Пролетарии всех стран, соединяйтесь!
		Четверг, 17 сентября 24035 р.
		Цена номера 20 коп.
		Орган Всесоюзного комитета по’ делам искусств при Совнар
	Гарольд Эренспергер

Лилеюо гоуппы «Драматическая
		Американский
репертуар
	Проблема репертуара для нового
американского театра стоит очень ос-
тро. Трудность положения заключа-
ется в том, что приходится одновре-
менно бороться с обывательским вку-
сом огромного большинства посетите.
лей нью-йоркских,  Чикатских и
др. театров; с демпингом «бизнесме-
ов» от драмалургии, которые бук-
вально наводняют дирекции театров
пошлой халтурой и, наконец, в хищ-
ническими методами эксплоатации,
применяемыми различными  продю-
серами и директорами театральных
трестов.

Конечно, в США имеется немалое
количество совестливых и талантли-
вых драматургов. Но их влияние на
театральный репертуар в США не-
значительно. Чтобы дать представле-
ние советскому читателю о том, какие
вопросы сейчас волнуют эту часть
американских драматургов, я расска-
жу о сюжетах некоторых пьес, выз-
вавших положительную оценку серь-
езной американской театральной 06б-
щественности.

Молодой и безусловно даровитый
драматург Кауфман написал пьесу
«Первая лэди», которая обошла под-
мостки бродвейских театров. Это аст-
рая сатира на жену президента. рес-
публики, которая пытается оказать
слишком активное влияние на госу-
дарственные дела. Одновременно эта
пьеса весьма метко и убедительно
вскрывает всю закулисную механику
государственного управления в «де-
мократической республике» доллара.

Другой, уже признанный и поль-
зующийся заслуженной известностью
драматург Мексуэлл Андерсен по-
ставил ‘свою пьесу! «Королева Мори»
тоже сатиру, но нз исторический сю-
жет. Пьеса рисует взаимоотношения
между английской королевой Елиза-
ветой и Марией Стюарт. Но по суще-
ству это очень талантливая и злая
сатира на королевскую ‘Англию.

Не следует думать, что жанр слез-
ливой мелодрамы вышел в Америке
из моды. Наоборот. Мелодрамы до
сих пор господетвуют в репертуарах
театров Америки. Но наряку © этими
пьесями в американском театре по-
явилась потребность в социальной
сатире:

В Америке существуют несколько
сот. театров, но за весь сезон ни один
из них не поставил ни одной пьесы
Шекспира. Зато у нас имеется не-
мало разных подделок «под Шекспи-
ра». Вот одна. из таких типичных
фальсификаций. Мексуэлл Андерсен
нашисал пъесу «Наступление зимы»
с претенциозным подзатоловком «Co.
временный Гамлет», В пьесе расска-
зывается о герое, отец которого убит
	„мавтетерами. Сын. озчав об этом.
	приезжает в Нью-Йорк для того, что-
бы разыскать убийц (ситуация Гам-
лет-сын — Гамлет-отец). Юный Гам-
лет находит револьвер, который, оче-
видно, принадлежал убийце. Совре-
менный Гамлет видит цель своей
жизни в том, чтобы отыскать злодея.
Во время своих поисков он влюбляет-
ся в девушку (ситуация Гамлет —
Офелия), брата которой он подозре-
	вает в убийстве. Дело доходит до.
	дуэли между юношей и братом его
возлюбленной, в результате которой
современный Лаэрт погибает, Но по-
гибает и андерсеновский Гамлет,
Интересна судьба популярного дра-
	матурга Юджин О’Нэйля. Известно.
	410 В Последние годы в ео пьесах
сказывалось увлечение мистицизмом,
Теперь О’Нейль вернулся к реали-
стическому стилю и современной те-
	матике. Сейчаес О’Нейль облизилея ec.
		радикально настроенными американ-
скими драматургами, и если мы не-
сколько лет назад говорили о его
философском обокурантизме, то сей-
час мы считаем его уже в большой
мере нашим союзником и Copa THE
ROM.
	Фридрих Вольф
	коме Союза ССР
	Мощь и боеспособность   По Советской
	стране
	\® 9 сентября «Jlooutpanom> Bar-
нера открылся сезон в Свердловском
театре оперы и балета им. Луначар-
ского. Труппа пополнена артистами
Коробейченко › (лирический тенор),
Трифоновым (бас). Савченко (бари-
тон), засл. артисткой Фатьмой Мух-
таровой и др. Заведующим балетной
труппой приглашен засл. артист
Смольцов. Кроме пяти театров, ра-
ботающих в самом Свердловске, в
области в этом сезоне будут рабо-
тать 15 профессиональных театров,
в том числе театр коми-пермяков в
Кудымкаре, два колхозных театра
и др. В Свердловске создается нацио-
нальный татарский театр.

К Во Стапинграде, работает худож-
ник Л. А. Бруни. приглашенный ди-
рекцией Тракторного завода для рос-
писи фасадов новых школ, Художни-
ком ‘уже сделаны фрески на фризах
ряда школ (сцены из жизни детворы,
из древней истории ит. д.). .
	*% В гор. Лубнах, где население до.
	сих пор обслуживалось эстрадными
тастролерами, организован  постоян-
ный украинский драматический те-
атр: Премьерой шла пьеса Мокриева
«Союз отважных»,

\ Челябинское областное управ-
ление по делам искусств организует
художественную передвижную вы-
ставку, которая будет показана в
Магнитогорске, Златоусте, Троицке,
Muaccax, Сатке и других городах 0б-
ласти. Выставка отобразит мощь вто-
рой угольно-металлуртической базы
на востоке СОСР.
	ЖЖ К предстоящему открытию ce-
	зона сцена Оренбургского драматиче-
ского театра механизирована. Новый

Poe Ween руководитель театра
° А. Мелвелев. Сезон открызвяется
	Н. А. Медведев. Сезон открывается
«Любовью Яровой».

К Президиум Горсовета  постано-
вил ортанизовать в тор. Мопотове
(Свердловская обл.) драматический
театр. Художественным  фуководите-
лем приглашен Развозжаев,

% Как мы своевременно отмечали,
тастроли Тульского драматического
театра в Москве показали исключи-
тельно низкий художественный уро-
вень его постановок. Тульская газета
«Коммунар» в большой статье «Ту-
ле — первоклассный тезтр» вокры-
вает причины, этого явления: отсут-
ствие постоянного ядра квалифициро-
ванных актеров, нечуткое отношение
® молодежи, меняющиеся режиссеры,
бестолковое составление репертуарно-
то плана, отсутствие в театре само-
критики и подмена ее восторгами по
адресу якобы удачных спектаклей.
Газета заостряет вопрос о необходи-
мости «создания в Туле театра под-
линно болышото советского  искус-
ства». Новым художественным фуко-
водителем театра’ приглашен. Громов.

эк Саратовский крайисполком и
Краевое управление театрами отме-
тили рядом наград прекрасную рабо-

Петровского  колхозно-совхозного
театра. Начиная с весны, театр по-
казал свом постановки и устроил кон-
церты в 179 колхозах, 19 совховах
и 10 МТС, обслужив 59 тысяч зрите-
лей в 8 районах края. В репертуаре
театра: «He все коту масленица»,
«Свои люди — сочтемся», «Чудесный
сплав» и «Дальняя дорога».

% Директор Горьковского краевю-
то театра лрамы А. М. Рязанов в
статье «Учтем уроки поездки в Мо-
скву» («Горьковская коммуна») ‹0-
общает, что новый сезон театр про-
ведет под знаком «единого хуложе-
ственного руководства и единого твор-
ческого направления». К более актив-
ной творческой работе в театре ири-
влекается нар. артист республики
Н. И. Собольнтиков-Самарин, который,
оставаясь. режиссером, будет выпол-
нять обязанности художественного
консультанта театра. Сезон в театре
открывается 5 октября ч«Гибелью эс-
кадры» (постановка художественного
юуковолителя театра Е. А. Брилля).
	ИСКУ

CCTBAa
	„ольство нового общества, новой Че-
ловеческой культуры,
	На те угрозы, которыв раздаются по
адресу советакой культуры, мы дод-
жны ответить сотнями художествен-
ных произведений, должны разобла.-
чить истинный смысл концлахерной,
фалтиотоко-пруосаческо@ «остетики».
	Пролетарокое нокусство’ немало 60-
ролось против ядовитой, предатель-
ской троцкистской «теории» невоз-
можности ‹ построения ново искус-
ства, против тнусной теории, про-
поведывавшей, что место искусства
«В 060зе истории». Разве не ясно, что
троцкистеко-фалпистская — «эстетика»
пытается своими о6обыми путями про-
никнуть к нам и подорвать нашу
созидательную работу? Трижды пре-
зренный гады, троцкистеко-фашист-
ские выродки пытались свить себе
гнеэдо в советоком искусстве.
	Как мотло случиться, что троцки:
стско-дашнакский выродок, огодте-
лый буржуазный националист, под-
лый двурушник Д. Симонян окавзал-
ся начальником управления искусств
И председателем союза писателей
Армении? Как могло случиться что
гнусный враг народа троцкист Голо-
дович оказался во главе ‘управления
искусств” Северо-Кавказского края?
Только притуплением классовой бли-
	тельности среди: некоторых работни-
	ков искусств и совершенно недоста-
точным вниманием к подбору кадров
можно об’яснить этот факт. Разве
наша святая обязанность не заклю-
чается в том, чтобы возремя раз-
облачить врага, в какую “st Tory on
ни рядилея?  Важнейш (и задачей
фронта искусств и органов . искус-
отва является ‘революционная. бди-
тельность, способная поднять наше
творчествю на высшую — ступень.
Кадры решают все. К подбору
кадров руководителей и таботии-
ков Надо относиться в звеличай-
шим вниманием, больитевистской бди-
тельностью. Это важнейшая задача
Комитета по делам искусств. Это важ-
ная, ответственная работа, за которую
отвечает и весь фронт искусств. Ор-
тализалционные Зопросы искусства,
подбор кадров руководителей тесней-
Tw образом связаны © творческими
вопросами.  Отделять их. викоим
образом нельзя. Кто He пони-
мает, что правильно обеспечить ру-
KOBOACTBO значит развивать дело ©0-
ветекото искусства, тот ничего He
понимает в принципах большевизма.
	Создание новых социалистических
советаких произведений,  пронизан-
ных идеей международной солидар-
ности трулящихоя, дружбы народов
СОСР, идеями борьбы против Ффа-
шистских убийц, против фашистоко-
то варварства, против поджитателей
войны, против тех, кто. истязает, му-
чает и истребляет народ в Терманий,
Испании и других странах —©созда-
ние таких произведевий не может
быть результатом  «самотека». Ор-
талгизационная работа в. театрах,
в союзах художников и композито-
ров. в союзе писателей, архитекто-
ров, среди работников кино ведется
еще очень плохо. Эту работу нужно
поднять на большевистскую высоту.
Организация, революционная‘ бди-
тельность, подбор настоящих креп-
ких творческих кадров руководите-
лей художественных организаций —
все это неразрывно связано с основ-
ными эстетическими задачами совет-
ского искусства.

Близится ХХ тодовщина Пролетаф-
ской революции. Эту годовщину 0о-
ветское искусство должно встретить
6 новыми ‚большгими достижениями.
Гений советского народа должен быть
воплощен в‘ бессмертных произведе-
ниях искуства, отражающих вежиче-
ственную борьбу за новый мир, кото-
рую мы ведем под гениальным руко-
водством величайшего as людей, —
под руюоводетвом  начего родного
Сталина.
	Фашизм звобружается для HOBOK
войны не только в материальном, во
и в «идеолотическом» отношении.
	Фашистские генеральные штабы го-
товят не только танки, самолеты, га-
зовые гранаты, но и призывают cede
на службу литературу и тезтр. Мо-
лодежи внушается, что ранняя смерть
почетна и желанна.

В лагере Мурнау, тде в 1935 т.
собрались тысячи членов союза. «гит-
леровской молодежи»,  отромными
буквами был написан лозунг: «Мы
одились для того, чтобы умереть за
ерманию». С фуражек охранников,
со знамен и флажков десятилетних
ребят оокалился череп на черном фо-

TT Яр лозлньтга
	= 6 м
не как символ и герб. И берлинские
охранники сами сочинили себе при-
говор: ма
«Черный, как смерть,
Верный в величайшей нужде,
Дерзкий перед лицом смерти —
Это охранник!»

«Родиться, чтобы ` умереть» — на
флажках десятилетних детей, череп
как украшение знамен, «деракий пе-
ред лицом смерти»!:. Смерть — вот
цель, которую выдвигает фашизм пе-
ред молодежью.

В полдюжине драм”и музыкальных
пьес, вроде «Лангемарка» Церкзуле-
на, описывается сражение под +ан-
темарком — в конце 1914 г, когда
тысячи юношей из добровольческих
полков бессмысленно погибли из-за
старческого честолюбия  бездушного
командир% ДИВИЗИИ. Теперь это
убийство детей, как мы его тогда
называли, изображают на сцене как

ee
	ТО ЕР ыы
высочайтую цель жизни фашистской
столазюн Этим кровавым безумием
	МОЛОД. о и ean.
и бессмыслицей проникнуто содер-
жание целого ряда фашистских драм.
Германской Молодежи настойчиво
Е. что вскоре она должна по-
гибнуть на фронте.

«Гитлеровская молодежь привязана
к серой армии мировой войны, война
создала новый TAT юношей, которые
в двенадцать лет могут умереть‘ эз
свою.идею, кок нопытанный в боях
		Пуключительно велика роль на-
искусства, служащего делу ос-
  вбождетия человечества от капита-
отического инета, насилия, эксплод-
  талии,
Исключительно важны задачи совет
Gor искусства, рука об руку с нау-
  м1, антературой, со всей новой куль-
  qypoh борющегося за полное и’ окон-
чательное торжество идей социализма
№ веём мире.
Исключительно важны задачи co-
Црылиотического искусства,  социали-
(чеакой эстетики в борьбе против
(уерантельных фаптистских _ зверей,
оливающих ядовитой слюной истин-
10 человеческую, истинно  свобод-
wy культуру Страны Советов. )
Необ’ятное поле  прекраонейшей,
зоминно человеческой деятельности
мавертывзется п нами сейчас,
выануне 20-летия Великой пролетар-
(ой революции, ‘

И

Наше искусство заслуженно поль-
ихя любовью широчайших масс.
емвло хороших книг дала молодая
итервтура молодой стране, Немало
побед одержало советокое кино. За
пооледние годы создан ряд шедевров,

признан ых общественным мнением

ур, шедевров, в которых глубина
ихватывающих идей выражена в на-
более совершенной форме и для ко-

тых несравненный «Чапаев». явля-

изя доойным эстетическим мери-
ху. Успехи Hallux музыкантов, увен:
WHEE лаврами на международных
womypeax исполнителей, еще больше
зоковили музыкальную семью
(ССР, один из отрядов еднного и
мощном симфонического оркестра. со-
вмхкой страны. Поднимается все вы-
18 наша советская живопись, Луч-
18 тому доказательство. — выстав-
и музиноких художников и. скульн-
пров, соадавших ряд  прекрас-
ных работ, посвященных героической
fope6e большевистской партии и
кобенно роли Оталина в революци-
	ином движении Закавкааья,
	Рацвет народного ‘творчества, ха-
ихтеризует те тлубинные процесеы,
‚ вюрые происходят в толще народных
ух, в’совнакии этих масс, для ко-
рых впервые в мировой истории
мрылись пеоб’ятные просторы для
зорчества. Рост социалистическом
знания масо характеризуется все
fae позыштающейся проиаводитель-
  ЮТЬЮ Труда на социзлистических
	фОриках, ваАводах и полях, идей.
bh спаоченностью счастливого
хНОЮмиллионного народа,  беспре-

дльвой любовью окружившего овов-
№ Оталина, любимого и мудрого вож-
м. Рост социалиотического соаначия
hoo характеризуется н шебывалым
цветом нзролиого творчества во
№  областях искусства, Выставки
Пратнскогмю народного творчества и
ихтарка Хохломы, многочисленные
зхтупления в недавно организован-
Oil театрах ‘народного творчества,
фитивали народных танцев и песен
1выотавки юных художников В до-
\х пнонеров — все вто свидетель-
mayer об огромнейшем росте искус-
за едишой, многонациональной с0-
кой семыи.

(кобенно в и ется ва-
уженной в РЯ
№ нокусствю. Наши достижения в
ласти театрь заслуженно были от-
ны на международных  теат-
Лальных конгрессах последних лет и
} многочисленных высказываниях
Татральных деятелей Европы и Аме-

_ ки, приезжавших. на чаши TeaT-

Альные фестивали. Правительство
‘пециальным актом — установлением
иания Народном артиста P
— подчеркнухо выдающееся  эначе-
119 театрального искуюоства, как одно-
№ и ведущих, наиболее массовых
boryooma,
	Велики заботы mamett партии и
правительства об искусстве; Исклю-
тельных вниманием к. иокуюству в
Цом, в отдельным его представите»
11\, К новым растущим’ талачтам, в
мой бы области они ‘ни появились,
отческой любовью,  заботливостью
пружил нас отец и учитель, — луч-
ций друг шокусства, наш
(Алин.
	_Имы обязины утроить, удесятерить
	Вашу энерпию, несравненно лучше ра-
тать, чтобы еще больше поднять
ущь и босапособнюсть советакого ис-
Куотва. Разье мы 806 сделали для
№, чтобы ло конца, без остатка раз-
лачить, разгромить, стереть с лица
Или ядовитые теории Ффашистакой
тетки», пытающейся подорвать
ЮЩь социалистического искусства?

Советское иокуюдтво обязано десят-
мн, сотнями произведений разобла-
\ть и уничтожить, развеять в дым
К прах «тезис» кровавото «фюрера»,
Провозгласивицег невозможность су®
	ры социалистического, иН-
“рнещнонального искусства.
	  Мы обязаны конкретными делами
  8 ж ome раз доказать всему миру,
  0 в 10 время как в Германии фа-
THM заглушает малейшие возмож-

В0бти роста искусства, в 109 время
ак коррупированное, растленное фа-

Шемом «искусство» сапота и казар“
  Ш, чискусство», питающееся «идея-
KD человеконенавистничества, истош-
tum криками’ о «большевистской
опасности» прикрывает подготовку
  войн, в это время социалисти-
искусство создает замечателъ-

tie произведения, вдохновляющие
е6ся человечество на  строи-

ТЕАТР

м, СТАНИСЛАВСКОГ
‚ ПРИНЯЛ ВЫЗОВ

АЛЕКСЕЯ СТАХАНОВА

В ответ па вызов Алексея Стаха-
Мова, помещенный в прошлом номере
ском искусства», Гос. оперный
re имени кар. арт. Союза OCF
Е. 0, Отаниольвского направляет Wa
’ Шёхлу им. Оталина кояцертмейотера“
«йстера театра М, В. Шестакову

tAlp paccMaTPHBAeT это как HATA
й кульгурной работы, которая дол-
		Певцы
не умеющие
петь
	С 20 августа по 8 сентября про-
ходили приемные испытания моло-
дых вокалистов (от 18 до 30 лет),
поступающих в студию Большого те-
атра. Был организован всесоюзный
конкурс. Поступило заявлений свы-
ше 350; будущие студийцы прошли
две комиссии — отборочную и кон-
курсную. К конкурсу было допущено
около 130 человек, из них 95 жен-
щин, Любопытно распределение по-
ступающих по голосам; сопрано было
в два с лишним раза больше, чем
меццо-сопрано, а контральто совсем
не было. Из мужских голосов преоб-
ладали басы, & теноров и баритонов
было почти поровну. Среди певиц
больше всего было лирико-драмати-
		ше колоратурных и ни одного дра-
матическото. Срели певцов централь-
ные басы явно преобладали над ба-
сами кантанто и профундо; лирико-
драматических баритонов было 1+
раздо больше, чем лирических и дра-
матических; тенора лирические
встречались чаще, чем мецио-харак-
терные, а драматических теноров со-
всем не было.

К последнему туру конкурса было
допущено 8 чел. (трое мужчин и
пять женщин). В студию приняты
два б4са. меццо-характерный тенор
и сопрано. Почему же из 350 канди-
датов было принято всего четыре?
Не слишком ли высоки были требо-
	вания? Нет. Эти требования не пре-
вышали нормы. Вое дело в том, что
	вокальная школа еще не стоит у
нас на должной высоте. Ведь почти
все участники конкурса имели музы-
кальную подготовку. Преобладали
учащиеся музыкальных учебных
заведений или окончившие их. Мно-
тие занимались в самодеятельных
кружках. Участники конкурса с’еха-
лись с0 всех концов нашего Союза—
из РОФОР и УОСР, из БОСР и
	ЗСФСОР (остальные республики пред-
	ставлены не были). Нельзя, стало
быть, говорить, что преподавание
плохю поставлено в одном городе.

В чем заключаются недостатки во-
кальной подготовки участников кон-
курса?  Болышинство голосов звучит
несвежо, производит впечатление
«подержанных», несмотря на моло-
дой возраст певцов (18—30 лет). Не-
правильно поставлено дыхание (вер-
нее, выдыхание), нет умения напра-
влять звук. Именно поэтому большин-
ство пело крикливым, горловым и
открытым звуком. Не было легкости,
плавности, мягкости, свободы, устой-
чивости. Нередко страдали дикция
и интонация. Почти никто не умеет
филировать звук. У отдельных ис-
полнителей порой проглядывали хо-
рошие природные вокальные дан-
ные, но ‚сказывалось отсутствие
	Школы“ толоба их поблекли‘
	Конкуро в студию Большого театра
выдвигает перед нами со всей остро-
той вопрос 0 музыкальной школе,
Все дело в том, что у нае почти нет
хороших . преподавателей. Большин-
ство из них не ставит, а калечит го-
лоса. Необходима коренная peopra-
низация нашей вокальной школы.

НИК. ДЕНДЕРИН.
	ВЫСТАВКА
ХУДОЖНИКОВ
КИРГИЗИИ
	В гор. Фрунзе большим успехом
пользуется ъя республиканская
выставка живописи, на которой пред-
ставлены произведения всех. OCHOB-
ных художников Киргизии — Айтие-
ва, . Васильева, А. Васильева,
Игнатьевой, Касаткина, В. Мессарош,
Рындина, С. Чуйкова ‘и др. На вы-
ставке три раздела, соответствующие
трем основным моментам в истории
киртизского народа: «Колониальное
прошлое», «Восстание» и «Новая
счастливая Киргизия».
	_Г, С. Верейский, _Герой . Советского. Союза С. А, Леваневский
	В зрительном зале
	тые золотом, простые ив то же вр6*
мя выразительные, ‘одбвают порталь“
ную арку у сцены. Такими же золо-
чеными ‘инкрустациями отделаны й
все пять ярусов огромного зала, —
каждый ярус особым рисунком. .В
тех ме тонах выдержан и большой
советский герб над занавесом, подалн-
ный в эффектном орнаменте. Здесь,
как и на занавесе, вся орнаментовка
	1 сделана вышивкой. без применения
	красок; работы производились зна-
менной мастерской Всекохудожника.
	Значительно усилено электрическое
освещение. Заново собрана гигантская
хрустальная люстра (в 20 тыс. ватт).
Вдоль бортов — новые бронзовые бра.
Когда задвигается занавес и вопыхи-
вает свет, когда зажитаются все. лам-
ночки, зрительный зал захватывает
посетителей своей нарядностью,
	Весь партер переделан заново. Ha-
стлан новый паркетный пол. Уничто-
жены неонрятные деревянные короб-
ки сзади партера, именовавигиеся 10°
жами, и заменены удобным амфитеат-
ром.  Сейчае, после реконструкции, ло-
жи помещаются по бокам зала. Pac-
ширено и заново переоборудовано по-
мещение оркестра, позволяющее эри-
телю видеть оркестрантов. Шелк и
плюш, введенные в оформление за-
ла, создают прекрасную акустику #
облегчают работу артистов. В зале
‘больше нет гула и громыхания от BI-
ры оркестра, и с любого места зри-
тель прекрасно слышит оперных пев-
пов.

Все переоборудование эрительного
sana в`филиале Большого тёатра про-
ведено ударными  темпази, с исклю-
чительной быстротой‘ в 50 дней,
	1 Недостаток времени заставил отрани»
	чить .реконструктивные работы в этом
тоду пределами  олного столько api:
тельного зала. На будущий гол отло-
жены работы по переоборудованию
помещений, примыкающих к залу (ко-
ридоров, вестибюля и т. д.), & также
сцены и помещений для артистов,
		Начавитийся сезон отмечен в теат-
ральной жизни столицы большим со-
бытием, свидетельствуюзцим 10 росте
внимания театральных . руководите-
лей к зрителю и к его удобетвам. Два
	московских театра’ —‘ филиал Госу-
дарственного академического Боль-
шого. театра и Театр революции —
встречают ‘сезон в заново отремонти-
рованных и капитально переоборудо-
ваееъисаланиях -
	С исключительным блеском и боль-
шим художественным вкусом  рекон-
струирован зрительный зал в фили&-
ле Большого театра. Все: сделано для
TOTO, чтобы вал ласкал глаз посети-
телей и давал им маквимум удобств.
	Мрачное помещение бывшего театра
	Зимина ‘отделано в ‘светлых. радост-
	ных тонах. Новешен новый суконный
занавес, который своим мягким ораз-
жевым цветом перекликается с такой
же обивкой барьеров лож и‘ ярусов,
	с окраской кресел, с шелковыми лам-
брекенами и дратировками.
	Грязный, неопределенного цвета, по-
толок покрыт сейчаю прекрасным плё-
фоном, сделанным по проекту акаде-
мика архитектуры Щуко и профессо-
ра Гельфрейха, которым принадлежит
и весь проект реконструкции зала.
	Плафон выдержан в том же стиле
ампир, как и весь зал, и предетав-
ляет композицию. 12 портретов клас-
сических ROMMOSHTOPOB, русских и
иностранных = «--  ;
	Парадный и торжественный вид за-
лу придает обилие позолоты и массы
света. Гипсовые ткраттения meme
	Праматуфргия кнута и застенка о
	тесь скорее, милостивый - государь!

<’ = ape
	Хаиль Гитлер!»
	аполотия трагического героя. В ре-
шающие «сто дней» Наполеон нро-
	являет себя как демократический
	фронтовик» (‹«Антриф», Ш ‘апреля
1933 г.).
	Вернер Дойбель,

бываний

франк-
	фуртский театральный критик, ци»
	шет в конце своей книги «Герман-
ский путь к трагедии»:

«Герончески умереть — в полном,
тяжком смысле слова—9то бамоё выс-
шее из всего, чего только может до-
стигнуть немецкий человек...»
	Смерть на поле битвы сейчас для
«немецких людей» неизбежна, это по-
просту их судьба, «молчаливый утес
судьбы». Фашистской военной драма-
тургии свойственен безотрадный пес-
симизм. В античных трагедиях Ги-
бель возвышала героя. Также и в
шиллеровском «Валленштейне» мы
читаем величественную фразу: «В
твоей груди—авезды твоей судьбы»,
Ничего этого нет в фашистской дра-
ме, глубоко пессимистичной и ни-
сколько не героичной.

Очень типичны стихи Ойрингера в
«Германских страданиях», получив-
ших «от господина имперското ми:
нистра д-ра Геббельса националь-
ную премию, как лучшая книга го-
да»; в конце первой части этой KHH-
	ти говорится 0 погибшем солдате:
	Он восстает из мертвых
В венце из колючей проволоки. и
	Естественно, фашистская  драма-
тургия началась не просто в требо-
вания жертв. Перед Тем как Гитлер
пришел к власти, в пьесах фашист-
совких авторов усиленно пропахандиро-
вались демагогические идеи мирного
содружества всех классов,  образую-
‚щих единую «народную общину». В
этом отношении типичны три пьесы:
«Весконечиая улица» Хинце-Граффе,
«Его превосходительство, дурак» Ха-
ральда Брадта и «Все иротив. одного»
Форстерь Бурггряфа.
	«Бесконечная улица»—97т0 — ПЪеса,
цель которой показать «народную 06-
щину» в окопах. Там, в окопах, нет
ниБаких классовых противоречий,
	там солдат и офицер, фабрикант и
рабочий по-братски лежат в трязи,
Злесь, под гром гранат,
Вее мы-—товарищи, ‘
Бедный и богатый
Равны перед’ смертью.

Эта рафинированная «народная пъе-
с&>, это откровенное надувательство
может служить образцом самого рас-
пространенного жанра фашистской
пъесы. «Юго ‘превосходительство, ду-
рак» Харальда Брадта — пьеса о
судьбе графа’ Цеппелина и его пер-
вого воздушиего корабля, сгоревшего
близ Эхтердингена. Тщетно «глупый»
граф обращается в 1911 г. к кайзе-
ру Вильтельму с просьбой помочь
построить второй цеппелин. Для та-
кой «фантастической забавы» он не
получает ни троша. Тогда траф o6-
ращается к «народу», чтобы  каж-
дый, независимо от Toro, богат он
или беден, дал свою лепту. И народ
понимает, дает, строит своими 606-
ственными силами второй цеппелин.
Снова «народная пъеса», в которой
на этот раз «критикуются» кайзер и
генералы.

Пьеса Форстера Бургграфа «Все
против одного, один против всех»
посвящена известной, исторической
легенде. Густав Ваза, шведский ко-
роль, переодетый в крестьянское
платье, во время своего похода попа-
дает в замок одной богатой вдовы,
дворянки; она запрещает крестьянам
собирать сучья в ее лесу. Густав Ва-
за убивает богатую вдову и позволяет
беднякам-крестьянам разделить дро-
ва между собой. Пьеса эта должна
показать «вождя», защищающего ин-
тересы народа, и идеализировать пу-
тем исторических аналогий образ
«фюрера». .

В фашистских драмах, в которых
доминируют трагические и кровавые
‘тени «героев», обычно изображаются
Наполеон и Бисмарк как тратические
терои, как жертвы своего ничтожного
времени.

«Сто дней», драма Мусоолини-Фор-
цано, которая шла с участием Верне-
ра Крауса в государственном. театре
Берлина и городоком театре Вены,—
	Гамлет, колеблющийся между парла-  06иф Кремер в своей ‘ивесе «Фран-
ментским правительством и военной   ция на Рейне» фазвивает’ тему о
	французской оккупации и гибели мо-
	лодежи. Тенденция пьесы“ Такова:
	генералы и’ бюрократы’ проиграли
войну! Народ выиграл бы ее; С по-
мощью этого ‘народа в следующий
	мощью этого народа в следующий
раз мы победим. На этой идее нарол-
ной войны построены патриотические
пьесы  «Гнейзенау», «18 октября».
Сюда относятся также фильм «Йорк»,
в которой, герой поступает . согласно
народному инстинкту вопреки прика-
зу короля. Сюда относятся ‘и. недав-
ние фильмы «Беглецы» и «Фрисланл-
	ская нужда», выражающие розен-
бертовский тезис: «Германия там, где
звучит немецкая речь! Мы должны
освободить своих «терманеких бра
тьев» в Советском союзе!» Фильмы
УФА — «Палач, женщины и солда-
ты» («Балтикумерфильм»). «Черные
розы» (освобождение Финляндии)
направлены открыто против Совет-
ского Союза. :
	Гермачскому фашизму не удалось
	0 сих пор создать ни одного’ серьез-
	ного, художественного произведения.
Геббельс и ирусский министр куль-
тов Руст все еще жалуются на «запу-
стение» в «германской», литературе.
Они вынуждены из гола в. тод откла-
дывать присуждение гитлеровской
премии, ;

Фашистский драматург обречен на
молчание, на ложь, Национал-социа-
листская драматургия за ‘последние
годы все более хиреет, и немецкий
	театр находится в тупике. Несомнен-
	HO, скоро наступит возрождение не-
мецкото театра. Но ‘сначала, как пи-
сал сто лет назад. Генрих Гейне. ‹в
	их Германии будет разыграна пъеса,
	по сравнению с которой Французская
революция покажется идиллией»..
После того как мы сытраем эту
	пьесу, —разтромив фатиизм,--мы  по-
кажем свои произведения в той Гер-
мании, о которой сто лет назад меч-
тал Гейве.
	HTCRHM правительством и военной
диктатурой. Он гибнет из-за неверия
в собственную личность. В этом за-
ключается ето. трагическая вина В
этом и ясная тенденция пьесы: спа-
сти народ в минуту опасности мо-
жет не стотлавый парламентаризм, a
только кулак диктатора, «фюрера».
	А теперь чисто воинотвующие пье-
сы. Это началось с «драм свободы»,
тенденция которых была такова: до-
лой Версаль! Да здравствует Потс-
	‘дам! Защита Запада от большевиз-
	ма! Освобождение «германских брать-
ев» на Украине, на Волге, на Бал-
тике!

Здесь в первую очередь назовем:
«Шлагетер» Иоста, «Дюссельдорфсекая
страсть» Байера, «Бой на Марне» и
«Франция на ees Иосифа Кремера,
«Лантемарк» и «Подводная лодка
116» Церкаулена; фильмы: «Утрен-
няя заря», «Фрисландская нужда»,
«Беглецы» и их предшественницы
драмы, вроде «Гнейзенау» Вольфган-
та Геца, «18 октября» («народный
бой» под Лейпцигом в 1813 г.) Шефе-

а...
В «Шлагетере» в сущности содер-
жится весь национал-социалистский
катехизис и прежде всего—национа-
листическая борьба против Версаля и
«наследственного врага»—Франции.

«Дюссельдорфская страсть» Пауля
Вайера, написанная как Массовое
действие, тоже посвящена «подвигу»
Шлагетера. Когда один журналист
решился на робкую критику этого
произведения, обер-драматург  Бауер
написал ему следующее «открытое
ПИСЬМО»:

«Если вы больше не хотите верить,
что «Дюссельдорфокая страсть» го-
рит клейстовоким огнем, советую вам
появиться во время ближайшего
представления не на сцене, а в зри-
тельном зале. Возмущение, которое
вы там увидите, может быть пока-
жется вам клейстовским! Образумь-
	‘Талиже ‘отремонтировано заново и
помещение Театра революции. За вое
долгие годы существования этого те-
атра зрительный ‘зал. подвергся: таво-
му основалельному! переоборудованию
	впервые.
} Отены ан зала отделаны в
	юд-  цвет слоновой’ кости. Впервые в Те-
КИе   arne nermannmed рралолеу vweamurio «wt.
	 ралнения и позолота. Золотые гирлян-
‘ды, венки и фазная орнаментация,
‘выдержанная также в стиле ампир,
‚украшают борты всех’ трёх ярусов
‚ театра.’ Впервые ‘на обычно толых
‚стенах Театра революции появились
 портьеры, ламбрекены, обивка. В от
личие: от филиала Большого театра,
	здесь основной цвет тканей — крас-
ный. Новый занавес театра — ярко
бордовою ‘цвета, Тажото же красного
цвета новая обивка стульев, портье-
ры, плюшевые обигивки на баръерах
о
	Приведены в порядок фойе, кори-
	OPH и лестницы театра выкрелпез-
	ные в светложелтый и голубой пзета.
В фойе частично заменена мебель.
Поставлены диваны, обитые красным
плютшем и таким же плюшем отлела-
	‘ны перила лестниц.
	После переоборудования вритель-
	ный. зал. Теятра революции мичем не
	напоминает старый «колодезь» опер»
точного театра Потопчиной © его го-
лыми, воетда грязными. серовато-зеле-
	ными стенами. Театр получил. прият
	ный облик, и если прилирчивый це
нитель, быть может, найдет некото-
рое отсутствие художественного един-
ства в оформлении отдельных поме-
щений (в особенности прилегающих
к зрительному залу), все же он вы-
нужден будет воздать должное этой
первой попытке придать старому зри-
тельному залу подлинно культурный

ВИД,
д