2? 94

(515
	IBIETCI
	VICKY
	Всесоюзная хоровая олимпиада, Дагестанский
	деятельный хор. Юные
	Суббота, 11 июля 1936 г.
	О херовом
искусстве
	Her 8 кашей стране искусства
(толь массового, популярного и люби-
мого, как хоровое пение. И одновре-
уенно нет у нас искусства, в столь
(ульшой мере лишенного настоящей
профессиональной культуры. В са-
wow mene, У нас есть десятки тысяч
	Орган Всесоюзного комитета по делам искусств при Совнаркоме
		1еатры и репертуар
	Торговля
пьесами.
	Мы привыкли, и не без основания,
упрекать театры в нечутком отноше-
нии к драматургу. Но, к сожалению,
и наши драматурги часто не выпол-
няют своих обязательств по отноше-
нию к театру.
	В июле 1935 т. драматург Г. Янов-
ский заключил договор в Театром
санкультуры и обязался через тод
сдать театру пьесу на тему о боль-
шевистской морали, Драматург взял
аванс.
	  В феврале 1936 г. Яновский’ прочел
театру черновик иъесы. Театр пред-
ложил ему сделать некоторые по-
правки, драматург обещал учесть эти
поправки и в кратчайший срок сдать
пьесу. Несмотря на 10, что театр по-
сле этого несколько раз обращался к
Яновскому, тот не только не сдает
пьесы, ‚но даже не откликается. Мол-
чит драматург и об авансе, удачно
сочетая работу над пьесой о новой
морали с хлопотами по устройству
своей пьесы в друюй театр, где по-
правок не требуют и денег обещают
больше. } .

Но если одни ApaMarypru, как
Яновский, решительно отвергают те-
	лефонную и почтовую связь с теат-
	ром, то друпие, как, натример, Соло-
вьев почтой не гнушаются.

Соловьев должен был по договору
тоже, получив аванс, сдать еще в
1934 г. театру Революции свою пьесу
«Дружба». Театр тернеливо ждал два
года. В мае 1936 г. он, наконец, по-
	  лучил от драматурга письмо, в Ко-
	тсром было написано:

«Многоуважаемые товарищи, офи-
циально ставлю вас в известность,
что пьеса «Улыбка Джиоконды» (ра-
нее называемая условно «Дружба»)
передана мною для постановки Мало-
му театру»:

Дальше в письме уже полная пу-
таница. Соловьев предлатает театру
Революции вместо «Дружбы» пере-
делку «Сирано де Бержерак», так
как «ранее условно называемая «Дру-
жба» дана Малому театру взамен дру-
	гой, которую я должен был им сдать
	TO договору».
	Всесоюзная хоровая’ опимпи
	Если не подведут авторы...
	мова-Ланского, должны сдать свои
пьесы к 1 января 1937 г. Но сдадут
ли они к сроку? И что делают дру-
гие авторы?
	Камерный театр так же не обеспе-
чен советскими пьесами, как и Театр
МОСПС. Зимний сезон Камерный те-
атр открывает спектаклем «Богатыри»
Бородина о текстом Демьяна Бедного.

Пять новых пьес ожидает Камер-
ный театр от наших драматургов и
писателей. .

— В этом сезоне, — сообщил нам
завлитчаетью Камерного  Тватра
Р. Рубинштейн, — наш театр покажет
три новых советских о пьесы и пуш-
кинокий. спектакль.

Кто же авторы этих новых пьес?
Писатели Леонил Соболев и Юрий
Яновский. Первый должен написать
пьесу о современном Красном флота,
второй о гражданской войне на Ук-
раине. Дирекция Камерного театра
ждет новую пьесу и от Ве. Вишнев-
ского 09 Дальневосточной афмии, и от
поэта В. Лутовекого -= историко-ре-
волюционную пьесу. Обещана театру
и новая пьеса Борисом Левиным. По
заверению Р. Рубинштейна, Ю: Янов-
ский должен закончить свою пьесу
к 1 октября этого года. Что’ касается
остальных драматургов, TO сроки
	  окончания их пьес неизвестны.
	Из этих пяти обещанных пьес пока
ни одна не готова.

Судьбы ‘репертуара Театра МОСПС
И Камерного театра целиком зависят
от драматургов, которые сорвут план
сезона в обоих театрах, если не сда-
дут пьесы к сроку.
	канцелярия
	Но с драматургом у директора раз-
вор иной: у

— Сначала переделайте  пъеску.
Поправки? ДЛалим, Через дёсять дней,
Нришлем домой! Е

‚.Драматург ждет. Ждет с октября
по февраль. Указаний театр не дает.
Пьеса не ставится,

Культпроп поручает разбор этото
вопроса специальной комиссии Уп-
равления по делам искусств. Управ-
ление выделяет тройку.

Комиссия ‘большинством двух про-

тив одного Антадзе требует постанов-
ки, но меньшинство в лице одного
Антадае залтрещает директору театра,
т, е. самому себе, подписывать дого-
вер.
’В итоге: есть хорошая пьеса, теат-
ры нуждаются в хороших пьесах, но...
тут можно начать сказочку про бело-
го бычка сначала,

Дело Тархиншвили — шедевр во-
локиты. Но это случай — нё еди-
ничный. А сколько таких директоров
не считаются нетолько с качеством
пьес, но с мнением общественности?
Сколько хороших пьес маринуется
или просто отвергается. Почему, —
это тайна безответственных директо-
	ров.
	жде всего дают свои пьесы столич-
ным театрам. А периферия должна
	MARTH TOTO времени, когда эти Dbt-
сы будут напечатаны. К этому вре-
мени они пройлут в театрах Москвы
и Ленинграда, Вот пример с «Анной
Карениной». Горьковский  драмати-
ческий театр уже работает над этой
пьесой и хотел давно ее показать, но
театр не может этого сделать, так
как он обязан выпустить этот спек-
такль только после постановки
		В течение лета Театр им. МООПС
подготовит ‘два спектакля: «Вассу
Железнову» и «Вильгельма Телля»,
Эти две премьеры театр МОСИС no-
кажет до. 1 января 1937 г. 11 @ев-
	Год издания седьмой
	Обсуждение
проекта
	Конституции
	ВЫСКАЗЫВАНИЯ
РАБОТНИКОВ ИСКУССТВ
	Засл. артист республики
	Я находился в Днепропетровске н&
гастролях Малого театра, котда бы-
ла опубликована сталинская Консти“
туция. Я видел, с какой радостью чи*
		новой советекой Конституции, я ви
дел, как люди обнимались на ули»
пах. Мне сейчас не 62 года. Я чув.
ствую себя молодым и бегаю от сч8-
тья, как мальчик. Мне — 32 года,
ощущаю огромный творческий
под’ем. С ‘какой радостью я играю
сейчаю Отелло для широких ‘масс ape
телей, трудящихся нашей страны

Новая Конституция Cowaa CCP —
это величайшее произведение в ми-
ре, какое я котда-либо читал. Я чув*
ствуя себя. хозяином страны. Это на+
полняет сердце актера огромной ра-
достью, делает каждого из’ нас ис»
полином. Сталинская ‘Конституция
дает актеру’ беспредельные возмож“
ности для творчества.

Мы, работники искусств, должны
напрячь все свои силы, чтобы жить,
работать и быть полезным Стране
советов, стране, которой руководит
тениальный Сталин.
	Е. О. ЛЮБИМОВ-
JIAHCKOM
Народный артист республики
	Мы, люди старого поколения, роз
дившиеся в эпоху глухой реакции, не
можем не вопомнить наше прошлое,
Я — сын бедного одесского учителя»
еврея. С величайшим трудом мне
удалось получить среднее образова»
ние, сдав экзамены экстерном. Но
все мои попытки попасть в. универ»
ситет кончились неудачей. Процент=
ная норма, существовавшая тогда
для евреев, закрывает мне доступ в
харьковский университет.

Поступаю на сцену. Я — начинаю“
щий актер. У меня нет правожитель-
ства и. поэтому центральные города
закрыты для меня. Москва, Петер-
бург — туда нет доступа. актерам-ев=
реям. Я должен довольствоваться ит“
рой на сценах небольших городов,

Великая пролетарская революция
дала нам, актерам, не только все пра-
ва гражданина Советской страны, но
людей, несущих культуру в массы,
поставила в первые ряды. Сталин“
ская Конституция это право утвер“
дила.

Гениальная  ленинско-сталинокая
национальная политика привела к #8-
бывалому расцвету искусство народов
Советского Союза. То, что раньше ка»
залось фантазией, стало былью, Раз
ве могли мечтать при царизме угне“
тенные народы Казахстана, Туркме“
нии и других национальных peony
блик о том, что они смотут свободно
‘развивать свою культуру и искусст:
во, национальные по форме и <оциз“
листические по содержанию. Мы ви-
дели в Москве’ замечательные образ
цы зрелото искусства братских рес“
публик. А как ширится и развивает“
ся наше еврейское национальное ис“
кусство! Как расцветает русское н&8-
циональное искусство!
			я уверен в гитантском росте кулва
туры Советской страны, а, значит, и
в том, что мы гигантекими шагами
будем приближаться к коммунизму,
Но пока мы еще живем в стране со-
циализма. Y нас есть еще тосудар=
ство. Поэтому я не могу согласиться
с предложением Б. Е. Захавы, кото-
рый в прошлом номере «Советского
искусства» рекомендовал в первой
статье Конституции слова «Госудафр=
ство рабочих и крестьян» заменить
словами «Государство трудящихся»,

Это неверно потому, что сегодня не
уничтожена еще разница между ра-
бочими и крестьянами, а, во-вторых,
У нас существует и будет еще су
ществовать ведущая роль рабочего
класса. С этой же точки зрения я
высказываюсь и против предложений
заменить в статье 132 Конституции
слова‘ «Рабоче-крестьянская Красная
армия» термином «Красная армия
трудящихся».

Сталинская Конституция так 86+
личественна и грандиозна, охваты-
вает такой огромный комплеке мы-
слей, что трудно сделать какое-либо
существенное дополнение к ее тек-
сту. В голову, правда, приходят при
ее чтении многие мысли, HO, когда
начинаепть разбираться в их потоке,
видишь, что все возможные поправ-
ки и дополнения должны найти свое
место не в основном законе страны,
а в тех специальных кодексах и ва-
конах, которые будут созданы на 06=
нове новой Конституции и, я думаю,
будут также подвергнуты всенародно
му обсуждению,
	В. Е. ТАТЛИН
Художник
	Статья 118 сталинской Конституции
говорит о праве граждан СССР на
труд. Свободный выбор любимой про-
фессии в нашей стране превращает
право на труд в право на творчеет
во.

Я считаю нужным дополнить главу
10-ю Конституции стальей об охране
авторского права. Закон защищает
интересы литераторов и музыкан-
тов. Только художники поставлены
в значительно худшее положение,
Многие из них работают в театре, 8
швейной, фарфоровий и мебельной
промышленности. Авторское право
этих художников никак не защищено,
Представяв эскизы и получив гоноя
рар, художник теряет, всякое право
на свою работу. Лело не только в ав»
TOPCKHX отчислениях, но и в непи»
санном «праве», искажения работы
художника, которым пользуются руз
ководители шеейных, фарфоровых м8
бельных и других фабрик,

Закон 0б охране авторских прав
должен быть уточнен в. нашей Ком.
ституции. Художники должны полу“
чить равные права со всеми другими
творческими работнивама.
		oo ТЫ. EE SEIS le A БИО.

CAMORCATEIBHLIX хоровых  коллекти-
юз, но профессиональных  xopo-
вых ансамблей очень и очень ма.

Е И: ЗАТ ФО
раля театр предполагает выпустить

пущкинский спектакль — маленькие
ПАТИ ТТ м 2...”
	ло, Даже в Москве до самого послед-
110 времени не было академическо-
ю хора. Много раз за эти годы в
Филаруонии ставился вопрос о созда-
хин хора, и каждый раз Филармония
после соответствующей «прикидки»
Х «калькуляции» решала, что иметь
постоянный хор в Москве.,. «нерен-
табельно», ‘

В Ленинграде превосходная некот-
д\ академическая капелла в послед-
ние годы влачит довольно жалкое су-
цетвование, На периферии же. поло-
вене и того. хуже. Только Украина
а эти годы создала превосходные
торовые ансамбли («Думка»,  «Ево-
Ханс),

Всесоюзная хоровая олимпиада, хо-
11 в ней и участвовал ряд хороших
оровых коллективов, показала серь-
нов отставание у нас хорового ис-
кутва. Самая большая беда наших
зоров — отсутствие руководителей
(в их до сих пор никто по-наетояще-
цуи не готовит: московская Konceps
затория выпустила, например, в этом
Юду только одного руководителя хо-
1), отсутствие нот, самоучителей, не-
обтодимой педаголической, литерату-
ры (Музгиа печатает эту литературу
ЛиОЖнНо мало), наконец, отсутствие
руководства хоровым искусством.

Олимпиада показала, что профес-
(ональное хоровое искусство у нас,
пожалуй, отстает больше, чем хоро-
я самодеятельность. Во всяком
случае некоторые самодеятельные хо.
ры 18 олимпиаде выступали He толь-
0 но хуже, но подчас и лучше хоров
ифеосиональных (хоровая’ капелла
дорпрофсожа Юго-Зап. дор.’ Ленин-
тадокий хоровой коллектив Дома
вльуры им. Горького и др.). Это
рьезный симптом — нам угрожает
опасность, что отставание   професси-
ональной хоровой” культуры станет
помехой для развития массового хо-
ового движения. Ибо нет нужды пов
\рять и, доказывать, что  самодея-
тельное и профессиональное искусст-
№ неразрывно связаны и друг Ges
друть развиваться не могут, Массовая
провая самодеятельность ‘должна
быть и по существу является главным
тчником Фдров для  профессио-
ильных хоров. Kona MB товорим 0
уодеятельности, мы имеем в виду
№ только зарегистрированные хоро-
зн коллективы в клубах, на фабри-
щи в колхозах, но и ту многомил-
иную массу музыкантов ` любите-
и-одиночек, которые также собтазв-
HOT ARTUR пошей музыкальной само-
дятельности и которых часто забы-
вот, ,

В свою очередь самодеятельное хо-
0308 движение не может расти, если
	т Нушкина «Скупой рыцарь»,
«Моцарт и Сальери» и «Каменный
гость» в постановке засл. арт. С. Бир-
ман и С. Гиацинтовой и художест-
венном оформлении В. Фавороското.
Директор. театра Е. 0. Любимов-Лан.
ской уверен, что в зимнем сезоне у
театра. будут и новые советские
пьесы,

— Нам обещаны четыре новых пье-
сы. Л. Никулин. пишет пьесу «На
сопках Манчжурии» — о русско-
японской войне, К. Финн afer нам
пьесу о современном молодом чело-
веке, Л. Первомайский работает нал
пьесой «Перекоп» и Л. Ровинский —
над пьесой «Зеленые в Крыму».
1937 г. мы об’явили юбилейным и в
течение года будем ставить юбилей-
ные спектакли, в числе которых по-
кажем две обновленные постановки
«Мятежа» и «Врагов». Я налеюсь—
говорит ‘в заключение Е. 0. Любимов-
Ланской, — что авторы меня не под-
велут. Во всяком случае, две новых
советоких пьесы в будущем сезоне
мы поставим обязательно.

Хороню, что директор театра наст-
роен оптимистически, но пока еще ма-
ло оснований для такого оптимизма.
И в самом деле, из намеченных четы-
рех пьес в портфеле театра пока нет
ни олной. Драматурги Л. Никулин
и К. Финн, по заверению тов. Люби-
	`Геатральная
	Грузинский драматург Николай

архиншвили написал пьесу «Мед-
жлиси» на тему ‘об иранской рево-
люции. Пьеса была премирована на
конкурсе, организованном Совнарко-
мом Грузии в августе 1934 г.

Премированный драматург стучит-
ся в кабинет т. Ахметели, тогдапгнего
руководителя театра им. Руставели.

— Читал вашу пьесу. Хорошая
пьеса, лучшая на конкурсе, — сказал
т. Ахметели. — Как член конкурсно-
го жюри одобряю валиу пьесу. Но как
руководитель театра ставить не Oy-
ду! Позже оказалось, что Ахметели
пьесу... не читал.

Драматург стучится в разные две-
рн. но сезоны “проходят (и 34—85
й 35—36 гт.), & премированная пьеса,
принятая издательством  «Федеря-
ция» для издания, лежит. Ни один
театр ве не ставит. Конкурс —. кон-
курсом, а театр — театром.

Тархиншвили едет в. Москву. В
июле 1935 года этим делом заинтере-
совывается культироп ЦК ВКП(б).

Культпроп ЦК КП(б) Грузии вывы-
вает директора театра Марджанишви-

национальный само-
	танцоры ансамбля Зазау Мурадова и. Гус-
		ПЬЕСА ОБ ИРЛАНЛСКОМ
ВОССТАНИИ
	ет, что единственная сила, опособная
к революционному действию, — ра-
бочий класс,

Революционные выступления Hp
ландцев продолжались лишь с .пас-
хального понедельника до субботы. В
течение двух дней существовала под-
линная власть Дублинской коммуны.
Потом двадцатитысячная вооружен-
ная танками и артиллерией ‘англий-
ская армия потопила восстание в
крови. Пире, Кларк Плэнкет. и де-
сять друпих революционных вождей
были расстреляны. Убит был и вождь
восстания Коннолли. Роджер Кэйз-
мент был повешен в Лондоне. Две
тысячи человек были‘ высланы,

Такова вкратце историческая кан
ва, на основе которой Слэйтер напи-
сал свою замечательную пьесу, кото-
рая ярко передает тероизм масс и их
вождей в четких монументальных 06-
разах.

Монтэтю Слэйтер использовал по-
WH дословно блестящие речи Кон-
нолли — вождя революционных ир-
ландеких рабочих.

«В течение двенадцати месяцев,
товорит в пьесе Коннолли, — лвена-
дцати тяжельх месяпев, мы были сви-
детелями войны в Ирландии, Все эти
горы ирландеких трупов, изуродо-
ванных до неузнаваемости тел, все
эти изувеченные руки, ноги, глаза,
пальцы, все эти гниющие, & когда-то
теплые и живые тела ирландских
	мужчин и юношей — все эти ужа-
сы, погребенные во Фландрии или
Галлиполи. — ‘это та цена, которую
	платит Ирландия за то, что является
частью Британской империи».

Эти слова Коннолли, наполненные
человеческим чувством и революци-
онным огнем, зрители неизменно
встречают шумными овациями,

После революционной речи Коннол-
ли националист Кларк говорит: «Он
сказал слишком много. Джиму Кон-
нолли надо заткнуть рот».

Монтэгю Слэйтер пролемонстрировал
перед английским рабочим классом
правдивую, мастерски сделанную кар-
тину ирландских революционных со:
бытий. Одновременно он, несомненно,
дал английской литературе лучшую
из написанных до сих пор революци-
онных пьес на. английском языке.

«Пасха 1916 г» является ценным
вкладом в репертуар революционно-
	PY MEHKEH

итальянски и по-белорусски. Хор
Авиахима может и должен еще боль-
	  ше повышать свою певческую и 00-
	щехудожественную культуру.
	Небольшой ансамбль донских ка-
заков (руководитель Морской) испол-
няет этнографически точно, но He-
достаточно полвым звуком чрезвы-
	  чаино ценные интересные донские
	казачьи песни, Хор не избег, однако,
в своем. исполнении некоторого од-
нообразия, И здесь, видимо, недо-
стает художественного руководства,
	Олимпиада закончилась трандиоз-
ным «Праздником. песни», проведен-
ным в день Конституции в Зеленом
театре Центрального парка культуры
и отдыха им. Горького. .

Большое впечатление на этом о ве-
чере произвели массовые, песни, ис-
полненные хорами вместе с посети-
телями парка. Двадцать: две тысячи
человек под управлением дирижера
Немцева пели «Дубинушку», марш из
«Веселых ребят», и трулно было по-
	  верить, что хор этот. импровизирует,
	что не было тренировки; что просто
любовь к песне мнотих тысяч и ис-
кусство и воля дирижера родили та-
кой замечательный многотысячный
коллектив.
	Нод руководством профессора Да-
	  нилина обединенный хор, боставлен-
	ный из. всех участников Олимпиалы,
ener «Интернационал» и чудесную
своей свежестью казахскую’ песню 0
Сталине. Тонко и © болыпим под’е-
мом были исполнены также «Парти-
занская» и  «Распрягайте, хлопцы,
КОНИ». :
	Режиссер Богатырев очень удачно
в смысле общей композиции расста-
вил отромный хор. Вечер в Зеленом
театре прошел © большим под’емом.
	В апреле была отмечена двадцатая
годовщина со дня революционного
восстания ирландских рабочих в
1916 г. В ознаменование этой даты
в Лондоне была поставлена замеча-
тельная пьеса ирландекого революци-
онного драматурга Монтэгю Слойтера
«Пасха 1916 г.

Эта пьеса имела большой успех
среди широких масс английского нз-
рода и продолжает итти и сейчас при
переполненных, зрительных залах.

Как известно, восстание 1916 г—
первый революционный народный
протест против войны 1914—1918 rr.
‚ — было оценено тов. Лениным, жив-
шим тогда за границей, как начало
мирового кризиса империализма.

«Пасха 1916 т.» основана почти: це-
ликом на фактических матёриалах и
на тщательно изученных документах.
Автор показывает, как группа герои-
‘ческих повстанцев захватывает важ-
нейшие ‘стратегические пункты Дуб-
лина и кладет начало великолепной,
хотя и недолго существовавшей, ©во-
бодной от британского, владычества
Ирландской республике.

В пьесе — три тлавные действую-
щие лица. Талантливый поэт Пэдриак
Пирс — борец за культурное возрож-
дение Ирландии, Томас Кларк, во-
кинствующий националист, олицетво-
ряющий буржуазную демокралию Ир-
ландии, интеллектуальный потомок
фениев!, и, наконец, героический
Джемс Коннолли, вождь ирландекото
рабочего класса и крупнейший ант-
лийокий писатель того времени.

`В последнем акте автор показыва-

+ Движение фениев, начавшееся в
1860 г., ставило себе задачей освобо-
ждение Ирландии и создание респу-
блики.
	лектива в том, что у него нет креп-
кото художественното руководства.

Очень отрицательное впечатление
оставили выступления: хора народной
песни Саратовского Радиокомитета.
Зачастую хор просто вульгарно! испол-
няет свадебные и’ обрядовые ‘напевы.
Очень примитивно исполняет ‘хор HE-
затейливые частушки. Саратовокому
хору тоже нужен компетентный ру-
ководитель.

Второй раз выступил детокий хор
Криворожья (руководитель Хоцин-
ский). Это’ выступление было во мно*
гом удачнее первото. Исполнение ` хо-
ром сложной четырехголосной песни
Шумана. «Цыгане» и детской «Ну-
кушка» было вполне хорошим.

Большой детский хор дворца ‘им,
Авиахима (руководитель Крынкин)
сильно вырос. за последние годы Де-
ти уже нё кричат, интонации в хоре
выверены. Хор поет на два голоса, а
может безусловно исполнять и Yee
тырехголосый репертуар. ` Отличное
впечатление производит исполнение
детьми песен на’ разных языках, при-
чем ясно, что дети понимают слова,
произносимые ими внятно ‘и 1о-
	Получив: за «Дружбу» аванс и в
Малом театре, щедрый Соловьев не
забывает и 06 авансе, взятом в те-
атре Революции, и предлатает пога-
сить его «тонораром за пьесу «Лич-
ная жизнь» в гастрольной поездке те-
атра Революции», хотя он не может
не знать, что «Личная жизнь» с ре-
пертуара снята и в поездке нё будет
показана. *
	Правда, в своем письме Соловьев
вносит оговорку, что он «отнюдь не
ищет разрыва с театром Революции».
Нет, он просто не сдает пьесу пото-
му, что она «.похожа на «Концерт»
файко». я.
	Так поступает драматург с театром,
который ‘впервые поставил пьесу Со-
ловьева и вторую работу которого
терпеливо ждал. два года.

Обязательство драматурга перед
театром — это обязательство перед
наптим зрителем, перед кашим госу-
дарством, перед нашей общественно-
стью. И не правильнее ли то, что
«ранее называлось «Дружбой», — на-
звать откровенно и прямо словом
«обман»?..

профессиональное искусство не дает
бразцов высокого мастерства, по ко-
NLM надо равняться, если профес-
слональное искусство не пропаганди-

ут нового репертуара, не воепиты-

мет профессионалов-ортанизаторов

харовой самодеятельности, ‚ дириже-

вит. д,

Вот почему так важно создавать и
вавивать профессиональное хоровое
жокуество.

‚ли Антадзе. .
В Культпроне Антадзе обещал:
— Внесем в план будущего сезона.

или просто
это тайна &
ров.

. Bes npec

жде всего?)
ным тезтра;
Hath ATO.

Горьковский драматический театр
приехал на гастроли в Москву. На-

чует % чталг © ТЕаПпПаетим опия лу.

днях к нам в редакцию пришли -py-
ководители этого театра. Они рас-
сказали о его работе за последние
годы.

В театре прошли почти все пьесы
Горького. На ряду с классическими
пьесами театр ставит пьесы совет-
ских авторов, но ‘сейчас театр пе-
реживает ренертуарные затруднения.
Работая над двумя параллельными
спектаклями, театр может ежегодно
выпускать десять новых постановок.
Сейчас театр готовит пьесу Киршона
«Большой день» и «Гибель эскадры»
Корнейчука, а также «Варвары» Горь-
кого и «Гамлет», но театру нужны
еще шесть новых пьес, из них по
крайней мере три-четыре советских
apropos. А льес нет. Наши драматур-
ти еще, недостаточно серьезно отно-.
сятся к периферийному театру. Горь-
ковский театр неоднократно тригла-
шал Афинотенова, Погодина, Гусева
приехать, посмотреть постановки их
‘пьес. Драматурги обещали, но не
‘приезжали. Лучигие наши драматур-
‘ти оторваны от периферии. Они пре-
		Г. Поляновский
	СОРЕВНОВАНИЕ
	_ ПЕ _
	Три ленинградских самодеятельных
хора показали хорошую исполнитель-
скую технику. Из них лучший хор
лома культуры им. Горького, рукот
водимый заслуженным артистом
 И. Немцевым. Исполненная этим хо-
ром программа содержала. сложией-
шие классические произведения (Ваг-
нер, Глинка) и народную песню и mete:
ни советских композиторов (Дави-.
денко, Юдин). Xop поет & capella
(без сопровождения) и обладает хо-
рошим, крепким строем,  звучность
его яркая, живая, Особенно хорошо
была исполнена прекрасная песня
«Как во море» Юдина. Динамично,
выразительно, < болыним настроени-
ем спел хор «На десятой версте» Да-
виденко. Несколько излишне грузно,
«неповоротливо» был исполнен заклю-
чительный хор из «Нюренбергоких
мейстерзинтеров», Вагнера.

У хора ленинградского Дома куль-
туры им. Первой пятилетки (руко-
волитель Рудин) неё всегда точна ин-
тонация, обобенно детонируют тено-
ра, но такой сложный хор, как из
«Риенци» Вагнера, коллектив поет
мастерски. Имеющий великолепные
традиции хор «Красного треугольни-
ка» (опытнейший руководитель его—
Аркадьев), поставивший за четырнад-
цать лет жвоего существования такие
оперы, как «Руслан», «Снегурочка»,
«Кармен» и «Русалка», сейчас гото-

А

Необходимо создать ряд новых хо-
узых ансамблей, обеспечить‘ их ра-
Goto#, поошрить и укрепить “уже су-
щетвующие: ансамбли, дать им в08-
мжкость учиться, повышать свою
залификацию, свов мастерство H
хультуру. Хоровые ансамбли должны

взопромной мере расширить овой ре-

тертуар — в первую голову з& счет
подлинной народной песни, Достаточ-
100 внимания к народной песне нет
ще у мнотих профессиональных и,
‘амодеятельных  коллективов.. Тов.
Немцов, например, сам признает это
3 откошении своего хора: Лучшие
лаши хоровики ‘постоянно сетуют на
\№, что богатейшая классическая хо-
зая литература остается под спу-
дом и вовсе не исполняется у нас,
А почему же вместо того, чтобы жа-
хозаться и сетовать, сами наши хо-
ровики не работают нал произведе-
ниями Баха, Шумана, Брамса, Бет-
зовена и др. Давно пора,’ чтобы весь
воснческий хоровой репертуар за»
тучал на наших эстралах, Музгиз
должен обеспечить издание этой ли-.
вратуры. Он должен выпустить WO
®бня для хоров разной квалифика-
ции, должен издать серию серьезных.
аучных книжек о хоровом  искус-
ве. До сих пор идут споры о том,
акой хоровик и дирижер. нам ну-
#вн, У нас есть два типа, дирижеров:
0 или дирижер — «узкий» техник,
1. в, человек знающий технику хора,
№ музыкально абсолютно неразви-
И, 8 зачастую просто музыкально
хеграмотный, или другой тип. дири-
хера — хороший культурный музы“
таит, слабо, однако, энающий хоро-
зую технику, Так BOT, нам нужен
дирижер, соединяющий в с6бе луч-
шие черты и качества и того и дру-
№№ типа, т. е, нам нужен хороший
Музыкант, во вкусом, культурой, зна-
Dart и любящий музыку и вместе

8 тем большой и подлинный мастер

тора. Ибо и хоры нам нужны такие,
торые обладают блестящей техни-
№0й и вместе‘ с тем являются прек-
аеными, культурными музыкальны-
Ми коллективами.
		_ Бригада ГАБТ вылетела
в Игарку
	‚ КРАСНОЯРСК, 9 июля. (по телего.).
ретическая бригада ‘артистов ГАБТ
2218 четыре концерта ‘в Красноярске,
три концерта в совхозах Таежном,
зеногореком и на Придиванской су-

‚ верфи. Сегодня бригада вылетает по
Уарируту Енисейск—Туруханек —
Тарка, Концерты проходят с успехом.
 , Шомамо концертных выступлений бри-
; дз инструктирует местные самодея-
	AN
	ильвые кружжи,
re ИОИСЕЕВА, ТКАЧЕНКО,
REHTOOCHHA.
	ада. Хор русской народной песни им. Пятницкого
	Национальные хоры были в по-
следние дни’ представлены ‘ марий-
еким и татароким коллективами. Ру-
коволитель марийского хора Смир-
HOB много внимания уделяет народ
ной, очень ботатой марийской песне.
Отличные обработки композиторов
Эшпай и Палантай исполняются хо-
ром чутко, музыкально, с под’емом.
Татарский хор клуба строителей (ру-
ковсдитель Кудашева) исполняет на-
родные песни в обработке Сайдалие-
ва, Эрберт, Губайдуллина и др. Хор
молод, так же как и его руководи-
тельница, и полон onTyenaaMa и же
лания ‘работать.
	Три хора народной русской песни
лемонстрировали свое, мастерство.
Лучше других хор им, Пятницкого.
Русская‘ песня, во всем ее многооб-
разин и красоте, исполняется этим
хором без крика, — она именно по-
ется, «сказывается» и пленяет сво-
ей непосредственной прелесть.
	Хор Яркова большое внимание уде-
ляет новым бытовым песням, но хор
злоупотребляет криком, открытым
звуком. Главная же беда этого кол-
	вящий постамовку «Тихого Дона», ис-
полнил на олимпиаде большую и ин-
тересную программу: хоры из «Бо-
риса Годунова», «Князя Игоря», мно-
то народных песен. К сожалению, в
	исполнении этого большого хора нет
	подема. увлечения, непосредственно-
сти, естественности чувства, Особенно
этого нехватало в «Полюшке» Книи-
пера.

Хор вичумких ткачей производит
хорошее впечатление и своей! звуч-
ностью. и своей дисциплинированно-
стью (руководитель Смыслов). На-
прасно только исполнял хор псевдо-
русскую песню «Во селе; селе Покроз-
ском». Хор союза среднего малшино-
строения Ивановской‘ обл. (руководи-
тель Солодовников) обладает . неза-
урядной, хорошо вытренированной
техникой, но хор, тлавным образом,
исполняет только виртуозные песни,
стремится только к внешним эффек-
там, и в этом вина руководителя,
счевидно, никем не контролируемого,
& возмолености у хора большие, судя,
хотя бы по чистоте интонации и ис:
полнению таких песен, как «Детская»