Ha театральном конгрессе в Зене
		конгресса в Bene.
	эФаседание театрального
		Международный тезтральный кот-
тресс в Вене был созван по инициати-
ве австрийского министерства народ-
ного просвещения и Международното
об’единения артистов, организован-
пом покойным Жемье. По своему со-
ютаву и программе Венский конгресс
отнюдь не был похож на те деловые
и творческие с’езды, к которым при-
выкли мы, работники советского те-
атра, :

арактерно, что театры Германии
не были представлены на конгрессе
своими. делегациями.

С’езд заслушал доклады о режис-
суре, кинематографии, = народных
празднествах и пр. Большое внима»
ние вызвало обсуждение вопроса 0
безработице среди. актерства. Дискус
сии после докладов не устраивалиоь.

С болышим интересом был засву-
щшан доклад, советакой делегации об
итогах последнего сезона. Сообщение
о том, что в СССР уже давно ликви-
дирована актерская безработица, „0
том, какие отношения существуют
между советским режиссером и ажте-
ром, между директором и художе-
ственным руководителем, между те-
атром и зрителем вызвало шумные,
долго не смолкавшие аплодисменты
всех. делегаций. ]

Сообщение советской делегации
представляло разительный контраст с
высказываниями делегатов других
стран, в которых основной темой бы-
ла актерская безработица. Две трети
актеров: Австрии He имеют никакой
работы в течение всего театральном
сезона (доклад фежиссера венекого
«Бургтеатра» Гётериха),

Поучительными были для на, ра-
ботников советского театра, и те спек-
такли, которые были показаны деле-
гатам конгресса театрами, специально
приехавшими для этого из разных
стран. «Комеди франсез» поставила
два спектакля: одноактную  пъесу
Вильдрака «Пилигрим» и комедию
Мари На любви и случая». «Пи-
литрим» представляет собой неболь-
той психологический этюд 6 писате-
ле, посетившем родные места перед
от’ездом в Индию. С точки арения ре-
зъиссерской культуры 06% опектажля
не представляют для ню никакого
интереса, но по ‘искусетву речи, по
ансамблевой сыгранности спектакли
произвели на меня большое впечатле-
ние. Особенно мне хотелось бы отме-
тить игру великолепной комедийной
ц характерной актрисы Марии Бэлль,
сыгравшей в пьесе Мариво влюблен-
ную, а в пьесе Вильдрака-—Четырнал-
цатилетнего подростка. Будапештский
драматический театр показал  спек-
такль «Ронины» (пьеса венгерского
драматурга на’ японокий comer). Oro
была чисто внешняя, холодная сти-
лизация под «Кабуки». Нам, видев-
шим подлинные работы этого заме-
чательного японокого театра во время
его московских и ленинградских Ta-
стролей, было порою довольно скучно
смотреть венгерский спектакль. Век-
окий  «Бургтеатр» демонстрировал
классическую постановку (работа Ге-
	поэта. По ней можно писать  биогра*
фию поэта, во всяком случае лето-
пись ето чувств и дум. Даже тогда,
котла поэт сам терпит  тонение,
ущерб, переживает страдание 2 TOs
ку. он не теряет сочувственном, лю-
бовното отношения к другим, -

Доброжелательность к друтим у
Пушкина была следствием сознания,
что человек один счастлив быть не
может, что человек может быть сча-
стлив только среди людей в вместе
© другими людьми: *›
	Боишься ты людей, что черного
	sa ПОЛУ
О жалкий образец уродливой
мечты,
Утешься, злой глупец! Иметь не
будешь ты
	Ввек ни любовницы. ни друта.
	A ведь во времена Пушкина в c03-
нании буржуазной Европы уже: proc
подствовала «уродливая мечта», что
мир есть только субективное вос-
приятие созерцающегю и мыслящего
anmapata. Это идеалистически-суб’ек-
тивиетское возарение было совершен-
но чуждо общительному тению Пуш-
кина. Ни теоретически, ни практи-
чески Пушкин не боялся и не чуж-
дался людей, Без. возлюбленной и
друга, без круга общения Пушкин не
представлял себе ни очастья, ви
творчества, ни самой жизни. К людям
он, по изначальной природе своей и
по своему мировоззрению, относился
воистину. по-братски. Известна aa-
метка Пушкина, относящаяся к исто-
рии создания «Моцарта и Сальери»:
«В первое представление «Дон-Жуа-
Hay, в то время когда весь театр без-
молвно упивалея тармонией Моцарта,
раздался свист; все обратились ос. изу-
млением и негодованием, & знамени-
тый Сальери вышел из вала в бе-
шенстве, снедаемый завистью, —Саль-
ери умер лет восемь тому назад. Не-
которые немецкие журналы товорили,
что на ‘одре смерти призналея он,
будто бы, в ужасном преступлении,
в отравлении велико Моцарта, — за-
вистник, который мот освистать «Дон-
Жуана», мог’ отравить его творца» (За-
метка о «Моцарте и Сальери»), В пос-
ледней фразе — весь Пушкин. Злое,
завистливое, отношение к другим лю-
дям было для Пушкина смертным
	‚ грехом. Пушкин нападал лишь на г

снтелей разума, лишь на людей, ко-
торые искривляли естественный, по
го представлению, ход жизни, —
или же защищался, отбиваясь от по-
сятательства на свое достоинство и
доброе имя. Друтой человек самоцелен
И достоин счастья, каки я сам, —
это,было правилом гармонического со-
гласия и равенства с людьми, лежав-
шее в основе мировоззрения и поэзии
	Заслуженный артист Республики
		Обсуждение проекта

о а. юным т =

‚ ие. ` художникам   М. П. Аркадьев
Кок ституции   Дети нашей страны любят искус-   Директор МХАТ СССР им. Г орького

ee ны  оо эта одна   3 Ты
	низации и отдельные лица, непосред-
ственно овязанные с театральным ис
кусством (актеры, режиссеры, дирек-
тора, критики, театроведы, историки,
	художники, композиторы). Лица и. ор-
	танизации, деятельность которых на^
правлена на разжигание расовой не-
нависти о или ‘на проведение так на-
зываемого . принципа «национальной
неравноценности», несовместимо 6
идеей интернационального об’едине-
ния, не могут состоять в Междуна-
родном театральном обществе. Меж»
дународное театральное общество дол-
жно всемерно содействовать подня-
тию на самый высокий уровень ми-
рового ‘театрального искусства, так
как театр представляет мощный фак-
тор культурного воспитания масс в
духе идей подлинного туманизма,
мирного содружества народов и OT:
вращения к войне.

Чрезвычайно показалельной для х8*
рактеристики конгресса и общества
была дискусеия, возникшая при об-
суждении намнего предложения 0 не-
принятии в члены общества лиц, де-
ятельность которых направлена He
разжигание расовой ненависти H Ha
проведение национальной  неравно-
правноети. Это. между прочим, была
единственная дискуссия, которая во-
обще имела место на конгрессе. Не-
смотря на то, что большинство кон-
тресса голосовало за наши предложе-
ния, вице-президент общества Ренэ
Клэр и генеральный секретарь обще-
ства Мопрэ предложили советской
	делегации «онять этот пункт © 900-
	суждения», якобы ввиду протестов
некоторых делегаций против него,
как «явно тенденциозного». Естест-
венно, что советская. делега, СНЯТЬ
свое предложение отказалась. Тогда
предеедательствовавший на этом з8-
седании член австрийской делегации
‘Предложил принять этот пункт в ви-
де пожелания советской делегации,
что и было оделано.

Я считаю, что Международное те-
атральное общество может стать серь-
еэным фактором в деле развития ми-
рового театра только топда, котда оно
конкретно будет ставить самые ост-
рые вопросы театрального искусства
и будет пытаться деловым образом
разрепгить их на своих конгрессах.
Пока что вся работа носит достаточ-
но неделовой характер.

Должен добавить, что мы видели
несколько иностранных театров в Ве-
не (французский, итальянский, вен-
терский, австрийский). О них — в
другой раз. Скажу, что только совет-
ский театр демонстрирует подлинное
театральное искусство.

Это не значит, что все сделано. Чем
въйпе культура, тем больше требова-
ния. Советский театр имеет в нашей
стране все условия. чтобы быть 08-
мым лучшим из лучигих театров ми-
ра.
		А

На [Х международном театральном
конгрессе HAO, советских делегатов,
поразила прежле всего необычность
состава участников. Рядом с творче-
скими работниками театра, теакрити-
ками и театральными директорами на
контрессе было немало и всякого рода
«регирунтератов» от театрального ве-
дометва, театральных юристов`и про-
чих представителей чиновного мира.
Вылающихея творческих деятелей те-
атра На ‘конгребсе почти не было.
Очень мало было также актеров, хо-
тя. казалось бы. именно их больше
всего должны были интересовать в0-
просы, стоявшие на повестке дня.
	Советская делегация построила свой
доклад на конкретных фактах и циф-
Pax, раюсказала о том, что в
уже несколько лет назад полностью
ликвидирована актерская и режис-
серская безработица, сообщила об ог-
ромном количественном и качествен-
ном росте театров всех национально-
стей, населяющих СССР. Мы yraea-
ли. что успешное. завершение вели-
кото плана социалистическото строи-
тельства создало обстановку — и
творчески, и материально, и органи-
зационно — чрезвычайно благоприят-
ную для роста советскою театра. С
чрезвычайным вниманием было вы
слушано наше сообщение о тех уело-
виях, в которые поставлены в
актер и режиссер. Напт рассказ о том,
что у нас творческие работники тезл-
ра награждаются почетными звания“
ми. и орденами наравне с тероями
страны, о том, что имена крупней-
гих актеров присваиваются улицам
наших городов, школам, пафоходам
ит п, вызвал сенсацию и был по-
Ерыт возгласами олобрения зала.
	Учитывая об’ективную полезность
существования международного теал-
ралыного об’единения, советекая де“
легация сочла необходимым внести
ряд конкретных предложений об из-
менении устава Международного те-
атрального общества, и регламента par
бот его будущих контрессов. Мы на-
стаивали на том, что деятельность
общества должна стать более’ актив-
ной, До сих пор оно занимаетоя поч-
ти исключительно абстрактными pace
суждениями о пользе театрального
иекусства вообще. Единственное кон-
кретное мероприятие общества — это
ежеголно созываемые им межлународ-
ные театральные конгрессы. Но и они
не дают обычно никаких результа“
тов. Советская делегация. предложи-
ла [Х междунаролному театральному
конгрессу разработать точный устав и
положение общества и. внести его на
утверждение будущего Х конгресса,
В основу проекта устава должны бы-
ли быть положены, по мнению со-
ветокой делетации, слелующие два
принципа: членами общества могут
быть только деятели театра — орта-
		ство; Многие из вих обладают незау-
рядными художественными способно-
отями и о увлечением ванимаются
живописью и рисованием. 06 этом
свидетельствуют работы маленьких
воспитанников школы юных даров“
ний при Академии. художеств и ма-
териалы многочисленных выставок
детского риюунка.

Естественно, что при такой тяте к
изобразительному творчеству давно
ощущалась необходимость в специ-
альном журнале, который об’единил
бы рассеянных по городам Советоко-
го союза маленьких живописцев и
скульпторов, познакомил бы их с на-
чатками художественной грамоты И
творчеством великих мастеров прош-
лом.

Сейчас вышел первый номер этого,
с таким нетерпением ожидавшегося
детьми, журнала. : Перед нами лежит
ботало иллюстрированное красочными
и тоновыми репродукциями издание,
10 своей внешности и политрафиче-
	скому качеству не оставляющее же-
	лать лучшего.

Но привлекалельна не только энеш-
ность журнала. Он занимателен и по
содержанию. Его тип чрезвычайно
удачно определен уже с первого но-
мера.

Писать об искусстве трудно. ЖуУр-:
	нал в простой, занимательной форме.
	знакомит детей с искусством. Очень
тлячна вотупительная бесела 9. Кон-
	удачна вопунительнея VU 9. Мм.
дахчан и Г. Лабунской «Учимся ри-
совать». С большим интересом юные
	читатели несомненно прочтут отатью
	Игоря ГПрабаря о Серове и биографи-
ческий очерк 9. Якуб о Леонардо да
Винчи,

В ортанизации материалов чувству“
ется опытная педатопическая рука.
He засушивая изложения, авторы ста
тей сообщают читателям множество
ценных оведений, которые будут лег
хо усвоены детьми К сожалению, ие
306 эти сведения достоверны, Та, в
очерке о Леонардо да Винчи автор,
давая характеристику эпохе великого
мастера. пишет: «Это была середина
ХУ века, время, когда в Италии на
смену феодальной системе вставал
Молодой капитализм». Капиталиам в
ХУ веке! — Надо думать, что даже
дети усумнятся в оригинальной ис-
торической концепции 9. Якуб. Но в
остальном журнал вполне отвечает
своему назначению и несомненно бу-
дет радостно встречен юными худож-
виками, 7

А. В.
	1 «Юный художник». Ежемесячный
журнал, орган ЦК ВЛКСМ, 1986, № 1,
Цена 2 рубля. .
	Обложка первого номера журна-
ла «Юный художник»
		Высказывания работников искусств
		Заспуженная артистка Респуб-
лики
	Новая Конституция уделяет боль-
шое место вопросам культуры.

До революции театральное искус-
ство мало было доступно широким
массам. Сейчас мы имеем замечатель-
ного культурного зрителя, который
чутко воспринимает все происходя»
щее на сцене, Этот эритемь требует
серьезного и глубокого искусства,

ультурный рост страны заставля-
ет актера усиленно работать надо по-
вышением своего: мастерства, застав-
ляет стремиться в тому, чтобы вос-
создать на сцене большие образы на-
шей эпохи,

Сталинская Конетитуция открывает
исключительные возможности для
развития творчества художника. Уста-
новление правительством звания На-
родного артиста Союза ССР еще раз
подтверждает, какое огромное эначе-
ние придается правительством и пар-
тией искусству, какое большое место
занимает актер в стране Советов.

А какие замечательные националь-
ные тбатры‘ растут в Союзе! Мы все
восхищались прекрасными  спектак-
лями увраинското, казахского и Ipy-
зинокого театров в Москве. .

Подлинный расцвет искусства в6еу
народов возможен только в. стране
Советов, которой мулро руководит тво-

ц новой Конституции = великий

‘ITF.
		С. Х. ГУШАНСКИИ -
	Режиссер Третьего детского yer .
атра

Великая сталинская Конституция—
зеркало нашей великой эпохи, В ней
отразились вся мудрость партии, Te-
ний великого Сталина. В быстром
беге времени, в повседневной работе
мы многого не замечаем. При первом
чтении Конституции ‘у меня появи-
лось чувство, будто я на мгновение
остановился и увидел весь пройден:
	ный моей родиной путь, и заглянул
	в будущее.

Какой замечательный путь, какие
величественные перспективы! Боль:
ше всего меня потрясли страницы 0
правах и обязанностях граждан. Для
меня Конституция — документ совер-
‘зменный, Я не вижу надобности что-
нибудь изменять в ней. Юдинственно,
в чем я согласен с высказываниями
товарищей, опубликованными в He-
чати,— в разделе «Права и обязан“
пости граждан» добавить: «Груд в
СОСР — дело чести каждого гражда-
нана», потому что труд для нае -—
это не только «право», но и почет-
ная обязанность.

Конституция oo всей полнотой и
четкостью товорит о детях, 0 воспи-
тании поколения, способного оконча-
тельно установить коммунизм. Вели-
ка в этом деле роль искусства, роль
детокого театра — слышанное и ви-
денное в детстве остается очень ча-
ото на всю жизнь,

Мне кажется, что детовий театр в
отромном долгу перед страной. Вели-
чайшая забота партии и правитель-
ства о детских театрах общеизвеетна
— нам предоставлены все возможно-
сти для расцвета, Однако театры для
детей еще не умеют по-настоящему,
тлубоко волновать своего зрителя, &
главное, по-настоящему, каждым сво-
им спектаклем помогать воспитанию
нового, полноценного человека, под-
ливного борца за коммунизм. Надо,
чтобы каждый новый наш спектакль
давал полноценный материал для
мысли, для роста нашего замечатель-
ного зрителя, давал образы, достой-
вые подражания. Нужно. чтобы ка-
ждый, выходя из зала, говорил: «Я
хочу быть, как он». Нужно, чтобы
этот образ остался у него в созна-
нии на всю жизнь,

Tue эти образы великих людей
	`проитлотго и современности в детских
	театрах? Их почти нет, В отсутствии
этих образов виноваты и драматурги,
но виноваты и мы, работники театров
для детей. Конституция возлагает на
нас, работников детоких театров, ог-
ромную ответственность, и мы обя-
заны сейчас проверить себя, прове-
рить каждый свой спектакль: помо-
гает ли он росту юного зрителя, по-
мотает ли он средствами искусства
воспитать поколение, — ©10с0бнов
«окончательно установить ROMMY-
низм». И если спектакль окажется

енной пустышкой, если он
беден мыслями и попусту вавинчи-
вает нелпего чрезвычайно  чуткого,
отзывчивого зрителя, то такой спек-
такль нало снять. Ибо нигде так не
опасен пустоцвет, как в детском т“
arpe.

Театр для детей был долгое время
оторван от всем советеком театра.
Сейчаю он постепенно входит в еди-
ную семью театров. «Взрослые» дра-
матурги стали писать пъесы для де-
тей. К детским театрам уже © боль-
шим вниманием относится советская
общественность. В нашем коллективе
Третьею детского театра, который
недавно получил прекрасное новое
помещение, мы © большим творче-
ским под’емом начинаем фаботу в
новом сезоне. Нас вдохновляет ве-
ликая забота партии © ‘детях, на-
шедшая себе яркое выражение В
сталинской Конституции. Мы будем
творчески стремиться к тому, чтобы
стать достойными великой  сталин-
ской Конституции. ‘
	В. Кирпотин
	териха) «Золотое руно» Грильпарца
ра. Это самый консервативный, са
мый косный и бездушный спектакль,
который я видел когда-либо в своей
жизни. Несмотря на наличие среди
‘исполнителей такой безусловно та.
лантливой актрисы, как Мария Sito,
спектакль в целом казался пародией
на провинциальную оперу, Да и cana
Эйс, чувствовалось, играет хуже, чм
могла бы; так каж ее подавлях «ре.
жиосеракий стиль» Terepuxa, Cner.
такль «Четыре деспота» в Венской
государственной опере тоже не пред-
ставлял: собою ничего  примечатель.
ного.
	С интересом мы ожидали .спектак
ля итальянского Театра  Пирандел-
ло, Он показал «Сегодня вечером мы
импровизируем». Руководителем, ре.
жиосером и единственным драматур“
POM тватра является, как известно,
сам Пиранделло. ‘Тема опектакля-—
грань между действительностью и п-
люзией (пьеса переведена на русский
язык): Сюжет пьесы не поддается
точному определению, но вся суть в
том, что каждая сцена исполняется
актёрами в двух планах; например;
сцена смерти инженера показывается
и как ‘смерть действующем лица
пьесы и как сцена, в которой актеры
изображают ощущение ‘смерти. Кхта-
ти, роль инженера исполнял актер
Сальвини, один из представителей
этой знаменитой актерской династии,
Интересна работа этого театра над
сценическим диалогом. Но общий
уровень актерской игры в Театре Пи-
ранделло не выше уровня молодых
московоких студий.
	is и

Во время конгресса была оргаяизо“
вана международная театральная Bh
ставка. Наибольший интерес для изо
предотавхяли  Чехословацкие макеты
и, по манере своета технического
исполнения, макеты итальянских Tee
атров (на выставке Италия быль
представлена, вопреки тому, что на
самом. конгрессе ее делегация отсут»
ствовала). С глубоким сожалением не-
обходимо отметить совершенно непо-
нятную позицию, занятую. по. отно»
шению к выставке ВОКС. Здесь вод
можны были два решения-—иай 00-
вершенно не участвовать в выставке,
либо представить на Rett наше тез
трально-декоративное искусство тат,
чтобы оно заняло по праву принадле»
жащее ему первое место. Это было
очень нетрудно, стоило бы только
отобрать каких-нибудь два  десяткь
избранных макетов. напих крупней-
ших тезтральных художников. BOKC
же послал, на выставку’ несколько
старых и случайных работ—ото маже-
ты Дмитриева к мейерхольдовским
«Ворям» и несколько технически
устаревииих макетов Камерного re
тра, относящихся к той же эпохе,
Забитые в угол, они не производиля
никакого впечатления. Такое легко“
мыюсленное отношение ВОКС к органи.
защии «сооветското уголка» na Вел.
ской выставке театральных макетов
совершенно непростительно,
	Пушкина, пока строй политическою
и социального неравенства, обрушиз.
шись на Пушкина всеми своими урод.
ливыми сторонами, не показал, 910
правило это непригодно для прим»
нения в дистармоническом обществе,

Пушкин любил мир и людей, 01
умел выделять в жизни ее положи»
тельную, ее оптимистическую oTopoe
ну. Это свойство пушкинокото тения
не было результатом MAHRAOBCRON от»
ношения к жизни, или — что, пож
луй, одно и то же, — проявлением
черт, свойственных характеру Лен
ском, Над Панглосом, считавигим, 970
все идет к лучшему B COM MHDS
Пушкин ело издевался. Пупкин про“
шел через сомнения, через отрицание
через скептицизм, через распадение,
	Однако испытание скептицизма #
отрицание оботатило Пушкина тре“
вым. взглядом на мир — и только,
Взвесив вое, он сохранил вплоть ло
последнего часа светлый. взгляд #8
существование, Пушкин не разделял
христианокого ханжеского вэгляла ина
мир, как на юдоль скорби и нечестия,
и на людей, как на сосуд всяческих
мерзостей. Он не впадал в необуздав»
ное и пустое суб’ективное отчаяние
байронического толка. Он видел про
заическую сторону жизни, но от этом
ona He становилась ему менее ми’
лом.
	Оптимистический и гармонический
вэтляд Пушкина на мир и людей есть
результат, не незнания и неопытное
ти, & материалистического и атвисти
ческого, по оноему существу, и актиз»
ного, заинтересованного в жизни, мЕ»
ровоззрения. \

Пушкин был вполне земной чело
век. По природным своим задаткам,
по характеру, своего умственном pad
вития и поэтическом мировозарений
он создан был для гармонического cy
ществования в сотласии © миром #
люльми. К нему самому могли. быть
обращены слова из отихотворения;
«К, вельможе»:
		Ты понял ‘жизни цель: очастля
вый человек —
Для жизни ты живешь. ба
	Ho судьба этом человека, так ие
обыкновенно приспособленном для то.
о, чтобы ужиться ев миром, сложге
лась трагично, Оя ветретил вражду,
гонение, он умер насильственной, м7»
чительной и — преждевременой
смертью, Противоречия его тармовй
ческой, уживчивой личности с дей’
ствительностью нашли себе роковой!

ективное внешнее выражение, 97
противоречия проникли внутрь ет
поэзии и миросозерцания, разлатая их
цельность, их гармоничность, оспари
вая их оптимибтичность._
	П. А. РАДИМОВ

Художник
	В проекте новой Конституции Moe
знимание останавливает статья 0
равноправии граждан СОСР (незави-
имо от их национальности в расы)
во всех областях хозяйственной, т9-
сударственной, культурной и обще-
ственно-политической жизни,

Я, пятидесятилетний   художник,
хотел бы жить еще сто лет, чтобы
хотя по году изучать и любовалься
творчеством всех народов советской
	страны. В последнее время я каж»
	дый тод уезжаю в Азию. Я видел
древние курганы первобытного чело-
зечества близ Анау в Туркмении, на-
очитывающие уже десять тысяч лет;
я видел остатки монтольското искус-
ства времен Чингис-хана близ песков
Кара-Кум; я видел чудесные мозаич-
ные эвезды на куполе маззолея Тю+
рабокхана; я видел ажурную резьбу
дверей и колонн в Хиве и Ташаузе.
Я подружился с художниками турк-
менами и узбеками, я изучаю AX BH-
сокое искусётво.

Когда-то я читал лекции по исто-
рии искусств в казанской художе-
ственной школе. Что дал мне царский
университет в деле изучения искус-
ствь моей родины? Увы, так мало!
Я знал европейское искусство, но
не свою страну. Теперь я готов опять,
стать студентом, лишь бы узнать на-
родное искусство тех миллионов, ко-
торые совершили Великую револю-
цию. Как воды желтой Аму-Дарви
зесной несутся по арыкам, так не-
улержимо стремятся к искусству все
народы, входящие в Советский союз,
Туркменские школьники приходили
ко мне за цветными карандашами и
экварельными красками. В торах
Копет-Дата на транице с Персией я
видел мальчика-курда, который си-
дел на окале и чудесно рисовал цве-
ты, Девочка-школьница в Фирюзе,
курлянка Сурая, когда ее мать и
отец собрались уйти на все лето в
№ры пасти коз, пришла ко мне и
набрала в подол красок. В будущую
поездку я увижу первые этюды Оу-
раи, а через десять лет Сурая и по-
хожие на нее своим талантом и лю-
бовью к искусству сотни и тысячи
взиатских девушек станут хуложни-
цами, а юноши, похожие н% пастуха-
курда, — прекрасными о мастерами
советского искусства. Верный залог
этому — сталинская Конституция,
	Заслуженный деятель искусств
	Членам советской делегации Вен-
ский контресо не дал ничего нового.
	Работа конгресса носила довольно
поверхностный характер, Никаких
секций и комиссий организовано не
было. Даже важнейлтие вопросы, ‘сто-
явшие на повестке дня, не подверга-
лись никакому обсуждению. Очевид-
но, инициаторы конгресса, боясь ка-
ких-либо «Неожиданностей», предпоч-
ли обойтись без дискуссий и прений.
Но целиком избежать неприятностей
все же не удалось, На последнем за-
седании швейцарский делегат подверг
резкой критике бееплодность работ
контреоса. Обращаясь к президиуму
конгресса и руководству Международ-
ного театральном общества, он зая-
вил: «Мы выслушали много красивых
слов и горьких истин о состоянии те-
атра в различных странах. Но это не
привело ‘ни к каким конкретным ре-
эультатам, Мы так и не можем отве-
тить на кардинальный вопрос—© чем
me мы идем к следующему конгрес-
су?».
	Естественно, что мы уделили доста-
	таютщийся одним из ролоначальников
	европейского буржуазного индивиду-
ализма, ‘еще помнит, что‘личность неё
заполняет собой всю вселенную, & за-
нимает в ней только. свое определен“
ное место. “Так же относился и Пуш-
кин к! проблеме личности и мира,
личности и других людей, В этой свя-
зи любопытно отметить отношение
Пушкина к романтикам. Существен-
вым в романтлке Пушкин считал фор-
мальное новаторство, разрушение ка-
нонов классицизив, введение новых
жанров, свободу обращения писателя
© художественными. средствами для
полного ‹и правдивого выражения его
замысла. Идеалистического и суб’ек-
тивного мировоззрения романтиков
Пушкин не разделял. Но: идеалисти-
ческая чрезмерность. индивидуализма
является одной из главных черт евро-
пейского и современното
Пушкину. Поэтому-ю Пушкин идей-
ное движение. ХУШ столетия считал
более высоким, чем современное ему
идейное движение XIX века, эпохи
Наполеона и реакции.

Пушкин отличалбея отсутствием эго-
центризма не только по натуре сво-
ей, по поихологическому складу сво-
его характера, но н по своим убеж-
дениям. Байронизм Алеко из «Цы-
тан» осужден им за то, что он для
себя лишь хочет воли, Это не случай-
ное мнение Пушкина, Безнадежный
эгоизм Пушкин относит к числу от-
рицательных качеств Онегика. Инди-
вилуализм Онегина обездушен отсут-
ствием любви к людям, отношением к
другим людям только как к орудию.
Отрицательное отношение Пушкина к
эгоистическому инливидуализму ©0-
вершенно недвусмысленно,

Все предрассулки истребя,
Мы почитаем всех нулями,
А единицами — себя,
Мы все глядим в Наполеоны,
И тварей миллионы

ля нас орудие одно;
Лорл Байрон прихотью удачной
Облек в унылый романтизм
И безнадежный эгоизм,

(«Евтений Онегин»),

Это положение может быть под-
тверждено анализом многих других
произведений Пушкина. Осуждение
счастья, доститаемото за счет друго-
го, входит в илейные мотивы «Ру-
салки». «Каменного тостя».

‚Чрезмерный индивидуализм B CBO
ем себялюбии и этоизме бесчеловечен,
Пушкин же — обыкновенно развитая
и четко определенная большая ивди-
видуальность — всегда  человечен.
Когда он в скорби, ему не кажется,
что погибает вселенная. Своя скорбь
есть своя скорбь — и только, а
оставляет место для доброжелатель-
ного ‘отношения к чужим радостям:
	точно времени на ознакомление с теа-
тралыной жианью Вены и тех стран,
которые прислали специальные труп-
пы, участвовавшие в показах, ортани-
зованных исключительно для делега-
тов конгресса. Театры самой Вены
вызвали в нас глубочайшее разочаро-
вание. Драматический театр полон
боязни всего’ нового. Мы хотели было
посетить пользующуюся мировой сла-
вой венскую осперетту, но театраль-
ные друзья отсоветовали, предупре-
ждая. что мы только apa потеряем
вечер и что нынентний венский театр
оперетты ниче общего не имеет с
прежним, вошедшим в историю музы-
кального театра. Подлинное удовле-
творение мы получили только на
спектаклях «Комеди франсэз». Нас
пленили Неподражаемая легкость и
изящество сценического диалога
французов. Пробуя сопоставить рече-
вое мастерство французских актеров
с нашими, московокими, я смог бы
сравтить с французами только покой-
ного Радина, который обладал этим
даром искрометной, чрезвычайно жи-
вой сценической речи,
		Играйте, пейте, о друзья,

Утратьте вечер скоротечный,

И вашей радости беспечной

Сквозь слезы: улыбнулся я.
(Друзьям),
	Пушкин сознает свою личность В
связи с миром и другими людьми. Ето
личность — только звено в об’ектив-
ном бытии. Отсюда широта, полно-
кровность, наполненность личности
Пушкина. Именно потому, что он рас-
сматривает себя, как звено, включен-
‘ное в бесконечную цепь реальности,
он может проявить жадное любопыт-
ство ко всему тому, что было, есть и
будет, именно поэтому он может CO-
чувственно, проникновенно и об’ек-
тивно вбем интересоваться, в то вре»
мя как суб’ективизм, идеализм, роман».
‘тизм — все характеризующее более
поздний индивидуализм, а в Европе
характеризующее уже и современный
Пушкину индивидуализм — сужива-
ют богатство личности, ограничивают
‚ее нищим достоянием оторванного от
мира, неразделенного миром мечтания,
Индивилуалист господствующих клас-
‘сов в ХХ веке очень скоро поймет,
что он может культивировать свои
качества только за счет других лич-
ностей. Найдутся идеологи, которые
и в практическом иъв философском
смысле‘ об’явят большинство людей
достоянием избранных и единствен-
ных, Пушкин же находится еще в 80-
лотой поре индивидуализма, Он еще
He задумывается или почти не за-
думывается над тем, что в классовом
обществе личность меньшинства раз-
вивиется, пожирая личность больпгин-
ства, Он радостно чуветвует свое WH-
дивилуальное начало в об’ективном
и многообразном мире, радость 060-
знания личности увеличивается от до-
бросовестной иллюзии, что это чув
ство доступно всем. Радость проснув-
шейся личности приобретает мажор-
ный тон от противопоставления ее
темной, косной и постной морали
прошло — морали феодально-крепо-
стнического общества.

Гармоническое отношение Пушки»
на к природе создается признанием
ве об’ективного, независимого OT че-
ловека бытия, пониманием того, что
‘человек относится неравнодупгно к.ра-
внодушной природе, что человеческо-
му виду и роду природа все же го-
ворит о об’ективным о смыслом   овойх,
независимо от воли и сознания, ела-
тающихея картин,

‚ ‹Олитность и связанность е окру-
‚жающим миром, о об’ективной дей-
ствительностью, обнаруживавшаяся у
Пушкина уже в отношении к неолу-
шевленной природе, еще полней ска-
зывалаюь в ‘ето отношении к людям,
Лирика Пулткина — это’ исповедь

Мировоззрение !Гушкина
	‚ры. В радости и скорби, в любви и В
	дружбе он никогда не впадал в лож-
ную экзальтированность или сенти-
ментальность — свидетельство’ подме-
ны истинном чувства усилиями эм0-
ционального воображения. В теорети-
ческих размышлениях Пушкин, опере-
жая свое время или подчиняясь уров”
ню своего поколения и своего класса,
никогда не уларялся в исключитель-
ность суб’ективизма или доморощен-
ное чудачество;, Он был гений в 000-
лочке естественности, в оболочке
«обыкновенного» здорового человека.
Вопреки ревнивому роптанию  свет-
ской и чиновной черни Пушкин про-
возтлашал, —
	Что можно дружно жить
С стихами, с картами, с Платоном
и < бокалом,
Что резвых шалостей под легким
покрывалом
И ум возвышенный и сердце
можно скрыть.
(К Каверину),
	Пушкин представлял себе размер и
силу своего дарования. Но у него не
было самомнения, так свойственного
посредственным величинам в искус-
отве. Он умел целиком погружаться
в интересы минуты, отдаваться обык-
новенной окружающей жизни, разгу-
лу молодости, дружбе, любви.. Он
воспринимал, подобно изображенно-
му им Моцарту, гениальность, как
одну из черт своей натуры, He BH-
деляя ее, не кичась ею,
	Способность Пушкина, этого исклю-
чительно выдающегося над окружаю-
щим уровнем человека, погружаться в
обыденную жизнь, жить интересами,
доступными другим, обыкновенкым
людям, об’ясняется не только, или да-
же не столько чертами ето характе-
ра. Многое из особенностей взаимоот“
ношений Пушкина с окружающей сре-
дой об’ясняетоя его миросозерцанием
и историческим своеобразием его фор-
мирования,

ушкин — дитя европейского прос-
вещения, выросшее на русской поч-
ве, С детства он подвергался нетрек-
ращающемуся воздействию mporpec-
сивных буржуазных идей ХУШ ве-
ка, но\жил он в условиях самодержав-
но-дворянокого ‘общества в среде ко-
торого он родился, вырос, воспиты-
валея, нормам которого он в значи-
тельной мере подчинялся. Просвеще-
	ние ХУШ века сохраняло для Роюсии
и начала следующего столетия всю
прелесть новизны, Европейское прос-
вещение несло © собой пробуждение
личности, чувства особенности «я» и
противопоставления его окружающему
миру, — феодальный быт и нравы
товорили © подчинении личности
иерархии, о растворении ее в. обще-
ственной целокушности, уродливо фор-
мируемой волей самодержавца, освя-
щенной законами религии. Откуда уж
было развиться в среде немудрящих
крепостников Лариных и их соседей
чувству личности, несущему с собой
независимость, протест и сознание
гражданского равенства? В России
индивидуализм Пушкина был новооб-
разованием, он носил еще первона-
чальный характер. Ранняя ступень
развития личного начала, на которой
стоял Пушкин, делала его свободным
от излишеств более позднего индиви-
дуализма, надутого, чванливого, гени-
альничающего, презирающего обыкно-
венных людей, Недаром в гении Пуш-
кина очень мало общего с Байроном,
хотя он и подвергался непосредствен-
ному воздействию произведений пос-
лелнего, и очень много общего < Шек-
спиром, ранний европейский индиви-
дуализм которого ‘Чакже сохраняет
трезвое представление об об’ективной
значимости внешнего мира и других
людей.

«..что 38 человек этот Шекспир?—
писал Пушкин Н. Н. Раевскому. —
Не моту притти в себя! Как Бай-
рон-трахик мелок по сравнению с ним!
Байрон, который постиг всего-навсего
один характер (именно свой собст-
венный)... разделил межлу своими ге-
роями те или друтие черты своего
собственного характера: одному дал
свою гордость, другому — свою нена-
висть, третьему — свою мёланхолию
инт д, и, таким образом, из одного
характера, полного, мрачного и энер-
гичного, создал несколько характеров
незначительных, — ‘это уже вовсе не
тратедия. Каждый человек любит, не-
навидит, печалится, радуется, но каж-
	дый на свой образец, — читайте
Шекспира». CMlepemiera, под редакци-
ей Саитова, стр. 248).
	Чрезмерный индивидуализм Байро-
на ограничивал; он замыкал его по-
следователей в круг собственной лич
ности, он лишал их богатства мира,
закрывал им доступ к чувствам и
мыслям других людей. Шекопир, ечи-
	Пушкин не принадлежал в числу
непонятых гениев. Он был признан
сразу, каждая эпоха произносил 0
нем свое суждение, вокруг Пушкина
шли страстные и шумные опоры —
и тем не менее, мы, социалистические
правнуки великого поэта, можем ска-
зать о нем свое слово. Неисчерпан-
ность суждений о Пушкине об’ясняет-
ся не суб’ективным характером в0с-
приятия каждой эпохи, а другим, не-
измеримо более важным,  обстоятель-
ством: в творчестве поэта мы находим.
черты, которые могут быть восприня-
ты в нестесненном виде, мотут быть
до. конца об’яснены только свободным
человеком, очистившимся от собствен-
нического свинства, и которые. само-
му Пушкину принесли неисчислимое
количество страданий. Это положение
вилотную подводит. нае к проблеме
значения наследия Пушкина для сов-
ременности,. для социалистического че-
ловека, для коммунистического созна-
HHA.

Для того, чтобы ответить на вопрос
о значении Пушкина для нас, для
советских людей, необходимо уста-
новить основные черты его поэтичес-
кого миросозерцания и найти тлавней-
шие противоречия, над разрешением
которых тщетно бился гармонический
тений Пушкина,

Есть выдающиеся люди, отличаю-
шився болезненной — исключитель-
ностью. Их дарование, их призвание
отделяют их резкой гранью от обык-
новенных людей, к кому они обра-
щаются со словом вдохновения или
поучения. Другие же и в минуты о6б-
наружения ярчайшей полноты своей
творческой силы не теряют простоты
и естественности обыкновенного «нор-
мального» человека. Больше чем кто-
либо другой Пушкин сохранял в CBO-
ем творчестве норму психического здо-
ровья и здравого человеческого CMHC-
ла, Он чувствовал искренне, живо и
сильно, — OH мыслил быстро, метко
и необыкновенно реально, причем все
движения его гения были подчинены
чутко улавливаемому им закону ме-
	* Статьей тов, В. Вирпотина редак-
пия начинает публикацию материалов
	о творчестве А. С. Пушкина. настоя-
Tat статья — отрывок из работы
«Наслелиг Пупкина и коммунизм»,
которая будет опубликована пол-
постью в журнале «Октябрь»,