Пролетарии всех стран, соединяйтесь!
.

№ 33 (319)

Орган Всесоюзного комитета по делам искусств

ТЕАТРЫ И РЕПЕРТУАР
Бесплодная
политика
	Еще несколько лет назад В. И. Не-
мирович-Данченко говорил, что МХАТ
необходимо искусство большого пла-
на, т, е. спевтакли, которые  сохра-
няются в репертуаре не один и не два
сезона, & на многие тоды. Эту задачу
литературная часть театра не. суме-
ла выполнить. Для того, чтобы в атом
убедиться, достаточно ознакомиться с
планом предстоящего сезона.
	МХАТ в 1937 г, собирается пока-
зать «Любовь Яровую», «Бориса Го-
дунова» и «Анну Каренину». 06 этих
спектаклях театр. оповещает уже в
течение полутора лет (впрочем, срок
«нормальный» для производственных
темпов МХАТ)» ~
	Вакие же новые пьесы предполагает
МХАТ включить в свой план 1987 г.?
Их две— это «Виндзорские проказни-
цы» в новом переводе под редакцией
М. Булгакова и «Банкир»—новая пье-
са Корнейчука. Корнейчук сейчас уже
заканчивает свою работу над «Банки-
ром», (пьеса о советском работнике и
о культурном росте колхозников). Две
новые пьесы в сезоне (даже с точки
зрения медлительной и осторожной
репертуарной политики МХАТ) — это
чрезвычайно мало. — 1
	Нравда, театр ведет еще перегово-
ры с рядом драматургов. С Всеволо-
дом Ивановым эти переговоры уже
приобрели более конкретный харак-
тер, и драматург, «возможно», пьесу
сдаст’ театру в ближайшие месяцы.
Тогда пьеса, «возможно», будет по-
ставлена к 20-летию Октября. Mur 6e-
рем слово «возможно» в ковычки, ибо
нас ололерают законные сомнения.
	Разговоры о-том. что театр будет ста-
	вить эту пьесу, продолжаются уже
более тода.

Теперь к этим разговорам о пьесе
Иванова прибавились и разговоры 0
новой пьесе Леонова. Говорят, что ©
	Леоновым в ближайшее время под-
	пишут договор. Но и договор, конеч-
но, не служит тарантией того, что
пьеса будет написана: Впрочем, и в
самой литературной части театра не
питают особых надежд относительно
сроков получения пьес Иванова и Ле-
онова. Там трезво считаются с воз-
можностью, что эти пьесы поступят в
тезвтр уже после 20-летия Октября...

Есть, конечно, в литературно-ре-
пертуарной части театра свои «планы
H перспективы». «Переговоры ведут-
ся» с несколькими авторами. Литеряа-
турная часть МХАТ продолжает и в
этом тоду свою. иснытанную  сутубо
академическую, лишенную.  веякой
инициативы и смелости, политику по
отношению к советским драматургам.
В свое время МХАТ привлек ряд со-
ветских драматургов. Он ‘одним из
первых ставил пьесы Иванова,’ Лео-
нова, Катаева, Олеши и др., но в
дальнейшем театру так и не удалось
сколотить вокруг себя актива совет-
ских драматургов. Таких авторов, как
Вишневский, Погодин, Файко, до сих
пор МХАТ не привлекал. А ведь для
роста любого драматурга сотрудниче-
ство с МХАТ имеет огромнейшеейзна-
чение.
	Столь же бесплодна политика лите-
ратурной части МХАТ по отношению
к новым пьесам западноевропейских
и американских драматургов. Театр,
который в свое время воспитал для
русской сцены таких драматургов, как
Горький и Чехов, сейчас не помогает
созданию большой драматической ли-
тературы. В этом целиком виновата
литературная часть МХАТ, которая
не сумела претворить в жизнь лозунг
руководства © «лигературе большого
плана». .
	Обитательница Малой Бронной гор-
до заявляет:

— Я преподаю уже 15 лет!

Пятнадцать лет ничем не омрачен-
ного педагогического стажа! Пятнад-
цать лет безнаказанной порчи голо-
сов!

Нигде, как в вокальной педагогике,
не оправдывается поговорка — «на
ловца и зверь бежит». И как быстро
и легкомысленно бежит в расставлен-
ные сети наивный «зверь»...
	„..У Наташи от природы очень
приятный голос. Ей часто говорят
0б.этом дома, в тостях, на самодея-
тельных вечеринках. Ей советуют
учиться. Но боязно переступить завет-
ный порот Консерватории, Не лучше
ли сперва проверить, стоит ли серь-
езно думать о пении. Только прове-
рить — дахили нет? Простодушно
идет она по первому попавшемуся
адресу, по об’явлению в газете, по ад-
ресу, прочтенному ‘на оконной нак-
лейке.

— Какой голос вы хотели бы
иметь? Контральто или колоратурное
сопрано? Кого вы вообще предпочи-
твете: Барсову или Андерсон? Bap-
сову? Извольте, через два тода я
сделаю из вас Барсову.

У кого не закружится голова-и не
забъется слалко сердце? ° Наташе
очень хочется петь. Она слишком не-
опытна и недостаточно культурна,
чтобы распознать наглый обман. Ло-
вушка захлопнулась. И два раза в
пятидневку в «студии» . «маэстро»
P. H. Ocrposcrot в Измайловском то-
ролке раздается еще не утратившяй
обаяния, но утомленный и безнадеж-
но расшатанный толос Наташи...
	На конкурсе в Большом театре пе-
ла драматическое сопрано Жгун, Про-
тив ее имени в материалах комиссии
стоит отзыв, звучащий, как надгроб-
ная эпитафия:

«Все в прошлом, & было хорошо!»

Может быть еще одна жертва без-
вестных «жрецов» с безвестных пе-
реулков?

Биография певицы Жгун повест-
вует: Московская консерватория по
классу проф. Етюрова, Маленькие
партии в Большом’ театре. `Оперная
студия им. Станиславского. Первое
положение на оперных сценах Сверд-
	Приветствие СНЕ СССР и ШК ВНП(6) тов, Литвинову ПИ, ПА
	В день Вашего шестидесятилетия Совет H

CCP и`Центральный Ко ародных Комиссаров Союза
rod OOTKnNanurrcyens OMHTET ВКП(б) приветствуют Вас, старейшего дея-
	ee pe OO EAN ARDY ER RPA SLEEVE MEIC A
yeraHHoro Goplia heen руководителя советской дипломатии, не-
YS wna OHHbI H 3a дело мира в интересах всех трудя-
	a

eee EEE ON ee ee eee i

WWHACH, oo “ee

Желая Вам здоровья и дальнейших успехов в работе, Совнарком и
ЦК ВКП(б) выражают твердую уверенность в том, что советская диплома-
тия с честью выполнит свои задачи в отстаивании дела мира на благо на-

шей великой родины и трудящихся всего ‘мира.
Председатель СНК СССР * Секретарь ЦК ВКП(б)

В. МОЛОТОВ ©

Творчество
украинского
народа

Украинское народное искусство име-
ет свою вековую историю, Она так же
трагична в прошлом и прекрасна в
настоящем, как и вся история укра-
инского народа, И будущее украин-
ского народного искусства так же
светдо, радостно и величественно, как
будущее украинского народа, идуще-
ЮВ 6806 социалистическое завтра в

дружной семье народов ‘советского,

‹00з& под руководством партии. Ле-
яина— Сталина:

Украинский народ пронес неоце-
яимые сокровища своего искусств»
сквозь вековой тнет русских, укра-
лнских и польских помещиков. Экс-
плуататоры всех народных  ботатетв,

TwAWATITIVY п гатао-ха поту тута ппле

И. СТАЛИН

РЕЖИССЕРЫ
БЕЗ ТЕАТРОВ

В Москве существуют еще театры,
которые живут лишь в силу того, что
руководившие искусством организа-
ции забыли пресечь их ненужную
жизнь, Система «закрытых распре:
делителей» в театре и щедрые дота-
ции Наркомпроса отодвигали ax ec
тественную кончину. Однако среди
актерского состава и руководства этих
тезтров есть немало опытных, ода-
ренных людей, которых с успехом
можно использовать в театрах пеёри-
ферии. Теперь нет ни одного сколь-
ко-нибудь заметного - культурного
центра, даже в самой отдаленной об-
ласти или крае нашего Союза, в. ко-
тором не было бы одного или не-

ческого театра не оказались бы чрез-
вычайно полезными на периферии?

Несколько лет назад Отудия Ма-
лого театра, руководимая т. Каве-
риным, превратилась в самостоятель-
ный «Новый театр». Воскресить тра-
диции старого филиала Малого теат-
ра, основанного в свое время покой-
‘ным Ленским и питавшего Малый fe-’
атр актерскими силами; Каверину не
удалось. Своей базы в Москве театр
лишился, его актерский коллектив
пребывает в состоянии острой творче-
ской неуловлетворенности. Новых по-
становок театр не делает уже в те-

чение почти целого года (его послед-
кая поатонлува 2 Tnvcreew nnuonnerne <
	помещики и капиталисты, пытались
прибрать к своим рукам украинское
народное искусство, превращая его в
источкик своей наживы, в предмет
удовлетворения своей прихоти, приви-
вая ему свои, чуждые народу, вкусы.
эксплуатируя лучших его. мастеров.
Советская Украина превратилась 8
цветущую республику свободного на-
рода. Вместе с ростом народного бо-
	yl
82)
TKS

Teh,
Hi
RN

Bi

татства, вместе с расцветом украин-
ской советской культуры расцветает
утнетавшееся веками украинское на-
родное искусство,

Первая выставка этого искусства,
организуемая в Москве, является
ярчайним доказательством небыва-
лого его расцвета.

Украинский народ сохранил луч-
шие традиции своего творчества. Эн
неуклонно движет его вперед, и в
зажлом окспонате выставки отрази-

ЧЕ рттаттариа этот’ пПаА п
	Е

wd

With гигантские окономические И
культурные сдвити, происшедшие на
советской Украине. Они  свидетель-  .
твуют о росте зажиточности украин:
ского народа, о его возросших — куль-
турных запросах.

Традиционные кролевецкие руш-
ники произведение прекрасных Ma-
с‹еров, художественного переборного
ткачества, Разве не появились На WUX
новые  орваментальные элементы,
яркие и красочные, пришедшие на
смену усиленно насаждавщимся не-
хогла крестам, коронам и двуглавым
орлам? у

А вышитые диканьские и сорочин-
ские рушники? Разве не горят они
всеми цветами радуги, тогда как зна-
ли прежле только два цвета: красный
и черный?

Сколько динамики в линиях деко-
ративных рисунков и ковров колхоз-
ниц Параски Власенко и Ганны Co-
бачко! Сколько огня и радости в цве-
тистом орнаменте, создаваемом этими
талантливыми художницами Ha Hapo-
дов! у

Разве не возродилась в Киевской,
Черниговской и Винницкой областях
традиционная настенная роспись? Это
вызвано тягой украинских колхоз-
ниц к украшению своего культурного,
опрятното жилья.

Новые культурные запросы отрази-
лись п на творчестве тончаров-кол-
хозников Харьковской и Киевской об-
ластей, особенно же это видно в про-
изведениях гончаров из Бубновки
Винницкой области. Бубновка—один
из интереснейших и древнейших
пунктов украинского народного гон-
чарства на Подолии. Бубновские гон®
чары создали свой оритинальный
стиль росписи посуды, свою гармони-
ческую, проверенную веками, форму.
Братья колхозники Аки“ и Яков Ге-
расименко—младшие из бубновских
юнчаров — показали в сервизе своей
колхозной посуды все богатство ме-
стной традиционной орнаментацин,
но в их сервизах есть новые формы
посуды, которых не знало... украин-
ское село: тут есть масленницы, ©0-
лонки, сахарницы, дессертные та-
релки и даже подетавки для вилок и
ножей.

Возрождаются и переносятся на но-
306 тородское платье старинные o6-
разцы украинской народной вышив-
ки, и это становится на Украине
подлинно народной модой.

На нашей выставке’ участвуют
старейшие мастера, удостоенные ук-
раннским правительством звания 3а-
служенных мастеров народного’ ис-
кусства УССР. Но наряду с ними
демонстрируют свои таланты, овой
творческий рост художники из кол-
хозной молодежи, и в этом приходе
молодежи в народное искусство ярко
выражаются огромные предносылкя
для развития и расцвета украин-
ского народного искусства.

Украинские ковры никогда не зна-

` ли тематического рисунка: ковры бы-

ли украшены только растительным
и геометрическим орнаментом. Пер-
зые ковры-гобелены примечательны
тем, что мастерские украинские KOB-
ровщицы впервые в истории украия-
кого ковроделия простой ковровой
техникой передали сложные темати-
ческие рисунки. Как первая проба,
тобелены не лишены недостатков, но
украниские колхозницы-ковровщицы
продемонстрировали в них свое изу-
мительное мастерство и POTOBHOCTS
‹оздать монументальные советские
тобелены. Нет. сомнения, что укра-
инские ковры-гобелены займут над-
лежащее место в украшении дворцов
культуры, правительственных зданий
и гражданских сооружений страны.

Залотом дальнейшего расцвета ук-
фаинского народного искусства. ‘явля-
ется то, что украинский народ стройт
свое социалистическое будущее под
великим и непобедимым анаменем
Партии Ленина-—Сталина.

a7 A XBbIJIA
	Начальник Управления по делам
искусств пои СНК УССР
	(HBA постановка «Грус» относитея. к
сктябрю 1935 г.). Или коллектив те-
атра должен быть расформирован,
или его следует отправить в полном
составе в один из больших городов,
где ему будут созданы необходимые
материальные и организационные ус-
ловия для работы. Вспомним, какие
замечательные возможности для ра-
боты получил коллектив Завадского,
поехавший в Ростов.
	Немалые сомнения вызывает целе-
сообразность существования в Москве
так называемото Театра санитарной
культуры, показывающего такую 0со-
бо «санитарную» пьесу. как «Платон
Кречет», которая замечательно идет
в друтом театре, в МХАТ, например.
	Право На работу в Москве, в ето-
лице социалистического Союза, наши
театры должны завоевать своим твор-
чеством. Последний год доказал, на-
сколько выросли и стали болев стро-
	гими требования, которые мы пред’
	являем даже и к театрам, вполне за-
служенным и имеющим в своем ак-
тиве немалые творческие о достиже-
ния. Конечно, на периферию должны
поехать только лучшие работники,
которые, однако, не могут быть ис-
пользованы в Москве во всю меру их
возможностей. Имеется в Москве и
ряд режиссеров, пребывающих в по-
ложении «диких». Они неё работают
постоянно ни с каким коллективом и
В то же время не проявляют желания
заняться строительством советского
театра на периферни. Назовем неко-
торых из них,— это засл. арт. Н. 0.
Волконский, режиссер Н.  Лойтер,
А. Быков, В. Люце, В. Федоров и
друтие, Ростовский режиссер Виль-
нер отказывается почему-то от всяких
предложений работы на периферии,
требуя себе обязательно театра в Мо-
скве или Ленинграле. Бывшая худо-
жественная руководительница  рас-
формированноте Московского оборон-
Horo театра Алексеева-Месхиева то-
же отказывается выехать на режис-
серскую работу на периферию.
	Перечисленными в этой статье‘име-
нами режиссеров и театральных кол-

лективов не исчерпывается список
тех, кто должен сменить своё неоправ-
данное пребывание в Москве и Ле-
нинграде на плодотворную работу в
центрах советской периферии,
	скольких театров, но театры эти очень

бедны актерскими и в особенности
режиссерокими силами. Гастроли це-
риферийных театров в Москве показа-
ли это с необычайной наглялностью.
И Узбекский театр им. Хамза, и Тур-
кменский театр, и Тульский драмати-
ческий, как, впрочем, и многие дру-
гие театры, располагают кто, боль-
шим, кто меньшим количеством без-
условно талантливых актеров, но ли-
шены серьезного художественного ру-
ководства,

Где же искать режиссеров? Дирек-
тора театров обивают пороги Теарас-
преда. В лучшем случае им удается
заполучить молодого выпускника тея-
вуза. И это происходит в то время,
когда в Москве и в Ленинграде мно-
гие режиссеры зря расходуют свою
энергию, свой опыт и умение. Обра-
тимся к примерам. :

«Театр-студия» под руководством
режиссера ‚ Гриппича существует в
Москве несколько лет. Название «те-
атральная студия» предполатает борь-
бу за новые формы творчества. Ни-
чего этого в «студии» Гриппича нет.
Спектакли она выпускает  посредст-
венные, стационарного помещения не
имеет, московскому зрителю, который
смотрит спектакли лучших театров
страны, этот «театр-студия» не нужен,
к тому же за несколько лет работы
«театр-студия» не воспитал ни одного
хорошего актера. Возникает вопрос:
не целесообразно ли использовать
т. Гриппича, способного режиссера и
педагога, в каком-нибудь из крупных
периферийных театров?

В таком же положении находится и
Московский драматический  тезтр
под руководством опытного и куль-
турного режиссера В. Смышдяева. И
этот коллектив не имеет стационара,
и он не завоевал себе»ни признания,
ни любви московского зрителя. Этот
театр воспитал несколько талантли-
вых актеров (Кулигин и др.), но луч-
шие актеры в последнее время раз-
брелись по другим московским TeaT-
рам. Оставтиаяся же часть коллекти-
ва, поставленная на жесткий хозрас-
“чет, для того чтобы поддерживать
‘свое существование, вынуждена вы-
пускать как можно больше спеёктак-
лей, нисколько не считаясь с их ка-
чеством. Разве т. Смышляев не MOT
бы оживить работу одного из боль-
ших периферийных тезтров, разве
лучшие актеры Московского драмати-
	Е КАНН
	Цена номера 20 ком.
	Год издания седьмой

Обсуждение
проекта
	Конституции
	ВЫСКАЗЫВАНИЯ
РАБОТНИКОВ ИСКУССТВ
		Засл. артист
	Конституция СССР есть гигантский
тат на пути осуществления высшего
социального идеала человечества —
коммунистического общества,

Та часть интеллитенции, которая
19 лет назад безоговорочно примкну-
ля к революции и об’единила свою
судьбу © судьбой пролетариата, счи-
тает сталинский проект. великим aa
вершением первого этапа борьбы 8
социализм.

Вот почему, несмотря на кажуще-
вся противоречие между статьями 1
и 3 тлавы Ъ я возражаю против не-
однократно предлатавшейся поправки
0 «социалистическом государстве тру-
дящихся» (вместо «рабочих и кресть-
ян»).

Великий «могильщик буржуазии»
— пролетариат — своей тероической
борьбой, своей кровью завоевал власть
в нашей стране для трудящихся го-
рода и деревни, и его диктатуре мы
обязаны уничтожению эксплоатации
человека человеком. ‘Это его истори-
ческая роль отлично выражена в ст.
2 той же главы. Вот почему я возра:
жаю против всякого изменения ст.
проекта Конституции.

В то же время, считаясь © поста-
новлением правительства 0 создании
Веесоюзного комитета по делам физ-
культуры, я нахожу нужным допол-
нить ст. 70 введением в состав СНК
СОСР председателя комитета по де-
лам физкультуры и соответственно
дополнить ст. 83.

Статья 127 должна быть дополнена
указанием, что лица, задержанные
органами охраны, должны быть 06“
вобождены в течение 12 Часов © мо-
мента задержания, если 0б их аресте
не будут постановления суда или
санкции прокурора.

В ст. 132 следует из’ять слово «по-
BHHHOCTH?, которое противоречит ха“
рактеру воинокой службы в РККА,
являющейся почетной обязанностью
граждан СССР.
		Актриса театра студии
п/р. Симонова Г
В связи с `обсуждением проектя
Конституции я хочу сказать о праве
на образование для актера. Это обра-
зование поставлено еще очень сла-
бо. У аЕтеров еще нет театральной
академии. как у художников, архи-
текторов и т. д. У нас в стране для
актеров есть только одно высшее
учебное заведение; все остальные ак-
теры получают образование только в
пределах техникума, Актерскому об-
разованию должно быть уделено го“
раздо больше внимания.
Я полдерживаю предложение т. Пз-
влова о том, чтобы Комитет по делам
искусств был приравнен к наркомату
		Вахтер ГАБТ
	Евгении Александровне ТОЛМАЧЕВОЙИ
Татьяне Александровне КАРПИНСКОИ
Александре Александровне НЕХОРОШЕВОИ
	Смерть Александра Петровича Карпинского—
крупнейшего мирового ученого, бессменного пре-
зидента Академии Наук с 1916 года и выдающе-
гося общественного деятеля является тяжелой
утратой для всей советской науки и трудящихся
Союза ССР.

Совет Народных Комиссаров Союза ССР и
Центральный Комитет ВКП(б) выражают вам свое
глубокое соболезнование.
		Правительственное сообщение
	Правительство СССР с прискорбием извещает, что в ночь
на 15 июля с. г. на даче под Москвой от паралича сердца,
наступившего в результате тяжелой болезни, скончался Пре-
зидент Академии Наук Союза ССР акалемик Александр Пет-
рович КАРПИНСКИЙ на 90 году от рождения.

Советский Союз в лице академика А. ПН. КАРПИНСКОГО
потерял одного из крупнейших своих ученых, выдающегося
общественного деятеля и бессменного руководителя Акаде-
мии Наук, начиная с 1916 года.

Академик А. П. КАРПИНСКИЙ, завоевавший своими науч-
ными работами мировую известность, является основополож-
ником советской геологии и имеет крупнейшие заслуги перед
Советской страной.
	Всем академиям наук и научным геологическим _
учреждениям всего мира
	Академия Наук Союза Советских Социалистических Республик в глу-
боким прискорбием сообщает‘ о кончине в ночь на 15 июля от паралича
сердца Президента Академии Наук Союза ССР академика Александра
Петровича КАРПИНСКОГО, основателя русской теологии, создателя и ру-
ководителя советской теолотической школы, почетного, члена многих Aka-
демий и научных теологических учр еждений всех стран.

Академия Наук Союза ССР вместе со всей Советской страной скорбит
о потере великого мирового ученого, 70 лет работавшего в области теоло-
гических наук, 50 лет выполнявшего обязанности действительного , члена
Академии Наук и 20 лет — обязанн ости ее Президента.

Александр Петрович Карпинский родился 7 января 1847 года и скон-
	чался 15 июля 1936 г.
ПРЕЗИДИУМ АКАДЕМИИ НАУК СССР.

Вальд, Гагарина, Нечаева, Paayne-
вич, Станиславова. Это ученики —
Друзякиной, Туровокой, ° Кардян,
Шенигина, Гольской. Станиславова
окончила первый музтехникум в Мо-

CRBS.
1 ote
	Обратимся к нашим мастерам-вока-
листам, Олавная. плеяда’ певцов —
Нежданова, ‘Держинская, Обухова,
Барсова, Преображенская и другие —
все они по праву мотут товорить о
школе. Они действительно получиля
26 У таких мастеров пения, ‘как Ма-
зетти, Эверарди, Габель. Живые o6-
разцы  педатотического мастерства —
на этих образцах можно‘ было. бы
изучить и обобщить методы славной
вокальной ‘школы. Но это’у нас по
сей день не делается: °\

Среда налних преподавателей пения
заражена косностью, ложными, ме-
шанскими предрассулками. Дальней-
шая учеба рассматривается многими
из них, как прямое посатательство
на их личное достоинство, У нас в
стране пгироко раскинута сеть кур-
сов усовершенствования врачей, ин-
женеров, техников, педатотов. Отче-
20 такой институт повышения квали-
фякации не учредить и для педаго-
гов-вокалистов?

_ Чрезвычайто ревниво относятся не-
которые наши педагоги к приглаше-
нию на длительные сроки в СССР
крупных иностранных мастеров пе-
ния. Но практикуем же мы пригла-
	 тпение на работу иностранных дири-
	жеров (Штидри, Себастьяна, Сенка-
ра). Почему же в области вокала нам
не воспользоваться опытом Запада?
Почему не пригласить таких церво-
классных мастеров звука, как Нинон
Валлэн, Жозеф Рогачевокий, Фанни
Клеве — достойную ученицу выдаю-
юегося педагага-вокалиста Лилли Ле+
ман?

В печальной судьбе певицы Жлун
повинна не только Консерватория.
За заблудившуюся Наташу Х. отве-
чает вся наша музыкальная общест-
венность. Отвечает до тех пор, пока
не налажено у нас дело вокальной
педагогики, пока, пользуясь’ этим,
всякого рода «жрецы» и «иоги», жи-
вущие по соседотву © нами, укры-
THE OT любопытных глаз лабиринтом
московских переулков и тупиков, дей:

ствуют и ВОеДЯТ. м
		ловск& и Минска. Нисхождение на- Be.
траду кино.

Такова история прекрасного голоса
певицы с несомненными музыкальны-
ми и сценическими данными, Сейчас
в тридцать семь лет — «все в прош-
лом».

Консерваторская. вокальная школа
не дала Жгун главного: крепкой тех-
нической основы. Без wee быстрая
растрата голоса была неизбежной.

Можно ли товорить о серьезной
школе, если так рано изнашиваются
толоса? Бывшие еще недавно  тор-
достью Московской . консерватории
Лаптин, Лоскутов и друтие — поют
сейчас с трудом, нестественным, на-
пряженным, звуком. А ведь свое во-
кальное образование они получали не
в «студии» на Малой Бронной, а у
лучших профессоров © улицы Гер-
цена!

Эдесь, таким образом, вопрос уже
не столько в педатогах, сколько В
системе, вернее в полном отсутствия
какой бы то ни было системы. .

Нет, кажется, ни одной отрасли. ис-
кусствя, которая бы не имела своей
науки. Ни одной — кроме пения. -

Педатоги, пришедшие из ‘старых
уездных кабара, беспомощно несут
околесицу, выдавая ее за последнее
слово итальянской школы. В Горьком
баритона Мессинта учили пению, бин-
туя живот мокрым полотенцем «для
укрепления дыхания». В качестве
пресса применялась  многотомная
Британская энциклопедия.

«Научные» основы многих дипломи.
рованных педатогов ничем не лучше,
Ученику на уроке долто и простран-
но говорят о необхолимости «строго
диференцировать функции диафраг-
мального и грудобрюшного дыхания»,
9 ТОМ, Что наши толосовые связки
представляют нечто среднее, межлу
арфой — Эоловой и обыкновенной,
что каждой извлеченной ноте «с00т-
ветствует определенная струна {!) го-
NOOOBLIX CBHBOK>4 YTO TOTOC HAIG —
«напразлять в глаза»; рот — вытяги-
вать в трубу, для “концентрации эву-
ка в маскё», а язык плотно держать
у верхнего’ неба.

’ Есть, разумеется, и просветы в во-.
кальном «темном царстве». Есть педа-.
готи, выпускающие и хорошую про-
дукцию. По конкурсу в Большой
театр приняты прекрасные певицы

Конституцию Союза ССР считаю
правильной; все, что сказано в пей,
это не посулы, а то, что в действи-
тельности нашей властью добыто и
обеспечено, В Конституции товорит-
ся. что в нашей стране все граждане
имеют право на образование. Верно:
У меня четверо детей, все они из дет-
CKOTO сада шли в среднюю школу, &
старшая уже в высшей. Я вспоминаю
себя мальчишкой и завидую своим де-
тям, Я был тоже способный и любо“
пытный к наукам, но мне не приш-
лось учиться тому, к чему тянуло ме-
ня. По бедности своей (отец был ис-
топник, мать прачка) я мог попасть
только в церковно-приходскую шко-
лу. Я очень хорошо учился, кончил
третьим учеником. На экзамене, пом-
ню, архиерей хвалил меня за успехи
и даже заставил два раза повторить
евантельскую притчу по-русски и по-
церковно-славянски. В награлу мне
выдали евантелие, на том и кончи-
лось мое образовачие,

В Конституции сказано прю развно-
правие для женщин. Это тоже верно,
оно есть у нас, это равноправие. Моя
жена сперва была домашней хозяй“
кой, потом уборщицей. а теперь обу=
чилась и работает мастером в. механи=
ческой прачечной. На-днях сдала тех-
минимум на «отлично». Она зараба-
тывает больше меня. Когда я вопоми<
наю жизнь моей матери, по целым но-
Yam He разгибавшей спины над ко-
рытом, я очень хорошо понимаю, как
изменилась у нас жизнь женщины.

$ хочу внести предложение, чтобы
новый закон о малерйнстве был так=
же внесен в Конституцию;
	Скульптор
	Лаю уроки пения...
	..НА Малой Бронной приглашают
	зайти не сразу. Ga полуоткрытыми
дверями — суматоха, шуршание бу-
war. .
	— Пожалуйста...
Левый утол комнаты скошен Bepes-
	row с бельем. На письменном столе
	я шетва.

пытанские POUMAHCH,
	банки с вареньем и кольдкремом, На
примусе — стоптанные атласные
туфли. Под примусом — единствен-
	ный томик Чайковского. ‹ Крупным
	планом на стене дакы две Е

би
		вые аккорды раздаются разухабистые
«цыганские» звуки, которые должны
служить ученику образцом «итальян-
ской школы» и непременно
итальянской).
	На Малой Бронной у Ольги Гри-
торьевны Заболотской нам довелось
взять пробный урок. После получаса
— болезненно ныли шейные мышцы,
душил неудержимый кашель, мучи-
ла хрипота. В роли «лирико-колора-
турного сопрано» нам прийглось вы-
тягивать нижнее «ля». Беспощадная
носительница итальянских традиций
уверяла, что к этому и можно и дол-
жно привыкнуть. Урок заканчивает-
ся регистрацией адреса новой уче-
ницы в засаленной тетради. Быстро
намечается план и протрамма буду-
щих занятий. На десятом уроке —
романс, на двадцатом — оперная
ария. /

— Через два’тода я возьму вас в
Консерваторию, в свой класс..,

У все это стоит «очень недорого».
За пробу и первый урок взимается
10 рублей.
	`Ато она, эта «ученица Мазетти и
Итумнова»? Познакомьтесь, в нею по-
ближе и вы услышите скорбную по-
весть 0 «карьере» певички уездных
шантанов, быть может, опереточното
хора. Где-то, когда-то, чему-то учили
	ве. Может быть и вовсе не учили.”
	Как могло, однако, случиться, что-
бы у нас в наше время в Москве За-
болотская возникла вдруг на. музы-
кально-педаготическом горизонте? А
почему бы и нет? Какие препятствия
встречают Заболотские на своем пу-
	ти? Вто спрашивает их о дипломах,
	кто оспаривает их права?
	Сталинская Конституция, утверж-
дающая братство народов, закрепля-
ющая право на труд и отдых, должна
вырастить нового прекрасного чело-
века, создателя коммунистического
общества.

Контуры этого нового человека я
явственно ощутил на Красной пло-
щали во время физкультурного пара-
да. Здоровьем, бодростью и красотой
дышала яркая, радостная монолитная
масса демонстрантов, проходящих пе-
ред трибунами,

Прекрасная картина народного пра-
здника невольно напомнила мне ан-
тичную древность, греческие идеалы
человеческой красоты. Но в отличие
от античных рабовладезьцев, прези-
равших физический труд, наша с0-
ветская молодежь, мудро культиви-
рует свою физическую силу для ра-
достного труда. и обороны своей ро-
Дины.

Гениальный план величайшего в
мире зодчего товарища Сталина учит
нас, художников. современников и
счастливых участников незабываемо“
то этапа в истории человеческой куль
туры совмещать ‘в своих произведе-
ниях глубину содержания © подлин+
ной человечностью и простотой.

.В настоящее время’ искусство в8-
нимает огромное место в нашей жиз-
nu. Поэтому я считаю. что руководя-
ший орган по делам искусств должен
именоваться не комитетом или упра-
влением, а полноправным наркоматом,
в котором сосредоточивалось бы ру-
ководство всеми искусствами. вклю
	зая литералуу д apPXAUTGRBpy.
	«Любимица Москвы и Пижнего
Новгорода! !
Ольга Григорьевна Заболотокая
В своем репертуаре! (“
Масса новинок! Всегда —
«Фурор»!!»
	На соседней афише «любимица
Москвы и Нижнего Новгорода» фиту-
рирует рядом с «известным последо-
вателем индийского факира Ора-Гиф».
Девиз этой афиши, об’единивший и
HOTa, H певицу:
	  «Все — по желанию публики!»
	На почетном месте — фототрафиче-
ская трунпа. Легко ‘узнать здесь’ и
Собинова, и Нежданову, и Барсову.

— А это я, — скромно добавит хо-
зяйка, указывая на какую-то неясную
женскую фигуру на заднем плане..

Афиши и группа — единственный
патент на преполавание. На склон»
лет бывшая звезда нижегородской
эстралы рентила посвятить себя иеда-
	гогике. Заболотсекая’ рекомендуется
как ученица Мазетти и Барсовой по
вокалу и Игумнова — по классу
	рояля. С равным основанием могла
бы она назваться «известным после-
дозателем» Олимпии Боронат и Анто-
на Рубинштейна. Ее абсолютное не-
вежество обнаруживается в первую
же.минуту. Под неумелые и фальши
	Существует обывательекое мнение:
«Пение — искусство темное». Нет и
	не может быть здесь науки. Это —
	талант, ниспосланный небесами. Не-
множко хитрости, много наглости;
уменье же, знание — необязательно.
В этот храм путь открыт любому

жрецу.