it @ Die YW LD
				[0 ol
Db №
‚№ Pe
	  НАРУШИТЕЛИ Г НЕСОСТОЯВШИЕСЯ: СПЕКТАКЛИ
		Каждую осень театральная пресса
пестрит анонсами и предположения-
ми театров. К весне выясняется, что
планы остаются планами, & театры
занимаются не столько постановка-
MH, CKONDEO очковтирательством; Не
лучше поступают ‘и драматурги, ко-
торые не стольк@ пишут. пьесы, околь-
ко анонсируют свои нерожденные
творения, Театр валит вину на дра-
матурга, драматург на театр. Стра-
дает же зритель, тот зритель, кото-
рего кормят из года в год старыми,
«разболтавииииися» спектаклями. Мы
просмотрели комплекты нашей газе-
tH за 1935 г. И вот каковы грустные
результаты выполнения планов в те-
атрах.

Большой театр вместе с Экспери-
ментальным анонсировал десять спе-
ктаклей Не поставлены: «Спящая
красавица», «Кармен», «Снегурочка»,
«Конек-Горбунок», «Севильский ци-
рюльник», «Причуды», «Декабристы»,
Театр показал всего четыре снектак-
ля, из которых один — «Тихий Дён»
— вне плана.

Малый театр обещал «Иванова»,
«Ha всякого ‘мудреца», «Омерть Та-
релкина», «Концерт», «Отелло», «Ре-
визор», «Разбойники» и «Бронепо-
взд». Поставлены только «Отелло» и
«Броненоезд». ‘

МХАТ с филиалом поставил «Вра-
ги», «Мольера» (фальшивую пьесу,
которую пришлось ‘тут же снять) и
возобновил «Царя Федора», «Анна
Каревина», «Собака, садовника», «Си-
рано де Бержерак», «Три сестры» и
«Любовь Яровая» — это пока все еще
планы театра. .

Театр Вахтантова выпустил «Да-
лекое» и «Труса» и He выпустил
«Флорисдорф», «Обрыв», «Виндвор-
скив проказницы», «Овет во тьме».
	Камерный театр. Обещал и поста-
	ВИЛ А и «Не сдадимся». Все
остальное! обещанное — «Богатыри»,
«Антел», «Веревка», «Свирепый аме-
риканец» — перенесено на следую-
щий сезон.

Театр Революции, показав «Кон-
nept> и «Лестницу славы», не по-
казал «Пять превращений Дуси»,
«Дружбу», «Фому Гордеева», «Столи-
цу». 7

Театр им. Немировича-Данченко
анонсировал «Чио-Чио-Сан», «Тихий
Дон», «Пиковую даму», «Риголетто»,
ре acy Елену» и даже «Силь-
ву». Поставлен только «Тихий Дон»,

Театр Бебутова обещал «Париж-
скую жизнь» и «Смертельную лю-
бовь». Этот театр вообще побил ре-
корд, не поставив не только этих
двух пьес, но и вообще ни одной.
‚ Театр Завадского был самым щед-
рым на обещания. Но поставил толь-
ко одних «Соперников». Не пошли
«Последние», «Обман», «Смерть Па-
зухина», «Азорские острова», «Доч-
ка», «Честное слово», «57-я страни-
ца», «Сбор мандаринов».

‚Резлистический — театр. обещал
«Отелло» и «Сумерки театра», пока-
зая только «Отелло».

Еврейский театр выпустил «Стену
плача» и в конце сезона «Бойтру»,
задержал «Двенадцать 48008» и «Гер-
мана Фридберга»,

Театр Ленсовета анонсировал «Свя-
тую Розу» и «Пиковую даму». Ни та,
ни другая пьеса не поставлена.

Театры должны нести ответствен-
пость не только за качество своих
спектаклей, но и за свои планы, за
их выполнение, Театральный план —
это часть ‘общекультурного плана на-
шей етраны,
	Мартирос Сарьян
	Четыреста советских драматургов
за последние два года дали Малому
театру свои пьесы, Казалось бы, из
STON отромното количества пьес те-
атр мог бы составить обширный и
интересный репертуар. Каково же по-
ложение в действительности?

Сейчае в. портфеле. театра имеется
пять новых пьес: Билль-Белоцер-
ковского «Бунг. профессора Сокола»
(на тему о «советском Фаусте»), Л.
Соловьева — «Человеческая улыбка»,
молодого автора Гурова «Форпост»,
пьеса Родионова «Наши сердца» (об
отцовстве) и пьеса начинающего дра-
матурга Липкина «Истребители» (о
красной авиабии). 1

Кроме того Малому театру передан
весь редакционный портфель бывше-
то МХАТ второто.

Этим, однако, не исчерпываются
репертуарные возможности Малого
театра. Б. Ромашов должен сдать те-
атру новую пьесу к осени, Л. Сла-
вин еще в прошлом году обязался по
договору закончить для театра но-
зую пьесу, Анатолий Глебов к осе-
ни обещает сдать по договору пьесу
9 женщине жолхоза, заканчивает но-
вую пьесу К, Тренев.

Какие же из этих пьес покажет
TeaTp в предстоящем зимнем сезо-
не

Зав. лит. частью Малогф театра
С. С. Чекина сообщила, нам, что: в пер-
вую очередь будут поставлены «Че-
ловеческая улыбка». Соловьева Ми
«Форпост» Гурова. Кроме того будет
показан Москве спектакль «Слава»,
законченный постановкой в, прошлом
сезоне. .

— Если позволит время, театр. по-
кажет в будущем сезоне пъесу Горь-
кого «Васса, Железнова». В этом се-
зоне театр отмечает юбилей Остров-
ского и 50-летие сценической дея*
тельности народной артистки А. Яб-
лочкиной. В сентябре пойдет «Смерть
Тарелкина». Готовятся три новых
классических постановки: «Борис Го-
	Детские театры испытьтвают особен-
ный недостаток в хороших пьесах.
«Взрослые» драматурти очень неохот-
но берутся за пьесы для юното эри-
теля. При этом они ссылаются #6
только на низкий авторокий тонорар,
получаемый в тюзах уно и на труд-
ности пресловутой «специфики» дет-
ского театра. Те же вемноточислен-
ные авторы, котофые пишут для
юных зрителей, очень редко выпо-
ляют свои обязательртва в срок.

Драматург Ржешевокий должен был
даль Госцентюзу в прошлом сезоне
пьесу © Павлике Морозове «Бежин
луг», Несмотря на все напоминания,
автор ие представил пьесы. Театру
пришлось «откомандировать» сотруд-
няка CO специальной целью «сидеть
	дунов», «Ревизор», «Лес», Намечается
постановка  «Овечьего источника»,
Таким образом ренертуар нового \се=
зона составят три советских пьесы
и три классических. Ч т

Наши драматурги справедливо. тре
буют, чтобы театр серьезно работал
с автором и помогал ему: Это, конеч-
но, не снимает с драматурга ответ-
ственности за своевремейное выпол-
ненив взятых им обчзательств. К co-
	жалению, драматурги не веетда 0п-
	равдывают доверие театра,

Два года назад драматург Л. Сла-
вин подписал договор Малым, теат-
ром на новую пьесу о Дальнем Вос-
токе. В назначенный срок драматург
пьесы не сдал, заявив, что ему сей-
час «трудно» закончить пьесу, так
как он занят... сценарием.

Мнототиражка Малого театра про-
вела среди драматургов анкету о том,
как работать театру с авторами, 06-
ратились с этим вопросом и к Сла-
вину, &оторый заявил буквально сле-
дующее: a

— Малый театр заказал мне пье-
су. Я пьесу пишу, но кому сдам —
WE знаю.
	В свою очередь и руководство Ма-
лото театра недостаточно внимательно
относится к драматургам. Пьесы ле-
жат в театре месяцами, а драматур-
ти тщетно ждут ответа дирекции. ..
Пьеса Билль-Белоцерковского «Бунт
профессора Сокола» почему-то лежит
у нас очень давно. Но будет ли она
поставлена — никто не знает до. сих
пор.

А вот, пример работы театра ¢ MO-
лодым автором Липкиным. Он в про-
шлом году написал пьесу «Истреби-
тели», которая понравилась театру.
Пьесу предложили переработать. Од-
‘нако, новые варианты пьесы дирек-
цию, не удовлетворили. Не помогла,
видимо, и консультация «прикреп-
ленного» к  драматургу  pemuccepa
Хохлова.
	  Через полтора-два месяца, начинает-
	Никоим образом нельзя снять OT-
	ея новый театральный сезон. Между   ветственность за, создАвшееся  положе-
	‘ние с наших драм®тургов. Любой из
них об’яфняет  авое безделье в этом
сезоне “тем, что` усиленно готовится
к 20-летию Октября, к которому и 60-
бирается. приурочить окончание оче-
редной работы. Подготовка к 20-летию
Октября = действительно .дело чести
советской драматургия. Но ебли все
драматурли «берегут» свои пьесы к
20-летию Октября, то @ни обрекают
на провал наступающий сезон, кото-
Тый тах же, как и всякий друтой с8-
зон, не может обойтись без полно-
ценных оовотских пьес,
	Приходится, впрочем, отнестись к
заявлениям подобного рода ® нело-
верием и искать причины безлейст-
вия наших драматургов в. другом, Те
исключительно  блатоприятные; усло-
вия, в которые страна поставила На-
ших драматургов, оказались для мно»
тих из них поещрением не‘ к рабо-
те, а к лени и своеобразному «ран-
тьерскому» существованию, В догово-
рах ведущих театров из пода в д
фигуряруют улик и те же имена дра-
матуртов,

По всем признакам. эти авторы ии
в малейшей степени не намерены ио-
полнять взятыю. на себя по договору
обязательства. Драматурги Шестаков
и Ржешевокий, например, в течение
двух лет нь выполняли, обязательств,
данных Гобцентюзу и Детскому теат-
ру. Драматург Славин не только. не
сдает обещанные им Малому театру
и театру им. Вахтангова пьесы, но.
	даже отказывается назначить лприб-
	лизительный орок сдачи. Такото. рода
отношение к взятым на себя обяза-
	  тельствам нашло среди драматургов
	самое широкое распространение,

Драмсекция союза писателей не
оказывает достаточного воспитатель-
ного воздействия на об’единяемых ею
драматуртов, Хотя это вхолит в 08-
мые непосредственные ее обязанно-
сти. Неизвестно ни одного случая, ко-
тда драмсекция призвала бы к соблю-
дению своих дотоворных обязательств
какого-либо драматурта, уклоняющето-
ся от выполнения взятых им обяза-
тельств. Неизвестно ни одното случая,
когда лрамсекция реально помогла
бы какому-либо театру получить‘ пье-
су.

Если совершенно неблагополучно
положение © репертуаром в столич-
ных театрах, то в еще худших усло-
виях находятся театры периферии.
	Состояние. советского репертуара
настолько серьезно, что требует не-
медленного вмешательства CO стороны
Комитета по делам искусств. Пред-
стоящему сезону угрожает реальная
опасность.
	тем, ни одий ‘театр Москвы и ‘пери-
ферии не может еще с уверенностью
сказать, какие ньесы он покажет B
этом сезоне. Кое-какие наметки име-
ются, но только в отношении .клас-
сического * репертуара. › О. советско
пьесе почти не говорят. В ‘договорах
© авторами и в торжественных 06е-
щаниях драматургов недостатка нет
— любой теалр может представить
всрох дороворов и сообщить об `‘аван-
сах, выданных по этим договорам, Но
готовые пьесы насчитываются еди-
ницами. Может ли театр при таких
условиях. товорить о твердой художе-
ственной линии, © творческих перс-
пективах? Могут ли актеры серьезно
готовиться к новым ‘ролям?
Театры проявляют позорное равно-
лушие к планированию репертуара.
С легкой руки ведущих наших теат-
ров вошли в тралицию совершенно
безответственные декларации 0 .«ре-
пертуарных планах», в редких случа-
ях осуществляемых едва ли на одну
четверть. Фактически в практике на-
них театров утвердилаюь полнейшая
бесплановость.

Очень часто важная работа по осво-
ению классики служит оправданием
полнейшей бездеятельноети театров в
создании современного советокого ре-
пертуара. Советская пьеса определя-
ет идейно-творческое лицо театра. Те-
атры ‘делают огромную ошибку, ко-
гда. пытаются «отыграться» на клас-.
сике, Для художественных руководи-
телей, не желающих работать с, авто-
ром, не умеющих привлечь молодых
советских драматургов, постановка
классической пьёсы сплошь и рядом
оказывается единственным способом
спасти театр от бездействия. К числу
таких художес? венных руководителей
приходится отнести, к сожалению, и
В. 9. Мейерхольла, ежегодно публи-
кующего обширные репертуарные пла-
HE, & на деле избегающего работы ©
сбветским драматургом.
	Известна чрезвычайная меллитель-
ность и равнодушие МХАТ имени
Горького и Малого театра к поступа-
ющим в их портфель пьесам. Работ-
ники этих театров сами признают этот
грех за собой и делают все же нич:
TORHO мало для того, чтобы положе-
ние изменилось.

В театрах образовался особый тип
бездельника, занимающего должность
заведывающего литературной частью.
Что практически лелает завлит для
того, чтобы создать вокруг театра дра-
матургический актив, лля того, чтобы
привлечь в театр писателей и поэтов,
для того, чтобы воспитать у себя в
театре молодых авторов? Чем практи-
чески помогает завлит своему театру?
	Хоровая капелла Всесоюзного ради окомитета под Упрозлением заслу»
женного артиста республики Свеш никова
	 ’ В ЧЕХОСЛОВАКИИ
	ялся митинт, В демонстрации принт,
мало участие много детей, которы
преподнесли нам цветы,
	Техника хорового пения в Чат
словакии чрезвычайно. высока, Ноль
ром ата страна считается колыбель
хорового искусства. ‘Сольное пен
кульгивируется там только у профн,
сионалов: ‘Любой чехословациий 1
легко исполняет вещи, которые ди
многих наших коллективов являют
очень часто недостижимыми, Так, зи.
пример, семиголосый хор считаете у
Чехословакии самым обычным дело,
Даже школьные хоры исполняют 11,
изведения на четыре голоса, Но дез
есть и оборотная сторона, Уваечени
техникой идет, конечно, 38, счет зу»
циональной насыщенности исполняь,
мого проиаведения, поэтому от испол,
нения чешских хоров зачастую в
хололком, безжизненностью,
	О том, что наши выступления про
шли с большим успехом, сообщал
yR6 во всех тазетах, Мне тоену
только подчеркнуть имена советки
авторов, чьи песни встретили оби.
но горячий прием во время нашей пе,
ездки. Прежде всего. произведены
ом — песни 13 «Ты

она», Потом песни  Давидетно,
3. Левиной и Книппера. И, накола,
русская классика. В общем на таздиц
концерте ‘мы’ биссировали полов
программы. Из’ исполнителей ceoiny
успехом пользовался солист ВРК ть
нор Ткаченко, о котором писали ут,
ные газеты, что он может в успех
занять место на любой европейсто
сцене. Не меньший успех, neon,
удивление, вызвааи наши октавяеты,
Наши слушатели никак не могли 1.
нять, как может“ обыкновенный 3:10,
век так свободно брать контр-ля(ь
MOB,

! сентября в Москве начнет ми,
роли пражский хор. «Типографая»
Это один из лучших хоров Чехол
кии, и москвичам очень интерет (у
Дет услышать етих мастеров хоро»
то пения.
	Засл. ‘артист республини
А. В. СВЕШНИНОЗ
		Советские артисты всетда встречали
радушный прием за › границей. Но
встреча, которую оказали нам в сто-
лице Чехословакии, превзошла все
наши. ожидания, :
	Выйдя из вагонов, мы вместе
представителями хора типографских
рабочих; вошли в зал вокзала, Там
в чрезвычайно волнующей и торже-
ственной обстановке нас встретил хор
«Типография» в полном составе, ис-
полнивший в виде приветствия од-
но из произведений композитора СОме-
таны. После обмена речами мы вы-
шли на площаль перед вокзалом, и
тут мы увидели совершенно необы-
чайное зрелище. Все громадное mpo-
странство было заполнено  много-
тысячной толпой, устроившей ‘ нам
бувную овацию. Крики «Да здравет-
вует советская культура!» «Да здрав-
ствует Советский союз!» «Да здравст-
вует товарищ Сталин!» сопровождаяи
нас на всем пути в гостиницу. Мы
шли в гостиницу пешком, и нащ путь
в сопровождении огромнейшей мас-
сы народа вылился в мощную поли-
тическую демонстрацию. По. пути сле-
дования к нам примыкали все новые
и новые прохожие, Трамвайное дви-
жение остановилось.
	1 июня мы отдыхали после дороги
и В этот’ день слушали в прекрасном
Пражоком национальном театре опе-
ру «Проданная! невеста». В этом спек-
такле нас всех особенно поразила 38-
мечательная сыгранность ‘оркестра
п/у дирижера Зуна, Игра оркестра
отличается необыкновенной — мяг
костью, аккомпанемент — безукориз-
ненный.
	На друюй день был наш первый
концерт в зале им. Сметаны — луч-
шем концертном зале Праги, Выступ-
ление началось с того, что хор «Ти-
пография» п/у профессора. Аим ис-
полнил «Интернационал». Мы ответи-
ли чехословацким гимном; Зал был
переполнен, публика стояла в прохо-
дах, у выходов, в ложах... На концер-
те присутствовала вся музыкальная
общественность Праги — профессора,
критики, композиторы; артисты, , чле-
ны кабинета министров, дипломати-
ческий корпус.
	Второй концерт в Праге мы дали в
Люцерн-зале, вмещающем 5 тысяч
слушателей,, Концерт этот кончился
не совсем обычно. После программы
публика, наполнившая зал, исполнила
«Интернационал».
	После Прати мы посетили еще де-
вять городов, Интересно отметить
случаи в Жилине и Peltxendepre. B
Жилине мы узнали, что перед кон-
цертным залом собралась колосбаль-
нейшая толпа, состоявшая  преиму-
щественно из рабочих, не имевших
возможности попасть ‘на концерт,
	ОБМАНУТЫЕ ДЕТИ
	пад автором». Только таким не совсем
обычным путем театр заставил автора
закончить пьесу, но в минувшем се-

зоне она, конечно, уже не могла
быть поставлена.

Московский театр юного зрителя
наметил в своем. репертуарном плане
пьесу для взрослых о детях, которая
была обещана театру ‹ драматургом
Преневым. Сезон кончился, но зрите-
ли этою спектакля так и не увиде-
ли.

В*течение двух сезовов никак Be
мог закончить для детского театра
драматург Шестаков пьесу «Милый
дом», которая уже очень давно бы-
ла, об’явлена в репертуаре, театра.
Театр, «намечает к постановке» эту
пьесу в будущем сезоне,
		НЕ ПОДВЕЛ ТОЛЬКО ГОЛЬДОНИ
		АИвоПиИСЬ.
	Мартироса Сатьяна.
	новое чувство протяженностей и глу-
бины, так искусство Сарьяна неза-

метно и разом производит перемену
в нашем восприятии, и мы. уже назы-
ваем эти острые горы, эти зазубрен-
вые лали близкими и своими.

Все свои тридцать профессиональ-
Ных лет он проработал так. Не то,
чтобы у него не было заминок`и 0т-
клонений, — у какого живого искус-
ства их нет? — нов совокупности,
в длительном движении Сарьян все
растет и богатеет, В его живопЕси
прибывает жизненность и человеч-
ность. В его приемах нарастает“ тон-
кость и разнообразие. Вот почему се-
годняшний Сарьян мне — и только
ли мне? — милее и дороже вчераш-
него, & завтрашний будет, видимо,
милее и дороже сегодняшнего. Мож-
но сказать, что Сарьян — из тех ху-
дожников, у которых последний этап
всегда лучший/ Исключение — лишь
несколько лет в начале 1920-х тодовь
когл\ Сарьян пережил надлом, один
раз ва все тридцатилетие, и когда он
стоял на распутьи, не зная, что дё-
лать дальше и вяло повторяя самого
себя. Это — единственное время, ког-
да и наше ‘общее чувство к Сарьяну
было поколеблено, & колебания были
оправданы; выставка оживляет их,—
вот они, эти представители упёдоч-
ных лет, холодно раскрашенные, на-

жливо расцвеченные холсты: «Ар-
mina, «Полдневная тишь», «Сол-
печный пейзаж» и т, п., где Сарьян
стал собственным своим о эпигоном.
Не скиньте их — их было немното, —
какое свободное и се мужающее
	С тех отроческих лет, когда я впер-
вые увидел Сарьяна, & Сарьян впер-
вые стал выставляться — с «Голу-
бой розы» 1906 года, — во мне креп-
ко живет чувство, что это один из
самых счастливых художников, кАд-
кие были в нашем искусстве. И сей-
час, на юбилейной сарьяновской”вы-
ставке, отмечающей тридцатилетие
его живописи (каталог товорит даже о
тридцати пяти тодах — почему? ка-
кие школьные упражнения накиды-
вают целое пятилетие?), это ощу-
щение удовлетворенной полноты и
душевной солнечности не изменилось.
Оно то же. Оно встречает нас у са-
мото порога и не покидает, пока мы
ходим от холста к холсту и от рисун-
ка к рисунку.

— Это — редчайшее свойство. Не
знаю, у кого. из наших художников
есть оно в такой мере. Пожалуй, у за-
мечательного «русского итальянца», у
дивного пейзажиста тридцатых годов
истекшего века — Сильвестра Щед-
рина. У кого еще? Именно это каче+
ство создало Сарьяну такую” верную
дружбу зрителя. Ему никто никогда
не изменял. Его любят напрочно.
	Искусство Сарьяна дытмет легко и
полно. Котда мы приближаемся к не-
му, наше собственное художествен-
вое дыхание наливается таким же
здоровьем и свободой. Не потому ли
Сарьян никогда не был и не казался
ни экзотиком, ни стилизатором, хотя
далекие восточные мотивы его кар-
тий были для нас, северян, непри-
зычны. Но, как в горах, наш равнин-
ныйзглаз сразу подчиняется новым
законам перопективы и приобретает
	вряд ли будет вообще поставлена,
хотя тонорар выплачен полностью.
Перевод ньесы Брехта еще не прочи-
тан’ театром и судить о нем еще рано.

Отметим кстати, что Реалистиче-
скому театру труднее других привле-
кать драматургов, ибо финансовая мё-
ломощность, и болёе чем скромный об’-
ем зрительного зала не сулят ‘автору
ни больших тонораров, ни многоты-
сячных автороких отчислений,

Если руководители театра имеют
кое-какие предположения о penepfya-
ре будущем сезона, то совсем ничего
не знают о нём ни актеры, ни обще-
ственные организации. Так, например,
председатель месткома т. Ларионов не
мог сказать нам ничего о ближайших
постановках. Актриса Янукова заяви-
ла нам, что не только актеры, но и
сам Охлюпков (как это выяснилось на
последнем производственном совеща-
нии) не знают, какие новые пьесы
будут поставлены в наступающем се-
зоне. Артист Абрикосов «слышал» о
пьесе Погодина, но этим исчерльва-
ется ео информация о репертуарном
плане.

Самым «надежиым» автором театра
оказался Гольдони. Его пьеса «Трак-
тирщица» уже закончена постановкой
и будет. показана в начале сезона. И
только к концу сезона театр намерен
показать погодинскую «Шубу англин-
ского короля».
	  Театр под руководством Охлопкова
заканчивает летний сезон. Каковы его
планы на будущее, в первую очередь
планы репертуарные?
`` Чватр заключил договоры с Погоди-
вым, Никулиным, Билль-Белоцерков-,
ским, Охлопковым, Рахилло, Стени-
чем, Павлюченко и Треневым. Из этих
авторов пьесы своевременно сдали
только Погодин (водераль «Шубазанг-
лийского короля») и Охлопков («Ут-
рюм-река» по роману Шишкова), Ни-
кулин и.Билль-Белоцерковский. долж-
ны сдать свои пьесы только осенью.
Поэтому еще не настало время зачи-
слять этих авторов в списки злостных
должников. Но вот Рахилло должен
был сдать пьесу к 15 февраля. В свое
время он получил аванс и с тех пор
в театр больше не показывался. Оте-
нич, обязавигись сдать перевод пьесы
Бректа к 1 ноября прошлого года,
сдал его только на-днях. Инсцениров-
ха «Евгения Онегина», сделанная Па-
влюченко и Треневым, ввиду явной
непригодности была театром забрако-
зана, и трехтысячный аванс пришлось
зачислить в убыток.

Сейчас в портфеле театра всего
лишь три пьесы: Погодина, Охлопкова
	и Брехта. Но пьеса Погодина театром,
неределывается, а когда она пойлет
	в постановку, еще не ясно. Пьеса Ох-
	оПкова, по словам директора театра,

1000 ТВАТРОВ-—ПЯТЬ ПЬЕС
	В Советском союзе около 1000 Te
атров. Каким огромным репертуаром
мы должны располагать, чтобы удов-
летворить спро@ этих театров на х0-
рошую советскую пьесу.

Но хороших пьес. мало, и перифе-
рийные театры часто grapart заведо-
мую макулатуру. До сих пор идут
такие пьесы, как «Малиновый берет»
Горева и «Мой сын» Архипова. А ведь
эти 06е пьесы получили жесточай-
шую критику в «Правде». Перифе-
рийные театры ставят такие никчем-
ные пьески, как «Сердце в ремонте»
Залонского, «Счастливая женщина»
	«Портрет Люси Сарьян»
	ная жизнь облекалась тут в настоя-
щую, своеобразную форму. Народные,
национальные черты своего мастер-
ства Сарьян нашел очень „скоро, уже
спустя два-три года к юношеско-
то барахтанья в фантастике «Голубой
розы». К, 1910 году это был уже увде-
ченный наблюдатель и поэт своего
Закавказья, пишущий только то, что
у него перед-глазами, видящий, ка-
ким лаконизмом об’емов, контрастно-
сти цветов наделяет юм солнце
природу и людей. Он перёдавал это
с уверенностью большого художника.
Однако, в сравнении с тем, что Сать-
ян делает” теперь, ‘это старое сарь-
яновское искусство выдает и свою
оборотную сторону — известную мо-
нотонность мотивов, неподвижность
приемов, некоторую преувеличенность
обобщений, излишества красочности.

Мы не замечали этого раньше, как
не замечал и Сарьян, Казалось, что
это только отражение неподвижности
старого быта, сонливости патриар-
хальной жизни. Но мы замечаем это
теперь, котда кипучесть молодой со-
ветской Армении принесла Сарьяну
— подлинному народному художнику
своей страны — нов ботатство
приемов, тонкость кисти, разнообра-
зие тем и прежде всего BOBBY Yer
ловечность.
	Тритера. «Вранье» и «Боевой pyr»
И. Всеволожского, «Легкий человек»
Колкова. Любопытно, что последняя
пьеса запрещена к постановке, но пе-
рифевийные театры, ‹ почему-то про-
должают ее ставить.

Периферийные театры не пытаются
искать новых драматургов из среды
‘местных писателей. Они предпочита-
ют копировать репертуар столичных
театров. Это неплохо. Но в итоге весь
репертуар советских пьес периферий-
ного театра состоит из 5—6 названий,
Это «Аристократы», «Чудесный
сплав». «Платон Кречет», «Слава»,
«Семья Волковых».

— Пьесу Гусева «Слава» мы. вна-
чале забраковали, — заявил один из
директоров периферийных: театров.—
Но когда прочли о ней положи-
тельные отзывы центральной прессы,
	решили поставить. И что же? Пьеса
	хорошо ‚пошла, : $

`Пъесу Арбузова «Шестеро люби
мых» пе хотел ставить ни один пери-
ферийный театр. Только после. того,
как. московский драматический, театр
под руководством; Смышляева пока-
зал «Шестеро любимых» в Москве и
пьеса была, хорошо принята зрителем,
периферия обратила на нее внима-
UG,

Периферийные театры должны в06-
ПиТыватТь своих’ драматургов, °
	Это. последнее пленительнее всего,
Давний Сарьян мало занимался че-
ловеком, & когда занимался, то при-
равнивал его к неодушевленному на-
тюрморту или к  антропоморфной
природе: вот человек-апельсин, вот
человек-гора, вот человек-пальма. Но-
вый Сарьян не только жаден к лю-
дям, но и любимые облики родных
пейзажей воспринимает сквозь пюд-
скую жизнь, сквозь советский труд и
	строительство, YUH обнаруживает тут
	лаже виртуозность и наблюдатель-
ность, о которой нельзя было подо-
зревать. Его полотна стали какие-то
торячие, В них есть стремительность.
Самое совершенное в них — фигур-
ки людей и животных, которыз даны
с безукоризненной меткостью, легчай-
шим прикосновением кисти. Пелой-
дите к «Горе Арага», или к «Приемке
винограда на Аштаракском пункте»,
ли к «Мосту у Эривани», или к
«Постройке народного дома»? и оце-
ните, какой глаз, каная рука и какая
вдумчивость нужны, чтобы придать
такую выразительность этим деталям,
скромным пометкам на пейзажном по-
лотне.

Такие вещи не даются просто так,
с воздуха: они должны быть итогом
взыскательного труда,  настойчивого
упражнения над натурой, и хоропо,
что Сарьян не скрыл от нас извест-
ной доли своих рабочих тетрадей: в
боковой таллерее, за колоннадой лест-
ницы, выставлена серия таких чер-
новых набросков, об’ясняющих, чему
обязан Сарьян своей виртуозностью,
После этого неё удивительна благород-
ная тонкость решений, ‘данных в
«Дворнке колхозников» или в «Турк-
менских детях», живая мяткость в
«Южной зиме» или в «Зиме в Эрива-
ни», где впервые сказалось, что Сарь-
ян когда-то в тоды ученья проходил
левитановскую школу — новый ли.
ризм в «Весеннем дне», «Домике в
саду» или «Дворике в Эривани».

Да и в прямых портретных реше-
ниях Сарьян отдает сейчас неизме-
римо больше внимания человеку, чем
	‘делал это когда бы то ни было рань-
		ЗА РУБЕЖОМ.
	Неизвестный автопортрет Тиц
недавно был\ обнаружен в Генуе пл
попытке его вывоза в Испанию, Х»
рошо сохранившаяся „картина (un
подвергнута экспертизе  известы
искусствоведов проф,