К ПРЕДСТОЯЩЕЙ ВЫСТАВКЕ В. И. СУРИКОВА
		Портрет доктора Езерского
	РАЗГОВОР С ИЕОПИСПАМИ
	Выступление Я. Э..Рудзутака на заседании.. совета Всекохудожника
	Это: просто случайный ‘предлог для
нашего сегодняшнего разговора. Речь
вдет.о том, чтобы художники и кри»
тики имели мужество отстамвать свое
мнение, а не только слушать краем
уха то, что про кого-то товорят, а по-
том в унисон петь. Каждый обязан
говорить то, что.он думает, это и OY-
дет настоящий обмен художествен-
ным опытом,

Некоторые критики дотоворились до
утверждения, что там, где ‘начинает-
ся наука, кончается искусство. Ис-
кусствовед А. Эфрос в своих «Про-
филях» обмолвился следующим афо-
ризмом: «Когда художник начинает
думать, он перестает быть художни-
ком», Это вредная, абсолютно непри-
емлемая для нас точка эрения. Живо-
писец может быть. мастером-творцом
		подходит BR своему материалу, Мне
	кажется,

у Нас так мало хороших те$-
	матических картин и советских сю-
жетов именно потому, что наши ху-
дожники еще многое He продумали
и не поняли, Вы, товарищи, живете
зачастую вроде скворцов: теплом по-
дуло, — зачирикали, чуть похолодв-
л0, — замолчали,

Некоторые товарищи спорили адесь
о природе рисунка. Один крупный
французский художник, которому
иногла не Трешно былобы  подра-
	иногда не трешно былобы  подра-
жать, сказал, что рисунок — это co-
весть хуложника, Дело не в одной
только. линейной ‘педрдаче предмета.
Mar neem зрилу рисунок, согретый
	мыслью, чувством, переживанием AY-
моеника.
	Весенняя дискуссия о формализме,
	нНатурализме-и реалиаме мало пользы
	каждой неудачи художника ‹ тотда
старались найти идейное  обоснова-
ние — наклеить на каждую картиву
ярлык. Это часто совершенно излиш-
не. Ведь многие неудачи»-об’ясняются
лишь  похной беспомощноестью худож-
ников,

Многие наши художники почему-то
особенно боятся прослыть недостаточ-
но осведомленными в технической ма-
нере старых и современных  занад-
ных маствров. Плюньте, ‘дорогие то-
	варищи, на это? гнусный, вредный и
	нелепый предрассудок -— преклоне-
ние перед заграничной модой. Стань-
те самими COOOM, подлинными, про-
стыми, злравомыеслящими люльми ий
	пишите жизнь так, как ее видите Wy
	понимаете. Не задавайтесь вопросом
о том, как бы жизнь, которой вы
любуетесь, изобразили Коро, Сезанн,
Пикассо или Ренуат. Отсюда не еле-
дует, что мы вообще отноеимся отри-
цательно к усвоению опыта западных
мастеров. Но надо критически изучать
этот опыт, а не рабоки копировать
чуждую манеру,
	Иллюстрируя ето положение, тов.
Рудзутак. привел цитату из нелавно
вышедшей в излании Веекохуложни-
ка монографии о Кончаловском. Там
сказано: «Кончаловский как большой
мастер так же передает сущность ве-
щей, как передавал Сезанн, — та же
негодвижность, та же монументаль-
ность».

— Непонятно, похвала это Конча-
ловскому или, наоборот, уничтожаю-
щее порицание, — продолжал тов,
Рудзутак.—Я недавно посетил выстав-
ву работ Сезанна, основное `В его твор-
честве — монументальная статика.
	честве — монументальная статика,
Кажется, что его «Люли, играющие в
карты» — ‚это застывшие, ° поражен-
ные громом истуканы, которые никот-
да не сдвинутся с места. Это нежи-
вые люли. Наша же действительность
	насквозь динамлчна, у нас все в дви
	жении, и наши художники Должны
эту линамичность отобразить в своих
	картинах. Так неужели же можно
хвалить советского хуложника за на-
рочитую статичность его картин?
	— Я ратую за то, чтобы все, кто
пишет о художниках, выставках и
картинах, были более внимательны к
тому, что делают. Каждое их елово
находит громадный отклик в кругу
читателей. Не на болтовне, не на не-
понятном наборе слов можем мы вос-
питывать наших художников, & На
настоящей деловой критике.

Совещание во `Всекохуложнике, на
котором с такой решительностью и
прямотой Я. 9. Рудзутак высказал от
имени сотен тысяч советоких зрите-
лей неудовлетворенность изобрази:
тельным искусством и художествен-
ной критикой, несомненно привлечет
вниманйе всей нашей  художествен-
ной общественности. Надо надеяться,
что МОССХ и Всеекохудожник на ря-
де   делопих  совешаний” ‘продолжат
обсуждение поднятых Я. 9, Рудзутая
ком вопросов.

14 октября состоялось расширевное   что «художественная критика у нас
	заседание художественного совета
Всекохудожника, посвященное  во-
просам изокритики. На совещании с
кратким словом выступил тов. Я, 9.
Рудзутак.

— К сожалению, живопись в Ha-
шей стране является одним из отста-
лых участков культурной жизни, —
товорит Я. 9. Рудзутак.—В воспита-
вии нашего художника изокритика
может и должна сыграть значитель-
ную роль. Ее суждения об отдельных
работах и о творчестве художников в
целом должны быть достаточно авто-
ритетны и об’ективны, 460 K HEM
прислушиваются не только хуложни.
ки, по и зрители, посещающие наши
BHCTABRE.
	Художник старшего поколения, у
которого учатся молодые, если он бе-
рется 3& перо, должен взвешивать
каждое свое слово. Жизнь наша очень
богата, и настоящий советский ху-
дожник, желающий отобразить эту
жизнь, должен ее преломить сквозь
призму своего сознания, лля того,
чтобы его картины вызывали у. на-
шего зрителя соответствующие эмб-
ции, чтобы картина ‘заставила его
мыслить, лумать, по-новому понять
жизнь, Но лля этого художник дол-
жен быть’ прежде всего грамотным —
уметь рисовать, орудовать тем кра-
сочным материалом, который’ распо-
ложен на его палитре. И здесь оено-
ва моего несогласия с критическими
высказываниями К. Ф. Юона. О пей-
зажах тов. Ф. Ряжского К. Ф. Юон
пишет: «Его очень яркие, предельно
насыщенные цветом краски Балакла-
вы отлично перелают ощущение: юж-
Horo солнечного зноя». Ус меня.
зрителя, картины Ряжского этого
ощущения отнюль Не вызвали. С точ-
ки зрения живописной они мне ка-
жутся безграмотно написанными.
Перспективы, которую художник обя-
зан передавать сочетанием о красок,
здесь совершенно нет. Вода на этой
картине передана однообразной крас-
кой, в картине нет солнца. Дальний
берег морской бухты кажется ближе,
чем стена дома, расположенного на
переднем плане. За что же хвалить
эту работу? .

Про работу другого художника Лю-
шина тов. Юон пишет, что он «лела-
ет хорошие живописные успехи, но
еще претенциозен в технике и этим
лишь сковывает свою творческую
свободу». Но портрет Люшина также
лишен света, цвета, перспективы и
скорее похож на плакат, чем на про-
извеление живописи.
	Не техническая = претенциозность
мешает злесь Люшину работать, а
стремаение удивить, ошарашить «ври-
теля. Этой цели принесены в жертву
и рисунок и правильно построенная
живописная перспектива. Неужели же
наша эпоха такая бесформенная и
«бесперспективная»? ‘Такие работы,
как картина МЛюшина, напоминают
черные времена русской живописи —
эпоху «Бубнового ралета» Портрет
Люшина плохо принят потому, что он
не вызывает. у зрителя никаких эмо-
пий и никаких мыслей
	Мне говорят, что работы Ряжского,
Люшина и других надо оценивать от-
носительно, в сравнении с их преды-
дущими работами, Это верно. Но зри-
тель отнюдь не обязан помнить BCE,
что художник писал до данной ` вы-
ставки, а изокритик не имеет права,
отмечая сдвиги у данного художника,
рекомендовать в качестве хорошей
картины картину явно плохую,

Многие наши художники потеряли
чувство элементарной ответственности
и предлагают нашему зрителю вещи
явно недоброкачественные. Таких ма-
стеров необхолимо призвать к порял-
ку, и изокритика должна здесь сыт-
рать решающую роль.
		неполноценной высоты и направлена
к искусству в неполноценном состоя:
НИИ»,

Всех художников, искусствоведов
и Вритиков тов. Котов призывал при-
ступить кв серьезной теоретической
работе в области живописи,

На совещании выступил и тов. Яро-
славский, В своем кратком слове он
товорил о роли нантих художников-
реалистов в развитии советского ис-
кусства. Она первые выдвинули геро-
ическую тематику гражданской вой-
ны, борьбы ва победу социализма в
кашей стране, Но живописная куль-
тура этих художников была слаба, и
им предстоит еще в атом направлении
отрохиая работз над собой,

Залача изокритики — оказать им
помощь в этом процессе овладения
мастерством, художественной культу-
рой, У нас же, наоборот, критики
умеют или захваливать или охаи-
вать. Тов, Ярославский указал также
на Необхолимость создания всесоюз-
ной организации художников. KOTO-
	рая занималась бы воспитанием нё-.
ших художников, в особенности мо-
лодых, оказывая им необходимую мо-
РальнУю WrBoecunrTarTeIpRYH ПОМОЩЬ.
		ральную и звоспитательную = 0s
Интересный принципнальный в
затронул тов, Ярославский в. св;
отвергнутой, жюри выставки к
ной -Ю. Пименовя «Этюд обнаже
патурщицых», .
	— Я молодой о художник, — гово:
рит тов. Ярославский, — я прошу
повазать мне человеческую’ натуру,
но ВЫ оне найдете ее. ва выставке,
Пименов изобразил обваженную яа-
	турщицу; Можно спорить о том, X0-
рошо ли Пименов выполнил свою 3%
aay, HO ee вовсе не показати. Вто
ше время картину Дейнеки «Натур-
щица» выставили. Я думаю, что это
совершенно неправильно. Непонятно,
почему можно. показать ‘обнаженную
натурщицу спиной к зрителю, и нель-
зя ве показать сперели,
	Исчерпывающий ответ на Этот во-
	прос тов. Ярославского дал в своей
реплике тов. Рудзутак:
— Выставить можно все, что худо-

жественно, — заявил он, — у Репи-
на нагое тело в картинах — все рав-
но мужское или женское — всегда

перелано художественными срелства-
ми. В ето картинах чувствуется жи-
вое тело, загрубелое, упругое, чувст-
вуется. что здесь изображен живой
человек. То же самое и у старых зах
палных мастеров. В картине же Пи-
менова плохо не 19, что изображена
обнаженная женщина, а TO, ITO Ona
передана нехуложественно.
	Tos, Ярэславский закончил свою
речь призывом к тщательному изуче-
нию натуры, при этом он указал на
А. Герасимова, который очень много
времени и узнлий затрачивает на кро-
потливое и длительное изучение того,
что вму приходится изображать.

‚На‘ собрания ‘выступили кроме» то»
то художники Мешков, Шурлия, Гри:
торьев. Соколов: Крымов, А. Герасимов
и А. Дейнека, Послелний не признал
за критикой права сулить о творче-
стве хуложникая по его «случайным»
работам, выставленным на «случай-
ной» ‘выставке. Не менее путаным
было. и выступление Лентулова.. Ясно
поставленный: вопросе о необхолимо-
сти советскому художнику овладеть
культурой рисунка. он пытался за-
вутать. вопрошая: «A что такое есть
рисунок. и как его разуметь? Рабеки
копировать или давать форму и об’
ем?»

В своем заключительном слове тов.
Рулзутак ответил сначала на некото-
рые частные замечания выступавших
товарищей:
	— Этюдные, экспериментальные
выставки нельзя не приветствовать.
Иной этюд бывает полноценнее за-
конченной картины. Но всякая вы*
ставка устраивается для того, чтобы
чему-нибудь научить и художника и
зрителя, Пишущий о выставке кри-
тик обязан правливо и об’ективно
судить о выставленных произведени-
ях и правильно ориентировать мас-
сового зрителя, Пру этом отнюдь не
следует учитывать только старые ра-
боты художников. Зритель может ни-
чего не знать о Люшине и Ряжеком
как о художниках. Но их картины &#
этюды зритель видит. А работы эти
явно безтрамотны. Поэтому критики
обязаны сказать, это картины пло-
хие, и по этим картинам учиться не
следует, ,

На этом собрании мы встретились
отнюдь ие’ пля“ того, чтобы выпосить
какое-либо суждение о статье“ К. .Ф.
Юона, напечатанной в «Известиях»,
		Заметки
	  З& последние ю-
ды у нас з театрах

возник о странный’

обычай: когда но-

т: > рат ьл АА

‘театрального

деятеля

дать себе} вопрос 0
возрастном стаже.
Они должны _на-
чать менять ам-

ее о са
	плуз. Давно уже
установлено, ‘что! те театры, в кото-
рых актеры не считаются -с0о своим
возрастом и уторно не желают ме-
нять амплуа, — косные театры.

У нас есть такие ‘люди, которые
совершенно не заняты в репертуаре.
До сих пор у руководства: театра бы-
ла только одна забота: как же их
занять? А может быть им и не надо
быть в театре? Чем скорее эти воп-
росы ‘будут выяснены, тем лучше.

Я даже думаю, что, может быть,
соблюдая полнейньий такт, в течение
ближайшего времени м пошлем
письма некоторым товарищам, в Ео-
торых скажем: «Не применяя ника-
ких физических мер воздействия, с0-
общаем, что творческой работой ва-
шей в театре мы в ближайшее время
заинтересоваться не можем».

Когда мы оздоровим труппу, умень-
шим ее и тем самым улучшим усло-
вия для нормального творчества ос-
HOBHOTO актерского ядра, тогда мы
должны будем поставить вопрос о ре»
пертуаре. ,

Большая проблемная советская пъе-
са является гервым и основным, к Че.
му мы должны стремиться. Думаю.
что мы не будем плестись в хвосте
у москвичей. Мы уже получили ряд
предложений от довольно крупных
драматургов. Но кроме тото, мы обя-
заны создавать кадры своих драма-
тургов, начать работать с ленинград
скими авторами.

Бывший Александринский театр
должен также иметь в своем репер-
туаре прекрасно исполняемые пъесы
русской классики. Я говорю о «Реви-
	.80ре», который должен итти лучше,
	чем он идет сейчас, о «Горе от ума»,
о пьесах Пушкина, Островского. Нель-
зя забывать о существовании Чехова.
Тургенева и, разумеется, Горького.

С этим, кстати, будет связан и дру-
гой вопрос, который за последние го-
ды меня очень тревожит. Вели Гос-
драма академический театр, то ‘она
должна 060бо оберегать культуру pyc-
ской речи. Мы все отлично знаем ука-
зания партии и правительства о язы-
ке. Русским языком, языком, на ко-
тором писали Пушкин, Толстой, Ле-
Нин и пишет Сталин, мы должны вла-
деть безукоризнецно.
	Мы не имеем оснований отметать в
романтику. У нас нет оснований за-
бывать Виктора Гюго, Шиллера, мо-
жет быть, Сарлу.
	С классиками дело обстоит как буд-
то благополучню. В театре репетиру-
ется сейчас «Лес». Состав участников
и режиссура дают все основания на-
деяться, что спектакль будет удач-
BEIM. ;

Что же касается советской пьесы; то
сейчас уже выяснено, что в первую
очередь Госдрама будет ставить «Бан-
eupa» Корнейчука.

нас есть также пьеса ленинград-
ского драматурга Штейна. Она сде-
лана с большим театральным вкусом,
очень интересна и будет пущена в
работу.

Сразу же после «Леса» мы дадим
ту или другую романтическую пье-
су. Будет ли это «Эрнани» Гюго, бу-
дет ли это Шиллер, будет ли это Сар.
ду, — я ещё ве знаю. Во всяком слу-
чае блестящим составом исполните-
лей мы обеспечены.

Наконец, во второй половине сезо-
на нам надо будет приняться за по-
становку «Горе от ума». К концу ce-
зона спектакль этот должен быть вы-
гущен. Если прибавить пьесу Горь-
кого, то это максимум того, что мы
можем сделать,

Я назвал довольно много пьес, и мо-
жет возникнуть мысль, что полтора
или два месяца на подготовку каж-
дого спектакля достаточно. Конечно,
нет! Это количество пьес может быть
выпущено только в том случае, если
мы так спланируем свой репертуар,
что каждая пьеса будет показана
после примерно четырехмесячной уси-
ленной работы. Разумеется, мы будем
вести параллельную работу над спек-
таклями. Более короткий срок на по-
становки, п0-моему, установить нель-
зя.

Я считаю основной своей задачей
непосредственное благо актера, &
благо актера я рассматриваю как не-
посредственное благо зрителя. Ленин-
ские слова о том, что искусство дол-
жно быть открыто для широчайпгих
масс, обязывают нас к огромной про-
стоте, к отромной правдизоети и
скромности. ,

` Засл. арт. С. 9. РАДЛОВ
	Засл. арт. П. П. Хмелев
	Леонидов
	(К 40-летию сценической деятельности)
	ра, я работал под. руководством Лео-
нидова над ролью штабс-капитана
Снегирева в «Братьях Карамазовых».
Глубочайшая человечность и «гну-
тренняя надрывность», олицетворен-
ные в этом образе тениальным Mo-
сквиным, «варазили» меня, и я делз-
нул испытать овои детские актерские
вилы в этой роли. Помню, как я ре
петировал с Леонидовым. Леонид Ми*
ронович не приналлежит к Чи”лу
обычных педаготов. Он не любит
рассказывать актеру все о 610
роли, of 6 — любит словесно
вразумлять. Сила Леонидова —
В ака мыслью, конкретным
примером, показом, в том, что он уме.
	вый  художествен- а
BHA руководитель приходит в театр,
он прежде всего рассказывает труппе
свою автобиографию (с указанием на
своё знатное происхождение, если он
мхатовец). Рассказ этот не только дол-
жен ознакомить труппу с личностью
художественного руководителя — тут
иная цель. Она состоит в том, чтобы в
дальнейшем труппа’ начала -иначе иг-
рать. Так играть, чтобы это нрави-
лось новому художественному руко-
водителю.

какой-то степени ленинградцы ме-
ня анают и мне не надо давать справ.
КН 0 себе, С моей режиссерской ра-
ботой можно ознакомиться, побывав в
театре на ул. Ракова; помимо того, я
не имею оснований упоминать о ©во-
ем знатном происхождении. Я ве из
МХАТ. Я шел к МХАТ от Мейер-
хольда, ен театра Евреинова
ит.д. Й, наконец, когда в таком те-
атре, как Ленгосдрама, появляется но-
ный художественный” руководитель,
то это вовсе не значит, что Екатери-
ва Павловна Корчагина-Александров-
ская, Юрай Михайлович Юрьев, Бо-
рис Анатольевич Горин-Горяинов дол-
Жжны иназе играть. Этого не будет, да
этого и не надо. Художественное ру-
ководство должно обеспечить такие
условия, чтобы не только эти мастера
театра, но и другие достойные арти-
сты выступали на этой сцене столь-
ко, сколько позволит им здоровье, в
в таких ролях, которые наиболее им
подходят. Я думаю, что в таком Te-
атре, как бывший Александринский,
каждый актер должен уметь отвечать
за себя. Наряду с коллективной дол-
жна существовать единоличная ответ-
ственность каждого актера.

Что же таков ансамбль? Если этб
ансамбль серости, добропорядочности
и скуки, то долой ансамбль и да
здравствуют талантливые единицы,
об’единенные сильной режиссурой,
помогающей установить единое пони-
мание пьесы.

Мы говорим, что в МХАТ ‘есть ав-
самбль. Какой ансамбль? Там олень
много изумительных актеров, но разве
Леонидов, Качалов, Москвин облада-
ют одной и той же манерой игры?
Нет, их манеры различны. Но так как
они играют очень хорошо, то в ре-
зультате получаются замечательные
художественные произведения.

Я имел счастье познакомиться с
Московским Художественным  теат-
ром. Я видел работу его актеров. Это
актеры разлячной талантливости, но
я не видел среди них ни одного, кто
относился бы к своим «ролям холодно,
бездушно. К сожалению, у нас в Лен-
госдраме есть такие актеры. В особен-
ности это можно сказать о тех мо-
лодых актерах, которые думают, что
им дают слишком мелкие роли, не
соответствующие их положению. Я не
успел еще притти сюха, как мине вру-
чили заявление, в котором говори-
лось, что людям «плюют в душу», так
как дают им маленькие роли. Я этих
слов не гонял и очевидно никогда
не пойму. Если актер замечательно
сыграет свою маленькую роль и потом
спросит: «Считаете ли вы, что я имею
право на больнкие роли?», — то я от-
вечу; «Да, вы имеете право на. боль-
шие роли, но это не значит, 9то вы
унижаете свое достоинство, играя ма-
ленькие роли». 5

Для того, чтобы театр работал нот-
мъльно, надо подумать .o здоровой
творческой атмосфере. Приходится
сказать о некоторых недостатках на-
шего театра. Наша труппа чрезмерно
велика. Нормальной творческой жиз-
ни в таком коллективе быть ве мо-
жет. Это зервое. Кроме того я думаю,
что для тезтра, который имел и дол-
жен иметь всесоюзное значение, 06-
щий ‘уровень мастерства недостаточно
высок. В труппе есть актеры, кото-
рые сами должны спросить себя, нуж-
ны ли онч этому театру.

Это не значит, конечно, что в Гос-
драме мотут играть только знамени-
тые «старики», которыми мы тордим-
ся. Да, они имеют право играть, и.
молодежь должны итти за ними. Од-
нако мы не можем удовлетворить-
ся тем, что эта мололежь только «по-
дает надежлы». Мы должны воспи-
тывать молодых актеров, и они дол-
MAL стоять рядом CO энаменитымя
«стариками». Но только «подавать ва-
дежлы» нельзя, пора уже «оправлы-
вать надежды»,

В трупге Ленмслрамы есть акте-
ры и актрисы, которые должны за-
	Из первой беседы с труппой Гос-
драмы. :
		ee ON И СТ
	Только цитаты...
	Невежина критикует Рембрандта
	картине Рембрандта «Мясная туша
«Импрессионистическая красочность
этого свободно написанного тнирокими
пятнами натюрморта превращает сам
по 66е антиэстетический мотив ре»
альной действительности в феериче»
скую оргию красок»,

На протяжении всей книги пытает.
ся Невежина, пользуясь одной ‘и 10й
же рецептурой, одним и тем же скуд-
ным набором терминов, дать анализ
самых различных полотен и офортов
Рембрандта. При этом упоминаются
и «волнующие модуляции  пригау-
шенного сияния» и «ритмические ли
‘нии, опускающиеся и вздымающие-
ся»-и «перекрещивающиеся диагока-
ли композиции» и прочий мнимо-на-
учный валор. Только одно забыла
В. Невежина — раскрыть великое
содержание творчества Рембрандта,
ту «правдивость суровых рембран-
дтовских красок», о которой писал
Маркс.

Наконец, социальная среда, в ко-
Торой жил и творил Рембрандт! И
в этой области В. Невежина делает
невиданные «исторические  откры.
тия», Так, например, по ее мнению,
в Голландии первой половины
ХУП в, «юдаизм становится почти та-
кой же духовной средой, какой был
	туманизм во Флоренции эпохи Ме.

Аннотация издательства сообщает:
«Монотрафия «Рембрандт» В. Не-
вежиной дает удачную характеристи-
ку творчества мастера в области кар-
тины, офорта и риеунка. Вместе с
тем она освещает и историческую 06-
	‘становку, социальную среду, жизнь и
	личный характер художника, Ш0 с0-
держанию и языку монография до-
ступна для широких масс читателей».

Сейчас, накануне выставки Рем-
брандта, многие читатели наверно
воспользуются рекомендацией Изоги
за и обратятся к труду В. Невежиной.

Представим с6бе положение такого
читателя. Он кое-что слышал уже о
суровой силе Рембрандта, о беспо-
щадной правдивости великого  гол-
ланлского художника, возможно, он
любовалея полотнами мастера в Эр-
митаже. Перед ним одна из  значи-
тельнейших вещей Рембрандта —
«Ночной дозор». Читатель раскрывает
труд Невежиной; Здесь сказано: «Его
толпа не что иное, как сумма извест-
ного количества людей.. Он лишает
фитуры характера. портрета и как бы
намеренно не заботится о пеихолоти-
ческой индивилуалиаации участников
‚собрания... Движение ие выражено
реалистически последовательно...»

Несомненно, любознательный чита-
тёль будет смущени Остается только
верить, что подобных. пятен на репу-
тации художника немного.

Далее читатель переходит к «Ана-
томии доктора Тюльта». 0б этом ‘TO:
лотне Рембрандта Невежина ‘пишет:

«Идеологический центр картины —
лектор — смещен вбок, главный свет
лежит на данном в легком ракурсе
‘трупе»; «резкие повороты головы, пре-
‘увеличенно вытянутая шея одной ча-
‘сти слушателей и устремленные ми-
мо лектора и об’екта его демонстра-
ции взоры другой части мешают
убеждению в подлинной заинтересо-
ванности присутствующих». Зато, по
мнению В. Невежиной, «в основе не-
правильного треугольника компози-
ции находится труп» и вообще: «са-
мое совершенное в картине — это гар-
моническое сочетание красок с зелено-
ватым цветом трупа»,

Обративигись, наконец, к знамени-
тым «Синдикам» и узнав, что «поч-
тенные синдики даны в обычных про.
заических одеждах, но инливидуаль-
ность широкополых шляп использу-
ется как один из важных композици»
онных факторов», читатель  оконча-
тельно убеждается, что не единичные,
не случайные опгибки, но система ги-
бельных опгибок заключена в творче-
стве Рембрандта, которото человече-
ство-тах опрометчиво увенчало лавра-
ми. славы.

С жеманной брезгливостью В. М.
Невежина- товорит и 9 энаменитой
	онидов «актер нутра» и что актер-
ской техникой он не владеет. Это че-
пуха. Вся сила актерской техники
Леонидова именно в том, что он ис»
пользует ее не для чеканки chen
ческих шаблонов, а для того, чтобы
найти тончайшие нюансы и движе-
ния человеческой дупги, Разве акте-
ру без гениальной актерской техни-
ки было бы по силам сытрать такие
различные по характеру и «амплуа»
роли, какие сыграл Леонидов? СОпи-
ск .леотидовоких ролей не мал и
чрезвычайно разнообразен. Пер Гюнт
и Лопахин, Городулин и доктор Кер-
женцев («Мысль» Андреева), Иван
Прокофьевич Пазухин в «Смерти Па-
зухина» и Трепачев в «Нахлебнике»,
професвор Бородин и Егор Булычев
и много, много друтих. Природа ак-
терского темперамента Леонидова на-
столько своеобразна и индивидуаль-
на, что не может быть сравниваема с
актерокими, тениями других великих
мастеров Художественного театра —
КачАлова и Москвина. В перечислен-
ных ролях имеются такие, кото-
рым свойственны и комедийные чер-
ты, И их Лебнидов играл не ‹в угоду
публике», не стараясь рассмешить
зрительный зал, Он сумел передать
зрителю свое понимание, свое истол-
кование жиэни этих людей. Фактичес-
ки он неё играл, а жил на сцене в об-
разах этих персонажей,

К некоторым ролям (а может быть
и ко всем) у Леонидова имеется сВое-
образный «ключ», скрытый в одной
какой-нибудь реплике. Когда Леонид
Миронович произносит реплику проф.
Бородина: «Что делается с ЛЮДЬМИ, Я
вас спрашиваю?» — перед зрителем
сразу возникает образ этого замеча-
тельного ученого. Бородин — одно из
	пучших созданий леонидовского та-
	Про Леонидова никогда нельзя ска-
зать, что он исчерпал всего себя, Ка-
ждая новая работа, каждая новая
встреча неожиданно открывает в нем
новые грани его поистине титаничес-
кого актерского таланта. Сейчае он
работает над ролью Пимена в «Бори-
се Годунове». С каким глубоким по-
ниманием Пушкина, с какой эруди:
	Далее мы узнаем, что «сознание
буржуазий собственной полноценно
сти, как победительницы в классовой
борьбе, создавало новые художествен-
ные запросы и несомненно способет»
вовало развитию портретной живопи“
си». Там, где автор покушается на
более углубленный анализ, мы чита“
ем: «Рембрандт отстаивает незавиеи“
мость своей творческой личности,
буржуазно-интеллитентским  средст-
вом борьбы — уходом в одиночеста
в0». Или: «Значение, которое“ фило
софия Беме придает свету-отню, как
бы находит соотношение в том 060:
бенном отношении Рембрандта к све-
ту, благодаря которому он преобрач
жает вещи, когда их коснется ero
КИСТЬ».
	В ближайшее время в Москве от.
кроется выставка Рембрандта. ‘Она не-
сомненно будет пользоваться  любо-
Вью художников и зрителей. В пои:
сках литературы о Рембрандте чита»
тели обратятся и к труду Невежин.
ной. Надо этото читателя предупре-
дить: ему не принесет гользы акаде“
мическая, в самом дурном смысле
этого слова, не задающаяся даже во-
просом — чем, какими чертами CBO
ими близок советскому народу Рем-
брандт, — книга В. Невежиной,
		Вторым на собрании выступил
К.Ф. Юбн. Он говорил, что не только
право, но и обязанность изокритика
этмечать в работах каждого художни-
ка малейшее движение вперед, каким
бы незначительным это лвижение ни
было. При этом тов, Юон согласился
с целым рядом конкретных замеча-
nua тов. Рудзутака. Наконец, тов,
Юон указал, что выставку летних ра-
бот следует рассматривать he как
смотр нашей живописи, & как экс-
периментальную выставку этюдов. И
это также должно быть учтено кри-
THROM.

Художник Котов пытался связать
вопросы изокритики 6 проблемами
художественного мастерства в целом,
Он отметил ту легкость, © которой “в
последнее время у нас. «проиаволять
живописцев в мастера. Он замечает,
	ет одной какойчнибудь репликой, 33-
мечанием увлечь актера. Я начал мо-
колог Снегирева, Леонидов со скуча-
ющим видом сидел на подоконнике,
смотрел в окно. Я рассказывал, чи-
тал, изображал, «натонял нерв», тем-
	‚перамент, бегал по комнате, стараясь
	чем-то напомнить «обиженного чело-
века», каким я тогда понимал это
сложное и больное явление ‘русской
жизни. Леонид Миронович молчал,
выдерживая свои необыкновенные
«леонидовские» паузы, Неожиланно
эн меня прервал:

— Все это очень хорошо, молодой

человек, но где же мысль ваша,
мысль! ?
	Я стал об’яснять, как умел,

— Нет, гростите, это какая-то мыс-
пишка, вы изображаете образ, & не
живете жизнью штабс-капитана Сне-
гирева. Покажите мне душу капитана
Снегирева, Я хочу видеть, где и что
у него болит! =

Я начал свою работу сызнова,

К каждой репетиции Леонидов все:
гда готовится, как к публичному спек-
	‘таклю. Партнеру по игре и ученику он
	умеет, как никто, сообщать понима-
ние глубины воплощаемого образа,
Л. М. Леонвдов — актер неровный
Он знает и неудачи. Он не из тех ак-
теров, которые поражают блеском вг-
ры, внешностью, приемом. Но иные
ем роли, расцененвые впоследствии
критиками, как неудачи, для нас, ак-
теров Хуложественного театря, видев-
ших его на репетициях, являются не-
превзойденными вершинами  мастер-
ства. Наши профессиональные крити’
ки писали в свое время о неудаче Ле-
онидова’ в роли Каина, они упрекали.
его, что в этой роли он дал не пер-
возханный  титанический образ, а-ка-.
КОоГо-Т6 «ярославского мужика» Я
	помню одну из первых реретиций бай-   ся. глупые смешки, Леонидов, почув-
	роновокого. «Канна». Леонидов не
стремился. запугать зрителя отвлечен-
ным, неземным ужасом. Наоборот, Ле-
онидов играл человека близкого, по-
нятного и привычного. всем нам.
	Каин-— Леонидов восстал против
	неба и 0ога, против всего. миропоряд-
ка, против установленных понятий о
справедливости и праве, Он говорил,
и каждое слово его, как огненный Ка-
мень, западало глубоко в душу. Ис-
чезла ‘условная преграда отсутетво-
вавшей рампы. Как внезапный ура
Tak, увлек он` сердца и чувства всех
нас, юных энтузиастов великого теат-
ра сценической правды. Это не был
Прометей-небожитель, & человек —
земной, близкий нам, боли и муки
которого понятны и ощутимы. Таков
один из многочисленных примеров
проникновения Леонидова в глубочай-
шую сущность, в «сверхзадачу», по-
ставленную перед актером, драматур-
гом и режиссером.

Вопоминается и другой случай, Ле-
онидов репетировал Отелло. Сцени-
ческая выгородка, часть декораций
установлены, а Леонидов без грима
и костюма репетирует свою сцену.
Четвёртый акт: эпизод удушения Дез:
демоны. Леонидов-—Отелло выходит
из правой кулисы, направляется к
ложу супруги, чутко и боязливо при*
слушиваясь к каждому mopoxy, к к8-
ждому скрипу ^ половицы, инжал
полководца заткнут у Леонида Маро.
вовича за борт пиджака. В течение
всей сцены он вынимает кинжал #
медленно опускает его обратно. Мы
не могли двигаться, охваченные во-
сторгом изумления и потрясенные си-
лой актерской правды, Мы забыли,
что можно освободить себя, разрядив
свои чувства рукоплесканиями, Мы
Все молчали, Но когда мы разошлись,
мы ощутили себя как бы душевно об-
новленными,

О другом случае, связанном © Лео-
нидовым в роли Дмитрия Карамазова,
мне рассказывали друзья актёры. Од-
нажды во время спектакля узкое три-
ко Дмитрия лопнуло на Леонидове.
	‚-   Это было в сцене допроса в Мокром,
Я В зрительном зале начали раздавать-
	ствовав, что зрительный зал «уходить
от него, вдруг повернулся к рампе,
оотрым, нервным, властным жестом
руки собрал лопнувшее трико и на-
чал монолог Дмитрия: «Узко, yano,
смейтесь, господа!» Эрительный зал
растёрялея, смешки моментально сти-
хли, & через несколько минут тлу-
боко потрясенные сотни людей вста-
ли и устроили актеру долго несмол-
кавшую озацию,

Я не театровед, Я только делюсь
лочками воспоминаний, О Леонидово
надо товорить и зопоминать очень
много и очень серьезно. `Это должны
сделать все актеры нашего и других
театров, и чем скорее — тем лучше,
Человеческая память ненадежна, онз
слабеет с годами, многое будет забы-
то и утеряно.

Помню зиму 1919 г. На вечере в По-
литехническом музее Леонидов чита-
ет «Последнее слово» Дмнтрия Кара-
мазова на суде. Леонид Миронович
вышел в валенках, в темном костю-
ме, в свитере под пиджаком. Тогда в
	зале было очень холодно, Он обвел
долгим взглядом аудиторию, и_я 3за-
	метил, как в глазах ‚его как бы рас-
крылась некая — по выражению NoL-
стантина Сергеевича Станислаз( кого—
«калитка».

— Господа, присяжные заседатели!..

И я, никогда до того не вндавший
Леонидова в роли Карамазова, почув-
ствовал все выстраданное, перелуман-
ное, пережитое Дмитрием. В одном
монологе была гоказана вся жизнь
человека, © ев муками, внутренними
борениями и бессилием в борьбе с
самим собою. Уже в первых несколь-
ких фразах мы видели Дмитрия
Карамазова с его «растегнутой ду-
шой» и «растегнутым сердцем». Кро-
ме того, что это было. глубоко и вол-
нующе по содержанию, это было 60-
вершенно по актерской форме игры,
ибо форма явилась здесь следствием
внутренней правды образа.

Леонидов не принадлежит К акте-
рам, играющим «на публику». У него
бывали срывы, потому что он всегда
играет по влохновению. Среди актеров
	существует ходячзе мнение

что Jide
	цией, с каким завидным знанием мё»
териала он подошел к этой работе!

дельная тема — это Леонидов»
человек! Какой это благородный ум,
образованный актер, какая тонкая
артистическая психика, какое умение
остро и тлубоко проникать в самые
сложные исторические ситуации и яв-
ления! Традиционная актерщина вра
ждебна ео натуре. В моем сознания
Леонидов навсегда останется симво
лом глубочайшей человеческой ис-
кренности, синонимом творческой 60-
вести актера. Как своеобразно, с ка-
кой страстностью Леонидов читает га-
зету, как он умеет понимать смыся
и содержание каждого факта, о кото-
ром сообщается в газетной статье и
телеграмме.

Леонидов стал плотью от плоти нае
шей эпохи. Он гонял всем сущест
вом своим, всей своей чуткой душой
художника «что тажое происходит 0
	человеком» в напти дни — и 9710 08
	передает в. зрительный зал. К с0ж&*
лению, он в последние годы, по с
стоянию своего здоровья, играет очень
мало. Я хочу выразить пожелание я
надежды (лумаю, что это надежды 1
пожелания всех советских актеров),
что Леонидов еще сыграет немало но:
вых ролей в самом близком будущем;
что ему будет дано величайшее сча-
стье, доступное художнику, — цели
ком и без остатка высказать себя #8
сцене в новых образах, в новых ро*
лях. Так будет до конца написана
одна из самых блестящих страниц
театра — страница об актере-мысли-
теле и большом человеке чувства, 0
благородном интеллекте артиста, един-
ственной темой которого был человек
в мучительных противоречиях 60
борьбы © самим собою и с враждеб-
ным историческим окружением. Ко!
да советские драматурги создадут 8
ближайшем будущем новые пьесы о
современном советском человеке, тор»
жествующем в борьбе со всем, чю
препятствует построению социалисти“
ческого общества, и в них будут рол
для трагического таланта Леонилова,
— это будет лучшим подарком, какой
страна может сделать своему велизо*
му актеру.
	Я счастлив, что имею возможность
публично высказать те мысли и чув:
ства, которые связаны у меня с име-
нем величайшего трагика  современ-
ной русской сцены. — Леонида Миро-
новича Леонидова. Леонидов не толь-
ко актер трагического амплуа, уме:
ющий потряеать и десятки раз потря-
савший зрительный зал, не только
режиссер-педагюг, прегодающий нау-
ку сценического мастерства. Леони-
дов — явление гораздо. более глу-
бокое, сложное и разностороннее.
В нем есть и другая сторона мастер-
ства. Леонидов «актер для актеров»,
как бывают поэты для поэтов, комто-
зиторы для композиторов, живопис-
цы для живописцев и т. д. Я здесь
имею в виду не какие-то узко-профес-
сиональные, доступные только круту
посвященных его творческие особен-
ности. Нет, всегда и на сцене, и в ре-
петицонном зале Леонидов одинаково
прост и понятен, потрясающе глубок,
проникновенен, добирается до самых
сокровенных тайников человеческого
сознания,

Я мворю © Леонидове «за кулиса-
ми», о Леонидове в репетиционном
зале, о Леонидове, которого зрители
никогда не вадят. Так исчерпать тра-
тическую тему предложенной роли,
как Леонидов, — мало кто умеет, так
жить на сцене, а не «играть» образ,
как умеет Леонидов, мало кому да-
HO. видел немало трагиков старой
русской и западной сцены. Но необы-
чайно простая манера «леонидовской»
игры, его как бы пламенеющий ин-
теллект выделяют его из всей блестя-
щей плеяды мастеров мировой сцены.

Я хочу рассказать читателям о Ле-
онидове, как актере и учителе акте-
ров. В 1920 г., вскоре после поступле-
ния в школу Художественного теат-