Гор ЫКОГО
	А. М. Горький.
	ЗАБЫТАЯ TECHS
	Осенью 1933 года мне довелось на
одном литературном вечере, ва ко-
тором присутствовал А. М. испол-
нять несколько народных пеёсен. В
числе этих песен была «Эй, ухнем».
После концерта ко’ мне подошел
Алексей Максимович и сказал: «На-
прасно вы поете эти слова, и кто ‘их
выдумал! Разве они выражают на-
стоящую боль и горечь труда Gyp-
лацкого? Пряниками отдает от слов
этой песни, Вот я, — сказал Алек-
сей Максимович, — мкого. слышав-
ший на Волге, да и сам певавший
Лет 85—40 назад, внал другие слова
волжекой бурлацкой песни. В них
были выражены тнет, нищета ‘и тя“
жесть народа». Тут же Алексей Мак-
симович стал припоминать отдельные
слова песни:

Мы идем босы, голы,

Камнем ноги порваны...

— Ox забыл, — 0 сожалением
сказал Горький. — Ноу меня они
тдё-то записаны и я обязательно’ рв-
выщу и пришлю их вам.

Алексей Максимович взял © меня
слово, что я буду исполнять новый
текст волжекой песни, Позже я сно-
ва встретил Горького. Он поздоро-
валея 60 Мной, виновато улыбнулся,
вспомнив 0 невыполнейном. обеща-
нии, и обратился к присутетвующе-

тут же П. П. Крючкову с прось-
бой обязательно разыскать и при:
слать мне песню. Я еще не получил
полного текста этой горьковской пес-
HH, HO первые слова ев, рассказан-
ные мне Горьким, остались в моей
памяти.

Я приложу все силы, чтобы выпол-
нить обещание, данное Горькому.

Засл. арт. республики
М. РЕЙЗЕН
	работы художника В. Яко*
	Письмо
© классике
	Ниже мы печатаем письмо А. М,
Горького заведующему издательством
«Академия» т. Я. Д. Яноону, В. этом
письме М. Горький высказывает ряд
суждений о плане изданий класок»
КОВ, .
		Вот поправки и возражения, кото»
	рые я считаю нужным сделать по из»
дательскому плану «Академии» На
1935—4936 гг.

Огарев. Ввиду неуповимости влия»
ния этого автора на литературу его
времени, нахожу, что достаточно из»
деть один том избранных его сочине»
ний.

Кольцов, Не кажется мне настолько
значительным поэтом, каким ‘его изо-
бражают, Наивнейший примитивизм
эго стихов ничему не может научить
молодых, современных нам стихо»
творцев, Тот факт, что он Obin  Вышли из печати три брошюры
	памяти Горького: краткий биографи*
ческий очерк: И; Груздева «М, Горь»
кий» (издание Гослитивдата в ,6-
нинграде), брошюра «Алексей 1М23-
симович Горький» (издавие Yocate
издата в Москве) и брошюра, посв&»
щенная Горькому, выпущенная 150%
KAraTOR.
	Неопублинованный портрет
enesa (Горки, 1933 г.)
	ош
	А. АРОСЕВ

И

Горький д Запао.
	Этим Горький приобрел  популяр-
ность ‘и любовь трудящихся всего
мира, З
	Мне, прешлось выслушивать целые
легенды о нем от незполитанских №-
сяков и рыбаков в 1910 году, когда
из-за преследования полиции Горь-
кий должен был покинуть Россию и
поселиться в Италии,

Рыбаки, рабочие, нищие, даже
мальчишки. на. набережной Неяноля
	часто видели его высокую, немного.
	согбенную (будто стыдащуюся свое-
го роста) фигуру. 06’ этих рыбаках
Неаполя пишет сам Горький в своих
чудесных итальянских сказках,
	‚ Симпатии рабочего класса, утнетед,
ных и обиженных всею мира к Горь
кому естественно рождали тревогу и
ненависть ‘буржуазии. Но ‘эта’ нена-
висть, проявлявшаяся часто в неце-
пых формах, только увеличивала по-
пулярность Горько и любовь к не-
му.

Писатели, художники, музыканты
всего миры обращаются к Горькому,
несут к нему овои сомнения, ищут
поддержки, совета, указаний,

Его влияние на интеллитенцию бы-
ло огромно. Оно, укрепилось не толь-
ко потому, что этот выходец из на-
рода обнаружил титантский художе-
ственный талант, но и потому еще,
что Горький всема страстно  призы-
вал к смелому и тлубокому овладе“
HHD научным мышлением, без кото
рого невозможно истинное познание
природы. Горький цервый заговорил
0. том, что ‘вместо мистических ска-
305.0 коньках-горбунках, о коврах-
самолетах и Иванушках-дурачках сле»
ayer в художественной форме пе-
редавать детям историю  человече-
ской цивилизалкии. : oy

Пламенные призывы Toppnore: x
научному познанию мира встретили
‘презрение и влобу со стороны реак*
ционных буржуазных крутов. Америз
канские мракобесы, изтоняющие из
свопх школ научные дисциплины
развитые Дарвиным, приходили 3
ужас от мыслей Горького о значении
вауки, как рычать, который полыма-
	ет

человек
	делает его могучим властелином при:
	ПУ?

Нег. такой крупной проблемы, в
особенности в области  поихологий
	‘ATH социальных наук по Которой
	Горький не высказал бы свое мне-
ния, Стремление в научному мышле-
нию. сближало Горького во всеми по:
	Виктор ВЕСНИН
	следователями научного  социзлизма
и на Западе и в напюй стране,
	Горький для многих писателей Ga-
пада, для всей передовой европейской
литературы был идейным вождем,

чителем и воспитателем. ‹ Фигура
‘орького как писателя  интернацио-
нальна. И таковой она стала задол*
® до великой пролетарской револю»
пин. С каждым годом Горький все
глубже и теснее входил в ряды борю:
щегося пролетариата. Он воспитывал
не только писателей, но пи револю-
ционеров, Эта сторонь деятельности
Горького по праву выдвитает ем в
чноло адохновителей мирового р8боче-
TO движения. ,› ‘ :
	Когда началась империалистиче-
ская война, Горький свое перо пре-
вратил в острое оружие, направлен-
$08 против империализма. Вместе со
всеми социалистами, оставшимися
верными классовой борьбе пролета
риата, вместе с Лениным, Горький
	  выступает против узаконенного раз-
	боя, называемом имцериалистической
Войной,
	Его влияние на западноевропейскую
интеллигенцию особенно выросло 1по-
сле победы социализма в нашей стра-
пе.

Горький выступает против войны
и империализма, Горький — лочет-
вый член президиума с’езда, посвя-
щенното ‘защите человеческой куль-
туры против фыпизма.

Как глашатай ново коммунисти-
ческого общества, коммунистического
мировоззрения, Горький уничтожаю-
ще критиковал буржуазную этику,
буржуазную мораль,” Горький умел
отбирать в буржуазной культуре все
лучшее, полезное для стройки социа-
Hema.

Отметая от себя врамв человёче-
ской ‘культуры, Горький с удивитель-
вой настойчивостью привлекал на сто-
рону социализма лучших представи“
телей буржуазной интеллитенции,
	Ромэн Роллан исключительно кра-
иво сказал, что его плечо «будет
ощущать тяжесть несомого гроба», ко-
fa мы здесь, в Москве, будем про-
вожать Горьком в ето последний
путь. Эту тяжесть HA свонх плечах
почуветвовали миллионы трудящихся
й сотни тысяч людей мысли, науки
и искусства во всех странах,
	Дело пролетариата Горький пони-
мал и защищал как дело всего че-
ловечества. Смерть Горыкою — это
потеря для всею человечества,
		Чо показал Горький как худож-
ник западноевропейскому обществу?

лубже и ярче всех он показал
самое дно капитализма. Бродяги; 60-
CARH, безработные — все что явля-
ется худшим порождением капита-
листического общества — изображе-
ны Горьким. -
	Он. показал, как борется со своей
гибелью человек. Мир бродяг и, 00+
сяков Горького — это особый мир.

этих героев Горького свое миро-
ощущение, своя мораль, свои зако-
HH, свой коллективизм.
	Ha дне оказывались все’ несчаст-
ные и неудачники, На тлавным о6-
	  разом. — это безработный рабочий,
	разорившийся до нищенства кресть-
инин. Этот мир интернационален, ибо
во всякой стране, где. хозяйничают
капиталисты, есть неиспользованная

человеческая сила, В этом мире нет
отечества.
	Горький! показал и ту ма , Бо-
торая калечит и, искалечив, ека-
ет на нищету миллионы людей... Он
дал образы наиболее тубительных
разбойников капитализма. Купцы,
промышленники, › подрядчики, ‘ п6-
волжские обиралы, их приспешники
попы, монахи и юродивые. Новояв-
ленные ‘фабриканты и заводчики,
ее цароходчики и плотовщики
(Фома. Гордеев и др.) — #6 вчают
пределов своему разтульному  само-
дурству. 4

Горький показал также средний
слой городского ‘мещанства. по-
Казал червей, ‘ врожденных — пол-
Bathe, в городке Окурове, он пока
зал одипочек Коноваловых, си по:
казал, как в огромных колесах кати-
талистического механизма одни. взле-
тают вверх; другие оказываются фаз»
давленными, третьи, как вредная, се
рая: пыль, оседают на осях и спицах.
	Наконец. Горький ‘показал Запалу
	революционную борьбу русского про-.
	летариата. Он нарисовал незабывяе-
мые образы матери и сына, образы
беззаветных борцов в царизмом.
	Торьвий дал в художественных o6-
раззх то; чему  Лении посвятил свою
работу «Развитие капитализма в Рос.
сии». По справедливости. этими сло-
вами можно было бы озатлавить всю
сумму, произведений Горьком до. ре-
волюции. Горький показал Западу
страшный облик. русском капитализ-
ма. Он показал поднимающийся ре-
волюционный. класс.
	$ волжанин: В молодости Часто ез-
дил в Нижний и хорошо Знал лю-
дей, среду старом Нижнем. Вопоми-
нается то поразительно яркое впечат-
ление, которое на мёня ‘произвели
первые расоказы, ‘опубликованные
Горьким в конце 90-х годов. Многие
из героев его первых повестей и рас-
сказов — люди Нижнего. Я их ona-
вал, ветречался с ними, много слы-
шпал о них, Поэтому «Мальва», Чел-
каш», «Песня о соколе» для меня
навсегда связаны с воспоминаниями
моей юности. - , .
			-А. М, Горький на смертном одре. Зарисовка
18 июня’ 1936. г.
		Павла Корина. Горки,
	ПОСЛЕДНИЕ СЛОВА ГОРЬКОГО
гу О ПОЭЗИИ,
	В 1913 ду, находясь в  Америке,
: получил от ‘Алекоея’ Максимовича,
из далеко Сорренто письмо, в’ кото-
у он приветствовал начинание труп-
пы парлийных работников, ` ортанизо-
мвших в Америке ‘ русскфе издатель-.
ство «Новый мир». “Горький” “высоко
оценивал это, начинание, так каков
Америке в то время было около. мил-
дона русских рабочих-эмигрантов, ®
60847 ше поставил перед издательот-
ву очень большую проблему:”

«Издазайте лоболыше ‘ревоюцион+
вй художественной литературы».

Алексей Максимович дал издатель-
(тзу немало ценных ‘указаний. Он
лазывал какие произведения следует
юэдозать, предложил. напечатать ряд
® произведений, без всякого ‘мате-
`изльного вознаграждения, обещал со-
 рудничать в наших изданиях. Дей-
Ствительно, потом ‘не раз Горький при-
@лал нам в Америку овои рассказы,

В самые послелние дни перед. 60+
женью Горький узнал о том, что Го-
	‚ бдарственное издательство художе-
	ee ee ee Se oe « --
	венной литературы подтотовляет к
дадцатилетию Великой пролетарской
едюции «Антологию, советской 1п99э-
1 04 20 лет». Несмотря‘на то, что
Алексей Максимович в эти дни упор-
№ работал нед четвертой частью
Riya Самтина» и уже чувствовал
Еитуотание, он нашел ‘время ’напиз
1 ПИСЬМО, В  КОТОром ‘дал большую
розернутуюч программу, выпуска ®н
ОМ “
пиал:

«Очень прошу вас’ обратить вни-
мание на то, какой должен’ быть
смысл и характер антологии. Сооб-
ражения эти опираются на’. твер-
дую мою уверенность в интерна“
циональном значении нашей всесо-
юзной литературы и, в. частности,
поэзии. Мне кажется, что прозаи-
кам и поэтам нащим это значение
10 очень ярно, и я думаю, что ес-
		ли бы они понимали, чего тре-
бует от них история, они может
быть стыдились бы сочинять так
	много неряшпивых и плохих сти-
хов,

и
	Издавая. антологию; вы “сделали
бы очень хорошо, если ‘бы под-
черкнули интернационализм поэ-
зий нашей посредством включения.
в антологию’ переводов армянбких,
грузинених.и других поэтов брат“
ских республик. Разумезтся, эти
переводы тоже будут стихами рус-
ских поэтов. Но здебь является на
сцену вопрос сюжетности и’ образ»
ности, Мна кажется, что то и дру-
гое выражается поэтами братских
республик наших, болез ‘богато 4
образно, более, эпично. Мы жив
в стране н атмосфере, для которо
‚ характерна ныенно эпика, а’ Не ли-
рика; . Поэтому. антология. допжна
включить в ‘с6бя наибопьшев колиз
‚Чество. легенд, ‘Поэм,. Я очень нае
‚стаиваю на сюжетности стихов, на
‹ их. конкретном ‹ историческом: oO
держании. Господа поэты чрезмер“
но и в ущерб содержанию, увле-
ченньые мастерством формы, ‘весь-
ма, привыкли щеголять и. кокатки*
чать оным мастерством»,

«Мастерство, конечно, должно
быть показано, Но прежде всего.
покажите искренность и силу вдох-.
	новения и покажите литературные
	мотивы поэзии ващей. Тут, кажет.
ся, кроме «Гренады», ничего нет,
Как жа это? Интернационалисты,
а жизнь соседнего пролетариата не
волнует их, не возбуждает ни гне-
ва, ни ‘радости, ни’ ненависти.
Очень странно, -

Однако, время`еще не потеряно,
И может быть найдутся поэты, ко-
торые заполнят этот пробел».
	Во. всех. свопх указаниях “Алексей
	Максимович настойчиво эвал наших
писателей к глубокому о проникнове»
нию в жизнь, К созданию проязведе-
ний, отражающих отроительство ново-
го общества, новой социалистической
	культуры.

А. М. Горький оставил богатейтее
литературное наследство, над которым
яало работать десятилетия.
		БОЛЬШОЙ ЧЕЛОВЕК.
	Я и сейчас еще вижу перед собой
его высокую сухощавую фигуру и
	серы® глаза, которые прятались в
	глубине орбит. За чайным столом мы
заговорили с Алексеем Максимови-
Чем о советской архитектуре. Он жа-
ловалея на то, что наши новые‘ с0-
	‘оружения в большинстве мелки по
	своим членениям, имеют маленькие
о, очень часто напоминают короб-
	ки, & He дома, в которых должны
	жить  граждаще социалистической
страны,

азвивая свою мысль о характере
советской архятектуры, Алексей Мак-
симович сказал: «Она должна быть
народной и национальной в общече+
ловеческом смысле этого слова. Все
народности нашей страны должны
	получать сооружения, которые отве-.

чают их национальному духу» Наш
азговор оборвался. ‹Началея показ

ильма «Гроза» спениально для Ро
Men Роллана, Роллан очень заинте-
ресовалея сценами гулянья на при-
волжеком бульваре, нарядами людей
того времени. Горький стал‘ ему ‘06  -
яснять, что совсем недавно — лет
35 назад — и наряды эти и быт 0дт-
рювокого еще были характерными для
русокой купеческой жизни. «Но вот
теперь жизнь наменилась, ее изменил
этот. самый русский человек...»
	Я вспоминаю также свою встречу
с Горьким. на Днепрогасе, Он. стоял
среди группы товарищей, приехавших
из Москвы, и глаза 6го были напол-
нены слезами. Это были слезы радо-
orn.
	В 1903 году В’ Александринском
театре решено было’ поставить пьесу
Горьком «На дне». Ставил иБесу Са:
ния, Сцектакль был уже срепетиро-
вн, Я должен был играть ’барона: В
вуый последний момент Главное  ун-
разлекие по делам печати вапретило
focranopry «На дне». Артиотам было
Д0 слез обидно — весь творческий
юоллектив © увлечением работал над
имечатедьной пьесой, Она обетала
	ВЫЛиться в яркий, правдивый  спек-
	такль, В главных ролях кроме меня
были ваняты Ходотов, Долматов, Кон-
драт Яковлев и лр. Но желание‘ уви-
ith пьесу. было’ ‘так велико, что
мы ортакизовали спектакль на лому,
8 квартире известном в то время
присяжного поверенного Карабчевоко-
ю, Несколько сот людей собрались у
ею послушать пьесу,

Мне часто приходилось обращать-
(як Алексею Максимовичу после
191 ода, когда ‘В цирке Чинизели
	был ортанязован ‘театр. трагедии. Впо* 1
	едотвии нв. базе этого. театра .воз-
ник большой драматический театр
mu. Горького. Мы ничего не прелири-
ЗимАли без советов ‘Алексея  Макси-
мовича, Горький’ неизменно нам 10
ворил: «Пролетариату необходимы г6-
ческие спектакли; борьба силь-
ных растей нужна” тем людям, во.
	TOPATM предстоит , строить, новую
ЖПЭНЪ».

Народный артибт республики
	Ю, паи

НЕНАЛИСАННАЯ
ПЬЕСА:
	М знакомство с Алексеем - Мак-
ИМовичех относится к концу 1913 10-
	_ У, когда он посде длительного пребы-
	вания за границей вернулся в Мо-
окву. Не раз с тех пор мне приходи-
40th беседовать е Алексеем Максимо-;
ВиЧем 0 тватре, об’ искусстве и поль-
BOBATLCA 610 Ценными указаниями и
советами. ° :

В последний раз-я быт у’ Горьком
8 Харте месяце прошлого хода в Гор“
хах под Москвой, ©

& МОЙ вопрос, что пишет он для
Театра, Алексей Максимович со своей
улиьительной, как бы виноватой ульы-
Кой ответил: «Некогла цисать-то тё-
порь, все мое время уходит на чтение
писем и чужих рукописей», ‹ Алек-
#й Макопмович ‘ужазал на’ стол, зава-
левный письмами и рукописями, & 38-
7е\ продолжал: «А самому заняться
1 некогда, Нужно торопиться писать,
& 10 ведь жизнь уже на склоне», П03-
Же, за ужином, Алексей Максимо-
BUY полелилея со мной. сокровенной
Mom натисать пьесу о кулаке. Он
сказал, что подобрал уже кое-какие
материалы, Но ле сужлепо было’ на-
seca ety mecy Anexcen “Manens0-

Ty.

Долг работнихов тватра ‘почтить па-
	“ATR Горького постановкой всех его
	Драматуртических произвелений,
Неродный артист peenyénnny
МОНАХОВ
	В прошлом мне довелось по-
сетить Алексвя Максимовича во вре-
мя пребывания у нем Ромон Ролла-
НА. и
	путях Художественного театра. Каж-
дый раз, товоря о МХАТ, он повто-
ряд: «Нам это сделать надо, мы счи:
таем, что необходимо так поступить».
Горький считал себн участником кол-
лектива МХАТ. °

После 40-летнего. юбицея Горького
МХАТ был назван нменем великого
сского писётеля. В связи о. этим (к
орькому поехала делегация. В состаз
	ве. делегации были: я, Качалов, Мюс-
	квин, Раевский, представители цар-
тийной и профсоюзной организации
театра. Алексей Максимович, как. все
гда, встретил нас радостно. Но узнав
о цели нашего приезда, тут же з4-
протестовал: «Почему такому боль-
шюму театру присвоили мое имя?»
Он, по свойственной ему скромности,
№ворил о том, что этого не заслу-
живает. Но мы тут же опровергли ео.
сомнения, указав на тесную, почти.
80-летнюю связь Алексея Максимови..
ча © Московским Художественным
театром. Началась теплая дружеская
беседа. Он с громадным увлечением
рассказывал нам о современных за-
воеваниях в науке, о нашем хозяй-
ственном строительстве, о новых лю-
дях  социалистическою общества.
Алексей Максимович показывал Нам
многочисленные фотографии новых
COBSTORAR строек.

Алексей Макоимович неоднократно
посещал спектакли МХАТ. Он смот-
рел у нае «Воскресенье». После спек-
такля Горький сказал Качалову: «Хо-
рошю ‘читаете, но’ там ‘есть смена у
причастия, я ее не принимаю, при.
знаться; в этом месте и Толстой миё
не нравится». Как-то в беседе с на-
ми ‘Алексей Максимович заявил: «Я
бы хотел переделать для вены
«Омерть Ивана Ильича» Льва Tor
стого».

В друтой раз Горький пришел на
‘одну. из днелных репетиций «Mept-
вых. душ». После репетиций, выходя
из ‘артистической во двор, я’ ветре:
тил Горького, который вместе в Буб-
новым садился в машину. Алексей
Максимович поздоровался 0 мной
м! сказал мнё по поводу роли Плюпе
кина: «Понимаете, стралино, стралино
делается...» ,

Алексей Максимович смотрел в фи-
лиал6 МХАТ сиектакль «В людях».
Этоф  спектайль 6% очень взволно-
Bal, OH вспоминал свое детство,
юность и плакал. После второго акта
Горький пришел за кулисы и благо-
дарил актеров. Сшектакль он в общем
оценил положительно и сделал ряд
критических замечаний (попутно он

УДОЖЕСТВЕННЫЙ.! ТЕАТР
	около книжного магазина И. А. Си-
нани. Всеобщее внимание призлекала
живописная фигура Алексея Макои-
мовича. ,
26 марта 1902 года во время на
ших гастролей в Петербурге мы игра-
ли первую пьесу Горького «Мещане».
Перед публичным спектаклем должен
был состояться торжественный показ
пьесы в присутствии всех министров,
критиков и цензоров. Клеёйзельс раз-
	решил ставить «мещан» NOW Yoni
	ем; что не будет шума и волнения
в нублике. В пьесе было сделано мно-
to купюр, Купюры делал театр, 5)у-
поры делал цензор Шаховской, так
что актеры недоумевали, как скле-
ить роли из обрывков. «Мещанами»
мы открывали первый сезон в нашем
зовом театре в Москве в Камергер-
ском переулке. В Петербур пьеса
имела большой успех, в ‘Москве бы:
ло потише.

Летом того же года мы уже чита-
ли новую пьесу Горького «На дне».
На читке прибсутотвоваля, кроме труп-
пы; Л. Андреев, С; Найденов, Чиря-
ков, Пятницкий и Шаляпин. Читал
сам Горький с большим волнением,
плакал, Все казалось новым тогда:
я Лука, и барон, и’ Салин, и Hats
тенька. Мы; актёры, ездили на Хит-
ров рынок знакомиться 6 реальной
жизнью ночлежки и 66 героев: Алёк-
сёй Максимови4 принимал близкое
участие в работе, рассказывал, пока
вывал, знакомил наю с чужим лля нас
бытом. Помню, ¢ какой любовью Горь-
кий учил меня, игравшую Настю, кру:
тИТЬ «собачью ножку», и как он пред
лагал привести к нам в дом девицу
#3 ночлежки, чтобы ‘она у нас’пожи*
ла ‘и чтобы я мотла тлубже вняк-
нуть в ее психологию. Первый спек-
такль «На дне» был настоящим три:
умфом Алексея Максимовича, Вызо-
вам не было конца, Пьёеа стала ре-
пертуарной, и по сию пору мы все
вще ее играем. р
	Позднее я встретила Горьком в 1923
pony в Шварцвальде в небольшом го-
родке Фрейбурге, где он жал в сы-
ном и куда я приехала отдохнуть
послё трудного театрального сезона в
Америке, Там же проводил ‘лето и
	К, С. Станиславский с сёмьей. Вот
мы и отправились с К. (0. навестить
Алексвя Максимовича Rua of to
	гда тихо, одиноко, HO, казалось, от
него ОР: Нити Ko всему Mu-

у.
Нар. ‚артистка республики
0. КНИППЕР-ЧЕХОВА
	показал , несколько технических при-
емов, как месить. тесто),

Наконец, две последние встречи и
беседы с Горьким были овязаны © по-
становкой «Егора Булычева» и моей
работой чад а Вулычева. Я и
режиссер В. Г. Сахновский приеха-
ли к Горькому, Мы задали ему ряд
вопросов. Я сказал: «Мне очень труд
AO найти «сквозное действие» в ро-
ли». Горький ответнл: «Я больше 3а-
бочусь об образе, чем об его дей-
ствии». Алексей Максимович расска-
зал мне, что он знал в жизни тако-
го Булычева.
  «Жил, жил купец, д потом позвал
попа к себе и стал задавать ему во-
просы о жизни и боге». ,
	`Горький, работая вместе с МХАТ,
никогда не вмешивался в процесс по-
CTSHOBRH. Он Не’ любия бывать на
	репетициях. Но, придя’ в тезтр на
спектахль, он обязательно делал цен-
вые критические указания о поста-
новке и игре актеров.
Алексей Максимович в период ра-
боты МХАТ пад «Егором Булычевым»
	как-то читал нам вторую пьесу сво-
	ей трилогии «Достигаев и другие».
Закончив Чтение пъесы, Горький 0б-
ратился к нам с провыхй высказать
	критические замечания. Я помню,
сказал ему несколько фраз, которые
понравились Алексею МаксимовизЗу,
	относительно заглавия второй пьесы:
«Почему .и первая и вторая пьеба
называется «Булычев и другив» #
«Доститаев и другие», Так как, пер-
вая пьеса «Булычев и другие», то
вторую пьесу следует назвать «Дру-
гие и Доститаев». Эту мысль Горь-
кий одобрил и сказал: «Если позво“
плите, я так и назову».

12 апреля 1934 г. — премьера «Ег-
ра Булычева» в Московском Худо-
жественном театре. Публика, настой-
чйво‘ вызывала автора. Горький вы-
шел на сцену. Зрители встретили его
восторженно, а он все прятался за
спину артистки Шевченко, игравшей
роль игуменьи,

Горький в кратких словах дал
оценку исполнения ролей в пьесе:
«Хорошо. Глубоко. Сильно». Тут же,
повернувшись ко мие, сделал замеча-
вив: «Почему вы говорите — «Долги
вата»? Надо сказать «Долги», «Ну
07’ и все, — весело заключает Алек-
сей Максимович, — а теперь отпусти-
19 меня домой.» ›
	Драматургия Горькою, вто пьесы
приблизили нас к подлинному реали-
стическому спектаклю. Я считаю, что
пьесы Горького, которые в реперту-
	аре МХАТ идут.ужеё четвертое деся-
тилетие, не должны. сходить со сцены
наше театра никогда. Включив в
вечный репертуар пьесы Горького,
Московский Художественный  теёатр
этим самым отдает дань великому пи-
сателю-драматурту, имя которою ©
гордостью носит зеатр.

Я сейчас, работая в Государствен“
HOM ‘театральном институте, в пер»
вую очередь буду готовить ©. м0до-
дымй студентами-актерами горьков-
скую. пьесу. Я хочу воспитать моло-
дежь на горьковокой драматургии,
передать традиции торьковского те-
атра нашим новым кадрам. Недавно
я прочел propor вариант пьесы Горь-
кого «Васса Железнова». Считаю, что
это очень интересная, захватывающая
пьеса, которую следует ставить всем
нашим театрам,

„Народный артист ребпубпикя
, Л. ЛЕОНИДОВ

anne

Впервые я встретилась с Горьким в
Ялте весной 1900 года, когда наш
молодой театр приехал на юг К с808*
му любимому и близкому друту —
писателю Чехову. Мы приехали, что»
бы показать Антону Павловачу «Чай»
ку» и «Дадю Ваню», которые шли 6
нензменным успехом в Москве в Ху-
дожественном общедоступном театре.

Haw yase были известны первые
произведения Горького, Мы зачиты-
вались такими рассказами, каф  «Оу:
пруви ловы» «Бывшие ЛЮДИ»,
«Старуха Ивёргиль» и др. Любопытно
было увилеть этого страйного «чёло-
века с Воли». И вот мы увидели его
— Молодото, большого, бильном, в
живописной рубашке, сапогах, Запо-
мнился его характерный жест — всей
свовй дланью он отводил пряди во-
300, падавтшие на лоб, и закидывал
голову. Привлекала 60 манера №в0
рить, ёо голос, интонация, страст-
ность, Не могу не вспомнить, как мы,
сидя в кабинете только что отбтро
енного ялтинскою дома Антона Пав+
ловича, целый вечер слушали Горь-
Кого. Он рассказывал о своих скита-
виях по Крыму ий Кавказу («Мой
спутник»), и мы жално слушали, хб-
TH анали уже этот рассказ. В Ялте в
fo время были всё молодые литера
торы; И. Бунин, co своими бледно
голубыми глазами и тонкой улыбкой,
коренастый Куприу, Елпатьевский,
дачевладелец, А. А. Федоров == по-
эт и другие, По утрам ster можно
было встретить на ослетительно-.08»
лов, залитой солицем набережной Ял-
ты, ва энеменитой тогда  скамеечке.
		Первая моя встреча с Алексеем
Максимовичем ‘произошла 33 тода
назад. Московский Художественный
	театр в сезоне 1902/1903 года ставий
	«На дне». Я тогда еще не был акте-
ром МХАТ, но уже вёл переговоры о
	вступлении в театр. В один из ан-
трактов, во время спектакля «На дне»
	я зашел в кабинет дирекции, где ме-
ня познакомили с Алексеем Макси-
мовичем.

В последующие тоды я встречался
с Алексеем Максимовичем. неодно-
кратно, но нерегулярно. Конечно, сей-
час трудно вспомнить все детали за-
мечательных встречи бесед с Алек-
свем Максимовичем. Постараюсь в06-
становить отдельные эпизоды встреч
с Горьким. Это — фратменты воспо-
минаний, we my

1905 год. Декабрьское восстание В
Москве. Уже идет ельба на пло-
шадях. В’ под езде! Художественном
театра встречаюсь: с выходящим HA
ии А. М, Горьким... Здороваемся,

‚ обращьясь 850 мне, иронически
товорит: «А вы все еще репетнруе-
Те?» (Я ‘отвечаю утвердительно. Дей+
ствительно в театре шла репетиция
«Горе от ума»...

Только через 8 лет я внозь ветре-
чаюсь с Алексеем Максимовичем.
Это было в 1913 г. за границей.
отдыхал в Римини, куда приехал и
Горький с Капри. На курорте мне по-
счасттивилось пробыть вместе с Адек-
сеем Максимовичем около месяца.
Горький ежедневно встречался со мной
и подолгу беседовал.

‘В Римини тогда жила и Антонина
Васильевна Нежданова. Она как-то
раз пригласила Горького и еще ряд
товарищей к себе, чтобы ‹спеть не-
сколько романсов и песен, Неждано-
за прекрасно пропела  алябьевокого
«Соловья». Горький был очень тро-
нут. Я видел, как на тлёза его на-
вернулись ‘слёзы,

ослв Октябрьской революции я
встречался с Горьким чаще, Ярко
вспоминается о свидание ©  Алек-
сеем Маконмовичем на квартире у
Ё С. Отаниславского, Московский Ху-
дожественный театр после приезда
Горького в СОСР. решил ‘восстановить
прежние связи МЖАТ ¢ писателем.

ы обратились от имени театра и
Станиславского к Горькому с пред-
ложвением встретиться. Алексей Мак-
симович сразу сотласялся. На этой
встрече предложили Горькому напи-
сать для МХАТ новую пьесу. Он ра-
достно откликнулся на наше предло-
	OTTO и волнением произнес речь
	с задачах современиото искусства, о