Пролетарии всех стран, соединяйтесь!
		га мир и
	Все более широкие ‘массы предета-
вителей передовой  интеллитенции,
людей литературы и. искусства об’.
единяются во Франции вокруг лозун-
тов народного фронта. Это движение
находит своё конкретное выражение в
деятельности многочисленных «Домов
культуры», об’единяющих творческие
организации литераторов, художини-
ков, кинематографистов, скульпторов
ий музыкантов.
	Народный фронт об’единил не толь-
во людей литературы и искусства,
часто диаметрально противоположных
	друг другу по творческим установкам.
	Он содействовал и максимальному
приближению широких мясс к делам
и залачам искусства. Все восемнал-
цать организаций литературы и ис-
кусства, входящие в парижский Дом
культуры, являются как бы своеоб-
разными клубами. Так, из трилцати
пяти тысяч членов организации кине-
матографистов—тридцать четыре ты-
сячи не имеют непосоедственного от
нощения к кинематографии. Но они
любят кино, занимаются его пробле-
мами и, безусловно, сочувствуют
идеям народного фронта.
	Характерно, что художники разных
направлений, об’единенных в Домах
культуры, когда речь идет о крупном
мероприятии, выступают в тесном со-
дружестве. Так было и с нашумевшей
постановкой пьесы Ромэн_ Роллана
«14 июля». Крайне любопытно, что
бывшее правительство Сарро обрати-
лось ко мне как к одному из руково:
дителей об единения Домов культуры
с просьбой об осуществлении этой по-
СТановки.
	И в этом нет ничего удивительного,
ибо лучшие, передовые люди искус-
ства об’елинены в Доме культуры.
Замечательные режиссеры Жак Шя-
бан, Иткин и Лакруа ставили пьесу
Роллана. Лучшие современные компо-
мы Франции Д. Мило, Ж. Орик,
Ж. Ибер, А. Руссель, Ш. Кеклен, А.
Онегер и Д. Лазарюс писали для нее
музыку. Пикассо, не входящий ни в
одну из организаций Домов культу-
ры, писал занавес. Крупнейшие акте-
ры столичной сцены Мари Белл, Ро-
берт` Видален; Мари Морган, Реже
Максим и Андрэ Бакэ встретились на
	Среда, 5 августа 1936 г.
	Накануне
учебного
года
	В советских зузах наступила ropa-
ия пора приемных испытаний. ко-
лы деятельно готовятся. к новому учеб-
ному году. перестраиваются в ‘соответ-
creag © оешениех СНК. СССР и ЦК
ВАП(б) о работе высших учебных 3а-
золений ий о руковолстве выешей шко-
зой. И только художественные вузы до
послелнего. времени ведут прежнюю
неторопливую и безмятежную жизнь.

(еголня 5 августа. Невзирая на л0-
(точно ясные указания, что при-
вуные испытания должвы быть про-
вены в 1 по 20 августа, ви мало
не смущаясь тем, что партия и прави-
тельство репииельно’ воспретиля про-
узволить прием в вузы в другие. сро-
хи, пати консерватории, институты и
амлемии ик сентябрю елва ли ус-
пеют закончить прием. Уже олно это
обстоятельство заставляет предполагать,
что занятия в большинстве наших школ
вачнутся с опозданием’ ^”
Ремонт студенческих ‘общежитий в.
тмкольных зланий безобразно затяги-
вахя. В олном из крупнейших ery-
донческих общежитий — Трифонов-
ском горолке — изобретательные зав-
хазы на кавикулярные месяцы посели-
ти в общежитиях ‘посторонних жиль-
Цов, превратив городок в своеобраз-
ную гостиницу, дающую вилимо не-
плохой доход. Ясно дело, что по этой
гричине внутренний ремонт был от-
пожен на осень, и сейчас к нему толь-
хо «приступают»...

Многие школы все еще велут пз-за
помещений бесконечную тяжбу ¢ pa3-
ными учреждениями. а иногла и меж-
yy и0б0й, как это было, например, с
130- и полиграфическим. анститута-
мт. Но дело не только в помещений.
Нормально работать может лишь. та-
хая школа, которая имеет кроме поме-
щения еще и пелагогов, и учебные по-
Цибля, т программы, и кабинеты, @
лаборатории, Всесоюзный Комитет по
Jes искусств вынес нелавно специ-
атьное постановление о. подготовке Е
вовому учебному году. В постановле-
fag этом ‘указано, что ло настоящего
зрехени учебных программ и пособий
MO значительной части дисциплин. в
хуюжественных вузах и техникумах
совершенно нет, Учебные классы и
хастерские почти не имеют ofopyz0-
мния. Школьные библиотеки не по-
полняются литературой, профаля вузов
меняются каждый год, прием прово-
Жтся небрежно.

Картина, как затим. ловольно без-
ирадная. Нужны самые репиательные
He для того. чтобы новый учебный
TOL 8 хуожетвенных школах полго-
ТОвИТЬ И Провести так. как этого тре-
бует решение СНВ и ЦЕ ВКП(б). .Со-
Ютавить твердые программы, укомпле-
ЕтоваТЬ Педагогический состав,  при-
Вети в поряхок здания школ и обще-
яития, выпустить в срок учебные по-
{обня. образцово провести новый на-
Cop, организовать как следует произ-
воетвенную практику студентов —
заковы неотложные залачи. стоящие
перет хуложественной школой.

Времени для разрешения этих задач
сталось очень мало, Руководители ву-
308 и техникумов. начальники упра-
Bien Do делам искусств должны
всерьез взяться за работу. В постано-
втевии Всесоюзного Комитета уБаза-
НЫ точные сроки. даны яеные задания.
Онако сделано еще очень мало... Ни-
Каких зных причин, кроме постылной
безеятельноети руководства, отсутет-
вия ответственноети за порученную ра-

‚ неумения работать по-вовому,
ВАК того требует нала страна, ника-
ROX иных оправланий плохого состоя»
Вия наших хуложественных школ нет.

А чежду тем художественное обра-
звание привлекает сейчас все более
широкие слои советекой молодежи.
каждых годом возрастает потребность
в ваифицированных кадрах для на-
ших театрав. музыкальных и художе-
Ю тенных организаций.

С кажлым годом растет число ола-
енных юношей и девушек, стремя-
Шихея приобщаться в сокровищнаце
оветского искусства. Это их право,
№ оно должно быть удовлетворено.
	‚„ АЛЬБОМ
«ХХ ЛЕТ СОВЕТСКОЙ
ВЛАСТИ»
	Художественный альбом «ХХ лет
toperckoh власти» выпускает по по-
становлению Президиума ЦИК СССР
Изогиз. Релактируют сборник И. Аку-
лов, И. Унилихт и В. Малкин, Ху-
дожественный оформитель альбома—
т. Телинтатор. Текст написан тт. Ага-
повым и Поповым, i
В создании альбома участвуют ху
Кожники С. Герасимов, Саръян, Ле-
бедев, Толкачев и фотограф Шайхет.
В альбоме будет помещено около 800
фотографий.

‚ Альбом выйдет из печали в сентяб-
me 1937 г.
					Орган Всесоюзного комитета по делам искусств при Совнаркоме Союза ССР
	ЛУИ АРАГОН
 фи ини TER
	‚свободу!
	сцене с членами рабочих театральных
кружков, организованных вокруг ак-
терокой секции парижского Дома
культуры, ,
	Слово «успех» — определение блел-
ное и далеко не соответствующее на-
стоящему триумфу этого спектакля,
С 14 пюля ежедневно в огромном те-
атре «Альгамбра» при переполненном
зале идет прекрасная пъеса Роалава,
и каждый день по окончании ее зри-
тели и актеры с огромным  под’емом

‚ поют великий бямн революции.

Напряженной творческой жизнью

‚живет организация художников па-
рижского Дома культуры, в числе ко-
торых хорошо известные в Советском
союзе Мазереель, Жан Люрса, Эффель,
Леже и Андрэ Лет. Впервые в исто-
рии французской живописи происхо-
дят ожесточенные диспуты о реализ-
ме в искусстве. О том, как горячо об-
всуждаются на этих диспутах вопросы
искусства, свидетельствует хотя бы
название книжки, выпущенной после
первого диспута:‘ «Ссора по nopofty
реализма». у

Одна за другой ортанизуются вы-
ставки, пополняемые в каждом тороде
работами художников, об’единенных
в местных Домах культуры.

Широко’ развернула свою деятель“
ность организация кинематографистов,
возглавляемая Ренуаром и Федером.

Сравнительно недавно ею выпущен
замечательный фильм «Жизнь при-
надлежит нам».

Сейчас Дома культуры организова-
ны в восьмидесяти городах Франции.
Большую работу развернули они В
Марселе, Нанте, Гренобле, Руане, Бор:
до и Лилле,

Дома культуры не выдвигают OT-
четливо сформулированных политиче-
ских задач, но само ‹<обой понятно,
что разтоворы © «чистом искусстве»
вызывают сейчас лишь улыбку. За.
мир и свободу, за единый фронт все-
ми силами и средотвами борются и
будут бороться представители пере-
довой французской интеллитенции.
		‘мерный театр за двадцать с лишком
лег своего существования воспитал
очень мало выдающихся актеров.
Правла, в этом театре играет замеча-
тельная актриса Алиса Коонен, но по:
мимо Коонён мы можем назвать толь-
ко нескольких актеров Камерного те-
атра, о которых принято говорить как
© «крепких» актерах, но не более.

Камерный театр, всегда проявляю-
щий большое взимание к внепнему
оформлению спектаклей, театр, с ко-
торым связаны имена столь крупных
художников, каб Якулов, Op. Cren-
Gepr, Рындин, В то же время как буд-
то бы забыл 06 основном элементе
спектакля — актере,

Во времена «Принцессы Брамгил-
лы»,   «Покрывала Пьеретты», «Жи-
рофле-Жнрофля»› (период, охватыва-
ющий больше половины уже прой-
денного театром пути) театр делал
ставку на так называемого «синтети-
ческого актера», Театр особенно  гор*
дилея жанровым многообразнем CBO-
их актеров, игравших и в трагедии; и
в арлекинаде, и в пантомиме, и в опе-
ретте. Но «синтетический» актер да-
леко еще не всегда является актером,
равноценным во всех частях своею
творчества. И это обнаружилось со
всей очевидяостью, когда театр, пе-
респраивая свои  идейно-творческие
позиции, взял курс на. сценический
реализм. Актеры, строившие рисунок
роли на чисто внешних средствах вы-
ражения, на пластнке, на музыкаль-
ном ритме, оказались недостаточно
вооруженными для нового репертуар»
ного театра, требовавшем внутренне-
то раскрытия образа, психологичес-
кой углубленноети игры.

Обнаружилось и весьма слабое вла-
ление актерами Камерного театра
культурой слова, этой основой основ
актерского мастерства.

Вместе с тем нам о кажется, что
театр полностью не исчерпал своих
внутренних ресурсов. Достаточно, на.
пример, назвать актера Александро-
ва, хорошо зарекомендовавшего себя
	в «Негре» и после этого спектакля
	не получившего ни одной значитель-
ной роли.

Не может похвастаться обилием
яркнх актеров и Реалистический те-
атр. Эту белность театра актерскими
силами особенно наглядно показал
его последний спектакль — «Отел-
203. . ‘

На премьере «Отелло» особенно вы-
делялея своей актерской беспомощ-
ностью исполнитель роли Лодовико —
Кириллов. Тем более достойно уля-
вления; что этому актеру было пору-
	чено играть «B очередь» роль Лго. С
	этой роли Кириллов, игра которого,
по отзывам очевидцев, производила
исключительно тяжелое впечатление,
был снят только после вмешательств
извне.

Театр, правда, нельзя винить В
том, что он не стремится к пополне-
нию новыми свежими силами, Театр
привлек такую актрису, как В. Бё-
ленькая, отлично показавшую себя в
«Аристократах». Но.в то же время
театр не сумел улержать ни трагиче-
скую актрису Анджапарилзае, испол-
нившую только небольшую роль
Софья Васильевны в спектакле
«Мать», ни такую яркую Фомедийную
актрису, как Пугачева, так и не сыг-
равшую здесь ни одной роли.

Недавно в театр вступила актриса
В. Янукова, но театр показал ее с са-
мой невытодной стороны, поручив ей
несвойственную ее’ дарованию роль
	  Дездемоны в. «Отелло». :
Когла говорят 06 актерах Еврёй-
	ского театра, обычно называют два
имени: Михоэлс и Зускин, Зускин и
Михоэле. «Король Лир» был спек-
таклем двух названных актеров, иг-
фавииих в весьма неблестящем окру+
жении. Подобно зругим упомянутым
нами театрам, Госет нало полумать
© созланик своих крепких актерских
	«Кто сетодвя играет Федора —
Москвин или Хмелев? А Бориса —
Ершов. или, Болдуман?»

Вопросы такого рода очень часто
слышишь, стоя возле кассы ` МХАТ
им, Горького, Но есть в Москве теат-
фы, взсенры и администраторы кото-
рых избаваены от. необходимости
удовлетворять подобную  любозна-
тельность; театры, зрители которых
обидно равнодушны к составу испол-
нителей. В таких театрах, являющих-
ся, по меткому выражению режнссера
А. Д. Попова, «толовами без туло-
виЩ», даже талантливость режиссе-
ров не может прикрыть отсутствия
ярких актерских дарований.

Просмотрев любой из спектаклей,
идущих в настоящее время в театре
им. . Мейерхольла,  обнаруживаешь,
что из виденных актеров почти никто
не остается в памяти, Возьмем хотя
бы последнюю работу театра «Горе
уму» в новой редакции. Талантливые
замыслы постановщика, не опираясь
на подлинное, согретое живым чело-
веческим дыханием актерское мастер-
ство, встречают достаточно равнолуш-
вый прием зрительного зала. И по-
настоящему заставляют встрепенуть-
ся аудиторию лишь те места спектак-
ля, где звучит полновесное актерское
слово; внимание зрителей приковыва-
ется к Чацкому — Царэву, являю-
щемуся \единствеиным светлым пят-
HOM на сером фоне всего актерского
ансамбля этого спектакля,

То, что в театре им. Мейерхольда
  особенно быстро стареют и изнаши-
ваются спектакли, об’ясняется опять-
таки невысоким качеством актерского
исполнения. Список актерских имен,
созданных Мейерхольдом за первое
десятилетие существования театра,
достаточно обширен. Ho воспиталь
какое-то количество актеров еще He
значит создать единый, творчески
спаянный коллектив. Недостаточно
вырастить актера, нужно еще сохра-
нить его в театре. В Художественном
театре актеры, начавпгие здесь свою
жизнь в искусстве, так и умирают
актерами этого театра. Количество ак-
теров, ушедших из. МХАТ, очень не
велико, В Гостиме же список актеров,
‘покинувших театр, не менее обшия-
рен, чем список актеров-выучеников
Мейерхольда. Этот список, открываясь.
Бабановой, пока’ что обрывается на
Тяпшкиной, только что ушедшей из
Гостима в театр п/р Завадского.

Есть еще один список, список акте-
ров Гостима, не сыгравших за послед-
ие несколько лет ни ‹ одной новой
роли, В каких, например, новых спек-
таклях был занят после «Вступле-
ния» актер Свердлин? Чем об’ясняет-
ся длительный «творческий отпуск»
Гарина, также не занимаемого B WO-
вых постановках театра. В каких но:
‘вых спектаклях играет Зайчиков?
Что ‘делает Мичурин, последняя роль
которого была роль профессор» во
«Вступленнн»?

Особенно плохо в Гостиме обстоит
с выдвижением актрио на новые ро-
ли. За последние годы единственной
молодой актрисой; получившей  воз-
мсжность выступить в большой роли,
оказалась  Хераскова, играющая
Софью в «Горе уму» при полном от-
сутствии каких бы то ни было дан-
ных для исполнения этой роли.

За последние пять лет в театре им.
Мейерхольда не выдвинулось ни од-
ного сколько-нибуль‘ обращающего на
себя внимание актера. Это при нали-
чии специальной школы при театре!

Сейчас театр притдасил ряд актеров
(Абдулов, Килигин и ар.), но при су-
ществующей в театре системе ис-
пользования калров`нет никакой уве-
ренности ‘в том, что и эти новые силы
не разделят участи многих актеров
Гостима.

Камерный театр никак нельзя уте-
рекнуть в том, что он подобно Гости-

Выставка грузинских художников (Тифлис). Картина худ, К. Санадзе
«Товарищ Сталин в семинарские годы»,
	Обсуждение проекта
_ Конституции
	заработки и одновременно. чтобы по“
лучить среднее образование.
	Петроград. Большой город. Никого
не знаю. Случайно разговорился ‘в
Александровском салу с одним чело“
веком. Это оказался матрос, ученик
музыкального техникума. Он заинте-
ресовался моей биографией и увел в
себе. Увидя мое влечение к пению
и провернв мои способности, новый
друг сразу повел меня в Ленинград-
ский музыкальный техникум. Заве-
дующий техникумом Палферов на-
правил меня к профессору Ленин-
градской консерватории Оссовскому.
Он также заинтересовалея мною,
	И вот я выступаю Fa испыз
таниях перед ответственной комис-
сией, гле сидели работники Консер=
ватории Андреев, Буссе, известный
артист Большаков. Пел я спокойно,
исполнял деревенские песни. Не по-
нимал, почему меня так внимательно
слушают и придают этому значение.

Наконец я — учащийся Ленинград-
ской консерватории, Восемь лет-упор*
ной учебы. В прошлом’ году я встре-
тился с т. Самосудом. Он меня про=
слушал и еказал, что будет работать
со мной, Я вступил в коллектив Го-
сударственного ленинградского Мало-
го оперного театра. Мой. старший брат
Илья, который так же, как и я, обла-
дал голосом, тоже стремился полу-
чить музыкальное образование, но
он родилсязи вырос в старой Рос-
сии, и его жизнь сложилась совсем
иначе, чем моя. Царское правитель-
ство в 1915 г. послало Илью на фронт.
Там он был убит. Второй мой брат
Тихон — инвалид империалистиче-
ской войны. Что они видели в прош.
лом? Что могли получить дети кре-
стьян от царизма? Ничего, кроме
жалкой солдатской жизни.
	И только я — третий, младший
сын крестьянина Пичугина — вышел
«в. люди», потому что я вырос в Co-
ветской. стране.

_ 17. января 1936 т. в филиале
Большого. театра я исполнял роль
Григория Мелехова в «Тихом Доне»
и меня слушал Сталин — творец но-
вой Конституции нашего государства.
		засл. деятель искусств
	  Каждый пункт Конституции усн:
ливает во-мн@ стремление создавать
такие вещи, которые были бы на-
полнены большим содержанием, свя»
занным с современностью.

Конституция побуждает нас, ху-
дожников, творить во всю силу свое»
го мастерства, петь во весь голос, &
не сипловатым тенорком под сур:
динку, \

Сейчас я работаю над картиной
«Шахтеры», & также над нескольки-
ми панно для банкетного зала гости-
ницы «Москва». В ближайшие ‘два
года я мыслю написать «Пионерский
лагерь Артек», «Семью партизан», два
портрета т. Ем. Ярославского, пор-
треты К. И. Кирсановой, Эйдемана
и др. :

Усилю я также энергию в деле по-
стройки социалистического колхозно-
то городка в станице Михайловке
Хоперского ‘района Сталинградского
края. Эту мою идею горячо поддер-
жали люди науки и искусства. Opra-
низована специальная бригада во
главе с акалемиком Щусевым. Мы хо-
тим созлать в Михайловке дом куль:
туры, парк культуры и отдыха, ста-
дион, кинотеатр, краеведческий му-
зей ‚водную станцию, парашютную
вышку. Я уверен, что мы превратим
станицу Михайловку в показатель:
	ный социалистический горолок края,
носящий имя творца новой Конститу-
	ции — вождя народов, ‘гениально
		Высказывания работников искусств
	Л. ПОЛОВИНКИН,
	KOMTIO3HTO
	Театры на консервации
	циях) коллектив Минского театра
оперы и балета, Г

Наркомпрос БССР несет ответствен-
ность и 3а то, что белорусские театры
этим летом были. лишены возмож-
ности показать свои спектакли эри-
телям. других республик. План ‚га-
строльных поездок был составлен
Наркомпросом чуть ли не год назал.
Были разработаны маршруты поез-
док, но при этом забыли об одной
незначительной детали: договориться
с соответствующими организациями
тех республик, на территории. кото-
рых должны были происхолить га-
строли. В результате такого безответ-
ственного прожектерства гастроли
белорусских театров оказались сор-
ванными.

Неразбериха в руководстве  теат-
ральным делом в Белоруссии про-
должается и поныне. Старого хо-
зяина, Наркомпроса, уже нет, но и
новый по-настоящему еще не при»
ступил к работе, Управление по де-
лам искусств при СНК Белоруссии
было созлано с большим опозданием
— только в конце мая. И сейчас
аппарат управления еще не сформи-
	рован,
Б ГРИГОРЬЕВ
	Театры Белоруссии до самого по-
следнего времени имели никудышно-
го хозяина — Наркомпрос БССР. Мо-
жем ли мы представить себе, напри-
мер, такой факт, что крупный rocy-
дарственный театр приостанавливает
на год свою работу из-за того, что ре-
монтируется здаНие театра? Мо ме+
жду тем это абсурдное положение
оказалось возможным. в Белоруссии,
tae Госет, подготовивший за истек
ший сезон шесть новых постановок,
не смог показать их из-за.. отсут“
ствия сценической площалки. Весь
этот сезон ремонтировалось и до сих
пор еще не ‘готово злание rTeatpa.
Казалось бы. что если нет возмож-
ности обеспечить театр помещением в
столице Белоруссии, следовало бы ор-
танизовать тастрольную поездку те-
атра. Это было тем более целесооб-
разно, что Госет Белоруссии хорошо
известен и за. пределами своей рес-
публики. Но руководители тватраль-
ного дела в Белоруссии не смогли
никак использовать замечательный
коллектив театра.

Из-за отсутствия сценической пло-
шалки законсервирован (выражение,
ставшее весьма таспространенным в
	белорусских театральных организа-“”
		Конституция открывает перед со-
ветскими музыкантами невиданные
в истории человечества перспективы.
В нашей, стране должна еще пышнее
расцвести исполнительская культура,
должна возникнуть новая музыкаль-
ная литература—оперная, эстрадная,
симфоническая. Советское музыкаль-
ное искусство должно проникнуть
в самые отдаленные области Союза.

Я надеюсь, что в той кантате, над
которой я сейчас работаю, мне удаст-
ся отразить тот под’ем, которым ох-
вачен народ нашей страны, идущей
	от победы к победе под водительством
		арт. Ленинградского Малого
оперного театра
	Я родился в бедной крестьянской
семье в б. Саратовской губернии. Моя
родина — село Старая Студеновка.
В 1923 г. я решил уйти в город на
	НИКами» —— этой теме посвятили свой
полотна, худ. Ир. Штенберг, И. Вен-
хвадзе и У. Джапаридае. `
. Сталин высоко держит знамя ле-
нинизма, зорко охраняет чистоту
ленинской теории, на нелегальных
дискуссиях он громит меньшевиков,
анархистов, федералистов, национал-
демократов. Яркие страницы этих
дискуссий, когда молодой Сталин в
теоретической борьбе с лидерами гру-
зинского национализма проявлял
свою необычайную эрудицию и на
каждом слове ловил своих противни-
ков,—даны в работах худ. С. Нада-
и («Дискуссия в Чиатурах»),
. В. Кроткова («Дискуссия в Хо-
Hu»), «Как рос вождь пролетариев
всех. стран товарищ Сталин» — этой
теме посвящены произведения Мосе
Тоидзе, («Юный Сталин занимается
с детворой» и «Молодой Сталин в
первый раз выступает в защиту кре-
стьян»), К. Гзелишвили («Сталин в
юные годы»), Хр. Георгалае («Моло-
дой Сталин занимается с ученика-
ми»), А. Копалиани («Сталин идет
на занятия в _Горское духовное учи-
лище»), Багратион («Сталина исклю-
чают из духозной семинарии»). Пре-
красную картину на тему «Сталин
беседует © крестьянами  Цхалтубо»,
представил художник Мосе Тоидзе.
Из скульптурных работ надо отме-.
тить блестящую работу С. Какабад-
30 «Сталин. в ученические годы»,
большую фигуру „Сталина работы
Р. Тавадзе, бюст Сталина 1905 г. ра-
боты народного скульптора И. И. Ни:
колалзе. Бюсты, изображающие  гё-
ниального вождя всех  трулящихся,
представлены скульптором Ш. Мика
тадае и К. Мерабишвили, Т. Абаке-
ния выставил скульптурный барель-
еф на тему «Демонстрация в Батуме
В 1902 году под руковолетвом т. Ста
лина». Бюст Л. Кецковели сделала
Р. Микадзе,
	В своих полотнах художники Гру-
зии напоминают зрителям, как вы-
ковывался великий вождь и сорат-
ник бессмертного Ленина и ‘как ва-
калялись в боях большевистские ор-
ганизации Закавказья под руковол-
ством Сталина. Эти полотна показы-
вают пролетарского вождя, чье муд-
	poe руководство социалистической
страной обеспечило ту счастливую и
	радостную жизнь, в которой живет
советский трудовой народ. .
	великого Сталина.
Ч eee
	MY PAacCTepHT CBOHX JVYWTAX aRTepos.   кадров
Этого нельзя сделать потому, что Ка-. Я. ВОРОБЬЕВ
	ты лучшими мастерами живописи,
скульптуры и графики.

Художник Ап. Кутателалзе напи-
сал блестящую картину, изображаю-
щую «демонстрацию рабочих, орга-
низованную Сталиным. в Батуме
1902 ro. «Демонстрация тифлисских
рабочих на солдатском базаре под
руковолетвем Сталина» послужила
сюжетом для картины художника
Л. Леманжава. «Сталин организует
	рабочих железнодорожного депо Тиф.
	лиса» — этой теме посвятили свои
картины художники Вепхвадзе и
Хуцишвили.
	0 padore* Сталина среди чиатур-
ских рабочих написали картины ху-
дожники Мосе. Тоидзе и К. Гзели-
швили — «Сталин выступает © ре-
чью на митинге в худадовском лесу
(в Тифлисе) в день маевки», при-
зывая рабочих Тифлиса к штурму
сзмодержавного строя — таков сю-
жет большой картины худ. С. Май-
сэливили, Как известно, похороны
одного из соратников Сталина
Саши Цулукидзе превратились 8
мощную политическую демонстрацию,
где с блестящей речью выступил Ста-
лин, дав развернутую программу
борьбы рабочих и крестьян против
самодержавия. Картину на эту тему.
написал худ, Вепхвадзе, Большое
полотно худ. . К. Санадзе  изобра-
жает «Арест Сталина в Батуме».
Ап. Кутателадае дал две  кар-
тины:, «Сталин беседует с крестьяна-
ми-аджарцами по атрарному вопро-
му» и «Сталин ‘раз’ясняет крестья-
нам-карталинцам, почему они голо-
дают». Картина Б. Сидамон-Эри-
стави «Вышки зашевелились» изо-
бражает, как Сталин вместе со /сво-.
им соратником МЛало Кецховели ор-
ганизовывает бакинских рабочих.
Художник Ш. Махашвили разрешил
чрезвычайно интересную и очень
сложную в композиционном отноше-
нни тему. Художник взял очень яр-
кий момент— во дворе Баиловской
тюрьмы выстроены  закованные в
кандалы арестанты, которых вывы-
лвют в- Сибирь: «Берегите кандалы,
они пригодятся Hay для царского
правительства» — обращается к ним
Сталин из своей камеры. «Сталин В
Чнатурах» (Гурия) — такова тема
картины художницы, Д. Данеладае.

Находясь в ссылке, Сталин полу-
	чает письма от Ленина — картину
на этот сюжет написал художник
	Марьяш. «Сталин с0 своими сорат“
	дает нам право думать, что’ Л. Гу-
диашвили осознал причины своих
творческих срывов и становится на
путь социалистического реализма. Не
освободился еще от влияния. форма-
лизиа быв. кубист Д, Кукабалзе
(«Рионгос»). Элементы натурализма
видны в творчестве Сидамон-Эриста-
	BH.
	А. ДУДУЧАВА

Картины художников

е
С
	й [ рузии
	Кротков В. Г. Шербабчяна, Цима-
] куридае, Сидамон-Эристави В, и др.).
Лучшие люди опохи, стахановцы,
социалистические фабрики и заво-
ды — все это находит отражение в
картинах советских мастеров наряду
с субтропическими нейзажами. Пей-
зажная живопись Грузии показыва-
ет, как природа завоевывается чело:
веком, как она подчиняется науке и
технике социалистической страны.

Графики, работающие над офор-
млением книг, за малыми исключе-
ниями, преодолели традиции узкого
декоративизма. Они стремятся к то-
му, чтобы оформление книги отра-
жало ее идейное содержание, А гру-
зинская советская скульптура, He
ограничиваясь портретамй, бюстами,
стремится к монументальности, 06-
служивает архитектуру, украшает
улицы и площади социалистического
города,

Несмотря на это, в творчестве не-
которых художников все еще силь-
ны элементы формализма ‘и натура-
листического  упрощенчества. Так,
например, творчество Ладо. Гудиаш-
вили все еще находится в плену ви-
зантийских и иранских художест-
венных традиций. Нарушение ана-
томических законов, идущее от
‘иранской миниатюры, и культиви-
ррвание закона фронтальности, ти-
пичной для средневековой фрески,
характеризуют творческую практику
Гудиашвили («Злая семья», «Аре-
стованные китайцы», «Ходжеванк-
ское кладбище» и др.). И теперь еще
Гулиашвили прибегает к методу де:
формации, которым в свое время он
удачно ‘пользовался,  обрисовывая
психологию мелкобуржуазной тород-
свой богемы (серия его работ на
тему «Кинтоз).  Пренебрежительное
отношение к, рисунку и темная па-
литра все еще характерны -для Гуди-
ашвили, Действительность в произ-
ведениях  Гудиашвили предстает
искаженной. Гудиашвили по суще-
ству оторвался от залач советского
‘художника. Ho его выступление. на
творческой Дискусси художников
	Советско
	Пятнадцатую тодовщину Героиче-
	ской борьбы и побед Советекая Гру-.
	вия встретила пышным расцветом
национального изобразительного ис-
кусства. Опираясь на многовековые
культурные традиции, преодолевая
элементы формалистического заумни-
чанья и натурализма, грузинское
искусство боролось за новый совет-
ский стиль социалистического реа-
лизма. Оно отметало искусственное
противопоставление рисунка и коло-
рита, обогалцалось новой тематикой,
отражая героику строительства новой
жизни, Процессу перестройки немало
содействовало изучение и критиче-
ское использование Toro богатого
исторического опыта, каким распо-
лагает грузинская художественная
культура. Ведь нельзя забывать, что
лучшие памятники грузинского ис-
кусства до сих пор «сохраняют зна-
чение нормы недосягаемого ofpaa-
	ца». Однако только в условиях по
	белоносного социалистического строй-
тельства, только в условиях правиль-
ного проведения ленинско-сталинской
национальной политики стало вВ08-
можно реальное использование па-
матников классического наследства
	для   строительства ‚национальной по
форме социалистической культуры.
	Советская власть создала исклю-
чительно благоприятные условия для
полного ‘расцвета искусства, нацио-
нального по форме, социалистическо-
го по содержанию. Выросли молодые
талантливые кадры живописцев,
скульпторов, графиков (И. Тоилае,
А. Кутателадзе, К. Санадзе, С, Ка»
кабадзе, Т. Абакелия, К. Гзелишвили,
В. Кешелава, Копэлиани А., Геор-
тадае Хт. Гиголашвили, Р. Тавадзе,
И. Ветхвадзе, С. Надарейшвили,
И. Штенберг, С. Майсашвили, Е. Ах-
вледиани, С. Киракозов, Ш. Мака-
швили, Г. Жамперашвили, Ш, Мика-
кхаталае и мн. др.). Старые мастера,
вдохновляясь социалистическим стро-
ительством, создают большие полот-
на о радостной и счастливой жизни
страны (М. Тоидзе, Я. Николадае,
	Дискуссия о формализме и натура-
лизме онень много дала худож-
никам Советской Грузии. Они ro-
‘рячо взялись за практический пере-
смотр своих творческих путей, стре-
мясь к высокой простоте, илейности,
монументальности, убедительности,
эмоциональности. Сейчас наши ма-
стера изобразительного искусства
крепко стоят ча позициях социали-
стизеского реализма. Особенно  на-
глядно видно это в картинах ‘на
историко-революционные темы. Ху-
дожники Советской Грузии взяли на
себя ответственнейшую, но в высшей
‘степени почетную задачу — отобра-
зить на ‘полотнах жизнь и деятель-
ность тениального зодчего социализ-
ма — великого Сталина. Сталин, как
организатор закавказских большеви-
стских организаций, как знаменосец
‘боевых тралиций ленинской «Искры»
в Закавказьи, как вождь, «с рабо-
той и именем которого неразрывно
связана вся история закавказских
большевистских организаций, все `ре-
волюционное движение Закавказья
и Грузии с первых дней его’ заро-
ждения» (Л. Берия), = такова твор-
ческая установка тех художников,
которые работают над историко-ре-
волюционными темами. ‚ ‘
	Инициатива создания картин, от-
ражающих революционную деятель-
ность Сталина, принадлежит руко-
водителю закавказских большевиков
т. Л. Берия. С необычайным энту-
зиазмом полхватили мастера изобра-
зительното искусства идею — запе-
чатлеть в картинах отдельные
ведущие моменты — «историческо-
то опыта борьбы закавказских боль-
шевиков по бтроительству ленинской
партии, которая десятки лет прохо-
дила под непосрелственным руковод-
ством вожля нашей партии т. Ста-
лина» (Берия).
	Десятки самых разнообразных сю-
	зетов, связанных тематическим един:
	ством, отражающих героижу револю-
ционного движения В Закавказьи, THe
тантокую работу т. Оталина, взя-
	Творчество
советских детей
на парижской выставке
	Центральным домом художествен-

ного воспитания детей РСФСР
им, Бубнова подготовлены экспо-
наты для детского раздела СССР
на парижской международной вы-
ставке 1937 г.
‚_ На выставку будет послано 40 ри-
сунков детей, занимающихся в изо-
школах и изостудиях СССР; 40 ри-
сунков детей, занимающихся В
изокружках домов художственного
воспитания и школах; 15 рисунков
детей, присланных на конкурс луч-
шего рисунка колхозных ребят;
15 ‘рисунков, присланных на кон-
Курс рисунков к пушкинским про-
изведениям; а также образцы дет“
ского декоративного творчества,
игрушек, кукол и фарфоровой по-
Руды, расписанной детьми.