Горький умер. Его. боль-
ше нет среди нас, живых. И нет та-
кого био-физика, который смастерил
бы подобный фантастический конден:
сатор. Нам веем, людям науки и ис-
кусства, необходимо слить воедино
тРорческую энергию десятков милли-
оков, чтобы продолжить и завершить
Т6 Человеческие, чрезвычайно чело-
веческие мысли и мечты, которые
нам оставил в наследство Максим
Горький, Наша родина не знала ху-
дожника и писателя более великого
и более активного, чем тот, прах. ко-
торото. мы похоронили в Кремлевской
стене.
	ИОГАНН АЛЬТМАН

ВСТРЕЧИ С ГОРЬКИМ
	Крыму и в Нижнем. Первая ветреча
была в Ялте, возможно, в яанваре—
феврале 1899 года, во время моей по-
ездки в Абастуман.. или летом, того
Me гола там же, когда я привез после
		дочь в PHM. 1
Первое впечатление было таково:
отромный, сутулый, с одухотворенным
лицом простолюдина, пристальными
глубоко сидящими, карими тлазами,
с прекрасной улыбкой под рыжева-
тыми усами: эт улыбка красила вое
лицо, иридазая ему особую привлека-
тельность. Словом, Алексей Макой-
мович мне пришелся по душе, Наши
отношения установились, ‚ стали, про»
стыми, искренними}: Тогда мы 06а
были молоды, оба были художники...
это нас роднило.
`Вотречаясь в Крыму мы, как. по-
лагаетея, много говорили © том, что
волновало. нас; быть может в речах
наших не было полного единодушия,
о то, что тогда мнё казалось глав-
HLM, — Ha TOM мы сходились
Ялтинские встречи, товорил я, #6
были единственными. Проездом через
Нижний К с6бе в Уфу, или обратно.
я бывал у Горького; один раз, (быть
может в 1901 тоду, прожил я у него
несколько дней, Алексей Максимо-
вяч жил тогда на окраине города, В
старом мнотооконном деревянном до-
ме; с большим адом, Я тогда писал
с Алексея Максимовича этюд, так как
хотел го лицо включить в ROMMOFH-
цию своей «Святой Руси». Мн это
казалось необходимым: ‘на картине
народ шел ко Христу символу! «в8-
ликой правды», и вот тут Горький,
вак представитель народа, его Куль-
турных верхов, казалось мне, был бы
у места... Но позднее я убедился, что
великая правда, к которой стре-
милея М. Горький в своих mpouaye-
дениях, совсем не в плане моей «Свя-
той Руси», и я изменил свое ри
рение,  . to
Помню я одну ялтинокую вашу
встречу: мы вошлись у кого-то ив на
	ших знакомцев, Был чудесный, юж.
	ный вечер.., долго васиделись на, тер-
расе... велись разговоры, тихие, вдум-
чивые, «мечтательные», товорилось
9 художестве, о литературе, o Toa
стом, Доостоевском, о путях и ‘при:
званиях писательских...
Алексей Максимович, как бы ©0-
зерцая, глубину вочи„ тайны шумев-
шего ‘моря, в раздумьи промолвил:
«Я и сам еще не знаю, — пойду ли
я ©  Лостоевским, или против его»?
Пришла пора уходить. Попрощались,
	После этой памятной беседы я 6
А; М. в Крыму не встречался; уехал..,
а через какое-то время появился его
темн к, человеку «Человек». Из, него
было ясно видно, что Горький пошел
не с Достоввским, а против. него,
Потом я опять в Нижнем, у Горь-
кого, восторженно говорю © появив-
шемся в ту виму молодом вятиче:
Шаляпине, о его Грозном. Сусавине,
‚Мефистофеле. Горький о нем уже знах
`и слушал мои росказни вниматель-
но. В тд же лето, во время ярмарки,
Мамонтовская опера перебралась с
Шаляпиным ‘в новый ярмарочный
	тез 6 там и познакомились торькии
алятиным, одружились на дол-
re годы:
’Помнитсея и ‘такое: илем мы по
главной нижегородской улице втроем:
Алексей Максимович, Екатерина Пав:
ловна, тогда совсем молодая, такая
привлекательная, с вьющимися в0-
лосами, —- и я, Остановились у окна
‚матазина, Екатерине Павловне при-
глянулась какая-то художественная
вещица... залили в магазин, прицени-
лись, вещица была куплена» подаре-
на Екатерине Павловне.
В ту же прогулку запомнился раз-
Фовор о «путях творчестра». Алексей
Максимович   товорил, что во время
	работы бывало так. что вся повесть’
	готова, и лишь одно слово, одно его
образное значение, яркий, непереда-
ввемый смысл останавливали работу;
это слово не идет на ум, оно выпа-
дает из фразы и тем самым задержи-
вает закончённость повествования на
неопределенное время ‚5 товда — ни
«сроки», ни мольбы редакции для
автора значения не имеют, он остает-
ся тлух, неумолим. Однажды, гово-
рил А, М., повесть быль совершенно
готова, и лишь это одно слово не да-
валось, оно ускользало из творческо-
го представления его. Редакция сла-
ла письмо за письмом, а нужном
cnopa — «нет, как нет»... Прихолит
приятель, видит фасстроенного Алек-
сея Максимовича, предлагает paa-
‚ влечься, пойти в цирк что ли... идут.
смотрят разные «трюки», клоунов’ и
всякое такое, и вдруг—слово как жи-
вое мелькнуло перед умственным вз0-
ром Алексея Максимовича, он схватил
©лово на лету... запомнил ef... и
все, счастливые и довольные, верну-
лись домой. Повесть была готова, Ha
другой день отправлена в Питер и по-
‚явилась в печати.

Знакомство наше продолжалось,

Алексей Максимович прислал мне
собрание своих сочинений © приятной
мне подписью, я ему ответил посыл-
кою этюда весны и эскиза: их он
передал впоследствии в’ Нижегород-
ский музей, тде они находятся и по
Сейчас, .
‚ Мы шли каждый своей дорогой. Я
расписывал. храмы, писал картины
Ha излюбленные мои темы, Горький
написал «Песню 0 соколе», «Буре-
вестник», имя его становилось все
популярней и популярней,

Шел 1903 мд. Я кончал роспись
Абастуманской церкви, и вот, однаж.
ды, ко мне на квартиру явились
Алексей Максимович, Екатерина Па-
вловна и с ними Пязницкий. Они пу-
тептествовали по Кавказу и по до-
роге в Нутанс заехали в Абастуман,

После `абастуманской встречи мы
не видались с Горьким более трид-
цати лет. Огромные события пронес-
лись над нашей родиной, преобразив
ее_ совершенно.

И только поэвтропилой весной мы
вновь встретились на моей неболь-
шой выставке, в Музее` изобразитель-
ных искусств... Встретились — .ста-
риками.. встреча- была хорошая, Я
рад был увидеть все «ту же» при’
влекательную улыбку на лице Алек-

$
вался основы основ и неизмеяно при»
ходил к революционному, материали-
стическому выводу: необходимо воз-
можно скорей уничтожить старый
мир.

С каким гневом он обрушивался

на старый мир, с какой любовью он
выращивал новое! Прочтите его стро-
ки. о Беломюрстрое или о Болшев-
ской коммуне. Прочтите его письма
к друзьям! Вот кто поистине был за-
ботливым садовником, каким стать
призывает нас Сталин. И немудрено,
что его. беспредельная любовь в от:
дельному человеку, его отеческое, за-
ботливое отношение к. молодому, на-
чинающему литератору, к рооткам
Нозой жизни и его огромный интерес
ко всему происходящему во. всем ми
ре слелали Горькою
ГРАЖДАНИНОМ МИРА,
признанным руководителем между-
народной революционной интеллиген-
ции. Достаточно. прочесть его воспо-
минания о Ленине, достаточно про
честь его переписку © руководителя-
ми международной ассоциации за-
щиты культуры, достаточно ознако»
миться © историей ero отношений и
связей с наиболее передовыми xy-
дожниками ‚мира, чтобы убедиться
в этом. Начиная с известного «акаде-
мического инцидента» и путешествия
в Америку и кончая последними бе-
ведами с Ромэн Ролланом и перёпи»
ской ©: художниками Запада, Горький
везде и всегда выступал как последо-
вательный. революционный хуложник-
интернационалист,
‚ Величайший мубпицист, налисав-
ший сотни торячих, убеждающих,
полных гнева статей и’ возаваний
против царизма. капитализма, фа-
пгизма, провозгласивший ставшие ло-
зунгом слова «если враг не сдает-
ся, его уничтожают», ° пролетарский
гуманист и художник — Горькяй был
не только зачинателем, влохновите-
лем и руководителем советского ис-
кусства, но и другом й вдохновителем
советской науки.

Пройлут века, и потомки наши с
восхищением и блатоговением перед
памятью этого титана отметят, что
Горький был инициатором ряда ве-
личайших культурных и научных
предприятий в первой стране соци-
ализма.

Проблемы жизни и смерти интере-
совали его не только чисто теорети-
чески. Ок немало сил положил на
создание и укрепление ряда научных
институтов, чье назначение — изу-
чать и удланять жизнь освобовден-
HOM человека. Немало сил положил он

Художник wapoda
	«Пускай ты умер!. Но
з песне смелых и силь-
ных духом всегда ты бу-
дешь живым, примером,
призывом гордым К с80-
Gone, к свету».

М. Горький, «Песня

о Соколе».
	разрозненные революционные силы
пролетариата, Он пишет в 1894 году
свой знаменитый памфлет против
«друзей народа», выюменвая  мелко-
буржуазные «мещаноко-социалистиче-
ские» идеи.

А через год первый пролетарский
писатель Алексей Максимович Горь-
кий на всю страну пропел бвою пес-
ню о горящем сердце Данко и песню
о Соколе. ©

«Идем! — крикнул Данко и бро-
силоя вперед на свое мебто, высоко
держа горящее сердце’ и освещая им
путь людей».

Данко стал символом новом рево-
люционного героизма. Революционный
романтик Горький нё связал свою
судьбу с «экономическим романтиз-
мом», с постепеновцами и  «прекра-
снодушным ‘либералиамом», Горький
пел песню о Соколе, в которой он про-
возглалиает славу безуметву храбрых,
которые пойдут на новые битвы, По-
мните обращение к умершему Co-
колу: «Пускай ты. умер! Но в, песне
смелых и сильных духом всегда ты
будешь живым примером, призывом
торлым. к свободе, & Свету ВБезуметву
храбрых! поем мы песню!»

Слово художника Горький ©. пер-
вых. строк своих. посвятил храбрым
борцам за счастье. человечества,

Буря, скоро грянет буря! — пинтет
Горький в’ «Песне о Буревестнике»
А в том же 1901 году Ленин статью
«Начало. лемонстраций» кончает сле-
дующими словами:

«Когла злесь и там начинают вопы-
хивать ^отонъки. народного возмуще-
вия и открытой борьбы, — всего пре-
mie и всего более нужен сильный
приток свежего воздуха, чтобы эти
отоНьки Morin равтореться в широ-
кое пламя»:

Как цветок тянется к солнцу, так
Горький-хулдожних тянулся к револю-
ционному рабочему ‘движению, Он не
мог He притти к большевикам, этот
тениальный художник слова, и по-
этому он —

ВЕЛИЧАЙПТИЙ ХУДОЖНИК - РЕВО-
ЛЮПИОНЕР.

«Мать» стала. символом побеждаю
щей революции. В то время как рене-
гаты ‘трусливо твердили’ после’ де-
кабрьского мосйовского восстания:
«не надо было браться за оружие»,
		А, М. ки Неопубликованный портрет работы художника М, В. He-
стерова (Нижний- Новгород, 4901 г.)
	человека-революционера, рабочего,
мыслящего человека, который при-
шел па смену старому миру и кото-
рый этот мир хоронит навсегда. И
в этом снла Горьком, как художника,
вилевшего тенденции движения.
	Будучи об’ективным и честным ху-
дожником, никогда He искажавшим
подлинной картины жизни, он 10-
казывал куда идет жизнь, он хуло-
жественно вскрывал ве прогрессивное
движение. И в этой великой тенден-
циозности — самая последовательная
об’ективность художника, Ем пра-
Pia He ‹об’ективная» беспристраст-
ность наблюдателя, & пытливые пои“
ски широкой стоабовой доропи чело-
вечества. On был величайшим рево-
пюционным романтиком, равного ко-
торому не имела мировая литерату-
ра, и одновременно глубочайшим  ре-
алистом. Горький на художественном
поприще боролся против тех, кто —
по выражению Ленина — больше вое-
тс кичится своей трезвенностью, сво-
ей «близостью» к «конкретному», У
Горького, как и у Ленина и Стали-
на, не было разлала между мёчтой и
конкретным пониманием действитель-
ности и путей борьбы. Он был вра-
м мнимой «конкретности», мнимого
реализма и «трезвенности», и его ре-
волюционная романтика была самым
действенным и реальным оружием
революционной борьбы. Вот почему он
также
ВЕЛИКИЙ РАЗОБЛАЧИТЕЛЬ ВСЯ.
KOH ЛЖИ, МЕРЗОСТИ, ЛИЦЕМЕ-
РИЯ. УСПОКОЕННОСТИ. «ПОСТЕПЕ:
НОВЩИНЫ». УТЕШИТЕЛЬСТВА.
	Бесстрашный, смотрящий прямо в
маза опасности, отверающий всякое
‹утешительство», расслабляющее волю
к борьбе, он разоблачил в лице стран-
ника Луки из «На днё» буржуазно-
мещанскую, непротивленческую фило.
софию утешительетва. Горький про-
	изнес вещие слова: «литератор, рабо-
тая, одновременно превращает идею
в слово и слово в дело». Именно по-
томт, что у Горького слова не расхо-
	длились © делами его, он ценил значе-
	ние художественного слова, как ору-
дие великого дела освобождения чело-
вечества. Как карточные домики, раз:
летались под его ударами «концеп-
ции» буржуазно-интеллитентокого! ин-
дивидуализма и фашнотские челове-
коненяристнические ‹илеи».
	Художественным Монбланом высит-
ся 6 последний трул, многотомный.
«Клим Оамтин» — очерк о сорокалет-
нем предательском ‘путин буржуазной
интеллигенции, мнившей себя «солью
земли». Пройдут века и по этому про-
изведению люди будут знакомиться ©
эпохой и нравами тёх, кто долго узур-
пировал звание «учителей жизни».
И то, что в этой своей работе; послед-
ние строки которой он недавно допи-
сывал, Горький подвел итое буржу-
азной мысли, показал ее вырождение,
Ничтожество, ее величайший вред для
растущею самосознания трудовых.
масс, то, что Горький в этом своем’
последнем монументальном трудё вы-
нес наиболее резкий и суровый худб-
жественно-философокий приговор бур-
жуазной идеологии, — глубоко сим:
волично.
	Великий пропетарский гуманист; он
расчищал дорогу самой свободной, са-
мой верной, жизненной философия
пролетарната, мировоззрению Марк-
са, Ленина, Сталина, Войдя Юно-
шей в ряды борцов за. освобождение
человечества, Горький всю. жизнь во»
спитывал в. себе черты пролетарского
гуманиста, преодолевая в себе и дру-
гих ложные, неправильные, предста-
влення о жизни, 66 процессах, Он
прошел сложный философский: путь
развития, но в одном он был после
довательным ло конпа — он TOHORD-
	Он умер, этот мудрый старик, во-
плотивший в себе художественный
тений народа.

Умер революционер, боец, учитель
народа, соратник и друг Ленина и
Сталина.

Ушел от нас величайший мастер
культуры, зачинатель и строитель
пролетарской, социалистической ли:
тературы, нового искусства.

молк омелый и мужественный го-
2100 глашатая советской культуры на
междунаролной арене, лос, к кото-
рому прислушивались не только. уг.
нетенные пролетарии, обездоленные
трудящиеся всего капиталистического
мира, но и все наиболее мужествен-
ны и смелые представители духов-
ной культуры ‘человечества. Мировая
революционная ‘интеллигенция ‘стала
ниже на целую голову...

В еоцналистическом пантеоне ве-
яиких покоится прах Toro, Ето по
справедливости считался великим прот
летарским гуманистом, человеком пла-
менного серлца и пытливого, мятеж-
ного ума, Оз произнес однажлы: «Че.
ловек, это эвучит горло», и всю жизнь
он пронес незапятнавным это вели-
кое звание человека — гражданина
земли, Он поднял значение челове-
ха до недосятаемых высот и’— сын
своем нарола — отдал все CBOH CH-
лы освобождению человека, борьбе за
истинную сопиалистическую свободу
личности, начертанную за несколько
лней ло ето смерти ‘на. екрижалях
сталинской Конституции.

Хуложнив! Сколько истинно выхо-
кого в этом слове!.. Горький всю свою
‘жизнь тлатолом жег сердца людей.
Хуложественное слово для ‘него не
было самоцелью. Оно было острым
оружием, служивитим делу обвобожде-
нид людей от всех ‘и всяческих пут,
or унетения, неравенства. Горький
вышел на общественную арену в тя-
желые для рабочем движения годы,
Мололой Ленин только начал собирать