ee COBETCKOE ИСКУССТВО
ы С гостями фбестиваля

Сиз
	Пьер
	Б. Иоцов

Директор Национального болгарсковь
театра (София)
	Интерес
к советской
‘культуре
	Культурные связи между послево-
енной Болгарией и советской Росси-
ей только сейчас, к сожалению, BCTY-
пают в более оживленную отадию раз-
putas, Mo приезд в столицу СССР
	связан с осуществлением миссии, в03-
	ложенной на меня болгарской худо-
зественной общественностью, — 03-
		репертуаром, а также выяснить в03-
можность приезда наиболее крупных
театральных коллективов Москвы &
Ленинграда в Болгарию,

Интерес к русской культуре со сто-
роны болгарской интеллигенции все-
гла был велик. Особенно вырос этот
интерес сейчас, в голы строительства
социалистической культуры Советско-
то союза. Крупнейшие болгарские ак-
теры — Стефая Македонский, Алриа-
на Будевска, Иристе Сарафов и дру-
тие воспитывались в России, в рус-
ских тезлрах и на русском репертуафе.
Инсценированные басни Крылова,
пьесы и, Грибоедова, Гоголя,
Чехова, Толстого, Островското не схо-
лят и никогла не схолили CO сцены
белтарских театров. К сожалению, на-
ше знакомство с советекими. ньесами
оставляет желать много дучшего,
репертуаре болгарского театра имеет
CH только одна советская, пъеса —
«Квадратура круга», Надеюсь, что во

емя моего пребывания в Москве и

енинграде я установлю связь с круп-
вейнгими советокими драматургами.

Я бы хотел, чтобы советская тед-
тральная общественность проявила не»
который интерес и к работе наптих
драматургов и актеров. Наш мололой
apamatypr Иорден Иофков, автор драм
«Альбена» и «Беряна» (из жизни -
тарского крестьянства) и комедии
«Миллионер», является одним из на-
иболее популярных писателей Болга-
рии. Молодой актер Савов написал
ряд интересных пьес на исторические
сюжеты. Стефан Костов написал не-
сколько комедий, в которых обнару-
жил нездурялное драматургическое
мастерство. Его комелии «Золотой
рудник» (тема — стремление после-
военной буржуазии K 6 omy 06о-
гащению) и «Големанов» (о болтар-
соком нуворише) пользуются большой
популярностью у. нашего зрителя.

Незабываемо тлубокое впечатление
на меня произвело, открытие IV tea-
трального фестиваля в Мосвве в Тед-
тре народного творчества. Народное
искусство имеет также свои глубокае
корни и в Болгарии. Народная песня,
узорное питье, обработка дерева и
другие вилы искусства воспитывались
в самых широких слоях болгарского
крестьяяства в течение многих
лет. Но, к сожалению, у нас к на-
ролному искусству (как, впрочем, и
во всех европейских отранах), относят-
ся, как К чему-то нелостойному, вто-
ростепенному. У вас наоборот — я
	к нароелному

искусству,
	и не только русскому, но и, всех
многочисленных народностей, населя-
ющих разноплеменный COCP, onno-
	М РА И ЗЕЕ Г В ГРИТ Ни

сятся в величайшей серьезностью и
ыниманием, Как бы глубоки ни были
впечатления от друтих постановок, ко-
торые я увижу. на фестивале, спек-
такль Театра народного творчества
викогла не изтлалится из моей па-
MATH,
	го творчества, Ительменкна Gro
народов Севера) исполняет? нацио-

танец.
Фото С. Вейнберга a A; Чепруное
	Во втором случае, Натуралист не-
ощутительно для самого себя ока“
зывается в одной шеренге с эстети-
ческими ‚етеургами», также, упраздня-
ющими искусство,  превращающими
художника в «творца» самой дейст-
вительности. ‘Когда о лефы и конет-
руктивисты утверждали, что худож-
ник должен делать не произведения
искусства, но «реальные вещи», они
н6 подозревала даже, что в этом сво-
ем тезисе они были—теоретически—
весьма близки нё только К плоским
язтуралистам, но и к таким мистикам
и идеалистам, как Вячеслав Иванов
или Скрябин.

Природа как будто мстит хулож-
нику, который пытаетоя уловить ев
«сущность» средствами натуралисти-
ческого полобия. То, что остаетея в
руках такого художника, — не
натура и не «сущность» натуры, но
лишь опись или реестр, и притом
реестр заведомо не полный и не
исчерпывающий. Более того. Реестр
этот неотделим от комментария,
вместе с которым он родился и ко-
торый у художника-натуралиста все-
гда булет комментарием ненадежным,
ошибочным. Натуралист не просто
ищет «сущность». Он заранее уверен,
что он Уже нашел ©, он поучает,
проповедует, «Сущность, — говорат
натуралист, *— не в том, где вы ее
ищите; она — вот в этих изображае-
мых мною’ чертах строения прелме-
та, лица или характера, и только
в них одних. Рассуждая так, нату-
ралист опять впалает в метафизи-
ку. Он прав, когла утвержлает, что
«сущность» не дана вне своих прояв-
лений, отдельно от них, что она не
противостоит им, что она неотделима
от них и должна в них проявиться,
Но натуралист неправ, когда. думает
будто «сущность» непосредственно
совпадает со свонми проявлениями,
что она им попросту тождественна,

В этих своих утверждениях налу-
	Весед
	Герберт Клайн

‘Ponasrop mA) «Новый reatpy

`Театрал ьный
Нью-Морк
	 В начале ХХ столетия, © ‚ гигант
‘ким развитием кинематографии на
тупил упадок американского театра.
Зыдающаяся’ американская актриса
‚Цетрин Корнеля fanaa: «Het ни-
  аких сомнений, что амерйкалокий
ватр умер». Эти слова оказались про-
сческвми. В Америке Tak называе-
‘ая «массовая публиха» ходит не. В
ватр, в `В кННО, «выФшее общество»
 ривлекается в тедтральные залы
олько- пьесами -оканлально-утоловно-
5 HAY ceKcyasbnoro содержания. По
юлчаливому утовору ` драматургов и
иректоров театров пьесы на острые
’ овремеваые” темы’ ив американелой
енани ве. ватутся и ве ставятся.
`[зиболев: совестливые и чуткие. из
’уржуазных драматургов. утлубилиеь
’` исторические темы для того, чтобы
ити от современности.
	В настоящее время среди амери”
анских чезтров, представляющих
удожественный интерес, первое ме-
ro завиуает «Рабочий театр». Еще
a 1938 т повестный только. узкому
угу радикально настроенных зри-
елей. «Рабочий театр» в настоящее
фремя стал опасным конкурентом те-
прального Бролвея. Что’ больше всего
юразило’ американского. арителя в
том театре, — это современная’ те*.
а. Ньнболее животрепещущие, и 810-
олневные социальные проблемы —
“ физие, безработица, перепроизводет-
’ю интеллигенции, негритяножий вой»
юс ‘ит. д. — были поставлены в пье-
ах таких драматургов, как Клиф-
юрд О’Дето, Эльмер Райс. и др. Ра-
ючие театры начали влиять на ре»
тертуафную политику всего туатраль-
гото Бродвея. Даже коммерческие
 еатры вынуждены были обратиться.
‚ социальной тематике. Вознякние в
MOXY «HOBO эры» театры так назы-
 земой «Федерал праджект титр» (со:
данные правительством для борьбы
‚; актерской безработицей) включила
‚ свой рейертуар ряд пьес раликаль-
тых драматуртов из темы ‘америкав-
жой современности.
	„; Чуть ли не во всех государствен-
тых театрах прошаа’ ‘сейчас пьеса
‚ Иайкл Голда «Воевный` день» {о re-

е гражданской войны в Америке

жоне Брауне) и драма Майкл Блен-
хферла «Класс; рожденный. в 1929
юду» (на тему о трагелии интелли-
ю№нции в капиталистическом обще-
Утве). Lf
	Интересным явлением новейшей
 еатральной жиэни Америки являет-
‚я возникновение чавийвых газет». Это
эстрадные театры, репертуар  кото-
рых исключительно злоболневен. 0бо-
зрение нью-йоркской «живой газеты»
«Нападение Италия на Абиссинию»
вызвало такой восторженный прием
массового зрителя, что итальянский
посол потребовал снятия этого опек-
гакля. Не менее восторженный прием
встретили сатирические обозрения
этих театров о подготовке титлеров-
кой Германии, к . Физкультурной
’рлимпизде и о классовом суде в
США.
	В своем кратком 00зоре я не моту
дать исчерпывающей. характеристика
рювременного американского театра—
это тема серии статей которые я пи-
шу для советской прессы. В них я
подробно остановлюсь и на «Групп
геатр», и на «Театр лиг», и на «Ар-
теф» и др. наиболее. интересных и
значительных театрах Америки. Хо-
чу закончить пожеланием, чтобы со-
ветские театры уделяли значительно
больше, чем до сих пор, внимания
произведениям американских драма-
тургов-антифатистов. Это несомнен-
но будет нолезно для обеих сторон.
’ Ралример, талантливый драматург
Паул Грин опубликовал нёлавно но-
вую пьесу «Гимн восхолящему солн-
‘Цу» на тёму о тюремно-исправитель-
ной системе в капиталистической
Америк“ Дос Пассос назвал эту дра-
му «самой замечательной американ-
ской пьесой последних лет».
	Натурализи
	В тбории искусства, как и во вся-
кой другой твории, возможны не толъ-
ко заблуждения. но также и иллю-
зии. Одной из таких иллюзий, oc
нованных на смешении понятий и на

‘неверном обябнении ‘действительно

существующих фактов, является ил-
люаия. некоторых художников и тео-
ретиков, полатающих, будто возмож-
но натуралистическое искусство. Су-
ществуют натуралистические теории
искусства, существуют’ ‘художники,
желающие быть натуралистами в сво-

‘ем иокусстве и воображающие, будто

Е

это им удается, но нет и не может
быть натуралистического искусства.
Налуралистическая теория есть одно
из заблуждений эстетики, во теория
эта. все же — хотябы в opus за-
блужлдения — существует. Деятель-

ность художников,  воображающих,

как воображал, например, Золя, буд-
то они осуществляют натурализм в
своих вещах, также существует, хотя
деятельность эта есть на деле вовсе
не то, Чем считают 66 и за что ве вы-
лают 6ти художники. Но натуфали-
стическое иснусство попросту не су:
ществует; ватуралистическое искусст-
BO — или наименование, оши о
применяемое для обоаначения того,
что не должно быть так называемо,
иля же это невозможное и немысли*

‚ мое понятие. в самом себе заключа-

ющее противоречие. которое его раз-
рушает. : ]
Под -натурализмом понимают тече*
ние искусства. которое стремится
изображать «жизнь как она есть»,
«факты как они есть». ничего He
идевлизируя в изображаемом, ничем
не гнушаясь и ничём не пренебре-
Это стремление—изображать пред-
мет как он есть — теоретики нату-

рализма часто сближали со стремпе-

нием науки — поститать истину как
1 эть без всяких прикрас и ис-
Scant Натурализм истолковываля
как научное течение ‘внутри искуест-
в. как лвижение, имеющее . целью

сблизить ‘искусство и науку. устра»
	Редактор тазеты +Комелия»
	Па сценах Парижа
	А. Ван-дер-Виз
Драматурт и театровед (Голландия)
	Первые впечатления
	Я был радостно  зеволнован
только исполнением отдельных номе-
ров программы ‘Театра  наролного
творчества, но и самим фактом cy-
	ществования театра. Разнообразие
национальных манер, жанров, при-
erat  опеломляет непривычного
	зрителя. Эстетические снобы мотут.
пыталься проводить параллели меж-
ду советоким наролным творчеством
и средневековой итальянской «коме-
диа дель эрте». Это  смехотворное
сразнение, голное только для само-
довольных пелантов, Самодеятельное
искусство, которое с такой любовью
и таким размахом культивируется в
СОСР. — явление горазлою более ана-
чительное, чем все то, что знает ис-
тория народного творчества.

Театр. наролного творчества  булет
питать многими ‹лесятками и сотня
ми дарований профессиональное ис-
кусство. Не следует забывать, что и
Станиславский и Антуан начали свою
художественную деятельность в круж-
ках любителей,

«Аристократы» в театре Вахтанго-
ва мне понравились меньше, чем
«Интервенция» в этом же театре.

В режиссерской и актерской трак-
товкё «Аристократов» я`не уловил
необхолимой целостности. Навряд ли
нужно было уделять так много вни-
мання деталям одежлы и обстановки,
которые занимают в этом сцектакле
слишком значительное место. Исклю-
чительное впечатление оставляет иг-
ра Симонова Правда, иногда B efo
игре чувствуется некоторая «кинема-
	как теория ©
		тографичность» — в жесте, в мизан-
сцене. Сцену в бараке он проводит
‹ иалипгней экспрессией.
	Наиболее значительное впечатление
на меня произвел Мейерхольд. Я го-
ворю о репетиции «Юбилея», на ко-
торой мы присутствовали. Вот под-
линный хуложник, настоящий ма-
стер! Творческие идеи овладевают
всем его существом,

Он велет за собой зрителя е непрев-
зойденным мужеством и благород-
ством. Реализм ли это? Да. мне кажет-
ся, что именно это и есть подлинно
‘художественное отображение дейст-
вительности, Если бы меня спросили,
в чем действительное отличие резлиз-
ма от натурализма, я бы вместо от-
вета указал рукой на Мейерхольда
и сказал: смотрите на то, что он де-
лазт!

сколько наиболее крупных имен па-
рижеких актеров, то не потому, что
они противостоят уровню своих теат-
ральных коллективов, нет! И блестя-
щий комик Ремью, создавший ряд
незабываемых образов в репертуаре
Марселя Паньоля, и «жен-премьер»
Шарль Буайе, стяжавший заслужен-
ные лавры в пьесах Апри Бернштей-
на (к сожалению, Byafe выступает
теперь не больше чем в одной пьесе
в тод, отдавая остальное время Гол-
ливуду), и Габи Морлей, любимая
«героиня» парижского зрителя, ‘и
Тесье — все они в совершенстве
владеют актерским мастерством, ак-
терской техникой. Ансамбли, © ко-
торыми этим незаурядным мастерам
приходится играть, ни в коей мере
не компрометируют их.

Но о чем приходится говорить ©
нескрываемым ‹ сожалением, это
отсутствии сейчас в Чэриже выдаю-
щихся трагических актеров и акт-
рис. Некоторые критики и театрове-
ды утверждают; что это явление не
случайное, а симптоматичное; что
наиболее блестящие эпохи француз-
ского театра всегла выдвигали круп-
	‚ных мастеров (и актеров и драматур-
	гов) именно трагического амплуа. Не
знаю! Я устанавливаю только факт...
‚Очень интересно и знаменательно
также и другое явление — это при-
влечение крупнейших французских
художников, люлей с мировыми име-
нами к работе в ‘театре. Так, Дерен
оформлял «Школу женщин» Молье-
а в театре «Атеней» (постановка
уве); Пикассо оформлял ‚14 ию-
ля» Ромэн Роллана в новом народном
театре «Альгамбра». Этот. театр вов-
ник после победы народного фронта.
Премьера «14 июля» явилась пово-
дом для воолушевленной манифеста-
ции массовото зрителя. и передовой
части художественной интеллигенции
по адресу величайшего писателя ©0-
временной Франции Ромэн Роллана.
Рялом 6 «Альгамброй» существует
«Дом культуры». являющийся цент-
ром ‘для деятелей театра, искусства,
литературы и культуры, примыкаю-
ших к народному энтифапгиетскому
фронту. 1 .
	- Я думаю, что ва вопроо о господь
ствующих в современном француз-
ском театре идеях никто не возьмет-
ся ответить, потому что ‘таких MN
подетвующих идей нет, Все уж
слишком разобщенно, противоречиво.
и пребывает по отномению друг Е
другу. в состоянии ничем не. умеряе-
мой конкуренции,

Пожалуй слелует говорить 0б of.
дельных явлениях, фактах из жиз-
ни французского театра, чем пытать-
ся конструировать какие-то более
обиие и безбшибочные выводы. Вот
назвацие тех трех спектаклей, кото-
рые в прошлом сезоне привлекли
нанбольшея ‹ внимание  парижекой
публики: Я говорю © театрах Пари-
жа, поскольку ия поныне Париж
определяет культурную и художест.
венную жизнь Франции в целом.
Это «Дельцы» Бальзака в наиболее
прогрессивном . парижском театре
«Стулия Дюлан»; «Капризы Марнан-
ны» Мюссе в театре «Гастон Бати» и,
наконец, «Троянокая’ война» Жана,
Жиролу, антимилитаристская пьеса,
шедшая на полмостках «Атенея». На-
ряду с этими постановками огромный
шум вызвала пьеса молодото начина-
ющег драматурга Жоее «Елизавета,
женщина без мужчин», Это психоло-
тическая драма из жизни антлийской
королевы: Быть может публика, ищу.
щая занимательного, полюбила этот
спектакль за смелость и откровен-
ность драматурга в трактовке сексу-
альных проблем. Люли же искусства
почувствовали в Жосе безусловно та-
лантливо писателя, облалающег
чувством театральности и не без блес-
кз разрабатывающего психологические
ситуации.

Парижские гастроли театра Мейет-
хольда и московского Камерного те-
атра оказали значительное влиянив
на умонастроения французских te-
атральных леятеле!. «Федря» в по-
	етановке Таирова и «Ревизор» в по-
	становке Мейерхольда доказали Па-
рижу, что блестящая игра олного ак.
	тера или олной актрисы ни в коей
	© не противоречит цельности ак-
терского ансамбля спектакля. И по-
этому, когла я вам сейчас назову не-
	оскве на Белорусском вокзале, В первом ряду (слева на.
ы Радиокомитета засл уженный артист А. В.` Свешников
‚ проф. Пражской кон серватории В. Б. Аим,
	‚Прием
в ВОКС
	1 сентября во Вовосюзном общеек
	ве культурной связи © заграницей с»
	стоялся прием участников, чехосло
Baron хора «Типография»,
	Приветотвуя гостей от имени
	ваклги государственной хоровой калел.
	лой ВРК’в настоящий moment Asano
ся особенно радостным свидетельством
дружбы и культурном сближения
между Чехословакией и СОСР,

С ответным привететвием выступая
поверенный в делах Чехооловаких 4
	COCP wa Iyer.
	Встреча хора «Типография» (Чехо словакия) в Москве на
право): дирижер государственной хоровой капеллы Радиок
и руководитель хора «Типография» проф. П
	Чехословацкий хор
			рализм обнаруживает новое протито-   ское произведение» *, ‘Однако там,
	речие. По замыслу натурализм хочет
быть искусством, свободным от вся
кой тенденциозности,

На деле же натуралиам © заднего
крыльца вводит в искусство TY са-
мую тенденциозность, в отрицании
которой видит ©в0е преимущество.

формула — «Не то, что мните
вы, природа», — но формула эта да-
ется здесь «с обратным знаком» в
сравнении с идеалистическим роман:
	 1 тизмом формулы. Гютчева. Метод на-
	турализма отнюдь не сводится к фо-
‘тографированию, как это кажется еа-
мому натуралисту. Натуралист. всетда
пытается. разоблачать, развенчиваль,
снижать одни стороны изображаемой
действительности и, наоборот, возвы-
Math, ставить на пьедестал другие.
В лозунгах натурализма, провозгла-
шенных Золя ‘в области домана и
драмы, призыв к «истине» нельзя от-
делить ни от критики прелшество-
завшего , романтического искусства, ни
от апологии буржуазной «истины»,
Gypmyaanon «правды».
`еоретики, глубже понявшие суть
искусства, давно разоблачали иллю-
эни натурализма. Уже Гюйо крити-
ковал, как недостаточную, формулу
	романтика Теофиля Готье, опоелелив-
	шего искусство как уменье видеть в
вещах то, что в них есть, а художня-
ка — как человека, «для которого
видимый мир существует». Гюйо до-
казывал, что для художника имеет
значение не столько усмотрение на-
туры, сколько «личная точка зрения,
угол, под которым представляется
нам видимый мир» *,

Но, правильно показав невозмож-
ность для художника уклониться от
оценки ‘видимого и изображаемого,
Гюйо, как идеалист, свел оценку
лишь к личному утлу зрения. Гора8-
до глубже поставлен вопрос у Н, Г.
Чернытевскогм. Правда, Чернышев.
ский несколько онизил роль искус-
ства. Он слишком опльно и односто-
ронне  метафизически подчеркнул
первенство жизни над   искусством.
Противопоставляя в 07т0м смысле
жизнь искусству, он ошибочно ‚ут-
верждал, будто «в действительной
жизни все верно, нет недосмотров,
нет одностороняей узкости вегляда,
которой страждёт всякое  человече-
	2M. Cuyau. L’art an point de vue
sociologique. f-léme édition, Paris,
1906, р. 80, ; oo.
	где речь шла 0 возможности, адэкват-
ното изображения жизни в‘искусстве,
Чернышевский понимал, что. такое
изображение ‘неотделимо от оценки
	‘изображаемого, притом от оценки не
	только личной, субективной, но от
тзкой, которая Через суб’ективное вы-
ражает общественную позицию ху-
дожжника. Именно в этом смысле Чер-
нышевекий раз’яснял, что, интересу-
ACh явлениями жизни, поэт вли ху
дожник, ене будучи в состоянии пе-
рестать быть человеком вообще, не
может, если‘бы и хотел, отказаться
от произнесения своего пряговора!нал
ивображаемыми явлениями», и   что
приговор этот «выражается в его про.
изведении». +

Но’ и этого еще мало. Ни изобра-
жение действительности, ни «приго-
вор» художника над ней невозмож-
BH — даже тогда, когда художник
стремится к величайшей правде, —
без некоторого изменения, вносимого
художником в изображаемое. Худож-
ник, исследующий и изображающий
«сущность» видимого, не только осу-
ществляет. известный отбор, но так-
же активно изменяет черты изобра-
жаемых вещей и явлений. Именно
потому, что он хочет изобразить
«сущность», он не мбжет оставить в
своей модели «все так, как оно
есть». «Натура» не дается непосрел-
ственно в руки. Она должна быть еще
открыта, вавоевана, опознана в TOM,
что в ней относится к её сущности.
Когда. Микель Анджело захотел вы.
	разить в своей спящей статуе чувст-
	во большой горечи человека, отчаяв-
шегося, ищущем забвения от бедет-
вий, позора и несправедливости в
бесчувственности сна, он, как верно
заметил Тон, не просто изваял. сня-
щую фитуру, но «нарушил обычные
размеры, удлинил туловище и о чле-
ны, свернул торс. на бедре, глубоко
прорыл глазные впадины, иабороздил
106 морщинами, поднял на плече це.
лую гору мускулов, выдвинул на
хребте сухие жилы и так крепко сом-
кнул позвонки, что они похожи на
туто натянутую цепь, готовую лоп-
вуть»,

Социалистическое искусство никот-
да не отступит перед задачей прав.
дивото изображения действительно-
ААА» НЫ
	я

* Эстетические отношения иску
ва к действительности (Эстетика и
поэзия. СПБ. 1893, стр. 102),
	и как искусство
	Первая программа в театре Народного творчества,
	бодчикова (студентна Института
нальный
	как он есть», ив утвержден я, т
то такое изображение возможно, С
		падает в
эстетики.
	здалие натуралистической
	ть то, что их разделяло, выявить
единство их задачи.

В этом сближении теоретики нату-
рализма смыкались, частью созна-
тельно, Частью бессознательно, с фи-
пософами-эмпириками. И те и друтие
сводили задачу познания к изучению
фактов, к освобождению от влияния
теорий, к толому опыту. Предпола-
галось, что воспроизведение и накоп-
ление фактов уже само по себе га-
рантирует истинность исследования.
Свой «натуралистический» роман 30-
ля. назвал даже «‹эксперименталь-
вым». Термин этот должен был под-
зеркнуть близость метода романиста
к методам эмпирической науки.

Вскрыть заблуждение, лежащее в
основе натуралистической теории, и
летко и ‘трудно. Трудность’ состоят
здесь в неясности, смутности основ-
ных понятий теории. Вокруг ее ‘96:
новного стержая ‘обвивается множе-
ство мотивов, только по внешности
связанных @ существом натурализма,
«Правла» натурализма не‘в самом на-
турализме, & в тех тенденциях,  ко-
торые часто скрываются за его тео-
риями, Часто «натурализмом» назы-
вают простое стремление хуложника
к расширению круга предметов и яв-
лений, изображаемых его искусством,
или ‘даже критику условности, при-
сущей в известной мере каждому
виду и каждому периолу в развитии
искусства. История искусства дей-
сотвительно была историей постоян-
ного расширения `крута вещей, ко-
торые почитались достойными изо-
бражения: уложник  действитель-
но может заставить даже‘ незначу-
щий факт блистать, как алмаз, всеми
транями поэтического сияния. Ho
эти. — ий многие подобные — утверж-
дения ие заключают в себе вичегто,
что делало бы их натуралистически-
ми. Подлинная суть натуралистиче-
ском догмата — ‘не в этих (10609-
ных) тезисах, сопровождающих нату-
ралистическую теорию. Суть ‘натура
лима — в требовании, чтобы искус
ство изображалю свой предмет «так
		Раз тезис. натурализма сформули-
рован точно, — не трудно обнару-
жить его ошибочность.

Произведение искусства, будучи
отображением действительности, не
есть непосредственно сама этз дей-
ствительность, но лишь ее идеопо-
гическое воспроизведение. Harypa-
лизм стирает всякую грань между
произведением искусства и реаль-
ным предметом, в нем изображаемым.
Натурализм знает лишь одну сторо-
ну диалектического противоречия: в
искусстве‘ он видит самое жизнь, з8-
бывая, что образ искусства есть од-
новременно и «жизнь», так как вся-
кий образ жизнью порождается,
жизнь отображает — и «не жизнь»,
так как всякий образ по отношению
к жизни есть уже нечто вторичное,
в сфере мысли и фантазии рожден-
ное, и в этом своем качестве «жив-
ни» не вполне адэнватное. Наивное
отождествление образов искусства не-
посредственно с самой жизнью‘ при-
водит натурализм либо к полному от-
рицанию искусства, к крайнему ути-
литаризму и конструктивизму, своля-
щему искусство в серийному произ-
водству лишенных всякой художест-
венной обработки «вещей», ‘либо к
крайнему мистицизму и идеапизму,
к переоценке творческих возможно-
стей искусства, которому приписыва-
ется способность порождать или удва-
ивать самое действительность. В пер-
‘вом случае натуралист протягивает
руку сторонникам самого вульгарно-
го, буржуазного эмпиризма и прагма-
тизма. Отсюда возникают всё теории
«ликвидации» искусства,  «отмира-
ния» искусства, слияния искусства с
индустрией и т, д,