Реплика хитрому дяде
	го сложивигимея тевтральным оботода
тельствам.

Сельвинский уверен, что «стихи,
слабые в читке, на сцене прозвучат
ужасающе, несмотря на самую иеоо-
мненную их театральность», Неверно]
Не надо далеко ходить 88 доказатель,
ствами. В «Умке» есть крайне cna
бые стихи, которые не только ве въ.
чат «ужасающе», но кажутся гораздо
лучше, чем они есть в действитель»
ности, бхатодаря прекрасной игре ак.
теров Театра Революции, Старый
спор! Старые истины... Сколько под.
линных драматургов заслужили от
литературных с©нобов и подантов
презрительные окрики: «это не сли.
хи!», «это не художественная проза!»
ит. п. Сельвинский, автор двух про-
елших с успехом пьес, всё еще ту»
ляет по театру, как чужак, судит
его людей и дела по чужому кодекст,

Я предполатаю, что многое в «Ре.
конструкторе мира» может не оправ»
дать моих ожиланий, но окончатель-
ное суждение о стихах пьесы мог бы
составить себе, лишь услыхав HX 0
сцены. Говоря 0 судьбе этой пьесы,
я коснулся ряда очень сложных в
просов нашей театральной практики,
Некоторые корреспонденты в частных
письмах с ‘удовлетворением  отмечь,
ют именно это. Сельвинский 506 сво.
дит к олной причине: качеству сти»
хов. При этом он запутывает вопрос
совершенно произвольным и 1
ным изложением нашей старой дис.
кусеии с ним. Я моту пожалеть, чю
Сельвинский попрежнему склонен ре.
шать сложные общественные вопро
сы чисто формалистически. Что xa
касается старой дискуссии, то ста.
новиться Ha его точку зрения я н
собирался и не собираюсь, «елавать»
ся и предлагать саблю» тем паче He
думаю, и всех; кто в этом желал бы
убелиться, моту отослать к перо.
ИСТОЧНИКАМ, Т.-6. К статьям Мон» 1
Сельвинског в «Советеком искус.
стве» и «Литературной газете» в ян.
варе—марте 1988 г. И. Сельвивокий
очевидно предполагает, что все ово-
вательно. забыли 0б этих статьях, к
позволяет себе этакие вольты. Чо
	Моя небольшая заметка в. ’«Совет-
оком искусстве» № 85 выэвата 10:
раздо большее число отвликов, чем
я мог предполагать. Я получил ряд
писем от театров и отдельных кор-
респондентов. А в номере от 11 ав-
густа меня почтил вниманием Илья
Сельвинокий. Ему, видите ли, очень
не понравились стихи, которыми на-
писан «Реконструктор мира». Будь
дело только в этом, не ‘стоило бы
отвечать Сельвинокому. Мне, точно
так же, очень He нравятся стихи
«Пао-Пао» и «Теории юриста Люце».
Но я далек от мысли относить за
‘счет ниакого качества стиха в этих
пьесах то, что они остались вне ре-
пертуара. Не в стихе дело, товарищ
Сельвинский, & в том, что обе эти
пьесы беспомощны в театральном
отношении и никчемны в идейном.
Поэтому они и не идут. «Реконструк-
тору мира» никто не делал упреков
ни со стороны содержания, ни со
стороны тватральности. Даже И. Сель-
винский, по заслугам названный не-
давно в печати «сердитым дядей»,
признает за «Реконструктором мира»
театральные достоинства.

Но Сельвинский, оказывается, не
только сердитый, но и хитрый дядя.
Он пользуется ‘данным случаем, что-
бы. спустя три с лишним года, совести
©0 мною счеты по давно забытой дис-
куссии, кончившейся в свое время
для него отнюдь не победоносно. В
этой дискуссии шла речь именно о
пьесе «Пао-Пао», которую Сельвин-
ский тогда относил к «бхестящим»
произведениям «первокласаного» по-
эта (скромностью он не отличался и
три года назад). Й шла речь об отри-
цании Селыьвиноким-) принципов со-
циалистического реализма в поэзии.
Теперь Сельвинокий козыряет «Ум-
Кой». Но будем откровенны! Не по-
пади` роль Умки в руки такого исклю-
чительно одаренного артиста, как
Д. Н. Орлов, превратилась бы она в
театральное событие? Правда, стихи
«Умки» выше стихов двух предше-
ствующих пьес Сельвинского. Но, на
будь в спектакле Орлова, «Умка» не
произвех бы со сцены и десятой доли
	Капризы
„душки-тенора“
	Многотиражка Большого театра Со-
waa CCP «Советский артист» в № 85
пишет о спектакле «Евгений Онегин»
в Большом театре 4 сентября. «Совет-
ский эртист» возмущается теми не-
ожиданно «горячими» овациями, ко-
торые часть публики пыталась устро-
ить тенору Козловскому. Эта заметка
вызвала неожиданную реакцию ©
	стороны Козловского.
	Разрушители
музеев
	Единственный в нашей стране Ky-
старный музей находится в системе
Всекопромсовета. Музей — учрежде-
ние не тормвое, никаких прибылей
Веекопромсовету не дает, и он, пови-
димому, мечтает о том, как бы отде-
латься от этой ненужной и тягост-
ной обузы. Ничем иным нельзя 0б’-
яонить поведение зампред Всекопром-
	совета Василевского.
	Письуо
из колхозного
‚ театра’ _
	На всероссийском смотре колхозных
театров в апреле 1935 г, в Москве вы-
ступал со спектаклем «Платон Кре-
чет» первый кировский Колхозный
театр. Работа этого театра получила
неплохую оценку. С тех пор прошло
полтора года. За это время театр не
только не вырос, но растерял все свои
скромные достижения.

Художественное  руководотво теалт-
POM попрежнему осуществляют вах-
тантовцы. Но руководотво это чисто
формальное.-А. Орочко, которая при

ировании театра во мнотом ему
	помогла, уже несколько месяцев как
потеряла всякую связь с коллекти-
		11 сентября в филиале ГАБТ шел
ектакль «Риголетто». Козловский
	спектакль «Риголетто».
должен был петь герцога.
	Со времени основания музей по-
мещается в специально выстроенном
для него здании в Леонтьевеком пе-
реулке. За последние годы руководи-
тели Всекопромеовета систематически
урезывали площадь музея, отбирая
то одну, то другую комнату под свои
кабинеты и канцелярии. Наконец, 29
августа руководители Кустарного му-
зея получили от Василевского срочное
предписание: «в 48 часов освободить
помещение музея, перебросив ero
экспонаты в подвальное помещение».
Тщетно дирекция музея и руковод-
ство тесно связанного с ним по рабо-
те Научно-исследовательского инети-
тута художественной промышленно-
сти’ взывали о милосердии. Указыва-
лось, что в такой короткий срок не-
возможно произвести «переброску» бо-
лее чем 20.000 экспонатов музея и
образцов института. Но Василевский
проявил стойкость, достойную лучше-
го применения. Не считаясь с необ-
ходимостью заинвентаризировать цен-
ное имущество музея, не считаясь с
тем, что с работой музея тесно свя-
зав целый ряд. общегосударственных
мероприятий по пропаганде народного
творчества, Василевский остался не-
умолим и овоето распоряжебия не от-
менил. Какими глубокими принципи-
альными соображениями ‘обусловлена
неумолимость ретивото т. Василевеко-
го? Ларчик открывается просто. Вее
дело в том, что срочно понадобилось
раюпгирить площадь кабинета руко-
водителя Всекопромсовета за счет
площади музея. В помещение музея
	решено также перевести кооператив-
ное издательство (КОИЗ).

Помещение, в которое предложено
«перебросить» ценнейшее имущество
Кустарного музея, представляет co-
бой сырой полуподвал. Дирекция ука-
зывала Василевскому, что в том же
доме по Леонтьевокому переоборудует-
ся чердачное помещение, что эти ра-
боты можно было бы форсировать и
ropes две-три недели перевести туда

ИЗ. Но Василевский непреклонен.
Помилуйте, речь идет о таком важном
мероприятии, как увеличение каби-
нета руководителя. Всекопромеовета!

Пришлось в это дело вмешаться
Всесоюзн комитету по делам ис-
кусств и Управлению делами Сов-
наркома ОССР. Василевокому предло-
жили выселение Кустарного музея
приостановить. Ню так как предложе-
ние это было сделано в устной фор-
ме, по телефону, а никакой бумажки
за номером не было прислано, рьяный
кабинетост: Ib  отговорилея тем,
TO, мол, т по делам искусств
введен в заблуждение, что, мол, ни-
какого выюеления нет, & освобождает-
ся только экспозиционное помещение
музея и то лишь временно, «на ре-
Monts, Конечно, эти об’яснения —
откровенное очковтирательство. Экепо-
наты музея выброшены в сырой под-
вал, Часть их поломана, инвентариза-
ция не произведена, а в Куотарный
музей, который булто бы должен a
‘монтироваться; перевелен КОИЗ. -
RTO, конечно, не поверит Василевоко-
му, что для трехмесячной работы
КОИЗ необходимо выламывать витри-
ны и возводить новые стенки. Рабо-
та Научно-исследовательского инсти-
тута художественной промышленности
почти прекращена. Работа ИЗО-уп-
равления Всесоюзного комитета по де-
лам искусств, полтотовляющего. выс-
тавку. народного творчества РСФСР,
также будет сорвана из-за невозмож-
ности пользоваться материалами Ку-
отарного музея.

Мы знаем, что 48.000  экопонатов
Ленинградокото филиала. Кустарного
музея благодаря той же политике
Всекопромсовета. ‘уже од как. тниют
в.подвалах. Нельзя допустить. чтобы
гловотяны из Веекопромеовета раз-
руптили единственный в нашей стра-
не Кустарный музей, -

И. ПЕТРОВ.
	Ма страницах «Курской правды»
курский Госцирк анонсирует начало
гастролей популярного русского .дрес-
сировщика Михаила Золло co своей
труппой животных,

программе эюю дрессировщика
есть один номер, увидевший свет толь.
ко благодаря политической близоруко-
сти местного представителя реперту-
арного комитета. Номер называется:
	Козловекий пришел в этот день в
обычное время, вызвал к себе в убор-
ную пом. реж. А. Рошета и заявил
ему, что петь не будет, так как на-
ходитоя «в состоянии нервного по-
трясения под впечатлением заметки
в газете». Растерявшийся т. Рошет
вызвал инспектора репертуарной ча-
сти В. Филиппова, но и его увещания
не помогли. Стрелка часов показыва-
ла уже 7 ч. 50 м., а Козловский все
еще не одевался. Решили его заме-
нить Жаданом. Жадан согласился за-
менить Козловакого, если его освобо-
дят от репетиции Дубровског. Но. в
8 часов, уже придя в уборную Коз-
ловского, Жадан вдруг вопомнил, что
накануне он пел в спектакле, & се-
годня только что брал ванну. и по-
		Постоянного режиссера зв театре
нет. Старые. постановки ‹ «разболта-
лись», В мае театр выезжал на месяц
B Москву с тем, чтобы под руковод-
отвом театра Вахтантова подтотовить
два новых бпектажля. Поездка’ не оп-
равдала наших ожиданий, `В’ Москве
кое-как, наспех «сработали». две по-
становки — одна из них «Овадьба»
Симукова, пошлая антихудожествен-
ная пьеса, назязанная театру ‘только
потому, что якобы обязательно иметь
в репертуаре «какую-нибудь колхо8-
ную пьесу», После 25 спектаклей эта
пьеса была снята с репертуара киров-
ским УТЗП. Вторая: постановка «Свои
люди — сочтемоя» была незакончена.
Один из постановщиков спектакля
артиетка Понцова приезжала потом к
нам на один день «доделывать» опек-
									Спектаклю грозил срыв. Лишь тог-
да Козловский из’явил согласие у98-
ствовать в спектакле, оделоя и загри-
мировался. Занавес поднялоя только
в 8 Ч. 13 м., т, е. с опозданием на 43
минуты. Публике об’явили, что нача-
ло отеклакля залержалось «по техни:
	ческим причинам».
	Срывы выступлений для Козлов-
ского не новы. Начальник ЦДКА т.
Родионов даже отдал распоряжение:
не приглашать Козловского на кон-
церты. В прошлом году Козловский
четыре раза срывал свои выступле-
ния в ЦДКА, Четыре раза, печатались
афипти, четыре раза собирались бой-
цы и командиры Красной армии и
четыре раза не могли дождаться сво-
	его «шефа»,
	Как в некоторых театральных шко лах начинают занятия
	- Be
УЧЕБНЫЙ ГОД В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЕ
		Тихо и безмятежно
	в Изоинституте
	Московский Институт  изобрази-  Училище живописи, ваяния и зодче-
тельных искусств—юодин из немногих   ства и где имеетбя лучший в Мо-
московских вузов, где вопреки реше-  скве выставочный зал, занято сей-
нию партии и правительства заня-  час проектными мастерскими Moc-
тия начнутся не Т сентября, & 1 ок-  типромаша, Московским полиграфи-
тября. ческим институтом и Институтом

В канцелярии института тихо п  заочного обучения полиграфической
	промышленности.
	внешних привнаков, которые свиде-
тельствовали бы о близости учебных
занятий. В институте до сих пор не
знают, будет ли в этом учебном году
прием учащихся на первый курс.
Вуз не дал об этом никаких об’явле-
ний в газетах, и на звонки желаю-
щих учиться в вузе канцелярия да-
ет самые неопределенные ответы.
Если новом приема не будет, инсти-
тут проведет 1936—37 учебный rox
без первого курса, ибо подтотови-
тельное. отделение, существовавшее
при вузе, распущене из-за низкого
уровня подготовки учащихся.`
Затруднения, переживаемые Ин-
ститутом изобразительных искусств,
прежде всего связаны с помещением.
Действительно, единственный в Мо-
скве изовуз работает в исключитель-
но ненормальных условиях. В инсти-
туте два факультета—графический и
живописный. На первом — четыре
курса с отделениями книжным и
плажатно-массовых картин; на живо-
пиеном факультете работают две
группы второго курса (труппы Ряж-
ского и Иотансона). Все эти курсы и
группы запиханы в 7 небольших
комнат огромного дома № 21 по ули-
це Кирова. Остальные помещения
этого дома, где ранее размещалось
	В истекшем голу изовузу удалось
расптирить свою площадь за счет...
чердаков в разных частях города.
Институт занял, например, ‘помеще-
ние бывшей фотографии на улице
Горького, 54, отвоевал чердачное по-
мещение в элном из домов на пло-
щади Пушкина и с большим трудом
заполучил - комнату о закоулками—
	общей площадью зв 50 метров—в од-
ной из квартир на Садовой улице.
Студенты, слушая теоретические
предметы на улице Кирова, для за-
нятий по опециальности должны бы-
хи кочевать по всем этим удален-
ным друг от друга квартирам.

Для существующих в вузе групи
и курсов перечисленных помещений,
пожалуй, и хватит. Но... где же раз-
местить новый набор учащихся?‘ Ин-
ститут хлопотал о надстройке дома
на улице Кирова—ему обещали дать
помещение на Ленинградеком шоссе.
Обещание пока не выполнено. И
хотя. до 1 октября осталось всего две
недели, в вузе никто не знает. как
	он будет работать в настоящем
учебном году. .

В канцел института тихо и
спокойно. койствие нарушают
		только телефонные
щих поступить в вв,
	В июле к нам приехал актер Наль.
Он решил зозобвовить «Дальнюю. до-
рогу», — пьесу осужленную, ‘иска-
	пикаким успехом этот спевтакль He
пользовался, Кроме того. Наль привез
новую пьесу Киршона «Большой
день». В пьесе 80 мужеких ролей, а
в труппе всего’ 10’ мужчин. «Приепо-
собляя» пьесу к возможностям трун-
пы, Наль искромсал ее, из’ял очень
много персонажей, некоторым актерам
поручил исполнять три роли. Не до-
	делав и этой постановки, Наль уе-
хал. обещая, что работу будет т
должать друюй режиссер.

Все старые. актеры, . выступавшие
на Первом всероссийском колхозном
смотрё, из театра ушли. Текучесть
актерского состава об’ясняется очень
тяжелыми бытовыми условиями, от-
		боты 0 жиляше, о питании ит. д,
	В течение гда в театре сменилось
3 директора, Два из них находятся
пол судом за растралу. Вновь нз8-
наченный лиректор Гандель решил
поправить дела мелочной экономией,
приносящей театру один только вред.
Он экономит на стирке театрального
белья, на ситафах, которые по. пьесе
полатается куфить, исполнителю роли
Африкана Сээвича («Бедность не по-
		того впечатления, которое осталось   говорить: Хитрый ляля!
благодаря счастливо для Сельвинско- АНАТОЛИЙ ГЛЕБОВ,

gan? eunpewemennt detest
	„Флорисдорф“ в театре Вахтангова
Фр. Вольф и Вс. Вишневский о постановке. пьесы
	должен быть монументальной тре
дией.
‚ Центральные роли в  сиектакле
играют; Р. Симонов (moperanen wo
par Шани), Синельникова (2% жель
али), Л. Русланов (Отто Bayep—
глава австрийской. социал-демокра“
тии). Премъера «Флорисдорф» наме»
чена на 25 ноября.
Театр готовит большую выставку,
посвященную теме вооруженной Gopss
бы западного пролетариата, -
	Тватру в работе над пьесой помо»
тают птутцбундовцы-—участники вет»
crux боев, в том числе Гейнц Рошат,
командир пгутпбундовокомо ‘полка им,
Карла Маркса. Оформляет спектакль
художник В. Рындин,

— На московокой сцене, говорят
авторы пьесы, —чуже давно “He было
большого спектакля на темы ‚револю“
ционной борьбы западного пролета“
ризта. Мы работаем в тесном  содру*
жестве с тевтром Вахтажятова. Нам хо-
чется найти новую тратедийную фор»
му, соэдать большие образы бойцов
революции. Любопытно отметить, чю
работа над «Флорислорфом» ведется
одноврементю и в Америке, в одном
из революционных театров Каналы.
	Новые пластинки
	Граммиласттрест все еще не удее
ляет лолжного внимания  фазвлека»
тельной музыке. До сих пор это сз.
мый слабый участок в ето работе;
В этой области долгов время Фезраз-
дельно господствовали  фокстроты;
танго, румбы и другие западные таз.
цы, переписанные © затраничных
пластинок. Сейчас  Граммиласттрест
пытается привхечь К делу создания
доброкачественной советской развлеь
кательной пластинки лучших наших
оперных и камерных исполнителей,
Отрывки из оперетт «Боккаччио»,
«Рука и сердце», «Цытанакий бароя»,
выпущенные Грампласттрестом, уже
отмечались нами как положительные
Однако отсутотвие строгости и три’
бовательности в: отборе репертуара #
здесь привело в ошибкам.

Недавно Граммпласттрест _ записай
несколько песен в исполнения И; 0,
Козловекого; Козловский — выдаю.
щийся артист, но Граммизасттрест
не позаботился снабдить ето хоро“
шим репертуаром. Появилась плач
стинка © записями песен «Беселка»
и «Блюз» в сопровождении джаз“
оркветра п/у Кнушевицкого. Однако
в данном случае вокий не по
дымает эстрадный жанр до высот
подлинного искусства, а, наоборот,
сам опускается до худших, антиху*
дожественных образцов этого жанра,
Только так и можно охарактеризо-
вать 06а эти произведения. В инт
совершенно отсутствует свежая, 810’
ровая музыкальная мысль. Они це
ликом построены на штампах mee
вого джаз-репертуара и ресторанной
слащавой псевдолирики, На таком
же примерно уровне находится т
литератуюный текст обоих произве
дений, Голос, Козловского звучит пре
красно. Дикция его безупречна, Грам.
мпласттрест добился превосходно
качества записи. Но все это растраче-
но попусту.

той же группе следует отнести
две пластинки, напетые JI. Yreco-
вЫМ, «Добрая ночь» и «Негритянская
любовь», достаточно низкопробные

Из других вещей, напетых Л. Уте+
совым, отмечаем, как несомненную
удачу, исполнение песни из фильма
«Семеро смелых» «Лейся,  песия»,
Эта пластинка звучит искренне 1
просто. К сожалению, на обратной
стороне пластинки находится вторая
песня в исполнении Утесова «Кахов»
ка», Эта песня исполнена им деше“
во, крикливо, пошловято, © ненуж“
ным палетом алности. Недостат
ки исполнения Л. Утесова особено
заметны, если сразнить ето «Кахов»
ку> с «Каховкой» в исключительно
хорошем исполнении Баталова, Bee
записи Л. Утесова © акустической
стороны вполне удовлетворительныь

С. КУЛАРИН, -
	На-днях в театре им. Вахтангова
состоялась встреча ы © драма-
тургами Фридрихом Вольфом и Все-
володом Вишневским-—авторами пье-
‹ы «Флорислорф», которая будет
вокоре показана тевтром. Тема пье-
сы- восстание венского ‚ пролетариата
в 1934 г.

Фр. Вольф рассказал коллективу
театра 0б’ условиях революционной
борьбы на Западе, высказал, свое
мнение о задачах актеров, о трактов-
ке отдельных образов. Ве. Вишнев-
ский сделал болышой доклад о сювре-
менном Западе, особое внимание уде-
	  тив Вене и флорислорфаким боям.
	‚В влреле нынешнего года Вишнев-
ский. посетил Вену, гда специально
изучая Флориедорфокий район, в ко-
тором протекала героическая 80-часо-
вая битва венского путцбунла против
хеймвера, фашистов и полиции,

‚После докладов завязалась ‘ожи-
вленная беседа. ’Режносер-постанов-
цуик, засл. деятель искусств О. Глазу
нов в краткой речи охарактеризовал
эначение новой работы театра. Эта
постановка должил явиться откликом
на события на Западе, на революци-
онную борьбу европейского  пролета-
риата против фашизма. Спектакль
	„Анна Каренина“
на сцене
	Одной we интересных премьер те-
кущего зимнего сезона явится «Анна’
Каренина» на сцене Московского Ху-
дожественного театра,‘ которая пой-
дет в драматической обработке Н. Д.
Волкова. О ‘принципах постановки
романа Л. Толетото Н. Ц. Волков. со-
	общил нашему сотруднику слелую-
		Лист репертуарно-производственной
работы Большого. театра за один
лишь сезон ярко иллюстрирует отно-
шение Козловского к делу. Неявки на
ренетиции и на спектакли для Коз-
ловокого явление обычное. За ним
числитоя 28 нарушений дисциплины.
При нагрузке в 57 спектаклей за се-
зон Козловский был заменен 7 раз,
несмотря на то. что, в из’ятие из 06-
Tero правила, кажлое его выступле-
ние неизменно с ним сотласовыря-
	ние неизменно с ним

Лось.
	Козловскому не мешало бы поду-
мать 0 том, что советскому артисту
не пристали замапшки дореволюцион-
	ного «душки-тенора».
МАРИН ЛЬВОВ.
	В Комитете по делам
ee иниии ии роенизаниие
искусств
	Всесоюзный комитет по делам ис:
кусств признал непразильной уста-
	HOBRY Государственного театрально-
го музея им. Бахрушина, сосредото-
чившего все свое внимание Ha до-
революционном театре и почти .со-
всем. HO. отражающего творческую
жизнь советского театра, а также ис-
торию. украинского, грузинского и
других национальных театров

Директору . музея тов. Колосовой
предложено в десятидневный срок
представить Комитету план реекс-
позиции музея с тем,‘ чтобы в пер-
BYD очередь был. создан советский
отдел музея, отражающий историю
театров СССР, в частности театров
Украины, Грузии, Казахстана и дру-
гих национальных республик, и н0-
вые формы театра (театры под
открытым небом, самодеятельные те-
атры, театры Красной армии ит, д.).
	Дирекции музея предложено также
принять меры к широкой популяри-
зации Государственного театрального
музея среди трудящихся Москвы.
Управлению театрами предложено
наметить план систематического по-
полнения музея экспонатами из дру-
гих музеев и текущими материала-
ми ведущих театров СССР.
		Не лучше работают и другие пол-
шефные вахтантовцам театры. He
случайно; что ПГ Горьковский колхоз-
ный театр возвратился из побадки го-
раздо раньше срока, не выполнив
своего производственного плана. Горь-
ковское управление ae. делам  ис-
кусств вместо того, чтобы укрепить
этот театр. сдвертенно тасформито-
	этот театр, совершенно P
вало его. .
	Вахтантовский театр руководит в©е-
ми колхозными театрами Кировского
и Горьковского крае» И естественно,
что’ ни олному театру ‘он не помога-
	Шефотво ‚профессиональных  сто-
личных театров над колхозными дол-
RHO быть не формальным, а добро-
	COBOCTH DIM.

Дм. НИКОЛАЕВ.
	«Убийство и’ похороны’ Распутина».
Дирекция цирка торопится сообщить;
чт6.в этом дурацком«действе» будут
участвовать не только животные, но
и весь состав труппы цирка. Непо-
нятно, как артисты курского цирка
сотласились стать исполнителями та-
кого нелепого нредставления, ‘очевид-
но, в утоду дирекции, раосчитываю-
щей соблазнить публику столь воз
мутительной рекламой.
	следотвие» спектакля и т, п. Оловом,
хлопотали мною. А каковы были ре-
зультаты? «Кривые», старательно вы
черченные, красовались на стенах пе-
дагогических комнат тюзов, но я не
знаю случая, чтобы на основании этих
«кривых» перерабатывалкя текст пье-
сы или режиссерский план, или меня-
лись бы трактовки образов-и т. д. Я
не знаю случая, чтобы  драматурги
заинтересовались ° этими домыслами
педолотов и вынесли из них  что-ни-
будь для своего творчества,

Изучение «последствия», т, е, дет-
ских писем, рисунков; игр, вызван-
ных спектаклем, делалось весьма
усердно, но на вопрос, RAR же, в кз-
кую сторону повлиял спектакль на
зрителей, никогда не давалось, ника-
кого вразумительною ответа, Жал-
кие «теории» педелотов только за-
трудняли работу детских театров,

Тюзам нужна связь со школой с
ее огромным педагогическим делом;
им нужна свяаь с большим совет-
ским театральным искусством,

аши писатели, драматурти, кри-

тики, деятели искусства должны по-
дойти ближе к работе детских теат-
ров. Они должны помнить, что ce-
годня в залах тюзов силит зритель,
который завтра наполнит театры для
взрослых и пред’явит к ним свои
требования, заставит их считаться со
своими запросами и вкусами, со ево-
им пониманием искусства. А эти-вку-
сы, требования и привычки воспяты-
ваются сегодня в зрительных залах
все растущей сети театров для детей.
	Занятия начались с опозданием
	Как мы и предупреждали, занятия
в’ Государственном институте тез-
трального искусства им, Луначар-
ского начались с опозданием.

Значительная часть учащихся при-
ехала в Москву своевременно, но
опоздание с ремонтом привело к то-
му, что директиву правительства 0
начале. занятий в высших учебных
заведениях  теавуз не выполнил.
Только 7 сентября в институте смог-
ли состояться организационные со-
брания учащихся, где были заслу-
шаны доклады об учебном плане но-
вого года, и только 8 сентября уча-
	щиеся смогли по-настоящему при-
	ступить в занятиям. Сейчас занятия
в теавузе в полном разгаре. Рабочий
день учащихся ‘затружен полностью.
За единичными исключениями 0©0-
брались все преподаватели, кадры
которых в этом году значительно по-
	полнены (приглашены засл. артист
Топорков, засл. артист Остроумов
и лр.), р а
	них 22 проц.— русские, & 78 проц—
представители других национально-
стей, населяющих Советский Cons.
В этом тоду в институте представле-
ны 38 национальностей. Это—под-
линно интернациональный театраль-
ный инотитут. К шести существо-
вавитим в вузе национальным Ma-
стерским  (Кабарлинской  Валкар-
ской, Кара-Калпакской, Киргизской,
Казахской ’ драматической и Казах-
ской оперной) в этом. году прибавля-
ются четыре новых -— Адыгейская,
Туркменская, Калмыцкая и Таджик-
ская.

Институт вначительно пополнил в
этом году кадры учащихся и ему тес-
		Но в старом здании. Вузу приходится
работать в. две смены- занятия начи-
наются в 9 часов утра и кончаются в
11 часов вечера. Эта  двусменность
занятий создает, конечно, неблаго-
приятные условия для учебно-воспи-
тательной работы. Из-за тесноты. по-
мещения институту негде развернуть
лаборатории, открыть читальню, co-
здать более или менее нормальные
условия для работы кафедр и даже
просто негде организовать хорошую
раздевальню.

Не все благополучно и © общежи-
тиями, До сих пор институт не мог
добиться, чтобы учащиеся теавуза не
были разбросаны по разным баракам
студенческих городков. В нынешнем
тоду число учащихся увеличилось на
200 человек. На бумаг они все обес-
печены общежитиями. Но отсутствие
должной гибкости в работе заведую-
щего студенческими общежитиями
тов, Логинова приводит подчас к не-
доразумениям. 13 сентября в Москву
приехали учашиеся Калмыцкой ма
отерской. Тов. Лотинов не емог свое-
временно предоставить им помеще-
ние. Только после вмешательства
Всесоюзного комитета по делам
искусств студенты были обеспечены
жилишем.
		— Приступая к драматической об-
работке «Анны Карениной» для Мо-
сковекого Художественного театра, я
прежде всего стремился найти в ро-
уане то, что можно назвать целост-
ным драматическим событием. Я
стремился перенести на сцену толь-
ко те конфликты гениального произ-
ведения; в которых cam Толетой
мыслит, как драматурт. Эта «лрама-
тическая» ‘сторона романа связана ©
сульбой Анны Аркадьевны ‘Kapenn-
ной, которую Толстой показывает
как подлинную трагическую герои:
ню. Обозначая получившуюся пъесу
«сценами из романа Толстого» я.мы-
сленно называю ее трагедией об Ан-
‘не Карениной. “
	Ища форму для толетовокой пье-
сы, я взял моделью «Живой труп»,
где тема, отчасти похожая на тему
«Авны Карениной», построена Тол-
стым методом лаконичных, скупых
картин. Вместе с тем, характер тол-
CTOBCROR пьесы хотелось сохранить
и бережным отношением к языку
самого Толстом. Это не значило, что
на сцену будут механически. пере-
носиться дизлогические куски ромя-
Ha, HO это значит, что компановка
текста проиаводится всегла орел-
ствами ‘самого Толстого, либо через
композицию различных «реплик»,

через превращение в прямую
речь косвенной.  Олнако все эти ло-
бавления делаютея с величайшей
осторожностью, дабы He нарушить
пеихологической правды отношений
действующих лиц. $2

Пьеса построена по методу не-
больших картин, сгруппированных.
в пять действий. Большинство эпи-
зодов пъесы носят «камерный» ха-
рактер, т.-е. в них участвуют 2—3—4
действующих лица, И,

Только несколько картин имеют
массовый характер, и они включе-
ны там, тде нужно подчеркнуть со-
циальный фон и ту сопиальную
обусловленность, которая необходима,
чтобы до конца понять гибель Ан.
ны Карениной. Вель Anna Карени-
на гибнет не только как жертва стра-
сти, но и как жертва того лицемер-
ного ханжества, которым ‘отмечены
«высшее общество», «большой свет»,
отнявшие у Анны право на счастьв,
право на материнство, право на са-
МУЮ жизнь,
		Возмутительная реклама.
	A tO Au
	30 июля с. г. дирекция Златоустов-
ской оперетты поместила об’явление
в газете «Челябинский рабочий» 0
том, что «принимаются коллективные
заявки на целевые спектакли и кол-
лективные посещения». За наруше-
ние постановления Всесоюзного коми
тета по делам искусств 06 отмене
всякого рода целевых спектаклей ди-

ктору Златоустовской оперетты тов.

..Д. Ахматову Управлением по де-
лам»искусств при Челябинском обл-
исполкоме поставлено на вил.
		С. Луначаоская
			Лишн
	В прошедшем сезоне появилось не-
	  СКОЛЬКО -TIOSOBCRAX неплохих спек.
	таклей. Таковы. «Музыкантекая ко-
Manas Дэля, показывающая один из
вахватывающих эпизодов борьбы 6
интервенцией на. севере, «Суровые
дни» `Венедиктова;, рисующая герои-
ческие картины партизанской борьбы
за освобождение Дальнего Востока от
белых и тероическое участие в ней
юношей и подростков (идет в Моеков-
ском ‘областном театре пролетарских
ребят), «Пленники эмира» Макарьева,
из времен гражданской войны в Уз-

стане, и прекрасная ‚пьеса Дани-
эля «Зямка Копач», изображающая
борьбу с польской белогвардейщиной
Пьеса эта; написанная на еврейском
языке, идет в переводе во многих тю-
зах Украины. Появились и другие
пъесы, которые очень заинтересовали
детского зрителя. Эти пьесы показы-
вают старую`и новую школу. С успе-
хом прошла пьеса Кассиля и Ауслен-
дера «Блуждающая школа», расска-
завшая совётскому школьнику о ста-
рой русской школе. Прекрасная по-
становка МТЮЗ ‚содействовала успе-
ху этой. пьесы.
	Хорошо прошла в Московском те-
атре для детей пьеса Любимовой «Се-
режя Стрельцов», раскрывающая сло.
жные психологические ‘процессы,
происходящие в среде наших школь-
HAROB-TOAPOCTROB.
	Не так давно появилась еще одна
пьеса из жизни школы «Розовое ‘п
голубое» Бруштейн, которая покажет
	Педологи в детских театрах
	пор свили себе тнездо педологи, Тю-
зы считали своим святейшим долгом
вести «педолотическую работу». В
Московском театре для детей эта ра-
бота, воэтлавляемая проф. Е. Арки-
ным, имела особенно широкое. разви-
тие. Там изо всех сил стремились
«педологизировать» всех педатогов и
актеров театра, силились расширить
«педолотическое влияние» и за пре-
делы своего театра путем лекций по
педологии для широких масс театра-
льных работников и т. нп. Усердно
велась эта работа и в Ленинтрадском
7юЮ36, где она воэглавлялась педоло-
том Николаевой. Госцентюз в Москве
тоже норовил не отставать от своих
собратьев, имея в своем составе пе-
долога’ Никифорову с помощницами.

Что же делали эти люди в театрах
для детей? В чем сказалось их влия-
ние? Помогли ли они этим художе-
ственно-педаготическим учреждениям
лучше выполнять свои задачи, повы-
шать свой художественный уровень?
Нет! Они «изучали детского зрителя»,
изучали его на разные лады и мане-
ры, делали и выборочное обследова-
ние отдельных ребят, вели общее на-
блюдение реакций воего зрительного
зала. Для этого текст спектакля раз-
бивался на кусочки, и велась запись
того, как реагирует зал на каждый
кусочек — смехом, шумом, одобре-
нием и пр, На основе таких повтор-
ных наблюдений усерлно вычерчи-
валась «кривая» реякций. По вре-
менам проводились разного рола ан-
кеты, изучалось так называемое «по-
	нашим ребятам COBCEM незнакомую
им жизнь старого «института блато-
‘POTHEX девиц».

Итак, дело не стоит на месте. От+
дельные удачные спектакли говорят
0 том, как много может дать театр
юного зрителя нашему подрастающе-
му поколению. Но всеже этого мало.

Тюзы живут слишком изолирован-
но, слишком обособленно от большого
искусства. Критика заглядывает в
них редко, деятели больного искус-
ства совсем не знают их. А между
тем и в эти театры проник форма-
лизм. Образцами такого формализма
были спектакль Московского ‘театра
для детей «Про Дзюбу», где все  со-
держание пьесы сводилось к приду-
‘манной схеме: что вышлобы с таким
мальчиком, который все делал нетак,
как надо, & наоборот. Таким же
вредным формализмом является и
пьеса того же театра: «Я—мало, мы
— сила», основанная на выдуманном
приключении о поездке школьников
к утнетенным дикарям на самодель-
HOM корабле и о моментальном осво-
бождении дикарей школьниками.

Не чужды были тюзы и упрощен-
‘чества и схематизма. Этим страдал и
МТЮЗ в снятых теперь уже поста-
новках: «Изобретатели» (пьеса -Вон-
ди), «Ураганный огонь» (пьеса Ше-
стакова), Госцентюз в своем спектакле
«Ровесники» (пьеса Курдюмова), Мо-
сковский театр для детей в своей по-
становке «Фриц Бауэр» ит. п.

Недостатки работы тюзов состояли
и В ТОМ, что в этих театрах о давних
	Типография газеты
	ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПЕДАГОГА
	Преподаватель истории в театраль-
ных училищах т. Лянин вносит cy-
щественные поправки к новому учеб-
яому: плану театральных училищ; -

«В. новом учебном плане, — пишет
он — улеляется много места общеоб-
разовательным теоретическим прелме-
там, но непонятно, почему отсутству-
ют в нем курсы древней и средней
истории? Повилимому, предполатает-
ся, что учащиеся, поступающие в
театральное училище, прошли уже
эти курсы в средней школе. Между
тем. только что закончившийся при-
ем ‘учащихся. в школу Малото теат-
ра показал, что окончившие десяти-
летку не имеют почти никакого прел-
ставления 0’ древней и средней ис-.
тории. А вель в нелалеком будущем
эти воспитанники театральных школ
будут проходить историю западной.
литературы, историю античною и
средневекового театра.

Я считаю необходимым, — пи-
шет т. Ляпин, — включить в УЧеб-
ный план. театральных училищ куре
древней и срелней истории. На. пар-
вом курсе, по-моему. должна изучАтЬ-
Яо древняя история (только античная.
— Греция и. Рим) и средняя (ло
1789 гола). А на втором курсе — но-
вая.

На третьем курсе, как это пра-
вильно указано в новом учебном пла-
не, должна  проходиться история

- a

Ответственный‘ релактор И. Л. АЛЬТМАН,
Издатель: Журнапьно-газетное об’одиненив

Москва, Страстной бупьзар, 44. Телефон 3-42-45
	Уполн. Главлита ВБ—97411.
	68 индустриализацию», Москва, Цветной бульвар, 80,