“CODE TIKOE ocKycttae
	ие посекта оЕ

CTUTY MUM
			сенародное (
			АГБ. Гольденвейзер
	Народный артист республики
	Событие. огромной
° исторической
важности
	Опубликованный проект Ronermy.
ции СССР является событием отр.
ной исторической важности, В прое
в истинно сталинской ясностью, ony.
деленностью, простотой и мсулар,
венной мудростью заложены жлоб
нового ‘тосударственного строя (бр,
Все народы великого Советекото esp.
за ёще крепче, еще теснее сомкяут
для строительства новой счастлию
жизни.

Я глубоко верю и твердо надела,
что недалеко то время, когда вое ль
роды мира, ‘уничтожив экоплоата
ский строй, сольются в единый мь
мирный братский союз народов,
	Б. В. Иогансон
Завоеванное право
	Празасна труд, отдых, образовании
закрепленные Конституцией, ява
для равноправных народов Советск
союза невиданным источником
ческой энергии и неизбежно подари
миру новых гениев человечества,
	Мы, люди искусства, счастливы, ty
живем в такое время, когда наши зу»
ства: и мысли сливаются с чувствам
и мыслями великого народа, парти
и ее гевиального вождя,
	Е. А. Степанова
er
_ Народная артистка республик
	Такой конституции
не ‘было никогда
	Такой Конституции не было пк
когда. С великой гордостью мы ч
таем 118-ю статью Конституция,
торая обеспечивает’ гражданам (000
прапо на труд. Люди моего позоль
ния хорошо помнят другой зако,
«волчий» закон капитализма, 101
рый тысячами мял и душил талазн
из народа, обрекая трудящихя п
страшную неизвестность перед зат
рашним днем, ^
	Это безвозвратно кануло в пот
moe, Ралость труда теперь глава
что движет вперед советское социваю
стическое искусство.
	А. О. Горюнов
Засл. артист республики
	Замечательный
документ
	_ Bee, что когда-то. казалось для лу»
ших умов человечества кедосятаехну
идеалом, сжато, просто я ‘четко фур
мупировано. в сталинском прош

нетитуции. ССОР, 2:8 rs

рочитав: Конституцию, я као =
поразившие меня своей силой, 1
ренностью, простотой и величием сл»
ва тов. Оталина в ответ на поздраыь
ния с его пятидесятилетием, Ок иы
зал, что за счастье рабочего клас»
отдаст всю свою кровь каплю 8 №1
лей. Я понял ‘и почувствовал, 9%
сталинская Конституция являии
подлинным выражением великой 10%
ви Сталина к трудящемуся lok
честву.

Я хотел бы лишь внести wenortpoe
добавление в раздел о ‘профсоюзах, ¢
которых говорится слишком вокольЪь
Мне кажется, что вопров о роли проф
союзов в социалистическом государе
ве должен быть отражен в Конотиу’
ции значительно полнее,
	Андрей Гончаров
	ДВЕ. ПО
	В Качалов —
	ПРАВКИ
	рантия культурного роста страны,
ежедневного > ловышения вкусов И
требований. Эта’ статья обеспечивает
условия для развития всех видов ис-
кусств. Она дает: возможность кажло-
му трудящемуся пользовалься искус»
ством и им заниматься,
„Приветствуя Конституцию, я хочу
знести в нее две небольших поправ“
	КИ.
В статье 126 (лавь Х), где гово-
риться о «праве об’единения В обще-
ственные организации», ‘следует, по-
моему, расшифровать слово «культур-
ные», поставив после нето в скобки
«лнтературно-художественные и про-
чее». у

В статьв 129 той же главы я пред-
лагаю также добавить слова: «литера-
турно-художествениое», чтобы статья
звучала так:

«СССР предоставляет право’  убе-
жища иностранным! гражданам, пре“
следуемым за, ващиту интересов. тру-
	лящихся или научную и литератур-
	но-художественную деятельность, или
национально-совободительную борь-
бу». :
	ине

СЛАВА’
				Только трудом, упорным и система-
тическим, добивается» художник” ©03-
дания настоящего” произведения ис-
Бусства. Только трудом он приобрета-
вт высокое мастерство, Вель если бы
искусство давалось без труда, чего
бы оно стоило? 1

Вот почему статью 12-ю нашей но-
вой Конституции, где, труд опредёля-
ется каёз первая и основная обязан-
  вость’ каждого, я горячо приветствую
и как гражданин и как художник,

Статья 118-я Конституции гаранти-
pyer 1 советского TpamAanuna Ha
труд. Для меня это не только право
на получение работы. Не только га-
рантия, что художник не будет голо-
дать. Не только утверждение, что ху-
дожник — необходимый в жизни че.
ловек, работник, без которого не мо-
жет обойтись общество. Для меня
эта статья звучит как право на твор-
чество, право ‘на ‘созидание, ‘Это —
тефактия ‘роста   самых разнообраз-
ных творческих сил и развития ©а-
мых различных инливилуальностей.

Право на отдых, о котором говорит
статья 119-я Конституции, это — га-
	Чувства, взволнованной фадости_ И
рдости за ядигу-л страну наполняют
ушу‘ при ‘мысли, что у. нас; будет
действительно, самая  демократиче-
кая в историй чедовечества Конети-
уцвя. Конституция, которая гаран-
тирует предельный расцвет твор-
ческой личности и свободное раз-
витие индивидуальности в Полной
тармонии о развитием и ростом всей
‚страны,

Слава великому ННЦ! великой
Конституции, товарищу Сталину —
вождю обновляющетося человечества.
	Вл. Хенкин
Заслуженный артист республики
	Статья 123
	Когда я, читая и перечитывая ве»
	личественный текст новой советской
Конституции, дохожу До статьи 123,
— наряду с чувством огромнейшей
радости и гордости за свою советскую
родину я не могу подавить в ©ебе и
чувства... грусти. Грусти о том, что
я прожил две трети своей жизни и
провел половину своей артистической
деятельности в проклятой  царсвой
Росени, тд. моя принадлежность в
«национальному меньшинству» явля-
лась источеиком издевательств и 00-
К ений. :

стает в памяти 1902 год. Баку,
	Театр Тагиева. Я получаю предписа-
	ние. покинуть. Баку. в 24 часа только
потому, чо я — еврей. , .

Вспоминается и другой эпизод, Пер-
вая поездка «Кривого Зеркала» по
России. Волжекий город Саратов.
Спектакль «Вампуки», где. я играл
одного. из эфиопов. Появляется при-
став, ц начинается проверка, У мёня.
нет «права на жительство», й в гриме
эфиопа я должен покинуть любимый
мною театр,

.. Теперь, товарищи, нам понятно,
почему так волнует меня 123-я ста-
тья великой сталинской Конституции,
почему я не могу без слез читать слова
этой статьи о «равноправии граждан
ССОР, независимо от их националь-
ности и расы». . .
	Вера. Инбер

ХОРОШО!
	Саратовские формовщики-саханов-
	цы Серебряков и Дундин написали
В «Известиях»: «Мы искренно пожа-
лели, почему мы не поэты, ‘Честное
слово, хочется писать стихи о заме-
чательной стализской Конституции».

И дальше: «Не выскажешь всего,
	что переполняет наши сердца, Мая-
	ковский обязательно нэписал бы что.
нибудь прекрасное «вроде поэмы
«Хорошо!», в ‘мы постараемся ’ дтве-
тить на проект Конституции делами».

Мне думается, что! всем вам; коз
там, прозаикам, драматурРам, Мало
что остается добавить к этим словам.
Каждый из нас своими книгами дол-
жен доказать, что он достоин жить
в такое время, когда так товорят о
правах и обязанностях гражданина
нашей страны.
	Артисты Ленинградского академичр ского театра драмы обсуждают проект Конституции СССР, Слева направо:
народный артист Юрьев, артисты Полещикоза, Козубский, Плюто, Нас тальский, Черкасов, Орлова
		Р. Глиэр
	Народный артист республики
	МОИ ЛОПОЛНЕНИЯ
	`В. Фаворский
	` НА ТРУД _
	Два момента волнуют меня, худож-
ника, при чтении проекта новой Кон-
ституции и заставляют не раз в03-
вращаться к ним в своих ‘мыслях.

Я нелавно был в Грузии и видел.
расцветающее советское грузинское
ускусство. Я слежу за ростом искуе-
ства`в Мордовии, Удмуртии и у ря-
	Да друтик культурно молодых. наро-
‘дов Советского союзй. Я воочию ви-
	жу плоды национальной политики
	‚ назпего, правительства» И, ‚азлумыза-
	яв над. статьей; 123, я, ясно пред-
ставляю себе тот огромный‘ взлет на-
циональных социалистических куль-
тур, национального  социалистиче-
окого’ искусства, какой ожидает нае
в ближайшие годы;
	Волнующе звучат для меня и ста-
тьи Конституции, говорящие о пра-
ве на труд. В прежнее время’ я ечи-
Tal, что труд художника— это твор-
ческий труд. Работа же большинетва
	населения (за небольшим исключени-
	ем, вродё работников науки) — это
труд механический. Мое мнение было,
конечно, неверно. Мве радостно, что
Конституция утверждает творческий
труд во всех областях работы,
	Если мворить. о желаемых допол-
нениях к проекту Конституции, To
меня не вполне. удовлетворяет то ме:
сто главы \. гдё говорится о Всесб-
юзном комитете по делам искусств.
Мне кажется, что Конституция недо-
статочно четко определяет права и
функции Комитета. в том направле-
нии, какое желательно для нас, ху-
ДОЖнНиков.
	 ”Сталья 70 Конституции устанавли-
	вает, что председатель Всесоюзного
комитета по ‘делам искусств входит
в. Совет народных. комиссаров СССР:
Следующие ‘же статьи (ст. cr. 72, 73.
15 и 76) говорят о компетенции на-
родных комиссаров (0 -Kpyre их ве-
дения, о’ праве излания приказов и
инструкций, о порядке руководотва
ит. д). но ни в одной из статей У
тлавы не говорится о правах и ком:
петёнции прёдседателя Beecowaxoro
	‘Комитета по делам искусств.
	Хотёлось бы чтобы ‘все сказанное
	в Конституции про даролные комис-
	сариаты и народных комиссаров, в
равной мере относилось бы-—по ли-
нии искусства — и К Комитету и еб
председателю. Этого требует и рост
значения  искусбтва’ в Советской
стране. : ;
	‘успел еще кап следует усесться, еще
до того. каз ой. услышал монолог Ри:
	чарда, еще до того; как появился сам
	Ричард. —. лишь только поднялся 3&-
	навес, 1 не: знаю; были ли. на. премь-
	от вт то RO 23 У.

ере в этом месте аплодисмёнть, мне
‘кажется их не должно было быть,
	кажется их не должно было быть,
впечатление было выше аплодисмен-
] должна быть выраженв.

PayGrmes  пораженлым ‘молчанием. Я
‘Никогда He испытывал такого’ волЯе-
ния’ от DICKCHNPOBCKOTO спехтакля,
	ия от внезапного ообнаженно>
mendapeactnennoro столвновения ^^ 6
грозных именем Шакопира. Волнение
это вызвал художник: Худошних Этот
Тышаер, ;

Многие, ‘педолюбдивающие Тьииаера
84 ето’ картины, с ‘симпатией следят
за вто’ тёдтральной деятельностью.
Почти кажлая его картина останавли-
		образием, острой индивидуальной
манерой. беспокоит и товвожит тем,
	0 можно имирессионнотичесьи ом:
ределить как «здесь YTO-TO есть». За
интересовывает. привлекает. по вме-
	618 C TEM разд
раздражает. Слов
	акзет, очень часто
0. Художник тянет-
	‚ 129-я статья проекта Конституции
Союза ССР указывает, что «СССР
предоставляет право убежища ино-
транным гражланам. преследуемым
	защиту интересов трудящихся, .
	или научную деятельность, или на-
ционально-освободительную борьбу».

В нашей стране постоянно живет
и работает много. иностранных. арти-
стов, которые эмигрировали из гитле-
ровской. Германии, Это-—всем извест-
ный германский дирижер. Оскар
Фрид, который вот уже несколько
лет постоянно работает в Москве. За-
тем германский пианист Эрвин Бах,
автор многих теоретических трудов B
области фортепианной техники. Он
<еЙчас работает профессором-педато-
том в одесской консерваторни. Й ряд
других. Я считаю, что 129-ю статью
проекта Конституции надо. допол-
нить, Ведь известно, что многиё вид-
ные писатели, артисты преследуют-
ся фашистской Германией sa свою
художественную деятельность или
нежелание служить своим  искусст-
вом делу Питлера. Поэтому, мне ка-
жется, было бы целесообразным так
сформулировать 129-ю статью: «СССР
предоставляет право убежища .-ино-
странным гражданам, преследуемым
за защиту интересов трудящихся,
или научную и художественную дея»
тельность, или национально-00в06о+
дительную борьбу», .

10-я статья первой главы проекта
Новой Конституции «Общественное
устройство» указывает, что «Личная
собственность граждан на их трудо-
зые доходы и сбережения, на жилой
дом и подсобное домалинее хозяйст-
во, на предметы домашнего хозяйст-
ва и обихода, равно как‘и на прел-
меты личного потребления и удобет-
ва охраняется законом»,
	В первые годы после Октябрьской
революции авторское право на лите-
ратурные произвеления было отмене-
но. Теперь авторское право на любое
произвеление искусства или изобре-
тение охраняется законом нашей
страны, Я предлагаю в 10-Й статье
+0 личной собственности траждан»
выделить пункт о праве авторов (пи-
сателей, композиторов, художников,
архитекторов) на их произведения и
изобретателей — на их изобретения,
Для всех работников искусств этот.
пункт очень важен.
		Д. Кабалевский
	ГРАЖДАНЕ
	А. Д. Попов
	РОДИНЫ
	Новая сталинская Конституция —
Это по. своему значению величайший
из.документов истории человечества.
Этот документ о необычайной ярко-
стью показывает высоту той новой
ступени, на которую поднялся Co-
ветский союз. :
	Новая Конституция подводит итоги
пути, пройденного трудящимися. од-
Ной шестой мира, и в то же время
является программой действия для
всех трудящихся остальных пяти
шестых.

Двадцать лет назад любой раздел
новой Конституции казался бы почти
несбыточной утопией, сейчас же вё-
ликий проект от. первого до. последне-
то пункта. является реальным отраже.
нием, нашей действительности,

Читая новую Конституцию, с пол.
ной яесвостью чувствуешь, как мы,
росшие вместе с нашим Союзом, из-
менились сами, как изменилась наша
психика, как по-новому мы стали во-
	Каждая крупная победа социали-
стического строительства, будь то
Дненрострой, Беломорканал. или мет-
20; наполняют меня чувством вели-
чайной гордости за родину,
	Но трудно найти убедительные
слова, ‘чтобы ‘выразить чувство, ко-
торе  испытываешь перечитывая
проект Конституции,
	Конституция. — это живое вырэ-
жепие всех великих побед нашей
страны, нашей партии, побед на всех
	_ Вес

141-я статья тлавы ХТ проекта Ho-
	вой Конституции говорит: «Вандида-
ты при выборах выставляются по из-
бирательным округам. Право выста-
вления кандидатов обеспечивается
ва общественными организациями 8
	обществами трудящихся;  коммуни-
стическими партийными  ортаниза-
циями, профессиональными ©0ю3а-
ми, кооперативами, ‘’ортанизациямя
молодежи, культурными общества»
МИ».
	В нашей стране работники   ис-
кусств имеют свой общественные
творческие организации, Этим совет-
оким организациям: союзу  писате-
лей, союзу композиторов, союзу ху-
ов и союзу архитекторов на-
		организациям и культурным общест-
вам. страны, дать право выставления
своих кандидатов при выборах по
избирательным округам. Все эти ху-
	дожественные союзы знают
	своей организаций и, конечно, вы*
двинут достойных и’ проверенных
кандидатов в советы. С другой сто-
роны, выделенный союзом канлидат
—писатель или композитор—будет от-
вечать за ‘свою работу, конечно, пе-
ред всеми трудящимися-избирателями
и в первую очередь перед’ своей
творческой организацией, которая
оказала’ ему доверие и честь, выави»
нув кандидатом в депутаты еовета,
	Надо дополнить 141-ю статью, ука-
зав, что право’ выставления канди-
датов обеспечивается и за художе-
ственно-творческими ‘организациями:
союзами писателей композиторов,
художников и архитекторов.

В 119-й статье тлавы  Х ‘«Обнов-
ные права и обязанности граждан»
указывается, что «гражлане CCCP
имеют право отлых» И’ 410 910
право на отдых обеспечивается 00-
кращением рабочего дня для подав-
ляющего большинетва рабочих до 7
часов, установлением ежегодных от-
пусков рабочим и служащим © 60-
хранением заработной платы, предо-
ставлением для обслуживания тТру-
дящихся пгирокой сети санаториев,
домов отдыха, клубов». Я считаю н6-
обходимым эту статью дополнить...
«предоставлением для оболуживания
трудящихся широкой сети  санато-
риев, домов отдыха, клубов, парков
культуры и отдыха, театров, кино и
других видов культурного  развае-
чения».
	ские.
р

топляющего ‘весь
щаяся

незаконченность

бя», её квинтоссен:
цию; сказав В од-
ном слове «Эала*
nar, Не ‘«Преция»;
не «география», не
«сарафан», & имен»
#0 «Оллада», «дл-
линское», }

Великюлейный
контраст белоснеж-
ных колонн ий яр
косинего неба, Мас-
сы STON неба, за-
спектакль, Кажу-
колоннад:
	 9т0б создать впечатление легкокры-
‘лости, чтоб. не отяжелить, HE pason:
‘тись, так сказать, с «небом», ВМ6:
	сте..с. тем, антизная гармония — про-.
порций. В круглую, вертящуюся пло-
щадку художник вписал вти колон-
нады так, что получилась закончен-
ная пластичная композиция, обозре-
вяемая со всех сторон, как статуя.
	Можно сказать при этом, что это
не Эллада вообще, не гомеровская, к
примеру, Греция в тяжелых доспехах
своих гегазметров, — это уже конец
У века, век Еврипида с его психоло-
гией и индивидуализмом, Что вырази-
лось в общем, мягком, лирическом то-
не оформления. Да, eto me «capa-
фан». Бурным ключом бьет злесь
жизнерадостность Актеру одно уло:
вольствие играть на такой площалке,
художник не подавляет, ‘а поотряет,
и @сли иной исполнитель на миг за-
будет, как ему итрать, вму нужно от:
ЛЯНУТЬСЯ На ЭТИ`КОлоННы, ЧТОбы ЗНАТЬ,
что делать. ‘ .

Рабинович вспомнился нам бегод-
ня в связи с новым прекраеным  до-
стижением советского’ декоративного
ИСКУССТВА. :
	Я шел на «Ричарда Ш» в Большой
драматический  таатр, раздумывая
по дороге, как решит театр экспозицию
этой пьесы. Шекспира упрекали 38
длинный монолог Ричарда, открыва-
ющий трагедию, Ричарл сразу до кон-
ца раскрывает себя и тем якобы рас-
холаживается к нёму интерес врите-
ля, да И такой большой монолог в
самом начале == ото вялая, повество-
вательная, антитеатральная экопози-
ция вместо той. резко драматичной
ноты, котла зритель, был бы, так ска»
зать, сразу охвачена шиворот и по-
вернут; лицом к событиям на сцене.
A можно еще вопомнить, что наши
театры: ставящие Шекспира, ‹ да’ не
только Шекспира; вое расказивают да
раскачизают зрителя; уже проходит
сцена. другая, третья, целый акт, по-
Ka не пробежит ота : электрическая
	ка не пробежит Sra электрическая,
искра и не наступит та глубокая, 88»
	таенная тишина внимания, когда Ie
стно можно’ сказать: ото ‘спектакль...

На «Ричарде» случилось нечто для
меня непредвиденное: зритель ©разу
был «схвачен за шиворот», когда не
	спринимать окружающую нас дейст-
вительность. -

Самое замечательное в нашей жиз-
ни то, что каждый из нас является
не только специалистом в своей уз-
кой области, но и активным участни-
	ком строительства нового мира. Kam-
дый из нас выполняет какую-то часть
	грандиозного общего планя работ, #
этот общий план соеднияет всех нас
в тесный и нерушимый коллектив,
Соянание того, что мы, работники
некусства, в Частности и композито-
ры, не просто «занимаемся искусст-
вом», & вместе со: всеми трудящими-
ся нашей страны создаем новую. куль-
туру — это сознание необычайно ра-
достно. Оно дает неисчерпаемый за-
пас творческой энергии, HO OHO же
заставляет неустанно помнить и о той
тромадной ответственности, которая
	лежит на нас, гражданах социалисти-
	ческой родины, величие и мощь кото.
рой` отражены в проекте сталинской
Конституции.
	фронтах, и военных, и хозяйствен.
ных, и политических,

Жить и работать для блага социа-
лизма  — большое счастье IH Hat,
современников тениального Сталина.

олжен сказать, что, гордясь 608-
нанием своих прав советского граж-
данина, я испытываю и чувство оби-
ды за то, что моя работа, мое ис-
кусство, искусство советского театра,
ниже тех величайших дел, которые
творит наш народ под руководетвом
коммунистической партии,

Когда я читаю Конституцию, я ви“
жу, как плохо еще нашими драма-
тургами осмыеливаются жизнь и лю-
ди, как несовершенно все мы вла-
деем нашим мастерством, и как мно-
го еще нам нужно сделать, чтобы со-
ветская драматургия, театр,  живо-
пись и музыка были достойны нашей
эпохи — эпохи CraTUHCROR Консти-
туции, :
	ГЛУБЖЕ МЫСЛИТЬ,
ЛУЧШЕ РАБОТАТЬ
									gE EERE Net

занавеса К «Ричарду Ш
		wer bib, TOIbRO ROGKGUERO. CTH
рая эмоциональность, яветвенно: слые
премия, мелодия, исполненная роман»
тнчесвого порыва», Да, это инагь, и
довольно крепкой, BO Ree: eme не
очень торопливый, @ оглядиой на.
				pou для интеллектуальной си
Ричарда и всей трагедии, в кор
такие огненные страсти, такие гал.
диозвные- поступки и нет ни 0410
капли фламандской крови, ни одной
зеленой травинки на ВыЖженом Е
знойном поле этих страстей, И #08
можно товорить об оптимиеме Шем
спира в этой запраненной трупам
трагедии, то он выражается в дем08*
страции этой могучей, неувротимой,
HO знающей отдыха человеческой 80
ли и энергии, жаждущей яайти вы
ход из своего средневекового лез
Вот эту задачу. как бы и поза
Тышлер спектаклю. ,

В спектакле есть бесспорно интер
ные места, однако, конечно, он 812%
Тышлера. Единственный актер, 19
нимающийся порой до уровня Tame
р — это Сафронов, исполияющий

ичарда (Монахова в этой роли мы 18
видели); Никакой быфовщаны, Buse
ком  натуралистическог  обырывл“
ния, Пронзительно-острый, ни ри
не пресекающийся, не дающий ©
ни на минуту передышия интелект
альный дух влалеет им, и 910, ЕОН9З
но, верно, потому что ум — BT Te
ний Ричарда и свособразлое в 004
яние. Актер ни на мог но выпускает
из рук этой интеллектузльной mite
образа и даже тогля, когда кажет
он ее ослябляет, оказывается, Что 08
держит ев ещё крепче, можно поду
мать, что как раз в эту минуту Р№
чирд втихомолку готовится в Mp
ку. Даже когда он устал, ааметнее тй*
нет свою хромую ногу, и сам горб #9
еще больше выпячен, — ум з800тря»
ется, словно компенсируя oa 91%
недостатки,  напрятается, = готовый
защищаться и напалать до полной
побелы. Даже котла Ричард ae
цемерит, в глазах его не столько 919
двоелушие; сколько трезвый, холод»
ный, насмешливый ум, как посторой»
ий свидетель, взирвющхий на разыгры»
вающуюся перед ним сцену, Это уме»
ние Сафронова составляет сильную ст0»
рону его игры. Олнако у Ричарда есть
н6 только это мерное и зловещев, X48
капля камень, долбящее и RODAY
прорывающее себе путь движение
интеллекта. Еёть’ у Ричарда 618
взрывы, бцены, полные пафоса, бу
ного ‘интеллектуального зэяТузивзу&
За редким исключением Сафронов 18
может достигнуть этих высот, = 19
крайней мере на том спектакле, #0“
торый я вилел. Совершенно пропал
oT знаменитая реплика: «Коня, кой
корону за коня!» Вовсе не убелитель
но и другое знаменитое место: сцёе
н8 0 леди Анной. Молодая вдов
идет ва гробом убитого Ричардом ат’
бимото мужа, Вдруг навстречу =
Ричард, он прогоняет песущих 10
людей, попирает гроб ной, и 77
анны анна плбнанйаннннй
	Окончание см, на 4 стр.
	рижекой ботоматери» Гюто; Дух сред-
невековья у Гюго, по бравнению 06
Шексииром — простое ‘красноречье.
А в декорациях ленинградского ба»
лета «Эсмеральда» эти Химеры, так
обильно предетавлепные, лишь слова
о средневековьи. Это, конечно, боль
ше, чем простое «описание сарафана»,
HO Kak далеко все же от «духа на-
рода». Эсмеральдовские химеры не
произвели на меня никакого впечат-
‘ления: не пугали, не озадачивали,
не бёопоконли, не волновали. Ну да,
‘Что тут особенного; — ну химеры! Это
ведь соответствующая’ эпоха, Нотр»
Дам, средневековый Париж, Воть
ХУ век?’ Есть ХУ век! Все в поряд-
ке. И только сейчас на «Ричардё»,
вспомнив эти химер, я посмотрел
‘Ha них иными глазамил. Благодаря
/Тышлеру. Там они только предста-
вляли эпоху; сидели чинные; совсем
‘милые химеры, тая про’ себя свои
страшные секреты, о которых никто
из зрителей и не подозревал. Здесь
они, так сказать, ожили, проревали
воздух своим свистящшим ночным
полетом, они действительно испутали,
обеспокоили, озалачили: Вы увидели,
что это. порождение болезненной фан-
тазии человечества, запугавного, на-
селившего мир жестокими. духами,
держащими в, когтях. человеческую
душу, которой только остается отча-
янно. возносить молитвы к небу под
угрозой стралиного возмездия. Мир
униженной греховной плоти и sade
ных буйных  позывов этой плоти.
кровожадный мир предрассудков и
суеверий, 6ез всякого проблеска на
спасение — вот что породило этих
человеческих ‘и звериных уродцев,
рассевшихся, на карнизах парижоко-
го собора. Человечество, мечущееся в
средневековой тьме, — вот что такое
химеры. Вот он дух средневековья.
Вот что дает Тышлер,

Впечатление было так сильно, что
по какому-то, нвоб’яснимому. может
быть, защитному рефлексу saxore-
лось сквозь эту кошмарную пелену
увидеть, оставленный там позади
ровный, залитый солнцем, пластиче-
ский мир Греции. И я вспомнил Ра.
биновича, и поэтому о него начал .сё-
годняшнее письмо.

Тышлер был последователен в сво-
ем замысле, если только. здесь был
сознательный замысел. Вышки, рас-
положенные наверху башен, mepe-
кликаются © такими же внизу, нА
них, на этих конусах, стоят эти ба-
шни. Они как будто находятся на
земле и в то же время не находятся.
вонзаются в землю и в 10 же время
оторваны от, нев, — весь дух тотики
дан В этом захватывающе-остром
обобщении, Как видите, химерич-
ность, она осмыслена в целом и да-
на в судорожно-напряженной силе и
энергии. Резкий ‘интеллектуалистиче-
ский дух этих декораций — верный
	„Ленинградские.
письма
	ОТ” НАШЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО
иовьвенАНлЕн
	‹...Истинная национальность 606то-
BT He в описании сарафана, а в са-
MOM духе народа». Как часто вопоми-
нается это замечание Гоголя, когда
наши театральные художники, опи-
сывая сарафан, выражают эпоху. Ко
нечно, сарафан тоже надо уметь опи-
сывать, и многие наши художники
стяжали себе доброе имя, честно раз-
делывая сарафаны и плащи,  бот-
форты и шляпы с перьями. Спасибо
HM H Ha этом, но когда они, отложив
так сказать кисть, отходят в сторону
й допытываются: <310р0в0?» — X0-
чется напомнить им это гоголёвское
восклицание. Они возразят, что в т6*
атре художник — человек подневоль-
ный, его добродетель — скромность.
кроме том, по чести мворя, они из-
носили башмаки, броля по музеям, и
просидели стулья над гравюрами,
нет, им не в чем себя упрекнуть. Как:
викак, а вель стиль есть. Да все де-
ло в том, Что его нет. Это не стиль,
а приспособление, ловкая и изворот-
ливая имитация стиля. Многие se
нинградские спектакли — сплошные
«сарафаны»: «сарафан» в «Женитьбе
Фигаро» в Госдраме, «сарафан». в
«Женитьбё Бальзаминова» в Трамв
«сарафан» в «Дон Карлосе» в Боль-
шом ‘драматическом Силит зритель

бесстрастно констатирует: да это

У век, или XVII nex, aoa XIX ber.
Но гле же искусство. выражение ду
	ха этого стиля, отого AV, этого
XVII pena?
Много дней утекло © момента по-
	становки в театре Немировича-Дан-
ченко «Лизистраты». Впоследствии
появилось Немало выдающихся 18-
бот, но над всеми ними до сих пор
высятоя и так часто вопоминаются—
дорические колонны Рабиновича. Там
не было «сарафана». Не было ни. про-
стоватой честности музейном копи-
рования ни. мелкого индивидуалисти-
ческого заигрывания с0 стилем.
Словно художник совершил дале-
ов путешествие в глубь эпохи, оста:
	навливаясь перед ее храмами. ее ста-
туями. читая оды Пиндара и лирику
	Анакреона и вернувшись назад. Rak
бы отбросил от себя все это, не о8и-
	раясь на эту вот альбомную колонну,
	чтоб 66 BOPOBATO воспроизвести, —
он лал эпоху самостоятельно, виз се-
		pore однообразности, а багровый
цвет стен бросает свой отблеск ‘на са-
мый воздух, на солнце на небо. Cre-
ны фаздаютося, обнаруживая , ramné-
рен, переходы, тюремные ‘ниши, трон-
ные валы. Падает’ пол’емный Мост,
опускаются стены и опять еше болёе
веприступные, замкнутые. угрожаю-
щие башни, как будто”бами готовые
броситься. в крозавую раепрю Алой и
Белой розы, у
Сразу видно, что Тышлер  совер-
шил это: путешествие В эпоху. Hs
сразу же видно, что это не была ту-
ристевая вылвака наших ‚ доброде-
тельных иллюстраторов, которые с
карандащиком в руках  обовревают
башни Тоуэра п сейчас же переносят
на бумагу, чтобы боже упаси, не упу-
стить какой-нибудь детали. В конце
концов они могут рассердиться, чего
от них требуют, чорт возьми! Они да-
ют на сцене подлинную английскую
готику. сличите, пожалуйста, и. за-
молчите; Историческов  правдоподо-
® но может быть подвергнуто сом-
нению, чего. ж вы еще хотите! Мы
хотим только Tord, чтобы была исто-
рическая правдивость, а не натурали-
стическое ‚правдоподобие и чтоб де-
корации стали. незаметным  продол-
SRCHHOM шекспировских монологов и
реплик, Вот это и дал Тышлер, Ox
соэдал свою архитектурную компози-
цию вполне ревлистическую в своем
содержании, но. решенную условно.
Но и Шекспир работал условными
приемами, Не мешает напомнить эле-
ментарные истины, Люди эпохи Ри-
чарда говорили будничной прозой, а
не стихами, ® У Шекопира они тово-
рят ‘стихами, Это неправдополобно,
но правдиво, Это ведет к обобщению,
& «духу народа», а не к «описыванию
сарафана», Так вот у Тышлера реаля-
стическая проза. выражена стихами,
тав ме как это было у Рабиновича,
Тышлеровские башни и стены вен-
чаются вышкамн и на них насаже-
вы хнимерические скульптуры: голо-
вы чертей, ослов, овиней, сквозь ко-
торые протлядывают искаженные че-
ловеческие рожи, Эта химерическая
фантастика проглядывает сквозь Bee
оформление, и как это правильно!
Вы помните химеры «Собора па-
	CATOCTBCHAG, Почему театральные
работы Тышлера значительно более
популярны. От зобевктивного» pecs
	8 так просто спрятаться, а при Оли:
вяишем знакомств © TAM И ле Xt
	чепть прятаться, «00 активное» нецо-
средственно находится перед твоими
глазами, носит ‘имя и‘ отчество и
пред’являет свой койкретные тр6бо-
	вания: сюжет, герон, эпоха, Они тол.
кают на реалистическое выступление,
и тогла оказывается, что ты не по-
терял «Тышлера», хотя оказался в ми:
ре реализма

В «Кармен» в Цыганском Театре 6е-
шеная жизнерадостность красок
словно - вызвана темперзментными
прихотями Кармеп, В «Школе не-
плательщиков» в тезтре Завадского
любовь Тышлера к фантастике обна,
ружилась в всевозможной игре шуток,
тАк. ‚Что даже спинки и ручки соло-
менных кресел возникали, как чело
веческие фигуры, сочувственно кива-
ющие своими соломенными головами
по, адресу пустоголовых героев. коме-
дин. В «Короле Лире» Тышлер. еде»
лал серьезную заявку на Шекспира.
Но все эти работы совершеннейпие
пустяки по сравнению © тем, что Ты:
шлер сделал в «Ричарде».

Страшный призрак средневековья,
от которого ‘целые века He MOTO
притти в себя и опомниться челове-
чество и чей зловещий пафос 6 ог
ромной силой выражает шекопиров-
ская трагедия; — вот что, предетало
перед зрителем, Этот зловещий па“
фоо средневековья и показал Тышлёф
	`В своем. монументальном. оформлении.
	Он тоже совершил путешествие. в
глубь эпохи, но, это не быля ечаст-
ливая прогулка Рабиновича. Не было
там ни синего неба, ни белоснежных
колонн, ни античной гармонии. Ка»
кой разительный коптраст двух этих
эпох! На сцене три огромных башни,
кирпичная кладка которых носит у
Тышлера характер тяжелой упрожа-
		BH, если так можно выразиться, по
всему ето виду чувствуете, что он м0-
жет, сказать нечто важное ий ждете,
что   ВОТ-ВОТ польетея человеческая
речь, и испытываете досаду, потому
что до вас доходят какие-то не всег-
да внятные звуки, жесты, знаки пре-
пинания. А художник удерживает
себя от такой речи, опасаясь, что 66-
ли ‘он так затоворит, вы. перестанете
610 слушать; онопотеряет свое ©в0е0б-
разие, свою ‘манеру; заговорит, как
«всё говорят», и перестанет быть Ты-
шлером. Это-суб’ективизм, увилива»
ние от’об’ективного, панический страх
потерять 0808 «я», раствориться,
«быть как все».  Это случается и. от
незрелости художника и от тайного
недоверия к действительности, непо»
пимания’ и ‘равнодушия ‘в ней, кото
рая единственно может оплодотворить
и ‘возвеличить его же индивидуаль-
ность. Понятно, для таланта, творче-
ки, пично это серьезная драматичё-
ская борьба. Но нужно быть реши-
тельным в этой борьбе, пора делать
какие-то смелые шаги. Иначе ты ри»
скуешь оказаться, по слову Beaune
CROMO, «единственным читателем CAG
	их произведений» й дойлешь нако»
	Hey до того, что тебе самому me
будет скучно читать эти свои произ-
ведения, А если делать эти шаги, ‘то
He заползать сейчас же обратно B
свою нору и, вытлядывая оттуда,
испуганно спрашивать, ‹а виден. Ли
Тышлер?», «а не потёрян ли = Tatty:
nep?> Her, не потерян, нет, виден,
причем больше чем когда-либо.
В. некоторых полотнах Тышлера из
верии «Цыгане», показанных на не-
давней выставке, есть бесспорно, мо-