Пролетарии всех стран, соединяйтесь!
		Aen
	Понедельник, 5 октября 1936. г.
	Советы
  ИСКУССТВО
	священные права трудовом наро-
yy право на труд, право на обра-
какие, право’ на отдых — завое-
  лы в Советской стране. Они навеки
`ринсаны в Сталинской Конституции,
’ Права эти, гарантирующие счаст-
` пвую, свободную ‘жизнь каждому
пудлщемуся, обеспечивают ничем не
рниченный расцвет социалистиче-
` шой культуры. Радостная жизнь стро-
елей социализма, жизнь свободных
  as CCCP теснейшим образом
ана с искусством. Искусство ста-
  № потемлемым и важнейшим фак-
ром строительства в роста нашей
зультуры,

№ как бы значительны ни были
  улехи искусства, Сталинская Кон-
 ипуция, знаменующая новый, ги-
  токов важности факт в история
  уловечества, требует от работников
  икусства еще большей активности и
  уесте в тем дает им все необходи-
  для того, чтобы занять еще более
  удное место в жизни Советской стра-
	Bb,
В нашей стране существует около
1000 постоянных театров. Нет ни од-
0ю сколько-нибудь значительного
юрода, где бы не было своего музея.
шонх художественных достопримеча-
пльностей, своих народных промыс-
108. }

Пауятники отарины и искусства
прашают сотни советских городов.
	Торода наши и колхозные села ме-
мот свое лицо. Художественное
формление отдельных зданий, улиц,
ощадей, целых ансамблей — олна
в ответственнейлтих задач мастеров
щуства и архитектуры.

Совершенно естественно, что то ог-
puso внимание, которое оказывают
`икусству руководящие органы пар-
пи правительства, должно нахо-
ль свое продолжение и в практи-
‚‘\хой деятельности всех органов со-
ыской власти, в первую очередь Со-
нто, полномочных органов власти
и местах.

Московский столичный Совет, Ле-
пиградокий и Сталинградокий и не-
  уюрые другие Советы непосредет-
мно руководят своими художеет-
MHA предтриятиями. Но много
  ш таких Советов? ;

В Одессе находится один ив луч-
  шх художественных музеев перифе-
  и, Этот музей вынужден всеми см-
ими защитцаться от Торсовета, кото-
‘wh BO что бы 10 ни стало хотел
вилах музея разместить свои кан-
цлярни. Понадобилось вмешательст-
‘wm. Поотышева и Любченко, чтобы
 рекратить это безобразив.
	  ополкомы на местах очень ред-
и оказывают необходимое содействие
 омощь управлениям по делам ис-
ухтв, Нормальной деятельности уп-
 иыений ва местах препятствует рас-
 пяжение Наркомфина СОСР о co-
 щении штатов управлений по де-
их искусств — независимо от раз-.
ив области, края или республики
- 0 четырех человек. Распоряжение
и издано без достаточных оенова-
ий я должно быть пересмотрено.

Для всею огромного Кировского
мя Кировский исполком утвердил
{BRO одного инспектора по само-
лительнюму искусству, .Неудивитель-
№ что при таком отношении упразв-
  тие до сих пор еще не смогло при-
  пупить к приему краевых учрежде-
 1 по искусству. -
  № разверстке Всесоюзного комитё-
  № делам искусств в Уфу были на-
 равены 8 человек из числа окон
изших Ленинградскую консервато-
‘pi в качестве преподавателей му-
 ыкальных учебных заведений. Не-
 (Мотря на то, что эти студенты неод-
  юратно обращались в уфимские ор-
 Инизации © жалобами на недопусти-
\3 отношение к ним, даже писали
И этом на страницах «Правды», ме-
изые организации упорно отказыва.
  MCh принять восемь преподавателей
в Ленинграда.

’ В Воронеже начальник управления

послан на кампанию по хле
`боаютовкам, во время его отсутствия
правление фактически не’ работало.
› Можно было бы привести еще ряд
гтов, свидетельствующих о невни-

шнни местных организаций и В
 UCTHOCTH тородоких советов, к ис-
weeny,

Конечно, не все горсоветы относят-
Ч в работе театров и управлений по
AUAY искусств с таким равнодуши-
и“, Саратовский горсовет любит свой
Татр и помогает ему. Понятно, что
аеры и все работники Саратовско-
Ю театра стали подлинными патрио-
ув и своего театра и своего города
ye не сманишь никакими посу-

ME,

Начинаются с’езды Советов, кото-
№6 увенчаются VIII воесоюзным
адом, Мы вправе ждать, что в про-
1006 подготовки местных с’евдов Co-
HOB H BO время их проведения 6у-
№ уделено должное внимание и и<-
\уству и его работникам.

Цена номера 29 кои. .
	р).
	Гол издания сельмой
	оком WiCik YC

Орган Всесоюзного комитета по делам искусств при Совнаркоме Союза ССР

ЬЦЫ
	  Подготовка

к парижской
выставке
	Советская часть международной Па-
	рижской выставки 193: года в насто-
ящее время приступила к подбору
экспонатов для выставки.

В разделе советского театра будут
выставлены макеты и эскизы, харак-
теризующие отличие нашего театра от
театра старой России и современного
буржуазного западного театра. Ha
выставке будут показаны театры на-
родов СССР, детские театры, различ-
ные виды театральной работы — те-
атр Красной армии, колхозный про-
фессиональный Театр и самодеятель-
ность во всех видах.

На выставке также будет ряд тема-
тических разделов. В макетах, эски-
зах и фото будут показаны лучшие
постановки пьес, отражающих совет-
скую действительность, специальные
разделы посвящены постановке пъес
Шекспира и французских авторов на
советской сцене. В разделе русской
классики будут особенно выделены
пъесы Горького.

По отделу изобразительных ис-
кусств главное внимание обращено на
народное творчество. Отбираются экс-
понаты Палеха, Мстеры, Федоскина,
Холуй и Жестова. Метерские мастера
прислали большие художественные
пластины из папье-маше. Темы ком-
позиций: «Праздник урожая», «У лу-
кеморья дуб зеленый», «Дубровский»
ий др. Федоскинцы, кроме собствен-
ных композиций, дали прекрасно сде-
ланные копии с картин лучших рус-
ских мастеров. Слабее представлев
Палех, выставивший работы молодо-
то поколения своих художников. Ра-
боты крупнейших мастеров Зиновье-
ва, Голикова и др. отсутствуют.

Художественный текстиль поступил
из Чувашии, Крыма, Тарусы, Шуй,
Рязани и Олонецкого края. Резьба по
дереву представлена артелями Куд-
рина, Абрамцева, Загорска, Северного
края (резьба по бересте) ‘и’ Вятки
(капо-корептковые изделия).

Хуложествонные металлические из-
делия — кинжалы, ножи, металличе-
скую посуду и др. — прислал аул
Кубачи, Великий Устюг будет пред-
ставлен своей знаменитой чернью по
серебру. Из. Свердловска, Кунура и
Бурнуковской пещеры поступают
камнерезные изделия. Керамические
изделия — посуда, пепельницы и пр,
— дают Воронежская область, Бело-
руссия, Татария и Крым.

Ломоносовские, белевские и Дмит-
ровские заводы готовят художествен-
ные изделия из фарфора a трест
«Русские самоцветы» — камнерезные
изделия и филигрань.

Украина и республики Средней
Азии будут представлены в совет-
ском павильоне Парижской выставки
отдельно. Особенно успешно идет
подготовка к выставке в Средне-ази-
атских республиках, отстают Зы
казье ин Белоруссия, . & 3 4.
	Украинские фарфоро-фаянсовые зя-
воды посылают лучшие изделия He
всемирную выставку в Париже.

Основную работу выполняет киев-
	ская центральная художественная
лаборатория, руководимая проф.
Вольским. : ,
	Готовятся эксповаты трех видов—
чайные и кофейные сервизы, фигу-
ры и фотокерамика.

Интересна огромная фигура, изо-
бражающая маритала Советского Сою-
ва тов Ворошилова ва коне.
	немецкого революционного худож-
	Г октября в филиале Художественного театра

Союза ССР им. Горького! состоялся концерт, органи-

зованный редакцией „Советского искусства“, —

„Советская актриса-—испанским детям и женщинам“
Сбор — 12748 руб.
	Группа участниц концерта «Советская актриса — испанским детям и женщинам»; справа налево: за-

служенная артистка республики К. Н. ЕЛАНСКАЯ, артистка ГАБТ 0, В. ЛЕПЕШИНСКАЯ, народная

артистка республики О. Л. КНИППЕР-ЧЕХОВА, заслуженная артистка республики С. В. ГИАЦИН-

ТОВА, народная артистка республики Е. А. СТЕПАНОВА, заслуженная артистка республики. С. Г.
=” БИРМАН, заслуженная артистка республики Н. И. САЦ и артистка Марина КОЗОЛУПОВА.

нарота  !
	Испанские сестры! Вели вам понадобится наша 108
мощь. мы с величайшей готовностью и преданностью
окажем ее вам.

Мы с вами. испанские женщины!

Народные артистки. республики: 0. Л. КНИППЕР-
ЧЕХОВА. Е. А. СТЕПАНОВА, заслуженные артист=
ки республики: Н. И. САЦ, С. Г. БИРМАН, С. В;
ГИАЦИНТОВА, Е. Н. ГОГОЛЕВА, К. Н. ЕЛАНСКАЯ,
ВИКТОРИНА КРИГЕР, М. П. МАКСАКОВА, Ц, Л.
МАНСУРОВА, А. А. ОРОЧКО, К. А. ЭРДЕЛИ, арти=
стки: ГАЛИНА БАРИНОВА, ВЕРА ДУЛОВА, МА-
РИНА КОЗОЛУПОВА, `0. В. ЛЕПЕШИНСКАЯ,
М Т СЕМЕНОВА,
	цпальной квалификации этих работе
ников, под’ема их театральной куль“
туры.
	В концу совещания с большой pe
чью выступил заместитель председа-
теля Всесоюзного комитета по делам
искусств тов. Я. 0. Боярский. Тов,
Боярский считает, что в недостатке
хороших ‘пьес виноваты не столько
драматурги, сколько руководство те-
атров; которое не умеет организовать
свой репертуар, не привлекает луч-
гих авторов ине помогает им 6
самого начала в работе над пъесой.
По мнению. тов. Боярского, зав. ли*
тературной частью — лишнее лицо
в театре. Организацией репертуара
должны заниматься непосредственно
директор и художественный руково»
дитель. И задача парторганизации —
помочь им в подборе высококачест-
венных пьес, а также в работе @
автором.
	Комитет по делам искусств, с000-
щает тов. Боярский, предполагает 8
корне реформировать дело театраль-
ного. образования. Существующие
учебные заведения, работающие по
совершенно . неудовлетворительным
программам, не стоят на высоте за-
дач. Наряду с = реорганизацией
ГИТИС и средних учебных завеле-
ний будут созданы классы под ру-
ководством наиболее выдающихся ма-
стеров советской сцены,
	Особенно детально т. Боярский
остановился на той творческой пере-
стройке, которая проходит сейчас в
Государственном академическом Боль.
шом тватре под руководством С. А.
Самосуда. Тов, Боярокий упрекает
партортанизацию Большого театра в
том, что по-настоящему она еще не
возглавила этот поворот.
	‚Выступившие в прениях актеры
Грибков (МХАТ), Всеволодов, Поля-
ков (ТРАМ) жаловались на недоста-
течное внимание к молодым актерам,
	Режиссер Мордвинов (чл. группы
сочувствующих ВКП(б) при МХАТ)
резко критиковал использование
актерских калров в МХАТ,
	— У нас колоссальные «простои»
актеров. Люди стареют, теряют свою
квалификацию. На каком заводе или
фабрике вы могли бы увидеть такую
картину?
	На совещании выступали также
тт. Мутных, Судаков, Радомыслен-
ский, Дровянников, Алексеев,
Леонтьева, Черняков, Моисеева и др.
	В заключение выступил.  се-
кретарь Свердловского РК ВКП(б)
тов. Д. Н. Николаев. Дав. положитель-
‚ную оценку работе совещания, тов.
Николаев сообщил, что райком на-
мерен в будущем созвать ряд’ подоб-
ных партийных совещаний, но уже
по. отдельным конкретным вопросам
работы театров. Для помощи комму-
ниотам — работникам театров в рай-
онном Доме партпросвещения — соз»
дается кабинет литературы и искус-
ства, гле булут регулярно’ читаться
лекции, даваться консультации и т. д.
	’ Нельзя недооценивать ’ значения
партийного совещания работников
театров, созванного Свердловским
райкомом. Оно чрезвычайно велико.
Bee партийные коллективы театров
должны изучить материалы этого ©о-
вещатия,
	Весьма желательно, чтобы осталь-
ные райкомы Москвы, в первую оче-
редь те, на территории которых на»
ходятся крупные театры столицы,
всемерно использовали опыт Сверд»
ловского райкома ВКП(б).
		Мы с вами, испанские’ женщины
	Доротие. любимые наши сестры, героини испанского
	из Всекохудожника
	укцию, в различные неосуществлев.
ные и незаконченные вещи Всекоху-
дожник вложил до 530 миллионов
фублей. Сотни тысяч рублей истраче-
но на приобретение формалистиче-
ской мазни, которую вообще никто
никогда не купит.

На складах Всекохудожника ле-
жат целые штабеля картин. О про-
движении этих картин к потребите-
лю никто не заботится. А опрос на
живопись огромный. Но где купить
картину? Даже в Москве Всекоху-
дожник не имеет своего салона. Про-
изведения ‘крупных советских Ma-
стеров ‚продаются в полутемном пис
чебумажном матазине на Петровке.

Всекохудожник мало тревожился
не только о сульбе картин, но и судь-
6е их авторов. Многочисленные сиг:
налы печати и жалобы мастеров ие-
кусства на низкое качество художе-
ственных материалов во внимание не
принимались, Нет холстов, мольбер-
тов, кистей, этрдных ящиков, масте-
хинов, нехватает тонкотертых  кра-
сок, а вель у Всекохудожника есть
мастерские, обязанные производить
все, что нужно художникам. Даже
крупнейшие мастера, например, А
Герасимов для своего полотна «Пер-
вая конная» должен был взять сни:
тый холот. Место, где проходит шов,
может заметить неопытный глаз.

Почти все мастерские Всекохудож-
ника ютятся в крайне тесных непри-
способленных помещениях. Зато пра-
вление  Всекохудожника  проявило
большую заботливость к «костюмно-
молельной мастерской», где шьютея
костюмы и верхняя одежла для лиц,
в дружбе которых правление Всеко-
художника было заинтересовано. Пра-
вление выхлопотало у Моссовета для
этой мастерской новое, хорошо 0о60-
рудованное помещение у Покровоких
ворот. Любопытно, что это — един-
ственная. мастерская, выполнившая.
свой производственный план.

Правление Всекохудожника всемер-
но побщряло рваческие тенденции
своих управлений. Ня художествен-
ном совете Всекохудожника был от-.
вергнут как халтурный проект внут-
ренней отделки Новороссийского вок-
зала. Это не помешало мастерской
сдать проект заказчику за двойную
цену. У Веекохудожника совсем не
было связи с периферией. Местные
отделения кооператива давно уже
превратились в малярные мастерские,
занятые изготовлением вывесок и
безграмотных копий с произведений
известных мастеров,
	Чтобы дать полную картину дея-
тельности кобператива необходимо
указать и на то, что после выборов
первого. правления в 1929 году. упол-
номоченные кооператива ни разу не
собирались. Выходит, что кооперати-
ва художников не было, а был ко-
оператив дельцов, торгашей, темных
	людей, заботливо подобранных ныне
	разоблаченным двурушником и вра-
том партии — Славиноким,

Глубокая ревизия, проверка пар-
тийной организации и аипарата ко-
оператива безусловно обнаружит еще
многие факты преступной деятельно-
сети Славинского и комдании.
		Здесь встречали людей по одежке.
Своим «кооперативным китам» почте.
ние, улыбки, авансы, «чужим» живо-
писцам, пришедшимся не ко двору,
— холодный, отстраняющий жест не-
заинтересованното в росте искусства
чиновника,

_В течение многих лет Всекохудож-
ником руководили люди, ничего об-
щего с искусством не имевшие, —
председателем правления до послед-
них дней был разоблаченный ныне
двурушник Славинский, руководи-
Телями важнейших управлёний —
его верные друзья И co-
ратники: Сахаров — специалист по
кооперативным делам, работал в Цен-
тросоюзе, попал под суд. Из Всеко-
промсовета уволен. Из Охотсоюза ‘вы?
чищен по первой категории. Живо-
пись он подарил своим вниманием в
1929 году и с тех пор прочно утвер-
цился в. качестве члена правления
Всекохудожника и правой руки пред-
седателя. Другой соратник Славин-
окого Камский по специальности ле-
сотехнолог. Ему было предоставлено
право решать судьбу художников и
их произведений. Во главе отдела
кадров мастерской росписи ткани
стояла троцкистка Ярослав. Началь-
ником скульптурного управления был
плановик Рейнфельд. Его помощни-
ком, начальником творческого секто-
ра был’ Рожнов, который стяжал се-
бе известность массовым выпуском
пошлейшей бытовой скульптуры.

Художественной руководительницей
двух производственных мастерских
долгое время состояла некая Колобо-
ва. С искусством ее связывала толь-
ко старинная дружба с «кооператя-
ром» Сахаровым. Очевидно, благода
ря той же дружбе муж Колобовой, ри:
совавший только анамена, был закон-
трактован... как живописец. Засилие
во  Всекохудожнике сомнительных
лельцов, людей политически чуждых
неграмотных, некультурных, привело.
не только к снижению качества жи-
вописных работ, представляемых ху-
дожниками. по контрактации (о чем
уже писалось в «Советском искус-
стве»), но и к срыву производетвен-
вых планов.

Управление живописи и графики за
восемь месяцев выполнило план толь-
ко на 43 проц., скульптурное упразв-
ление только на 35 проц., архитек-
турно-проеклные мастерские на 82
проц. Эти цифры прекрасно харак-
теризуют хозяйственную деятельность
кооператива. Но характеристика эта
не будет полной, если мы не приве-
дем цифры о задолженности худож-
ников. Среди художников есть такие,
которые ‘не погасили выданных им
авансов с 1984 года. Художник Шух-
мин должен кооперативу 26 тысяч
рублей, Ульянов — 24 тысячи, Яков-
лев — 28 тысяч, Богородский, Mo-
доров — по 18 тысяч рублей.

В тотовую, но не проданную про-
	НА КРЕЙСЕРЕ
	Музыкальный театр им. В. И. Не-
мировича-Данченко  командировал
для культурного обслуживания крас-
нофлотцев, командного, начальствую-
щего состава Черноморского флота и
членов их семей балет под управле-
нием Викторины Кригер.

Коллектив показал свои лучшие
спектакли «Бахчисарайский фонтан»
и «Соперницы», За 22 дня пребыва-
ния во флоте он дал 22 спектакля
и концерта, в том числе специально
для детей и рабочих оборонных пред-
приятий и строек, три концерта по
радио и оказал большую помощь
краснофлотокой самодеятельности ко-
раблей и частей Черноморского фло-
та.

Некоторые спектакли состоялись

на борту крейсера «Красный Кав-
Каз».
° Командующий Черноморским фло-
том флагман флота П ранта тов. Ko-
жанов в особом приказе об’явил бла-
толарность директору театра — Ha-
ролному артисту СССР В. И. Не-
мировичу-Данченко и всему `балет-
ному коллективу театра.
			Мы, советские артистки. выступавитие сетодня по
зову газеты «Советское искусство» на концерте, шлем
	Глубокое восхище-
	вам свою любовь. горячий привет и
	ние вашей мужественной борьбой. Нам хочется пожать
ваши мужественные руки. согреть их своей теплотой и
сказать вам: мы с вами! Вы талеко от нас—и очень
	овазать вам: мы с вами: ры
близко—в самом нашем серлце.
	Советские артистки. как и все гражлане нашей пре-
красной страны. воспитанные великим Сталиным. это—
женщины-общественницы. женщины-матери. женшщины-
		Коммунист в театре
	Совещание в свердловском райкоме ВКП(б)
	BHICH на проблеме учебы. По его
словам, Московское управление по де-
лам искусств уже ассигновало 200
		специальности для руководящего
состава московских зрелищных пред-
приятий.
	— В репертуаре этого года, — заяв-
ляет тов, Литовский (Главрепертком),
— прекрасно представлена классика,
но зато очень мало советских пьес.
Неудачна тематика; драматурги точно
стоворились избегать наиболее акту-
альных тем; антифапистской борьбы
стахановского движения и т. д. По-
чему партортанизации налних театров
нё помогут дирекции, зав. литератур-
ной частью отобрать лучшие пьесы,
привлечь лучших авторов? Почему.
BAIA погрешности и ошибки в уже
принятых пьесах, иные товарищи
ждут прихода ‘представителей Глав-
реперткома, а сами стесняются кри-
тиковать? Ясно — эта неуверенность
в. себе-проистекает из плохого знания
предмета,
	— С воспитанием актерских кадров,
— продолжает тов. Литовский, — у
нас нё вое благополучно. Вот. тов. Ос-
тужев заболел, кто будет играть Отел-
ло? Некому. Многие наши театры не
могут. поставить «Коварство и`лю-
бовь». Нет Фердинанда. МХАТ из-
бегает Шекспира и Шиллера, говорят:
«Пять лет надо стихи учить»! Тем не
менее к Шекспиру и Шиллеру нуж-
HO приступать!..
	Директор МХАТ тов. Аркадьев то-
ворит, что количество коммунистов,
работающих в театрах, небольшое.
Тем острее проблема повышения спе-
	В. фаптистокой Германии искусство
не имеет никаких возможностей для
развития. Оно должно служить ре-
акционнейптим целям фашизма, оно
должно  избегаль реалистического
изображения современности. ‹Фю:
_-рер» изгоняет «разрушительную» кри-
тику. Но как только на сцене появ-
ляется современная фаптистская те:

‚Матика, camo собой ‘возникают элег

менты. «критики». Так случилось ©
автором драмы, прославляющей тру-
‚довую дисциплину, «Повседневный
фронт» Иосифом Визалла, неожи-
данно впавшим в критический тон
при изображении матнатов горной
промыпгленности и тем вызвавшим
недовольство в кругах финансовой
буржуазии. Драмы современных авто-
ров поэтому очень редко товорят о

Термании. наших дней, а критики

выдвигают теорию 0 том, что драма
на современную тему противоречила
бы принципам искусства.

В одной из речей на фаптистском
езде в Нюренберге говорилось так:
‹...Искуоство должно увести зрителя
от действительности, от борьбы и же-
ланий к временам счастья и благо-
состояния... Пусть искусство’ дает это

удовлетворение, подобно религии»...

Искусство фаптизма учит презирать.

материальные интересы и указывает
тололным «путь на небо». «Богатство
и бедность, — товорит «фюрер», —
относительные понятия... Тот, кто
думает лишь о материальном, неред-
ко. оказывается беднее ах
белняках.
	Нюренбергские мастера лжи гово-
рили 06 эпохиальном значении на-
ционал-социалистичеокого искусства.
Жалкие ‘слова!

Фашисты превратили искусство в
средство подготовки новых войн, То,
что они называют искусством, — это
подлая, лицемерная: фраза, это си-
стема обмана масс, это откровенная
пропаганда кровавого террора.
	По инициативе Свердловского рай-
кома ВКП(б) 25 и 923 сентября были
проведены совещания членов, канди-
датов_ и сочувствующих. ВКИ(б) —
работников театров Свердловского
района (Москва). Тема «Коммунист в
театре» живо заинтересовала всех.
участников собрания.
  — У нас нередки случаи, — гово-
рит докладчик И. Л. Альтман, — кот-
да партийный руководитель театра
обращается к режиссеру: «Вы уж
сделайте пьесу как-нибудь получ-
ше». На этом обычно и кончается
ею руководство  непосредетвенн\
творческой работой. Посмотрите про-
токолы наших театральных парторга-
низаций, и вы увидите, что часто
партколлективы разделяют мнение
этого руководителя. Партийные ко-
митеты, партсобрания обсуждают об-
щеполитические и хозяйственные
вопросы. Это прекрасно, но меньше
всего подвергаются обсужлению жаче-
ство выпускаемой театром продукции,
темпы производства,

— Я считаю, — говорит тов. Альт-
ман, — что подбор наилучитих в по-
литическом и художественном OTHO-
шении пьес, выдвижение на ответ-
ственные роли наиболее талантливых
актеров, режиссерская экспозиция
пьесы и трактовка образов, оформле-
ние, темпы работы, — все это должно
кровно интересовать  партортанива-
цию. Но для этого надо овладеть
всей — многосторонней театральной
культурой, надо неустанно работать
над повышением своего эстетического
уровня.
	Тов. Белиловокий (Московское уп-
равление по делам искусств) остано-
	поступает пьес, и конкурсное
воякий раз с величайлпим трудом вы-
бирает достойного претендента.

За последние тоды в репертуаре
германских театров стало резко уве-
личиваться число классических опек-
таклей. Отчасти это об’ясняется тем,
что публика, окончательно отвергнув-
шая фашистскую драму, посещает
театры только в тех случаях, когда’
идут классические спектакли. Ho Ras
кая это классика!

Великие творения кажутся на фа-
шистокой сцене жалкими литералур-
ными ублюдками. Зритель не узнает
знакомых тероев. Герои превращают-
ся в мерзавцев, & мерзавцы в героев,
Вытравляется всякий намек на про-
трессивную идею, на свободное чув-
ство. Так были изуродованы «Ковар-
ство и любовь» и «Дон Кафлос» Шил-
лера, «Эгмонт» Гете, в котором кро-
вавый Альба. палач свободы, был. пре-
вращен в мужественного борца.
том, как Шекопир стал рабом «судь-
бы и таинственной матии», уже мно-.
го писалось. Чудовищные переводы
шекспировских пьес, оделанные Ган-
cou Pore, приобрели широкую. изве-
стность. Грубые, невежественные, ми-
стически-туманные переводы эти как
бы символизируют фалтистское Bap-
варство. Все яснее становится тен-
денция низвести художественное с0-
вершенство драматургии Шекспира: к
«праформам» ето предшественников.

Режиссер «Укрощения строптивой»
в Берлинском наролном театре гру-
бо иоказил эту замечательную ROMe-
дию. Режиссер, ставивший «Гамлета»
в Прусском государственном театре,
приспособил эту тратедию к идее
«кровавого мифа».

В полном соответотвии © духом
«гитлеровской государственности»
играет Гамлета актер Грюнден. Его
костюм напоминает форму офицера
штурмового отряла; в его лице летко
прочесть ограниченность, тупость и
вырождение.
	Поруганная
классика
	Рецепт, по которому COTHHADTON
фашистские пьесы, очень прост. Бе-
рут историческую личность, предио-
чтительно короля или принца, и пре-
вращают ее в тероя драмы. Действие
драмы обычно происходит в эпоху
исторических потрясений и борьбы
за национальную независимость. Ге-
рой олицетворяет идею «фюрерства»,
тосподства вождя над массой. Так
появляется повод для всевозможных
тирад о мужестве, «зажигающем вой-
ну», о «народной общине», о превос-
XCACTBE тосподствующей эасы.

Обычно все эти драмы пишутся на
сюжеты немецкой истории. Едва ли
найдется такой представитель тоген-
цоллерновокой династии, который не
был бы превращен в героя драмы:
Фридрих Вильтельм, Луи Фердинанд
Прусский, Фридрих Вильгельм IV
ит. д. Но для изображения «идеаль-
ного» вождя фашисты охотно. обра-
щаются и к истории друтих ‘наро-
дов — Ффитуры Кромвеля или дал-
ского Густава Вазы особенно привле-
кают фашистских писателей. Доста-
точно происходить из правящей ди-
частии. чтобы попасть в «герои» фа-

О О ne
	ЕЕ т!

птистского театра. Мучителей народа
	—_e 90) .

и явных изменников (налример, дво-
ряноких вождей времен крестьянских
войн) фалпистская драма морально
облагораживает. Фашиотокие драма-
турти и поэты замирают в почти-
тельном ужасе перел венценосцем и
во всю силу легких восхваляют «по-
	бедителя».
Незалолто перед выступлением

«фюрера» в Нюренберге фашисты при“
суждали литературные премии. Пре-
	(08, Мальцев —

Председатель Воесоюзного

Комитета по радиофикащии
и радиовещанию

При СК Союза ССР
	Совет Народных Комиссаров (©0034
COP назначил тов. Мальцева Конотанн
Tiga Александровича Председателем
Винокяного Комитета ию Ралиофика-
№ти Ралиовещанию при Совете На
Юных Комиссаров Союза СОР.
	К предстоящей выставке работ
	А. И. Кейля. Плакат работы Кейля «Коммунистическая партия
Германии живет!»
	жение цен (билет в театр стоит г-
раздо дешевле, чем билет в кино),
ни изощренная реклама, ни мораль-
ное давление (государственным чи-
новникам дают понять, что посещать
театры — их «национальный долг»).
Залы пустуют.

«Фрондируют» и руководители теат-
ров, особенно сильно в последнее
время. Директор одного из крупней-
ших театров — Ффранкфуртекого —
заявил, что он не поставит у себя
ни одной пьесы современного автора.
Заявление это по существу означает
отказ от постановки фалптистеких
драм. Многие актеры старшего поко-
ления отказываются выступать в фа-
шистских пьесах. Не лишено инте-
реса и то, что Прусский государет-
венный театр в Берлине, непосред-
ственно подчиненный Герингу, так-
же ставит очень мало фашистских
пьес. Репертуар этого театра состоит
тлавным образом из класоических
произведений.

Фалтистская драматургия в состоя-
нии полного разложения. На ежегод-
ные Житературные конкурсы почти не
	мия досталась Генриху Анажеру за
том «политической лирики».

В стихотворении «Камень и Каме-
нотес», посвященном «фюреру», Ана-
кер пишет:
	Мы возникающий народ,
неотесанный камень, —
Ты, наш вождь, должен быть
каменотесом,
Каменотес; который мощью творца
Освобождает камень от его
бесформевности.
Бей же! Мы терпеливо молчим,
Когда твоя строгая рука
придает нам форму!
	Трудно привести более яркий при-
мер духовного маразма и иизкопо-
клонства. Личное достоинство поэта
и человека Анакер видит в том, что-
бы быть «неотесанным камнем», ко-
торый должен обработать «фюрер».
	Понятно, что такие драмы и стихи
не могут пользоваться успехом у зри-
теля. Публика не хочет посещать
театр. Не помогают никакие госулар-
ственные мероприятия == ни пони-