Клака’.

PR
	в Большом
‘театре
	7 Ежевечерне у артистических пол’.
лов Большого театра и его филиз-
“ga собираются толпы юных и пожи-
THX поклонниц оперных” премьеров,
Они встречают овациями приезжаю-
ще в театр солиста, вешаются ему
зА руки и наперебой изливают совой
чувотва. К началу спектакля они за-
нимают свои обычные посты в ари-
зельном зале, проникая туда пд` за.
mHORaM TOPO же премьера, по’ закуп-
ленным «оптом» недорогим билетам.
(тонт премьеру появиться“ на сцене,
я зал оглашается истошными криками
платных поклонниц и поклонников;

— Козловский!

— Лемешев!

— Норцов! ы

Исполнена любимая ария‘ -— и Кри-
‚ и возобновляются с новой силой. Они
зешают ‘и артистам и публике. Опек-
такль превращается в концертное 60-
‘язание премьеров. Чувство недоуме-
ния и негодования охватывает ‘не-
причастных к’этой пошлости зрите-
лей, Зато «обожаемые» тенора и ба-
ритны довольны — yonex на-ли-
	be

АЯ

Nie
Id:
ms
BS
ag
ao
ite
he

i

№
Ще
ix

te

ЦО, т .

После спектакля поклонники и по-
таонницы снова встречаются у арти»
стическог  пол‘езда, Снова ‘овации,
снова цветы, снова взаимные признз-
ИЯ И КЛЯТВЫ,

Так усплиями нескольких премь-
еров возрождается клака — олна из
позорнейших традиций дореволюци-
онного театра, Толпы ожидающих ово:
то «кумира» поклонников и поклон»
вц — отхичные кадры для клаки,

Метолы воспитания штатных кла-
торов здесь достаточно проверены я
заходят себе широкое  применьние,
Приглашение ‘в гости, раздача конт-
pamapox и дешевых ‘билетов’ —! ато
для клакеров со стажем. Для менее
требователыных клежеров достаточно
автографа артиста и нескольких цвет-
308 из ею пышных букетов.

Bee артисты Большого театра; ет
общественные   организации и’ дирек-
ция прекрасно осведомлены о том, что
злака в театре ‘существует.

Хорошо известно всем, что один
#3 главных  теноров (Лемешев) обо:
руловал у себя в артистической убор.
ной специальную сигнализацию, . Пе-
pel сволми ‚внеплановымивыступле+
ниями, о которых в афишах не. со-
общается, он выставляет в окне ар-
тистичеокой, уборной игрушечного пу-
деля, и на следующий же день клака
в полном сборе, Хорошо. известно так-
же, что другой тенор. (Алексеев). при+
ашает в гости овонх. восторженных
поклонников и создает себе таким об-
разом надежные кадры клакеров,

Ha выступлениях И. Козловского
регулярно присутствовала некая npam-
данка, обратившая на себя. в конце
XOHOR внимание комендатуры теат-
ра, Эта 06060; предантая. овоему. ше-
фу поклонница подавала сигнал плат“
зом прочим участницам клаки, устра-
хвамиим очередную . «ортанизован-
ую» овацию любимому тенору. —

Отвечает ли артист Козловокий за
плакерскую деятельность, своих. «по-
хлоННИЦ», 38 все эти «овации»? Be-
зусковно, отвечает, раз сам он не ве-
дет о ними борьбу, раз сам он эту
деятельность поощряет,

На выступлениях молодого артиста
Воробьева регулярно присутствует не-

т И Молодой человек, пытающийся

в

re
Me
fe
by
Я
во

устроить овации. певцу еще до того,
зак тот начнет петь. Неужели Воробь-
#3 не может призвать к порядку свое-
№ до неприличия восторженного пок-
хонника? ,

Очень много могут рассказать кас-
(иры театра об артистах, закупающих
билеты «оптом» для друзей перед сво-
лин выступлениями.

Любому актеру хоропю ‘известно,
вк можно успокойть и отвадить от
артнотического под’еада нев меру го:
рячих поклонников. И Кругликова,
например, и другие артисты Большо-
№ театра смогли это оделать — до-
оталочно было товарищеского разго-
вора и полного отказа от. «стимули-
рования» клакеров контрамарками, .

То же самое должны сделать все
илущие артисты Большого театра. А
до тех пор, пока они сами не ведут
борьбы 6 «организованными овация-
мн» и истошными воплями восторга:
	м
ро

i
be

e
ye

д

— ответственность за’ всю эту пошШ-
лость лежит на них. }
Актер вправе го своим. ус-
пехом у зрителя. Нет ‘большей чести
и радости для актера, чем искренние,
юрячие аплодисменты зрительного за-
28. Но с дешевым «энтузиазмом» кла-
перов они ничего общего не имеют.

МАРК ЛЬВОВ

` ее чаще наша печать подвергает
верьезной критике работу центрально-
0 радиовещания, причем наиболее тя*
желые упреки справедливо направля-
ются в последнее время по адресу
музыкальных радиопередач,
Радиовещание, особенно музыкаль-
ve страдвет рядом сервезных болез-
a . moog a
Одной из них яаляется акалемизм,
воэникитий в результате отрыва музы-
зального вещалия от окружающей
Rin, от запросов и потребностей
массового слушателя. -
огонациональная, мяогоязыкая
масса радиослушателей‘ чрезвычайно
различна по своему культурному уров-
ню, по степени музыкальной подго»
товленлости, При всем, огромном paa-
Кообразии слушательского восприя-
тия ясно, однако, что подавляющая
чаоть радиозудитории специальной
музыкальной полтотовки не имеет и
совершенно законно рассматривает
музыкальное радиовещание как сред-
ство культурного отдыха. Директив»
вые ортаны и печать в последние го-
ды ‚ неоднократно! указывали ›ралио-
вещанию на необходимость, ултелет-
ворить потребность‘ слущателей В
культурном отдыхе. Музыкальное же
радиовещание приняло эту директиву
чисто внешне и формально, Оно уве
личило количество передач так иази-
Baewo «легкой музыки», включило
в программы передач танцовальную
музыку, и ‘ма этом’ успокотлось. 130-
прежнему все внимание руковолотва,
лучшие исполнительские силы, нви»
более кралифицированные релак-
торы и музыковеды — вс6 это отдава-
00h «высоким» вкадемическим кои-
	у пертам (главным образом симфониче-

Жим) и музыкально-образовательным

цередачам.

и ачале такое положение ‘мотло’ 10-
вазаться естественным. Действитель-
20, у побольшой чаоти радиослуша-
	Поможем
нашим испанским
сестрам.
	о ® 4

Мы, женщины — профессора, пе-
дагоги, студентки, служащие и работ:
ницы Московской государственной
консерватории, — откликаясь на при-
зыв работниц Трехюрки, единодунено
присоединяемся к решению общемо-
сковского митинга женщин помочь
женщинам и детям трудящихся Ис:
пании, которые борются с фашизмом
за независимую свободную республи
	Мы уверены, что даже поддержкь
германских и итальянских фашисто
не поможет темным силам реакцит
восторжествовать. Мы уверены в ко
нечной победе трудящихся Испания
вад фапгизмом. Мы желаем этого 07
всей души, от всего сердца.

Внося 1000 рублей и организуя +
	ближайигие дни концерт в пользу,
	трудящихся женщин Испании и и\
детей, мы, женщины — работники
Московской государственной консер’
ватории — обращаемся ко всем ра.
ботникам искусств с призывом орга
низовать сбор средств в помощь жен
	щинам и детям трудящихся Испа
	НИИ. :
Шлем нашим испанским сестрам’

свой горячий привет.
Fipopeccopa A, OCTPOBCKAA,
Е, ПЕТРЕННО, В. ШАЦКАЯ, С.
ДРУЗЯНИНА, Н, БРЮСОВА, К.
ДОРЛИАН; доценты М. РУМЕР,
Л. БАЛАНОВСКАЯ. Н. ВЛАДИ-
МИРОВА, Е. КАЛЮЖНАЯ, А.
ХОХЛОВНКИНА, ЛИВАНОВА,
АЛЯВДИНА; ассистенты ПУЧКО-
ВА, Б. ЛОРЕНЦ; зэв. музыкаль-
ной школой ВАСИЛЬЕВА; сен-
ретарь месткома А. ЧУКСИНА,
		кабинетом  МАРКОВСКАЯ, чм.
профкома АНДРИАНОВА-МАС-
ЛОВА, студентка отл. учебы ПЕ-
РЕВЕРЗЕВА, курьер... АГЕЕВА,
пом, бухгалтера ГАВРИЛОВА,
управдел. ЛЕВИНСКАЯ, отв. сё-
upeTepe парткома Х. ТУХВАТУЛ-
	Приветствую инициативу
рабочих автозавода
им. Сталина
	Приветствую прекрасную инициати-
ву рабочих автозавода им. Сталина
и призываю своих товарищей, работ-
ников искусств, последовать примеру
ведущих заводов Москвы. Вношу
1.000 рублей в фонд помощи герои-
ческому испанскому народу.

Народный артист Союза ССР
В. И КАЧАЛОВ
	Борцам за свободу
	На-днях во Всесоюзном комитете
по делам искусств. состоялось общее
собрание, посвященное обсуждению
последних событий в Испании, Выне-
сено единодушное решение принять
участие в сборе оредетв в фонд’ по-
мощи героическим женщинам и де.
тям, участникам борьбы с мятежни-
KANO.

В фонд помощи внесено 1200 руб-
лей. Ряд работников заявил о еже-
месячном отчисдении однодневного
заработка до тех пор, пока фашист
ский мятеж не будет окончательно
подавлен. Е
	Ловкачи ‘и’ филантропы,
		Написал Николаенко также им 6а-
	летное либретто, трактующее... вопрос.
	© Оорьбе. с саранчой.
рьба гпрупикома © Николаенко,
налнедшим себе неожиданных защит“
ников в ЦК союза работников изда-
тельств, пожалевших. «престарелого
пенсионера», приняла упорный и за-
тяжной характер, За время, ушедшее
на заседания по этому делу, можно
было бы написаль не только пьесу,
но и многотомный роман. «Нам неко-
гда. Мы заседаем по делу Николаен-
Ко» — такую фразу часто приходи:
лось слышать в стенах групикома.
Эта поистине героическая борьба,
казалось, наконец, завершилась + 19
бедой групикома. На его последнем
заседании все выступавшие ораторы,
в голосах которых слышались побед-
ные литавры, говорили об изгнании
Николаенко как об исторической за-
слуге груплкома, Попутно выражалось
сочувствие союзу писателей, о кото-
рым также, и с неменьшей энергией,
ведет тяжбу Николаенко, добиваясь
своего приема в члены союза.
Однако ликование оказалось преж-
девременным. Будущий летописец
групикома не сможет закончить: гла-
вы, относящейся к делу Николаенко,
на дате 17 автуста 1936 года — день,
когда происходило заседание трупп-
кома. В тот самый момент, когда оче-
и оратор утверждал, что о деле
иколаенко можно товорить теперь
только в чисто историческом аспекте
и что оно уже пройденный для групп-
кома этап, пришла повестка из ЦК
союза работников издательств, изве-
щавшая, что на ближайшем заседа-
нии президиума ЦК будет вновь рас-
сматриваться вопрос о Николаенко.
Лучших своих бойцов, можно ска-
зать, успевших поседеть в боях с Ни-
колаенко, послал группком на это
заседание. Но и их красноречия ока-
залось недостаточно для отражения
аргументов Николаенко. Наиболее
убедительным из них, пожалуй, была
пред’явленная Николаенко фотогра-
фия труппы делегатов происходивше-
го в 1930 году о’езда драматургов, сре-
ди которых можно было различить
фигуру самого Николаенко, стоящего
межлу Бощенко и Пустыниным.
«Присутствовал Ha с’езде драматур-
тов, да еще рядом с Зощенко и Пу-
стыниным. Все признаки литератур-
ного таланта на-лицо»— решили муд-
рые  профработники, ‘отменив  по-
становление об откреплении Никола-
енко от тгрупикома. Создана новая
комиссия для изучения «творческого
	лица Николаенко», Придетея, видно,
	Киршону и Погодину, намеченным в
члены этой комиссии, штудировать
пожелтевшие страницы «Курортного
фавна», изучать А о борьбе с
саранчой...

Возникает одно опасение: не засло-
няют ли колоритные, но все же слиш-
KOM незначительные фитуры rope-
литераторов, подобных Николаенко,
более видных дея драматургиче.
ского мира. ‘

Йисать плохие пьесы запретить ня-
кому нельзя. Зло не в том, что эти
пъесы пишутся, & в том, что они из-
лаются и ставятся. А разве мало у
	нае появляется на свет таких произ-
	ведений, которые бесспорно должны
были бы оставаться в портфелях или
письменных столах их авторов?

Зь примерами ходить далеко не
приходится. Возьмем” хотя бы пье-
су Е. Яновского «Столица», Любому
читателю этой пьесы совершенно яс-
но, что пьеса опошляет важную тему
о строительстве лучшего в мире мет-
ро, что она звучит прямым издева-
тельством нал люльми, строящими это
метро. Именно так и оценил «Отоли-
пу» метростроевский комсомол, © воз-
	мущением отказавитийся от посвящен-
	ното ему произвеления Янозского.
Нашлиеь, однако, такие лобрые дя-
	ди, которые пришли в умиление от
этой литературной стряпни. С легкой.
Е И НИ
	Детская опера
в Киеве
	При Дворце пионеров и октябрят
им. Любченко в Киеве организуется
самодеятельная детская опера. Труп-
па оперы будет составлена из су-
ществующих уже при дворце детской
балетной студии хора и симфониче-
скою оркестра. Кроме Toro, к pa-
боте  оперы будут привлечены наибо-
лее выдающиеся юные певцы и му-
зыканты города. И

В организации оперы принимают
участие писатели, режиссеры, ‘драма-
турги, композиторы ‘и артисты орде-
ноносной Киевской оперы.
	вспомнить, что в музыкальном веща“
нии, тде не скупились На обстоятель-
ные пояснения к классическим про-
изведенням, ни разу не подумали о
действительно необходимых поясне-
ниях & вонцертам народного творче*
ства.

При организации акедемических
концертов на радио всегда находится
и время, и помещение, и ‘средства
для необходимого количества репети-
ций. Концерты же самодеятельности,
De художественное руководетво 0со-
бенно необходимо, чакто проводятся
даже без предварительного прослу-
manna.  Неудовлетворительно  по-
ставлены и другие формы массовых
концертов. Достаточно вспомначь ре-
пертуаф хотя бы танцовальных кон-
цертов, насыщенный всяческой музы-
калыной макулатурой и дребеденью.

Замкиувшись в «парнасской» атмо-
сфере высокой классики и «чистой»
лирики, музыкальное вещание оказа-
лось глухим и слепым в дни, имеющие
060бое значение для народов Совет-
ского союза. Оно оставалось бесстра-
стным и равнодушным и в радостные
дни встречи героев, хладнокровно ог-
раничивитиеь передачей нескольких
надоевших маршей, и в дни сула над
подлой контрреволюционной троцки-
стско-зиновьевской  сворой. Повиди-
мому, пристрастие к акалемизму так
глубоко в’елось в сознание работников
музыкального вещания, что даже со-
бытия огромной политической важно-
сти не могли заставить их прислу-
шаться к настроениям страны, к тре:
бованиям массового ралиослушателя.

`Таж, невинная, на первый взгляд.
«академическая» тенденция стала ие-
тозником серьезных художественно“
политических ‘ошибок.
	Вторзя болезнь музыкального ‘ве:
	щания — вульгарный социологизу,
О музыкальных «социологах» много

руки этих покровителей «Столица»
	Издается многотысячными тиражами
	Цедрамом и 1 0ослитиздатом,

Не меньшее зло представляют. и
всякого рода’ литературные закрой-
щики, передельщики и псевдопере-
водчики. Один из наиболее преусие-
вающих и плодовитых авторов этой
ватемюрии — Герман Вечора. Человек,
несомненно обладающий способностя-
ми драматурга, знающий и чувству-
ющий сцену, он тем не менее насто-
ящему творческому труду предпочи-
тает весьма сомнительные операции.
За последние несколько лет под ето
фамилией появилось 14 пьес. Прихо-
дитея только удивляться этой циф-
ре, и притом отнюдь не тому,что она
слишком велика. Совсем нет. Пользу-
ACh «творческим методом» Вечоры,
можно было бы «создать» не 14, а до-
брых две сотни пьес. Этот метод очень
несложен. Нужно только взять пере-
вод вакой-нибудь новой иностранной
пьесы, изменить в ней наэвание, пе-
реименовать кого-нибудь из действу-
ющих лиц, переделать несколько
фраз, кое-что ‘подсократить и после
этого поставить на ней свою фами-
лию. Именно так и работает Вечора.
В опубликованном самим автором
списке «пьёс Германа Вечоры» мы
видим: «Всегда в пять» и «Шутки пе-
ред’ ужином» (по Сомерсет Мотаму),
«Мое» (по Бен Джонеону), «Войчек»
(по Бюхнеру), «Тяжелые времена» и
«Доходные чувства» (по Бурде) и др.

Тов. Б. Рейх недавно на страницах
«Литературното критика» доказал всю.
неосновательность претензий Вечоры
считать себя автором пьесы «Войчек»,
«написанной им по фрагментам Г.
Бюхнера». Столь же неоправданы
авторские притязания Вечоры и на
другие вышедшие под его фамилией
пъесы.
		ствует даже фамилия переводчиков,
услугами которых пользуется Вечора..
Эти законспирированные люди время’
от времени все же появляются на по-
верхности. Совсем недавно в труппе
ком драматургов заходил гр. Гомбард-
Ляцкий, просивший о принятии его
в члены труппкома и при этом со-
общивиьий о том, что он является
штатным переводчиком Вечоры, по-.
лучая от него ежемесячное жалованье.

Некоторых драматургов было бы
несправедливо упрекнуть в том, что
они пишут плохие пьесы или же пе-
ределывают чужие произведения. Эти
лраматурги берут в руки перо только
для того, чтобы полвисывать догово-
ры с театрами и расписываться в по-
лучении аванса. Среди них на первое
место имеет все основания претендо-
вать Д. Угрюмов. Ов пользуется
penyranned способного «© 4es1N BERNA.

грюмов живет больше за счет
етой репутации, Чем за счет своих
литературных трудов. Ето ласково
встречают в любом театре. Перел «под-
‘линным талантом» раскрываются
все двери. Широко раскрыл свои
двери Утрюмову и театр под’ руко-
BOACTBOM Симонова, едва только сей
автор успел заикнуться о том, что у
него в голове появилась › интересная
идея новой пьесы и он только и меч-
тает о ее постановке на сцене Симо-
новского театра. В дальнейшем выяс-
килось, что Утрюмов мечтает также и
0б авансе. Получив желанный‘ аванс,
Угрюмов исчез с горизонта. После дол-
гих поисков пропавшего драматурга ра-
ботники театра кинулись в группком
драматургов. Там еще были памят-
ны незадолто до этого разбиравшие-
ся заявления трех актрис (Окуневой,
Сальниковой и Клебановой), доби-
вавшихся от Утрюмова получения
«монопольно» проданного каждой из
них скетча «Женщина на курорте».

— Деньги вы еще имеете птаномы
вернуть, — утешали в группкоме си-
моновцев, — Подождите только пока
Угрюмов получит аванс от следлующе-
то театра! Но на пьесу не налейтесь.

То же самое услышали в грунпкоме
руковолители Мосэстрады, до кото-
рых дошла очерель в угрюмовеком
конвейере авансов.

„..На последнем заседании групи-
кома драматургов оживленно деба-
тировалея вопрос о проверке ero чле-
HOB, о том, нужно ли эту проверку
произвести © шумом или без шума.
Конечно, наши литературные opre-
низации должны тшательно и внима-
тельно изучать об’единяемых ими лю-
дей. Но олними только алминистра-
тивными мерами нельзя озлоровить
литературную срелу. Необхолимо по-
кончить с вредной филантропией, ла-
ющей возможность некоторым «лите-
раторам» преуспевать за счет отнюль
не литературных трулов.., .

- В. ГРИГОРЬЕВ
	пиюалось в различное время в разных
ортанах печати. Немало примеров во-
пиющей безграмотности, ужасающего
упрощенства приводилось и. ва стра“
ницах «Советского искусства». Радио-
слушателей годами «поучали», что
«внешняя легкость и живнерадост-
ность творчества С. Прокофьева ©сть
не что иное, как стремление ‘довоен-
ной русской буржуазии к укреплению
своего тосподства», что Чайковский“
-— «выразитель упалочного ‘дворянст-
ва», Моцарт — «феодал», в первая
опера Глинки «Иван Сусанин» несет
на 56бе следы торговых сделок рус-
ских помещиков, продававших хлеб
в Англию. Количество подобных пер-
лов — безгранично. Мы не собираем
ся в сотый раз рыться во всем этом
хламе и вытаскивать на свет божий
древние и новые откровения радио-
пророков от вульгарном социологиз-
ма. Но из этих безграмотных откро-
вений постепенно «выкристаллизова-
лась» целая система упрощенческих
штампов, и мы хотели бы остановить»
ся на некоторых из них, уже прочно
ставших «допизлами веры» вульгар“
ных социологов на радио.
Прослушайте хотя бы музыкаль-
ные пояснения, посвященные круп-
нейшим западным  композиторам
ХУШ и ХХ вв, и вы убедитесь,
что история музыки рассматривается
радию-«еоциологами», как прямая ли-
ния пол’ема до Бетховена и столь же
прямая линия упадка после него. С
Бетховеном сравниваются, ‘по’ нему
меряются все без исключения компо-
зиторы. Моцарт — великий ко\пози-
тор, но ему «нехватает» идейности,
тероичности, революционности Бетхо-
вена. Романтики — замечательные му
зыканты, но они «уже» не могут срав-
ниваться в Бетховеном по степени
«революционности» и прочих качеств.
В общем, Бетховен, это — «рубеж,
за которым начинается разложение
и распад буржуазной культуры», «Со-
циальная база» этой концепции эак-.
лючаетвя в том, что Бетховен жил’
в эпоху наибольшего  под’ема бур-
жуазии, а так как классовая обусло-
вленность мировоззрения  Композито-
ра понимается вульгарными социоло.
тами всех мастей механически, то от-
	У вао? принято рутать. театры за
невнимательное отношение к молодым
авторам. Нарекания  аи вполне спра-
ведливы и’ обоснованы. Но нельзя
забывать 0б одном смягчающем вину
обстоятельстве; очень легко затерять-
ся иному способному автору в обле:
пляющей театры густой тодпе все-
возможных драмоделов, халтурщиков
н трафоманов. Этих дельцов от ли:
тературы, строящих свои дохолы за
счет либерализма и недостаточной
разборчивости некоторых театров и
издательств, особенно тянет в те орга-
низации, пребывание в которых дает
право на «вход в литературу»,

Немало таких, © позволения ска-
зать, литераторов окопалось ив
группкоме драматургов. В течение
	труппкоме драматургов. В течение
нескольких лет в рядах группкома
	состоял некто Николаенко-Гин. Он
был частым посетителем группкома,
оказывавшего ему материальную по-
	мощь. Да и как не помочь человеку,
	если весь его литературный заработок
за 1934 год состоял, по данным Упра-
вления по охране авторских прав, из...
одного рубля 15 копеек. Правда, в
следующем 1935 году авторские дохо-
ды Николаенко стремительно выра-
стают) доходя ‘уже до 177 рублей,
Впрочем, 44 рубля из этой суммы
	были возвращены обратно Николаен-
	KO, HE захотевшим ‚воспользоваться
оитибкой работников Управления, оче-
	видно запутавшихся в «сложных» ра&-
	счетах с этим автором и выписавших
гонорар Ba непринадлежащий ему
	скетч «Соленые огурцы». Это припи*
	санное вму авторство Николаенко
	принял как личное оскорбление. Ни:
	когда. он не писал и наверное не
	будет писать. пьес со столь. неблаго-
звучным названием, Вот «На блинах
у курортного фавна» — действитель-
HO его произведение. Этот. скетч, на-
писанный им еще в 1913 тоду, Ни:
	колаенко усиленно популяризирует
	на площадках... жактовских клубов.
Николаенко безвозмездно  внакомит
жактовскую общественность с «жем-
чужиной своего творчества». Никаких
денег ему не требуется, нужна всего-
навсего справка о том, что пьеса бы-
ла поставлена и прошла с надлежа-
щим успехом. На основании Этих
справок, & также удостоверения OT
одной из парикмахерских Фрунвен-
ского района, по заказу которой он
написал веселый водевиль «Парик-
махер Поль», Николаенко добивался
*  соответ@врУюЮшШихХ  Отанизапяях
	в  соответотвующих организациях
признания своих авторских прав.

Настувил, однако, день, когда Жа-
ктовокие удостоверения о драматур-
греческом таланте ‘перестали действо-
вать даже на работников группкома,
захотевших более подробно ознако-
миться с творчеством Николаенко. Со0-
зданной для этой цели специальной
комиссии пришлось заняться изуче-
нием полного собрания сочинений Ни-
колаенко, открывавшегося материала»
ми пронсходившей в 1908 году поле-
мики с корреспондентом пятиторской
тазеты «Эхо». В результате этого изу-
чения вошелшие в.комиссию драма-
турРи отказались признать Николаен-
ко своим собратом по перу.

Но Николаенко отнюдь не счел свое
дело проитранным. Однажды он явил-
ся в группком и, окинув всех там
собравшихся торжествующим вэгля-
		Bor вы ‘меня не признаетв. А
	моя пьеса «Бихрь» одобрена ‘самим
	т. Динизмовым,

Это заявление, вначале привелшее
драматуртов из групикома в некото-
poe замешательство («проглядели та-
лант»), оказалось, однако, не совсем
точным. После долгих и упорных пре-
пирательств с членами  труппкома,
Николаенко был вынужлен пред’явить
отзыв Динамова, в котором ToT pe-
коменлует автору ньесы «Вихрь» 0т-
казаться от належды жить на лите-
ратурные заработки и заняться, ка-
ким-нибудь другим трудом, по возмо-
жности совместив его © учебой. Сам
Николаенко, однако, был более вы-
сокого мнения о своем творчестве: он
пытался взыскать с Цедрама 1600 ру-
блей за утерянный экземпляр своей
пьесы «Танины игрушки».

Николаенко не ограничивается
только писянием пьес для драматиче-
ской сцены. Он не забывает и «емеж-
ных искусств». Он пишет сценарий
киновартины, принятый ® одобоен-
ный, по его словам, Мосфильмом. Дей-
отвительно, на представленном 8
‚  сзлм экаемиляое этого сценария
стояла налпись: «Олобряю». Нашелся
человек, олобривитий, творчество Ни-
колаенко. Оказалось, однако, что этот
человек не кто иной, как... сам Ни-
колаенко, собственной рукой которого
была слелана лаконичная налпифь.
	с Корев
	Плакат народного фронта в Испании с призывом вступать в армию
защитников республики
	Москвы —
	АУДОКНИКИ
	трудящимся Испании
	ры Г. И. Мотовилов и Д. ПТварц, 809
Гублей — Листопал, по 300 рублей
Златовратский,  Танета,  Баниова,
Блюм, Валев и др.

На собрании было решено органи
зовать в ближайшее время выстазку
работ художников и скульпторов, весь
сбор с которой поступит в фонл по-
моши женщинам и детям Испании,
	Героическим
менщинам .
- Испании
	16 сентября в тватре Ленсовета co-
стоялось общее собрание коллекти»
ва, на котором артистка В A. Pues
бова’ выступила 6 докладом об антифа.
шистской борьбе испанского народа,

ллектив театра обратилея © го-
рячими братским приветом к героям
испанских : боев с фаптизмом, к ге-
роическим испанским женщинам:
«Мы восхищены вами, дорогие сест-
	ры, — говорится в этом приветст-
	вии, — желаем вам успеха в борь’
бе с фашизмом. Уверены, что вы 3a-
воюете себе право на свободную,
счастливую и радостную жизнь, как
завоевали его мы. Да здравствует
свободная Испания».

Коллектив театра собрал и пере-
дал в фонд помощи женщинам Ис»
пании 1.000 рублей. —
	19 сентября по инициативе обеди-
нения жен скульпторов и хуложни-
ков Москвы состоялось собрание, по-
священное событиям в Испании.

Взволнованно. горячо говорили ©0-
	  ветские женщины O женщинах и де-
	тях Испании,

— События в Испания потому и
наньли такой горячий отклик в серд-
цах женщин нашей страны, что для
каждой из нас испанские события
тесно ассоциируются с нашим про-
шлым, — говорит предеедатель об’е-
динения жен художников и скульп-
а ‚т, Чайкова.

ена скульптора Цаплина и хулож-
ник Глущенко, жившие в Испании,

ассказали   собравшимся о жизни и

рьбе. испанских трудящихся, о на-
дежде, с которой трудящиеся Испа-
нии смотрят на’ Советский cows.

‘Ha митинге было собрано 8.550 ру-
блей. До этоо уже было передано
в фонд помощи испанским женщинам
и детям 900 рублей, собранных 0б’е-
динением жен художников и скульп-
торов. Обор средств продолжается.
„-— Советские художники. которым
‘натиз страна обеспечивает творчечки
полноценную жизнь и материальное
благополучие, могут и полжны по-
мочь испанским борцам за свободу, —
призывает скульптор С. Д. Таваснев
9 от имени коллекгива, работающе-
	го у него в мастерской, вносит 1500
	рублей,
По 1000 рублей внесли скульшто-
		редакция газеты «Советское искусство»
организует вечер-концерт
	СОВЕТОКАЯ AP MCh — ENUM AL ИСПАНИИ
	В концерте принимают участие народные артисты республики —
О. Л. Книппер-Чехова, А. Г. Коонен, Н. А. Обухова, Е. А. Степанова; зас-
луженные артистки республики — С. Г. Бирман, С. В. Гиацинтова, Е. Н.
Гоголева, К. Н. Еланская, Викторина Кригер, Ц. Л. Мансурова, А. А. Ороч-
ко, В. Н. Попова, Н. И. Сац (конферанс), К. А. Эрдели; артистки Большого
театра Союза. ССР. — М. Т. Семенова, В. Г. Дулова, О. В. Лепешинская; ар-
тистки — Галина Баринова, Марина Козолупова. Художественный балет
	тистки — Галина Баринова, Mapuna
под рук. Н. С. Греминой..
	Концерт состоится в помещении филиала Художественного театра Союза
ССР им. Горького (Петровский переулок, 3).
	которое мы можем показать, — это
искусство импортное, заграничное, по
сравнению © которым мы — художе-
ственно-бедная, отсталая страна. В
действительности ‘дело’ обстоит иначе
—аше искусство находится в первом
ряду мировой художественной куль-
туры, наши старые и молодые испол-
нительские кадры, заВоевывающие
первенство на международных KOH-
курсах, вызывают восхищение всего
мира. _

Чем же об’яснить столь тягостную
картину летнего музыкального веща»
ния? Сезонным раз’езлом (отдых Е
тастроли) крупнейптих артистов и кол.
лективов? Ho, во-первых, у нас пер-
воклассных сил так много, что даже
летом можно было очень многих, о6-
тавшихся в столице, привлекать к ми-
крофону. Во-вторых, кроме иностран-
ной существует и советская пластин-
ка, которая в настоящее время м0-
жет уже стать серьезнейшим факто
ром радиовещания. И, наконец, у над
есть специальная фабрика тонфиль-
MOB, которая при известной преду-
омотрительности мотла бы своей про-
дукцией полностью обеспечить летний
сезон. Таким образом, дело вовсе не
в об’ективных трулностях, & в отсут
ствии широкого кругозора у работни-
ков музыкального радиовещания.

Мы не хотели бы, чтобы наша кри-
тика болезней музыкального вещания
была понята как огульное отрица-
ние всех его достижений. Отдельные
успехи имелись и имеются на ряде
участков, особенно в последние дни.
Музыкальное вещание становится по-
литически острее, актуальнее. Значи»
тельно уменьшаются примеры упро-
щенческих пояснений, Однако лаль-
нейшее преодоление нелостатков свя-
зано для музыкального радиовещания
не только с кралифицированной, про-
думанной, хорошо организованной ра-
		en анализом своих прежних оши-
Музыкальное вещание должно
полностью овладеть оружием больше-
вистской самокритики и без колебаний
применить его в свэей практике. Толь-
KO .ири этом условии тяжелые, заста-
релые болезни радио будут бот 5
радикально излеченм.

сюда и все качества. Раз ты — бур-
жуазный композитор и жил, допу-
стим, после Бетховена, т. в. в эпоху
начавшегося разложения буржуазной
культуры, то на твоем творчестве не-
набежюно должно отразиться это раз-
ложение, выскочить из этого хразло-
жения» ты никак не можешь и че
пытайся. Отсюда и другой неверный,
политически вредный вывод: начиная
с середины ХХ века, никакой, мол,
‘художник буржуазии  неспособен
преодолеть  клабсовую  отраничен-
ность и. проводить революционные
идеи в искусстве... Эта антиленин-
ская «концепция» имеет еще своих
проповедников на чадиофронте.
Столь же широко распространена в
радиопояснениях и другая вультар-
но-социолотическая «концепция» 0
влиянии «политической реакции» на
творчество крупнейших композиторов.
	О ком из романтиков ие зашла бы
ечь — о Шуберте, Шумане, Вебере,
опене, — радиослущателю препод“
	косят следующее стандартное раз яс-
нение: в результате посленаполеонов-
ской режции действительность в Ев-
роне стала очень мрачной, а так как
революционный путь для буржуаз-
ных художников, конечно (!), закрыт,
то им оставалось лишь юдно — ула-
	литься от мрачной действительности
	в мир фантастики... Вот и весь базис
«концепции» музыкального романтиз-
уа, а дальше начинаются всяческие
«надстройки», вроде того, что, возни-
кающая ‘отсюда идейная неуравнове-
шенность приводит к распаду фор-
мы ит. д. Столь же убийственным
образом «политическая реакция» B
разные периоды вредила творчеству
Листа, Вагнера, Верди, Римского-Кор-
сакова, Бородина и других великих
композиторов. Здесь, правда, как это
уже было разоблачено в печати, про-
исходили некоторые странные вещи:
Вородин, например, по’ свидетельству
радионояснителей «в результате по-
литической реакции перестал писать
оперы и симфонии и перешел к ми-
ниатюрным, интимным Фформамь, 8,
скажем, `Вагиер, наоборот, утвердил-
ся в монументальной оперной Форме
и после пресловутой реакции, Полу-
чается. таким. образом, фокус, в ко-

Начало в 9 часов вечера,

¢
	тором уже и ловкости рук-то нет, а
есть одно вульгаризаторское ‘ мошен-
ство...

Но когда радиосоциюлоги оконча-
тельно запутываются, они пытаются
выйти из затруднительного положения
$ ПОМОЩЬЮ... «противоречий буржуаз-
ного мировоазрения». Этим, по их
мнению, все можно об’яснить... И на-
AO сказать, что в радиовещании ши-
роко используется сей благодетель-
ный «метод».
	Третьим серьезным пороком музы-
кального радиовещания мы считаем
отсутствие широкого художественно-
обобщающем крутозора.

Отдельные хорошие и даже отлич-
ные концерты — не федкое явление
на радио. Мы не хотим отрицать Ha-
личие ряда ценных передач. Но вот
построить целый ралиовещательный
день так, чтобы он представлял co-
бой нечто законченное и единое, а
тем паче добиться цельности и про-
думанности передач на более длитель-
ном отрезке времени, — этого ралио-
вещание все еще не добилось. От-
дельные такие попытки делались в
последнее время только в Дни Of:
пени и майских празлнеств,

римером отсутствия широком ху-
дожественного кругозора может слу-
жить прошедитий летний ралиосезон.
Если подойти к радиовещанию, как
к многомиллионной трибуне, отра-
жающей рост и достижения нашей
хуложественной культуры (@ это дей-
слвительно является первейшей зада-
чей радио), то летняя продукция му-
зыкального вещания чудовищно иска-
жает‘ подлинное ‘состояние музыкаль-
ного искусства в нашей стране. При-
мерно четыре пятых из числа музы-
кальных передач представляли собой
демонстрацию (в граммофонной запи-,
си) первоклассных образцов зарубеж-
ного искусства—замечательных, пре-
имущественно итальянских, певцов,
пианистов, оркестров, ансамблей, скри-
пачей ит, д, итолько одна пятая 06-
шего числа передач посвящалась по-
каву наших да и то большей частью
срелинх, а инотла и посредствеяных
сил, Напрашивался странвый вывод:
единственное полноценное искусство,
	Вульгаризаторы в эфире
	телей есть тяга к более глубокому
знакомству с высшими достижениями
музыкальной культуры. Удовлетво-
рить эту потребность — при соблю-
дении разумной меры — допустимо
и нужно. Однако радиовещание He
сумело удержаться в пределах допу-
стимых пропорций ‘и постепенно пре»
вратило эначительную часть ковцертов
в скучные, сухие лекции с музыкаль-
ными иллюстрациями. Количество та-
ких «образовательных» концертов
росло, изобилие скучных пояснений
стало настоящим стихийным ‘бедет-
вием пля радиослушателя. В жаркую
летнюю пору, да еще в выходной день,
в самый полдень, вы могли по Cac
мой мощной станции ООСР услышать
часовую беседу-концерт». о. творчест»
ве Баха, с глубокомысленными рас-
сужлениями  ©’ многоголосии и кон-
трапунктическом стиле... Но самым
скверным во  всей атой системе было
	даже не количество музыковедческих
пояснений, a их «качество». Co-
держание большинства пояснений
	г ©.

сводилось к пустому жовтлированию
терминами («главная тема», «акспози?
ция», «Кода», «реприза»), ® чрезвычай-
но ‘неглубокой, произвольной харав-
теристике, того или иного ‚ музыкалЬ-
ното мотива. :

Отдавая, почти Roe свое внимание
ий силы группе академических и o6-
разовательных концертов, руковол-
ство музыкальным вещанием, есте-
ственно, “не смотло! обеспечить долж-
ВЫМ ‘образом массовые концерты, В
том числе даже такие важные, как
концерты народного творчества и Му“
зыкальной самодеятельности, «Прав-
да» в свое время резко критиковала
ралиопередачи концертов народных
я заслуженных артистов союзных и
	aR TOHOMTBETX республик (статья Б. Pea
	Па ЗЛА С Бо.

никова «Ha залворках   вещания»), И
лействительно, весь этот участок ив-

толилея ua задворках, ‘Достаточно