СОВЕТСКОЕ. ИСКУССТВО
			Товарищи 2данов, Постышев,
	и Хрущев
украинского
	эскизу . украинского художника
И. Падалки, .

— Этот гобелен, — заявил т, Люб.
ченко, обращаяюь к Н. С. Хрущеву,-—
останется у вас, в Москве; мы прё,
подносим его Центральному музею
В. И. Ленина,

Высокую оценку получил и дру.
той гобелен — «Сталин среди детей»,
вытканный колхозницами села Дет
тяри Черниговской области Татьяной
Иваницкой, Марией Пономаренко,
Ганной Малыш и Мариной Кульмй
по рисунку заслуженного художни»
ха УССР А, Петрицкого.

Среди экспонатов Киевской обла.
сти гости отметили украшенные ста»
ринной орнаментальной украинской
вышизкой маркизетовые и шелковые
блузки, пользующиеся огромным бы.
товым ©просом.

Затем тт. Жданов, Постышев, Люб.
ченко и Хрущев внимательно на.
блюдали за работой колхозных ху-
дожниц — заслуженного мастера Па.
раски Власенко и юной Галины Пав,
ленко и любовались тончайшими ри.
сунками старой художницы Татьчны
Паты ‘из села Петриковки,. —

В следующем отделе выставки №:
сти знакомились е- процессом произ»
водства на пёреборном ткацком стан.
ке, за которым колхозницы-твачихи
Евдокия Лымарь и Галина Дерибо-
лот ткали многокрасочную плахту.

В заключение гостям продемонстри.

ровал свое виртуозное мастерство
Иван Гончар, за пятнадцаль минут
вылепивигий из бесформенного зуска
тлины отличный кувшин! и изящ,
ную вазу для цветов. Своеобразнов
дарование скульптора и его тонвую
иронию карикатуриста т. Жламов
отметил, любуясь оритинальными и»
рушками и глиняными статуэтками
работы’ Гончара. ;
’ После осмотра украинской выстав-
ки тт. Жданов, Постышев, Любченко
и Хрущев Фототрафировались вме.
сте с работающими на выставке ук-
раинскими мастералги-кохозниками, &
затем в сопровождении ‘т. Кержет.
нева ‘посетили находящуюся в
ЦПКиО выставку хохломской ро
писи. .
	Лтюбченко
на выставке
	9 августа секретарь. ЦК ВКП(б)
	ЛОПАШИЯ В БОРЬБЕ ПРОТИВ
	Гелисс Гомес. На защиту‘ народного фронта
		Адольф.
	Обсуждение.
проекта
конституции
	Высказывания
деятелей искусств
		В Мадриде имеется Ассоциация
революционных писателей и худож-
ников, насчитывающая до 1000 чел,
Возтлавляют эту асбоциацию писате-
		берти, Сесар-Мария` Арконада, Ma-
рия-Тереса Леон, Ассоциация  про-
двигает испанскую революционную
литературу в широкие массы читате-
лей, поддержнвает молодых писате-
лей и художников, помогает их твор-
ческому росту, Кроме того, ассоцив:
ция революционных писателей и ху-
дожников организует в различных
тородах Испании выставки картин
революционных художников, *
	В Каталонии имеется филиал мад:
ридской ассоциации революционных
писателей и художников, который
возглавляет пбэт Пла-и-Бельтран,
ныне дерущийся на фронте в рядах
правительственных войск против фа-
шистских мятежников. Рядом с ре:
волюционным поэтом Пла-и-Бельтра-
ном сражается и революционный дра-
матурт Сесар Фалькон.

В Испании имеется ряд драматур-
тов — Сесар Фалькон,  Арбериуе—
пьесы которых илут с успехом на ис-
панской сцене. Крупный испанский
художник Гелиос Гомес написал ряд
картин, посвященных крестьянским
восстаниям.

В Мадриде работает народный те-
атр, которым руководит Ирена и Се-
сар Фэалькон. Этот театр поставил ряд
пьес, написанных испанскими дра-
матургами, членами ассоциации рево*
люпионных писателей и художников,
	Да здравствуют наши
испанские братья!
	Советские композиторы шлют fo-
рячий, братский привет героическим
трудящимся Испании, в кровавой
борьбе отстанвающим свои права,
свою жизнь от натиска озверелого
фалшизма,
	Никто в нашей стране не может
быть равнодушен к событиям, проис-
ходящим в Испании,
	Cain международного фашизма
об’единяются для того, чтобы в Исиа-
нии восторжествовала власть души-
телей свободы и культуры, поджига-
телей войны, готовящих кровавую
бойню народным массам всего мира;

Борьба народного фронта Испании
против фашистов — это борьба про-
тив рабства испанского’ народа, про-
	воины, — 82 демократию, 38
культуру»
Мы, работники искусства самой
	свободной страны мира, страны, ко-
торая под руководством Ленина-Ста-
лина в упорной борьбе сломила си-
лы реакции и построила новое 06-
щество, — мы уверены, что как бы
en была тяжела борьба испанского
народа, победа будет за ним, _
	Революционная солидарность еди-
ното народного фронта рабочих, кре-
стьян, интеллитенции — залот по-
белы.
	Да здравствуют наши испанские
братья, Goon aa cberit06 будущее
человечества
	Народный ‚артист Р. ГЛИЭР, за-
спуженный деятель м
С. ВАСИЛЕНКО, —номпозито

Ав, В. БЕЛЫЙ. и А, В п:
		В Советском 6оюзе зыпущен PAD
	книг испанских беллетристов и по-
	этов. В Гослитиздате изданы книги:
Рамона Х. Сендера — «Матнит» (ро-
ман 0. войне испанцев с рифами в
Марокко в 1921 году); «Семь крас-
	ных воскресений» (роман, разоблача-
	Ющий тактику и предательскую по-
литику анархо-синдикалистов в He-
пании); «Деревня, в которой совер-
шено преступление» (книга о подав-
лении крестьянского восстания в ис-
панской деревне). «Общественный
порядок», разоблачающая испанскую
буржуазную юстицию. Вышли также
у нас из печати; сборник стихов РА-
фаэля Альберти об Испании, совре-
менный роман Арконала «Бедняки
против богачей» (о борьбе крестьян с
испанскими священниками )и роман
Арбериуса «Крестьяне» (на ту же
тему).

Из пьес испанских драматургов на
русском языке напечатана только од-
wa пьеса Рамона Х. Сендера «Тай-
на» (в № 6 журнала «Интернацио-
нальная литература» за 1936 тод). Это
современная пьеса о мужестве ис-
панских рабочих-революционеров, ге-
ройски борющихся за свое освобож-
дение, Пьеса «Тайна» шла © боль-
шим успехом во многих театрах Ис-
пании. Сейчао писатель Рамон
Х. Сендер закончил исторический ро-
ман «Мистер Уитт в кантоне» — о
восстании в одной из провинций B
Испании, кантоне Мурсия,
	Паши сердца
с вами
Мы шлем пламенный привет испан-
	скому народу, ведущему героическую
	борьбу против фашистских банд, геро-
ическому народу,  завоевывающему
свободу своей стране. т
Гитлеровские приспешники, фаши-
сты Германии и Италии.  помогаюцгие
	испанским контрреволюциоверам, дол-
	жны получить сокрушительный отпор.
Всё онлы единого народного фронта в
Испании должны об’единиться протяв
фашизма,

Настоящий ‘расцвет искусства я вз-
родного творчества возможен лишь
тогда, когда уничтожена  экопловта-
ция человека человеком. Честные ху-
дожники всего мира, борцы за расцвет
революционном искусства, должны
оказать поддержку тероическому ио-
панокому народу в ето борьбе o co-
временными варварами, губителями
человеческой культуры.

Художники Испании! В ваших ру-

ках могучее оружие борьбы — opy-
тие искусства. Пользуйтесь этим ору-
	жием для того, чтобы бить врагов, пре-
дателей, изменников овоей родины.

Наши сердца о героическим испан-
ским наролом.

Да здравствует единый фронт. про-
тив фаптизма и войны!

КОЛЛЕКТИВ РАБОТНИКОВ ГОС.

ТЕАТРА ИМ. К. С. Ан
ского
	прочее смакуются на каждой стра-
нице и в каждом рисунке, Все это
сдобрено статейками, ‘посвященными
творчеству двух-трех крупных масте-
ов. Сюрреалисты умудрились даже

Шеф приписать признаки  пара-
нойи! Рисунки одного из главарей
сюрреалистов — Дали = это самый
возмутительный поклеп на искус-.
ство, Макс Эрнст повторяет до бес-
чувствия в перспективе скрещенные
руки или один глаз. Либо тратит
свое время на то, чтобы издать тол-
стую книгу из старых, перекомпано-
ванных посредством монтажа под
знаком мистики и эротики гравюр.
Мне хотелось бы привести ‘один аб-
зац из статьи, посвященной искус-
ству открыток (в основном порногра-
фических) периода 1890—1914 rr.
Статья написана В. Е!опагА в одном
из номеров того же «Minotaures,
Описывается содержание новогодней
открытки:

«Прошлый год изображен ‘лежа-
щей на ветке дерева увядающей
женщиной, которая с нежностью смо-
трит на гнездышко, в котором иа че-
тырех яичек вылупляются четыре
прелестные девушки», Я

От этого в восторге. Не думайте,
что это шутка — это совсем серь+
езно! ° Единственный, заслуживаю-
щий внимания среди свюрреалистов
Мап Веу, с блестящими фотографи:
ческими опытами которого было
интересно  повнакомиться. Обидно
видеть имя Пикассо, встречающееся
в связи с сюррёалистами. Но Пикас-
00 сам, на мой вопрос по этому. по-
воду, решительно опроверг какую бы
то ни было творческую связь с ними.
К ообжалению, личные дружеские
взаимоотношения существуют до сих
пор.

Пикассо так много умеет и знает,
	народного искусства
	У а у ЧР И ЩЕ ee

К. Ф. ЮОН т А. А. Жданов, секретарь ЦК
Заслуженный деятель искусств. КП(@)У т, Ц, П. Постышев, пред-
! АА   ert Совнаркома Украины

Статья 70 проекта сталинской Кон:  т. П. П: Любченко и секретарь МК

ee om am meee 9 TE
	le а Н

ституции говорит о том, что в состав
Совета народных комиссаров СОСР
входит также и председатель Комите-
та по делам искусств. Тем самым ве-
ликая хартия народов подтверждает
положение, занятое искусством в
Стране советов.

альнейший расцвет национальной
культуры, обеспечиваемый Конститу“
цией, дает невиданный размах раз-
витню социалистического искусства,
Стираются грани между искусством
самодеятельным и профессиональным.
Наш народ жадно тянется к искусст-
ву, ибо оно выражает новую социали»
стическую жизнь, новую красоту и но-
вого человека, Этого нового, эдорового,
сильного и счастливого человека я\и
стремлюсь! изобразить в своих настоя-
тцих и грядущих работах. Я хочу най-
ти такие краски и линии, которые мо-
тли бы передать богатое содержание
нашей жизни, т

ВКЦИб) т. Н. С. Хрущев посетили
выставку украинского народного ис
хусства в Центральном парке куль-
туры и отдыха, При осмотре выстав-
жи присутствовал председатель Все-
союзного комитета, по делам искусств
при СНК СССР т, ИП. М. Керженцев,
директор выставки П. М. Рудаков
давал пояснения тостям.

Особое внимание гостей. привлекли
украшенные яркими цнетистыми ор-
наментами ковры, вытканные кол“
хозницами села Диканьки под руко-
водством заслуженного мастера укра-
инского народного искусства Алек-
сандры Хлонь, прекрасные ажурные
выпивки  колхозниц села Решети-
ловки Харьковской области, яркие
подольские рушники колхозниц се-
ла Клембовки, вышивки тончайшей
работы васлуженного мастера Марии

оржук.

Пройдя по залам выставки, гости
	остановились у большого коврового

Игорь ГРАБАРЬ станка, за которым искусные кол:
	Upp IrADArD CTaHKA, за которым искусные KOA

Заслуженный деятель искусетв хозные ковровщицы за две недели

аботы выставки уже выткали поч:
Сталинская Конституция — это pe аня T yme Bb mnie nore
	Сталинская Конституция — это
единственный в мире документ, даю-
лций нам, счастливым гражданам Со-
perckoro союза, такие свободы и та-
кие возможности, каких нет и быть
не может нигде более,

Есть ли у меня какие-нибудь по.

желания и добавления к проекту
сталинской Конституции? Есть. По-
следние®тоды явили всему миру та-
кие доказательства роста культуры и
искусства в Отране советов, чскус-
ство заняло уже столь почетное ме-
сто в ее жизни, что своевременно по-

работы выставки уже выткали поч-
ти половину  отромного  гобелена,
ивображающего т. Ворошилова и
т. Буденного на параде красного Ba-
зачества,

— Покажить нам, двчата, яз це
ви робите, — сказал т, Любченко,
обращаясь к колхоэницам,

Две ковровщицы заняли свои мо
ста за станком и, проворно переби-
рая цветные нити, продемонстриро-
вали сложный процесс производства
гобеленов, впервые осваиваемый та-
лантливыми советскими ковровщица-
	CTO B ее жизни, что своевременно по-  лантливыми советскими ковровшица>
думать 0б организации всесоюзного, ми. В ковровом зале, пле выставле-
наркомата искусства. ны первые пятнадцать украинских
	ковроз-гобеленов, гости признали од-

Б. Д. КОРОЛЕВ ним из лучших ковер «Ленин», вы-
	В основу Конституции положена
идея свободного труда, и мне вспоми-
нается тот конкурс на памятник 96-
‘вобожденному труду, который прово-
дился в 20-м году по инициативе Вла-
димира Ильича Ленина. В числе мно-
тих московских скульпторов я также
принял участие в этом конкурсе, од-
нако ни по содержанию своему, ни по
стилю ни один из наших проектов не
удовлетворял пред’явленным требова-
ниям. Теперь, спустя шестнадцать лет,
вчитываясь в проект Конституции, на’
чинаешь понимать причину неудачи

т ue ee
хозницей села Окобцы Киевской об-
ласти Наталкой Вовк и ее ученицами

Марией Щур и Ганной Сависько по

А Е eee

Артисты-желе

Победоносная армия железнодорож-
ников, оправлявшая на-днях свой
установленный правительством еже-
юдный праздник в` честь приема у
т. Сталина лучших людей ж.-д.
транспорта, оказывается чрезвычай-
	конкурса. Я вижу, что топла мы еще   Но талантливой еще в другом отвоше-
	нии. она музыкалыьна, OTE великая
армия. С 6. августа начался всесоюз-
ный радиосмотр художественной са-
р железнодорожников.

В клубе Кухмистерова’ собрались
	не уяснили себе все величие идеи со.   BUH. GHA Mya!
циализма, всю сумму прав, предостав-   афмия. С 6. ав!
ленных гражданину нашей страны.   НЫЙ фадиосмот

Мысль о памятнике освобожденному   Модеятельности
тоуду не оставляет MCHA и теперь. В клубе Ку
	Чтение проекта Конституции BO сто   показать свои музыкальные таланты
	крат усилило во мне желание вопло-
тить эту идею в достойное эпохи про-`
	ман

исты-юрденюносцы,

CLICTORH EA,
	ремонтные. рабочие, кондуктора, кас-
	[ашинист Щетинин, награждевный
	изведение. Над ним я сейчас и рабо-  сиры Московского узле,
	таю для выставки «Индустрия социа-
	лизма», но, конечно, ‘эта моя работа   орденом Знак почета, показал при.
	ATHOIO, MATHONO тембра тенор, кото-
рым ‘он, несмотря на полное отсут
ствие школы, владеет от природы.
Когда Щетинин поет арию Ленского,
берет пианисоимо высокие ноты, про:
сто не верится, что перед нами почти
	  неучившийся пению человек. Чрез-
	вычайно одаренный человек, Щети-
нин хочет и будет учиться петь, BOB-
©е ше бросая свою основную профес-
Ию. Таких людей, ударников, ста-
хановцев на проиавюдотве и обнару-
живающих талантливость в искусст-
ве, — ‘на транспорте не мало.

Такова работница дистанции пути
ст. Москва Зап. ж. д. Мамонтова, об-
ладающая хорошим толосом и опре
деленным музыкальным вкусом,

В день открытия выступали му и
кальные коллективы Московского , .
ла. Об’единенный духовой оркестр
клубов Московском узла под руко-
водством проф. Блажевича прекрасно
исполнил два произведения Вагнера:
увертюру к опере «Рионци» и марш
из оперы «Тантейзер». С большим
успехом выступил тумовой детский
оркестр метрополитена им. Катано-
	  вича под управлением С. Дунаевско-
	го. Об’единенный хор клубов Мобков-
скот узла исполнил «Песню 0 Ста.
	шли бы до нашего зрителя, Это
очень простые, ясные работы. Па-
	  рень с девушкой обнялись, танцуют,
	Цика0со очень любит эту картину и
считает ее очень близкой к народному
творчеству. Люди его грузные, мощ-
ные, теплые, большие, И тут же ря-
дом последняя живопись, нервная,
напряженная, написанная с прису-
щим Пикассо темпераментом цвета и
формы, но раздражающая, беспокоя-
Wak, тяжелая, ‘мрачная, не всегда
понятная. Я спросила, какие. из кар-
тин ему ближе, те, которые почти
реалистичны и так убедительны в
своей спокойной, силе, или послед-
ние? Пикассо ответил: „«Пожалуй,
последние они современнее»...

вспоминаю сейчас, в Москве,
Европу, некоторые ее чрезвычайно
тяжелые явления, вспоминаю страш-
ные вещи, которые приходилось там
наблюдать, и до некоторой степени
начинаю понимать и последнюю жи:
вопись Пикассо, Но я уверена, что
н ему она тяжела. Циклы прозрач-
ных, удивительно чистых по линии
офортов (большей частью из грече-
ской мифологии), которым он сей-
час уделяет много времени, очевид-
Но, — отдых для Пикассо.
	Последней за время моего пребы-
вания в Париже была очередная
ХГУ выставка (она повторяется еже-
тодно, весной) молодых художников
«Salon de ТаШене», президентом
воторой является Него, «Молодые
художники» — He совсем точное
определение, ибо некоторые из них,
которых я видела на выставке, со-
лидные бородачи и уважаемые мь.
тры, как, например, Рея Furi a
другие. Две тысячи картин разве.
шаны в трех этажах выставочното
павильона, Но ни одна вещь не по-
ражает. Большинство работ на сред-
нем уровне. В большинстве случаев
(и это лучшее) подражание к упным
парижеким художникам. Абстракт.
ная живопись почти отсутствует,
Очень мало «ппез». На мой вопрос,
чем это об’ясняетея, мне ответили:
нет денег на модель. Возмущает убо-
жество тематики, Париж сегодняце
него дня не отображен никак. Даже
французский пейзаж, давший такие
шедевры в ХГХ веке, очевидно, ни-
как не вдохновляет современную мо-
лодежь. Очень много восточных мо-
	не может исчерпать грандиозной темы,   AVHOD
Я мечтаю о монументальном памятни-   DM -
ке сталинокой Конституции, который   ствие
включил бы и тему «освобожденный   Когд:
				Оружием
	искусства
	своем искусстве великую реалисти-
ческую традицию Гойи. Хотя Гомесу
далеко до мастерства и зрелости своо-
го великого предшественника, — все
же обоих художников связываат па-
стойчивое стремление к реалистиче-
скому изображению  действительно-
сти, Для обопх художников резлизм
— Фундамент их творчества,

Переход Гомеса как политического
берца от анархизма к коммунизму
сепозвождался переходом его гак ху-
дожника от формализма к революки-
опному резлистическому искусству,

Ero гравюры с каждым голом при-
обретают все большую политическую
заостренность. Уже в 1927—1930 то-
Дех художник в своих графических
произведениях ставил к позорному
стелбу фашистскую реакцию Примо
де Ривера, однако его творчество, не
свободное от влияний формализма, в
этн годы было непонятно широким
массам,

Начиная с 1931 года, графяческое
искусство Гомеса становится все 60-
лее реалистическим, его возлействие
Ha массы все повышается, оно ‘дала-
ется искусством больших страстей,
больших маспитабов. .

С 1936 года Гомес не только круп-
нейший график современной резолю-
ционной Испании, но‹и один иг са-
мых оригинальных графиков совре-
менности. Некоторые из его раб
отличаются чертами классической
зрелости и подлинной простоты, свой.
ственной только большим прэйзвз-
дениям искусства. В творчестве Го-
меса уже нет той манерности и вы-
чуртсй стилизации, какие были свой-
ственны его ранним произведениям,
Ето рисунки, посвященные тероиче-
ской борьбе испанского пролетариата
и в особенности роли испанексй ра-
ботницы в этой борьбе, широхо из-
		Путь Гомеса-художника,  револю-
циснера и борца не являетоя исклю-
чением. Вместе о ним идет растущая
плеяла революционных испанских
художников, музыкантов, артистов,
писателей, отдавших свой талант,
сво® мастерство, всю свою жизнь
борьбе за свободу и счастье своей
страны.
		В современном революционном ис-

панском искусстве Гелиос Гомес ва-
нимает выдающееся место. В его ра-
ботах в мощных и ярких образах от-
ражена героическая борьба трудя-
щихся Испании. Гомес — боец рево-
люции. В течение последних лет ис-
панокой истории (1931—36 тоды),
столь богатых событиями, он борет-
ся не только кистью и пером, но и
с оружием в руках, Гомес родился
8 1905 году в южной Испании, в Се-
вилье. Сын рабочего, четырнадцатн-
летним мальчиком Гомес уже рабо:
тает на фабрике керамических изде:
aus, ли
Первый толчок ето революционное
сознание получило от отца, который
В 0808 время употреблял всё усилия,
чтобы воспитать Гелиоса безбожни-
KOM. ;
В 1927 году Гомес покинул Испа-
нию. Он прожил три года в каче-
стве политэмигранта во Франции,
Бельгни и Германии. В Германии,
Где в эт0`время обосновались. анар-
хо-синдикалисты (одно время Гомес.
примыкал к этой группе), молодой.
художник имел возможность воочию
увидеть их бессилие и убедиться в
революционной мощи коммунистиче-
ского движения. Гомес по возвраще-
нии в, Испанию опубликовал в Бар-
селоне в 1930 году свое политиче-
ское крело: «Отчего я порвал с -анар.\
хизмом», В этой листовке Гомес из-
лагает причины своего ухода от анар.
хизма и приглашает анархически на-
строенных рабочих последовать ere
примеру. -

С 1931 года Гомес неразрывно свя:
зал свою жизнь и сульбу © комму-
нистнчееким движением. Он стано-
вится художником-пропагандистом и
Создает ряд политических рисунков
# плакатов.

1932 тод застает его в Советском
союзе, где-он остается до начала 1934
года. В 1933 тоду Международное
бюро революционных художников
устраивает в Москве выставку про-
извелений Гомеса,

В противоположность формалиети-
ческому трюкачеству многих coBpe-
менвых испанских художников «ле-
вогл» фронта, Гомес продолжает в.

Артисты-железнодорожники
	лине» и классическое «Эхо» Лао,

В первый же день смотра мы услы»
шали талантливых певцов — Hato.
чих и работниц — железнодорожни-
ков. Большую музыкальность обнару*
HALA помимо малтиниста-орденонос»
ца Щетинина. также Ручкина, Ивз»
нов и другие... =

8 августа на радиоолимпиаде BH
ступили коллективы и солисты четы.
рее дорог: Октябрьской, Сталинской,

вой и Донецкой,

Оперно-симфонический коллектив
станции «Красный Лиман» показал
первый акт оперы   «Запорожец 58
Дунаем».

Среди. исполнителей выделялись
своими очень хороитими голосами По.
лявокий`. (в роли. Карася) и, Тура»
ская (в толи Onan. и.
	Выхступало несколько хоров, оркв*
	стров на фраэных BWRCTPYMEHNY, ка»
пелл бандуристов, татарский нацио“
кальный ансамбль,

В выступлении капеллы бандуря»
стов-железнодорожников ст, Полтава
показал ‘исключительные качества
своего голоса Литвин, исполнивший
песню Кармелюка, у

Безусловню вырос репертузф дут
вых оркестров, исполнявиих Ват“
ра, Берлвоза, `Ишполитова-Иванова,
народные песни. Широко был пред:
составлен в программе олимпиады ук
раинокий фольклор. Из произведений
советских композиторов были испол.
нены отрывки из оперы Дзержин»
ского «Тихий Дон», «Песня о Тель
мане» Томилина и др.

Судя по началу, олимпиада BHA
менует большой расцвег народного
творчества среди желёзнодорожинков
‘Советского. союза. Впереди еще вы.
ступления многих исполнителей, 060
всей олимпиаде можно будет судить
лишь по завершении е6, после ваклю»
чительного показа 18 автуста,
		Советские драматурги —
испанским борцам за
республику
	Секция драматуров союза совет-
CRUX писателей СССР начала сбор
средств в фонд помощи испанским
борцам за республику, открытый по
обращению ВЦСПС. .

За первый день среди драматургов
находящихся в Москве, собрано в
фонд помощи испанским борцам за
республику 2500 рублей. Внесли еди-
новременные взносы в этот фонд:
В. Киршон — 1000 руб., Ве. Вишнев-
СкИЙ — 800 руб., А. Ржешевский —
300 руб., А. Глебов, К. Тренев, Д, Да
вурин, Г. Гайдовский и др. Сбор
средств пользу испанских борцов
за республику среди московских дра-
матургов продолжается,
	лен.  Вонкретное, ‘реалистическое
искусство. Огромное знание природы
и человека, повернутое в своем, се-
	занновском мировоззрении, В каж-
дом полотне’ вы видите силу Фболь-
шого человека, мастерство, купленное
ценой полной и поллинной отдачи
	му рем

еслу-—-искуюству.:
	_.В небольшом помещении на хо-
рошо знакомой французским худож-
никам Rue 1а ВоёЫе, у известного
парижского маршана Розенберга я
видела выставки К. Моно и А. Ма-
тиоса:

В. Монэ такой же, каким мы его
знаем по нашему музею Западной
живописи, О Матиссе хочется ска-
зать хоть несколько слов: Ему т6-
перь 65 лет, и парижане считают,
что он уже «все сказал». И дейст-
вительно: последние живописные ра-
боты бледнеют рядом с московским
собранием картин Матисса. В основ-
ном это — декоративные панно для
ковров. Но его рисунки блестящи по
темпераменту, остроте, ритму и ма-
стерству. Не удовлетворяет и утом-
ляет только малоинтересная и одно-
образная тематика.

На той же Кае 1а ВоёМе в очень
скромном помещении выставился
Мазереель. Ему трудно было орган:
зовать выставку, так как почти все
его вещи посвящены советской те-
матике. В полуподвальном помеще.
нии, в центре Парижа, я узнала Мо-
скву, ее Красную площадь, наши
праздничные шествия во многнх Ba-
риантах композиций Мазерееля. Он
отказался от своей стилизованной
манеры. Рисунок стал реалистичней
и свободней. Но мне кажется, что
Москву Мазереель увидел слишком
по-азиатски — сумбурной. Москва
суровее, сдержанней, проще;
		С. ВИШНЕВЕЦКАЯ
	Современная Живопись
- Франции
	показались мне менее интерес-
НЫМИ. я
	Выставка Сезанна -— одно из’ са-
мых сильных. впечатлений. Ни анти-
Ka, ни итальянское Возрождение‘ не
ослабили его. Выставка Сезанна’ —
это неисчерпаемый источник для
каждого художника. Недаром не
только молодежь. но и крупнейшие
мастера современной живописи ча-
сами простаивают перед’ полотнамн
и акварелями Сезанна. Я была три
раза на этой выставке. Я увидела
совершенно нового для ‘себя Сезан-
на. Да, и не только для себя. В Мо-
скве я ‘показывала репродукции наи-
более удививших меня вещей, Для
многих — они были также неожи-
данны,

Прозрачный, глубоко лиричный,
эмоциональный ‘и иногда романтич-
ный Сезанн оказался в такой же
мере убедительным, как и знакомый
нам тяжелый, плотный, мопумен-
тальный. Есть вещи, написанные с
такой виртуозной легкостью, что
долго стоишь, не понимая, как это
написано (например. «Га nouvelle
О1ушр!а»). И вместе с тем вещи реа-
листичны в лучшем смысле этого
слова. Не раз, бродя по выставке, я
с возмущением вспоминала выска-
зывания Гронского о Сезанне на
страницах «Новою мира», Общее жи-
вописное впечатление — голубой
Сезани. И в пейзажах, и в портре-
тах, и в сложных композициях ку-
пальщиц и купальциков (а их очень
много на выставке), и в живописи,
и в акварели — большей частью
сложнейшая PTAMM&  сине-голубого
цвета,

В акварелях Сезанна, служивших
ему только эскизами, проверкой’ пе-
ред живописным решением больших
полотен, нет ни одного безразличного
пятнышка. Каждый сантиметр этю-
да предельно найден, решен и вме-
‘сте с тем эмоционаленк и выразите-
	Охватить в небольшой газетной
статье весь сложный и значитель-
вый комплекс впечатлений ‹от фран-
цузской живописи очень трудно, В
первую очередь хочется рассказать
© двух выставках, взволновавших не
только меня, но весь художествен:
ный Парнж. Это выставки Коро и
Сезанняа.
	В пати больших залах салона в
Тюильрийском саду были собраны
‘из всех коллекций Европы и Аме-
рики лучшие произведения этих
крупнейших мастеров французской
живописи. [lo мнению французов,
Коро был недостаточно хорошо по-
дан, но все же огромное количество
‘пейзажей, портретов и др. компози-
ций дают исчерпывающее npencra-
вление о художнике.
	Жемчужно-серый колорит Коро.
воспринимается совсем по-новому
после того, как узнаешь Францию,
ee цвет и свет. Необыкновенная жи-
вописная тонкость прозрачного и
вместе с тем мглистого желтовато-
серо-голубого колорита Франции (я
ни разу не видела там чистого 86-
деного цвета) открывает многое в по-
исках французских художников ХХ
века. Серые пейзажи Коро подтвер-
дали моё первое цветовое восприя-
тие Франции. Всем знакомые спле-
тающиеся арками деревья его пей-
важей видишь не только в парках
Версаля. Они тянутся вдоль боль-
шинства дорог Франции,
	Наряду в огромным живописным
мастерством Коро радовала большая,
прочувствованная правда изображения
страны, И понять эту правду. цвета
я формы, которой нало учиться, мож-
но только, узнав Францию. Кроме
пейзажей, меня поразило опять-таки
своеобразное соединение живописи и
эмоции в нескольких портретах
Коро, Более ранние классические
или, Kak их называют, «историче-
ские» композиции Коро в этом CMBI-
	тивов: одалисок, орнаментов, Мио
ватюрмортов, главным образом, цве»
тов. Вели’ вы возьмете каталог, т9
вы! сразу увидите; цветы, цветы, цве
ты, цветы.. Прибавьте к этому He
wuoro interieur’os и портретов — Е
вот вся выставка,

Удивило, что ‘в Париже на живо:
писной выставке имеют право на 0.
ществование такие вещи, как 4
Жопез» Марии Васильевой. Это ма»
ленькие иконки, вырезанные из 48»
туни на черном бархате, разукра-
шенные какими-то перышками. Или
вышитая по муару (шелк) бесомые
лица из звезд и водорослей В]апове
Ory-Kobin. Эти вышивки} в золотых
рамах так и называются: муар 06
лый, муар зеленоватый ит. д.

Интересна, выставка, = собрав“
ная из частных коллекций, под и8*
званием «Мюзик-холл и театр в жи
вописи», Здесь впервые, если не счи
тать 2—3 вещей в Лувре, я увидела
живопись Попуег. В цвете он ещо
более убедителен. Ero живописная
таума черно-коричневая. Вещи по’
строены на резкой светотени, хак и
рисунки. Выставка эта из произве»
дений Дега, Сезанна, Мань, Ренуара,
Сера, Тулиз ‘де Лотрека и др, дает
в целом, помимо ее живописной цен.
ности, яркое представление о харак»
	хх ae TP цирка и мюзик-холла
XIX pg
	В заключение хочется сказать не»
сколько слов о выставке советских
художников, живущих в Париже
Выставка era развернута в здании
нашего Торгирелства, В первую 096-
редь надо отметить прекрасные м8.
сла и гуаши Р. Фалька. Фальк дей»
ствительно многому научился в Пл“
риже, Его’ масло, особенно его 18
ши, близки мастерству барбизонцев.
Это Франция, близкая и понятная
нам. После выставки я повхала Е
Фальву в мастерскую. Я увидела
500 полотен и почти столько же ry
щей: Фальк ежедневно бродит с ящи-
ком и мольбертом ва опиной, откры-
вая свой. фальковский, Парил, 08
говорит, что собирается в Москву,
что выжал из Парижа вое, что ему
нужно, Возвращаясь к выставке, хо-
чется отметить офорты молодого
Фалька и масло « враппотисты»
Л. Козинцевой. Остальные вещи Me
нее интересны.
	С. Вишневецкая, Марсельские старухи
	что это толкает его на путь экспе-
римента, правда, не всегда понят
ного, Он говорит, что устал видеть
предметы такими, какими их видят
все, что он, уже видит глаз, руку
и’т. д. сквозь их внешнюю форму.
	Видит по-своему. К этому мне бы
хотелось прибавить свое  наблюде-.
	ние. ВБ Париже есть ужасное слово
«Чето4ё». Быть немодным бояться
почти все, и любая парижанка, и
крупный художник, Особенно за ху-
дожника боится ‘его «маршан», По-
этому не быть %4етод&» — это де-
виз, зовущий художников выпускать
все новые и новые «опусы», непохо-
жие нА предыдущие.
Пикассо сейчас вернулся в свое
ателье (оно было долгое время запе-
чатано по случаю его бракоразводно:
го процесса, так как оказалось, что
половина его вещей по закону при-
надлежит его. жене). Когда мы во-
пли в ателье, он об’яснил нам, что
впервые его открывает для нас. Го-
луби запачкали полы. стены и даже
	холсты (забыли закрыть окна, когла.
	запечатали комнату). Пыль толетым
слоем лежит на разбросанных па-
литрах и вещах, Среди этото беспо-
рядка я увидела хорошо знакомые
мне  по фото картины, ‘а также но-
вые работы. К сожалению, лучшие
последние полотна еще не были воз
вращены © недавно закрывщшейся
выставки, которую я уже-в Париже
не застала. bay

Нас всетда поражало разнообразие
творчества Пикассо, но вдееь, где
все собрано вместе, контрасты еще
разительней. Показывая картину,
Пикассо спрашивал меня: «Это до-
статочно популярно, это понятно
было бы у вас в СОСР%» Должна
сказать, что некоторые, не так давно
написанные вещи, действительно до-
	Что рассказать о выставке сюрре-
алистов? Вот — абсолютный форма-
лизм, притом не. безобидный, & на.
сквозь пропитанный глубокой мо-
ральной порчей. Возьмите любой из
номеров о журнала  сюрревлистов
«Мпофаите» («Минотавр») и вы проч.
тете в оглавлении: спиритизм, секс,
эротика, паранойя, Этой тематике
посвящено содержание журнала.
Драматуртия маркиза де-Сад, пре-
ступления, «конвульсии красоты» и