_Кубачи, балхары, унцукульщы
	ных для кубачинцев фабот © насеч-
ROH золотом по железу.
Деревообрабатывающие промысла
представлены изделиями аула Унцу-
куль — письменными приборами,
портсигарами, трубками, мундштука-
ми, «кавказскими» палками, тростя-
ми. Все эти излелия кизилового и
абрикосового дерева инкрустирова-
ны металлом. Орнамент сделан насеч-
	кой мельхиором или чистым сереб-
	ром. Подечитано, что обыкновенная
кавказокая трость требует от мастера-
орнаментировщика не менее тридца-
TH пяти тысяч строго рассчитанных
движений.

Два старинных основных рисунка
—«анчила»?» и  «тюрун»— спираль-
вокруг палки, комбинифуются с но-
выми геометрическими, из которых
наиболее употребителен клетчатый из
косых линий «хухун». .

Мололое производотво Унцукуля,
пришедшее на смену металлообработ-
ке в конце прошлого века, проникло
на заграничные ‘рынки. Один ив
старейших мастеров — председатель
	артели Юсуп Магомедов — че
побывал в Европе и Америке на
всемирных выставках. Он влалеет
	несколькими европейскими языками,
	Особым изяществом и красотой ли-
ний сложного орнамента отличаются
й работы мастера Магомеда Ибраги-
мова.

Июкуосство насечки по дереву Ун-
пукуля -- произволотво, елинотвен-
ное в Союзе. В Унцукуле работает
60 мастеров. Необходимо добиться
раснтирения ассортимента вещей, из-
тотовляемых этим авароким аудом, и
добиться регулярного снабжения ма-
стеров хорошими материалами.
	Небольшой отдел выставки посвя-
щен керамическим изделиям аула
Балхар. Это — ролина горской ху-
дожественной тлиняной посуды. Ра-
ботают здесь исключительно женщи-
ны. Они обжитают посулу в огромных
печах «чарах», пользуются прими-
тивными ручными станками и раз-
рисовывают сосуды земляными крас-
ками, извлеченными из той же глины,
Балхарские сосуды не покрываются
тлазурью. Они повторяют в своей
форме кавказские металлические
кувшины. Приятные красноватые и
серые по тону сосуды расписаны
крупными орнаментальными узорами.
Балхарское тончарство — это `древ-
Hee художественное производство
страны гор — у нас почти не было
известно. До пятимрской выставки
изделия балхарок ни разу не выста-
ВЛЯЛИСЬ.
	Висловодская, пятиторская и севе-
ро-осетинскчя (г Орджоникидзе)
артели демонстрируют на выставке
свое костерезное искусство. Наряду
с сравнительно простыми по технике
изготовления и орнаментации aa-
стежками и брошами алесь показаны
и более сложные рельефные изделия
— рамки, медальоны. колье.
	‚ Наиболее примечательна искусней-
шая работа’ кисловолского мастера
Андрианова — кулон-колье из ело-
Новой кости. Это распустившаяся
роза с тончайшими, проовечивающи-
ми лепестками. Есть ряд блестящих
и сложных по композиции вещей
жанровото характера — «Охота».
«Горец» и т. д. поражающие острой
наблюдательностью в изображении
животных и людей.
	Большое место на выставке отве-
дено ковроткачеству, И неудивитель-
HO — 910 олин из наиболее разви-
тых художественных промыслов,
уходящий корнями в седую древ-
ность.

Здесь предотавленм артели Даге-
стана, соверо-осетинокая артель им.
8 марта и пятигорская им. Ильича.

Интересен орнамент дагестанского
ся (пистолет чечен-
ца). \ Одна из деталей узора действи-
тельно напоминает форму пистолета.
Замечательны по благоролству тона
голубоватый ковер, так называемая
«Огуречная иранская хила» (артель
им. 8 марта) и небольшой коврик —
портрет Ленина — работы известной
мастерицы Марты Цициановой (орна-
ментальная рамка работы мастерицы
А. Рюминой). Этот ковер-портрет
очевидно займет вилное место среди
экспонатов Парижской выставки.
	На пятиторекой выставке показана
только часть неисчерпаемых хуложе-
ственных богатетв наролов Северного
Кавказа. На ней отсутствовали, на-
пример, прекрасные безворсовые. из-
делия — сумахи. Выставка должна
рассматриваться только как прелва-
ера смотр искусства наролов

авказа перед его развернутым по-
казом на Всесоюзной сельскохозяй-
ственной выставке. .

fl. MATKAR
	Пятигорск.
	Датестанокий аул Кубачи — родина
древнего ювелирного. мастерства. Вы-
сокогорные аулы Унцукуль, Ахты и
Балхар — коллективные мастерские
инкрустаторов‘ по дереву, мастериц
ковров и художественной посуды, Не-
которые ‘из этих производств   восхо-
дят к далекой древности. О кубачин-
ax, говорится ‘в истории сасанид-
ского царя \1 в. Ануширвана, о них,
как о несравненных мастерах ору-
жия, упоминают арабские источни-
ки. В’ 1395 г. кубачинцы поднесли
Тамерлану кольчуги и оружие своего
изделия.

Древние династии златокузнецов,
инкрустаторов, ковровщиц, гоччаров!
Мы недостаточно ценим их мастер-
ство. 0б этом напоминала «Выставка
художественных изделай промысело-
вой ‘кооперации Северокавказокото
края» в Пятигорске.

Выставка, несмотря на наличие в
ее экспозиции высокохудожественных
изделий, далеко не исчерпывает всех
богатств художественных производств
края. На первом месте стоят изделия
аула Кубачи — этото значительного
центра художественной обработки
металла. Кроме традиционного «кав-
казского оружия»—кинжалов и ша-
шек, — кубачи выставили ряд ве-
шей птирокого потребления. Здесь —
портсигары, подстаканники, сахар-
ницы, пудреницы, браслеты, ручки,
наперстки, пояса, мундштуки, брош-
ки ит. д.

Экспонаты убедительно говорят о
разнообразии применяемых кубачин-
цами орнаментов. Наиболее частые
орнаменты: «тамта», «путта», «марха-
рай» «алом», «москов» и лругие по-
	ражают тонкой  изобретательностью,
	высоко-развитым вкусом и артистич-
ностью выполнения. В растительный
орнамент сейчас вводятся изображе-
ния люлей и животных, Необычайно
восприимчивые кубачинские мастера
	Художественный совет при у прав-
лении музыкальных учреждений Все-
союзного комитета по делам’ искусств
заслушал план Музгиза на 1937 год.
Всего по Москве и Ленинграду на-
мечен выпуск 35 миллионов листов
оттисков, — сюда входят новые из-
дания, переиздания старых нот, кни-
ги, выпуск периодики, бюллетеней,
каталогов.

До 40 проц. плана падает на новые
излания. По разделу детской лите-
ратуры намечен выпуск 87 названий
(в 1936 году издано 17); по хоровой
литературе 136 названий (65 в 1936
году) оттисков; по нотной литературе
для народных инструментов 71 наз-
вание (45 в прошлом году); по нот-
ной литературе для духовых инстру-
ментов 73 наавания (46 в 1986 году).
	По серии инструментально камерной
	литературы будет выпущено 98 но-
вых названий.

По разделу скрипки ут сизда-
ны «Первый концерт» енявского,
«Концерт А-иг» Моцарта, «Концерт
№ 9> Шпора и ряд сонат и сочине-
ний для скрипки и фортепиано, 060-
бое внимание будет обращено на ив-
дание литературы для альта, виолон-
чели, контрабаса, арфы и камерных
струнных ансамблей. В эту серию
входят главным образом сочинения
классиков в оригинальных обработ-
ках для различных инструментов, a
	также совоеменные советские и за-
	Выставка народного творчества Северокавказского края
	прекрасно овладели советской тема-
тикой, Гравированные на серебре
портреты вождей и вплетенные в
древний узор советские эмблемы за-
нимают‘в их творчестве большое ме-
Сто.
	Тридцать лучших мастеров аула
Кубачи сейчас работают для Париж-
ской выставки. Часть готовых изде-
лий представлена в Пятигорске. Осо-
бое внимание привлекают две вещи —
серебряный, позолоченный подетакаж-
ник и сахарница. Это тончайнтая
ажурная работа, все изяществу кото-
‚рой раскрывается только под’ лупой.
Прихотливая металлическая ’ вязь,
серебряная кружевная паутина изы-
сканного рисунка украшает подста-
канник. Сахарница поражает благо-
родством тралиционной `орнамента-
ции. По форме своей она — горский
котел в миниатюре. Нижняя часть —
чернь по серебру, верхняя — чернь
с позолотой. Из других вещей упо-
мянем кинжал с резьбой по серебру
со вставками из слоновой кости и
золотой инкрустацией, набалдашник
с ‘черневым орнаментом, браслет —
цветная эмаль по гравировке, ручное
зеркало в серебряной оправе и ряд
других ›золоченых  филитранных,
легких, как кружево, украшений,
	Впечатление от кубачинских вит-
	рин енижается выставленными рядом
с высокоценными, артистичными ве-
щами — иаделиями для Мосторга.
Досадно, что непреваойденным злато-
кузнецам приходится затрачивать
время на производство безвкусных
рыночных вилок, ножей, подстакан-
ников из лалуни — обычного «шир-
потреба» мосторговокого ассортимен-
та. Ведь кубачи имеют все данные
стать  овогобразным  датестанским
Палехом!
	Большим упущением является таж-
же отсутствие чрезвычайно характер-
	падные произведения и транесврии-
ции. В план вокальной серии вошли,
наряду с отдельными романсами, пес-
нями, ариями, дуэтами и отрывками
из классических опер, также и акаде-
мические собрания романсов и песен
Римокого-Корсакова, Дартомыжското,
Глинки, Чайковского, Балакирева, Ба-
ха, Бизе, Вольфа, Вебера, Мендель-
сона, Шумана и др.

Особый интерес представляет се-
PHA оперных клавиров, в том числе
«Богатыри» Бородина, новая редак-
ция «Кармен» Бизе, ранее не изда-
вавшийся клавир «Чио-Чио-Сан», ис-
правленная редакция  «Севильского
	цирюльника» Россини и клавир трех
	сочинений Фомина — «Мельник»,
«Колдун» и «Обманщик и оват».
Значительно большее внимание в
этом голу Музгиз уделяет изданаяю со-
чинений, пропагандирующих  народ-
ое музыкальное творчество.
^ Выступавигие в прениях члены ху-
дожественного бовета указали на от-
сутетвие в плане ряда сочинений со-
ветоких композиторов (Хачатуряна,
Хренникова, Сабо, Веприк).` Дирижер
Гаук обратил внимание излательотва
на необходимость снабжения “серии
карманных партитур сопроводитель-
ными текстами. Композитор Про-
кофьев предложил Музтизу до на-
чала эксплоатации новой нотопечатни
(к строительству которой приступле-
HO) печатать ноты на кальке.
	Издания Музгиза
	Тюркская песня
	Народный артист Г. В. Сараб-
	ский в роли Меджнуна (опера
«Лейла и Меджнун»).
	ступления Г. Сарабокого. Сарабокий
очень музыкальный певец, с сильным
и красивым голосом. Раньше он был
тюркоким драматическим актером, в
настоящее время является одним из
руководителей тюркского оперном
театра в Баку. Виртуозным мастер.
ством отличается также пение тюрк-
ского певца и вокалиста-пелатота
засл. артиста Бюль-Бюля. Однако ва.
ряду с этими мастерами на концер-
тах восточной музыки выступают Е
очень плохие исполнители, Tax, Ha
пример, нам пришлось прослушать
несколько раз явную музыкальную
дребедень с припевом «румба, рум:
ба», вылаваемую некиим Муралом
Бекли за турецкую народную музы-
ку. Дело музыкального просвещения
Азербайджана выиграло бы от 0сво-
бождения программы OT таких «ше
девров».

На состязании кировабадеких ашу-
ов исполнялся рял импровизаций на
тему о советском Азербайджане. Но-
вая жизнь, ее радость звучит в пес.
нях ашутов. Музыкальное офофуле.
ние песен аппутов, простое и лирич:
ное, соответствует содержанию их
поэзии.
	Институт языка и литературы пря
ззербайлжанском филиале Академии
наук СССР тщательно собирает и
изучает тексты ашутских песен. Но
записи мелодий пока еще совершен-
но неуловлетворительны. Поэтому
трулно пока выяснить всё многообра-
BNO типов ашутското пения. Сами
певцы насчитывают несколько десят-
ков таких типов,

Немногочиоленны пока еще кадры
тюркских композиторов. Из числа их
укажем на засл. деятеля искусств
проф. А. Тер-Гевонляна. Перу Тер-
Гевонляна приналлежит ряд компо-
зиций на тюркскую тематику. Такие
произведения, как «Тюркокая рансо-
дия» как симфоническая поэма «Ах»
тамар», как превосхолные хоры, от
личающиеся при высокой технике
письма простотой и доступностью, мо-
тут занять прочное место в нашем
конмертном репертуаре. Из мололых
деятелей азербайджанском — музы.
кального искусства выдвигаются ком.
позиторы Пиази, Рустамов, Вахчиса.
райцев, Бурштейн, налтисавший пре.
красную квартетную сюиту на тюрк
ские мотивы. Произведения этих мо
лодых композиторов должны войта
я penepryap наших струнных ансзм.

ей.
	Рост музыкальной культуры Азер»
	Иджана — прямое следствие пра’
вильного проведения  ленинско-ста-
THHCROH национальной политики.
	Разбиты позиции местных нацнона’
листов, стремившихся удержать му:
зыкальную культуру азербайджанско.
го народа на первобытных ступенях
развития. Все более серьезно прово-
дится методическая научная раара-
ботка музыкального материала. Ко-
нечно, наиболее точным способом
фиксажии народной музыки является
все же запись на граммофонную пла.
стинку. Этим делом в первую оче-
редь должно заняться Управление по
делам нокусств Азербайлжана,

Изучению и собиранию тюркских
	песен до сих пор не уделялось до“
СтАТОЧНОГО внимания. А между тем
тюркское песенно-музыкальное твор-
чество чрезвычайно богато.

Замечательный мелодический Ма-
териал оно дало творцам тюркской
оперы — Гаджибекову, Магомаеву и
Глиэру. К сожалению, очень мало на-
родных песен записано, & еще мень-
ше выпущено в свет. Несколько те-
тралей вокальной литературы —- BOT
и все, что излано музыкальным сек-
тором Азгосиздата.

Ле пять назад ME имели
возможность ознакомиться с интерес-
ным рукопионым оборником залкисей
	народных мелодий, проредактирован».
	ных большим знатоком азербайджан“
ской наролной музыки Узиером Гед-
	жибековым. Однако этот сборник так
	и остался в рукописи.
В текущем толу была олелана по-
	пытка зафиксировать в нотной запи-
	си азербайджанские «мугамы», т, 6.
классические народные рапсодия. Это
будет первая серьезная запись народ-
ното музыкального творчества. Эти
«мутамы» до сих пор передавались
исключительно изустным путем. Ав-
торы азербайлжанских опер пользо-
вались ими. причем артистучисполни-
	телю прелоставлялось импровивиро-
	вать в пределах классического Tala.

До недавнего времени среди неко-
торой части тюркских музыковелов
существовало убеждение, что #евоз-
можно зафиксировать при помощи
затадноевропейской нотной записи
чудесные восточные рапеодии, испол-
няемые под аккомпанемент тары или
кеманчи  певцами-имтровизаторами.
Это долю мешало изучению наролной
музыки. Только Р. Глиэр использовал
в своей опере «Шах-Сенем» «мута-
мы», например, «чарвью» в увертюре.
Мы имели возможность прослушать
исполнение одного «мутама» артистом
Ленинтралокой филармонии флейти-
стом тов. Тризно. Изобретательность,
богатство вадхиащий основной темы,
чередование этих вариаций песенной
мелодией, жизнералостность финаль-
ного танца — все это давало впечалт-
ление великолепно  ортанизованной
композипии,

Научно-иослеловательокий кабинет
тюркского музыкального фольклора
при азербайджанокой консерватории,
руководимый засл. артистом Бюль-
Bow, располагает 500 звукозалисей,
которые необхолимо опубликовать.
До сих пор институт почти ничего
ве излал, если не считать вытущен-
кого им учебника игры на азербайл-
жанском народном инструменте —
таре.

В Азербайджане растет число му-
зыкальных учебных заведений, орга-
низуютея многочисленные кружки
при клубах и дворцах культуры, вос-
питываютея тюркские музыкальные
калры, которым предстоит большая
работа по изучению и освоению 60-
гатейшето национального фольклора.
	Наряду с симфоническими концер-
	тами в Баку систематически прово-
дятся концерты восточной музыки, В
настоящее время в Баку имеются два
оильных коллектива  азербайлжан-
ских народных инструментов. Один
из них возглавляят засл. деятель ис-
кусства Иоанесян, друтой — наф. ар:
тист Узиер Гаджибеков. Иоанесян
придерживается = изустной  трали-
ции; ‘оркестр Гаджибекова mpe-
мированный на всесоюзном радиокон-
курсе, играет по нотам. Для этого
оркестра У. Гаджибеков написал не-
сколько пьес с использованием клас-
сических лалов.
	Метод использования Узиером Гал-
жибековым классических «мутамов»
и современных тюркских напевов
очень убедителен. Гаджибеков отнюдь
не стремится путем усложненной гар-
монии подчеркнуть «экзотичность»
восточных ладов. Его способ компо-
зиций прост и основан на бережном
отношении к народному музыкально-
му материалу. Тот же метол приме-
нен им в новой большой тюркской
опере «Керогли»,/ написанной для
европейского оркестра’ с введением
тар. Постановка «Керогли» намечена
на ближайшие месяцы. Наряду с
«Шах-Сенем» это пронаведение яв-
ляется выдающимся образцем тюрк-
ского оперного искусства,
	Симфонические восточные концер-
ты интересны, хотя и не вполне вы-
держаны по программе. Среди испол-
нителей классической азербайджан-
ской музыки, выступающих на этих
концертах, в первую очередь следует
назвать народных артистов Джабара
Карящы и Г. Сарабского. Джабар
Карямы — восьмидесятилетний ста-
рик, хранящий в своей памяти мно-
жество классических песен, Его пе-
ние отличается необычайной точно-
стью интонаций. Он сам аккомпани-
рует себе на бубне, которым владеет
с  иоключительной ° виртуозностью.
Столь же высокохудожественны и вы-
	шло. Руководители театра ухитря-
лись «локализовать» скандалы при
помощи самых сомнительных меро-
приятий.. Здесь и поощрение подха-
лиметва, зажим самокритики, рас-
калывание коллектива на враждую-
щие группы, систематический обман
общественности и профсоюзных ор:
ганизаций.
	Театр до самого послелнего време-
ни находился в системе Областного
совета профессиональных союзов.
Однако ни Облпрофсовет, ни Област-
ной совет работников искусств не
считали возможным вмешаться в де-
ла театра, откликнуться на отдель-
ные заявления артистов. О безобра-
зиях, творимых директором Басие-
вым, ленингралский областной коми-
тет работников искусств (npeacena-
тель Нечай) узнал из письма Цен.
трахльного комитета Рабис, заинтере-
совавшегося Басиевым во время мо-
сковских гастролей театра.
	Летние гастроли театра были про-
кламированы Винером, как творче-
ский самоотчет коллектива. Гастроли
были организованы и проведены
безобразно. Парадная шумиха, и ря-
дом с этим — глубочайшее безрали-
чие руководства к той обстановке, в
которой проходят рядовые спектакли.
Указания центральной печати. на не-
лостатки в работе были восприняты
Винером как... «свеление счетов». На
общем собрании работников театра
Винер договорился даже до TOTO, что
рецензия «Известий» была, мол, пи:
отирирована его «личными врагами»
из месткома!.. .

Прошлый сезон был закончен Ta.
атром весьма неблатополучно. За
весь сезон театр. обладающий боль-
шой труппой, ухитрявшейся почти
ежевечерне давать по 2—3 парал.-
лельных спектакля, дал всего две

замежки
	Лет 12—13 на-
вад ‘перед всеми
театрами стояла
трудная и почет-
ная задача—куль-
TYDHO воспитать

деятеля

театральнолто 3».  дих

ском ° театре, в
театре им. Вахтан-
това иИмеетея’ не-
мало  даровитых
	отсталого зрителя. Важно было при-
	_звлечь к активному участию в вуль-
	турном строительстве возможно болез
щирокие слои трудящихся. Это. заста-
вило нас искать особых путей к зари-
телю. Мы (театр им. МОСПС ‘был
пионером в этом деле) установили
прочную связь с профсоюзными орга»
низациями, ввели систему коллек-
THBABIX посещений, целевые спектак-
ли и «рабочую полосу». Нашему при-
Mepy последовали и другие театры.
Это привело в перестройке репертуд-
ра. Мы стали искать пьесы, наибо-
лее близкие новому зрителю.
	Сейчае Hall зритель настолько
культурно вырос, что не нуждается
ни в каких искусственных средствах
привлечения в театр. Он научился
критически и весьма обоснованно
судить о спектаклях, которые ему
приходится смотреть. Теперь уже те-
атры сильно отстают от зрителя.
Мкотие спектакли, собиравшие поп-
ный зал при старой системе ортани-
зованномю распределения билетов,
сейчаю прохолят при полупустом, а
то и совершенно пустом зрительном
вале.

Сейчас театры мотут рассчитывать
на плодотворную работу и устойчивое
существование только в том случае,
если они найлут прямой и кратчай-
кий путь к сердцу и сознанию свое-
го зрителя. Эту задачу очень легко
офозмулировать. Горазло. труднее ее
разрешить. Необходим пересмотр
всей системы фаботы советского тевт-
ра. Чем овоевременнее и продуман-
нее этот пересмотр будет преизвелен,
тем лучших результатов мы добъем-
ся. Всякого рода поспешность ‘здесь
булет так же вредна, как и консер-
вативм и оппортунистические попыт-
ки предоставить театральный Bo-
рабль игре «кассовой стихии».
	Необходимость оживления про№-

водственных темпов театра бесопор-
на и очевидна. Кажлый театр может
и должен в сезон дать не меньше 4—
5 новых постановок. Задача эта уже
‘поставлена перед театрами, однако дб
‘сих пор неё разрешена. Причина не
в отсутствии доброй воли у руково-
дителей театра, а в том, что многие
театры еще не понимают, как эту
вадачу осуществить.
г Надо ‘ликвилировать техническую
отсталость наших театров. Оборудо-
зание сцен в большинстве театров
крайне несовершенно. Система осве-
“щения, передвижения декораций,
установки конструкций устарели. Это
вызывает часто удлинение антрактов,
затягивание спектаклей. Например, в
спектакле «Враги» (театр им. МОСПО)
между 2-м и 3-м актами антракт про-
должается 40 минут. Это затягивает
спектакль и утомляет зрителя.
Случай этот не единственный B
практике московских театров. Оквер-
80’ обеспечен в театрах технический
персонал сцены. Рабочий одной и
той же специальности и квалифика-
цин зарабатывает в промышленноети
в несколько раз больше, чем в теа-
тре. Поэтому очень трудно, почти
невозможно привлечь новые квали-
фицированные технические кадры в
театр.

Если изучить судьбу спектаклей в
отдельных театрах за последние 1-
лы, легко установить, что даже наи-
лучшие постановки быстро «разбал-
тываются». Правда, почти во в0ех
театрах введен институт дежурных
режиссеров. Они должны изо дня в
день следить за спектажлем, «подчи-
Was» и укрепляя его. Но в боль-
шинстве случаев дежурные режис-
херы относятся к своим обязанно-
отям несерьезно. По крайней мере
‘неизвестны случаи, когда по ука-
заниям дежурных режиссеров в опек-
такль вносились бы какие-либо су-
уиёственные изменения. В результате
спектакль переходит из сезона в се-
зон не подновленным, не освеженным
и часто преждевременно умирает. Та-
Кова судьба многих классических п
советских спектаклей московских те-
атров.

. Необходимо пересмотреть личный
состав актерских цехов во всех теа-
трах. Труппы должны быть 06в0бо-
ждены от актеров не загруженных.
Если актер не загружен в силу сво-
ей слабой пригодности, ему вообще
не место в театре. Если в каком-
нибудь театре есть много безусловно
способных актеров, которым нечего
делать, которые получают всего одну
роль в течение нескольких лет, —
значит эти актеры этому театру не
нужны, Они должны быть переведе-
ны в другие театры, нуждающиеся в
квалифицированных силах. В МХАТ
СССР им. Горького, в Малом театре,
	актеров, Но о том, что они «состоят» в
этих театрах, мы узнаем только по их
жалобам в печати. В своем театре им
нечего ‘делать. В то же время и в
Москве и в Ленинграде и в других
культурных центрах нашей, страны
есть немало театров, испытывающих
большие затруднения из-за недостат-
ка талантливых актеров на многие
амплуа.

Спектакли наши слишком дороги.
Это об’ясняется большой стоимостью
постановок. Я считаю, что на худо-
жественное оформление у нас тра-
тится слишком много’ денег. Чрез-
мерно велики гонорары художников.
непрестительно много денег расхо-
дуется на. дорогие материи, изыскан-
ную мебель, дорогие аксессуары.
	Включать музыку в каждый спек:
такль стало всеобщей модой в нашем
театре. Ни для ком не секрет, что
театры больше всего «нажимают» на
оформление и музыку в тех случаях,
когла слаб сам спектакль, когда не-
достаточно полноценен его драматур-
тический материал, когда плоха итра
актеров и работа режиссеров. Нако-
нец, труд актера должен быть иначе
организован. Актер не должен перг-
утомлять себя, не должен халтурить
«на стороне», выступать в концер-
тах, на вечерах и в случайных ан-
самблях,

Экономия жесткая, но разумная
удешевит наши спектакли и ускорит
произволетвенные темпы наших теа-
тров. Но тут, конечно, нужно предо-
стеречь театр от кампанейства, эко-
HOMHH ради экономии, ради одной
только показной «бухгалтерии».
	У нас слишком мало советских
пьес, Я считаю, что олной из причин
этого являются чрезмерно высокие
заработки части наших драматургов,
которые страшно обленились и очи-
тают для себя вполне достаточным
натисать олну пьесу за несколько
лег. Сбор с каждого спектакля дает
не только высококвалифицированн»-
му, но и плохому драматургу столь-
ко. сколько актер достаточно опыт-
ный получает в течение месяца.
Ясно, что здесь нужно многое пере-
смотреть. Может быть целесообразно
ввости диференцированную оплату
труда драматурга.
	Театры должны отличаться друг от`
друта настолько, чтобы нашему зри-
телю интересно было ходить в каж-
дый из них. И трагедия, и водевиль,
и драма, и комелия должны занять
законное и прочное место в репер-
туаре каждого театра. Но каждый
театр должен воспитывать своих дра-
матургов. Фурманов отнюдь не был
первоклассным драматургом, однако
«Чапаев» и «Мятеж» завоевали все-
общую любовь советекого зрителя и
вошли в основной фонд советской
драматургии. Здесь нужно побольше
смелости. ответственности и доброй
воли со стороны театров. Мы отнюдь
не должны строить свой репертуар
на одних Шекспирах и Шиллерах.
Вепомним, что в свое время. первая
Студия Художественного театра co3-
дала ряд блестящих спектаклей на
довольно посрелственном драматур-
	тическом материале,
	Наконец, театры должны серьезно
подумать над  удешевлением  теа-
трального билета. В то время как
цены во всех областях нашей про-
мышленности и торговли снижаются,
в Тгатральных кассах они стабили-
зировались на одном уровне.

Хотя мы и отказались от системы
организованной продажи билетов, но
не должны отказаться от системы ор-
танизованной связи со зрителем. По-
этому мы и сейчас не должны пре-
небрегать пропагандой своих спекта-
клей среди самых широких кругов
советских зрителей. Путей здесь
очень много. Можно использовать Ни-
зовую  фабрично-заводокую печать,
клубные активы на фабриках, заво-
дах, в крупных учреждениях и нако-
нец культурную советскую рекламу.

Я в своих заметках поставил толь-
ко ряд вопросбв. Я не настаиваю на.
предложенном мною их разрешении,
как единственно правильном, Над
этими вопросами нужно крепко по-
думать, учесть опыт всех наптих теа-
трозв для того, чтобы коллективными
усилиями перестроить работу совет-
ском театра. Вреднее всего были бы
здесь наллиативы.

Народный артист Республики
Е. ЛЮБИМОВ-ЛАНСКОЙ

Сим. Дрейден
	Ленинград ‚готовится к участию на Парижской выставке, Государ-

ственный завод им. Ломоносова посылает коллекцию‘ высокохудо-

жественного фарфора. На снимке: экспонат гос. фарфорового заво-

да «Охота ма медведя», скульптура студента Института народов Се-
вера гниляка тов. Лонжеро.
	За  носледнее время в театре
ЛОСПО состоялось несколько общих
собраний, тде работа театра была
нодвергнута всестороннему: обсужде-
нию, С административно-хозяйствен-
HOH стороной жизни театра JIOCIIC
и рекордной «чуткостью ‘к человеку»,
проявляемой дирекцией тватра
ЛОСПС, наши читатели уже знако-
мы по фельетону «Разрешите пред-
ставить—директор Басиев». Фельетон
этот был напечатан месяц назад на
страницах «Советского искусства».
На собраниях коллектива лавры ди-
ректора Басиева разделил его бли-
жайший соратник—А. Б. Винер,

Олин за другим брали слово ве-
дущие актеры театра — те самые, за
«продвижением и воспитанием» кото-
рых «постепенно и принципиально
следил и управлял» Винер, —и гово-
рили:

— Чтобы создать хороший творче-
ский коллектив, надо сменить руко-
водетво!

‚— Хлестаковы we могут  возгла-
влять советский театр! (из речей
Павликова. Кузнецова и ap.)

В противовес художественному ру-
коволителю, актеры театра характе-
ризовали историю последних лет Te-
atpa JIOCIIC не как блистательную
«тирлянду вершин и достижений». a
как чередование отдельных удач и
зияющих провалов, отдельных успеш-
ных премьер и ряла  безралостных
спектаклей,

Актеры говорили о том, что, вопре-
ки известной формуле Станиславско-
го, Винер любил и любит в театре
прежде всего самого себя, Все эти
годы Винер старалкя не пускать в
театр новую режиссуру, Бок о бок
с Винером работал лишь мало спо-
собный, не облалаяющий достаточны»
ми  профессиональными навыками,
молодой режиссер Лагерт, выдвину-
	«расширить твор-
ческий диалазон».

Из статьи А. Б.
Винера — читатель

узнает о первопри-
МЫ чине «бурного ро-
ста актера». Пер-

вопричина эта —
«твердое и принципиальное руковод-
ство». Винер по свойственной ему
скромности не называет имени руко-
водителя театра. Не злоупотребляет
он перечнем имен и при характери-
стике второй причины «бурного роста
актера». А причина эта — «высокое
качество пьес». Если, однако. вос-
пользоваться данными Управления
по охране авторских прав, то нетруд-
но будет установить, что добрая по-
ловина авторского гонорара, уплачи-
ваемого театром, руководимым А. Б.
Винером, падает на одно лицо. Имя
этого драматурга—А. 5. Винер.

К началу каждого сезона театр
ЛОСПС оказывается в положении
жестокого репертуарного кризиса. Нет
usec! He пишут советские драматур-
ти пьес для театра ЛОСПС! Как ни
просит А.Б. Винер.—не пишут. Для
всех театров пишут, а для театра,
гле что ни спектакль — то. «непре-
взойленная вершина», писать не хо-
тят. И эдесь ва выручку театру при-
ходит новый драматург. Что ни се-
зон. он приносит по новой пьесе. Так.
в дни все более и более растущей
популярности. «Поднятой целины»
появляется инсценировка  романя
Шолохова. Успех кинофильма «Чя-
паев» вызывает постановку «Чапае-
ва» на сцене театра ЛОСПО. И. на-
конец, сейчас котла театр. ЛОСПС к
началу сезона вновь оказался ес пу-
стым «репертуарным портфелем», —в
качестве  гения-спасителя  являетея
все тот же драматург А. Б. Винер.
Он написал новую пьесу «ре».
	тый Вичером из числа актеров,—ре-
жиссер, который, разумеется, не мот
представить для Винера «никакой
конкуренции». В режиссерской рабо-
те Винера отсутствовало ^ подлинное
педагогическое начало. Неудивитель-
но поэтому, что когда свыше года на-
зад на одну постановку в театр
пришел режиссер Цетнерович, то ра-
бота над «Доктором Мамлокомь» яви-
лась для многих актеров театра чуть
ли не откровением, Даже в лучших
своих спектаклях Винер искал пре-
жде всего чисто внешних эффектов,

Настойчивые требования коллекти-
ва к режиссеру — уделить больше
внимания педагогической работе—вос-
принимались Винером как «посята-
ние на права художественного руко-
водителя». Вводы вовых исполните-
лей в спектакль производились Ви-
нером с катастрофической быстротой.
Выездные спектакли в домах куль-
туры носили неприкрыто халтурный
характер. В прошлом сезоне театр
ухитрился даже как-то за один день
«прокрутить» три сеанса «Доктора
Мамлока». Музыкальное сопровожде-
ние «Мамлока» было возложено на
одного пианиста. Когда возмущенные
актеры обратились с недоуменным
вопросом к художественному руково-
дителю. то тот их успокоил: «Оркестр
необязателен. Играем ‘для школьни-
КОВ».

Во всех провалах театра нельзя,
разумеется, обвинять одного Винера.
Огромная доля вины падает и на
партийные, общественные организа-
ции, на весь коллектив театра. 0
неудовлетворительном состоянии  ру-
	‚ководетва в тедтре ЛОСПС много 19-
	ворили. Всего лишь гол назад из
коллектива театра олновременно ушло
13 велущих актеров, не сотласных с
«линией» Винера. Но... дальше скан-
далов «местного значения» дело не
	новых постановки. После имевшего
успех «Чапаева» театр показал сла’
бый и пошлый спектакль «Безработ-
ным любить запрещено». Не привле-
кая новую квалифицированную ре’
жиссуру в свой театр, Винер в 10
же время был занят постановками в
Гостеатре оперы и балета и оперной
студии Консерватории.
	В течение многих месяцев коллек’
тив театра оставался безлеятельным,
И только сейчас Винер счел возмож:
ным ознакомить коллектив с плава“
ми новых работ. Три новые совет-
ские пьесы включены в план этого
сезона — «Горс» Винера, «Как зака-
лялась сталь» Рафаловича по рома“
ну Островского и новая пьеса Лавре-
нева. Мы проверили реальность этого
nana. И что же оказалось?
	«Щорс» действительно написан.
Пьесы «Как закалялась сталь» в Te
атре ЛОСПС нет. Автор инецениров*
ки даже не заключил и не собирался
заключать договор на эту пьесу. Ла-
вренев никакой пьесы не написал и
занят в настоящее время работой над
киносценарием. Опять-таки, каки
раньше, в распоряжении художе-
ственного руководителя имеется
лишь одна «палочка-выручалочка»—
собственная пьеса А. Винера,
	Теперь в ответ на жесточайшую
критику актерского коллектива А, В.
инер выразил тотовность «закрыть
тлаза», «забыть о враждебных вы’
ступлениях» и немедленно присту’
пить к постановке «Щорса», Возмоз-
но, что в качестве режиссера «Гор:
са» Винер сумеет принести некото»
рую пользу театру.

Однако опыт его прошлой работы
показывает, ‘что он не в состояний
руководить бесспорно имеющим пр8
	BO) нА жизнь коллективом тезтра
JIOCHO.
	Рекорд саморекламы
	ний день, дают гарантию, что те но-
вые и большие задачи, которые вста-
нут перед театром в ето дальнейшей
практике, будут решены так же бле-
стяще, как до сих пор». (См. «10 лет
театра ЛОСПС»). «Так же блестяще»
Не более. Не менее.

«Ты сам свой высший суд» — этот
принцип Винер ‘проводит с наиболь-
шей послеловательностью.

После премьеры «Доктора Мамло-
ка». показанного театром ЛОСПО в
режиссуре П. В. Цетнеровича, Винер
на следующий же день напечатал ре-
цензию на спектакль; охарактеризо-
вав ето как очередное достижение те-
atpa JIOCTIC.
	Говоря 0. опектакле своего театра,
Винер отдал некую дань критике, В
осторожных выражениях отметил он
недостаточную  удовлетворительность
исполнения некоторых ролей, Так,
например. к числу неудавигихся об-
разов Винером был причислен фа-
шист Гельпах в исполнении арт.
Новикова.

Прошел год со дня премьеры «Док-
тора Мамлока». Винер меняет перо
рецензента на перо историка. В ка:
честве историка «своего театра», OH
уже считает себя вправе несколько
«снизить норму» самокритики: В
историческом очерке А. Б. Винера
«Творческий путь театра JIOCIIC»
(напечатан в рекламной броппоре)
роль фашиста Гельпах в исполнении
	Новикова характеризуется уже как
«актерская удача» (!),, помогшая
актеру «углубить мастерство» и
	‚ Начнем © цитаты:

«Последние годы творческой дея-
тельности театра отмечаются в пер-
вую очередь бурным ростом его актё-
ров. Рост актерского мастерства обя-
зан целому ‹ ряду, обстоятельств.
Прежде всего, в отличие от пролет-
‘культовского периода, во главе те-
атра—твердов руководство, которое
постепенно и принципиально следит
и управляет продвижением и BOCTH-
танием своих актеров».

В таких скромных, хотя и энергич-
ных выражениях характеризовал не-
давно свою собственную работу худо-
жественный руководитель театра
ЛОСПС` А. В. Винер. Свою статью,
‘посвященную «бурному росту актер-
ского’ мастерства» (статья так и на-
зывается). Винер опубликовал в юби-
лейном номере олнодневной газеты
«10 лет театра ЛОСПС». В рекламном
сборнике, выпущенном театром
ЛОСПО к летней поездке в Москву
(1936 ‚т.). Винер так сформулировал
свое `«творческае EDEN.

«Высокая форма, рожденная высо-
ким болержанием. Эмоциональность
1 патетика. Простота и скромность».
	Насчет высокой формы — 06 этом
несколько поэднее. Но что касается
«простоты и скромности», то Винеру
в этом, действительно, отказать
нельзя. Разве не высочайшим образ-
цом ‘простоты и скромности является
такое заключение А, Винера о своей
работе;

«Успехи. имеющиеся виа сегодняш-